Буддизм самая древняя религия. Реферат: Буддизм самая древняя мировая религия. Он возник в VI в до н э. в Индии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Буддизм самая древняя мировая религия. Он возник в VI в до н э. в Индии. Буддизм самая древняя религия


Какая религия самая древняя? «Буддизм — древнейшая из мировых религий»… А если НЕ из мировых, а из ВСЕХ? — prg-rb

Какая религия самая древняя? «Буддизм — древнейшая из мировых религий»… А если НЕ из мировых, а из ВСЕХ?

  1. а как на счет религии БОН?
  2. Индуизм 5 000 лет.Иудаизм 3 500 лет.Буддизм 2 500 лет.Христианство 2 000 лет.Ислам 1 500 лет.

    п. с. Это если разбирать только официально известные ключевые религии…

  3. Зороастризм (огнепоклонники ).Интересная и очччень древняя религия, дошедшая до нас в неизменном виде ( четверть миллиона приверженцев )
  4. внимательно читайте Библию,,, там про все написано,,, а самая древняя это Библия,, от рая до наших дней,, от Адама до нас
  5. Вера в Бога от Адама, продолжилась в иудаизме, затем в христианстве.
  6. Язычество, не? все забыли про язычество. Скандинавское, славянское, римское, греческое, египетское язычество были с начала наших времен
  7. Тут ещ вс зависит от того, верить ли официальной истории, или учитывать существование Гипербореи и великого Северного народа…
  8. Вот предсказания о явления записанное в древнейших Ведах о приходе Господа Будды. Затем, в начале Кали-юги, чтобы обмануть тех, кто враждебно относится к последователям религии, Господь явится в провинции Гайа как Господь Будда, сын Анджаны. КОММЕНТАРИЙ: Господь Будда, могущественное воплощение Личности Бога, явился в провинции Гайа (Бихар) как сын Анджаны и проповедовал учение о непричинении вреда живому, осуждая даже разрешенные Ведами жертвоприношения животных. Во времена Господа Будды люди в большинстве своем были атеистами. Мясо животных они предпочитали всему остальному. Под предлогом проведения ведических жертвоприношений повсюду были устроены настоящие скотобойни. Господь Будда из сострадания к несчастным животным, которых забивали без всяких ограничений, проповедовал ненасилие. Проповедуя, он утверждал, что не верит догмам Вед, и подчеркивал, что убийство животных оказывает крайне неблагоприятное воздействие на психику людей. Малоразумные люди века Кали, не имевшие веры в Бога, стали соблюдать установленные им принципы, и какое-то время действительно придерживались моральных норм и принципа ненасилия, который является первой ступенью на пути к осознанию Бога. Он обманул атеистов, следовавших его принципам, потому что они не верили в Бога, но зато безоговорочно верили в Господа Будду, который сам был воплощением Бога. Так он заставил неверующих уверовать в Бога в образе Господа Будды. В этом заключается милость Господа Будды: он заставил неверующих поверить в него. Перед приходом Господа Будды убийство животных было распространено в обществе повсеместно. Люди называли это ведическими жертвоприношениями. Поверхностных читателей Вед, принимающих это знание не по цепи авторитетной ученической преемственности, витиеватый стиль этих книг вводит в заблуждение. В Бхагавад-гите дается характеристика таких глупых ученых (авипашчитах) . Недалекие знатоки ведической литературы, не заботящиеся о том, чтобы принять трансцендентное послание из трансцендентного источника ученической преемственности, неизбежно сбиваются с толку. Для них все сводится к ритуальным церемониям. Как утверждается в Бхагавад-гите (15.15), ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах: все Веды призваны помочь человеку постепенно встать на путь, ведущий к Верховному Господу. Вся ведическая литература посвящена познанию Верховного Господа, индивидуальной души, космического проявления и их взаимоотношений. Когда эти взаимоотношения поняты, начинается соответствующая им деятельность, благодаря которой можно легко достичь высшей цели жизни — вернуться к Богу. К сожалению, тех, кто, изучая Веды, не следует путем авторитетов, привлекают только очистительные обряды, и это препятствует их естественному прогрессу.
  9. древнеегипетская и шумерская зарождались параллельно, как и многие другие. Никто вам точно не ответит никогда…
  10. какая из религий является самой древней? Вот ответ :Еврейский календарь на 5776 и 5777 год (2015-2016)
  11. По рангу: 1.Индусы, 2.маздейцы, 3., халдеи, 4. евреи (5-я ещ не родилась — ждм-с).
  12. Правильная
  13. шумеры палюбас
  14. А вот Мнение Самого Отца Абсолюта:«….5. Пусть все народы Мира поймут, ибо это очень важно для них самих, что эта территория ЕСМЬ Территория Бога и не любить эту территорию, а точнее, Пространство Святой Руси, нельзя, ибо это ЕСМЬ ХРАМ МОЙ и нет более на Планете места, где был бы Сам Бог! Я впервые так откровенно говорю всем людям Планеты, что Я ЕСМЬ ЗДЕСЬ и это ЕСМЬ МОЯ ТЕРРИТОРИЯ ТЕРРИТОРИЯ ЛЮБВИ и ВЕЛИКОЙ ГАРМОНИИ!6. Я подтверждаю, что отсюда ЕСМЬ, пошл род человеческий и эта Территория ЕСМЬ Начало Начал Коренной цивилизации Гипербореев-Русов, и подтверждаю, что здесь ЕСМЬ, будет Новое Начало Начал Планеты Святая Русь, освобожднной от ига несправедливости и Духовного рабства теми, кто очень давно первым ступил на Твердь, ибо эта Твердь была и ЕСМЬ Территория Бога, а первые БОГОЛЮДИ, ступившие на Твердь, были и ЕСМЬ под защитой Бога, ибо Я выбрал их тогда и выбрал их вновь, ожидая, что они вернутся на Олимп Богов!… «

    ссылка заблокирована по решению администрации проекта

  15. Буддизм появился на основе индуизма, подобно христианству, вышедшему из недр иудаизма. По-моему, из всех существующих ныне религий, индуизм древнее всех.
  16. ДА! -Буддизм- самая древняя из мировых религий. Его родина- Индия. Буддизм сформировался раньше христианства и ислама (VI-V вв. до н. э.) в северной части Индии.Буддизм- это религия, а Древнеегипетская, Древнешумерская, может древнеиндийская——-ЭТО ВСЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ.ВАМ НАДО И ТО, И ДРУГОЕ?
  17. Будда точно жил в древнеиндийской ведической культуре, и специально сделал в буддизме некоторые фишки, чтобы потроллить эту попсовую (в его времена и в его месте) культуру.
  18. Если говорить о религиях классового общества, то одной из древнейших и сохранившихся до наших дней локально ограниченных религий является иудаизм. Зачатки иудаистской религии появились во 2-ом тысячелетии до р. х. Весьма древней локально ограниченной религией является и зороастризм. Религия эта возникла на рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до р. х. В первой половине 1-го тысячелетия возник индуизм, вытекший из брахманизма, который существовали несколько ранее. Древнейшая из мировых религий — буддизм. Возник в VI — V вв до р. х.
Внимание, только СЕГОДНЯ!

prg-rb.ru

Буддизм как мировая религия | Astrostar.ru

Пожалуй, буддизм – одна из самых оригинальных религий в мире. Во-первых, потому, что это даже и не религия, а просто философская система, которая в процессе своего развития и приспосабливания к мышлению среднестатистического человека приобрела черты религии. Во-вторых, потому что центральная фигура буддизма – это вовсе никакой не бог, а просто человек, который смог познать собственную природу и поведать об этом другим. А, в- третьих, потому что буддизм, в отличие от других религий-лидеров, никогда не насаживался с помощью военной агрессии в таких масштабах, как это происходило с христианством и исламом.  Всё потому, что буддизм – философия самоуглубления, и главное в ней – познание себя, а не вера в слова священника. В качестве пути личного осознания высших сфер бытия буддизм сумел завоевать приблизительно пол миллиарда сторонников во всём мире.

Буддизм как мировая религия начал обретать последователей сразу после провозглашения Буддой основных его постулатов.  Первоначально буддизм был своеобразной оппозицией к царящему на то время в Индии брахманизму.  Давно устаревшая система верований, в центре которой были священники-брахманы, уже не давала народу ожидаемого от религии успокоения. Поэтому буддизм был воспринять достаточно активно благодаря обещанию просветления уже в теперешней жизни, тогда как брахманизм сулил освобождение от сансары только в перевоплощении брахманом. Свойственные буддизму терпимость и непричинение зла разрешили ему мирно сосуществовать с другими культурами и верованиями Азии. Межнациональный характер  этой религии и широкое распространение в восточных странах позволили говорить о буддизме как о мировой религии уже в эпоху средневековья.

За свою историю буддизм мог несколько раз становится государственной религией в той или иной азиатской стране. Где-то его поддерживали, где-то изгоняли, а через несколько столетий начинали вновь поддерживать. Буддизм как мировая религия перетерпел множество трансформаций, расслоившись на множество школ и течений, в количестве которых с ним не сравнится ни одна другая мировая религия. Возможность трактовать вероучение буддизма по своему усмотрению позволила ему объединиться с коренными религиями многих стран, превратившись в ламаизм в Тибете или дзен-буддизм в Китае. Экзотичность буддийского вероучения наконец привела его в Европу и Америку, где он был активно подхвачен людьми, которых уже не удовлетворяло христианство.

Буддизм как мировая религия с каждым годом завоёвывает всё больше и больше последователей. Хотя сложность философской доктрины буддизма не позволяет становится его сторонниками людям, которые ждут от религии быстрого решения всех проблем. Буддизм требует от человека самостоятельно искать ответы на вечные вопросы, потому быстрее всего в западных странах он распространяется среди интеллигентной прослойки общества. В Азии становлению буддизма как мировой религии очень способствовало так называемое восточное мышление, интравертное по своей сути.  Без сомнения, предрасположенность к ассимиляции с другими вероучениями, а также соответствие принципам, позволяющим разрешить большинство глобальных проблем, и дальше будут способствовать распространению буддизму как мировой религии.

www.astrostar.ru

Реферат - Буддизм самая древняя мировая религия. Он возник в VI в до н э. в Индии

Буддизм

Буддизм – самая древняя мировая религия. Он возник в VI в до н. э. в Индии. Пережив в этой стране эпоху формирования и расцвета, буддизм превратился в мировую религию благодаря распространению в страны Южной, юго-восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока. В настоящее время буддизм насчитывает около 700 миллионов человек своих последователей.

Для того чтобы понять истоки возникновения буддизма, особенности его вероучения и культа, необходимо вспомнить, какой была религиозная жизнь населения Индии того периода. В VI в. до н. э. господствующее положение в индийском обществе занимал брахманизм с кастовой системой разделения населения.

Основателем буддизма была реальная историческая личность — Сиддхартха Гаутама (из рода Гаутама), родившийся в VI в. до н. э. Его отец был раджой небольшого княжества. Мать – Майя – умерла через несколько дней после его рождения. Астролог предсказал, что новорожденный станет великим правителем или великим отшельником. Желая, чтобы исполнилась первая часть предсказания, раджа окружил сына заботой и вниманием, дабы никакие тяжёлые думы его не отвлекали. В 19 лет Сиддхартха женился на своей двоюродной сестре. Когда ему было 29 лет, родился сын.

Конец беззаботной жизни царевича положили четыре встречи: с дряхлым стариком, прокажённым, похоронной процессией и странствующим аскетом. Эти встречи заставили Сиддхартху задуматься над тем, что его молодость, окружённая роскошью и наполненная удовольствиями не вечна, и на смену ей неизбежно придут болезни, старость и смерть – общий удел всех людей. Путь спасения он увидел в полном отказе от всяческих удовольствий. Покинув дворец и семью, он стал странствующим аскетом-отшельником – йогом.

Шесть долгих лет он провёл в скитаниях, почти ничего не ел, лицо его стало страшным. Оно почернело и невероятно исхудало, кожа сморщилась, волосы выпали, он стал похож на живой скелет. И вот однажды в полуобморочном состоянии, он уснул под священным деревом Бодхи и во время этого сна ему открылись великие истины, он стал просветленным – Буддой (слово Будда буквально и означает пробудившийся, просветленный). С тех пор он стал сам просвещать людей, проповедовать свое учение. Буддизм как религиозная система и философско-нравственное учение начинается с того момента, когда Сиддхартха Гаутама захотел сделать свое просветление всеобщим достоянием и начал свою проповедь. Ему было 35 лет.

Будда Шакьямуни (мудрец из рода Шакьев) проповедовал своё учение 45 лет. В возрасте 80 лет он умер, вошёл в нирвану – состояние абсолютного умиротворения и покоя. Его тело предали огню.

По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций или «потоков» нематериальных частиц – дхарм. Сочетание дхарм определяет бытие всего существующего в этом мире: людей, животных, растений, неорганической природы. После распада соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию. Эта комбинация осуществляется в соответствии с законом кармы – воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений (сансара), или колесо жизни может быть прервано. Именно к этому и должен стремиться каждый человек.

Прекращение перерождений, вызывающих страдания, достижение состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой – такова главная цель человеческих усилий. Таким образом, в буддизме главный упор делается на то, что уже здесь, при жизни человек может обрести состояние бесстрастия, покоя, просветления. По буддизму все люди располагают равными возможностями встать на путь просветления. Сословные, этнические и вообще социальные различия признавались вторичными, производными от уровня, степени нравственной близости человека к пути, указанному Буддой, и, соответственно, могли быть изменены в процессе нравственного самоусовершенствования. Таким образом, именно в буддизме закладывается один из первых принципов, характерных для всех мировых религий – обращение с проповедью ко всем людям, независимо от их этнического и социального происхождения. Реализация этого принципа и способствовала усвоению данных религиозных систем разнообразными народами земного шара.

За тысячелетия своего существования буддизм распространился по разным странам. Однако он никогда не знал единой религиозной организации даже в пределах одного государства. Единственным общим для всех буддистов требованием является правило хранить «Три Драгоценности»: Будду, Дхарму и сангху.

Согласно этому правилу:

Есть Будда – всеведущее существо, достигшее духовных вершин в длинной последовательности перерождений (сансара) достигшее просветления (бодхи), успокоения (нирвана), которые знаменуют окончательное освобождение (мокша)

Есть Дхарма – Закон, открытый Буддой, сообщённый ученикам в виде Слова – проповедей и бесед (сутр)

Есть сангха – община равных, людей, не имеющих собственности, хранителей знаний.

Основой буддизма является учение о четырёх благородных истинах, согласно которому в мире существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему.

Первая истина гласит, что вся наша жизнь есть страдание. Даже положительные эмоции приводят к страданиям, когда источник радости иссякает.

Вторая истина провозглашает причиной страдания жажду чувственных наслаждений, существования и гибельных перерождений. Причина страданий – желания

Третья истина утверждает, что страдание может быть прекращено только искоренением этой причины. Для освобождения от страданий надо избавиться от желаний.

Четвёртая истина предлагает для этого Восьмеричный или Срединный путь, ведущий к прекращению страданий, просветлению и нирване 

Нирвана – «затухание», «угасание», внутреннее состояние человека, при котором угасают все чувства и привязанности

В этом пути восемь ступеней:

^ Этап мудрости (культура мудрости)

1. Правильное воззрение, основанное на «благородных истинах»

2. Правильная решимость – жизнь по принципам буддийского учения

Этап нравственности (культура поведения)

3. Правильная речь – доброжелательная, искренняя, правдивая

4. Правильное поведение – непричинение зла

5. Правильный образ жизни – мирный, честный, чистый

Этап созерцания (культура медитации)

6. Правильное усердие – самовоспитание и самообладание

7. Правильное внимание – активный самоконтроль

8. Правильное сосредоточение – верные методы медитации

Путь избавления от желаний – следование учению Будды

Многочисленные формы современного буддизма можно разделить на три основных направления

Хинаяна – «Малая колесница» – узкий путь спасения через жёсткий аскетизм для членов сангхи (буддийской общины)

Махаяна – «Великая колесница» – широкий путь спасения для мирян, соблюдающих обеты духовного совершенствования под руководством покровителя (бодхисаттвы). Бодхисаттва – это тот, кто сознательно отказывается от нирваны с целью спасения всех живых существ (мифологизированные персонажи – будды мудрости, сострадания….

В отличие от монахов мирянам давался более упрощенный этический кодекс поведения. Он сводился к соблюдению пяти заповедей: воздерживайся от убийства, воровства, прелюбодеяний, лжи, возбуждающих напитков.

Ваджраяна – «Алмазная колесница» – только для посвящённых.

Главный принцип – не нарушать сложившиеся культурные традиции стран и народов и по возможности срастаться с ними.

Буддийские общины, центры и организации имеются практически во всех странах мира. Последователей буддизма в современном мире свыше 300 млн человек.

Причины популярности буддизма:

идеи эгалитаризма.

Умеренный аскетизм.

Толерантность.

Дифференцированный подход к мирянам и монахам.

Чань-буддизм в Китае (дзен-буддизм в Японии) – IV век

Главная форма обретения Будды – недеяние: «Если Будда уже есть внутри нас, не нужны никакие усилия. Если Будды в нас нет, все усилия бесполезны»

Ламаизм – Тибет VII в. Уход от мирской жизни и созерцание сочетаются с магией и верой в многочисленные местные божества, ритуальностью и полным подчинением ученика учителю-ламе

Далай-Лама рассматривается как высшее из всех переродившихся существ. Земное воплощение высокопочитаемого бодхисаттвы Авалокитешвары, живой бог. Лам отыскивала среди младенцев, родившихся на протяжении года после смерти Далай-ламы того, в ком воплотилась его божественная сущность. Младенец помещался в монастырь, где получал соответствующее воспитание. Сам Далай-лама проживает в Индии. См. фильм «Маленький Будда»

Центром религиозной жизни ламаизма являются монастыри, в которых осуществляют культовую, ритуальную, просветительскую и политическую деятельность иерархически организованные ламы, воплощенцы («живые боги»), настоятели, монахи, послушники, ученики. В монастырях накапливаются, демонстрируются разнообразные культовые принадлежности: Иконы – танка, реликварии, музыкальные инструменты, канонические тексты, изображения наиболее почитаемых божеств.

Одной из ведущих форм ламаистского обряда является молитва, произносимая на тибетском языке. Ламаизм ввел своеобразную механизацию молитв. В так называемые хурдэ. В полые, обычно металлические цилиндры закладываются молитвенные тексты. Через центр крышки и дна цилиндра пропущена ось, вокруг которой все сооружение может вращаться. Верующие подходят к этому цилиндру и запускают его вращение. Считается, что один оборот цилиндра равноценен прочтению всех заключенных в нем молитв.

Буддийские монастыри у бурят именуются дацанами, у калмыков - хуралами. Внутри храм представляет собой обширный зал, северная стена которого играет роль иконостаса. Это ряды застекленных шкафов, заполненных скульптурными и живописными изображениями божеств ламаистского пантеона и обожествленных лам (бурханов). Богослужения в дацане проводятся ежедневно (дважды и трижды в день). Чтения молитв сопровождается магическими движениями рук и часто переходят в пение. Верующие – миряне на богослужении, как правило, не присутствуют, ожидая окончания молебствия около храма.

В буддизме существует относительно небольшое. количество праздников. Среди них наиболее крупные – цанагган, т. е. белый месяц. Он приурочен к началу нового года по старинному тибетскому (лунному) календарю. В течение 16 дней этого праздника проводится целая серия обрядов, посвященных так называемым «двенадцати чудесам Будды». В середине лета празднуется круговращение майдары и т. д.

^ Один из учеников спросил Будду:

— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?

Будда ответил:

— Если на вас с дерева упадёт сухая ветка и ударит вас, что вы должны делать?

^ Ученик сказал:

— Что же я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.

Будда сказал:

— Так делайте то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе, и ударил вас. Это всё равно, что ветка с дерева упала на вас.

^ Пусть это не тревожит вас, просто идите своим путём, будто ничего и не случилось.

Забирайте своё себе

Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.

Он повернулся к ученикам и сказал:

— Вы разочаровали меня. Эти люди делают своё дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?

Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:

— Вы всё сказали? Если вы не всё сказали, у вас ещё будет возможность высказать мне всё, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.

Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:

— Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?

— Вы — свободные люди, и то, что вы сделали, — ваше право. Я на это не реагирую.

Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: «Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». Теперь я спрашиваю вас: «Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?»

Один человек из толпы сказал:

— Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.

Будда улыбнулся:

— Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним всё, что хотите.

www.ronl.ru

Буддизм самая древняя мировая религия. Он возник в VI в до н э. в Индии

Буддизм

Буддизм – самая древняя мировая религия. Он возник в VI в до н. э. в Индии. Пережив в этой стране эпоху формирования и расцвета, буддизм превратился в мировую религию благодаря распространению в страны Южной, юго-восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока. В настоящее время буддизм насчитывает около 700 миллионов человек своих последователей.

Для того чтобы понять истоки возникновения буддизма, особенности его вероучения и культа, необходимо вспомнить, какой была религиозная жизнь населения Индии того периода. В VI в. до н. э. господствующее положение в индийском обществе занимал брахманизм с кастовой системой разделения населения.

Основателем буддизма была реальная историческая личность — Сиддхартха Гаутама (из рода Гаутама), родившийся в VI в. до н. э. Его отец был раджой небольшого княжества. Мать – Майя – умерла через несколько дней после его рождения. Астролог предсказал, что новорожденный станет великим правителем или великим отшельником. Желая, чтобы исполнилась первая часть предсказания, раджа окружил сына заботой и вниманием, дабы никакие тяжёлые думы его не отвлекали. В 19 лет Сиддхартха женился на своей двоюродной сестре. Когда ему было 29 лет, родился сын.

Конец беззаботной жизни царевича положили четыре встречи: с дряхлым стариком, прокажённым, похоронной процессией и странствующим аскетом. Эти встречи заставили Сиддхартху задуматься над тем, что его молодость, окружённая роскошью и наполненная удовольствиями не вечна, и на смену ей неизбежно придут болезни, старость и смерть – общий удел всех людей. Путь спасения он увидел в полном отказе от всяческих удовольствий. Покинув дворец и семью, он стал странствующим аскетом-отшельником – йогом.

Шесть долгих лет он провёл в скитаниях, почти ничего не ел, лицо его стало страшным. Оно почернело и невероятно исхудало, кожа сморщилась, волосы выпали, он стал похож на живой скелет. И вот однажды в полуобморочном состоянии, он уснул под священным деревом Бодхи и во время этого сна ему открылись великие истины, он стал просветленным – Буддой (слово Будда буквально и означает пробудившийся, просветленный). С тех пор он стал сам просвещать людей, проповедовать свое учение. Буддизм как религиозная система и философско-нравственное учение начинается с того момента, когда Сиддхартха Гаутама захотел сделать свое просветление всеобщим достоянием и начал свою проповедь. Ему было 35 лет.

Будда Шакьямуни (мудрец из рода Шакьев) проповедовал своё учение 45 лет. В возрасте 80 лет он умер, вошёл в нирвану – состояние абсолютного умиротворения и покоя. Его тело предали огню.

По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций или «потоков» нематериальных частиц – дхарм. Сочетание дхарм определяет бытие всего существующего в этом мире: людей, животных, растений, неорганической природы. После распада соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию. Эта комбинация осуществляется в соответствии с законом кармы – воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений (сансара), или колесо жизни может быть прервано. Именно к этому и должен стремиться каждый человек.

Прекращение перерождений, вызывающих страдания, достижение состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой – такова главная цель человеческих усилий. Таким образом, в буддизме главный упор делается на то, что уже здесь, при жизни человек может обрести состояние бесстрастия, покоя, просветления. По буддизму все люди располагают равными возможностями встать на путь просветления. Сословные, этнические и вообще социальные различия признавались вторичными, производными от уровня, степени нравственной близости человека к пути, указанному Буддой, и, соответственно, могли быть изменены в процессе нравственного самоусовершенствования. Таким образом, именно в буддизме закладывается один из первых принципов, характерных для всех мировых религий – обращение с проповедью ко всем людям, независимо от их этнического и социального происхождения. Реализация этого принципа и способствовала усвоению данных религиозных систем разнообразными народами земного шара.

За тысячелетия своего существования буддизм распространился по разным странам. Однако он никогда не знал единой религиозной организации даже в пределах одного государства. Единственным общим для всех буддистов требованием является правило хранить «Три Драгоценности»: Будду, Дхарму и сангху.

Согласно этому правилу:

  1. Есть Будда – всеведущее существо, достигшее духовных вершин в длинной последовательности перерождений (сансара) достигшее просветления (бодхи), успокоения (нирвана), которые знаменуют окончательное освобождение (мокша)
  2. Есть Дхарма – Закон, открытый Буддой, сообщённый ученикам в виде Слова – проповедей и бесед (сутр)
  3. Есть сангха – община равных, людей, не имеющих собственности, хранителей знаний.
Основой буддизма является учение о четырёх благородных истинах, согласно которому в мире существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему.

Первая истина гласит, что вся наша жизнь есть страдание. Даже положительные эмоции приводят к страданиям, когда источник радости иссякает.

Вторая истина провозглашает причиной страдания жажду чувственных наслаждений, существования и гибельных перерождений. Причина страданий – желания

Третья истина утверждает, что страдание может быть прекращено только искоренением этой причины. Для освобождения от страданий надо избавиться от желаний.

Четвёртая истина предлагает для этого Восьмеричный или Срединный путь, ведущий к прекращению страданий, просветлению и нирване 

Нирвана – «затухание», «угасание», внутреннее состояние человека, при котором угасают все чувства и привязанности

В этом пути восемь ступеней:

^ (культура мудрости)

1. Правильное воззрение, основанное на «благородных истинах»

2. Правильная решимость – жизнь по принципам буддийского учения

Этап нравственности (культура поведения)

3. Правильная речь – доброжелательная, искренняя, правдивая

4. Правильное поведение – непричинение зла

5. Правильный образ жизни – мирный, честный, чистый

Этап созерцания (культура медитации)

6. Правильное усердие – самовоспитание и самообладание

7. Правильное внимание – активный самоконтроль

8. Правильное сосредоточение – верные методы медитации

Путь избавления от желаний – следование учению Будды

Многочисленные формы современного буддизма можно разделить на три основных направления

Хинаяна – «Малая колесница» – узкий путь спасения через жёсткий аскетизм для членов сангхи (буддийской общины)

Махаяна – «Великая колесница» – широкий путь спасения для мирян, соблюдающих обеты духовного совершенствования под руководством покровителя (бодхисаттвы). Бодхисаттва – это тот, кто сознательно отказывается от нирваны с целью спасения всех живых существ (мифологизированные персонажи – будды мудрости, сострадания….

В отличие от монахов мирянам давался более упрощенный этический кодекс поведения. Он сводился к соблюдению пяти заповедей: воздерживайся от убийства, воровства, прелюбодеяний, лжи, возбуждающих напитков.

Ваджраяна – «Алмазная колесница» – только для посвящённых.

Главный принцип – не нарушать сложившиеся культурные традиции стран и народов и по возможности срастаться с ними.

Буддийские общины, центры и организации имеются практически во всех странах мира. Последователей буддизма в современном мире свыше 300 млн человек.

Причины популярности буддизма:

  • идеи эгалитаризма.
  • Умеренный аскетизм.
  • Толерантность.
  • Дифференцированный подход к мирянам и монахам.
Чань-буддизм в Китае (дзен-буддизм в Японии) – IV век

Главная форма обретения Будды – недеяние: «Если Будда уже есть внутри нас, не нужны никакие усилия. Если Будды в нас нет, все усилия бесполезны»

Ламаизм – Тибет VII в. Уход от мирской жизни и созерцание сочетаются с магией и верой в многочисленные местные божества, ритуальностью и полным подчинением ученика учителю-ламе

Далай-Лама рассматривается как высшее из всех переродившихся существ. Земное воплощение высокопочитаемого бодхисаттвы Авалокитешвары, живой бог. Лам отыскивала среди младенцев, родившихся на протяжении года после смерти Далай-ламы того, в ком воплотилась его божественная сущность. Младенец помещался в монастырь, где получал соответствующее воспитание. Сам Далай-лама проживает в Индии. См. фильм «Маленький Будда»

Центром религиозной жизни ламаизма являются монастыри, в которых осуществляют культовую, ритуальную, просветительскую и политическую деятельность иерархически организованные ламы, воплощенцы («живые боги»), настоятели, монахи, послушники, ученики. В монастырях накапливаются, демонстрируются разнообразные культовые принадлежности: Иконы – танка, реликварии, музыкальные инструменты, канонические тексты, изображения наиболее почитаемых божеств.

Одной из ведущих форм ламаистского обряда является молитва, произносимая на тибетском языке. Ламаизм ввел своеобразную механизацию молитв. В так называемые хурдэ. В полые, обычно металлические цилиндры закладываются молитвенные тексты. Через центр крышки и дна цилиндра пропущена ось, вокруг которой все сооружение может вращаться. Верующие подходят к этому цилиндру и запускают его вращение. Считается, что один оборот цилиндра равноценен прочтению всех заключенных в нем молитв.

Буддийские монастыри у бурят именуются дацанами, у калмыков - хуралами. Внутри храм представляет собой обширный зал, северная стена которого играет роль иконостаса. Это ряды застекленных шкафов, заполненных скульптурными и живописными изображениями божеств ламаистского пантеона и обожествленных лам (бурханов). Богослужения в дацане проводятся ежедневно (дважды и трижды в день). Чтения молитв сопровождается магическими движениями рук и часто переходят в пение. Верующие – миряне на богослужении, как правило, не присутствуют, ожидая окончания молебствия около храма.

В буддизме существует относительно небольшое. количество праздников. Среди них наиболее крупные – цанагган, т. е. белый месяц. Он приурочен к началу нового года по старинному тибетскому (лунному) календарю. В течение 16 дней этого праздника проводится целая серия обрядов, посвященных так называемым «двенадцати чудесам Будды». В середине лета празднуется круговращение майдары и т. д.

^

— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?

Будда ответил:

— Если на вас с дерева упадёт сухая ветка и ударит вас, что вы должны делать?

^

— Что же я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.

Будда сказал:

— Так делайте то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе, и ударил вас. Это всё равно, что ветка с дерева упала на вас.

^

Забирайте своё себе

Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.

Он повернулся к ученикам и сказал:

— Вы разочаровали меня. Эти люди делают своё дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?

Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:

— Вы всё сказали? Если вы не всё сказали, у вас ещё будет возможность высказать мне всё, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.

Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:

— Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?

— Вы — свободные люди, и то, что вы сделали, — ваше право. Я на это не реагирую.

Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: «Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». Теперь я спрашиваю вас: «Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?»

Один человек из толпы сказал:

— Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.

Будда улыбнулся:

— Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним всё, что хотите.

do.gendocs.ru