Бояре древняя русь. Кто такие бояре: определение, история. Чем отличается боярин от дворянина
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сословие бояр на Руси. Бояре древняя русь


определение, история. Чем отличается боярин от дворянина :: SYL.ru

При слове «боярин» в голове сразу возникает образ довольно дородного мужчины в яркой парчовой шубе в пол и высокой шапке, отороченной мехом. И это понятно, ведь именно такое представление нам дает художественная литература, телевидение, кино, театр…

Кто такие бояре?

Однако даже само значение слова «бояре» остается загадкой, и споры среди историков и лингвистов на эту тему продолжаются до сих пор. Может быть правильней ставить вопрос, не кто, а что такое бояре?

Значение слова «боярин»

Откуда произошло слово «боярин», до сих пор остается вопросом дискуссионным как среди лингвистов, так и среди историков.

Одна из версий предполагает, что основой для словообразования могут служить такие славянские корни, как «бой» (битва) или же «болий» (большой). По другой считается, что этот термин произошел из тюрского языка и означает знатный, богатый муж.

Что такое бояре?

Есть и еще одно предположение, пожалуй, более соответствующее истине, согласно которому это слово было позаимствовано у болгар. Дело в том, что в Болгарском государстве (681-1018 гг.) так называли военную аристократию, составляющую совет при царе и при этом пользующуюся привилегиями недоступными для других. Правда, это слово в оригинале звучало несколько иначе: боляре.

В любом случае ясно одно – вопрос «что такое бояре?» звучит некорректно, потому что боярами называли не какой-то предмет, а людей, причем занимающих особое, привилегированное положение в обществе.

Бояре на Руси

По упоминаниям в исторических документах стало известно, что первые бояре на Руси появились еще в Х веке, а боярство, как полноценное сословие, было сформировано уже к началу XI века. Так кто такие бояре?

По определению, бояре – это феодалы, принадлежащие к высшим слоям общества, аристократы. То есть люди, особо приближенные к князю (царю). Но прежде всего это потомки родоплеменной знати, владеющей значительными земельными территориями, а зачастую даже содержащие собственную воинскую дружину, что во времена феодальной раздробленности придавало им дополнительный вес в глазах князя.

Вплоть до конца XII века звание «боярин» было жалованным (наградным) и являлось высшим чином при дворе, позже его стали передавать по наследству.

Важные советники князя

Самые богатые, а соответственно и влиятельные русские бояре принимали активное участие в княжеской думе как советники князя. Зачастую их мнение было решающим при рассмотрении важных государственных вопросов, судебных тяжб или урегулировании междоусобиц. Кроме того, из бояр формировалась старшая дружина, управлявшая княжеским войском, при этом им позволялось распоряжаться землями, полученными во время военных захватов.

Чем отличается боярин от дворянина?

При первых князьях между боярами существовало различие. Они делились на княжеских и земских. Кто такие бояре земские, будет рассказано ниже. Что же касается княжеских бояр, то они составляли верхний иерархический слой княжеской дружины, правда, позже к ним примкнули бояре введенные и путные.

Бояре введенные и путные

Так называемые введенные бояре относились к категории феодалов, которые не могли похвастаться своей родовитостью и богатством, но тем не менее принятые (введенные) в круг избранных. Находились они при дворе для постоянной помощи князю в управлении отдельными ведомствами, составляющими дворцовую администрацию. Этот чин относился к думным, то есть его владельцы получали право принимать участие в закрытых собраниях, устраиваемых Боярской думой.

Бояре и дворяне

Путные бояре (дворцовые чиновники) по своему социальному статусу находились ниже бояр, которым позволялось участвовать в думских заседаниях. При княжеском дворе они занимали административные или же хозяйственные должности (постельного, конюшего, сокольничего и так далее). За исправную службу им жаловались вотчины, которые в дальнейшем могли передаваться по наследству.

На весь период, пока боярин занимал какую-либо должность, а иногда и пожизненно, ему полагалось кормление (полное содержание за счет населения).

Земские бояре

Кто такие бояре земские, отчасти понятно из их названия. То есть это были потомки той родоплеменной знати, в собственности которых находились земельные участки, доставшиеся им, как и сам титул, по наследству. В своих землях этот вид бояр имел практически неограниченную власть и влияние, что придавало им дополнительную значимость и авторитет, так как во время ведения междоусобных войн именно земское боярство со своими людьми служило серьезной опорой и поддержкой для князя.

Русские бояре

Вдобавок к боярству в XII веке начало зарождаться новое сословие – дворянство, которому было суждено играть важную роль в жизни России вплоть до 1917 года. Но если кто такие бояре, уже понятно, то откуда взялись и кто такие дворяне, – не совсем. И в этом стоит разобраться.

Кто такие бояре и дворяне

В XII веке дворянами стали называть вольных слуг, состоящих в услужении князей или же крупных бояр, из которых и состоял их двор. Дворян за свою службу поощряли помимо денежных вознаграждений еще и земельными наделами, но без передачи их в полную собственность, то есть земля продолжала оставаться во владении князя. И лишь с XV века дворянам было предоставлено право передавать жалованные участки по наследству либо отдавать их в качестве приданного, что существенно подняло их общее положение в обществе.

Таким образом, если в XII веке бояре и дворяне могли быть связаны между собой, как хозяин и слуга соответственно, то уже к XV веку по своему социальному статусу они практически сравнялись.

С XVI века звание «боярин», которое с конца XII могло только передаваться по наследству, вновь становится чином для «служилых людей», автоматически дававшим право его владельцу посещать заседания Боярской думы.

Боярские чины

Кто такие бояре и дворяне

  • Боярин и слуга – чин соответствовал положению Первого министра и являлся высшей наградой за государственную службу.
  • Боярин и оружейничий – появился в 1677 году. Обладатель чина ведал царской оружейной комнатой, а вместе с ней и приданными мастерами и художниками.
  • Боярин и конюший – в ведении боярина находились все конные заводы и конюшни. К тому же к части конных заводов могли приписываться целые волости.
  • Боярин и дворецкий – владельцу чина подчинялись все служители, состоящие при дворе. В его обязанности входило управление Приказом Большого Дворца, то есть, он контролировал все статьи внутридворовых доходов и расходов. Помимо того, боярин, владеющий этим чином, был главным судьей, и распоряжался всеми землями, с которых дворец получал доход.

Вытеснение боярства

К концу VII века какая-либо грань между двумя сословиями вообще стала незаметной. Так как к этому времени большинство знатных родов, представлявших боярство, попросту вымерло, оставшиеся же экономически ослабли, а соответственно и утратили свою значимость, при этом нетитулованные бояре наряду с дворянами, наоборот, укрепляли свои позиции.

Окончательный крах боярства случился при Петре I. Царь и бояре находились в постоянном противоречии, которые в итоге привели к упразднению Боярской думы. По сути, боярство, как сословие, прекратило свое существование.

Царь и бояре

Но до той поры потомственные бояре и дворяне сосуществовали параллельно. И те и другие служили при дворе и выполняли практически одни и те же функции, поэтому на том, чем отличается боярин от дворянина, следует остановиться подробнее. Ведь в некоторых моментах разница была существенной.

Чем отличается боярин от дворянина

  • Изначально бояре принадлежали к высшим слоям знати, владеющей собственными землями и обладающей на своей территории большой властью. Дворяне же были выходцами из младшей дружины и служили лишь за право пользоваться землей и закрепленными за ней крестьянами (до XV века).
  • Боярская служба была добровольной. При желании боярин мог перейти от одного князя к другому. Дворяне же, призванные на службу к князю, могли покинуть ее лишь с его разрешения.
  • Вплоть до начала «петровского периода» бояре оказывали гораздо большее влияние на государственное управление, нежели дворяне, сословие которых стало заметным лишь к XV веку.
  • Вплоть до начала XVII века в феодальной иерархии боярам отводилось главенствующее положение.

Последние бояре на Руси

Несмотря на то, что при Петре I боярства не стало, само звание боярин формально еще существовало, и уже c начала XVIII его удостоились еще четыре человека: граф Апраксин, Ю. Ф. Шаховской, П. И. Бутурлин и С. П. Нелединский-Мелецкий.

История боярства закончилась в 1750 году, со смертью последнего русского боярина – князя И. Ю. Трубецкого.

www.syl.ru

Боярин — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Русские бояре (два слева) XVII в.

Боя́рин — в древней Руси до начала XVIII века, представитель высшего, после князей, сословия знати, вначале жалованного, позднее наследственного, из потомков родоплеменной знати или старших дружинников, заседавший в княжеской думе, крупный крепостной землевладелец.

Сословное обращение: барин, барыня.

Этимология

бо-я́-рин

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1°a по классификации формульных склонений).

Морфемный анализ (или — разбор слова по составу) демонстрирует из каких минимально-значимых осознаваемых частей (морфем) состоит разбираемое слово:

По сообщению словарно-энциклопедических источников — этимология слов, определяющих древнее русское сословие «бояр» не определено. Некоторые из них утверждают, что слово тюркского происхождения… однако, это натянутое пояснение можно было бы принять, если бы славяне и русские были турками.

  • При рассмотрении этимологии необходимо считаться с тем фактом, что ст.-слав. болѩринъ представляет собой наиболее древнюю форму. Поэтому Ягич (AfslPh 13, 288 и сл.) объяснял из нее др.-русск. бояринъ как результат влияния слова бои; см. также Преобр. 1, стр. XXVII; Соболевский, РФВ 71, 440. Слово боляринъ произошло из дунайско-болгарского (тюрк.) языка, откуда пришло в ст.-слав.; встречается в Беседах папы Григория Великого, Легенде о св. Вячеславе и др.; см. также Брюкнер, KZ 43, 324; 48, 175, который связывает др.-тюрк. boila и ср.-греч. βοιλᾶς, βοηλᾶς (Феофан), βολιάδες (Конст. Багр.), — это популярная точка зрения (см. еще Mi. TEI. 1, 266; аналогично Брандт, РФВ 21, 210). Однако такой путь сопряжен с фонетическими трудностями, о которых см. на быля и Бернекер 1, 72. Реконструируемая Марквартом (Kumanen 26) праформа *bojla äri (тюрк.) также не приводит к желаемому результату. Более удовлетворительно в фонетическом отношении объяснение Корша (AfslPh 9, 492; ИОРЯС 7, 1, 44; 8, 4, 32; 11, 1, 278; см. также Младенов, RES 1, 45 и сл.; Бернекер, там же) из кокандск., башк., тат., туркм., азерб. bajar «хозяин; русск. офицер; чиновник», но это слово, согласно Мелиоранскому (ИОРЯС 7, 2, 283; 10, 2, 82), Каннисто (FUF 17, 144 и сл.), Малову (ОЛЯ 5, 137 и сл.), заимств. из русск. Иначе, но неубедительно, см. Бернекер, там же. Возм., правы Малов (там же) и Младенов (40), указывая источник в д р.-тюрк. bai «знатный, богатый» ±är, то есть «знатный человек», откуда боляринъ получено в результате влияния болии. Доказательство древности формы *бояринъ Корш (AfslPh 9, 492) усматривает — отнюдь не убедительно — в стяженном ба́рин, ба́рыня — из *бояринъ, *боярыни. Несомненно, ошибочна, наконец, этимология Шахматова (AfslPh 33, 86 и сл.) из др.-ирл. bó-aire < bó "корова", aire "господин" (в таком случае было бы *буяринъ; см. против этого Фасмер, RS 6, 196 и сл.). Это мнимо кельтское заимств. отсутствует как раз у зап. славян, которые должны были бы усвоить его в первую очередь.[1]
  • Крылов сообщает, что слово: «…вероятно, образовано с помощью суффикса -арь от существительного бои — „битва, сражение“. В этом случае слово имело первичное значение — „воин“».[2]
Русское посольство в Регенсбург в 1576 (бояре, окольничие, дьяки, подъячие). Немецкая гравюра. XVI в.

Пересечения

  • По гипотезе Ф. Е. Корша о тюркском, а именно кокандском, происхождении пишется, что — существует слово «бајар», означающем «вельможа, знатное лицо».
  • В итальянском — «boiardo», «boiaro»
  • В немецком — «Bojar»

и т. д.

Известное из истории Русского государства

История

Из быта русских бояр XVII века. Константин Маковский. 1868 год.

Возникновение бояр относится ко времени распада славянских родоплеменных союзов в VI—IX вв. В X—XI вв. бояре разделились на два слоя: княжеские — княжеские мужи (огнищане) и т. н. земские (старцы градские) потомки родоплеменной знати. В X — XI веках, уже играют заметную роль в управлении, занимают положение сразу после великого князя. До XVI века (установление централизованного государства) бояре являлись вассалами князя и были обязаны служить в княжеском войске. С другой стороны, они имели право сменить сюзерена. Бояре владели наследственными уделами земли — вотчинами, в которых обладали абсолютной властью.

Влияние бояр, как политическое, так и экономическое, ослаблялось в периоды централизации и значительно усиливалось в периоды феодальной раздробленности. Так, например, оно было огромным в Новгородской феодальной республике, где все вопросы решались при помощи боярских советов, а должность князя была выборной. Похожая ситуация была в XIII веке в Галицко-Волынском княжестве. В некоторых княжествах — Черниговском, Полоцко-Минском, Муромо-Рязанском — влияние бояр было столь сильным, что там не смогла сложиться сильная великокняжеская власть.

После усиления княжеской власти начиная со второй половины XIV века стало усиливаться сословие служилых феодалов — дворян, служащих бояр. Возникли так называемые путные бояре, которые занимали отдельные хозяйственные должности при княжеском дворе, отдававшимися им в кормление (например, конюший, сокольничий, чашничий и др.). В XIV—XV веках с появлением централизованного государства имущественные и политические права бояр существенно ограничивались; так, к концу XV века было отменено право отъезда вассалов от сюзерена.

С XV века возникает звание боярина — высший чин среди «служилых людей по отечеству». Это звание давало право участвовать в заседаниях Боярской думы — совещательного органа при великом князе, позже при царе. Одновременно происходили существенные изменения в составе боярства: царская власть подавляла выступления бояр, сопротивлявшихся централизации, особенно сильный удар по боярам нанесла опричнина Ивана IV. К концу XVII века многие знатные боярские роды вымерли, другие экономически ослабли, большое значение приобрели нетитулованные бояре и дворянство. Поэтому в XVII веке стирались различия между боярами и дворянами, в частности, между наследственным (вотчинным) и поместным землевладением, формально отмененное в 1714 году. Отмена в 1682 году местничества окончательно подорвала влияние бояр. Звание боярин формально не было отменено Петром I, однако с начала XVIII века не было случаев пожалования этого звания кому бы то ни было в России. Последним русским боярином был И. Ю. Трубецкой, который умер 27 января 1750 года.

Боярские чины

Боярыня у окна. С картины Маковского 1885 г.

Боярские чины:

  • Боярин и слуга. Татищев сравнивает этот чин с первым Министром. По мнению князя Щербатова чин Боярин и слуга впервые появился в 1562 году. Первым боярином и слугой был князь Воротынский, Михаил Иванович. По мнению Г. П. Успенского первым боярином и слугой был князь Коркординов, Иван Юрьевич, выехавший из Польши на службу Ивану IV. Иван Забелин в книге «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях» сообщает, что звание слуга было высшей наградой за службу. Древнее выражение страдать за Русскую землю было заменено на служить государю.
  • Боярин и оружейничий ведал царским оружием и оружейной комнатой, а также преданной ей мастерами и художниками. Вначале должность называлась Оружейничий. С 1677 года на эту должность начали назначать бояр, и она стала называться Боярин и оружейничий. Первый боярин и оружейничий был Пушкин, Григорий Гаврилович. В 1690 году должность отменили. Последним боярином и оружейничим был Шереметьев, Пётр Васильевич.
  • Боярин и конюший. Боярином и конюшим был Борис Годунов, поэтому иностранные писатели ошибочно считали должность боярин и конюший высшей должностью для бояр. В ведении боярина и конюшего состояли все царские конюшни и заводы. К некоторым конным заводам были приписаны волости. По сведениям английского посланника Флетчера годовой доход Бориса Годунова на должности конюшего составлял 12 тысяч рублей в год, хотя доход обычного боярина составлял не более 700 рублей в год. Первым боярином и конюшим был назначен в 1496 году Чилядник, Андрей Фёдорович. Последним — Романов, Александр Никитич. После него должность стала называться конюший.
  • Боярин и дворецкий. Первым боярином и дворецким был Сабуров, Михаил Фёдорович, который умер в 1465 году. Последним — Богдан Хитрой. В подчинении боярина и дворецкого состояли все придворные служители. Боярин и дворецкий управлял Приказом Большого Дворца, был главным судьёй, имел право выбирать себе подчинённых. Боярин и дворецкий распоряжался землями, с которых Большой дворец получал доходы. В удельных княжествах были свои бояре и дворецкие. Иван IV подчинил их московскому боярину и дворецкому. Их должности писались по названию княжества, например, Новгородский боярин и дворецкий. Эти должности существовали до Михаила Фёдоровича. При нём княжеские дворцы были объединены с Московским Большим Дворцом. При Алексее Михайловиче Московский Большой Дворец был ликвидирован, должность боярина и дворецкого заменена на кравчего.

Численность бояр

Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате. С картины Андрея Рябушкина. 1893 г.

Народные сказания

О боярах существует несколько сказаний народных и примет:

  • Знатность и богатство боярина по высоте его меховой шапки определяется.
  • Чем длиннее борода боярина, тем знатней он.
  • Выборы на старшинство бояр при помощи блохи определялось: сядут друг против друга и бороды на стол, а посередь между ними блоху сажают — чья борода блохе приглянектся, тот и главнее будет.
  • Многие бояре, хотя и «православны» были, в домашнем уединении молились — средь своих лишь, и в цэркву не хаживали.

Литература

  • Веселовский С. Б., Исследования по истории класса служилых землевладельцев. — М.: Наука, 1969.
  • Зимин А. А., Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV — первой трети XVI в. — М.: Наука, 1988.
  • Успенский Г. П., «Опыт повествования о древностях Русских». Харьков, 1818. стр. 156, 280, 281
  • Ключевский В. О., «История сословий в России», Соч., т. 6, М., 1959;
  • Павлов-Сильванский Н., «Государевы служилые люди. Происхождение русского дворянства», СПБояре 1898;
  • Греков Бояре Д., «Киевская Русь», М., 1953;
  • Тихомиров М. Н., «Древнерусские города», 2 изд., М., 1956;
  • Зимин А. А., «О составе дворцовых учреждений Русского государства конца XV и XVI вв.», в сборнике: Исторические записки, т. 63, М., 1958.

Ссылки

Боярыня Морозова. С картины Сурикова.

Примечания

traditio.wiki

БОЯРЕ - это... Что такое БОЯРЕ?

  • Бояре — высшее сословие на Руси 10 17 веков (наряду с великими и удельными князьями). Бояре играли ведущую роль после великого князя в управлении государством. Происхождение термина не выяснено. Возникновение бояр относят ко времени становления… …   Политология. Словарь.

  • Бояре — Бояре. Уже в древнейших памятниках нашей истории мы встречаемсвидетельство о существовании особого правительственного класса иликруга людей, которые были ближайшими правительственными сотрудникамикнязя. Эти люди наз. боярами, а иногда дружиной… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Бояре — 16 17 вв. БОЯРЕ, на Руси 9 17 вв. высшее сословие феодалов. В Древнерусском государстве потомки родоплеменной знати, старшие дружинники, члены княжеской думы, крупные землевладельцы. Имели своих вассалов, пользовались иммунитетом и правом отъезда …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • БОЯРЕ — БОЯРЕ..1) на Руси 9 17 вв. высшее сословие феодалов. В Древнерусском государстве потомки родо племенной знати старшие дружинники вассалы и члены княжеской думы, крупные землевладельцы. Имели своих вассалов, пользовались иммунитетом и правом… …   Большой Энциклопедический словарь

  • БОЯРЕ — БОЯРЕ, высшее сословие феодалов. В Древнерусском государстве потомки родо племенной знати, старшие дружинники вассалы и члены княжеской думы. В период формирования самостоятельных княжеств богатейшие и влиятельнейшие феодалы. В Новгородской… …   Русская история

  • БОЯРЕ — на Руси в IX XVII вв. высшее сословие феодалов. В Древнерусском государстве потомки родоплеменной знати, старшие дружинники вассалы и члены княжеской думы, крепостные землевладельцы. Имели своих вассалов, пользовались иммунитетом и правом отъезда …   Юридическая энциклопедия

  • Бояре — (boyars), представители высшего некняжеского сословия в ср. век. рус. об ве. В 10 12 вв. Б. составляли старшую часть княжеской дружины. Они получали щедрые дары в виде зем. наделов и пользовались значит, независимостью в период раздробленности… …   Всемирная история

  • Бояре — БОЯРЕ, высш. классъ населенія древн. удѣльн. и Моск. Руси. До XIV в. званіе Б. имѣло исключительно бытовое значеніе и не обозначало собой чина. Б. называли б. или м. крупныхъ землевладѣльцевъ, выдѣлявшихся своимъ богатствомъ и воен. доблестью. Въ …   Военная энциклопедия

  • бояре — 1) на Руси IX XVII вв. сословная группа феодалов. В Древнерусском государстве  потомки родоплеменной знати, старшие дружинники  вассалы и члены княжеской думы, крупные землевладельцы. Имели своих вассалов, пользовались иммунитетом и правом… …   Энциклопедический словарь

  • Бояре — Русские бояре Боярин (ж.р. боярыня, мн.ч. бояре) в узком смысле высший слой феодального общества в X XVII веках в Киевской Руси, Московском княжестве, Болгарии, Молдавском княжестве, Валахии, с XIV века в Румынии. Происхождение слова «боярин» до… …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Сословие бояр на Руси

    Бояре на Руси<

    Здравствуйте, дорогие друзья сайта!

    В этом посте мы раскроем очередную «сквозную» тему: боярство на Руси. Мы уже писали вкратце (но от этого не менее детально) о мещанстве, дворянстве, духовенстве и крестьянстве.

    Итак, боярство, вопреки старому расхожему мнению, появилось уже в Древней Руси – примерно с XI - XII века.

    Боярство – это социально-политическая и экономическая верхушка древнерусского общества, имеющая возможность влиять, а в некоторых землях и определять внешнюю и внутреннюю политику. Из кого оно формировалось? Пути формирования этой прослойки было ровным счетом две: из княжеских дружинников и из  местной родоплеменной знати. Но, надо помнить, что  в дальнейшем пути пополнения боярской верхушки стали более разнообразными.

    Дружинники, как мы помним, пришли вместе с варяжскими князьями в русскую землю. Князя и дружину связывали очень крепкие узы: ведь князь зависел от своих воинов. Более подробно о князьях в Древней Руси рекомендую почитать по линку, а также скачайте себе мой видеокурс «Древняя Русь. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов».

    Так вот, князь был всего лишь первым среди равных – самым лучшим и сильным воином. Однако без дружины он был никуда и сильно зависел от ее мнения. В этом смысле показательна гибель князя  Игоря в 945 году, а также поведение князя Святослава, который делил вместе с дружиной нехитрый и суровый воинский быт: спал под открытым небом, не возил с собой шатров, а из одежды, по словам современника князя Льва Диакона, видевшего его лично, отличался от своих дружинников серьгой в ухе да более чистой одеждой.

    Завладев богатством, князь делил добычу со своими дружинниками. Причем был важен факт передачи подарка, и конечно его красота ценность. Порой факт дележки был важнее самой добычи: в самом деле зачем было дружиннику на Руси золото да серебро в условиях крайне слабой развитости товарно-денежных отношений на Руси? Именно поэтому многие дружинники попросту закапывали полученное в землю.

    Поэтому на территории расселения восточных славян находят много кладов. Даже земля, вопреки расхожему мнению, не была такой ценностью для князей и дружинников, если на этой земле не проживали люди, которые могли ее возделать. Не будет же в самом деле дружинник землю пахать самолично. Между тем населения было не так много, чтобы охватить все русские земли.

    Однако потихоньку князья сами стали получать землю и давать своим дружинникам. Те стали оседать на земле, копить богатство, обживаться. И постепенно дружинники стали превращаться в боярство – в общем-то независимую политическую силу на Руси.

    Вспомните хотя бы сколько боролся с боярами Ярослав Осмомысл, князь галицко-волынский, или Андрей Боголюбский и прочие.

    Также боярство, как это было сказано выше, формировалось из местной родоплеменной знати.

    Более детально о степени влияния боярства в землях Древней Руси смотрите в видеоуроке «Эволюция власти» в моем видеокурсе «История России. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов».

    Дальше, как я и говорил, боярство стало формироваться и из других источников. В 14-16 веках можно выделить следующие источники боярства, которые также назывались служилыми людьми по отечеству (которые по отцу служили правящей династии Рюриковичей, а затем и Романовым):

    • Переезд бояр из других государств: из княжества Литовского, например. К слову, как Вы, вероятно, знаете, мать Ивана Грозного Елена Глинская была из рода таких литовских бояр, которые «отъехали» в Московию.
    • Бывшие удельные князья, так называемые княжата. При завоевании удела, или если местный князь признавал зависимость от Москвы, он входил в боярство.
    • В ходе расширения влияния Москвы бояре вместе с местными князьями переезжали в Москву. Так переехало, например, Новгородское боярство. А о хитрой политике московских князей, подрывавших влияние былой знати, рассказано здесь.

    К XV веку, бояре стали иметь ряд особенностей: у них были особые земельные владения – вотчины, которые передавались по наследству; они имели право занимать государственные должности по старинному порядку – местничеству (отмененном вконец только в 1682 году). Со временем боярство стало играть роль сословия, стремившегося ограничить царскую власть в Московском государстве.

    Только после Смуты боярство постепенно – десятилетие за десятилетием – стало сдавать позиции. И только при Петре Великом Боярская дума была упразднена, а вместо нее возникла Консилия министров. Но это уже совсем иная история.

    [TESTME 4]

    С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков

     

    ege59.ru

    Бояре в Древней Руси |

     /   /  Бояре в Древней Руси

    Бояре как категория древнерусского населения

    В Древней Руси бояре возникают вследствие разложения родового строя, но уже в киевский период )девятый – двенадцатый века) вначале в области полюдья, а с устроением погостов, которое провела княгиня Ольга – и на севере Руси.

    С иной стороны, все задачи сбора полюдья, а также фактическое обеспечение экспорта его результатов, командование киевским войском, управление княжеским хозяйством и др. требовали наличия в государстве мощного управляющего административного аппарата, и в качестве бояр в ранний киевский период государства выступала княжеская старшая дружина.

    Известный исследователь быта Древней Руси А. Е. Пресняков связывает формирование боярства с переходом к назначению князем «старцев градских» или же сотников к началу десятого века и указывает на первое проявление независимой позиции боярства в историческом предложении Борису Владимировичу выгнать из центра Киева его брата Святополка, чтобы захватить престол, что было в 1015 году (поход на печенегов).

    При этом, старшая дружина становится самой влиятельной и независимой составляющей веча. Данным образом, бояре киевского периода становятся подслужными князю землевладельцами с численностью воинов, которая напрямую зависит от размера их земельных владений (при этом они могли иметь владения, источником коих выступали княжеские владения), а в составе дружинников имеющих право влияния на княжеский порядок наследования. Все бояре обладали земельными владениями или же вотчинами, в которых они имели абсолютную власть, но при этом, основным источником феодальных повинностей крестьянства в боярскую пользу было не крепостное право, но долговая зависимость, которая была существенно ограничена в начале двенадцатого века Владимиром Мономахом.

    Таким образом, после укрепления авторитета великих князей начиная со второй половины четырнадцатого века начало усиливаться сословие служилых феодалов, называемых дворянами. Кроме того, малоземельные князья также переименовываются в бояр. Формируются также и так называемые путные бояре, занимающие при княжеском дворе отдельные хозяйственные должности (оружничий, конюший, окольничий и прочие). В четырнадцатом – пятнадцатых веках с формированием централизованного государства политические и имущественные боярские права были существенно ограничены. Например, к концу пятнадцатого века отменяется право отхода вассалов от господина.

    Интересные материалы:

    student-hist.ru

    Как русские бояре призвали на царство польского королевича

    Журнал: История от «Русской Семёрки», Альманах №3, осень 2017 годаРубрика: Загадки Московского царстваТекст: Русская Семёрка

    Смутные времена

    Фото: королевич ВладиславК началу 1610 года Россия стояла на самом краю пропасти. В высших кругах были озабочены не только вопросом преодоления глубочайшего социально-экономического и политического коллапса, но и проблемой сохранения целостности государства. Обстоятельства были таковы, что Россия кроме войны с Речью Посполитой была охвачена восстаниями Лжедмитрия II и Ивана Болотникова, а также постоянно подвергалась опасности нападения ногайцев и крымчаков.В этих условиях Василий Шуйский стремительно терял не только бразды правления страной, но и свой авторитет. Историк Василий Ключевский писал: «Царём Василием мало кто был доволен. Главными причинами недовольства были некорректный путь В. Шуйского к престолу и его зависимость от кружка бояр, его избравших и игравших им как ребёнком, по выражению современника».Враждебный настрой усилился после смерти талантливого полководца Михаила Скопина-Шуйского. В народе твердили, что храбрый Скопин, спасший Россию, получил от Василия Шуйского в награду яд. Болезненное поражение войск Дмитрия Шуйского (брата царя) от (гетмана Жолкевского под Клушином ещё более приблизило конец царствования Василия.

    Власть семи

    После низложения Василия Шуйского 17 июля 1610 года власть перешла в руки боярской верхушки и фактически находилась в её руках три года — вплоть до воцарения династии Романовых. Это явление вошло в историю под названием Семибоярщины. Традиционно на Руси при отсутствии царя для управления страной формировалась боярская группа, как правило, из семи человек. В публицистическом произведении того времени «Иное сказание» сообщалось, что после свержения Шуйского «прияша власть государства Руского седмь Московских Бояринов».«Семёрке» предстояло вынести непростое решение — выбрать нового правителя. Патриарх Гермоген советовал остановиться на кандидатурах Василия Голицына и Михаила Романова — сына митрополита Филарета. Предложение патриарха Семибоярщиной было отвергнуто: оба вышеназванных лица входили в боярскую верхушку, что могло вызвать разного рода кривотолки. Нужен был независимый кандидат.Пока Семибоярщина спорила, воевода Дмитрий Трубецкой вёл агитационную работу в интересах Лжедмитрия II. Самозванец пользовался в народе популярностью, в нём была заинтересована и частьмосковской элиты. Боярская верхушка, опасаясь новых смут и раздоров, допустить к власти Тушинского вора никак не могла.В итоге решили прислушаться к мнению возглавлявшего Боярскую думу князя Мстиславского, который предложил избрать на московский престол 15-летнего королевича Владислава, сына польского короля из шведской династии Ваза Сигизмунда III.Российский историк-славист Борис Флоря соглашательское поведение членов Боярской думы объясняет оторванностью их от связей на местах. «В условиях начавшейся гражданской войны правящая элита оказалась неспособной серьёзно влиять на внутриполитические процессы, ослабевшая центральная власть была не в состоянии сохранить прерогативы знати, — пишет историк. — Только поддержка нового монарха должна была вернуть московской элите её традиционное положение в обществе».

    Несостоявшийся царь

    Патриарх Гермоген дал своё согласие на кандидатуру Владислава при условии, что королевич примет православие. А вот смириться с решением о вводе польских войск в Москву он не мог. Тем не менее бояре вопреки воле патриарха и подавляющей части населения открыли ворота перед войском гетмана Станислава Жолкевского, мотивируя этот шаг желанием защитить столицу от армии Лжедмитрия.21 сентября 1610 года поляки вошли в Москву, после чего город погрузился в хаос. Всюду хозяйничали оставленные без присмотра польские солдаты, к которым присоединилась местная чернь. Грабежи, насилие и убийства стали в те дни обыденным явлением.Тем временем под Смоленск была отправлена делегация во главе с Патриархом Филаретом и князем Голицыным, чтобы обговорить условия воцарения Владислава. Переговоры затянулись. К русскому посольству проявили явное неуважение: их поселили в палатках, поставленных прямо на болоте, и держали впроголодь.Как отмечали летописцы, многие члены посольства проявили малодушие, пали на колени и целовали крест самому Сигизмунду. Филарет и Голицын стояли на своём: на престол Владислав сядет только после перехода в православие. Польская же сторона пыталась добиться признания права на московскую корону для самого Сигизмунда, разумеется, без отказа от католичества.Соглашение с Польшей, инициированное Боярской думы, поддержали многие московские чины, а также власти некоторых регионов, так как по его условиям предусматривалось не только принятие Владиславом православия, но и вывод польско-литовских войск с русских земель при сохранении суверенитета и территориальной целостности.Нужно сказать, что польские правящие круги по-разному видели перспективу взаимоотношений с Русским царством: от династического союза с образованием унии (Жолкевский) до низведения Руси на уровень испанских колоний в Вест-Индии (Сигизмунд).Несмотря на то, что переговорщики так и не пришли к консенсусу, в Москве ждали прибытия Владислава на коронацию. В Польше специально для Владислава ювелиры уже изготовили корону, украшенную 255 драгоценными камнями. Однако Сигизмунд всё ещё думал, как должен поступить его сын. Просидев несколько месяцев в Смоленске, они в итоге вернулись в Варшаву. Оттуда Владислав от имени московского царя щедро раздавал русские земли своим приближённым, хотя фактически Россией не правил. Вплоть до начала 1613 года власть в Русском царстве практически принадлежала Семибоярщине. В 1618 году королевич всё-таки подошёл к Москве, но не как правитель, а как завоеватель, однако был отброшен ополченцами далеко от столицы. Формально Владислав сохранил титул царя до 1634 года, он даже надевал на торжественных приёмах «московскую корону».

    Взгляд историков

    В отечественной историографии Семибоярщина не получила положительных оценок: они колебались в диапазоне от сдержанно-нейтральных до полностью негативных. Так, русский историк и геральдист Александр Барсуков писал, что «кратковременное боярское правление отличалось преимущественно спорами и пререканиями, беспрестанно прерывавшими заседания Думы».Член-корреспондент Петербургской академии наук Сергей Платонов рассматривал Семибоярщину как своеобразный компромисс «между двумя слоями старого боярства» — между олигархическим кругом времени Шуйских (Голицыны, Воротынский) и сторонниками Романовых. По его мнению, ни те ни другие «не сумели или не смогли удержаться на вершине московского порядка и попали в позорную зависимость от польских людей и московских мятежников».Советскую историческую науку Семибоярщина мало привлекала. Большинство специалистов, обращавшихся к этой теме, ограничивались беглыми и однотипными характеристиками. В частности, историки отмечали, что обе фракции боярской верхушки оставались на позициях своего «узкородового интереса».Историк Борис Флоря в работе «Польско-литовская интервенция в России и русское общество», разбирая ситуацию с выбором нового царя, говорит, что сам Сигизмунд оказался заложником интересов шляхты, для которой важно было в первую очередь вернуть пограничные Смоленские и Северские земли, а не возвести на московский трон польского королевича.Кандидат исторических наук Виталий Ананьев не видит в Семибоярщине уникального для русской истории явления, указывая на то, что её деятельность «укладывается в русло предшествующей традиции». И добавляет, что впервые о намерении избрать на русский престол польского королевича Владислава правительство Шуйского объявило ещё в 1606 году.Ананьев также делает акцент на разности целей, которые преследовали стороны, обсуждавшие соглашение 1610 года: русское посольство предлагало полякам лишь военный союз, в то время как для Речи Посполитой избрание Владислава на московский трон означало династическую унию, категорически неприемлемую для Русского государства.

    bagira.guru

    БОЯРИН - это... Что такое БОЯРИН?

  • БОЯРИН — муж. боярыня жен. ныне барин, барыня. (От бой, бить, воевода? от болярин, болеть по ком, заботиться? от болий, большак?) С боярами знаться ума набраться (греха не обобраться). Боярин и в рубище не брат. Такой сякой боярин, а все не мужик. Всяк… …   Толковый словарь Даля

  • боярин — См …   Словарь синонимов

  • боярин — БОЯРИН, истор. – О знач. см. ниже. – А мы до твоего письма послали в Тобольск сургутского литвина Якова Сергунова, Нарымского новокрещена Олешку Санбычеева с службою и иными делами (1. 384). СРИ 19: боярин «1) в Др. Руси и Моск. государстве –… …   Словарь трилогии «Государева вотчина»

  • БОЯРИН — БОЯРИН, боярина, мн. бояре, бояр, муж. (ист.). В Московской Руси лицо, принадлежащее к высшему сословию. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • БОЯРИН — БОЯРИН, а, мн. яре, яр, муж. 1. В России до начала 18 в.: крупный землевладелец, принадлежащий к высшему слою господствующего класса. 2. В Румынии до 1945 г.: родовой или поместный феодал. | прил. боярский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Боярин — У этого термина существуют и другие значения, см. Боярин (значения). Русские бояре Боярин (ж.р. боярыня, мн.ч. бояре)  в узком смысле высший слой феодального общества в X  …   Википедия

  • БОЯРИН — Женить бояр. Прикам. Устар. Название молодёжной игры. МФС, 36. Большие бояре (бояры). Сиб. Свидетели, почётные гости на свадьбе со стороны жениха. СФС, 27; ФСС, 15. Малые бояре. Сиб. Свидетели со стороны невесты. СФС, 27; ФСС, 15. Большой боярин …   Большой словарь русских поговорок

  • боярин — а, м.    Крупный землевладелец; лицо, имевшее высшую степень и звание в допетровские времена.    ► И молвил, в землю глядючи, Вельможному боярину. // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо //    БОЯРСКИЙ, БОЯРЫШНЯ, ◘ БЛИЖНИЙ БОЯРИН, ◘ ДУМНЫЙ БОЯРИН …   Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

  • БОЯРИН — Мишко Боярин, крестьянин Коломенского пог. 1495. Писц. I, 72. Андрей Боярин, дворовладелец в Вильне. 1643. Арх. Сб. VI, 342 …   Биографический словарь

  • боярин — Вероятно, общеслав. суф. производное (ср. господин) от утраченного боярь, род. п. бояре (скорее всего, искон. образования с суф. арь от бой &LT; бои «битва, сражение»). См. бить. Боярин исходно «боец, воин, дружинник» …   Этимологический словарь русского языка

  • боярин — I боярин лесов (Мельников 3, 266) – эвфемистическое название медведя. См. боярин. II боярин др. русск. бояринъ, откуда барин, укр. боярин, ст.слав. болѩринъ, мн. болѩре μεγιστᾶνες (Супр.), болг. болярин, боляр, сербохорв. бо̀љарин. Этим словом… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • lingvostranovedcheskiy.academic.ru


    Смотрите также