Что такое древний восток. Ирригационное земледелие на Древнем Востоке [Орошаемое, Поливное]
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

I. ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНОСТЬ. - полный. Что такое древний восток


ДРЕВНИЙ ВОСТОК И БИБЛИЯ. - это... Что такое ДРЕВНИЙ ВОСТОК И БИБЛИЯ.?

    Д.В. принято называть группу цивилизаций, развившихся в Вост. Средиземноморье, по берегам Нила и в Передней Азии. (Понятие «Д.В.» включает также страны Юго–Восточной Азии и Дальнего Востока). Чтобы очертить пределы переднеазиатско–египетского Д.В., *МАЙЕР Э. и *ТУРАЕВ употребили термин «классический Восток». Именно этот «классический Восток» и был материнским лоном для культуры, в рамках к–рой сложилось Свящ. Писание ВЗ.

    Истоки цивилизаций Д.В. уходят в глубокую древность, наивысшего же расцвета они достигли в период между 3 тыс. до н.э. и 4 в. до н.э., когда пала последняя древневост. (Персидская) держава.

    1. Первые сведения о Д.В. Европа получила только из Библии и из сочинений антич. писателей, но за последние 150 лет археология как бы воскресила наследие великих угасших культур. Были раскопаны древние города, найдены памятники религ. и светской лит–ры, восстановлена (хотя далеко не полностью) картина многовековой, богатой событиями истории Д.В. Находки новых памятников постоянно продолжаются (только в 20 в. были открыты Хеттская, Древнеанатолийская, Угаритская, Эблаитская, Дильмунская и др. цивилизации Д.В.).

    2. Библейский мир невозможно отделить от древневост. культур, особенно тех, что существовали в районе «Плодородного полумесяца», между Египтом и Месопотамией. В политическом и культурном отношении П а л е с т и н а представляла собой часть Д.В. Международная жизнь и торговля, формы хозяйства и социальные порядки, лит–ра и обычаи — все это (несмотря на примитивные средства сообщения) связывало между собой страны Д.В. С формальной т. зр. БИБЛИЯ является произведением древневост. круга, хотя судьба ее оказалась уникальной. Слово Божье, входя в мир человека, отражается в той конкретной среде, к к–рой оно обращено. А эта среда носила древневост. характер. Поэтому изучение Д.В. необходимо для правильного понимания языка, мышления и понятий свящ. авторов, а также для достоверного и конкретного восстановления историч. фона свящ. истории спасения, предварившей явление Богочеловека. Изучение Д.В. имеет и а п о л о г е т и ч е с к о е значение для библеистики, т. к. подтверждает многие историч. сообщения ВЗ и НЗ; в то же время востоковедение внесло ряд уточнений и поправок в старые представления о ходе ветхозав. истории.

    3. К у л ь т у р а М е с о п о т а м и и (ныне Ирак), к–рую условно было принято называть вавилонской, в разные периоды соприкасалась с древнеевр. и наложила на нее определенный отпечаток. Именно в странах Двуречья число «7» было священным; оттуда, по–видимому, происходит название субботы. *ДУАЛИЗМ водного *Хаоса и Божественного порядка и др. элементы сказаний Двуречья в какой–то мере повлияли на ф о р м у начальных глав Кн. Бытия. С Вавилоном связаны сказания о *Потопе и башне. Есть основания думать, что сходство генеалогии десяти допотопных царей в мифологии Двуречья с перечнем десяти праотцев в Библии не случайно. «По общему ходу культуры, — замечает *ГУНКЕЛЬ, — и по аналогии с историей Творения и Потопа нужно признать, что еврейское предание возникло из вавилонского». Если учесть, что Авраам и его предки жили первоначально в Двуречье (Ур Халдейский), то влияние месопотамской культуры представляется естественным. Однако оно не носило столь всеобъемлющего характера, как это пытались изобразить Фридрих *Делич и сторонники *панвавилонизма. Вообще в допленный период история ВЗ пересекается с Двуречьем преимущ. в сфере политической (ассир. завоевания, союз Езекии с Вавилоном). В эпоху же Плена, когда ядро народа Божьего оказалось переселенным в Халдейскую столицу, его верования и свящ. письменность были уже достаточно сложившимися, поэтому влияние Вавилона было поверхностным.

    4. С Е г и п т о м Израиль граничил почти непосредственно; их отделяла лишь Синайская пустыня, к–рую можно было обойти, двигаясь вдоль Средиземного моря через землю филистимлян. Вопрос, насколько повлияла культура египтян на Израиль в период его долгого пребывания в Дельте, считается открытым. Есть отд. сходство между Моисеевым монотеизмом и солярным монотеизмом царя Эхнатона (14 в. до н.э.). Эхнатоновский гимн Солнцу имеет точки соприкосновения со 103–м псалмом (см. ст. АМАРНСКИЙ ПЕРИОД). Из Библии известно, что Моисей был воспитан у египтян и мог познакомиться с монотеистич. исканиями жрецов. Отмечалось, в частн., что в одной из егип. космогоний первичной стихией является, как и в Библии, водная бездна. *тураев усматривал в мемфисском богосл. трактате домоисеева времени прообразы учения о творческом Слове Божьем. Несомненно, что сословие писцов (соферов), к–рое появилось при Соломоне, имело в качестве образца подобное же сословие в Египте. Есть буквальные совпадения между нек–рыми изречениями Притчей Соломона и егип. моралиста Аменемопе. Политически Египет чаще всего выступал союзником иудеев против Ассирии и Вавилона, хотя два раза ненадолго подчинял Палестину (при Шешонке I в 10 в. до н.э. и при Нехо II в кон. 7 в. до н.э.). Егип. влияние больше всего сказалось на архитектуре и искусстве допленного периода (это видно из материалов раскопок), но это влияние шло косвенным путем, через финикийские каналы.

    5. Ф и н и к и й ц ы и х а н а н е и (представлявшие собой фактически единый этнос) оказали наибольшее влияние на израильтян во времена судей и ранней монархии. Это влияние было двойственным: с одной стороны, оно помогло сложиться поэтич. культуре древнего Израиля (о чем говорит художеств. родство ханаанской поэзии и псалмов), а с другой — было постоянным соблазном, питавшим языческие склонности народа (см. ст. УГАРИТ).

    6. Длительное п е р с и д с к о е господство также не прошло бесследно. Хотя оно не затрагивало прямо религ. жизни народа, косвенно в иудейское сознание проникал иранский дуализм, ангелология и демонология (это особенно сказалось на апокалиптич. лит–ре и в *кумранских текстах).

    7. Однако гораздо важнее этих точек пересечения ВЗ и древневост. культуры было то п р о т и в о с т о я н и е языч. миросозерцанию, к–рое мы находим в Библии. «Христианское богословие слагалось в борьбе с ересями, — писал *ТРУБЕЦКОЙ, — Еврейская религиозная мысль развивалась в упорной и тяжелой борьбе с язычеством — иноземного и отечественного происхождения. Единство Ягве, Его всемогущество, сила и слава — вот содержание как положительного учения о Боге, так и зарождающейся полемики и апологетики» («Учение о Логосе», с.245). Миросозерцание Д.В. было мифологическим: народы Востока не ощущали себя отделенными от природы; природа в их глазах была насыщена высшими и низшими силами, обладающими волей (доброй или злой). Весь космос воспринимался как замкнутая, завершенная, устойчивая система, частью к–рой был человек. В его задачу входило лишь поддерживать своими силами (обрядами, правилами, табу и проч.) единый космич. порядок. В учении библ. пророков, начиная с Моисея, Бог открывается как Святой, запредельный миру. Природу наполняет лишь Его отблеск («Слава»). Важнейшие же Свои деяния Он совершает в истории человечества. Человек занимает исключительное место в творении, он не просто часть его, но и «образ» Бога. Он призван «господствовать» над природой. Его слабость проявляется лишь тогда, когда он отпадает от Творца (см. ст. Природа в Библии). Человек свободен в выборе пути д а ж е п е р е д л и ц о м Б о ж и и м. Бог ждет от него д о б р о в о л ь н о г о ответа на призыв, призыв к с о у ч а с т и ю в Божественном Домостроительстве (в этом смысл Завета). Мир в библ. учении — не завершенная и закрытая система; он открыт к бесконечному восхождению, к–рое имеет целью полное осуществление Божественной воли (Царство Божье). Все это образует пропасть, отделяющую миросозерцание Д.В. от Библии, несмотря на то, что она зачастую говорит древневост. языком. Как отмечал в этой связи Вл. *Соловьев, важны не камни, из к–рых строится здание, а само здание, его план и форма. Показательно, что именно гункель, ученый, больше всего сделавший для выявления древневост. влияний в Библии, вынужден был признать, что мифопоэтич. материал Востока свящ. писатели очистили, преобразили и сделали средством для передачи учения, в корне отличного от тех, что бытовали на Д.В.

     Поэзия и проза Древнего Востока, БВЛ, т.1; Хрестоматия по истории Д.В., под ред. В.В.СТРУВЕ и Д.Г.Редера, М., 1963; Луна, упавшая с неба. Древняя лит–ра Малой Азии, пер. с древнемалоазиат. яз., М., 1977; Повесть Петеисе III. Древнеегип. проза, М., 1978; Хрестоматия по истории Д.В., ч.1–2, под ред. М.А.Коростовцева и др., М., 1980; Я открою тебе сокровенное слово. Лит–ра Вавилонии и Ассирии, пер. с аккад., М., 1981; P r i t c h a r d J.B., The ancient Near East: an antology of Texts and Pictures, Princeton, 1958.

     Б е л я в с к и й В.А., Вавилон легендарный и Вавилон исторический, М., 1971; Б е р н х а р д т К.Х., Древний Ливан, пер. с нем., М., 1982; В а р г а Д., Д.В., пер. с венг., Будапешт, 1979; В преддверии философии, пер. с англ., М., 1984; З а б л о ц к а Ю., История Бл. Востока в древности, пер. с польск., М., 1989; ИВЛ, т.1; История древнего мира, под ред. И.М.Дьяконова и др., т. 1, 3, М., 19832; История Д.В., ч.1–2, М., 1983–88; Источниковедение истории Д.В., под ред. В.И.Кузищина, М., 1984; К л е н г е л ь — Б р а н д т Э., Путешествие в древний Вавилон, пер. с нем., М., 1979; К л о ч к о в И.С., Духовная культура Вавилонии, М., 1983; К о р о с т о в ц е в М.А., Религия древнего Египта, М., 1976; Культура древнего Египта, отв. ред. И.С.Кацнельсон, М., 1976; Лит–ра Д.В., под ред. Н.И.Конрада, М., 1971; О п п е н х е й м А.Л., Древняя Месопотамия, пер. с англ., М., 1980; ПБЭ, т.5, с.281–94; С а д а е в Д.Ч., История древней Ассирии, М., 1979; С в е т л о в Э. (прот.М е н ь А.В.), Магизм и Единобожие, Брюссель, 1971; е г о ж е, Вестники Царства Божия, Брюссель, 1972; См. также библиогр. к ст.: АРХЕОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ; ПАНВАВИЛОНИЗМ В БИБЛЕИСТИКЕ; угарит; ЭБЛА.

Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. Н.Ф. Григоренко, М.А. Мень. 2002.

bibliologicheskiy.academic.ru

история: Что такое древний Восток

Востоком древние римляне называли восточную часть своей огромной империи, т. е. страны, находящиеся в Восточном Средиземноморье. Это название вошло и в современные языки. В отличие от римлян мы понимаем обычно под словом «Восток» гораздо более широкий круг стран — южную часть Азии от Средиземного моря до Тихого океана и Северную Африку.

Еще в начале XIX в. историческая наука очень мало знала о древнем Востоке. Давно исчезли древние государства Востока, города их были разрушены, а развалины занесены песком и пеплом, забыты были и древние письмена, и никто не мог прочесть немногие известные тогда древние записи. Сохранились о древнем Востоке лишь полулегендарные сведения греческих и римских писателей и еще более легендарные рассказы Библии.

За последние 100—150 лет проведены крупнейшие исследования по истории древнего Востока. Археологи нашли остатки роскошных дворцов, величественных храмов, оборонительных стен, кварталов ремесленников, оросительных сооружений, гробницы с массой лежавших в них вещей, добыли множество письменных памятников на камне, глине, на костях, папирусе, на коже и т. д.

Ценой упорного, кропотливого труда ученые различных стран расшифровали письменность большинства древневосточных народов и прочли найденные документы.

Таким образом раскрылась богатая, полная ярких событий история древнего Востока.

В течение тысячелетий народы Востока опережали все остальное человечество. Нередко древний Восток называют колыбелью современной культуры.

Почему в древности народы Востока обогнали другие народы мира, первыми создали государства и положили начало современной культуре?

На древнем Востоке раньше, чем в других странах света, начало развиваться земледелие. Переход первобытных людей от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию был огромным шагом вперед — это был переход от простого присвоения готовых даров природы к созданию своим трудом необходимых средств к жизни. Однако, разрыхляя землю палками или деревянными мотыгами, растирая ее комки руками, можно было собрать лишь очень скудные урожаи.

Ненамного улучшилось дело и тогда, когда у людей появились медные орудия: медь — мягкий металл, и орудия, сделанные из нее, быстро приходили в негодность.

Наиболее благоприятные условия для развития земледелия были в долинах больших рек Северо-Восточной Африки и Южной Азии: жаркий климат, мягкая почва, разливы могучих рек, которые приносили на поля плодородный ил и много влаги. Медными и деревянными орудиями было удобно обрабатывать мягкую почву долин. Здесь людям приходилось вкладывать огромный труд в постройку каналов и плотин для орошения полей или для осушения болот, образовывавшихся при разливах. Но зато увлажненная плодородная земля долины, прогретая горячими лучами южного солнца, щедро вознаграждала тружеников богатыми урожаями. Когда же люди научились пахать деревянным плугом, впрягая в него волов, урожаи стали еще больше, появились излишки хлеба. Это способствовало развитию и разных ремесел; ремесленники могли теперь не обрабатывать землю, а получать хлеб и другие продукты в обмен на свои изделия.

Когда труд земледельцев стал приносить больше продуктов, чем было необходимо им для прокормления, вожди и старейшины племен стали захватывать землю, принадлежавшую родовым общинам, и обращать в рабство сначала пленников, а затем и своих соплеменников.

Так в странах древнего Востока возникла эксплуатация людей и стали складываться общественные классы. Вместе с появлением враждующих друг с другом классов возникали и государства.

В IV тысячелетии до н. э. образовались древнейшие в мире государства: в долине Нила — Египетское, а в Междуречье Евфрата и Тигра — города-государства шумеров и Аккадское царство. Несколько позже возникли государства в долинах Инда в Индии и реки Хуанхэ в Китае, а затем в Малой Азии и на восточном побережье Средиземного моря. С появлением в I тысячелетии до н. э. железных орудий труда, позволивших успешнее, чем раньше, обрабатывать твердую и каменистую землю, прокладывать в ней каналы, эксплуатация одних людей другими стала распространяться и в других районах Азии. Территория государств протянулась широкой и почти непрерывной полосой через всю Южную Азию от Средиземного моря до Тихого океана.

Для поддержания господства немногочисленной кучки рабовладельцев над массой бедноты и рабов в этих странах установилась сильная царская власть.

Государства древнего Востока были в большинстве своем деспотиями (по-гречески «деспотия» — неограниченная власть). Царь считался богом или приравнивался к нему. Власть царя ничем не ограничивалась. Ему принадлежала вся земля и вода в стране. Его слово было законом.

Между государствами древнего Востока шли почти непрерывные войны для завоевания чужих земель, захвата рабов и другой добычи. Постоянно те или другие государства, то усиливались и грабили своих соседей, то слабели и гибли. Классовая борьба рабов и бедноты, восстания угнетенных народов против своих поработителей подрывали силы рабовладельческих государств.

В XVIII в. до н. э. расширилось Вавилонское царство, объединившее все Междуречье и прилегающие к нему области, но оно рухнуло уже в следующем столетии. В середине II тысячелетия до н. э. наибольшего могуществадостигло Египетское государство, захватившее не только соседние с ним области в Северо-Восточной Африке, но и Сирию и Палестину, расположенные на восточных берегах Средиземного моря. Здесь египетские завоеватели столкнулись с могучим противником — Хеттским государством, образовавшимся в Малой Азии и также стремившимся к захватам чужих земель и грабежу соседей. Упорные войны между ними, проходившие с переменным успехом, ослабили оба государства.

В VIII в. до н. э. грозой соседей сделалась Ассирия — первоначально небольшое государство на берегах реки Тигра. Ассирийцы поставили военное дело на невиданную для того времени высоту. Они считались непобедимыми. Ассирия покорила почти всю Переднюю Азию и Египет; страшно опустошив завоеванные страны, ассирийцы наложили на покоренное население дань, которую сами называли тяжелой. Однако в конце VII в. до н. э. пало под ударами врагов и «логовище львов» — Ассирия.

В VI в. до н. э. образовалось огромное Персидское царство. Его владения простирались от Египта и берегов Эгейского моря до реки Инда. Царя Персии называли «владыкой всех людей от восхода до захода солнца». Но и Персидское царство, ослабленное непрерывными восстаниями порабощенных народов, рухнуло под натиском греко-македонского войска. В Египет и в Азию проникли новые завоеватели — македоняне и греки, а позднее римляне.

В Индии и Китае также то образовывались огромные государства, объединявшие всю страну, то они распадались на отдельные мелкие царства и княжества, враждовавшие друг с другом и неспособные отразить нападение внешних врагов.

Несмотря на частые войны, жестокие опустошения целых стран, беспощадное угнетение трудящихся, народы древнего Востока создали своим трудом высокую и своеобразную культуру.

За 3 — 2 тысячи лет до н. э., когда население Западной Европы занималось охотой и ютилось в убогих поселках среди девственных лесов, в странах Востока расстилались на сотни километров поля и сады, пересеченные каналами. На древнем Востоке были освоены или выведены многие полезные растения, которыми пользуемся мы и теперь: хлопок, лен, пшеница, чай, виноград и др. Были приручены козы, овцы, верблюды, ослы, лошади, кошки и другие животные.

За высокими крепостными стенами раскинулись крупные города с шумными рынками, кварталами ремесленников, где ткачи делали тонкие ткани, гончары лепили и обжигали посуду, оружейники ковали мечи и шлемы, ювелиры делали изящные украшения. Между городами пролегали дороги, по которым шли караваны верблюдов и ослов с товарами. По рекам и морю плавали корабли на веслах и под парусами. Отважные моряки Финикии отправлялись в далекие морские путешествия и выходили на своих деревянных судах в Атлантический океан.

На древнем Востоке возникли науки. Благодаря работам, связанным с измерением полей и проведением каналов, с подсчетом урожая, запасов продовольствия и т. п., возникла математика — геометрия и арифметика. Счет времени, которым мы сейчас пользуемся, впервые появился на древнем Востоке: люди уже тогда делили время на годы и месяцы, а в некоторых странах также и на недели, сутки, часы и минуты. Начало счета времени было положено наблюдениями земледельцев за движением Солнца, Луны и различных планет. Во многих городах древнего Востока возводились башни, откуда ученые вели наблюдения за небесными светилами. Ученые древнего Востока хорошо изучили движение пяти видимых невооруженным глазом планет, умели даже предсказывать затмение Солнца и Луны.

В странах древнего Востока появились искусные врачи, которые умели лечить некоторые болезни и даже делали операции.

Древний Восток — родина письменности. Ее возникновение и развитие были вызваны накоплением знаний, которые держать в памяти было уже невозможно, ростом культурных связей между людьми, а затем и потребностями государств. Письменность зародилась из рисунков. Но дальше народы Востока по-разному развивали и совершенствовали свою письменность. На Востоке было создано и алфавитное письмо. Алфавитное письмо финикийцев, переработанное позднее греками, стало основой и нашей современной письменности.

Созданная в течение тысячелетий культура древнего Востока была унаследована народами, жившими позднее, и легла в основу современной культуры.

allofhistori.blogspot.com

Познавательный портал. Растения и животные. Страны и государства планеты. Cправочная информация о мире. Дополнительные материалы

Древним Востоком мы называем страны древнейших цивилизаций, возникшие в Северной Африке и южной части Азии.

Еще в начале XIX в. историческая наука очень мало знала о Древнем Востоке. Давно исчезли многие древние государства Востока: Древний Египет, Вавилон, Ассирия, города их были разрушены, а развалины занесены пеплом от пожаров и песком. На поверхности сохранились лишь немногие памятники, например египетские пирамиды. Забыты были древние письмена, и никто не мог прочесть немногие известные тогда древние записи. О большинстве государств Древнего Востока сохранились лишь полулегендарные рассказы греческих и римских писателей и еще более легендарные сказания Библии. Только в Индии и Китае древние языки и письмена не были забыты.

В первой половине XIX в. начались археологические исследования, продолжающиеся до нашего времени, и были сделаны крупнейшие открытия в странах Древнего Востока. Археологи нашли остатки роскошных дворцов, величественных храмов, крепостных стен, кварталы ремесленников, оросительные сооружения, гробницы с множеством лежащих в них вещей, добыли письменные документы на камне, глине, костях, папирусе, коже и т. д.

Ценой упорного труда ученые различных стран, в их числе и советские, расшифровали письменность большинства древневосточных народов и прочли найденные документы. Так раскрылась богатая, полная ярких событий история Древнего Востока.

Почему первые государства и очаги высокой культуры возникли именно на Древнем Востоке? В долинах больших рек Северо-Восточной Африки и Южной Азии были особенно благоприятные условия для земледелия: жаркий климат, мягкая почва, разливы могучих рек, приносившие на поля плодородный ил и много влаги. Мягкую почву долин легко было обрабатывать медными и деревянными орудиями. Правда, здесь приходилось вкладывать огромный труд в постройку каналов и плотин для орошения полей или для осушения болот, образовавшихся при разливах. Но зато увлажненная плодородная земля долины, прогретая горячими лучами южного солнца, щедро вознаграждала тружеников богатыми урожаями. Труд земледельцев стал приносить больше продуктов, чем было им необходимо для того, чтобы прокормить себя. Вожди и старейшины племен стали захватывать землю, принадлежавшую общинам, и обращать в рабство сначала пленных, а затем и своих соплеменников.

Так в странах Древнего Востока возникла эксплуатация и стали складываться общественные классы. Вместе с появлением классов возникали и государства — органы насилия рабовладельцев над рабами и свободной беднотой.

В IV—III тысячелетиях до н. э. образовались древнейшие в мире государства: в долине Нила — Египетское, а в Междуречье Евфрата и Тигра — города-государства шумеров и Аккадское царство. Несколько позже возникли государства в долинах рек Инда в Индии и Хуанхэ в Китае, а затем в Малой Азии и на восточном побережье Средиземного моря. Территория государств протянулась через Северную Африку и всю Южную Азию от Средиземного моря до Тихого океана.

Под защитой высоких крепостных стен располагались крупные города. Между ними пролегали дороги, по которым шли караваны верблюдов и ослов с товарами. По рекам и морю плыли корабли на веслах и под парусами.

Государства Древнего Востока были в большинстве своем деспотиями (по-гречески «деспотия» — неограниченная власть). Царь считался богом или приравнивался к нему. Его слово было законом.

Между государствами Древнего Востока шли почти непрерывные войны. Их целью было завоевание чужих земель, захват рабов и другой добычи. Классовая борьба рабов и бедноты, восстания угнетенных народов против своих поработителей подрывали силы рабовладельческих государств. Государства то усиливались и грабили своих соседей, то слабели и гибли.

В XVIII в. до н. э. Вавилонское царство объединило при царе Хаммурапи все Междуречье и прилегающие к нему области, но оно рухнуло уже в следующем столетии.

В середине II тысячелетия до н. э. большого могущества достигло Египетское государство, захватившее не только соседние с ним области в Северо-Восточной Африке, но и Сирию и Палестину на восточных берегах Средиземного моря. Здесь египетские войска столкнулись с могучим противником — Хеттским царством, образовавшимся в Малой Азии. Упорные войны между Египтом и Хеттским царством, проходившие с переменным успехом, ослабили оба государства.

В VIII в. до н. э. грозой соседей стала Ассирия — первоначально небольшое государство на берегах реки Тигра. Ассирийцы поставили военное дело на невиданную для того времени высоту. Крепостные стены рушились от ударов их таранов, лучшие войска не могли устоять перед натиском ассирийской конницы. Ассирия покорила почти всю Переднюю Азию и Египет; страшно опустошив завоеванные страны, ассирийцы наложили на покоренное население дань, которую сами называли тяжелой. Однако в конце VII в. до н. э. пало под ударами врагов и «логовище львов»—Ассирия.

В VI в. до н. э. образовалось огромное Персидское царство. Его владения простирались от Египта и берегов Эгейского моря до реки Инда. Царя Персии называли «владыкой всех людей от восхода до захода солнца». Ослабленное непрерывными восстаниями порабощенных народов, Персидское царство погибло под натиском греко-македонского войска во главе с Александром Македонским. В Египет и в Азию проникли новые завоеватели — македоняне и греки, а позднее римляне.

В Индии и Китае огромные государства также то образовывались, то распадались на мелкие царства и княжества, враждовавшие друг с другом. Народы Древнего Востока создали высокую и своеобразную культуру.

На Древнем Востоке были освоены или выведены многие полезные растения, которыми пользуемся мы и теперь: хлопок, лен, пшеница, чай, виноград и др. Были приручены козы, овцы, верблюды, ослы, лошади, кошки, куры и другие животные.

На Древнем Востоке возникли науки. Работы, связанные с постройками, с измерениями полей и проведением каналов, с подсчетом запасов продовольствия и т. п., привели к возникновению математики — геометрии и арифметики.

Начало счета времени было положено наблюдениями земледельцев за движением Солнца, Луны и различных планет. Счет времени, которым мы сейчас пользуемся, впервые появился на Древнем Востоке: люди уже тогда делили время на годы и месяцы, сутки, а в некоторых странах также и на недели, часы и минуты. Искусные врачи в странах Древнего Востока умели лечить некоторые болезни и делали сложные операции. Народы Древнего Востока создали замечательные произведения искусства: величественные здания, вырубленные в скалах храмы, статуи, поражающие своей реалистичностью и художественным мастерством.

Древний Восток — родина письменности. Ее возникновение и развитие были вызваны необходимостью записать накопленные знания, ростом культурных связей между людьми и потребностями государств. Письменность зародилась из рисунков. Но дальше народы Востока по-разному развивали ее и совершенствовали.

Созданная в течение тысячелетий культура Древнего Востока была унаследована другими народами и легла в основу последующего культурного развития. Нередко Древний Восток называют колыбелью культуры.

clow.ru

I. ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНОСТЬ. - полный - это... Что такое I. ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНОСТЬ.

Все языкиАбхазскийАдыгейскийАзербайджанскийАймараАйнский языкАканАлбанскийАлтайскийАнглийскийАрабскийАрагонскийАрмянскийАрумынскийАстурийскийАфрикаансБагобоБаскскийБашкирскийБелорусскийБолгарскийБурятскийВаллийскийВарайскийВенгерскийВепсскийВерхнелужицкийВьетнамскийГаитянскийГреческийГрузинскийГуараниГэльскийДатскийДолганскийДревнерусский языкИвритИдишИнгушскийИндонезийскийИнупиакИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКарачаевскийКаталанскийКвеньяКечуаКиргизскийКитайскийКлингонскийКомиКорейскийКриКрымскотатарскийКумыкскийКурдскийКхмерскийЛатинскийЛатышскийЛингалаЛитовскийЛюксембургскийМайяМакедонскийМалайскийМаньчжурскийМаориМарийскийМикенскийМокшанскийМонгольскийНауатльНемецкийНидерландскийНогайскийНорвежскийОрокскийОсетинскийОсманскийПалиПапьяментоПенджабскийПерсидскийПольскийПортугальскийРумынский, МолдавскийРусскийСанскритСеверносаамскийСербскийСефардскийСилезскийСловацкийСловенскийСуахилиТагальскийТаджикскийТайскийТатарскийТвиТибетскийТофаларскийТувинскийТурецкийТуркменскийУдмурдскийУзбекскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийФарерскийФинскийФранцузскийХиндиХорватскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧеркесскийЧерокиЧеченскийЧешскийЧувашскийШайенскогоШведскийШорскийШумерскийЭвенкийскийЭльзасскийЭрзянскийЭсперантоЭстонскийЮпийскийЯкутскийЯпонский

 

Все языкиАбхазскийАварскийАдыгейскийАзербайджанскийАймараАйнский языкАлбанскийАлтайскийАнглийскийАрабскийАрмянскийАфрикаансБаскскийБашкирскийБелорусскийБолгарскийВенгерскийВепсскийВодскийВьетнамскийГаитянскийГалисийскийГреческийГрузинскийДатскийДревнерусский языкИвритИдишИжорскийИнгушскийИндонезийскийИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКарачаевскийКаталанскийКвеньяКечуаКитайскийКлингонскийКорейскийКрымскотатарскийКумыкскийКурдскийКхмерскийЛатинскийЛатышскийЛингалаЛитовскийЛожбанМайяМакедонскийМалайскийМальтийскийМаориМарийскийМокшанскийМонгольскийНемецкийНидерландскийНорвежскийОсетинскийПалиПапьяментоПенджабскийПерсидскийПольскийПортугальскийПуштуРумынский, МолдавскийРусскийСербскийСловацкийСловенскийСуахилиТагальскийТаджикскийТайскийТамильскийТатарскийТурецкийТуркменскийУдмурдскийУзбекскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийФарерскийФинскийФранцузскийХиндиХорватскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧаморроЧерокиЧеченскийЧешскийЧувашскийШведскийШорскийЭвенкийскийЭльзасскийЭрзянскийЭсперантоЭстонскийЯкутскийЯпонский

world_rulers.academic.ru

Древний Восток - это... Что такое Древний Восток?

 Древний Восток

History: Ancient Near East, Ancient Middle East

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • Древние восточные церкви
  • Древний Мистический Орден Розы и Креста

Смотреть что такое "Древний Восток" в других словарях:

  • Древний Восток — Древний Восток  историографический термин для обозначения совокупности очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов, существовавших в период истории, который хронологически и генетически… …   Википедия

  • Древний Восток — (воспитание и обучение)     Термином Д.В. принято обозначать все цивилизации Древнего мира, за исключением греко римской (см. Античность). Некоторые цивилизации (индийская, китайская) продолжали развиваться и после завершения эпохи древности (1 в …   Педагогический терминологический словарь

  • ДРЕВНИЙ ВОСТОК — совокупность ряда стран Юж. и Вост. Азии, Сев. и Сев. Вост. Африки в период возникновения и существования рабовладельч. формации (с сер. 4 го тыс. до н. э. для Шумера, с кон. 4 го тыс. до н. э. для Египта, со 2 го тыс. до н. э для Индии и Китая)… …   Советская историческая энциклопедия

  • ДРЕВНИЙ ВОСТОК И БИБЛИЯ. — Д.В. принято называть группу цивилизаций, развившихся в Вост. Средиземноморье, по берегам Нила и в Передней Азии. (Понятие «Д.В.» включает также страны Юго–Восточной Азии и Дальнего Востока). Чтобы очертить пределы переднеазиатско–египетского Д.В …   Библиологический словарь

  • I. ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНОСТЬ. - полный — …   Правители Мира

  • I. ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНОСТЬ — …   Правители Мира

  • Древний мир — принятое в историографии обозначение периода существования древних государств на Востоке (Древний Восток), в Греции и Риме (Античный мир) …   Исторический словарь

  • ДРЕВНИЙ МИР — в широком смысле обозначение первого и наиболее длит. периода истории человечества от начала формирования человеч. общества (800 100 тыс. лет до н. э.) до нач. феод. формации (первые века н. э.). Это понятие охватывает 2 периода первобытное… …   Советская историческая энциклопедия

  • Восток древний — Понятие Востока , как географического целого, мы впервые встречаем у древних египтян, называвших восточные страны словом Abt, и у евреев, которые под именем Kedem объединяли все страны, лежащие к востоку от Палестины. Классические греки не… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ДРЕВНИЙ РИМ — Римский форум Римский форум античная цивилизация в Италии и Средиземноморье с центром в Риме. Основу ее составила городская община (лат. civitas) Рима, постепенно распространившая свою власть, а затем и свое право на все Средиземноморье. Будучи… …   Православная энциклопедия

  • Древний и принятый шотландский устав — Эмблема ДПШУ Масонство …   Википедия

universal_ru_en.academic.ru

Ирригационное земледелие на Древнем Востоке [Орошаемое, Поливное]

Содержание (план)

Экологический кризис, спровоцированный несовершенным воздействием первичного земледелия способствовал переходу людей к ирригационному (поливному) земледелию в долинах великих южных рек — Тигра и Евфрата, Нила, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ.

На этом этапе развития человечество продолжило формировать вокруг себя искусственную среду, по мощности превышающую естественную. Она состояла из жилищ, стад домашних животных и сельскохозяйственных полей, и, конечно, требовала постоянной их энергетической поддержки, способствовала созданию специальных инструментов и орудий труда, календаря, изобретению искусственного орошения, т. е. нарушила естественную систему речного стока, а с ним и естественный геохимический баланс, потребовала совершенствования строительных навыков.

Поливное земледелие было несомненным прогрессом в истории, но возросшая урожайность способствовала увеличению размеров поселений человека и числу ирригационных каналов.

Негативные экологические последствия

Засоление почв

Интенсивная ирригация приводила к засолению почв и развитию глинистых и солончаковых пустынь (вследствие подъема грунтовых вод к поверхности, где под воздействием Солнца происходило испарение и выпадение соли, содержащейся в воде).

Процесс трансформации пойменных ландшафтов и тугаев зафиксирован в Месопотамии, в Древнем Египте, Индии и Китае; их сменили такыры, солончаки и глинистые пустыни.

Падение продуктивности почв из-за засоления способствовало увяданию Шумера и возвеличиванию расположенного на севере Вавилона, где продуктивность почв ещё не была нарушена. Спустя тысячу лет засоление и падение плодородия дошли и до Вавилона. Изначально в Вавилоне на пшеницу приходилось 16% урожая зерновых. За три столетия доля пшеницы упала до 2%, а в более поздних письменных источниках пшеница уже, вообще, не упоминается. Среди злаков остался ячмень, менее чувствительный к засолению, но даже его урожайность упала.

Расширение поливного земледелия преобразило исходные ландшафты в предгорных районах вследствие террасирования склонов.

Опустынивание

Уничтожение кустарников (саксаулов и тамариска) и деревьев (ив и евфратского тополя в пойменных лесах, арчи и ливанского кедра в предгорных районах), связанное с ростом численности домашних животных и потребностью человека в топливе и строительных материалах — приводило к опустыниванию. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Распространение малярии

Влажные рисовые поля стали благоприятным местом для развития личинок малярийного комара. Цивилизации Месопотамии, Нила, Инда, Хуанхэ и Янцзы сделали такой контакт постоянным и способствовали распространению малярии.

Загрязнение воды

Концентрация на небольших площадях приречных пространств большого количества людей и скота привело к загрязнению речных вод. Возникшие циклы развития паразитов (например, печеночного сосальщика), связанные с человеком и домашним скотом, стали целиком происходить в среде обитания человека. Возникла и проблема качества питьевой воды: уже в Месопотамии строились специальные каналы с акведуками для транспортировки в города чистой питьевой воды.

На этой странице материал по темам:
  • Доклад древний восток

  • Понятия терминов ирригация в древнем востоке

  • Ирригационная система земледелия в древнем востоке

  • Ирригпационное земледелие на востоке

  • Что такое ирригационное земледелие на древнем востоке

wikiwhat.ru