Биология в древнем риме. Представление о природе в Древнем Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Все новости. Биология в древнем риме


АмГПГУВсе новости

В вашем браузере отключен JavaScript, поэтому некоторые возможности сайта будут недоступны.Как включить JavaScript ?
Начальник_отдела

Новости факультета

04.06.2018

В весеннем семестре 2017-2018 учебного года иностранные слушатели ФФиМК под руководством к.ф.н., доцента кафедры русского языка как иностранного Иванцовой Елены Владимировны изучали дисциплину «Язык СМИ». Слушатели познакомились с различными жанрами журналистики: заметкой, статьей, интервью, репортажем - и попробовали себя в качестве корреспондентов.

01.06.2018

22 мая 2018 года в аудитории Института Конфуция прошел Последний звонок для выпускников факультета филологии и межкультурной коммуникации направлений подготовки «Лингвистика» и «Иностранный язык (первый)» и «Иностранный язык (второй)»

03.05.2018

27 апреля 2018 года в рамках «Дней науки-2018», посвященных 80-летию Хабаровского края на факультете филологии и межкультурной коммуникации состоялась научно-практическая студенческая конференция «Проблемы лингвистики». Организаторами конференции выступили Краснопёрова Ю.В., к.ф.н, и.о.заведующего кафедрой первого ин. языка и переводоведения; Третьякова М.Ф., к.ф.н., доцент кафедры первого иностранного языка и переводоведения; Боровикова К.В., к.ф.н., декан ФФиМК.

27.04.2018

27 апреля 2018 года преподаватели кафедры русского языка и литературы подвели итоги кафедрального конкурса студенческих научно-популярных статей.

26.04.2018

23 апреля 2018 г. в рамках «Дней науки-2018» на факультете филологии и межкультурной коммуникации прошел традиционный День английского язык

Кафедры

Кафедра русского языка и литературы

Кафедра русского языка и литературы обединила старейшую в университете кафедру русского языка и образованную в 1962 г. кафедру литературы. В состав кафедры входит научно-исследовательская лаборатория «Литература и культура Дальнего Востока и дальневосточного зарубежья» (научный руководитель: д.ф.н., профессор О.А. Бузуев).

Подробнее

Кафедра русского языка как иностранного
Кафедра обеспечивает подготовку иностранных студентов из КНР, Японии, Республики Корея.

В процессе изучения русского языка иностранные студенты получают представления о культурных и научных достижениях России, происходит развитие познавательной активности, формирование лингвокультурологической компетентности.

Подробнее

О факультете

Факультет филологии и межкультурной коммуникации – центр гуманитарного образования Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета. В 2014 году из его стен вышел 55-й выпуск молодых специалистов, учителей русского языка и литературы, учителей иностранного языка. Выпускники факультета филологии и межкультурной коммуникации хорошо известны в регионе – они неоднократно становились победителями городского и краевого конкурсов «Учитель года» (Надежда Ивановна Коростылева, Оксана Викторовна Лаптева, Наталья Александровна Емельянова, Смирнова Елена Юрьевна), национального приоритетного проекта «Образование» (Спиркина Любовь Федоровна, Буркова Светлана Алексеевна, Кудинова Елена Дмитриевна, Федорюк Лидия Владимировна и многие другие), их ученики занимают призовые места в городских и региональных олимпиадах по русскому языку и литературе, иностранным языкам. Среди выпускников ФФиМК – ректор АмГПГУ, д.п.н., профессор А.А. Шумейко, д.п.н., ректор Хабаровского института культуры, доктор культурологи, профессор С.Н. Скоринов, профессор, зав. каф. культурологи КнАГТУ Т.А. Чебанюк, зам. главы администрации города Комсомольска-на-Амуре по вопросам образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, спорта, молодежной политике Овсейко Т.Г., начальник отдела образования администрации г. Комсомольска-на-Амуре Кускова Л.А.

Сегодня на Факультете филологии и межкультурной коммуникации работают 4 кафедры, укомплектованные кандидатами и докторами наук, специалистами в области русского и иностранных языков, литературы, методики преподавания русского языка как иностранного.

Сегодня факультет филологии и межкультурной коммуникации готовит студентов по следующим направлениям: «Педагогическое образование» профиль «Русский язык и литература», «Педагогическое образование» профиль «Иностранный язык (первый) и иностранный язык (второй)» (первый язык – английский, китайский, второй язык – французский, немецкий, японский, китайский, английский), «Лингвистика» профиль «Перевод и переводоведение». Факультет также осуществляет подготовку магистров по профилю «Литературное образование».

На внебюджетной основе в АмГПГУ сегодня работает лингвистический центр «Интерленд». Центр осуществляет обучение иностранным языкам всех желающих любого уровня подготовленности. Основная специализированная подготовка ведется в центре высококвалифицированными преподавателями университета по дисциплинам: английский, французский, немецкий, японский и китайский языки.

Весело и интересно живут студенты филфака (так уж по традиции они себя называют!). Студенты активно участвуют во внеаудиторных мероприятиях: Дне посвящения первокурсников в студенты, в литературных вечерах, конкурсах чтецов; по субботам студенты ФФиМК смотрят новое и хорошее старое кино в киноклубе «Сестры Люмьер», в День славянской культуры и письменности проводят молодежные акции в защиту грамотности и культуры речи, отмечают театрализованными постановками, играми, песнями праздники стран изучаемых языков (Великобритании, Германии, Китая, Японии, Кореи).

Ежегодно студенты и преподаватели факультет филологии и межкультурной коммуникации отмечают знаменательные литературные даты, объявляют конкурсы творческих работ среди студентов и школьников, проводят Дни русского и иностранных языков, Дни литературы, участвуют в научных студенческих конференциях. Неотъемлемой частью обучения студентов-лингвистов являются языковые семестровые стажировки в КНР, Японию, Республику Корею.

Не только студенты, но и сегодняшние школьники могут своими глазами увидеть жизнь факультета, услышать много интересного на филологическом лектории в рамках Школы будущего филолога, принять участие в фестивале поэзии, вынести свои стихи на суд редколлегии и, возможно, опубликоваться в сборнике творческих работ студентов и школьников.

ФФиМК готовит специалистов не только для образовательных учреждений города и края, но и для зарубежных партнеров. Специалисты кафедры русского языка как иностранного на сегодняшний день обучают студентов из КНР, Кореи, Японии русскому языку. Студенты, магистранты, стажеры и аспиранты из соседних стран выбирают местом учебы факультет филологии и межкультурной коммуникации АмГПГУ не только потому, что они получают здесь качественную подготовку, но и потому, что здесь они чувствуют себя комфортно - преподаватели и студенты ФФиМК опекают их и во внеучебное время: экскурсии, посещение театра, выезды на природу, вечера дружбы, творческие фестивали, – используются самые разнообразные формы работы с иностранными студентами!

В 2011 году ФФиМК осуществил первый выпуск студентов-бакалавров направления подготовки «Филологическое образование» и специалистов в области рекламы. В 2013 году состоялся первый выпуск специалистов в области перевода. Выпускники-бакалавры продолжают свое обучение на факультете филологии и межкультурной коммуникации по магистерской программе «Литературное образование», а выпускники специальности «Реклама» нашли рабочие места в рекламных агентствах города, в государственных и коммерческих учреждениях.

Выпускники факультета филологии и межкультурной коммуникации АмГПГУ отличаются надежными профессиональными знаниями, широкой эрудицией, культурой общения и поведения – гуманитарные и филологические науки, которыми они овладевают в течение 4 или 5 лет, способствуют развитию личности и формированию духовно-нравственных идеалов человека.

СМИ о нас

Смотреть оригинал страницы №1

Смотреть оригинал страницы №2

www.amgpgu.ru

История биология (с древнейших времен до наших дней). Под ред. С. Р. Микулинского, Изд-во "Наука", Москва, 1972

с. 1 с. 2 ... с. 8 с. 9 Лекции по Истории и методологии биологии Основная литература:
  1. История биология (с древнейших времен до наших дней). Под ред.С.Р.Микулинского, Изд-во "Наука", Москва, 1972.
  2. История биологии (с начала ХХ века до наших дней). Под ред. Л.Я. Бляхера, Изд-во "Наука", Москва, 1975.
  3. Вопросы философии, 1964, 9, стр.35
  4. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология.- М., 1998.

Дополнительная литература:

1.     Биология и современное научное познание. ч.1,2.М.,1975.

2.            Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.,1981.

3.            Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.,1986.

4.            Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.,1994.

5.            Кун Т. Структура научных революций. М.,1975.

6.            Медников Б.М. Аксиомы биологии. М.,1986.

7.            Найдыш В.М. Научная революция и биологическое познание. М..1987

8.            Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М.,1999.

9.            Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М.,1982.

10.        Развитие концепции структурных уровней в биологии. М., 1972.

11.        Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М.,1975

12.        Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. М., 1977

13.        Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни. М.,1984

Содержание:

Введение

Часть I. Первоначальные представления о живой природе и первые попытки научных обобщений 1. Биологические представления в древности 1.1. Накопление сведений о растениях и животных в первобытном обществе 1.2. Знания о живой природе в раннерабовладельческих государствах Азии и Восточного Средиземноморья 1.3. Биологические представления в древней Индии и Китае 2. Биология в древней Греции, в эпоху эллинизма и в древнем Риме 2.1. Биологические знания в древней Греции до начала V века до н.э. 2.2. Биологические воззрения греческих философов-натуралистов (Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит) V век до н.э. 2.3. Гиппократ и его школа 2.4. Платон и Аристотель. Биологические воззрения Теофраста. IV-III века до н.э. 2.5. Развитие биологических знаний в период эллинизма и в древнем Риме (Лукреций, Плиний, Гален и другие). II век до н.э. - II век н.э. 3. Биология в средние века 3.1. Особенности средневековых воззрений на природу 3.2. Биологические знания в средние века

II. Расширение и систематизация биологических знаний в XV -XVIII веках

4. Социально-экономические и культурно-исторические условия, общее состояние естествознания и философские воззрения в XV -XVIII веках 4.1. Введение 4.2. Эпоха Возрождения и революция в идеологии и естествознании 4.3. Развитие принципов естественнонаучного познания природы в трудах Бэкона, Галилея и Декарта 4.4. Лейбниц и идея "лестницы существ" 4.5. И.Ньютон 4.6. Французский материализм XVIIIвека

5. Развитие ботанических исследований

5.1. Попытки классификации растений в XVI веке 5.2. Систематика и морфология растений в XVII веке 5.3. Развитие микроскопической анатомии растений в XVII веке 5.4. Система К.Линнея 5.5. Попытки создания "естественных" систем в XVIII веке 5.6. Зарождение физиологии растений 5.7. Развитие учения о поле и физиологии размножения растений 6. Развитие зоологических исследований 6.1. Описания и попытки классификации животных в XVI - XVII веках 6.2. Зоологические исследования в XVIII веке 6.3. Изучение ископаемых организмов 7. Развитие исследований по анатомии, физиологии, сравнительной анатомии и эмбриологии животных 7.1. Анатомия животных и человека в XVI - XVII веках 7.2. В. Гарвей и становление физиологии 7.3. Микроскопическая анатомия и изучение простейших 7.4. Физиология в XVIII веке 7.5. Становление сравнительной анатомии 7.6. Эмбриология животных. Преформизм и эпигенез 8. Господство метафизического мировоззрения в естествознании XVII - XVIII веков 8.1. Достижения биологии XVII - XVIII веков 8.2. Господство метафизического мышления 8.3. Концепция постоянства видов и преформизм 8.4. Идеалистическая трактовка органической целесообразности 9. Возникновение и развитие представлений об изменяемости живой природы 9.1. Допущение ограниченной изменчивости видов 9.2. Представление о "естественном сродстве" и "общих родоначальниках" 9.3. Фактор времени в изменении организмов 9.4. Последовательность природных тел. "Лестница существ" 9.5. Идея "прототипа" и единства плана строения организмов 9.6. Идея трансформации органических форм 9.7. Идея самозарождения и ее отношение трансформизму 9.8. Естественное возникновение органической целесообразности

Приложение: Летопись биологических открытий

Лекция 1. Введение

1. Термин биология 2. Отличия религиозного познания от научного 3. Период протанауки

ВВЕДЕНИЕ

Биология – наука о жизни. Термин биология, как наука о жизни, впервые предложили независимо друг от друга в 1802 г. два естествоиспытателя Тревиранус и Ламарк. Однако, так исторически сложилось, авторство термина стали приписывать лишь Жан-Батисту Ламарку, необоснованно забывая Готфрида Рейнхольда Тревирануса. Но это не означает, что биология, как наук, образовалась лишь в 18 веке. Многие ученые считают, что человек начал накапливать биологические знания уже в начальный период своего развития. Он добывал знания об окружающем мире в суровой борьбе за существование. От случайных и неосознанных применений палок и камней для защиты и добывания пищи он перешел к изготовления орудий сначала в виде грубо и примитивно обработанных кусков камня, затем ко всем более совершенными каменным орудиям, к луку и стрелам, рыболовным снастям, охотничьим ловушкам. Люди пытались лечить себя и ослаблять боль с помощью трав, различных органов животных. В этих условиях формировалось сознание человека, развивалась речь, накапливались знания и представления о мире, возникли первые антропоморфные объяснения окружающих явлений. Другого способа понять природу, как уподоблять ее себе, живому существу, наделить ее чувствами и сознанием, у первобытного человека не было. Из этого источника развивались научные и религиозные представления. Чем отличается научное познание от религиозного? Надо признать что, процесс познания окружающего мира является одним из самых спорных вопросов в философии науки. Под термином познание подразумевают приобретение или результат приобретения знаний. Знание — это высший уровень сведений о мире, получаемых человеком с помощью сознания. Как я уже сказал различают религиозное и научное познание, которое основанное в свою очередь на религиозном или научном знании. К религиозному познанию относят особую форму осознания мира, которая обусловлена верой в существование сверхестественное. К науке относят сферу человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; это одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. В чем отличия религиозного познания от научного, мы более детально разберем на нашем следующем семинарском занятии. На сегодняшний день, можно константировать тот факт, что религия и наука находятся в противоположных лагерях в своих попытках объяснить основы мироздания. Конечно, прямого противоборства и прямых столкновений в наше время не происходит, однако, ученые не признают объяснения религиозных деятелей и наоборот. Наука вступает в противоборство не только с религией, но и лженаукой. Классическая наука описывает окружающую действительность на основе последовательных приближений и гипотез. И только тогда научное знание считается верным, когда количество гипотез (приближений) уменьшается до минимума. Часть гипотез признаются ошибками, часть заменяются на теории. Без ошибок наука развиваться не может, однако зачастую с целью получения выгоды ученые преднамеренно умалчивают об ошибках, формируют новое знание и выдают такое знание за объективную действительность, не признавая критику со стороны. Лженаука это сфера деятельности, куда относятся научные публикаций с преднамеренной фальсификацией экспериментов, прямой или косвенной цензуры, а также методов уголовного мошенничества, использующих научную терминологию, научные степени и звания, в частности, при рецензировании научных работ. В отличие от лженаучного знания, наука старается при формировании научной картины мира опирается на логические доказательства, опирающиеся на достоверные факты. Конечно, существуют ряд в вопросов, решение которых пока невозможно подкрепить фактами, и они объясняются на основе теоритических выкладок. Так, известный астроном А. Эддингтон когда-то сказал о своем предмете: “Пока астрономические наблюдения не подтверждаются теорией, верить им нельзя”. Действительно, вопросы космогонии, формирования жизни на Земле и возможности их формирования на других планетах, объяснения резких смен одних типов животных и растений на другие, все эти вопросы настолько глубоко теоретизированны, что их с легкостью можно поставить на один уровень с религиозным знанием, где ведущую роль играет вера. Почему в современной науке имеется место фальсификации данных, формирования нелепых направлений для изучения биологических основ и законов экологии, непонятных (искусственно запутанных) для обывателей отчетов по предмету изучения и т.д., вот на эти вопросы мы и попытаемся ответить, проанализировав всю историю развития биологии и смежных с ней наук.

Период протанауки

Первоначальные знания о живых организмах стали формироваться, когда человек наконец осознал свое отличие от окружающего мира. Когда люди стали пытаться избавится от недугов, облегчить боль, восстанавливать здоровье, спасаться от смерти. Делали они это посредством религиозных или магических обрядов в надежде умилостивить богов и духов, в обрядах использовали различные растения и животных, в качестве приношений или как часть ритуала. Появление первых мистических/религиозных верований приходится на мустьерскую культуры (культура неандертальцев). Они уже хоронили своих мертвецов и украшали могилы и тела цветами. С появлением первых поселений у человека разумного, начало развиваться земледелие и скотоводство. Человек обогащался реальными знаниями о небесных светилах, растениях и животных, о движении и силах, метеорологических явлениях и т.д. Накопленные знания и практические навыки, передаваясь от поколения к поколению, образовывали первоначальный фонд будущей науки. По мере развития общества и общественного труда накапливались предпосылки для создания устойчивой цивилизации. Решающую роль здесь сыграло возникновение земледелия. Там, где сложились условия для получения устойчивых урожаев на одном и том же месте и из года в год, создавались поселения, города, а затем и государства. Такие условия возникли в Северной Африке в долине Нила, ежегодные разливы которого оставляли на полях плодородный ил, в Двуречье между реками Тигр и Евфрат, где уже в IV тысячелетии до н. э. стали складываться древнейшие рабовладельческие государства, ставшие колыбелью современной европейской науки. Конечно, не стоит забывать, про государства, которые были сформированы в Америке и в Азии. Ацтеки, инки, мая, индусы и китайцы не только не уступали по знаниям египтян и вавилонцев, но в в некоторых вопросах превосходили их. Более подробны об особенностях древнекитайской науки и об уровне знаний других древних цивилизациях мы поговорим на четвертой лекции. Итак, система орошаемого земледелия, добыча металла (меди) и его обработка, развитие техники и изготовление орудий создали предпосылки для возникновения сложного общественного организма с развитой экономикой. Общественные потребности привели к появлению письменности: иероглифов в Египтe, клинописи в Вавилонии, к возникновению астрономических и математических знаний. Однако, большую часть явлений природы человечество не могло объяснить на основе имеющихся (накопленных эмпирическим путем) знаний, поэтому главенствующую роль в познании природы играла религия. Вскрывая туши животных для религиозных обрядов и мумифицируя тела фараонов и их приближенных, именно жрецы стали первыми анатомами. Сохранившиеся до наших дней великие пирамиды Египта свидетельствуют о том, что уже в III тысячелетии до н. э. государство могло организовывать большие массы людей, вести учет материалов, рабочей силы, затраченного труда. Следовательно в обществе были сформированы различные классы, в которых люди разделялись на инженеров, строителей, астрономов, писцов и т. д., т. е. Формировался слой работников умственного труда. Астрономия была первой из естественных наук, с которой началось развитие естествознания. Сначала возникла астрономия из наблюдения времен года и потому абсолютно необходимая для пастушеских и земледельческих народов. Определение времени начала разлива Нила требовало тщательных астрономических наблюдений. Египтяне разработали календарь, состоявший из двенадцати месяцев по 30 дней и пяти дополнительных дней в году. Месяц был разделен на три десятидневки, сутки — на двадцать четыре часа, двенадцать дневных, двенадцать ночных. Поскольку продолжительность дня и ночи менялась со временем года, величина часа была не постоянной, а менялась со временем года. Высокого уровня достигли вавилонская математика и астрономия. Вавилоняне знали теорему Пифагора, вычисляли квадраты и квадратные корни, кубы и кубичные корни, умели решать системы уравнений и квадратные уравнения. Практические потребности общества способствовали развитию научных знаний по арифметики, геометрии, алгебры, астрономии, механики и других естественных наук. Следует подчеркнуть, что все науки носили практический характер. Так современные ученые считают, что все сооружения древних государств были построены на основе лишь эмпирических знаний математики, геометрии и строительной механики. При строительных работах находили применение простые машины: рычаги, катки, наклонные плоскости. Несмотря на огромные заслуги науки Древнего Востока, подлинной родиной современной науки стала Древняя Греция. Именно здесь возникла теоретическая наука, разрабатывающая научные представления о мире, не сводящиеся к сумме практических рецептов, именно здесь развивался научный метод. Если египетский или вавилонский писец, формулируя правило вычисления, писал: «поступай так», не поясняя, почему надо «поступать так», то греческий ученый требовал доказательства.

Таким образом, вавилонская и египетская наука, как уже было сказано, возникли из потребностей практики. Что касается теоретического мышления египтян и вавилонян, то оно не выходило за рамки мифологии; вопросы мироздания и окружающего мира объяснялись только жрецами на основе их фантазии, которые легли в основу религиозного знания.

Лекция 2. Античный период
  1. Характеристика социально-политической жизни Древней Греции
  2. Архаический период развития науки.
  3. Философы-натуралисты
Общая характеристика периода

Считается, что подлинной колыбелью европейской науки была Античная Греция, культура которой в период своего расцвета и породила науку. Рассмотрения этого периода, мы с вами начнем с характеристики социально-политической жизни Древней Греции на становление науки.

Характеристика социально-политической жизни Древней Греции

Стремительное преимущественное расслоение общины с сосредоточением частной собственности в руках представителей знатных родов привело к массовому разорению землеобработкчиков и развитию кабальных отношений. В результате на протяжении VII-V вв д.н.э отмечаются выступления народа за отмену долгов, передел земель, созданию сводов закона, рождению демократии. В итоге общественном сознании укореняются принципы исегории — свобода слова, исотомии — гражданская свобода участия (равенство в занятии должностей), исономии — гражданское равенство (равенство перед законом). Демократическая форма греческого общественного устройства способствовало максимальному раскрытию талантов и возможностей. Отсутствие «привилегий рождения» содействовало развитию политики, науки, искусству, спорта. Особая роль в карьерном росте отводилась ораторскому искусству. Зачастую искустный оратор мог повлиять на решение большинства. Именно в такой атмосфере рождалось рациональное доказательство, формировался аппарата логического обоснования. На этом фоне складывалась наука как доказательное познание. Для уточнения предпосылок появления науки заставляет обратить внимание на такую черту греческой жизни, как использование труда рабов. Повсеместное применение рабского труда, высвобождение свободных граждан из сферы материального производства на уровне общественного сознания обусловило радикальное неприятие греками всего, связанного с орудийно-практической деятельностью. Греки различали деятельность ума и производственно-трудовую деятельность. Первая считалось достойным занятием гражданина и именовалось наукой, вторая приличествовала рабу и звалась ремеслом. Интересно, что и в самой науке греки обосабливали подлинную науку от приложений, занятие которыми порицалось. Например физика и механика. Механика была средством перехитрить природу, но не познать ее. В рамках нашего исследования может возникнуть закономерный вопрос, отрицание эмпирических начал, отсутствие проверки теоретических знаний приводит к рождению религиозного знания и отступления от научных суждений, так почему мы говорим о зарождении науки, где присутствует острая неприязнь к прикладным исследованиям? Здесь стоит иметь ввиду, что протонаучное знание в Древнем Мире было полностью собрано на основе наблюдении, в этот период не хватало рациональных объяснений полученных знаний, и наоборот у древних греков уже существовал накопленный пласт знаний (который достался от Древнего Востока), и который необходимо было реструктуризовать, чтобы определить их в системе мироздания. Поэтому только в Античный период возникли такие формы познания как систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация, из которых в дальнейшем могла развиться наука.

Архаический период развития науки.

Переход от вербальной трансляции знаний к абстрактным (умопостигаемым) доказательствам было впервые осуществлено в «физике». Физика греков — нечто совсем иное, нежели современная дисциплина. Древние греки физику рассматривали как науку о природе в целом, которая включала познание не путем опыта, а путем умозрительного уяснения происхождения и сущности природного мира как целого. Античные физики искали первоосновы сущего — архе, и его элементов — стихий.

Ионийская школа

Первыми учеными (философы) искавшие причины и формы создания мироздания были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит. Для Фалеса (VII - VI вв. до н. э.) этим первоначалом была вода. Анаксимандр (610 - 546 до н. э.) также считал, что мир возник из единого и вечного материального первоначала. Это первоначало он назвал «апейрон», что значит «беспредельное»; он считал его материей неопределенной, находящейся в вечном движении. Живые существа, согласно учению Анаксимандра, образуются из алейрона по тем же законам, что и предметы неживой природы. Животные, по мысли Анаксимандра, родились первоначально из влаги и земли, нагретых солнцем. Первые животные были покрыты чешуей, но, достигнув зрелости, они вышли на сушу; чешуя их лопнула, и, освободившись от нее, животные начали вести свойственный каждому из них образ жизни. Все виды животных возникли независимо друг от друга, так что в учении Анаксимандра нет и намека на генетическую связь между видами, на мысль об историческом развитии животного мира. Только в отношении человека Анаксимандр допускал возможность его происхождения от организмов другого вида. Он считал, что зародыши первых людей образовались в чреве существ, похожих на рыб. Лишь достигнув возмужалости, они скинули рыбью оболочку и вышли на землю в виде мужчин и женщин. Третий ионийский философ Анаксимен (ок. 588 - 525 до н. э.) считал материальным первоначалом мира воздух, из которого все возникает и в который все возвращается обратно. Величайшим из ионийских натурфилософов был Гераклит Эфесский (544 - 483 до н. э.). Его учение не содержит каких-либо специальных положений о живой природе, тем не менее оно имело огромное значение как в истории биологии, так и в истории естествознания и философии в целом, ибо в нем был выражен стихийно-диалектический подход к пониманию природы. Гераклит впервые ввел в философию и в науку о природе четкое представление о постоянном изменении. Он считал, что материальным первоначалом мира является огонь, который в силу необходимости закономерно воспламеняется и снова закономерно угасает. Он учил, что всякое изменение есть результат борьбы.

с. 1 с. 2 ... с. 8 с. 9

migroz.ru

Представление о природе в Древнем Риме

Природа Древнего РимаНа заре новой эры Рим покоряет Ближний Восток, и центром научной мысли сделался Египет (Александрия) как часть Римской империи. При царствовании Птолемеев Рим оказал покровительство Александрии. Так, Александрия на долгие годы Римской империи стала центром распространения античной культуры, философии и науки. На Александрийском центре науки следует особо остановиться хотя бы по фрагментам, уцелевшим после пожара в знаменитой библиотеке. Несмотря на утрату господства Македонского государства в Александрии все еще продолжалось преобладание Афин в мире идей (Перикл). Республиканский Рим понес греческую культуру во все владения своего грандиозного правления (В.В.Лункевич,1960, т. I). У Рима не было своей философии, он пользовался идеями и философией греков.

Следует отмстить, что представители центра располагали более полными сравнительными данными по анатомии животных и человека, головной мозг рассматривали как центр нервной системы, делили нервы на группы (подчиненные и неподчиненные воле), различали вены и артерии по способности к пульсации. Эти познания были обусловлены практикой вскрытия трупов человека (Герофил). Любой орган рассматривался как комплекс вен, артерий и нервов, в головном мозге выделяли большой и малый (мозжечок) участки, в нервах спинного мозга передние и задние корешки (Эразистрат), наличие большого числа извилин у человека связывали с интеллектом.

У римлян господствовал дух эмпиризма и практицизма, падение интереса к теории. Так, фармакологические исследования Диоскорнда, врача Рима I в. н.э. сделали много для развития специальной ботаники, тогда как Теофраста — для обшей ботаники. Большое внимание они уделяли вопросам сельского хозяйства. В этом смысле особенно следует упомянуть о работе Катона Цензора «О делах деревенских», где обращается внимание на возделывание злаков, овощей и плодовых, подбор домашнего скота и т.д. Следует также упомянуть о работе Вергилия «Георгию), содержащей много сведений на этот счет, в том числе рекомендации «о прививках стволов и почек», о винограде и даже повреждениях растений (Н.П.Кренке,1950).

В широком плане интересны описания борьбы самцов за обладание самкой (в результате происходит улучшение потомства), как надо выбирать жеребца при разведении коней, о жизни пчел и т.д. Особый интерес представляют рассуждения римского философа и поэта Лукреция Кара (I в. до н.э.) в поэме «О природе вещей», где он признает материальность и бесконечность развития вселенной, возможность существования жизни на других мирах. Идеи Эпикура о спонтанном изменении атомов он распространял на живую природу. Растения рассматривал как предшественников животных. При этом он допускал и возможность возникновения бабочек из цветков, уродов без ног или вовсе без рук, как результат неправильного соединения органов и отклонения условий. Лукреций допускал не только участие мужского и женского начала («семени») в воспроизведении, в передаче признаков потомству, а также преобладание признаков одного из полов, где могут появиться даже скрытые признаки дальних прадедов.

Он сетовал на то, что когда «человек рассудком своим» не может доискать причину вещам, склонен приписывать «божественную волю». Между тем «природа движима волей своей, от богов независима вовсе». Основу природы усматривал в беспрерывном созидании и разрушении, как результат противоборствующих процессов— «любви и смерти». Все это вытекает из бесконечности и многообразия «первичных телец»—атомов (по Демокриту). Эти же тельца приводят к самозарождению живых существ из земли и разлагающихся остатков самих организмов. При этом растения появляются раньше животных. Представляют интерес его замечания о способах выживания: «испокон веков от гибели племя свое сохраняют хитростью или отвагой или же ловким проворством». Эти мысли, созвучные с представлениями о борьбе за существование, основаны на наблюдениях «над живой действительностью и звучат подлинной новизной» (В.В.Лункевич,1960, т. I).

Ближе к нашей эре, после падения Республики и аристократического императорского Рима (48 г. до н.э.), наблюдается" упадок интереса к изучению природы. В это смутное время работал Плиний Старший, оставивший обширный энциклопедический труд «Естественная история», как результат обобщения древней мысли из разных разделов естествознания (включая анатомию, физиологию, зоологию, ботанику, агрономию и медицину). В ней животные группируются по случайным признакам, описаны нравы и изменчивость животных, инстинкты пчел при поиске нектара, обращено внимание на-вскармливание летучей мышыо детенышей молоком, гнездовой паразитизм кукушки, изменчивость окраски хамелеонов и т.д. Одновременно встречается много фантазий, как хамелеон питается воздухом, зайцы двуполые, морские животные промежуточные между растениями и высшими животными. Античный ботаник Плиний Старший (Гай Плиний Секунд, 79 г. н.э.) обобщил ботанические сведения в 37-томном труде «Естественная история», представляющем энциклопедию своего времени. В ней нарисовал картину мироздания, изложил сведения о земледелии, садоводстве, виноградарстве, лечебные качества растений и животных, он упоминает сведения о тысяче растений.

В работе перечислено свыше 1000 видов растений с указанием их использования, классификация растений сделана произвольно, а их характеристика весьма лаконична. Автор замечает, что «приро-да...все создала для человека». Есть и указания о борьбе за существование среди деревьев («деревья взаимнЬ убивают друг друга своей тенью»), влиянии почвенных условий на рост, цветение и плодоношение растений, об участии насекомых в опылении фигового дерева, о формах листьев, корней и ветвей, листорасположении и влиянии условий на рост, цветение и вегетативное размножение растений. Хотя Плиний мало что внес оригинального, его сочинения в продолжение многих веков способствовали поддержке интереса к природе и любви к знаниям (В.В.Лункевич, I960, т. Л, с. 124).

В начале нашей эры возрастает интерес к вопросам прикладной ботаники (Диоскорид, Николай Дамаскин и др.): изучению лекарственных форм и физиологических особенностей растений. Как выдающийся завершитель этого периода выделяется К.Гален со своими трудами в области медицины, анатомии и физиологии человека. Он впервые поставил изучение физиологических процессов и психических явлений на экспериментальную основу, углубил представления о связи между строением и функцией органов, организацией и поведением животных.

В этом плане он собрал и обобщил большой материал путем вскрытия различных млекопитающих. Среди прочих фактов он прибегает к сравнению строения передних конечностей у человека и обезьяны. У человека якобы «руки являются органами, приличествующими разумному существу», его двуногое хождение он связывал с превращением передних конечностей в руки. При рассмотрении строения любого органа он использует широкие сравнения, что открывают перед читателем новые перспективы для понимания целесообразности организации живой природы. Ему принадлежит заслуга создания учения о мускулах, подробного описания мускулов и нервов, центральной и периферической нервной системы, нервно-мозгового аппарата. При этом использован данные опытов хирургического вмешательства в своем трактате «О перерезке нервов».

Из материалов главы видно наличие широкого интереса к явлениям живой природы в античном периоде именно у греков. Они в отличие от римлян пытались получить истинные знания о состоянии природы в целом, тогда как римляне интересовались прикладными вопросами сельского хозяйства и медицины. Так, древние греки ставили и пытались разрешить вопросы общего и частного характера, где меткие описания фактов и явлений чередовались нередко с фантастическими измышлениями. Среди проблем методологического характера, несомненно, следует упомянуть такие, как изменчивость и гармония, происхождение, классификация и ступенчатость организации живой природы, связь строения и функции органов, пол и наследственность и т.д. Над этими проблемами столетиями будут ломать копья, что опять-таки свидетельствует о величии идей античных исследователей живой природы и натурфилософов.

estnauki.ru