Цитаты древнего рима. 07 Авг 12 Императоры Древнего Рима — афоризмы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Разные исторические лица Древнего Рима. Цитаты древнего рима


Афоризмы и высказывания великих исторических людей Древнего Рима

Акций (Аккий)

(170 – ок. 80 до н.э.) драматург-трагик

Пусть ненавидят, лишь бы боялись!

Честь хороша от чтимых.

Гигин

(I в. н.э.) библиотекарь императора Августа; под его именем дошел астрономо-мифологический трактат, относящийся уже ко II в.

Ночью мы называем тень земли, когда она застилает свет солнца.

Элий

(середина IV в.) грамматик, учитель Иеронима Стридонского

Да будут прокляты те, кто раньше нас высказал наши мысли!

Иосиф Флавий

(37 – после 100 г.) историк

Труслив и тот, кто не хочет умереть, когда нужно, и тот, кто хочет умереть, когда не нужно.

У римлян даже победа без приказа не приносит славы.

Наказать одного человека должно действием, а при наказании целой толпы можно ограничиться только словами.

Людям не дано избегнуть своей судьбы, даже когда они предвидят ее.

Колумелла (Луций Юний Модерат Колумелла)

(I в. н.э.) государственный деятель, агроном и писатель

Возможность тратиться на хозяйство не имеет такого значения, как одно лишь присутствие хозяина.

У пунийцев, народа весьма проницательного, говорилось: «имение должно быть слабее хозяина».

Ничего не делая, люди учатся делать дурное.

Гай Луцилий

(ок. 168—102 до н.э.) поэт-сатирик

Гай Луцилий, человек ученый и очень тонкого ума, говаривал, что не хотел бы иметь своими читателями ни ученейших мужей, ни неучей, потому что последние ничего бы в его стихах не поняли, а первые поняли бы, пожалуй, больше, чем он сам.

Луций Помпоний

(I в. до н.э.) комедиограф

Если не умеешь говорить – учись читать.

Теренциан Мавр

(III в.) грамматик

Книги имеют свою судьбу, смотря по тому, как их принимает читатель.

Фабиан Папирий

(I в.) оратор, философ, один из учителей Сенеки

Для борьбы со страстями нужно напрягать силы, а не подыскивать тонкие аргументы.

Фронтон (Марк Корнелий Фронтон)

(II в.) оратор и адвокат, воспитатель Марка Аврелия

Причиняет боль своему собутыльнику тот, кто выпивает слишком большой кубок вина: ведь он пьет не для удовольствия, а чтобы опьянеть.

Для подарков (…) подходит сочетание большой умеренности и самых малых расходов. Да и кому (…) мы можем сказать, что подаркам подобает быть роскошными? Беднякам? Но они не в состоянии их получать. Богатым? Но они не нуждаются в том, чтобы их получать.

Юлий Виктор

(IV в.) ритор

Когда сталкиваешься с горюющим, утешай кратко, так как рана кровоточит даже тогда, когда к ней прикасаются ладонью.

Юстин

(II – III вв.) историк

Скифам больше пользы приносит незнание пороков, чем грекам знание добродетели.

Мудрый побеждает так, что его победу никто не чувствует.

Автор «Александрийской войны»

Страх отнимает (…) ум (…) и ослабляет физические силы.

Удача придает римлянам силу, а неудачи – мужество.

Судьба (…) приберегает для взысканных ее милостью более суровые удары.

Анонимные изречения. Пословицы

Гладиатор принимает решение на арене.

Благодеяние разбойника – не убить.

Дружба должна быть бессмертной, смертной – вражда.

Если сомневаешься, воздержись.

Лучше свобода, исполненная опасностей, чем спокойное рабство.

Лысина не порок, а свидетельство мудрости.

Кто много награбил и немного дал защитникам, тот уцелеет.

Сколько рабов, столько врагов.

Пьяные рабы кажутся себе свободными.

Хочешь старости долгой – состарься пораньше.

Что сделано достаточно хорошо, сделано достаточно быстро.

Лучше потерять друга, чем острое слово.

Совесть – тысяча свидетелей.

Лжецу нужна хорошая память.

Родись либо царем, либо дураком.

Старое дерево скорее сломаешь, чем выпрямишь.

Триумфатору на (…) торжественной колеснице (…) шепчут: «Оглянись! Помни, что ты [всего лишь] человек!»

Категория: Рим

Смотрите также:

Луцилий ГайМакробий Амвросий Феодосий

vsebasni.ru

Мысли и афоризмы древних римлян

Аргументы следует не считать, а взвешивать.

* * *

Большая часть людей поступает неправильно (чтобы не сказать – бессовестно): они хотят иметь таких друзей, какими сами они быть не могут, и требуют от друзей того, чего сами им не дают.

* * *

В боязни больше зла, нежели в том самом, чего страшишься.

* * *

В старости душа, словно отбыв свой срок на службе у похоти, честолюбия, соперничества, вражды, всяческих страстей, может побыть наедине с собой и жить ради себя.

* * *

Величайшее из достоинств оратора – не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно.

* * *

Венец старости – авторитет. Какие плотские наслаждения можно сравнить с наградами в виде авторитета? Те, кто блистательно удостоился этих наград, до конца доиграли драму жизни и в последнем действии не осрамились, как бывает с неискушенными актерами.

* * *

Войны надо начинать с целью жить в мире.

* * *

Воспоминание о былых страданиях, когда находишься в безопасности, доставляет удовольствие.

* * *

Все желают достигнуть старости, а достигнув, ее же винят.

* * *

Все прекрасное редко.

* * *

Всякий раз как люди, раздавая, начинают нуждаться в средствах, они оказываются вынужденными забирать себе чужое имущество.

* * *

Государство больше, чем на чем бы то ни было, держится на кредите.

* * *

Да не будет стыдно говорить то, что не стыдно думать. (Перефразированный Цицерон.)

* * *

Давать каждому можно лишь в меру сил – и собственных, и того, кому стремишься помочь. Если ты и в силах оказать другому любую услугу, взвесь прежде, по плечу ли она ему.

* * *

Дело судьи – при разборе дел всегда следовать правде; дело защитника – иногда защищать правдоподобное, даже если это не вся правда.

* * *

Для нас знание будущих событий даже и не является полезным. Или, ты считаешь, Гней Помпей, трижды избираемый консулом, трижды получив триумф, покрытый славой своих великих подвигов, мог бы всему этому радоваться, если б знал, что он, потеряв свое войско, будет однажды зарезан на пустынном берегу Египта?

* * *

Для человека ученого и образованного жить – значит мыслить.

* * *

Дом, в котором нет книг, подобен телу без души.

* * *

Достойный человек в смерти не обретет ни малейшего зла. Он даже предпочтет умереть, пока все дела его идут на лад, ибо не так отрадно накопление благ, как горько их лишение. Именно это, думается мне, имелось в виду в словах одного спартанца: когда знаменитый олимпийский победитель Диагор Родосский в один день увидел олимпийскими победителями двух своих сыновей, тот спартанец подошел к старику и поздравил его так: «Умри, Диагор, живым на небо тебе все равно не взойти!»

* * *

Дружба возможна только между достойными людьми.

* * *

Дружбе неведомо пресыщение, столь свойственное другим чувствам.

* * *

Душа лишена возможности сама себя видеть, но она, как глаз, не видя себя, видит другое.

* * *

Единственное зло в нашей жизни – это вина, а вины не бывает там, где случившееся не зависит от человека.

* * *

Если нам не суждено стать бессмертными, то для человека все-таки лучше угаснуть в свой срок; ведь природа устанавливает меру для жизни, как и для всего остального, старость же – последняя сцена в драме жизни.

* * *

Если нашей жизни угрожает насилие, всякий способ самозащиты оправдан. Ибо молчат законы среди лязга оружия.

* * *

Если я заблуждаюсь, веря в бессмертие души человеческой, то заблуждаюсь охотно и не хочу, чтобы у меня отнимали мое заблуждение, услаждающее меня, пока я живу; если же я по смерти ничего не буду чувствовать, как думают некие ничтожные философы, то мне нечего бояться насмешек умерших философов.

* * *

Есть люди, у которых язык более тонко чувствует, чем сердце. (Перефразировка изречения Катона Старшего.)

* * *

Есть такие, дружить с которыми тягостно из-за постоянства их опасения, будто их презирают; но случается это лишь с теми, кто в глубине души уверен, что их и следует презирать.

* * *

Из поэтов, которых я знал, каждый считал себя лучше всех.

* * *

Истинная цель государства заключается в том, чтобы люди свободно владели своей собственностью и чтобы они не подвергались опасности.

* * *

История – жизнь памяти, учительница жизни.

* * *

Итак, долой этот бабий вздор, будто умереть раньше времени – несчастье! Раньше какого времени? Данного нам природою? Но она дала нам жизнь, как деньги, только в пользование, не оговорив, до которого дня. Что же ты жалуешься, если она требует свое обратно по первому желанию? Таково было ее условие с самого начала.

* * *

Их молчание – громкий крик.

* * *

Каждому человеку свойственно заблуждаться, но упорствовать в заблуждениях свойственно только глупцу.

* * *

Как актер больше удовольствия приносит зрителям, сидящим в первых рядах, но получают удовольствие и сидящие в последнем, так молодость, глядя на наслаждения вблизи, пожалуй, больше радуется им; но ими услаждается в достаточной мере и старость, глядящая на них издали.

* * *

Как много делаем мы для друзей, чего никогда бы не сделали для самих себя!

* * *

Как не всякое вино, так и не всякий нрав портится с возрастом.

* * *

Как часто идем мы ради друга на то, на что ради самих себя никогда не пошли бы!

* * *

Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.

* * *

Наградой долга да будет сам долг.

* * *

Надеяться разумнее, чем бояться.

* * *

Надо судить человека, прежде чем полюбил его, ибо, полюбив, уже не судят.

* * *

...Не говорю о знаменитости и славе – это суд толпы, состоящей из глупцов и подлецов.

* * *

Не долог путь жизни, назначенный нам природой, но беспределен путь славы.

* * *

Не знать истории – значит всегда быть ребенком.

* * *

Не следует завладевать разговором, как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого; напротив, следует стараться, чтобы каждый имел свой черед в разговоре, как и во всем остальном.

* * *

Не стремление к пользе порождает дружбу, а дружба приносит пользу с собой.

* * *

Не так легко приходят в голову доводы в защиту истинного, как в опровержение ложного.

* * *

Непозволительно назвать несчастным того, кто может поддержать себя сознанием правоты своих наилучших намерений.

* * *

Неужели найдется человек, который согласится жить в богатстве и проводить дни во всяческом довольстве, но притом и самому никого не любить, и ответной любви не знать? Так ведь живут одни тираны – не ведая ни доверия, ни любви, где нет места дружбе. Можно ли полюбить того, кого сам боишься или подозреваешь, что он боится тебя?

* * *

Никто не может быть хорошим поэтом без некоего вдохновенного безумия.

* * *

Никто не станет плясать в трезвом виде, разве только если человек не в своем уме.

* * *

Ничто не может доставить читателю большего удовольствия, чем разнообразие обстоятельств и превратности судьбы.

* * *

О гаданиях:

Найдется ли кто-либо, кто, бросая целый день дротик, не попадет однажды в цель?

* * *

О поразительное правосудие богов! Разве потерпело бы любое государство такого законодателя, который бы внес такой закон, чтобы за преступление, совершенное отцом или дедом, был осужден сын или внук?

* * *

Об Эпикуре:

Я не знаю никого другого, кто бы больше боялся того, чего, как он утверждает, вовсе не следует бояться: я имею в виду смерти и богов. Он провозглашает, что страх перед ними владеет умами всех людей, между тем как среднего человека это вовсе так сильно не волнует. Сколько тысяч людей разбойничают, хотя за это полагается смертная казнь. Другие грабят все храмы, какие только могут; не очень-то страшит одних страх перед смертью, а других – перед богами.

* * *

Опытный и осмотрительный хозяин, когда хочет что-либо купить, всегда отрицает свое намерение, опасаясь конкурентов.

* * *

Остряку легче затушить огонь во рту, чем удержать острое слово.

* * *

Очевидность умаляется доказательствами.

* * *

Перо – лучший учитель, написанная речь лучше только продуманной.

* * *

Письмо не краснеет.

* * *

Подлинная дружба встречается реже всего среди вечно занятых государственными делами и борьбой за почести, и где тот человек, который откажется от высокой должности в пользу друга?

* * *

Позорное не полезно никогда.

* * *

Поистине, во всем, что дается людям от природы, а не от науки, с нами не идут в сравнение ни греки и никакой другой народ: была ли в ком такая величавость, такая твердость, высокость духа, благородство, честь, такая доблесть во всем, какая была у наших предков?

* * *

Пока я буду существовать, я не буду тревожиться ни из-за чего, если буду свободен от всякой вины; а если не буду существовать, то буду совершенно лишен чувства.

* * *

Почему создатели мира внезапно проснулись, после того как проспали бесчисленные века? Ведь, если не было никакого мира, века-то были? Потому что и в сознании не вмещается, что было какое-то время, когда никакого времени не было.

* * *

Поэтами рождаются, ораторами становятся. (Перефразированный Цицерон.)

* * *

Правительство есть говорящий закон, а закон – немое правительство.

* * *

Право же, какую можно высказать еще нелепость, которая бы уже не была высказана кем-нибудь из философов!

* * *

Предел старости не положен, не существует, и жизнь стариков оправдана, покуда они могут нести бремя долга и презирать смерть. Поэтому старость даже мужественнее и сильнее молодости. Потому-то, когда тиран Писистрат спросил Солона, что дает ему силы столь храбро сопротивляться, – Солон ответил: «Старость».* * *

Привычкой создается как бы вторая природа.

* * *

Приятно получить похвалу от человека, достойного похвалы.* * *

Простой речи с первого взгляда легче всего подражать, но уже первые опыты покажут, что нет ничего труднее.

* * *

Самое постыдное требование: во сколько каждый сам себя ценит, во столько же пусть ценят его и друзья. Разве редко бывает, что человек и духом слаб, и надежд на успех в жизни у него немного, но не следует ведь отсюда, что друг должен относиться к нему так же, как он относится к себе сам; скорее напротив – дело друга напрячь все силы и добиться, чтобы он воспрял душой, пробудить в нем надежду, заставить его думать о себе лучше.

* * *

Самое трудное в дружбе – быть вровень с теми, кто ниже тебя.

* * *

Смерть не имеет отношения ни к мертвым, ни к живым – одних уж нет, а других она не касается.

* * *

Собаки не могут отличить воров от честных людей, но все же дают знать, если кто-нибудь входит в Капитолий ночью. И так как это вызывает подозрение, то они – хотя это только животные, – залаяв по ошибке, своей бдительностью приносят пользу. Но если собаки станут лаять и днем, когда люди придут поклоняться богам, им, мне думается, перебьют лапы за то, что они проявляют бдительность и тогда, когда для подозрений оснований нет. Вполне сходно с этим и положение обвинителей.

* * *

Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому свое.

* * *

Старую любовь, как клин клином, можно выбить новой любовью.

* * *

Стенать мужчине иногда позволительно, хоть и редко; вопить непозволительно даже женщине. Если и случится вскрикнуть мужу сильному и мудрому, то разве лишь затем, чтобы усилить свое напряжение, – так бегуны, состязаясь, кричат что есть сил, так, упражняясь, подают голос атлеты, так кулачные бойцы, ударяя противника, вскрикивают, – это не потому, что им больно или что они струсили, а потому, что при крике все тело напрягается и удар получается сильнее.

* * *

Счастье следует просить у бога, мудрость – приобретать самому.

* * *

Тем, кто хочет учиться, часто мешает авторитет учителя.

* * *

То, что не может произойти, никогда не происходит; то, что может – не чудо. Следовательно, чуда вовсе не бывает.

* * *

Только ученые люди да еще греки привыкли рассуждать без подготовки на заданную тему.

* * *

Тому, кто однажды перешел границы скромности, надлежит быть вполне бесстыдным до конца.

* * *

Требовать в дружбе равенства услуг и чувств – значит подчинить дружбу самому черствому и жалкому расчету: расход должен равняться приходу. Подлинная дружба богаче и щедрее, она не подсчитывает постоянно, не отдано ли больше, чем получено.

* * *

Труд как бы создает некую мозолистую преграду против боли.

* * *

Удивительно, как это жрецы-прорицатели, взглянув друг на друга, могут еще удерживаться от смеха.

* * *

Утешение на основании несчастий других – самое слабое утешение.

* * *

Фортуна не только сама слепа, но и ослепляет каждого, кого заключает в объятья.

* * *

Хороший вкус – это разборчивость.

* * *

Часто возникают несправедливости из некоего крючкотворства и чрезмерно хитростного, но злокозненного истолкования права. Отсюда и возникла известная всем поговорка: «Высшая законность – высшее беззаконие».

* * *

Чего сами не знают, тому учат других.

* * *

Чего хотят бессмертные боги, во-первых, посылая нам предзнаменования, которые мы без толкователей и понять не можем, и предвещая то, чего мы все равно не можем избежать? Так даже порядочные люди не поступают, не пророчат своим друзьям надвигающееся на них несчастье, которого те никоим образом не смогут избежать. Всякое предсказывание зла только тогда – доброе дело, когда оно сопровождается советом, как это зло отвести. Если считать, что знамения посылаются богами, то почему они были такими темными? Если боги действительно хотели открыть нам будущее, надо было возвестить его вполне ясным образом; если хотели скрыть, то не надо было об этом сообщать даже в туманной форме.

* * *

Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям.

* * *

Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности. Низкая душа предполагает всегда и самые низкие побуждения у самых благородных поступков.

* * *

Я доблестью своей освещал путь своим предкам, так что они, если и не были известны ранее, памятью о себе обязаны мне.

* * *

Я не более завидую силе молодых, чем прежде завидовал силе быка или слона. Что у тебя есть, тем и подобает пользоваться, и что бы ты ни делал, делай в меру своих сил.

* * *

Я ни разу не слыхал, чтобы какой-нибудь старик позабыл, в каком месте он закопал клад.

* * *

Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга.

* * *

Я никогда не соглашался со старинной пословицей, советующей становиться стариком рано, если хочешь пробыть стариком долго.

* * *

Я охотнее готов заблуждаться вместе с Платоном, чем разделять истину с нынешними знатоками.

* * *

Я предпочитал даже самый несправедливый мир самой оправданной войне.

* * *

Цицерон, увидя, что его зять Лентул, человек маленького роста, опоясан длинным мечом, сказал: «Кто привязал моего зятя к мечу?»

По Макробию

* * *

Однажды, когда Цицерон ужинал у Дамасиппа, тот, угощая его посредственным вином, сказал: «Выпей этого фалернского, ему сорок лет». – «Право, – сказал Цицерон, – оно не по летам молодо».

По Макробию

* * *

Победив Помпея, Цезарь приказал с честью восстановить его поверженные статуи. Цицерон сказал: «Восстанавливая статуи Помпея, Цезарь укрепляет свои собственные».

По Плутарху

www.e-reading.by

Древний Рим - афоризмы | Крылатые выражения

Аммиан Марцеллин(ок. 330 – ок. 400 гг.)историк из Антиохии

Сарацин [ближневосточных бедуинов] нам лучше бы не иметь ни друзьями, ни врагами.Сборщики податей доставляли ему [императору Констанцию] больше ненависти, чем денег.Он был старше доблестью, чем годами. (Об императоре Юлиане).Больные раздражительнее здоровых, женщины – мужчин, старики – юношей и несчастные – счастливых.Многие отрицают богов на небесах, а сами боятся выйти из дому, позавтракать, взять ванну, прежде чем не справятся, где, положим, находится Меркурий или какую часть созвездия Рака закрывает луна.

Луций Апулей(ок. 124 – 170 гг.)писатель, адвокат, философ школы Платона

Мера богатства – не столько земли и доходы, сколько сама душа человека: если он терпит нужду из-за жадности и ненасытен к наживе, то ему не хватит даже золотых гор, он постоянно будет что-нибудь выпрашивать, чтобы приумножить нажитое прежде. Но ведь это и есть настоящее признание в бедности, потому что всякая страсть к стяжательству исходит из предположения, что ты беден, и несущественно, насколько велико то, чего тебе не хватает.Голого раздеть и десяти силачам не удастся.Неполно счастье тех, богатство которых никому не ведомо.Люди порознь смертны, в совокупности – вечны.Время [людей] крылато, мудрость медлительна, смерть скорая, жизнь жалкая.Коли в суждениях доверяться больше глазам, нежели разуму, то мы мудростью далеко уступили бы орлу.Всему (…) есть цена, и не малая: ее платит тот, кто просит (…), – поэтому все необходимое удобнее покупать, чем клянчить.От богов человеку ничто хорошее не дается без примеси хоть какой-нибудь неприятности, в самой радости есть хоть толика горести.Первую чашу пьем мы для утоления жажды, вторую – для увеселения, третью – для наслаждения, а четвертую – для сумасшествия.То, что мы знаем, – ограничено, а что не знаем – бесконечно.Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь.Прекращение деятельности всегда приводит за собой вялость, а за вялостью идет дряхлость.Нет в мире ничего, что могло бы достичь совершенства уже в зародыше, напротив, почти во всяком явлении сначала – надежды робкая простота, потом уж – осуществления бесспорная полнота.Обвинить можно и невинного, но обличить – только виновного.Стыд и честь – как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься.Нет для меня уважения дороже, чем уважение человека, которого сам больше всех по заслугам уважаю.Собственная нравственная нечистоплотность – это знак презрения к самому себе.Все, чем бы ты в жизни ни пользовался, оказывается скорее обременительным, чем полезным, если только выходит за пределы целесообразной умеренности.Каждый человек в отдельности смертен, человечество же в целом бессмертно.Храбрость занимает среднее место между самонадеянной отвагой и робостью.Во всем мире и на все времена.Не дано увидеть те силы, которые позволено только ощущать.Аниций Манлий Северин Боэций(ок. 480 – 524 гг.)философ, христианский богослов и поэт

Если существует Бог, то откуда зло? И откуда добро, если Бога нет? (Со ссылкой на Эпикура).Всякое благо (…) выше того, кому принадлежит.Некто заявил человеку, похвалявшемуся званием философа, что признает его таковым, если он перенесет наносимые ему оскорбления спокойно и терпеливо. Тот долго выслушивал брань и наконец с насмешкой спросил: «Теперь-то ты веришь, что я действительно философ?» На это первый ответил: «Я бы поверил, если бы ты промолчал».Многие обретают в детях своих мучителей.Только мудрые могут достигать всего, чего пожелают, дурные же обычно делают то, что угодно их чувственности, того же, чего действительно желают, они достичь не могут.Наградою добрым служит сама их порядочность, а наказанием дурным – их порочность.Вечность есть совершенное обладание сразу всей полнотой бесконечной жизни.Одно дело вести бесконечную во времени жизнь (…), а другое – быть всеобъемлющим наличием бесконечной жизни, что возможно лишь для божественного разума. (…) Итак, (…) назовем Бога вечным, а мир – беспрестанным.Нет ничего существующего во времени, что могло бы охватить сразу всю протяженность своей жизни, ибо оно, не достигнув еще завтрашнего, уже утратило вчерашнее. Ваша нынешняя жизнь не больше, чем текущее и преходящее мгновение. (…) Такая жизнь может быть бесконечно долгой, но она не может объять и охватить всю свою протяженность одновременно. Ведь будущего еще нет, тогда как прошедшее уже утрачено.Бог созерцает все в своем вечном настоящем.

Марк Юний Брут(85—43 гг. до н.э.)политический деятель

Не господство устранено, а переменили господина.[Об Октавиане, будущем императоре Августе:] Как, если он не хочет, нас не будет? Лучше не быть, чем быть с его согласия.Отвергли не рабство, но условия рабства.Я (…) признбю для себя Римом всякое место, где только можно будет быть свободным.Ни одно условие рабства, каким бы хорошим оно ни было, не отпугнет меня от войны с самим рабством, то есть (…) с могуществом, которое хочет быть превыше законов.Лучше никем не повелевать, нежели у кого-либо быть в рабстве; ведь без первого можно с почетом жить; жить со вторым нет никакой возможности.Все (…) для нас ясно и твердо определено, неизвестно только одно – предстоит ли нам жить, сохраняя свою свободу, или же умереть вместе с нею.[О своих друзьях в Риме:] Они сами больше, чем тираны, виновны в том, что влачат рабскую долю, если терпеливо смотрят на то, о чем и слышать-то непереносимо![После поражения от Октавиана и Марка Антония] кто-то промолвил, что (…) надо бежать, и Брут, поднявшись, отозвался: «Вот именно, бежать, и как можно скорее. Но только с помощью рук, а не ног».

Валерий Максим(1-я половина I в. н.э.)писатель, историк

Имеет все тот, кто ничего не желает.Клочок земли, у которого больше хозяев, чем требуется работников. (О бедном крестьянском хозяйстве).Счастье и умеренность плохо уживаются друг с другом.Чрезмерное пристрастие к вину закрывает дверь для всех достоинств и открывает ее для всех пороков.Умеренность есть как бы мать хорошего здоровья.

Флавий Вегеций Ренат(конец IV – нач. V вв.)военный писатель

Знание военного дела питает смелость в бою.Северные народы (…) менее разумны, но зато (…) особенно склонны к битвам.Главную силу войска надо пополнять набором из деревенских местностей; (…) меньше боится смерти тот, кто меньше знает радостей в жизни.В сражениях (…) наказание следует тотчас же за ошибкой.Кто хочет мира, пусть готовится к войне.Само себе (…) создает предателя то войско, чей разведчик попадает в руки врагов.Легче вызвать чувство храбрости у новонабранных воинов, чем вернуть его у тех, которые уже перепуганы.Часто больше пользы приносит местность, чем храбрость.Солдат исправляют на местах стоянок страх и наказание; а в походах их делают лучшими надежды и награды.Что нужно сделать, обсуждай со многими; но что ты собираешься сделать – с очень немногими и самыми верными, а лучше всего – с самим собой.В военных делах быстрота обычно приносит больше пользы, чем доблесть.Война приятна только тем, кто ее не испытал.

Веллей Патеркул(20 до н.э. – ок. 31 гг. н.э.)историк, современник Тиберия

Самое великое в нем [Гомере] то, что не было до него никого, кому бы он мог подражать, и не нашлось после него никого, кто смог бы подражать ему.Ненависть, порождаемая соперничеством, переживает страх и не прекращается по отношению к побежденным даже после исчезновения самого предмета ненависти.Соперничество питает талант, (…) и то, чего добиваются с наивысшим рвением, достигает наивысшего совершенства.Рвение ослабевает вместе с надеждой. Если мы не можем догнать, перестаем гнаться.Один город Аттики на протяжении многих лет прославился большим числом мастеров слова и их творений, чем вся Греция, так что можно подумать, будто части тела греческого народа распределены между другими городами, дух же заперт за стенами одних Афин.[О Гае Марии:] Наилучший на войне, наихудший в мирных условиях.Страх римского народа перед диктатором был большим, чем страх, заставляющий прибегнуть к диктатуре.Редко завидуют славе тех, чьего могущества не боятся.Помпеи определенно выдающийся человек, и даже чересчур выдающийся для свободного государства.Помпеи (…) там, где ему должно было быть первым, всегда хотел быть единственным.Едва ли не глупо было «бы перечислять гениев, которых мы еще помним, (…) ведь насколько велико восхищение, настолько затруднительна оценка.Безделью сопутствует зависть.Если прежде ему [Помпею Великому] не хватало земли для побед, то теперь не хватило земли для погребения.К настоящему мы относимся с завистью, перед прошлым же преклоняемся, считая, что одно нас затмевает, а другое учит.Источником бедствий чаще всего служит беспечность.

wyrazheniya.ru

Афоризмы из Древнего Рима | Крылатые выражения

Публий Вергилий Марон(70—19 гг. до н.э.)поэт

[Вергилий] говорил, что рождает свои стихи наподобие медведицы: как это животное производит детей бесформенных и безобразных, а затем, облизывая, уже рожденным придает вид и облик, так и плоды его дарования тотчас после рождения бывают грубы и несовершенны, и он лишь потом, отделывая их и обрабатывая, придает им черты лица и выразительности.Каждому назначен свой день.Судьбы прокладывают путь.Счастлив, кто мог познать причины вещей и поверг под ноги все страхи и неумолимую судьбу, и шум волн жадного Ахеронта.Слепой случай меняет все.Опыт – самый лучший наставник.Мудрость сильнее рока.Молва – это бедствие, быстрее которого нет ничего на свете.Крепнет молва на ходу и сил набирает в движеньи.Мы должны стремиться не к тому, чтобы нас всякий понимал, а к тому, чтобы нас нельзя было не понять.Да не сбудутся эти слова!Не смертного голос звучит.Молва растет по мере своего распространения.Бог рад нечетному числу.Ужели сколько гнева в душах богов.Любые невзгоды следует превозмогать терпением.Не отступай перед бедой, а прямо иди ей навстречу.Не поддавайся несчастью, но иди ему навстречу с удвоенным мужеством.Выдержите и останьтесь сильными для будущих времен.Мужайтесь и храните себя для благоприятных времен.Не все ли равно, хитростью или доблестью победил ты врага?Перековать серпы на мечи.Нет никакого спасения в войне.Нет блага в войне, все мы просим у тебя мира.Отчего бы нам не жить в мире?Они могут (добиться победы), потому что они в этом убеждены.Одно спасение у побежденных – не надеяться ни на какое спасение.Боюсь данайцев, даже дары приносящих.Смелым помогает судьба.Человеческие судьбы трогают душу.Слезы сочувствия есть, и земное трогает души.Меня дело касается, когда горит стена у соседа.Любовь у всех одна и та же.Все побеждает любовь, покоримся ж и мы ее власти.Не заживает рана в сердце.Что ни случись, мы терпеньем и волею все превозможем.Берегитесь заходить слишком далеко.Сокрытие зла питает и оживляет его.Да восстанет когда-нибудь мститель из наших костей!Шадить покоренных, обуздывать непокорных.Всякого влечет своя страсть.Не слишком доверяйся внешнему виду.Велика сила первых привычек.Пожнут твои плоды потомки.О, на что только ты не толкаешь алчные души людей, проклятая золота жажда!Наша забота пусть останется нашим потомкам.Приятно воспоминание о невзгодах минувших.О, если бы Юпитер возвратил мне минувшие годы!Время уносит все.Но между тем бежит, бежит невозвратное время, пока мы, плененные любовью к предмету, задерживаемся на всех подробностях.Не может любая земля родить любое растение.Ужасно вновь воскрешать боль.Будь благосклонен к смелым начинаниям.В движении сила растет и набирает мощь.Начинания принесут одному трудную жизнь, другому же счастье.Никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим.

Веспасиан Тит Флавий(9—79 гг.)римский император

Когда он [рабби Йоханан] прибыл в стан римлян [осаждавших Иерусалим], он сказал: «Приветствую тебя, о император!» Веспасиан сказал ему: «Ты дважды приговорен к смерти. Первый раз за то, что назвал меня императором, хотя я вовсе не император, а второй раз за то, что не пришел ко мне сразу, если я император».Один из его любимых прислужников просил управительского места для человека, которого выдавал за своего брата; Веспасиан велел ему подождать, вызвал к себе этого человека, сам взял с него деньги, выговоренные за ходатайство, и тотчас назначил на место; а когда опять вмешался служитель, сказал ему: «Ищи себе другого брата, а это теперь мой брат».Тит упрекал отца [Веспасиана], что и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднес к его носу и спросил, воняет ли она. «Нет», – ответил Тит. «А ведь это деньги с мочи», – сказал Веспасиан.Когда посланцы доложили ему [Веспасиану], что решено поставить ему на общественный счет колоссальную статую немалой цены, он протянул ладонь и сказал: «Ставьте немедленно, вот постамент».Веспасиан, почувствовав приближение смерти, произнес: «Увы, кажется, я становлюсь богом». (Императоров после смерти обожествляли.)Император должен умереть стоя. (Последние слова Веспасиана).Деньги не пахнут.

Вителлий Авл(12—69 гг.)римский император

Труп врага хорошо пахнет.

Гай Марий(ок. 157—86 до н.э.)римский полководец, семикратный консул, вел гражданскую войну против Суллы

В войне с кимврами отличилась тысяча воинов из Камерина, и он [Гай Марий] всем им дал права гражданства, не имея на то никаких законных прав; а на упреки заявил, что за лязгом оружия голос законов был ему не слышен.[Во время Союзнической войны] Помпедий Силон, пользовавшийся среди италийцев наибольшей властью и влиянием, сказал ему [Марию]: «Если ты великий полководец, Марий, выйди и сразись со мной»; на это Марий ответил: «Если сам ты великий полководец, то заставь меня сразиться с тобой против моей воли».

Гален(129—199 гг.)врач, грек по происхождению

Народ жаждет лекарств.Ни днем, ни ночью не может он перестать подгонять себя и напрягаться, чтобы изучить в совершенстве все, что было сказано наиболее знаменитыми из древних… Для такого человека мой трактат окажется полезным. Такие люди немногочисленны. Для других эта книга будет столь же излишня, как история, рассказанная ослу.Ничего лишнего.

Геллий Авл(II в. н.э.)писатель

Истина – дочь времени.Если чего-нибудь нет, обхожусь без него.Лира галке ни к чему.Выдерживай и воздерживайся (девиз стоиков).Дурной совет больше всего вредит советчику.Вижу бороду, но не вижу мудреца.От колоса до пирога путь очень долог.Между ртом и куском многое может произойти.Дурной умысел против того и оборачивается, кто его замыслил.

wyrazheniya.ru

Императоры Древнего Рима - афоризмы

Аврелиан (Луций Клавдий Домиций Аврелиан)(214—275 гг.)император с 270 г.

Он родился не для того, чтобы жить, а для того, чтобы пить. (Аврелиан об одном из своих полководцев.)

Адриан (Публий Элий Адриан)(76—138 гг.)император с 117 г.

Одному человеку, голова которого уже седела, он [Адриан] в чем-то отказал; когда тот, покрасив волосы, вторично обратился к нему с просьбой, он ответил: «Я уже отказал в этом твоему отцу».Когда одному из них [друзей Адриана] жена написала, что он, увлеченный удовольствиями и купаниями, не хочет к ней вернуться, – об этом через тайных агентов узнал Адриан. В ответ на его просьбу дать ему отпуск император упрекнул его за купания и удовольствия. «Неужели, – воскликнул тот, – и тебе жена написала то же, что и мне?»

Домициан (Тит Флавий Домициан)(51—96 гг.)император с 81 г.

Правитель, который не наказывает доносчиков, тем самым их поощряет.Правителей, которые мало расточают наказаний, следует называть не добрыми, а удачливыми.

Нерон Клавдий Цезарь(37—68 гг.)император с 54 г.

Когда ему [Нерону] предложили на подпись указ о казни какого-то уголовного преступника, он воскликнул: «О если бы я не умел писать!»Кто-то сказал в разговоре: «Когда умру, пускай земля огнем горит!» – «Нет, – прервал его Нерон, – Пока живу!»Пришли вести, что взбунтовались и остальные войска. (…) [Нерон] бросился искать (…) опытного убийцу, чтобы от его руки принять смерть, – но никого не нашел. «Неужели нет у меня ни друга, ни недруга?» – воскликнул он.Какой великий артист погибает! (Последние слова Нерона).

Александр Север(208—235 гг.)император с 222 г.

Я был всем, и все это ни к чему. (Последние слова).

Тиберий (Тиберий Клавдий Нерон)(42 до н.э.—37 н.э.)император с 14 г.

Оскорбление богов – дело самих богов.Пусть ненавидят, лишь бы соглашались.Оскорбительные о нем стишки он [Тиберий] переносил терпеливо и стойко, с гордостью заявляя, что в свободном государстве должны быть свободны и мысль, и язык.Наместникам, которые советовали ему обременить провинции налогами, он [Тиберий] ответил, что хороший пастух стрижет овец, но не сдирает с них шкуры.Сенат предложил назвать именем Тиберия месяц (…), тот ответил: «А что вы будете делать, если у вас будет тринадцать цезарей?»

Тит Флавий(39—81 н.э.)император с 79 г.

Когда однажды за обедом он [император Тит Флавий] вспомнил, что за целый день никому не сделал хорошего, то произнес (…): «Друзья мои, я потерял день!»

Флавий Клавдий Юлиан Отступник(331—363 гг.)римский император с 361 г., автор писем, речей и памфлетов

Чего же нам просить? Чтобы боги послали беднякам (…) золотой дождь? Но если бы даже так и случилось, мы тотчас же послали бы своих слуг и расставили всюду сосуды, чтобы отогнать всех и нам одним захватить дары богов, предназначенные для всех.Кто пренебрегает возможным, делая вид, что стремится к невозможному, на самом деле и не старается достигнуть одного и не выполняет другого.Если пророки и толкователи какого-либо бога были негодными, это не мешает ему быть великим богом.Убеждать и поучать людей надлежит не кулаками, (…) а разумными доводами.Нумерий, недавно бывший наместником Нарбоннской провинции, был привлечен к ответственности за хищения (…). Так как обвиняемый отпирался и не удавалось ни в чем изобличить его, то Дельфидий, весьма горячий обвинитель, расстроился оттого, что доказательства оказывались недостаточными, и воскликнул: «Может ли кто-либо оказаться виновным, (…) если достаточно отрицать обвинение?» На это Юлиан немедленно дал остроумный ответ: «Может ли кто оказаться невинным, если достаточно предъявить обвинение?»

wyrazheniya.ru

Афоризмы Древнего Рима | Крылатые выражения

Октавиан Август(63 до н.э.—14 н.э.)римский император с 30 г. до н.э.

Измена мне мила, а изменники противны.Пакувий Тавр, настойчиво добиваясь подарка от императора Августа, сказал ему, что уже масса народа говорит о том, что он якобы получил от Августа немалую сумму денег. «А ты, – сказал Август, – им не верь».Геренния, юношу, предававшегося порокам, Август приказал выгнать из своего лагеря. Тот умолял о прощении и говорил: «Как я вернусь к себе домой, что я скажу отцу?» – «Скажи, что я тебе не понравился», – ответил Август.Торопись медленно. (Излюбленная поговорка Августа).[Август] никогда не начинал сражения или войну, если не был уверен, что при победе выиграет больше, чем потеряет при поражении. Тех, кто домогается малых выгод ценой большой опасности, он сравнивал с рыболовом, который удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок – никакая добыча не возместит потери.Одному оробевшему просителю он [Август] (…) сказал в шутку, что тот подает ему просьбу, словно грош слону.Когда Август с триумфом вернулся после победы [над Марком Антонием] при Акциуме, то навстречу ему среди поздравляющих поспешил человек, держащий в руке ворона, наученного говорить: «Привет Цезарю, победителю, императору». Цезарь в восторге купил приветливую птицу за двадцать тысяч сестерциев. Приятель этого ремесленника, который ничего не получил от щедрости Августа, заверил императора, что у того есть и другой ворон, и просил, чтобы заставили принести и его. Принесенный ворон ясно произнес заученные слова: «Привет Антонию, победителю, императору». Август, нисколько не рассердившись, ограничился тем, что приказал виновному разделить полученные деньги с приятелем.[Август в письме к своему сыну Тиберию:] Не слишком возмущайся, если кто-то говорит обо мне дурно: довольно и того, что никто не может нам сделать дурного.(Светоний. «Божественный Август», 51, 3)[Август о Тиберии, своем наследнике:] Бедный римский народ, в какие он попадет медленные челюсти!Я принял Рим кирпичным, а оставляю его мраморным.

Пакувий Марк(220—130 гг. до н.э.)драматург и художник

У кого друзья, у того богатство.

Персий Флакк Авл(34—62 гг.)поэт-сатирик

Будем веселиться: нынешний день – наш.Брось пустые слова!Час убегает, в нем и то, что я говорю.Разумом дух покорен и старается быть побежденным.Живи по своей жатве.Предупреждайте болезнь, когда она только наступает.

Гай Петроний Арбитр(? – 66 г. н.э.)писатель

Трудно хорошо пахнуть, живя на кухне.[Учителям] поневоле приходится бесноваться среди бесноватых [т. е. учеников].[О Риме:] Бога здесь легче встретить, чем человека.Глоток горячего вина – лучшая шуба.[Об умершем:] Он присоединился к большинству.Далеко бежит тот, кто бежит от своих.Человек всегда в центре неба.Кто не может по ослу, тот бьет по седлу.От змеи не родится канат.Каждый грешит за себя.Учитель не из очень ученых, да зато старательный, который учит большему, чем сам знает.Каков хозяин, таков и слуга.Это уже мое дело предусмотреть в завещании, чтобы я после своей смерти не претерпел обиды.Любовь к творчеству еще никого не обогатила.Я (…) стараюсь использовать всякий день, точно это последний день моей жизни.Всякий охотно слушает, когда его уговаривают есть или жить.Весь мир занимается лицедейством.Попади только на чужбину, так начнешь уверять, что у нас свиньи жареные разгуливают.Только сердце делает человеком – все остальное вздор.Никто ничем никогда не довольствуется.Солнце светит всем.Все лучшее в природе принадлежит всем вместе.Если мы знаем, что обречены на смерть, почему же нам сейчас не пожить в свое удовольствие?Весь мир играет комедию.Мы люди, а не боги.Рожденным в лачуге о дворцах мечтать не пристало.Чего нет сегодня, то будет завтра: в том вся жизнь проходит.Минуя нас, судьба вершит дела.У другого ты видишь вошь, а у себя и клеща не замечаешь.Всякому приходится расплачиваться за свои грехи.Если что-нибудь затеваешь, кончай поскорее.Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.Наука – это клад, и ученый человек никогда не пропадет.Человек благородного ума не терпит пустословия, и дух его не может ни зачать, ни породить ничего, если его не оросит живительная влага знаний.Хуже всего то, что кто смолоду плохо обучен, тот до старости в этом не сознается.Всякий из нас ошибается.Не произносить цветистых фраз, а говорить по существу.Кто поверит нам на слово?Что делать законам там, где царствуют одни деньги?Испорченному уму кажется ничтожным то, что позволено, и душа такого человека, охваченная заблуждением, считает достойными противозаконные действия.Враг порока, раз и навсегда избравший в жизни прямой путь и так уклонившийся от нравов толпы, вызывает всеобщую ненависть – ибо ни один не одобрит того, кто на него не похож.Дома – львы, вне дома – лисицы.Тот, кто врага не добьет, – победитель вдвойне.В беде познаешь друга.В нужде познаются друзья.Оскорбивший незнакомцев зовется разбойником, оскорбивший друзей приравнивается почти что к отцеубийце.Где дело пошатнулось, там друзья за дверь.Любовь ранит даже богов.Старая любовь не забывается.Почему же только любовь должна красть, а не получать в награду?Порицания достойны родители, не желающие воспитывать своих детей в строгих правилах.Долго лежит снег на необработанных диких местах; но где земля сияет, укрощенная плугом, он тает скорее инея. Так же и гнев в сердце человеческом: он долго владеет умами дикими, скользит между утонченных.Лучше давать повод к смеху, чем к насмешкам.Всякий сам себе грешен.Легковерие никогда до добра не доводит.Нет ничего нелепее глупых человеческих предрассудков и пошлее лицемерной строгости.Боятся поверить собственным глазам.Не понимаю, как это бедность может быть сестрой высокого ума.Те, кто стремится лишь к обогащению, не желают верить, что есть у людей блага выше тех, за которые держатся они.Врач – не что иное, как утешение для души.За смертью далеко ходить не надо.Душа жаждет того, что утратила, и уносится воображением в прошлое.Искусство никогда не умирает.Кто снесет теленка, снесет и быка.Легкодоступное мало ценится.Змея веревки не родит.Где сладко, там и горько.На что спрос, то и кажется самым лучшим.Всюду, где есть сладкое, найдешь и кислое.

wyrazheniya.ru

Крылатые фразы Древнего Рима | Крылатые выражения

Квинт Гораций Флакк(65—8 гг. до н.э.)поэт

Отрадно и почетно умереть за отечество.Что нам искать земель, согреваемых иным солнцем?Кто, покинув Отчизну, сможет убежать от себя?Я не тот, кем был раньше.Всему есть определенные границы.К чему нам в быстротечной жизни домогаться столь многого?Не бывает счастья без червоточин.Не спрашивай о том, что будет завтра.Гони природу вилами, она все равно вернется.Приятным будет наступление часа, на который ты не надеялся.Человек, хорошо подготовленный, сохраняет надежду в несчастье и боится перемены судьбы в счастливое время.Урвемте же, други, часок, пока благосклонен к нам случай.Многое может возродиться из того, что уже умерло.Мы лишь прах и тень.Пусть бог не вмешивается.Не все восхищаются одним и тем же и не все любят одно и то же.Пользуйся нынешним днем, менее всего доверяя грядущему. Лови мгновение!Если ныне нам плохо, то не всегда так будет и впредь.Что будет завтра, бойся разгадывать,И каждый день, судьбою нам посланный,Считай за благо!Золотая середина.К чему нам в быстротечной жизни домогаться столь многого?Счастлив тот, кто вдали от забот своими волами обрабатывает отцовскую землю.Нет ничего счастливого во всех отношениях.Невозможно благополучие во всех отношениях.Невозможно человеку знать и предчувствовать, когда от чего страховаться.Мне приятно, когда меня называют честным человеком.Кто мешает, смеясь, говорить правду?И то, что скрыто под землей, время покажет при свете дня!Трудно по-своему выразить общеизвестные истины.Голая правда.Ничто в жизни не достается без большого труда.Нет ничего невозможного для людей.Ставь себе лишь достижимые цели.Не уклоняйся от дела, но и не суетись через меру.Достиг всеобщего одобрения тот, кто соединил приятное с полезным.Чему бы ты ни учил, будь краток.Невозможно все знать.Сердцем чистым слова впивай и вверяйся мудрейшим.Запах, который впитал еще новый сосуд, сохранится долгое время.Испытавший опасается.Желание избежать ошибки вовлекает в другую.Осторожность никогда не бывает излишней.Отличай прямое от кривого.Дерзай быть мудрым!Человек не в состоянии предусмотреть, чего ему должно избегать в то или иное мгновение.Не важно, будет ли он заблуждаться по глупости или в припадке гнева.Есть и такие ошибки, которые мы извиняем.Мера должна быть во всем.Краткость нужна, чтобы речь стремилась легко и свободно,Чтобы в словах не путалась мысль и ушей не терзала.Насмешка часто разрешает важные задачи лучше и сильнее, чем строго обличительная речь.Шутка, насмешливое слово часто удачнее и лучше определяют даже важные вещи, чем серьезное и глубокое изучение.Как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова, прожив свой век, уступают место вновь нарождающимся.Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой.Если заочно злословит кто друга или, злоречьеСлыша другого о нем, не промолвит ни слова в защиту;Если для славы забавника выдумать рад небылицуИли для смеха готов расславить приятеля тайну:…вот кто опасен, кто черен! Его берегися!Чаще взвешивай, что и кому говоришь обо всяком.Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сегодня.Прочее все отложить и сказать в подходящее время.Чаще зачеркивай написанное.Овладей предметом, а слова найдутся.Выпущенное слово не поймаешь.Однажды выпущенное слово улетает безвозвратно.Стараюсь быть кратким, делаюсь непонятным.Рассказывать басню глухому ослу.Если у тебя есть нечто лучшее – предложи, а если ж нет – покоряйся.Не наказывай грозным бичом того, кто заслуживает лишь плетки.За преступлением следует наказание.Какая польза в напрасных законах там, где нет нравов? Что значат пустые законы без обычаев?Что значат законы без нравов, что значат нравы без веры?Что б ни творили цари-сумасброды – страдают ахейцы.Сильнее тот, кто первый.По одному и тому же закону необходимость воздаст и великим и малым.Чистую совесть иметь – не знать за собой прегрешений.Серебро дешевле золота, золото – нравственных достоинств.Ненавидим добродетель здравствующую, с завистью ищем исчезнувшую с глаз.Для тебя добродетель слово, а священная роща – дрова.Войны прокляты матерями.Скрытая доблесть мало чем отличается от могильной бездеятельности.Жили храбрецы и до Агамемнона.Чтобы жить – будь настороже.Если хочешь, чтобы друг твой горбов у тебя не заметил, сам не смотри на его бородавки.Прислушайся к тому, что советует друг.Если сосед твой горит, беда и тебе угрожает.Узнай характер друга, чтобы ты не возненавидел его.Недостатки подруги ускользают от внимания влюбленного.Добродетель родителей – большое приданое.Не хмурь бровей!Подчиняй свой дух. Управляй своим настроением.В трудных обстоятельствах сохраняй рассудок.Старайся и в горькие минуты сохранять присутствие духа.Управляй своим настроением, ибо оно если не повинуется, то повелевает.Пытаюсь подчинить себе обстоятельства, а не подчиняться им.Сладко бывает предаться безумию там, где это уместно.Тот, кто весел, и тот, кто грустит, не выносят друг друга.Не носи в лес дрова, безумец.Гнев – кратковременное безумие.Кто спасает человека против его воли, тот поступает не лучше убийцы.Легче переносить терпеливо то, что нам не дано исправить.Большие обещания уменьшают доверие.Стремясь избежать одних пороков, глупцы впадают в другие.От вина гибнет красота, вином сокращается молодость.Неистовствовать свойственно женщинам.Бережливый не похож на скупого.Иногда и добрый Гомер дремлет.Глупые, избегая пороков, впадают в противоположные.В грязный сосуд что ни влей, непременно прокиснет.Прожил не худо и тот, кто безвестным родился и умер.Народ меня освистывает, но сам я себе рукоплещу.Бойся дешевых похвал, прикрытых лисьею шкурой.Знатным понравиться людям – не последняя честь.Скупой всегда нуждается.С ростом богатства растут и заботы.Наживайся честно, если можешь, а если нет, то любым способом.Скряга близок к безумцу.Кто хмур от честолюбия, а кто – от сребролюбия.Богатством не изменишь происхождения.Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему.Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.Если у тебя все в порядке с желудком, грудью, ногами, никакие царские сокровища не смогут ничего прибавить.Ни дом, ни поместья, ни груды бронзы и золота не изгонят из больного тела их владельца горячку, а из духа его – печаль: если обладатель всей этой груды вещей хочет хорошо ими пользоваться, ему нужно быть здоровым.Кто медлит упорядочить свою жизнь, подобен тому простаку, который дожидается у реки, когда она пронесет свои воды.Будем держаться всегда сообразно с возрастом каждым.Лишь один раз приходится совершать смертный путь.Смерть стучится ко всем одинаково.Смерть – последняя черта человеческих дел.Имей в виду, что любой день может оказаться для тебя последним.Все мы приходим в одно и то же место.Всех ожидает одна и та же ночь, всем придется когда-нибудь вступить на смертную тропу.Живи, помня, как коротка жизнь.Нужно разным характерам и возрастам придавать то, что с ними совместимо.Выпрягай состарившегося коня.Смерть настигнет и того, кто от нее бежит.Неудержимо летит время.Чему не угрожает губительное время?Мы говорим, время же завистное мчится.Увы! Уходят безвозвратно быстротечные годы.Стремительно уходят годы.Не те уж годы, да и настроение не то.Кто знает, добавят ли боги завтрашние времена к прожитым дням?Всё, что прошло, прошлое.Час увлекает за собой день.Хотел бы я знать, какая давность придает сочинению ценность.Годы бегут, и у нас одно за другим похищают:Отняли шутки, румянец, пирушки, любви шаловливость.Один день вытесняется другим.Знай же, художник, что нужны во всем простота и единство.Поэту посредственных строчек ввек не простят ни люди, ни боги, ни книжные лавки.Ничто не может быть красиво со всех точек зрения.Художникам, как и поэтам, издавна право дано дерзать на все что угодно.Кто многого добивается, тому многого недостает.Люди лицом своим смеются со смеющимися, а с плачущими плачут.Волк зубами, бык рогами угрожает.Я воздвиг памятник, долговечнее бронзы.

Дионисий Катонпод этим именем сохранился сборник латинских изречений, сложившийся не позднее IV в. н.э.

Тех, кого любит супруг, жена никогда не полюбит.День, что истек без потерь, ты должен записывать в прибыль.Правят ли нами бессмертные боги, узнать не старайся.Помни, ты – смертный и должен заботиться только о смертном.…неповинно вино; ты, пьющий, виновен.Добрая слава дается не деньгам твоим, а поступкам.Женщина, плача, уже замышляет коварство.Случай сегодня кудряв, а завтра, глядишь, облысеет.Речь дана всем, (…) ум – немногим.Не верь мнению других о себе больше, чем веришь себе.Знающий (…) о себе дурное думает, что все говорят о нем.Что (…) можешь дать, (…) не обещай дважды.Будь сам себе самым близким.Не старайся гаданиями узнать намерения бога: то, что он решил про тебя, он обдумал сам, без тебя.Жизнь без науки есть подобие смерти.Поэты воспевают достойное удивления, а не доверия.Не обижай мать, желая быть добрым к отцу.Куда бы ты ни пошел, за тобой следует смерть, тень тела.Боль врачует боль.

wyrazheniya.ru


Смотрите также