Боги древнего египта история. История египетских богов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Категории богов. Боги древнего египта история


Категории богов. История Египта

Прежде чем рассказать о том, какие в египетском пантеоне есть боги, упомянем об их внешнем виде. Он весьма необычный! Вероятно, это объясняется тем, что религия Египта складывалась из множества различных верований. Некоторые боги были слиты воедино, как, к примеру, Амон и Ра, которые образовали единое божество Амона-Ра. Невероятно! — египетские мифы насчитывают около 700 богов. Однако стоит отметить, что большое их количество почитались лишь в отдельных регионах, но никак не повсеместно.

Категории богов

В Древнем Египте было огромное количество богов. Они представляли собою гибрид людей и животных

Итак, египетские боги это ни люди, ни животные, а какой-то гибрид человека с животным. Хотя о животном начале у некоторых из них напоминают только лишь украшения, к примеру, скорпион на голове богини Селкет. А некоторые боги и вовсе абстрактны, среди которых Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Тенему, Герех, Ниау, Хех.

Что касается категорий богов в Египте, то их несколько.

Начнем с главного божества. Это самые могущественные и прославленные боги. Им подчинялись все остальные. Бог-покровитель города был главным среди них. Кстати, из него и происходила правящая династия. К примеру, в Древнем царстве главным богом был Ра, а со Среднего царства — Амон.

Боги, которых почитали только в определенных городах или областях, называются местными богами. К примеру, таковым был Упуаут в Ассиуте.

В самом начале истории Египта появилась эннеада Гелиополиса, в которой верховным богом считался бог-творец Атум, далее шли его дети Шу и Тефнут, внуки Геб и Нут, правнуки Осирис, Сет, Исида и Нефтида.

Известна и оргоада Гермополиса, которая была разделена на четыре пары: Нун и Наунет, Ху и Хаухет, Кук и Каукет, а вот к четвертой паре причисляют и Амона и Амаунет, и Ниау и Ниаут, и Гереха и Герхет.

Мать, отец и ребенок объединяются в триады. Так, к примеру, существовала триада Осириса, Исиды и Гора, мемфисская триада — Птаха, Сохмет и Нефертум, карнакская триада ─ Амона, Мут и Хонсу.

Боги смерти — это особая категория богов, главой которых был Ра. Со Среднего царства повелителем загробного мира становится Осирис. Вскоре Анубис стал следить за судом над мертвыми, Тот оглашать приговор суда, а Маат определять решение суда. Богами смерти были сыновья Гора.

И, наконец, боги Солнца, самым главным из которых был Ра. Атон был богом восходящего солнца, Атум — заходящего, Шу — бог солнечного света.

sitekid.ru

История египетских богов — Язычество

История развития Египетской культуры началась в конце третьего тысячелетия до нашей эры. Древняя египетская культура, которая не раз спасала себя от чужеземных захватчиков, смогла просуществовать до введения христианства, в начале четвертого века.

Прошло много времени с тех пор, как строились пирамиды. Современные здания, дающие кров и место работы человеку, представляют собой конструкции их прочных и долговечных материалов, где каждый хотел бы получить жилье. На сегодняшний день для военнослужащих задача по улучшению жилищных условий стала проще – они могут участвовать в ипотечной программе. Молодежная стройка — организация, где помогут разобраться в юридических аспектах военной ипотеки, выбрать выгодный вариант приобретения недвижимости.

История египетских богов за все время своего существования претерпела ряд значительных изменений. Со временем египетские боги стали своим обличьем все больше походить на людей, представителей соседних народностей – хеттов, эллинов. Каждый из районов страны имел своих богов, большинство которых, после объединения страны, стали входить в единый пантеон египетских богов. Некоторые божества так и остались только в тех местах, где находились центры их культа. Другие вышли из тени и стали главными божествами египетской цивилизации.

Бастет – одна из богинь египетского пантеона, имела голову кошки, что свидетельствует о том, что произошла Бастет из тех мест, где был культ кошек, которых воспринимали как хранительниц зерна от посягательств мышей и крыс. Развитие земледелия имело для Египта, куда большее значение, нежели, например, для жителей Эллады, которые, в большинстве своем, промышляли торговым ремеслом и военными баталиями.

В египетском пантеоне было очень много богов, которые имели антропоморфные черты. Образ того или иного животного для изображения бога выбирался в зависимости от того, какого представителя животного мира почитали. Один из египетских богов – Тот – бог мудрости, изображался с головой ибиса, Сохмет имела львиную голову, Анубис изображался с собачьей головой.

Во время развития страны менялась и локация столицы, а значит, одни боги сменялись другими, которые занимали важные места. Один из интересных феноменов египетской культуры – наличие космогонических сказаний и мифов, в которых рассказывалось о происхождении мира и всего живого в нем. В каждом регионе страны роль создателя мира отводилась определенному божеству. Например, египетский бог Тор, история которого рассказывает о создании мира.

Такое большое количество разных богов могло привести только к раздору и сепаратизму страны. Кроме этого, столь широкое распространение различных культов требовало больших денежных затрат на проведения ритуальных обрядов, которые, с куда большей пользой могли быть потрачены на развитие страны и поднятие ее армии.

Верховные жрецы, коих также насчитывалось большое множество, могли стать серьезной угрозой для правящего фараона. Беря в расчет все затраты и риски, фараон Эхнатон начинает вводить в культуру и религию культ Атона – божества, олицетворяющее солнце. Но, все это требует долгого периода времени, а Эхнатон умирает, не достигнув сорокалетия. Многие ученые сходятся во мнении, что фараон, вероятней всего, стал жертвой отравления. После его смерти семью фараона не стали притеснять, а жена фараона – Нефертити, прожила намного дольше своего мужа. Захват страны эллинами и персами повлиял на культуру и религию Египта, и египетские боги начинают переживать свой упадок. Египетский пантеон богов сливается с богами культуры – захватчика. Мистические истории египетских богов постепенно забываются, перемешиваются с другими культурами, а после повсеместного насаждения христианской религии, начинает забываться и древняя египетская письменность.

Последний представитель древней египетской культуры умирает во время правления Константина. После этого все культурное наследие Древнего Египта осталось только в работах историков Рима и Греции. Но и их записи нельзя назвать полными и достоверными. Они стали свидетелями египетской культуры, когда та находилась на последних годах своего существования. Жившие в те времена египетские жрецы также не спешили рассказывать чужакам обо всех таинствах своей религии.

На многие века культура Древнего Египта была забыта. Лишь в начале XIX века лингвист Ф. Шампольон сумел растолковать египетские тексты, и египетская культура стала объектом повышенного внимания среди ученых и историков.

15/02/2014

pagandom.ru

Боги Древнего Египта - Египет - Культура и Искусство - Каталог статей

Боги Древнего Египта.

Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный, поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений природы. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья - всё это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а образы их изваивались скульпторами. Египетская мифология ближе всего подходит к греческой. Греки, покорив Египет, стали интересоваться его историей и культурой и изучать его верования; они придали и египетским мифам свою окраску и отождествили многих египетских богов с олимпийскими богами. "На вершине божественного египетского пантеона, - говорит Мариэтт, известный французский египтолог, - восседает бог единый, бессмертный, несотворенный, невидимый и скрытый для обыкновенных смертных в глубине его сущности. Он - творец, неба и земли, он сотворил все, что существует, и ничто не сотворено без него. Это бог, существующий исключительно для посвященных в таинство святилища". Новейшие открытия египтологии подтвердили эти предположения. Но вне святилища бог принимает тысячу образов, самых разнообразных, потому что его собственные атрибуты, воплощенные, являются для непосвященной толпы видимыми богами, которых искусство воспроизводит и как бы размножает в бесчисленных образах, разнообразных до бесконечности. Народы всевозможных рас сошлись в долине Нила, и каждый внес в религиозные верования отпечаток своего общего характера и ума, философского или суеверного. Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут - женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Геб - это бог Земли, или по сути сама Земля. Нут - богиня Неба, или также само Небо. По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между ними Шу и Тефнут. От Геба и Нут произошли две пары - Осирис и Исида, Сетх и Нефтида. Осирис и его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского пантеона. Осирис являлся богом растительности. По легенде он родился первым из пяти божеств, за ним родились Хор Старший, Сетх, Исида и Нефтида. Еще в утробе своей матери Нут Осирис и Исида полюбили друг друга. Когда Осирис подрос, то он стал справедливо править своим народом, заботился о его культуре. Он много странствовал, а во время его отсутствия страной правила его жена Исида. Его брат Сетх завидовал Осирису, и он решил убить своего брата. Он обманом заманил Осириса в сундук и забив его гводями, выбросил его в море. После Сетх разбросал куски тела Осириса по всему Египту. Исида нашла все эти куски и похоронила. Вскоре он родила сына Осириса - Хора, который начал войну против убийцы отца Сетха и победил его. Осирис стал символом умирающей и воскресающей природы. Исида - великая богиня - мать, символ материства, супружеской верности. Сетх - это бог зла. Когда на плодородные земли у реки Нил налетал сухой, песчанный ветер из пустыни, то считалось, что это злобствует Сетх. Важное место в египетском пантеоне занимал бог Ра. Он являлся богом солнца, богом света. Каждый день он подымался по небу на свой лодке, освещая всю землю, а вечером он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. Он всегда побеждал и вновь каждое утро подымался на небесный свод. Он боролся с силами хаоса. Символом его неизменного возрождения являлся знак анх - это крест, у которого вместо верхней палочки находиться круг ( ). В средневековой алхимии анх являлся символом бессмертия. Бог Амон считался всесущим божеством воздуха и ветра, которое наполняет весь видимый мир, дает жизнь всему живущему. Амон считался божественным отцом египетских фараонов. Его называют великой живой душой, которая стоит над всеми богами. Как воздух и ветер душа невидима. Амон считался также духом оживляющим. Кроме того, Амон был защитником угнетенных и обездоленных. Его женой и женским воплошением души была богиня Амаунет. Идеалом высшей мудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением ума у египтян являлся бог Тот. Он помогал богу Ра в его борьбе с силами тьмы. Его символом была Луна. Бог Пта был одним из главных богов. Его называют владыкой истины, божеством справедливости. О Пта говорят, что он - это солнце и луна одновременно. Он считался покровителем ремесел. Иногда он считался верховным богом, творцом всех богов и мира. Сын Осириса - бог Хор (или Гор) также входил в состав главных египетских богов. Его олицетворением являлся божественный орел. Он борется с убийцей отца - Сетхом, а также является спутником Ра и Тота. Иногда его символом был солнечный диск. Хор считался родоначальником всех египетских фараонов. В имени почти каждого фараона присутствовало имя Хора. Его женой и женским воплощением была богиня Хатхор, которая была богиней любви, веселья, пляски и музыки. Греки отождествляли ее с Афродитой. Богом потустороннего мира считался бог Анубис. Он изображался обычно в виде человека с головой шакала. К нему обращались родственники умершего с просьбой о покровительстве в потусторон- нем мире. Бог Себек, который изображался часто в образе крокодила, был также в пантеоне египетских богов одним из главных божеств. К Себеку обрашались с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях. Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире. Иногда Себек считался спутником Ра, а иногда его противником. Его женой и женским воплощением являлась богиня Себекет, которая изображалась в облике женщины с головой льва. Но все эти боги - это только малая часть египетского пантеона. Кроме того существовали местные божества, а также домашние боги, что-то вроде славянских домовых, леших, водяных. Это такие божества, как Аха, Хит, Патэки, Бес. Часто они изображались в виде карликов, кривых, бородатых человечков, которые защищают дом и проживающих в нем людей и животных от зла, болезней, опасных животных.    Обожествляемые животныеЕгипет представляет собой довольно пустынную страну и животный мир его довольно беден. Может поэтому в египетской религии так много божественных животных.Египтяне поклонялись божественному черному быку Апису. В городе Мемфисе в храме постоянно проживал живой бык - олицетворение бога быка. Белые и черные быки считались священными животными и за их убийство грозила суровая кара. Для умерших храмовых быков строились огромные каменные саркофаги. Встречается также культ священной коровы. Весьма распостранен был культ крокодила, который олицетворял бога Себека. При многих храмах содерживались священные крокодилы, которых кормили жрецы, а после смерти крокодилы бальзамировались. Затем мумии крокодилов захоронялись. Чрезвычано был распостранен культ сокола (или ястреба) как воплошение бога Хора, а также коршуна и ибиса. Священным в Египте считался белый ибис с черными крыльями. За его убийство полагалась смерть. Всех этих животных также содержали при храмах, а после их смерти бальзомировали. Широко был распостранен культ кошки. Великий бог Ра считался великим котом. Сушествовала также кошачая богиня Бастет. Смерть кошки в семье отмечалась специальным трауром. Умерших кошек относили к жрецам, которые их бальзамировали и хоронили на специальном кошачем кладбище. Для кошек иногда делали гробы. За убийство кошки следовало суровое наказание. При пожаре первой спасали кошку, а только затем детей и имушество. В некоторых местностях обожествлялся баран и лев. Было известно около 60 божеств, изображаемых в виде льва или львицы. Считались священными также черные собаки и шакалы. Они отождествлялись с богом потустороннего мира Анубисом. Большое влияние имел культ змеи. Изображение змеи было на головном уборе фараона. Считалось, что оно защищает его от влияния дурных сил. В виде змеи предстает богиня земного плодородия Рененутет. При входе во многие храмы устанавливались каменные стеллы с изображением змей. Особое место занимал священный жук скарабей. Это насекомое играло огромную роль в религии Египта. Оно было олицетворением жизни, самовозрождения и называлось - хепри.

  Заупокойный культ. "Книга мертвых".

В культуре Древнего Египта заупокойный культ играл очень важную роль. Не только фараон, а и любой простой египтянин с самого рождения начинал думать о своей будущей загробной жизни. Он приносил жертвы душам своих умерших родственников, заботился о сохранности их гробниц, строил свою будущую гробницу. В египетском обществе часто о социальном статусе человека судили по тому, какую он построил себе гробницу. Не было наверное в мире народа более серьезно относящегося к своей будущей смерти.Крайне запутанной была сама система заупокойного культа. Сразу после смерти человека его родственники несли его в храм, где его длительное время бальзамировали. Во время бальзамирования все внутренние органы убирались, но сердце извлекалось и хоронилось вместе с умершим в особом сосуде. Сердце должно было сыграть особую роль на будущем загробном суде. По верованиям египтян человек может получить воскрешение только во случае, если его тело - сах, будет в сохранности. Иногда делались скульптурные копии умершего на случай если тело погибнет. В этом случае эти скульптурки должны были стать заменой и жилищем для души умершего. Затем делались специальные фигурки - ушебти, которые должны были стать рабами умершего в загробном мире и выполнять за него всю работу. Возле умершего ложили оружие, орудия труда, посуду - все, что могло ему понадобиться ему в будущей жизни.Родственники умершего часто навещали гробницу, оставляли на ней пищу, молились за умершего, иногда просили у него помощи. Египтяне относились к своим умершим родственникам почти как к живым людям, которые далеко уехали. У гробниц они оставляли им письма, чтобы те смогли их прочитать. Так один мемфисский чиновник обращался с письмом к своей умершей жене с просьбой избавить от преследований, так как прошло уже три года после ее смерти, а он не может ее забыть и избавиться от тоски.Однако для благополучной жизни в загробном мире одного соблюдения всех обрядов было не достаточно. Необходимо было бороться с злыми духами в загробном мире, а также пройти загробный суд. Именно с целью помочь в этом была создана Книга Мертвых. В ней было описано как избежать всех этих опасностей. Каждый человек должен был как можно лучше описать самого себя в священном тексте, который ложился в гробницу. Вот что пишет в такой автобиографии номарх (управитель) Хархуф: "Я превосходен ... любим отцом своим и хвалим матерью своею, постоянно любим всеми своими братьями. Я давал хлеб голодному и одеяние нагому. Я говорил хорошое и повторял желаемое. Я никогде не сказал ничего плохого о ком - либо из высших правиелей, поскольку хотел, чтобы мне было хорошо у бога великого. Я никогда не разбирал дело двух братьев так, чтобы лишить сына собственности его отца." И так далее, и тому подобное. По правде говоря, мало что из этого было правдой, но египтяне считали, что иногда для достижения блаженства в загробном мире можно и соврать. На загробном суде боги должны были взвесить сердце умершего и узнать сколько он сделал хороших и плохих дел. Для того, чтобы сердце не могло свидетельствовать против своего господина, произносились специальные магические заклинания.Суд происходит в Чертоге Двух Истин (Обеих Маат). Умерший вступает в этот чертог, где заседает загробный суд в полном составе во главе с великим богом Ра. Здесь присутствует бог преисподней Осирис, а также 42 сверхестественных существа, каждое из которых отвечал за особый грех. Умерший произносил речь, в которой он утверждал, что не совершал ни одного из этих грехов. Вот некоторые из них: "я не совершал несправедливостей против людей, я не был жесток к животным, я не пытался узнать то, что еще не стало, я не был безразличен видя зло, я не отнимал ничего у бедняка, я не отравлял, я не застовлял никого рыдать, я не убивал, я не приказывал убивать, я не крал печенья, принесенные для умерших, я не надувал на весах". Для того, чтобы судьи не смогли уличить его во лжи, умерший называет имена всех 42 существ и они не смогут ему противостоять. Затем боги Тот и Анубис взвешивают сердце умершего. Если человек совершил большей хороших дел - он попадает в загробный мир, если больше плохих, то его душу тут же съедает пожирательница душ. Здесь не играли роли общественное положение человека, его богатство, а только его дела.

  Храмы и жрецы Древнего Египта

Крайне мало сохранилось сведений о египетских храмах времен фараонов. О первых храмах, сведения о которых доходят до нас сообщается в период Древнего Царства известно следущее. Храмы строились по одному образцу. Поначалу, храма как такового не существовало вообще. Были так называемые солнечные храмы. Назывались они по разному - Горизонт Ра, Удовлетворение Ра и т.п. На специально сооруженной обширной террасе возвышался на огромном пьедестале высокий обелиск, обитый наверху золоченной медью. Перед обелиском стоял огромный жертвенник. Обелиск, жертвенник и часть окружающего пространства были обнесены стеной, покрытой внутри и снаружи разнообразными изображениями. За этой стеной располагались различные служебные помещения. Предметом культа был сам обелиск, олицетворявший солнце. Все священные обряды производились под открытым небом.В период Нового царства появляется новый вид храма. В плане он имел вытянутый прямоугольник. Участок, занятый храмом, окружала массивная стена, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, уставленная по обе стороны статуями сфинксов. Вход в храм оформлялся в виде узкой двери между двумя высокими монументальными башнями, покатые стены которых сужались кверху и оканчивались карнизом. Такое оформление фасада обычно называлось пилоном ( по египетски бехен). К наружной стороне пилона прикреплялись высокие деревянные мачты с флагами, а перед ним воздвигались обелиски и гигантские статуи царя. Вход вел в открытый, обнесенный колоннадой двор, оканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. За портиком были расположены большой широкий колонный зал и ряд меньших. Молельня находилась в глубине храма и могла состоять из нескольких помещений: в центральном - стояла статуя главного божества храма, в остальных - статуи других божеств, обычно богини - жены и бога - сына. Вокруг основных помещений распологались дополнительные залы, храмовая библиотека, комнаты для специальных ритуалов, хранилища. Средний проход колонных залов был обычно выше боковых. Освещение в разных частях здания было различным. Двор был щедро залит солнцем; колонный зал освещался через окна под крышей более высокого центрального нефа; помещения же в глубине храма не имели окон, здесь постоянно применялось искусственное освещение. Таким образом, посетитель попадал из залитого солнечным светом двора через слабо освещенный колонный зал в полумрак культовой молельни. Храм такого плана в главных чертах близок к плану жилого дома времен Среднего и Нового царства, что было закономерно - храм считался жилищем бога. Тип храма был священен и не подлежал изменению. Среди рукописей храмовых библиотек была Книга основания храмов первой девятки, которую согласно преданию написал известный зодчий и мудрец Древнего царства Имхотеп, который был впоследствии обожествлен. Одним из самых известных храмов Древнего Египта был храм в Карнаке, в древности называемый Ипет - сут. История Египта застыла на его стенах, пилонах и карнизах. Здесь можно найти не только посвятительные надписи царей, гимны богам или изображения различных моментов ритуала, но и сведения о важнейших исторических событиях Нового царства. Описание походов Тутмоса 3 и история его восшествия на престол, рассказ и поэма о битве Рамсеса 2 с хеттами при Кадеше, списки царей Египта - все это и многое другое сохранили нам здания Карнакского храма. Храм был посвящен Амону - Ра.Храм строился на протяжении ряда столетий различными зодчими. Масштабы этого храма были поистине огромны. Главный его пилон имел в ширину 113 метров, в высоту - 43,5 метра и в толщину 15 метров. Большой зал этого храма занимал площадь 5.000 кв. метров - на нем мог разместиться знаменитый парижский собор Нотр Дам. Потолок этого гигантского помещения покоился на 134 колоннах расположенных в 16 рядов. Колонны были высотой от 19 до 14 метров. Поверхность стен и колонн была покрыта цветными рельефами площадью 24.282 кв.м. Так называемый Луксорский храм, посвященный Амону - Ра, Мут и Хонсу, был вторым по величине храмом Фив. Оба храма были соединены друг с другом аллеей сфинксов.Люди, обслуживавшие эти храмы - жрецы предстовляли особый класс в египетском обществе. Во времена фараона Рамсеса 3 они владели 10% обрабатываемой земли и 6% населения. В Египте не было разделения на светскую и церковную власть. Храмовые жрецы считались на царской службе. Эта служба довольно хорошо оплачивалась и скоро жреческие должности стали передоваться по наследству. Само жречество было организовано по особому порядку. Каждой из божеств имело свой клир (организацию), во главе которого стоял верховный жрец, которого обычно назначал фараон. Численность, влиятельность и богатство клира зависило от котировки конкретного божества. Так, во времена Нового царства клир Амона - Ра был самым могущественным. Верховный жрец каждого клира имел особый титул, который зависел от божества. Ему подчинялись множество жрецов, назначенных фараоном или самим верховным жрецом. Высшим слоем жречества были так называемые Хем - нечер - рабы божьи. Они были главными отправителями культа. Затем шли Херихебы - чтецы и знатоки священных текстов. Большое количество низшего духовенства выполняло самые различные, часто чисто хозяйственные работы в храме. Они назывались Уабу - чистые. Иногда верховный жрец главного, наиболее влиятельного клира брал по свою власть все клиры, всех жрецов. В клир входили также певцы и музыканты. Особое место занимали храмовые писцы - Чер - пер - анх. Это была очень важная и престижная должность. Жрецы были обязаны носить одеяние из белого лена, ни в коем случае не из шерстянных тканей. Некоторые жрецы носили шкуру пантеры. На ногах у них были белые сандали. Они должны были часто совершать омовение и брить волосы на теле и голове.

  Душа в представлении египтян

У древних египтян наблюдается очень сложная система различения отдельных субстанций в душе человека. Эту систему породил необычайно сложный комплекс заупокойных верований. Итак, душа по верованию египтян состояла из: 1. Ба - так называлось воображаемое существо, представляющие собой душу человека и душу бога. Иногда ба являлось синонимом слова "бог" и одновременно слова "душа". Вначале считалось, что ба есть только у богов и фараонов. Однако позже ба появилось и у простых людей. Ба представлялось, как нечто существующее только после смерти человека и изображалось как птица с человеческой головой. Ба и тело умершего человека были связаны тесными узами, и ба участвовало в оживлении мумии умершего. После смерти человека ба могло находиться в гробнице, а могло и покидать ее, подыматься на небо, однако в конце все же возращаться к телу. Боги тоже имели свои души (ба), а бог Ра - даже целых семь. 2.Ка - приблизительно можно определить как жизненную силу, как ту сущность, которой обладают боги и люди, и которая служит символом различия между одушевленными и неодушевленными предметами. В гробницах ставили специально пустые саркофаги для того, что бы ка нашла там убежище. Иногда слово ка переводят как "двойник" души. Оно также могло покидать умершего и устремляться в загробный мир, а затем возращаться в гробницу. 1 3.Ах - слово, которое можно примерно перевести как "дух". Ах также являлся составной частью души человека, но что он представлял из себя неизвестно. Изображался ах в виде хохластого ибиса. 4.Шу - это слово можно перевести как "тень". Шу считалось одним из проявлений человеческой сущности. Это тень человека, его скрытая темная сторона. 5.Сердце являлось важной составной частью человеческой души. Оно считалось вместилищем человеческого сознания, как бы самостоятельным существом внутри человека. На загробном суде оно могло свидетельствовать о плохих поступках человека. Поэтому при погребении над сердцем произносились специальные заклинания для того, чтобы сердце не могло свидетельствовать против своего хозяина. 6.Сах - так называлось тело умершего человека после мумификации. Оно рассматривалось как воплошение личности, прошедшей через ряд освещающих ее обрядов. Это слово можно перевести как "мумия" или точнее "священные останки".

alexlat.ucoz.ru

Боги Древнего Египта

АТУМ Атум был родоначальником всего живого и божественного. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут.
ШУ Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю.
ТЕФНУТ Тефнут - женское дополнение Шу. Пара Шу и Тефнут родила бога Геба и богиню Нут.
ГЕБ Геб - это бог Земли, или по сути сама Земля.
НУТ Нут - богиня Неба, или также само Небо. У Геба и Нут родился Осирис, следующим ребенком был Сет, а за ним появились две сестры: Исида и Нефтида.
РА (РЭ) Ра - бога Солнца, культ Ра был главенствующий. Ра позднее отождествлен с богом Фив Амоном (Амон-Ра). Солнечный свет предстал символом порядка, справедливости, истины. По небесному океану Ра перемещался на божественной ладье. Существовал миф о ежедневном небесном плавании солнечного Ра на божественной ладье. Фараоны совершали ритуальные плавания через Нил, как бы повторяя путь Солнца. Изображался как человек с головой сокола и с солнечным диском.
ОСИРИС Осирис - бог жизненных сил природы и плодородия, владыка подземного мира. Осирис, первенец бога земли Геба и богини небес Нут, наследовал власть на земле от своего отца. От него люди узнали, как выращивать злаки и виноград, выпекать хлеб, готовить вино, строить дома, лечить, почитать богов, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Осирис бог ежегодно умирающей и возрождающейся природы, позднее бог загробного мира и судья умерших; изображался в виде человеческой мумии в короне, обрамленной перьями, бородой, в согнутых руках держит скипетр и плеть. Его жена Исида.
ИСИДА Исида - богиня-мать. Её власть распространялась на богов. Она считалась богиней материнства, плодородия, семьи, воды и ветра, магии, мореплавания. Исида владела магическим искусством, колдовством. Культ ее распространился далеко за пределы Египта. Исида изображалась со стеблем папируса в руке. Исида считалась сестрой и супругой Осириса.
ГОР (ХОР) Гор один из древнейших египетских богов. Гор бог неба и света, покровитель фараонов, которые считались его земным воплощением. Его изображали в виде человека с головой сокола или солнечного диска с распростертыми соколиными крыльями. Гор считался сыном Осириса и Исиды.
ХАТОР (ХАТХОР) Хатхор богиня любви и судьбы, богиня неба, кормилица фараонов и властительница дальних стран. Изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы, между рогов которой помещался солнечный диск. Ее называли дочерью Ра, она считалась женой Хора (Гора).
ТОТ Тот бог луны, мудрости, письма и счета, магии и чародейства. Тота называли «писцом богов». Изображался в виде человека с головой ибиса, часто с кистью для письма и палитрой в руках. Женой Тота была богиня Маат.
МААТ Маат была богиня истины, порядка и справедливости. Существовал миф о двух сестрах Маати, в чертог которых вступает умерший (порой они олицетворялись как Исида и Нефтис). В этом чертоге царили честность, чистота, справедливость, истина.
ПТАХ (ПТА) Пта был одним из главных богов. Его называют владыкой истины, божеством справедливости. О Пта говорят, что он - это солнце и луна одновременно. Он считался покровителем ремесел. Птах творит духовный мир. Иногда он считался верховным богом, творцом всех богов и мира. Птах изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящим на иероглифе, означающем правду. Женой его называли Сехмет.
СЕТ Сет считался богом хаоса и беспорядка и наделен человеческими отрицательными качествами. Сет считался повелителем пустынь, всего враждебного долине Нила, почитался в качестве покровителя далеких стран и чужеземцев. Сет может представать в человеческом обличье или полностью в форме животного — с телом шакала, высоко поднятым раздвоенным хвостом, также может принимать облик осла, свиньи или гиппопотама. Так же Сет изображался в облике человека с головой загадочного животного или некого существа, не принадлежащего этому миру. Позднее его женами считались богини Анат и Ашторет. По некоторым мифам Нефтида была его женой.
НЕФТИДА Нефтида (Нефтис, Небетхет) - покровительница домашнего очага, домохозяйства. Она сестра и помощница Исиды. В мифах она является женой Сета.
НУТ Нут - Небесная корова, почитаемая в Египте как олицетворение неба, ее тело изображали усыпанным звездами. В древнеегипетском исполнении корова близка к диким предкам: стройная, элегантная, красивая. Образ прекрасной Небесной коровы относится к высокой и отдаленной сфере звезд. В мифах её братом и супругом был Геба.
АМОН Амон - бог воздуха и ветра, урожая, творец мира, дух оживляющий. Покровитель города Фивы. Амон считался божественным отцом египетских фараонов. Амон был защитником угнетенных и обездоленных. Изображался в виде человека (иногда с головой барана) со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Его женой была богиня Амаунет.
АНУБИС Анубис считался Богом потустороннего мира, покровителем умерших, он был главным богом в царстве мертвых, считал сердца умерших, также его почитали как бога бальзамирования. К нему обращались родственники умершего с просьбой о покровительстве в потустороннем мире. Анубис считался судьей богов. Бог изображался в образе шакала или дикой собаки, или человека с головой шакала или собаки. Анубис считался сыном Осириса и Нефтиды.
АПИС Апис - бог плодородия. В некоторые периоды Апис почитался как бог, воплощающий душу Осириса. Изображался в образе быка с солнечным диском.
АТОН Атон - бог солнца. Изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчивались раскрытыми ладонями.
БАСТ (Бастет) Бастет богиня радости и веселья, любви, праздников. Изображалась как женщина с головой кошки или львицы с корзинкой в руках, или просто в виде кошки. Священное животное Бастет кошка. Сыном Бастет считался Махес.
БЕС Бес - бог веселья и пляски, покровитель рожениц, изгоняющий змей. Изображался в виде уродливого гнома с мордой льва.
ИМХОТЕП Имхотеп - божественный покровитель зодчих, ученых писцов, врачей. Его символизирует сидячая фигура ученого с развернутым папирусным свитком на коленях.
ХНУМ Хнум - бог-творец, создающий человека на гончарном диске, хранитель Нила. Изображался как человек с головой барана со спирально закрученными рогами.
СЕБЕК Себек считался одним из главных божеств. К Себеку обращались с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях. Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире. Изображался часто в образе крокодила. Его женой являлась богиня Себекет.
СЕМЕТ Семет (Себекет) - Богиня войны, которая изображалась в облике женщины с головой льва.

rilga.narod.ru