Былины древней греции. Боги и герои мифов древней Греции-13: Братья Кастор и Полидевк *
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сокровища народов мира. Былины древней греции


Боги и герои мифов древней Греции-13: Братья Кастор и Полидевк *

Боги и герои мифов древней Греции: Братья Кастор и Полидевк

Братья Кастор и Полидевк родились от Леды и Зевса. Это были отважные юноши-герои. Рассказывают, что никто лучше Кастора не умел объезжать молодых норовистых коней и править ими.

Братья Кастор и Полидевк едут верхом на конях

А Полидевк был лучшим бойцом в рукопашном бою. Кастор и Полидевк, которых звали Диоскурами, то есть детьми Зевса, участвовали в знаменитом походе аргонавтов за золотым руном и в славной калидонской охоте на дикого вепря, что был величиною с быка; его глаза, налитые кровью, горели огнем; щетина его торчала острыми копьями, а клыки были величиной с бивень слона; от его горячего дыхания увядали листья на деревьях и желтела трава.Кастор и Полидевк совершили не один отважный поход вместе со своими двоюродными братьями Линкеем и Идасом, сыновьями мессенского царя. Линкей, что значит "Рысий глаз", обладал таким острым зрением, что мог видеть все, что происходило в глубинах земли. А брат его Идас отличался мужеством и необычайной силой.Однажды он отважился выступить против самого Аполлона, а случилось это так. Идас сватался за прекрасную девушку Марпессу, которую полюбил светозарный бог солнца. И он увез ее на крылатой колеснице, подаренной ему Посейдоном. Аполлон погнался за Идасом, чтобы отнять у него красавицу, но смелый Идас не испугался и вступил в бой с лучезарным богом. Зевс-громовержец разнял бойцов и велел Марпессе выбрать из них того, кого она сама пожелает. И девушка выбрала Идаса.С этими братьями Кастор и Полидевк долго дружили, и много подвигов и опасных походов они совершили вместе.Однажды они явились в Аркадию и захватили там стадо быков. Дележ добычи был поручен Идасу.Разрубил Идас одного из быков на четыре равные части и сказал:- Пусть одна половина стада достанется тому, кто раньше других съест свою долю, а другая - тому, кто съест свою долю вторым.И раньше всех съел свою долю Идас, а затем помог своему брату Линкею доесть его часть. И вот они вместе с братом взяли себе все стадо быков и погнали его в Мессению. Но разгневались Кастор и Полидевк, не получившие ничего, и вторглись в Мессению. Там похитили они стадо быков и угнали много скота, принадлежавшего Линкею и Идасу.

Загнав стадо в безопасное место. Кастор и Полидевк укрылись в засаде, собираясь напасть на братьев, если те будут преследовать их.

Братья Кастор и Полидевк бой

Но зоркий Аинкей взошел на вершину высокой горы Тайгет, откуда был виден весь Пелопоннес, и стал высматривать похитителей стада.Всматриваясь, он заметил их, спрятавшихся в дупле старого дерева, и указал на них разгневанному Идасу. Они быстро спустились с горы, и, подойдя к дереву, Идас метнул копье и тяжело ранил Кастора. Но Полидевк выскочил из засады и вступил в бой с Аинкеем и Идасом; им пришлось отступить, и они прибежали к могиле своего отца.Схватив каменную статую, они бросили ее в грудь Полидевка, но он устоял и стал яростно наступать на братьев. Бот он метнул боевое копье и пронзил им грудь Линкея, и тот упал наземь, а Полидевк продолжал бой с Идасом. Но вмешался в их поединок Зевс-громовержец и поразил молнией Идаса.Тогда Полидевк поспешил к своему умирающему брату Кастору и, плача, воскликнул:- Зевс, мой отец! Как могу я утешиться, потеряв любимого брата! Дай мне умереть с ним вместе!И явился Зевс-громовержец и молвил:- Я даю тебе волю выбрать, что ты сам пожелаешь. Можешь избегнуть смерти и остаться навсегда молодым и жить со мной на Олимпе. Если хочешь разделить судьбу брата, ты будешь жить то в подземном царстве теней, то в золотых небесных чертогах.И Полидевк, не колеблясь, выбрал второе.Тогда Зевс открыл глаза мертвому Кастору и вернул ему жизнь.С той поры братья-герои живут всегда вместе: один день они обитают на высоком Олимпе, а другой проводят в подземном царстве теней. По древним преданиям, братья Диоскуры - защита людей во всех опасностях жизни, на родине или на чужбине, на путях и дорогах, на земле и на море.

www.ollelukoe.ru

Древний русский богатырь ч. 1. Былины

Всякого века есть свой идеал, И в каждом народе стремленье есть к правде И к славе; но каждый народ понимал - По своему только - и правду, и славу. Век чудищ и дивов былых проходил, Рождался век витязей, богатырей младших; Мир самый чудес, сверхъестественных сил Искал себе новой, существенной почвы. Как две ярых тучи средь ночи седой, Столкнулися силы славянов и асов, - Одна, защищая очаг свой родной, Другая, врываясь в ее край богатый. То был грозный вызов, что гордый Один Бросал Святовиту. Ему надо было Пристроить вождей своих бранных дружин, Закончить тот спор, что он некогда начал В стране древних ванов. Воинственный дух Отца знатных асов кипел нетерпеньем В главе стать вселенной; его бранный слух Лишь мог услаждаться бряцаньем оружья; Война утешала Одина вдвойне, Она развивала его мир дружинный, Лишь только в кровавой, жестокой войне Он мог собирать с поля битвы героев В златую Валгаллу, на помощь себе, В божественный вечер небесных величий. Погасни мир целый в ужасной борьбе, Лишь только бы громы победы и славы Всемирный его окружали престол, И дальние страны, как лист, трепетали При имени асов. Но вот он нашел Достойных противников в мире славянском. Царь асов уж знал всех славянских вождей, Везде уважая воинскую доблесть; И даже велел в стране дальней своей Собрать имена их потом, для потомства... Гроза бушевала по всем островам Волынского моря и вдоль стран Поморских, Кидая победу то светлым вождям Одина, то мощным сынам Святовита; Свершались с обеих сторон чудеса Высокой отваги и ярости дикой: Немало вписали в свои волоса Славянские девы дел громких и славных. Ряд целых столетий носились кругом Младые валькирьи и бледные вилы, Вперед отмечая кровавым перстом Достойных пить смертную чашу; пир смерти Пришелся по сердцу обеим странам; Ни та, ни другая признать не хотела Себя побежденною; то здесь, то там Ходить продолжала кровавая чаша; Война так любезна бессмертным богам! Король датчан - Фрото - с своими войсками Уравнивал горы, по топким местам Мостил себе гати; скрывался в засады, Просверливал в самой воде корабли; Чтоб взять град Пултуск, притворился умершим; Созвавши старейшин славянской земли, Предательски резал. Гейдрек, сын колдуньи Гервары, сражался волшебным мечом, Что древле сковали чудесные карлы; Клинок его острый, покрытый кругом Резьбой рун священных, сиял будто солнце, И мог тогда только влагаться в ножны, Когда обагрен был весь вражеской кровью; Гейдрек с ним не раз преклонял ход войны На сторону асов, и взял в полон Дука, Храбрейшего князя славянских дружин. Но самой кровавой, решительной битвой Был бой при Бравалле, где Гуно один, Вождь ванов днепровских, имел под рукою До двух сот князей и такое ж число Народных дружин их. Лишь только известье, О страшных столь силах воинских дошло До дальних племен, все они захотели Зреть битву, каких не бывало с времен Великого Карны и князя Арджуны Небесные боги с обеих сторон Пришли взглянуть также на славную битву. Одну из славянских передних дружин Вела Висна - дева, суровая духом, Привычная к битвам. Великий Один Заметил тотчас же ее приближенье По круглым, медяного цвета, щитам, Почти обнаженных, людей ее ратных, По крепким их мышцам и длинным мечам. В бою рукопашном откинувши быстро Свой щит за плечо иль отдавши слуге, Они с голой грудью кидалися в схватку. Бесстрашная Висна держала в руке Священное знамя. Она подала знак К начатию битвы, ударивши в щит, И ринулась грудью, как ярая львица, На вражий силы. И бог Святовит, И ярый Один созерцали ход битвы; Но тот и другой, по гордыне своей, В нее не мешались. На море и суше Сверкал копий лес и гремел звон мечей; Славяне и асы смешали ряды их, Лились реки крови, кровавая мгла Покрыла равнину... Семь дней не смолкала Ужасная сеча, покуда легла Вся лучшая сила; семь дней колебалась Победа меж той и другой стороной; Чрез три реки люди ходили по трупам; И синее море, и берег морской Дымилися кровью; без счета валились Свои и чужие. Но вот, наконец, Победа вдруг стала заметно клониться На сторону асов... Один, их отец, Воспрянул в весельи, славяне бежали... В отмщенье за этот погром Святовит Послал их на датчан. В короткое время, Предание немцев самих говорит, В короткое время славяне сломали Их край до дальнейших его островов, Сковали в цепях короля их Канута, И отдали только на выбор врагов: Платить ли им дань, иль одеться по-женски, И также по-женски чесать волоса, В знак «бабьего» их перед ними бессилья. Покуда ж сбирались о том голоса, Славяне заставили их покориться Обеим условьям. Так жребий войны Держал меж них долго весы в равновесьи; Но дух беспокойный славянской страны Не мог подчиниться условьям единства. Единство раскиданным врознь племенам Дает большей частью завоеватель. У нас они были, - по тем временам, Еще недоступно им было единство. Единство есть сила, порядок и власть; Оно утверждается светом народным; А там, где господствует дикая страсть И буйная воля, быть трудно единству. Народ рано ль, поздно ль, но чувствует сам Потребность в единстве; но знатные люди Препятствуют часто народным делам И держат народы, для собственной пользы, В раздорах и распрях. Сперва у славян Людей знатных не было, - все были равны; И голос народный, и вещий Баян Одну величали блестящую доблесть; Но нравы соседей влияли на них... Заложники те, что они дали асам, Давно онемечились. Кинув своих, Они изменили свой прежний характер; Родной мир славянский для них стал чужим, Воинственный ас стал для них побратимом; Напротив, Мимир, он значеньем своим Имел уж большое влиянье на ванов. У нас есть немало преданий своих, О знахарях вещих и страшных волотах; Но кто назывался Мимиром из них Об этом в народе утратилась память. По духу, все сходны они меж собой; Но йотн Полуночный быть должен из главных; Не он ли, йотн древний, еще той порой У нас стал учителем вещей науки? Преданье не помнит, он долго ли был Заложником ванов; но эта эпоха, Куда мы вступили, полна вещих сил Старинного йотна у нас и у асов. Его мрачный образ выходит не раз В таинственных образах знахарей финских; Он долго жил в сказках народных у нас. В сообществе с северным дивом Рогином, И змеем Фафниром, и гибнет потом Едва ли не в самую эту эпоху, Когда выступает пред нами кругом, На место титанов, ряд витязей новых К Мимиру спешили славяне гадать, К нему обращалась и вещая Вана За хитрым советом; славянская рать Боялась его непонятных заклятий. Как Вана шептала заклятья свои, Чрез что походили они на молитву; Так древний титан Полуночной земли Их пел, приводя в содроганье природу. Он пел, как родилось железо у них, И тем заговаривал витязям раны; Он пел, как родились в пучинах морских Шипящие змеи, из слюн ядовитых Чудовища Сиетера, и тем спасал От их укушенья; он пел про начало Вселенной, о том как бог Укко послал Медовые тучи на первые нивы, И тем заговаривал тучи и гром... Он пел про значенье божественных асов, Их вещую силу в народе своем, Про знатность их рода, их славу, богатство, Про то, как их чтит весь Полуночный край, Про блеск их оружья и дивные клады Про их лучезарный, воинственный рай, Где с ними пирует Один, бог победы, - И тем разжигал он в славянских вождях Желание власти, почета, богатства; А в Ване - потворство в домашних делах И дух подражания знатным соседям. Коварный Мимир незаметно следил За всем, что творилось в земле вольных ванов, И всякую новость тотчас доводил До сведенья бога Полночи, Одина: Затем что Один на него возложил Ввести в страну Ваны сынов своих асов. Меж тем столкновенье в кровавых боях И ванов, и асов, знакомство друг с другом, Сближенье двух этих враждебных племен Порою в союзах, в торговых сношеньях, Вносили в их страны с обеих сторон Немало, дотоле неведомых, новшеств. В уме вещей Ваны, в народных делах, Заметно вдруг новое стало стремленье; Усилилась зависть в родных племенах, Стремленье враждебных родов к превосходству; Чужой человек стал почетней своих, По той лишь причине, что он чужеземец; Знать стала искать себе прав родовых; Для всех образцом именитый стал немец; Явилась и знать без малейших заслуг. Опричь темной давности древнего рода, Как было у асов, где тысячи рук Всегда вступить были готовы на службу К потомкам Одина. Власть древних князей, Сих первых старейшин славянского мира, Должна была спорить со властью людей, Совсем еще новых, но сильных богатством; Край явно немечился; витязи шли Служить в благородных немецких дружинах, Порой далее против родимой земли; В стране кипел сонм согдядатаев темных... Разумные люди виновником зла Считали заложника, йотна Мимира; Но вещая Вана как будто была Совсем околдована хитрым титаном. Младой богатырь, по имени Вин, Сдружился с полночным бойцом Старкатером, И будучи сам коренной славянин, Ему, скандинаву, враждебному асу, Как брат, помогал в многих ратных делах; В борьбе против ближних восточных народов, И даже в родимых славянских странах, В победе над родственным племенем Вильцев. Не в это ли время, и чудищ, и змей, И вещих валькирий, у нас появился И витязь Добрыня? Не с этих ли дней Он сбросил свой прежний, божественный образ Старинного Кришну, и принял другой, Воинственный образ младого Сигурда, Сразивши своею могучей рукой Полночного Змея Горыныча, где он Нашел в пещерах белокаменных, Нашел он много злата, серебра, Нашел в палатах у Змеища Свою он любимую тетушку, Тоя-то Марью Дивовну, Выводил из пещеры белокаменной, И собрав злата, серебра, Пошел к матушке родимой своей... Так образ, внесенный Микулой с собой, Небесного Кришну, не раз изменившись Еще на Востоке, мог стать той порой У асов - Сигурдом, у ванов - Добрыней; А позже еще, пережив мир былой, Принять от народа и сан современный Рязанского князя?.. Не в эти ли дни Он встретился с прежней своей Царь-Девицей?.. И кто эта Марья?.. Не здесь ли они Слюбились, и стала ему дочь Микулы Семеюшкой милой?

sokrnarmira.ru

Мифологические былины -Устное народное творчество

Былины – эпические народные песни о важных событиях в древнейшей истории государства. В народе их называли старины (старинки).

Мифологические былины как жанр складывались в период становления государства, и в период защиты государства от степных кочевников. По содержанию былины есть не что иное как героический эпос, поскольку его персонажи сражаются с чудовищами и освобождают землю от них. Они находят невест в дальних землях, сражаются с внешними врагами. К мифологическим былинам фольклористы относят былины о Волхе и Святогоре и о Дунае и Потыке, т.к. в них значительны следы мифологических представлений.

Былина о Волхе состоит из двух частей. В первой он изображён как охотник, который добывает пищу для дружины, превращаясь в различного рода животных (зверя, птицу, рыбу). Во второй части Волх руководит походом в Индийское царство, которое он покоряет и разоряет. Первая часть долго бытовала в народе, увлекая сказочной цепью приключений. Но на этот образ наслоились исторические черты, связав былину с киевским циклом. Некоторые учёные сопоставляют Волха с Олегом Вещим и Всеславом Полоцким.

Былины о Святогоре имеют прозаическую форму. Одни учёные считают это доказательством их древности, другие – новизны. В них содержится ряд эпизодов: о встрече Ильи Муромца и Святогора, о неверной жене Святогора и тп. Святогор рассматривается учёными, как воплощение старых порядков жизни, которые должны исчезнуть, поэтому его смерть неизбежна. (см. былину о Святогоре, Илье Муромце и гробе).  Святогор – великан, которого едва держит на себе земля. Но эпизод с земной тягой, которую великан не может поднять, говорит о существовании ещё более могучей: против Земли не устоять никому.  Имя Святогор толкуют по-разному: одни считают что он связан с горами-великанами, но таких гор нет на урсской равнине, другие пытались прикрепить Святогора к Святым горам около Пскова, но там возвышенности, да и сам великан ничем со Псковом не связан. Существует мнение, что Святогора связан с Афоном на Балканах, и что калики, ходившие на богомолье, участвовали в создании его образа, а передача силы Илье – символ передачи мирового значения Москве.

03.09.2016, 1459 просмотров.

www.myfilology.ru