Боги древнего египта главные. Главные боги древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Боги древнего Египта. Боги древнего египта главные


Главные боги древнего Египта

Как и все народы, древние египтяне обожествляли силы природы. У них был свой пантеон богов, культ животных и свои обычаи. Кроме того, в разные эпохи и в различных областях Древнего Египта выделялись свои главные боги и богини.

Одним из самых почитаемых египетских богов был сам Нил, орошающий землю и дающий жизнь. Его еще называли бог Хапи.

Египет делился на области — номы, и первоначально каждый ном имел собственных богов-покровителей. Так в Фивах поклонялись богу солнца Амону, его жене — богине неба Мутиих, сыну — богу луны Хонсу. В Мемфисе почитали бога Пта — создателя мира, богиню войны Сохмет и их сына-бога растительности Нефертума.

Когда Египет стал единым государством, сложился единый египетский пантеон богов. В пантеоне главным богом стал считаться солнечный бог Атум Ра Хепри. "Хепри" — означает "возникающий сам собой". С ним отождествляется утреннее солнце. Символ Хепри — жук-скарабей. Древние египтяне считали, что скарабей наделен божественной силой. Ра — зрелый муж — символизировал солнце полуденное, а старец Атум, что значит "совершенный" — солнце вечернее.

Постепенно главным богом Египта становится бог солнца Ра. Его стали почитать как создателя мира и покровителя людей. Каждый день бог Египта Ра плывет по небу в золотой лодке, на носу которой стоит его дочь, богиня справедливости Маат. Со своей лодки Ра видит все, что происходит на земле, разбирает жалобы, отдает распоряжения. В этом ему помогает секретарь – мудрый бог Тот.

Небо представляли в виде небесной коровы Хатор, брюхо которой усеяно звездами. В некоторых мифах Хатор называют матерью бога Ра и изображают в виде женщины с коровьими ушами и рогами. Хатор была также богиней красоты, любви и веселья. Греки считали ее египетской Афродитой.

Еще одно воплощение неба в египетской мифологии — богиня Нут. В "Текстах пирамид" — магических надписях на стенах гробниц фараонов — о Нут говорится так:

"Могуче сердце твое, о Великая, ставшая небом! Наполняешь ты всякое место своею красотою. Земля вся лежит пред тобою. Окружила ты и землю, и все вещи своими руками". Часто встречается изображение богини Нут, изогнувшейся дугою над землей и опирающейся на пальцы рук и ног. Супругом Нут был бог земли Геб, а их детьми — Осирис, Сет, Исида и Нефтида, ставшие героями наиболее значительного из египетских мифов "Осирис и Исида".

Из вод первобытного хаоса Нуна появился белый лотос. Бутон раскрылся, а из него вышел бог солнца Ра, увенчанный золотым диском. Рассеялась тьма, и мир наполнился светом. Увидев Атума и его детей, Ра заплакал от радости. Его слезы упали на землю и из них образовались люди.

Со временем бог Шу женился на Тефнут. У них родились дети: бог земли Геб и бо­гиня неба Нут. Геб и Нут очень любили друг друга, а потому по­явились на свет, крепко обнявшись. Поэтому в на­чале сотворения мира небо и земля были слиты воедино. Но однажды между Гебом и Нут произошла серьезная ссора. Она вспыхнула из-за того, что богиня неба по утрам поедала своих детей — сияющие звезды. Бог Геб в гневе набросился на супругу, предъявляя ей вполне справедливые обвинения. Тогда, чтобы положить конец скандалу, солнечный бог Ра сказал Шу:

— Ступай и разлучи их! Если они не могут жить в мире, пусть живут врозь.

Богу ветра ничего не оставалось делать, как выполнить волю владыки. Он взмахнул руками, произнес особые слова, и в тот же миг во всей Вселенной произошел ураган. Геб и Нут пытались сопротивляться, но ветер разорвал их объятия. Так Небо отделилось от Земли.

После этого в Нуне появились малые острова и большие материки, поднялись горные хребты, а с гор потекли реки, и люди, родившиеся из слез Ра, покинули холм Бен-Бен и разошлись по плодородным долинам. Они построили города, обработали поля и посеяли зерно. Возле холма Бен-Бен вы­рос город Иуну, а на самом холме люди воздвигли святилище солнечного бога Ра. Наступил Золотой век — особое время, когда люди и боги стали жить на земле вместе.

Когда Шу разорвал объятия Нут и Геба, богиня Нут в облике Небесной Коровы поднялась над землей. От высоты у нее закружилась голова, и бог солнца приказал Шу поддержать Нут. С тех пор Шу всегда держит свою дочь днем, а ночью снова опускает на землю. Поэтому одна из эмблем Шу — четыре пера, представляющие собой символические ко­лонны, которые поддерживают небо.

По утрам Нут покидает Геба и в облике Небесной Коровы рождает солнечный диск. Хепри, бог восходя­щего светила, катит солнце перед собой, а, достигнув зенита, Хепри передает солнечный диск богу Ра. Тот везет солнце в своей священной Ладье Вечности через небес­ную реку. Иногда бывает, что на Ладью нападает извечный враг солнца, гигантский жуткий змей Апоп — злое чудовище длиной в 450 локтей[1]. В такие дни небо затягивается тучами и начинается песчаная буря. Богиня Нут прячется в го­рах, пока Ра не победит Апопа. Если змею удается про­глотить Ладью, наступает солнечное затмение. Однако Ра все равно одерживает победу над Апопом и плывет дальше по небесной реке. Вечером, выполнив свою ве­ликую миссию, Ра отдает диск Атуму, и тот опу­скает его за горизонт.

Нут и Геб не были бы великими богами, если бы от их союза не родились такие же великие дети. Супруги про­извели на свет пятеро богов и их потомков, прославив­ших землю Та-Кемет. Первым из прав­нуков Атума родился Осирис. Когда младенец появился на свет, он так громко заплакал, что это могло означать только одно: в мире появился Властелин! После этого родился Сет — бог в виде человека со звериной мордой, красными глазами и красными волосами, властелин стихийных бедствий и войн, бог мертвой пустыни. Он появился из бока матери Нут раньше, чем было положено. Следующей родилась Исида — богиня супружеской верности, материнства и любви. Интересно, что своего брата и будущего мужа Осириса Исида любила еще до рождения, когда еще пребывала во чреве богини Нут. Последней родилась Нефтида — сестра и будущая жена Сета. Ей надлежало стать покрови­тельницей умерших.

Таким образом, весь священный клан составил ве­ликую эннеаду – великую девятку богов, повеле­вающих всем древним миром. На вершине этой пирамиды бог-творец Атум, далее его дети Шу и Тефнут, внуки Геб и Нут, правнуки Нефтида, Сет, Исида и Осирис. Каждый из богов держит в правой руке символ жизни, а в левой — символ власти, которой нет ­границ.

Пока никто не оставлял сообщений в этом обсуждении.

wisdomlib.ru

История религий - Выпуск 29

 
1. Джон Раффл. Древний Египет: страна царствующих жрецов

Название Древний Египет получила цивилизация, существовавшая в нижней части долины реки Нил с 3100 по 30 гг. до н.э., пока Египет не был завоеван римлянами. Ее эпоха охватывает периоды Древнего Царства (2700-2200 гг. до н.э.) - расцвета династий могущественных правителей, оставивших в память о себе пирамиды, Среднего Царства (примерно 2000-1800 гг. до н.э.) - еще один этап могущественного централизованного государства, оказывавшего сильное влияние на своих соседей, и Нового Царства (около 1550-1225 гг. до н.э.), когда Египет являлся одним из доминирующих государств Ближнего Востока. Кроме того, эта цивилизация знала периоды упадка, когда Египет раздирали внутренние распри и его завоевывали иноземцы.

Очевидно, что подобным изменением в политической силе и экономическом могуществе на протяжении более чем трех тысячелетней истории сопутствовали перемены в философских и религиозных воззрениях, но, тем не менее, у нас есть достаточно оснований, чтобы говорить о религии Египта в целом.

Ранний период

Письменность в Египте была не развита примерно до 3100 г. до н.э., когда в государстве установилось централизованное сильное правление. Таким образом, все сведения о религии Египта до этого времени могут быть лишь предположительно восстановлены по предметам, найденным археологами. Такими предметами, возраст которых на 2000-3000 лет старше указанного периода, являются преимущественно амулеты, обычно связанные с охотой либо земледелием. Ожерелья из клыков животных, вероятно, должны были защищать охотников и приносить им удачу, а глиняные фигурки обнаженных женщин обеспечивать множество здоровых детей.

Некоторые сцены, нарисованные на кувшинах или высеченные на камнях, похоже, имеют отношение к религиозным ритуалам, но без письменных объяснений полностью понять их значение невозможно. Иногда они напоминают ритуалы или фигуры, известные из более поздних времен, и без большого риска ошибиться можно предположить, что основные верования и обряды не претерпели за этот исторический период значительных изменений.

Боги Египта

Боги Древнего Египта — в том виде, в каком они представлены в гробницах и храмах,— представляют собой удивительный набор странных созданий: полуживотных-полулюдей. По правде говоря, нам мало известно о религиозных верованиях в Египте, так как сами древние египтяне теологических исследований не проводили.

Многие египетские боги олицетворяют могучие силы природного мира. Благосостояние государства зависело от ежедневного восхода солнца и ежегодного разлива реки. и эти природные силы (наряду с другими) считались богами и требовали лести и задабривания в виде жертв и поклонения. Египтяне часто изображали их в виде животных. К примеру, сокола, парящего высоко в небе, они избрали символом солнца, а кобру, которую часто можно застать нежащейся на кучах горячего зерна, они выбрали богиней плодородия.

Еще в самые ранние времена с различными богами были связаны некоторые другие характерные особенности животных. Бог с головой ибиса, Тот, считался богом писцов и письменности; о боге с головой барана, Хнуме, думали, что он вылепил человека на гончарном кругу. Подобное касалось и других. Почему те или иные особенности привязывались к конкретным богам, неизвестно, но, по-видимому, это было сделано в незапамятные времена.

Часто боги связывались с конкретными городами. Корни этого явления, вероятно, уходят в те доисторические времена, когда Египет представлял собою лишь группу самостоятельных общин. По мере их слияния в более крупные политические объединения местные боги приобретали национальное значение. Например, бог Фив, Амон. считался общенародным богом и оказывал покровительство и защиту всей стране во время Нового Царства, когда правила династия, родиной которой были Фивы.

Однако он не был единственным. Жители других поселений продолжали поклоняться своему местному богу и имели право молиться любому другому богу, который оказывал им особые услуги. К примеру, после какой-нибудь значительной победы фараона писец, родившийся в Дендерах, мог сопровождать царя на поклонение в храм Амона в Фивы, но по возвращении в Дендеры продолжал оказывать почести богине Хатор. К тому же он не забывал обратиться к Тоту, проявлявшему особую благосклонность к писцам, за помощью в карьере.

Существуют также свидетельства обращения к "Богу" или "Богу единому", который, по-видимому, олицетворял безымянную универсальную божественную силу, контролировал Вселенную и поддерживал добро в борьбе со злом.

"Реформа" Эхнатона

В короткий период, примерно с 1375 по 1350 гг. до н.э. была предпринята попытка ввести в стране монотеизм. Фараон Аменхотеп IV, которого в различных источниках изображают либо провидцем, либо сумасшедшим, постепенно довел степень поклонения Атону, солнечному диску, до такой степени, что тот стал единственным богом, которому было разрешено поклоняться. Другие боги были объявлены вне закона, храмы их были закрыты, жрецы распущены, имена стерты со всех памятников. Особенно сильно преследовалось поклонение Амону. Атон был провозглашен источником всей жизни. Этот дар жизни передавался царю, который сменил имя на Эхнатон (что означает "угодный Атону"), и его семье, и далее всему народу.

Эта "реформа", возможно, имела под собою какие-то политические основания, например, стремление объединить нацию и стабилизировать обстановку, но при этом была явно связана с эксцентричностью самого Эхнатона. Она не могла стать популярной; жрецы, естественно, не приветствовали ее, так как они лишались средств к существованию, и после смерти Эхнатона реформа продержалась очень недолго. Лишить власти жрецов Амона было не так просто. Этот период является исключением, ведь богам, судя по всему, неплохо жилось и вместе, даже если указания, произносимые от их имени, порой могли показаться совершенно противоречивыми.

Другие боги

Кроме "основополагающих" богов египтяне были склонны к усыновлению и других божественных личностей. Обожествлению подвергались и некоторые частные лица, отличившиеся на том или ином поприще. К примеру, визирь царя Джосера (около 2680 г. до н.э.) Имхотеп, написавший между делом медицинский и философский трактаты и поощренный честью быть захороненным в первой пирамиде — этакий предшественник Леонардо да Винчи,— стал объектом поклонения как младшее божество, помогавшее исцелять больных. Его культ был особенно распространен в первые три столетия греческого влияния в Египте.

Богом считали также царя или фараона; к нему обращались " Великий Бог", но так как на самом деле он был смертей, то степень его божественности все же была ограничена. Тот факт, что царь являлся богом и жрецом одновременно, указывает на некоторые противоречия в религии Египта.

Священные животные

Интересную роль в религии Египта играли животные. Конкретные обычаи менялись в зависимости от времени и места. В некоторых случаях все животные одного вида считались священными: бабуинов, крокодилов, ибисов и даже иногда кошек и собак мумифицировали и хоронили. В других случаях в качестве воплощения бога выбирали одно определенное животное. Было несколько районов, где производился отбор конкретного быка, возможно, по каким-то особым отметинам, после чего его отводили в храм, холили на протяжении всей его жизни, а после смерти торжественно хоронили.

Празднества и обряды

Празднества и ежедневные обряды в храмах свидетельствуют о том, что, по мнению египтян, образ жизни их богов не отличался от человеческого. День начинался с ритуала пробуждения бога под звуки пения хора. Затем со статуи бога снимали ночное платье, ее мыли, одевали, ставили перед ней еду и питье. После этого бог мог принимать посетителей, совершать предсказания или исполнять какие-либо иные обязанности. Можно предположить, что принятые им решения соответствовали взглядам и желаниям жрецов, имевшим право толковать их от его имени. В течение дня богу еще несколько раз предлагали подкрепиться и, в конечном итоге, укладывали на ночь в усыпальницу.

Ежедневная рутина прерывалась праздниками. Некоторые были короткими и ограничивались специальным жертвоприношением или процессией внутри храма. Во время других совершали длительные путешествия по реке к храму другого божества. Амон, например, плыл на лодке от своего огромного официального храма в Карнаке до меньшей по размеру гробницы в Люксоре, считавшейся его частной резиденцией, и где он проводил несколько дней с супругой Мут, после чего, с соблюдением всех церемоний, возвращался обратно. Хатор ежегодно проделывала на лодке путь почти в сто миль от Дендер до Эдфу — навещала Гора.

Празднества, во время которых совершались шествия вдоль реки или по городу, представляли огромную важность для всех жителей, они выстраивались на протяжении маршрута, чтобы приветствовать гробницу бога. Некоторым для этого приходилось совершать длительное паломничество. По свидетельству летописца, на одном из праздников собралось около 700 000 паломников. От некоторых праздников сохранились лишь названия; а ведь интересно было бы узнать, что происходило, например, в "День Вдыхания Лукового Аромата".

Сами статуи богов, вокруг которых происходили все эти события, не сохранились. Они могли быть изготовлены из камня или металла, возможно, богато украшались. В дни праздников их несли (спрятав от людских глаз) в изукрашенных деревянных гробницах в большой копии лодки, покоившейся на плечах нескольких носильщиков. Во время речных путешествий их размещали в специальных лодках, сделанных из дерева, но напоминающих по форме древние папирусные суда: еще одно напоминание о том, что празднества проводились с незапамятных времен.

Теоретически, в роли жреца, исполняющего все религиозные обряды, должен был выступать царь. На всех росписях в храмах именно он совершает жертвоприношения, но на самом деле, скорее всего занимались этим его заместители. Вначале обязанности жрецов исполняли по очереди местные сановники, однако постепенно образовался клан профессиональных жрецов. В тех случаях, когда царь был слишком слаб, правителем Египта по существу становился верховный жрец Амона или другого главного божества.

Кроме верховного жреца существовал целый круг других духовных лиц, тщательно разделенных по чинам и рангам. Женщины служили жрицами. В храмах работало еще множество людей, хористов и библиотекарей, поваров и т.д.

Рожденный из воды

В Древнем Египте не было священной книги, подобной Библии или Корану, которая была бы принята в качестве божественного откровения. У древних египтян были свои мифы, примерно как у древних греков. Мифы страны рассказывали об отношениях между богами, но немногие из них дошли до нас в первоначальном виде. Сохранились лишь короткие отрывочные упоминания, благодаря которым иногда удается восстановить всю историю, хотя нет гарантии, что она соответствует истине.

Так, например, существует множество мифов о происхождении жизни. Египтяне в основном считали, что Вселенная первоначально была заполнена водой, из которой поднялся холм, на котором зародилась жизнь. Нет сомнения, что корни этой теории берут начало в ежегодном разливе Нила. С этого момента история сильно усложняется. Считалось, что различные боги тем или иным образом возникли из холма или из воды и тем или иным способом создали других богов. Считалось также, что многие главные храмы были построены на этом самом первобытном холме.

Интересную теорию выдвинули жрецы Мемфиса от имени своего бога Пта. Они объявили, что велик он был чрезмерно, ибо являлся великой водной Вселенной, в которой родились все остальные боги, причем процесс их создания являлся всего лишь актом осуществления его воли.

Наряду с мифами существуют еще молитвы и гимны богам, напоминающие псалмы Старого Завета. Известны также и книги мудрости, в которых, как в библейской Книге Притчей, содержится все — от практических советов и поучений до общих теологических рассуждений о природе жизни.

Кроме того, существует множество магических заклинаний, которые также могут считаться религиозными памятниками, так как содержат обращения к богам и мольбы о помощи и защите от разного рода злых сил.

Хорошо жить и хорошо умереть

Некоторые из книг мудрости советуют своим читателям вести жизнь согласно моральных и этических законов личного благочестия. Они требуют этого частично потому, что таким образом можно завоевать уважение друзей, частично потому, что это угодно "богу".

Праведная жизнь считалась путем к обеспечению свободного прохода в мир иной. Существует много изображений сцены суда, на которых сердце умершего человека лежит на одной чаше весов, а на другую положено перо, символ Правды. Результат фиксирует бог-писец Тот в присутствии Осириса, и те, кто не выдержал испытания, уничтожаются навеки. Этот суд не являлся, однако, действенным средством поощрения добродетели, так как на результат могло повлиять правильно зачитанное заклинание, в котором человек отрицал совершение им целого ряда грехов.

Путь в мир иной

Египтяне, похоже, всегда верили в загробную жизнь. Самые ранние гробницы заполнены едой и предметами обихода, а рисунки на стенах более поздних усыпальниц рассказывают, как египтяне представляли себе эту жизнь. Обычно она считалась подобной жизни на этом свете, только получше, с успешными охотами и богатыми урожаями, роскошными пирами и красивыми девочками.

Эта идея прошла несколько ступеней совершенствования. Вначале считалось, что царь будет проводить жизнь в потустороннем мире рядом с богом-солнцем Ра, сопровождая его в ежедневном пути по небесам. Вскоре, однако, его будущее стало связываться с богом Осирисом, и каждый умерший царь стал отождествляться с ним. Постепенно эта привилегия стала распространяться сначала на вельмож, а затем и на все классы, так что после смерти каждый в какой-то степени стал отождествляться с Осирисом.

История самого Осириса не была полностью написана, пока греческий писатель Плутарх (около 100 г. н.э.) не изложил, каким образом добрый царь Осирис был погублен своим завистливым братом Сетом. С помощью жены, Исиды, и других богов Осирис стал, в конечном итоге, повелителем загробного мира и символом продолжения жизни после смерти. Об этой истории и в египетской литературе существует несколько упоминаний, из которых становится ясно, что на этот счет были и несколько другие мнения.

Дорога в мир иной изобиловала трудностями. Всевозможные препятствия подстерегали на пути, и за каждым поворотом таились демоны, готовые схватить путешественника. Успех в дороге обеспечивал свиток папируса с набором заклинаний, которые можно было произнести, чтобы позволить умершему миновать неожиданное препятствие или избежать стычки с демоном. Подобные произведения обычно назывались Книги Мертвых, хотя были и другие их варианты и названия. Готовые к применению экземпляры вкладывались в гробницу или, в другие времена, рисовались прямо на внутренней стороне саркофага или на стенах усыпальницы.

Египтяне, конечно, понимали, что физическое тело оставалось в этом мире и что отлетала только душа. Они считали, что душа нуждалась в теле, как в некоего рода укрытии, и по этой причине предпринимали искусные попытки сохранения тела путем мумификации. Особенно трудная проблема возникала, если тело утонуло в море или сгорело, хотя в экстренных случаях заменой могли послужить статуя или портрет почившего.

Погребальный обряд включал церемонию, названную Открытие Уст, которая заключалась в том. что рот и прочие отверстия в теле подвергались магической обработке с целью обеспечить умершим возможность продолжать пользоваться своими телами, чтобы питаться, видеть, слышать и так далее. Аналогичная церемония проводилась со статуями и портретами, обеспечивая им возможность жизни в потустороннем мире.

2.2. Главные боги Древнего Египта

Амон Царь богов, покровитель фараонов. Со временем отождествлялся с богом-солнцем Амон-Ра.

Анубис Бог мертвых, хранитель гробниц и захоронений.

Атон Солнце — короткое время считался верховным и единственным богом.

ХаторБогиня-небо — позднее богиня-корова, богиня любви и танцев, принцесса подземного царства и возлюбленная звезд.

ГорБог Нижнего Египта; бог-небо.

ИсидаЦарица богов, великая богиня-мать. Богиня земледелия и плодородия.

ХнумДревнеегипетский бог Верхнего Нила; создатель богов, людей и вод.

ТотБог-луна — впоследствии бог учения и мудрости; создатель письменности.

ОсирисБог плодородия и земледелия — впоследствии верховный бог Египта вместе с богом Ра и бог мертвых.

СебекБог-вода — иногда отождествлялся со злом и смертью.

ПтаБог мертвых; бог созидания и плодородия.

СетБог суховеев; неистовый и зловещий, он был убийцей Осириса.

РаБог-солнце, верховный бог государства в Древнем Египте, царь богов, отец человечества и покровитель царей.

Религии мира. - Белфакс, 1994. С изд. Lion Publishing, England. С. 70-79.

mmkaz.narod.ru

/

| | | | | | | | | | | | E-mail | | | | -

, . - -.

, .

.

- -, , .

; -.

, -. .

; , .

- ; .

.

- .

; .

; , .

-, , ,

. - , 1994. . Lion Publishing, England. . 79.

© " " - www.upelsinka.com

Google

Пользовательского поиска

www.upelsinka.com

Боги древнего Египта | lidertour.by

Бог покровитель умерших Анубис Богиня радости и веселья Бастет Главная богиня Исида Бог возрождения Осирис Бог солнца Ра Бог хаоса Сет

Египетские боги – это огромная система верований и традиций древнего египетского народа. Все видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья - всё это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а образы их изваивались скульпторами.

Анубис Анубис в египетской мифологии считался богом-покровителем умерших; почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки (или в виде человека с головой шакала или собаки).Анубис считался судьей богов.Центром культа Анубиса был город 17-го нома Каса (греческий Кинополь, «город собаки»), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты «Хентиаменти», т. е. тот, кто впереди страны Запада («царства мертвых»), «владыка Расетау» («царства мертвых»), «стоящий впереди чертога богов».Согласно «Текстам пирамид». Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона. который оживал подобно богу).С конца 3-го тысячелетия до н. э. функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты. А Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса.Вместе с Тотом присутствующем на суде Осириса. Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию.Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах («просветленного», «блаженного»), оживающего благодаря этому жесту;Анубис расставлял вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дает каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал.Анубис считался братом бога Баты. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли Анубис с Гермесом. Один из эпитетов Анубиса, определявший его как бога бальзамирования.Его фетиш - шкура, забинтованная в льняные пелены, которую прикрепляли к шесту, ставили в сосуд, и помещали в гробницу умершего.

Бастет Бастет в египетской мифологии была богиней радости и веселья.Священное животное Бастет — кошка. Изображалась Бастет в виде женщины с головой кошки, атрибут Бастет — музыкальный инструмент систр. Центр ее культа, рассвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) 10-8 вв. до н. э. — Бубастис. Сын Бастет — Махес.Бастет отождествлялась с Мут, а также с почиталась как Око Ра Тефнут, Сохмет и Хатор. В связи с этим Бастет также приобрела функции солнечного Ока.Геродот сообщал о ежегодных торжествах в честь Бастет, которые сопровождались плясками. Древние греки отождествляли Бастет с Артемидой.Как уже говорилось выше, священным животным богини Бастет считалась кошка. К этому животному древние египтяне относились с уважением.Название «кошка» по-египетски звучало просто: «Мау» или «Мяу».И отношение к древнеегипетским Мяу, как к воплощению богини Бастет, было как минимум уважительным. Кошки были членами семьи, к ним относились со всем почтением, как при жизни, так и после смерти. Ее почитали, так как видели в ней земное воплощение богини Бастет.Этих животных хоронили с почестями, мумифицировали, как фараонов, и расплатой за их убийство была смертная казнь.С не меньшим почтением относятся к ней и в странах Дальнего Востока, оспаривая у египтян древность кошачьей породы. Если в семье умирала кошка, то хозяева кошки и их родня в знак траура выбривали брови. Тело кошки бальзамировалось и помещалось в саркофаг, после чего его помещали в одном из некрополей, специально предназначенных для погребения кошек

Исида Исида – главная богиня египетской религии, которая была сестрой и супругой бога Осириса, матерью Хора и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога. Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини.С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» - мать мемфисского быка Аписа.Очень древний, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исеумом (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах.В Гелиопольской теологической системе Исида почиталась как дочь бога Геба и богини Нут. В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха, богиня хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сетх.Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию.Вдохнув своими крыльями в забальзамированный труп Осириса на несколько мгновений дыхание жизни, богиня магическим образом зачала от него своего сына Хора. В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростертой над мумией супруга.В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего.Исида часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса. Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Хора в тростниковом гнезде в болотах Хеммиса (Дельта).Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери облегчиться от беремени.Исида — «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; ее призывают в беде, произносят ее имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли змея, ужалившего солнечное божество.В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени». Своим знанием Исида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Хора, ужаленного в болотах скорпионами.С тех пор, подобно богине Селкет, она иногда почиталась как великая владычица скорпионов. Свои тайные силы богиня передала Хору, тем самым, вооружив его великой магической силой. С помощью хитрости Исида помогла своему сыну Хору одержать верх над Сетхом во время спора за престол и наследство Осириса, стать владыкой Египта.

Осирис Одним из самых могучих и величественных богов Древнего Египта был Осирис. Это был бог возрождения и одновременно царь загробного мира.Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Усир был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора.Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра-Атума, деда Шу и отца Геба. Царствуя над Египтом, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки (ячмень и полбу), сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды.Он обучил людей врачебному искусству, строительству городов. Злой бог пустыни, младший брат Усира - Сет, желавший править вместо него, придумывал способ погубить Усира. После возвращения из похода в Азию Усир устроил пир.Сет, явившийся на пир со своими 72 соумышленниками, велел внести роскошно украшений саркофаг и заявил, что тот, кто войдет в магический саркофаг будет править Землей и Небом. Когда очередь дошла Усира и он лег на дно саркофага (сделанного специально по его мерке), заговорщики захлопнули крышку, залили какой-то жидкостью и бросили саркофаг в воды Нила. Течением ящик прибило к берегу, и растущий там куст вереска охватил его своими ветвями. Верная супруга Усира - Исида нашла тело мужа, она извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Усира сына.Предав тело Усира погребению, она ушла в болота дельты Нила и там родила и воспитала младенца, названного Гором.Когда Гор вырос, он вступил в борьбу с Сетом. Анубис дает Гору Уджат - око ясновидения, око зрения души. Сначала он потерпел поражение и даже потерял в битве глаз - волшебное Око Гора, но затем счастье перешло на его сторону.Гор победил Сета, отобрав у него вырванный глаз, дал проглотить его мёртвому отцу. Усир ожил, но не захотел оставаться на земле, а, оставив трон на земле сыну Гору, стал царствовать и вершить суд в Дуате.По одной из версий сказания, Сет разрубил его тело на 14 частей (или 7) и разбросал эти части по всему Египту; Исида, собрав их воедино, погребла в Абидосе. Плутарх в трактате «Об Исиде и Осирисе» совмещает обе версии: Сет расправляется с Усиром дважды, что наиболее правдоподобно изначальному сказанию.По некоторым версиям, Усира оживлял не Гор, а Исида (сама или с помощью сестры Нефтиды). Погребение Усира приписывалось Исиде или Анубису.

Бог солнца Ра Ра в египетской мифологии был богом солнца. Центр его культа - город Гелиополь (древнеегипетский Иуну).Как и многие другие солнечные божества, воплощался в образе сокола (иногда также - огромного кота), изображался человеком с головой сокола, увенчанный солнечным диском. Фетиш Ра - столб-обелиск "Бен-бен" (он же фетиш Бену; в эпоху V династии был сооружен храм Ра в виде четырехгранного обелиска).Во многих текстах Ра называют дневным солнцем (в отличие от Атума - вечернего, и Хепри - утреннего). Ра выступает также как бог умершего царя. Позднее, в заупокойном культе, он был оттеснен Осирисом, продолжая играть значит, роль в загробном мире; участвовал в загробном суде, давал тепло и свет для умерших, которые днем совершают выход из гробниц, чтобы видеть Ра С возвышением V династии Древнего царства (26 - 25 вв. до н.э.), происходившей из Гелиополя, Ра стал главным богом пантеона и его культ приобрел общеегипетский характер.Почитание Ра распространилось и в Нубии. Ра оттеснил более древнего геолиопольского демиурга Атума и, отождествленный с ним (Ра-Атум), стал во главе эннеады богов. Его стали считать создателем мира и людей (возникших из его слез), отцом богов, отцом царя, что отражено в титуле фараона "са Ра". т.е. "сын Ра". Ра был отождествлен с Гором (Ра-Гарахути), Амоном (Амон-Ра, оставшийся верховным богом и в период Нового царства), Птахом, Осирисом, Хнумом, Хепри, Себеком и другими.С Ра связываются и многие другие божества. Тот-луна создан Ра как его заместитель ночью (Тот также выступал как сердце Ра). Ба (души) Ра - Апис и Бену, "посредник Ра, докладывающий истину Лтуму" - Мневис. Дочери Ра, помогающие ему поражать врагов, - Серкет, почитавшегося как его Око Сехмет, Тефнут, Хатор.Хранительница Ра - огнедышащая змея Уто (также считавшемся его Оком).

Сет В египетской мифологии Сет считался богом хаоса и беспорядка, который изображался в облике человека с головой загадочного животного, возможно муравьеда, а, скорее всего, некого существа, не принадлежащего этому миру.Сет может представать и полностью в форме животного — с телом шакала, высоко поднятым раздвоенным хвостом.Сет также может принимать облик осла, свиньи или гиппопотама. Самое раннее изображение Сета сохранилось на резном предмете из слоновой кости, обнаруженном в одной из гробниц эль-Махасны, датированной эпохой Нагада I (4000- 3500 г. до н. э.) Фигура священного животного Сетха также сохранилась на булаве архаического царя Скорпиона (ок. 3150 г. до н. э.).Согласно сохранившимся мифологическим текстам, Сет был сыном небесной богини Нут, братом Осириса, Исиды и Небетхат (Нефтиды), которая одновременно была его супругой. По одной из версий был рожден в районе города Су (Фаюм).День рождения Сета, который падал на третий из пяти эпагоменальных дней, считался особенно несчастливым.Фараон в этот день не вел практически никаких дел. Сет считался повелителем пустынь, всего враждебного долине Нила, почитался в качестве покровителем далеких стран и чужеземцев вместе с сиро-финикийскими богинями Анат и Ашторет (Астартой), которые в Новом царстве считались его женами (папирус Честер-Битти I). Легенды повествуют, что Сет убил своего брата Осириса, а затем долго и коварно спорил со своим племянником Хором, который хотел отомстить за смерть отца, за владычество над землей.Во время нескольких сражений Сет вырвал у Хора его око, ставшее великим амулетом Уджат; одновременно Хор кастрировал Сета, тем самым лишив его основной части его сущности — Сет издревле ассоциировался с мужской сексуальной силой.По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сетха была заброшена в северную часть неба, где боги приковали ее золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять ее грозного гиппопотама Исиду Хесамут.

lidertour.by