Боги древней америки. Североамериканские мифические существа
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Боги ацтеков и майя (список). Боги древней америки


Пантеон ацтекских богов | Мир индейцев

||| ||| ||| ||| ||| ||| ||| ||| ||| ||| ||| ||| ||| ||| А

Аколмистли (Acolmiztli) - бог подземного мира. 

Аколнауакатль (Acolnahuacatl) - бог подземного мира. 

Акуэкукиотисиуати (Acuecucyoticihuati) - богиня океана, проточной воды и рек. Связана с культом Чальчиутликуэ - является её ипостасью. Покровительствует работающим женщинам. 

Амимитль (Amimitl) - бог озёр и рыбаков. 

Астлан - "Страна цапель", мифическая прародина ацтеков. В сказаниях описывается как остров посреди большого озера. Первоначально ацтеки, как и другие народы науа, считали своей прародиной Чикомосток - страну, находившуюся где-то на северо-западе от долины Мехико. Миф об Астлане возник после образования у ацтеков собственного государства. 

Атл (Atl) - бог воды. 

Атлакамани (Atlacamani) - богиня штормов, берущих начало в океане. 

Атлакойя (Atlacoya) - богиня засухи. 

Атлатонин (Atlatonin) - одно из имён ацтекской богини-матери. 

Атлауа (Atlaua) - "Владыка вод", могущественный бог воды. Ассоциируется со стрелой (атлатль). Также является богом покровителем рыбаков.Атлауа (поёт) ||| 13,1 Kb  

Айаутеотль (Ayauhteotl) - богиня инея и тумана, наблюдаемых только ночью или рано утром. Ассоциируется с тщеславием и знаменитостью. 

И

Иламатекутли - "Старая владычица", в мифологии ацтеков богиня, связанная с культом земли и маиса, первая жена Мишкоатля, одна из ипостасей богини земли и деторождения Сиуакоатль. 

Истаксиуатль (Iztaccihuatl) - "Спящая женщина". Дочь ацтекского правителя, возлюбленная Попокатепетля. Боги превратили их в горы. 

Ицлаколиуке (Itzlacoliuhque) - бог обсидианового ножа. Одно из воплощений Тескатлипоки.Ицлаколиуке ||| 30,1 Kb  

Ицли (Itzli) - бог каменного ножа и жертвоприношений. 

Ицпапалотль - "Обсидиановая бабочка", богиня судьбы, связанная с культом растений. Первоначально была одним из божеств охоты у чичимеков. Изображалась в виде бабочки с крыльями, утыканными по краям обсидиановыми лезвиями, или в виде женщины с когтями ягуара на руках и ногах. Была убита Мишкоатлем.Ицпапалотль ||| 11,6 Kb
Ицпапалотль ||| 43,2 Kb  

Ишкуина (Ixcuina) - богиня похоти, покровительница проституток и изменяющих супругов. 

Иштлильтон (Ixtlilton) - "Чёрное личико", богиня медицины, здоровья и исцеления, а также празднеств и игр. Ей совершались жертвоприношения, когда ребёнок начинал говорить; больных детей лечили водой из кувшинов, стоявших перед статуей Иштлильтон. 

К Камаштли (Camaxtli) - бог войны, охоты и судьбы. Творец огня. Один из 4 богов, создавших мир. Является также племенным богом чичимеков.Камаштли ||| 11,8 Kb  

Кецалькоатль (Quetzalcoatl) - "Пернатый змей". В мифологии ацтеков и тольтеков бог-демиург, создатель человека и культуры, владыка стихий. Один из основных богов тольтеков, ацтеков и других народов центральной Мезоамерики. Он принимал участие в создании и разрушении различных мировых эпох, и правил одной из мировых эпох, создав для этой эпохи человека из костей людей предыдущих эпох, собранных в Миктлане. Также он является и богом ветров Эхе

www.indiansworld.org

«Американские боги»: кто есть кто

«Американские боги»: кто есть кто

29 апреля 2017

30 апреля телеканал Starz выпускает главную премьеру сезона — сериал по роману Нила Геймана «Американские боги». Синемафия рассказывает, кто есть кто в этом романе (и сериале).

16 лет назад прославленный беллетрист Нил Гейман взял за основу книги идею о «плавильном котле», добавил налёт фантастики и пригоршню мифологии. Получилось отменное и захватывающее варево-книга, которое крайне неудобно возить с собой в метро из-за большого размера. В 2013 романом заинтересовались HBO, которые планировали расширить повествование и довести его до 6 сезонов, из которых только первые два были бы экранизацией одноимённого литературного источника. Но дело застопорилось по неизвестным причинам, проект перешел к Starz, где его с радостью приняли сценаристы Брайан Фуллер («Ганнибал») и Майкл Грин («Логан»). Первая серия на фестивале SXSW зашла на ура, фанаты одобрили и надлежащую атмосферу, и подходящий актёрский состав. А мы, простые смертные, смиренно ждём последнее воскресенье апреля.

В одном мире с людьми обитают боги. Люди из разных стран, переезжая в Америку, увозили с собой и своих богов, поклонялись им на новой земле, призывали их в помощь. Но сейчас уже никто не приносит жертвы, и, когда-то чтимые, сейчас древние боги вынуждены изворачиваться как могут. А пока временем и умами людей завладевают иные идолы — человечество поклоняется технологиям, и боги транспорта, медиа и телевидения процветают. Грядёт битва.

Чтобы понять, кто есть кто в этом современном перепутанном мире, предлагаем краткий обзор-экскурс в историю Американских Богов.

Тень Мун

Разобраться в таком мире с непривычки довольно непросто не только рядовому зрителю/читателю. Так что главный герой нам в помощь. Тень Мун отсидел за драку три года, но в тюрьме познакомился с приятными личностями, подтянул свои знания истории и научился всевозможным фокусам с монетами. Его отпускают за пару дней до окончания срока в силу не очень приятных обстоятельств — его жена Лора погибла в автокатастрофе. В пути на похороны он встречает Мистера Среду, который предлагает Тени работу. Делать тому особенно нечего, так что он соглашается. Апатичного и не страдающего от слишком большого объёма информации Тень сложно удивить, и он легко принимает новые тайны.

Мистер Среда

Он же Один, он же путешественник, он же Высокий, он же Мудрец, он же повелитель всего. Бог-отец и отец богов и людей, бог войны и поэзии.

Откуда прибыл? Древняя Скандинавия.

Как попал в Америку? Вряд ли на своём восьминогом коне Слейпнире. Скорее всего, очутился на берегах Винланда в драккаре Лейфа Эрикссона или его брата Торвальда, а, может, и их предшественников, моливших верховного бога о появлении на горизонте заветной земли. Так или иначе, одноглазый мудрец (а глаз он обменял на право глотнуть из источника мудрости) и его пара воронов-мнемоников к концу десятого века не только увидели вулканы Исландии, заселенной викингами столетием ранее, но и перезимовали в тогда еще оправдывавшей название Гренландии, открытой отцом Лейфа Эрикссона Эриком Рыжим. Один — авантюрист, жаждет нового и не боится жертвовать многим (однажды провисел девять дней, приколотый собственным копьём к дереву), а потому не исключено, что именно он нашептал жителям Севера идеи рискованных предприятий.

Бешеный Суини

Лепрекон. Не добрый и не злой. Типичный ирландец. Рыж, охоч до драки и выпивки. Любит фокусы с монетами.

Откуда прибыл? Эйрин, Изумрудный остров, Ирландия.

Как попал в Америку? Ещё до того, как ирландцы стали ревностными католиками, многие безумцы отправлялись попытать счастья в поисках Островов Блаженства. Среди них легендарные Майль Дуйн и Бран, на утлых судёнышках из ивовых прутьев и кожи — куррахах (и, надо полагать, с изрядным запасом виски) — пересекавшие океан за десять веков до Колумба (если, конечно, верить всем легендам из манускриптов и байкам из пабов).

Ананси

Темнокожий бог племени ашанти. Создатель всего живого и всего, что есть. Любит проделки и мастерски рассказывает о своих похождениях, которые, как правило, не слишком удачны и служат нравоучениями. В большей части сказок выступает в образе паука. В одной из баек, собрав в горшок мудрость, Ананси попытался влезть на дерево, но уронил и разбил его, а подоспевший ливень смыл остатки мудрости, так что на земле её осталась самая малость.

Откуда прибыл? Западное побережье Африки.

Как попал в Америку? В трюмах невольничьих кораблей, шедших к берегам Америки. Транзитом через острова Карибского моря. На паутине уголков карт и в песнях угнетенных тогда еще не афроамериканцев, а просто «черного товара».

Анубис и Тот

Древние боги загробного мира. Анубис — не то волк, не то шакал, повелитель душ умерших, судья, оценивающий человеческие поступки на своих весах с пером. Тот — прототип всех чинуш, изобретатель письменности; существо с головой ибиса, констатирующее факты и фиксирующее их у себя.

Откуда прибыли? Из того Египта, где все поклонялись солнцу и Нилу. Из мира фараонов и портретов в профиль.

Как попали в Америку? Если верить Туру Хейердалу, папирусная лодка способна пересечь океан (пусть и не с первой попытки).

Чернобог

Собирательный образ восточнославянских божеств и стереотипов о плохих русских парнях. Машет кувалдой как Перун, пьёт как Борис Ельцин. По некоторым данным, породил Змея Горыныча и Вия.

Откуда прибыл? Из языческой Руси с домовым, лешим и прочими кикиморами.

Как попал в Америку? С помощью чура и какой-то матери. А может, под суперобложкой книг славистов с «Философского парохода».

Локи

На самом деле, он даже не бог, но допущен Одином в круг избранных за невероятную хитрость и изворотливость. Локи — типичный трикстер, он — воплощение бесконечной игры и хождения по краю. Создаёт проблемы и сам же их мастерски исправляет. Похищает яблоки вечной молодости и спасает их из рук великанов. Проигрывает спор, ставкой в котором была его голова, но выкручивается, заявив, что шея остается его собственностью.

Откуда прибыл? Из тех же краёв, что и Один.

Как попал в Америку? Верно поставил паруса на кораблях викингов, а потом украл у них память о пути домой.

Билкис

Она же царица Савская, она же Ялмака. В книге её роль сведена к минимуму, ей посвящена совсем небольшая, но затягивающая история. В Ветхом Завете она богатая и умная правительница, щедро одарившая царя Соломона, разгадавшего все её загадки. А вот в эфиопских легендах, которыми скорее всего и вдохновлялся Нил Гейман, Билкис дала начало роду Соломонидов — династии эфиопских королей, правивших до X века (а по убеждению последнего эфиопского императора — и до 1936 года).

Откуда прибыла? Откуда-то с Востока Африки или с Синайского полуострова

Как попала в Америку? Прибыла под обложкой одной из многочисленных Тор.

Зори

Зори Вечерняя, Утренняя и Полуночная — три дамы, воплощения норн aka мойр, богинь, вершивших судьбы мира, к которым Один обращался за советом. Встречаются во многих религиях, но в интерпретации романа пришли вместе с Чернобогом.

Откуда прибыли? Из Европы.

Как попали в Америку? В суевериях старообрядцев.

За помощь в составлении статьи автор благодарит Леонида Мужикбаева.

www.cinemafia.ru

Доколумбова Америка | Боги ацтеков и майя (список)

Ах Пуч — бог смерти и владыка подземного мира, самого худшего мира из всех девяти миров ада. Обычно Ах Пуч изображался как скелет или труп или в антропоморфном облике с черепом вместо головы, чёрными трупными пятнами на теле; головной убор его имеет форму головы совы или каймана.

Кавиль — один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы и войны. Постоянный его атрибут - топор-кельт.

Камаштли — бог звёзд, полярной звезды, охоты, сражений, туч и судьбы. Творец огня, один из четырех богов, создавших мир.

Кецалькоатль — бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков - Толлана. Кецалькоатль - “змея, покpытая зелёными пеpьями”.

Кукулькан — бог четырех Святых Даров - огня, земли, воздуха и воды; и каждый элемент был связан с божественным животным или растением: Воздух - Орел, Земля - Кукуруза, Огонь - Ящерица, Вода - Рыба.

Мецтли — в мифологии ацтеков - бог Луны. Мецтли часто изображается в виде диска чёрного цвета или сосуда с водой, на котором находится кролик.

Миктлантекутли — владыка царства мёртвых. В мифологии ацтеков бог загробного (подземного) мира и преисподней, изображался в виде скелета или с черепом вместо головы; его постоянные спутники - летучая мышь, паук и сова.

Мишкоатль — “облачный змей”. Первоначально у чичимеков Мишкоатль был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Позже у ацтеков связывается с культом Уитцилопочтли и рассматривается как прародитель племён науа.

Синтеотль — бог кукурузы. Он считался покровителем земледельцев.

Тескатлипока — один из трех главных богов; покровитель жрецов, наказывающий преступников, повелитель звезд и холода, владыка стихий, вызывающий землетрясения; он бог-демиург и одновременно разрушитель мира.

Тлалок — бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений; у майя - Чак, у тотонаков - Тахин, у миштеков - Цави, у сапотеков - Косихо-Питао.

Тонатиу — в мифологии ацтеков бог неба и солнца, бог воинов. Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе. Тонатиу управляет 5-й, нынешней мировой эпохой. Изображался юношей с красным лицом и пламенными волосами.

Уицилопочтли — бог голубого ясного неба, молодого солнца, охоты, специальный покровитель молодежи ацтекской знати. В других мифах Уицилопочтли у ацтеков - бог войны, которому приносили самые зверские, кровавые человеческие жертвы.

Чак (Чаак) — бог дождя, грома и молний. Предполагается что, первоначально Чак, был богом очищения леса, позднее стал богом дождя и воды, и божеством агрокультуры.

Шипе Тотек — в мифологии ацтеков божество, восходящее к древним божествам весенней растительности и посева, покровитель золотых дел мастеров. Мистический бог сельского хозяйства, весны и времён года.

Юм Кааш — «владыка лесов». В мифологии майя молодой бог кукурузы, известен также под именем Иум-Виила. Изображался в виде юноши или подростка с головой, переходящей в початок, или с волнистыми волосами, подобными листьям маиса.

Богини ацтеков и майя

Иштаб — в мифологии майя, богиня самоубийства и жена Ками. В традициях майя, самоубийство, особенно повешение, считали благородным способом смерти, сопоставимым человеческим жертвам жертвенного обряда и убитым воинам.

Ишчель — в мифологии майя богиня Луны, лунного света и радуги, покровительница ткачества, медицинских знаний и деторождения; считалась супругой Ицамны. В жертву ей приносили красивых девушек.

Коатликуэ — богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба. В ней одновременно заключено начало и конец жизни. Её изображали в одежде из змей. Одновременно Коатликуэ - богиня смерти, т.к. земля пожирает всё живущее.

Койольшауки — в мифологии ацтеков, богиня Луны. Владеет магической силой, способной нанести колоссальный вред.

Вернуться к содержанию рубрики Доколумбова Америка

www.mysterylife.ru

Североамериканские мифические существа

индейцы сиу

Новый Свет, высокомерно названный так много лет назад старой доброй старушкой Европой, вовсе не новый, как мы знаем теперь. Он может похвастаться древнейшими цивилизациями, которые безвозвратно исчезли, но от которых сохранились немногие архитектурные памятники. Исчезали и целые народы, и, к сожалению, их историю мы не узнаем никогда. Какие-то их мифы умерли так же, как и племена, их рассказывающие; какие-то сохранились, а некоторые из них трансформировались под воздействием новых условий. Северная Америка — причудливый сплав старого и нового, родного и пришлого, трагичного и нелепого. Давайте посмотрим на мифических созданий этого загадочного континента.

1) Вендиго

Вендиго

Дух-каннибал в мифах племён североамериканских индейцев, на языке которых слово «вендиго» означает «всепожирающее зло». Вендиго воплощает метафизический дух зимней стужи и голода. Исходя из мифа эти существа высокие, с безгубым ртом и острыми зубами, его силуэт похож на человеческий, тогда как тело полупрозрачное и неимоверно худое, несмотря на ненасытность. Вендиго никогда не перестаёт охотиться: наевшись, они копят свои жертвы, оставляя их в тёмных и сырых пещерах.

Вендиго получает неимоверное наслаждение от постепенно нарастающего ужаса преследуемой жертвы, так как он могуществен и силён, как никто другой, а любые раны вендиго моментально зарубцовываются. Одинокий путник, оказавшийся в лесу, начинает слышать странные звуки. Он оглядывается в поисках источника, но ничего не strashno.com.ua видит, кроме мелькания чего-то, что двигается слишком быстро, чтобы его мог засечь человеческий глаз. Вендиго может подражать голосам людей и шелесту ветра. Ему нет необходимости устраивать засады на свою жертву. Считается, что вендиго не берёт обычное оружие, кроме произведённых из серебра. Только две вещи — огонь и серебро — для вендиго очень болезненны и даже смертельны.

Одни истории утверждают, что вендиго был создан, когда отважный воин продал душу, чтобы отвести угрозу от своего племени. Когда угроза была устранена, он ушел в лесную чащу, и с тех пор о нём ничего не слышали. По другим легендам, вендиго постепенно терял человеческий облик из-за использования чёрной магии, помноженной на каннибализм. Ещё превратиться в вендиго можно было в результате проклятия знахаря, укуса вендиго, встречи с ним лицом к лицу или даже во сне. Как бы то strashno.com.ua ни было, вендиго стоит считать одним из самых опасных мифологических существ. Также есть теория, что вендиго — это бывший человек, который заблудился в лесу и на грани смерти от голода съел своего попутчика. Однако после трапезы проходят недели, и человек теряет свой внешний облик, и наступает голод, который он может утолить только человеческим мясом, и больше он не может вернуться к нормальной жизни. Вендиго не могут прожить без человеческого мяса, но пока превращение не дошло до конца и в них есть проблески сознания, многие прячутся в лесах, чтобы не причинить никому вреда, некоторые даже кончают жизнь самоубийством.

2) Чупакабра

Чупакабра

Кровососущее существо, похожее на собаку или койота, часто покрытое шипами. Также многие свидетельства указывали на наличие в чупакабре черт кенгуру, летучей мыши, рептилии и насекомого. Название происходит от испанских слов «сосать» и strashno.com.ua «коза», дословно — «сосущий коз», «козий вампир». Согласно легенде, чупакабра убивает животных (преимущественно коз) и высасывает у них кровь.

С конца XX века в США, Мексике и других странах Латинской Америки периодически появляются сообщения о необъяснимых нападениях на коз, у которых якобы была высосана кровь. В середине 1990-х годов легенда приобрела широкое распространение, в основном благодаря телевидению и интернету. Тем не менее, достоверных научных сведений, подтверждающих существование чупакабры, нет. В научных учреждениях некоторых стран ведутся исследования на основе раздобытых следов, оставленных предположительно этим существом.

Чупакабра часто становится героем художественных фильмов, сериалов, книг и мультфильмов. СМИ периодически распространяют свидетельства очевидцев, якобы видевших чупакабру, поступающие из различных регионов. Зачастую за чупакабру принимают животных (собак, койотов, лисиц, шакалов, свиней), видоизменённых в результате болезней или мутаций.

3) Козлочеловек

Козлочеловек

Двуногий гуманоид, напоминающий фавнов и сатиров древней strashno.com.ua мифологии, нападающий на людей и животных и известный в американских штатах Луизиана, Мэриленд и Техас. Самый знаменитый из них — по прозвищу монстр из Поуп Лик, живущий под железнодорожной эстакадой в восточном округе Джефферсон, штат Кентукки, неподалеку от Луисвилля. Первые сообщения о наблюдениях монстра появились в конце 1940-х и в начале 1950-х годов. Большинство очевидцев описывали его с телом человека, хотя и полностью покрытым шерстью, и головой, как у козла. На голове растут бараньи или, по некоторым описаниям, козьи рога. Рост существа описывают по-разному — от 1,2 метра до 3,5. Хотя чаще всего упоминается рост 1,8 – 2,4 метра. В США сообщения о подобном существе поступали также из штатов Алабама, Арканзас, Калифорния, Флорида, Индиана и Мичиган.

4) Джерсийский дьявол

Джерсийский дьявол

Историю легенды о Дьяволе из Джерси можно проследить ещё со времён североамериканских индейцев. Одно из strashno.com.ua местных племён делаваров называло торфяники на юге американского штата Нью-Джерси «землёй дракона» и «землями злых духов». С XVIII века было несколько тысяч сообщений о якобы встречах с Дьяволом из Джерси, но ни одна из них, за исключением наблюдения в 1909 году, не имеет даже призрачных доказательств реальности события.

Джерсийского дьявола часто описывают как прямоходящее существо ростом от 1 до 1,8 м с телом, покрытым чёрным пухом, с копытами и крыльями, похожими на крылья летучей мыши, тёмно-красными глазами и головой, похожей на лошадиную или собачью, длинной шеей и рогами. В некоторых местах южного Нью-Джерси ходили слухи, что Дьявол из Джерси живёт в неком месте около фабрики, производящей гербициды, которая якобы расположена среди лесов и песков.

В южной части Нью-Джерси широко распространена легенда о том, что женщина, ожидавшая ребёнка в первый раз, очень надеялась, strashno.com.ua что он родился идеальным. Когда же он родился, то был настолько уродлив, что никого ужаснее она никогда не видела. Мать разгневалась и сказала: «Он не мой сын, а сын Дьявола, так пусть же к нему и возвращается!», после чего бросила его в реку, где он сразу же утонул. С тех пор также существует легенда о реке, в которой живёт Дьявол: будто бы на каменном дне реки живёт существо, которое всасывает воздух, и некоторые плавающие люди могут быть им «засосаны» под воду, где их ожидает неминуемая гибель. Якобы трупы этих людей потом всплывают со дна на поверхность воды, что неоднократно наблюдалось очевидцами. Дьявол из Джерси оставался малоизвестной легендой на протяжении XVIII—XIX веков, но в XX веке легенда о нём оказала огромное влияние на американскую и мировую массовую культуру, в его честь даже названа strashno.com.ua хоккейная команда.

5) Человек-мотылёк

Человек-мотылёк

Существо, предположительно неоднократно наблюдавшееся в Пойнт-Плезант (Западная Виргиния) в 1960-х годах. Очевидцы описывают его как серое существо высотой приблизительно 2,5 метра с цилиндрическим торсом, напоминающим туловище человека. Головы у существа не наблюдалось, но отмечалось наличие двух горящих красным светом огоньков (предполагаемых глаз) спереди. На плечах у этого способного летать существа отмечалось наличие крыльев размахом около трёх метров. Ноги, как утверждалось, похожи на человеческие, а рук не наблюдалось. Все те, кто с ним якобы встречались, утверждали, что это существо излучало какое-то гипнотическое воздействие. Одна из гипотез гласит, что указанное существо — гигантский филин или сова. В пользу этой гипотезы говорят пропорции тела и наличие светящихся глаз, поскольку глаза сов очень хорошо отражают свет.

6) Ходаг

Ходаг

Чудовище, первоначально являвшееся результатом мистификации-шутки, но затем ставшее частью фольклора американского штата strashno.com.ua Висконсин и нашедшее отражение в массовой культуре. Его описания кардинально отличаются друг от друга, из чего можно предположить, что внешний вид ходага не принадлежит к тем его чертам, которые его определяют. Согласно одному описанию, это медленное крупное животное, размером и формой напоминающее носорога, но вместо рога у него на голове ромбовидный отросток, от которого отходят фаланги таким образом, что это животное может видеть только прямо. Питается оно исключительно белыми бульдогами, сокращение количества которых ведёт к уменьшению популяции самого ходага. Согласно другому описанию, это исключительно уродливое существо, покрытое костяными наростами на голове и спине, очень грозное, и спастись от которого можно, только имея с собой лимон, который ходаг не выносит.

7) Сквонк

Сквонк

Существо, якобы обитающее в тсуговых лесах северной Пенсильвании, США. Легенды о сквонке, вероятно, появились в конце XIX века в разгар strashno.com.ua развития в Пенсильвании лесной промышленности и вырубки лесов. Легенда гласит, что кожа существа очень плохая, покрыта бородавками, наростами и пятнами, и поэтому оно скрывается от посторонних глаз и постоянно горько плачет из-за своего уродства. Существо якобы склонно к уединению и выходит из своего убежища только ночью. Его присутствие можно заметить по мокрым следам или звукам плача.

Легче всего обнаружить сквонка в холодную погоду при полной луне; тогда он менее подвижен, его легче заметить, а его плач слышен лучше. Охотники, которые пытались поймать сквонка, обнаружили, что существо способно избежать пленения путём полного растворения в собственных слезах, когда загнано в угол. Термин «сквонк» также известен в химии и биологии. Так называются некоторые вещества, устойчивые в растворе, которые не могут быть изолированы без катализации их полимеризации или разложения.

8) Нагуаль

оборотень шаман нагуаль

Оборотень или колдун, который strashno.com.ua может превращаться в животное или даже природное явление, например, в комету или грозовую тучу. Впервые этимология слова «нагуаль» была предложена в 1656 году от ацтекского слова «nahualtia», что значит «скрываться, принимать другой облик, маскироваться». С продвижением ацтеков на юг это понятие смешивалось с понятием «тоналя» — животного-двойника, который есть у каждого человека и жизнь которого неразрывно связана с этим человеком.

Со словом «нагуаль» издавна существует довольно существенная путаница, так как в разных регионах Мезоамерики исследователи XIX-XX веков, встречавшие его, усваивали разное применение этого слова. На севере и в центре Мексики этот термин употребляется преимущественно в форме для обозначения монстра или животного, в которое умеет превращаться колдун для своей деятельности или использовать другое животное через вселение. В 1944 году вышло определяющее на сегодняшний день исследование, которое разделило понятие «нагуаля» и «тоналя», оставив за strashno.com.ua первым умение человека превращаться в другое животное. С тех пор учёным большинством поддерживается это мнение, хотя многие неоднократно признавались в том, что при полевом исследовании народных верований их подчас бывает очень трудно отделить. Например, полевое исследование в 1963-1964 году в Гватемале показало, что у народа киче слово «нагуаль» употребляется в массе контекстов, среди которых: животное-двойник, знак определяющего судьбу зодиака, обозначение святого, знака дня по календарю майя.

Отличие от привычного нам понимания оборотня заключается в том, что если оборотнем называют человека во всех его ипостасях, то нагуаль — это почти всегда только то, во что превращается человек, но не сам человек. Ему необязательно быть колдуном. В поверьях негроидных метисов мексиканского штата Оаксака термины тональ и нагуаль применяются взаимозаменяемо, но предпочтителен последний термин. Эти представления входят в большой комплекс представлений о колдунах. Эффективность колдовства strashno.com.ua у негроидов этого района обеспечивается тем же постулатом, что и вуду Луизианы: колдовству, как и колдовскому лечению, подвержен только тот, кто в него верит. И нагуаль — это подчинённое колдуну животное, но в то же время и животное, которое становится двойником человека без согласия родителей, а сам процесс осуществляется как результат колдовской деятельности. Это всегда происходит до крещения ребёнка. Нагуалем может быть дикое животное, как ягуар или заяц, но может быть и домашнее, такое как бык или собака.

Нагуали есть не у всех, но все, у кого есть нагуали, знают о своих двойниках и могут в них превращаться или использовать их в основном для злых целей. Эти представления напоминают европейские истории про вервольфов, которые тоже часто становятся такими не по своему желанию, а в силу проклятия или чьей-то вредоносной деятельности. Интересно, что strashno.com.ua в Мексике бытовали похожие на европейские истории про намеренное приобретение животного-двойника как результата договора с дьяволом, при этом сам дьявол являлся людям для заключения этого договора в облике нагуаля. Их появление явно вызвано влиянием европейских поверий в вервольфов, но наложились они на ацтекские и месоамериканские представления о животном двойнике — «тонале» или близкую веру индейцев Северной Америки, которую иногда называют ещё «индивидуальным тотемизмом».

9) Лечуса (лечуза)

Ведьма-оборотень Лечуса

Ведьма-оборотень в латиноамериканском фольклоре, легенды о ней особенно популярны в Мексике и штате Техас. Лечуса размером с человека и выглядит как сова с женским лицом. Лечусами являются женщины, продавшие свои души дьяволу в обмен на магические силы. Ночью они превращаются в монстров, похожих на карикатурные изображения гарпии из греческой мифологии. Превратившись в strashno.com.ua птицу, они летят сквозь ночь в поисках добычи. Когда лечуса обнаруживает подходящую добычу, она обгоняет жертву и подстерегает её там, где легко спрятаться, издавая странный свист или подражая младенческому плачу. Когда жертва приближается, лечуса набрасывается на неё из засады, резко пикируя сверху. По некоторым поверьям, лечуса является духом ведьмы, убитой местными жителями. После убийства её дух возвращается в виде птицы-монстра, чтобы отомстить.

В других сказках лечуса — это мстительный дух женщины, которая вернулась из могилы, чтобы мучить живых и мстить за свою ужасную смерть. В настоящее время большинство столкновений с ведьмой-птицей происходит во время поездок в машине на безлюдных ночных дорогах. Одна из способностей лечусы — дар вызывать бури и ураганы. Как правило, нападения ведьмы совпадают с грозами и ненастьями. Считается, что крик лечусы является предзнаменованием того, что кто-то в семье умрет, strashno.com.ua что безусловно роднит лечусу с банши. Лечусы невосприимчивы к оружию и, возможно, бессмертны. Поскольку лечусы боятся соли, это лучшее средство защиты против ведьмы. Услышав крик лечусы, нужно немедленно прогонять её ругательствами и бранью и не пытаться установить источник ночного свиста или детского плача за окном.

10) Ругару (лугару)

Ругару оборотень

Разновидность фольклорных оборотней, представляющая собой человека с волчьей головой или «гибриды» человека с собаками, свиньями, коровами или даже цыплятами. Происходит от французского термина «loup-garou» — оборотень. Ругару является частью фольклора франкофонных поселенцев в Луизиане. Среди вариантов этой легенды наиболее распространёнными являются такие:

— Ругару становятся те, кто продал душу дьяволу.— Ругару преследует непослушных детей либо католиков, нарушивших пост (по одной из версий, человек, семь лет подряд не соблюдавший пост, становится ругару).— Ругару проклят на 101 день. По истечении этого срока проклятие strashno.com.ua перемещается на человека, чью кровь ругару испил. При этом днём существо выглядит как человек и, хотя ведёт себя странновато, пытается скрыть своё состояние.

Чтобы убить ругару, достаточно заколоть его ножом, пристрелить или сжечь. Но есть способ спасти человека от этого проклятия — в некоторых версиях легенды ругару превращается обратно в человека, если пролить его кровь. Правда, в более мрачном варианте этой легенды человек, проливший кровь ругару, через год умирает.

По легенде, это существо бродит среди болот и лесов, что раскинулись между Акадианой и Новым Орлеаном. Чаще всего его описывают как человека с волчьей или собачьей головой. Ругару перевоплощаются не как оборотни — тело не трансформируется, а как бы выворачивается наизнанку, быстро, без каких-либо физических неудобств и боли. Прежде чем полностью превратиться, ругару выглядят как обычные люди. Но превратившись, приобретают невероятную силу, их strashno.com.ua кости меняются, и они становятся монстрами.

В человеческом обличье ругару хранит в себе звериную сущность, то есть легко поддаётся вспышкам гнева и держится на расстоянии от людей, хотя многое зависит от характера. Когда ругару в зверином обличье, внутри него остаётся человек, он сохраняет человеческий разум и может контролировать животные желания, в отличие от классического оборотня. Ругару не преобразится, если не дать ему попробовать человеческой крови. Также ругару — наследственный ген, который передается от отца к ребенку. Ругару можно убить, если сжечь его.

11) Ауисотль

Ауисотль

Детище мифов народов майя и ацтеков, ауисотль выглядит чем-то средним между чёрной небольшой собакой и выдрой, у него полоски на голове, маленькие уши и очень длинный, сильный хвост, заканчивающийся рукой. Миф о нём появился на основании внешнего вида выдры и хорька. Согласно легендам, ауисотль подстерегает свою добычу, strashno.com.ua погружаясь в озеро или поток, и при виде человека начинает жалобно стонать и плакать подобно маленькому ребёнку или испуганной девушке. Прохожий слышит трогательные причитания и немедленно спешит на помощь «беспомощной жертве». При приближении к воде рука на хвосте ауисотля душит «спасителя», а сам он вырывает жертве глаза, ногти и зубы и съедает их. Затем выбрасывает безжизненное тело на берег и поджидает следующего путника.

12) Великий Змей

Великий Змей

Является главным змеем в доколумбовой истории индейцев майя. Змеи были необычайно важным социальным и религиозным символом, настолько почитаемым майя, что одного из основных мезоамериканских божеств, Кецалькоатля, представляли в виде пернатого змея. Их мифология описывает змей в качестве вспомогательного средства, с помощью которого небесные тела, такие как Солнце, Луна и звёзды, пересекают небесное пространство. Смена змеями своей кожи сделали их символом возрождения и обновления. Великого Змея strashno.com.ua обычно изображали бородатым, имеющим две головы и с духом бога или предка, выходящим из его челюстей. Во время кровавых жертвоприношений участники ритуала впадали в транс, в этом состоянии они общались с богами или своими предками. Эти видения принимали форму гигантского змея, который служил воротами в царство духов. Таким образом, Великий Змей прочно ассоциировался с проводником, который помогает общению со сверхъестественными существами и астральным миром, мостом между миром божественным и нашим, физическим.

Великий Змей восходит к более ранним представлениям майя и находится в центре мировой оси на вершине мирового Древа. Возлежащий на Древе Великий Змей, представляющий императора, создал ту самую грань, связывающую духовный и земной мир. Через кровавые ритуалы Великий Змей мог открыть проём в духовный мир и наделить приносящих жертву невиданной властью. Каждое крупное политическое или религиозное событие непременно включало жертвоприношения, осуществляемые strashno.com.ua главным жрецом, через тело которого боги могли участвовать в церемонии, а после его устами давать советы и указания.

13) Ангиак

ребенок вампир ангиак

Мстительный дух ребёнка, возвращающийся пить кровь своих живых родственников. Ранее, в особо тяжёлые времена, среди эскимосов Аляски бытовал обычай: детей, которых не могли прокормить, уносили в тундру и оставляли умирать на холоде. По поверью, после смерти такой ребенок становился ангиаком. Ночью он проникал в дом оставившей его семьи и сосал грудь бросившей его матери. Со временем, становясь сильнее, ангиак приобретал способность превращаться в различных диких животных, в облике которых убивал членов своей семьи одного за другим.

Спастись от ангиака можно было, лишь сменив место стоянки. А чтобы брошенный ребёнок не становился ангиаком, ему не следует давать имя, ибо именно в имени живёт душа человека. Обычай оставлять умирать слабого или нежелательного ребёнка strashno.com.ua был широко распространён у северных народов в силу крайне тяжёлых условий жизни. Практически у всех из них развились свои легенды про мстительных духов, в которых превращаются умершие младенцы.

14) Огопого (нха-а-тик, найтака)

озерный монстр огопого

Чудовище длиной до девяти метров, согласно индейским легендам, обитающее в озере Оканаган (Британская Колумбия, Канада). Архивные записи о встречах с огопого существуют с 1872 года, всего о наблюдении сообщали свыше 200 человек. Исконное индейское название монстра — нха-а-тик или найтака («озёрный демон»).

В районе озера сохранились петроглифические изображения чудовища. Рисунки изображают существо с длинной шеей, узким телом и четырьмя плавниками. Нха-а-тик обитает на пустынном островке Рэттлснейк и является хищником. Согласно архивным записям, пересекая озеро, индейцы всегда брали с собой маленькое животное, чтобы сбросить его в середине пути, задабривая духа. В «Истории оканаганской миссии» сообщается, что в определённых местах озера strashno.com.ua индейцы никогда не рыбачили. Первые европейские поселенцы, в свою очередь, настолько уверовали в реальность нха-а-тика, что даже организовали патрулирование берега в целях защиты от чудовища. В 1926 году, когда по озеру начал ходить паром, власти предполагали оснастить его средствами для отпугивания чудовища. Наиболее ранние архивные упоминания о встрече белых канадцев с нха-а-тиком относятся к 1872 году.

Наиболее массовое свидетельство о встрече с озёрным монстром относится к 1926 году, когда его одновременно видели пассажиры примерно тридцати автомобилей. В 1947 году огопого одновременно наблюдали пассажиры нескольких лодок. Сообщения о наблюдениях участились после открытия понтонного моста в милю длиной в 1958 году; многие новые сообщения приходили от людей, пересекавших этот мост. Кроме нескольких видеозаписей, существуют также многочисленные фотографии, снятые разными людьми в последние десятилетия.

Если знаменитую Несси многие считают дожившим до наших дней плезиозавром, то strashno.com.ua в отношении огопого подобного единодушия нет. Некоторые считают, что и он является плезиозавром; но есть также версия, что речь идёт о примитивном ките зейглодоне или базилозавре. В то же время высказываются сомнения в возможности существования огопого, в частности, основанные на том, что биомасса озера неспособна поддержать существование животного таких размеров. Одно из альтернативных объяснений предполагает, что наблюдатели могли видеть выводок выдр, плывущих одна за другой, чьи спины виднелись из воды. Другие объяснения упоминают осетров и других крупных рыб, бобров, оленей и просто брёвна.

15) Адлет

Адлет

В мифологии эскимосов Лабрадора и побережья Гудзонова залива чудовища, которые пьют человеческую кровь, отпрыски женщины и волка. Пятеро из десяти детей женщины были волками, которые, согласно мифу, пересекли море и дали начало европейским народам. Другие пятеро стали чудовищами. Поначалу было всего пять адлетов, но потом они strashno.com.ua расплодились, их потомки известны также как эркигдлит. Они бывают каннибалами и поедают собак и волков. Когда настигают жертву, то сначала впиваются в её горло и пьют тёплую кровь, а затем съедают её целиком. Адлеты обычно охотятся вместе, чтобы легче было поймать добычу.

Зубы этого получеловека-полуволка похожи на волчьи, с выступающими вперёд клыками и острыми резцами, готовыми кусать и рвать плоть жертвы. Грудная клетка у адлета большая и крепкая, внутри неё бьётся сердце дикого зверя. Он может долго бежать, ничуть не уставая. Предок адлета — рыжий волк, поэтому у всех адлетов красноватый оттенок шерсти. Адлет больше похож на человека, чем на волка, у него длинные, хорошо развитые ноги, строение которых сильно отличается от передних конечностей. Он ходит на двух ногах, как человек. А на передних лапах пять длинных и костлявых пальцев, похожих на strashno.com.ua человеческие руки.

16) Зубная фея

Зубная фея

Сказочный персонаж, традиционный для современной западной культуры. По этой теме были сняты многочисленные фильмы, главным образом ужасы. Зубная фея, как гласит легенда, даёт ребёнку небольшую сумму денег или иногда подарок вместо выпавшего у ребёнка молочного зуба, положенного под подушку. Обычно ребёнок, у которого выпал молочный зуб (особенно первый), кладёт его вечером под подушку. Утром он находит монетку или подарок вместо зуба. Реже ребёнок кладёт зуб в стакан воды около кровати. Утром вместо зуба обнаруживается монета. Этот вариант становится всё популярнее, так как родителям гораздо проще вытащить зуб из стакана с водой, чем лезть под подушку с риском разбудить ребёнка.

Главная польза от зубной феи состоит в том, что ребёнок получает компенсацию за боль или неприятности, которыми сопровождается потеря зуба. Кроме того, он привыкает следить за собой, strashno.com.ua что ему может пригодиться позже. Также считается, что ритуал зубной феи помогает детям понять разницу между реальностью и воображением. Зубы можно дарить фее в любой день, кроме Рождества. Если подарить зуб фее в Рождество, она умрёт.

17) Подводная пантера

Подводная пантера

Могучее существо в мифологии индейцев региона Великих озёр. Подводные пантеры занимали важное место в юго-восточном церемониальном комплексе миссисипской культуры доисторического юго-востока США. Водные чудовища существуют в мифологии многих культур, однако именно у индейцев они сочетают черты диких кошачьих, например, пумы или рыси, с чертами змей. Подводная пантера нередко сочетает черты многих зверей: она может иметь рога оленя или бизона, змеиную чешую, птичьи перья, тело и хвост пумы, а также части тел других животных в зависимости от конкретного мифа.

Считалось, что они обитали в самых глубоких местах озёр и рек. В редких мифах strashno.com.ua они помогали людям, однако в большинстве случаев считались злыми существами, приносящими смерть и неудачу. Чтобы задобрить подводных пантер и обеспечить удачный улов, индейцы приносили им в жертву собак, бросая их в воду. В мифологии алгонкинов подводная пантера была самым могучим из потусторонних существ. Племя оджибва считало их повелителями всех водных существ, а также змей.

18) Вака де лумбре

демоническая корова вака де лумбре

Демоническая корова из мексиканского фольклора, бегающая по городам и сёлам, чьё название буквально означает «огненная (пылающая) корова». Появляется эта демоническая корова только ночью, причём, как передают легенды, предпочитает делать это в одном и том же месте. Выглядит она весьма угрожающе: вся будто охвачена пламенем, а из ноздрей валит дым, искры и даже пламя. Носится она так быстро, что напоминает огненный вихрь. Считается, что вака де лумбре видят только взрослые, но этому есть простое strashno.com.ua объяснение — ночью все дети спят. Статус у коровы, несомненно, демонический, но как бы ни был грозен её облик, вака де лумбре не причиняет никому вреда.

Указывалось несколько параллелей этой корове в испанском фольклоре. У басков существует подобная легенда про призрачную, пылающую огнём корову. Вака де лумбре имеет больше всего общего с демоническими псами из европейского фольклора. Некоторые исследователи сравнивают легенду об этой корове с мексиканским предрассудком, который касался зарывания сокровищ. Когда кто-то хотел защитить зарытые сокровища, то убивал в том месте священника и закапывал его вместе с ними. Если кто-то начинал копать в том месте, то внезапно появлялся разъярённый бык, у которого из ноздрей вырывался огонь, и нападал на копающего.

19) Бугимэн

призрак-бука Бугимэн

Легендарный призрак-бука, не имеющий конкретного облика. Говорят, что чудовище принимает форму самого жуткого страха конкретного ребёнка, чтобы питаться strashno.com.ua его энергией. Зачастую родители используют этот страх как способ контролировать непослушных детей и рассказывают им выдуманные истории о чудище, прячущемся в шкафах, под кроватью и в стенах. Бугимэн представляет собой неясную тень. Термин «бугимэн» также используется метафорически, чтобы обозначить человека или вещь, которые внушают иррациональный страх.

У детей страх бугимэна заключается в вере, что кто-то пугающий прячется в их спальне, это может быть место за дверью, за шторой или в бельевой корзине. Бугимэн затаивается в определённых местах, чаще всего одних и тех же. Говорят, чем неряшливей ребёнок и неаккуратней комната, тем больше мест, подходящих бугимэну для убежища. Он появляется только тогда, когда ребёнок находится в одиночестве в затемнённой комнате, ожидая, чтобы наброситься, как только его жертва впадает в глубокий сон. Если его не бояться, то он безвреден и не представляет никакой опасности, strashno.com.ua хотя бугимэна и обвиняют иногда в похищении детей.

Этимология слова «бугимэн» является неопределённой, но некоторые исследователи относят первые упоминания об этом существе к XVI веку в качестве одного из староанглийских названий дьявола или кельтского слова «призрак».

20) Ла Йорона

призрак плакальщица ла йорона

Плачущая по своим детям призрачная женщина, чьё имя переводится как «плакальщица». Это один из самых распространённых и известных фольклорных образов в культуре Мексики и соседних с ней американских штатов. Чаще всего Ла Йорона изображается в виде женщины в белом одеянии, которая блуждает с рыданиями и причитаниями по ночам по пустынным улицам городов или возле водоёмов, довольно часто держащей на руках ребёнка или свёрток в виде спеленутого младенца. Иногда она стучится в дома и долго ходит у дверей и окон, но хозяева знают, что отпирать ей не стоит. В некоторых районах Ла Йорона strashno.com.ua — женщина в чёрном, которая волочит за собой тяжёлые цепи. Там считается, что Ла Йорона — это

strashno.com.ua

Белые Боги Центральной и Южной Америки

«Они могли делать всё, что угодно, ибо ничего трудного для них не существовало; они резали нефрит, плавили золото, всё это дал им Кецалькоатль ... искусства и знания». Францисканский монах-хронист Бернардино де Сагун (Bernardino de Sahagun).

Таким эпиграфом начинается книга «В поисках Белого Бога: загадочное наследие цивилизации Южной Америки» (In Quest of the White God: the mysterious heritage of South American civilization). Её написал в 1963 году известный учёный и дипломат Пьер Оноре (Pierre Honore). Он работал в Бразилии директором исследовательского института и советником правительства, совершал продолжительные путешествия по всей территории Латинской Америки и имел возможность осматривать остатки великой цивилизации, изучению которой он посвятил 15 лет своей жизни. Как видно из названия книги, Оноре искал и нашёл свидетельства того, что задолго до Колумба белые люди, прилетевшие с востока, принесли на земли Центральной и Южной Америки цивилизацию, они же стали первыми правителями людей Красной Расы, а их спутники – правящей кастой. Здесь мы приведём перевод некоторых отрывков из книги.

«…Старинные легенды индейцев Центральной и Южной Америк, почти затерявшиеся в тумане времени, повествуют о том, что некогда на берега их страны высадились белые бородатые люди. Они принесли индейцам основы знаний, законы, письменность, всю цивилизацию. Они прибыли на больших странных судах с лебедиными крыльями и корпусами светящимся так ярко, что они были похожи на гигантских змей, скользящих по воде. Подойдя к берегу, из кораблей высадились люди – голубоглазые и светловолосые – в одеяниях из грубого чёрного материала с круглым отверстием у шеи и короткими широкими рукавами.

Сохранилась до наших дней также и легенда об одном-единственном белом боге, который являлся началом каждой древнейшей цивилизайи индейцев обеих Америк. Тольтеки и ацтеки Мексики называли белого бога Кецалькоатль, инки – Кон-Тики Виракоча, для чибча он был Бочика, а для майя – Кукулькан. Перуанцы, которые и до сего дня утверждают, что у богов были светлые волосы и голубые глаза, называли его Хустус. Индейские летописи говорят, что белые бородатые люди появились на берегах озера Титикака, где построили огромный город и приучили местное население жить цивилизованно, за 2000 лет до инков…

“Когда я спросил местных индейцев, кто построил эти древние памятники, – писал испанский хронист Сьеса де Леон в 1553 году, – они отвечали, что это сделал другой народ, бородатый и белокожий, как мы, испанцы. Эти люди прибыли, задолго до инков и осели здесь. Они рассказали также, – продолжает Леон, – что на озере, на острове Титикака в прошлые века жил народ, белый как мы, и один местный вождь по имени Кари со своими людьми пришёл на этот остров и вёл войну против этого народа и многих убил... Я спросил местных жителей, были ли эти строения созданы во времена инков. Они посмеялись над моим вопросом и заявили, что им доподлинно известно, что всё это сделано задолго до власти инков. Они видели на острове Титикака бородатых мужчин. Это были люди тонкого ума, пришедшие из неведомой страны, и было их мало, и убито их много в войнах...”

Инок Гарсильясо де ла Вега, сын инкской царицы, расспрашивал своего царственного дядю о ранней истории Перу. Тот отвечал: “Племянник, с удовольствием отвечу на твой вопрос и то, что я скажу, ты навеки сохрани в своём сердце. Знай же, что в древние времена весь этот район, тебе известный, был покрыт лесом и зарослями, и люди жили как дикие животные – без религии и власти, без городов и домов, без обработки земли и без одежды, ибо не умели они выделывать ткани, чтобы сшить платье. Они жили по двое или по трое в пещерах или расселинах скал, в гротах под землёй. Они ели черепах и коренья, фрукты и человеческое мясо. Тело своё они прикрывали листьями и шкурами животных. Они жили, как звери и с женщинами обращались тоже, как животные, ибо не умели жить каждый с одной женщиной...”

Де Леон дополняет Гарсильясо: “Непосредственно после этого появился белый человек высокого роста и обладал он большим авторитетом. Говорят, он во многих посёлках научил людей нормально жить. Везде они называли его одинаково – Тикки Виракоча. И в честь него создали они храмы и воздвигли в них статуи...”

…В 1925 году археологи открыли два больших некрополя на полуострове Паракас в южной части центрального перуанского побережья. В захоронении лежали сотни мумий древних сановников. Радиокарбонный анализ определил их возраст – 2200 лет… Когда мумии вскрыли, то обнаружилось разительное отличие их от основного физического типа древнеперуанского населения. Вот что писал тогда американский антрополог Стюарт: “Это была группа крупных людей, абсолютно не типичных для населения Перу”…»

Так что, не были испанцы первыми белыми людьми, которые ступили на американский континент, равно, как и Колумб не был первым его открывателем. Тем удивительней для них была реакция местного населения ни их появление.

Оноре приводит письмо Колумба. «6 ноября 1942 года он писал, что после 12-мильного марша его посыльные нашли деревню, в которй проживало примерно 1000 человек. Местные (которых Колумб назвал индейцами) встретили их с почестями, поселили в самых красивых домах, позаботились об их оружии, носили их на руках и целовали ноги, пытаясь дать им понять любым способом, что они – белые люди, пришедшие от богов. Около 50 жителей попросили моих посыльных взять их с собой на небеса к вечным богам…

…Правитель ацтеков Монтесума послал одного из своих сановников (история сохранила его имя – Тендиле или Теутлиле) к Кортесу с подарком – головным убором, наполненным золотом. Когда посланник высыпал украшения перед испанцами и все сгрудились посмотреть, Тендиле заметил среди конкистадоров человека в шлеме, отделанном тончайшими золотыми пластинками. Шлем поразил Тендиле. Когда Кортес предложил ему отнести ответный дар Монтесуме, Тендиле умолил его дать только одну вещь – шлем того воина: «Я должен показать его правителю, ибо эта каска выглядит точно так же, как та, что однажды надел белый бог». Кортес отдал ему шлем с пожеланием, чтобы его вернули наполненным золотом…»

В своих воспоминаниях Кортес приводит отрывок речи Монтесумы: «Мы знаем из письмён, доставшихся нам от предков, что ни я, ни кто-либо другой, населяющий эту страну, не являются её коренными жителями. Мы пришли из других земель. Мы знаем также, что ведём свой род от правителя, подчинёнными которого мы являлись. Он пришёл в эту страну, он снова захотел уйти и забрать с собой своих людей. Но они уже женились на местных женщинах, построили дома и не хотели идти с ним. И он ушёл. С тех пор мы ждём, что он когда-нибудь вернётся. Вернётся как раз с той стороны, откуда пришёл ты, Кортес...»

Ацтеки подумали, что их ожидания сбылись, что боги вернулись, как и обещали. Причём вернулись в тот «особый» год, который высчитали жрецы, и который повторялся каждые 52 года. Одежды конкистадоров были очень похожи на облачение долгожданных богов. Именно поэтому цивилизации индейцев с мощными военными организациями и многомилионным населением не оказали практически никакого сопротивления испанским конкистадорам, численность которых едва доходила до 1000. Ни ацтеки, ни инки почти ничего не предпридпринмали, когда испанцы врывались в их храмы и разбивали золотые и мраморные статуи белых богов.

В храме Куско, стёртом с лица земли, стояла огромная статуя, изображавшая человека в длинном одеянии и сандалиях, «точно такая же, что рисовали испанские художники у нас дома», как вспоминал Франциско Писарро. В храме, построенном в честь Виракочи, тоже стоял великий бог Кон-Тики Виракоча – мужчина с длинной бородой и гордой осанкой, в длинном балахоне. Современник событий писал, что когда испанцы увидели эту статую, то подумали, что Святой Бартоломей дошёл до Перу и индейцы создали монумент в память об этом событии.

Конкистадоры были так поражены странной статуей, что не разрушили её сразу, и храм на время миновала участь других подобных сооружений. Но только на время. Испанцы разрушили всё, что могли разрушить. Единственное, что их интересовало – золото. Они переплавляли в слитки изделия из золота необычайной красоты, которые представляли собой огромную художественную ценность и стоили бы гораздо больше, если бы они их вывезли в целости.

Достаточно взглянуть на некоторые экспонаты из музея золота в Перу, который от случая к случаю пополняется новыми, и которых там накопилось уже больше 20 тысяч. Эти золотые украшения – лишь мизерная часть знаменитого «золота инков» из полумифической страны Эльдорадо. Наверное, излишним будет говорить, что искусству добычи и обработки золота индейцев тоже научили белые боги.

И всё-таки, несмотря на варварство «цивилизованных» европейцев более 500 лет назад, остались хоть какие-нибудь археологические свидетельства пребывания в обеих Америках белых богов? Оказалось, что кое-какие крохи остались, и даже что-то можно выловить из Интернета.

Ещё в начале XX века археологи находили статуэтки и изображения бородатых богов в Центральной и Южной Америке – Эквадоре, Колумбии, Гватемале, Мексике, Сальвадоре, их изображения можно увидеть на рисунках древних манускриптов, хранящихся в библиотеках европейских столиц, но, увы, для широкой публики они пока недоступны…

Источник

rurik-l.livejournal.com

Боги народов Мезоамерики

Верховные боги и божества ацтеков и майя

Ах Пуч — бог смерти и владыка подземного мира, самого худшего мира из всех девяти миров ада. Обычно Ах Пуч изображался как скелет или труп или в антропоморфном облике с черепом вместо головы, чёрными трупными пятнами на теле; головной убор его имеет форму головы совы или каймана.

Кавиль — один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы и войны. Постоянный его атрибут - топор-кельт.

Камаштли — бог звёзд, полярной звезды, охоты, сражений, туч и судьбы. Творец огня, один из четырех богов, создавших мир.

Кецалькоатль — бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков - Толлана. Кецалькоатль - “змея, покpытая зелёными пеpьями”.

Кукулькан — бог четырех Святых Даров - огня, земли, воздуха и воды; и каждый элемент был связан с божественным животным или растением: Воздух - Орел, Земля - Кукуруза, Огонь - Ящерица, Вода - Рыба.

Мецтли — в мифологии ацтеков - бог Луны. Мецтли часто изображается в виде диска чёрного цвета или сосуда с водой, на котором находится кролик.

Миктлантекутли — владыка царства мёртвых. В мифологии ацтеков бог загробного (подземного) мира и преисподней, изображался в виде скелета или с черепом вместо головы; его постоянные спутники - летучая мышь, паук и сова.

Мишкоатль — "облачный змей". Первоначально у чичимеков Мишкоатль был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Позже у ацтеков связывается с культом Уитцилопочтли и рассматривается как прародитель племён науа.

Синтеотль — бог кукурузы. Он считался покровителем земледельцев. В древности, до ольмеков, Синтеотль почитался у всех жителей Мезоамерики под разными именами.

Тескатлипока — один из трех главных богов; покровитель жрецов, наказывающий преступников, повелитель звезд и холода, владыка стихий, вызывающий землетрясения; он бог-демиург и одновременно разрушитель мира.

Тлалок — бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений; у майя - Чак, у тотонаков - Тахин, у миштеков - Цави, у сапотеков - Косихо-Питао.

Тонатиу — в мифологии ацтеков бог неба и солнца, бог воинов. Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе. Тонатиу управляет пятой, нынешней мировой эпохой. Изображался юношей с красным лицом и пламенными волосами.

Уицилопочтли — бог голубого ясного неба, молодого солнца, охоты, специальный покровитель молодежи ацтекской знати. В других мифах Уицилопочтли у ацтеков - бог войны, которому приносили самые зверские, кровавые человеческие жертвы.

Чак — бог дождя, грома и молний. Предполагается что, первоначально Чак, был богом очищения леса, позднее стал богом дождя и воды, и божеством агрокультуры.

Шипе Тотек — в мифологии ацтеков божество, восходящее к древним божествам весенней растительности и посева, покровитель золотых дел мастеров. Мистический бог сельского хозяйства, весны и времён года.

Юм Кааш — «владыка лесов». В мифологии майя молодой бог кукурузы, известен также под именем Иум-Виила. Изображался в виде юноши или подростка с головой, переходящей в початок, или с волнистыми волосами, подобными листьям маиса.

godsbay.ru

Боги племени майя, пантеон и имена богов племени майя, легенды и изображения божеств цивилизации майя

Боги майя играли важнейшую роль в повседневной жизни коренных американцев. Майянцы были глубоко духовным народом, как и все другие народности Мезоамериканского континента. Пантеон богов майя основывался на знаниях, обретенных за долгое существование этой древней цивилизации. Мысли майянского народа и их действия многие тысячелетия обуславливались представлениями и понятиями о пространстве и времени, о сотворении человека, верой в высокое религиозное значение сельскохозяйственных циклов. Боги племени майя, их религия и мировоззрение в целом представляли собой сложную религиозно-политическую систему. Цивилизация майя, боги - все это было взаимосвязано. Империя майяецев просуществовала достаточно времени, чтобы религия древних майя вобрала в себя основы знаний, накопленных соседними народами, которые представляют собой разнообразие схожих на первый взгляд, но уникальных на деле традиций.

Боги майя - статуи

Боги майя: основополагающий аспект жизни мезоамериканцев.

Среди развалин, некогда являвшихся городами майянской империи, доминируют сооружения религиозного типа. И немудрено, ведь боги майя вместе со служителями храмов играли в жизни майянцев ключевую роль. К тому же в период с 300 по 900 года нашей эры во главе всех крупных городов-государств Центральной и Южной Америки стояли правители, являвшиеся представителями богов майя на Земле и выполнявшие значимую религиозную функцию. Знать принимала непосредственно участие во всех крупных религиозных обрядах и церемониях, по крайней мере, об этом свидетельствуют современные археологические раскопки. Гравюры, говорящие какими были боги цивилизации майя, фото, сделанные уже сегодня, наглядно показывают и представляют древних сверх людей.

«Олимп» индейцев был населен невероятным количеством божеств. Общее представление о количестве богов майя было получено из “Ритуалов Бакабов”, манускрипта 18 века, в котором упоминается, по меньшей мере, 166 сущностей божественного характера. Также подробным источником информации, в котором представлена цивилизация майя, боги и обычаи, являются многочисленные кодексы, относящиеся к периоду испанского завоевания Америки. В текстах этих кодексов содержатся различные имена богов майя и их вариации. К сожалению, большая часть этих трудов, кодексов, не дошла до наших дней или дошла, но боги майя подверглась серьезной корректировке в соответствии с представлениями католической церкви. 

Боги майя - стихии Боги майя аналогично людям являлись смертными. В пользу этой гипотезы говорят обнаруженные артефакты майянской культуры, на которых встречается одно и то же изображение богов майя в виде старцев и наоборот младенцев. В связи с этим обряд жертвоприношения, получивший широкое распространение в доколумбовой Америке, воспринимался как процесс подпитки, омоложения, обитателей местного олимпа. Крестьянин, рядовой житель мезоамериканской империи, верил в многочисленных идолов для поклонения, олицетворяющих основные аспекты окружающей его реальности. Обожествление сил природы, пожалуй, основная особенность религии древних народов и майянцев в том числе. Легенды майя о богах говорят, что горы и возвышенности являлись местом обитания повелителей стихий дождя, ветра, рек и т.д. Мезоамериканцы считали, что чем выше холм или гора, тем ближе он к небу.

Боги майя требовали возведения храмов устремляющихся к небесам. Земля в свою очередь являлась аспектом божества, ассоциирующегося со смертью. Изображения богов у майя зачастую основывались на силах присущих этим существам. Так идол смерти и земли принимал на большинстве иллюстраций ужасающий вид, по причине нахождения в его чреве подземного царства. Важную роль в повседневной жизни играл культ Ицамны. Согласно некоторым источникам, боги майя, как и сама вселенная, были созданы именно Ицамной. Ицмана в большинстве трудов упоминается как божество неба. Он являлся олицетворением небес, дня и бесконечности. Боги майя, жизнь, небо, солнечный и лунный свет, дождь, ветер, вода – все это зависело от Ицамны. Не менее важное место среди богов майя занимал покровитель кукурузы, Йум Кааш. Маис обожествлялся древними американцами, причем не только майянцами. Согласно древнему писанию, “Пополь-Вух” именно из этой злаковой культуры был создан человек. В кодексе, где описываются боги майя, Йум Кааш представлен в виде юноши, окруженного листьями кукурузы и с головой в форме початка. Особая форма жертвоприношения, с обезглавливанием, связана именно с культом маиса. В большинстве случаев такие обряды были направлены на успокоение Йум Кааша. Другие боги майя предпочитали иные способы жертвования. Еще одной обожествляемой культурой в цивилизации майянского народа являлось какао. Эк Чуах, бог какао, как и другие боги майя, встречающийся на единичных изображениях, представлялся обитателем Центральной Америки, как человек с красным ртом и длинным носом, с большой сумкой за спиной, и посохом в руке. Эк Чуах, воплощение какао, по совместительству также являлся богом торговцев, торговли, путешествий и путешественников. В отличие от большей массы богов майя, Эк Чуах, почитался лишь узкоспециализированной группой людей, состоящей из торговцев, путешественников и рабочих, занятых на плантациях.

Боги племени майя: аспекты окружающей реальности.

Как и в любой религии в верованиях будущих мексиканцев особое место уделялось жизни и смерти, а соответственно и богам племени майя, олицетворяющим эти аспекты существования. Гравюры, древние тексты, говорящие какими были боги майя, фото, сделанные уже сегодня, наглядно показывают, каким был этот древний сверх человек. Ах Пуч, воплощение смерти, изображался в виде скелета или человека с черепом вместо головы. Его кожа была покрыта трупными пятнами, а на черепушке виднелся головной убор в форме головы каймана или совы. Коренные жители Америки верили, что сова являлась предвестником смерти, предсказывающим неминуемую гибель. 

Боги майя Существовали и более комплексные боги племени майя, такие как Кукулькан, одно из главных божеств майянского олимпа. По некоторым данным он являлся существом четырех стихий – огня, воздуха, воды и земли, согласно другим источникам, Кукулькан – это сущность солнца, самой вселенной. Боги племени майя уникальны, однако, образу Кукулькана соответствовало сразу несколько животных, от ящерицы и орла, олицетворяющих огонь и воздух соответственно, до рыбы и черепахи, являвшихся символами воды и земли. Майянский народ, древние боги майя, рисунки, изображающие этих сверхлюдей, представляли Кукулькана преимущественно в образе Змея. Этому божеству принадлежала одна из великих пирамид древней Америки, пирамида Кукулькана, говорящая о его значимости в жизни и религии мезоамериканских цивилизаций.

Каким еще аспектам поклонялись майянцы, кому покланялись майя и почему? Известно, что индейские жители Америки являлись выдающимися астрономами, поэтому немудрено, что значимое место на их олимпе занимало божество, ассоциирующееся с ночным небом и луною. Богиня Иш-Чель, Великая Луна, свет ночи и радуги, была покровительницей ткачества, деторождения и медицинских знаний. Боги племени майя зачастую связывались с конкретными отраслями или сферами повседневной жизни, так и Иш-Чель была преимущественно богиней женской половины индейского населения, богиней матерей.

Встречаются и более удивительные боги племени майя, как например богиня самоубийств, Иш-Таб. В отличие от христианства в религии майянцев самоубийство являлось благородным способом покинуть этот мир. Наложив руки на себя, человек автоматически обеспечивал себе попадание в местную версию рая. Добровольное жертвование жизни во славу богов племени майя получило такое широкое распространение именно благодаря специфическому, уникальному отношению к самоубийству. Еще одна значимая богиня, именуемая Иш Чебель Йаш, находящаяся в непосредственном в родстве с Иш Чель, была богиней пряжи, вышивки и ткацкого ремесла. Как некоторые другие боги племени майя Иш Чебель Йаш изображалась в пожилом возрасте. Ее образ – это старуха с одним зубом во рту. 

Как и боги майя, солнце занимало не последнюю роль в жизни жителей американского континента. Говоря о майянской вере нельзя не вспомнить Кинич Ахау, идола Солнца, солнечного света, тепла и жизни. Боги племени майя обладали уникальной символикой; символ Кинич Ахау – четырехлистный цветок. Главенствующим на олимпе божествам народа майянцев была присуща своя атрибутика, так Ах Кин, Кинич Ахау на изображениях появлялся как человек с глазами необычной формы, квадратными или овальными, с одними лишь резцами во рту и татуировками в форме спирали, иероглифа дня, на носу и в уголках рта.

Редкие гравюры, изображающие богов племени майя представляли Канич Ахау, как юношу в самом расцвете сил. Ах Кин – тот редкий случай, когда богам племени майя не соответствовали их положительные образы. Казалось бы, воплощение Солнца – хорошее божество, прилагающее свои усилия к выращиваемому урожаю. Но нет, по мнению индейских жителей, засуха являлась воплощением гнева стихийного воплощения Солнца. Майя и их боги состояли в особенной связи и чтобы усмирить разбушевавшегося обитателя небес, в его честь устраивались празднования, неотъемлемой частью которых становились жертвоприношения.

Пантеон богов майя: культ стихий.

Для обычного крестьянина, работающего на полях, дождь играл жизненно важную роль, особенно в тех областях, где обыденностью являлись засухи, голодание и уничтожение урожая. Именно поэтому пантеон богов майя полнился существами, являвшимися олицетворением водной стихии. Одним из главных был Чаак, воплощение дождя, ливней и гроз. Легенды о богах майя говорят, что Чаак был владыкой шестого неба, шестой составляющей мира, что указывает на его особую роль в жизни древних майянцев. Всего было 13 миров майя, 13 богов, которые их возглавляли. Характерным признаком идола дождя, отличающим его от других высших существ, являлся знак топора. На гравюрах этот сверх человек изображался всегда стоящим в воде или под ливнем. Частым атрибутом Чаака являлся чан с водой, который он держит в левой руке.

Боги у майя ассоциировались с животными. Обитателями фауны, ассоциирующимися с водной стихией, были лягушки и более редкие черепахи (в некоторых случаях черепаха являлась символом земли и этого аспекта природы). Майянские жители верили, что своим кваканьем лягушка способна вызывать дождь. Жители Юкатана также полагали, что Чаак живет на дне сенота, особого колодца, являвшегося основным источником воды в городах, поэтому на дно сенота регулярно сбрасывались всевозможные подношения, в том числе и в виде человеческих жизней.

Боги древних майя

Пантеон богов майя был населен привередливыми обитателями. Индейцам регулярно приходилось прибегать к неординарным способам и средствам для того, чтобы получить благословение высших существ. Так, например, для призыва дождя, для получения снисхождения со стороны Чаака, люди разжигали костры при помощи каучука, дым которого был похож на дождевые тучи. Что касается более грозных стихийных представителей пантеона богов майя, то, похоже, что у Юкатанцев не было особых идолов, олицетворяющих молнию или грозу. Ответственность за эти аспекты стихии входила в функции божеств, считающихся покровителями воды. По крайней мере, об этом говорят записи испанцев, прибывших первыми к берегам Америки и изображения, в сочетании с описаниями, повелителей водной стихии. В пантеоне богов майя, такие божества, как Чаак, зачастую изображались с барабанами или топорами в руках, при помощи которых они вызывали гром, молнию и сопутствующие им явления.

Собственные покровители, божества, имелись и у майянских календарей, а также у каждого дня календарной системы. Календарь майя и боги, символизирующие его – это глобальная тема, требующая отдельного обсуждения. Отдельного разговора также заслуживают боги майя, предсказания, основывающиеся на мифологии древних обитателей Америки. Тема 2012 года, связанных с нею пророчеств очень и очень глобальна. По сути, боги майя, декабрь 2012 и древние предсказания имеют между собой много чего общего, но об этом не сейчас и не здесь. Имели своих покровителей и иероглифы, используемые на письме, также как и цифры, используемые индейцами в математике. Собственный идол был даже у числа Нуль, которое к слову было впервые введено в математическую науку именно майянской цивилизацией. Писания, рассказывающие, какими были боги майя, изображение, гравюра или фреска, облачающая их, ничего из этого не было обнаружено, пока.

Сведения, известные нам об обитателях олимпа индейцев Юкатана, получены из богатейших иконографических и эпиграфических источников, коими являются стелы, фрески, гравюры, алтари и другие артефакты, оставленные майянской цивилизацией. Все боги майя не поддаются подсчету, их было множество, в их числе имелись и более древние, принадлежащие предкам классических майянцев и новые, появившиеся на закате империи и даже те, что принадлежали отдельным племенам, локальным группам. Надежды на то, что когда-нибудь науке удастся пролить истинный свет на природу отношений между древними жителями Америки и их идолами, практически нет. Скорее всего, пантеон богов майя навсегда останется чем-то загадочным. Однако, исследования, направленные на получение ответа на вопрос: “боги майя, сколько их?”, - не прекращаются и сегодня. Кто знает, возможно, в недалеком будущем случится чудо и богатейшие наследие культуры народов Юкатана, уничтоженное испанцами, будет восстановлено хотя бы частично. А значит майя, их боги предстанут в истинном свете.

По материалам: Сегодня лунный день.

Опубликовано 08 Сен 2010 в категории Майя

Обсудить на форуме

mayax.ru


Смотрите также