Частушки в древней руси. Kingniknik – поэтический блог. Авторские стихи от Николая Войченко — члена «Союза независимых авторов и издателей» (СНАИ) г. Москвы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Проект История появления частушки на Руси. Частушки в древней руси


Проект История появления частушки на Руси

Русские народные песни Смоленского края

Русские народные песни Смоленского края Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска Проект по истории Русские народные песни Смоленского

Подробнее

«Жанры русского фольклора»

«Жанры русского фольклора» МКДОУ «Малиновский детский сад» Консультация для педагогов «Жанры русского фольклора» Воспитатель: Казанцева Галина Петровна 2012год Жанры русского фольклора. «Человек, утративший свои корни, становится

Подробнее

(195 летию Н.А. Некрасова) ( )

(195 летию Н.А. Некрасова) ( )

(195 летию Н.А. Некрасова) (10.12.1821-08.01.1878) 6+ «Я лиру посвятил народу своему Быть может, я умру, неведомый ему. Но я ему служил и сердцем я спокоен» В историю русской литературы Николай Алексеевич

Подробнее

Количество часов в год: 35

Количество часов в год: 35 Пояснительная записка В основе рабочей программы по предмету «Русская словесность» в 7 классе лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому

Подробнее

Патриотическая лирика Лермонтова.

Патриотическая лирика Лермонтова. Патриотическая лирика Лермонтова. Стихи Лермонтова - это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску,

Подробнее

Аннотация рабочей программы дисциплины

Аннотация рабочей программы дисциплины

Аннотация рабочей программы дисциплины Б3.Б10 Русское устное народное творчество Направление подготовки 032700.62 «Филология» профиль «Отечественная филология (русский язык и русская литература)» очная

Подробнее

Литературное чтение 1

Литературное чтение 1 1 Пояснительная записка Программа учебного предмета "Литературное чтение" индивидуального обучения на дому составлена для ученика 1 В класса, имеющего НОДА. У учащегося наблюдается слабое развитие моторики,

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка В основе рабочей программы по предмету «Русская словесность» в 5 классе лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому

Подробнее

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ МУЗЫКА И ПЕНИЕ

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ МУЗЫКА И ПЕНИЕ

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Обращение к вековому опыту народа и его духовному наследию приобретает в наши дни огромное значение. Без изучения, сохранения и развития прошлого немыслимо само будущее. Рабочая программа

Подробнее

«О подвигах, о доблести, о славе»

«О подвигах, о доблести, о славе» Муниципальное обшеобразовательное учреждение «Смирновская средняя школа» На конкурс «Карта памяти» «О подвигах, о доблести, о славе» Номинация: «Лучший урок» Участник: Ломтева Татьяна Викторовна, учитель

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа кружка «В мире книг» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению

Подробнее

docplayer.ru

Статья: История частушки — ПскоВики

Материал из ПскоВики — сайта педагогического сообщества Псковской области

Что такое частушка?

Частушка (припевка, пригудка, коротушка) — самый любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Она звучит на деревенской улице, на гуляньях, в домашних застольях и знакома, кажется, всем без исключения. Её поют просто так, «под язык», или в сопровождении балалайки, а чаще — гармони. Под неё нередко и пляшут.

Это лирическая песенка, словесно-музыкальная миниатюра, живой отклик на текущие события или жизненные ситуации, поэтическая их оценка, то веселая, подчас не без лукавства («Что ты, милый, задаешься, как картошка в борозде?»), то грустная, но обычно и в этом случае не лишенная юмора, основанного на чувстве человеческого достоинства и оптимистическом взгляде на жизнь. И рассчитаны они не просто на слушателей, а на активно реагирующих соучастников, то приплясывающих и хлопающих в ладоши, то отвечающих на каждую частушку кто одобрительной репликой, кто громким возражением.

Чаще всего на частушку отвечают частушкой же:

Я частушку на частушку,

Как на ниточку, вяжу.

Ты досказывай, подружка,

Если я не доскажу.

Иногда такой обмен частушками превращается в настоящее соревнование. Один голос утверждает:

На столе стоит

Каша манная,

А любовь наша

Обманная...

Другой возражает:

На столе стоит

Каша гречная,

А любовь наша

Бесконечная!

Нередко частушки образуют циклы («спевы»), непрестанно изменяющие свой состав, при этом частушки группируются вокруг зачинов («Я на бочке сижу», «С неба звездочка упала», «Ходит кошка по окошку», «Самолет летит», «Подружка моя!») или припевов («Золотистый-золотой», «Волга — матушка-река» или «Шарабан мой, шарабан», потесненный со временем более актуальным «Еропланчик, ероплан»).

Происхождение частушки

Одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты — скоморохи — ещё в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.

Прежде всего, литература, и древняя в том числе, использует или хотя бы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуют или существовали на данный момент. В летописях встречаются имена былинных героев, пересказываются притчи, легенды. Предание о смерти князя Олега изложено в «Повести временных лет» и легло в основу пушкинской «Песни о вещем Олеге»; Пушкин же пересказал в стихах народные сказки. Широко использовал многие жанры фольклора Некрасов. Но никто из них не вспомнил частушку. Она появляется только в произведениях 20 века: в «Двенадцати» Блока, в стихах Маяковского, Есенина и их современников.

В знаменитом четырёхтомном толковом словаре В. И. Даля слова «частушка» (в смысле «короткая песенка») нет. Впервые это слово употребил Глеб Успенский в очерке «Новые народные песни» (1889 г). В частушке совсем не отразилось такое важное событие, как отмена крепостного права в 1861 году. Зато встречаются упоминания о событиях последующих, начиная с 70-х годов 19 века: русско-турецкая, русско-японская войны, первая русская революция 1905 года.

Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила ее и названием, то определяющим ее характер (пригудка, коротелька, коротушка, скакуха, трясогузка, цыганочка, Семеновна, погудка, припевка, собирушка, вертушка, топтушка), то прямо указывающим на место ее рождения: волжские матанечки, уральские тараторки, саратовские страдания, рязанские ихохошки, елецкая, сибирская подгорная, новгородское разливное. Одни из этих песенки поются, другие почти выкрикиваются под плясовую мелодию, одни звучат под гармонь или баян, другие под балалайку, третьи под рожок или бубен, иные вообще обходятся без музыкального сопровождения.

Частушка - песня молодежи

Частушка стала широко распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения. Многое теперь зависело от самого человека, от его воли и способностей. Можно сравнить старую песню и частушку: в песне — покорность судьбе («Не велят Маше на улицу ходить, не велят Маше молодчика любить...»), в частушке — желание поспорить.

Частушку интересует всё: личные отношения и новости общественной жизни, события мирового масштаба и местные новости. Большинство частушек — о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Отношения влюбленных в частушке почти всегда окрашены цветом эпохи, времени, дня. Когда в 1908 г. вышел первый том «Истории русской литературы», посвященный «народной словесности», едва ли не впервые в солидном ученом труде нашлось место новому жанру. Мысль о том, что в частушке содержатся «чисто современные образы», была подкреплена примером:

Не хочу сидеть с лучиной —

Дайте лампу с керосином.

Не хочу сидеть одна —

Дайте милого сюда.

(Керосиновая лампа по тому времени была последним словом деревенской цивилизации.)

Частушка — песенка молодёжи. Поэтому её основным содержанием являются отношения между молодыми людьми: любовь, разлука, встречи, измены, насмешки девушек над парнями, парней над девушками. Любимых в частушке называют особыми словами: шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка, залётка. Частушка не обходит вниманием и родителей, поминает при случае начальство: Думу (старую), царя, а в советское время — бригадира, председателя колхоза, вождей коммунистической партии. И над своей бедностью шутили, и богачам спуску не давали.

Частушки в наши дни

В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли для певцов своего смысла, как не потеряла смысла любовь и всё, что с ней связано. Но жизнь меняется — меняются, переделываются и частушки. Раньше было: «Без лучины, без огня зажёг сердечко у меня», сегодня поют: «Без бензина, без огня...». В отличие от песни, частушка переделывается легко. Кто-то спел, а кто-то, тут же добавляет:

Однако постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое — только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор:

Как у наших у ребят

Голова из трёх частей:

Карбюратор, вентилятор

И коробка скоростей.

Вместе с частушками нередко печатаются тоже коротенькие, тоже молодежные песенки, но чем-то и отличающиеся от частушки — напевом, особым построением, зачинами.

И в прежние годы, и в наши дни, когда разгорается настоящая русская пляска, самые умелые плясуны и плясуньи, выделывая невозможные коленца, ещё и весело выкрикивают «Сам играю, сам пляшу, сапоги с дырам ношу!».

Возникнув не без воздействия письменной, поэзии, частушка, в свою очередь, оказала влияние на литературу. А. А. Блок, В. В. Маяковский, С. А. Есенин ввели ее в большую поэзию, по их пути пошли А. Т. Твардовский, М. В. Исаковский, В. С. Высоцкий, Б Ш. Окуджава и многие другие.

Поют частушки и школьники:

Говорят, я ученица,

Ученица — не позор!

Ученицу крепче любят

За веселый разговор.

Есть очень много шуточных припевок, веселых нескладух, нелепиц «На березовой осине рукавица расцвела…» — не отсюда ли вышли современные школьные нелепицы?

Приложение

Презентация "Школьные частушки"

Ресурсы

1. Потешки

2. Частушки про школу и про детей

3. Википедия

wiki.pskovedu.ru

Как на нашей на Руси...

Бей, товарищ, по окну, А я по другому, Заработаем тюрьму По новому закону.

Ой, режьте меня, Режьте тело бело. Да режьте вдоль и поперёк, Чтобы не болело.

Ой, режьте меня, Жулика, колите. Только милочке моей Ничо не говорите.

Говорят, платки к разлуке. Я милёнку два дала. Не платки нас разлучили, А проклятая война.

Я не знала, что на ёлочке Иголочки растут. И не знала, что милёночку Винтовочку дадут.

Милый мой, пойдём домой. Пойдём, моя картиночка. Тебя угонят на войну, Останусь сиротиночка.

Пароход идёт по Лене, Трубы кольцами. На войну ушли девчата Добровольцами.

Думал Гитлер наяву: ... В десять дней возьму МосквуА мы стали поперёк: - Ты Берлин бы поберёг.

Лезет Гитлер на берёзу, А берёза гнётся. Посмотрите на него, Как он навернётся!

Во саду ли, в огородеЖили два японца, Одного из них поймали, Заковали в кольца.

Трактора да трактора, На них трактористы. Это наши ухажёры Парни-коммунисты.

Самолёт летит,Крылья модные,В нём колхозники -Все голодные.

Колхозник идёт Весь оборванный. Кобылёнку ведёт -Хвост оторванный.

Председатель на трубе, Бригадир на крыше. Председатель говорит:Я тебя повыше.

Я - колхозница, Не отпираюся. А любить тебя Не собираюся.

Милый в армию поехал, Я ходила провожать. На прощание сказала:- На границе не дремать.

Говорят, в совхозе худо, Мне в совхозе - хорошо, До обеда ищу сбрую, А с обеда колесо.

Полюбила я его -Ни ласки, ни агрессии, Видно, милый, как Россия, В затяжной депрессии.

Смотрит в страхе заграница, И дивится целый свет: Вся Россия - психбольница, А врачей путёвых нет.

Как на нашей на Руси Стало жить свободно. Выходи и голоси Сколь тебе угодно.

Перестройка началась, Я быстро перестроилась. У соседа денег много, Я к нему пристроилась.

Я пою и пляшуВсем на удивление,Хотя пенсия мояМеньше, чем давление.

Ой, подружка, выходи, Не стесняйся публики. Мы с тобой ни где-нибудь, А в своей республике.

Перестройка - мать родная, Хозрасчёт - отец родной Мне зачем родня такая? Лучше буду сиротой.

Ой, как лягу на кровать,Что-то мне не спится.Ой, боюсь глаза закрыть -Вдруг Чубайс приснится.

Депутатом быть не сложно, Пьёт ли, спёр ли ценности. С депутатом очень сложно -Нет прикосновенности.

Одолели ухажёры, Кого выбрать, не решу, Один пьёт, другой дистрофик, Третий курит анашу.

Я не сею, не пашу, Изучаю я у-шу, Если милый мне изменит, В два приёма задушу.

 

 

www.pribaikal.ru

Реферат - Частушки - Культура

Частушка (припевка, пригудка, коротушка) — самый любимый и самый распространеный ныне вид, или жанр, устного народного творчества.

Происхождение частушки

Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты — скоморохи — еще в XVII-XVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.

Частушка стала широко распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения.

Самое главное доказательство позднего происхождения частушки — ее художественная форма. Конечно, частушки широко используют приемы фольклора, например, одинаковые зачины («Я девчонка боевая...», «Я по берегу ходила...»). Как и в песне, в частушке чувствам человека соответствует и состояние природы — этот прием называется психологическим параллелизмом.

Вместе с тем частушка близка и к литературе. В старинных песнях точное соблюдение размера и определенная последовательность рифм встречаются очень редко, частушке же они свойственны с самого начала. Частушечная четырехстрочная форма похожа на литературную строфу, куплет. Словом, частушка — не древний жанр, она появилась в результате развития других форм устного народного творчества.

Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников — украинские коломыйки, белорусские скакухи, польские вырвасы, краковяки. У этих народов такие песенки появились раньше.

Первые частушки нередко являлись строфами песен. Они имели по восемь и более строк. Потом на короткое время возобладали шестистрочные частушки. Но очень скоро шестистрочные припевки превратились в четырехстрочные. Получилась удобная, легкая для запоминания и для исполнения песенка.

В первой половине XIX столетия на Руси появилась гармоника, как бы специально созданная для того, чтобы под нее распевались частушки. Ее устойчивые аккорды привели к единообразию частушечного наигрыша. Каждая песня имеет свой мотив, а все частушки в данной местности поются одинаково. Частушечных мелодий насчитывается очень немного.

О чем она, частушка?

Частушка — песенка молодежи. Поэтому ее основным содержанием являются отношения между молодыми людьми. Любимых в частушке называют особыми словами: дроля, шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка, залетка. Частушка не обходит вниманием и родителей, поминает при случае начальство.

В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, с точки зрения молодого человека. Революция, гражданская война… Красные и белые насмерть сражаются за свои идеи. А деревенская девушка, тоскующая в одиночестве, думает о своем, о своей короткой молодости и любви.

В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое «яблочко».

Говорится в частушке и о коллективизации, о раскулачивании, о колхозах. Одним новая жизнь нравится, другим — нет. Кто-то поет о Ленине с восторгом, кто-то над ним посмеивается. А потом попал в частушки и Сталин.

Частушка времен Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжелом труде.

Частушка в наши дни

В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь меняется — меняются, переделываются и частушки. Раньше было: «Без лучины, без огня зажег сердечко у меня», сегодня поют: «Без бензина, без огня...».

В отличие от песни частушка переделывается легко.

Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое — только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.

Частушки создавались и в среде интеллигенции. Интеллигентские частушки, стишки, пародии, к сожалению, никогда никем не собирались. Однако они существуют издавна и сопровождают всю российскую историю XX столетия. А не собирали их потому что это не безобидные песенки, а острая политическая сатира.

Поют частушки и школьники.

Есть очень много шуточных припевок, веселых нескладух, нелепиц: «На березовой осине рукавица расцвела...» — не отсюда ли вышли современные школьные нелепицы?

Вместе с частушками нередко печатаются тоже коротенькие, молодежные песенки, но чем-то и отличающиеся от частушки — напевом, особым настроением, зачинами.

Еще один вид, родственный частушке, — двустрочные «страдания» (на Руси «страдать» означает еще любить). Распространены они преимущественно на Волге, в Центральной России.

Бывает, частушки поют в ответ («на отпев»), известны частушечные диалоги, случается, несколько припевок соединяются по содержанию в частушечные цепи. Для песенок, которые по имени постоянной героини носят название «Семеновна», такое сближение отдельных строф — почти правило.

Эх, Семеновна, ты мне нравишься,

Поцелуй меня, ты не отравишься.

И продолжение:

Поцеловалася, не отравилася,

Любовью Сениной я заразилася.

Постепенно в подражание крестьянской стала складываться и городская частушка. Город — не деревня, где частушка постоянно звучала на улице, на гулянках. Городские частушки часто пересказывают, чем поют. Они и форму свою деревенскую постепенно утрачивают: пропадают зачины, связанные с крестьянским бытом, постоянные эпитеты. Можно сказать, что в городе частушка превратилась просто в эпиграмму, веселый задиристый стишок.

www.ronl.ru

Когда появились частушки?. Кто есть кто в мире искусства

Когда появились частушки?

Каждый из вас, конечно же, слышал частушки — веселые озорные куплеты, чаще всего сатирического содержания. Их поют под аккомпанемент балалайки, гармони, баяна и других народных инструментов, нередко сопровождая пляской. Достается в частушках лодырям и неряхам, обманщикам и лежебокам. Бывают частушки шуточные и юмористические.

Слово «частушка» происходит от «частый», то есть быстрый. Это быстрые песни в четком ритме двудольного танца. Это такой ритм, который можно отсчитывать «и раз — и два; и раз — и два». Мелодия совсем коротенькая — всего один небольшой куплет, который много раз повторяется с разными текстами.

Частушки возникли в России во второй половине XIX века и стали очень популярны в народе. Есть и особый вид частушек, называемый «страдания». Они более медленные, певучие, как правило, лирического содержания.

Случается, что частушки входят и в произведения так называемого «высокого жанра», опер, концертов. Например, Родион Щедрин написал концерт для симфонического оркестра «Озорные частушки», а также включил их в свою оперу «Не только любовь».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Кошмарные обычаи на Древней Руси. Вы представляете себе размеры России? Чужая душа Потёмкина

Всё верно.А как было во времена,когда средством передвижения были лошади?В 1742 году к власти пришла «дщерь петрова» императрица Елизавета. Она вызвала царского курьера,поручика Шахтурова,и приказала -дескать,слыхала,что на востоке у меня есть Камчатка.Так вот — смотайся-ка туда и привези мне шесть пригожих девок-камчадалок для праздничных представлений в честь коронации,да поспешай,голубчик,коронация через полгода! И щедро отсыпала ему серебра на дорогу.ДоБрая и веселая была у нас царица.Но вот размеры своей империи она представляла плохо.Через 6(!) лет бедный Шахтуров на обратном пути добрался только до Иркутска,откуда прислал слезное письмо: мол,матушка государыня,»таньга ёк»,и что теперь делать с девками?коронация-то давно прошла.А к поручению он ,видать,отнесся добросовестно и ответственно-девок отобрал действительно пригожих,потому что к этому времени все шестеро были беременны,а две из них уже и с детьми!Дальнейшее покрыто мраком неизвестности.

222 года назад в румынской степи в 40 верстах от города Яссы у села Пырлицы остановилась коляска. Оттуда осторожно вынесли человека. Он посмотрел вокруг и удовлетворённо сказал: «Вот и всё. Некуда ехать, я умираю. Положите меня на землю — хочу преставиться в поле». Это был генерал-фельдмаршал, генерал-губернатор Новороссийского края, граф и светлейший князь Священной Римской империи Григорий Потёмкин-Таврический…

Через неделю, когда известие о его смерти достигло Петербурга, императрица Екатерина Великая сказала: «Князь Потёмкин своею смертью сыграл со мною злую шутку. Теперь вся тяжесть правления лежит на мне одной. И опереться мне не на кого».

Из журнала «Исторический Вестник», 1886, август. «Кончина князя Г.А.Потемкина-Таврического”. С гравюры Скородумова.

А спустя ничтожный по меркам истории срок память об этом человеке скукожится до весьма обидного выражения «потёмкинские деревни», что означает заведомо злостное очковтирательство с целью скрыть за благопристойным фасадом неблаговидные явления.

Положение немного спасают классика кинематографа с одноимённым броненосцем да исторические романы. Из последних можно узнать, что светлейший князь — весьма тёмная личность. Сибарит, авантюрист, растратчик, феерический обжора. Вечно нечёсан, одет в засаленный халат, грызёт ногти, валяется на диване и непосредственно с этого дивана притесняет русского народного полководца Суворова, присваивая его победы.

Сибирские бегемоты

Самое интересное, что во всём этом есть некая правда — сохранились свидетельства и об обжорстве Потёмкина, и о его привычках, которые кажутся некультурными, а то и вовсе дикими. Другое дело, что эти свидетельства принадлежат в основном иностранцам.

Конечно, если есть охота, то можно довериться и им, почему нет. Тем более нас уже приучили к тому, что взгляд со стороны, дескать, более достоверен. Но раз уж на то пошло, то придётся признать и правоту шотландского гастарбайтера, инженера XVIII столетия Джона Перри, который утверждал, что в Сибири, в верховьях реки Лены, в изобилии водятся бегемоты.

Императрица Екатерина II

Байки о Потёмкине как раз из серии этих метафизических сибирских бегемотов. Вот, скажем, обжорство. Русский подданный французского происхождения Александр Ланжерон неоднократно вспоминал, что светлейший князь был чрезвычайно прихотлив, роскошен и невоздержан в еде.

Разумеется, нам тут же представляются горы каких-то экзотических ананасов в шампанском, которые Потёмкин мечет в рот. Однако неизвестно, знал ли француз поговорку своего народа: «Можно съесть обед из пяти блюд и остаться голодным». Что касается реального князя, то он, по воспоминаниям своего племянника графа Александра Самойлова, в походах предпочитал крестьянскую пищу — кислый чёрный хлеб, квашеную капусту, чеснок и солёные огурцы, считая это пищей, полезной для здоровья.

В повседневной жизни, правда, для своего стола велел выписывать икру с Урала, рыбу из Астрахани, слоёное тесто из Калуги и не терпел, если за обедом не было тёртой редьки. Может быть, по разумению француза, это и роскошь. Но подобные «излишества» мог тогда себе позволить любой замоскворецкий купчик…

Или вот следующий пассаж: «Ах, такой высокопоставленный вельможа и, представьте себе, грызёт ногти». Ну, грыз. Некрасиво. А что, устав гарнизонной и караульной службы запрещает грызть ногти? Нет, привычка, конечно, скверная. Потёмкин это отлично понимал и старался от неё избавиться. Когда он работал, на столе всегда были либо яблоки, либо очищенные репки, чтобы можно было давать волю привычке, но до рук не добираться.

Кстати, современные психологи сказали бы, что подобные штучки — следствие нервозности и перенапряжения. Потёмкин же в течение пятнадцати лет фактически тащил на себе неподъёмный груз управления огромной империей, так что подгрызание ногтей — не самый плохой выход для успокоения нервной системы. Пётр I, например, никогда не расставался с увесистой тростью, и его нервные срывы выливались на головы и спины приближённых в виде таких ударов, от которых можно было и отойти к праотцам. Уж лучше ногти…

Черевички для Очакова

Иной раз создаётся впечатление, что Потёмкин специально выставлял своё сумасбродство напоказ, создавая этакую информационную завесу реальным делам. Получив очень хорошее образование и прекрасно зная античную историю, он в отличие от многих европейских дипломатов сумел извлечь из неё практические уроки.

Во всяком случае, из байки про греческого стратега Алкивиада, который, отрубив своей дорогущей собаке хвост, сказал: «Пусть лучше афиняне судачат об этой моей причуде и не суют нос ни во что другое».

В 1788 г., осаждая сильнейшую турецкую крепость Очаков, князь внезапно снаряжает адъютанта Баура в Париж. Практически «за черевичками». То есть за модными башмаками для своей родственницы Прасковьи Потёмкиной. Французы в восторге от нелепой выходки «русского варвара».

В Париже ставят водевиль о диком вельможе, который ублажает дам, наплевав на военные опасности. Тем временем Баур, не забывая навещать модные парижские лавки и мастерские, выполняет главную задачу: подкупает любовницу министра иностранных дел, которая достаёт секретные планы крепости. Баур, спрятав документы в ворохе «черевичек», беспрепятственно вывозит их из Франции — и вуаля. Очаков, над укреплениями которого трудились лучшие французские инженеры, взят Потёмкиным.

Так изображали потёмкинские деревни

А ведь ещё совсем недавно, в 1787 г., те же французы и австрийцы потешались над светлейшим князем, который сопровождал Екатерину Великую в её путешествии по Причерноморью: «Потёмкин демонстрирует императрице картонные фасады домов и перегоняет с места на место стада скота и народа, чтобы показать, как плотно и богато заселены новые области России.

На деле же сей дикий край остаётся слабо населённой пустынею, которая не может дать ни солдат, ни провианта. А черноморский флот, якобы выстроенный князем, не может сравниться с турецким черноморским флотом».

Турки были первыми, кто купился на подобные высказывания «авторитетных» европейских источников. И они же, объявив войну России, жестоко поплатились за легковерие. Потёмкинские деревни, среди которых были Кременчуг, Екатеринославль (Днепропетровск), Херсон и Севастополь, показали, что слова светлейшего князя вряд ли расходятся с делом. Ресурсы причерноморских степей обеспечили полную победу России.

А о благодарности потомков светлейший князь, наверное, не думал. В конце концов, уже наследник Екатерины, её сын Павел I, как-то в сердцах сказал: «Что же сделать, чтобы исправить всё зло, что Потёмкин принёс России?» На что получил ответ: «Отдать Крым и Чёрное море». Надо полагать, что Павел был бы доволен нами: всё «зло» Потёмкина мы успели исправить…

источник

www.kingniknik.ru

Частушка – маленькая песенка

 Частушка – маленькая песенка, которая состоит из нескольких строчек (от двух до двенадцати), отличается простотой, афористичностью и отражает события, которые имели место в реальной жизни народа. Термин «частушка» придумал писатель, публицист, исследователь фольклора Глеб Иванович Успенский. До этого частушки называли припевками, прибасками, страданиями, песенками. 

Возникновение частушек в России

Частушка – относительно молодой жанр фольклора. Частушки появились приблизительно в конце 19 века в молодежной деревенской среде. Интересно, что первоначально частушки исполняли исключительно парни, которые собирались на деревенские беседы, пятаки, где развлекались, пели и плясали. Потом частушки подхватили и девушки. Частушки возникли приблизительно в то же время, когда в России стал распространяться музыкальный инструмент гармоника. Можно говорить о том, что гармоника и частушка – родные сестры: до настоящего времени они идут рука об руку. В России сложилась традиция исполнять частушки под гармонику. Можно сказать, что этой традиции чуть больше века, а это не так уж и много.

Исходя из того, что частушки родились в молодежной среде, первоначально их основной темой были любовные отношения между парнем и девушкой. По мере распространения частушек их тематика расширялась. Стали появляться частушки, которые отражали исторические изменения в жизни народа: частушки о революции, о раскулачивании, о гражданской войне, о коллективизации, о войне с гитлеровской Германией, о политиках, о перестройке. Частушка отражает все новое: народ в частушечной форме дает этому новому свою оценку.

Виды частушек

Отдельно следует сказать об озорных частушках, которые называются эротическими и так привлекают внимание молодежи. Эти частушки отражают эротический аспект отношений мужчины и женщины. При этом в таких частушках часто употребляются нецензурные слова. Стоит помнить, что значения этих слов в частушках переосмыслены в художественном плане. Нецензурные слова служат здесь средством выражения эмоций. Следует подчеркнуть, что частушка – чрезвычайно эмоциональный жанр.

Большинство исследователей полагают, что частушка появилась на основе народных лирических песен. Ранние частушки используют традиционную песенную символику, а поздние частушки менее символичны и более реалистичны. Первые частушки состояли из двенадцати строчек, постепенно их объем сократился до четырех.

Известными исследователи частушек: С.Г. Лазутин, И.В. Зырянов, П. А. Флоренский, В.И. Симаков. 

Поделиться ссылкой

sitekid.ru