Цари древнего мира. Легенда о гибели первого в мире царя всех царей.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Римские цари – Семь дней истории. Цари древнего мира


Культ императора | Древний мир

Журнал: Дилетант №20, август 2017 годаРубрика: КалигулаАвтор: Виктор Барашев

Фото: обожествление императораПровозглашение здравствующего монарха богом имело давние традиции в Древнем Египте и в азиатских царствах. Но в Европе подобный культ правителя долго не приживался. С одной стороны, во многих государствах Средиземноморья были сильны традиции коллегиального управления, а с другой — даже в устоявшихся наследственных монархиях царь зачастую воспринимался как «первый среди равных». Но к I веку ситуация стала меняться. Причём именно граждане Рима, считавшиеся образцовыми хранителями демократических традиций, начали воплощать на практике идею обожествления живого владыки.

Прецедент

Задолго до крушения Римской республики любопытный прецедент создал Александр Македонский. Покорив огромные пространства и насмотревшись пышных египетских и азиатских церемониалов, он сам объявил себя богом. И потребовал от своих приближённых соответствующих почестей.Новые подданные из числа персов и других восточных народов были готовы без колебаний признать божественную сущность великого завоевателя и соблюдать любые обряды. Но среди природных македонцев и греков подобная затея встретила резкое отторжение. Для тех, кто прошёл с царём не одну битву и не одну совместную попойку, казалось немыслимым кланяться полководцу до земли и целовать ногу (так называемый обряд проскинезы).В итоге Александр был вынужден смягчить свои требования. Но этот опыт и желание «поставить мир на колени» не образно, а в реальности, не были забыты. Слава покорителя Персии была так велика, что деяния легендарного македонца превратились для всех амбициозных правителей в предмет почти непременного подражания.

Сакральная сила власти

Непосредственно в Риме культ императора родился также не на пустой почве. Почитание богов и строгое соблюдение правил религиозной жизни считались одними из важнейших добродетелей. Даже в периоды особого расцвета вольнолюбия никто из самых просвещённых граждан не мог себе позволить усомниться в святости устоявшихся церемоний.Мелочное соблюдение всех процедур при жертвоприношениях и гаданиях иногда оказывалось важнее упущенной победы. Нет никаких значимых свидетельств того, чтобы кто-либо в Риме посмел отпускать презрительные насмешки в адрес жрецов.Более того, главные должности жрецов были настолько престижны, что со времён Юлия Цезаря римские императоры «приватизировали» пост великого понтифика. С I века высшая светская и духовная власть оказались неразделимы.Все наиболее знатные семьи Вечного города вели свою родословную от какого-либо божества. В частности, Юлии почитали за прародительницу Венеру. Кроме того, в Риме одной из самых желанных наград для полководца был триумф, во время которого победитель представал перед горожанами не как военный вождь, а в образе всенародно почитаемого Юпитера.Правда, следует оговориться, что античные боги имели множество вполне земных черт и пороков. Могли обладать не только сверхспособностями, но также оказаться мстительными, завистливыми и даже трусливыми. В этом смысле греческие и римские боги были гораздо ближе к смертным людям, нежели более поздний образ Создателя в христианстве (а равно и в любой монотеистической религии).Ещё одной важной предпосылкой к формированию императорского культа стали особенности римского общества. Отец семейства имел абсолютную власть над своими рабами, а члены семьи и круг зависимых людей (клиенты) были обязаны беспрекословно выполнять его волю. Таким образом, к началу имперского периода в истории Рима общество было вполне готово воспринимать власть верховного правителя как сакральную силу, а его самого — как божество.

Цезарь и Август

Первым человеком, которого при жизни сенат провозгласил государственным богом Рима, стал Юлий Цезарь. Это решение во многом было закономерным. Ведь полководец, кроме реальной диктаторской власти, не забыл и о формальностях. Он одновременно был трибуном, консулом и верховным понтификом. Позволить себе такое обычный человек просто не смог бы.А вот богу всё подвластно. И почему бы таком случае не сопроводить статую Цезаря надписью Deo invicto («Непобедимому богу»)? Но знаменитый диктатор пошёл ещё дальше. К традиционным 15 фламинам (специальным жрецам, которые осуществляли культ главных богов) прибавился ещё один. Новый фламин персонально отвечал за культ Юлия Цезаря.Убийство диктатора чуть не заверило едва входящий в устойчивую традицию культ императора. Враги Цезаря и сторонники республиканских порядков не считали власть узурпатора сакральной. Однако итоговая победа цезарианцев во главе с Октавианом Августом придала новый импульс делу обожествления здравствующего правителя.Сам новый император был очень суеверным. Он боялся, что официальное провозглашение богом неизбежно ведёт к смерти. Письма провинциалам Октавиан скромно подписывал divus nlius («сын божий», имея в виду своё усыновление Цезарем). Но маховик сакрализации был уже запущен. Множились статуи Августа в образе Юпитера и храмы, посвящённые лично ему. Ни император, ни сенат ничего не могли с этим поделать. Многие граждане искренне считали правителя живым божеством и обращались к нему с молитвами о защите или благоденствии. Для людей той эпохи это было вполне естественно.Почему бы заодно с прочими небесными покровителями не принести жертву земному владыке? Процесс обожествления стал необратимым.Воцарение Тиберия уже ничего не меняло. Но привычка почитать здравствующего императора подчас приводила к курьёзам. Один такой случай имел серьёзные последствия. Некий гражданин (возможно, желая сэкономить, а может, по простодушию) заменил на своей собственной статуе Августа голову почившего императора на голову Тиберия. Бдительные соседи донесли «куда следует», и вскоре начался процесс об «оскорблении императорского величия». В последующем подобные суды стали обычным явлением. И многие римляне закончили жизнь от рук палача лишь за то, что не проявляли должного усердия, отправляя культ монарха.

Калигула

Первым императором Рима, который не просто смирился с культом своего имени среди провинциалов и низших классов, но и прямо потребовал ставить собственные статуи среди главных богов, стал Калигула. Отныне почести римскому владыке следовало воздавать не в добровольном, а в обязательном порядке.Молодой правитель не страдал робостью. Он стал появляться на публике в образе Юпитера с позолоченной бородкой и золотыми молниями в руке. Иногда Калигула менял бутафорские предметы в этих представлениях. Он мог явиться с трезубцем Нептуна или с кадуцеем Меркурия. А то и вовсе облачался в шелка и представал в образе Венеры.Особое удовольствие Калигуле доставляло унижение сенаторов. Император хотел, чтобы они именовали его только «богом» и «господином». И никак иначе. Ещё совсем недавно о таком дерзком вызове высшему органу власти не могло быть и речи. Но все изменилось. Понятия гордости и чести среди глав древних родов померкли и остались лишь в воспоминаниях. И лидеры лучших семейств, чьи предки предпочитали смерть публичному унижению, смирились. Убоявшись расправы, сенаторы согласились почитать Калигулу как бога.Правда, серьёзная проблема возникла в Иудее. Для евреев приказ об установке в своих храмах статуи простого смертного (пусть и могущественного императора) был немыслим. Все могло обернуться всенародным восстанием.Друзья Калигулы потратили немало сил, объясняя ему всю опасность положения. И тот в итоге махнул рукой. Установку статуй императора в иудейских святилищах отложили до лучших времён.

От статуй к проскинезе

В последующие годы культ римских правителей оставался незыблемым. Он мог лишь становиться менее навязчивым (например, в период власти «хороших» императоров) или принимать вычурные формы при нахождении на троне людей с манией величия. Особо отличились Нерон, Домициан, Коммод, Аврелиан и Диоклетиан.Нерон приказал воздвигнуть в свою честь гигантскую статую, представ в образе бога Солнца. Домициан лично следил за повсеместной установкой собственных золотых и серебряных статуй. Кроме того, он решил переплюнуть славу божественных Цезаря и Августа и повелел переименовать в свою честь не один, а сразу два месяца (сентябрь и октябрь).Коммоду показалось, что уже устоявшиеся традиции императорского культа приелись. Нужны новые смелые идеи. И он приказал почитать себя как Геркулеса. Именно в этом образе он был отчеканен на монетах. В свою очередь, Аврелиан стал первым, кто везде появлялся в диадеме и оброс невероятным количеством титулов, каждый из которых начинался с прилагательного «величайший».Кульминации обожествление императора достигло при Диоклетиане.Исполнилась мечта Александра Великого. Проскинеза стала обязательным ритуалом для всех, кто обращался к повелителю.Как ни странно, но именно после Диоклетиана культ императора стал сходить на нет. Уже при Константине Великом в Риме было введено в качестве официальной религии христианство. И, разумеется, с того времени ни о каком многобожии речи быть не могло. Тем не менее осколки культа ещё около ста лет напоминали о себе. Даже императоры-христиане периодически объявлялись богами. Например, Валент и Феодосий Великий. Но в целом именно монотеизм радикально изменил прежние традиции почитания монарха. Исчезли жертвоприношения (без которых прежний культ был неисполним), а старые языческие храмы (стали превращаться в церкви (а значит, из них выносили все статуи). А вскоре исчезла и сама империя.

Знаете ли вы что…

Страстная привязанность императора Адриана к юноше по имени Антиной привела к неожиданным последствиям. Правитель встретил красивого молодого грека во время поездки в Малую Азию и сделал его своим постоянным спутником. Адриану было 54 года, и он был женат. Но любовь к Антиною ослепила римского владыку. Вскоре юноша погиб. Император оказался столь безутешен, что повелел распространить божественный культ своего фаворита на всю империю. Статуи Антиноя были прибавлены к пантеону богов в сотнях храмов огромного государства.Адриан посчитал, что простой смертный не может обладать столь прекрасным ликом, как у Антиноя. А значит, в образе юноши император повстречал бога. Позднее культ Антиноя получил широкое развитие в Греции и Египте, где его почитали как Осириса, Аполлона, Диониса и Гермеса.

Знаете ли вы что…

Обвинение в святотатстве привели к тому, что афинянин Фидий (выдающийся скульптор и архитектор V века до н.э.) оказался в тюрьме. Всё началось с того, что ему было поручено руководство масштабными работами по реконструкции Акрополя. У Фидия и его покровителя Перикла было много завистников и недоброжелателей. И вскоре против скульптора был открыт судебный процесс. Его обвинили в том, что на щите богини Афины он среди прочих изваяний поместил себя и Перикла. По мнению древних греков, это было страшным преступлением. За подобное святотатство полагалась смерть. При этом «доказательная база» оказалась весьма хлипкой и субъективной. Но Фидий был настолько подавлен, что умер, не дождавшись решения суда.

bagira.guru

Римские цари – Семь дней истории - смотреть онлайн

Римские цариРимляне хвалились, что знают свою историю лучше, чем любой другой народ мира, ибо они осведомлены о своём прошлом со времени зачатия своего основателя. Согласно легенде, Рим был основан в 754 или 753  году до н.э. Ромулом. В городе правило семь царей: Ромул, Нума Помпилий, Тул Гастилий, Анк Марций, Луций Тарквиний Приск, Сервий Туллий, Луций Тарквиний Гордый. Последний был изгнан в 509 году до н.э. и в Риме была установлена республика.

Древние писатели называли относительно точные даты правления каждого царя, хотя и не во всех случаях совпадавшие, и, казалось бы, можно только радоваться таким точным сведениям, которые отсутствуют применительно к истории греческих полисов того же периода. Однако, взять хотя бы число семь – это обычное число, принятое в сказках, или взять хотябы дату изгнания Тарквиния Гордого, 509 год, который точно совпадает с датой изгнания тиранов из Афин. Поэтому историки со скепсисом относятся к подробным и точным рассказам римских и греческих писателей о римских царях, воспринимая их не напрямую, а как закодированные тексты, в которых скрыта правда о прошлом.

==>Все серии передачи “Семь дней истории”

Возьмём, хотя бы, рассказ об основателе Рима, Ромуле и его брате Реме. Как известно, они были брошены в корзину, оставленную на реке. Их подобрала волчица, затем они повзрослели, воспитанные пастухами, и когда стали взрослыми, их узнал собственный дед. Примерно то же самое рассказывает отец истории Геродот о первом персидском царе Кире. Вспомним также рассказы о фиванском царе Эдипе, о двоюродном брате микенского царя Агамемнона, Эгисте, о знаменитом троянском царевиче Парисе. Налицо, как видим, переработка распространённого литературного сюжета.

Или возьмём другой пример. Последний царь Рима Тарквиний Гордый избил своего сына розгами, и тот бежал в соседний город Габии якобы от гнева отца. Габийцы приняли его с доверием, и он обратился к отцу – что же теперь делать? Тарквиний Гордый вместо ответа ходил по саду и сшибал самые высокие маки. Сын понял намёки отца и начал ответами изводить самых видных габийцев, которые в итоге были казнены. Город лишился своих лучших вождей и вскоре пал, захваченный римлянами.

Сразу же приходит на ум другой рассказ Геродота, даже два, как персидский царь Дарий отправил, изувечив, своего агента в Вавилон и в итоге Вавилон был сдан этим агентом, и рассказ о тиране Милета Фрасибуле, к которому обратился тиран Коринфа Периандр за советом, как лучше ему править. Фрасибул ходил вдоль поля и сшибал самые высокие и спелые колосья. Периандр понял намёк и стал уничтожать самых выдающихся граждан.

Наконец, третий сюжет – это царь Нума Помпилий, который усовершенствовал календарь, ввёл новые религиозные обряды, строил храмы. В его лице мы видим так называемого культурного героя, который облагораживает полудикий народ. Однако то, что всё это является перелицовкой известных мифологических или литературных сюжетов, не означает, что рассказы о римских царях являются сплошными выдумками.

Возьмём, хотя бы, миф о похищении сабинянок. Ка известно, Ромул, желавший, чтобы у его людей были жёны, похитил сабинских женщин и девушек во время празднества, а мужья и отцы их явились отбивать. Тогда сабинянки, успевшие привыкнуть к новым мужьям, бросились разнимать сражавшихся, и с тех пор римляне и сабиняне жили одной общиной. На самом деле покорение сабинян завершилось несколько веков спустя, однако археологи уже в слоях 8-7 веков до н.э. находят римские и сабинские погребения рядом. Таким образом, налицо признаки начавшегося сближения двух народов.

Или возьмём примеры наследования власти. Мы видим. что некоторые римские цари, такие как Ромул, Тул Гастилий, Анк Марций, Тарквиний Гордый были сами внуками царей. Налицо, таким образом, передача власти не от отца к сыну или не от брата к брату, как у других народов в другие времена, а от деда к внуку. Такое древние писатели выдумать не могли и по-видимому это является отражением реальных событий. Нелишним было и то, чтобы царь оказался женат на дочери своего предшественника, как было, например, с Нумой Помпилием или Тарквинием Гордым. Это было необязательно, но укрепляло власть нового царя.

Различим также и мотив ритуального бега – состязания, которое доказывало физическую пригодность претендента на славу и власть. Как известно, Рем был убит во время прыжка через ров, причём согласно одной из версий, это убийство совершил не сам Ромул, а начальник его охраны Целер, по-латински “быстроногий”. По всей видимости, это был не просто прыжок, а часть того-самого ритуального бега.

Или возьмём известный сюжет о поединке трёх Горациев и трёх Куриациев, одни из которых представляли Рим, а другие Альба-Лонгу. Двое Горациев были убиты в начале поединка, и тогда последний, третий Гораций обратился в бегство. Куриации растянулись в цепочку и были убиты один за другим.

Третий пример – свержение Сервия Туллия. Тарквиний Гордый пришёл к старому царю и заявил о том, что тот низложен.Сервий Туллий обратился в бегство, однако его нагнали и убили. Проигравший состязание в беге терял власть и жизнь.

Вспомним времена более близкие. В 1966 году Мао Цзедун, почуяв, что соперники хотят лишить его власти в партии, демонстративно устроил 15-километровый заплыв по реке Янцзы. Конечно, власть он удержал не потому, что выдержал это нелёгкое испытание, но параллели напрашиваются сами собой. Легенды о римских царях хранят ещё много тайн.

 

 

Смотрите также

 

Статьи на эту же тему:

www.istorio.net

Легенда о гибели первого в мире царя всех царей.

Закрытое тучами, под вой вьюги, небесное светило скрылось за горизонтом. Люди даже не успели попрощаться с его последними лучиками, поблагодарить солнце за прожитый день, и, попросить о дне завтрашнем. Стояла ранняя весна. Такое время года называлось у кочевников массагетов «папуртарим», что в переводе означало – «где бы ты ни был, будь в надёжном жилище».

Тёплая погода в такие дни, словно коварная женщина, начинает ласкать воздух и землю, призывая всё живое пробуждаться от зимней спячки, но затем всё вдруг стремительно меняется. С севера налетает холодный ветер, начинается снегопад, пробившиеся из почвы травинки замерзают, а не успевшие поставить шатёр люди, жалеют, что зима их вновь перехитрила.

Так произошло и в тот день. Но посланцам персидского царя всех царей Кира повезло, они успели добраться до главного лагеря массагетов, и, через какое-то время посол грозного владыки, представ перед светлыми очами воительницы Томирис, вёл свою обольстительную речь. -Приветствую тебя, лучшую из женщин! Красоте твоей завидует солнце на небе и луна в ночи. Летающие мимо твоего шатра соловьи разносят по миру восторженные песни о твоей лучезарной улыбке. Змеи и скорпионы, скорбя о своём уродстве, прячутся в землю, услышав шаги твои. Прекрасней тебя нет другой женщины. Великий падишах Кир, да продлят Боги годы его жизни. Мудрый царь Кир, муж войны и воин выдающийся, несравненный по храбрости, и , яростный лев на поле брани, пред молнией меча его луна укрывается за тучами, искры из под подков его коня озаряют землю пламенем. Великий Кир, покоритель Мидии, Лидии, Вавилона и Египта, предлагает тебе, царица Томирис, стать его женой. После этих слов послы положили дары для правительницы, почтительно поклонились, и замерли в ожидании ответа. Но его не последовало. В шатре повисла тишина. Ветер яростно трепал матерчатые края жилища, внутри которого даже огонь костра притих, перестав потрескивать. -Я завтра дам ответ, а сейчас уходите, - промолвила Томирис, ни один мускул не дрогнул на лице её.

Уже несколько лет, после гибели мужа, эта железная женщина управляла своим народом, сладкими речами и угрозами её нельзя было провести. Весть о сватовстве быстро распространилась по лагерю, и вот старейшие мужи кочевого народа собрались в шатре воительницы на совет. За что Боги отвернулись от массагетов? Ну почему караван с послами не забрала в свои суровые, холодные объятия вернувшаяся в степь зима. Ведь теперь придётся давать ответ грозному падишаху. -О наша несравненная Томирлис, - начал говорить один старый и почётный воин. -Много раз я видел, как нанизанные, словно чёрные и белые жемчужины на бусы времени, меняются местами день и ночь, как зима уступает лету, как слабое царство покоряется сильному, и, как сильный становится слабым. Случалось мне бывать в Пасаргадах – столице Персии. Кир мудрый и хитрый правитель. Во времена не столь давние он сумел, словно тяжёлый камень в реку, скинуть власть Мидии над Персией, а затем покорить Мидию. А произошло это так. Кир попросил войско персов подчиниться ему на два дня. В первый день он заставил всех работать на поле, убирая пшеницу, во второй день устроил для воинов пир, а после спросил, какой день понравился больше. Когда все ответили что второй, хитрец убедил персов поднять восстание против царя Мидии, пообещав, что так будут персы жить всегда, освободившись от гнёта Мидии, сделав царём его, и покорив себе Мидию.

Позже нашлись предатели в древнем Вавилоне, пригласив в своё царство персов. Киру указали, как отвести ставшую морем, разлившуюся из реки воду, и защищавшую Вавилон с юга. - Коли повадится волк ходить в овчарню, то перережет всё стадо, - заговорили массагеты. -Не нужна ему ты, голубка наша ясная,- продолжил речь другой старик, - а нужны ему земли массагетов, кони наши и люди наши. Коли возьмёт он тебя к себе, пятой, али двадцатой женой, массагеты обязаны будут служить в его войске, уходить из степей своих на чужбину, дабы проливать чужую кровь, во славу царя чужого….. -Нет, небывать тому, - прервала соплеменников Томирис, - лучше воевать за свою степь родную, нежели за землицу неведомую. Послов завтра назад отправим. А сыну моему Спаргапису повелеваю массагетов по степи в войско собирать, к войне готовиться. Отказ от ложа брачного Кир иначе не воспримет. Мы не хотим войны, но видят боги, если будут кони злые топтать края наши, живот на плаху положить не жалко. Опечалившись, уехали послы на следующий день. Что ждёт их дома за плохую весть? Возможно, голову срубят невинную, а может, разжалует их грозный падишах, или отправит служить на окраину владений своих. Но мудрый Кир предполагал ответ царицы Томирис. Словно искра, упавшая на сухой траве, запылала ярость в сердце правителя. Как смеет грязная кочевница противиться воле его. Армия отправилась в поход. Через Аракс (Амударья) наведены мосты понтонные, полки Кира вступили на бескрайнюю равнину массагетов. От стука конских копыт сайгаки по степи разбегаются, птицы рядом не летают, боясь на копья длинные наткнуться. Даже июльское солнце, главное божество массагетов, на своей колеснице стремится быстрее проехать, уступив луне и звёздам. День проходит, затем другой, третий, неделя. Персидская конница, словно утёсы огромные, а массагеты, как река быстрая, кружат вокруг, появляясь неожиданно, но боя не дают. Здесь задумал Кир хитрость, собрал всех слабых воинов, к ним рабов добавил, в доспехи переодев, разбил для них лагерь, вина много в шатрах оставил, а сам, с основным войском отошёл.

Ночь звёздная помнит, как налетели на лагерь персов кочевники, всех перебили, но учуяв вино, попробовать его решили. Часто минутная слабость приносит долгую скорбь. Не приученные к вину кочевники быстро опьянели. Храбрость льва обернулась для них глупостью осла. Дети степей променяли пищу сокола на крохи паука и попались в ловушку. Сын царицы Спаргапис, проснувшись, увидел себя связанным, и понял позор свой. Незаметно, обманув охрану, Спаргапис прокусил себе язык, и, отсасывая кровь, таким образом, покончил с собой. Стаей чёрных воронов прилетело горе в шатёр Томирис. Единственный сын погиб, и поклялась тогда царица. - Ну, хорошо Кир, за жадность твою ненасытную, я напою тебя твоей же собственной кровью! Ты будешь в ней как рыба в воде плавать!

Идёт армия Кира дальше по стране кочевников, кругом, будто горы великие вздымаются дюны песчаные, меж ними овраги глубокие, птиц на небе не видно, и нет рек в пустыне этой. Наконец разбили лагерь у какого-то колодца, вода в нём солонее злой судьбы, а окрестные места отвратительны, как горький ад. В ту ночь ропот войска персидского был слышен до самых звёзд, и решил Кир на следующий день возвращаться обратно. Но не принесло утро радости, с рассветом увидели персы, что окружены они со всех сторон пешим и конным противником, и, войско их лишено манёвренности. Уподобившись птицам, рассекают небо вырвавшиеся из колчанов стрелы массагетские, и бьют железными клювами персидское войско. Грозный падишах, видя, как побледнели лица его воинов, слыша их тяжёлые вздохи, убедился, что орлы превратились в куропаток, войско подобно тростнику к земле прижимается. Пришлось царю самому выступить на поле брани. Но не подходят близко кочевники, целый день из луков персов обстреливают. Так продолжалось три дня и три ночи, затем обрушились массагеты на персов. Копья стали стучать друг об друга, а мечи, выпрыгнув из ножен, высекать искры.

Власть и богатство этого мира переходящи, счастье и высокое положение недолговечны, не следует привязываться сердцем к тому, что дано нам на время. Персы были почти все перебиты в том бою. Воины Томирис нашли раненого Кира, отрезали ему голову, подняв за ноги, спустили всю кровь в большой бурдюк, затем поместили туда тело и голову, а бурдюк зашили. Оставшиеся в живых счастливчики персы, по приказу царицы массагетов, доставили останки несчастного на родину, принеся с собой скорбь и траур. Так в июле 530 г. до н.э. пал великий полководец и падишах, основатель персидской Державы Ахеменидов, от рук кочевников массагетов, которые в истории даже следа о себе не оставили.

Царь Кир правил Персией 29 лет, персы по праву считают его отцом нации. Вблизи его гробницы высечен древний текст «Я Куруш, царь, Ахеменид». Потомки Кира будут расширять дальше первую в мире империю, придя воевать в Грецию.

Затем греки под предводительством Александра Македонского вернут должок персам, и уничтожат их державу. Александр Македонский, захотев увидеть останки Кира в Пасаргадах, прикажет вскрыть его усыпальницу, и удивится скромности захоронения. На обратном пути из Индии, узнав что гробница подверглась разграблению, Македонский прикажет найти и казнить виновныx.

100dorog.ru

Крёз — Богатейший царь Лидии

Крёз (595-546 до н. э.) правил в 560-546 гг. дон. э.

Крёз (595-546 до н. э.) правил в 560-546 гг. дон. э.

В Лидии, древнейшей стране Малой Азии, многие столетия существовал настоящий родовой строй. В ее столице Сарды правил царь, которому подчинялись крупные землевладельцы, его родственники. Последним царем Лидии был Крёз, прославившийся своим богатством. Жажда еще больше разбогатеть вынуждала Крёза завоевывать все новые близлежащие земли. При нем Лидия стала одной из самых сильных и процветающих стран Древнего мира. Но чрезмерное стремление к богатству привело Крёза и его страну к полному краху.

Золотая монета времен Крёза

Золотая монета времен Крёза

Все началось с добычи золота. В землях Лидии этого благородного металла было так много, что, казалось, он никогда не кончится. Крёз отделал золотом свой дворец, потом начал чеканить золотую монету со своим профилем. Он был одним из первых царей Древнего мира, который мог позволить себе такую роскошь. Эти монеты были очень дорогие и не получили широкого хождения.  Торговцы их прятали. Путешественники и купцы, которые заезжали в Сарды, не переставали удивляться красоте города. А Крёз, довольный произведенным впечатлением, хвастал, что он не только самый богатый человек на свете, но и самый счастливый.

Однажды в гости к нему прибыл знаменитый афинский правитель, мудрец Солон, он же поэт и оратор. Крёз приветливо принял мудреца, показал свой дворец, накормил роскошным обедом и пригласил в сокровищницу. Он продемонстрировал знаменитому гостю свои сундуки, полные золота и драгоценностей. И не удержался, спросил, знает ли Солон человека более богатого и счастливого, чем он, Крёз.

Крёз принимает дань от лидийского крестьянина. Художник К. Виньон. 1629 г.

Крёз принимает дань от лидийского крестьянина. Художник К. Виньон. 1629 г.

К его удивлению, Солон ответил, что знает таких людей в Греции. Они помогали своему народу отстаивать свободу и независимость, их имена известны всем, они пользуются уважением и почетом. Они самые счастливые люди в Греции. Крёз возмутился. Как можно сравнивать простых граждан с царем, у которого столько богатства? Солон ответил, что не одним богатством измеряется счастье человека. Гораздо важнее, что он сделал для людей. «Когда ты благополучно закончишь свою жизнь и люди скажут, что ты был счастливейший из смертных, значит так и было».

Крёз был недоволен таким ответом, он не поверил мудрецу и продолжал жить как и прежде: воевал с малыми народами, увеличивал запасы благородного металла. Однажды до него дошли слухи, что царем Персии стал воинственный Кир, который захватил Мидию, близкую союзницу Лидии. Крёз должен был пойти войной против Кира, так как родная сестра Крёза была замужем за царем Мидии.

Крёз на костре. Роспись краснофигурной греческой амфоры. Ок. 500-490 гг. до н. э.

Крёз на костре. Роспись краснофигурной греческой амфоры. Ок. 500-490 гг. до н. э.

Обеспокоенный Крёз, набрав золота, отправился в Дельфы, чтобы спросить оракула, как ему поступить. Дельфийский оракул ответил: если он начнет войну, то сокрушит богатейшее государство. Крёз понял, что он сокрушит богатейшее государство Персию, и начал войну.

Увы, боевые действия не принесли ему удачи. Верблюды персов начали кусать лошадей лидийцев, и те повернули вспять , смяв свою же пехоту. Персы наголову разбили войско Крёза, а потом осадили и штурмом взяли его столицу, схватили самого царя и привели к Киру.

Кир приказал сжечь царя Лидии, так как тот первым начал боевые действия. По преданию, Крёз на костре кричал: «О Солон! О Солон!». Киру стало интересно, что тот кричит, и он приказал остановить казнь.

Тяжелая кавалерия в Древнем мире. Реконструкция костюмов

Тяжелая кавалерия в Древнем мире. Реконструкция костюмов

Через переводчиков Крёз рассказал о Солоне и его высказываниях. Киру понравились слова греческого мудреца. Он спросил также Крёза, почему он начал войну. Тот ответил, что Дельфийский оракул предсказал ему, что если он начнет войну, то сокрушит богатейшее государство. Он подумал, что это Персия.

Кир заинтересовался этим предсказанием и предложил Крёзу еще раз отправить послов в Дельфы и устыдить пифию ее предсказанием. Но дельфийская пифия ответила, что все верно. Крёз начал войну против персов и сокрушил великое царство… свое собственное — Лидию.

О дальнейшей судьбе Крёза ничего неизвестно. Есть разные предания. Согласно одним,

Кир оставил его у себя в качестве советника. Согласно другим, приказал закончить казнь. В любом случае от Крёза в истории остался след — история его несметного богатства. Так родилась хвастливая поговорка: «Богат, как Крёз».

 

100grm.ru


Смотрите также