Целевизация древнего египта. Предпосылки возникновения древнеегипетской цивилизации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Особенности древнеегипетской цивилизации. Целевизация древнего египта


Особенности древнеегипетской цивилизации.

Египет - древнейшее государство, которое просуществовало около четырех тысяч лет почти без изменений. Его систематическое изучение началось с 19 века. В 1822 году французскому ученому Франсуа Шампильону удалось расшифровать египетские иероглифы. В результате стали доступны для изучения настенные надписи, рукописи (папирусы) различного содержания. Основные черты древнеегипетской цивилизации:

- раннее зарождение классовых отношений и государственности;

-изолированное географическое положение страны, обусловившее отсутствие культурного заимствования;

-культ «Царства мертвых»

- обожествление власти правителя, распространявшаяся на подданных и после смерти фараона;

- восточная деспотия, иерархичность власти;

- связь искусства с религиозным культом.

Древний Египет – древнейшая цивилизация, один из первых очагов человеческой культуры, возник в Северо-Восточной Африке, в долине реки Нил. Слово «Египет» (греч. Айгюптос) означает «Черная земля», плодородная (сравните: чернозем), в отличие от пустыни - «Красная земля». Геродот называл Египет «Даром Нила». Нил был основой хозяйства.

 

Традиционная периодизация:

-додинастический период 5-4 тыс. до н.э.

-Раннее царство 3000-2300 лет до н.э.

-первый распад Египта 2250-2050 лет до н.э.

-Среднее царство 2050 – 2700 лет до н.э.

-второй распад Египта 1700-1580 лет до н.э.

-Новое царство 1580-1070 лет до н.э.

-Поздний период 1070-332 гг. до н.э.

- Греко-римский период 332 г. до н.э. – 395 г. н.э.

 

Сакральность (священный смысл), символика культуры.

Символика древнеегипетской культуры выражает ее глубочайшую сакральную сущность.

Символы:

Сфинкс– универсальный символ цивилизации Др.Е., олицетворение тайной премудрости .Изображался в облике фантастического существа с головой человека на теле льва. Выражал сущность человека, по мысли египтян, как сочетание духовного и природного естества, мыслительной и физической силы.

Фараон – потомок и наместник богов, призванный устанавливать божественный порядок на земле и вершить справедливость; обладал беспредельной властью.

Бог солнца Ра– создатель Вселенной, родился из голубого бутона лотоса (символ жизни).Из уст Ра вышли первые боги, из слез – люди.

Фетишизм, обожествление животных (зооморфизм) и растений – особенности Др.Е. религии.

Анкх (крест с петлей) – «ключ Нила», священный атрибут богов, знак мудрости и власти; выражение идеи бессмертия человека. Смерть – переход к лучшей жизни, к которому необходимо готовиться. Культ мертвых определил развитие духовной и материальной культуры. Примеры:

Литература: «Тексты саркофагов», «Книга мертвых», «Беседа разочарованного со своей душой».

Скульптура: статуи Рамсеса П в Абу-Симбеле, золотая маска Тутанхамона.

Живопись: росписи гробниц в Фивах, в Луксоре.

Архитектура: пирамиды фараонов Хуфу, Хафра, Менакура.

 

Архитектура Египта.

Пирамиды как символ божественного происхождения и земной власти фараонов. В них покоятся тела умерших фараонов. Пирамиды Джоссера и Снофру, храмы в Гизе.

Для Нового царства характерно появление светских мотивов в архитектуре: украшают рельефами, росписями, тщательно прорабатываются детали. Храмовый комплекс архитектурных ансамблей в Луксоре и Карнаке.

Религиозная реформа Аменхотепа 1У(14 в. до н.э.). Истинный бог – Атон (само солнце). Фараон дает себе новое имя – Эхнатон (Полезный Атону), основывает новую столицу –Ахенатон (Горизонт Атона). Цель реформы: ослабить власть жрецов, укрепить власть фараонов. Реформа оказала влияние на развитие искусства. Появление лирических настроений, естественных человеческих чувств. Скульптуры Эхнатона, его жены Нефертити, их дочерей.

При Рамсесе П и Рамсесе Ш развернулось грандиозное строительство. Для искусства этого периода характерны: грандиозность, обилие колонн, статуй, богатство и пышность убранства, торжественность.

В ХХ веке сделано множество открытий в Долине царей. Сенсацией стала нетронутая грабителями гробница фараона Тутанхамона. Мумия находилась в саркофаге из чистого золота, множество ювелирных изделий и предметов культа.

Наука.

Египтяне обладали большими знаниями в области медицины, физиологии, химии, астрономии, геометрии, изобрели папирус, алфавитное письмо, солнечный календарь, принцип деления на 24 часа, определение площади круга и др.

Очевидны их инженерные достижения.

 

Письменность Древнего Египта.

Основа письменности – иероглифы (священные знаки), представляющие рисунки-значки, каждый их которых соответствовал определенному слову или понятию

Папирус – материал для письма, изготавливаемый из папируса (тропического водного растения). Первым расшифровал египетские письмена француз Ж. Шампольон.

 

В 332 году до нашей эры Александр Македонский завоевал Египет и основал в дельте Нила, на берегу Средиземного моря город Александрию.

 

Тема. Культура античности.

 

Понятие «античность» ввели гуманисты эпохи Возрождения для определения Греко-римской культуры. Античная культура явилась основой европейской культуры. Античный (лат.antiguus – древний). В центре античной культуры стоял идеальный человек-герой, как прекрасное и совершенное творение природы.

Для античной культуры характерен рациональный взгляд на понимание законов красоты, гармонии мира и эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуализм.

 

Доклассический период: период древнейших цивилизаций 3-2 тыс. до н.э.

Гомеровский период Х1-1Х вв до н.э.

Архаический период УШ –У1 вв.до н.э.

 

Крито-микенская культура.

Минойская культура 4-3 тыс.до н.э. на острове Крит. Специфической чертой критской культуры являлась теократия – особая форма царской власти, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец являлся религиозным, административным и хозяйственным центром. Архитектура отличается единством ансамбля дворцов, внутренние помещения, коридоры и портики которых украшались росписями. До нас дошли так же бронзовые статуэтки, оружие, красочная керамика.

Микенская (Ахейская) культура относится к материковой Греции. Ранние памятники: шахтные гробницы, в которых найдены украшения, оружие, золотые посмертные маски.

Центры культуры: дворцы в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Илоке, сооруженные из огромных каменных глыб без связующего материала.

Использовали слоговое минойское письмо, до сих пор не расшифрованное.

 

Гомеровский период.

Гомер – автор поэм «Илиада» и «Одиссея», которые явились источником информации об этом периоде.

Памятников мало. Строительный материал – дерево и необожженный кирпич. Монументальная деревянная скульптура. Изобразительное искусство этого периода представлено в керамических вазах и терракотовых и бронзовых статуэтках. Письменность не представлена.

 

Архаический период.

Период Великой колонизации – освоение побережья Средиземного, Черного и Мраморного морей, и культур народов их населявших.

Создание полисов \городов – государств\: Спарта, Афины, Коринф, Аргос, Фивы.

Сложение греческого пантеона. Религия характеризуется политеизмом с верховным богом Зевсом, в честь которого проводились Олимпийские игры.

Специфика культуры: Эстетический и этический идеал человека-гражданина, политически активного, свободного (не бог, не сверхчеловек).

Возникновение первой философской системы – натурфилософии, определяющей мир как единое материальное целого, осмысляющей его закономерности. Поиск первопричины мира. Софисты Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Пифагор и его вклад в развитие математики, астрономии, теории музыки.

Литература: Архилох, Сафо, Алкей, Анакреонт. Переход от эпоса к лирической поэзии, чтение которой сопровождалось игрой на лире. Обращение к внутреннему миру человека, событиям современности. Появление новых жанров: басни Эзопа, историография, театр, в основе которого Дионисии (праздник в честь бога Дионисия, на котором исполнялись песни, молитвы, водили хороводы, устраивались игры и соревнования).

Скульптура: два типа одиночной скульптуры курос (обнаженный юноша), кора (задрапированная девушка) с характерной «архаичной» улыбкой.

У1 век – архитектурные ордера: дорический и ионический.

Коринфская чернофигурная керамика, афинская – краснофигурная, более сложная техника росписи.

Признаки архаического искусства: архитектонично, архитектурно. В мире должен царить порядок. Эстетический идеал: прекрасный телом и духом гражданин полиса.

Значение: архаика создала фундамент и разработала основы для классической культуры.

Классический период.

Классический период (480-323 гг. до н.э) принято делить на эпоху расцвета (Ув. до н.э) и эпоху кризиса полиса (1У век до н.э.).

У век до н.э. – период взлета творческих сил.

Драматурги: трагедии - Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан (комедии).

Эсхил – динамизм театрального действия, ввел маски и декорации. Тема его трагедий – прославление гражданских добродетелей, патриотизма, идея возмездия, судьбы. «Прометей прикованный», «Орестея».

Софокл. Тема неотвратимости судьбы. Трагедии о легендарном царе Эдипе.

Еврипид – психологическая драма, борьба страстей и рассудка, которые, подобно судьбе, приводят человека к гибели. «Медея», «Федра».

Аристофан – политическая комедия, приверженность идеалам демократии и полисной традиции. «Мир», «Всадники», «Лисистрата».

Историограф Геродот. «История» отразила период греко-персидских войн.

Софисты – странствующие философы, за плату обучавшие грамматике, математике, геометрии, риторике, диалектике.

Сократ – мудрец, родоначальник диалектического метода отыскания истины. Разум – основа человеческого существования и развития человеческого существования, следовательно, главная задача философии развивать возможности человека, воспитывать.

Демокрит развивал учение о природе, ввел понятия атома, особое значение придавал развитию медицины (лечить человека необходимо учитывая особенности его организма).

Гиппократ – врач, впервые выработал профессиональные этические нормы: не вредить пациэнту.(см. «Клятва Гиппакрата»).

Искусство. Цель – создать идеальный образ человека: сильного, полного достоинства и равновесия душевных сил, победителя, свободного гражданина, в котором нравственная красота неотделима от физической. В основном греческая скульптура дошла до нас в обломках, и мы можем судить только по римским копиям.

Поликлет - скульптор. Автор трактата «Канон», в котором теоретически обосновал законы пропорций человеческого тела. «Дорифор» («Копьеносец»). Фигуры в спокойных позах, статичны или легкое движение.

Мирон – скульптор, новатор. Передавал не только само движение, но и моменты переходов одного движения в другое. «Дискобол».

Пракситель – скульптур. Создал идеал женского тела, женской красоты и идеальный тип отрока. «Гермес с Дионисом» (Олимпия).

Фидий – скульптор. Создал образы монументальной гармонии; пропорциональность. «Афина – воительница», «Афина – Парфенос», «Зевс».

Архитектура. Основной тип общественного здания – храм.

Дорийский стиль представлен храмами в Посейдоние, храм Зевса в Олимпии, комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Комплекс, разрушенный персами в 480 г. до н.э., восстанавливался под руководством Фидия. Акрополь включает пропилеи, храм Ники Аптерос, Парфенон, Эрехтейон с портиком кариотид. Акрополь – символ эпохи расцвета.

Эпоха кризиса полиса.

Развитие товарно-денежных отношений вело к распространению частной собственности на землю заменявшей античную (полисную) форму собственности. Развитие индивидуализма, противопоставление личного блага общественному.

Философы, Платон и Аристотель, оказали большое влияние на последующее развитие философской мысли до настоящего времени.

Литература У1 в. до н.э. отдает предпочтение прозе. Риторика – наука об ораторском искусстве – достигает высочайшего уровня.

Скульптура. Темы драматического пафоса, лирической созерцательности.

Популярен Пракситель и его школа. Лисипп –скульптор – работает в бронзе; новое - «натуральность», удлиненные пропорции. Его скульптуры и скульптурные группы изображают сложные динамические состояния и действия. Портретные бюсты Сократа, Александра Македонского.

Обращение к внутреннему миру человека – заслуга эпохи. Но, культура из общего достояния превращается в элитную, и основная масса людей превращается в обывателей.

 

Эпоха эллинизма.

Начало эпохи знаменует поход Александра Македонского на Восток.

Особенности эпохи:

связь между наукой и техникой, теорией и практикой; строительство городов, развитие мореплавания, военной техники, наук – математики, механики, астрономии, географии.

Евклид – создание элементарной геометрии. Эрастофен- размеры Земли, длина земного меридиана. Аристарх Самосский – доказательство вращения Земли вокруг ее оси и Солнца.

Гиппарх Александрийский – вычислил длину солнечного года, расстояние от Земли до Луны и Солнца. Создание библиотек, в т.ч. Александрийской и Пегамской. Новая отрасль знания – филология. Философия обращается к вопросам морали.

Архитектура: булевтерии, палестры, стадионы, библиотеки, бани, Фаросский маяк в Александрии, Башня Ветров в Афинах.

Скульптура: динамичность, выразительность, повышенный интерес к личности, ее эмоциям. Афродита Милосская, Ника Самофракийская, алтарь Зевса в Пергаме.

Времена расцвета греческой культуры называют «золотым веком» человечества.

 

 

Культура Древнего Рима.

Римская культура – составная часть античной, развив греческие достижения, внеся собственное, распространила свое влияние на Европу, Северную Африку, Ближний Восток. Центр – Италия.

Этруски.

Этрурия – мощная морская держава. По времени соответствует греческой архаике. Специфика:

Архитектура – каменные стены городов и здания, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом, купольный свод.

Достижения: римские цифры, латинский алфавит.

Памятники: гробницы с росписями стен, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия, домашняя утварь, терракотовая и бронзовая скульптура. Храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолии. Эмблема Рима – бронзовая статуя волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема – основателей Рима.

Изобразительное искусство глубоко реалистично; повлияло на римский портрет.

Письменность (более 10000 надписей) не расшифрована.

Искусство гадания по внутренностям животных, полету птиц, различных знамений природы.

Влияние греческой культуры прослеживается в орнаментах, керамике, архитектуре храмов, чертах богов, мифологии, эпосе (эпос Гомера).

Оказали влияние на латинов и др. италийские племена. Латины занимали территорию в центральной части Апеннинского полуострова, где создан был город Рим.

 

Царский период.

Предание гласит: 753 г. до н.э. – основание Рима. Ромул (убил брата) – первый правитель, после которого правили семь царей, трое последних – этруски. Господство этрусков закончилось в 510 г. до н.э. восстанием против царя Тарквиния Гордого. При этрусках город был обнесен каменной стеной, устроена канализация, возведен первый цирк для гладиаторских игр. Развитая ремесленная и строительная техника.

 

Период республики

Эпоха ранней республики конец 1У – начало Ш вв. до н.э. Рим подчинил весь Апеннинский полуостров. Влияние Греции. Распространение греческого языка и обычаев. Замена этрусского алфавита греческим. Введение медной монеты.

Зарождение римского театра по примеру этрусского: сценические игры исполняются профессионалами.

Середина 1У в. до н.э. – «Законы 12 таблиц» - основа римского права.

Гражданский строй, республиканская община. Развитие римского ораторского искусства.

Формирование римского войска, его организации и дисциплины.

Поздняя республика.

С Ш в. до н.э. греческая религия оказывает большое влияние на римскую, вплоть до отожествления. Но, преобладает дух римского практицизма: религиозные обряды гарант выполнения богами просьб молящихся (обряд – «юридическая» сделка). Развитие наук у праве – проявление практического мышления римлян. Труды Муция Сцевола и Сервия Сульпиция Руфа, которые также занимались практической деятельностью, выступая на судах.

Цицерон – великий ритор.

Образование подчинено практическим целям. Главные: юридическая наука, язык и литература на основе римской истории, фехтование, верховая езда. Математика- второй план образования, гимнастика, музыка – отменятся.

Литература. Комедиограф Плавт. Римские поэты Лукреций («О природе вещей») и Катулла.

Творческие достижения проявились в строительстве дорог, оборонительных сооружений, водопроводов, мостов – конструктивное начало. Изобретение монолитно-оболочечной системы: между узкими кирпичными стенами заливался битый щебень с бетоном. Почти все римские здания сохранились.

С классическим искусством римляне познакомились разграбив Грецию. Римское искусство создавалось мастерами завоеванных территорий (Греция, Малая Азия, Египет, Сирия), которые должны были выражать римские идеалы.

Форум – центр общественной жизни Рима – городская площадь у подножия Капитолия ( 1 из 7 холмов), украшался зданиями и статуями почетных римских граждан, военными трофеями.

Новые типы зданий: базилики, где совершались торговые сделки и суды, амфитеатры для гладиаторских боев, цирки для соревнования колесниц, термы – сложный, окруженный парком комплекс с банями, библиотеками, местами для игр и прогулок; триумфальная арка – новый монументальный тип сооружения; мосты, акведуки.

Скульптура – массовое копирование греческих статуй. Специфика: тогатус – статуи ораторов в тоге, суровость и простота бюстов, правдивость образов, реалистический портрет. Пример: «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона, Цезаря. Образ Цезаря – первый в римском искусстве образ человека нового, гражданина Рима кА мирового государства.

 

Период империи.

Ранняя империя (конец 1в. до н.э. – 2в. н.э.) – период расцвета империи – принципата. После Юлия Цезаря Римом правит Октавиан, получивший титул Август (великий) – усыновленный Цезарем внучатый племянник.

Центры науки: Рим, Карфаген, Александрия, Афины. Прославились в науке: Птолемей, Страбон (география), Плиний Старший (география, ботаника, зоология, минералогия), Гален (медицина). Астрология особенно популярна. Расцвет юриспруденции (2-3вв.).

Август и его приближенный Гай Цильний Меценат оказывали покровительство писателям, поэтам и художникам, среди которых были Вергилий, Гораций, позже Овидий («Метаморфозы»).

Архитектура: крупное строительство храмов, дворцов, театров, цирков, терм и т.д. Колизей – самый крупный амфитеатр античности вмещал 50 тыс. зрителей. Пантеон – храм во имя всех богов. Стены, потолки, полы украшались росписью и мозаикой.

Конец 2-3вв. кризис империи. Признаки: частая смена императоров, отпадение провинций, низкий уровень грамотности, падение нравов, распространение христианства. Кризис культуры.

Поздняя империя – конец 3- конец 4вв.: принципат сменил доминат – неограниченная монархия восточного типа. 395 год империя распадается на Восточную (Константинополь) и Западную (Рим).

Особенности культуры: борьба античности и христианства.

В 313 году император Константин издал эдикт о свободе исповедания христианства. В 325 году Константин созывает в Нике первый Вселенский собор, принявший христианский Символ Веры. В 4в. сформирован Новый Завет, в состав которого вошли 4 Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), Деяния Апостолов, Послания, Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Период разгрома языческих храмов, запрещены Олимпийские игры.

Развитие христианской литературы, закладываются основы схоластики и богословия.

Архитектура Строительство христианских храмов на основе базилики.

В христианской живописи влияние античного искусства, но образы наполняются новым смыслом, становятся символами: голубь – символ души, Духа; юный пастух – пастырь, символ Христа. Росписи катакомб.

Западная Римская империя перестала существовать в 476 году, который считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья.

Римская культура дополнила греческую развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона, справедливости в жизни общества. Характерные для греков стремления к познанию мира, развитым чувством меры, красоты и гармонии, игровым элементом влились живительной творческой силой в культуру Рима и дали миру античную.

 

 



infopedia.su

Особенности древнеегипетской цивилизации

Интерес к прошлой культуре всегда был связан с потребностью людей лучше разобраться в культуре, понять причины современных общественных явлений, предвидеть, в каком направлении они будут развиваться в будущем.

Ранние цивилизации со своей уникальной культурой возникли в долинах рек и получили название «речные цивилизации». К ним относятся следующие:

• Нила, Тигра и Евфрата — 4 тыс. до н. э.;

• Инда — 3 тыс. до н. э.;

• Хуанхэ — 2 тыс. до н. э.

Древний Египет — государство в северо-восточной Африке, в нижнем течении реки Нила. В течение многих веков культура Египта развивалась изолированно, при этом Египет — страна богатой и древней культуры. Слово «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос», т. е. черная земля. В бассейне реки Нила возник гигантский оазис, который стал колыбелью древнеегипетской цивилизации. Плодородие иловых почв, образованных разливами Нила, возможность получать урожай несколько раз в год способствовали концентрации населения в долине. Нильская долина занимала всего лишь 3,5% от всей территории Египта, однако на ней проживало около 99% населения, остальная территория представляла собой практически необитаемую пустыню. В связи с этим древнегреческий историк Геродот назвал Египет «даром Нила». Более трех тысяч лет египетское государство было самым могущественным для своего времени. Тому способствовали крепкая государственная власть, налаженная система управления, высокая культура земледелия, развитие науки и огромная роль религии в жизни египтян.

О происхождении древних египтян науке мало что известно. Одни учёные – египтологи – считают их выходцами из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семито-хамитской группе, а также особенности характера, типичные для азиатов или европейцев, но не для негроидной расы: настойчивость, стремление к оригинальности и инициативность. Другие полагают, что исконные жители Египта – родственники именно негритянских народов. На это указывает распространённый у египтян культ мёртвых, фетишизм и поклонение животным. Так или иначе, но к IV тысячелетию до н.э. в долине Нила сформировалась устойчивая египетская народность, и возникли первые государственные образования.

В Египте существовали: культ Нила, культ фараона, культ Солнца, культ животных, культ мертвых (заупокойный культ), культ Осириса (культ природы). Согласно древнеегипетской мифологии бог-Солнце создал окружающий мир, вдохнул в него жизнь, создал человека и животных.

Согласно мифологии, бог-Солнце каждый вечер, становясь стариком, опускается в подземную реку и плывет с запада на восток. Каждое утро, омытый в водах вечности и помолодевший, вновь творит мир и вступает в схватку с силами мрака.

Эта своеобразная картина мироздания свидетельствует об особом мироощущении древних египтян, которое до XIX в. было зашифровано в древнеегипетских иероглифах. Стены грандиозных храмов, замурованных гробниц были богато украшены росписями, рельефными изображениями и иероглифическими (от греч. «гиерос» — священный, «глюфо» — вырезаю) надписями. Чтение древнеегипетских иероглифов стало возможным благодаря выдающемуся открытию французского ученого Жана Франсуа Шампольона (1790-1832), который в 1830 г. впервые разработал основные принципы дешифровки древнеегипетского иероглифического письма.

Дешифровка письменности — восстановление понимания неизвестной письменности или языка (или того и другого).

Многие пытались разгадать эти надписи, но удалось это только Шампольону. Постоянно читая труды, касающиеся Египта, он глубоко изучил культуру и историю этой страны, поставил себе цель — прочесть древнеегипетские тексты. К тому времени был обнаружен так называемый «Розетский камень» — каменная (базальтовая) плита, покрытая надписями на двух языках, относящаяся к 196 г. до н. э. Ценность этой находки заключалась именно в двуязычной надписи. Одна надпись была выполнена иероглифами, а другая на древнегреческом языке, хорошо известном ученому. Шампольон сразу понял, что содержание надписей одно и то же. В греческой надписи встречались имена фараонов Птолемея и царицы Клеопатры. А среди иероглифов некоторые знаки были обведены овальной рамочкой. Ученый предположил, что это, должно быть, царские имена, и прочитал их по-египетски. Раскрыв тайну египетских иероглифов, Шампольон сумел прочитать и многие другие тексты.

Египет стал первым государством на Земле, первой великой могущественной державой, первой империей, претендующей на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинён правящему классу. Основными принципами, на которых покоилась верховная власть в Египте, были незыблемость и непостижимость.

Теократический характер власти фараонов

Во главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие «дом фараона» - (ном) совпадало с понятием государства.

Религия в Древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти. Египтянам казалось, что такую безграничную власть, какой пользовались фараоны, могли им даровать только боги. Так в Египте сформировалось представление о божественности фараона – он признавался сыном бога во плоти. И простые люди, и знатные вельможи падали ниц перед фараоном и целовали следы его ног. Большой милостью считалось разрешение фараона целовать его сандалию. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культуре Египта.

Египетское общество, воспевающее в своих гимнах единство творения, в то же время было крайне политеистическим. Древние египтяне принимали богов, почитавшихся разными местными традициями. У каждого из них было свое имя, своя история. Жители каждого города глубоко чтили покровительствующее им божество. Во все периоды своей истории Древний Египет предпочитал солярный культ, связанный с поклонением Солнцу (Ра) и обожествлением фараона. Бог Амон — покровитель фараонов — символизировал их божественное происхождение от Ра, а соединение двух божеств в одно (Амон-Ра) утверждало тождественность солнца и верховного правителя. Все эти идеи и образы служили основой обожествления власти фараона. Существовало и следующее поколение богов, стоящее ближе к человеку, чем Амон-Ра, и во многом напоминающее людей своей борьбой за власть и смертью. Так, согласно древнеегипетскому мифу, убитый Сетом Осирис с помощью жены Исиды обрел новую жизнь, восторжествовал над смертью и стал победителем царства мертвых. Его сын Гор стал властелином Земли, победив родного дядю Сета.

Имена и титулы фараонов считались священными, поэтому царя избегали называть по имени без особой надобности. С середины 2 тыс. до н. э. царя стали называть иносказательно: «перо» — «большой дом», откуда и произошло слово «фараон». Он олицетворял жесткую власть, был поистине живым божеством и предметом всеобщего поклонения. В одном из древнеегипетских текстов говорится о фараоне: «Это каратель, дробящий лбы, бьется он без устали, не щадя никого и истребляя всех без остатка. Всеобщий любимец, он полон очарования, он вкушает любовь, народ любит его больше, чем себя, предан ему больше, чем своим богам».

Предположительно в Египте было 30 династий фараонов. По преданию, первым царем Египта был Мена, который основал главный город Нижнего Египта — Мемфис, ставший столицей всего Египта. Строительство пирамид началось с III династии. Геродот (484-425 гг. до н. э.) — первый греческий историк, названный в древности «отцом истории», во второй книге своего труда «История», посвященной Египту, пишет, что каждый царь внес свою лепту в историю Египта.

Хеопс — царь IV египетской династии (2600-2480 гг. до н. э.) — прославился строительством пирамид.

Тутмос III — царь из XVIII династии (1525-1474 гг. до н. э.) — завоевал Палестину, Сирию, Нубию.

Аменхотеп III — царь XVIII династии (середина XV в. до н. э.) — завоевал огромную территорию от Малой Азии до четвертого порога Нила, занимался строительной деятельностью (сооружены храм Амо-на-Ра в Луксоре и заупокойный храм с огромными статуями Аменхотепа III). В это время Египет достиг наивысшего могущества.

Рамзес II Великий — царь XX династии, правил Египтом в XIII в. до н. э. в течение 67 лет. За время его правления египетская цивилизация достигла вершин славы. Он установил больше памятников и статуй, чем любой другой фараон. Начал строить в Фивах заупокойный храм — Мемноний, от которого до нас дошли два сфинкса, стоящие ныне на набережной Невы в Санкт-Петербурге.



biofile.ru

Предпосылки возникновения древнеегипетской цивилизации - Арабский язык на alfarabinur.kz

Золотой саркофаг Тутанхамона

Египет – одна из древнейших мировых цивилизаций. Эта цивилизация зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Египтяне называли свою страну «Та Кемет» — Черная Земля – по цвету местной почвы. Нил был громадным источником плодородия, основой всей хозяйственной деятельности населения. В Египте и соседних с ним областях имелось все необходимое. Местные горы были богаты различными породами камня: гранитом, диоритом, базальтом, алебастром, известняком, песчаником. Ввиду отсутствия металлов в Египте, их добывали в соседних областях: на Синайском полуострове – медь, в пустыне между Нилом и Красным морем – золото, на побережье Красного моря – цинк и свинец. Серебро и железо доставляли главным образом из Малой Азии.

Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важнейшей судоходной артерией, связывавшей Верхний и Нижний Египет и всю страну с Нубией, которую античные авторы называют Эфиопией.

В эпоху, которая предшествовала образованию государства, Египет состоял из отдельных областей, в результате их объединения возникли два царства – Нижний и Верхний Египет. После многолетней войны победу одержало Верхнеегипетское царство, произошло слияние обеих частей. Точная дата этого события неизвестна, но около 3000 г. до н.э. в долине Нила уже существовало единое государство.

Начало летописной египетской традиции связано с именем царя Мина – основателя I династии. Мин основал столицу объединенного царства на стыке Верхнего и Нижнего Египта, воздвигнув плотину, чтобы защитить город от наводнения. Отсюда было удобно управлять и югом и севером страны. Этим городом-столицей был Мемфис.

Одной из важнейших функций царской власти была организация оросительной системы в Нильской    долине и поддержание ее в порядке. Уже для Египта Раннего царства была характерна высокая продуктивность сельского хозяйства. В Египте процветало искусство возделывания винограда, высокоразвитое скотоводство, ткацкое ремесло. Началось изготовление папируса, предназначенного для письма. Его изобретение имело исключительное значение. Способствуя широкому распространению письменности, оно надолго пережило древнеегипетскую цивилизацию, оказав влияние на культуру более поздних эпох и став известным в греко-римском мире и в средневековой Европе.

alfarabinur.kz


Смотрите также