Чудеса древней руси. Урок истории по теме "Культура Древней Руси"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Надежда Владимирова - ЧУДО ДРЕВНЕЙ РУСИ. Чудеса древней руси


Надежда Владимирова - ЧУДО ДРЕВНЕЙ РУСИ

 

†18 февраля 1696 года,315 лет назад отошёл ко Господу святитель Феодосий, архиепископ Черниговский

 

В этом году на новогодние каникулы, которые мы теперь получаем, как школьники, поехала я в Чернигов. Не нужен мне «берег» швейцарский и Африка мне не нужна. В Чернигове же я с благоговением впитывала в себя очищающий и просветляющий дух Древней Руси. Здесь он, как нигде более, сохранился. Не только в древних церквях и монастырях, но и в неспешном течении реки Десны, её холмах-курганах на берегу, спокойном величии и достоинстве горожан. Думаю, что черниговские святители хранят для нас это чудо незыблемости Древней Руси. Об одном из них, память которого мы в феврале празднуем, самое время вспомнить.

В ХVII веке Малороссия, вернувшаяся из польских в российские пределы, духовно продолжала испытывать давление католиков и униатов. И два славных в истории Святителя способствовали воссоединению малороссийской Церкви с Русской Православной Церковью — свт. Феодосий Черниговский и свт. Димитрий Ростовский. Именно они — тогда ещё Феодосий был архимандритом, а Димитрий игуменом — поехали в Москву к Патриарху Адриану и Царю Петру I, вели переговоры, в результате которых Русская Православная Церковь снова стала единой.

Святитель Феодосий был сыном священника из Малороссии о. Никиты из дворянской фамилии Углицких. Получив начальное образование в семье, он был послан отцом в Киево-Братскую Богоявленскую школу (ныне Киевская Духовная академия). Это одна из старейших и известнейших духовных школ на Руси. Она воспитывала защитников православной веры от экспансии католиков и униатов. Несомненно, будущий святитель получил там по тому времени самое лучшее образование. Иноческий постриг он принял в Киево-Печерской Лавре с именем Феодосия, в честь древнего великого подвижника этой Лавры и первооснователя иноческого жития на Руси.

Инок Феодосий и в юных летах отличался особым благочестием и был для братии примером строгой подвижнической жизни. Он возродил пришедший в запустение знаменитый Киевский Выдубицкий монастырь и многие годы был его настоятелем. В его обители был прекрасный хор, который славился не только в Киеве, но и во всей Малороссии. По запросу из Москвы он посылал в столицу певчих в качестве руководителей хоров в московских храмах.

На епископскую кафедру Святитель был возведён по ходатайству тогдашнего местоблюстителя киевской метрополии архиепископа Черниговского Лазаря Барановича, который сделал его своим помощником и преемником на кафедре этого древнего города. Хиротония состоялась в 1692 году, 13 сентября в Москве.

Святитель много потрудился для утверждения Православия в Малороссии. Его нравственное влияние, красноречие и христианская любовь победили униатов и католиков на Русской земле, которая уже присоединилась к России. Владыка, как сказано в его житии, «умел успокаивать вспышки горячих своевольных украинцев и тем охранять государство от вредных и опасных волнений».

Он праведно почил 5-го февраля 1696 г. и был погребён в Черниговском кафедральном Борисоглебском соборе монастыря. Я привезла с собой красную шёлковую «рукавичку», которую получила от послушника, приложившись к мощам Святителя. Она мне душу греет, утешает меня, когда на сердце скорбь.

От его мощей многие получали исцеления. Впервые тело святителя было обретено нетленным в 1772 г., через 76 лет после его преставления. В 1824 у его мощей исцелился от тяжкой болезни черниговский купец-раскольник Горбунов, который после этого принял Православие и в память о чуде соорудил на собственные средства новый гроб для нетленных мощей святителя.

К концу XIX столетия имя Cвятителя Феодосия как защитника от бед и напастей стало известно всей России. Как, почему? Да по воле Божией, конечно. Священный Синод решил удостовериться в нетленности мощей Святителя. Удостоверился. Было проведено целое расследование достоверности случаев благодатных исцелений у мощей святого.

Люди, избавившиеся от тяжких недугов в присутствии свидетелей, очевидцев и родственников, засвидетельствовали ещё и под присягой о своих чудесных исцелениях. Только после этого Св. Синод определил: «Во блаженной памяти почившего Феодосия, архиепископа Черниговского, причислить к лику святых, благодатию Божией прославленное и нетленное тело его признать святыми мощами». На это незамедлительно дал своё согласие Государь Император Николай II.

Торжественное открытие мощей Святителя состоялось 9-го сентября (по старому стилю) 1896 г. Мощи угодника

Божия были перенесены из Борисоглебского собора в Спасо-Преображенский. Ныне они находятся в Свято-Троицком соборе Чернигова.

Надежда Александровна ВЛАДИМИРОВА

www.russdom.ru

Урок истории по теме "Культура Древней Руси"

Разделы: История и обществознание

Цель урока: формирование яркого представления о культуре древней Руси.

Продолжение работы над основными понятиями темы (язык древнерусской народности, его место среди других славянских языков, возникновение славянской письменности и ее появление на Руси. Первые памятники книжности. Первые литературные и публицистические произведения. Первые жития. Начало русского летописания. Устное народное творчество. Былины. Письменная культура. Первые берестяные грамоты, развитие русской иконописи, фрески, мозаика, декоративно-прикладное искусство), Воздействуя на чувственно-эмоциональную сфера учащихся, способствовать воспитанию эстетических и культурных ценностей гуманизма.

Задачи:

  • Способствовать более глубокому изучению вопросов культуры древней Руси, развивать литературные и художественно-эстетические склонности учащихся, стремление к творческому самовыражению личности, воспитывать уважение к истории прошлого нашей страны, развивать умения активной поисково-исследовательской деятельности.
  • Способствовать развитию интереса, творческих способностей, развитию умения защищать свою точку зрения, развитию речевой культуре, уважительно относится к мнению других.

Во всех курсах истории есть темы, посвященные вопросам культуры. Но надо признать, что время, отведенное на их изучение недостаточно. Основной своей задачей считаю формирование у школьников навыков творческого и логического мышления, активной самостоятельной познавательной деятельности. Для реализации этой цели и был проведен данный урок. Класс был разбит на группы по уровню обученности. В группах сразу создалась атмосфера поиска, в процессе работы ребята чувствовали себя первооткрывателями. Подготовленный материал можно будет использовать на уроках обществознания в 6 классе.

Исходя из характеристики класса и специфики темы урока, была поставлена следующая триединая цель урока:

Образовательная: на примере древней Руси продолжить работу над понятиями «культура» (язык древнерусской народности, его место среди других славянских языков, возникновение славянской письменности и ее появление на Руси. Первые памятники книжности. Первые литературные и публицистические произведения. Первые жития. Начало русского летописания. Устное народное творчество. Былины. Письменная культура. Первые берестяные грамоты, развитие русской иконописи, фрески, мозаика, декоративно-прикладное искусство) и  ее направлениях, сформировать яркий образ древней Руси.

Воспитательная: воспитание чувства любви и гордости к культуре русского народа, способствовать развитию общечеловеческих ценностей, пробудить понимание красоты произведений к искусству древней Рус, чувство уважения к их творцам.

Развивающая: развивать навыки отбора материала, работы с разными историческими источниками, перевода информации из одной системы знаний в другую, развивать логическое мышление, поддерживать творческие способности  обучающихся.

Рекомендации к уроку:

  • Использовать на уроках истории по теме «Культура» материалы мультимедийных средств обучения как источник учебной информации, наглядное пособие, тренажер, средство диагностики и контроля.
  • Не стремиться переложить на мультимедийные средства обучения многогранный творческий труд учителя, а быть уверенным, что использование ИТК в 6 классе одно из средств решения проблемы.
  • Использование ИКТ проводить с учетом психолого – педагогических, возрастных особенностей школьников.

Тема урока

«Семь чудес древней Руси» (урок по истории культуры Древней Руси с использованием ИКТ). 6 класс. Программа Е.В. Пчелов «История России с древнейших времен до конца XVI века», Москва, Русское слово, 2002 год. Учебник Е.В.Пчелов «История России с древнейших времен до конца XVI века», Москва, Русское слово, 2002 год.

Технологическая карта урока «Семь чудес древней Руси»

1. Тема урока: «Семь чудес древней Руси» 2. Подготовка к уроку.

Этапы проектно-исследовательской деятельности:

  • Информационный. Установочная консультация с учащимися, на которой сообщается о целях и задачах данного проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы.
  • Поисковый. Определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации. Начинается отбор информации.
  • Обобщающий. Производится обработка полученных данных. Уточняется и корректируется структура исследования. Представление материалов для создания видеоклипа.
  • Заключительный. Работа над созданием видео клипа.

3. Ожидаемые результаты. Более глубокие знания о развитии культуры Киевской Руси. Умение анализировать, систематизировать и представлять результат своей работы. 4. Методы и формы организации учебной деятельности. Представление проекта. 5. Развитие умений и навыков. Исследовательские, поисковые, аналитические, поиск аргументов для защиты проекта. 6. Основные понятия и термины.

Язык древнерусской народности, его место среди других славянских языков, возникновение славянской письменности и ее появление на Руси. Первые памятники книжности. Первые литературные и публицистические произведения. Первые жития. Начало русского летописания. Устное народное творчество. Былины. Письменная культура. Первые берестяные грамоты, развитие русской иконописи, фрески, мозаика, декоративно-прикладное искусство). *опора на ранее изученный материал (изучение вопросов культуры в курсе истории древнего мира и средних веков.) 7. Источники информации.

Материалы учебника «История России с древнейших времен до XVI века», Е.В.Пчелов, Москва, «Русское слово», 2002 год, материалы Интернет, электронные носители информации лазерные диски (CD-ROM) «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «История России с 862 года по 1917 год», помогающие обеспечивать интерактивность взаимодействия учащегося с учебным материалом.

КОНСПЕКТ УРОКА

1. Организационный этап

Учитель приветствует ребят и сообщает тему урока. Учащиеся рассаживаются по группам, записывают тему урока в тетрадь.

2. Постановка цели

Учитель обращается к учащимся с просьбой  определить цели урока, исходя из темы урока. Обучающиеся внимательно читают тему урока и выдвигают варианты целей и задач на уроке.

Учитель подводит итог предположений обучающихся и проговаривает цель и задачи урока (озвучивает их). Сегодня на уроке мы совершим виртуальную экскурсию в нами созданный музей «Семь чудес древней Руси». В этом музее на Интернет сайте размещены памятники культуры древней Руси, которые выбраны в результате работы групп: историков, архитекторов, живописцев, литераторов, фольклористов. На партах у вас лежат оценочные листы, в которые должны быть внесены ваши результаты голосования. По окончании урока мы подведем итог и узнаем семь чудес древней Руси. Порядок работы следующий: каждая группа в результате работы дома отобрала несколько памятников культуры, которые представлены в клипе. О них будет идти речь. После презентации группы можно задать вопросы, уточнить, конкретизировать материал. Обучающие слушают инструкцию учителя, знакомятся с оценочными листами, подписывают их.

3. Работа с новым материалом

Учитель предоставляет слово группе историков. Группа представляет клип мини-проект, в котором рассказывается о создании славянской азбуки, роли Кирилла и Мефодия, создании школ, о процессе обучения, о роли берестяных грамот в жизни древней Руси. Обучающиеся смотрят клип о развитии просвещения на Руси, готовят вопросы, задают их группе. Представители историков отвечают на вопросы. Учитель просит проставить баллы за каждый памятник культуры. Обучающиеся проставляют балл в оценочный лист (Приложение 1). Учитель предоставляет слово группе литераторов, для защиты своего мини-проекта. Группа литераторов представляет своей мини-проект о первых письменных произведениях на Руси («Остромирово евангелие», «Повесть временных лет», «Поучение детям», «Русской Правде »). Учащиеся уточняют, задают вопросы о литературных памятниках древней Руси. Проставляют баллы в оценочные листы. Учитель говорит о значении в жизни древнерусского человека архитектурных памятников, напоминает высказывание о том, что архитектура это душа народа в камне. Далее, учитель представляет слово группе архитекторов. Ребята рассказывают о памятниках на Руси (Софийский собор в Киеве, золотые воротах в Киеве, храм Покрова-на-Нерли). Обучающиеся смотрят клип, готовят и задают вопросы, выставляют баллы. Учитель проводит зарядку в форме игры «Верно – неверно». Напоминает условия зарядки: если высказывание считается правильным, то обучающиеся приседают, положив руки на пояс, если положение считается неверным,  то нужно поднять руки вверх и хлопнуть.

  • Славянская азбука создана в IX веке, Кириллом и Мефодием.
  • На основе древнерусского языка возникли украинский, польский, белорусский.
  • На пергаменте писали книги, этот материал был очень дорогим, чтобы написать книгу в 300 листов требовалась кожа 175 телят.
  • Очень часто, так как пергамен был дорогим, на Руси материалом для письма брали глину, клинышками выцарапывали текст.
  • Почерк писцов Киевской Руси называли уставом, так как он был прямым, правильным.
  • На берестяных грамотах можно встретить признания в любви, решение школьных задач, жалобы и решения суда.
  • Древнейшая книга «Житие Бориса и Глеба», написанная в Новгороде.
  • Нестор поставил задачу ответить на вопрос: «Откуда есть, пошла земля русская».
  • Летописи на Руси писали раз в пять лет.
  • На Руси почитаемы были грамотные люди.

Учащиеся выполняют зарядку. Учитель предлагает послушать группу, занимающуюся изучением живописи. Обучающиеся смотрят клип, оценивают памятники живописи («Богоматерь Оранта», «Благовещение»), вспоминают, что такое мозаика, фрески, смальта, оценивают памятники живописи в оценочном листе. Учитель говорит о развитии декоративного искусства на Руси, предлагает познакомиться с работой группы. Зарядка для глаз. Ребята выполняют упражнения для глаз.

4. Рефлексия

Учитель. Вы просмотрели клип  о развитии культуры древней Руси. Это была сложная работа, теперь посмотрим, как вы справились с ней, как сумели систематизировать материал, выделить основные моменты. Я уверена, что вам это удалось. На ваш выбор, как обычно, предлагаю написать синквейн, нарисовать кластер. Обучающиеся составляют синквейн, рисуют кластер. Затем, озвучивают свои работы.

5. Закрепление

Результаты у вас превосходные! Проверим на деле ваши знания.

Тур для любознательных:

  1. О ком идет речь? «Его отец был помощником военачальника Солуни, второго по величине города Византийской империи С детства отличался способностями, скромностью, терпением. Для продолжения образования приехал в Царьград, знал греческий, много времени проводил в библиотечной тиши. За свою ученость был прозван Философом По просьбе царя Михаила отправился в Моравию. Здесь он не только проповедовал, но и начал создавать буквы. Умер в Риме». 

  2. О ком идет речь? «Он был старшим из братьев, сначала находился на военной службе, затем постригся в монахи, по просьбе брата поехал с ним в Моравию, переводил  с греческого на славянский необходимые книги для богослужения,  провел два с половиною года в тюрьме, пережил брата на 16 лет». 

  3. Родился приблизительно в 1056–1057 году. В 1073 году семнадцатилетним юношей пришел в Киево-Печерский монастырь, а в1091 году участвовал в отыскании мощей преподобного Феодосия Печерского. Автор настоящей исторической хроники.  При работе над своим знаменитым трудом опирался на годовые записи, многие сведения получал от очевидцев событий. В работе  упоминаются даты необыкновенных явлений, например, о появлении в 911 году кометы. Гневно осуждал междоусобицы, защищал права старшего в роде князя. Скончался  примерно в 1114 году»

  4. «Он читал книги. Это вошло у него в привычку. Он полюбил книжное чтение  часто говорил своим сыновьям: «Книжные словеса суть реки, напояющие вселенную». В тихой княжеской ложнице, у одной из стен стоял раскрытый ларь, наполненный книгами  в переплетах из кожи, из алого или синего, как васильки, сукна. Каждая такая книга представляла собой целое сокровище. Но люди брали ее не столько ради высокой цены жемчужин или серебра, которыми она была украшена, а сколько из-за уважения к труду переплетчика. Именно при нем была открыта библиотека при Софийском соборе в Киеве». 

  5. «Внук Ярослава Мудрого прославился обширной начитанностью, выделялся своей величавой личностью. Тревожась об участи любимого государства и собственных детях, князь написал поучение. В нем он поведал, как следует жить христианину». Как называются кубики или пластинки из цветного непрозрачного стекла для мозаики? А) фрески, Б) смальта, В)  мозаика. 

  6. Как назывались разноцветные камешки, которые вдавливались в сырую штукатурку под различным углом друг к другу?  А) фрески, Б) смальта, В)  мозаика. Ответ В

  7. Как называлась роспись водяными красками по сырой штукатурке? А) фрески, Б) смальта, В)  мозаика. 

  8. Этот храм построен по инициативе Андрея Боголюбского. Он должен был стать памятником  воинской победы. Храм стоит на пересечении водных магистралей и поэтому виден со всех сторон.  Церковь небольшая, одноглавая. А) Софийский собор в Киеве, Б) Софийский собор в Новгороде, В) храм Покрова на Нерли. 

  9. Храм заложен на месте разгрома русскими дружинами печенегов, Стены собора выложены из плиткообразного кирпича-плинфы, его ряды чередуются с толстыми слоями белой извести. Имеет тринадцать глав. А) Софийский собор в Киеве, Б) Софийский собор в Новгороде, В) храм Покрова на Нерли. Ответ А

  10.  Возводился собор с 1045года по 1050 год, находится в центре детинца, завершается  храм  строгим пятиглавием, купола расположены в симметричном порядке. А) Софийский собор в Киеве, Б) Софийский собор в Новгороде, В) храм Покрова на Нерли

  11. Церковная живопись называется А) иконопись, Б) канон, В)миниатюра. Ответ А.

  12. Закомара, пилястра, апсида – это элементы А) древнерусской архитектуры, Б) элементы иконы, В) элементы литературного произведения. 

Учащиеся выполняют компьютерный тест

6. Подведение итогов

Учитель. Вернемся к нашей непосредственной задаче – определение семи чудес древней Руси.

Обучающиеся анализируют оценочные листы и составляют рейтинг чудес Руси. Результаты вводят в компьютер.

1. Софийский собор в Киеве. 2. Храм Покрова на Нерли. 3. Поучение детям. 4. Берестяные грамоты. 5. Мозаика «Богоматерь Оранта». 6. Золотые ворота в Киеве. 7. Софийский собор в Новгороде.

Учитель подводит результат виртуальной экскурсии.

Семь  чудес древней Руси:

  • Софийский собор в Киеве.
  • Берестяные грамоты.
  • Храм Покрова на Нерли.
  • Поучение детям.
  • Софийский собор в Новгороде.
  • Мозаика Софийского собора в Киеве.
  • Золотые ворота в Киеве.

Благодарит за урок.

7. Домашнее задание

Вы – народ творческий, задание я предлагаю следующее – создайте макет любого памятника культуры. А на прощание, оставьте ваш отзыв об уроке. Я жду вас на следующем уроке. Учащиеся приклеивают квадратики красного цвета, если на уроке было интересно, желтого, если вам было скучно.

Список литературы:

  1. Бахтина О.И. Информатизация гуманитарного образования. Педагогика,1990, №1.
  2. Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании, Волгоград, 2002.
  3. Педагогические технологии, под общей редакцией В.С.Кукушкина, М., 2004.
  4. Сафронова И.В., Лебедева И.Е. Информационные технологии в системе исторического образования. Методист, 2002, №5.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

О "производстве чудес" в Древней Руси

В отчественной историографии как правило не уделялось вниманию механизму, который обеспечивал прославление чудесами могил и мощей многочисленных святых. В дорреволюцонной историографии обсуждать тему фальсификации чудес было не принято. Церковные историки же утверждали, что их творят бог и святые. В советское время наоборот все чудеса объявлялись результатом фальсификации церкви, специальностью которой было "производство чудес".  

Между тем такой упрощенный вгляд как-то не вяжется с истовой верой значительной части духовенства и первых насельников монастырей. Изможденные постами и молитвами люди конечно видели "чудесные" видения и галлюцинации, совершенно искренне верили в сны,  которые сами потом признавались "чудом". Но с одной стороны были такие чудеса (прозрения слепых, исцеление хромых с появлением недостающей ноги и т.п.), одной экзальтацией объяснить не удается, с другой не вижу никакой психологической возможности  считать, что "экзальтированные" и "производители фальшивых чудес" - одни и те же лица. 

Есть сомнения и на рациональном уровне. Если церковь в Древней Руси "на высшем уровне" специализировалась и была основным изготовителем фальшивых чудес, то почему над могилами достаточно значимых святых  и лиц, в канонизации которых была заинтересована церковь часто не происходило никаких чудес (например над могилой "равноапостольного" князя Владимира Святославича).

Средневековый книжник, автор летописи, объяснял последний факт отсутствием почитания святого. И интуитивно он был видимо прав...

Уникальную возможность представить механизм производства чудес дает известное "чудо о жене сухорукой", случившееся в Вышгороде при усыпальнице св. Бориса и Глеба в 1080-е гг. Уникальность ситуации состоит в том, что мы имеем две записи чуда со слов очевидца, священника Лазаря и со слов самой "исцеленной", сделанной Нестором. 

Согласно "Сказанию чудес" некая вдова в г. Дорогобуже по повелению госпожи работала в праздник Николы в "веже", т.е. видимо в башне, использованной как склад для хранения товаров или другого имущества. В этот момент явился св. Никола, который наказал вдову за что она работает в его праздник: разметал вежу и ударил вдову по руке, которая усохла. Госпожа изгнала покалеченную вдову, а ее сына, рожденного на свободе обратила в раба. Однако княжеский судья не дал свершиться беззаконию и освобоил сына женщины. Исцеление женщина получила на третье лето в Вышгороде в храме Бориса и Глеба.

Рассказ Лазаря об исцелении в Сказании чудес  явно лишен фантастически подробностей, восходящих непосредственно к Лазарю, автору записи. Вдове, явившейся к храму Лазарь посоветовал просидеть ночь, а потом приказал помазать ей руки маслом. В процессе службы женщина неожиданно бросилась к алтарю и завопила о произошедшем чуде.

И в рассказе Нестора и Лазаря все фантастические подробности - свидетельство самой вдовы. Она в первом случае рассказывает о видение ей святых, даровавших перстень. Во втором еще и о выпавших у нее из ушей чудесным образом появившихся золотых кольцах, а также о явлении со св. Николой юношей (Бориса и Глеба). 

Из сравнения двух рассказов и обстоятельств явления чуда ясно, что собственно церковные власти не имели к нему отношения. Чудо произошло на след. день по приходу вдовы в Вышгород.  И вряд ли мог иметь место сговор. Все фантастические подробности и свидетельство об излечении (болезни) известны только со слов самой сухорукой. Вскрывается и наличие у нее мотива произвести чудо - после его совершения вдове явно было долгие годы позволено жить при храме, получать подаяние и рассказывать желающим (например Нестору) о произошедшем с ней. 

Именно среди нищей братьи, устраивавшей настоящие замкнутые корпорации при богатых храмах, были в ходу ложные увечья и след. ложные исцеления. Церкви видимо приходилось чаще не производить чудеса и исцеления, а следить за их большей или меньшей достоверностью. Из "многих чудес" Лазарь вписал в Сказание видимо только 6. От некоторых версий "преужасно во сумнении" было и само церковное начальство (ср. Митрополит Георгий в том же Сказании чудес).

Почитание святыни прихожанами несомненно активизировали местную нищию  братию на "производство чудес (кто-то объявлял себя исцеленным, кто-то свидетелем).  Так как такие чудеса и свидетельства становились источником их скромного дохода и подаяния. И наоборот отсуствие почитания означало отсутсвие чудесных исцелений и явных чудес.... 

nickfilin.livejournal.com

Чудо Древней Руси

†18 февраля 1696 года,315 лет назад отошёл ко Господу святитель Феодосий, архиепископ Черниговский …

В этом году на новогодние каникулы, которые мы теперь получаем, как школьники, поехала я в Чернигов. Не нужен мне «берег» швейцарский и Африка мне не нужна. В Чернигове же я с благоговением впитывала в себя очищающий и просветляющий дух Древней Руси. Здесь он, как нигде более, сохранился. Не только в древних церквях и монастырях, но и в неспешном течении реки Десны, её холмах-курганах на берегу, спокойном величии и достоинстве горожан. Думаю, что черниговские святители хранят для нас это чудо незыблемости Древней Руси. Об одном из них, память которого мы в феврале празднуем, самое время вспомнить.

В ХVII веке Малороссия, вернувшаяся из польских в российские пределы, духовно продолжала испытывать давление католиков и униатов. И два славных в истории Святителя способствовали воссоединению малороссийской Церкви с Русской Православной Церковью - свт. Феодосий Черниговский и свт. Димитрий Ростовский. Именно они - тогда ещё Феодосий был архимандритом, а Димитрий игуменом - поехали в Москву к Патриарху Адриану и Царю Петру I, вели переговоры, в результате которых Русская Православная Церковь снова стала единой.

Святитель Феодосий был сыном священника из Малороссии о. Никиты из дворянской фамилии Углицких. Получив начальное образование в семье, он был послан отцом в Киево-Братскую Богоявленскую школу (ныне Киевская Духовная академия). Это одна из старейших и известнейших духовных школ на Руси. Она воспитывала защитников православной веры от экспансии католиков и униатов. Несомненно, будущий святитель получил там по тому времени самое лучшее образование. Иноческий постриг он принял в Киево-Печерской Лавре с именем Феодосия, в честь древнего великого подвижника этой Лавры и первооснователя иноческого жития на Руси.

Инок Феодосий и в юных летах отличался особым благочестием и был для братии примером строгой подвижнической жизни. Он возродил пришедший в запустение знаменитый Киевский Выдубицкий монастырь и многие годы был его настоятелем. В его обители был прекрасный хор, который славился не только в Киеве, но и во всей Малороссии. По запросу из Москвы он посылал в столицу певчих в качестве руководителей хоров в московских храмах.

На епископскую кафедру Святитель был возведён по ходатайству тогдашнего местоблюстителя киевской метрополии архиепископа Черниговского Лазаря Барановича, который сделал его своим помощником и преемником на кафедре этого древнего города. Хиротония состоялась в 1692 году, 13 сентября в Москве.

Святитель много потрудился для утверждения Православия в Малороссии. Его нравственное влияние, красноречие и христианская любовь победили униатов и католиков на Русской земле, которая уже присоединилась к России. Владыка, как сказано в его житии, «умел успокаивать вспышки горячих своевольных украинцев и тем охранять государство от вредных и опасных волнений».

Он праведно почил 5-го февраля 1696 г. и был погребён в Черниговском кафедральном Борисоглебском соборе монастыря. Я привезла с собой красную шёлковую «рукавичку», которую получила от послушника, приложившись к мощам Святителя. Она мне душу греет, утешает меня, когда на сердце скорбь.

От его мощей многие получали исцеления. Впервые тело святителя было обретено нетленным в 1772 г., через 76 лет после его преставления. В 1824 у его мощей исцелился от тяжкой болезни черниговский купец-раскольник Горбунов, который после этого принял Православие и в память о чуде соорудил на собственные средства новый гроб для нетленных мощей святителя.

К концу XIX столетия имя Cвятителя Феодосия как защитника от бед и напастей стало известно всей России. Как, почему? Да по воле Божией, конечно. Священный Синод решил удостовериться в нетленности мощей Святителя. Удостоверился. Было проведено целое расследование достоверности случаев благодатных исцелений у мощей святого.

Люди, избавившиеся от тяжких недугов в присутствии свидетелей, очевидцев и родственников, засвидетельствовали ещё и под присягой о своих чудесных исцелениях. Только после этого Св. Синод определил: «Во блаженной памяти почившего Феодосия, архиепископа Черниговского, причислить к лику святых, благодатию Божией прославленное и нетленное тело его признать святыми мощами». На это незамедлительно дал своё согласие Государь Император Николай II.

Торжественное открытие мощей Святителя состоялось 9-го сентября (по старому стилю) 1896 г. Мощи угодника

Божия были перенесены из Борисоглебского собора в Спасо-Преображенский. Ныне они находятся в Свято-Троицком соборе Чернигова.

Надежда Александровна ВЛАДИМИРОВА

http://www.russdom.ru/node/3687

pravoslavnye.ru

Как жили на Руси в докрещенский период

Докрещенский период истории Руси был большой головной болью советских историков и идеологов, о нём проще было забыть и не упоминать. Проблема была в том, что в конце 20-х и начале 30-х годов ХХ столетия советские учёные гуманитарных наук смогли более-менее обосновать закономерную “эволюционность” новоиспечённой коммунистической идеологии “гениальных”  Маркса - Ленина, и разбили всю историю на пять известных периодов: от первобытнообщинной формации до самой прогрессивной и эволюционной – коммунистической.

Но период истории России до принятия христианства не вписывался ни в одно “стандартное” лекало – не был похож ни первобытнообщинный строй, ни на рабовладельческий, ни на феодальный. А скорее был похож на социалистический.

И в этом состояла вся комичность ситуации, и большое желание не обращать на этот период научного внимания. В этом была и причина недовольства Фрояновым и другими советскими учёными, когда они пытались в этом периоде истории разобраться.

В период перед крещением Руси у русов было, бесспорно, своё государство и при этом не было классового общества, в частности феодального. И неудобство было в том, что “классическая” советская идеология утверждала, что класс феодалов создаёт государство как инструмент своего политического господства и подавления крестьян. А тут получалась неувязочка…

Более того, судя по воинским победам русов над соседями, и что сама “царица мира” Византия платила им дань, то получалось, что “оригинальный” уклад общества и государства наших предков был более эффективным, гармоничным и выигрышным по сравнению с другими укладами и структурами того периода у других народов.

“И вот тут надо заметить, что археологические памятники восточных славян воссоздают общество без каких-либо явственных следов имущественного расслоения. Выдающийся исследователь восточнославянских древностей И.И.Ляпушкин подчеркивал, что среди известных нам жилищ

“…в самых разных регионах лесостепной полосы нет возможности указать такие, которые по своему архитектурному облику и по содержанию найденного в них бытового и хозяйственного инвентаря выделялись бы богатством.

Внутренне устройство жилищ и найденный в них инвентарь пока не позволяют расчленить обитателей этих последних лишь по роду занятий – на землевладельцев и ремесленников”.

Другой известный специалист по славяно-русской археологии В.В. Седов пишет:

“Возникновение экономического неравенства на материалах исследованных археологами поселений выявить невозможно. Кажется, нет отчетливых следов имущественной дифференциации славянского общества и в могильных памятниках 6-8 веков”.

Всё это требует иного осмысления археологического материала” – отмечает в своём исследовании И.Я.Фроянов.

То есть, в этом древнерусском обществе не было смыслом жизни накопление богатств и передача его детям, это не было какой-то мировоззренческой или нравственной ценностью, и это явно не приветствовалось и презрительно порицалось.

А что было ценным? Это видно из того – чем клялись русские, ибо клялись самым ценным – например, и в договоре с греками 907 года русы клялись не золотом, не матерью и не детьми, а “оружием своим, и Перуном, Богом своим, и Волосом, скотьем богом”. Также Перуном и Волосом клялся Святослав в договоре 971 года с Византией.

То есть – самым ценным считали свою связь с Богом, с Богами, их почитание и свою честь и свободу. В одном из договоров с Византийским императором есть такой фрагмент клятвы Светослава в случае нарушения клятвы: “пусть будем мы золотые, как золото это” (золотая дощечка-подставка византийского писца – Р.К.). Что лишний раз показывает презренное отношение русов к золотому тельцу.

И теперь и тогда славяне, русы выделялись и выделяются в своём подавляющем большинстве доброжелательностью, душевностью, терпимостью к другим взглядам, то – что иностранцы называют “толерантностью”.

Яркий пример этому, – ещё до крещения Руси, в начале 10 века на Руси, когда в христианском мире и речи не могло быть, чтобы языческие капища, святилища или кумиры (идолы) стояли на “христианской территории” (при славной христианской любви ко всем, терпении и милосердии), – в Киеве за полвека до принятия христианства была построена Соборная церковь и вокруг неё существовала христианская община.

Это только теперь вражеские идеологи и их журналисты лживо завопили о несуществующей ксенофобии русских, и во все бинокли и микроскопы пытаются эту их ксенофобию увидеть, а ещё более – спровоцировать.

Исследователь истории русских немецкий учёный Б.Шубарт с восхищением писал:

“Русский человек обладает христианскими добродетелями в качес тве постоянных национальных свойств. Русские были христианами ещё до обращения в христианство” (Б.Шубарт “Европа и душа Востока”).

У русских не было рабства в привычном понимании, хотя были рабы из пленников в результате сражений, у которых, конечно, был иной статус. И.Я.Фроянов написал на эту тему книгу “Рабство и данничество у восточных славян” (СПб.,1996г.), а в своей последней книге писал:

“Восточнославянскому обществу было известно рабство. Обычное право запрещало обращать в рабов своих соплеменников. Поэтому рабами становились захваченные в плен иноземцы. Их называли челядью. Для русских славян челядь – прежде всего предмет торговли…

Положение рабов не было суровым, как скажем, в античном мире. Челядин входил в родственный коллектив на правах младшего члена. Рабство ограничивалось определённым сроком, после которого невольник, приобретая свободу мог вернуться в свою землю или остаться у бывших хозяев, но уже на положении свободного.

В науке подобный стиль отношений между рабовладельцами и рабами получил наименование патриархального рабства”.

Патриархальное – это отеческое. Такого отношения к рабам вы не встретите не у мудрых греческих рабовладельцев, не у средневековых христианских торговцев рабами, ни у христианских рабовладельцев на юге Нового Света – в Америке.

Жили русские в родовых и межродовых поселениях, занимались охотой, рыболовством, торговлей, земледелием, скотоводством и ремесленничеством. Арабский путешественник Ибн Фадлан в 928 году описывал, что русские строили большие дома в которых жило 30-50 человек.

Другой арабский путешественник Ибн-Русте на рубеже 9-10 веков описывал как диковинку русские бани в сильные морозы:

“Когда же раскаляются камни высшей степени, поливают их водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают одежду”.

Наши предки были очень чистоплотны. Тем более в сравнении с Европой, в которой даже в период Возрождения при дворах Парижа, Лондона, Мадрида и других столиц дамы пользовались не только парфюмерией – чтобы нейтрализовать неприятный “дух”, но и специальными вшеловками для ловки вшей на голове, а проблему выброса испражнений из окон на улицы города даже в начале 19 века рассматривал парламент Франции.

Дохристианское древнерусское общество было общинным, вечевым, где князь был подотчётен народному собранию – вече, которое могло утвердить передачу власти князя по наследству, а могло и переизбрать себе князя.

“Древнерусский князь – это не император и даже не монарх, ибо над ним стояло вече, или народное собрание, которому он был подотчетен” – отметил И.Я.Фроянов.

Русский князь этого периода и его дружина не демонстрировала феодальных “гегемонских” признаков. Без учёта мнения авторитетнейших членов общества: глав родов, мудрых “дидов” и уважаемых военноначальников – решение не принималось. Хорошим примером этого был знаменитый князь Святослав. А.С.Иванченко в своём исследовании отмечает:

“…Обратимся к оригинальному тексту Льва Диакона… Встреча эта произошла у берега Дуная 23 июля 971 года, после того, как накануне Цимисхий запросил у Светослава мира и пригласил его к себе в ставку для переговоров, но тот ехать туда отказался… Пришлось Цимисхию , укротив свою гордыню, самому отправиться к Светославу.

Однако, мысля по-ромейски, император Византии желал, если не удалось воинской силой, то хотя бы пышностью своего облачения и богатством нарядов сопровождающей его свиты… Лев Диакон:

“Государь, покрытый парадными, золотой ковки, доспехами, подъехал верхом к берегу Истра; за ним следовали многочисленные сверкающие золотом всадники. Скоро показался и Святослав, переплывший реку в скифской лодке (это лишний раз подтверждает, что скифами греки называли руссов).

Он сидел на веслах и греб, как все, ничем среди других не выделяясь. Внешность у него была такая: среднего роста, не очень большого и не очень малого, с густыми бровями, с голубыми глазами, с прямым носом, с бритой головой и с густыми длинными волосами, свисавшими с верхней губы. Голова у него была совсем голая, и только с одной её стороны свисал клок волос… Одежда на нём была белая, которая ничем другим, кроме заметной чистоты, не отличалась от одежд других. Сидя в лодке на скамье гребцов он поговорил немного с государём об условиях мира и уехал… Государь с радостью принял условия русов…”.

Имей Святослав Игоревич относительно Византии такие же намерения, как против Великой Хазарии, он без особых усилий уничтожил бы эту кичливую империю ещё во время своего первого похода на Дунай: четыре дня пути оставалось ему до Царьграда, когда синкель Феофил, ближайший советник византийского патриарха, пал перед ним на колени, запросив мира на любых условиях. И действительно Царьград платил дань Руси огромную”.

Подчеркну важное свидетельство – князь русов Светослав равный по своему статусу византийскому императору был одет как все его дружинники и грёб веслами вместе со всеми… То есть, на Руси в этот период общинный, вечевой (соборный) строй был основан на равенстве, справедливости и на учёте интересов всех его членов.

С учётом того, что на современном языке умников “социум” – это общество, а “социализм” – это строй учитывающий интересы всего общества или его большинства, то мы видим в дохристианской Руси пример социализма, причём как очень эффективного способа организации общества и принципов регуляции жизни общества.

История с приглашением на княжение Рюрика примерно в 859-862гг. также показывает устройство русского общества того периода. Познакомимся с этой историей и заодно выясним – кто же по национальности был Рюрик.

Издревле сложилось у русов два центра развития: южный – на южных торговых путях на реке Днепр город Киев и северный – на северных торговых путях на реке Волхов город Новгород.

Когда был построен Киев доподлинно неизвестно, как и многое в дохристианской истории Руси, ибо многочисленные письменные документы, летописи, в том числе и те, над которыми работал знаменитый христианский летописец Нестор, были уничтожены христианами с идеологических соображений после крещения Руси. Но известно, что Киев был построен славянами во главе с князем по имени Кий и его братьями Щеком и Хоривом. Была у них и сестра с красивым именем – Лыбедь.

Тогдашний мир вдруг узнал и заговорил о киевских князьях, когда 18 июня 860 года киевский князь Аскольд и его воевода Дир подошли с русским войском к столице Византии Царьграду (Константинополю) с моря на 200 больших ладьях и предъявили ультиматум, после чего неделю атаковали столицу мира.

В конце концов византийский император не выдержал и предложил огромную контрибуцию, с которой русы уплыли на Родину. Понятно, что главной империи мира могла противостоять только империя, и это была великая развитая славянская империя в виде союза славянских племен, а не дремучие варварские славяне, которых облагодетельствовали своим приходом цивилизованные христиане, как об этом пишут авторы книг даже в 2006-7 годах.

В этот же период на севере Руси в 860-х годах появился ещё один сильный князь – Рюрик. Нестор писал:

“…Прибыл князь Рюрик и его братья – с роды своими… те варяги назывались русью”.

“…Русский Старгород находился в районе теперешних западногерманских земель Ольденбург и Макленбург и примыкающего к ним балтийского острова Рюген. Именно там и находилась Западная Русь или Рутения. – объяснял в своей книге В.Н.Емельянов. – Что же касается варягов, то это не этноним, обычно ошибочно ассоциируемый с норманнами, а название профессии воинов.

Воины-наёмники, объединяемые под общим названием варяги, были представителями разных родов западнобалтийского региона. Западные руссы тоже имели своих варягов. Именно из их числа и был призван родной внук новгородского князя Ростомысла – Рюрик, сын его средней дочери Умилы…

Он пришел в Северную Русь со столицей в Новгороде, так как мужская линия Ростомысла угасла ещё при его жизни.

Новгород к моменту прихода Рюрика и его братьев Санеуса и Трувора был древнее Киева – столицы Южной Руси – на века”.

“Новугородьци: ти суть людье ноугородьци – от рода варяжска…” – писал знаменитый Нестор, как видим, подразумевая под варягами всех северных славян. Как раз оттуда и начал править Рюрик, из расположенного севернее Ладограда (современная Старая Ладога), о чём и записано в летописи:

“И седее старейший в Ладозе Рюрик”.

Как утверждает академик В.Чудинов – земли сегодняшней северной Германии, на которых ранее жили славяне, называли Белой Русью и Рутенией, и соответственно славян – русами, рутенами, ругами. Их потомками являются и славяне-поляки, давно живущие на Одере, и берегах Балтики.

“…Ложь, направленная на кастрацию нашей истории, – это так называемая норманнская теория, по которой Рюрик с братьями веками упорно числятся скандинавами, а не западными руссами… – возмущался в своей книге В.Н.Емельянов. – А ведь имеется книга француза Кармье “Письма о севере”, изданная им в 1840 году в Париже, а затем в 1841 году в Брюсселе.

Этот французский исследователь, не имеющий, к нашему счастью, никакого отношения к спору антинорманистов с норманистами, во время посещения им Макленбурга, т.е. как раз той области, откуда был призван Рюрик, записал среди легенд, обычаев и обрядов местного населения также и легенду о призвании на Русь трёх сыновей князя славян-ободричей Годлава. Таким образом, ещё в 1840 году среди онемеченного населения Макленбурга бытовала легенда о призвании…”.

Исследователь истории древней Руси Николай Левашов в одной из своих книг пишет:

“Но, самое интересное в том, что даже фальшивку они не смогли сделать без серьёзных противоречий и пробелов. По “официальной” версии славяно-русское государство Киевская Русь, возникло в 9-10 веках и возникло сразу в готовой форме, со сводом законов, с довольно сложной государственной иерархией, системой верований и мифов. Объяснение этому в “официальной” версии весьма простое: “Дикие” славяне-русы пригласили к себе в князя Рюрика-варяга, якобы шведа, забыв о том, что в самой Швеции в то время никакого организованного государства ещё просто не было, а были только дружины ярлов, которые занимались вооружённым грабежом своих соседей…

К тому же, Рюрик никакого отношения к шведам не имел (которых, к тому же, называли викингами, а не варягами), а был князем из венедов и принадлежал к касте варягов профессиональных Воинов, изучавших искусство боя с детских лет. Рюрик был приглашен на княжение по существующим у славян в то время традиции выбирать на Вече наиболее достойного славянского князя себе в правители”.

Интересная дискуссия развернулась в журнале “Итоги” № 38 за сентябрь 2007г. между мэтрами современной российской исторической науки профессорами А.Кирпичниковым и В.Яниным по поводу 1250-летия Старой Ладоги – столицы Верхней или Северной Руси. Валентин Янин:

“давно уже неуместно рассуждать о том, что призвание варягов – это антипатриотический миф… При этом надо понимать, что до прихода Рюрика у нас уже существовала некоторая государственность (тот же старейшина Гостомысл был до Рюрика), благодаря чему варяг, собственно, и был приглашен местными элитами княжить.

Новгородская земля была местом жительства трёх племен: кривичей, словен и финно-угров. Сначала им владели варяги, которые хотели, чтобы им платили “по белке с каждого мужа”.

Возможно, именно из-за этих непомерных аппетитов их вскоре прогнали, и племена стали вести, так сказать, суверенный образ жизни, который до добра не довёл.

Когда между племенами начались разборки, решено было отправить послов к (нейтральному) Рюрику, к тем варягам, которые называли себя Русью. Проживали они на территории южной Балтики, северной Польши и северной Германии. Наши пращуры призвали князя оттуда, откуда многие из них и сами были родом. Можно сказать, они обратились за помощью к дальним родственникам…

Если исходить из реального положения дел, то до Рюрика элементы государственности среди упомянутых племен уже были. Посмотрите: Рюрику местная элита предписала, что он не имеет права собирать дань с населения, это могут делать только сами высокопоставленные новгородцы, а ему должны давать только дар за отправление им обязанностей, опять переведу на современный язык, наёмного менеджера. Весь бюджет также контролировался самими новгородцами…

К концу 11 века они вообще создали свою вертикаль власти – посадничество, которое затем сделалось главным органом вечевой республики. Кстати, я думаю, не случайно Олег, ставший после Рюрика новгородским князем, не захотел здесь задерживаться и направился в Киев, где уже стал безраздельно властвовать”.

Рюрик умер в 879 году, и его единственный наследник Игорь был ещё очень юн, поэтому Русь возглавил его родственник Олег. В 882 Олег решил захватить власть во всей Руси, что означало объединение Северной и Южной частей Руси под его властью, и двинулся военным походом на юг.

И взяв приступом Смоленск, Олег двинулся на Киев. Олег выдумал хитрый и коварный план – он с войнами под видом большого торгового каравана приплыл по Днепру к Киеву. И когда встретить купцов вышли на берег Аскольд и Дир, то Олег с вооруженными войнами выскочили из ладей и, предъявив Аскольду претензию – что он не из княжеской династии, убил обоих. Таким коварным и кровавым способом Олег захватил власть в Киеве и таким образом объединил обе части Руси.

Благодаря Рюрику и его последователям Киев становился центром Руси, в которую входили многочисленные славянские племена.

“Конец 9, 10 век характеризуются подчинением древлян, северян, радимичей, вятичей, уличей и других союзов племён Киеву. В результате под гегемонией Полянской столицы сложился грандиозный “союз союзов”, или суперсоюз, охвативший территориально почти всю Европу.

Киевская знать, поляне в целом использовали эту новую политическую организацию как средство для получения даней…” – отметил И.Я.Фроянов.

Соседние с Русью угры-венгры очередной раз двинулись через славянские земли в сторону былой Римской империи и по дороге попытались захватить Киев, но не получилось и, заключив в 898г. союзный договор с киевлянами, двинулись в поисках военных приключений на запад и дошли до Дуная, где и основали Венгрию, которая сохранилась и до наших дней.

А Олег, отразив нападение угров-хунов, задумал повторить знаменитый поход Аскольда на Византийскую империю и стал готовиться. И в 907 году состоялся знаменитый второй поход русов во главе с Олегом на Византию.

Огромное русское воинство двинулось опять на ладьях и сушей на Царьград – Константинополь. На этот раз византийцы, наученные предыдущим горьким опытом, решили быть умнее – и умудрились перетянуть вход в бухту у столицы огромной толстой цепью, чтобы помешать входу русского флота. И помешали.

Русы на это посмотрели, высадились на сушу, поставили ладьи на колёса (катки) и под их прикрытием от стрел и под парусами пошли в атаку. Потрясенный необычным зрелищем и напуганный византийский император со своим окружением запросил мира и предложил выкупиться.

Возможно, с тех пор и пошло крылатое выражение о достижении цели любыми путями: “не мытьём, – так катаньем”.

Загрузив на ладьи и телеги огромную контрибуцию, русы потребовали и выторговали себе ещё беспрепятственный доступ русских купцов на византийские рынки и редчайший эксклюзив: беспошлинное право торговли русских купцов на всей территории Византийской империи.

В 911 году обе стороны этот договор подтвердили и пролонгировали в письменной форме. И на следующий год (912) Олег передал правление процветающей Руси Игорю, который женился на псковянке Ольге, перевозившей некогда его на лодке через реку у Пскова.

Игорь удержал Русь в целостности и смог отразить опасный набег печенегов. И судя по тому, что Игорь в 941году двинулся третьим военным походом на Византию, то можно догадаться, что Византия перестала соблюдать договор с Олегом.

На этот раз византийцы приготовились основательно, цепи вешать не стали, а додумались забросать русские ладьи сосудами с горящим маслом (“греческий огонь”) из метательных орудий. Этого русские не ожидали, растерялись, и, потеряв много судов, высадились на сушу и устроили жестокую сечу. Константинополь не взяли, понесли серьёзный урон и затем в течение полугода злые возвращались домой с различными приключениями.

И тут же стали готовиться более основательно к новому походу. И в 944 году в четвёртый раз двинулись на Византию. На этот раз византийский император, предчувствуя беду, на полпути запросил мир на выгодных для русов условиях; те согласились и гружёные византийским золотом и тканями вернулись в Киев.

В 945 году во время сбора дани Игорем с дружиной у древлян произошёл какой-то конфликт. Славяне-древляне во главе с князем Малом решили, что Игорь с дружиной переборщил в требованиях и сотворил несправедливость, и древляне убили Игоря и перебили его дружинников. Овдовевшая Ольга направила к древлянам большое войско и люто отомстила. Русью стала править княгиня Ольга.

Со второй половины 20-го века в распоряжение исследователей стали поступать новые письменные источники ― берестяные грамоты. Первые берестяные грамоты были найдены в 1951 г. в ходе археологических раскопок в Новгороде. Уже обнаружено около 1000 грамот. Общий объём словаря берестяных грамот составляет более 3200 слов. География находок охватывает 11 городов: Новгород, Старая Русса, Торжок, Псков, Смоленск, Витебск, Мстиславль, Тверь, Москва, Старая Рязань, Звенигород Галицкий.

Самые ранние грамоты относятся к 11-му веку (1020 год), когда указанная территория ещё не была христианизирована. К этому периоду относятся тридцать грамот, найденных в Новгороде, и одна ― в Старой Руссе. До 12-го века ни Новгород, ни Старая Русса ещё не были крещены, поэтому имена людей, встречающиеся в грамотах 11-го века, языческие, то есть настоящие русские. К началу 11-го века, население Новгорода переписывалось не только с адресатами, находящимися внутри города, но и с теми, кто был далеко за его пределами — в деревнях, в других городах. Даже деревенские жители из самых отдалённых деревень писали на бересте хозяйственные поручения и простые письма.

Именно поэтому, выдающийся лингвист и исследователь новгородских грамот академия А.А.Зализняк утверждает, что «эта древняя система письма была очень распространённой. Эта письменность была распространена по всей Руси. Прочтение берестяных грамот опровергло существовавшее мнение о том, что в Древней Руси грамотными были лишь знатные люди и духовенство. Среди авторов и адресатов писем немало представителей низших слоев населения, в найденных текстах есть свидетельства практики обучения письму — азбук, прописей, числовых таблиц, “проб пера”».

Писали шестилетние дети — «есть одна грамота, где, вроде бы, некоторый год обозначен. Писал его шестилетний мальчик». Писали практически все русские женщины — «сейчас мы совершенно точно знаем, что значительная часть женщин и читать, и писать умела. Письма 12 в. вообще в самых разных отношениях отражают общество более свободное, с большим развитием, в частности, женского участия, чем общество ближе к нашему времени. Этот факт вытекает из берестяных грамот совершенно ясно». О грамотности на Руси красноречиво говорит тот факт, что «картина Новгорода 14 в. и Флоренции 14 в., по степени женской грамотности — в пользу Новгорода».

Специалисты знают, что Кирилл и Мефодий изобрели глаголицу для болгар и в Болгарии провели всю свою оставшуюся жизнь. Письмо, называемое «кириллицей», хоть и имеет схожесть в названии, но ничего общего с Кириллом не имеет. Название «кириллица» происходит от обозначения письма — русское «каракули», или, например, французское «ecrire». И найденная при раскопках Новгорода дощечка, на которой писали в древности, называется «кера» (сеrа).

В «Повести временных лет», памятнике начала 12-го века, о крещении Новгорода сведений нет. Следовательно, новгородцы и жители окрестных сёл писали за 100 лет до крещения этого города, и досталась письменность новгородцам отнюдь не от христиан. Письменность на Руси существовала задолго до христианства. Доля нецерковных текстов в самом начале 11-го века составляет 95 процентов всех найденных грамот.

Тем не менее, для академических фальсификаторов истории долгое время являлась основополагающей версия о том, что русский народ обучался грамоте у пришлых священников. У чужеродцев! Помните, мы с вами уже обсуждали такую тему: Когда наши предки вырезали на камне руны, славяне уже писали друг другу письма»

Но в своём уникальном научном труде «Ремесло Древней Руси», выпущенном ещё в 1948 году, археолог академик Б.А.Рыбаков опубликовал такие данные: «Существует укоренившееся мнение, что церковь была монополистом в деле создания и распространения книг; мнение это усиленно поддерживалось самими церковниками. Верно здесь лишь то, что монастыри и епископские или митрополичьи дворы были организаторами и цензорами книжного списания, выступая нередко в роли посредников между заказчиком и писцом, но выполнителями зачастую оказывались не монахи, а люди, не имевшие никакого отношения к церкви.

Мы произвели подсчёт писцов в зависимости от их положения. Для домонгольской эпохи результат был таков: половина книжных писцов оказалась мирянами; для 14 — 15 вв. подсчёты дали следующие результаты: митрополитов — 1; дьяконов — 8; монахов — 28; дьяков — 19; попов- 10; «рабов божьих»-35; поповичей-4; паробков-5. Поповичей нельзя считать в разряде церковников, так как почти обязательная для них грамотность («попов сын грамоте не умеет ― изгой») не предрешала ещё их духовной карьеры. Под расплывчатыми наименованиями вроде «раб божий», «грешник», «унылый раб божий», «грешный и дерзый на зло, а на добро ленивый» и т.п., без указания на принадлежность к церкви, мы должны понимать светских ремесленников. Иногда встречаются более определенные указания «Писал Евстафие, мирской человек, а прозвище ему Шепель», «Овсей распоп», «Фома писец». В таких случаях у нас уже не остаётся сомнений в «мирском» характере писцов.

Всего по нашему подсчёту 63 мирянина и 47 церковников, т.е. 57% ремесленников-писцов не принадлежало к церковным организациям. Основные формы в изучаемую эпоху были те же, что и в домонгольскую: работа на заказ и работа на рынок; между ними существовали различные промежуточные стадии, характеризовавшие степень развитости того или иного ремесла. Работа на заказ характерна для некоторых видов вотчинного ремесла и для отраслей, связанных с дорогим сырьём, как, например, ювелирное дело или литьё колоколов».

Эти цифры академик привёл для 14 — 15 вв., когда уже, по повествованиям церкви, она служила, чуть ли не кормчим для многомиллионного русского народа. Интересно было бы посмотреть на загруженного, одного единственного митрополита, который вместе с совершенно ничтожной кучкой грамотных дьяконов и монахов обслуживал почтовые нужды многомиллионного русского народа из нескольких десятков тысяч русских деревень. Кроме этого, этот митрополит и К° должны были обладать многими поистине чудесными качествами: молниеносной скоростью письма и перемещения в пространстве и времени, умением одновременно находиться сразу в тысячах мест и так далее.

Но не шуточный, а реальный вывод из данных, приведённых Б.А. Рыбаковым, следует такой, что церковь никогда не являлась на Руси местом, из которого проистекало знание и просвещение. Поэтому повторим, другой академик РАН А.А.Зализняк констатирует, что «картина Новгорода 14 в. и Флоренции 14 в. по степени женской грамотности — в пользу Новгорода». Зато церковь к 18-му веку привела русский народ в лоно безграмотной тьмы.

Рассмотрим другую сторону жизни древнерусского общества до прихода на наши земли христиан. Она касается одежды. Историки привыкли нам рисовать русских людей одетыми исключительно в простые белые рубахи, иногда, правда, позволяя себе сказать, что эти рубахи были украшены вышивками. Русские представляются такими нищими, едва способными одеться вообще. Это очередная ложь, распространяемая историками о жизни нашего народа.

Для начала напомним, что первая в мире одежда была создана более 40-ка тысяч лет назад именно на Руси, в Костёнках. А, например, на стоянке Сунгирь во Владимире уже 30 тысяч лет назад люди носили кожаную куртку из замши, отделанную мехом, шапку-ушанку, кожаные штаны, кожаные сапоги. Всё было украшено различными предметами и несколькими рядами бус Умение делать одежду на Руси, естественно, сохранилось и развилось до высокого уровня. И одним из важных материалов одежды для древних Русов стал шёлк.

Археологические находки шёлка на территории Древней Руси 9 — 12-го века обнаружены более чем в двухстах пунктах. Максимальная концентрация находок — Московская, Владимирская, Ивановская и Ярославская области. Как раз в тех, в которых в это время наблюдался подъём населения. Но эти территории не входили в Киевскую Русь, на территории которой, напротив, находки шёлковых тканей весьма малочисленны. По мере удаления от Москвы — Владимира — Ярославля плотность находок шёлка вообще стремительно падает, и уже в европейской части они единичны.

В конце 1-го тысячелетия н.э. в Московском крае жили вятичи и кривичи, о чём свидетельствуют группы курганов (у станции Яуза, в Царицыне, Чертанове, Конькове. Дереалёве, Зюзине, Черемушках, Матвеевском, Филях, Тушине и др.). Вятичи составили и первоначальное ядро населения Москвы.

По разным источникам Князь Владимир крестил Русь, вернее – начал крещение Руси в 986 или 987 году. Но христиане и христианские церкви были в России, конкретно в Киеве задолго до 986 года. И дело было даже не в терпимости славян-язычников к другим вероисповеданиям, а в одном важном принципе – в принципе свободы и суверенности решения каждого славянина, для которого не было хозяев, он сам для себя был царь и имел право на любое решение не противоречащее обычаям общины, поэтому никто не вправе был его критиковать, попрекать или осуждать, если решение или поступок славянина не наносил вред общине и её членам. Ну а дальше уже началась история Крещенной Руси…

Источник

 

Рекомендуем к ознакомлению:

ЛЕГЕНДЫ О «ДИКИХ ОРДАХ МОСКОВИТОВ ЦАРЯ ИОАННА УЖАСНОГО»

КАК ДРЕВНИХ РУСОВ ПРЕВРАТИЛИ В КОЛОНИЗАТОРОВ НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ

КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ. ИДУ НА ВЫ! ПРОЗОРОВ ЛЕВ (ОЗАР ВОРОН)

КАК МОНАХ ЯЗЫЧЕСКУЮ ПОЭМУ СПАС

dostoyanieplaneti.ru

Чудо Древней Руси

†18 февраля 1696 года,315 лет назад отошёл ко Господу святитель Феодосий, архиепископ Черниговский …

В этом году на новогодние каникулы, которые мы теперь получаем, как школьники, поехала я в Чернигов. Не нужен мне «берег» швейцарский и Африка мне не нужна. В Чернигове же я с благоговением впитывала в себя очищающий и просветляющий дух Древней Руси. Здесь он, как нигде более, сохранился. Не только в древних церквях и монастырях, но и в неспешном течении реки Десны, её холмах-курганах на берегу, спокойном величии и достоинстве горожан. Думаю, что черниговские святители хранят для нас это чудо незыблемости Древней Руси. Об одном из них, память которого мы в феврале празднуем, самое время вспомнить.

В ХVII веке Малороссия, вернувшаяся из польских в российские пределы, духовно продолжала испытывать давление католиков и униатов. И два славных в истории Святителя способствовали воссоединению малороссийской Церкви с Русской Православной Церковью - свт. Феодосий Черниговский и свт. Димитрий Ростовский. Именно они - тогда ещё Феодосий был архимандритом, а Димитрий игуменом - поехали в Москву к Патриарху Адриану и Царю Петру I, вели переговоры, в результате которых Русская Православная Церковь снова стала единой.

Святитель Феодосий был сыном священника из Малороссии о. Никиты из дворянской фамилии Углицких. Получив начальное образование в семье, он был послан отцом в Киево-Братскую Богоявленскую школу (ныне Киевская Духовная академия). Это одна из старейших и известнейших духовных школ на Руси. Она воспитывала защитников православной веры от экспансии католиков и униатов. Несомненно, будущий святитель получил там по тому времени самое лучшее образование. Иноческий постриг он принял в Киево-Печерской Лавре с именем Феодосия, в честь древнего великого подвижника этой Лавры и первооснователя иноческого жития на Руси.

Инок Феодосий и в юных летах отличался особым благочестием и был для братии примером строгой подвижнической жизни. Он возродил пришедший в запустение знаменитый Киевский Выдубицкий монастырь и многие годы был его настоятелем. В его обители был прекрасный хор, который славился не только в Киеве, но и во всей Малороссии. По запросу из Москвы он посылал в столицу певчих в качестве руководителей хоров в московских храмах.

На епископскую кафедру Святитель был возведён по ходатайству тогдашнего местоблюстителя киевской метрополии архиепископа Черниговского Лазаря Барановича, который сделал его своим помощником и преемником на кафедре этого древнего города. Хиротония состоялась в 1692 году, 13 сентября в Москве.

Святитель много потрудился для утверждения Православия в Малороссии. Его нравственное влияние, красноречие и христианская любовь победили униатов и католиков на Русской земле, которая уже присоединилась к России. Владыка, как сказано в его житии, «умел успокаивать вспышки горячих своевольных украинцев и тем охранять государство от вредных и опасных волнений».

Он праведно почил 5-го февраля 1696 г. и был погребён в Черниговском кафедральном Борисоглебском соборе монастыря. Я привезла с собой красную шёлковую «рукавичку», которую получила от послушника, приложившись к мощам Святителя. Она мне душу греет, утешает меня, когда на сердце скорбь.

От его мощей многие получали исцеления. Впервые тело святителя было обретено нетленным в 1772 г., через 76 лет после его преставления. В 1824 у его мощей исцелился от тяжкой болезни черниговский купец-раскольник Горбунов, который после этого принял Православие и в память о чуде соорудил на собственные средства новый гроб для нетленных мощей святителя.

К концу XIX столетия имя Cвятителя Феодосия как защитника от бед и напастей стало известно всей России. Как, почему? Да по воле Божией, конечно. Священный Синод решил удостовериться в нетленности мощей Святителя. Удостоверился. Было проведено целое расследование достоверности случаев благодатных исцелений у мощей святого.

Люди, избавившиеся от тяжких недугов в присутствии свидетелей, очевидцев и родственников, засвидетельствовали ещё и под присягой о своих чудесных исцелениях. Только после этого Св. Синод определил: «Во блаженной памяти почившего Феодосия, архиепископа Черниговского, причислить к лику святых, благодатию Божией прославленное и нетленное тело его признать святыми мощами». На это незамедлительно дал своё согласие Государь Император Николай II.

Торжественное открытие мощей Святителя состоялось 9-го сентября (по старому стилю) 1896 г. Мощи угодника

Божия были перенесены из Борисоглебского собора в Спасо-Преображенский. Ныне они находятся в Свято-Троицком соборе Чернигова.

Надежда Александровна ВЛАДИМИРОВА

http://www.russdom.ru/node/3687

ruskline.ru

Лица Древней Руси - ТАМ ЧУДЕСА,ТАМ ЛЕШИЙ БРОДИТ,,

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из Халдеевского могильника. Автор Г. В. Лебединская// Антропологические типы древнего населения на территории СССР. - М., 1988. - С. 171.
Скульптурная реконструкция выполнена по черепу мужчины из погребения № 7 Болшневского могильника 2 (Калининская область) // Лебединская Г. В. Облик далеких предков: Альбом скульптурных и графических изображений. - М.: Наука, 2006. - С. 123.
Графическая реконструкция выполнена по черепу мужчины из погребения № 4 Ханевского могильника (Московская область) // Лебединская Г. В. Облик далеких предков: Альбом скульптурных и графических изображений. - М.: Наука, 2006. - С. 138.
Древнее население района Онежского озера: реконструкция по черепу мужчины с Оленьего острова// Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955.  - С. 303.
Реконструкция по черепу неолитического человека с Оленьего острова// Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955.  - С. 308.
Реконструкция по черепу неолитического человека с Оленьего острова// Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955.  - С. 308.
Реконструкция по черепу неолитического человека с Оленьего острова// Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955.  - С. 308.
Реконструкция по черепу неолитической женщины из Караваихи (территория Вологодской области)// Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955.  - С. 349.
Реконструкция по черепу неолитической женщины из Караваихи (территория Вологодской области)// Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955.  - С. 349.
Реконструкция по черепу неолитической женщины из Караваихи (территория Вологодской области)// Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955.  - С. 349.
Реконструкция по черепу мужчины из Караваихи// Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955.  - С. 357.
Реконструкция по черепу мужчины из Караваихи// Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955.  - С. 357.
Реконструкция по черепу мужчины из Караваихи// Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955.  - С. 357.
Реконструкция по черепу мужчины из Володар (низовья Оки)// Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955.  - С. 377.
Реконструкция по черепу мужчины из Володар (низовья Оки)// Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955.  - С. 377.
Реконструкция по черепу мужчины из Володар (низовья Оки)// Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955.  - С. 377.
Реконструкция по черепу женщины из Володар// Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955.  - С. 380.
Реконструкция по черепу женщины из Володар// Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955.  - С. 380.
Реконструкция по черепу женщины из Володар// Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955.  - С. 380.
Реконструкция по черепу мужчины со стоянки Панфилово (Владимирская область)// Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955.  - С. 384.
Реконструкция по черепу мужчины со стоянки Панфилово (Владимирская область)// Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955.  - С. 384.
Реконструкция по черепу мужчины со стоянки Панфилово (Владимирская область)// Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955.  - С. 384.
Реконструкция по черепу женщины из Гавриловки (Муром)// Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955.  - С. 392.
Реконструкция по черепу женщины из Гавриловки (Муром)// Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955.  - С. 392.
Реконструкция по черепу женщины из Гавриловки (Муром)// Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955.  - С. 392.

sayanarus.livejournal.com


Смотрите также