Боги древних удмуртов. МИФОЛОГИЯ ДРЕВНИХ УДМУРТОВ Главное божество удмуртов-язы чниковИнмар
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Легенды и мифы удмуртского народа. Боги древних удмуртов


МИФОЛОГИЯ ДРЕВНИХ УДМУРТОВ Главное божество удмуртов-язы чниковИнмар

Описание презентации МИФОЛОГИЯ ДРЕВНИХ УДМУРТОВ Главное божество удмуртов-язы чниковИнмар по слайдам

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНИХ УДМУРТОВ МИФОЛОГИЯ ДРЕВНИХ УДМУРТОВ

Главное божество удмуртов-язы чников. Инмар. Это — источник всего доброго; он — творец неба,Главное божество удмуртов-язы чников. Инмар. Это — источник всего доброго; он — творец неба, живет постоянно на солнце, — добр настолько, что удмурты не боятся его. Ему приносятся только благодарстве нные жертвы.

Этимология имени В XIX веке наиболее распространена была этимология ин+мар «небо-что» . НекоторыеЭтимология имени В XIX веке наиболее распространена была этимология ин+мар «небо-что» . Некоторые учёные считали, что имя Инмар происходит от Инмурт «небесный человек» . Но по версии М. Г. Атаманова, слово Инмар возникло в результате слияния удм. ин(м) «небо» и ар «человек» (из булгарского). В настоящее время наиболее приемлемой является гипотеза о том, что в слове Инмар сохранился древний суффикс -*r, а само слово происходит от финно-пермского имени небесного божества (*ilmar, ср. Ильмаринен ).

Таким образом, наиболее подходящим именем нашего первопредка является Ильмар. В русской православной традиции

Таким образом, наиболее подходящим именем нашего первопредка является Ильмар. В русской православной традиции его заменил Илья Пророк, скачущий на колеснице по небу во время дождя и грохот от этой колесницы порождает гром. Отдаленным потомком Ильмара — в смысле генеческом и этимологическим -является Илья Муромец — Иль-Мар.

Вукузё (хозяин воды) - в мифах удмуртов - властитель водной стихии, обитательВукузё («хозяин воды») — в мифах удмуртов — властитель водной стихии, обитатель первичного океана. В дуалистических космогонических мифах Вукузё является противоположностью Инмара, который достал землю со дна океана. По мифу, Вукузё испортит сотворённых Инмаром великанов-алангасар ов, обманув сторожившую их собаку. Подражая творению Инмара — собаке, он сотворил козу, а затем водяных духов вумуртов. Вукузё представляли в виде старика с длинной зелёной бородой.

Всем известен веселый праздник - День Нептуна, но не все знают День Вукузе, которыйВсем известен веселый праздник — День Нептуна, но не все знают День Вукузе, который второй год подряд в середине лета отмечают в Ижевске! Вукузё («хозяин воды») в мифах удмуртов — властитель водной стихии, поселился в нашем городе. Этим летом Вукузе и его друзей можно будет встретить в Летнем Саду, в его обновленном домике.

Подводное царство Вукузё Подводное царство Вукузё

Нюлэс-Мурт(нюл — лес, чаща) живет в лесу, имеет собственное хозяйство и семью. По одежде

Нюлэс-Мурт(нюл — лес, чаща) живет в лесу, имеет собственное хозяйство и семью. По одежде и образу жизни он похож на людей. Как люди, Нюлэс-Мурты устраивают браки и пируют. Путь, по которому проехала свадьба Нюлэс-Муртов, отмечается множеством сломанных деревьев. От людей Нюлэс-Мурты отличаются высоким ростом (рост самых высоких деревьев) и черным цветом кожи. Нюлэс-Мурты разрешают зверям залегать в норы и берлоги; посылают охотникам добычу, скотине — корм, помогают войску одерживать победу, благодаря своей особенной способности — производить ветер и бросать песок в глаза.

Деревя нный идол Шарка на (Нюлэс мурт) Деревя нный идол Шарка на (Нюлэс мурт)

Нюлэсмурт выделялся по своему значению среди всех других существ удмуртской мифологии. Иногда его

Нюлэсмурт выделялся по своему значению среди всех других существ удмуртской мифологии. Иногда его называли «Великий дед, отец» . Некоторые исследователи даже считали, что «первый и самый главный бог в плеяде языческих богов углазовских вотяков — бог лесов и ветров. Всё это объясняется огромной ролью леса в жизни удмурта традиционной культуры. Нюлэсмурт— хозяин леса, а так как лес практически составлял всё природное окружение удмуртов, то всем этим ведал Нюлэсмурт, он— хозяин зверей, к нему обращаются охотники за помощью и содействием в охоте. От Нюлэсмурта зависело и благополучие скота. Иногда он был даже как-то связан с умершими предками. Дорогой Нюлэсмурта называли завалы леса, где прошёл ураган, смерч, именно поэтому иногда Нюлэсмурта считали и божеством ветра.

Луд-Мурт(луд — поле) — полевик. Это маленький человек, ростом не выше пятилетнего ребенка.

Луд-Мурт(луд — поле) — полевик. Это маленький человек, ростом не выше пятилетнего ребенка. Рост его может изменяться в зависимости от места, на котором Луд-Мурт находится: между высокими колосьями Луд-Мурт выше, в молодой траве луга он очень мал. Весной при выгоне скота в поле Луд-Мурту читается молитва: „хорошенько сохраняй животных, хорошенько води их в поле, не давай их зверям (волкам)» .

Корка-Мурт(ко рка — изба) — дух вроде домового (у русских), заведует мужскими иКорка-Мурт(ко рка — изба) — дух вроде домового (у русских), заведует мужскими и женскими работами, совершаемыми в избе. Иногда за хозяйку дома он исполняет работы — щиплет лучину, колет дрова, прядет и прочее. Корка-Мурты иногда подменивают своих детей людям.

По внешности коркамурт похож на пожилого человека в тулупе, вывернутом шерстью наружу. Если

По внешности коркамурт похож на пожилого человека в тулупе, вывернутом шерстью наружу. Если коркамурт переехал вместе с хозяевами из старой избы, его называют. Вужмурт(у дм. Ста рый человек ). Переход из старой избы в новую уудмуртовсопровож дался специальным обрядом в честь коркамурта, ановосельеназывал ось Корка мурт сектан «угощение домового» . В виде пережитка в этом обряде сохранялась память о принесении в жертву коркамуртубыкапри переселении в новый дом.

Ву-Мурт(ву — вода) — водяной человек; его ведению подлежат все воды на земле;Ву-Мурт(ву — вода) — водяной человек; его ведению подлежат все воды на земле; живет он в озерах, маленьких речках, в прудах, по преимуществу в глубоких местах. У него есть жена, необыкновенно красивая, сыновья и дочери. Сыновей своих Ву-Мурты женят на дочерях Ву-Муртов соседних вод; свадьбы правят по большей части осенью и весной, при чем свадебный поезд, направляя путь свой по воде, разрывает мельничные плотины и повышает уровень воды во всех встречных речках. Ву-Мурты не прочь родниться и с людьми и вообще нередко появляются среди людей.

Вумурт (удмуртское ву - вода, мурт - человек)- в удмуртских мифах водяной дух сВумурт (удмуртское ву — «вода», мурт — «человек»)- в удмуртских мифах водяной дух с длинными черными волосами, иногда в виде щуки. Создан «хозяином воды» Вукузё. Живет в глубине больших рек и озер, но любит появляться в ручьях и мельничных прудах. Может топить людей и насылать болезни, смывать плотины, истреблять рыбу, но иногда и помогает человеку. В воде у него свой дом, большие богатства и много скота, красавицы жена и дочь. Вумурт появляется среди людей на ярмарках, где его можно узнать по мокрой левой поле кафтана , или в деревне, в сумерки; его появление предвещает несчастье. Вумурта прогоняют, стуча палками и топорами по льду. Чтобы откупиться от вумурта, ему приносят в жертву животных, птиц, хлеб.

Лопшо Педунь –сказочный герой удмуртов. Согласно легенде, давным-давно жил в одной из удмуртскихЛопшо Педунь –сказочный герой удмуртов. Согласно легенде, давным-давно жил в одной из удмуртских деревень мужик. Трудно жилось ему, но весело, потому что однажды познал он секрет жизни. Удмурты знают, что давным-давно была у них Священная книга, по которой строили они свою жизнь. Со временем она была утеряна, разлетелись листочки Священной книги по всему белому свету. Во время очередного хождения по родне посчастливилось ему найти одну из страниц этой мудрой книги, на которой было написано: «Не принимай всё близко к сердцу, на всё смотри весело, и удача не обойдёт тебя» . С той поры у него любая работа в руках спорилась, и стал он источником неистощимого юмора, остроумия, житейской хитрости. В народе прозвали его Лопшо Педунем.

КРЕЗЬ название традиционной песни, а также музыкального инструмента типа ГУСЛЕЙ у удмуртов. При современномКРЕЗЬ название традиционной песни, а также музыкального инструмента типа ГУСЛЕЙ у удмуртов. При современном росте национального самосознания традиционный инструмент крезьвсё больше вызываетк себе интереси становится известным очень широкому кругу слушателей. На наших глазах происходит возрождение этого удивительного инструмента фактическииз полного забвения. Срадостью можно наблюдать, как крезь становится неотъемлемой частьюне только удмуртского музыкального фольклора, нои культурной жизнив целом, ав скором будущем войдёти вкаждый удмуртскийдом, какэто былоещё вначале прошлого 20 -го века.

present5.com

Каким богам молились удмурты - Мы родом ...

У каждого свой ВоршудКорреспондент «Русской планеты» выяснил, каким богам молились удмурты

Общепринято считать удмуртов православным народом, и в наши дни уже мало кто вспоминает о том, что у удмуртов была своя исконная вера, свои мифологические и религиозные воззрения, которые принято обозначать собирательным термином «язычество». Хотя процесс постепенного присоединения удмуртских земель к России был окончен много веков назад (450-летие добровольного вхождения Удмуртии в состав России праздновалось в 2008 году), православные миссионеры начали деятельность на Вятской земле далеко не сразу, а лишь в середине XVIII века. Корреспондент «Русской планеты» решил узнать, где и в каком виде сохранилась удмуртская этническая религия, где скрывались приверженцы удмуртских языческих культов, не желающие принимать крещение, и какие черты современные жители Удмуртии унаследовали от своих нехристианских предков. ©

~~~~~~~~~~~

Ветряные мельницы

Чтобы узнать и увидеть своими глазами, чем жили удмурты в дохристианские времена, я отправляюсь в «Архитектурно-этнографический музей-заповедник Лудорвай», который находится в 12 км к югу от Ижевска. Примерно через полчаса пути на горизонте вырастают живописные деревянные постройки. Меня встречает сотрудница музея Оксана Делидон.

– Наш музейный комплекс под открытым небом включает в себя усадьбу центральных удмуртов, усадьбу южных удмуртов, русский сектор, ветряную мельницу и множество других интересных экспонатов, — рассказывает она. — Одна усадьба имеет целый набор построек: дом, клеть, навес, амбар, хлев, семейное святилище и прочее.

– Неужели и у удмуртов были ветряные мельницы? — удивляюсь я. — У меня они как-то больше ассоциируются с Западной Европой.

– Мнение о том, что только в Европе использовали энергию ветра, ошибочно, — говорит Оксана. — Ветряные мельницы были распространенным явлением как в Удмуртии, так и в России в целом.

Но сейчас меня интересует не это: я прошу своего гида показать мне языческое святилище. Куала — так называют его удмурты — располагается во дворе усадьбы. С виду это обычный бревенчатый дом небольшого размера без окон и потолка. Строение имеет двускатную крышу, глиняный пол, в центре — сложенный из камней открытый очаг, дым от которого выходит в щель между скатами крыши. Над очагом подвешен котел.

– Главными святынями куалы считались очаг с надочажным устройством и «воршудный короб», — Оксана указывает на небольшой короб, стоящий на полке под потолком. — В нем хранятся беличья шкурка, хвост рябчика и несколько перьев тетерева. Именно в этом коробе, по удмуртским представлениям, и обитал дух-покровитель рода Воршуд (в переводе с удм. «Хранитель счастья» — Примеч. авт.). Каждый род имел своего собственного Воршуда, культ Воршуда неразрывно связан с культом предков.

– Каким же образом этот очаг и котелок использовались для языческих ритуалов?

– Для совершения моления удмурты приносили жертвы Воршуду: в куале пекли блины, пироги, иногда закалывали утку или гуся, после чего часть ели, часть сжигали в очаге святилища. Воршуда просили о семейном благополучии, здоровье и удаче. В куале проводили до 70 молений в год, отмечая важные события в жизни семьи, а весной, летом и ранней осенью ее использовали как летнюю кухню.

– А кого еще, помимо Воршуда, можно выделить из удмуртского пантеона богов?

– У наших предков было множество богов, причем в разных местностях преклонялись различным богам. Верховным божеством удмуртской языческой религии традиционно считается Инмар — бог неба. Также многие исследователи выделяют «верховную триаду божеств»: это Инмар, бог неба, Куазь, бог воздушного пространства между небом и землей, и Кылдысин, бог земли. Службы им проводились либо в больших поселковых святилищах, либо в лесах. Языческие моления неразрывно связаны с подношениями божествам даров и жертвоприношением: от блинов и пирогов до коров и лошадей. Дары и жертвы Инмару сжигались на костре: таким образом их отправляли на небо. Подношения Куазю подвешивали на деревья, а подношения Кылдысину, соответственно, закапывались в землю. Помимо «верховной триады» следует выделить Луда — повелителя всех злых духов. Но он не является аналогом христианского дьявола, он обрушивает несчастья на совершающих плохие дела людей.

«Говорить по-русски меня научили радио и телевизор»

Это может показаться невероятным, но и по сей день сохранились места, где Инмар, Куазь и Кылдысин по-прежнему являются объектами поклонения. Краеведы отмечают, что во времена христианизации удмурты, не желавшие отказываться от своей веры, целыми родами бежали за пределы своих традиционных мест обитания. Они образовывали новые поселения вдали от больших городов и старались жить обособленно от внешнего мира. В результате чего до наших дней сохранились удмуртские селения за пределами Удмуртии, в которых нет и никогда не было христианских церквей, а основной религией до сих пор является язычество (деревня «Варклед-Бодья» Агрызского района Татарстана и несколько деревень в Башкортостане).

Уроженец одной из таких деревень, выпускник Удмуртского республиканского колледжа культуры Александр Садретдинов согласился ответить на вопросы «Русской планеты».

– Александр, расскажите о месте, откуда вы родом?

– Я родом из деревни Малая Бальзюга (в переводе с удмуртского «Красивое место» или «красивая поляна». — Примеч. авт.), Башкортостан. Эта удмуртская деревня находится в Татышлинском районе на самом севере республики. Население — около 250 человек. Наши предки бежали в эти места, чтобы избежать принудительного крещения и сохранить свою культуру и этническую религию.

– И как? Это им удалось?

– Можно однозначно ответить, что да. Жители нашей деревни по-прежнему празднуют языческие праздники, приносят жертвы нашим удмуртским богам и чтут древние традиции. Что касается языка, то у нас разговаривают исключительно на удмуртском.

– Как же вы освоили русский?

– Говорить по-русски меня учили радио и телевизор. Понятное дело, что первое время после того, как я приехал в Ижевск на учебу, было очень сложно: я не понимал смысл русских фраз и не всегда мог правильно выразить свои мысли. Однако со временем я освоился, и теперь русский язык для меня — уже не проблема.

– Расскажите, когда ваши предки заселили территорию, где проживают по сегодняшний день.

– Сказать сложно. К примеру, несколько лет назад мы праздновали 150-летие нашей деревни. Но это не означает, что удмурты начали обживать те места лишь 150 лет назад. В еще более ранние времена здесь уже существовало несколько этнических поселений, и, переселяясь в башкирские земли, основатели нашего селения знали, что удмурты уже обжили эти края. В нашей округе находятся еще несколько удмуртских языческих деревень, в которых, как и в нашей, совершают моления удмуртским божествам и неукоснительно соблюдают родные обычаи.

– Какие обычаи чтут ваши сородичи?

– Молятся у нас в основном Инмару. На окраине деревни стоит большое святилище, где в основном и проходят моления. Конечно, по обыкновению они не обходятся без жертвоприношений: в жертву приносят по большей части старых овец. Службу ведет верховный жрец, который пользуется в селе особым уважением. Моления могут быть приурочены ко дням равноденствия, к окончанию посевных работ, к окончанию сбора урожая и иным знаковым датам. Взывая к Инмару, жрец просит об урожайности земли, благоприятной погоде и мире в округе.

Что же касается обычаев, то, наверное, каждый житель носит при себе оберег, защищающий от злых духов. Все знаковые события жизни человека: рождение, свадьба, похороны и т.п. сопровождаются традиционными обрядами. К примеру, когда человек умирает, его нельзя хоронить, пока все родственники не приедут и не попрощаются с усопшим. Хоронят умершего не ранее чем через три дня после смерти. На похоронах все присутствующие по очереди говорят что-нибудь хорошее об умершем. После этого все вместе садятся за стол и едят обязательно рисовую кашу с маслом из животного жира.

– Вы выросли среди удмуртов-язычников, сейчас живете среди удмуртов-православных. Можете ли вы назвать какие-либо отличительные черты ваших сородичей от удмуртов-христиан?

– Единственное, что я могу назвать — это диалект. Первое время мне было очень сложно понимать местный удмуртский, ведь в наречии наших мест много слов татарского и башкирского происхождения. В целом же, удмурты — добродушный, отзывчивый и открытый народ и сложно найти кардинальные различия между удмуртами разных религий. Можно лишь отметить, что удмурты-язычники о своей религии вряд ли будут говорить с иноверцами, скорее будут замкнуты и закрыты.

«Остэ, Инмар!»

О том, какие черты современному жителю Удмуртии достались от предка-язычника, корреспондент «Русской планеты» поговорил с удмуртским этнографом, научным сотрудником Национального музея Удмуртской Республики имени Кузебая Герда Марией Калмыковой.

– Следы удмуртского язычества сложно отыскать в городах республики, где подавляющее большинство населения составляют русские, а городские удмурты в высокой степени являются обрусевшими, — рассказывает Мария. — Отголоски древней религии прежде всего можно найти в удмуртских деревнях и селах, в частности, в повседневной речи коренных жителей. В их речи часто можно услышать междометие «Остэ, Инмар» (удмуртское обращение к Инмару, что-то типа русского «Боже мой»). Во многих деревнях именем Инмар уже называют не удмуртское верховное божество, а христианского Бога.

По словам этнографа, своим трепетным отношением к миру природы современные жители удмуртских сел так же обязаны языческому прошлому: согласно мифологии удмуртов, природа — это духовный мир, все ее объекты и явления одухотворены. К примеру, удмуртская традиция спрашивать разрешения у духов природы перед входом в лес — исключительно языческий обычай. Часто можно встретить двоеверие (религиозный синкретизм), когда одновременно почитается и христианский Бог, и языческие божества и духи. Среди удмуртов широко распространены различные заговоры, наговоры, суеверия, предания и обереги, из чего можно сделать вывод о глубокой архаичности сознания современного удмурта.

– Отголоски языческих культов до сих пор всплывают в сознании современных удмуртов, — заключает Мария. — Отношусь к этому сугубо положительно и надеюсь, что это явление поможет удмуртам сохранить национальную идентичность.

Текст и фото: Константин ЗлатогорскийИжевск, «Русская планета»

yarodom.livejournal.com

Мифология удмуртов | Мир тайн и магии

Удмурты – старинная тюркская народность, представляют свою мифологию, весьма сходную с мифами и представлениями соседних народов. Большое воздействие на их верования оказали исламские оттенки и некоторые моменты из вышеупомянутой религии.

Итак, у удмуртов главное божество носило имя Инмар, и выполняло оно функции сотворителя мира, создателя, который и «повинен» в возникновении буквально всего на Земле. Если углубиться в теологические и лингвистические исследования, можно обратить внимание на то, что имя этого божества очень напоминает прочих главных богов из близлежащих религий.

Мифология удмуртов говорит о том, что Инмар должен был следить за нормальной работой стихий, чтобы вовремя шел дождь и светило солнце, и чтобы климат в мире был оптимальным и комфортным. Как и везде, у удмуртов было также негативное божество, Керемет (аналогом можно считать исламского Шайтана), который отвечает за злые силы. По преданию, в самом начале боги дружили, но Керемет обманул Инмара, после чего они поссорились.

Удмуртская мифология изменялась со временем и в соответствии с появляющимися мировыми религиями, в частности, с христианскими принципами. В частности, как говорят, после «общения» с ними возникла легенда об огромном быке, который держит нашу планету на рогах, и который повинен во всех толчках тверди.

412-1 Мифология удмуртов

По мнению удмуртов, и близких к ним традиций финнов и некоторых других народов, мир разделяется на 3 области, небеса, место жительства землян – планета, и ад, который был холодным и темным. Во многих вариантах можно встретить центральную ось, скрепляющую все эти области, в качестве которой могло быть дерево (как у славян), скала и пр. подобные объекты. Соответственно вверху обитали божества, причем только верхние из пантеона, в средней части обычно встречались прекрасные половины божественного общества, а также полубоги, покровители природных стихий – в частности, водяные, лешие, и пр. В аду же находились темные силы – и непосредственно символ дьявола, Керемет, а также мертвые души.

Как мы уже говорили, главный бог у удмуртов назывался Инмаром, система религии у них – двойственная, т.е. наблюдается противостояние добра и зла, в роли последнего выступает Керемет. Но есть у них и еще один бог из числа наиболее заметных и важных – это Кылдысин, который отвечает за наш с вами мир, за природу, за урожай и пр. Обычно, кстати, в других религиях, подобные функции выполняет дама – к примеру, Гера у греков и пр., но удмурты поставили на эту должность мужчину.

Множество полубогов населяли землю – были среди них как хорошие, так и плохие, с хорошими сражался Керемет, с плохими – Инмар. Полубоги отвечали за болезни, за природные явления, за эпидемии и пр.

В принципе, мифология удмуртов достаточно стандартна и похожа на ислам – здесь встречается и шайтан, но только в виде мелких полубожеств, есть здесь и пери – джинны или что-то в этом роде женского пола, и многие другие. Но взяли удмурты и многое от славян, что свидетельствует их близость и общность по менталитету и человеческому самосознанию.

Ещё понравится

Поделитесь впечатлениями

magicru.ru

Источник - Каким богам молились удмурты

Хотя процесс постепенного присоединения удмуртских земель к России был окончен много веков назад (450-летие добровольного вхождения Удмуртии в состав России праздновалось в 2008 году), православные миссионеры начали деятельность на Вятской земле далеко не сразу, а лишь в середине XVIII века.

 

Корреспондент «Русской планеты» решил узнать, где и в каком виде сохранилась удмуртская этническая религия, где скрывались приверженцы удмуртских языческих культов, не желающие принимать крещение, и какие черты современные жители Удмуртии унаследовали от своих нехристианских предков. 

 

Ветряные мельницы

 

Чтобы узнать и увидеть своими глазами, чем жили удмурты в дохристианские времена, я отправляюсь в «Архитектурно-этнографический музей-заповедник Лудорвай», который находится в 12 км к югу от Ижевска. Примерно через полчаса пути на горизонте вырастают живописные деревянные постройки. Меня встречает сотрудница музея Оксана Делидон.

 

– Наш музейный комплекс под открытым небом включает в себя усадьбу центральных удмуртов, усадьбу южных удмуртов, русский сектор, ветряную мельницу и множество других интересных экспонатов, — рассказывает она. — Одна усадьба имеет целый набор построек: дом, клеть, навес, амбар, хлев, семейное святилище и прочее.

 

– Неужели и у удмуртов были ветряные мельницы? — удивляюсь я. — У меня они как-то больше ассоциируются с Западной Европой.

 

– Мнение о том, что только в Европе использовали энергию ветра, ошибочно, — говорит Оксана. — Ветряные мельницы были распространенным явлением как в Удмуртии, так и в России в целом.

 

Но сейчас меня интересует не это: я прошу своего гида показать мне языческое святилище. Куала — так называют его удмурты — располагается во дворе усадьбы. С виду это обычный бревенчатый дом небольшого размера без окон и потолка. Строение имеет двускатную крышу, глиняный пол, в центре — сложенный из камней открытый очаг, дым от которого выходит в щель между скатами крыши. Над очагом подвешен котел.

 

– Главными святынями куалы считались очаг с надочажным устройством и «воршудный короб», — Оксана указывает на небольшой короб, стоящий на полке под потолком. — В нем хранятся беличья шкурка, хвост рябчика и несколько перьев тетерева. Именно в этом коробе, по удмуртским представлениям, и обитал дух-покровитель рода Воршуд (в переводе с удм. «Хранитель счастья» — Примеч. авт.). Каждый род имел своего собственного Воршуда, культ Воршуда неразрывно связан с культом предков.

 

– Каким же образом этот очаг и котелок использовались для языческих ритуалов?

 

– Для совершения моления удмурты приносили жертвы Воршуду: в куале пекли блины, пироги, иногда закалывали утку или гуся, после чего часть ели, часть сжигали в очаге святилища. Воршуда просили о семейном благополучии, здоровье и удаче. В куале проводили до 70 молений в год, отмечая важные события в жизни семьи, а весной, летом и ранней осенью ее использовали как летнюю кухню.

 

– А кого еще, помимо Воршуда, можно выделить из удмуртского пантеона богов?

 

– У наших предков было множество богов, причем в разных местностях преклонялись различным богам. Верховным божеством удмуртской языческой религии традиционно считается Инмар — бог неба. Также многие исследователи выделяют «верховную триаду божеств»: это Инмар, бог неба, Куазь, бог воздушного пространства между небом и землей, и Кылдысин, бог земли.

 

Службы им проводились либо в больших поселковых святилищах, либо в лесах. Языческие моления неразрывно связаны с подношениями божествам даров и жертвоприношением: от блинов и пирогов до коров и лошадей.

 

Дары и жертвы Инмару сжигались на костре: таким образом их отправляли на небо. Подношения Куазю подвешивали на деревья, а подношения Кылдысину, соответственно, закапывались в землю.

 

Помимо «верховной триады» следует выделить Луда — повелителя всех злых духов. Но он не является аналогом христианского дьявола, он обрушивает несчастья на совершающих плохие дела людей.

 

«Говорить по-русски меня научили радио и телевизор»

 

Это может показаться невероятным, но и по сей день сохранились места, где Инмар, Куазь и Кылдысин по-прежнему являются объектами поклонения. Краеведы отмечают, что во времена христианизации удмурты, не желавшие отказываться от своей веры, целыми родами бежали за пределы своих традиционных мест обитания.

 

Они образовывали новые поселения вдали от больших городов и старались жить обособленно от внешнего мира. В результате чего до наших дней сохранились удмуртские селения за пределами Удмуртии, в которых нет и никогда не было христианских церквей, а основной религией до сих пор является язычество (деревня «Варклед-Бодья» Агрызского района Татарстана и несколько деревень в Башкортостане).

Уроженец одной из таких деревень, выпускник Удмуртского республиканского колледжа культуры Александр Садретдинов согласился ответить на вопросы «Русской планеты».

 

– Александр, расскажите о месте, откуда вы родом?

 

– Я родом из деревни Малая Бальзюга (в переводе с удмуртского «Красивое место» или «красивая поляна». — Примеч. авт.), Башкортостан. Эта удмуртская деревня находится в Татышлинском районе на самом севере республики. Население — около 250 человек. Наши предки бежали в эти места, чтобы избежать принудительного крещения и сохранить свою культуру и этническую религию.

 

– И как? Это им удалось?

 

– Можно однозначно ответить, что да. Жители нашей деревни по-прежнему празднуют языческие праздники, приносят жертвы нашим удмуртским богам и чтут древние традиции. Что касается языка, то у нас разговаривают исключительно на удмуртском.

 

– Как же вы освоили русский?

 

– Говорить по-русски меня учили радио и телевизор. Понятное дело, что первое время после того, как я приехал в Ижевск на учебу, было очень сложно: я не понимал смысл русских фраз и не всегда мог правильно выразить свои мысли. Однако со временем я освоился, и теперь русский язык для меня — уже не проблема.

 

– Расскажите, когда ваши предки заселили территорию, где проживают по сегодняшний день.

 

– Сказать сложно. К примеру, несколько лет назад мы праздновали 150-летие нашей деревни. Но это не означает, что удмурты начали обживать те места лишь 150 лет назад. В еще более ранние времена здесь уже существовало несколько этнических поселений, и, переселяясь в башкирские земли, основатели нашего селения знали, что удмурты уже обжили эти края. В нашей округе находятся еще несколько удмуртских языческих деревень, в которых, как и в нашей, совершают моления удмуртским божествам и неукоснительно соблюдают родные обычаи.

 

– Какие обычаи чтут ваши сородичи?

 

– Молятся у нас в основном Инмару. На окраине деревни стоит большое святилище, где в основном и проходят моления. Конечно, по обыкновению они не обходятся без жертвоприношений: в жертву приносят по большей части старых овец. Службу ведет верховный жрец, который пользуется в селе особым уважением. Моления могут быть приурочены ко дням равноденствия, к окончанию посевных работ, к окончанию сбора урожая и иным знаковым датам. Взывая к Инмару, жрец просит об урожайности земли, благоприятной погоде и мире в округе.

 

Что же касается обычаев, то, наверное, каждый житель носит при себе оберег, защищающий от злых духов. Все знаковые события жизни человека: рождение, свадьба, похороны и т.п. сопровождаются традиционными обрядами.

 

К примеру, когда человек умирает, его нельзя хоронить, пока все родственники не приедут и не попрощаются с усопшим. Хоронят умершего не ранее чем через три дня после смерти. На похоронах все присутствующие по очереди говорят что-нибудь хорошее об умершем. После этого все вместе садятся за стол и едят обязательно рисовую кашу с маслом из животного жира.

 

– Вы выросли среди удмуртов-язычников, сейчас живете среди удмуртов-православных. Можете ли вы назвать какие-либо отличительные черты ваших сородичей от удмуртов-христиан?

 

– Единственное, что я могу назвать — это диалект. Первое время мне было очень сложно понимать местный удмуртский, ведь в наречии наших мест много слов татарского и башкирского происхождения. В целом же, удмурты — добродушный, отзывчивый и открытый народ и сложно найти кардинальные различия между удмуртами разных религий. Можно лишь отметить, что удмурты-язычники о своей религии вряд ли будут говорить с иноверцами, скорее будут замкнуты и закрыты.

 

«Остэ, Инмар!»

 

О том, какие черты современному жителю Удмуртии достались от предка-язычника, корреспондент «Русской планеты» поговорил с удмуртским этнографом, научным сотрудником Национального музея Удмуртской Республики имени Кузебая Герда Марией Калмыковой.

 

– Следы удмуртского язычества сложно отыскать в городах республики, где подавляющее большинство населения составляют русские, а городские удмурты в высокой степени являются обрусевшими, — рассказывает Мария. — Отголоски древней религии прежде всего можно найти в удмуртских деревнях и селах, в частности, в повседневной речи коренных жителей. В их речи часто можно услышать междометие «Остэ, Инмар» (удмуртское обращение к Инмару, что-то типа русского «Боже мой»). Во многих деревнях именем Инмар уже называют не удмуртское верховное божество, а христианского Бога.

По словам этнографа, своим трепетным отношением к миру природы современные жители удмуртских сел так же обязаны языческому прошлому: согласно мифологии удмуртов, природа — это духовный мир, все ее объекты и явления одухотворены.

 

К примеру, удмуртская традиция спрашивать разрешения у духов природы перед входом в лес — исключительно языческий обычай. Часто можно встретить двоеверие (религиозный синкретизм), когда одновременно почитается и христианский Бог, и языческие божества и духи. Среди удмуртов широко распространены различные заговоры, наговоры, суеверия, предания и обереги, из чего можно сделать вывод о глубокой архаичности сознания современного удмурта.

 

– Отголоски языческих культов до сих пор всплывают в сознании современных удмуртов, — заключает Мария. — Отношусь к этому сугубо положительно и надеюсь, что это явление поможет удмуртам сохранить национальную идентичность.

Текст: Константин ЗлатогорскийИжевск, «Русская планета», http://yarodom.livejournal.com/1029555.html

обложка - Иванова Н. А. Гобелен "Кылдысин"

 

Комментарии VK

istochnic.org

Мифы и фольклор народов мира: Мифология удмуртов

Высшие божества Верховную троицу образовывали Инмар, Кылчин и Куазь. Инмар, считался верхновным богом, представлявшим небо. Кылчин (Кылдысин) - покровитель доманего скота и бог-творец. Куазь - покровитель атмосферных явлений.

Природные духиВумурт, вупуш - водяной.

Нюлэсмурт, Нюлэскузё - лесной человек, леший. Враждовали с водяными Вумуртами, по легендам их стычки происходили в полдень. Похож на людей, и может гулять среди них или. например. общаться с охотниками. Управляет лесными животными и деревьями, может вызывать ветер. К людям благосклонен, если те приносят ему жертвы. Может давать удачу в охоте, пчеловодстве, охранять доманих животных. Живет в чаще, под раскидистой елью.

Лудмурт - полевик, луговой человек, который охранял животных от диких зверей и следил за посевами

Толпери - дух ветра

Палэсмурт - половинные люди, которые любили смешить других и пугать одиноких путников, могли защекотать до смерти. Могли изменять свои размеры, жили в лесу. Выглядит как полчеловека с половиной туловища и другх частей тела. От него можно было спастись призвав Инмара или спрятавшись за рябину.

Коркамурт - домовой, домашний человек. Вел себя традиционно для домовых и вдругих культурах: помогая хорошим хозяевам и вредя плохим. Не любил, когда шумят в сумерках. Также нельзя было произносить его имя ночью. Существовали поверья о том, что коркамурта можно превратить в человека. Существовали также духи, похожие на русских дворового и банника - гидкуамурт и мунчомурт.

Воршуд - покровитель рода и связанные с ним реликвии и представления. Представлялся также в виде антропоморфного духа — покровителя рода, семьи. Его изображение хранилось  в специальном «коробе Воршуда»; в этом месте приносили в жертву животных и птиц, хлеб и блины. На новоселье хозяин приглашал его к себе в новое молельное место, устраивая пир и перенося горсть золы — воплощение Воршуда — из очага старой куалы(молельного места) в новый; . Воршуда просили о покровительстве в разных делах, во время болезни.

Женские духиВу мумы - мать водыМузъем мумы - мать земли, которая живет внутри холмов.

Небесные женские духиВожомумы – мать летнего и зимнего солнцестояния. Инвожо мумы - мать небесной кары, которая в дни летнего солнцестояния спускалась с неба на цветки дикой гвоздики. Если цветы рвали, она могла наслать грозу и град.Шунды-мумы - персонификация солнца, или божество, которое указывает ему дорогу. Также вселенская мать.Гудыри-мумы - покровительница грома,у нее просили дождей и теплаИнву-мумы - мать небесной водыИн мумы - мать небаТолэзь мумы - покровительница луны

Духи болезнейКыль - злой духМыж - злой дух болезни или порчи, который требовал жертву.кутысь - дух, живущий в источниках или оврагах, насылающий на людей болезни. Чтобы избавиться ему оставляли жертвы, бросая в реку крупу, муку, яйца и др.Чер - дух эпидемических болезней.

Источники: - http://vorshud.unatlib.org.ru/index.php/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0Мифы народов мира, под ред. С. А. ТокареваЮ.Е. Березкин. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

mythologiya.blogspot.com

Удмуртская мифология - это... Что такое Удмуртская мифология?

Удму́ртская мифоло́гия — совокупность мифологических воззрений удмуртов

Генезис

Базовой основой развития удмуртской мифологии является финно-угорская мифология. По мере распада финно-угорской и прапермской языковых общностей начала формироваться собственно удмуртская мифология. В ходе своего формирования она испытала значительное влияние духовной культуры сначала ираноязычных степных народов (скифов, сарматов, аланов), затем тюркских кочевых народов и особенно волжских булгар, и, наконец, начиная с середины 2 тыс. н. э. духовная культура удмуртов начинает испытывать огромное влияние со стороны Русского государства и русских, ещё более усилившееся во время христианизации удмуртов в XVII-XIX веках.

Описывая влияние ислама и христианства на удмуртскую мифологию, некоторые исследователи говорят о религиозном синкретизме.

Таким образом, в удмуртской мифологии можно выделить несколько пластов:

  • Финно-угорский (небесное божество, миф о нырянии за землёй (?)).
  • Иранский (культ быка, коня).
  • Тюркский мусульманский (антагонизм положительного и отрицательного божеств).
  • Русский народно-христианский.

При этом есть мнение, что древний финно-угорский космогонический миф о нырянии за землёй мог не сохраниться у удмуртов, а был повторно заимствован у соседних народов или в ходе христианизации.

Пантеон

Древнейшим божеством удмуртов, сохранившимся ещё со времён финно-угорского единства, является Инмар, бог неба. Помимо Инмара существовало несколько других верховных божеств — Кылдысин, Куазь, Инву, причём зачастую непонятно, идёт ли речь об эпитетах одного бога (Инмара) или об отдельных божествах. В частности, обычно языческие молитвы удмуртов (удм. куриськон) начинались словами «Остэ Инмаре, Кылдысине, Куазе…». Инву — «небесная влага» — это олицетворение дождя, который был чрезвычайно важен для земледельца. Верховному божеству, Инмару, противостоит божество-антагонист, который к тому же является его родным братом Вукузже.

Поиск главного божества удмуртов вряд ли может завершиться успехом — его просто не существовало. Например, этнограф Г. Е. Верещагин сначала считал таковым воршуда, а позже — Нюлэсмурта. Д. Н. Островский считал, что тремя главными божествами удмуртов были Инмар, Кереметь и Шайтан, а Н. Г. Первухин настаивал, что таковыми были Инмар, Кылдысин и Куазь. П. Н. Луппов говорил о триаде Инмар, Кылдысин и Кереметь (Луд). Лишь под влиянием ислама и христианства на первый план выходит Инмар, который практически сливается с христианским Богом.

По мнению Н. Г. Первухина, верховная триада божеств удмуртов (Инмар, Кылдысин и Куазь) соответствует тройственному делению мира (небо, воздушное пространство и земля), и некоторые современные исследователи поддерживают данную точку зрения. Современный исследователь В. С. Чураков не разделяет мнения Первухина и считает, что Инмар, Кылдысин и Куазь — это разные имена, или эпитеты, одного верховного божества удмуртов. Существование божественной «триады» удмуртского пантеона сомнительно, учитывая тот факт, что удмуртская мифология никогда не представляла собой стройную и единую систему воззрений.

Значительное место в верованиях удмуртов занимал воршуд — первопредок-покровитель рода.

Мифические существа

В удмуртской мифологии весьма многочисленны низшие духи: вумурт — водяной, гидмурт — дух хлева, нюлэсмурт — дух леса, тӧлпери — дух ветра, коркамурт — домовой, ягпери — дух бора, лудмурт — дух луга и поля, и др. По мере развития социально-экономических отношений, вторая часть имён низших духов мурт «человек» зачастую заменялась на кузё «хозяин». Весьма многочисленны были и враждебные человеку существа, приносящие вред, несчастья и болезни. Особняком стоит такое мифическое существо, как палэсмурт «получеловек». В древности, по преданиям удмуртов, на земле жили великаны — алангасары и зэрпалы.

Литература

  • Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1994.

Ссылки

biograf.academic.ru

Легенды и мифы удмуртского народа

Мифы и легенды удмуртского народа Презентацию подготовила заведующая библиотекой МБОУ «СОШ №90» г. Ижевска Волынина Светлана Владимировна 2012 год

Мифы и легенды

удмуртского народа

Презентацию подготовила заведующая библиотекой МБОУ «СОШ №90» г. Ижевска Волынина Светлана Владимировна 2012 год

Между седым Уралом и голубой Волгой в краю родников и лесных рек издавна селились охотники и землепашцы - предки удмуртского народа

Между седым Уралом и голубой Волгой

в краю родников и лесных рек

издавна селились охотники и землепашцы - предки удмуртского народа

Эта земля была по-своему прекрасна. Лес не только грозил опасностями, но и одаривал щедрыми дарами. Чтобы выжить здесь, надо было быть выносливым, сильным, мужественным

Эта земля была по-своему прекрасна. Лес не только грозил опасностями, но и одаривал щедрыми дарами.

Чтобы выжить здесь, надо было быть выносливым, сильным, мужественным

Наши предки были язычниками и поклонялись божествам и духам.

Наши предки были язычниками и поклонялись божествам и духам.

В древности удмурты считали, что духи и боги сопровождают человека везде и всегда, помогая или мешая ему, в зависимости от того, в каком согласии с миром и людьми он живет. Подводное царство

В древности удмурты считали, что духи и боги сопровождают человека везде и всегда, помогая или мешая ему, в зависимости от того, в каком согласии с миром и людьми он живет.

Подводное царство

 Высшие божества удмуртов: Имнар, Кылдысим, Куазь . Эти боги занимают главные места в жизни удмуртского народа

Высшие божества удмуртов: Имнар, Кылдысим, Куазь .

Эти боги занимают главные места в жизни удмуртского народа

Инмар творец неба, создатель мира, создатель земли. Живет постоянно на солнце, — добр настолько, что люди не боятся его. Ему приносятся только благодарственные жертвы. Сосна –священное дерево место поклонения древних удмуртов богу Инмару. Просили его о дожде и хорошем урожае. Возле сосны совершались различные обряды.

Инмар

творец неба, создатель мира, создатель земли. Живет постоянно на солнце, — добр настолько, что люди не боятся его. Ему приносятся только благодарственные жертвы.

Сосна –священное дерево

место поклонения древних удмуртов богу Инмару. Просили его о дожде и хорошем урожае. Возле сосны совершались различные обряды.

  Легенда о сотворении мира Задумав сотворить мир, Инмар посылает Шайтана достать землю со дна мирового океана. Отдав землю Инмару, Шайтан утаивает ее крупицы за щеками, но когда земля, по повелению Инмара, начинает разрастаться, он вынужден выплюнуть ее. и на земле образовались горы, болота, кочки. Если б Шайтан не обманул Инмара, то земля осталась бы ровной и гладкой.

 

Легенда о сотворении мира

Задумав сотворить мир, Инмар посылает Шайтана достать землю со дна мирового океана. Отдав землю Инмару, Шайтан утаивает ее крупицы за щеками, но когда земля, по повелению Инмара, начинает разрастаться, он вынужден выплюнуть ее. и на земле образовались горы, болота, кочки. Если б Шайтан не обманул Инмара, то земля осталась бы ровной и гладкой.

В древности, по преданиям удмуртов, на земле жили великаны — алангасары. Дремучий лес был для них как крапива. Где ступала нога великана - появлялся лог, где он вытряхивал песок из лаптей - образовывались холмы.

В древности, по преданиям удмуртов,

на земле жили великаны — алангасары.

Дремучий лес был для них как крапива. Где ступала нога великана - появлялся лог, где он вытряхивал песок из лаптей - образовывались холмы.

Развлекались алангасары тем, что метали чугунные шары и плели веревки из сосен, сражались вырванными с корнем деревьями. Человека, долбящего борть для пчел, принимают за дятла; разглядывают его на ладони, сажают в карман или кладут за пазуху

Развлекались алангасары тем, что метали чугунные шары и плели веревки из сосен, сражались вырванными с корнем деревьями. Человека, долбящего борть для пчел, принимают за дятла;

разглядывают его на ладони, сажают в карман или кладут за пазуху

С приходом людей ушли они обратно в свою страну – на север, превращаясь в огромные каменные глыбы и скалы.

С приходом людей ушли они обратно в свою страну – на север, превращаясь в огромные каменные глыбы и скалы.

По поверьям древних удмуртов, бык (му ош) стоит на спине огромной рыбы, плавающей в подземном море. Земля держится на рогах быка. Когда бык двигает ими, происходят землетрясения.

По поверьям древних удмуртов, бык (му ош) стоит на спине огромной рыбы, плавающей в подземном море. Земля держится на рогах быка. Когда бык двигает ими, происходят землетрясения.

Вторым божеством является Кылдысин или Кылчин — это бог-творец, заботящийся о земле, бог плодородия, покровитель детей. Он появлялся в виде старика в белой одежде и ходил по межам, поправляя упавшие колоски, следил за посевами.

Вторым божеством является Кылдысин или Кылчин — это бог-творец, заботящийся о земле, бог плодородия,

покровитель детей.

Он появлялся в виде старика в белой одежде и ходил по межам, поправляя упавшие колоски, следил за посевами.

 Куа́зь — повелитель погоды, атмосферных явлений. Куазь молились под елью, которая воспринималась деревом этого бога, ему жертвовали коня или жеребёнка.

Куа́зь — повелитель погоды,

атмосферных явлений.

Куазь молились под елью, которая воспринималась деревом этого бога, ему жертвовали коня или жеребёнка.

Предки удмуртов почитали Ин-мумы богиня плодородия, мать самого Инмара Шунды- мумы (мать Солнца), Гудыри-мумы (Мать грома), Инву - мумы (Мать небесной воды) Музьём-мумы - (Богиня земли)

Предки удмуртов почитали

Ин-мумы богиня плодородия, мать самого Инмара

Шунды- мумы (мать Солнца),

Гудыри-мумы (Мать грома),

Инву - мумы (Мать небесной воды)

Музьём-мумы - (Богиня земли)

Воршуд (шуд вордысь) – дух - покровитель и хранитель рода, семьи, домашнего очага. Обитает в молельне (куале)

Воршуд (шуд вордысь) –

дух - покровитель и хранитель рода, семьи, домашнего очага.

Обитает в молельне (куале)

В удмуртской мифологии весьма многочисленны низшие духи: вумурт — водяной, гидмурт — дух хлева, нюлэсмурт — дух леса, тӧлпери — дух ветра, коркамурт — домовой, ягпери — дух бора, лудмурт — дух луга и поля, и др. Кроме божеств и полубожеств, покровительствующих людям и могущих дать им счастье и несчастье, вотяки верят в духов, причиняющих человеку только одни беды и несчастья, духов злых. К числу их принадлежит Кутысь, Чер и Вожо.

В удмуртской мифологии весьма многочисленны низшие духи: вумурт — водяной, гидмурт — дух хлева, нюлэсмурт — дух леса, тӧлпери — дух ветра, коркамурт — домовой, ягпери — дух бора, лудмурт — дух луга и поля, и др. Кроме божеств и полубожеств, покровительствующих людям и могущих дать им счастье и несчастье, вотяки верят в духов, причиняющих человеку только одни беды и несчастья, духов злых. К числу их принадлежит Кутысь, Чер и Вожо.

Нюлэсмурт («нюлес» — лес, чаща) -леший, хозяин леса, хозяин зверей. Живет в лесу, имеет собственное хозяйство и семью. По одежде и образу жизни он похож на людей, у него длинная борода и волосы. Способен изменять свой облик: в лесу он вровень с деревьями, на лугу – с травой, среди людей –чуть выше человека. Нюлэсмурты разрешают зверям залегать в норы и берлоги; посылают охотникам добычу, скотине — корм, помогают войску одерживать победу.

Нюлэсмурт («нюлес» — лес, чаща) -леший, хозяин леса, хозяин зверей.

Живет в лесу, имеет собственное хозяйство и семью. По одежде и образу жизни он похож на людей, у него длинная борода и волосы. Способен изменять свой облик: в лесу он вровень с деревьями, на лугу – с травой, среди людей –чуть выше человека.

Нюлэсмурты разрешают зверям залегать в норы и берлоги; посылают охотникам добычу, скотине — корм, помогают войску одерживать победу.

ВУКУЗЁ –(«хозяин воды») Вукузё ( ву- вода, кузё – хозяин)-властитель водной стихии, обитатель первичного океана. Подражая творению Инмара - собаке, творит козу, затем водяных - ву-муртов. Вукузё представляли в виде старика с длиной бородой

ВУКУЗЁ –(«хозяин воды»)

Вукузё ( ву- вода, кузё – хозяин)-властитель водной стихии, обитатель первичного океана. Подражая творению Инмара - собаке, творит козу, затем водяных - ву-муртов. Вукузё представляли в виде старика с длиной бородой

Вумурт -водяной (ву- «вода», мурт – «человек») Дух с длинными волосами, иногда в виде щуки. Живет в озерах, речках, прудах. У него есть жена, необыкновенно красивая, сыновья и дочери. Вумурты почти ничем не отличаются от обычных людей. Отличить их можно по тому, что левая пола армяка у Вумурта непременно сырая. Вумурт очень богат и награждает богатством тех людей, кого он полюбит, если же не возлюбит - топит в болоте скотину и нагоняет разные болезни.

Вумурт -водяной (ву- «вода», мурт – «человек»)

Дух с длинными волосами, иногда в виде щуки. Живет в озерах, речках, прудах. У него есть жена, необыкновенно красивая, сыновья и дочери.

Вумурты почти ничем не отличаются от обычных людей. Отличить их можно по тому, что левая пола армяка у Вумурта непременно сырая. Вумурт очень богат и награждает богатством тех людей, кого он полюбит, если же не возлюбит - топит в болоте скотину и нагоняет разные болезни.

Коркамурт (корка — изба) —домовой. Живет за печью или в подполье. Он заведует работами, происходящими в избе и всем, что в ней хранится. Где его уважают и угощают он оберегает членов семьи, если же домового обижают или не уважают (шумят, свистят в доме или бросают кусочки хлеба на пол), щекочет по ночам, путает волосы на голове и в бороде. У Коркамурта множество имен: корка кузе (хозяин дома), корка бече (сосед, друг), корка сюсетка (суседко), гулбеч мурт (хозяин подполья).

Коркамурт (корка — изба) —домовой. Живет за печью или в подполье. Он заведует работами, происходящими в избе и всем, что в ней хранится. Где его уважают и угощают он оберегает членов семьи, если же домового обижают или не уважают (шумят, свистят в доме или бросают кусочки хлеба на пол), щекочет по ночам, путает волосы на голове и в бороде.

У Коркамурта множество имен:

корка кузе (хозяин дома),

корка бече (сосед, друг),

корка сюсетка (суседко),

гулбеч мурт (хозяин подполья).

 Гонды́р (удм. Медведь) — ближайший помощник коркамурта. Живёт в подполе, погребе, амбаре и заведует хранящимися там домашними припасами. По внешности неотличим от медведя. Если Гондыру чем-то не понравились или не угодили хозяева, то в доме с неестественной быстротой уменьшаются припасы.

Гонды́р (удм. Медведь) — ближайший помощник коркамурта. Живёт в подполе, погребе, амбаре и заведует хранящимися там домашними припасами. По внешности неотличим от медведя. Если Гондыру чем-то не понравились или не угодили хозяева, то в доме с неестественной быстротой уменьшаются припасы.

 Гидмурт («гид»-конюшня) – дух конюшни и хлева   Гидмурт — помощник домового (Коркамурта), покровитель конюшен и хлевов. Если он любит лошадь, то будет расчёсывать и заплетать ей гриву, и даже перекладывать сено и овёс от соседних лошадей. Если же Гидмурт невзлюбил какую-то лошадь, то он может скакать на ней целыми ночами и изнурять тяжёлыми грузами.

Гидмурт («гид»-конюшня)

– дух конюшни и хлева

  Гидмурт — помощник домового (Коркамурта), покровитель конюшен и хлевов.

Если он любит лошадь, то будет расчёсывать и заплетать ей гриву, и даже перекладывать сено и овёс от соседних лошадей.

Если же Гидмурт невзлюбил какую-то лошадь, то он может скакать на ней целыми ночами и изнурять тяжёлыми грузами.

Тэлькузё – леший, дух леса. Толмурт (тӧлпери — дух ветра) - он похищал девушек.

Тэлькузё – леший, дух леса.

Толмурт (тӧлпери — дух ветра) - он похищал девушек.

Лудмурт (луд — поле) — Луговик, Полевик Это маленький человек, отвечающий за луга и поля. Он охранял животных, следил за посевами Иногда Лудмурта называли Мушвозьмась (удм. - охраняющий пчёл

Лудмурт (луд — поле) — Луговик, Полевик

Это маленький человек, отвечающий за луга и поля.

Он охранял животных,

следил за посевами

Иногда Лудмурта называли Мушвозьмась (удм. - охраняющий пчёл

 Тодьымурт (тодьы — белый) — дух, живущий в темном углу на полке в бане. По рассказам предков он любит подшучивать над людьми в бане.

Тодьымурт (тодьы — белый) — дух, живущий в темном углу на полке в бане. По рассказам предков он любит подшучивать над людьми в бане.

ПАЛЭСМУРТ (пал-половина, «получеловек») Палэсмурт — половинный человек: однорукое, одноногое, одноглазое злое существо, живущий в лесу. Популярный персонаж сказок Палэсмурты имеют огромный рост, они несколько глуповаты, очень смешливы, любят смешить других: могут защекотать до смерти, любят кататься на лошадях, пасущихся ночью на лугу. Любят пугать одиноких путников, особенно в лесу.

ПАЛЭСМУРТ (пал-половина, «получеловек»)

Палэсмурт — половинный человек: однорукое, одноногое, одноглазое злое существо, живущий в лесу. Популярный персонаж сказок

Палэсмурты имеют огромный рост, они несколько глуповаты, очень смешливы, любят смешить других: могут защекотать до смерти, любят кататься на лошадях, пасущихся ночью на лугу. Любят пугать одиноких путников, особенно в лесу.

Искал-Пыдо-Мурт (искал — корова; пыд— нога) — дух с коровьими ногами. Баба Обыда —леший в образе женщины с длинными волосами, косматая, высокого роста.   В сказках Баба Обыда, если захочет, помогает людям.   Кузь-Пине-Мурт — человек с длинными зубами

Искал-Пыдо-Мурт (искал — корова; пыд— нога) — дух с коровьими ногами.

Баба Обыда —леший в образе женщины с длинными волосами, косматая, высокого роста.

  В сказках Баба Обыда, если захочет, помогает людям.

  Кузь-Пине-Мурт — человек с длинными зубами

multiurok.ru


Смотрите также