Человек в древнем египте. Время жизни людей и богов в древнем Египте (по Геродоту) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Представления о человеке в культуре Древнего Египта. Человек в древнем египте


Представления о человеке в культуре Древнего Египта

Обратим внимание на представления о человеке в Древнем Египте. Они были весьма сложными, и их осмысление требовало от человека значительной интеллектуальной и духовной работы, что сильно стимулировало его развитие. В Древнем Египте осмысление сущности человека, значимости его внутреннего мира преломлялось через призму религиозных ценностей. Именно последние и определяли характер аксиологического ряда в Древнем Египте. Конечно, материальные блага всегда приветствовались людьми, но, по сравнению с религиозными идеями, они были второстепенными. Для древнего египтянина самым важным делом являлось то, какое погребение он заслужит своей жизнью. Чем более значимая и нравственная жизнь велась человеком, тем более величественное погребение ожидало его. Основы жизненной стратегии древнего египтянина удачно выражены в «Рассказе Синухе» (Синух является реальным историческим лицом, жившим в ХХ веке до н. э.). Бежавший из страха перед заговором высокопоставленный египетский вельможа, подводя итог своей счастливой судьбе на чужбине, хвалится достигнутыми материальными благами, но готов их отдать для того, чтобы быть погребенным на родине. Об этом он говорит так: «Полз я ползком от голода, а теперь я оделяю хлебом соседа. Бежал человек из страны своей нагим, теперь же щеголяю я в платьях из тонкого льна. Бежал человек без спутников и провожатых, теперь же богат я людьми. Прекрасен мой дом, обширно поместье мое, и помнят обо мне во дворце. О бог, предначертавший мое бегство, кто бы ни был ты, будь милосерд, приведи меня в царский дворец! Быть может, ты дашь мне узреть края, где сердце мое бывает всякий день. Что желаннее погребения в той стране, где я родился?» И заканчивается рассказ не описанием материальных благ, а описанием построенной гробницы, в котором подчеркивается, что всё необходимое для посмертных богослужений уже приготовлено. Главная мысль в этом рассказе заключена в том, что первостепенным является не то, как человек будет жить и выглядеть перед людьми на земле, а то, в каком виде он уйдёт из этой жизни на суд бога Осириса.

По мнению египтологов, египтяне насчитывали не менее 10 составляющих человеческого существа, гармония которых нарушалась в результате смерти человека. Для обеспечения же вечной и радостной жизни необходимо было сохранить единство и гармонию этих составляющих.

Наиболее известные и часто упоминаемые в источниках компоненты человеческой сущности обозначаются как Ка и Ба. Ка представляет собой невидимого духовного двойника, который рождается и растет вместе с человеком. Этот двойник безгрешен и являет собой образ, по которому человек должен организовываться. Ка может жить и вне тела человека, например, в цветке. После смерти человека Ка, благодаря погребальным ритуалам, способен сохранять вечную материальную жизнь. Ка передаёт человеку информацию о его индивидуальности, помогает вспомнить своё «я». Отправиться к своему Ка – означало умереть. Надо отметить, что боги тоже обладают Ка, причём не в единичных количествах. Например, у бога Ра насчитывалось 14 Ка. Считалось, что одно из Ка Осириса живёт в теле фарона. У фараонов также насчитывалось несколько двойников Ка.

Ба – это составная часть человеческой сущности. Ба несёт персональную ответственность за содеянное. Ба отвечает на загробном суде Осириса. Если человек был грешником, то Ба пожирается рядом находящимся чудовищем, что означает окончательную смерть. Праведники же отправляются на блаженные поля Илау. В труде «Беседы» Ба описывается так: «Воистину, кто перейдёт в загробное царство – будет в числе мудрецов, без помехи говорящих с божественным Ра». Ба изображалась птицей с человеческой головой, напоминавшей этрусских вещих птиц Алконоста и Сирина. Ба понималось как внутренний собеседник человека; если же этот собеседник не отвечал, то человек испытывал страх. В христианстве наиболее близким аналогом Ба является душа. Христианская традиция при отождествлении Ба с душой берёт начало с творчества египетского писателя IV века Гораполлона, который, создавая трактат об египетских идеограммах, перевёл Ба на коптский язык в значении душа; однако важно учитывать, что разница между этими понятиями существует. Ба изображалась в виде птицы с человеческой головой, а иногда и с руками.

Рен – сокровенное имя человека, способное замещать человека во время отсутствия его самого. Следует подчеркнуть, что придавалось особое значение имени, которое, согласно поверьям, сильно подвержено магическому воздействию. Зная настоящее имя человека, маг мог повлиять на его судьбу, поэтому подлинное имя человека или бога — сокровенная тайна, которую нельзя раскрывать даже в самых критических ситуациях. Это утверждение наглядно иллюстрирует миф о Ра и Исиде. Богиня Исида, которая вела жизнь земной женщины, стала уставать от жизни простых смертных. Она стремилась к тому, чтобы занять место среди всемогущих богов. Для этого ей важно было приобрести силу верховного бога Ра, что являлось возможным лишь при условии знания его настоящего имени. Исида, стремясь узнать подлинное имя бога Солнца, сотворила змея, который ужалил Ра. Спасти Ра от смерти сможет лишь произнесённое богиней заклинание, но для этого она должна назвать его настоящее имя. Ра пускается на всевозможные хитрости для сохранения тайны и выдаёт ей Рен лишь под угрозой неминуемой гибели. Свое признание Ра облекает в следующие слова: «Да обыщет меня Исида, и да выйдет мое имя из моего тела в ее тело». По другим текстам, Ра открыл своё имя так: «Согласно моей воле, Исиде будет дозволено узнать моё тайное имя, и, покинув моё сердце, оно перейдёт в её». Вероятно, имя здесь мыслится как материальная субстанция, обладающая способностью перемещения.

Ах – сверкающий дух, проявляющийся лишь после смерти человека и пребывающий рядом со звёздами. Ах воплощает имя человека, уготованное ему прежде рождения, то есть в его предсуществовании. По сути, Ах – это часть всеобщей энергетической подосновы вселенной. По-египетски Ах буквально означает светлый, просветленный, освещенный, блаженный. Ах бессмертен, беспределен, он пронизывает абсолютно всё, что существует во вселенной. Ах находится и тут и там, в каждой точке пространства и содержит всю информацию во всех её видах. Ах пребывает и в вещественном мире и в мире бестелесного, он вездесущ.

Другая часть души – Шуит (Шу) – тень, обладающая собственной индивидуальностью и силой. Шуит считалось одним из проявлений человеческой сущности. Это тень человека, его скрытая тёмная сторона

Секхем – сила, жизненная энергия человека, обитает на небе среди Богов.

Сах – так называлось тело умершего человека после мумификации. Оно рассматривалось как воплощение личности, прошедшей через ряд освящающих ее обрядов. Это слово можно перевести как мумия, или точнее, священные останки.Главное назначение оболочки Сах – входить в соприкосновение и взаимодействие с вещественным, телесным миром и действовать в нем. Для этого она снабжена кожей, чувствительными нервами, мышцами, сухожилиями, кровеносными сосудами и многим другим. По состоянию и виду тела посвящённый мог судить о состоянии остальных оболочек человека. Чистый Сах здорового человека являлся следствием его духовной чистоты. Пороки и недуги Сах считались следствием нечистоты энергетических оболочек. Для очищения Сах использовался комплекс мер. Часть мер касалась физических манипуляций, например, обрядовых очищений при помощи воды, солей натрия, мазей. Другая часть была связана с молитвами, пением гимнов, которые могли бы благотворно воздействовать на другие составляющие природы человека, взаимосвязанных с Сах.

К составляющим человеческую природу также относили душу-сердце, вместилище человеческого сознания (др. — егип. Иб, позд. — егип. Эб). Эб образовано человеческими мыслями и мыслеобразами. Эб чрезвычайно подвижно, прозрачно и нежно. Согласно ощущениям посвящённых, при поступательном развитии Эб приобретает сияющую неземную красоту. Эб – это бессмертная душа. Эб рассматривалось как нечто, наиболее осведомленное о скрытых помыслах человека и тайных мотивах его поступков. Поэтому на Загробном Суде Эб могло стать опасным свидетелем, поскольку сообщало богам всю информацию о земной жизни умершего. Ведь Эб фиксирует запись всех как добрых, так и злых мыслей человека. Правда, в «Книге мёртвых» предлагались заклинания, побуждающие Эб не говорить богам о злых мыслях человека. Для этого использовались специальные заклинания, а над сердцем в мумии помещался амулет скарабея.

Также необходимо выделить другую составляющую природы человека, но с идентичным названием – Эб – душа-причина, или надсознание. Душа-причина бессмертна, передает информацию в следующие воплощения в виде неосознанных устремлений. Она ответственна за место и время рождения человека, все его врожденные телесные пороки и заболевания.

Другой компонентой природы человека считается Эб как душа-смысл, или самосознание; по египетским понятиям, душа, производящая смысл. Благодаря ей, человек может наблюдать за течением своих собственных мыслей, осознавать свое существование, усматривать сокровенный смысл своей жизни.

После смерти человека все его оболочки (Ка, Ба, Эб, Ах) отделялись от тела (Сах) и покидали его на 70 дней.Возвращаясь к своему Сах, души Ка, Ба, Эб и Ах обеспечивали магическое Воскресение умершего. Воскреснувший покойник отправлялся на суд Осириса.

Важной чертой религии египтян было то, что целью их религиозных ритуалов, молитв было не удачное перевоплощение, а стремление приобщиться к вечной жизни. Вечное, личное, бессмертное бытие души, в наидревнейшем сознании египтян, представляет следующие пять периодов: 1) предсуществование души без тела; 2) жизнь на земле в теле; 3) жизнь в аменти (загробном мире) без тела; 4) душепереселение – жизнь в телах; и, наконец, 5) жизнь опять со своим человеческим телом. Символом же вечной жизни была птица Феникс. В данном случае важно обратить внимание на то, что периодизация жизни в Древнем Египте была подчинена не стремлению продлить род или изменить собственными человеческими силами окружающий мир, а сохранению человеческой природы и утверждению его места в божественном мироздании. Здесь кроется серьёзное отличие древнеегипетского понимания цели индивида от православного, для которого цель жизни человека заключена в обожении (уподоблении Богу) через стяжание Святого Духа. Религиозная доктрина Древнего Египта учит не делать ничего, что превышало бы необходимый минимум, которого требует хозяйственная жизнь; относиться к другим людям нравственно. Вместе с тем в православии, помимо нравственного отношения к другим людям, постулируется необходимость бережного отношения к собственному духовному облику, а нейтральное отношение к жизни, в которой индивид не приумножает своих затрат более необходимого минимума, оказывается невозможным, что подчёркивает необходимость активной духовной жизни человека, которая могла бы охватить и его хозяйственную деятельность.

Между тем в Египте подчёркивалось значимость счастья и радости, как высших благ. В Древнем Египте считали: «Богатства можно достичь, если их желаешь, но какая польза от богатства, если нет желаний». Поступки древних египтян были обусловлены их стремлением к счастью, которое не требует обоснований. Например, детей египтяне очень любили и воспитывали их не столько ради продления рода, сколько ради радости в жизни.

Следует подчеркнуть, что фундаментальным принципом культуры Древнего Египта была вера в индивидуальное бессмертие. Причём речь идёт о бессмертии не только фараона, но и всякого другого человека, который вёл добродетельную жизнь, не нарушал божественных законов, чтил богов и был похоронен согласно ритуалам. Тем не менее в бедных семьях не всегда находились средства на совершение даже самых скромных ритуалов.

Однако египетские обряды и молитвы выходили за рамки заупокойного характера и проводились во время таких праздников, как воскрешение Осириса, разлив Нила. Последний связывался с тем, что Исида, переживая за страдания людей, роняет свои слёзы в воды Нила, и он периодически выходит из своих берегов. В Египте существовал и повседневный цикл богослужений.Молитва у египтян называлась Кекх (обращаться к Богу), а размышления о духовном назывались Уаа (советоваться с сердцем). Храмовые соотружения египтяне вседа делали из камня, не из кирпича. Храм имел прямоугольную продолговатую форму. Алтарное место храма понималось как пространство, в котором пристутсвует душа бога, в честь которого построен храм. Храм понимался как место, в котором небо спускается на землю, соединяется с ней, поэтому нахождение в храме обязывало к богоподобному поведению.

Надо отметить, что тексты египетских молитв весьма поэтичны. Вот один из них в переводе Константина Бальмонта, который достоверно передаёт смысл молитвы:

«Вот очищения. Воскурения для Сокровенного, чей облик есть Солнце, для владыки Карнака, для Солнцеликого, великого на месте своём. Фараон здесь с тобою. Жизнь, Здоровье, Сила, Устой, царь Юга и Севера, фараон, повелитель всех живущих вовеки.

Вот дары приготовленные. Возьми их. Чисты и истинны все они. Достоверны. Возьми их, о бог, возлюбивший душистые смолы».

Подчеркнём, что в данной молитве важной фигурой является фараон, ибо считалось, что он по своей природе максимально приближен к богам и власть получает именно от них. От богов же фараон получает знания о принципах правления страной и организации жизни людей, поэтому власть фараона являлась сакральной и крепкой. Молитвы являлись обязательной частью жизни древних египтян, тем более, как считалось в Древнем Египте, слова воплощают предметы и явления, обладают существенной материальной силой. Речь приводит в порядок слова, а значит, и мироустройство. Это понимание слова отразилось и в искусстве Древнего Египта. Так, любое изображение живого существа непременно сопровождается написанием его имени. Египетская же поэзия (особенно на оригинальном языке) отличается необыкновенной красотой, проникновенностью и глубиной мысли. Причём ошибочно полагать, что поэзия, или какой-либо другой вид искусства, увлекала лишь узкую привилегированную группу людей. Поэзией интересовались и крестьяне, и рыбаки, что делало высокое искусство востребованным, способным к действенному воздействию на духовную и материальную жизнь общества. Более того, тексты папирусов свидетельствуют о высоком уровне грамотности населения, которое, независимо от своего социального положения (если не считать рабов), имело возможность научиться чтению и письму в специальных школах. Поэтому неудивительно, что для народов, соседствующих с Египтом, почти всякий подданный фараона являлся своего рода примером духовного и интеллектуального облика.

studfiles.net

Как жили простые люди в Древнем Египте . Чёрт побери

Когда речь заходит о Древнем Египте, то большинство вспоминают о фараонах, пирамидах, мумиях и золотых артефактах. И при этом подавляющее большинство не имеет не малейшего понятия о том, как жили в этой стране самые обычные люди.

1. Настольные игры

После трудового дня простые люди в Древнем Египте тоже стремились отдохнуть. Самым популярным способом проведения досуга были настольные игры. Играть могли двое или сразу несколько игроков, а если не было игровых досок, то поле для игры рисовали прямо на земле. Любимой игрой была «сене». Поле было разделено на 30 квадратов – в 3 ряда по 10, в некоторых квадратах рисовали символы, которые обозначали что-то хорошее или наоборот неудачу. Победителем признавался тот, чьи фишки вошли в «загробную жизнь» первыми, минуя клетки неудачи. Сене была глубоко переплетена с религией. Победителя, как утверждалось, охраняли боги, а на доске часто рисовали гробницы, чтобы защитить умершего во время перехода к загробной жизни. В игре Асеб на поле было 20 квадратов. Чтобы освободить фишку из «домашнего» квадрата, нужно было выбросить на кубике четыре или шесть. Если фишка становилась на квадрат, удерживаемый противником, она отправлялась обратно на домашний квадрат. Правила «мехена» и другой игры «гончие и шакалы» неизвестны. Доска для мехена выглядела как скрученная змея.

2. Чувство юмора

Сегодня мало что известно о древнеегипетском юморе, но это совсем не значит, что у древних оно отсутствовало. Так, в Фивах около 2000 г. до н.э., резчик на стене гробницы создал изображение умершего визиры фараона. Он был очень важной особой при жизни и, скорее всего, должен был быть изображен с благородным лицом. Но художник придал визирю удрученный взгляд с поднятой бровью, будто Даги был удивлен, что он умер. Резьба, выполненная во время правления Аменхотепа III (1389-1349 г.г. до н. э.), показывает писца и бабуина (это животное ассоциировали с Тотом, богом письменности). У бабуина весьма смешные брови. Не сдерживали сарказм художники, и когда изображали врагов Египта. Мемориальная доска из слоновой кости показывает пленного ассирийского принца с глупым видом и выпученными глазами. Напряженные отношения с нубийцами, вероятно, заставили художника сделать рельеф, показывающий нубийца с преувеличенными и нелепыми чертами лица.

3. Артрит

Когда исследователи недавно изучили останки тех, кто создавал и украшал знаменитую Долину Царей, они обнаружили что-то странное. Примерно 3500 лет назад большинство резчиков и живописцев, которые украшали могилы фараонов, были родом из деревни Дейр-эль-Медина. Обычно у художников со временем появляются проблемы с руками. Остеоартрит среди исследованных останков мужчин гораздо чаще был распространен в лодыжках и коленях. После изучения древних записей этой деревни причина была раскрыта. Несмотря на тяжелый труд в некрополе, люди не хотели ночевать «на костях» и каждый день ходили ночевать в другое место . В течение недели они жили в хижинах возле королевских гробниц, а дорога к ним вела через крутой холм, на который дважды в день приходилось подниматься и спускаться. В конце недели мастера отправлялись в Дейр-эль-Медина, к которому нужно было добираться 2 километра по холмам. В понедельник они снова возвращались к некрополю. Это продолжалось годами, а для некоторых людей – десятилетиями. По всей вероятности, столь длительные переходы и привели к появлению болезни, не свойственной для данной профессии.

4. Рацион

О кулинарных рецептах древних египтян, вероятно, уже никто и никогда не узнает. Не было найдено никаких записей, но узнать о том, чем питались египтяне, можно из произведений искусства того времени. Некоторые ингредиенты употреблялись всеми классами, но ряд продуктов простолюдинам был запрещены. К примеру, копчение рыбы было строго уделом жрецов. Зато ежедневной пищей всех слоёв общества было пиво и хлеб. Хлеб заквашивали в воде, получая мутный напиток, который был существенной частью рациона низших классов. В дополнение к зерновым блюдам, таким как каша, в рацион входили мясо, мед, финики, фрукты и дикорастущие овощи. Рабочие ели только два раза в день. На завтрак у них был хлеб, пиво, а иногда и лук. На обед к этому добавляли приготовленные овощи и мясо. Жрецы и фараоны питались несоизмеримо лучше. В гробницах были найдены изображения банкетов, где столы ломились от вина, газелей, запеченных в меду, жареной птицы, фруктов и десертов.

5. Зубы

Египтяне страдали от разрушения эмали, поскольку в их еде постоянно встречался песок. Проблема на самом деле была огромной. Исследование, проведенное на 4800 зубах из египетских гробниц, показало, что 90 процентов зубов были очень изношены. Это приводило к возникновению таких состояний, таким как кисты, множественные абсцессы и остеоартрит челюсти. Излишне говорить, что хроническая зубная боль была повседневной неотъемлемой частью жизни в Древнем Египте. Несмотря на известную любовь египтян к чистоте, нет никаких доказательств того, что у древних египтян была развита стоматология.

6. Зерно

Торговля в Древнем Египте. Денежная система Древнего Египта до конца не понятна. Раньше считалось, что она была основана на бартере без какой-либо формы валюты. Но этот вывод был сделан исключительно по сохранившимся изображениям, на которых был показан обмен товарами. Хотя торговля, безусловно, существовала, она не могла поддерживать коммерческую систему государства настолько обширной. Одним из основных товаров было зерно, которое выращивалось в массовом масштабе. Избыток зерна хранился в сети силосов по всему Египту и использовался для оплаты труда рабочих, которые работали над крупными общественными проектами. Но, к примеру, что было делать, если кто-то хотел купить дом. Ведь в данном случае мешком с зерном не обойдешься. Древние египтяне работали с единицей стоимости, называемой «шат». Данный валютный стандарт существовал еще в Древнем царстве (2750-2150 до н.э.), но сегодня никто не знает, что это было. Известно лишь, что один шат стоит 7,5 грамма золота.

7. Семья

В Древнем Египте приветствовалась традиционная семья с большим количеством детей. Девушки обычно выходили замуж в раннем подростковом возрасте. В то время как примеры брака по любви действительно встречались, брак был в первую очередь способом взаимопомощи в существовании для мужчины и женщины. Мужчина считался несовершенным, пока он не женился. Фрески традиционно изображают мужчин темными от работы на свежем воздухе, а женщин бледными, поскольку они только вели домашнее хозяйство. Египетские жены рожали много и часто, поэтому они постоянно сталкивались с опасностями, которыми им грозили роды. Эффективной контрацепции не существовало, а акушерки ничего не могли сделать, если что-то «шло не так» во время родов. Младенцев кормили грудью до трех лет. Мальчиков рано начинали обучать рабочим профессиям, а девочек уходу за детьми, кулинарии и шитью одежды. Ожидалось, что старший сын (а если его не было, то дочь) позаботится о своих пожилых родителях, а когда придёт время достойно похоронит их.

8. Равенство полов

Египетские женщины занимались не только домашними делами, при желании они могли работать и иметь собственность. Если в Древнем Риме женщин даже гражданами не считали, то в Египте женщины могли жить даже без мужчины-опекуна. Они могли инициировать развод и обращаться в суд. Женщин не принуждали к браку, они могли составлять и подписывать юридические документы и строить свою карьеру. Тем не менее, в большинстве высших профессий доминировали мужчины. Лишь небольшой процент женщин стал почетными жрицами, книжниками, целителями и фараонами. По сути, первым регионом, в котором были расширены права женщин, был Древний Египет, а не Запад, как считают многие.

9. Инвалиды

В древнем мире о полноценной медицинской помощи речь просто не шла. А психические заболевания считали настолько постыдными, что китайские семьи скрывали слабоумных членов семьи от общественности. В Греции же их бросали на произвол судьбы, и они бродили по улицам. В Древнем Египте к таким людям были совершенно другое отношение. Местные моральные писания учили уважению к тем, кто имеет физические недостатки. Карлики не рассматривались как инвалиды и часто работали помощниками, надзирателями, опекунами, художниками и артистами. Среди скелетов Дейр-эль-Медина (деревня художников в Долине Царей) были найдены останки молодого человека, который родился с атрофированной ногой. Как показала экспертиза его останков показала, этот человек отнюдь не был изгоем, а хорошо жил и занимал высокое положение. Что касается психических заболеваний, то египтяне вместо того, чтобы обвинять или порицать подобных пациентов, старались адаптировать их в обществе.

10. Насилие

На многих произведениях искусства того периода задокументированы сцены из домашнего быта. И хотя выглядят они весьма идеалистически и юридическое равенство действительно имело место в древнеегипетском обществе, насилие в отношении женщин и детей оставалось реальностью. Учёным стали известны ужасающие случаи. Так, у 2000-летнего скелета малыша в оазисе Дахлех были переломы спины, таза, ребер и рук. Некоторые из них были старее других и кости срослись, что является классическим признаком долгосрочного физического насилия. В древнем городе Абидос была обнаружена 4000-летняя жертва. Женщине было около 35 лет, когда она получила смертельное ранение в спину. Исследование ее костей выявило, что женщина всю жизнь подвергалась физическому насилию. У нее были старые и новые переломы, которые явно свидетельствуют, что несчастную неоднократно пинали или били по ребрам. На ее руках также были травмы, возможно, от попыток защититься. Поскольку ее обидчик явно в течение очень долгого времени был рядом с женщиной, он мог быть ее мужем.

chert-poberi.ru

Время жизни людей и богов в древнем Египте (по Геродоту)

Весьма любопытная информация о времени жизни людей и богов и о том, когда одни сменили других, содержится во второй книге «Истории» Геродота («Евтерпа»):“142. До сих пор египтяне и их жрецы передавали мне сказания о стародавних временах. Они объяснили мне, что со времени первого египетского царя и до этого последнего жреца Гефеста прошло 341 поколение людей и за это время было столько же верховных жрецов и царей. Но 300 поколений составляет 10 000 лет, считая по три поколения в столетие. Да сверх 300 еще 41 поколение дает 1340 лет. Таким образом, по словам жрецов, за 11 тысяч лет в Египте царствовали только смертные люди, а не боги в человеческом образе. Так же и среди царей, правивших в Египте до или после этого времени, по их мнению, не было богов в человеческом образе. В это время, рассказывали жрецы, солнце четыре раза восходило не на своем обычном месте: именно, дважды восходило там, где теперь заходит, и дважды заходило там, где ныне восходит. И от этого не произошло в Египте никакой перемены в смысле плодородия почвы и растений, режима реки, болезней или людской смертности. 143. Когда однажды историк Гекатей [Гекатей Милетский посетил Египет в царствование Амасиса II (569 – 526 гг. до н.э.)] во время пребывания в Фивах перечислил жрецам свою родословную (его родоначальник, шестнадцатый предок, по его словам, был богом), тогда жрецы фиванского Зевса поступили с ним так же, как и со мной, хотя я и не рассказывал им своей родословной. Они привели меня в огромное святилище [Зевса] и показали ряд колоссальных деревянных статуй. Их было действительно столько, сколько я перечислил выше. Каждый верховный жрец ставил в храме еще при жизни себе статую. Так вот, жрецы перечисляли и показывали мне все статуи друг за другом: всегда сын жреца следовал за отцом. Так они проходили по порядку, начиная от статуи скончавшегося последним жреца, пока не показали все статуи. И вот, когда Гекатей сослался на свою родословную и в шестнадцатом колене возводил ее к богу, они противопоставили ему свои родословные расчеты и оспаривали происхождение человека от бога. Противопоставляли же они свои расчеты вот как. Каждая из этих вот колоссальных статуй, говорили они, это – "пиромис"[Егип. “пироми” – человек, т.е. доблестный человек. Египтяне считали только себя пироми, другие народы, по их мнению, не заслуживали этого названия] и сын пиромиса, пока не показали ему одну за другой 345 колоссальных статуй (и всегда пиромис происходил от пиромиса), но не возводили их происхождения ни к богу, ни к герою. "Пиромис" же по-эллински означает "прекрасный и благородный человек". 144. Так вот, такими и были все эти люди, статуи которых там стояли, а вовсе не богами. Правда, до этих людей в Египте царствовали боги, которые жили совместно с людьми, и один из них всегда был самым могущественным. Последним из этих царей был Ор, сын Осириса, которого эллины зовут Аполлоном. Низложив Тифона, он стал подлинным царем-богом в Египте. А Осирис – по-эллински Дионис.”

145. У эллинов самыми младшими из богов считаются Геракл, Дионис и Пан. У египтян же, напротив, Пан – самый древний бог, один из сонма так называемых восьми первых богов. А Геракл принадлежит к сонму двенадцати так называемых вторых богов, Дионис – к третьему сонму, который произошел от этих двенадцати богов. Сколько лет, по словам египтян, прошло от Геракла до царя Амасиса, я уже упомянул выше. От Пана, по их расчетам, прошло еще больше времени, от Диониса же гораздо меньше, хотя все-таки до царя Амасиса – 15 лет. И это, как утверждают египтяне, они знают точно, так как всегда вычисляют и записывают года [царей и верховных жрецов]. Напротив, от Диониса, которого считают сыном Семелы, дочери Кадма, до нашего времени протекло самое большее 1600 лет, от Геракла, сына Алкмены,– около 900 лет, а от Пана, сына Пенелопы (эллины ведь считают Пана сыном Гермеса и Пенелопы), прошло до сегодняшнего дня еще меньше лет, чем от Троянской войны,– только 800 лет.

www.dopotopa.com