Богатыри древняя русь. Проектная работа "Русские богатыри - легенда или быль?"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Кем были в истории русские народные богатыри? Богатыри древняя русь


Кириллица | 15 главных русских богатырей

Богатыри - былинные защитники Земли Русской, «супергерои» русского народа на протяжении многих веков. Вспомним главных.

.

1. Илья Муромец. Святой богатырь

ilya-muromets

Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь. Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века. В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.

2. Бова Королевич. Лубочный богатырь

BovaPollkanLubok

Бова Королевич долгое время был самым популярным в народе богатырем. Лубочные сказки о «пречюдном богатыре» выходили сотнями изданий с XVIII по XX века. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствовав сюжет и имена героев сказок о Боев Королевиче, которые ему читала няня. Более того, даже сделал наброски поэмы «Бова», но смерть помешает ему закончить произведение.

Прототипом этого витязя был французский рыцарь Бово де Антон из знаменитой поэмы-хроники Reali di Francia, написанной в XIV веке. В этом отношении Бова совсем уникальный богатырь - заезжий.

3. Алеша Попович. Младшенький

fr0282_03_big

«Младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой - горделив, спесив, бранчив, задорен и груб.

4. Святогор. Мегабогатырь

svyatogor-1

Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле.

На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

5. Добрыня Никитич. Богатырь со связями

17690381_1202825776_0 (1)

Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».

6. Дюк Степанович. Богатырь-мажор

7skKUkbOPLc

Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».

7. Микула Селянинович. Богатырь-пахарь

59157_original

Микула Селянинович - богатырь аграрий. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь.Он силен и вынослив, но домоседлив. Всю свою силу он вкладывает в земледелие и семью.

8. Вольга Святославович. Богатырь маг

content_660

Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий. Также Вольгу соотносили с Вещим Олегом, а его поход в Индию - с походом Олега на Царьград. Вольга - непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.

9. Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

17950_600

По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год.

В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.

10. Дунай Иванович. Трагический богатырь

f26ba82e96f3

По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай - богатырь трагический. Он проигрывает своей жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и натыкается на саблю.

11. Михайло Потык. Верный муж

Ivan_Bilibin_063

Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр».По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, о сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.

12. Хотен Блудович. Богатырь-жених

0_a47a5_bfcd1f98_XL

Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».

13. Василий Буслаев. Рьяный богатырь

02 (1)

Самый удалой герой новгородского былинного цикла. Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьется об заклад, что побьет всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное - пока его не останавливает мать.В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи. Но Буслаев неисправим - он снова принимается за старое и нелепо гибнет, доказывая свое молодчество.

14. Аника воин. Богатырь на словах

6ff7376816bf

Аникой воином и сегодня называют человека, который любит хвастать своей силой вдалеке от опасности. Необычное для русского былинного богатыря, имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos.Аника воин в стихе хвастает силой и обижает слабых, его устыжает за это сама смерть, Аника бросает ей вызов и погибает.

15. Никита Кожемяка. Змееборец

0_b00a0_35b4001_XXL

Никита Кожемяка в русских сказках - один из главных героев-змееборцев. Прежде чем вступить в схватку со Змеем он разрывает 12 шкур, тем самым доказывая свою легендарную силу. Кожемяка не только побеждает Змея, но ещё и запрягает его в соху и пропахивает землю от Киева до Черного моря. Обронительные валы под Киевом получили свое имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

Богатырские традиции древней руси

Богатырские традиции Древней Руси

Богатырские

традиции

Древней Руси

Введение Эпоха Древней Руси относится к тому периоду отечественной истории, когда шёл процесс постепенного накопления народных сил, формирования прогрессивных традиций. Изучая героические традиции, мы обращаемся к героям прошлого, к людям чистой души и благородных стремлений, носителям передовых идей своей эпохи. Именно такими представляются нам богатыри Древней Руси.

Введение

Эпоха Древней Руси относится к тому периоду отечественной истории, когда шёл процесс постепенного накопления народных сил, формирования прогрессивных традиций. Изучая героические традиции, мы обращаемся к героям прошлого, к людям чистой души и благородных стремлений, носителям передовых идей своей эпохи. Именно такими представляются нам богатыри Древней Руси.

Актуальность В современных условиях очень часто можно слышать о традиционной агрессивности русских с древнейших времён до наших дней. Поэтому показ героических традиций богатырей, их роли в защите Родины имеет в настоящее время большое значение.

Актуальность

В современных условиях очень часто можно слышать о традиционной агрессивности русских с древнейших времён до наших дней. Поэтому показ героических традиций богатырей, их роли в защите Родины имеет в настоящее время большое значение.

Новизна темы: В литературе героические традиции рассматриваются через деятельность русских князей, а подвиги настоящих героев остаются в тени. Предмет исследования – БОГАТЫРИ Цель данной работы: Рассмотреть процесс зарождения боевых традиций русских богатырей на Руси в IX – XII веках.

Новизна темы:

В литературе героические традиции рассматриваются через деятельность русских князей, а подвиги настоящих героев остаются в тени.

Предмет исследования –

БОГАТЫРИ

Цель данной работы:

Рассмотреть процесс зарождения боевых традиций русских богатырей на Руси в IX – XII веках.

Задачи:

Задачи:

  • провести анкетирование;
  • собрать и изучить имеющийся материал по данной проблеме; выявить героические поступки русских богатырей в процессе защиты своей Родины, послужившие основой для формирования боевых традиций;
  • изготовить элементы богатырского вооружения.
Гипотеза исследования:  Богатырские традиции формировались в результате борьбы славян с многочисленными кочевниками

Гипотеза исследования: 

Богатырские традиции формировались в результате борьбы славян с многочисленными кочевниками

Кто же такие богатыри? Согласно словарям, богатырь — это 1) «человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. Сказочные богатыри, великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища» 2) «герой русских былин, совершающий воинские подвиги»

Кто же такие богатыри?

Согласно словарям, богатырь — это

1) «человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. Сказочные богатыри, великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища»

2) «герой русских былин, совершающий воинские подвиги»

Богатыри – дружинники князя Первоначально дружины носили характер временных военных объединений, собираемых из числа молодёжи племени на период военных действий. Но частые войны VI – VII вв привели к постепенному зарождению дружины – объединения профессиональных воинов во главе с военными вождями - князьями. Вокруг князей складывается каста профессиональных воинов из юношей знатных семей и людей, выделяющихся своей воинской доблестью. Они находились на содержании вождя и жили обособленно от соплеменников, земледелием занимались мало, а средствами существования были: военная добыча, приношения соплеменников за защиту от врагов, дары от других племён.

Богатыри –

дружинники князя

Первоначально дружины носили характер временных военных объединений, собираемых из числа молодёжи племени на период военных действий. Но частые войны VI – VII вв привели к постепенному зарождению дружины – объединения профессиональных воинов во главе с военными вождями - князьями. Вокруг князей складывается каста профессиональных воинов из юношей знатных семей и людей, выделяющихся своей воинской доблестью. Они находились на содержании вождя и жили обособленно от соплеменников, земледелием занимались мало, а средствами существования были: военная добыча, приношения соплеменников за защиту от врагов, дары от других племён.

Богатыри – охрана земли Русской Это люди, защищавшие русские границы. Согласно былинам и летописным сводам, богатыри служили князю и стояли на страже рубежей святой Руси, защищая русский народ от нападений злых врагов.

Богатыри –

охрана земли Русской

Это люди, защищавшие русские границы. Согласно былинам и летописным сводам, богатыри служили князю и стояли на страже рубежей святой Руси, защищая русский народ от нападений злых врагов.

Богатырские традиции В летописях и былинах запечатлены многочисленные трагические для славян события, с которыми связаны смелые и мужественные поступки богатырей, положившие начало рождению героических традиций.

Богатырские традиции

В летописях и былинах запечатлены многочисленные трагические для славян события, с которыми связаны смелые и мужественные поступки богатырей, положившие начало рождению героических традиций.

Любовь к Родине Главное место среди традиций занимает любовь к Родине и высочайший патриотизм, под которым понимают «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» Охрана русских рубежей Славянские племена с древнейших веков начинают сооружать крепкие оборонительные линии вдоль всей степной границы и формировать систему дозоров. Одной из первых линий являются Змиевы валы. ]. Они строились на пpотяжении целого тысячелетия, со II в. до н.э. и по XI в., постоянно пpодвигаясь в напpавлении Великой Степи. Название «Змиев вал» происходит от народных легенд о богатыре Никите Кожемяке, усмирившем Змея

Любовь к Родине

Главное место среди традиций занимает любовь к Родине и высочайший патриотизм, под которым понимают «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»

Охрана русских рубежей

Славянские племена с древнейших веков начинают сооружать крепкие оборонительные линии вдоль всей степной границы и формировать систему дозоров. Одной из первых линий являются Змиевы валы. ]. Они строились на пpотяжении целого тысячелетия, со II в. до н.э. и по XI в., постоянно пpодвигаясь в напpавлении Великой Степи. Название «Змиев вал» происходит от народных легенд о богатыре Никите Кожемяке, усмирившем Змея

Постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерства, повышению военных знаний. Богатыри большое внимание уделяли совершенствованию боевого мастерства. Готовясь к битвам, «они выходили на открытое поле заниматься воинскими играми: учились быстрому, дружному нападению и согласованным движениям, дающим победу». Подготовка велась как в форме прямого обучения младших старшими, так и в соревновательной форме при погребении павших товарищей. Согласно древнему славянскому обычаю, над могилой павших воинов насыпался курган. На нём устраивались поминальные игрища. Ратники штурмовали холм в единоборстве друг с другом, стремясь захватить его вершину. Единоборство на холме являлось весьма результативным. Оно требует устойчивости, умения ориентироваться в пространстве. Располагающийся выше оказывается заведомо сильнее благодаря своей более выгодной позиции на холме.

Постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерства, повышению военных знаний.

Богатыри большое внимание уделяли совершенствованию боевого мастерства. Готовясь к битвам, «они выходили на открытое поле заниматься воинскими играми: учились быстрому, дружному нападению и согласованным движениям, дающим победу». Подготовка велась как в форме прямого обучения младших старшими, так и в соревновательной форме при погребении павших товарищей. Согласно древнему славянскому обычаю, над могилой павших воинов насыпался курган. На нём устраивались поминальные игрища. Ратники штурмовали холм в единоборстве друг с другом, стремясь захватить его вершину. Единоборство на холме являлось весьма результативным. Оно требует устойчивости, умения ориентироваться в пространстве. Располагающийся выше оказывается заведомо сильнее благодаря своей более выгодной позиции на холме.

Заключение Проведя исследование, можно прийти к следующим выводам: 1) школьники практически не имеют достоверного представления о русских богатырях и их роли в защите Родины; 2) богатыри – это воины, защищающие землю Русскую от врагов. Они составляли дружину князя или уходили на окраины Руси, с целью охраны земли Русской от кочевников; 3) в результате постоянной борьбы с кочевниками среди богатырей постепенно формировались боевые традиции. Самая главная – это беззаветная любовь к родной земле, к своему народу.

Заключение

Проведя исследование, можно прийти к следующим выводам:

1) школьники практически не имеют достоверного представления о русских богатырях и их роли в защите Родины;

2) богатыри – это воины, защищающие землю Русскую от врагов. Они составляли дружину князя или уходили на окраины Руси, с целью охраны земли Русской от кочевников;

3) в результате постоянной борьбы с кочевниками среди богатырей постепенно формировались боевые традиции.

Самая главная – это беззаветная любовь к родной земле, к своему народу.

intolimp.org

Проектная работа "Русские богатыри - легенда или быль?"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоаганская ОСШ № 2»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Русские богатыри –

легенда или быль?

C:\Users\Home\Downloads\богатыри 1.jpg

Авторы: ученицы 4-б класса

Антонова Валентина, Пугачева Мария.

Руководитель: Боровкова Ольга Сергеевна.

Пгт Новоаганск 2014 год.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение.

  1. Былины - жанр русского фольклора.

  1. «Старшие богатыри».

  1. «Герои нового времени».

  1. Заключение.

  1. Список литературы.

C:\Users\Home\Downloads\богатыри 3.jpg

ВВЕДЕНИЕ.

Обоснование выбора темы. 

В этом году на уроках  литературы, а затем окружающего мира мы знакомились с  некоторыми произведениями, где описывалась Древняя Русь, как жили люди в старину, читали отрывки из различных былин.  Нас заинтересовали герои этих произведений. Мы захотели больше узнать о них, так как всё чаще звучит фраза о том, что на Руси богатыри перевелись. Поэтому, тему нашего проекта мы выбрали «Русские богатыри – легенда или быль».

Цель работы: 

  • Изучить и сравнить образы богатырей.

  • Подготовить творческий материал по теме для одноклассников с целью привлечения их внимания к теме «БОГАТЫРИ».

Задачи:

  • подобрать материал по теме;

  • изучить по литературным пересказам русских народных былин жизнь богатырей;

Методы:

  • поиск и сбор информации о богатырях в библиотеке и Интернете;

  • знакомство с материалом по теме;

  • беседы с библиотекарем, учителем, родителями;

  • анализ  и обработка данных;

  • оформление проведённой работы на компьютере.

Кому будет полезен наш проект:

  • наши одноклассники получат представление о богатырях;

  • расширим свои познания в области литературы и истории;

  •  получим новые знания и поучимся их добывать;

  • создадим интересный материал в помощь учительнице для работы на уроках;

  • Порадуем родителей тем, что заняты нужным и полезным делом.

БЫЛИНЫ - ЖАНР РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА,

Былины – это русские народные песни-сказания. Создателями былин является народ. Былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов.

Герои былин – богатыри, люди исключительные, наделённые чертами, которыми не обладает обычный человек – невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением: лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т. д. Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже смерть. Наделенные чувством собственного достоинства, богатыри отстаивают честь своей родины. В каждой былине им приходится решать главный вопрос, совершать главный поступок, от которого зависит судьба города или даже всего государства.

C:\Users\Home\Downloads\богатыри 4.jpg

СТАРШИЕ БОГАТЫРИ.

Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор , Волхв Всеславьевич и Дунай.

Святогор старше многих богов. Он живет на Святых горах, отличается колоссальными размерами: когда он едет на своем огромном коне, мать-земля трясется, реки выходят из берегов, а леса колышутся. Имя его связано со Святыми горами. Только там он может жить, потому что земля его не держит, не выносит веса богатырского. Поэтому от его фигуры веет печалью и трагизмом: он не совершает подвигов. А ведь он – богатырь. Он – горный великан, но не защищает от врагов Святую Русь, и сила его богатырская пропадает зря – он не использует ее на благо людям. hello_html_mf47b963.png

Волхв Всеславьевич - мифологический персонаж, обладающий чудесными свойствами оборачиваться в животных и птиц, а также в неодушевленные предметы. Чудесно его рождение: якобы мать его, обычная женщина, случайно наступила на змея и вскоре появился Волх. В былинах Волх в отличие от других богатырей оборачивается то волком, то горностаем, то соколом. hello_html_m1288228.png

1cd8f315cd5a.jpg

Дунай - в представлении древних славян главный образ реки, матери всех рек. Дунай представлялся как главное место, родина, притягивающая к себе все остальные реки; как рубеж, за которым лежит земля богатая, но таящая некую опасность.

Микула Селянинович — персонаж русских былин, богатырь, легендарный пахарь. Он олицетворяет крестьянскую силу, силу русского народа. Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная», которая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.DSC01681.jpg

ГОРЫНЯ — обладающий необычной силой витязь, богатырь, который не только выворачивал из гор огромные камни и целые скалы, но и передвигал и обрушивал на своих неприятелей целые горы, запружал ими реки: одной рукой гору сворачивает, дорогу себе прокладывает.

C:\Users\Home\Downloads\богатырь 6.jpg

ГЕРОИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.

В былинах много исторически достоверных примет: описание деталей, старинного вооружения воинов (меч, щит, копье, шлем, кольчуга). В них воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич. Называются другие древнерусские города. События разворачиваются и в Древнем Новгороде. В них обозначены имена некоторых исторических деятелей: князь Владимир Святославич, Владимир Всеволодович Мономах. Эти князья соединились в народном представлении в один собирательный образ князя Владимира – «Красно Солнышко». В былинах отразились исторические условия жизни славянского народа: завоевательные походы печенегов и половцев на Русь, разорение селений, плен женщин и детей, разграбление богатств.

hello_html_70ce8f81.jpg

Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.

Илья Муромец - Родился Илья в крестьянской семье, в деревне Карачарово, недалеко от города Мурома. Деревня эта, расположенная на живописном берегу реки Оки, существует и по сей день. Там и прошло детство будущего богатыря.hello_html_m3d38dbb7.png

Илья был долгожданным ребенком, но родился "расслабленным", то есть, говоря современным языком, у него были нарушения опорно-двигательного аппарата.

Чудесное исцеление Ильи - один из ключевых моментов его жизни. Согласно былинам, Илья "пролежал на печи тридцать лет и три года", пока однажды к нему не пришли калики перехожие и не вылечили его водой из колодца, которую он, будучи больным, должен был сам им принести.

Каликами на Руси называли странников, которые всю жизнь ходили по городам и селам, передавая жителям новости о том, как живут в соседних областях. Аккомпанируя себе на гуслях, они пели сказания и былины.

После чудесного исцеления Илья Муромец совершает ряд подвигов, призванных доказать, что он по праву принадлежит к "касте богатырей". Самый известный из них - укрощение Соловья-разбойника. Многие историки склонны считать, что Соловей-разбойник - это тоже реальный персонаж, главарь разбойничьей банды, орудовавшей на Муромском тракте.

Закончил Илья свою жизнь в Киево-Печерском монастыре, приняв монашество, - вроде бы в полном соответствии с обещанием исцеливших его калик о том, что в бою Муромец не погибнет. Однако определенный изъян в их пророчестве, как мы увидим позже, пожалуй, все-таки оказался.

В 1988 году по инициативе Академии наук Украины было проведено исследование мощей Ильи Муромца, захороненных в Киево-Печерской лавре. Они подтвердили реальность многих былинных историй о великом воине.hello_html_m679ab1fa.png

Ученые установили, что подвергшееся экспертизе тело принадлежит человеку в возрасте от 50 до 60 лет, крепкого телосложения, который при жизни обладал огромной физической силой. Его рост составлял 180 см. По современным меркам Илья, конечно, не особенно высок, однако следует иметь в виду, что во времена Киевской Руси средний рост мужчины равнялся 165 см. Так что своим современникам Илья казался, может, и не великаном, но детиной, безусловно, здоровенным. То, что это тело принадлежит именно легендарному богатырю, удалось установить благодаря следам, которые остались на позвоночнике от перенесенного в детстве тяжелого заболевания опорно-двигательного аппарата, возможно, перелома. Однако костная ткань этого человека чудесным образом восстановилась, и после тридцати лет он вел активный образ жизни, что полностью соответствует былинам. Удивителен также тот факт, что тело Ильи Муромца, подобно останкам многих других монахов, захороненных в пещерах Киево-Печерской лавры, нетленно и находится в состоянии мумификации. Причем, в отличие от тел египетских фараонов, оно стало таким не благодаря специальной обработке, а само по себе, что в православии считается очевидным признаком святости. Впрочем, православная церковь, в отличие от ученых, никогда и не сомневалась в подлинности мощей, и уже в 1643 году наряду с другими праведниками, закончившими жизнь в Лавре, Илья Муромец причислен к лику святых.

Ученым, исследовавшим мощи Ильи Муромца, удалось установить и причину его гибели. Да, Илья погиб не в бою, однако в результате боя. На его груди есть характерный след, свидетельствующий, что сюда попало копье. Илья, по-видимому, пытался заслониться от него рукой либо перехватить копье на лету, и это уменьшило силу и глубину удара. Полученная рана с течением времени так до конца и не зажила, а, периодически воспаляясь, все больше и больше подтачивала организм, пока не привела к гибели богатыря.

Если обратиться к военной истории Средних веков, то эта гипотеза о причине гибели Ильи представляется более чем правдоподобной. Обычно сильного, хорошо вооруженного воина, с которым было тяжело справиться в открытом столкновении на мечах, убивали на расстоянии с помощью копья или стрелы, дабы в обмен на его жизнь не терять понапрасну большое число своих людей. По тому же принципу в современном мире действуют снайперы террористов, убивая на расстоянии самых сильных и опытных солдат спецназа.

Добрыня Никитич. Он входит в качестве среднего брата в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Алешей Поповичем. Он второй после Илья Муромца по значению богатырь. hello_html_734484d9.png

Если в Илье Муромце подчеркивается его крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче — «поповское» (духовное), то Добрыня Никитич — воин.

В ряде текстов он выступает как князь, упоминается его княжеское происхождение, его «княжеский» дом и его дружина. Из всех богатырей он ближе всего к князю Владимиру Красное Солнышко: иногда он оказывается его племянником, он часто оказывается при Владимире и выполняет непосредственно поручения князя.

Его знание манер, постоянно подчеркивается в былинах; он поет и играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана, он выходит победителем в стрельбе.

Алеша Попович — богатырь в русском былинном эпосе. Он как младший брат входит в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. C:\Users\Home\Downloads\богатыр 7.jpg

Алёша Попович — сын ростовского попа. Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой.

Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увертлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему свое порицание и осуждение.

В целом образ его отражает определенную противоречивость и двойственность, хотя в воинском мужестве он не уступает любому другому богатырю.

«Бог троицу любит» — гласит поговорка. Три былинных богатыря — Илья, Добрыня и Алеша, — очевидно, на особом счету у Всевышнего. А иначе как еще объяснить их сверхъестественную силу. Такие необычные личности как магнитом притягивают всеобщее внимание и становятся героями песен, сказок и эпосов. Их объединяет происхождение из Северо-Восточной Руси (Муром, Рязань, Ростов), поездка в Киев, поединок с чудовищем, богатырская служба в Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко. В былинах и легендах они часто вместе совершают подвиги.

На самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века — Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович — в 13 веке, а Илья — в 12-м веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются.

В некоторых былинах богатыри присутствуют вместе, например, «На заставе богатырской», в которой они охраняют подступы к Киеву.

C:\Users\Home\Downloads\богатыри 9.jpg

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, большинство былинных богатырей - люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек. Однако в большинстве случаев необыкновенные качества богатырей не имеют сверхъестественного происхождения. Их грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего.

Былинные богатыри олицетворяют собой общеславянский мужской тип поведения – мужчину-воина, защищающего Русскую землю, Православную веру и киевского князя от различных врагов. Они стоят на страже Киева, то есть Русского государства, его независимости и чести. Значит, русский богатырь – это герой особого, эпического мира, вокруг жизни и подвигов которого строится все повествование былин. И нет таких препятствий, которые не смогли одолеть русские богатыри. Им под силу не только истребление огромных войск врага и фантастических чудовищ, но и дела мирного характера.

C:\Users\Home\Downloads\богатырь 10.jpg

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Муравьёва Т. В. Мифы славян и народов Севера. – М.: Вече, 2005.

  1. Русские народные сказки/ Составители Нечаев А., Рыбакова Н. – М.: Гос. Изд. Художественной литературы, 1952.

  1. Сухова О. Хронограф. Муромский историко-художественный музей. – Муром, 2003.

infourok.ru

Кем были в истории русские народные богатыри?

Былинные сказания сохранили  память о знаменитых воинах Руси, которые  славно сражались с басурманами.  Русские народные богатыри  -- народ недаром так назвал  непобедимых витязей. Они были богаты не только на силушку, на удаль молодецкую, но и на благородство, на милость к поверженным врагам. Былинные витязи не жалели "живота своего" ради ближних, потому и стали образцами истинной воинской доблести.

В собрании русских богатырей самое почетное место народная традиция отводит Илье Муромцу. Его история загадочна, невероятна. Тридцать лет, если верить былинам, просидел богатырь на печи, немощный,  убогий. Но весть  святых старцев пробудила его к жизни, к борьбе.  И стал Илья защищать Русь от поганых, победил и злого Соловья, и немалые рати  степняков побил в чистом поле. Историки считают прототипом  былинного Ильи богатыря, чьи мощи покоятся в  киевской Лавре. Согласно легенде, прозывался этот силач Чоботком. А получено прозвище было после боя, когда на героя напало сразу множество врагов. Илью застали врасплох, он не успел натянуть сапог и схватиться за оружие. Пришлось отбиваться сапогом. Причем весьма успешно. Версию о том, что  Илия Печерский является былинным  Илья Муромец подтверждается изданной в 1638 году книгой "Тератургима". Инок  Киево-Печерского монастыря  Афанасий Кальнофойский пишет, что в пещерах нашел успокоение Святой Илия, которого также именовали люди и  Чибитьком. Книгой  "Тератургима" существование и подвиги Ильи относятся  к XII столетию. Межведомственная комиссия Минздрава УССР в 1988 году также полагала, что Илия Печерский и Муромец  одно лицо. Вторая версия о прототипе Ильи относится к 17 веку.  Полагают, что именно  в 1607 году, в Смуту,  попал под топор палача некий Илейка  Муромец, бунтовавший казаков.  Русский историк Иловайский считал, что настоящий Илья служил под началом воеводы Хованского в  правление царя Бориса Годунова. Если брать во внимание первую версию, то  многое становится понятным. Неподвижность Ильи легко объяснить травмой позвоночника. У Ильи Печерского действительно было  заболевание позвоночника. Он  был настоящим воином, о чем говорят костные мозоли на ребрах, следы переломов.  Скончался воин от смертельного ранения, полученного в битве.

 

Привычно-хрестоматийный образ русских богатырей на картине Васнецова

Образ Алеши  Поповича соотносят с витязем Александром Поповичем. Он был боярином в Ростове, о чем сохранилось упоминание   Никоновской летописи.  Богатырь сражался в Липицкой битве, а голову свою сложил в печальной брани на речке Калке в 1223 году, когда отбивался от татар. Есть и иное мнение -- Алешу Поповича  отождествляют с другим боярином -- Ольбергом Ратиборовичем. Он якобы служил князю Владимиру Мономаху.  Прославился этот воин тем, что в в 1095 году лично перебил из лука половецкого хана Итларя со свитой, который был приглашен на переговоры в Переяславль.  Приписывается Алеше также победа над ханом половцев Тугорканом, являвшимся одним из представителей степной династии Шураканидов. Академик Рыбаков полагал, что с веками у устной традиции боярин  Ольберг стал Олешей. Есть свой исторический прототип и у третьего самого знаменитого русского народного богатыря -- Добрыни Никитича. В своде известий "Повести временных лет" боярин Добрыня верно служит князю Владимиру Киевскому. Именно он помогал ему  в войнах, в насаждении христианской религии среди языческих племен. Роковой  была роль летописного Добрыни в разгроме Полоцкого княжества, когда князь Владимир убил Рогволода и насильно подчинил себе княжну Рогнеду. Якобы Добрыня интригами добился разрушения Полоцка из-за своих корыстных интересов, ведь Полоцк конкурировал с Новгородом. А Добрыня старался во имя  новгородских прибылей. Недаром позднее, после кончины князя Ярополка, Добрыня  взял в руки власть в торговом городе, взяв на себя исполнение функций посадника, то есть полноправного правителя, распоряжавшегося военной силой и защищавшего Новгород. Такими были предположительно судьбы реальных русских народных богатырей, сведения о которых дошли до нас, благодаря древним  летописям и северным былинам.{jcomments on}

 

armflot.ru

10 русских богатырей, о которых мало кто знает

Даже те, кто в школе пропускал уроки истории и литературы, хоть ночью, разбуди их, смогут сразу назвать имена самых известных русских богатырей: Алёша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. Спасибо мультикам, конечно. Но на самом-то деле, богатырей на Руси было не так и мало, но не обо всех сегодня известно широкой публике. Несправедливо получается, однако. А вот это мы сейчас и исправим.

Святогор

неизвестные русские богатыри

Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.

Вольга Святославич

неизвестные русские богатыри

Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.

Микула Селянинович

неизвестные русские богатыри

Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог. Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.

Сухман Одихмантьевич

неизвестные русские богатыри

Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.

Дюк Степанович

неизвестные русские богатыри

Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.

Василий Буслаев

неизвестные русские богатыри

Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев. В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.

Никита Кожемяка

неизвестные русские богатыри

Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем. Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.

Хотен Блудович

неизвестные русские богатыри

Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против. Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, беря богатое приданое.

Михайло Потык

неизвестные русские богатыри

Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле. Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.

Дунай Иванович

неизвестные русские богатыри

Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический. Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.

Источник

← Жми «Нравится» и читай нас в Фейсбуке

Больше интересного

vicer.ru

Кто такие богатыри? - ВОИНЫ - ГОРДОСТЬ РУСИ - Каталог статей

Казалось бы – вопрос, на который ответит любой школьник, а как возьмешься сформулировать точное определение, выясняется, что не так-то это просто.

Каждому свой богатырь

Откуда же взялись эти сказочные витязи, герои древнерусских былин? Существовали когда-то на самом деле или же придуманы нашими предками, как домовые и лешие, кикиморы, русалки и другие сказочные персонажи? Можно ли считать их чисто русскими эпическими героями, или в других странах тоже были свои богатыри? Наконец, чем же занимались эти самые богатыри?

Давайте сразу проясним со вторым вопросом: у каждого народа, у которого имеется свой фольклор и свой героический эпос, непременно есть и свои полусказочные полуреальные герои, часто списанные с реальных, прославившихся когда-то воинов: белорусские асилки, казахские батыры, азербайджанские пахлаваны, скандинавские викинги…

Выдумка или реальность?

Список можно продолжить, и о каждом из этих героев историки и литературоведы ведут длинные споры: были ли эти люди реальны, существовали ли они на самом деле, или все это лишь фантазия сказителей, подкрепленная тем, что каждый из них, передававший истории о добрых и справедливых силачах и великанах, добавлял что-то от себя?

Ну, насчет героев других стран сказать точно, пожалуй, мы не можем ничего. А вот по поводу героев русских народных былин ученые-фольклористы и историки давно пришли к консенсусу: что-то, может быть, и приукрашено рассказчиками, но многие события, воспетые в былинах, происходили на самом деле, а многие их персонажи имеют реальные исторические прототипы.

Иногда разобраться в хитросплетениях истории и литературы бывает непросто: так, например, один легендарный богатырь может быть «срисован» сразу с двух, а то и трех реально существовавших людей. Также известно, что, например, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович никак не могли совершать свои славные подвиги втроем: жили-то они в разные времена!

 

Косая сажень, богатырский сон…

Обратимся, однако, к сухим фактам: былинные богатыри – силачи, умелые воины и яростные борцы со злом и  несправедливостью всех мастей. Во многих источниках упоминается также, что они стояли «на заставе», то есть, охраняли границы Руси от врагов.

Прилагательное «богатырский» прочно вошло в наш лексикон: когда мы говорим «богатырский сон», «богатырская силушка» или «богатырский аппетит», мы имеем в виду нечто великое во всех смыслах. Действительно, в легендах богатыри предстают силачами громадного роста, способными умять в один присест быка и проспать тридцать лет. Это, конечно, литературное преувеличение – ведь если исходить из литературоведческих взглядов, богатыри это легендарные герои народного эпоса, ну а таких героев всегда идеализировали и, по крайней мере, в рассказах, награждали всевозможными доблестями и положительными качествами в немыслимых количествах.

Есть, однако, и вполне практическое объяснение: разумеется, на защиту рубежей Родины, в княжескую дружину и на другие важные службы не брали кого попало – отбирали самых ловких и умелых, отважных и сильных. Вполне возможно, что прототипы былинных богатырей и выделялись ростом и силой среди своих современников – ведь раньше средний рост мужчины был совсем невысок, и парень высотой 170-180 сантиметров запросто мог считаться великаном.

Откуда есть-пошел богатырь на Руси?

Еще один интересный факт: само слово «богатырь», которое мы считаем исконно русским, произошло вовсе даже от тюркского «бааттар» или «бахадур», что означает примерно то же самое – сильный, смелый, лихой и храбрый воин. И это не единственное слово, перешедшее в русский из других языков и прижившееся там навсегда. Даже аналог слову «богатырь», часто встречающийся в сказках – «витязь» - происходит, скорее всего, от древненорвежского «викинг».

Читайте также: Выпускник МАИ Вячеслав Моше Кантор признан самым влиятельным евреем России.

Впрочем, и сами герои былин далеко не всегда были соотечественниками древних русичей по рождению. Ими были, например, Святогор, Микула Селянинович, Колыван Иванович, Дон Иванович и Дунай Иванович. Это герои самого древнего пласта народных легенд и былин, более того, многие историки считают, что как раз большинство древних богатырей реальных прототипов не имели: в их качестве выступали языческие боги древних русичей, повелевавшие разными стихиями.

Русскими были и самые, наверное, знаменитые Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, а с ними в более поздних былинах фигурируют и заезжие богатыри, сражавшиеся, впрочем, за русскую землю не хуже других. Хотен Блудович, например, считается варягом, Ставр Годинович явно имел прототипом славного воина одного из алтайских племен, ну а красавец Чурило Пленкович и богач Соловей Будимирович, по мнению историков, явно происходят откуда-то из южных краев.

Кто такие Русские, Кто такие Славяне

wikii.ru

Русские богатыри из былин и преданий (15 фото) » Триникси

Исконными русскими «супергероями» были богатыри, защищавшие нашу землю сотни лет назад. В былинах и преданиях сохранились образы многих русских богатырей, и ними нас познакомит данный пост.

Илья Муромец. Святой богатырь

Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь. Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века. В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.

Русские богатыри из былин и преданий (15 фото)

Добрыня Никитич. Богатырь со связями

Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».

Русские богатыри из былин и преданий (15 фото)

Алеша Попович. Младшенький

«Младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой - горделив, спесив, бранчив, задорен и груб.

Русские богатыри из былин и преданий (15 фото)

Бова Королевич. Лубочный богатырь

Бова Королевич долгое время был самым популярным в народе богатырем. Лубочные сказки о «пречюдном богатыре» выходили сотнями изданий с XVIII по XX века. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствовав сюжет и имена героев сказок о Боев Королевиче, которые ему читала няня. Более того, даже сделал наброски поэмы «Бова», но смерть помешает ему закончить произведение. Прототипом этого витязя был французский рыцарь Бово де Антон из знаменитой поэмы-хроники Reali di Francia, написанной в XIV веке. В этом отношении Бова совсем уникальный богатырь - заезжий.

Русские богатыри из былин и преданий (15 фото)

Святогор. Мегабогатырь

Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

Русские богатыри из былин и преданий (15 фото)

Дюк Степанович. Богатырь-мажор

Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».

Русские богатыри из былин и преданий (15 фото)

Микула Селянинович. Богатырь-пахарь

Микула Селянинович - богатырь аграрий. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь. Он силен и вынослив, но домоседлив. Всю свою силу он вкладывает в земледелие и семью.

Русские богатыри из былин и преданий (15 фото)

Вольга Святославович. Богатырь маг

Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий. Также Вольгу соотносили с Вещим Олегом, а его поход в Индию - с походом Олега на Царьград. Вольга - непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.

Русские богатыри из былин и преданий (15 фото)

Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год. В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.

Русские богатыри из былин и преданий (15 фото)

Дунай Иванович. Трагический богатырь

По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай - богатырь трагический. Он проигрывает своей жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и натыкается на саблю.

Русские богатыри из былин и преданий (15 фото)

Михайло Потык. Верный муж

Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр». По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, он сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.

Русские богатыри из былин и преданий (15 фото)

Хотен Блудович. Богатырь-жених

Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».

Русские богатыри из былин и преданий (15 фото)

Василий Буслаев. Рьяный богатырь

Самый удалой герой новгородского былинного цикла. Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьется об заклад, что побьет всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное - пока его не останавливает мать. В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи. Но Буслаев неисправим - он снова принимается за старое и нелепо гибнет, доказывая свое молодчество.

Русские богатыри из былин и преданий (15 фото)

Никита Кожемяка. Змееборец

Никита Кожемяка в русских сказках - один из главных героев-змееборцев. Прежде чем вступить в схватку со Змеем он разрывает 12 шкур, тем самым доказывая свою легендарную силу. Кожемяка не только побеждает Змея, но ещё и запрягает его в соху и пропахивает землю от Киева до Черного моря. Обронительные валы под Киевом получили свое имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.

Русские богатыри из былин и преданий (15 фото)

Аника воин. Богатырь на словах

Аникой воином и сегодня называют человека, который любит хвастать своей силой вдалеке от опасности (& диванный боецц). Необычное для русского былинного богатыря, имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos. Аника воин в стихе хвастает силой и обижает слабых, его устыжает за это сама смерть, Аника бросает ей вызов и погибает.

Русские богатыри из былин и преданий (15 фото)

Отсюда

trinixy.ru


Смотрите также