Крито-микенская цивилизация. Цивилизация древнего крита


Цивилизация Крита | История

остров Крит

Цивилизация Крита.

Центром первой европейской цивилизации, которая достигла блестящего расцвета, был Крит. Удачное географическое положение острова во многом предопределило и способствовало высокому уровню развития общества и господству его на море. Крит находится как бы на границе, отделяющей Эгейское от Средиземного моря. Эта наиболее приближенная к Востоку часть Европы вместе с окружавшими Крит островами являлась своеобразной границей между народами Востока с их древними цивилизациями и народами Европы. Здесь были созданы благодаря географическому положению условия для появления совершенно новых форм жизни общества, культуры и искусства.

Этническая картина на Крите была весьма пестрой. Уже на ранних этапах истории острова произошло смешение различных этнических элементов. В целом минойцев (местное догреческое население) причисляют к так называемой средиземноморской расе, для которой характерны относительно невысокий рост, черные кудрявые волосы и карие глаза. На каком языке говорили обитатели древнего Крита неизвестно, но это был явно не греческий язык. Автохтонное население острова античная традиция называла этеокритянами (т. е. истинными критянами). Именно их историки отождествляют с минойцами – носителями минойского языка и создателями древнейшего критского письма: иероглифики, линейного письма. Родственными этеокритянам были кидоны. На Крите обитали также пеласги – переселенцы из материковой Греции и анатолийцы, проникшие из Малой Азии.

В XXX-XXVII вв. до н. э. в Эгеиде повсеместно распространяются бронзовые орудия труда. На Крите формирование цивилизации бронзового века шло под воздействием культур соседних обществ. В III тысячелетии до н. э. высоким уровнем развития отличалась культура Кикладских островов, достигшая расцвета к середине тысячелетия. Островное население занималось меновой торговлей с заморскими странами, что требовало большого мастерства в кораблестроении и мореходстве. Но судя по раскопкам оно у них присутствовало в полной мере. Активная хозяйственная деятельность и интенсивность торгового обмена привели к высокому уровню развития ремесел и искусства. Изделия кикладских ремесленников в большом количестве находят не только на Крите, но и в материковой Греции, Малой Азии и даже в отдаленных районах Средиземноморья.

Кикладское общество еще находилось на стадии родоплеменной организации, однако центрами племен уже становятся поселения протогородского типа. Типичными примерами такого центра являются окруженный массивными стенами Полибхни на острове Лемнос, занимавший площадь 4500 квадратных метров. К середине III тысячелетия до н. э. подобные поселения, укрепленные мощными стенами и башнями, появляются и на других островах Кикладского архипелага. Постройки внутри таких укреплений однотипны, что позволяет предполагать отсутствие сколько-нибудь резких социальных различий в древнем обществе.Однако процесс урбанизации на Кикладах был насильственно прерван в конце III тысячелетия до н. э. Возможно, это было связано с вторжением на острова новых этнических групп, после чего развитие общества надолго приостановилось и культурная традиция прервалась.

Крит в эпоху бронзы.

Население Крита, благодаря влиянию достижений соседних обществ, и прежде всего кикладской культуры, а также внутренним процессам развития, вступает в эпоху ранней бронзы в III тысячелетии до н. э. Освоив производство бронзы, ремесленники постоянно расширяют сферы ее применения. А к началу II тысячелетия до н. э. появляется гончарный круг. Эпоха первобытнообщинного строя вступает в завершающую стадию. Ослабление кровнородственных связей кардинально меняет условия жизни общества. Традиционные усыпальницы для членов всего рода сменяются индивидуальными захоронениями. Появляются печати, на которых довольно часто встречается изображение корабля. В поселениях строятся двух-трехэтажные дома из камня и кирпича.В это время критские земледельцы осваивают наиболее плодородные долины на востоке и в центре острова и начинают возделывать традиционные сельскохозяйственные культуры, характерные для средиземноморья:виноград, оливки и злаковые (пшеница и ячмень).

К концу эпохи ранней бронзы на Крите отмечается быстрый рост населения и начало его социального расслоения. Все чаще между общинами возникают конфликты. Для защиты от соседей поселения не только обносятся стенами, но и располагаются на защищенных самой природой местах – холмах с обрывистыми склонами. Такие укрепленные общинные центры принято называть «преддворцовыми цитаделями». В критском обществе, где еще господствуют родо-племенные отношения, высокого развития достигли земледелие, скотоводство, мореплавание и торговля. Изменяется система религиозных верований: появляются основные образы божеств и важнейшие культовые символы, прежде всего статуэтки Матери богов.Таким образом, критское общество, достигнув прогресса во всех сферах жизни и деятельности, плавно подошло к эпохе цивилизации.

vladhistory.com

Крито-микенская цивилизация. История древнего мира [Восток, Греция, Рим]

Держава Миноса

Первые очаги государственности на Балканском полуострове возникли уже в середине III тыс. до н. э. Однако около XXII в. до н. э. этот процесс был прерван нашествием греческих племен ахейцев, мигрировавших сюда из при дунайских районов Европы. Эти племена носителей греческого языка находились на весьма низком уровне общественного развития и, завоевав практически весь Балканский полуостров, приостановили процессы классообразования и становления государственности, которые переживало местное догреческое население – пеласги. Его этническая принадлежность пока не выяснена. В ходе завоевания пеласги были частично истреблены ахейцами, частично ассимилировались с завоевателями, переживавшими стадию разложения первобытнообщинных отношений.

Ахейское завоевание практически не затронуло островную часть Эгейского архипелага. С середины III тыс. до н. э. население острова Крит переживало те же самые процессы становления ранней государственности, что и в материковой Греции до ахейского завоевания. На протяжении нескольких столетий Крит был центром интенсивных изменений в области социально-политической и экономической жизни, что и привело к раннему формированию и дальнейшему расцвету этой островной цивилизации.

Во второй половине III – начале II тыс. до н. э. жителями Крита были успешно освоены практически все пригодные для обработки земли, активно развивалось скотоводство. Определенного прогресса в это время достигает и ремесло. Появляются зачатки обмена, а так как сам остров располагался на пересечении многих морских путей, его жители достаточно рано стали участвовать в международном обмене. Уже в конце III тыс. до н. э. на острове появляются первые раннегосударственные образования – дворцовые центры. Археологами были вскрыты остатки четырех – в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро. Каждый из них имел своим политическим, экономическим и религиозным центром крупный дворец, вокруг которого группировались десятки небольших сельских поселений.

Период XXII–XVIII вв. до н. э. в общей периодизации Крита получил название «эпохи старых дворцов». Об этом времени практически ничего не известно, к тому же примерно в 1700 г. до н. э. центры первых раннегосударственных образований на острове были повсеместно разрушены, вероятно, в результате грандиозного губительного землетрясения.

Однако эта природная катастрофа не смогла задержать дальнейшее развитие цивилизации на Крите. С XVII в. до н. э. здесь начинается так называемый период «новых дворцов», о котором известно намного больше.

Расцвет цивилизации на Крите в это время обычно связывают с именем его легендарного правителя – царя Миноса, которому удалось объединить все население острова под своей властью. Именно Минос, как сообщают греческие легенды, сумел начать объединительный процесс, построить большой флот. Скорее всего, все это происходило в XVI в. до н. э. Миносу удалось уничтожить пиратство в Эгейском море, подчинить своей власти многие острова Эгейского моря, причем с покоренных народов регулярно взималась дань. Минойские колонии были обнаружены не только в Эгеиде, но и на Пелопоннесе, на Сицилии, на побережье Сирии.

Критские воины во главе с Миносом совершали далекие морские походы. Дворцы и рядовые поселения острова этого времени не имели оборонительных стен, резиденция верховного правителя Крита и многих его заморских владений, обосновавшегося в Кноссе, была связана удобными и надежными дорогами со сторожевыми постами на определенных расстояниях с Фестом, Маллией, Като-Закро. Здесь в столь же роскошных дворцах, повторявших планировочные схемы Кносского, сидели подчиненные или союзные ему династы, возможно родственники самого правителя, и отношения между ними складывались вполне мирно. От внешней угрозы население острова было защищено естественной преградой – морскими просторами. Во время правления представителей этой династии дворец в Кноссе стал административным, политическим и хозяйственным центром всей Критской державы.

Английский археолог А. Эванс, первооткрыватель минойской цивилизации, в течение нескольких десятилетий исследовал этот дворцовый комплекс, представляющий собой самый крупный критский дворец, перестроенный несколько раз. Он занимал значительную площадь, имел несколько этажей и включал в себя комплекс помещений для правителя и его семьи, тронный зал, где происходили государственные, деловые и культовые церемонии, святилища, комнаты для слуг, мастерские ремесленников. Дворец был снабжен весьма совершенной и продуманной системой водоснабжения, освещения, канализации. Стены его многочисленных помещений были покрыты великолепными фресковыми росписями, воспроизводившими красоту окружающей природы и сцены из жизни критского общества. В специальных помещениях находились ванны, рядом располагались туалетные комнаты. Питьевая вода хранилась в цистернах и поступала во дворец по керамическим трубам. Свет проникал в здание через специальные световые колодцы, прорезавшие все здание сверху донизу. В его цокольном этаже располагались кладовые – склады ремесленной продукции и запасы продовольствия.

Интересно, что греки называли Кносский дворец лабиринтом. По древнегреческим легендам, лабиринт – это огромное здание с множеством комнат и коридоров. Человек, попавший в него, уже не мог выбраться из лабиринта без посторонней помощи и неизбежно погибал, так как в глубине дворца обитал кровожадный Минотавр – полубык-получеловек. Раскопки в Кносском дворце показали, что эти предания о лабиринте имели под собой определенную почву. Кносский дворец – это огромное по размерам здание, включавшее в себя около трехсот помещений самого разнообразного назначения. Внутренняя планировка дворца отличалась чрезвычайной сложностью и даже запутанностью. Однако при всей хаотичности дворцовой постройки она все же воспринимается как единый архитектурный ансамбль.

Структурообразующим ядром дворцового архитектурного ансамбля являлся, как это было и раньше, в «эпоху старых дворцов», центральный внутренний двор, занимавший значительное открытое пространство. При этом все критские дворцы имели практически одинаковые с архитектурной точки зрения подобного рода помещения, организующие вокруг себя все остальные сооружения подобного рода комплексов. Но не все население проживало во дворце. Простые жители обитали в небольших домах вне его территории. Эти дома были разными по величине, иногда даже двухэтажными, причем обычно кладовые, кухня и рабочие помещения располагались внизу, а жилые и спальные комнаты – наверху.

По всей видимости, критское общество в период своего расцвета имело теократическую форму правления, когда в руках властителя были сосредоточены функции как царя-правителя, так и верховного жреца, имевшего божественное происхождение. Подобная форма правления достаточно близка к древневосточному типу (например, Египту и Месопотамии III – середины II тыс. до н. э.), с той лишь разницей, что на Востоке религиозная власть хотя и принадлежала монарху, но все же опосредовалась жрецами и имела собственные храмы. На Крите чисто жреческого сословия не сформировалось, не было и храмов богам как отдельно стоящих сооружений. Для религиозных церемоний использовались святилища, весьма логично и искусно с архитектурной точки зрения увязанные в планировку дворцового комплекса. Поэтому, скорее всего, мифология отразила веру древних критян в божественную сущность царя: ведь Минос считался сыном Зевса, который руководил всей его деятельностью.

Однако развитие минойского Крита в конце XV в. до н. э. роковым образом было прервано новыми природными катаклизмами: грандиозное извержение вулкана на соседнем острове Фера (современный Санторин) нанесло ему смертельный удар. Все дворцы и сельские поселения на острове были разрушены, засыпаны пеплом и покинуты населением. С этих пор Крит утрачивает свое положение ведущего политического, экономического и культурного центра бассейна Эгейского моря. Воспользовавшись этими событиями, с территории материковой Греции, не встречая никакого сопротивления, на остров вторгаются греки-ахейцы, и Крит из передового центра Средиземноморья превращается в отсталую провинцию ахейской Греции.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древний Крит. Часть 7. Почему погибла минойская цивилизация? Версия об Атлантиде.

Острова Санторини. Кальдера образовавшаяся в результате извержения. Изображение отсюда: en.wikipedia.org 

Отношения с окружающими народами, распространение влияния

Остров Крит, расположенный посередине между Европой, Азией и Африкой, занимает прекрасную стратегическую позицию. Аристотель в своей "Политике" пишет: "Кажется, что остров создан для того, чтобы повелевать Грецией. Его местоположение - одно из самых счастливых: остров господствует над всем морем, по берегам которого расположились греки...".

Во времена расцвета Крита, флот его был лучшим в мире. Торговцы Крита поддерживали тесные связи с Египтом и Двуречьем, с государствами Передней (Западной) Азии. Они основали торговые пункты или поселения на островах Киклад и Додеканесов, на Милитосе и Иасосе Кари, а следы их пребывания ещё остаются на отдалённом острове Самофраки. Корабли из Кносса бывали у берегов Испании, Сирии, в Черном море и Атлантическом океане. В XX в. обнаружены многочисленные свидетельства о связи минойцев с Ливией. В Нубийской пустыне у Красного моря в наскальных рисунках запечатлены корабли, имеющие специфические минойские отличия.

Почему погибла минойская цивилизация? Версия об Атлантиде.

В главе 12-й «Наследники Крита» Ефремов устами индийских ваятелей, гостей Лисиппа, рассказывает предание о том, что на западе от Индии существовала страна, «погубленная страшными землетрясениями, подводными извержениями вулкана…», «…богатая и могущественная морская держава со столицей – Городом Вод, погибшая от гнева Посейдона и Геи. Египетские жрецы, от которых узнал предание Платон, не дали точного нахождения этой страны, прозванной Атлантидой»./…/ В предании, о котором рассказывает индиец, говорится, будто морская держава находилась в Эгейском море: «Её положение, описание и время совпадают с островом Крит. Время гибели – не страны, а её мудрости и цвета народа – совершилось одиннадцать веков тому назад.- Как раз время падения Критской державы при страшном извержении и наводнении, - сказал Лисипп, обращаясь к Таис».

Что стоит за этим предположением – простая фантазия писателя или что-то большее? Давайте сперва обратимся к тому, что думал на эту тему сам автор. В интервью журналу «Техника - молодёжи» (№11 за 1956 г.), которое называлось «Существовала ли Атлантида?» Ефремов размышляет:

«Вся история, пересказанная Платоном, если подойти к ней научно строго, является вымыслом. Здесь слишком много несообразностей и анахронизмов. Поэтому мне представляется, что платоновская Атлантида во всех ее подробностях никогда не существовала. /…/ Несомненно, что рассказы Платона были вдохновлены какой-то легендой о некоем центре древней культуры, вопрос об уровне и местоположении которой остается полностью открытым. /…/Данные науки настоящего времени говорят за гипотезы русских ученых — Норова, Карножицкого, Берга, Богаевского, по которым Атлантида находилась в области Средиземноморья. Разрозненные остатки Атлантиды, возможно, надо видеть в островах Крит, Кипр или же в западных островах Средиземного моря».

Обратимся к мнению учёных. Гипотеза о существовании Атлантиды в Средиземном море, впервые высказанная русским академиком А.Норовым в XIX в., а вслед за тем французским учёным Луи Фигье, английским археологом Дж. Фростом, шотландским археологом Д.Маккензи, американским исследователем Г.Брауэром, популярна в научных кругах и поныне. Открытие в 1900 г. следов минойской цивилизации на Крите и обнаружение в 1967 г. профессором Спиридоном Маринатосом высокоразвитого минойского города на о. Санторин (Стронгиле), погребённого под слоем вулканического пепла, а также геофизические исследования, посвященные катастрофическому извержению вулкана Стронгиле, произошедшему 3500 лет назад, дали пищу для выводов о том, что в основе рассказанной Платоном истории лежит истинное событие – гибель критской цивилизации.

В 1969 г. одновременно выходят две монографии: одна – океанографа Дж.Люса, другая - профессора Афинского института сейсмологии А. Галанопулоса и английского археолога Э.Бекона. В них приводятся доказательства существования в Эгейском море прообраза Атлантиды. Галанопулус считал, что государство атлантов располагалось на островах Санторин и Крит. Геологические и сейсмические исследования говорят о том, что во II тыс. до н.э. Стронгиле был единым большим круглым островом, превратившимся в архипелаг в результате мощного Извержения вулкана.

Извержение вулкана Стронгиле засыпало пеплом и пемзой Крит, спровоцировало сильные пожары, а сопутствующее ему землетрясение вызвало гигантскую волну цунами, обрушившуюся на критское побережье. Цветущие сады и поля были засыпаны пеплом, дворцы разрушены, произошла экологическая катастрофа, послужившая причиной ослабления минойской цивилизации и захвату Крита ахейцами.

Установлено, что катастрофа произошла в XV в. до н.э., т.е. за 900 лет до встречи Солона со жрецами храма богини Нейт. Если допустить, что в тексте Платона ошибочно указано 9000 лет вместо 900, то тогда можно рассматривать Санторин-Стронгиле/Крит в качестве Атлантиды. Точнее – её реального прообраза.

Эпилог

«Крит не был некоей идеальной утопией, но вполне реальным человеческим обществом, полным проблем и недостатков. Это было общество, возникшее несколько тысяч лет назад, когда еще не было ничего похожего на то, что мы теперь называем наукой, когда люди пытались объяснить явления природы через анимистические представления и задобрить их жертвоприношениями. Более того, это было общество, существующее в мире мужского господства и агрессивности.

Мы знаем, что у критян было оружие, например прекрасно украшенные кинжалы, изготовленные с высоким техническим мастерством. Возможно, при военных столкновениях в Средиземноморье они также участвовали в морских битвах, охраняя свои торговые морские пути, защищая свои берега. Но в отличие от других развитых цивилизаций того времени, критское искусство не воспевает военные действия.

Нет и указаний на то, что материальные ресурсы Крита были - как это происходит сейчас - вложены в средства уничтожения. Напротив, есть свидетельства того, что богатства острова использовались, прежде всего, чтобы создать гармоничную жизнь.

Как пишет Плейтон, "вся жизнь критян была пронизана пламенной верой в богиню Природу, источник всего мироздания и гармонии. Отсюда их миролюбие, ненависть к тирании и уважение к закону. Даже среди правящих классов неизвестны были личные амбиции, нигде не найдешь ни имени автора на произведении искусства, ни записи деянии правителя".

В наше время, когда "миролюбие, ненависть, к тирании и уважение к закону" стали необходимы для выживания человечества, разница между духом Крита и духом соседних цивилизаций может представлять больше чем просто академический интерес. В критских городах, не имевших оборонительных сооружений, в "незащищенных" виллах на берегу моря и в отсутствии каких бы то ни было указаний на то, что города-государства вели войны друг против друга или выступали в захватнические походы (в отличие от других огороженных крепостной стеной, агрессивных городов) мы находим подтверждение того, что наши надежды на возможность мирного сосуществования не просто, как часто говорят, "утопические мечты". А в его мифологической образности - Богиня - Мать Вселенной и люди, животные, растения, вода, небо как ее воплощение - мы находим признание нашего единства с природой, что сегодня есть для нас важнейшее условие экологического выживания.

/.../Таким образом, утверждение, что городам-государствам присущи воинственность, иерархическая структура общества, подчиненное положение женщины, неосновательно. В критских полисах, славных своим богатством, высоко развитыми искусствами, ремеслами и процветающей торговлей, техническое развитие, а с ними и усложняющаяся общественная структура, дальнейшая специализация, не несли с собой никакого ущерба положению женщин в обществе. Напротив, новое распределение ролей в меняющихся условиях не ослабляло, а усиливало их статус. Поскольку не происходило никаких фундаментальных общественных и идеологических изменений, новые процессы не приводили к нарушению исторической преемственности, которое мы видим в других местах. В южной Месопотами IV тысячелетия до н. э. мы находим социальное расслоение и постоянные военные действия наряду со снижением статуса женщин. На минойском Крите, несмотря на урбанизацию и общественное расслоение, войны не велись и статус женщин не снижался». (Р.Айслер)

В разговоре Лисипа и Таис Ефремов размышляет:« - Есть страны, замкнувшиеся в себе для сохранения своих царей, богов, обычаев и жизни на тысячелетия. Я называю их круговыми. Таков Египет, ещё есть Персия, Сирия. На западе Рим, а очень далеко на Востоке – Срединная страна желтокожих раскосых людей.- А мы, Эллада?- Начиная с Крита, вся Эллада, Иония, а с ними и Финикия – открытые страны. Нет для нас круга, запирающего жизнь. Вместо него – спираль. /…/Огромна область наследия исчезнувших детей Миноса. /…/ Говорят, что от них остались лишь развалины, подобно Криту, но открытая душа этих народов живёт в других людях тысячелетия спустя».

На развалинах минойской цивилизации расцвела культура древней Эллады. Какие же дары завещал Крит своей преемнице? Прежде всего, греки рано прониклись жизнелюбием минойцев, их культом красоты, их тяготением к праздничным шествиям и спортивным состязаниям. Они восприняли великий азиатский культ Богини-Матери, эволюционировавший на Крите в нечто новое, - и в эллинской религии навсегда остался неистребимый дух женственности. А эллинская культура, в свою очередь, стала колыбелью нынешней европейской цивилизации.

Но мы многое забыли из наследия наших далёких предшественников. И сейчас, когда человечество в очередной раз проходит "точку бифуркации", пришла пора оглянуться назад, в наше историческое прошлое и вспомнить его уроки.

Нам есть чему поучиться у древних критян, ибо, несмотря на несовершенства, это было общество, пошедшее по прогрессивному пути модели партнёрства, не господства. Общество, в котором этические и эстетические ориентиры формировались под влиянием как мужской, так и женской энергий, которые взаимодополняли друг друга как равноправные части единого целого. И пример Крита - это историчский пример того, каких вершин могут достигнуть искусство, культура, социальное устройство (каких вершин они смогли достигнуть даже в те далёкие времена), если общество будет нащупывать путь созидания и партнёрства, а не разрушения, захвата, подчинения и господства.

Литература:1. Айслер Р. Чаша и клинок.2. Андреев Ю.В. Минойский матриархат. Вестник Древней Истории, 1992, №23. Арапов М. Рождение метода. Журнал «Знание – сила», 2001, №84. Варшавский А. В начале были легенды.5. Василакис А. Кносс. Мифология – история. Путеводитель по археологическим раскопкам.6. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции.7. Даварас К. Фест. Краткий иллюстрированный археологический путеводитель.8. Зинченко С.А. Искусство Древней Греции. Крит. Часть 3.9. Крит. Археологический путеводитель. Под редакцией Н. Драмитину-Анастасоглу.10. Мень А. История религии. Часть 211. Молчанов А.А. Рец. на: J. Chadwick. Linear В and Related Scripts. Berkeley — Los Angeles, 1987. Вестник древней истории, 1992 г., № 212. Существовала ли Атлантида? Интервью с И.А. Ефремовым. «Техника - молодёжи», 1956, №1113. Хадзифоти И. Минойский Крит. Между мифом и историей.14. Шевалева И. Атлантида: 120 веков тайны. Ж-л «Беспредельность» (Рига, Латвия), 1991, №1

3ttt.livejournal.com

Минойская цивилизация острова Крит. | Русский след

karta-1-greek-islands-map

Исследователи Минойской культуры, возникшей на Крите в период позднего бронзового века (1380–1100 г.г. до н.э.), считают, что Минойская цивилизация, существовавшая примерно с 2700 до 1420 гг. до н. э., внезапно погибла от сильного извержения вулкана Тера на соседнем острове Санторини.

В самом деле на гористом острове Крит, во многих естественных гаванях обнаружены поднятие земли и погружения прибрежных участков из-за тектонических процессов вдоль всего побережья острова. Другие исследователи считают, что Минойская цивилизация была уничтожена вторжением микенцев из северо-восточной части Пелопоннеса, где правил легендарный царь Минос (Мина, др. греч. Μίνως) в «златообильных Микенах». Царь Минос был самым могущественным государем Эгейского моря. 

belyj-byk-zevs-poxishhaet-evropu-na-krit

Согласно греческому мифу, царь Минос был сыном финикийской принцессы Европы и бога Зевса, рождённого на Крите, который, превратившись в белого быка, похитил Европу и доставил на Крит. Белый бык — олицетворение финикийского культа Баала (Ваала), которому приносились огненные жертвоприношения, жертву сжигали на алтаре.

Остров Крит считается родиной не только Миноса и его братьев Радаманта и Сарпедона, но и самого громовержца Зевса. На Крите существует легендарная пещера на горе Дикта, в которой богиня Рея, дочь Урана и Геи, а также супруга и сестра титана Кроноса-Сатурна, спрятала новорожденного Зевса, вскормленного божественной козой Амалфеей.

labirint-serebro-tetradraxma-knosskij-1-j-vek-do-n-e

Более 100 лет назад британский археолог сэр Артур Эванс обнаружил Кносский дворец на Крите, построенный во период существования минойской цивилизации.

Гомер называл выходцев с острова Крит «Eteocretans» («истинными критянами»), потомками царя Миноса, термин минойский означает «древний критской», то есть самобытный.arthur-evansНе смотря на то, что Артур Эванс предположил, что Минойская цивилизация возникла на Крите, благодаря переселенцам из Египта или Ливии, дальнейшие исследования доказывают самобытность Минойской культуры, самостоятельно сформировавшейся на Крите. Современные генетические исследования останков жителей минойской цивилизации опровергают первоначальное утверждение Эванса. В ходе исследований, учёные обнаружили генетическую близость минойцев к европейцам, выходцами из древней Анатолии, древние минойцы близки современным жителям Крита, живущих на плато Лассити. Минойцы произошли от неолитических европейцев, которые кардинально отличались от египтян или ливийского населения Африки.pism-krita-lin-aНе вызывает сомнения тот факт, что Минойская цивилизация была первой до греческой письменной цивилизацией Крита и материковой Греции и первой развитой цивилизацией в Европе.

haplogroup_r1b

Разгадка таится в генетике.

Команда специалистов по генетике человека из Университета Вашингтона исследовали ДНК скелетов древних минойцев, живших 4000 лет назад и найденных в пещере в Плато Лассити на Крите. Они сравнили митохондриальную ДНК скелета. По данным ДНК-генеалогии Крит был заселён носителями Y-гаплогруппы J2, создавшими минойскую культуру в середине 3 тыс. до н. э.

Генетики выявили среди останков жителй Минойского Крита носителей гаплогруппы: J2a, E1b1b, G2a, I2, R1b-L23.

J2 — возник 19000 лет назад в северной Месопотамии.E1b1b — возник 26000 лет назад в Северо-Восточной Африке.G2a — возник 11000 лет назад в Леване или Анатолии.I2 — возник 17000 лет назад на Балканах.R1b-L21 — возник 4000 лет назад в Центральной и Восточной Европе.

Результаты исследований митохондриальной ДНК клеток скелета древних минойцев, которая передаётся по материнской линии, учёные генетики сравнили с аналогичными генетическими данными ДНК 135 современных людей, живущих в Европе и Африке.

Авторы генетических исследований ДНК утверждают, что минойцы, жившие 3700 — 4400 лет назад на острове Крит и основавшие Минойскую цивилизацию, были европейцами, а не африканцами или египтянами. По анализу ДНК минойцы генетически очень похожи на европейцев эпохи неолита и на современных жителей средиземноморского острова Крит, особенно, на тех, кто живёт на плато Лассити. Генетически минойцы, совершенно, отличаются от египетского или ливийского населения.Результаты генетических исследований ДНК сегодня опровергают гипотезу Артура Эванса о том, что минойскую цивилизацию создали африканские эмигранты, и позволяют предположить, что создателями минойской культуры стали жители Крита — европейцы.

Современные методы исследования ДНК позволяют этому открытию уже сегодня бросить вызов утвердившемуся в исторической науке мнению о том, что древние критяне пришли на Кипр из Египта.

Археолог из Института археологических исследований Мак Дональда в Университете Кембриджа Колин Ренфрю считает результаты исследований ДНК из пещеры Лассити ценным вкладом в современную науку, но исследователи должны сравнить генетические данные ДНК минойцев с большим количеством образцов современной и древней ДНК жителей Анатолии.

Дворцы Минойской цивилизации Крита «Арийская земля» персов - Иран.

ru-sled.ru

История Крита

Как выглядит природа острова Крит (Греция)

Пейзажи острова Крит

Крит (Κρήτη) – самый большой и самый южный остров Греции с населением более 600 тысяч человек. По-гречески его название звучит как КрИти (последняя «и» произносится почти как «ы»).  Остров Крит — колыбель минойской цивилизации, самой древней в Европе.

Площадь Крита = 8,336 м2. Этот греческий остров — широкий и узкий, поверхность — гористая. Самые крупные горные массивы Крита: ЛефкА Ори (Λευκά Όρη переводится как Белые горы), Ида (Όρος Ίδη) и ДИкти (Όρος Δίκτη).

А в горах есть красивые древние пещеры, самые известные из которых: Диктеон (Δικταίο Αντρο — ThиктЭо Андро) и Идеон (Ιδαίον — ИthЕон). Считается, что именно здесь родился и провел свое детство отец олимпийских богов Зевс. А критское ущелье Самарья (Σαμαριάς — СамарьЯс) является самым длинным в Европе.

Когда на этом греческом острове появились первые люди, никто не знает. Но ученые могут рассказать об истории Крита начиная с 6000 года до н.э., именно этим возрастом археологи датируют самые древние находки, сделанные на острове.

Как выглядят древние греческие пещеры в горах - фото с острова Крит

Древняя критская пещера длиной 5, шириной 2, глубиной около 15 метров. Находится в близ города Ираклион. Фото: archaiologia.gr

Остров Крит - карта (географическая, на русском языке)

Карта Крита

Период Неолита

До появления керамики (6000-5700 годы до н.э.)

Как выглядят пещеры эпохи Неолита - Крит

Пещера эпохи Неолита на Крите около деревни Асфедиану. Фото: dlx.gr

В этот период древние греки еще не знали секрета изготовления керамических изделий, у них не было прочной глиняной посуды и дома тогда строились из необожженного кирпича. Тем не менее, археологи обнаружили на Крите несколько фигурок из обожженной глины, относящихся к эпохе докерамического неолита.

Древние критские земледельцы выращивали  пшеница, ячмень и чечевицу. И разводили домашних животных: овец, коз и свиней. Уже тогда на острове появились первые каменные орудия труда.

Где пасутся критские овцы, козы и барашки - фото

Критская природа, фото: madeincreta.gr

Ранний неолит (5700-3700 годы до н.э.)

Этот период развития цивилизации Крита историки разделяют на 2 этапа:

Ранний Неолит I (5700-4000 годы до н.э.)

Это самый продолжительный период в истории Крита. После открытия технологии изготовления прочных и долговечных изделий из обожженной глины, случился качественный прорыв в строительстве — на Крите появились дома прямоугольной формы (их строили на фундаменте из камня), критяне научились отделывать стены штукатуркой.

Первые гончарные изделия помогли критянам не столько готовить и есть, сколько — запасать и долго хранить продукты. Умение заготовить еду впрок и сохранить ее было важным условием выживания.

Ранний Неолит II (4000-3700 годы до н.э.)

Продолжалось развитие гончарного искусства, критяне научились делать емкости, разнообразные по форме, размеру и способу применения. Они использовались в быту и в ритуальных целях. Первые свидетельства существования промышленного ткачества на Крите относятся к этому же периоду.

Совершенствовались орудия труда, а, следовательно, удобным инструментом древний критянин мог работать быстрее и эффективнее — росла производительность труда. Во Втором раннем неолите на Крите чаще стали использовать каменные топоры и булавы,  догадались применять горный хрусталь при изготовлении каменных инструментов.

Средний Неолит (3700-3600 лет до н.э.)

Это — сравнительно короткий переходный период от каменных орудий труда к медным. Тогда же на Крите появились первые большие постройки — прямоугольной формы со множеством небольших комнат. Продолжалось развитие гончарного ремесла, ткачества, совершенствовалась технология изготовления каменных булав и топоров.

Поздний Неолит (3600-2800 лет до н.э.)

В эти времена на Крите появился первый металлический (медный) топор. Его нашел на острове английский археолог  Артур Эванс на раскопках одного древнего здания эпохи Позднего Неолита. Появление металлических орудий труда расширило возможности древнего человека. Чем проще и быстрее было работать новыми инструментами, тем больше он мог сделать. Или занять это время новым видом деятельности.

Бронзовый век — Минойская цивилизация (3000 — 1100 лет до н.э.)

В эти времена остров Крит превратился в центр морской торговли и культуры. Критяне — не только успешные земледельцы, рыбаки, и хорошие торговцы, но и отважные, умелые мореплаватели (ну а как вы хотели, живя на земле, окруженной морем… Хочешь торговать и осваивать новые территории — умей плавать).

Вот и получилось, что  основной деятельностью  критян в те времена стало судоходство.  Критские моряки вели активную торговлю с Азией, Африкой и островами Киклады.

Английский археолог Артур Эванс назвал этот период критской истории минойским в честь легендарного царя Миноса. Не обладая военной силой, минойцы достигли процветания  во многом благодаря своему  умению вести торговлю. Но, возможно, отсутствие военных навыков впоследствии стало причиной падению Минойской цивилизации.

Греческий археолог Н. Платонас предложил делить Минойскую цивилизацию на следующие периоды:

Додворцовый период (3 000 — 1 900 лет до н.э)

Успехи в строительстве и концентрация людей в городах

Характерной особенностью этого периода является проживание людей в деревнях и городах, в отличие от разбросанных поселений в пещерах и укрытиях периода Неолита. Качество строительства значительно улучшилось.

Развитие гончарного искусства и вазописи

Большое развитие получило искусство. Керамика изготовлялась вручную. Уже тогда применялся обжиг и роспись в форме различных геометрических фигур и изображений животных.

Как хоронили

Умерших хоронили в пещерах, как в период Неолита. Каменные гробницы появились позже. Некоторые были прямоугольной формы, другие — куполообразной.

Письменность

Сотни надписей были обнаружены во время раскопок. Но прочитать их не удавалось до тех пор, пока не был обнаружен текст на двух языках ,что явилось ключом для понимания других  письменных источников.

Ранний дворцовый период (1 900 — 1 700  лет до н.э)

Критские вазы Минойской цивилизации, Дворцового периода,

Ваза Камарес

Первые многоэтажные постройки

В городах этого периода: Кносс, Фестосс, Малья обнаружены первые большие дворцы.  В многоэтажных постройках были помещения  для проведения общественных церемоний, личные апартаменты для представителей власти, жилища рабочих,  мастерские, склады, театры, бани и системы канализации. Храмы и святилища находились в пещерах, на горных вершинах и во дворцах .

Гончарный круг и развитие искусства

Появление гончарного круга вызвало стремительное развитие керамики и появление настоящих  таких изделий, как тонкостенные вазы (толщина стенок была такой же тонкой, как скорлупа куриного яйца) с разноцветными росписями и украшениями  (стиль вазописи назывался Камарес). Ювелирные изделия  раннего дворцового периода отличаются разнообразным дизайном и богатством отделки.

На этот период приходится ряд мощных землетрясений, принесших сильные разрушения построек той эпохи.

Неодворцовый период (1 700 — 1 380 лет до н.э)

Расширение влияния Крита

На новый дворцовый период приходится расцвет Минойской цивилизации. Остров Крит становится единым государством со столицей Кносс.  Торговые связи и влияние Крита распространяются на Малую Азию (это часть современной Турция), Египет, Кипр, материковую Грецию, острова Родос и Кос. Были основаны колонии на островах Киклад Кеа, Милос и Санторини. Расширение сети колоний велось с помощью торговли а не военных действий. Защиту минойских поселений за пределами Крита  от пиратских набегов и других опасностей обеспечивали военные корабли.

Дворцовое строительство
Фото критской архитектуры новодворцового периода

Крит. Дворец новодворцового периода

Дворцы перестраиваются, украшаются скульптурами и фресками, оборудуются системами водоснабжения и канализации, cтановясь еще более роскошными и восхитительными.

Самыми большими и великолепными были дворцы в Кноссосе, Фестосе и Закросе. Менее значительные дворцы были построены в Арханес, Агиа Триаде, Тилисосе и других местах. Уцелевшие части дворцовых комплексов, которые сегодня можно увидеть нa Крите, относятся к Неодворцовому периоду.

Дороги и мосты

Строятся дороги и мосты дают возможность быстро и удобно добираться до соседних городов, что способствует развитию торговли и взаимопроникнновению знаний, технологий, ремесел, культур. Процветание того периода находит свое отражение в различных видах искусства.  Гончарные изделия, вазы,  дворцовые фрески и скульптуры, оружие и другие предметы из металла сделаны с безупречным качеством и вкусом.

Отношение к смерти и верования

Могилы того времени становятся монументальными сооружениями для загробной жизни. К усыпальницам прокладывались дороги, a залы  для церемоний украшались колоннами. Обычные могилы были куполообразной формы или представляли собой глубокую яму, где хоронили умерших и вместе с ними предметы из повседневной жизни, что указывает на веру минойцев в жизнь после смерти и возможность воскрешения.

Политическое устройство

Политическая власть принадлежала царю Миносу. Так звали первого императора, мифического сына Зевса и Европы. Последующие властители Крита также именовались “Минос” подoбно тому, как титул “цезарь” присваивался римским императорам.

В письменности применялся линейный шрифт “А”, который до сих пор не расшифрован.

Не выяснена причина, заставишая критян в конце неодворцового периода покинуть свои жилища. Историки предполагают, что это было извержение вулкана  на Санторини в 1650 г до н.э. (которое вызвало гигантские волны), либо вторжение захватчиков с континентальной Греции, либо другие, пока неизвестные нам причины.

Последворцовый период ( 1 380 -1 100 лет до н.э)

После вторжения с континентальной Греции многие города, особенно на востоке острова, были разрушены либо заброшены. Критяне уходили на запад острова.

Число захватчиков постоянно увеличивалось и они строили свои поселения на месте старых,  а также осваивали новые места. Продолжали развиваться архитектура, гончарное производство, металлургия, декоративное искусство.

Но, в отличие от предыдущего периода с его многообразием форм, производство последворцового периода становится однообразным  и постепенно приходит в упадок. Историки считают, что это было вызвано большим притоком переселенцев из других областей Греции, принесших с собою свою культуру и традиции.

Как выглядят керамические сосуды, вазы из обожженной глины, найденные на острове Крит (минойская эпоха)

Археологический музей Пеллы, керамические сосуды лежат у стен гончарной лавки в том положении, в котором их нашли при раскопках. Конец первого десятилетия I века до н.э. Фото: archaiologia.gr

Ранний железный век (1 100 — 650 лет до н.э)

Большинство старых городов были покинуты критянами,  жители укрывались в труднодоступных горных районах, живя в изоляции от внешнего мира. Случилось нашествие на Крит дорийцев из Пелопонеса.

Архаичный период (650 — 500 лет до н.э)

Проникновение дорийцев в западную часть острова. Рост населения. Появление новых городов: Аксос, Фаласарна, Полириния, Иртакина.

Классический и эллинистический периоды (500 — 69 лет до н.э)

В отличие от Греции, развитие на Крите тормозилось соперничеством (иногда вооруженным) между городами. Продолжается рост численности населения острова.

Как выглядят древние мозаики богатых критских домов - фото мозаики с Дионисом на пантере

Мозаичный пол банкетного зала в доме Диониса в Пелле. Дионис изображен верхом на пантере. 325-300 до н.э. Археологический музей Пеллы.мозаик, представленных в Археологическом музее Пеллы (Крит). Фото: archaiologia.gr

Музеи Крита - что посмотреть: Археологический музей в Пелле

Мозаичный пол банкетного зала в доме Диониса в Пелле: грифона атакует оленя. 325-300 до н.э. Критский Археологический музей Пеллы. Фото:archaiologia.gr

Период Римского владычества, первые годы Византийской империи(69 лет до н.э — 824 год н.э.)

Победа Критской армии на римлянами в 71 году до новой эры. Римляне, желая завладеть родиной Зевса, вернулись через два года с еще большей армией и флотом. Контроль над островом был установлен через три года. Столицей становится Гортис. Развитие экономики острова происходит благодаря торговле.

Христианство появилось  примерно в 63 — 66 годах новой эры. Епископ Титос основал первую христианскую церковь в Гортисе

Арабская оккупация и Византийская империя (824 — 1204 гг)

В 824 году после многочисленных опустошительных набегов Крит был захвачен арабами. Они разрушили Гортис, сожгли все христианские храмы и совершили немало зверств по отношению к местному населению. Для защиты от  Византии арабы построили свою столицу — Эль Хандак. Сегодня на этом месте находится Ираклион. Географическое положение Крита позволило арабам сделать Крит центром работорговли в Восточном Средиземноморье и угрозой  Византии. В 961 году Никифорос Фокос смог выбить арабов с острова. Эль Хандак был переименован в Хандакас, а его крепостные стены были разрушены,  чтобы пираты не смогли ими воспользоваться. В конце 12 века большая группа переселенцев, во главе которой стояли 12 представителей аристократии отправилась из Константинополя  на Крит.

Период Венецианского владычества (1 204 — 1 669 гг)

Фото Венецианской крепости на Крите

Крит. Венецианская крепость

Кто захватил остров

Грабительский захват западноевропейцами  богатого Константинополя привел к разделу Византийской империи. Крит достался лидеру Четвёртого крестового похода Бонифацию Монфератскому, который продал остров венецианцам в 1204 году.

После этого Бонифаций Монфератский прожил до сентября 1207 года и был убит в битве с болгарами в южной части Родопских гор. Венецианцы сохранили Хандакас как столицу и построили замки в разных частях острова.

Передел церковной власти

Греческие священники  были заменены  выходцами из Рима. Тем не менее, многие  церкви и часовни, которые сегодня можно увидеть по всему острову, были построены в тот период.

Тяжесть иноземного ига сподвигает критян на восстания

Западная Европа продолжала свою экспансию — земельные наделы отнимались у местных жителей в пользу венецианских рыцарей. Бывшие землевладельцы становились слугами. Налоги и трудовая повинность осложняли существование коренных жителей острова. Характер  критян не позволял местным жителям мириться с венецианской оккупацией. Во время одного из восстаний,  критяне при содействии многих недовольных венецианцев одержали верх, провозгласив Крит независимой «Республикой Святого Тита». Однако вскоре Венеция вновь овладела островом.

Восстания не прекращались, несмотря на их жестокие подавления. Турки овладели  Константинополем в 1453 году, многие греки сочли разумным переcелиться на Крит, что привело к усилению Византийской культуры. Постоянная турецкая угроза, сопровождавшаяся набегами на остров, объединяла   византийцев  и критян, что, в свою очередь, привело к значительному росту экономики и культуры.

Развитие критского искусства
Критская школа иконописи

Венецианская оккупация способствовала влиянию венецианской культуры. Большое значение имеет воздействие итальянского Возрождения на иконопись, в результате чего возникает особая «Критская Школа — направление, сохраняющее византийский тип, но заимствующее при этом элементы итальянской живописи. Это направление представляют Дамаскин, Феофан и Доменик Феотокопулос (известный как Эль Греко) — юношеские произведения.

Театр и архитектура

В последние двести лета венециансксого владычества значительный расцвет переживает критский театр, основными представителями которого являются Георгий Хортадзис из Ретимно («Эрофила», «Панория») и Винченцо Корнарос из Ситии («Жертвоприношение Авраама» и «Эротокритос»). Наконец, венецианская архитектура широко представлена весьма достойными образцами на всей территории острова. Крупные фортификационные сооружения, порты, храмы, монастыри, площади, общественные здания были построены по проекту венецианских архитекторов.

Турецкая оккупация (1 669 — 1 898 гг)

Захват городов острова турками

В последние годы венецианского владычества турки предприняли довольно много неудачных попыток захватить остров. Наиболее значительная из них — нападение Хайреддина Барбароссы (1538), который встретил сопротивление Хандака и был вынужден оставить захваченные земли.

Турки продолжали набеги на Крит с целью его захвата и в 1645 оду они взяли Ханью, а в 1669 и Ретимно. В 1645 году турки высадились на Крите, в течение двух лет захватили почти все крепости, а затем начали осаду Хандака, которая продолжалась 21 год, поскольку греки и венецианцы совместными усилиями оказывали упорное сопротивление.

Партизанское движение

В конце концов Хандак попал в руки турок, и только Сфакия оставалась свободной, однако была вынуждена платить дань покорности. С первых лет турецкого владычества критяне вели партизанскую войну и множество раз поднимали восстания, которые однако оканчивались неудачей. Иго турецкой оккупации было невыносимым: убийства, изнасилования, непомерно высокие налоги, рабство и другие ужасные дела.  Все это не могли терпеть гордые критяне,  восстания и мятежи стали для многих коренных жителей оккупированного Крита образом жизни.

В 1830 году турки уступили остров Крит Египту, а в 1841 году он снова перешел к туркам. Последовал период волнений и кровопролитных восстаний критского народа, вершиной которых стало восстание 1895-1896 годов. В следующем году подразделение греческой армии оказывает помощь восставшим в освобождении многих провинций. Остров потрясают призывы к воссоединению с Грецией, и, в результате вмешательства великих держав, Крит провозглашается автономным «Критским государством» в составе Турции, при условии полного вывода турецких войск с Крита (1898) с Верховным Комиссаром принцем Георгием.

Новейшая история (с 1898  года до наших дней)

В 1908 году войска Великих держав покинули остров. А в 1913 году Крит стал составной частью Греции. В наши дни развитие острова определяется сельскохозяйственным и промышленным производством, а также туризмом и торговлей.

Другая полезная информация для путешественников

Памятка туристам при поездке на Крит.

Какие сувениры можно привезти с Крита.

Что взять в поездку на Крит (собираем чемодан).

Фото острова Крит (Греция)

Криткие пейзажи

&nbsp

P.S. Наши "греческие" спонсоры":

&nbsp

Другие интересные истории про Грецию и Кипр

parakalo.ru

Крито-минойская цивилизация

Древнейшим очагом цивилизации в Европе был остров Крит. По своему географическому положению этот вытянутый в длину гористый остров, замыкающий с юга вход в Эгейское море, представляет как бы естественный форпост Европейского материка, выдвинутый далеко на юг в сторону африканского и азиатского побережий Средиземного моря. Уже в глубокой древности здесь скрещивались морские пути, соединявшие Балканский полуостров и острова Эгейского моря с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой. Возникшая на одном из самых оживленных перекрестков древнего Средиземноморья культура Крита испытала на себе влияние таких разнородных и разделенных большими расстояниями культур, как древнейшие «речные» цивилизации Ближнего Востока (Египта и Месопотамии), с одной стороны, и раннеземледельческие культуры Анатолии, Придунайской низменности и Балканской Греции — с другой.

Время возникновения минойской цивилизации — рубеж III–II тысячелетий до н. э. До этого момента критская культура не выделялась сколько-нибудь заметно на общем фоне древнейших культур Эгейского мира. Эпоха неолита, так же как и сменившая ее эпоха ранней бронзы (VI–III тыс. до н. э.), была в истории Крита временем постепенного, относительно спокойного накопления сил перед решающим скачком на новую ступень общественного развития. Что же подготовило этот скачок? В первую очередь, безусловно, развитие и совершенствование производительных сил критского общества. Еще в начале III тысячелетия до н. э. на Крите было освоено производство меди, а затем и бронзы. Бронзовые орудия труда и оружие постепенно вытесняли аналогичные изделия из камня. Важные изменения происходят в этот период в сельском хозяйстве Крита. Его основой теперь становится земледелие нового поликультурного типа, ориентированное на выращивание трех главных сельскохозяйственных культур, в той или иной степени характерных для всего Средиземноморского региона, а именно: злаковых (главным образом ячменя), винограда и оливы. (Так называемая средиземноморская триада).

Результатом всех этих экономических сдвигов был рост производительности земледельческого труда и увеличение массы избыточного продукта. На этой основе в отдельных общинах стали создаваться резервные фонды сельскохозяйственных продуктов, за счет которых не только покрывалась нехватка продовольствия в неурожайные годы, но и обеспечивались пропитанием люди, не занятые непосредственно в сельскохозяйственном производстве, например специалисты — ремесленники. Таким образом, впервые сделалось возможным отделение ремесла от сельского хозяйства и начала развиваться профессиональная специализация в различных отраслях ремесленного производства. О высоком уровне профессионального мастерства, достигнутом минойскими ремесленниками уже во второй половине III тысячелетия до н. э., свидетельствуют относящиеся к этому времени находки ювелирных изделий, сосудов, выточенных из камня, резных печатей. В конце того же периода на Крите стал известен гончарный круг, позволивший добиться большого прогресса в производстве керамики.

В то же время известная часть общинных резервных фондов могла использоваться для межобщинного и межплеменного обмена. Развитие торговли на Крите, как и вообще в Эгейском бассейне, было тесно связано с развитием мореплавания. Не случайно почти все известные нам теперь критские поселения располагались либо прямо на морском побережье, либо где-нибудь невдалеке от него. Овладев искусством навигации, обитатели Крита уже в III тысячелетии до н. э. вступают в тесные контакты с населением островов Кикладского архипелага, проникают в прибрежные районы материковой Греции и Малой Азии, добираются до Сирии и Египта. Подобно другим морским народам древности, критяне охотно сочетали занятия торговлей и рыболовством с пиратством. Экономическое процветание Крита в III–II тысячелетиях до н. э. в немалой степени зависело от этих трех источников обогащения.

Прогресс критской экономики в эпоху ранней бронзы способствовал быстрому росту населения в наиболее плодородных районах острова. Об этом свидетельствует появление множества новых поселений, особенно ускорившееся в конце III — начале II тысячелетия до н. э. Большинство из них размещались в восточной части Крита и на обширной центральной равнине (район Кносса и Феста). Одновременно идет интенсивный процесс социального расслоения критского общества. Внутри отдельных общин выделяется влиятельная прослойка знати. В ее состав входят в основном родовые вожди и жрецы. Все эти люди были освобождены от непосредственного участия в производительной деятельности и занимали привилегированное положение в сравнении с массой рядовых общинников. На другом полюсе той же социальной системы появляются рабы, главным образом из числа захваченных в плен немногих чужеземцев. В этот же период на Крите начинают складываться и новые формы политических отношений. Более сильные и многолюдные общины подчиняют себе своих не столь могущественных соседей, заставляют их платить дань и облагают всякими иными повинностями. Уже существующие племена и племенные союзы внутренне консолидируются, приобретая более четкую политическую организацию. Закономерным итогом всех этих процессов было образование на рубеже III–II, тысячелетий первых «дворцовых» государств, происшедшее почти одновременно в различных районах Крита.

Эпоха дворцовой цивилизации на Крите охватывает в общей сложности около 600 лет и распадается на два основных периода: 1) старых дворцов (2000–1700 гг. до н. э.) и 2) новых дворцов (1700–1400 гг. до н. э.). Уже в начале II тысячелетия на острове сложилось несколько самостоятельных государств. Каждое из них включало по нескольку десятков небольших общинных поселений, группировавшихся вокруг одного из четырех известных сейчас археологам больших дворцов. Как было уже сказано, в это число входят дворцы Кносса, Феста, Маллии в центральной части Крита и дворец Като Закро (Закрое) на восточном побережье острова. К сожалению, от существовавших в этих местах «старых дворцов» уцелело лишь немногое. Позднейшая застройка почти повсюду стерла их следы. Только в Фесте сохранился большой западный двор старого дворца и часть примыкающих к нему внутренних помещений. Можно предполагать, что уже в это раннее время критские зодчие, строившие дворцы в разных районах острова, старались следовать в своей работе определенному плану, основные элементы которого продолжали применяться также и впоследствии. Главным из этих элементов было размещение всего комплекса дворцовых построек вокруг прямоугольного центрального двора, вытянутого по осевой линии всегда в одном и том же направлении с севера на юг.

Уже в период «старых дворцов» социально-экономическое и политическое развитие критского общества продвинулось так далеко вперед, что породило настоятельную потребность в письменности, без которой не обходится ни одна из известных нам ранних цивилизаций. Возникшее еще в начале этого периода пиктографическое письмо (оно известно главным образом по кратким — из двух — трех знаков — надписям на печатях) постепенно уступило свое место более совершенной системе слоговой письменности — так называемому линейному письму А. До нас дошли сделанные линейным письмом А надписи посвятительного характера, а также, хотя и в небольшом количестве, документы хозяйственной отчетности.

Около 1700 г. до н. э. дворцы Кносса, Феста, Маллии и Като Закро были разрушены, по всей видимости, в результате сильного землетрясения, сопровождавшегося большим пожаром.

Эта катастрофа, однако, лишь ненадолго приостановила развитие критской культуры. Вскоре на месте разрушенных дворцов были построены новые здания того же типа, в основном, по-видимому, сохранившие планировку своих предшественников, хотя и превосходящие их своей монументальностью и великолепием архитектурного убранства. Таким образом, начался новый этап в истории минойского Крита, известный в науке как «период новых дворцов».

Самое примечательное из архитектурных сооружений этого периода — открытый Артуром Эвансом дворец Миноса в Кноссе. Обширный материал, собранный археологами во время раскопок в этом дворце, позволяет составить наиболее полное и всестороннее представление о том, чем была минойская цивилизация в эпоху ее наивысшего расцвета. Греки называли дворец Миноса «лабиринтом» (само это слово, по-видимому, было заимствовано ими из языка догреческого населения Крита). В греческих мифах лабиринт — огромное здание с множеством комнат и коридоров. Человек, попавший в него, уже не мог выбраться без посторонней помощи и неизбежно погибал: в глубине дворца обитал кровожадный Минотавр — чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Подвластные Миносу племена и народы обязаны были ежегодно тешить ужасного зверя человеческими жертвами, пока он не был убит знаменитым афинским героем Тезеем. Раскопки Эванса показали, что рассказы греков о лабиринте имели под собой определенную почву. В Кноссе действительно было обнаружено огромное по размерам здание или даже целый комплекс зданий общей площадью 16 000 кв. м., включавший около трехсот помещений самого разнообразного назначения.

Архитектура критских дворцов в высшей степени необычна, своеобразна и ни на что не похожа. В ней нет ничего общего с тяжеловесной монументальностью египетских и ассиро-вавилонских построек. Вместе с тем она очень далека и от гармоничной уравновешенности классического греческого храма с его строго симметричными, математически выверенными пропорциями. Своим внешним видом Кносский дворец более всего напоминал затейливые театральные декорации под открытым небом. Этому впечатлению способствовали причудливые портики с колоннами необычной формы, утолщавшимися кверху, широкие каменные ступени открытых террас, многочисленные балконы и лоджии, которыми были прорезаны стены дворца, мелькавшие повсюду яркие пятна фресок. Внутренняя планировка дворца отличается чрезвычайной сложностью, даже запутанностью.

Жилые комнаты, хозяйственные помещения, соединяющие их коридоры, внутренние дворики и световые колодцы расположены, на первый взгляд, без всякой видимой системы и четкого плана, образуя какое-то подобие муравейника или колонии кораллов. (Легко понять чувства какого-нибудь греческого путешественника при виде этого огромного здания: ему действительно могло показаться, что он попал в страшный лабиринт, из которого никогда уже не выберется живым.) При всей хаотичности дворцовой постройки она все же воспринимается как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствует занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым так или иначе были связаны все основные помещения, входившие в состав этого огромного комплекса. Двор был вымощен большими гипсовыми плитами и, по-видимому, использовался не для хозяйственных надобностей, а для каких-то культовых целей. Возможно, именно здесь устраивались так называемые «игры с быками», изображения которых мы видим на фресках, украшающих стены дворца.

За свою многовековую историю Кносский дворец неоднократно перестраивался. Отдельные его части и все здание в целом, вероятно, приходилось восстанавливать после каждого сильного землетрясения, которые бывают на Крите примерно один раз в пятьдесят лет. При этом новые помещения пристраивались к старым, уже существующим. Комнаты и кладовые как бы нанизывались одна на другую, образуя длинные ряды — анфилады. Отдельно стоящие постройки и группы построек постепенно сливались в единый жилой массив, группирующийся вокруг центрального двора. Несмотря на известную бессистемность внутренней застройки, дворец был в избытке снабжен всем необходимым для того, чтобы жизнь его обитателей была спокойной и удобной. Строители дворца позаботились о таких важнейших элементах комфорта, как водопровод и канализация. Во время раскопок были найдены каменные желоба, по которым нечистоты выводились за пределы дворца. Была обнаружена также оригинально устроенная система водоснабжения, благодаря которой обитатели дворца никогда не страдали от недостатка питьевой воды. В Кносском дворце существовала также хорошо продуманная система вентиляции и освещения. Вся толща здания была прорезана сверху донизу специальными световыми колодцами, по которым солнечный свет и воздух поступали в нижние этажи. Кроме того, этой же цели служили большие окна и открытые веранды. Напомним для сравнения, что древние греки еще и в V в. до н. э. — в пору наивысшего расцвета их культуры — жили в полутемных душных жилищах и не знали таких элементарных удобств, как ванна и уборная со стоком. В Кносском дворце удалось найти как то, так и другое: большая терракотовая ванна, расписанная изображениями дельфинов, и неподалеку от нее устройство, близко напоминающее современный унитаз, были открыты в восточном крыле дворца, в так называемых покоях царицы.

Значительная часть нижнего, цокольного, этажа дворца была занята кладовыми для хранения съестных припасов. В западной части дворца сохранился длинный коридор, прорезавший все это крыло по прямой линии с севера на юг. По обе стороны от него располагались вплотную друг к другу узкие вытянутые камеры, в которых стояли огромные глиняные сосуды — пифосы с выпуклыми рельефами на стенках. Судя по всему, в них хранились вина, оливковое масло и другие продукты. В полу кладовых были устроены выложенные камнем и перекрытые сверху каменными плитами ямы, в которые ссыпалось зерно. Приблизительные подсчеты показывают, что хранившихся здесь запасов продовольствия хватило бы обитателям дворца на многие годы.

План Кносского дворца:

1. Центральный дворец, 2. Южный вход, 3. Южный дом, 4. Южные пропилеи, 5. Лестница, 6. Западная пристройка, 7. Западный вход, 8. Западные склады, 9. Святилище, 10. Тронный зал, 11. Старая крепость, 12. Северный вход, 13. Северный зал, 14. Главная лестница, 15. Склады керамики, 16. Восточный вход, 17. Восточный бастион, 18 Жилой квартал, 18. Дом "Алтарной преграды", 20. Юго-восточный дом



biofile.ru

Минойская цивилизация

Особенности архитектуры Древнего Египта Пирамида Джосера

Лошадь Интересные фактыМинойская цивилизация… Откуда она произошла? Лось Интересные факты

Кролик Интересные фактыДревнегреческой цивилизации предшествовало несколько цивилизаций, таких как: кикладская (возникла на упоминаемых в древнегреческих мифах одноимённых Кикладских островам) которая в свою очередь способствовала возникновению новой, яркой цивилизации, так называемой минойской цивилизации. Она получила своё название от имени царя Миноса, который жил в городе Кноссе.

Как узнали о существовании минойской культуры?

Медведи Интересные фактыЛишь в 1900 году состоялось археологическое открытие минойской цивилизации, несмотря на то, что мифы Древней Греции и литература были с самого начала наполнены сказаниями о богатстве и мощи Крита. В Илиаде Гомера на заре греческой литературы упоминается царь Минос, правивший за несколько поколений до Троянской войны в городе Кноссе. Согласно греческому мифу, Минос был сыном принцессы Европы из Финикии и бога Зевса, который, похитил ее, превратившись в белого быка, и доставил на Крит. Минос в ту эпоху был самым могущественным правителем. Он заставил Афины регулярно платить ему дань, присылая девушек и юношей, которые становились пищей быкоголового чудовища Минотавра. Афины освободил от этой повинности герой Тесей, который убил Минотавра с помощью дочери Миноса Ариадны. Хитроумный мастер Дедал построил лабиринт, где Минос скрывал Минотавра.

Млекопитающие Интересные фактыНемногие серьезные ученые в XIX веке верили, что у этих легенд имеется какое-либо историческое основание. Гомер был не историком, а поэтом, и считалось, что войны, большие города, герои – всецело плод его воображения. Всё изменилось после того, как Генрих Шлиман в 1873 обнаружил развалины Трои в Малой Азии как раз на том месте, где помещал Трою Гомер, а в 1876 обнаружил и Микены. Престиж Гомера был восстановлен. Открытия Шлимана вдохновили Артура Эванса – состоятельного английского любителя древностей и журналиста. В 1900 Эванс начал раскопки на Крите. В результате был обнаружен колоссальный дворец и обилие керамики, росписей, драгоценностей и текстов. Однако блестящая цивилизация, обнаруженная на Крите, явно не была греческой, и Эванс назвал ее минойской, по имени легендарного царя Миноса. Затем были ещё раскопки, и археологи смогли собрать информацию о том, как возникла эта одна из древнейших цивилизаций.

 

Возникновение минойской цивилизации.

Юг Балканского полуострова и острова Эгейского моря в силу своего географического положения стали уже на заре цивилизации тем мостом, который соединял европейский континент с опережавшим его в социально-экономическом и культурном развитии Ближним Востоком. В этом регионе прежде, чем в других областях Европы, примерно с рубежа VII—VI тыс. до н.э., установилось в неолите (новом каменном веке) господство производящей экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. С наступлением эпохи бронзы (в начале III тыс. до н.э.) уже можно представить с достаточной определённостью этническую ситуацию в материковой Греции и на острове Крит, самом большом в Архипелаге.

Основную территорию будущей Эллады населяли в то время племена пеласгов, родственные фракийцам северо-востока Балкан носители одного из индоевропейских языков.

Остров Крит находится в Средиземном море в 100 км к югу от материковой Греции. Крит представляет из себя узкий, вытянутый с запада на восток гористый остров с благоприятным для земледелия климатом, плодородной почвой и удобными мелкими гаванями вдоль глубоко изрезанного северного берега.

Первыми обитателями острова Крит, которые оставили по себе материальные свидетельства, были пользовавшиеся каменными орудиями земледельцы, появившиеся здесь задолго до 3000 до н.э. Неолитические поселенцы изготавливали красиво отполированную и украшенную керамику. Они пользовались топорами и теслами из шлифованного камня. Эти древние жители Крита выращивали пшеницу и разводили коров, овец и свиней. До 2500 г. до н.э. появились деревни, и жившие здесь люди занимались торговлей (как по морю, так и по суше) со своими соседями. Вероятно, около 2500 до н.э.  соседи научили их пользоваться бронзой.

Культура раннего бронзового века на Крите задала загадку тем, кто занимался минойской цивилизацией после Эванса. Период приблизительно с 3000 по 2000 до н.э. Эванс назвал ранним минойским. Есть ученые, которые продолжают следовать Эвансу. Однако все раскопки на Крите неизменно обнаруживали, что достигшие полного развития минойские города (такие, как дворцовые города в Кноссе, Маллии, Фесте и Като-Закро) располагаются непосредственно над остатками неолитической культуры.

На Крите первые дворцы вместе с новой культурой внезапно возникли около 1950 г. до н.э., в отсутствие каких-либо следов постепенного развития городской культуры. Поэтому у археологов есть основания считать, что мы можем говорить о «минойцах» лишь после 1950 года до н.э., а по поводу т.н. ранней минойской культуры можно сомневаться, была ли она вообще минойской.

Но как произошла эта городская революция около 1950 г. до н.э.? Вероятно, минойская цивилизация возникла благодаря пришельцам извне – могущественным народам-мореплавателям, которые завоевали Крит и установили здесь талассократию, то есть, державу, опиравшуюся на господство на морях.

Кем были эти пришельцы, оставалось загадкой до того момента, когда было расшифровано минойское письмо, известное как линейное письмо А. Минойский язык, как обнаружилось по данным линейного письма А, оказался западносемитским языком, относящимся к тому типу, на котором говорили в Финикии и прилегающих областях.

Что мы знаем о минойской культуре?

 

Около 4000 лет назад на острове Крит зародилась и достигла блестящего расцвета первая великая цивилизация на европейской почве, предшественница культуры античной Греции — минойская цивилизация.

По свидетельству Гомера, помимо собственно минойцев, на Крите проживали также пеласги (согласно Геродоту и др., прибывшие из Малой Азии или Греции), а также кидоны (малочисленный народ, возможно, родственный минойцам — от них происходит название города Кидония).

Минойцы были народом мореплавателей. В эпоху, когда цивилизация минойцев достигла максимального могущества, они совершали морские походы на остров Сицилия и в Южную Италию, где основывали опорные пункты и торговые фактории, установили тесные связи с Угаритом (в Сирии) и Египтом, колонизовали остров Кипр. Критский флот господствовал в Восточном Средиземноморье, очистив его от пиратов и установив там свободу судоходства. Успехи минойцев в области военного дела не ограничивались флотом. Долгое время критяне славились как искусные лучники и пращники. Их составной лук был так хорошо известен, что в текстах из Угарита говорится, что его изготовил бог Котар-ва-Хасис на Крите.

Минойцы вели активную торговлю, их многочисленный торговый флот выходил в море с ценным грузом - керамикой, изделиями из металла, вином, оливковым маслом, чтобы обменять их за морем на медь, олово, слоновую кость и золото.

Минойские ремесленники умели производить керамику с изумительными по красоте росписями. Этот народ имел высокоразвитую и сложную систему религиозного культа, до наших дней дошли чрезвычайно разнообразные резные самоцветы для религиозных целей. Критяне строили великолепные дворцы, а стены расписывали изысканными фресками.

Первые государства на Крите появились в начале II тыс. до н.э.

Тогда же на острове появилась собственная письменность, не похожая ни на какую другую. Первой была изобретена «критская иероглифика» (названная так учёными за сходство с египетскими иероглифами). Затем появился её упрощённый вариант — «линейное письмо А». Минойский язык, как обнаруживается по данным линейного письма А, оказался западносемитским языком, относящимся к тому типу, на котором говорили в Финикии и прилегающих областях. Особенное и единственное в своем роде пиктографическое письмо, скорее всего более позднего типа, было найдено на так называемом Фестском диске, круглой глиняной табличке (диаметр 16 см), на обеих сторонах которой с помощью печатей выдавлены пиктограммы. Этот диск происходит из древнего города Феста на Крите.

Среди городов-государств Крита очень рано выдвинулся Кносс, ставший к началу XVII в. до н.э. столицей всего острова. В дальнейшем власть кносских царей распространилась на многие острова и прибрежные области по обеим сторонам Эгейского моря.

Период процветания минойской цивилизации продолжался до середины XV в. до н.э. За это время остров покрылся сетью мощёных дорог со сторожевыми пунктами и постоялыми дворами. Появились новые города, перестраивались и благоустраивались старые. Грандиозные размеры имел сложный комплекс жилых и хозяйственных помещений царского дворца в Кноссе («Лабиринт» греческих мифов). Текущая хозяйственная отчётность велась на глиняных табличках с использованием «линейного письма А».

Быт минойцев

 

Судя по их изобразительному искусству, минойцы были изящными и жизнерадостными людьми. И мужчины, и женщины носили длинные волосы, но женщины оформляли их особенно разнообразно, укладывая завитками и локонами. Одежда мужчин состояла практически лишь из широкого кожаного поясного ремня и кожаного же гульфика. Женщины носили длинные и пестрые юбки с оборками, а также лиф, который оставлял обнаженными грудь и руки.

По положению в обществе женщины были во всем равны мужчинам, они участвовали во всех видах деятельности, включая наиболее опасные виды атлетических занятий.

У минойцев были популярны танцы и занятия атлетикой, например, кулачным боем.

Земледельцы выращивали ячмень и пшеницу, а также оливки, миндаль и виноград. Они вырабатывали шерсть и лен для производства тканей.

Городскую общину составляли высший класс (куда входили царское семейство, знать и жрецы), средний класс и рабы. В городах имелись утонченные мастера, живописцы, резчики по драгоценным камням и по слоновой кости, златокузнецы, изготовители каменных ваз и кубков.

Минойцы поклонялись многим богам, часть которых можно возвести к глубокой древности. Некоторые верования, распространенные на минойском Крите, просуществовали вплоть до античности.

Общей чертой, характерной для минойской религии, было поклонение природе – священным источникам, деревьям и каменным столбам. Минойцы не воздвигали своим богам величественных храмов, в отличие от многих древних обитателей Ближнего Востока. Совместные культовые действия совершались ими в пещерных святилищах, на дворцовых площадках, в домовых храмах, в часовенках, построенных над истоками ручьев, но в первую очередь в святилищах на вершинах.

Минойское искусство - наиболее радостное и лучезарное из всех древних искусств. Фрески минойцев неизменно поражают свежестью и естественностью. Важной художественной условностью, введенной минойцами, было изображение животных, скачущих галопом. Яркие, насыщенные цвета использовались в минойском искусстве не только на фресках, но и в архитектуре, и на керамике, изготовлявшейся на гончарном круге. Минойцы производили чрезвычайно разнообразные керамические изделия, каменные сосуды, печати, металлические орудия и ювелирные изделия.

Минойцы, по сути, не занимались городской планировкой. Глава общины для своего дворца выбирал лучшее место, а его свита и родичи отстраивали дома вокруг дворца. Города имели по этой причине радиальную планировку, с улицами, берущими начало от дворца в центре и связанными между собой более или менее концентрическими переулками.

Обычно дворцовые города располагались в глубине суши, а с портовыми городами их соединяли мощеные дороги. Маллия является исключением из этого правила: прибрежная равнина здесь такая узкая, что Маллия была также и портом.

Самые большие минойские дворцы представляют собой колоссальные лабиринтообразные системы помещений; возможно, они-то и послужили образцом для лабиринта Минотавра. Среди минойских дворцов самый знаменитый - Кносский (Дворец царя Миноса).

Минойская держава находилась в зените своего могущества, когда в середине XV века до н.э. её могущество было подорвано: извержение на острове Фера (нынешний Санторин) покрыло восточный и центральный Крит толстым слоем вулканических отложений, что сделало почву бесплодной. Извержение вызвало также опустошительную приливную волну, разрушившую и уничтожившую многое не только на близком Крите, но и во всем восточном Средиземноморье.

За этой катастрофой последовало вторжение на Крит около 1450 г. до н.э. многочисленных греков-ахейцев с близлежащего материка. Из передового центра Средиземноморья Крит превратился в отсталую провинцию ахейской Греции.

www.smirnova-tatjana.ru


Смотрите также