Боги древнего двуречья. Иштар. Богиня древней Месопотамии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Аккадская и шумерская мифология. Боги древнего двуречья


Без названия — Древнее двуречье боги. Древнего Двуречья...

В конце IV тысячелетия до н. э. на юге современного Ирака, там, где реки Тигр и Евфрат впадают в Персидский залив, возникла одна из древнейших цивилизаций нашей планеты. Ее создателями были шумерийцы. Свою страну они называли Шумер, а лежащие к северу и заселенные семитическими племенами земли — Аккад. Впоследствии вавилоняне и ассирийцы, унаследовавшие культуру Шумера, назвали эту долину Сеннаар — Двуречье, а древние греки дали ей имя Месопотамия («Страна между реками»).

Земля, на которой жили шумерийцы, — плоская равнина с жарким и засушливым климатом, край болот и озер, покрытых густыми зарослями тростника, но крупные лесные массивы здесь отсутствуют. В течение веков Тигр и Евфрат не раз меняли свои русла, что сопровождалось катастрофическими наводнениями, память о которых сохранилась в шумерских мифах о потопе. В суровой борьбе с природой шумерийцы создали свою культуру. Они осушили болотистую почву, построили дамбы, каналы и плотины, изобрели гончарный круг, форму для выделки кирпича, повозку со сплошными деревянными колесами, плуг-сеялку, парусную лодку, освоили технику обработки камня и драгоценных металлов, научились возводить арки, сводчатые перекрытия и купола, накопили бесценные .сведения в области естественных наук, создали сложную систему клинообразной письменности, первый календарь, своеобразные эпические сказания.

В первой половине III тысячелетия до н. э. в Шумере складывается раннеклассовое общество и появляются рабовладельческие города-государства, среди которых наиболее значительными были Ур, Урук, Лагаш, Эриду, Киш, Ниппур, Сиппар, Шуруппак, Адаб, Эшнунна. Их правители возводили свою власть к богам, и вся духовная культура Шумера была пронизана религиозным мировоззрением. Оно всецело определяло развитие зодчества и изобразительного искусства Древнего Двуречья.

imageГолова богини из Урука. Начало III тысячелетия до н. э. Иракский музей. Багдад.

Храм божества-покровителя, в сооружении которого принимали участие все жители,занимал центральное место в городе. Обычно его строили из необожженного кирпича-сырца на высоком искусственном холме. Массивные стены здания расчленялись по вертикали чередующимися выступами и нишами. Внутри храма находился открытый дворик, откуда можно было попасть в узкие и длинные залы со сводчатыми перекрытиями. Особую роль в шумерской архитектуре играли ступенчатые храмы — зиккураты (что означает «дом горы»).

Один из таких храмов — зиккурат бога луны Нанны в Уре (XXI в. до н. э.) — стоял на платформе десятиметровой высоты. В его основании лежал прямоугольник размерами 65x43 м. Над ним поднимались три ступени, которые увенчивал небольшой храм, облицованный голубыми изразцами. Ступени зик-курата были связаны между собой лестницами.

В дни торжественных празднеств тысячи зрителей созерцали процессии жрецов, которые под звуки музыки поднимались по лестницам к храму.

imageЗиккурат бога Луны Нанны в Уре. XXI в. до н. э.

С культовыми представлениями связаны и памятники шумерской скульптуры. Мировой известностью пользуется мраморная голова богини из Урука, исполненная в начале III тысячелетия до н. э. и принадлежавшая несохранившейся деревянной фигуре, прикрепленной к стене храма. Лицо богини с огромными, некогда инкрустированными глазами, с соединенными над переносицей бровями привлекает величавым спокойствием и суровой отрешенностью. Рядом с этим шедевром гораздо менее совершенными кажутся небольшие статуэтки молящихся, которые приносили в дар храмам знатные шумерийцы. Вырезанные из камня фигурки от 20 до 40 см высотой стояли вдоль стен храма или на специальных постаментах в непосредственной близости от культового изваяния. Иногда на спине или плече статуэтки высекали короткую надпись с именем дарителя. Застывшие в неподвижных, фронтальных позах, с руками, сжатыми в ритуальном жесте перед грудью, то слишком вытянутые, то чрезмерно приземистые по своим пропорциям, с широко открытыми, будто видящими божество глазами и торчащими, словно птичьи клювы, носами, эти статуэтки воплощали условный образ человека, отвечающий магическому назначению скульптур.

imageОхота на львов. Фрагмент рельефа из дворца царя Ашшурбаналала в Ниневии. Ок. 669—633 до н. э. Известняк. Британский музей. Лондон.

Высокого мастерства достигли в Древнем Двуречье резчики по камню, с виртуозным искусством исполнявшие изображения на небольших цилиндрических печатях. Когда такой цилиндр прокатывали по сырой глиняной табличке, вырезанный на поверхности камня узор или рисунок отпечатывался в зеркальном отражении в виде выпуклого рельефа. Великолепные образцы ювелирного искусства были открыты в гробницах урских царей, которые раскопал знаменитый английский археолог Леонард Вулли. Там же обнаружили две деревянные панели, покрытые битумом и украшенные изображениями из лазурита и перламутра, — так называемый урский «штандарт», на котором шумерский художник запечатлел сцены войны и мира. К лучшим памятникам торевтики — искусства художественной обработки металла принадлежит кованная из меди голова царя Саргона (XXIII в. до н. э.). В образе правителя, впервые объединившего под своей властью Шумер и Аккад, скульптор создал идеализированный тип героя, наделенного сознанием гордого величия, внутренней силы и нравственного достоинства.

На рубеже III и II тысячелетий до н. э. Южное Двуречье завоевали семитические племена вавилонян, которые восприняли духовную культуру Шумера и усвоили традиции шумерского искусства. Во II тысячелетии до н. э. они стали достоянием всех народов Ближнего Востока, чьи государства сменяли друг друга на территории Двуречья. Влияние наследия Шумера в значительной степени сказалось в искусстве Ассирии и Вавилона, двух великих государств, расцвет которых приходится на первую половину I тысячелетия до н. э.

imageТак называемый «штандарт» из Урадо (фрагмент). Ок. 2600 н. э. Британский музей. Лондон.

В IX—VII вв. до н. э. Ассирия, расположенная в северной части Двуречья, стала крупнейшей военно-рабовладельческой державой Передней Азии. Ее цари завоевали Южное Двуречье, Сирию, Финикию, Палестину, Юго-Западный Иран. Ассирийские войска часто совершали грабительские набеги на территории Аравии, Малой Азии и Армянского нагорья. Несметные богатства покоренных народов стекались в главные города Ассирии — Ашшур, Кальху, Ниневию. Постоянные войны определили характерную особенность ассирийского зодчества — расцвет крепостной архитектуры. Ее образцом служит раскопанный в середине XIX в. французским археологом Ботта город Дур-Шаррукин, резиденция царя Саргона II. Построенный по единому замыслу в 713— 707 гг. до н. э., он был окружен гигантской, мощной крепостной стеной, высота и толщина которой равнялись 23 м. Над городом, на глинобитной террасе площадью 10 га, поднималась цитадель — грандиозный царский дворец, включавший 210 залов и 30 внутренних дворов. Ансамбль дворца отличался асимметричной планировкой, что типично для глинобитной архитектуры Древнего Двуречья.

У порталов дворца стояли, как часовые, высеченные из монолитных глыб мягкого местного камня фигуры фантастических крылатых быков с человеческими головами. Ассирийцы называли их «шеду» или «ламассу» и верили, что эти изваяния должны защитить дворец и священную особу царя от враждебных сил. При взгляде на каменных исполинов в фас видны были только две передние ноги, и они казались неподвижно стоящими. В профиль же у фигур обнаруживались четыре ноги, и тогда они выглядели идущими. Этот своеобразный эффект создавался благодаря наличию у скульптур пяти ног.

Стены во дворцах ассирийских царей украшали бесконечные ряды рельефов, высеченных на тонких алебастровых плитах. Подобно летописям, они повествуют о войнах и сражениях, осаде городов и казнях пленников. Видное место занимают религиозные церемонии и эпизоды охоты. И всюду главным героем выступает ассирийский царь. Стремление прославить его могущество и доблесть определяет круг сюжетов, которые привлекают внимание скульпторов.

Непревзойденной вершиной ассирийской пластики по праву считаются рельефы из дворца Ашшурбанапала (VII в. до н. э.) со сценами охоты на львов. Талантливый мастер запечатлел театрализованное зрелище — поединок царя, сопровождаемого телохранителями, с хищниками, которых для этой цели отлавливали и в деревянных клетках доставляли на арену в окрестностях ассирийской столицы Ниневии.

Мы видим то пешего царя, пронзающего мечом прыгающего на него льва, то царя в окружении охотников на мчащейся колеснице, за которой остаются тела убитых и смертельно раненных зверей. Монументальные композиции привлекают напряженной динамикой и подлинно эпической силой. Безупречно моделированные фигуры людей и животных свободно располагаются на плоскости рельефа. Художник зорко подмечает естественные позы и повадки зверей, создает предельно выразительную и глубоко драматичную картину кровавой резни. В жанре монументального рельефа наиболее ярко отразились эстетические представления, свойственные искусству Ассирии.

В конце VII в. до н. э., когда враги Ассирии нанесли ей смертельный удар, главенствующее положение на целое столетие перешло к Вавилону, который вписал последнюю главу в историю художественной культуры Древнего Двуречья. Заново отстроенный при царе Навуходоносоре II, Вавилон стал крупнейшим городом древнего мира. Как показали раскопки, его площадь составляла 10 хм2. Тройное кольцо крепостных стен, длиной 18 км и высотой 25 м каждая, опоясывало Вавилон и его пригороды. Главные ворота города, носившие имя богини Иштар, были облицованы глазурованными кирпичами и украшены изображениями священных быков и драконов. От ворот «дорога процессий» вела в центральное святилище Эсагилу, где находились величественный храм бога Мардука, покровителя Вавилона, и знаменитый зиккурат Эте-менанки (храм «связь земли и неба»)— семиступенчатая башня высотой 90 м, с которой связана библейская легенда о «вавилонском столпотворении». Писатели древности с восторгом отзывались о мосте через Евфрат длиной 115 м, соединявшем две половины Вавилона — Старый город и Новый город. К семи чудесам света причисляли «висячие сады», построенные царем Навуходоносором II для своей любимой супруги — мидийской царевны. В 538 г. до н. э. Вавилон был завоеван войсками персидского царя Кира, и вся долина Двуречья вошла в состав огромной Персидской державы, которая унаследовала лучшие достижения духовной культуры цивилизаций Древнего Двуречья, от Шумера и Аккада до Ассирии и Вавилона.

stronisreme.tumblr.com

Иштар. Богиня древней Месопотамии — Славянская культура

Иштар. Богиня древней Месопотамии

Богиня Иштар была одним из наиболее важных божеств в пантеоне Древней Месопотамии. Эта аккадско-вавилонская богиня представляет собой более позднее комплексное развитие культа шумерской Инанны. Иштар была великой матерью-богиней вавилонских и ассирийских империй, аналогом на финикийских землях стала богиня Астарта. Ее популярность была всеобщей в древнем Ближнем Востоке, и во многих центрах поклонения она, вероятно, относилась к многочисленным местным богиням.  Иштар является наиболее сложной из всех месопотамских божеств, имеющая несколько сущностей. Она выступает покровительницей как телесной любви, плодородия, так и войны.   Иштар – богиня чувственной и половой любви. Ее священный город Урук был назван «Город священных куртизанок», а саму Иштар называли «куртизанкой богов». Последователи её культа практиковали священную проституцию. Каждая женщина в Вавилоне считала своим священным долгом почтить Иштар. Сидя в одном из храмов, по крайней мере, один раз в течение своей жизни, они занимались любовью с первым незнакомцем, бросившим несколько монет. Обряд не считался чем-то постыдным, он символизировал накопление плодородной энергии. Кроме того, партнеры получали божественное благословение, а женщины еще и деньги, чтобы прокормить детей или оплатить долг. Практика священной проституции стала религиозным актом поклонения, где сексуальность и духовность отождествлялись.   Вавилоняне верили, что Иштар была олицетворением великой матери, богини плодородия и царицы небесной. Она обычно изображается обнаженной, с большой выступающей грудью или в образе матери, держа ребенка на руках. Иштар также считается богиней рождаемости, плодородия и урожая. Люди молились ей, чтобы собрать обильный урожай и обеспечить свою способность к зачатию детей. Она рассматривается как воплощение репродуктивных сил в природе. Иштар была также известна как богиня войны. Почитаясь как богиня битвы, она изображалась с луком, колчаном и мечом, нередко с бородой.   Один из самых известных мифов об Иштар описывает ее спуск в подземный мир.  Каждую осень Иштар спускалась в подземный мир, которым правила ее сестра Эрешкигаль, чтобы найти своего погибшего возлюбленного Таммуза. Таммуз является прототипом всех богов растительности, которые умирают и воскресают весной. По приказу Эрешкигаль и в соответствии с законами подземного мира, Иштар во время прохождения через семь ворот лишается одежды и украшений на каждом этапе.

Лишившись убранства, богиня лишилась и мистической силы. Таким образом, Иштар предстала перед сестрой обнаженной и ослабленной. Полная ненависти Эрешкигаль заперла ее во дворце и приказала своему слуге наслать на сестру 60 болезней. В это время на земле наступил страшный голод, животные и люди перестали размножаться. Царь богов Энкиду узнал о пропаже Иштар и велел ее освободить, чтобы спасти ситуацию. Эрешкигаль была вынуждена повиноваться более могущественному богу, Иштар возвращается на землю.   В середине I тыс. до н. э. в Западной Азии распространяется зороастризм, культ Иштар постепенно ослабевает. Однако сегодня образ богини широко используется в современной культуре и искусстве. Имя Иштар по-прежнему иногда используется в ассирийском христианском этническом меньшинстве в Ираке. В кинематографе образ Иштар используется в фильме Кровавый пир (1963) и Кровавая закусочная (1987), хотя она упоминается как египетская богиня. В фильме Подземное население (1956), исследователи находят древнюю шумерскую цивилизацию, посланников Иштар. В книге и фильме Generation П Виктора Пелевина, Иштар и ее легенды являются одним из основных сюжетных линий.  

slavyanskaya-kultura.ru

Без названия — Древнее двуречье боги. Упельсинкина страница

Религиозные представления населения древнего Двуречья

Матриархальный земледельческий культ

Одним из важнейших факторов в развитии мышления населения Двуречья были религиозные представления; в них нашли отражение те явления природы, сущность и действие которых оно не могло себе объяснить. В то время человек был связан с природой очень тесно, ему неустанно приходилось иметь дело с животворящими силами земли, рождением и смертью всего живого, с явлениями природы, имеющими благотворные или губительные последствия. Все это оказывало глубокое влияние на формирование его религиозных представленю и находило свое отражение в культе вечно плодоносящей и рождающей силы, которую олицетворяла богиня-мать (ее первые статуэтки из необожженной глины относятся еще к V тысячелетию), что так характерно для матриархального строя. К культу богини-матери присоединялся культ подчиненного ей бога-мужчины, божества плодородия; корни этог культа таятся уже в обрядах, совершавшихся когда-то охотниками в период спаривания животных. Тотемистические представления сохраняются и в исторический период, как наглядно показывают различные изображения шумерских богов в виде животных или полуживотных. Эти глубоко укоренившиеся пережитки нашли отражение и в шумерских и аккадских легендах и эпосе.

Возникновение пантеона в Двуречье

Тесная связь населения Двуречья с природой формировала, таким образом, его представления о мире богов, в которых заметно много пережитков анимизма. Благодатные и губительные силы природы олицетворялись и превращались в божества. В III тысячелетии у шумеров их были уже сотни. Первое место в шумерском пантеоне занимала триада следующих богов: Ан — бог неба, Энлиль — бог земли, Энки — бог воды. Четвертое место занимала богиня Нинхурсаг, «мать всего живого». Упоминались также две большие группы богов -Игиги (надземные и земные) и Ануннаки (подземные). И в них можно усматривать пережитки анимизма. Отдельные города Двуречья имели своих богов-покровителей. Некоторые божества исчезли, другие же оказались на первых местах в зависимости от роста политического значения городов, в которых они почитались. Внешние проявления религиозных представлений очень часто были консервативными: так, например молитвы времен III династии Ура сохранились и в поздневавилонское время. Равно и культовый инвентарь за этот почти двухтысячелетний период изменился очень мало.

Главные божества и их общественные функции

Месопотамский пантеон с развитием рабовладельческого строя и классовой дифференциации населения приобретает ярко выраженные общественные функции. Энлиль, культ которого был сосредоточен главным образом в Ниппуре, сделался богом, определяющим судьбы. Он считался добрым божеством, которому приписывалось создание главных сил плодородия во вселенной, городов, растительного царства и изобретение мотыги и плуга. Но иногда его считали и жестоким богом, который, например, не предотвратил гибели города Ура Бог Энки (по-аккадски Эа) — в настоящее время считают, что это имя следует рассматривать как перешедшее из языка убаидского населения Двуречья — был олицетворением воды. Он считался также богом мудрости, изобретателем ремесел, письма, наук и искусств: все эти основные культурные достижения он передал людям. В настоящее время мы считаем его древнейшим шумерским божеством так как его имя встречается уже в самых древних памятника: из Урука, Шуруппака и других мест. Бог Ан (по-аккадски Ану приводился в списке божеств на первом месте, однако ему не приписывали особой функции и его культ не был особенно распространен. Это говорит о развитом у шумеров чувстве реальности: бог, которого называли «отцом богов» или «царем богов», очевидно, стоял от простых людей слишком далеко и не только не заботился о них, но относился к ним даже неприязненно. Поэтому иногда он был богом, внушающим страх, и его приходилось ублажать особыми жертвами. В шумерском мифе о сотворении мира бог Ан упоминается вместе со своей женой Ки (то-есть Земля), богиней Земли, называемой также Нинту (то-есть «госпожа, дающая рождение») Ее имя в шумерских списках богов приводится и как Нинхурсаг или Нинмах («великая госпожа»). Но ее место заняла затем Инанна (по-аккадски Иштар), любимица бога Ана. Ее изображали в виде женщины, из тела которой растут ветви — опять проявление культа сил природы. Поклонение Инанне (Иштар) распространилось на всем Переднем Востоке, изменялось лишь имя [например, финикийская Ашторет (Астарта)]. По своей популярности она затмила супругу Энки богиню Дамкину и супругу Энлиля богиню Нинлиль, имя которой менялось в зависимости от места почитания (в Исине ее называли Нин-исинна, в Ниппуре — Нин-нибруа).

Сыном Энлиля считался бог Луны Наина (по-аккадски Син или Суен), древний покровитель пастухов. Со своей супругой Нингаль он родил бога Солнца Уту (по-аккадски Шамаш), на долю которого выпала важная социальная функция бога суда и справедливости, вытекающая из первоначальной роли астрального божества Солнца. Следующим сыном Энлиля был Нинурта, бог войны и охоты: его библейское имя Нимрод известно до настоящего времени. Подобную же функцию выполняли и другие сыновья Энлиля Забаба и Нин-гирсу; последний был и богом земледелия, почитаемым главным образом в городе Лагаше.

Важное место среди богов занял Мардук, первенец бога Эа и богини Дамкины. Он взял на себя роль своего отца в области мудрости и заботы о людях. С политическим возвышением Вавилона было связано и повышение Мардука, занявшего первое место в вавилонском пантеоне. Сыном Мардука и его супруги Сарпанитум (то-есть Сияющей) был бог писцов Набу, задача которого состояла в распространении образованности. Другим богом, созданным политическими условиями, был местный этнический бог Ассирии Ашшур, который в ассирийском пантеоне занял место «царя всех богов». Среди важных и до поздневавилонского времени почитаемых богов следует назвать также аморейского Адада или Адду (шумерского Имкура), который был богом погоды при ненастье, наводнениях и бурях. Поэтому он был типичным божеством преимущественно земледельческого населения. Совершенно сельскохозяйственный характер носил культ бога растительности умирающего и воскресающего Думузи (по-аккадски Таммуз; под этим именем он известен и в Библии). Он почитался как бог вечно живой, постоянно возрождающейся природы. Его культ был распространен на всем древнем Переднем Востоке.

Из богов подземного царства первое место принадлежал Нергалу. Первоначально властительницей подземного царства была богиня Эрешкигаль — еще одно свидетельство пережитков матриархата. Нергал был богом смертельных болезней и войны. Богом чумы признавался Ирра, который, согласно аккадской легенде, повелел опустошить землю и ниспослать на людей чуму.

Астральный характер шумерских и аккадских богов проявлялся довольно ярко, так как каждый из них отождествлялся с каким-либо из небесных тел. Совершенно ясно это видно у богов Солнца и Луны. Иштар отождествлялась с Венерой, Ану был помещен на небесный Экватор, по его сторонам находились Эа и Энлиль. Таммузу был отведен Овен, Нергалу — Марс, Эрешкигаль — Гидра, звездой Мардука был Юпитер, Нинурты — Сатурн, Набу — Меркурий и т. д.

Наряду с культом богов было распространено и почитание демонов добра и зла; самыми страшными были представители «Злой семерки»; им противопоставлялись «Семь мудрецов» — полезных и добрых демонов. Демоны изображались полулюдьми, полуживотными, добрые, как правило, в виде окрыленных пятиногих быков с человеческой головой или в виде людей с птичьей головой и крыльями. У злых демонов человеческое тело соединялось со звериным, искаженным гримасой лицом.

Храмы и жречество

Центром религиозной жизни был храм, который уже на пороге исторического периода был крупнейшим зданием в каждом поселении. Его ядром было святилище, жертвенный алтарь, к которому первоначально имел доступ каждый, кто приносил богам жертву. Когда право сношения человека с богами перешло в руки посредников, то начало расти влияние жрецов. Высшие представители светской власти первоначально стояли и во главе жречества. Храм вместе с дворцом был единым центром политической, экономической и религиозной власти, распространявшейся на весь городской округ. Но уже в шумерское время бывали периоды, когда между храмом и дворцом возникали противоречия (например, при секуляризации храмового имущества Лугальандой). Теократический характер государственного строя исчезает при I вавилонской династии. Одной из крупнейших реформ Хаммурапи было отделение храма от дворца. Однако в данном случае дело было не в давлении правителя на жреческое сословие, а в передаче управления обществом и отправления правосудия в светские руки и в ограничении компетенции жречества областью чисто религиозной и культовой. Экономические позиции вавилонских, а позже и ассирийских храмов остались непэколебленными, равно как и их влияние на воспитание и обучение представителей высшего слоя господствующего класса. Благодаря этим обстоятельствам жречество не потеряло влияния и в области политической. Каждый, кто восставал против жрецов, устранялся коалицией, которую жрецы создавали внутри, а иногда и за пределами страны, как доказывают примеры Синаххериба или последнего вавилонского царя Набонида.

Кроме того, нельзя не упомянуть об огромном влиянии, которое жрецы оказывали на широкие массы населения мистикой своих ритуальных обрядов, предсказаниями, заклинаниями и толкованием разных предзнаменований, подчиняя себе тогдашнего еще неискушенного человека и заставляя его проникнуться верой в сверхъестественное и необъяснимое происхождение жреческой и царской власти. В жреце и царе он должен был видеть посредников между ним и богами и исполнителей воли богов. Так религиозные представления превращались во все более эффективное идеологическое оружие высших представителей правящего класса, помогавшее им поддерживать в широких слоях населения страх и чувство собственной беспомощности. Внешним выражением этих идей было само здание храма со ступенчатой башней — зиккуратом. На его вершину мог подниматься только тот, кто имел право передавать «волю богов», а люди у подножья зиккурата должны были верить, что жрец близок миру богов и что он беседует прямо с ними (аналогия с ветхозаветным Моисеем, который на горе Синай получил от бога «десять заповедей")

Месопотамское жречество, таким образом, составляло замкнутый, построенный на иерархических началах слой, центром организации которого был городской храм. Жрецы жили либо прямо в храме, либо в непосредственной близости от него. По-шумерски жрец назывался «санга» (по-аккадски “шангу”). Различались разные должностные ранги, связанные с соответствующими функциями и с различными доходами. На вер шине жреческой лестницы стоял эн, господин (то-есть жречества), вступление в должность которого бывало иногда настолько важным событием, что по нему назывался соответствующий год. В храме он был высшим предстателем и жертвоприносителем, вне храма ведал доходами, получаемые с недвижимостей, даров и жертвоприношений.

Более низкое положение занимал сангамах. Важное место принадлежало жрецу уригаллу, который в шумерских храмах нередко был вторым после верховного жреца; во время новогоднего праздника он играл одну из важнейших ролей. Со времен Хаммурапи появляются новые храмовые должностные лица, называемые «эриб бити», «те, кто входят в дом (божий)». Они имели доступ в те помещения храма, которые были закрыты для простого народа. Храмовая администрация поручала им выполнение различных функций; так, например, во время торжественных процессий они носили статуи богов; они же следили за правильным ходом храмового хозяйства; правитель в их лице имел надежных информаторов, сообщавших ему о различных событиях, происходивших в храмах. В ассирийских храмах высокую должность, связанную со значительными доходами, занимали жрецы, называемые “умману”. Наряду с этими храмовыми должностными лицами был еще целый ряд жрецов с более мелкими функциями, как, например, жертоприносители, толкователи снов, заклинатели, прорицатели, псалмопевцы, певчие и т. д. В храмах работал и нежреческий, светский персонал, которому поручали выполнение различных технико-административных и хозяйственных задач.

Небезынтересен и тот факт, что в храмах Двуречья наряду со жрецами имелись и жрицы («монахини»). Обычно они жили в помещении при храме — в некоем своего рода прототипе средневековых монастырей. Некоторые из них могли жить и вне «монастыря». И у жриц можно различить несколько рангов. Верховная жрица, по-шумерски называемая «ниндингирра» (по-аккадски «энту»), была связана обетом бездетности, но могла вступать в брак. Ступенью ниже стояла жрица «надиту», связанная таким же обетом. Эти жрицы могли, однако, привести мужу — поскольку он желал иметь детей – либо жрицу низшего ранга, называемую шугету, либо рабыню; рождаемые ими дети считались рожденными в браке. Некоторые из жриц низших рангов занимались храмовой проституцией; они имели право вступать в брак и носить покрывало (чадру).

Со времен III династии Ура сохранился документ с ежемесячных доходах жрецов десяти разных лагашских храмов, так, например, заместитель верховного жреца храма бога Нингирсу получал ежемесячно, кроме других продуктов, 300 гектолитров зерна, то-есть такое количество, из которых лишь незначительная часть могла быть потреблена им и его семьей; остающуюся часть он мог пустить в продажу. Да и доходы жрецов низших рангов были немалыми, особенно причитавшаяся им доля из приносимых жертв. Некоторые жрецы занимали несколько должностей одновременно, что соответственно умножало их доходы. Так в каждом месопотамском городе жречество становилось экономически чрезвычайно сильной группой. Доходы, превышавшие потребности жрецов, сдавались ими в аренду или продавались, а полученные таким путем средства использовались для приобритения новых недвижностей. У нас имеется ряд документов о кредитных операциях, свидетельствующих, что жрецы занимались ростовщичеством. Вся эта предпринимательская деятельность вела к тому, что месопотамские храмы в значительной степени превратились в центры наживы и спекуляции.

Наиболее крупные храмы уже в древнее время выполняли важную задачу — заботились о просвещении и образовании высших слоев населения. При храмах создавались архивы и библиотеки, при них же открывались школы, где сыновья представителей этих слоев учились писать и читать клинообразные знаки, изучали счет и приобретали основные сведения по различным научным отраслям того времени. Зиккурат служил не только культовым целям, одновременно он был и пунктом наблюдения за небесными светилами и движением. Небо в течение преобладающей части года было безоблачным, что создавало прекрасные условия для таких наблюден

rectabovill.tumblr.com

Аккадская и шумерская мифология Боги, герои, демоны Месопотамии

Этот раздел перенесен в рубрику сайта godsbay.ru в 2006 году.

Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом. Самоназвание этой области – Сеннаар. Центр развития древнейшей цивилизации находился в Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, а южная – Шумер.

Не позднее IV тысячелетия до нашей эры на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения, постепенно они заняли всю территорию Месопотамии. Откуда пришли шумеры – до сих пор неизвестно, но согласно легенде, распространенной среди самих шумеров, с островов Персидского залива. Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками не установлены. В северной части Месопотамии начиная с первой половины III тысячелетия до нашей эры жили семиты, скотоводческие племена древней Передней Азии и сирийской степи, язык семитских племен назывался аккадским. В южной части Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу – на ассирийском диалекте ассирийского языка. В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тысячелетия до нашей эры заняли всю южную Месопотамию, в результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский, однако он продолжал существовать как язык науки и религиозного культа до I века нашей эры. Месопотамская цивилизация – одна из древнейших, если не самая древняя в мире.

Именно в Шумере в конце IV тысячелетия до нашей эры человеческое общество вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности, что означает сложение культуры нового типа и рождение нового типа сознания. Важную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации. Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появилась на рубеже IV – III тысячелетия до нашей эры. Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал одно или несколько слов. Совершенствование системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа, в результате появились клинописные оттиски. Одновременно происходит фонетизация письма, то есть значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении, но и в отрыве от него.

Самые древние письменные сообщения представляли собой своеобразные ребусы, развитая же клинописная система, способная передавать все оттенки речи, выработалась лишь к середине III тысячелетия до нашей эры. Большая часть того, что известно о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев, была получена при изучении 25 тысяч табличек и фрагментов библиотеки ассирийского царя Ашшурбанапала. Древнемесопотамская словесность включает как памятники фольклорного происхождения, так и произведения авторские.

Самым выдающимся памятником является аккадский эпос о Гильгамеше, который повествует о поисках бессмертия, о смысле человеческой жизни. Огромный интерес представляют старовавилонская Поэма об Атрахасисе, повествующая о сотворении человека и Всемирном потопе, и культовый космогонический эпос Энума элиш. Мифология Междуречья — мифология древних государств Двуречья: Аккада, Ассирии, Вавилонии, Шумера, Элама.

Шумеро-аккадская мифология — мифология древнейшей из известных цивилизаций, располагавшихся на территории Междуречья, и развивавшейся с IV по II тысячелетие до нашей эры. Хурритская мифология — мифология народов, населявших Северное Междуречье в III–II тысячелетии до нашей эры.

Ассирийская мифология — мифология Ассирии, располагавшейся в Северном Междуречье в XIV–VII столетиях до нашей эры; она опиралась на шумеро-аккадскую мифологию, а после захвата Ассирии Вавилонским царством оказала сильное влияние на вавилонскую мифологию.

Вавилонская мифология — мифология Вавилонии, государства на юге Междуречья XX–VI веках до нашей эры; испытала влияние ассирийской мифологии. История формирования и развития мифологических представлений Шумера и Аккада известна по материалам изобразительного искусства приблизительно с середины шестого тысячелетия до нашей эры, а по письменным источникам - с начала третьего тысячелетия до нашей эры.

smallbay.ru

Боги Древней Месопотамии (имена и функции) - Иные Традиции - Статьи

Боги Древней Месопотамии (имена и функции)

• Ан (шум. an "небо", аккад. Анум) - бог неподвижного небесного свода, звездного неба; старейшина богов. • Анзу (шум. anzud; возможно, из семит. "nz "орел") - у шумеров божественная птица с головой льва и когтями орла, решающая судьбы людей; покровительница правителей Урука и Лагаша. У вавилонян и ассирийцев - одно из демонических существ, похитительница предопределений у Эллиля. • Анту - супруга Анума у вавилонян и ассирийцев. • Ануннаки (шум. a-nun-na-ke4-ne "семена Властителя", аккад. a-nun-na-ki) - у шумеров собрание богов или братья бога-героя; у вавилонян и ассирийцев - боги Подземного мира, судьи мертвых, антиподы Игигов. • Аруру (значение имени неизв; известна также под именами Нинмах, Нинхурсаг, Дингирмах) - богиня-мать, прародительница богов и людей. • Асарлухи (неизв.) - в шумерское время сын Энки, покровитель магии и медицины; в Вавилонии слился с Мардуком. • Ашшурит - супруга Ашшура. • Ашшур (неизв.) - верховный бог ассирийцев, хозяин одноименного города. • Бау (или Баба, неизв.) - в шумерское время супруга бога войны Нингирсу, хозяйка Лагаша, дочь Ана; в Вавилонии слилась с богиней врачевания и магии Гулой. • Бел (семит. b"l "господин, владыка") - в аккадоязычных текстах имя шумерского бога Энлиля или вавилонского Мардука. • Белит - имя супруги Энлиля богини Нинлиль или супруги Мардука Царпаниту в этих же текстах. • Гатумдуг (неизв.) - божество жизни и материнства в Лагаше. • Гештинанна (шум. "виноградная лоза неба") - покровительница виноделия, сестра Думузи. • Гильгамеш (шум. Bilgames "предок-герой") - герой шумерского и вавилонского эпоса, обожествленный правитель г. Урука. После смерти по решению богов стал управляющим в Подземном мире. • Гирра (неизв.) - бог огня. • Гула (возможно, шум. gu-la "великая")- богиня магии и врачевания. • Дамкина (шум. dam-gi-na "истинная супруга" или dam-gal-nun-na "великая супруга Властителя") - супруга Энки. • Думузи (шум. dumu-zid "истинный сын" или dumu-zid-abzu "истинный сын Абзу", аккад. Таммуз, Та"уз) - супруг Инанны, бог весны и весенней жертвы, овечий пастух, умирающее и воскресающее божество природы. Почитался сперва в священном квартале Урука Кулаб, затем по всей стране. Шумерская традиция знает также Думузи-рыбака из города Куара. • Забаба (неизв; возможно, из языка дошумерских обитателей Двуречья) - главный бог шумерского города Киша, божество войны. • Игиги (неизв.) - боги небес в вавилонской мифологии. • Инанна (возможно, nin-an-na "госпожа Неба") - у шумеров хозяйка г. Урука, дочь Ана и богиня любовной и воинской страсти; в вавилонское время слилась с Иштар. Отождествлялось с планетой Венера. • Иштаран (неизв.) - покровитель правосудия и дипломатии. • Ишкур (семит. Адад) - божество дождя, ветра, грозы и бури. • Иштар - семитское божество любовной и воинской страсти, могло быть как мужского, так и женского рода (см. Инанна). • Ишхара (неизв.) - богиня любви и созидания, происхождение неизвестно. • Кулла (неизв.) - у шумеров божество кирпича и строительства. • Лугальшулпаэа (шумер. "царь-юноша появившийся") - вероятно, одно из имен планеты Юпитер. • Мардук (неизв; пишется знаками "ТЕЛЕНОК. СОЛНЦЕ") - верховный бог г. Вавилона. • Набу (аккад. "имя" или "источник, ключ") - у вавилонян и ассирийцев бог мудрости и грамотности, сын Мардука. • Намму (неизв.) - в Эреду и Уре богиня первобытного хаоса, мать Энки. • Нанна (возможно, шумер. en-an-na "господин Неба") - у шумеров бог Луны, хозяин г. Ура; в вавилонское время слился с Сином. • Нанше (или Нина, неизв.) - дочь Энки, толковательница сновидений, защитница бедных и обездоленных. • Нару (аккад. "река") - бог рек. • Нергал (шум. en-uru-gal "Владыка Великого Города" (города мертвых) или аккад. na"ir kala(ma) "убийца всего")- божество Подземного мира, муж Эрешкигаль. • Ниназу (шум. "госпожа врачевания") - одно из божеств умирания и воскресения природы у шумеров. • Нингирима (шум. "госпожа водного источника") - богиня заклинаний, хранительница магических формул. • Нингирсу (шум. "госпожа Гирсу") - хозяин г. Лагаша, божество войны и земледелия; функционально эквивалентен Нинурте. • Нингишзида (шум. "госпожа истинного дерева") - шумерское божество, связанное с Подземным миром; администратор в храме Нингирсу. • Нинзадим (шум. "госпожа ювелиров") - бог-покровитель ювелирного искусства. • Нинигиламга - покровитель плотницкого искусства. • Нинкаррак - одна из богинь врачевания. • Нинлиль - супруга Энлиля, хозяйка Ниппура. • Нинмешарра (шум. "госпожа всех МЕ") - супруга Энмешарры. • Нинурта (неизв; возможно, nin-urta/uraљ "госпожа земли") - божество войны и земледелия, сын Энлиля. • Ниншубур (шум. "госпожа свинья" или "госпожа (страны) Субарту", в аккад. текстах Папсуккаль) - слуга Ана и Инанны. Может быть обоеполым. • Нисаба (шум. nin-љe-ba "госпожа ячменного рациона") - у шумеров богиня ячменя и учета зерна, затем божество школы и грамотности; в вавилонское время и позже богиня только школы и грамотности. Дочь Ана, связана с небесными знамениями. • Нуску (неизв.) - шумерское божество, администратор храма Нинурты в г. Ниппуре. • Пабильсаг (неизв.) - шумерское божество; у вавилонян и ассирийцев функционально эквивалентно Нинурте и Нергалу. • Син - см. Нанна. • Сирис (или Сираш; неизв.) - сын богини Нинкаси, покровительницы пивоварения. • Уту (аккад. Шамаш "солнце") - бог Солнца и справедливого суда. • Хендурсагга (аккад. Ишум) - привратник Подземного мира, божество планеты Сатурн. • Царпаниту (аккад. "украшенная") - супруга Мардука, хозяйка Вавилона. • Шара (неизв.) - божество войны, сын Инанны, хозяин г. Уммы. • Сидури (элам. Шидури "родительница")- хозяйка корчмы богов в X таблице аккадского эпоса о Гильгамеше. • Энлиль (шум. "господин воздуха", аккад. Эллиль) -божество воздуха, чужих земель, покровитель царской власти и ревнитель царского благочестия, хозяин г. Ниппура. • Энбилулу (неизв.) - божество оросительных работ в Шумере и позже. • Энки (шум. en-ki "господин земли" или en-ki(ng) "господин обрядов", семит. Хайа/Эа) -божество пресных подземных вод, покровитель магии и искусств, создатель и покровитель человечества, хозяин г. Эреду. • Энкиду (шум. en-ki-du10 "господин хорошего места", аккад. en-ki-du3 "Энки создал") - друг и слуга Гильгамеша в эпических сказаниях. • Энмешарра (шум. "господин всех МЕ")- в вавилонских текстах и позже предок Ана, старейшее божество, проживавшее в Подземном мире. • Эннуги (возможно, шум. en-nu-gi4 "господин (Страны) без возврата") - божество Подземного мира. • Эрешкигаль (шумер. "хозяйка Великой Земли") - супруга Нергала, богиня Подземного мира. • Эрра (неизв.) - одно из имен Нергала; божество чумы, убийства и разрушений.Парные божества (или андрогины), первые существа мироздания в шумерских и ассирийских текстах• Энбулуг - Нинбулуг • Эндаума - Ниндаума • Эндулькуга - Ниндулькуга • Энки - Нинки • Энуль - Нинуль • Эншар - НиншарБожества-близнецы• Игалима и Шульшагана - близнецы Нингирсу и Бау, боги-покровители правителей Лагаша. • Лугальгирра и Месламтаэа - близнецы, боги одоименного созвездия и стражи солнечного пути (как в течение суток, так и в течение года), защитники от демонов. Отождествлялись с Сином и Нергалом.Более подробные сведения об именах и функциях богов Двуречья вы можете найти в следующих изданиях: . Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб; 2001. . Мифы народов мира. Т.1-2. М; 1991-1992 (В.К.Афанасьева). . Мифологии древнего мира. М; 1977 (С.Н.Крамер). . От начала начал. Антология шумерской поэзии в переводах В.К.Афанасьевой. СПб; 1997. . Black J; Green A. Gods, Demons and Symbols of Ancient Mesopotamia. An Illustrated Dictionary. London, 1992. . Edzard D.O. in Haussig H.W. Wörterbuch der Mythologie. Stuttgart, 1965, bd. 1. . Selz G.J. Untersuchungen zur Gotterwelt des altsumerischen Stadtstaates von Lagasch. Philadelphia, 1995.

rusved.clan.su