Библиотеки древнего китая. Культура Древнего Китая и Японии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Национальная библиотека Китая. Библиотеки древнего китая


Библиотека: "Десять Школ" Древнего Китая

Величайший историк Китая Сыма Цянь (145-86 гг. до н. э.) написал первую династийную историю Китая. Это «Ши Цзи» - «Исторические записки». В последней главе своего труда он цитирует «Основные указания о шести школах», составленные его отцом – Сыма Танем.

Сыма Тань (ум. 110 г до н.э.) выделил шесть школ: Инь–ян цзя, Жу цзя, Мо цзя, Мин цзя, Фа цзя, Дао-дэ цзя

Другой великий историк, Лю Синь (46 г до н. э. – 23 г н. э.) добавил к этому спискуеще четыре: Цзун хэн цзя, Цза цзя, Нун цзя, Сяо шо цзя

При этом он предложил и первую теорию возникновения этих десяти школ. По его мнению, впериод ранней Чжоу «не существовало разделения на учителей и чиновников». То есть, чиновные звания и должности были наследственными профессиями. Поэтому отец обучал навыкам своего сына и племянников, то есть руководил семейной школой. Поэтому у всех направлений общее название «цзя» - «семья».

Примечательно, что в случае впадения чиновника в немилость, ссылки и даже казни, его место все равно передавалось сыну, в случае отсутствия сына – племяннику, брату, дяде, но не набирался новый человек со стороны. Такая система существовала несколько веков и распалась только в период поздней Чжоу – эпоху «Чжань го» - «Борющихся царств».

В период поздней Чжоу потомственные чиновники часто теряли свои места (да и сами князья теряли наследственную власть, она часто попадала в руки «безродных» временщиков). С другой стороны, ретивые и амбициозные простолюдины стали попадать в фавор у правителей, и получали должности вплоть до первых министров.

Таким образом, оставшиеся не у дел потомственные чиновники, в целях личного выживания, обучали за деньги всех желающих, а амбициозные простолюдины спешно овладевали грамотой и специальными знаниями, дабы занять руководящие должности.

Жу цзя

По мнению Лю Синя, «Принадлежащие школе Жу» пришли из ведомства образования… Эта школа наслаждалась изучением «Лю и» - «Шести канонов» и уделяла внимание гуманности и справедливости».

Иероглиф «Жу» переводится как «ученые». Первое, чем должен был овладеть человек, стремящийся стать чиновником, «войти во власть», была грамота! Это было абсолютным цензом. Грамота изучалась на основе шести канонических книг. Это И цзин - «Книга перемен», Ши цзин - «Книга песен», Шу цзин - «Книга документов», Ли цзи - «Записи о ритуале», Юэ цзин - «Книга музыки», Чунь цю - «Вёсны и осени» - хроника царства Лу с 722 по 479 год д н. э.

Параллельно с грамотой ученик постигал необходимые знания по музыке, истории, ритуалам,обычаям разных правлений.

Например «Книга песен» была не сборником народной эстрады, а содержала гимны и оды разных царств и династий, посвященные важнейшим событиям в их истории, содержала информацию о преданиях, нравах, обычаях всех известных к тому времени народов.

Самым известным, и первым среди поименованных учителей этой школы был Конфуций, в связи с чем она известна также и как школа Конфуция.

Принадлежать к признанным преподавателям этой школы было весьма почетно, овладеть её знаниями означало получить пропуск в чиновное сословие. Обучение было платным. У самого Конфуция было несколько тысяч учеников. Таким образом, «жу цзя» была не только философской школой в западном понимании этого слова, но и цехом чиновников, включающим как преуспевающих, так и кандидатов, жаждавших пополнить пустующие вакансии.

Дао - дэ цзя

По мнению Лю Синя, школа «дао-де цзя» происходила от придворных историков.

«Изучая исторические примеры успехов и неудач, сохранения и разрушения, бедствий и процветания с древности и до наших дней они научились удерживать существенное и схватывать основное. Они сохраняют себя чистотой и пустотой и управляют собой смиренностью и мягкостью. В этом заключена сильная сторона школы».

Здесь нужно знать, что служба историков (историографов) изначально была не научной работой и не собранием сведений для их опубликования и прочтения людьми. Изначальный смысл деятельности историографов – это раз в полгода отправлять божественным предкам отчеты о состоянии дел на Земле. То есть, это жреческие функции. Первоначально дощечки с отчётами просто сжигались на алтарях, затемони сохранялись в заалтарных хранилищах, но никому и в голову не приходило ихперечитывать и тем более – публиковать. (Исключение составили таблички царстваЛу, собранные в хронику «Чунь цю».)

Сакральность действа требовала полной беспристрастности. Поэтому историографы часто вступали в конфликт с князьями, а тем более с временщиками – незаконными правителями. Примечательно, что в древнем Китае, историографы часто шли на смерть, но не соглашались написать «правильные» таблички с точки зрения правителя, пришедшего к власти незаконным образом. Из-за весьма высокого морального авторитета эти люди вызывали глубокое почитание, религиозное уважение. Они же разработали модель поведения идеального правителя – обладание «дао» и «дэ». Конечно, окончательно рассудить, обладает ли правитель «дэ» могло только Небо – неблагое правление вызывало бедствия и утерю доверия народа, утрату власти, а часто и пресечение династии. Но опытный историограф, на основе анализа, беспристрастного наблюдения, мог вынести вердикт и до того, как Небо обрушит свою кару на все государство. Кроме того, мастер методов «дао дэ» мог оценивать и давать рекомендации не только правителям, но и обычным людям. В эпоху смут и утраты законного правления, пресечения правящего рода, его мнение оказывалосьрешающим в признании кандидатов.

Моральная экспертиза часто оказывалась необходима не только в делах государственногоправления, но и в делах большого рода, семьи, клана. Потребность в мастерах «дао дэ» была минимальной в эпоху стабильности и мира. В эпоху кризисов мастера «дао дэ» приобретали более высокое значение. Они придавали легитимность той политической силе, которая получала их благословение.

Как и школа «жу», школа «дао дэ» перестала быть чисто семейной в период «Борющихся царств». Мастера «дао дэ цзя» жили на пожертвования лиц, стремящихся к подтверждению своего «дэ». Они так же имели учеников, но не в таких грандиозных количествах, как в «жу цзя». Их методы включали постижение психологии, умение отрешиться от личных симпатий, беспристрастное наблюдение, развитие интуиции, искусство предвидения. От этих систем произошли многие методы «энергетической гимнастики», известные ныне как «цигун».

Инь - ян цзя

Согласно Лю Синю,  «Принадлежащие школе «инь ян» происходят от придворных астрономов.  Они почтительно следовали чистому Небу, благоприятным знамениям солнца и луны, звезд и созвездий, чередованию сезонов».

Астрономия и астрология в те времена были также занятием наследственных чиновников. Календарь играл важную роль в определении сельскохозяйственных сезонов, а также регулировал церемонии жертвоприношений. Поэтому, астрологи отчасти были и жрецами. Из их среды вышли знатоки «шести видов оккультных искусств».

Это: собственно астрология, календари, «пять элементов», гадание по стеблям тысячелистника, смешанное гадание, и, наконец, «фэншуй». Школа инь-ян также считается родоначальницей многих методов «цигун».

Имея дело с созвездиями, движением планет, фазами луны, астрологи научились составлять различные системы взаимопревращений, планы, модели ритмических процессов. Они заложили основы универсальной восточной стратегии. Эти знания дали начало китайской медицине, а так же послужили основой китайской военной стратегии.

Вероятно, в их среде первоначально возникло искусство «вэйци». Доска с черными и белыми  камнями первоначально служила календарем, применялась для моделирования и визуализации нумерологических построений. Позднее вэйци превратилось в стратегическую игру, известную ныне как «го».

Мастера «инь ян» жили за счет составления гороскопов, гадания, медицинской практики. Они также консультировали по вопросам «фэншуй», включая и строительство городов, а также консультировали по стратегии. Универсальность применения их знаний повышала их способности к выживанию, но требовала постоянных перемещений. Потому и учеников было не так много.

Фа цзя

«Принадлежащие к школе легистов происходят из ведомства судопроизводства. Они утверждали строгость наград и наказаний, чтобы поддержать нормы должного поведения».

Школа «фа» - методов. Другое название – «школа законников» или легисты. Легисты добивались максимальной эффективности управления, придерживались принципа приоритета наказаний над поощрениями, строгого определения должностных обязанностей, равенства всех перед карой закона. В период ранней Чжоу они не имели большого влияния, так как первый министр назначался из ведомства ритуала. Но в позднее время, когда раздробленные царства вступили в период ожесточенных войн, их методы получили более высокий спрос. Став первыми министрами, легисты в разы повысили эффективность управления, экономики и сельского хозяйства. Получив больший ресурс, царства под управлением легистов стали побеждать в войне. Окончательно объединил Китай император Цинь Шихуанди, первым министром которого был знаток «фа цзя» Ли Сы.

Мин цзя

«Школа имен». По версии Лю Синя, происходят из ведомства ритуала. Однако, основные представители этой школы известны благодаря их участию в судебных тяжбах. Поэтому они известны также как «спорщики» или «юристы». Некоторые представители этих школ прославились как бесстыжие адвокаты, по несколько раз «выворачивающие наизнанку» дух и букву законов, некоторые - как толковые составители судебных кодексов.

Мо цзя

Школа Мо цзы

«Принадлежащие к школе моистов происходят от Стражей Храма. Храм был построен из простых деревянных балок с соломенной крышей, поэтому их учение подчеркивало бережливость. В храме почитались Три Первопредка и Пять Императоров, поэтому их учение говорило о вселенской любви. В храме также совершались церемонии выбора чиновников и военных упражнений, поэтому их учение говорило о предпочтительности добродетели и способностей. Храм был местом жертвоприношений предкам и почитания отцов, поэтому их учение должно было чтить духов. Они принимали древнее учение о следствии четырем сезонам, поэтому их учение отрицало рок. Они принимали древнее учение об исполнении сыновней почтительности во всей Поднебесной, поэтому они проповедовали учение «согласия с высшими».

Эта школа названа по имени её основателя Мо Ди, известного как Мо-цзы. Ее социальнойбазой были «ю ся» - странствующие рыцари.

«Их слова всегда были честными и искренними, а действия – быстрыми и решительными. Они всегда были верны обещанному, и, не взирая на себя, бросались навстречу угрожающей опасности» («Ши цзи»).

В отличие от других «семей», «Мо цзя» имела строгое вертикальное управление, четкую иерархию, железную дисциплину. Эта организация принимала участие в реальных боевых действиях. Глава организации назывался «Цзюй цзы» - «Великий учитель». Цзюй цзы имел право распоряжаться жизнью и смертью рядовых членов организации. Их кодекс требовал выступать на стороне слабой стороны, по возможности избегать кровопролития. Низшие были обязаны беспрекословно подчиняться высшим и передавать им всю информацию.

Школа Мо критиковала конфуцианцев за их дорогостоящие ритуалы, отбросив которые, можно было бы экономить массу средств для общественного хозяйства. Также школа Мо была недовольна конфуцианцами, так как они не чтили духов.

Другие школы.

«Цзун хэн цзя» - школа дипломатов. Согласно Лю Синю, произошли от ведомства посольств. Отличались способностью принимать самостоятельные решения, исходя из общих принципов.

«Цза цзя» - школа эклектиков.. По Лю Синю, происходят от советников, изучавших разнообразные методы всех школ.

«Нун цзя» - школа аграриев. Согласно Лю Синю, произошли от ведомства земли и зерна. Узкий клан, решавший прикладные вопросы агрономии и лесоводства. Внес огромный вклад в увеличение численности китайского народа. Не испытал репрессий во времена гонений Цинь Шихуана. Аграрии внедряли новые виды семян, добивались повышения урожайности, учили разводить и использовать шелкопряда.

«они учили сеять разные сорта зерна и побуждали людей пахать землю и выращивать тутовые деревья, чтобы одежды и пищи было в достатке».

«Сяо шо цзя» - школа рассказчиков. По Лю Синю, уже в древности превратилась в бродячих исполнителей занимательных рассказов, сильного влияния не имела. Однако, жанр народного рассказа дожил до 21 века.

Трансформация "семей" после объединенияКитая

Когда Цинь Шихуан объединил Китай, он запретил все школы, кроме «фа цзя» - легистов. Используя крайне жесткие методы управления, он сделал Китай величайшим государством. При нем строилась Великая Стена, Великий Канал, огромные дворцы новой столицы. Были сожжены все книги соперничавших с легистами школ. Исключение было сделано для книг по медицине, ветеринарии, агрономии.

Конфуцианские ученые выступили с критикой императора. В ответ на это император закопал живыми в землю около 200 видных ученых. Все конфуцианские книги были сожжены. Правление Цинь продолжалось около 20 лет. Когда империя пала, конфуцианцы вновь пришли к власти, они восстановили все свои канонические тексты и сделали знание этих текстов ключом к получению признания в среде чиновников.

Школы инь ян, и дао дэ рассредоточились. В рассеянии они перенимали методы друг друга, и впоследствии стали одной общностью – даосами. С тех пор даосы странствовали по окраинным районам Поднебесной. При благоприятных условиях, они становились ядром всевозможных восстаний.

Моисты, по всей вероятности, ушли в подполье всей организацией, без потери вертикальных и горизонтальных связей. В более позднем периоде упоминается существование школы «бин цзя» - «семья воинов», также называемая «темная школа». Она сочетала как изучение прикладных техник рукопашного боя, так и глубокое изучение стратегии.

После падения империи Цинь, легисты потеряли было свое влияние. Людям, изучавшим методы школы «фа», было запрещено занимать государственные посты. Сами книги легистов были запрещены. Однако, в силу универсальности законов экономики и политики, конфуцианские чиновники были вынуждены применять, хоть и в смягченных формах, методы легистов.

Тайные общества

Таким образом, в древнем Китае появилось два типа тайных обществ.

Первый тип унаследовал строгую моистскую централизованность, и дал начало «триадам».

Тайные сообщества моистского типа дублировали существующие государственные структуры, и являлись «теневым правительством». В окраинных районах, где прямая имперская власть была слабой, эти два «правительства» мирно уживались и дополняли друг друга. При очередном коллапсе центрального правительства, моистские сообщества продолжали свое администрирование на местах. Публичные философские прения по идеологии Мо продолжались длительное время, но структуры уже существовали в отрыве от породившего их учения. Тем не менее, на глубинном уровне, существование «триад» было и остается пронизанным ритуалом, строгим почитанием внутренних моральных норм.

Второй тип (дао дэ) не имел единого центра и структуры, объединялся только идеологией и методами.

Децентрализация и независимость ячеек обеспечивали высокую степень неуязвимости аморфного сообщества. В то же время последователи дао дэ легко находили друг с другом общий язык, взаимно обучались, конкурировали, поддерживали друг друга. В сложных условиях они рассредотачивались, при благоприятной ситуации, собирались в крупные общины.

Причем именно второй тип обеспечивал наиболее удачные восстания.

В роли тайных обществ низшего звена можно рассматривать сельские отряды самообороны («красные пики»). В неизменном виде эта структура дожила до середины ХХ века, когда Мао вербовал из их числа красноармейцев. Во времена «Культурной революции» эта структура подверглась гонениям, сейчас нет сведений о её существовании.

Роль даосов в смене династий

При смене династий для претендентов на престол было крайне важно получить легитимность и признание собственного «дэ». Поэтому вожаки крестьянских восстаний, восставшие генералы, представители знатных семейств – все стремились получить «рекомендации» авторитетных в народе даосских наставников. Эти наставники зачастую примыкали к тому или иному лагерю, либо сами инициировали восстания. Например восстание «Желтых повязок» было начато даосами.

В чем заключалось позитивное влияние даосов на политическую ситуацию? В экономии сил, и к минимизации потерь в период нестабильности. При власти хаоса, когда силовые группировки могли биться друг с другом до полного исчезновения популяции, «даосская сеть» поддерживала наиболее достойного лидера и обеспечивала ему подавляющую народную поддержку. В условиях враждебного окружения, это было важным фактором выживания всей китайскойцивилизации.

Пришедшие к власти императоры нуждались в том, чтобы авторитетные даосские наставники внедряли в народе мысль, о том, что новый правитель имеет «Небесный мандат». Поэтому многие династии в своем начале благоволили к даосам. Они приложили немало стараний, чтобы на базе даосской философии построить даосскую церковную организацию, с большими возможностями пропаганды, но и с большей степенью государственного контроля. И наоборот, при упадке династии, даосизм терял государственную поддержку, часто подвергалсягонениям.

Современные "рассредоточенные" школы в Китае

По принципу традиционных даосских организаций живут некоторые школы традиционного ушу. Особенность современного Китая такова, что наиболее массовыми являются те школы, которые предъявляют минимальные требования к уровню физической подготовленности. Поэтому адептов цигун много, а мастеров единоборств – гораздо меньше. Мастера традиционного ушу имеют крайне мало учеников, причем часто большая часть таких учеников – платежеспособные иностранцы, с минимальным уровнем подготовки.

Но именно эти мастера и составляют золотой фонд китайской цивилизации. На их достижениях паразитирует система спортивного ушу, центры ушуистического туризма, китайский кинематограф с его батальными сюжетами.

Современные школы с жесткой вертикальной организацией

Напротив, последователи цигун могут составлять десятки и сотни тысяч у одного наставника. Тысячи людей «стоят столбом», мысленно «подключаясь к источнику космической энергии». По внешней форме это очень похоже на сеансы Кашпирoвcкого в период распада CCСP. И здесь первостепенное значение имеет именно «психологическая установка». Вторая важная черта – абсолютный авторитет современных «цзюйцзы» - наставников-основателей. Вместе с непререкаемым положением «Великого наставника» такие школы имеют четкое разделение на уровни посвящения, строгую иерархию. Такие школы отличаются жесткой внутренней дисциплиной, наличием фанатической идеологии.

Периодически по Китаю прокатываются волны массового увлечения некоторыми видами цигун. Нередко они приводят к появлению стандартных тоталитарных сект, на которые обрушивается репрессивный аппарат правительства. Самое последнее «увлечение» - секта «Фалунгун» - вступила в агрессивное идеологическое противостояние с правительством Китая.

Существует четкая связь между силой государственного аппарата подавления, уровнем жизни, и численностью сторонников тоталитарных сект. При ослаблении государственного контроля в сфере идеологии, подавить тоталитарные секты можно только путем подъема общего уровня жизни. И здесь перед китайским государством стоит сложнейшая задача. Проигрыш в этой борьбе приведет Китай к системному коллапсу, и ответственные китайские лидеры понимают это в полной мере. Сыма Тань (ум. 110 г до н.э.) выделил шесть школ:

На картине художника Дун Си-веня «Провозглашение Китайской народной республики», Председатель Мао занимает традиционное место императора. Он стоит на трибуне, на воротах Небесного Спокойствия. Народ – внизу, на площади Тяньаньмень. В группе его сторонников крайним справа изображен некий старец в традиционной даосской одежде, с раздвоенной бородой. Все остальные персонажи – реальные соратники Мао – Линь Бяо, Чжоу Эньлай, Лю Шаоци, Сун Цинлин... Загадочный старец, которого, кстати, нет на фотографиях, сделанных во время выступления Мао, видимо символизирует именно «даосское начало».

После экономических реформ Дэн Сяопина Китай перешел от маоистской концепции «всеобщего равенства» к рыночной модели. Сейчас китайское государство и в идеологии переходит к новой модели. По сути, это возвращение конфуцианства. Патернализм, забота высших о низших, уважение и сыновняя почтительность низших к высшим. Это очень устойчивая система, способная обеспечить политическую стабильность на сотни лет. Таким образом, классический династический цикл продолжается и без императорской династии.

Автор: Алексей Кузьмин                                        

 Найдено  здесь:

librarystozhar.blogspot.com

Национальная библиотека Китая

Для хранилища книг и рукописей было введено в эксплуатацию новое здание. Его общая площадь составляет примерно 80 000 метров квадратных. В новом терминале расположились читальные залы, книгохранилища, электронная база данных, а также экспозиции древних свитков.

Концепцию здания нового корпуса национальной библиотеки Китая разработали немецкие архитекторы Юрген Энгель и Михаэль Циммерман. В своей работе они руководствовались как китайскими национальными архитектурными традициями, так и спецификой будущего назначения здания. Итог работы этих мастеров своего дела превзошёл все ожидания. Новое здание напоминает что-то среднее между традиционной китайской пагодой и расположенным на подставке гигантским книжным томом.

Новый павильон в состоянии каждый день обслуживать до 8 000 посетителей, при этом производя выдачу 6 000 книг. Обладатели ноутбуков в пределах читальных залов для прочтения требуемой информации могут пользоваться беспроводной связью. Объём доступного текста равняется двумстам терабайтам. Современное здание национальной библиотеки в ближайшие 30 лет не потеряет своей актуальности.

Здание библиотеки

После открытия национальной библиотеки Китая это здание стало третьим в мире по размерам площади.

Постройка нового здания Национальной библиотеки Китая длилось с конца две тысячи четвертого года. Китаю это строительство обошлось миллиард двести двадцать юане. Если перевести в доллары это будет равно сто восемьдесят миллионов долларов. Это здание, расположенное на востоке Пекина, находиться на площади в восемьдесят с половиной тысяч метров. В течении дня в этой библиотеке может побывать почти что восемь тысяч читателей, которые смогут получить примерно, шестьсот тысяч книг.

Помимо этого, здание Национальной библиотеки Китая оборудовано четыреста шестьюдесятью компьютерами при помощи, которых можно выйти в интернет, а так же обеспечили без проводным доступом.

Помимо залов для чтения, есть хранилища для книг со специальными зонами для хранения рукописей и древних книг. В библиотеке так же находится цифровая библиотека с двухстами терабайтами информации.

Еще в библиотеке собираются открыть специализированный библиотечный кабельный телеканал, при помощи которого будут показываться лекции и демонстрироваться разнообразные выставки.

О библиотеке

 Национальная библиотека Китая является национальным библиографическим центром, национальным хранилищем публикаций, всеобъемлющей научной библиотекой, Центром развития, Национальным центром сети научно-технических и библиотечно-информационных библиотек. Общая площадь библиотеки составляет сто семьдесят тысяч квадратных метров и занимает среди мировых библиотек пятое место. К 2003 году Национальная библиотека Китая занимала пятое место в мире, а также имела колоссальную коллекцию книг, которая состояла из двухсот сорока одного миллиона ста тысяч томов. В коллекции библиотеки насчитывалось 1 600 000 томов древних книг, а также 270 000 томов редких книг.

Библиотека на 2010 год располагается в трех зданиях. В 1987 году построено первое здание. Старое здание библиотеки до 1987 года было главным, оно было построено в 1931 году. Сейчас же, в нем располагается отдел древних книг библиотеки. На севере от Главного здания принят в эксплуатацию 9 сентября 2008 года новый корпус библиотеки.2009 Авторами проекта были Юрген Энгель и Михаэль Циммерман. Новый корпус может одновременно обслуживать около 8 000 читателей, при площади более 80 500 квадратных метров. Теперь общая площадь библиотеки, включая новый корпус, составляет 250 000 квадратных метров. По площади ее опережают только Национальные библиотеки США и Франции. Новый корпус получил название «Северная часть Национальной библиотеки Китая», а Главный корпус – «Южная часть Национальной библиотеки Китая».

Национальная библиотека Китая имеет самое большое собрание материалов на иностранных языках в стране, а также самую большую в мире коллекцию китайских книг.

Выставка традиционных новогодних рисунков в библиотеке

В Национальной библиотеке Китая прошла выставка традиционных новогодних рисунков. На протяжении многих лет они были одними из главных атрибутов праздника Весны, однако, сейчас их популярность постепенно падает. Как говорят искусствоведы, новогодний рисунок на грани исчезновения.

На выставке было представлено 120 новогодних рисунков. Их тщательно выбирали из 4 тысяч произведений. Некоторым экспонатам более ста лет, но выглядят они по-прежнему яркими и свежими. Изображения дают посетителям полное представление о разных эпохах.100313 Раньше подобные рисунки можно было увидеть едва ли не в каждом китайском доме в праздник Весны. Люди верили в их волшебную силу. Считается, что такие изображения защищают дом и его обитателей от бед и приносят счастье.

Ван Хайся, директор центра народного творчества при Китайском институте искусств:

"Это хранители домов. Обереги. У входа в жилище вешают изображения воинов с оружием в руках. Они не дают злым духам проникнуть в дом. Защищают его. Картины внутри помещения приносят удачу и благополучие".

Главные темы новогодних рисунков - фольклорные сюжеты, персонажи легенд, а также картины людского быта разных эпох. Ещё во времена правления династии Цин некоторые регионы Китая стали считаться основными производителями новогодних рисунков. Это, прежде всего, уезд Янлюцин города Тяньцинь и уезд Чжусянь провинции Хэнань.

Ван Хайся, директор центра народного творчества при Китайском институте искусств:

"В уезде Янлюцин более тысячи мастерских по производству новогодних рисунков. Благодаря этому делу на протяжении столетий развивался не только сам уезд, но и близлежащие деревни. Перед праздником Весны в Янлюцин за рисунками всегда приезжали торговцы со всего Китая".

Со временем традиционные новогодние рисунки утрачивают свою значимость и популярность. Мастеров становится меньше. Искусствоведы полагают, что этот вид творчества на грани исчезновения. Государство старается поддерживать это направление искусства. На нынешнюю выставку были приглашены мастера, обладатели традиционной техники новогоднего рисунка, чтобы посетители воочию увидели процесс создания праздничных символов. Художники говорят, что сейчас новогодние рисунки в быту - это редкость. В основном их покупают коллекционеры, причём, за неплохие деньги.

Источник: www.mirbib.ru

depositnews.com

Конфуцианская библиотека - Империи Древнего Китая. От Цинь к Хань. Великая смена династий - Марк Эдвард Льюис - Ogrik2.ru

Конфуцианская библиотека

Быть может, за самым наглядным доказательством решающей роли конфуцианского классицизма в формировании литературы периода Хань следует заглянуть в каталог императорской библиотеки. Его составили Лю Сян со своим сыном Лю Синем, служившим под управлением Ван Мана в конце периода Западной Хань. Бань Гу включал его в несколько измененном виде в «Книгу династии Хань» в форме «Монографии на тему искусств и писем». Библиотеки с их системами классификации литературы служат окном, через которое открывается вид на структуру интеллектуальной вселенной, то есть организацию отраслей знания любого общества. Отец и сын Лю структурировали их каталог, исходя из представления о том, что тексты конфуцианского канона служили одновременно образцами надлежащего письма и исходным текстом всех остальных категорий литературных произведений. Они отождествили этот канон с мудрыми царями и проследили каждую категорию текста до того или иного управления либо службы царства Чжоу.

Поскольку составители данного каталога исходили из всеобщности знания как идеала, они рассматривали любое разнообразие вариантов или повторение текстов как проблему, требующую исправления. Отец и сын Лю так объясняют существование порочных текстов в полемической риторике разных философских школ: «Давно умер Конфуций, и изысканные слова вышли из употребления. Ушли в лучший мир все семьдесят его учеников, и великая истина подверглась извращению. Поэтому трактат Книга чунь-цю разделили на пять вариантов: „Книгу гимнов и песен“ – на четыре и „Книгу перемен“ передали в различных традициях. Во времена Сражающихся царств дипломаты и мастера уговоров спорили по поводу истинных и ложных утверждений, а слова древних мастеров превратились в непреодолимый хаос. Все это вызвало замешательство в государственном устройстве династии Цинь, поэтому его правители приказали сжечь все письменные памятники, чтобы простой народ превратился в толпу невежд. Тут пришла династия Хань, и ее представители восстановили урон, нанесенный при династии Цинь. По большому счету они собрали тексты и обрывки трактатов, а также открыли доступ к историческим документам»28.

Отец и сын Лю воздали должное ряду императоров династии Хань за то, что те организовали восстановление старинных текстов, и они составили список ученых, работавших над объединением окончательного каталога. Их отчет о завершении составления каталога императорской библиотеки тем самым выполнен наподобие трактатов «Вёсны и осени господина Люй» и «Мудрецы из Хуайнани», в которых полноту работы обеспечили правители, собравшие ученых, чтобы те составили полноценное произведение и восстановили утраченное его единство29.

Его стержень соответствовал каноническим текстам, так как основание всего письма показано в самом названии каталога, в котором все произведения разделены на образцы канонического искусства (и) и остальные «письма» (вень). Каноны назначили непосредственно мудрые правители, тогда как другие категории трудов приписываются ведомствам воображаемого древнего государства. Точно так же, как чиновникам их власть делегировалась монархом, а истина меньших форм письменных памятников прослеживалась вплоть до трудов мудрецов. Все категории трудов, не относящиеся к каноническим, обосновывались упоминанием их в классике или в протоколах Конфуция. Тем самым становилось ясно, что философия и стихотворения, появившиеся во времена Сражающихся царств, вторичны к примату конфуцианского канона. «Разнообразные философские традиции хороши своими собственными сильными сторонами… но если соединить их существенные выводы, все они представляются ветвями или каналами этих Шести Канонов»30.

Хотя философы Сражающихся царств литературными средствами отражали раздробленность власти, они, если слушать отца и сына Лю, тем не менее сохранили элементы истины канона. Когда настоящий царь возвращается в этот мир с приходом династии Хань, он восстанавливает изначальное единство классики, от которого отошли те философы. Ту же самую модель можно применить к поэзии: «В стародавние времена, когда крупные землевладельцы и потомственные чиновники общались с правителями соседних царств, чтобы тронуть душу друг друга, они пользовались самыми изысканными выражениями. Приветствуя друг друга поклонами, они неизменно приводили абзацы из „Книги гимнов и песен “, выражавшие за них их устремления. Тем самым они отделяли достойное от недостойного, а также замечали процветание или закат соседа. После завершения периода „Вёсен и осеней“ (Чунь-цю) Путь Чжоу постепенно пришел в упадок, а „Книга гимнов и песен“ как источник готовых форм для выражения почтения и наведения справок между правителями разных царств вышла из употребления. Мужи чести, изучившие „Книгу гимнов и песен“, затерялись в толпе простолюдинов, поэтому появились гимны достойных мужчин, разочарованных в своих устремлениях»31.

В «Монографии» дальше возносилась хвала Ян Сюна «гимнам мужчин Од» по сравнению с «гимнами декоративного языка». Там же находим призывы к восстановлению канонического идеала нравственно серьезного стиха при императорах династии Хань.

Параллель между текстами и правительством выглядит совершенно очевидной. Утвердившиеся каноны приравниваются к завещаниям древних мудрых царей, и появление мастеров философских размышлений с новыми формами стихосложения объясняется как средство выражения политической неразберихи. Политический подъем династии Хань привел к совершенствованию литературы посредством возрождения прежних принципов и совсем не обязательно прежних литературных форм. Отец и сын Лю развили эту идею параллели между правительством и литературными произведениями, проследив их категории назад до политических ведомств государства Чжоу. Так, конфуцианские философские трактаты происходят от министра народонаселения и просвещения; трактаты даосов – от известного историка-астролога; концепция иньиян появилась в управлении летоисчисления Си и Хэ; основные положения легистов придумали судебные чиновники; концепции школы имен изобрели чиновники, отвечавшие за проведение обрядов; трактаты моистов написали чиновники, следившие за родовым храмом; трактаты для школы союзов сочинили секретари из управления эмиссара; и т. д.32

В распределении авторства трактатов по политическим ведомствам отражается не только приравнивание интеллектуального авторитета к политической власти, но также и идеал восстановления единства расколотого мира. Такой каталог служит свидетельством того, что его написала группа чиновников, каждый из которых в своей сфере обладал суммой определенных знаний. Только когда эти знания соединялись под эгидой правителя, они могли сложиться в полный, снабженный комментариями обзор литературной сферы. Таким образом, окончательное единство литературной сферы в этом каталоге сложилось параллельно единству имперского государства во главе с монархом.

Однако, несмотря на такое безупречное единство, в данном каталоге все-таки сохраняется расхождение в существующих текстах. Оно касается, прежде всего, канонических текстов, сохранившихся в нескольких видах. Лучше всего сохранилась «Книга перемен», так как правители династии Цинь не имели ничего против нее, но даже она к приходу династии Хань существовала в полудюжине вариантов. Все остальные каноны делились в соответствии с несовпадающими традициями толкования, часто прилагаемого к различным вариантам канонических текстов. Ведущие философы встречались редко и как одиночки. Стихотворный жанр утратил свои связи с правительством и принял вид, при котором простолюдины, чтобы выразить личные чувства, использовали утонченный язык и полет фантазии. Трактаты на военные темы стали посвящать искусству полководцев совершать маневры и вводить противника в заблуждение. Искусство предсказания судьбы перешло в руки ремесленников этого дела, неспособных освоить тонкости астрономии и летоисчисления. Искусство сохранения здоровья и продления жизни опорочили специалисты, практикующие фокусы с имитацией оживления людей33.

Такое пренебрежение истинным мастерством является заключительной темой каталога и касается превосходства общих навыков по сравнению с однобокими фокусами. Такая мысль, развитая в самооправданиях философских традиций, фигурирует в составе каталога. Весь труд поделили на семь самостоятельных категорий. Первые четыре – товарищество, каноны, мастера и стихотворения – собрали Лю Сян и Лю Синь. Оставшися три – военное дело, нумерологию и предсказание, а также формулы и методы продления жизни – собрали соответствующие специалисты в своей области: военный, великий астролог и лекарь императора. Таким образом, литературные и общие навыки, включающие знания всеобъемлющих канонов, обработали литературные чиновники, отвечавшие за данное предприятие, в то время как технические дисциплины поручили специалистам. Все категории перечислены по мере возрастания с заголовками общего характера, предшествующими техническим разделам. Кроме того, философские труды и стихотворения рассматриваются в качестве побочного продукта канона, в то время как технические работы до канонических образцов не прослеживаются.

Технические категории к тому же помечены отличительным знаком порочности. Притом что мастера опорочили канонические тексты своей пристрастностью, а поэты – отсутствием у них политической цели и одержимостью украшательством, обе категории остались элементами канонического наследия и исправлялись, когда возвращалось мудрое правительство. Технические виды искусства, наоборот, порочили канонические принципы самим своим существованием, а в монографии программы их исправления не предлагается.

Описание текстовой специализации и иерархия жанров в библиографическом каталоге отличаются от ясно сформулированного при Сражающихся царствах варианта. В этот предыдущий период истории Китая философы отстранялись от относящихся к ворожбе традиций тем, что утверждали, будто они обладали интеллектом обобщения, который охватывал и направлял технические виды искусства. Они тем самым приравнивали свое положение в обществе к положению наместников или царей. Однако, занявшись составлением всеобъемлющих трактатов и перечиткой существовавших на тот момент текстов как универсальных произведений, эти мастера философских школ сами себя понижали до положения носителей частей окружающего целого, воплощенного в каноне.

В таком новом интеллектуальном порядке, сложившемся ради отображения единой империи, канон отождествлялся с монархом и обобществленной мудростью, которой все остальные тексты служили фрагментами. Прежняя иерархия Сражающихся царств, сформулированная тогдашними философами, сохранилась в ранжировании «литературных» видов искусства выше технических дисциплин. Только вот сами философы теперь оказались в зависимом положении в пределах расширенного порядка, определенного авторами канона и его комментариев. Точно так же поэзия и история, а также, разумеется, все формы письма прочитывались в пределах интеллектуальной вселенной, установленной государственным каноном, который понимался как литературная форма империи Хань.

Показать оглавление Скрыть оглавление

ogrik2.ru

Национальная библиотека Китая — WiKi

  Старое здание Национальной библиотеки Китая.

Библиотека была основана в 1909 году как «Библиотека Столичных учительских палат» (кит. 京师图书馆) по согласованию с троном и правительством последней китайской династии Цин. После Синьхайской революции 1911 года «Столичные учительские палаты» были переименованы в Пекинский университет, а библиотека в августе 1912 года была передана Министерству образования и открыта для посетителей. В 1916 г. на неё были возложены функции главной библиотеки страны. В 1928 году библиотека получила статус Национальной библиотеки. В декабре 1998 года Государственный совет утвердил изменение названия библиотеки на «Чжунго гоцзя тушугуань» (Национальная библиотека Китая). В соответствии с законом о печати от 1930 г. Национальная библиотека стала регистрировать китайскую печатную продукцию, а еще через год для неё было построено специальное здание. К моменту провозглашения Китайской Народной Республики в фондах библиотеки насчитывалось не менее полутора миллионов документов.

Национальная библиотека Китая является всеобъемлющей научной библиотекой, национальным хранилищем публикаций, национальным библиографическим центром, Национальным центром сети библиотечно-информационных и научно-технических библиотек и Центром развития.

Общая площадь библиотеки занимает 170000 квадратных метров, занимая пятое место среди мировых библиотек. К концу 2003 года библиотека имела богатую коллекцию 24 110 000 томов, а также занимала пятое место среди библиотек мира. В коллекции насчитывалось 270 000 томов редких книг, 1 600 000 томов древних книг.

  Новый корпус Национальной библиотеки Китая.   Новый корпус, вид изнутри.

На 2010 год библиотека размещается в трёх зданиях. Главное здание построено в 1987 году. Старое здание построено в 1931 году и до 1987 года было главным зданием, сейчас в нём размещается отдел древних книг библиотеки (англ. NLC Ancient Book Library). 9 сентября 2008 года принят в эксплуатацию новый корпус к северу от Главного здания, строившийся с 2003 года[7] (авторы проекта — Михаэль Циммерман, Юрген Энгель[8]). При общей площади более 80,5 тысячи квадратных метров в новом корпусе могут обслуживаться одновременно около 8 тысяч читателей. Теперь вместе с новым корпусом общая площадь библиотеки составила 250 тысяч квадратных метров. Её опережают только Национальные библиотеки Франции и США. Главное здание также называется «Южная часть Национальной библиотеки Китая» (англ. NLC South Area), а новый корпус — «Северная часть Национальной библиотеки Китая» (англ. NLC North Area).[9]

Библиотека не только имеет самую большую коллекцию китайских книг в мире, но и самую большую коллекцию материалов на иностранных языках в стране. Библиотека открыта для посещения 365 дней в году, а онлайн-услуги доступны 24 часа в сутки с помощью различных средств коммуникации.

ru-wiki.org

Национальная библиотека Китая - это... Что такое Национальная библиотека Китая?

Координаты: 39°56′30.21″ с. ш. 116°19′02.77″ в. д. / 39.941726° с. ш. 116.317438° в. д. (G) (O)39.941726, 116.317438

Месторасположение Основана Собрание Предметы собрания Размер собрания Доступ и пользование Условия записи Обслуживание Количество читателей Другая информация Директор Сотрудники Веб-сайт
Национальная библиотека Китая
Главное зданиеГлавное здание

Flag of the People's Republic of China.svg КНР, Пекин

9 сентября 1909 года

книги, периодические издания, диссертации, картографические издания, видеозаписи, звукозаписи, микрофильмы, микрофиши, электронные ресурсы и др.[1]

27,8 млн единиц[2] (9,4 млн книг[3])

бесплатно, с 16 лет (с 6 до 15 лет — для детского отдела)[4]

12 тыс.

читателей ежедневно[5]

5,2 млн в год[2]

Чжоу Хэпин[6]

1 365[2]

http://www.nlc.gov.cn

Национальная библиотека Китая (кит. упр. 中国国家图书馆, пиньинь: Zhōngguó guójiā túshūguǎn, англ. National Library of China, NLC) — крупнейшая библиотека КНР.

История

Старое здание Национальной библиотеки Китая.

Библиотека была основана в 1909 году как «Библиотека Столичных учительских» (кит. 京师图书馆) по согласованию с троном и правительством последней китайской династии Цин. После Синьхайской революции 1911 года «Столичные учительские палаты» были переименованы в Пекинский университет, а библиотека в августе 1912 года была передана Министерству образования и открыта для посетителей. В 1916 г. на нее были возложены функции главной библиотеки страны. В 1928 году библиотека получила статус Национальной библиотеки. В декабре 1998 года Государственный совет утвердил изменение названия библиотеки на «Чжунго гоцзя тхушугуань» (Национальная библиотека Китая). В соответствии с законом о печати от 1930 г. Национальная библиотека стала регистрировать китайскую печатную продукцию, а еще через год для нее было построено специальное здание. К моменту провозглашения Китайской Народной Республики в фондах библиотеки насчитывалось не менее полутора миллионов документов.

Современное состояние

Национальная библиотека Китая является всеобъемлющей научной библиотекой, национальным хранилищем публикаций, национальным библиографическим центром, Национальным центром сети библиотечно-информационных и научно-технических библиотек и Центром развития. Общая площадь библиотеки занимает 170000 квадратных метров, занимая пятое место среди мировых библиотек. К концу 2003 года библиотека имела богатую коллекцию 24,1100,000 томов, а также занимала пятое место среди библиотек мира. В коллекции насчитывалось 270000 томов редких книг, 1600000 томов древних книг.

Новый корпус Национальной библиотеки Китая. Новый корпус, вид изнутри.

На 2010 год библиотека размещается в трех зданиях. Главное здание построено в 1987 году. Старое здание построено в 1931 году и до 1987 года было главным зданием, сейчас в нем размещается отдел древних книг библиотеки (англ. NLC Ancient Book Library). 9 сентября 2008 года принят в эксплуатацию новый корпус к северу от Главного здания, строившийся с 2003 года[7] (авторы проекта — Михаэль Циммерман, Юрген Энгель[8]). При общей площади более 80,5 тысячи квадратных метров в новом корпусе могут обслуживаться одновременно около 8 тысяч читателей. Теперь вместе с новым корпусом общая площадь библиотеки составила 250 тысяч квадратных метров. Ее опережают только Национальные библиотеки Франции и США. Главное здание также называется «Южная часть Национальной библиотеки Китая» (англ. NLC South Area), а новый корпус — «Северная часть Национальной библиотеки Китая» (англ. NLC North Area).[9]

Библиотека не только имеет самую большую коллекцию китайских книг в мире, но и самую большую коллекцию материалов на иностранных языках в стране. Библиотека открыта для посещения 365 дней в году, а онлайн-услуги доступны 24 часа в сутки с помощью различных средств коммуникации.

Примечания

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Библиотеки Поднебесной | Новая университетская жизнь

Ввиду ограниченности места на страницах газеты, данный материал был опубликован в сокращенном варианте. Здесь же вы можете прочитать полную версию.

В марте сотрудники библиотеки СФУ — директор Е.Г. Кривоносова, зам. директора В.П. Казанцева и руководители отраслевых библиотек СФУ Е.А. Наприенко и И.А. Цветочкина — были включены в число участников международного семинара «Тенденции развития библиотек 21 века», который проходил по инициативе Российской государственной библиотеки на базе ведущих библиотек Китая. В семинаре приняли участие 28 человек из разных городов России.

Библиотеки Китая — это информационные, интеллектуальные и культурные центры с интересной архитектурой, просторными, светлыми читальными залами и открытым доступом к фондам. Концепция зданий китайских библиотек — это «открытая книга»: здесь много стекла, света, открытого пространства, количество стен минимально. Оборудование — по последнему слову техники: современные автоматизированные библиотечно-информационные системы, лифты, подъемники, система электроснабжения, пожаротушения, система сохранности фондов, современная мебель и т.д. Большой выбор информационных ресурсов собственной генерации, доступы к базам данных мировых информационных агентств.

Первой площадкой проведения семинара стала Национальная библиотека Китая (НБК), история которой весьма богата. Первоначально это была Столичная библиотека династии Цин, созданная в Пекине по указанию императора Сюаньтуна 9 сентября 1909 года; в 1912 году она была открыта для общественности. В настоящее время НБК занимает пятое место в мире по величине книжного фонда. Ее коллекция насчитывает свыше 26 млн книг и ежегодно увеличивается на 600-700 тыс. изданий. Среди них имеются уникальные древние надписи на костях животных и черепашьих панцирях времен династии Шан (16-11 века до нашей эры). Специальный фонд библиотеки составляет 1 млн редких книг, старинных атласов, произведений литературы на языке нацменьшинств Китая, рукописей известных людей, исторических документов.

Штат состоит из 2000 человек. Структура библиотеки включает 47 читальных залов на 3 тыс. посадочных мест. Ежедневно библиотеку посещают до 10 тыс. человек, которые получают здесь более 100 тыс. книг и периодических изданий. Оборудованы два компьютерных зала с прямым выходом в Интернет и обширной электронной базой данных (многие БД такие же, как в нашей библиотеке). В электронном варианте представлены публичные лекции китайских ученых.

В НБК находится самая большая в Китае коллекция книг на иностранных языках, ежегодно приобретается до тысячи экземпляров книг на русском языке. С развитием науки и техники НБК стала для многих своих посетителей «окном во внешний мир».

Красноярскую делегацию интересовала проблема развития вузовской библиотеки. Поэтому с большим интересом мы посетили Библиотеку Пекинского педагогического университета. Университет состоит из 24 школ (факультетов), в нем обучается 30 тыс. студентов. Общий фонд библиотеки составляет 3,5 млн единиц хранения. Электронный каталог содержит 600 тыс. записей. Для создания электронного каталога получают записи из национальной библиотеки. Имеются две базы данных — общекитайская и база диссертаций, защищенных в университете. Доступ к ним предоставлен через факультетские библиотеки и учебные аудитории.

Библиотека строит свою работу в тесном взаимодействии с преподавателями. Комплектование проводится по каталогам, прайс-листам на основе заявок преподавателей. Приобретаются в основном китайские издания. Заказ на книги можно сделать с любого места, где имеется выход в локальную сеть библиотеки.

Литература читателям выдается на 70 дней. На книги, не возвращенные в срок, налагается штраф. Студентам предоставляются услуги ксерокопирования, сканирования. Сканировать можно не более 1/3 части книги. Стоимость сканирования одной страницы составляет 5 фыней (в переводе на наши деньги 20-25 копеек).

Следующее знакомство с библиотеками состоялось уже в городе Шанхае. Всего в Шанхае 300 муниципальных библиотек, во всех действует единый читательский билет (централизация библиотек Шанхая началась в декабре 2000 г., их общий фонд составляет 50 млн. единиц хранения.) Мы посетили самую крупную — Городскую библиотеку Шанхая. Она является настоящим культурным центром, предоставляет эффективные информационные услуги для социальных исследований и технических разработок. Как член ИФЛА, библиотека установила контакты и академический обмен с библиотеками 20 стран мира. Имеется цифровая коллекция, в которой представлены древние и редкие книги, китайская периодика, научные и технические издания. Интересен зал генеалогии — здесь можно узнать родословную 316 китайских семей. Библиотеку посещают ежедневно более 1000 человек.

Следующей площадкой проведения семинара стала самая крупная районная библиотека в Шанхае — Чан-Инь. Она занимает двенадцатиэтажное здание и рассчитана на 1200 посадочных мест. Все услуги читателям предоставляются бесплатно. В библиотеке имеются следующие залы: универсальный, китайского и иностранного журнального фонда, по искусству, редких и ценных изданий, полифункциональный для конференций, древнего китайского языка, где представлены копии старинных книг. Целый этаж отведен под выставочный зал советского и российского изобразительного искусства.

В зале межбиблиотечного абонемента можно сдавать книги из любой библиотеки Шанхая. Библиотека Чан-Инь соединяет функции выдачи изданий, выставки и обучения в одном месте, она является важным центром культурного общения и удостоилась звания «Самая любимая библиотека читателя в стране».

Для нас самой значимой частью программы было посещение библиотеки Шанхайского университета. Ее фонд — 3,6 млн ед. хранения. Штат библиотеки составляет 345 человек. Библиотека обслуживает 30 тыс. читателей и включает 18 факультетских библиотек.

Электронный каталог состоит из 300 тыс. записей, имеется 24 полнотекстовых базы данных. Усилиями сотрудников создается база данных диссертаций ученых университета. Имеется электронная коллекция работ писателей Шанхая (в ней 400 записей).

В библиотеке имеется 300 компьютеров, 20 серверов. Все студенты, преподаватели и сотрудники университета могут пользоваться компьютерами в компьютерных классах или специально оборудованных аудиториях с доступом к электронному каталогу и базам данных университета; доступ к ним открыт и с домашних компьютеров студентов и сотрудников университета.

Ежегодно библиотека комплектует более 90 тыс. книг на китайском языке, 1 тыс. изданий на иностранных языках (приобретается 2-3 экземпляра каждого названия). Бюджет библиотеки составляет 12 млн юаней (48 млн рублей).

В структуре библиотеки действует 25 многофункциональных залов на 4 тыс. посадочных мест, в том числе 3 зала периодических изданий, 4 зала для самообразования, 4 электронных читальных зала, 3 справочных отдела. Функционирует зал для работы академиков, имеется зал для конференций.

Пользование Интернетом в библиотеке бесплатно, но за пользование компьютером студенты должны заплатить за 1 час — 2 юаня (около 8 руб.).

На этом наша профессиональная программа была завершена. Великолепным дополнением к ней стали организованные для нас экскурсии. Нам удалось посетить Зимний императорский дворец Гугун и Летний императорский дворец; взобраться на Великую Китайскую стену, почувствовать величественность Храма неба Тяньтянь, прогуляться по Саду радости, Саду скромного чиновника и парку Пань Мень; подняться на телебашню Жемчужина Востока и полюбоваться сверху на город небоскребов, узнать историю Шанхая в городском музее.

В завершение остается заметить, что библиотека СФУ в своей деятельности достигла не меньших успехов, чем наши китайские коллеги. К моменту переезда в новое здание коллектив библиотеки будет готов предоставить весь спектр услуг, оказываемых зарубежными библиотеками. В свою очередь мы ждем поддержки от администрации университета, направленной на улучшение наших материальных и финансовых возможностей.

При обсуждении перспектив развития информационно-библиотечного обслуживания студентов и преподавателей СФУ неоднократно высказывалась идея посещения китайских библиотек с целью изучения передового зарубежного опыта и установления партнерских отношений. Директор Научной библиотеки Кривоносова Е.Г. провела подготовительную работу по организации профессиональной поездки в Китай. Был заключен договор с Российской государственная библиотекой, о включении сотрудников нашей библиотеки в число участников международного семинара «Тенденции развития библиотек 21 века» на базе библиотек г. Пекина (Библиотека Пекинского педагогического университета, Национальная библиотека КНР) и г. Шанхая (библиотека Чан Инь, Городская библиотека Шанхая, Библиотека университета Шанхая). Представители администрации библиотеки СФУ - директор Кривоносова Е.Г, зам. директора Казанцева В.П. и руководители отраслевых библиотек СФУ - Наприенко Е.А. и Цветочкина И.А., были включена в состав делегации. Следует отметить, что поездка состоялась благодаря реализации инновационной образовательной программы «Создание и развитие библиотечно-информационного комплекса СФУ».

В семинаре приняли участие 28 человек из разных библиотек, информационных центров и издательств России. Цель командировки – ознакомление библиотекарей с практикой и перспективными направлениями деятельности китайских библиотек; лучшими достижениями в области современных архитектурных и технологических решений, реализованных в национальной библиотеке Китая, муниципальных и вузовских библиотеках; обмен опытом и развитие международных связей библиотечного сообщества.

Программа пребывания была чрезвычайно насыщенной, кроме знакомства с организацией библиотечного дела было предусмотрено посещение известных исторических и культурных памятников Китая.

Библиотеки Китая - это информационные, интеллектуальные и культурные центры, представляющие собой отдельные здания интересной архитектуры с просторными, светлыми читальными залами и открытым доступом к фондам. Концепция зданий библиотеки – это «открытая книга», т.е. много стекла, света, открытого пространства, количество стен минимально. Библиотеки оборудованы по последнему слову техники: современные автоматизированные библиотечно-информационные системы, лифты, подъемники, система электроснабжения, пожаротушения, система сохранности фондов, современная мебель и т.д. Большой выбор информационных ресурсов собственной генерации, доступы к базам данных мировых информационных агентств.

Первой площадкой проведения семинара стала Национальная библиотека Китая (НБК). История этой библиотеки весьма богата. Ее предшественницей была Столичная библиотека династии Цин, созданная в Пекине по указанию императора Сюаньтуна 9 сентября 1909 года, в 1912 году она была открыта для общественности.

В настоящее время НБК занимает пятое место в мире по величине книжного фонда. Ее коллекция насчитывает свыше 26 млн. книг и ежегодно увеличивается на 600-700 тыс. изданий. Среди них имеются уникальные древние надписи на костях животных и черепашьих панцирях времен династии Шан (16-11 века до нашей эры). Специальный фонд библиотеки составляет 1 млн. редких книг, старинных атласов, произведений литературы на языке нацменьшинств Китая, рукописей известных людей, исторических документов.

Штат состоит из 2000 человек. Структура библиотеки включает 47 читальных залов на 3 тыс. посадочных мест. Ежедневно посещают библиотеку до 10 тыс. человек, которые получают здесь более 100 тыс. книг и периодических изданий. В библиотеке оборудованы два компьютерных зала с прямым выходом в Интернет и обширной электронной базой данных.

Сеть в библиотеке создается с 1998 года. Каждый сотрудник библиотеки обеспечен компьютером. Электронный каталог включает издания с 1974 года. Программа автоматизации Aleph 500 – 1 версия. Сейчас коллектив библиотеки осуществляет переход на новую версию этой программы.

В настоящее время электронная библиотека составляет 230 тыс. записей. Имеются базы данных на китайском и иностранных языках (многие БД такие же, как в нашей библиотеке). Идет оцифровка изданий, начиная с 19 в., включительно по 1949 г. В электронном варианте представлены публичные лекции китайских ученых.

В НБК находится самая большая в Китае коллекция книг на иностранных языках, которые начали поступать сюда в начале 20-х годов ХХ столетия. Ежегодно приобретается до тысячи экземпляров книг на русском языке. С развитием науки и техники НБК стала для многих своих посетителей «окном во внешний мир».

Красноярскую делегацию интересовала проблема развития вузовской библиотеки. Поэтому с большим интересом мы посетили Библиотеку Пекинского педагогического университета. Университет состоит из 24 школ (факультетов), занимается подготовкой бакалавров, магистров, аспирантов. Всего в университете обучается 30 тыс. студентов.

Библиотека структурирована в 19 отделов, размещенных на разных факультетах. Общий фонд составляет 3,5 млн. единиц хранения.

Электронный каталог содержит 600 тыс. записей. Для создания электронного каталога получают записи из национальной библиотеки. В библиотеке имеются две базы данных – общекитайская и база диссертаций, защищенных в университете. Доступ к базам данных предоставлен через факультетские библиотеки и учебные аудитории.

На первом курсе всех студентов записывают в библиотеку, знакомят с правилами библиотеки. Выделены специальные дни по вторникам и пятницам, когда каждый читатель может ознакомиться с правилами пользования библиотекой, работой с электронными базами данных.

Библиотека строит свою работу в тесном взаимодействии с преподавателями. Комплектование проводится по каталогам, прайс-листам на основе заявок преподавателей. Приобретаются в основном китайские издания. Заказ на книги можно сделать с любого места, где имеется выход в локальную сеть библиотеки.

Литература читателям выдается на 70 дней. На книги, не возвращенные в срок, налагается штраф. Студентам предоставляются услуги ксерокопирования, сканирования. Сканировать можно не более 1/3 части книги. Стоимость сканирования одной страницы составляет 5 фыней (в переводе на наши деньги 20 – 25 копеек).

Имеется читальный зал на 100 компьютеров, который в основном посещают студенты, у которых нет своих компьютеров. Один час работы за компьютером стоит 1 юань 40 фыней (в переводе на наши деньги примерно 6 руб.).

Следующее знакомство с библиотеками состоялось уже в городе Шанхае. Всего в Шанхае 300 муниципальными библиотек. Во всех библиотеках действует единый читательский билет. Централизация библиотек в г. Шанхае началась в декабре 2000 г.

Наша делегация имела честь посетить самую крупную из них - Городскую библиотеку Шанхая. Она была основана 22 июня 1952 г. Штат библиотеки насчитывает 1000 человек. Библиотека расположена в новом здании, которое было построено в 1996 г. Его площадь составляет 83 тыс. кв. м.

Шанхайская городская библиотека является крупным культурным центром города, предоставляет эффективные информационные услуги для социальных исследований и технических разработок. Как член ИФЛА, городская библиотека установила контакты и академический обмен со многими библиотеками 20 стран мира.

Общий фонд городских библиотек составляет 50 млн. единиц хранения. Имеется цифровая коллекция, в которой представлены древние и редкие книги, китайская периодика, научные и технические издания.

Библиотеку посещают ежедневно более 1000 человек.

Структура библиотеки представлена тематически. Отделы включают функции абонемента, читального зала, зала электронного доступа. Имеется интересный зал генеалогии, где можно узнать родословную – 316 китайских семей.

Следующей площадкой проведения нашего семинара стала самая крупная районная библиотека в Шанхае - Чан-Инь. Год основания библиотеки – 1956. С апреля 2007 года занимают новое двенадцатиэтажное здание. Площадь библиотеки составляет 16 тыс. кв. м. на 1200 посадочных мест. Фонд составляет 500 тыс. экземпляров книг, включает более 1000 названий китайских и иностранных газет и журналов. Ежедневно посещает библиотеку 500-600 человек. Все услуги читателям предоставляются бесплатно. Основная категория читателей это пенсионеры, студенты, учащиеся. На абонементе книги выдаются на 28 дней не более 5 экземпляров.

В библиотеке имеются следующие залы: универсальный, китайского и иностранного журнального фонда, по искусству, редких и ценных изданий, полифункциональный для конференций, древнего китайского языка, где представлены копии старинных книг. Целый этаж отведен под выставочный зал советского и российского изобразительного искусства. В зале межбиблиотечного абонемента, книги можно сдавать из любой библиотеки г. Шанхая.

Библиотека района Чан-Инь является библиотекой первого класса в Китае. Соединяя функцию выдачи изданий, выставки и обучения в одном месте, она является важным центром культурного общения. Библиотека удостоилась звания «Самая любимая библиотека читателя в стране».

В этой библиотеке состоялась встреча с женой российского консула в Шанхае - Шароновой Викторией Геннадьевной. Она положительно оценила отношения между двумя странами как в политической и торгово-экономической сферах, так и в сфере культуры и образования и сказала: «Нашим народам нужно лучше узнать друг друга, поближе познакомиться друг с другом, а библиотеки играют в этом важную роль».

Результатом такой встречи стало подписание Соглашения о сотрудничестве библиотеки Чань-Инь с Российской государственной библиотекой.

Самой значимой частью нашей программы было посещение библиотеки Шанхайского университета.

Библиотека Шанхайского университета имеет три филиала общей площадью – 53,9 тыс. кв. м. Штат библиотеки составляет 345 человек. Фонд 3,6 млн. ед. хранения.

Библиотека обслуживает 30 тыс. читателей, в т.ч. 8 тыс. аспирантов, 5 тыс. сотрудников и преподавателей. Имеет 18 факультетских библиотек.

Электронный каталог состоит из 300 тыс. записей. Библиотека приобретает 24 полнотекстовых баз данных. Усилиями сотрудников создается База данных диссертаций ученых университета. Имеется электронная коллекция работ писателей Шанхая. В этой коллекции 400 записей.

Компьютеры объединены в сеть посредством оптоволоконной связи. Организована связь с электронным каталогом и другими онлайновыми источниками. В библиотеке имеется 300 компьютеров, 20 серверов. По решению руководства университета все студенты, преподаватели и сотрудники университета могут пользоваться компьютерами в компьютерных классах или специально оборудованных аудиториях с доступом к ЭК и БД университета; кроме того, открыт доступ к ЭК и БД университета с домашних компьютеров студентов и сотрудников университета.

Ежегодно библиотека комплектует более 90 тыс. книг на китайском языке, 1 тыс. изданий на иностранных языках. Бюджет библиотеки составляет 12 млн. юаней (48 млн. рублей). Библиотекой приобретается 2-3 экземпляра каждого названия, студентам предоставляют услуги копирования. Копирование одной страницы стоит 7 фыней (30 копеек).

В структуре библиотеки действует 25 многофункциональных залов на 4 тыс. посадочных мест, в том числе 3 зала периодических изданий, 4 зала для самообразования, 4 электронных читальных зала, 3 отдела книгохранения, 3 справочных отдела. В библиотеке функционирует зал для работы академиков, имеется зал для конференций.

Сотрудники библиотеки проводят со студентами различные мероприятия, в т.ч. лекции по использованию электронных ресурсов.

Пользование Интернетом в библиотеке бесплатно, но за пользование компьютерного времени студенты должны заплатить за 1 час – 2 юаня (около 8 руб.).

Подводя итоги деловой части нашего семинара, хотелось бы отметить, что администрация университета уделяет большое внимание совершенствованию информационно-библиотечного обслуживания студентов и преподавателей и вкладывает значительные денежные средства на развитие библиотеки.

Великолепным дополнением к профессиональной программе стали интересные обзорные экскурсии по городам - Пекину, Шанхаю и Сучжоу. Нам удалось посетить Зимний императорский дворец Гугун и Летний императорский дворец; взобраться на Великую Китайскую стену, почувствовать величественность Храма неба Тяньтянь, прогуляться по саду радости, саду Скромного чиновника и парку Пань Мень; подняться на телебашню Жемчужина Востока и полюбоваться сверху на город небоскребов с высоты 263 м, ощутить на себе историю Шанхая в музее городской истории.

Наша группа вернулась домой с массой положительных эмоций, ярких впечатлений и фантастических идей, одна из которых – считать этот профессиональный визит началом постоянной профессиональной программы знакомства библиотекарей университета с работой библиотек других стран.

Результаты командировки обсуждены в коллективах отраслевых библиотек с целью использования положительного опыта для развития Научной библиотеки СФУ и развития книгообмена с библиотеками китайских университетов. Библиотека СФУ в своей деятельности достигла не меньших успехов, чем наши китайские коллеги. К моменту переезда в новое здание коллектив библиотеки будет готов предоставить весь спектр услуг, оказываемых зарубежными библиотеками. В свою очередь мы ждем поддержку от администрации университета, направленную на улучшение наших материальных и финансовых возможностей.

gazeta.sfu-kras.ru

Культура Древнего Китая и Японии

Китайская цивилизация насчитывает несколько тысячелетий. Ее главная черта — рациональный, практический взгляд на мир. Поэтому и китайская мифология не получила развития — божества китайцев как бы спускались на землю и превращались в мудрых и справедливых правителей. Появившиеся в более поздние времена философские школы — конфуцианство, даосизм и буддизм — в конечном счете учили одному: как прожить жизнь, не теряя уважения к себе. Идеи буддизма оказали огромное влияние на искусство Китая. Появились многочисленные буддийские храмы и монастыри, и среди них — величественные пещерные и скальные постройки.

С буддизмом связан и расцвет китайской живописи гохуа. Картины писали на бумаге или шелке с использованием только черной или серой туши. Но высших высот достигло в Древнем Китае декоративно-прикладное искусство — резьба по камню и слоновой кости, чеканка, производство фарфора и керамики, лакированных изделий. Особо хотелось бы отметить искусство вышивки шелком по шелку, появившееся в восточном Китае (провинция Сучжоу) в 200 годах до нашей эры.

В начале V века нашей эры культура Китая, в том числе и буддизм, начала проникать в Японию — островную страну, где всегда остро ощущался недостаток земель, пригодных для жизни. Поэтому японцы на протяжении столетий любовно возделывали каждый клочок плодородной почвы, берегли его и украшали. Искусству Японии с давних времен присуще особое отношение к природе — как к совершенному божественному творению.

Буддийские храмы и монастыри строились в Японии начиная с пятого века. Это были не только замечательные творения архитектуры, но и садово-паркового искусства, живописи и скульптуры.

Традиционная японская живопись была яркой, многокрасочной и изысканной. Она украшала внутренние помещения дворцов вельмож, ширмы и даже веера. В средние века в Японии работало немало прекрасных мастеров пейзажа, также создавались картины на сюжеты классических произведений литературы, которая возникла вскоре после того, как на основе китайских иероглифов японцы создали собственное слоговое письмо кана.

Образец древней живописи Китая

 

Возможно, Вам будут интересны также статьи:

Китай. Обычаи и традицииКитай. Обычаи и традиции

Китайская культура, одна из древнейших культур мира — в прошлом великая Империя, славившаяся своими мыслителями и философами, а ныне Китайская народная Республика, красоту и величие которой, с легкостью можно назвать завораживающей.

Горы Китая - лестница в НебоГоры Китая - лестница в Небо

Горы Китая - это не только точки на карте, это, прежде всего, материальное воплощение традиционной культуры китайской нации, история великого народа.

silkcat.ru


Смотрите также