Ценности древнего китая. Высшие ценности - государство, ритуал и традиции. Культура Древнего Китая.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ЧТО ПРОИЗОШЛО С ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРОЙ? Ценности древнего китая


Высшие ценности - государство, ритуал и традиции. Культура Древнего Китая.

Высшие ценности - государство, ритуал и традиции. Культура Древнего Китая.

Древнекитайская цивилизация начала складываться в бассейне реки Хуанхе в III—II тыс. до н.э.

Основным расовым типом на этой территории были монголоиды. Происхождение китайского народа от монголов-кочевников объясняет его многие религиозные и культурные особенности. Кроме монголов определенную роль в становлении Китайской цивилизации сыграли индоевропейские племена, мигрировавшие в сторону Средней Азии.

Начало китайской государственности относят к середине II тыс. до н.э. В это время китайцы уже имели развитую иероглифическую письменность, изготовляли превосходные мечи и предметы домашнего обихода из бронзы; сложной являлась структура государственной власти, была выработана система религиозных культов и обрядов.

 

Представления китайцев о мире и древние народные культы

 

Союз и борьба Ян и Инь Представления древних китайцев о происхождении мира и устройстве Вселенной сводились к следующему. Вначале весь мир являлся хаосом, образованным из мельчайших частиц: светлых — Ян и темных — Инь. Постепенно светлые и легкие частицы поднялись вверх и образовали Небо, а темные и тяжелые опустились вниз и сформировали Землю. Таким образом, мир возник из неотделимых друг от друга противоположных сил — положительной мужской (Ян) и отрицательной женской (Инь).

В результате взаимодействия Ян и Инь возникла жизнь и появился человек. Все на свете происходит из-за столкновения этих сил; обычное проявление их борьбы и противодействия — смена тепла и холода, света и тьмы. Союз Ян и Инь породили «пять стихий»: землю, воду, огонь, дерево и металл, составляющих основной материал для построения Вселенной.

Рисунок 1. Китайский символ полярности Инь-Ян

 

Важнейшим элементом Вселенной было безграничное круглое небо. Внизу находилась земля квадратной формы, ее центром был Китай, который также назывался «Поднебесной».

Небо и землю, полагали китайцы, населяли всевозможные божества и духи Они обитали везде и всегда присутствовали в любой точке пространства. Самым важным был Бог Неба — верховное божество. Небо не проявляло себя каким-либо чудесным путем и не высказывало особенной благосклонности к одним или нерасположения к другим Свое могущество оно выражает в таких естественных явлениях, как жара и холод, дождь и засуха: вовремя и в меру данные людям, они свидетельствуют о расположении и милости Неба; их избыток или недостаток означает наказание и грозит бедствиями. Таким же образом Небо проявляет свое отношение к правителям Поднебесной нарушения обычного порядка в природе указывают на необходимость устранить несправедливость в государстве, для чего дурные правители должны быть свергнуты с престола. Так в XI в. до н э было выработано учение о Мандате Неба, согласно которому само Небо вручало мандат на управление страной добродетельному императору и лишало власти недобродетельного, порочного. : Китайцы поклонялись также духам земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра.

Одним из наиболее важных был культ священных гор, сопровождаемый человеческими жертвами Культ предков: обеспечить духам безбедное существование Определенную группу духов составляли духи предков. Культ предков был очень развит в Древнем Китае. Он сводился главным образом к обожествлению и почитанию общего предка по мужской линии.

В основе культа предков лежало представление китайцев о том, что смертно только тело, а душа человека и после смерти продолжает жить. Душа может пользоваться всем, что принадлежало этому человеку при жизни. Местом ее обитания могла быть комната, в которой раньше жил этот человек, могила, в которой покоится его прах, специально построенная для почитания усопших домашняя молельня, храм (где, как полагали древние жители Китая, живут души государственных деятелей и военноначальников), и даже небо, солнце и звезды. Душа может также воплощаться в различные растения и животных Душа человека после его смерти, считали китайцы, сохраняет связь с живыми, прежде всего с родственниками, она может вмешиваться в их жизнь. Для того чтобы обеспечить душе безбедное существование, ее регулярно снабжали всем необходимым: пищей, одеждой, домашней утварью. Все это доставлялось душам предков путем жертвоприношений; вещи сжигались на жертвенном огне, и, превращенные в дым) они потреблялись душой. В жертву также приносили людей, закалывали животных. Однако постепенно, начиная с середины I тыс. до н.э., настоящие предметы все чаще заменялись игрушечными, сделанными из глины или бумаги — в этом случае обслуживание предков становилось значительно менее обременительным.

Если о душе никто не заботился, полагали китайцы, она непременно станет злобной и мстительной и нашлет на живых болезни и несчастья.

Подготовка к смерти - важное дело жизни Одним из главных элементов культа предков была церемония погребения главы семьи и его подготовка к смерти. Заботы об этом начинались для китайца, еще когда он был в расцвете сил. Задолго до кончины мужчина указывал, какие любимые вещи положить вместе с ним в гроб, во что его одеть, как обставить церемонию похорон. Похвальным поступком считалось подарить отцу на день рождения гроб и похоронную одежду. Знатные люди заранее готовили себе гробницы и склепы.

С наибольшим размахом, естественно, сооружались императорские могилы, нередко превосходящие роскошью даже наземные дворцы. Примером такого погребения может служить усыпальница императора Цинь Ши-хуанди, жившего в III в. до н.э. Над устройством ее в течение многих лет трудились сотни тысяч людей. Сначала в горе (недалеко от города Сиань) вырыли огромную яму, затем облицевали стены яшмой, дно устлали большими лакированными камнями, на которых нарисовали карту китайской империи, а потолку придали вид неба с изображением светил. Вместе с императором захоронили всех, 1(10 строил это сооружение, — дабы они не рассказали о спрятанных под землей сокровищах и не показали к ним путь. С императором также захоронили всех его жен, у которых не было детей.

Итак, все назначение человека на земле, в соответствии с культом предков, заключалось в том, чтобы продолжить род и обеспечить таким образом заботу о могилах предков.

 

Этико-религиозные системы

 

В середине I тыс. до н.э. в Китае зародились основные философско-религиозные системы, на многие столетия определившие жизнь страны. Наиболее важными были конфуцианство и даосизм.

Конфуций - основатель национальной религии Китая. Основателем конфуцианства был проповедник Кун Фу-Цзы, известный в европейской транскрипции как Конфуций. Он родился 27 августа 551 г до н.э. в пещере глинистого холма, обладавшего в глазах людей магической силой, —родители Конфуция отправились туда совершать молебен. Когда мальчику было два года, его 68-летний отец скончался. Молодая мать воспитывала ребенка одна, и их материальное положение оставалось трудным. Однако Конфуций рос здоровым, способным и жизнерадостным ребенком. Уже в детстве он обнаружил тягу к знаниям, хорошо разбирался в различных церемониях, особенно траурных, с уважением и любовью относился к старшим, родителям, предкам. К тридцати годам он освоил достижения древнекитайской письменной культуры, что позволило ему обобщить их и систематизировать, дополнив собственными трудами. Таким образом, он был первым собирателем китайского священного предания Он записал старинные обычаи, зафиксировал нормы поведения, принципы этики, морали, нравственности, но делал это не просто как исследователь, а как проповедник

— желая восстановить стародавние порядки. Себя он называл не обновителем, а почитателем старинной мудрости.

Книги, составленные Конфуцием и его последователями, уже в древности считались священными и были объявлены единственным источником мудрости и знания. Кандидат на чиновничью должность обязан был сдать экзамен на знание конфуцианской литературы; для этого классические каноны заучивали наизусть.

Этика конфуцианства Главное внимание Конфуция было уделено вопросам нравственным, этическим. Проблемы собственно религии или мироздания его не особенно интересовали. Если человек еще не знает жизни, стоит ли стремиться познавать смерть? И если человек еще не познал себя, надо ли стараться постичь духов? — говорил Учитель Кун.

Человека он изображал не таким, каким видел в реальности, а таким, каким хотел его видеть —идеальным, воплощением всевозможных добродетелей. Идеальный человек — сама мудрость, он всей душой предан науке, всегда полный набожности, искренности и смирения, кроткий и справедливый; даже наедине с самим собой и не оставляют мысли о самосовершенствовании. Основополагающими добродетелями человека Конфуций считал преданность, верность, послушание и почитание родителей и старших. Не случайно главная заповедь, данная Конфуцием, звучала так: «почитание родителей и уважение к старшим являются сущностью жизни» Сын должен повиноваться воле родителей при жизни — всегда во всем, в том числе в выборе профессии и жены; он должен приносить им жертвы после их смерти.

Абсолютное, беспрекословное подчинение требовалось также от женщины.

Конфуций учил, что каждый человек должен занимать то место в мире и обществе, которое назначено ему его судьбой. Он утверждал, что это есть закон природы, и что сама общественная структура, равно как и структура всего мира, заранее предопределена, вечна и неизменна. Поэтому первоочередной долг любого человека состоит в том, чтобы добросовестно исполнять возложенные на него обязанности. Государство тогда благоденствует, когда все находятся на своих местах и соответствуют им: министр правит, а пахарь возделывает землю.

В своем учении Конфуций исходил из того, что человек по своей природе более расположен к правде и добру, нежели ко лжи и злу. Он верил в действенность нравственной проповеди и порицал тех, кто стремился построить общество не на гуманности и добровольном подчинении, а на страхе и насилии.

Высшая цель добродетели, по мнению Конфуция, заключается в достижении мира и счастья в стране.

Конфуций подчеркивал практическую целесообразность именно нравственного авторитета правительства: «если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать». Необходимым элементом государственного управления он также считал вежливость — если ее не будет, то не будет и правил управления. Выполнение же правил он расценивал как признак «высоконравственного правления».

Рассуждая о государстве, он выделил два социальных слоя: Управляющие и управляемые.

Управляющие — «благородные чиновники» и «мудрые мужи» — в своих поступках проявляют чувство самоуважения, ответственности, доброты и справедливости. Такие люди высоконравственны.

Управляемые — простолюдины — часто в принципе не способны к «высокому знанию», поэтому их рассуждения о государственных делах можно рассматривать как преступление. Цель их деятельности не в том, чтобы теоретизировать, а в том, чтобы трудиться на своем месте, производить материальные ценности, содержать правящую верхушку общества.

Китайское государство на страже конфуцианства С течением времени конфуцианство приобретало все большее число сторонников. В II в. до н.э. Конфуций был канонизирован. В честь его по всей стране воздвигались храмы, его могила стала местом национального паломничества. Во II в. до н.э. конфуцианство объявляется государственной религией в Китае.

В целом учение Конфуция представляет собой свод моральных правил, основанных на преклонении перед древностью, перед государством как высшей ценностью, а также на идее строгой обязательности следования установившимся в обществе обрядам и традициям, выполнения ритуалов и традиционных правил человеческого общежития. Главной ценностью в Древнем Китае традиционно выступало государство, а человек как личность стоял несоизмеримо ниже. Место личности фактически занимала социальная сумма личностей — от семьи и родового клана до общества в целом. Поэтому в Китае всегда в основном интересовались социальными проблемами, этикой и социальной политикой, желая сделать именно государство и общество более совершенными. Этой задаче полностью соответствовало конфуцианство как официальная идеология.

Конфуцианство восприняло из древних национальных верований многих богов. Пантеон конфуцианских божеств включал верховное божество Небо, умерших предков императора, самого Конфуция, богов солнца, луны, грома, дождя, ветра, земли, рек, огня, покровителей городов.

Особенностью конфуцианства было то, что оно не имело особой касты жрецов. Функции верховного жреца были возложены на самого императора — только он мог приносить жертвы Небу. Менее значимые религиозные церемонии были поручены чиновникам разных уровней — именно они являлись основными хранителями конфуцианских заповедей. Они же наблюдали за их неукоснительным выполнением.

Философский даосизм: все относительно, абсолютно только дао Одной из основных религиозно-философских школ в Древнем Китае был даосизм, возникший на рубеже VI—V вв. до н.э. как учение Лао-цзы.

Основатель даосизма мудрец Лао-цзы (Ли Эр), согласно легенде, родился в 604 г. до н.э. (некоторые исследователи считают, что значительно позже). Он всегда избегал светского общения, не стремился к популярности, отказывался воздействовать на современников каким-либо специальным методом, не основывал никаких школ и почти не имел учеников. О жизни его известно немногое. В старости он, как гласит предание, почувствовав приближение смерти отправился на восточную границу государства, где один из начальников пограничных войск, заинтересовавшись его рассуждениями и взглядами, упросил его написать книгу и изложить в ней и мысли о мире и человеке. Так была создана важнейшая книга даосов — «Книга о Дао и Дэ». Исполнив просьбу, мудрец ушел на чужбину, где вскоре и умер.

Впоследствии о Лао-цзы было сложено множество легенд.

«Книгу о Дао и Дэ» отличают возвышенность идей, глубина нравственных понятий и полное отсутствие какого бы то ни было мистического элемента. В ней представлена идея некого Абсолюта, раскрывающего свою таинственную природу в Боге, рациональном строе мира и моральном, добродетельном человеке.

Основное слово в учении Лао-цзы — дао, что буквально означает путь. Одновременно этим словом обозначали и другие понятия — правило, порядок, смысл, закон.

Дао — основной принцип всего существующего, мировой порядок, истинный метод, путь природы и вечное самодвижение материи, отец и мать всей вещей. Дао не имеет начала, он — древнее Неба, независим и носит сам в себе закон. Небо, как все на свете, подчиняется дао — единому объективному.

Особенность мышления китайцев проявлялась также в их стремлении к максимально возможной конкретике, связанной, как предполагают исследователи, с недостаточно развитой способностью к обобщению. Конкретность мышления влекла за собой склонность к символике, гаданию и к вере в магию чисел. Китайцам также была присуща ярко выраженная склонность к морализированию.

В совокупности эти черты приводили к пассивности мысли, отсутствию напряженного мыслительного поиска. Всеобщая и непоколебимая уверенность в правильности официальных истин приводила к догматизму и конформизму. Новая мысль могла развиваться только в виде комментариев к старым изречениям мудрецов. Сами комментарии, их структура, манера изложения — все жестко регламентировалось, любые отклонения от стандарта считались нарушением нормы, порицались и запрещались.

Наука - престижно только гуманитарное знание Жители Древнего Китая к знанию и мудрецам относились с почтением, однако под знанием в Поднебесной понимались постулаты почти исключительно из сферы гуманитарных дисциплин. Другие науки — точные, естественные, технические — были в целом мало престижны. Тем не менее, за многие века существования древнекитайской цивилизации китайские ученые внесли определенный, и немалый, вклад в развитие мировой науки.

Математика зародилась в Китае на заре китайской истории, но самые ранние письменные работы по математике относятся лишь к I в. н.э. Это знаменитый трактат «Математика в девяти главах»,суммировавший накопленные в этой сфере знания. Китайские ученые знали свойства прямоугольного треугольника, пользовались понятием отрицательных чисел, составляли системы уравнений, решали задачи на проценты. Система счисления у китайцев всегда была десятичной Однако во всей древнекитайской математике не было сделано попытки доказать и как-то обосновать то или иное решение. Книги содержали только жесткие предписания: «делай то-то, делай так-то».

Развивалась астрономия. Уже во II тыс. до н.э. древние жители Китая делили год на 12 месяцев, месяц — на четыре недели. В середине I тыс. до н.э. китайцы приступили к регулярным астрономическим наблюдениям. Они составили карту звездного неба и первый в истории человечества звездный каталог, первый в мире небесный глобус, воспроизводящий движение небесных тел, наблюдали и регистрировали солнечные затмения и описывали пятна на Солнце.

Традиционно сильной областью китайской науки была медицина. Важнейшими открытиями в этой сфере стало применение иглоукалывания и прижигания для лечения различных болезней. Во II в. до н.э. была составлена первая в Китае книга о лекарственных средствах. Популярностью пользовались книги о женских болезнях и ветеринарные справочники.

 

Письменность, литература, музыка и театр

 

Китайская иероглифическая письменность Древнейшая живопись и письменность в Китае имеют общее происхождение. Китайская письменность возникла во II тыс. до н.э. Уже в XV в. до н.э. существовала развитая система иероглифического письма, насчитывающего более 2000 иероглифов. В III в. до н.э. была введена единая китайская письменность и с этого времени она начинает быстро развиваться: во II в. н.э. число иероглифов составило около 10 И а в следующем столетии — более 18 тысяч. Тогда же появились первые китайские словари.

 

Рисунок 2. По преданию, курица и свинья впервые отделили мокрые листы бумаги (105 г. н. э.)

 

Китайцы использовали различный материал для письма. Во II тыс. до н.э. записи делались на костях животных и на стенках бронзовых сосудов. В начале I тыс. до н.э. для этих целей стали использовать пластинки из бамбука, однако этот писчий материал был слишком тяжел и громоздок: иногда требовалось несколько повозок, чтобы перевести бамбуковые труды ученого-чиновника. После того как китайцы освоили культуру шелкопряда (первыми в мире и научились изготовлять шелк), его начинают использовать для записи текстов. На шелке писали натуральными красками особыми писцовыми кисточками. В 105 г. н.э. китайцы совершили великое открытие — научились изготовлять бумагу. Ее варили из древесной коры, старого тряпья, конопли. Примерно тогда же была создана тушь, материалом для которой служили сажа, растительные масла и смолы.

Освоение китайской письменности было фундаментом китайской системы образования. Обучение детей начиналось с семи— восьми лет. Единой программы обучения не было, все зависело от индивидуальных способностей учеников. Основным методом обучения было зазубривание текстов наизусть — при этом никого не беспокоило, если человек не понимал содержания зазубренного. Как

правило, школьники выучивали 2—3 тысячи иероглифов и получали элементарные сведения по арифметике и китайской истории1

Литература. Известнейшим литератором и историком был Сыма Цянь, живший во II в. до н.э. Его основной труд «Исторические записки» был взят за образец сотнями других ученых. Они копировали и структуру работы Сыма Цяня, и его манеру подачи материала.

 

Рисунок 3. Древнекитайские иероглифы

 

Древнейшие памятники китайской литературы — «Книга перемен» («И-Цзин») и «Книга песен» («Ши-Цзин»), содержащая более 300 народных песен, од и гимнов, составленных в период с XI по V вв. до н.э. «Книга истории» («Шу-Цзин») была написана ритмической прозой и посвящена первым легендарным правителям Китая. В «Книге ритуала» («Ли-Цзы») рассказывалось о всевозможных обрядах, церемониях и правилах поведения. Основная часть материалов для этих книг была обработана и систематизирована Конфуцием и его учениками и может рассматриваться как священное писание вконфуцианстве.Основоположником китайской поэзии считают Цюй Юаня (IV— III вв. до н.э.), воспевшегопреданность родине. Первым в Китае певцом любви и женской красоты стал Сун Юй (III в. до н.э.), лирика которого пронизана ощущением радости жизни. Во II в. до н.э. жил Сыма Сянжу, старавшийся прославить в своих стихах силу и могущество императора. Знаменитыми поэтами первых веков нашей эры были Дао Дао, Дао Пи, Дао Чжи.

Музыка. Особую роль в совершенствовании стиля и языка китайской поэзии сыграла созданная во II в. до н.э. музыкальная палата «Юэфу», собиравшая народные песни и музыкальные произведения. На чиновников «Юэфу» были возложены задачи по специальной подготовке музыкантов и организации музыкального сопровождения всех придворных церемониалов, а также контроль за исполнением песенной и танцевальной музыки. На рубеже нашей эры в Китае появились трактаты о музыке, наиболее известным из которых был трактат «Книга о музыке» («Юэ-Цзы»). Музыка называлась «юэ», что означало нечто культивированное, организованное, носящее праздничный характер. Китайцы смотрели на музыку как на таинственную космическую силу, и отдельные тоны отождествляли с первоэлементами, образующими мир (с воздухом, водой, землей и огнем).

Театральное искусство Театральное искусство в Китае объединяло танец, пение, речь, представление и акробатику. Оно восходило к глубокой древности, к разнообразным культовым действиям и было связано с поклонением божествам и умершим предкам, с выполнением обрядов жизненного цикла и соблюдением различных каленных праздников. Существенной была роль музыки в китайском театре: она сопровождала все театральные представления.

На рубеже нашей эры в Китае были широко распространены и популярны выступления мимов, циркачей, музыкально-драматические программы, театры кукол и теней, однако сами актеры не были уважаемым и популярным сословием. Сюжетами для театральных представлений служили легенды о святых, мифических героях, популярные народные сказания. В театральных сюжетах, как и во всей китайской литературе, отразились особенности национального характера и темперамента китайцев, специфика их менталитета, сложившаяся у них иерархия высших ценностей, понимания ими смысла жизни.

 

Зодчество, декоративно-прикладное искусство, мода

 

Зодчество. Мировоззрение китайцев и состояние научно-технической мысли проявлялись в развитии архитектуры. В I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два-три этажа с многоярусной крышей.

Ранние китайские города имели правильную, геометрическую планировку, были разбиты на кварталы, куда входили дворцы правителей, храмы, жилища простых людей, их мастерские, рынки, торговые лавки, чайные и харчевни. Центральная площадь в городе могла быть очень значительной по размеру-до нескольких квадратных километров. Дворец правителя располагался на главной магистрали и превосходил все остальные здания своими размерами. Города нередко обносились стенами, шириной в несколько метров, назначение которых заключалось в защите горожан от набегов соседей2

III в. до н.э. — время образования единого централизованного государства- ознаменовался строительством множества (более 700) императорских дворцов. Тронный зал одного из них вмещал более 10000 тыс. человек. С III в. до н.э. велось строительство Великой китайской стены, защищавшей северные рубежи страны от диких кочевых племен. На воздвижении стены трудились более 2 миллионов государственных Рабов и заключенных, многие из которых были наказаны за свое инакомыслие. Это было, по-видимому, первое в мировой истории использование принудительного труда политзаключенных.

 

Рисунок 4. Дракон. Статуэтка из бронзы

 

Декоративно-прикладное искусство - бронзовые нефритовые изделия лаковая утварь Наряду с зодчеством ведущим было декоративно-прикладное искусство. На начальных этапах китайской истории оно представлено расписной керамикой Яншао (III тыс. до н.э), названной так по месту раскопок. Разнообразные по форме и размерам кувшины, чаши, бокалы, блюда были прочными и блестящими, украшенными сложными геометрическими узорами.

Во II тыс. до н.э. китайские мастера начинают использовать бронзу. Из нее изготовляли все — от огромных чанов весом 600 кг до крошечных кубков величиной всего в несколько сантиметров. Все сосуды тщательно обрабатывались; излюбленными приемами были нанесение углубленной гравировки и выпуклого рельефа. В I тыс. до н.э. из бронзы стали делать зеркала, украшенные тонкой резьбой.

Издавна китайцы применяли в качестве материала нефрит и кость. Зеленый нефрит был особенно почитаем, так как он использовался для увековечивания культа предков. Техника обработки нефрита достигла своего совершенства именно в Китае Всегда популярной была в Китае яркая расписная лаковая утварь — изящные лаковые подносы, подставки, чаши, вазы, туалетные коробочки. Они получались легкими, яркими, не боящимися воды.

Лаковые изделия получили широкую известность далеко за пределами Китая и составляли важную статью его экспорта.

Постоянно совершенствовалась техника гончарного производства, и IV в. н.э. первыми в мировой практике китайские ремесленники открыли секрет изготовления фарфора.

Домашняя утварь (чаши, кувшины, блюда, подносы) почти всегда украшались определенным узором, что можно рассматривать как начало живописи. В древнейший период важнейшими составными частями декоративного орнамента были знаки солнца, луны, молний. Затем исключительно популярным становится дракон, перед которым как божеством благоговели и которого изображали в самых причудливых формах: с тигровыми лапами, орлиными когтями, длинными усами. Нередко встречаются изображения быка и барана, обеспечивавших как полагали китайцы, людям сытость, благополучие и богатство. В I тыс. до н.э. эти орнаменты дополняются изображениями различных сцен из человеческой жизни — в том числе охоты. Примером древнекитайской живописи могут служить росписи погребальных склепов. На каменных дверях склепов вырезались изображения чиновников в длинных халатах. Это были стражи входа, призванные охранять могилу от злых духов. На стенах представлены эпопеи, рассказывающие о добродетельных сыновьях и верных женах Язык рельефов и живописных изображений был почти одинаков и очень условен. Во всем прослеживался строгий канон.

И людей, и богов принято было изображать в одежде чиновников, испуг показывался вздыбленными волосами, покорность — согнутой спиной.

Мода и быт. Одежда китайцев во многом зависела от времени года, от того, где проживал человек - на севере или юге, в городе или деревне, а также от его сословной принадлежности. Люди среднего сословия летом носили штаны и кофту, к ним добавлялся верхний халат или куртка. Обыкновенным элементом гардероба была остроконечная широкополая соломенная шляпа и легкие сандалии, также сплетенные из соломы. Зимой китайцы надевали башмаки из толстого грубого сукна, теплые шапочки, плащи из бараньих шкур. Зимнее платье подбивалось мехом — беличьим, козьим, а иногда даже шкурками крыс и мышей. Женская одежда была аналогична мужской, только длиннее и свободнее.

Одежда простолюдинов шилась из хлопчатобумажных тканей, а ношение шелка было исключительной привилегией высшего сословия.

Древнекитайские интерьеры состоятельных людей украшались плетенными и лакированными стульями, скамеечками, ширмами, циновками, сундуками, подставками для цветов, бронзовыми зеркалами, раскрашенными фонарями и небольшими столиками. За ними китайцы ели, используя вместо ножей и вилок две маленькие палочки из бамбука или слоновой кости, как это предписывал старинный обычай.

 

 

Выводы

 

Итак, Китайская цивилизация — одна из самых древних, больших, обособленных и устойчивых на Земле, в начальной период своего существования подарила человечеству шелк, бумагу, тушь и фарфор. Китайские зодчие возвели гигантское архитектурное сооружение - Великую Китайскую стену. Китайские мыслители разработали оригинальные философско-религиозные концепции - даосизм и конфуцианство, во многом распределившие развитие китайской культуры на столетия вперед.

 

Рисунок 5. Афинский Акрополь в эллинистическую эпоху. Реконструкция.

znakka4estva.ru

Китайцы и их ценности

Главная страница » Китай » Философия и культура Китая » Китайцы и их ценности

Продолжая разговор о китайском характере, нелишне обратить внимание еще вот на какой факт: какую роль играли географические условия в формировании «китайского духа»? Ответ на этот вопрос интересовал многих мыслителей.

Конфуций (551/552-479) говорил: «Мудрый человек наслаждается водой, благородный человек наслаждается горами. Мудрые двигаются, благородные остаются неподвижными. Мудрые счастливы, благородные терпеливы» (Лунь юй, VI, 21).

Китаянки

Китаянки в Шисаньлине

Китайский философ Фэн Юлань (1895-1990) отмечал, что Китай — сельскохозяйственная континентальная страна, и все ценности китайской культуры так или иначе вытекают из этого. Действительно, море никогда не играло в жизни китайцев того значения, как, например, в Древней Греции или, позднее, в Европе. Действительно, зачем море, если там ничего нет, кроме островов бессмертных? Да и континентальные походы интересовали императоров в значительно меньшей степени, нежели их западных «коллег». Вот и получалось, что высшей ценностью была та земля, которая была у них под ногами. Не зря именно земельные вопросы занимали центральное место во всей китайской истории.

Сельское хозяйство во все времена считалось «корнем», а торговля — «ветвями». И в этом заложены далеко идущие последствия: сельское хозяйство предполагает оседлость, следование традициям, консерватизм, в то время как торговля — это поиск новых мест, рынков, новаторство. «Укрепить корни, пренебречь ветвями» — не раз именно по этому пути шли китайские правители.

Крестьянские ценности — верность семье, обычаям, опыту прошлого, трудолюбие. Именно эти качества и культивировались китайским обществом. Трудолюбие и бережливость — одни из основополагающих (вспомним, как это отличается от русского Иванушки-дурачка, лежащего на печи и ожидающего своего часа).

Сейчас китайцы часто ассоциируются у нас с рыночными торговцами. Однако доля их от общей численности населения Китая чрезвычайно мала. Из 1 млрд. 300 млн. человек по разным данным от 750 до 900 млн. — это крестьяне. Да и большинство горожан — те же вчерашние крестьяне. И если внимательно вчитаться в древнекитайские философские трактаты, посмотреть на китайскую историю, пристальнее вглядеться в современность, то мы увидим, что именно крестьянские ценности и определяют лицо Китая.

© "Путешествия с Марией Анашиной", 2009-2018. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены

Статьи по этой теме

anashina.com

традиционная китайская культура китай духовные ценности коммунистический режим

Традиционная китайская культура исходит из далёких времён. Ей, по оценкам многих историков, более пяти тысяч лет. Культура Китая отличается богатством созданных материальных и духовных ценностей, а также высочайшей стойкостью. Даже многочисленные войны, восстания, разбои завоевателей не ослабили её, а наоборот, народности – захватчики ассимилировались с китайским образом жизни, перенимая их обычаи и традиции.

Фалунь Дафа (Фалуньгун), фото, медитация, здоровый образ жизниЮные барабанщики в традиционных костюмах Небесных музыкантов

Суть любой культуры заключается в её внутреннем нравственном содержании, в то время как внешние формы имеют лишь развлекательную ценность. Основное богатство культуры — это наследие потомков, которое проявляется в состоянии их поведения, взаимоотношений, мышления, мировоззрения, в проявлениях честности, доброты, терпимости и пр.

Раньше многие китайцы были неграмотны, но знание традиционных драм и опер позволяло им придерживаться нравственных норм.

В основу древней китайской культуры легли конфуцианство, буддизм и даосизм. Именно эти ортодоксальные религии помогли создать такую высокую степень духовности общества. Буддизм делал упор на доброте, даосизм – на истине, в конфуцианстве говорится о гуманизме и справедливости, ценности семейных традиций. Поэтому с древних времен в людях ценились вера, честность, соблюдение правил поведения, мудрость, преданность, сыновний долг и т.д. Это отражалось в глубоко укоренившихся традициях.

Мы часто слышим в последнее время о проблемах современного Китая. Например, экологи бьют тревогу в связи с загрязнением рек, протекающих по территории Поднебесной. 75% из 50 тысяч км рек КНР сегодня непригодны для обитания рыб; 33% подземных вод сильно загрязнены. Пустыни расширяются, почвы солонеют, в промышленных районах концентрация вредных веществ выше предельно допустимых норм во много раз. Врачи предупреждают об опасности потребления чая, молока, использования бытовых средств, произведённых в Китае, в которых в больших количествах содержатся ядовитые вещества.

Среди чиновников процветает коррупция, в судебной системе – беззаконие. С 1999 года происходит жесточайшее преследование мирной духовной практики (цигун) Фалуньгун, имеющей огромную популярность среди китайского народа. Всему миру стало известно об извлечении органов у живых узников совести (большую часть из них составляют последователи Фалуньгун) для продажи с целью наживы. Такой преступный бизнес за рубежом называют «невиданной формой зла на нашей планете».

Так что же произошло с традиционной китайской культурой? Что произошло с китайцами? С 1949 года в Китае правит Коммунистическая партия (КПК). Чтобы идеи марксизма-ленинизма с теорией насилия и классовой борьбы укоренились в сознании китайцев, нужно было уничтожить в китайской культуре то, что культивировалось пять тысяч лет, что, как считалось с древних времён, передавалось Богами на протяжении всех существующих династий.С целью захвата, удержания и усиления власти КПК нужно было заменить человечность партийными принципами, а традиционную культуру Китая – партийной культурой «лжи, злобы и борьбы». Партия стремилась только к одному: контролировать население путём внедрения в его умы философии «борьбы с небом, борьбы с землёй, борьбы между собой». Она в основе своей проповедует атеизм и понимает, что невозможно управлять людьми, если они верят в Бога и связь человека с Небом.

Партия провела много кампаний среди населения для упрочения своих позиций. Движением «Подавить контрреволюцию» в начале 1950-х она уничтожила буддизм и даосизм. Это было достигнуто внедрением в религии требований партии. В итоге китайские ассоциации буддизма и даосизма написали в своих учредительных заявлениях, что они следуют «руководящей роли народного правительства». В действительности, они следовали руководящей роли атеистической КПК и полностью превратились в мирские организации. Движение «Против правых» в 1957 году уничтожило интеллигенцию, которая могла разоблачить идеи партии.«Культурная революция» (1966-1976), развёрнутая Мао Цзэдуном, фактически заставила китайцев отказаться от своей национальной 5000-летней культуры, традиций и обычаев. В ходе кампании «Отбросить четыре пережитка» нужно было «отбросить» старую идеологию, старую культуру, старые обычаи и нравы, то есть, всё то, что составляло духовность общества. В течение этого массового движения древние реликвии, памятники старины, произведения каллиграфии и живописи, шедевры классической литературы были уничтожены, храмы и древние статуи, фрески полностью разрушены. Убиты миллионы невинных людей.

Позже КПК, приняв курс экономических реформ и открытости, восстановила многие церкви, буддийские и даосские монастыри, организовав в них ярмарки и уничтожив истинно религиозных монахов. Компартия использует традиционную культуру для приукрашивания себя. И не имеет значения, что КПК в настоящее время организует выставки живописи и каллиграфии, фестивали с танцами драконов и львов, проводит ярмарки китайской кухни или строит классические архитектурные здания, партия только создаёт фасад китайской культуры взамен уничтоженной традиционной.

Компартия восстановила внешнюю форму культуры, которая служит развлечению, чтобы скрыть свою цель – уничтожение нравственности.

Лидеры компартии часто говорили, что в «Новом Китае» современная культура опирается на коммунистические, революционные принципы. Искусство было превращено в инструмент пропаганды для укрепления власти правящей партии. Новая культура партии включила в себя восхваление одного кабинета и одного голоса, насилие, ненависть, обман и ложь, идеологическую обработку («промывание мозгов»), самовосхваление, преследование людей с мировоззрением, отличным от идеологии коммунизма. Она разрушала совесть, мораль, духовность, заставляя людей отказаться от традиционной культуры.

Традиционная культура ценила человеческую жизнь и рассматривала её во взаимосвязи с Небом, КПК ставит жизнь человека ни во что. Во имя революции партия погубила 20 миллионов человек. Мао Цзэдун с гордостью говорил о своих достижениях: «Чем мог похвастаться император Цинь Шихуан-ди? Он убил всего 460 ученых конфуцианцев, а мы убили 46 тысяч представителей интеллигенции…».

В период правления компартии люди никогда не знали, когда на них обрушатся непредвиденные бедствия, поэтому были в постоянном страхе. Люди, живущие в страхе, становятся покорными для тирании.

Как пробудить людей? Очевидно, что возрождение традиционной китайской культуры и нравственности кардинально изменит китайское общество.

newsinfonow.info

Ценности китайцев - человек из Китая

Взято из Путь китаиста

Итак, давайте попробуем ранжировать ценности китайцев.

Источник.

На первое место я бы поставил лицо. Необходимо пояснить, что, так как цивилизация эта – не европейская, соответственно, весь имеющийся в нашей цивилизации запас гуманизма местному населению чужд чуть более, чем полностью. Таким образом, “лицо” в китайском понимании – это образ человека, в глазах других людей. То, на сколько он соответствует своему статусу и соблюдает принятые в обществе ритуалы и церемонии.

Например, не пригласить гостя из далека отобедать – это нарушение либо лица гостя, либо потеря своего. Однако, покормить скромно, по возможности – ничего страшного. Сделать что-то неправильно, допустить ошибку – это не потеря лица. А вот быть обруганным за это на людях, например, на собрании – означает потерять лицо. Так же, для сохранения лица нужно поддерживать определённые стандарты своего статуса. Например, в одной деревне в Гуандуне у каждого мужчины должна быть любовница. Сюда же можно отнести необходимость жить в дорогих гостиницах, даже если в офисе в холода не включаются кондиционеры. Данное понятие проходит красной нитью через все остальные ценности.

Семья и род. С семьёй и семейной жизнью так же связаны определённые традиции и ритуалы. Во-первых, семья подразумевает рождение наследников, которые будут поминать после смерти и сжигать бумажные деньги на перекрёстках, иначе на том свете будет холодно и голодно. Мальчик-наследник – важнейшая ценность в пределах семьи. Во-вторых, не возможность создать семью означает потерю лица как для одинокого человека, так и для его родителей. Помните старичков в парке, выставляющих анкеты своих детишек? Попробовать найти выход из тяжёлой ситуации вместе с товарищами по несчастью – необходимая мера. А вот появиться на ужине клана с одинокой дочкой, которой вот вот стукнет тридцать – потеря лица. При этом не важно, пусть даже она смогла высоко взобраться по карьерной лестнице. Это – второстепенно. Именно поэтому, семья играет важнейшую роль в жизни любого китайца и гармония, спокойствие и благополучие в семье всегда будут на первом месте. Как и в любом традиционном обществе, семья в Китае не ограничивается узким кругом ближайших родственников, но включает в себя, как правило, десятки и сотни членов огромного клана. Как правило, именно члены клана будут занимать ключевые позиции в бизнесе. Разумеется, менее успешные всегда могут рассчитывать на помощь сородичей.

Благосостояние. Здесь не стоит ничего раскрывать. Деньги – самый главный идол в пантеоне на сегодняшний день. Именно Богу богатства делают самые щедрые подношения, именно в его честь (точнее, в их честь) взрывают больше всего хлопушек и фейерверков. Как правило, лицо и семья – ценнее благосостояния. То есть не жалко потратить деньги на семью и на сохранение лица.

Отношения с ближайшим кругом. Начиная от “братанов” – ближайших друзей и до соседей по дому. Необходимо соблюдать ритуал, не забывая о своём лице “давать лицо” окружающим. Разумеется – не в ущерб основным ценностям.

Удовольствия и увлечения. От игры в карты до выпивки и коллекционирования марок.

Положение в обществе. Быть большим начальником, чиновником, героем, на мой взгляд, для китайца совсем не обязательно. Вполне достаточно обеспечить все перечисленные выше потребности.

Буду очень рад услышать мнение коллег-китаистов и просто интересующихся и разбирающихся в вопросе людей.

Так же, на фундаменте данной статьи мы сможем построить дальнейшие рассуждения на темы:- Привычка к накоплению.- Стоимость недвижимости в Китае и пузыри на рынке недвижимости.- Особенности потребления в Китае.- Особенности семьи в Китае.- Причины доброжелательность к иностранцам.

А здесь комментарии ( их тоже интересно почитать):

Я не считаю себя знающим китайскую культуру и традиции, но все живущие и работающие в Китае рано или поздно сталкивались с определенными странностями в поведении китайцев. Начиная от не очень приятных привычек (харкать) до смешных (на наш взгляд) связка ключей на брюках и длинные ногти. Видел потерю лица (наверное), не знаю, можно ли считать, что китаец потерял лицо, когда его неудачу видел иностранец. В лице они менялись и громко кричали по телефону это точно.По семейные традиции. Часто вижу как в ресторане обедает/ужинает вся семья, начиная от еле ходящей бабушки и заканчивая ребенком в коляске.Отдых у них так же достаточно своеобразен. Если встречаются мужчины, это ресторан, много выпить (за короткое время) затем или сразу домой или в начале в KTV, а затем все равно домой. Но надо отдать должное. в пьяном виде по улицам не шатаются.Молодежь, отдыхает по разному. Видел как сидят парень с девушкой и играют в карты (не один раз видел). В клубы не хожу т.к. слушаю другую музыку, она в Китае не популярна. Как то спросил девушку (китаянку), она все спрашивала меня про клубы, прозрачно намекая на посещение оного, что ты будешь делать в клубе? Ответ был такой:- ну как, будем сидеть, слушать музыку, разговаривать.Ага, зная громкость музыки в клубах и дикую настройку аппаратуры мы будем сидеть слушать и разговаривать ))В больших городах наверно по другому, а в маленьких примерно так.По положению в обществе, действительно, деньги для них не самоцель. Но, при любой возможности стараются устроиться в гос.учреждения, хотя там и з/п намного меньше.По экономии сталкивались все, зимой. Очень они любят экономить на электричестве, предпочитая одеваться как “капуста”По иностранцам попробую высказать свое мнение.Иностранцы воспринимаются в основном как источник дохода или как показание некоего успеха перед другими (а вот у нас есть свой знакомый иностранец). Да и модно сейчас “косить” под европейца.По поводу источника дохода.Если ты приносишь фабрике деньги, то тебя и будут обхаживать, кормить, поить. Как только ты перестаешь приносить деньги, ты уже не интересен.На рынке (рассказывала китаянка) у продавца 2 цены на товар. Одна цена для китайцев, другая для иностранца. Продавец не продаст иностранцу товар по той цене, по которой продаст китайцу. Если с тобой китаец и начинает реально занижать цену и давить на продавца, то есть стандартный отпор:– ты кто? переводчик? почему ты не даешь заработать своим?Если с тобой китаянка и на вопрос кто она, ответит, что твоя подруга (близкая) тогда стоимость упадет еще.Если ты дружишь с китайцами которые не заинтересованы в тебе как в источнике дохода, то ты скорее всего используешься как красивое дополнение интерьера. Исключение, если китаец жил в России достаточно долго.

Да,уж..любимое мьенцзы(лицо). Это в Китае ,действительно, на первом месте. По моему глубокому убеждению это и то,что очень мешает им жить. В результате того,что китайцы стремятся сохранить это лицо, ты погружаешься в атмосферу тотального обмана.- Как ваши дела? – спрашиваю друзей китайских.-Отлично. И так на протяжении полгода,после чего они обанкротились.Но я то видел по вторичным признакам как у них дела.

С этим понятием ты встречаешься на каждом шагу – они не включают домах кондиционеры когда холодно и когда жарко – говорят что привыкли. А зачем тогда вообще они нужны эти кондиционеры? А чтоб люди видели,что хорошо живем…

Это понятие тянется с древности. Еще когда китайцы жили совсем плохо, то перед входом на веревочке у каждого хорошего хозяина весел кусочек сала, которым они перед тем как выходить из дома обмазывали губы и желательно все вокруг них…Чтоб соседи видели,как сытно они питаются! Это мне сами китайцы рассказали.

Они никогда не скажут не знаю иностранцу.Где находится улица Белого лотоса? Идите на север три квартала.Идешь… А потом оказывается,что вообще в противоположной стороне. Как так? Да просто не хотелось выглядеть глупо,вот и ответил что попало.

Если вам говорят,что товар есть в наличии, то это совершенно не обязательно, или же не такой совершенно.

Мьенцзы – это какая-то каша в их мозгу! Реальная опухоль.Может потому и говорят,что Восток – дело тонкое. Здесь нельзя ходить прямыми тропами и говорить напрямую. Здесь всегда, как в хорошем приключенческом фильме, нужно разгадать сеть головоломок и загадок…

А с работы не боятся уходить тоже потому, что криво с ними договорились. Они считают что и не договаривались вообще.

Я сделал такие условия. Кто месяц не отработал,тот зарплаты не получит! Сразу говоришь им…Уходы прекратились…

А еще,это от необразованности. Так в основном поступают крестьяне. Бродяги по жизни. Здесь же миграция – это у них в крови.

radion-gz-china.livejournal.com

Система ценностей в традиционном Китае

Итак, каковы же те основные позиции, которые характеризуют традиционную китайскую систему ценностей, сформулированную прежде всего конфуцианством?

Конфуцианцы издревле полагали и учили поколения китайцев тому, что вся существующая в мире мудрость уже познана, причем именно китайскими мудрецами. Апробированная веками, эта мудрость – Истина в последней инстанции, нечто вроде категорического императива. Мудрость китайских пророков учит людей жить по правилам, как это и подобает цивилизованному человеку, т. е. китайцу. Народы, лишенные этой мудрости, суть лишь жалкие варвары, которые рано или поздно должны прийти в Китай за великой Истиной и признать верховную власть правителя Поднебесной.

Если мудрость абсолютна, а истина познана, то любая попытка что‑либо изменить – это кощунство. Поэтому открыто выступить против официально санкционированной истины нельзя. Любое новое слово, дабы приобрести право на существование, должно камуфлироваться в традиционные одежды. Новизна его от этого, возможно, потускнеет, но зато традиционная мудрость за этот счет окрепнет и даже частично обновится. На страже священной мудрости стоят ученые‑чиновники, прошедшие сквозь мелкое сито тройного конкурсного отбора и организованные в рамках иерархической бюрократической структуры.

Система в целом бдительно следит за соблюдением культа мудрости и священных книг, за добродетельностью ученых‑чиновников. Случаются, правда, накладки – чиновники порой воруют, берут взятки. Но система заинтересована в том, чтобы эти накладки были сведены до минимума: проштрафившихся с позором удаляют, добродетельных восхваляют и повышают.

Следовать указаниям старших, ведущих тебя по правильному пути; постоянно совершенствоваться на основе их предначертаний; чтить высокую мораль, не ставя ее ни в какое сравнение с низменной материальной выгодой (но имея при этом в виду, что она, особенно в должности чиновника, хорошо вознаграждается), – таков эталон, воспетый в литературе, почитаемый в реальной жизни и усиленно внедряемый в умы. Материальный стимул остается, без него нельзя, но он отодвинут назад, а подчас подавлен за счет возвеличения искусно стимулируемого морального фактора. Не богатый и знатный, но ученый, носитель мудрости древних, всегда стоял в Китае на вершине лестницы социальных ценностей.

Форма, ритуал, церемониал – важнейшие средства сохранения существа жизненного порядка в его неизменности, залог организованности, дисциплинированности, послушания. На страже формы стояло общество в целом, ее поддерживали и всесильные социальные корпорации (семья, клан, секта, цех, тайное общество и т. п.), могущество и власть которых над отдельной личностью в Китае всегда были бесспорны. Форма важна и как средство скрыть чувство, дисциплинировать и подавить его во имя неизмеримо более высокой и значимой социальной категории – долга. Культ долга был особенно высок среди верхов общества, в низах же чувство было более непосредственным, его потребности как раз и удовлетворяли даосизм и буддизм.

Вообще параллельное существование даосизма и буддизма рядом с конфуцианством всегда создавало и в образе мышления, и в политике Китая своего рода биполярную структуру: рационализм конфуцианства, с одной стороны, и мистика даосов и буддистов – с другой. И эта структура не была застывшей, она находилась в состоянии динамичного равновесия. В периоды функционирования крепкой централизованной власти конфуцианский полюс действовал сильнее, он же определял характер общества; в периоды кризисов и восстаний на передний план выходил, как правило, даосско‑буддийский полюс с его бунтарскими эгалитарно‑утопическими призывами, магией и мистикой явно религиозного свойства. Эта биполярность сыграла определенную роль и в сложный период трансформации традиционного Китая в XIX–XX вв.

studfiles.net

Система ценностей в традиционном Китае. История религий Востока

Система ценностей в традиционном Китае

Итак, каковы же те основные позиции, которые характеризуют традиционную китайскую систему ценностей, сформулированную прежде всего конфуцианством?

Конфуцианцы издревле полагали и учили поколения китайцев тому, что вся существующая в мире мудрость уже познана, причем именно китайскими мудрецами. Апробированная веками, эта мудрость – Истина в последней инстанции, нечто вроде категорического императива. Мудрость китайских пророков учит людей жить по правилам, как это и подобает цивилизованному человеку, т. е. китайцу. Народы, лишенные этой мудрости, суть лишь жалкие варвары, которые рано или поздно должны прийти в Китай за великой Истиной и признать верховную власть правителя Поднебесной.

Если мудрость абсолютна, а истина познана, то любая попытка что-либо изменить – это кощунство. Поэтому открыто выступить против официально санкционированной истины нельзя. Любое новое слово, дабы приобрести право на существование, должно камуфлироваться в традиционные одежды. Новизна его от этого, возможно, потускнеет, но зато традиционная мудрость за этот счет окрепнет и даже частично обновится. На страже священной мудрости стоят ученые-чиновники, прошедшие сквозь мелкое сито тройного конкурсного отбора и организованные в рамках иерархической бюрократической структуры.

Система в целом бдительно следит за соблюдением культа мудрости и священных книг, за добродетельностью ученых-чиновников. Случаются, правда, накладки – чиновники порой воруют, берут взятки. Но система заинтересована в том, чтобы эти накладки были сведены до минимума: проштрафившихся с позором удаляют, добродетельных восхваляют и повышают.

Следовать указаниям старших, ведущих тебя по правильному пути; постоянно совершенствоваться на основе их предначертаний; чтить высокую мораль, не ставя ее ни в какое сравнение с низменной материальной выгодой (но имея при этом в виду, что она, особенно в должности чиновника, хорошо вознаграждается), – таков эталон, воспетый в литературе, почитаемый в реальной жизни и усиленно внедряемый в умы. Материальный стимул остается, без него нельзя, но он отодвинут назад, а подчас подавлен за счет возвеличения искусно стимулируемого морального фактора. Не богатый и знатный, но ученый, носитель мудрости древних, всегда стоял в Китае на вершине лестницы социальных ценностей.

Форма, ритуал, церемониал – важнейшие средства сохранения существа жизненного порядка в его неизменности, залог организованности, дисциплинированности, послушания. На страже формы стояло общество в целом, ее поддерживали и всесильные социальные корпорации (семья, клан, секта, цех, тайное общество и т. п.), могущество и власть которых над отдельной личностью в Китае всегда были бесспорны. Форма важна и как средство скрыть чувство, дисциплинировать и подавить его во имя неизмеримо более высокой и значимой социальной категории – долга. Культ долга был особенно высок среди верхов общества, в низах же чувство было более непосредственным, его потребности как раз и удовлетворяли даосизм и буддизм.

Вообще параллельное существование даосизма и буддизма рядом с конфуцианством всегда создавало и в образе мышления, и в политике Китая своего рода биполярную структуру: рационализм конфуцианства, с одной стороны, и мистика даосов и буддистов – с другой. И эта структура не была застывшей, она находилась в состоянии динамичного равновесия. В периоды функционирования крепкой централизованной власти конфуцианский полюс действовал сильнее, он же определял характер общества; в периоды кризисов и восстаний на передний план выходил, как правило, даосско-буддийский полюс с его бунтарскими эгалитарно-утопическими призывами, магией и мистикой явно религиозного свойства. Эта биполярность сыграла определенную роль и в сложный период трансформации традиционного Китая в XIX–XX вв.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Китай духовное совершенствование медитация мораль

«Как бы сильно ни дул ветер. Гора перед ним не склонится»

(Китайская пословица)

 

Китай – одна из самых загадочных стран в мире. Таким он был тысячи лет назад, таким остался и сейчас. Возможно, это потому, что в культуре Китая всегда придавали большое значение духовному совершенствованию. Духовное совершенствование – это не внешний процесс, а глубинный. Это напрямую касается как всего общества в целом, так и каждого человека в отдельности (в прошлом дети в школах должны были сидеть в медитации, их учили морали, учили уважать старших).

shen-yun1Китайские идеомы. «Всё живое , всё красиво». Фото с сайта Shen Yun

Китайская цивилизация — одна из старейших в мире: её возраст насчитывает пять тысяч лет. Китайцы прославились изобретением компаса, пороха, бумаги и книгопечатания, открытиями в области технологии строительства.  Многие старинные храмы, гробницы, городские стены простояли до наших дней, не поддаваясь разрушению и землетрясениям.

Причины «загадочности» Китая в какой-то мере могут объяснить религии древнего Китая. Их особенностью является то, что они неразрывно связаны с философией. Философские течения, нашедшие последователей, стали религиями. Примером такого философского учения стало конфуцианство. Конфуций дал людям свод правил поведения, системы этичного поведения и духовного совершенствования. Конфуций уделял внимание принципам воспитания, вопросам управления государством, придавал важное значение налаживанию порядка в семье, почитанию родителей, что в целом приносило пользу обществу. Человек  осознавал понятие долга, «воли Неба», не стремился к собственной выгоде, а заботился о других. Буддизм, пришедший в Китай из Индии, также прививал людям в Китае нравственные нормы, учил  любви и состраданию.

Другими словами, люди верили в Бога, верили, что добрые дела  вознаграждаются, а за злые последует возмездие. В Китае испокон веков были и древние практики, которые негласно передавались единственному преемнику от учителя ученику.

Одной из таких практик является Фалуньгун. Публично Фалуньгун (или Фалунь Дафа)  впервые появился в Китае в 1992 году. Почему сотни тысяч людей начали заниматься Фалуньгун? Ответ очень прост: люди желают больше всего в жизни здоровья и спокойствия, и практика Фалуньгун  избавила их от многих болезней, помогла укрепить тело, обрести душевное равновесие и веру.  Фалуньгун отвечал чаяниям людей, их стремлению к самосовершенствованию. Это стремление пресекалось во времена коммунистического правления в Китае, и только сейчас стало возрождаться.

****

Фалуньгун– это древняя система духовного и физического совершенствования, основанная на принципе Вселенной: «Истина-Доброта-Терпение». Люди, занимающиеся по этому методу совершенствования, стараются не держать зла, думать о других, не завидовать и т.д. Для укрепления здоровья они выполняют пять плавных  упражнений цигун, включающих медитацию. Фалуньгун нашёл глубокий отклик в сердцах китайцев и  сразу же привлек сотни тысяч последователей. Государственные чиновники отмечали значительное сокращение медицинских расходов государства, люди стали добрее, добросовестнее относиться к работе, семейным обязанностям – повысилась мораль общества в целом. Однако не всем это понравилось. Популярность Фалуньгун вызвала опасения у бывшего главы компартии Китая Цзяна Цзэминя. Он, боясь потерять свою власть,  начал жестоко преследовать последователей Фалуньгун. Однако насилие не может сломить веру в душе и сердце человека. На протяжении многовековой истории человечества было множество примеров, что добро и справедливость всегда побеждают зло.

 

 

mailuncensoredchina.mobi


Смотрите также