4. Финикийцы в составе мировых цивилизаций. Цивилизация древней финикии


Древние цивилизации. Морская торговля древней Финикии

Финикийцы первыми протянули через Средиземное море нити торговых связей. Они определили времена года, благоприятные для дальних плаваний, нашли и обустроили удобные гавани.

Доказательством существования активного мореплавания является находка следов кораблекрушения у мыса Гелидония на южном берегу Малой Азии. Корабль, затонувший около 1200 г. до н. э., перевозил груз различных медных и бронзовых предметов. Большинство этих вещей происходило с Кипра, но сам корабль кипрским не был. Предметы, найденные в кабине экипажа, указывают на финикийское происхождение судна и его команды. Финикийские торговцы взяли груз на Кипре и направились с ним дальше на запад.

Финикийское судно в египетсокм порту.

Финикийцы знали Гибралтарский пролив, который называли Меркальтовыми Столбами (по имени главного божества в Тире), возили олово из Северной Англии, ходили вдоль западного побережья Африки. Исторические материалы говорят также о плавании этого народа в южном направлении через Красное море до Индийского океана. Им же приписывается честь первого плавания вокруг Африки в конце VII в. до н. э.

На верфях финикийских городов строились торговые суда и гребные военные корабли. Их флот играл в Средиземноморье первостепенную роль уже во II тысячелетии до н. э. Древняя Финикия была не только предприимчивым торговцем, но и пиратами. Захваченных людей они обращали в рабство и, по-видимому, первыми стали использовать гребцов рабов.

В течение веков жители крупных городов восточного побережья Средиземноморья сохраняли славу искусных кораблестроителей. Слово «галера» вошло во все существующие европейские языки.

Торговля и порождённое ею богатство городов древней Финикии вызывали зависть соседей. За долгую историю в страну не раз вступали армии Египта, Хеттской державы, Ассирии, наводняли орды кочевников из сирийских степей и аравийских пустынь. В поселениях, раскопанных археологами, отмечены следы разрушений и пожаров, а во многих случаях появление нового населения. Например, раскопки в Библе показывают, что ранняя эпоха истории этого города заканчивается страшным разрушением. Скоро город отстроили заново, но в первое время он был беднее, чем до разрушения. Дома становятся более скромными, однокомнатными. На какое то время исчезает и городская стена.

Торговля определила особенности государственной организации этих городов. В их управлении значительную роль играло купечество. Тесные связи с разными странами наложили отпечаток на культуру финикийцев. В своём творчестве финикийские художники использовали мотивы и сюжеты египетского, хеттского и вавилонского искусства.

И наконец, торговля, опыт мореплавания и недостаток земли дали толчок финикийской колонизации Средиземноморья.Источник

xvastunishka.us

Я,БЛОГЕР: Финикийская цивилизация

image

Финикия. Древняя  страна  на восточном побережье Средиземноморского моря у подножья Ливанских гор. Была расположена на береговой полосе современного Ливана и северо-западной Сирии. Своеобразность природных  условий Финикии, нашли  отражение  даже  в  названиях городов.  Так, например,  Библ (Библос), по финикийский звучит как Гебал, что означает «Гора», а название города Тира – по  финикийский “Цур” – скала.  Отсутствие большого количества пригодных для занятия пахотным земледельем затрудняло развитие земледельческого труда, в следствие чего, финикийцы сосредоточили усилия на садоводстве, культивировании фиников и винограда. Рыболовство занимало одно из ведущих мест в хозяйственной деятельности финикийцев, что естественно для морского народа. Неслучайно название города Сидона, на финикийском языке означало  «место  рыбной  ловли». Большое  богатство для страны представляли леса горного Левана, которые изобиловали кедром и другими ценными породами. По предположению некоторых ученых, первые жители Финикии говорили на несемитском языке.  

Но уже в III тысячелетии до н.э., согласно египетским источникам, здесь проживали семитические племена, относящиеся к группе западно-семитских племен, населявших в то же время палестинские земли.

В древневосточных источниках все эти племена именуются ханаанеями. Пришельцы в скором времени не только смешались с коренным населением, но и ассимилировали его. Название «финикиец» встречается в египетских иероглифах надписях середины III тысячелетия до н.э. в форме «фенех». Позднее древние греки применяли слово «фойникес», что означало «красноватые», «смуглые». В семитских источниках особого наименования для Финикии и финикийцев не встречается. Название Кинаххи, которое объясняется как «страна пурпурной краски», имеет широкое значение, так как подразумевает также Палестину и Сирию. Аналогичные же общие обозначения для этих стран употребляли и египтяне.

В древней Финикии. Рисунок нашего времени image

Как уже было сказано выше, земледелье не играло существенной роли в хозяйственной жизни финикийцев, из-за отсутствия большого количества пригодного для земледелья угодий. Но и те, что имелись, могли все же использоваться достаточно интенсивно, так как морские ветры приносили обильные дожди. Восточное побережье Средиземноморья славились естественными богатствами, в которых имели потребность соседние страны. Одним из основных продуктов, которым торговала Финикия, была сушеная рыба. Особую ценность представляли дубовые и кедровые леса Ливана. Они давали отличнейший кораблестроительный материал.

Дань ханаанеев фараону. Египетская роспись XV века до н.э.

image

Из дерева изготовлялись саркофаги, в которых помещались мумии египетских вельмож. Прогрессу в хозяйственной жизни Финикии способствовало включение в середине II тысячелетия до н.э. ее городов в состав мощной Египетской державы. Пригодная для земледелья территория Финикии была небольшой, но почва отличалась плодородием, к тому же очень тщательно обрабатывалась. Однако, главное значение в хозяйстве финикийцев имела торговля. Большую роль в торговле играло высококачественное вино. Важным продуктом садоводства было также оливковое масло. Изделия финикийских ремесленников отличались высоким художественным совершенством, и представляли большую ценность для египетских фараонов и митаннийских царей. В I тысячелетии до н.э. стали славиться финикийские стеклянные сосуды, изготовленные при помощи стеклодувной техники.

Во времена египетского владычества в долину Нила вывозились финикийские ткани. Финикийцы первыми начали изготовлять пурпурную ткань из особого вида моллюсков, окрашивали ею шерстяные и льняные ткани. Кроме товаров местного производства финикийцы торговали и тем, что вывозили из Малой Азии, с Кипра, Крита, из областей микенской культуры Греции, с западных земель Средиземноморья. Практически, Финикия сосредоточила в своих руках всю транзитную торговлю Средиземноморья. Из Малой Азии финикийцы получали серебро и свинец, а позднее—железо. Из Кипра в финикийские города доставлялась медь. С Крита финикийцы получали предметы эгейского художественного ремесла, продукцию других стран Средиземноморья. Таким образом, богатство Финикии, ее хозяйственная жизнь были основаны на торговле, что предопределила высокое искусство корабельного строительства и вождения, начало финикийской колонизации Средиземноморья.

Финикийские города и основание колоний

image

Пришедшие на территорию будущей Финикии семитские племена долгое время жили в первобытнообщинном строе. Но к концу III тысячелетия до н.э. у них начинают складываться небольшие рабовладельческие государства, в форме городов-государств. Каждый город-порт представлял собой политический, экономический центр. Одним из таких городов был Угарит, расположенный южнее устья реки Оронта, напротив северо-восточного мыса острова Кипр и на перекрестке морских путей из Эгейского моря и Малой Азии в Египет и Переднюю Азию. Население Угарита говорило в основном на западносемитском языке, хотя часть жителей пользовалась диалектом хурритского языка. На месте этого древнего финикийского укрепленного приморского города во время раскопок были обнаружены вместе с ценными вещественными памятниками во множестве таблички, относящиеся ко II тысячелетию до н.э. с текстами, исполненными клинописью из 29 букв. Эти письмена содержат мифы, проливающие свет на древнейшую культуру Финикии.

Угарит (современное городище Рас-Шамра) /www.wikipedia.ruimage

На месте современного городища Рас-Шамра люди жили в течение многих тысячелетий, но уже в III тысячелетии до н. э. это поселение можно рассматривать как город и даже как центр города-государства. Однако дошедшие до нас архивы Угарита датируются лишь временем с XIV веком до н. э. Они состоят из трех частей, хранившихся в разных помещениях царского дворца, в них содержатся хозяйственные, юридические и литературно-религиозные документы. Среди этих записей есть и знаменитые теперь мифологические тексты Угарита. В последних немало совпадений с Ветхим Заветом. Главной статьей дохода в Угарите была торговля, он также держал немалый флот и имел собственные верфи. Переписка Угарита с Тиром, Сидоном и Кинзой свидетельствует о тесных контактах между городами побережья и внутренних южных областей. По данным современной этнографии и археологии, торговые связи Угарита тянулись через верхнеевфратскую долину в области Закавказья. Особое значение для города имели связи с Аласией (Кипром), где существовала угаритская колония. Были налажены торговые отношения и с Египтом. В середине XIV — начале XII века до н.э. Угарит фактически подчинялся Хеттскому царству. Через Угарит в Каркемиш, столицу хеттов, шли бронза и олово. Торговцы из Каркемиша были в Угарите неприкосновенны, хеттский царь мог распоряжаться флотом Угарита фактически как своим. В результате такое положение вещей привело к тому, что когда на восточно-средиземноморское побережье началось наступление «народов моря», Угарит оказался беззащитен: его  войско и флот были отозваны в этот момент хеттским царем. Однако, если судить по данным раскопок в Угарите, город погиб не вследствие этого наступления: он был разрушен землетрясением катастрофической силы и, видимо, затем уже был разграблен врагами. После этих событий Угарит никогда более не возрождался.

На острове южнее Угарита находился город Арвад, островное положение которого способствовало сохранению независимости в военных столкновениях того времени. Арвад был расположен в 50 километрах к северу от Триполи. Само название города означало «место скитающихся беглых», так он был основан беглыми сидонянами. Впервые название города Арвада упоминается в египетских источниках начала XV века до н.э. В VIII веке до н.э. Арвад был подчинен ассирийцами, затем Вавилонией. При Ахеменидах Арвад обладал автономией, а в эллинистическо-римский период имел свое собственное управление. Жители Арвада славились как искусные моряки. В XIV столетии до н.э. совместно с хеттами участвовали в войнах против Египта, и островное положение их города позволило сохранить независимость, после того как вся Финикия была подчинена Египту. С V века до н.э. в Арваде чеканилась монета. Своего наивысшего могущества город достиг при Селевкидах. В XII—XIII веках Арвад был захвачен крестоносцами. С тех времен на острове сохранились развалины замка крестоносцев. Полностью Арвад был разрушен в ходе завоевательных походов правителя Арабского халифата Омара I (634 – 644) и больше не возникал. В настоящее время на месте Арвада находится небольшое селение.

Крепостная стена древнего Библоса // Эхо Планеты № 5-1989 г.imageОдним из самых значительных центров финикийской цивилизации был город Библ, упоминающийся в Библии по названием (Библос) - современное название Джубейль. Это один из древнейших городов мира, возраст его насчитывает 5-6 тысяч лет. Город находится на севере Ливана, на берегу Средиземного моря. Сохранилась его древняя гавань, огражденная каменными стенами с башнями, охраняющими выход в море. Тут же — некрополь правителей города, заложенный за 2 тысячи лет до нашей эры. Город знаменит храмами Ваала, позднее известен как место культа бога Адониса, отсюда распространившегося и в Греции. По представлениям древних египтян именно в Библе нашла Исида тело Осириса в деревянном ящике. Уже в III тыс. до н. э. Библ поддерживал тесные торговые связи с Египтом.

К северу от Бейрута, примерно в 40 километрах, раскинулся легендарный город Библос (Библ). Здесь побывали завоеватели всего древнего мира, оставившие о себе память в виде крепостных стен и храмов, амфитеатров и колоннад. Каменные колодцы глубиною от 8 до 12 метров сохранили до нашего времени резные саркофаги правителей Библоса. На саркофаге царя Ахирама выбит древний финикийский алфавит из 22 букв. В окружении городских стен высятся руины эллинских храмов. Рядом с ними – миниатюрный римский амфитеатр. С невысокого холма, на котором он расположен, открывается чудесный вид на Средиземное море и древнюю гавань, откуда уходили в плавание финикийские галеры. Центральную площадь Библоса украшает древнеегипетский Храм обелисков, сооруженный около 1900 года до нашей эры. В конце III тыс. до н. э. Библ пережил период упадка: известно о пожаре, в котором погиб храм “Владычицы Библа”. Активная деятельность замерла здесь на некоторое время, но ко II тыс. до нашей эры город вновь становится крупнейшим центром финикийской морской торговли, его связи распространяются до Эгейского моря. В Египет из Библа вывозился лес, а также вино и оливковое масло; из Египта в Библ в большом количестве поступал папирус. О том, насколько сильным было здесь влияние Египта, говорит тот факт, что цари Библа пользовались египетским языком как официальным.

Древнеримский амфитеатр, служивший в будни для выступления ораторов, а в праздники превращался в сцену для актеров. // Эхо Планеты № 5-1989 г.

image

Храм обелисков в Библе. БЭКМ 2007 г.

image

Над Библосом возвышается крепость крестоносцев – одних из последних завоевателей этой земли

image

В XVIII столетии до н. э., когда египетское влияние в Восточном Средиземноморье сильно уменьшилось, правители Библа по-прежнему оставались для Египта лишь областными руководителями (номархами), хотя по отношению к другим государствам выступали как цари. К концу II тыс. до н. э. отношения Библа с Египтом фактически становятся равноправными: из египетской повести “Путешествие Унуамона”, датируемой XI в. до н. э., мы узнаем о том, как правитель Библа заставил египетского посланника ждать аудиенции в течение 29 дней и затем запросил неумеренно высокую цену за лес, который тот просил продать Египту. Первые фараоны XXII династии Шешонк и Осоркон, по-видимому, еще некоторое время контролировали Библ, который в этот период являлся крупнейшим центром Северной Финикии. В VIII в. до н. э. эта область отошла к ассирийцам, а после падения Ассирии попала под власть Вавилона. После захвата Вавилона персами финикийские города признали гегемонию персидского царя Кира. Когда в 333 году до н. э. в Финикию вторглась армия Александра Македонского, Библ был в числе городов, мирно покорившихся новому завоевателю. После смерти Александра Библом владели сначала Птолемеи, затем он вошел в державу Селевкидов, вместе с остатками которой был в 64 году до н. э. присоединен к Риму. Последний царь Библа был казнен римским полководцем Гнеем Помпеем. В Древнем мире Библ был крупнейшим центром тоговли папирусом, который доставлялся из Египта, и соперничал с финикийскими городами Тиром и Сидоном. Греческие слова “библос” (папирус) и “библия” (книга) происходят от названия Библа. В Библе были найдены надписи, составленные особым слоговым “линейным письмом” (протобиблское письмо). Письмо содержит около 100 знаков, которыми, по-видимому, передавались слоги. Это письмо было гораздо проще, чем аккадская клинопись и египетская иероглифика, но в нем отсутствовали словоразделы, что сильно затрудняло чтение.

Протобиблское письмо, вероятно, употреблялось во II тыс. до н. э. Его до сих пор не удалось расшифровать, поскольку мы не располагаем достаточным количеством надписей, а формы знаков нельзя с уверенностью соотнести ни с одной из известных систем среди письменностей Древнего мира. Библ еще недавно был местом паломничества туристов. Ему посвящены десятки книг известных археологов, историков, искусствоведов. Здесь до сих пор находят древние монеты и всякого рода «сувениры», оставленные многовековой цивилизацией этого города, который упоминается еще в Библии.

Древнеегипетский Храм обелисков – культовое сооружение построенное в 1900 году до н.э. // Эхо Планеты № 5-1989 гimage

На юге Финикии были расположены, постоянно враждовавшие друг с другом города Сидон и Тир. Они были защищены от нападения врагов скалами. На месте древнего города Сидона ныне находится город-порт Сайда, значительный промышленный центр Ливана.

imageГород Сидон был основан в IV тысячелетии до н.э., и ко II тысячелетию до н.э. превратился в один из крупнейших центров международной торговли. Правители Сидона в течение долгого времени вели упорную борьбу с Тиром за гегемонию в Финикии. В конце II — начале I тысячелетия до н. э. Сидон активно участвовал в колонизации Западного Средиземноморья. В начале I тысячелетия до н. э. Содон оказывается под властью Тира. В 701 году до н. э. Сидон покоряет Ассирия. Жители города неоднократно поднимали восстания против ассирийцев. В конце VII века до н.э. Сидоном овладевает Вавилон, а во второй половине VI столетия до н.э. город вошел в состав Персидской империи Ахеменидов. Около 342 года до н.э., после восстания против завоевателей был разрушен Персидским царем Артаксерксом III, но позднее восстановлен.

Сидон (Сайда). Новая часть города

image

В IV в. до н. э. Сидон Александр Македонский включил в состав своей империи. Позднее город входил в состав различных государств — государства Селевкидов, Римской и Византийской империй. В 637 году город был захвачен арабами. В эпоху Крестовых походов древний Сидон был объектом борьбы между крестоносцами и мусульманами, неоднократно подвергался осадам и разрушениям. В XIII — начале XVI веков Сидон находился под властью египетских мамлюков. В 1517 году Сидон был завоеван т турецким султаном Селимом I, и до 1918 года входил в составе Османской империи. Именно тогда он получил современное название — Сайда. Дальнейшая история города связана с историей Ливана, в состав которого был окончательно включен в 1920 году. Среди памятников культуры выделяются замок крестоносцев, возведенный  на месте финикийского храма Мелькарта. Среди других памятников архитектуры – руины замка св. Людовика, построенная в XII веке, большая мечеть Джами аль-Кебир, перестроенная из христианской церкви. В окрестностях Сайды находятся остатки финикийских храма Эшмуна, относимое к X – V векам до нашей эры.

Непримиримым соперником Сидона за влияние в Финикии был город Тир, расположенный на скалистом островке, и поэтому сами финикийцы именовали его Цур (скала). В настоящее время – город Сур в Ливане. Тир был основан около XXVIII века до н.э. ханаанеями. Долгое время Тир существовал как самостоятельная городская община, позднее город-государство, где царская власть должна была считаться с сильной общинной организацией.

Тир, современный город Сур в Ливанеimage

С древних времен город, малодоступный для противника, не располагавшего мощным флотом, состоял из двух частей — поселения на материке (Ушу) и островной цитадели, где в случае опасности укрывалось население. Основным центром городской жизни был храм бога-покровителя города Мелькарта. Около 1468 года до н.э. Тир был покорен фараоном Тутмосом III и вошел в азиатские территории Египта, а в период с 1355 по 1300 год до н.э. находился под хеттским влиянием. Тир первоначально уступал первенство в Финикии Сидону. Но после разгрома последнего около 1175 года до н.э. «народами моря», вызвавшего также массовое переселение сидонян в Тир, выдвинулся на первый план. В конце XII – начале XI века до н.э. Тир возглавил первый этап финикийской колонизации Средиземноморья. Жителями города были основаны такие города-порты, как Гадир, современный Кадис в Испании, Утика, Ликс в Африке. Основание этих колоний стало первым шагом на пути превращения Финикии в средиземноморскую морскую державу. Около 1075 года до н.э. Египет утрачивает власть в Азии, и для Тира наступает эпоха независимости. В X веке до н.э. цари Тира подчиняют Сидон, в память о его могуществе принимают титул “царей сидонян”, что означало владычество над всеми финикийцами. После этого события Тир начал контролировать всю Южную Финикию. Наибольший расцвет Тиро-Сидонского царства падает на время правления Хирама I (969 – 936 гг. до н.э.), превратившего Тир в неприступную крепость.

Тир. Городские ворота

image

Хирам укрепил средиземноморскую державу Тира, купил часть Галилеи и включил в тирскую сферу влияния некоторые города Кипра. Заключенный им союз с Израилем, царем которого в это время был Соломон, существовал около столетия. В X веке до н.э. Тир превращается в крупнейший торговый центр Средиземноморья, живущий, прежде всего за счет морских перевозок, пиратства и продажи пурпура, стекла, рабов. После того, как в IX веке до н.э. финикияне были изгнаны греками из Эгеиды, к власти в Тире пришел узурпатор Итобаал. Он упрочил положение Тира и возобновил колонизацию Западного Средиземноморья, в том числе Сардинии, где появилось много новых финикийских центров. В колониальную систему Финикии была включена и Северная Африка, где финикийцы в 823 году до н.э. основали город-порт Карфаген, ставший впоследствии главным соперником Рима в Средиземноморье. В 743 году до н.э. Тир признал зависимость от Ассирии. Однако чрезмерная дань и попытка Ассирии отторгнуть от Тира все его владения в Финикии, в результате которой Элули Тирский наконец признал ассирийскую власть, но возвратил себе все утраченное. Новое восстание Элули, произошедшее около 704 года до н.э. окончилось осадой Тира ассирийцами, бегством царя за море и потерей всех финикийских городов, ранее подвластных Тиру. После признания ассирийского верховенства Тир неоднократно восставал, навлекая на себя новые ассирийские походы. В 644 году до н.э. материковая часть города была разгромлена Ашшурбанипалом. На рубеже VIII - VII веков до н. э. Тир утратил заморские владения, но вплоть до V века до н.э. сохранил свое старшинство в Финикии.

Около 630 года до н.э., в результате резкого ослабления Ассирии в войне со скифами Тир вновь становится фактически независимым городом, и его купцы контролируют торговые пути Средиземноморья, вплоть до восточно-центральной Малой Азии, Южной Аравии, Испании, и даже Британии. Однако вторжение в регион сначала египтян, а затем и вавилонян поставило Тир между двух огней. Выступивший на вавилонской стороне и потесненный египтянами, Тир перешел на сторону последних. Но тринадцатилетняя осада, организованная царем Вавилона Навуходоносором II, заставила Тир признать его власть и примириться с утратой первенства среди финикийских городов, перешедшего к Сидону. Вместе с Вавилонией Тир вошел в державу Ахеменидов, включивших его в одну федерацию с Сидоном и Арвадом, а в 332 году до н.э. после семимесячной осады был взят и разгромлен Александром Македонским. Население города было продано в рабство. После этого Тир подчинялся македонским правителям Азии, а азтем – Риму и перестал играть самостоятельной роли, хотя вплоть до средневековья оставался важным центром. С тех далеких времен сохранились руины гавани, откуда тирские мореплаватели отправлялись в далекие страны.

Тир. Руины древней гавани. Отсюда в далекие путешествия по Средиземному морю отправлялись финикийцы. Сюда же привозились товары из Египта, средиземноморских колоний.

image      image

Культура Финикии

К финикийской культуре относится культура, созданная в IV—I тыс. до н.э. на территории Финикии и ее колоний. Финикийская культура испытала значительное влияние египтян, ассиро-вавилонской, хиттской, эгейской и греческой культуры. Самым важным достижением финикийцев явилось изобретение финикийского консонантного письма во второй половине II тыс. до н.э., от которого ведут происхождение почти все последующие буквенно-звуковые системы письма. Древнейшими памятниками финикийской литературы являются мифологические тексты из Угарита, надписи финикийских царей, например царя города Сидона Эшмуназара, датируемое V веком до н.э. В период эллинизма и римского господства в Финикии была развита литература на греческом языке: по космогонии, по теогонии, исторические повествования.Частью финикийской литературы являются произведения, созданные в колониях, например Карфагене. Так до нас дошли сочинения флотоводцев Ганнона и Гамилькона об их плавании в Атлантическом океане и труды Магона, о Финикийская надпись на саркофаге Эшмуназара, царя Сидона. V в. до н. э.рациональном ведении сельского хозяйства.Значительную роль финикийские ученые сыграли в развитии географии, философии, астрономии. Они внесли неоценимый вклад в развитие античной философии. Достаточно сказать, что финикийский философ Мох был первым теоретиком атомистической концепции строения мира, а карфагенянин Гасдрубал в последней четверти II века до н.э. руководил афинской академией. Финикийские города с древнейших времен были центрами высокоразвитого ремесленного производства. Широкую известность получили декоративные изделия мастеров Финикии - многоцветные шерстяные ткани, сосуды и украшения из стекла полупрозрачные, с накладным полихромным геометрическим, растительным и зооморфным узором и фигурами зверей.

Чаша из Угарита. Золото XVI век до н.э.image

Во второй половине II тысячелетия до н.э. переживало расцвет керамическое искусство Финикии. Большим спросом в странах Древнего Востока пользовались изящные, тщательно лощенные грушевидные сосуды с двумя ручками, украшенные монохромной и полихромной росписью. Высокой виртуозности достигли финикийские мастера в ювелирном искусстве и мелкой пластике. Они изготовляли статичные, отточенные по форме статуэтки божеств из меди и бронзы, орнаментированные кинжалы, изделия из слоновой кости. В западных колониях Финикии в I тысячелетии до н.э. сложился своеобразный греко-пунический стиль, впитавший в себя финикийские и греческие традиции. Финикийская культура впитала в себя воздействие кипрского и крито-микенского искусства, и в свою очередь оказала существенное влияние на искусство архаической Греции.

В зодчестве Финикии своеобразно переплелись древнеегипетские и хеттские строительные приемы, но строители Финикии в отличие от египетских и хеттских строителей освоили технологию бетона, хотя здесь встречаются постройки из камня и сырца. Самые древние постройки относятся к III тысячелетию до н.э. Это плохо сохранившиеся храмы. К началу II тысячелетия до н.э. относится так называемый "храм обелисков" Библа. Храм представляет собой каменную постройку без крыши в неправильной форме с обелисками в центре, сложенными из необработанных каменных монолитов. Согласно библейским свидетельствам, для украшения храмов использовались драгоценные породы кедра и бронзовые украшения. Святилища представляли собой гигантский обелиск под открытым небом.

Развалины финикийского квартала на холме Бирса image

К концу I тысячелетия до н.э. в колониях Финикии в Западном Средиземноморье начали сооружаться храмы и святилища эллинистического типа, представлявшие собой небольшие, прямоугольные постройки, с фронтонами и статуями внутри. Для городов Финикии, обычно располагавшихся на полуостровах или островах, были характерны многоэтажные дома с небольшими окнами вверху и мощные зубчатые крепостные стены с башнями. Город с несколькими рядами укреплений, встроенными в них хозяйственными помещениями и храмами имел нередко несколько гаваней. Большое влияние на финикийскую культуру, на всем протяжении существования цивилизации, оказывали религия и мифология. Каждый финикийский город имел своего бога-покровителя. Так, например Тиру покровительствовал Мелькарат, а Сидону— Эшмун (бог врачевания). Покровительницей Библа была богиня любви и плодородия Аштара.

В Финикии особенно были распространены культы богов плодородия. Почитались бог земледелья Дагон и бог огня, пламени и чумы Решеф. В Угарите обнаружены записи древнейших мифов, в том числе о гибели и воскрешении Баала - бога земледелья и плодородного дождя, который борется с богом смерти Мотом и при помощи своей сестры - воительницы Анат побеждает его. Другой земледельческий культ бога Адониса (финикийское божество растительности и плодородия) связан с мифом о боге, родившимся из пшеничного зерна, умершим и после смерти попавшем в подземное царство. Его освобождает богиня плодородия. При храмах, представлявших собой открытую площадку, в центре которой находился алтарь, существовали многочисленные коллегии жрецов. Наряду с обычными жертвоприношениями (скота, продуктов земледелья) в особых случаях, как-то политических событиях, при закладке стен города, в момент смертельной опасности, верующие приносили в жертву своих малолетних детей. Общий характер финикийской культуры в I тысячелетии до н.э. остается догматичным на долгие годы.

Таким образом, Финикия была еще одним центром древней цивилизации. Благодаря колонизации ее культурное наследие распространилось на все побережье Средиземного моря, оказало существенное влияние на развитие культуры Древней Греции и Древнего Рима, а также Северной Африки.

image

yblogur.blogspot.com

4. Финикийцы в составе мировых цивилизаций

В древнем мире Финикийская цивилизация занимала особое место не только своими бесспорными достижениями в области транзитной торговли и дальнего мореплавания. Финикийцы выступали распространителями знаний и опыта высокоразвитых культур древнего Востока. Творчество и мысли многих народовнашли у них свое отражение. Деятельное и энергичное население финикийских городов, принимая импульсы со всех сторон, приспосабливало их для себя: пользуясь известным создавало новое. Предприимчивость и активность финикийцев способствовала появлению многих изобретений. Им принадлежит величайшее открытие в сфере коммуникационных отношений: финикийцы первыми в мире создалиалфавитную письменность, качественно упростив запись и хранение любой информации, а заодно и усвоение знаний, начиная со школы.

На основе вавилонскойклинописи и египетского иероглифического письма они создали свой алфавит из 22 знаков, обозначавших согласные звуки. Первыми увидели преимущества алфавита финикийские купцы, которым требовалось записывать много и быстро. Ни одна из существовавших в то время систем письма этому требованию не отвечала. Иероглифическое письмо требовало не одного года для изучения и запоминания. Образование могли получать только избранные, принадлежащие к жрецам или близким к ним кругам. Финикийцы разрушили этумонополию, сделали возможным массовую образованность, открыв тем самым дорогу человечеству к новой культуре. Впоследствии финикийский алфавит был усовершенствован греками, которые ввели знаки, обозначающие гласные звуки. Он стал основой почти всех алфавитов в мире, в том числе и русской азбуки.

Высокого уровня в Финикии достигло развитие ремесел. Финикийцы первыми начали выдувать стекло, уйдя в производстве стекла значительно дальше Египта, Шумера иВавилона. Славились они также своим искусством в горнозаводском и литейном деле, в шлифовке и обработке драгоценных камней, в резьбе по дереву и слоновой кости, в изготовлении изящных тканей и благовонных мазей. Финикийская цивилизация оставила свой след и в области строительства и архитектуры. Древние греки считали финикийцев своими учителями в астрономии и географии.

Достижения Финикийской цивилизации столь значительны, что привлекают внимание и будоражат воображение историков-исследователей до настоящего времени. Какой опыт цивилизационного развития дала человечеству Финикия?

Финикия стала первым в истории человечества межцивилизационным коммуникационным центром, который в течение почти полутора тысяч лет (рубеж III-II тыс. до н.э. VI в. до н.э.) поддерживал и укреплял экономические и культурные связи между отдельными цивилизациями, способствовал их взаимодействию и взаимовлиянию. Финикия первой дала действенный опыт создания системы колоний как цивилизационных центров, который столь успешно далее использовали греки. Именно история Финикии показала, что не только земледелие и скотоводство, но торговля и ремесло могут стать стержневым экономическим фактором становления цивилизации. Однако, она же продемонстрировала, что преобладание торговых интересов может стать началом конца цивилизации. Финикия дала миру алфавитное письмо, без которого цивилизационное развитие человечества, возможно, пошло бы несколько иным путем, однако великие творения человеческой мысли записали, используя его, древние греки.

Финикийская цивилизация сходна с персонажем классической драмы, который, исполнив свою роль, уходит уже в конце первого акта. Но его появление на сцене во многом определяет судьбу главных героев до самого финала. Словно тень отца Гамлета: Прощай, прощай и помни обо мне

studfiles.net

Цивилизация Древней Финикии — контрольная работа

Постепенно характер финикийской торговли изменился— финикийцы стали продавать не только отечественные товары. Так, они перепродавали медь с Кипра, серебро из Испании, олово с далеких Британских островов. Даже из Индии купцы — вероятно, через посредников — привозили слоновую кость. В поисках новых рынков сбыта и пополнения запасов они смело устремлялись в неизвестность. В VI веке до н. э. карфагенянин Ганнон с флотилией из 60 кораблей проплыл вдоль западного берега Африки до самой Гвинеи, замечая по пути бегемотов, «диких волосатых людей» (горилл), огненную «колесницу богов» (очевидно, вулкан на нынешнем острове Фернандо-По) и прочие невиданные чудеса. Его земляк Гимилькон, в свою очередь, совершил вояж к северу от Европы, до самого «застывшего моря». Он оставил известия о странном водоеме, где царит вечный мрак и водоросли препятствуют движению кораблей, — приходится предположить, что речь идет о Саргассовом море, а раз так, то финикийцы вполне могли побывать и в Америке. В Новом Свете действительно неоднократно находили финикийские надписи, но они всякий раз оказывались подделками любителей сенсаций. Вообще, вопрос о конкретных маршрутах ханаанеев остается туманным. Во многом эта неясность объясняется тем, что свои навигационные карты они считали секретнейшими документами государственного значения.

Также финикийцы торговали с Египтом. Благодаря торговле с Египтом жители Финикии получили доступ к новейшим достижениям этой древнейшей державы. Их правители накопили немалые богатства, которые, конечно, притягивали алчные взоры соседей. Около 2300 года до н. э. страну захватили родственные семитские народы, принесшие с собой слова «ханаанеи» и «Ханаан». Заселили они тогда и соседнюю Палестину, где стали заниматься привычным сельским хозяйством, а в Финикии, напротив, привыкли к городской жизни и слились с прежним населением. В результате связи с «великим южным соседом» не только не прервались, но и укрепились. Во II тысячелетии до н. э. в Библе и других городах начали производить множество ремесленных изделий — золотые и серебряные фигурки, керамику, а также стекло. Технология его изготовления была «вывезена» из Междуречья, но именно финикийцы довели ее до совершенства. Они первыми научились делать из стекла украшения, посуду и даже зеркала.

Многие из этих маленьких шедевров подражали египетским образцам и производились с явным расчетом на экспорт. Неудивительно, что финикийские товары заполнили весь тогдашний мир — их можно было встретить от Британии до Индии. (Кстати, лакомые плоды финики тоже имеют отношение к финикийцам. Как и название их исторической родины, это слово от греков перешло к русским. А вот в остальных языках утвердилось другое название фиников, происходящее от арабского «датт». (Например, английское — «date».)

Причиной подобной товарной экспансии послужило одно ценнейшее приобретение ханаанеев, непосредственно связанное с торговлей. У «народов моря», осевших в Восточном Средиземноморье в XIII веке до н. э., они переняли искусство строить быстроходные килевые суда, способные идти как под парусом, так и на веслах. В результате ливанские мореходы стали истинными владыками средиземных вод и, кстати, изменили расклад сил в самой Финикии. Кедровый Библ уступил теперь первенство Сидону, разбогатевшему на торговле стеклом (оно и дороже древесины, и перевезти его за один рейс можно в большем количестве). А еще чуть позже вперед вырвался Тир, который специализировался на производстве пурпурных тканей. Тирский пурпур ценился на вес золота, что объяснялось большой трудностью его производства — для изготовления одного фунта ярко-красной, не блекнущей с годами краски требовались десятки тысяч раковин.

 

1.3 Распад Финикии

 

В VIII веке до н. э. Финикия была захвачена Ассирией. Финикия перешла под власть персов в 538 году до н. э. В результате финикийские колонии западного Средиземноморья получили независимость и объединились под началом Карфагена.

В VI в. до н.э. правитель могущественной Ассирийской державы Тиглатпаласар III подчинил своей власти почти все финикийские города-государства в восточном Средиземноморье. Зыбкую независимость оставляли за собой островные города Арвад и Тир. Завоевание Ассирией легло тяжким бременем на Финикию. Город Сидон был полностью разрушен ассирийцами, и большая часть населения была взята в плен и превращена в рабов.

Еще на рубеже XII-XI вв. до х.э. Тиглатпаласар I получил дань от Библа, Сидона и Арвада и побывал сам в Арваде и Цумуре (Симире), бывшем не так давно центром египетской власти в этом регионе. Финикийские города были вынуждены платить дань Ашшур-нацир-апалу II и его преемникам Салманасару III и Адад-нерари III финикийцы не раз пытались бороться с ассирийскими царями. Некоторые города, в частности Арвад, участвовали в антиассирийской коалиции, возглавляемой дамасским царем в середине IX в. до х.э. Может быть, опасностью со стороны Ассирии был вызван союз тирского царя Итобаала и израильского царя Ахава, скрепленный браком Ахава с тирской царевной Иезавелью. Но все усилия оказались напрасными, и сын Итобаала, Балеазар, был вынужден уплатить дань Салманасару.

Положение еще более обострилось, когда ассирийцы перешли от эффектных, но все же спорадических походов к созданию империи. Походы Тиглатпаласара III (744-727 гг. до н.э.) привели к подчинению Финикии. Ее северная часть, кроме г. Арвад, расположенного на островке, была присоединена непосредственно к самой Ассирии, а остальные города сделались ее данниками. Эпизодическая дань превратилась в постоянный налог, уплачиваемый финикийцами ассирийскому царю. Местные династии в городах были сохранены, но рядом с царями Тира и других городов были поставлены специальные уполномоченные ассирийского царя, без ведома которых местные монархи не могли не только проявлять какую-либо инициативу, но даже и читать корреспонденцию. Тиро-Сидонское государство (или южнофиникийская федерация во главе с Тиром) распалось. Во всяком случае, в VII в. до х.э. перед лицом ассирийской власти эти города выступали уже отдельно.

Финикийцы не раз пытались освободиться от тяжелого ассирийского ига, но эти попытки кончались весьма плачевно. Восстание Сидона завершилось новым разрушением города и лишением его даже призрачной самостоятельности. Нелояльность Тира стоила тому потери всех владений на материке (сам Тир, как и Арвад, находился на острове). Часть финикийского населения была уведена с родины: так, полностью сменилось население южного города Ахзиба, одно время подчинявшегося Тиру. После разрушения Сидона его жители тоже были уведены из Финикии. Правда, несколько позже Сидон был восстановлен и населен финикийцами. Полного разорения Финикни ассирийцы не произвели, так как это противоречило и их интересам.

Подчинение Ассирии стало началом новой эры финикийской истории, когда города Финикии, за исключением короткого времени, так и не восстановили полной независимости. Падение Ассирии освободило их. Но наследство этой первой ближневосточной империи сразу же стало предметом схватки новых хищников. Претензии на него выдвинули саисский Египет и Нововавилонское царство. У финикийских городов, как и у других небольших государств этого региона, не было сил играть самостоятельную роль в развернувшейся драме, они могли только ставить на ту или иную карту. Тир поставил на Египет, и это привело к тринадцатилетней осаде города вавилонским царем Навуходоносором. Вавилоняне не смогли взять Тир, но город все же был вынужден признать власть вавилонского царя. При этом в Месопотамию была переселена часть тирского населения, как и жителей Библа. На какое-то время при дворе Навуходоносора оказались цари Тира, Сидона, Арвада. Может быть, именно тогда в Тире сложилось своеобразное положение, когда трон оказался пустым и власть на 7-8 лет перешла к суфетам, после чего на троне была восстановлена прежняя династия.

После захвата Вавилона персами финикийские города тотчас признали господство Кира. Позже они вошли в состав пятой сатрапии ("Заречье"), которая охватывала все азиатские территории к югу от Малой Азии и к западу от Евфрата. По Геродоту, вся эта сатрапия платила персам подать в 350 талантов серебра. Это была сравнительно небольшая сумма, если учесть, что из одной Киликии Ахеменидам приходило 500 талантов, а всего из Малой Азии - 1760. К тому же неизвестно, какая доля из этих 350 талантов падала на Финикию. Автономия финикийских городов была сохранена, там продолжали править собственные цари, и в их внутренние дела персы не вмешивались. Ахеменидам было выгодно привлечь к себе финикийцев, поскольку их корабли составляли существенную часть персидского флота: недаром, когда финикийцы не подчинились приказу двинуться против Карфагена, Камбизу пришлось отказаться от своего намерения подчинить этот город. С другой стороны, сравнительно мягкое персидское господство было выгодно финикийцам, так как мощь Персии помогала им в конкурентной борьбе, особенно с греками. В греко-персидских войнах финикийцы активно поддерживали персов, и Геродот среди немногих упомянутых им местных военачальников, подчиняющихся персам в битве при Саламине, особо выделил сидонянина Тетрамнеста, тирийца Маттена и арвадца Мербала.

Однако уже в начале V в. до н.э. Ассирийская держава пала под ударом Нововавилонского царства. Город Тир заключил союз с Египтом. В ответ на это вавилонский царь Навуходоносор осадил город. Осада продолжалась несколько лет, и тиряне, несмотря на то, что вавилонянам так и не удалось захватить город, были вынуждены признать власть вавилонского царя.

Впрочем, гегемония Вавилона длилась недолго – в 539 до н.э. Вавилон завоевывает могучая Персидская держава. Финикийские города признают себя вассалами персидского царя Кира и становятся частью одной из персидских сатрапий.

В 349 до н.э. в Финикии вспыхнуло восстание против власти Ахеменидов. Однако, воспользовавшись предательством сидонского царя, персы сломили сопротивление горожан, разрушили и сожгли город.

Кардинальные изменения в Финикии произошли после завоевания персидской державы Ахеменидов Александром Македонским в 333 до н.э. Почти все финикийские города сдались победителям без боя. Тир оказал сопротивление войскам Александра, но был осажден и взят штурмом в 332 до н.э. В истории Финикии началась новая эпоха – эллинистическая.

Впоследствии восточно-средиземноморская Финикия будет завоевана Римской империей. Самой могущественной колонией финикийских поселенцев стал Карфаген, который в результате трех тяжелейших Пунических войн в III–II в. до н.э. был завоеван Римом в 146 до н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Достижения древних финикийцев.

 

2.1 Культура финикийцев

 

В Х - первой половине VIII вв. до н.э. происходит экономический и социальный взлет городов Финикии. Этот взлет отразился в сфере культуры. И таким образом, можно отразить несколько величайших достижений той эпохи.

Во-первых, это финикийский алфавит, впервые в мире изобретённый именно финикийцами. (Кстати, они уже придумали и обозначение гласных на письме, просто использовали его нерегулярно, факультативно). «От финикийского письма ведут происхождение почти все буквенно-звуковые системы письма. К нему восходят самаритянское, арамейское письмо (а из него - еврейское, набатейское, арабское письмо и другие алфавиты Передней Азии, включая косвенно грузинский и армянский, а также согдийское, уйгурское и монгольское письмо). К ранним вариантам финикийского письма восходят фригийское и греческое письмо (и производные из последнего, включая латиницу, кириллицу и многие другие), а также письмо брахми вместе с происшедшими из него письменностями Индии, Юго-Восточной Азии и Тибета».

Вторым великим (хотя и очень спорным по последствиям) достижением финикийцев стало создание военных машин. Собственно, машинами сначала назывались именно первые созданные в древности осадные и метательные машины. Волков пишет в своей книге «Загадки Финикии»: «Говорят, таран впервые был изобретен карфагенянами при осаде Гадира. Когда они, еще до осады города, пытались захватить одну крепостцу и хотели разрушить до основания ее стены, какие-то молодые люди не имея ничего подходящего, схватили бревно, и ударяя им в стену, разрушили ее без особого затруднения на большом протяжении. Этот случай наблюдал и над ним задумался один тириец, корабельный мастер, по имени Пефрасмен. Позже, во время осады города гадейритов, Пефрасмен поставил мачту, а сбоку от нее повесил поперек другое бревно в наклонном положении, наподобие коромысла висячих весов, и ударял им в стену, приводя бревно в движение с помощью антиспаста. Осажденные не знали, как защищаться от такой незнакомой им машины, и случилось так, что стены скоро обрушились. После этого карфагенянин Герас соорудил деревянный настил на колесах и подвесил над ним таран; он устроил так, что таран раскачивали не с помощью антиспастов, а его толкала толпа людей под защитой двускатной крыши, причем назвал все сооружение «черепахой» из-за его медленного движения.

Во время похода Александра Македонского в IV в. до н. э. Тир семь месяцев выдерживал осаду македонян - это вообще была едва ли не самая тяжелая для македонян кампания за время всей войны. Александр четко понимал стратегическое значение города: «Если мы сметем Тир, то вся Финикия будет нашей и к нам перейдет финикийский флот, а он у персов самый большой и сильный». Македоняне во время осады насыпали дамбу, которая соединила остров Тир с материком, и так сумели взять город. При этом другие города Финикии (Сидон, Библ, Арад, Берит, Китий) выступили на стороне Александра и очень серьезно помогли ему флотом (а также, вероятно, и военными машинами), но зато после победы спасли от казни и рабства очень многих тирян. Но здесь следует обратить внимание именно на особую роль военной техники : «Имея богатый запас катапульт и других осадных машин, тиряне легко настроили и много различных других при помощи машиностроителей и других ремесленников всякого рода. Этими орудиями, столь разнообразными и странными для представления, заполнилась вся осада города особенно в том месте, где дамба приближалась к городу. Тиряне, имея корабельных ремесленников и машиностроителей (т. е. «машиностроение» было у них одним из главных ремесел), устроили у себя искусные защитительные приспособления. Против стрел из катапульт они поставили колеса с частыми промежутками: вращая их при помощи машины, они частью переломали стрелы, частью притянули их, и у всех отняли силу удара. Принимая камни из машин на мягкие и упругие приспособления, они лишали их силы, сообщенной машиной…» и т. д.

Третья вершина, менее известная - архитектура финикийцев. «Для городов Финикии, обычно располагавшихся на островах или полуостровах, характерны многоэтажные дома с небольшими окнами вверху и мощные зубчатые стены с башнями (изображение Тира на ассирийских рельефах IX-VIII вв. до н. э.). Страбон говорит о многоэтажных домах Арвада и Тира, причём дома Тира даже выше римских домов. Но ведь никто до финикийцев не строил многоэтажных жилых домов. Именно здесь впервые в мировой истории сформировался современный урбанистический ландшафт: «О шестиэтажных домах в Карфагене упоминает Волков в своей книге «Загадки Финикии». В Карфагене была найдена золотая подвеска, изображающая подобный многоэтажный дом с плоской крышей и прямоугольными почти квадратными окнами, лишенный всяких украшений». Возможно, эта традиция финикийского градостроительства сохранилась до наших дней в древнем облике ряда городов Йемена – страны Саба, родины легендарной царицы Савской, ездившей в гости к царю Соломону.

Причём эта современная по духу архитектура создавалась с помощью современных же строительных приёмов. В частности, именно финикийцы впервые изобрели бетон: «Заслуживает внимания то, что финикийцы, возводя стены, наполняли деревянную форму уже не землёй или глиной, как это делали хетты, а смесью извести и песка, т. е. уже применяли принцип бетона». Нет сомнений, что римляне в своё время позаимствовали бетон (через Карфаген) у финикийцев. Встречается в литературе и такое сообщение: «Пунийцам также принадлежит изобретение мощения улиц».

myunivercity.ru

Цивилизация Древней Финикии — контрольная работа

Здесь должен быть титульник

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Развитие государства Финикии…………………………………………4

1.1 Возникновение Финикии и ее  народа………………………………4

1.2 Политика и торговля………………………………………………...6

1.3 Распад Финикии………………………………………………………10

2. Достижения древних финикийцев……………………………………13

2.1 Культура финикийцев……………………………………………….13

2.2 Финикийские корабли – как  самое величайшее достижение  финикийцев……………………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы…………………………………………...24

 

 

 

Введение

 

Актуальность: Представленная работа посвящена теме «Цивилизация Древней Финикии». Данная тематика носит актуальный характер в современных условиях.

Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению темы «Цивилизация Древней Финикии».

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы. Однако, требуется учет современных условий при исследовании обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность тематики данной работы «Цивилизация Древней Финикии» определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу «Цивилизация Древней Финикии» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Цивилизация Древней Финикии» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов о истории Финикии и достижениях ее народа, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Цель: рассмотреть историю Финикии от начала ее возникновения до распада, величайшие достижения данного периода. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. Показать историю возникновения  Финикии.

2. Раскрыть сферу политики и  торговли древних финикийцев.

3. Проанализировать достижения финикийцев.

4. Охарактеризовать развитие культуры  и экономики финикийцев в первом  тысячелетии до нашей эры.

5. Определить роль Финикии в  мировой истории.

Предмет исследования: цивилизация Финикии

Хронологические рамки: III–II тыс. до н.э.

Территориальные рамки: Восточное Средиземноморье

 

1. История Финикии

 

1.1 Возникновение Финикии и ее  народа

 

Особый вариант цивилизационного развития, отличный от речных цивилизаций, возник в древности на земле Восточного Средиземноморья. К нему относятся городские цивилизации Финикии. В силу каких причин стало возможным появление в данном регионе подобных цивилизаций? Прежде всего, прослеживается прямая связь с особенностями ландшафта Восточного Средиземноморья, который представлен двумя климатическими зонами. Одна узкий пояс побережья с мягким средиземноморским климатом, плодородными почвами и удобными морскими стоянками. Другая зона обширное плоскогорье с резким континентальным климатом, с пустынями и оазисами в долинах небольших рек. Две сравнительно крупные реки региона Оронт и Иордан не были такими полноводными как Нил, Евфрат, Хуанхэ или Ганг. Поэтому здесь не могла сложиться обширная ирригационная система, требующая сильного государства и крепкой центральной власти.

Сравнительно небольшой мир Восточного Средиземноморья представлен постоянно соперничающими городами-государствами, само существование которых определялось простой формулой все против одного и один против всех. Кровопролитные столкновения за собственные интересы не позволяли этим городам-государствам сплотиться, чтобы дать отпор вторжениям извне. А они были неизбежны, что определялось еще одной особенностью этого региона. С момента появления здесь ранних очагов цивилизации Восточное Средиземноморье стало уникальным, первым в истории человечества центром коммуникаций, торговых и культурных контактов и взаимовлияний. Здесь пересекались людские потоки, представлявшие Месопотамскую, Египетскую, Хеттскую, Ассирийскую, Древнегреческую цивилизации. Восточное средиземноморье объединяло Переднюю Азию, Северную Африку, Юго-Восточную и Юго-Западную Европу. Довольно значительную роль в политической, культурной и особенно экономической истории древнего Средиземноморья сыграла Финикийская цивилизация, которая сложилась на узкой полосе земли между Средиземным морем и горным хребтом Ливана. Природа определила образ жизни проживавших здесь людей. В Финикии не было значительных территорий, пригодных для земледелия, не было обширных пастбищ, зато были дубовые и кедровые леса, которые давали отличный кораблестроительный материал, строевой лес и целебные растения, пользующиеся спросом соседних стран. Горные склоны Ливана были засажены оливковыми деревьями и виноградниками. Конечно, среди финикийцев были и земледельцы, которым в долине Оронта и на Финикийском побережье на небольших участках плодородной и тщательно обрабатываемой земли, удавалось выращивать неплохие урожаи пшеницы, ячменя, проса и чечевицы. Ограниченные земельные ресурсы вынуждали финикийцев создавать на горных склонах Ливана террасную систему искусственного орошения для разбивки фруктовых садов и виноградников. Финикийское вино славилось во всем древнем мире. Будучи морским народом, финикийцы занимались также и рыболовством.

Таким образом, материальная культура Финикии в меньшей мере зависела от земледелия, но больше от ремесла, особенно благодаря запасам полезных ископаемых и ценных пород леса в Ливанских горах.

Население Финикии представляло собой сложный этнический конгломерат. Здесь проживали западносемитские племена ханаанеев. Финикийцами (красноватые, смуглые) жителей прибрежной полосы Восточного Средиземноморья назвали египтяне и древние греки. Сами финикийцы не знали единого самоназвания. Тем не менее, осознавая свою этно-культурную и языковую общность, они считали себя исключительно жителями того или иного города (сидонцы, тирцы, карфагеняне и др.), а не гражданами какой-либо страны.

В антропологическом и лингвистическом плане финикийцы относятся к северо-западной группе семитских племён. Финикийцы называли себя хананеями. Греки называли их финикийцами или сидонянами, римляне— пунийцами.

Финикийцы отличались высокими деловыми качествами, известны были в истории как умелые купцы, великие мореплаватели, изобретатели алфавита. Например, Геродот писал: «Финикияне, прибывшие в Элладу, поселились в этой земле и принесли эллинам много наук и искусств и, между прочим, письменность, ранее, как я думаю, неизвестную эллинам».

Финикийцы всегда славились своим умением торговать. Первое упоминание о торговле встречается у Геродота в самом начале его труда и позволяет думать, что в 1400-1200 гг. до н.э. финикийцы уже занимались торговлей, перевозили египетские и ассирийские товары, вели торговлю с Аргосом. Таким образом, финикийцы уже в то время занимались посреднической торговлей, которой не брезговали и в более позднее время. Велась и работорговля, свидетельство о которой мы находим у Геродота: две похищенные жрицы из Фив были проданы в Ливию и Элладу. Принимая во внимание сведения Хардена, известно также, что имела место и торговля детьми.

Финикийцы вели торговлю с различными странами. Торговля с Аргосом велась еще раньше первого тысячелетия до нашей эры. Упоминает Геродот и о торговле с Ливией, товаром которой были рабы. О наличии торговых связей с Египтом мы находим два упоминания у Геродота: «Из всей Эллады, да, кроме того, еще из Финикии в Египет привозят дважды в год вино в глиняных сосудах и все-таки, можно сказать, там не увидишь ни одного порожнего сосуда. Куда же, спрашивается, они деваются? Я отвечу на это. Каждый староста общины обязан собирать все сосуды в своем городе и отправлять в Мемфис. Из Мемфиса же, наполнив водой, их переправляют в ту безводную Сирийскую пустыню. Таким образом, всю глиняную винную посуду, ввозимую в Египет, там опоражнивают и затем, в дополнение к прежней, отправляют в Сирию» ; второе упоминание позволяет судить также и о торговых связях с Элладой: финикияне заимствовали у египтян обычай обрезания (несомненно, в результате торговых отношений), те финикияне, что поддерживают связь с Элладой, своих детей не обрезают. Есть еще несколько упоминаний о торговле с Элладой: Геродот упоминает, что финикияне ввозят стирак в Элладу. Страбон же говорит о том, что карфагенские купцы экспортировали африканские драгоценные камни, которые греки называли «карфагенскими». Также Страбон упоминает о торговле Карфагена с Киреной:«Место под названием Харакс служило карфагенянам портом; они привозили сюда вино, получая в обмен сильфий и его сок от торговцев, тайком достававших эти продукты из Кирены.

Что касается торговли с менее развитыми странами, интересно упоминание Геродота о торговле карфагенян с ливийцами за Геракловыми столпами: карфагеняне оставляли товары на берегу, после чего возвращались на корабль и подавали дымовой сигнал. Ливийцы же оставляли возле товаров золото и так же отходили. Так продолжалось до тех пор, пока количество золота не устраивало карфагенян. Как добавляет Геродот, «ни одна сторона не обманывала: карфагеняне не трогали золото, пока не удовлетворялись его количеством, а туземцы не трогали товары, пока вторая сторона не принимала золото».

Продвигались финикийцы и на запад, на Кипр, который славился своим вином, оливковым маслом и хлебом. Страбон пишет, что остров привлекал финикийцев также медью и корабельным лесом. Кипр, по-видимому, уже в 1000 г. до н.э. был важным промежуточным пунктом торговли финикиян с Западным Средиземноморьем.

Таким образом, финикийцы торговали древесиной Ливана, металлами с запада (Кипр), изделиями из металла, кроме того, они занимались посреднической торговлей.

Финикийцы основали многочисленные колонии в Средиземном море, и даже на побережье Атлантического океана. Наиболее известные их колонии— Карфаген, Утика, Кадис и т.д.

 

1.2 Политика и торговля.

 

В период персидского владычества финикийские города впервые объединились в союз. Это случилось в IV веке до н. э., когда жители Тира, Сидона и Арвада выбрали своим центром старое поселение, назвав его Триполи (по-гречески «трехградье»). Там собирался обще-финикийский совет — своего рода парламент из 300 человек. К тому времени городами формально по-прежнему правили цари, но на деле власть перешла к богатейшим торговцам и банкирам. Иногда они свергали формального государя и передавали его полномочия судьям-суффетам, избираемым на год.

В громадной Персидской державе финикийцы чуть ли не впервые за свою историю изведали выгоды мира и законности, смогли пользоваться хорошо налаженной системой дорог и почтовых сообщений. И в итоге случилось неизбежное — они забыли о прежних лишениях, «зазнались» и начали выходить из повиновения монарха. Например, когда он повелел Тиру и Сидону готовить флот для похода на Карфаген, те решительно отказались выступать против сородичей.

Дальше — больше: в финикийских головах зародилась мысль о независимости. В 350 году до н. э. они подняли восстание под руководством некоего Теннеса, но силы оказались неравными. Семь лет спустя царь Артаксеркс III дотла разорил Сидон, истребив 40 тысяч его жителей. А затем пришел последний завоеватель — Александр Македонский, который в 332 году до н. э. подверг не меньшим разрушениям Тир. Островной город сопротивлялся непобедимому полководцу целых семь месяцев. Тогда царь велел насыпать к нему дамбу от материка, таким образом превратив его в полуостров. В конце концов стены рухнули под ударами греческих таранов и ядрами катапульт. Почти 10 тысяч тирцев погибли в бою или были распяты победителем на крестах, а остальные жители были обращены в рабство. И хотя после этой жестокой расправы город все-таки возродился, он уже не вернул себе прежнего значения.

После смерти Александра Финикия стала «яблоком раздора» для его преемников — египетских Птолемеев и сирийских Селевкидов, в конце концов доставшись последним. Первенство на торговых путях тем временем окончательно перешло к грекам, и даже в гаванях Ливана греческий язык вытеснил ханаанейский. Последние остатки самостоятельности Тир и Сидон утратили при римлянах. На месте «варварских» строений были возведены храмы, дворцы и ипподромы греко-римского образца.

Новая сфера деятельности, в которой финикийцы пока еще не имели соперников стало посредничество — обмен валют и кредит. Тир и Сидон сделались важнейшими финансовыми центрами Древнего мира — во многом благодаря покровительству персидских царей, которые захватили тогда владения Вавилона. В 525 году до н. э. Камбиз при помощи финикийского флота захватил Египет и в благодарность объявил ханаанеев «царскими друзьями», передав им в залог этой дружбы несколько городов Палестины. Персидская администрация надежно охраняла купцов из Леванта в любом уголке царских владений. Те платили верной службой — помогали Дарию и Ксерксу в их знаменитых походах на Грецию (как всегда, предоставляли суда). При этом убивали двух зайцев — задабривали покровителей и ослабляли главных конкурентов на морях.

Войдя в состав Персидского царства, Финикия к тому же смогла лучше изучить традиции банковского дела, возникшего в Вавилоне еще во II тысячелетии до н. э. Ассиро-вавилонские банкиры вначале были обычными ростовщиками, которые выдавали ссуды на определенный срок под проценты. Потом они перешли к более сложным операциям — давали купцам кредиты на отдельные коммерческие операции, принимали и выдавали вклады и проводили безналичные расчеты между разными городами (для этого использовались кожаные чеки с печатями того или иного финансового учреждения).

Ту же практику переняли финикийцы — чеки, правда, до нас не дошли, но их описания встречаются в античных сочинениях. И если вавилонские и ассирийские дельцы обслуживали в основном своих соплеменников, то финикийцы — впервые вывели «бизнес» на международную арену. Их услугами пользовались практически все негоцианты Восточного Средиземноморья, цари, народные собрания греческих полисов. На рубеже VI и V веков до н. э. Тир и Сидон играли ту же роль «всемирного банка», что в наши дни — Швейцария.

Вначале продавцы и покупатели обменивали товары «на глаз», по взаимному согласию. Потом в употребление вошли ценовые эквиваленты — слитки серебра, золота или меди. А после появления в Лидии в VII веке до н. э. первых монет финикийские города, видимо, очень скоро переняли обычай их чеканки, хотя самые древние дошедшие до нас сидонские деньги относятся только к IV веку до н. э. Они получили название «сиклей», или «шекелей», заимствованное позже евреями.

myunivercity.ru

Цивилизация Древней Финикии — контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что в древнем мире Финикийская цивилизация занимала особое место не только своими бесспорными достижениями в области транзитной торговли и дальнего мореплавания. Финикийцы выступали распространителями знаний и опыта высокоразвитых культур древнего Востока. Творчество и мысли многих народов нашли у них свое отражение. Деятельное и энергичное население финикийских городов, принимая импульсы со всех сторон, приспосабливало их для себя: пользуясь известным, создавало новое. Предприимчивость и активность финикийцев способствовала появлению многих изобретений. Им принадлежит величайшее открытие в сфере коммуникационных отношений: финикийцы первыми в мире создали алфавитную письменность, качественно упростив запись и хранение любой информации, а заодно и усвоение знаний, начиная со школы.

На основе вавилонской клинописи и египетского иероглифического письма они создали свой алфавит из 22 знаков, обозначавших согласные звуки. Первыми увидели преимущества алфавита финикийские купцы, которым требовалось записывать много и быстро. Ни одна из существовавших в то время систем письма этому требованию не отвечала. Иероглифическое письмо требовало не одного года для изучения и запоминания. Образование могли получать только избранные, принадлежащие к жрецам или близким к ним кругам. Финикийцы разрушили эту монополию, сделали возможным массовую образованность, открыв тем самым дорогу человечеству к новой культуре. Впоследствии финикийский алфавит был усовершенствован греками, которые ввели знаки, обозначающие гласные звуки. Он стал основой почти всех алфавитов в мире, в том числе и русской азбуки.

Высокого уровня в Финикии достигло развитие ремесел. Финикийцы первыми начали выдувать стекло, уйдя в производстве стекла значительно дальше Египта, Шумера и Вавилона. Славились они также своим искусством в горнозаводском и литейном деле, в шлифовке и обработке драгоценных камней, в резьбе по дереву и слоновой кости, в изготовлении изящных тканей и благовонных мазей. Финикийская цивилизация оставила свой след и в области строительства и архитектуры. Древние греки считали финикийцев своими учителями в астрономии и географии.

Достижения Финикийской цивилизации столь значительны, что привлекают внимание и будоражат воображение историков-исследователей до настоящего времени. Какой опыт цивилизационного развития дала человечеству Финикия?

Финикия стала первым в истории человечества межцивилизационным коммуникационным центром, который в течение почти полутора тысяч лет (рубеж III-II тыс. до н.э. VI в. до н.э.) поддерживал и укреплял экономические и культурные связи между отдельными цивилизациями, способствовал их взаимодействию и взаимовлиянию. Финикия первой дала действенный опыт создания системы колоний как цивилизационных центров, который столь успешно далее использовали греки. Именно история Финикии показала, что не только земледелие и скотоводство, но торговля и ремесло могут стать стержневым экономическим фактором становления цивилизации. Однако, она же продемонстрировала, что преобладание торговых интересов может стать началом конца цивилизации. Финикия дала миру алфавитное письмо, без которого цивилизационное развитие человечества, возможно, пошло бы несколько иным путем, однако великие творения человеческой мысли записали, используя его, древние греки.

Финикийская цивилизация сходна с персонажем классической драмы, который, исполнив свою роль, уходит уже в конце первого акта. Но его появление на сцене во многом определяет судьбу главных героев до самого финала. Словно тень отца Гамлета: Прощай, прощай и помни обо мне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Борухович В.Г.«Научное и литературное  значение труда Геродота» (вступ. ст. к «Истории»), М., 1992.

2. Буданова В.П. История мировых  цивилизаций, М., 1998.

3. Волков А.В. Загадки Финикии. М., 2004. - 320 с.

4. Джон Грей «Хананейцы», М. 2003.

5. Лукашкина А.А. Культурное и экономическое  развитие финикийцев в I тыс. до  н. э.

6. Стратановский Г.А. «Страбон и  его география» , М., 1994.

7. Струве В. В. Происхождение алфавита, М.,1990

8. Тураев Б.А. «История Древнего  Востока»

9. Харден Д. «Финикийцы. Основатели  Карфагена»

10. Циркин Ю. Б. «От Ханаана до  Карфагена», М. 2001.

11. Шифман И. Ш. «Финикийский язык»  СПб, 2003

12. Шифман И. Ш. «Карфаген», СПб, 2003.

13. Ястребицкий Н.П. «Финикийские корабли», М., 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

myunivercity.ru


Смотрите также