Башкиры фото древние. Башкортостан (Башкирия) и его главные достопримечательности с описанием и фото
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Национальный костюм башкир: описание, особенности и история возникновения. Башкиры фото древние


Кагарман и башкирские села: varandej

А теперь - самое интересное: рассказ о Горной Башкирии. Это будет как бы "серия в серии", состоящая из четырех частей, и первые две ее части будут посвящены населенным пунктам Уральских гор. Сейчас речь пойдет о башкирских селах, которые я посетил: Кагарман и Старосубхангулово.

Кагарман

В старых источниках село называют на русский манер - Кагарманово, однако будем придерживаться башкирской традиции. Село располагается в Белорецком районе, немного не доезжая Каги, то есть примерно на полпути из Белорецка в Старосубхангулово. Исторически это был центр одного из 7 башкирских племен - тамъян.

В последние 100 лет Кагарман сильно "сдал", уступив даже относительно небольшой Каге. И все же мне он показался самым живописным и светлым из виденных мной башкирских селений. Пейзажи здешние легче всего описать словом "пастораль": зеленые холмы и пологие горы, яркое солнце, чистейший воздух, кони и коровы на вольном выгуле, исконного вида башкирские бабушки... Вводный кадр был снят именно здесь. 

Большая часть застройки села - традиционные башкирские усадьбы, а жили башкиры в избах:

Вообще, деревянное зодчество у башкир довольно развито, и на самом деле Башкортостану бы не помешал собственный архитектурно-этнографический музей. В центре Кагармана, на холме, стоит небольшая деревянная мечеть.

Свои деревянные мечети башкиры строят по типу татарских, но все же, снова я убеждаюсь, у каждого народа есть свой узнаваемый "почерк", и "почерки" башкир и татар при кажущемся единстве стиля различны.

Чуть ниже мечети - рощица, в которой находится кагарманское кладбище. Кладбище как кладбище, если бы не одно "но": здесь похоронен Шагали Шакман.

Если Салават Юлаев - это "башкирский Мазепа", то Шагали Шакман - "башкирский Богдан Хмельницкий": именно он в 1570-е годы обратился к русскому царю с просьбой принять башкирские племена в подданство. Причины на то у него были: во-первых, и в Золотой Орде, и в Казанском ханстве татары башкир считали "недочеловеками" (и даже сейчас, если верить рассказам, смотрят на башкир свысока), а с востока на башкир нападали ногайцы. Когда Иван Грозный уничтожил татарские государства, башкиры во-первых были ему за это благодарны, а во-вторых, им нужна была защита. Собственно, союз России с башкирами изначально был просто взаимовыгодным сотрудничеством - когда ногайская угроза была ликвидирована, начались башкирские восстания.

Что же касается Шагали Шакмана, правителя рода тамъян, то в башкирской историографии он и в советское время, и сейчас был в тени Салавата Юлаева. И только кирпичное надгробие для него сделали относительно недавно: Муртаза, боясь потерять власть, теперь ведет линию "Навеки с Россией!".

Старосубхангулово (Бурзян)

Старосубхангулово, или Субхангол - районный центр в самой глуши Уральских гор. Отсюда 30 километров до Шульган-Таша, а единственная дорога ведет в Белорецк (правда, есть еще загадочные рейсы в Сибай). По глуши и удаленности с Бурзянским районом, центром которого Субхангол является, мог бы поспорить разве что Зилаирский - но там я уже не был.

Старосубхангулово - столица племени бурзян, и бурзяне, пожалуй, самый обособленный из башкирских субэтносов. Стопроцентные монголоиды (я бы даже сказал, их внешность не "монголоидная", а "монгольская"), они к тому же отличались и по своему ведению хозяйства: традиционно бурзяне были бортниками, и даже пчела, живущая здесь, называется "бурзянской". Название башкир - "башкорты" - здесь переводят не как "главные люди", а как "голова пчелы", согласно древней легенде о том, что пришедшим сюда людям дала жизнь именно пчела в благодарность за то, что они спасли ее улей от медведя. И какие-то пережитки бурзянской культуры, говорят, живы тут и поныне.

Старосубхангулово - село большое, около 4 тысяч жителей. А стоит оно в глубокой межгорной котловине, со всех сторон окруженной скалами:

Село не производит впечатления глуши - есть в нем даже городские постройки:

Преобладают кирпичные дома, но много и деревянных усадеб, по конструкции чуть-чуть отличных от кагармановских:

А вот деревянная мечеть - практически такая же:

Однако наиболее примечательное место в селе - опять же кладбище, расположенное на выезде в сторону Шульган-Таша. Заходить туда и фотографировать не советую - местные жители не поймут, но все неплохо видно и со склона горы на другой стороне дороги. А именно: здесь сохранились традиционные башкирские деревянные надгробия:

Говорят, из дерева надгробия делают специально - потому, что оно гниет. В их понимании мы "пришли из ни откуда, уйдем в никуда", и могилы должны истлеть так же, как и те, кто в них похоронен.

Чтобы не заканчивать рассказ кладбищем, дам еще одну фотографию:

Вот эта женщина из рода тамъян встретилась мне на турбазе в Каге. Она занимается тем, что шьет одежду по старинным выкройкам и из традиционных материалов, то есть шьет национальные костюмы. Что-то она продает туристам, но, как видите, и сама она облачена в народный костюм.

В следующей части - о Каге, русском селе в башкирских горах.

varandej.livejournal.com

описание, особенности и история возникновения

Национальный костюм башкир был обычно многослойный: нижняя одежда несколькими слоями покрывалась верхней: два, три и больше толстых халата и, наконец, расшитый елян - разновидность длиннополого пальто из сукна, кожи, войлока, меха, овчины. Чем больше одежды - тем богаче выглядел человек в глазах своих соседей. И это совсем не зависело от погоды, одевались по сезону. Для шитья нижней одежды использовали самодельный холст из конопли или крапивы, обычно богато вышитый. Обувь была чаще всего кожаная.

национальный костюм башкир

Елян

Шили это пальто обязательно на подкладе, мужчинам - с прямой спиной, а женщинам - приталенный и довольно сильно расклешённый. Мужской елян для лета кроили из тёмных хлопчатых тканей, праздничный - из бархата, белого атласа, шёлка. Но и будничную верхнюю одежду прихотливо отделывали даже мужчинам: делали нашивки кантом из красного сукна по рукавам, подолу, полам, украшали позументом, вышивкой, аппликацией. Национальный костюм башкир исключительно наряден, даже будничный.

Женщины шили себе елян из шёлка, сатина, цветного бархата; нашивки на рукавах, полах и подоле были не только красные, но и синие, и зелёные, ещё и чередовались с позументами. Украшали не только вышивками и аппликациями, но и монетками, кораллами. И обязательны были треугольники, нашитые на плечах (яурынса). Женский национальный костюм башкир требовал от швеи большого умения, терпения и усидчивости.

Казакин

Очень распространённый вид башкирской верхней одежды - казакин. До начала двадцатого века эта мужская и женская верхняя одежда по крою мало отличалась друг от друга: одинаково приталенный национальный костюм башкир с рукавами, глухой застёжкой и на пуговицах. По бокам обязательно прорезались карманы.

Зато по отделке казакин мужской легко отличить от женского. Мужской в отделке почти прост, не зря же он всегда был форменной одеждой для военных полков. Женский же расшивался так же богато, как елян: с вышивками и аппликациями, с позументами и блестящей бижутерией.

башкиры национальный костюм

Особенности женской одежды

Женщины под казакин надевали платья, широкие штаны, короткие безрукавые камзолы, а на праздник - обязательно бархатные или шёлковые халаты. Зимой поверх могли надеть тулуп или шубу. Также шились зимние чекмени из сукна. Впрочем, халаты и шубы были обязательным атрибутом праздника, и это тоже не зависело от погоды и времени года.

Халаты были предельно нарядными: расшивались сердоликами, кораллами, перламутром, монетами, ювелирными бляхами. Домашнюю праздничную одежду кроили из самодельной ткани, расшитой узорами. Женский национальный костюм башкир показывает, насколько близко той или иной женщине рукоделие.

Женская обувь

Обувь у башкирских щеголих была разнообразная: туфли, башмаки, самодельные из кожи калоши. Кожаные сапоги носили все - и мужчины, и женщины, и дети. Женская обувь тоже была с богатой отделкой, не просто строчкой, но и с разноцветными кисточками. Были в обиходе и лёгкие лапти, которые каждая женщина старалась украсить лучше всех.

Трудолюбивый народ - башкиры, национальный костюм у них не просто индивидуален, но часто это просто произведение искусства. Даже чулки у них были не просто войлок, сукно или холст, на них была обшивка с аппликационным узором. Вязаные чулки из шерсти тоже обшивались цветным сукном. Если рассматривать национальные костюмы народов России, башкиры в этом ряду не потеряются, поскольку очень большое значение они придают красоте своей одежды.

женский национальный костюм башкир

Головные уборы

Головной убор башкиров - своего рода паспорт. Глядя на такыи и буреки, можно было достоверно и безо всяких расспросов определить, что за человек их носит: сколько ему лет, замужем ли эта женщина, какому роду эти люди принадлежат. Всё расскажет крой и в особенности узоры. Головные уборы обычно были ещё ярче остальной одежды украшены камнями, кораллами, монетами. Таким образом украшают головные уборы многие народности Урала и Сибири, например буряты. И башкиры национальные костюмы готовят тщательно, соблюдая все традиции.

Также использовался мех куницы, выдры, бобра и других животных. Женщины надевали бурек на тастар или платок, который тоже был на диво узорчат. Замужние женщины носили кашмау - шапочку с отверстием на макушке, откуда спускалась длинная нарядная лента. Тастар - это чисто белый ситцевый или полотняный платок, который под другую шапку надевали пожилые женщины. Также часто носили большие шали и платки из козьего пуха. Особенности национального костюма башкир - в предельно развитом рукоделии среди женской половины этого народа.

Мужская одежда

Мужчины в Башкирии одевались не только нарядно. но и удобно. Неширокие штаны, камзол, не стесняющий движений, или кафтан. Рубахи без воротников, с цветным шнурочком на шейном вырезе. Зимой незаменима была овчина - шубы, тулупы. Праздничные рубахи вышиты традиционными узорами, в которые обязательно вкладывался глубокий смысл - память, оберег, что очень часто несут в себе национальные костюмы народов. Башкиры не исключение.

Исключительно мужская деталь - кэмэр, традиционный широкий и очень длинный пояс, для изготовления которого шли сукно, шёлк, бархат. Пояс украшался позументом, вышивкой, золотыми и серебряными ювелирными изделиями со вставками из жемчуга, сердолика, агата, бирюзы. Пояс надевался на елян или камзол. Длинные края спускались по бокам, демонстрируя богатство отделки.

национальный костюм башкир описание

Мужские головные уборы

Тубэтэй - по-русски это звучит и значит "тюбетейка" - будничный головной убор бурятских мужчин. Пожилые предпочитали тёмный цвет, а молодые - яркий синий, зелёный, красный. И снова вышивка... Как выглядит национальный костюм? Башкиры ответят, что он с вышивкой. Это главная отличительная деталь. Помимо вышивки, для тюбетеек использовались бисер, кораллы, позумент. Летом, однако, башкиры очень часто надевают и меховые шапки - это зависит целиком и полностью от торжественности момента.

Мужчины предпочитали более "суровый" мех: волчий, рысий, лисий, медвежий. Но края парадной меховой шапки всё равно окаймлялись из меха дорогого - и соболя, и куницы. Степняки любили носить малахай - кэлэпэрэ. У этих шапок высокая тулья и есть полость, прикрывающая плечи и спину. Вероятно, эта шапка башкирами позаимствована у монголов. Малахаи были подбиты мехом, а верх сделан из сукна или войлока. Более зажиточные башкиры любили надевать фески (фэс), украшенные кисточкой. Как у всех мусульман, служители культа носили и носят чалму.

буряты и башкиры национальные костюмы

Мужская обувь

На ногах башкиры обычно имели обувь лёгкую: мелкие кожаные калоши и сапожки (ичиги). В торжественных случаях надевали и то, и другое: в гостях или в мечети калоши снимались у порога, а нарядные ичиги оставались на ногах. Также у мужчин под ичигами были либо чулки, либо портянки.

Много труда вкладывали в свой национальный костюм башкиры. Окружающий мир в начальных классах школы предлагает тему национального костюма. Башкирский в двух словах не описать. Ведь что такое национальный костюм башкир? Описание может занять столько времени и усилий, сколько потребуется для написания научной диссертации. Однако, глядя на эти великолепные вышивки и украшения, можно увидеть глубинную гармонию с миром, понимание красоты народных традиций, пришедших из древности. И мужской, и женский национальный костюм башкир красочен и - главное - неповторим.

Лён

Башкиры издавна владели всем комплексом навыков и умений в возделывании льна. Льняное полотно гораздо более совершенное, тонкое, если сравнивать с конопляным, из которого получаются хорошие верёвки и канаты по причине длины волокна. Льняные ткани башкирские женщины умели изготавливать нескольких сортов.

Более грубые шли на верхнюю одежду и мужские штаны, а более тонкие - на полотенца и праздничные рубахи. Холст у башкирских мастериц мог получаться не только гладким и белым, но и клетчатым, и полосатым, так называемая пестрядь. Такие ткани башкиры использовали для одежды и традиционных домашних занавесей.

национальный костюм башкиры окружающий мир

Окрашивание

Когда бытовало окрашивание белого льна натуральными красителями (корой ольхи, травами), цветовая гамма получалась тёплой, неинтенсивной - от светло-жёлтого до тёмного-коричневого. Но когда появились красители фабричные, национальный костюм башкир засиял яркими, насыщенными, даже изощрёнными цветами. Но даже и в двадцатом веке старинные способы окрашивания не забыты.

В пятидесятые годы удалось запечатлеть, как башкирские девушки, собираясь на традиционные гуляния, окрашивали свои платки листьями подорожника. Сначала делалась яркая зелёная полоска по периметру квадрата, затем листья заворачивали в платок послойно и прикусывали зубами в разных направлениях, формируя узор.

Получались расходящиеся дугообразные линии яркого зелёного цвета, образующие кайму. Этой техникой девушки владели виртуозно, узоры получались прихотливыми и неповторимыми. И на весенних и летних гуляниях каждая девушка щеголяла в платке, который сделала самостоятельно.

Ткачество

Домотканая одежда составляет почти полностью национальный костюм башкир. Это абсолютно женское занятие, к которому девочки приучались ещё до десятилетнего возраста, потому что к замужеству, то есть к пятнадцати годам, каждая должна была приготовить себе приданое. А это очень и очень много работы. Полностью женский национальный костюм башкир для себя, одежду для будущего мужа, а также и для свекрови и свёкра, все тканые предметы интерьера.

Домашний ткацкий станок у башкир был традиционной рамной конструкции и очень похож на те станки, которыми пользовались русские. Башкирки умели выполнять различные ткаческие техники: закладную, выборную, браную и многоремизную. Закладное ткачество - когда уток не один, а несколько, и все с разноцветными нитями.

Башкиры национальный костюм украшают обычно основным мотивом орнамента - это ступенчатый переход цвета. Бранное ткачество даёт вертикальный узор, вытянутый в длину, без прошв. Этой техникой украшались полотенца для обрядов и занавеси (чаршау). Все народы, живущие рядом с башкирами, предпочитали красно-белые узоры, башкиры же значительно расширили цветовые и орнаментальные границы в полотенечных узорах, орнамент более похож на тюркский, а цветной узор выполнялся на красном, жёлтом или коричневом поле.

национальные костюмы народов России башкиры

Фартуки для жениха и невесты

Традиционная и очень значимая часть одежды - фартук. Он входил в невестино приданое и ещё один - в подарок жениху. Это в целом одежда будничная, фартуки носили всегда и все - и женщины, и мужчины, но поскольку этот атрибут в числе свадебных подарков, орнаментированы оба были наиболее изощрённо. Это как бы визитная карточка всех умений невесты. Мужской фартук был пёстрый, выборного ткачества, с узкой грудью, с прямоугольным полотнищем, обшитым крючком чёрной орнаментальной каймой в технике тамбурного шва.

Женский фартук был тоже выборного ткачества, туникообразный, с нарядно расшитыми полотнищами, понизу шла широкая оборка. Очень нарядный элемент. Когда появилось много фабричных тканей, перед стали кроить с отрезным поясом и складками. Появились воланы и дополнительные оборки. Иногда к полотнищу фартука пришивались две лямки с широкими воланами, богато декорированными и со сборкой. Растительный орнамент вышивки выполнялся очень плотно, иногда не было видно ткани.

Принципы композиции

Основным принципом композиции одежды башкир является нанизывание, многослойность декоративных деталей и элементов, что особенно видно на примере женского костюма. Он состоял обычно из длиннополой рубахи с несколькими оборками на подоле, широких штанов, нагрудной повязки, штаны заправлялись в чулки. Далее шёл передник, короткая безрукавка или приталенный кафтан и обувь. А напоследок - в зависимости от возраста и семейного положения - головной убор.

Основа женского наряда - рубаха: закрытой формы, с длинными рукавами, глухим воротом, широким и длинным - до щиколоток - подолом. По шесть и даже восемь метров ткани уходило на каждую такую рубаху. Выше талии обычно пришивалась оборка, закрывающая стык льняного полотнища. Помимо рубахи, также важна была в женском костюме и юбка - широкая и длинная.

fb.ru

Лучшие достопримечательности Башкортостана (Башкирии) с фото и описанием

На юге Уральских гор находится Республика Башкортостан – родина древнего гордого народа, край, богатый природными и религиозными достопримечательностями. Здесь мирно уживается православие и ислам, здесь люди живут большой многонациональной семьей, но чтят древние традиции своего народа.

Достопримечательности республики Башкортостан уникальны. История, традиции, колоритная культура, бережно хранимая природа. Какие достопримечательности посмотреть в Башкирии, а также где можно хорошо отдохнуть, мы расскажем вам в этой статье.

Природные достопримечательности Башкортостана (Башкирии)

Несмотря на то, что в Башкирии есть множество рукотворных достопримечательностей, неповторимой жемчужиной этих мест остается богатая природа. В этих краях есть все для любителей активного отдыха: горные курорты, сплавы на байдарках, конный спорт, туристические походы. Башкирия − рай для спелеологов. Множество пещер разного уровня сложности доступны для исследования.

  • Национальный парк «Башкирия» находится на юго-западных склонах Южного Урала. Парк занимает огромную площадь − 92000 га. В нем насчитывается более 700 видов растений. Встречаются медведи, волки, лисы, рыси, лесная куница. Спелеологи едут к урочищу Кутук-Сумган. Это самая длинная пещера Урала. Общая длина разведанных ходов составляет около 12 км. Интересно побывать на карстовых озерах, минеральных источниках, полюбоваться быстрыми холодными водами рек. Смельчаки могут рискнуть и сплавиться бурными потоками. Есть маршруты для начинающих, подходящие даже для участия детей, а есть и экстрим-уровня. Выбирайте то, что подойдет именно вам. Насладиться же спокойным отдыхом вы сможете на одной из баз отдыха, примостившихся на берегах Нугушского водохранилища. Чистый лесной воздух, изумрудная гладь воды, живописные виды башкирской природы подарят вам спокойствие и умиротворение.Национальный парк Башкирия - достопримечательность Башкортостана
  • Капова пещера − уникальный археологический памятник, представляет собой карстовую пещеру длиной около 3 км. По данным раскопок в древние времена здесь было языческое капище. Наскальные рисунки датируются палеолитом, их возраст составляет около 18000 лет.Капова пещера интересная достопримечательность Башкортостана
  • Источник Красный Ключ – самый большой источник питьевой воды в России и второй в мире. Более 60 км река Яман-Елги протекает под землей по карстовым каналам. Пробивая себе путь наружу, вода очищается природным способом, а также минерализуется. Вода в источнике зеленовато-голубая с приятным привкусом и неизменной температурой +5 градусов круглый год. Особенно красиво здесь в теплое время, когда зеленеют местные пейзажи.Источник Красный Ключ - уникальная достопримечательность Башкортостана
  • Озеро Карагайкуль, иначе прозванное Ворожеич, – дивное место. Легенды говорят, что в давние времена на берегах озера славяне совершали обряды, гадали. В наши дни эзотерики тоже часто бывают здесь, отмечая светлую энергетику этих мест. Диаметр озера небольшой − 2-2,5 км, а глубина 5-6 м. В озере водится рыба: много карасей, плотва, окуни, щуки. Кроме того, у берегов озера геологами был обнаружен выход залежей яшмы.Еще одна достопримечательность Башкортостана - Озеро Карагайкуль
  • Стерлитамакские Шиханы имеют возраст более 230 миллионов лет и являются окаменевшими коралловыми рифами древнего Пермского моря. На их склонах можно обнаружить закаменевшие останки древних обитателей морей. Каждый шихан имеет свое имя − Тратау, Юрактау и Куштау. Поднимаясь на крутые склоны, стоит соблюдать осторожность, здесь водится довольно много змей.Стерлитамакские шиханы -- уникальные явления природы и достопримечательность в Башкортостане

Активный отдых

Горнолыжные курорты

Для желающих покататься на лыжах, порезвиться на заснеженных склонах Башкирия предоставляет большое разнообразие горнолыжных курортов. Здесь и новичок, и профессионал найдут для себя подходящую трассу. Выбирать есть из чего! Пожалуй, наберется добрых два десятка курортов!

  • Хочется отметить Горнолыжный комплекс «Абзаково», расположенный вблизи Белорецка. Комплекс работает круглый год. Для любителей горнолыжного спорта предлагается 13 трасс различной сложности общей протяженностью 18 километров. 3 трассы предназначены для ночных катаний. Только представьте, как это восхитительно кататься на лыжах с любимыми или друзьями под звездным небом! Кроме этого, комплекс может похвастаться собственным зоопарком, аквапарком, ресторанами и кафе.
  • Также интересно посетить горнолыжный комплекс «Уязы-Тау» на границе Башкирии, Татарстана, Самарской и Оренбургской областей. Горнолыжный сезон длится с ноября по апрель. Предлагается 6 трасс для любителей и профессионалов. Трассы обслуживают 2 подъемника и 2 детских лифта. На вершине горы расположен ресторан с потрясающей панорамой. Поужинать здесь со своей половинкой может стать приятным завершением дня и прекрасным воспоминанием на долгие годы.

Горнолыжный комплекс Абзаково интересная достопримечательность Башкортостана для туристовГорнолыжный комплекс АбзаковоКонный спортБашкирские племена вели полукочевую жизнь, и коневодство было важной частью культуры. Конно-спортивные народные игры издавна являются частью физического воспитания башкир и неотъемлемой частью народных празднеств. Например, Кыз кыуыу («догони девушку»), Кук-буре («серый волк»), Кот-алыу («догнать удачу»).Конный спорт в Республике Башкортостан весьма популяренПродолжая традицию, башкиры и сейчас уделяют внимание развитию конного спорта. На территории республики действует несколько ипподромов:

  • Ипподром «Дуван».
  • Конно-спортивный клуб «Белая лошадь».
  • Конный клуб «Золотая подкова».
  • Ипподром «Акбузат».
Гостям здесь всегда рады. Приходите полюбоваться величественными и грациозными животными и прокатиться верхом по ближайшему лесу.

Памятники

  • Один из важнейших памятников – Монумент Дружбы, посвященный добровольному присоединению Башкортостана к Русскому государству. Памятник был установлен в 1965 году и приурочен к 400-летнему юбилею объединения.
  • Известный в Башкортостане мемориальный комплекс «Думы солдата» – достопримечательность города Октябрьский. Бронзовый солдат устало смотрит на пламя Вечного Огня в окружении мемориальных плит с именами погибших во время Великой Отечественной войны.
  • Примечателен Памятник Салавату Юлаеву, любимому национальному герою. Этот яркий пример советской монументальной скульптуры. Поэт и борец за свободу представлен восседающим на разгорячённом скачкой коне. Он привстал в стременах, сбруя натянута, и рука с плетью вскинута вверх в призыве следовать за ним.
  • Памятник Мифтахетдину Акмулле, знаменитому башкирскому поэту и просветителю, установлен в сквере недалеко от педагогического университета. Открытие состоялось в 2008 году. По задумке авторов монумента, учитель приходит с дальней дороги и направляется к роднику, чтобы отдохнуть. Вокруг него собираются дети, и он рассказывает им истории. Чтобы выдержать композицию в задуманном стиле, вокруг памятника высадили ивы и устроили родник. Фигура поэта расположена на одном уровне с прохожими, так что каждый может подойти, присесть на камни у ног учителя и почувствовать себя его учеником. Мифтахетдин Акмулла жил в XIX веке, его творчество было пронизано гуманистическими идеями тех времен. Все тюркоязычные народы его безмерно почитали. Недаром поэта стали называть Акмулла, что в переводе − «светлый», «праведный учитель». Уважение к Мастеру живо и у нынешнего поколения, глядя на такую уютную и теплую композицию этого невозможно не заметить.
  • Башкортостан издавна славился своим мёдом, вкусовые и целебные качества которого широко известны и заграницей. Поэтому идея создания памятника пчеле-труженице была с энтузиазмом поддержана местными жителями. Памятник Бурзянской Пчеле представляет собой металлический каркас в форме пчелы, внутри которого по весне засевают цветы. Это место очень популярно у местных жителей и гостей города.
  • Музыкальный фонтан «Семь девушек» создан по мотивам красивой и печальной легенды, согласно которой в давние времена семь башкирских красавиц были похищены враждебными племенами. Пленниц неусыпно стерегли, однако девушки, не желая мириться с такой участью, сбежали. За ними гнались и почти настигли, но они предпочли смерть плену. Всех до одной поглотили воды Белой реки. А после на небе зажглись семь новых звезд.Фонтан находится в центре города Уфа, в Театральном сквере, неподалеку от Башкирского государственного театра оперы и балета. В вечернее время включается цветная подсветка. Семь бронзовых фигур замерли, исполняя традиционный башкирский танец. В них отражены достоинство и гордость.Музыкальный фонтан Семь девушек самая яркая достопримечательность БашкортостанаМузыкальный фонтан «Семь девушек»

Святыни и храмы

  • Мечеть-медресе Ляля-Тюльпан – это мусульманский культурно-образовательный центр, расположенный на окраине Уфы. Торжественное открытие состоялось в 1998 году. Мечеть выглядит изящной и воздушной. Внимание привлекают тонкие минареты, стилизованные под нераспустившиеся бутоны тюльпана. Внутри находятся учебные комнаты медресе, а также молельный зал, способный вместить 500 человек. Мечеть произведёт на вас впечатление независимо от того, какую веру вы исповедуете.
  • Каждый год проходят празднества в честь первого имама Башкортостана с обязательным посещением святыни – Мавзолея Хусейн-бека. Этот исторический и архитектурный памятник относится к XIV веку. Хаджи Хусейн-бек был направлен в башкирские земли для распространения ислама и всю свою жизнь посвятил вере и служению народу. Ему удалось заслужить уважение башкир, а также титул кади, что означает «духовный судья». В честь уважаемого в арабском мире имама был возведен памятник по приказу самого Тамерлана. Рядом с местом упокоения Хусейн-бека были захоронены ближайшие военачальники Тамерлана, что послужило началом древнего кладбища Акзират. Мавзолей был почти полностью разрушен, только в 1911 году было принято решение восстановить почитаемую святыню. Реконструкция проводилась с изменением первоначальных форм, ныне от старого мавзолея остался лишь фундамент. Калитка здесь никогда не запирается, войти может каждый желающий.
  • Мечеть Суфии находится в деревне Кантюковка. Возведена на деньги уроженца деревни и названа в честь его матери. Внутри мечеть украшена мрамором, золотом, мозаикой. Великолепие внутреннего убранства отмечают все, кому довелось здесь побывать. Снаружи мечеть выглядит изящной и светлой, обнесена кованым забором, по всему периметру работает подсветка. С момента открытия мечеть стала достопримечательностью не только соседних сёл, но и всего Башкортостана. Некоторые сравнивают ее с Тадж-Махал, отмечая различия лишь в размерах и том, что Тадж-Махал построен шахом в память об умершей жене, а мечеть Суфии − благодарным сыном.
  • На Урале редко встречаются православные церкви. Одна из них это церковь Вознесения Господня, которая больше ста лет назад дала название селу Вознесенка. Это большой семиглавый храм в византийском стиле, внесенный в список архитектурных памятников РФ. К сожалению, в советское время храм сильно пострадал, его использовали как склад, зернохранилище и даже птичник. От сырости и холода уникальные фрески трескались и осыпались. Недавно храм был отреставрирован. Теперь Вознесенская церковь снова выглядит празднично и нарядно, её белоснежные стены и посеребрённые купола возвышаются на фоне холмов и домов местных жителей.Святой достопримечательностью Башкортостана является церковь Вознесения Господняцерковь Вознесения Господня

Куда сходить с детьми

Что не говори, а в Уфе множество развлечений для детей. Маленьких непосед есть чем занять с пользой для развития. Если вы гостите в столице, рекомендуем посетить:

  • «Лапушки» на Ленина, трогательный зоопарк в ТК «Экватор». Уникальное место, ваши малыши придут в восторг. В зоопарке живут утки-мандаринки, волнистые попугайчики, ягнята, козлята, морские свинки, летучие собаки, игуаны и другие братья наши меньшие. Животных можно гладить, брать на ручки и кормить! Недаром «Лапушки» позиционируют себя, как тактильный зоопарк. Деткам до 3 лет вход бесплатный.
  • Крытый аквапарк в ТРК «Планета».
  • Интерактивный музей занимательных наук «Интеллектус». Деток знакомят с оптическими иллюзиями, законами физики, химии. Устраивают научные шоу. Каждый час проводят бесплатные экскурсии, все экспонаты можно потрогать.
  • «Динозаврия» – семейный развлекательный центр в ТЦ «Меркурий».
  • Детская игровая площадка «Just Kids» предлагает для досуга малышей батуты, игровые автоматы, город профессий, детское кафе. Находится в ТРК «Иремель».
  • Республиканский музей Боевой Славы.
  • Веревочный городок «Гамми Парк» в Олимпик-парке.
  • Клуб лазерного боя «Lazertag Ufa».Лапушки на Ленина - трогательный зоопарк и достопримечательность в Башкортостане«Лапушки» на Ленина

Чудеса природы Башкортостана ( Башкирия) — видео обзор

В этом видео вы увидите еще больше природный достопримечательностей Башкортостана. Приятного просмотра!!!Башкирия –удивительный край, невозможно словами передать запах хвои, аромат цветущих склонов, мелодичное журчание родников. Как невозможно передать ощущение свободы, которое охватывает в этих необъятных просторах. Чувствуешь себя здесь исследователем и первооткрывателем, даже если открытия делаешь только для себя, переполняясь эмоциями и восторгом. Побывав в Башкирии однажды, сюда хочется вернуться. Это подтверждает опыт многих путешественников.

Путешествуйте с нами, дорогие читатели! Комментируйте, делитесь впечатлениями от поездок.

www.lifejourney.club

Родовая символика башкир

Родовая символика башкир. Тамга.

Важную роль в жизни башкирских родоплеменных объединений играла родовая символика: тамга, птица, дерево, боевой клич — оран (оран), которые возникли в недрах родового строя и символизировали единство рода и племени. К сожалению, по мере распада родовой организации многие атрибуты оказались утраченными.

В настоящее время известно огромное количество башкирских тамг. В работе Р. Б. Ахмерова приводится подборка и анализ различных тамг, высеченных на скалах и камнях по берегам р. Белая, озер Аслыкуль и Кандрыкуль, на каменных плитах у д. Ташлы Альшеевского района (Килен-таш) и д. Старо-Калмашево Чекмагушевского района (Тамга-таш) и др. При всем их многообразии родовые тамги были устойчивы и, передаваясь из поколения в поколение, сохраняли начертание древней основы. Происхождение тамг до сих пор до конца не выяснено.

Тамги башкирских родов

Северные башкиры (дуван, киргиз)

2В легендах и преданиях нередко приводятся сведения о том, что тамги башкирским родам и племенам были розданы Чингисханом. Скорее всего, они были лишь уточнены и переписаны монгольскими сборщиками налогов — даругами и баскаками. В условиях кочевого скотоводства тамги, видимо, возникли гораздо раньше. Так, одно из древнейших письменных упоминаний о тюркских тамгах относится к V в. О практике клеймения скота ещё в огузо-печенежское время говорится в сказании Рашид-ад-Дина «Огузнаме»: «Каждому из 24 внуков Огуза во избежание споров и разногласий Иркил Ходжа определил его ранг, занятие, прозвище. Каждому из них он раздал тамгу для клеймения скота, чтобы можно было различать, кому какие животные принадлежат». Известно, что средневековые башкиры были тесно связаны с огузо-печенежским миром, поэтому вполне допустимо существование у них родовых тамг.

Тамги башкирских народов

Сальюты

Касаясь вопроса о происхождении тамг, необходимо подчеркнуть, что их истоки уходят в глубокую древность. Об этом говорят геометрические изображения на стенах Каповой, Мурадымовской и других пещер на Южном Урале, тамгообразные знаки на керамике и других археологических находках эпохи бронзы и раннего железа. Видимо, изначально тамги имели отношение не к частной собственности, а вообще к конкретному родовому сообществу, в стилизованной, знаковой форме отражая его этноним. В тамге была заложена скрытая для чужеродцев информация о происхождении рода, его тотеме. В этом плане в глазах сородичей тамга имела сакральное, магическое значение.

Тамги башкирских родов

ЮМРАН

Первые собиратели и исследователи башкирских тамг Н. А. Аристов и Д.Н. Соколов предполагали, что тамги являлись изображением родовых богов или духов-покровителей и лишь позднее в связи со сменой мировоззрения стали знаками родовой или семейной собственности.

Тамги башкирских народов

ЮРМАТИНЦЫ

Тамга, являясь по своей сути эквивалентным символом тотемного животного, могла быть своеобразным геральдическим знаком, который присутствовал на знамёнах. Голова волка, как известно, была на знамени предводителя древних тюркских кочевников Ашина: свирепый оскал тотемного животного на знамени рода должен был внушать страх противникам и обеспечивать успех в военных походах.

Тамги башкирских народов

КАТАЙЦЫ. КАРА - КАТАЙ.

Тамга выполняла и сберегательные функции. Её наносили на наиболее значимые в кочевой и полукочевой жизни предметы, например, вооружение, клеймили животных (боевых коней или вожаков стад и табунов) и др. Этим гарантировалось их благополучие и сохранность через магическое влияние тотемного знака. Не исключено, что в доисламский период символ тотемного животного в качестве личного оберега мог быть представлен и в различных татуировках, среди которых присутствовала и родовая тамга.

Тамги башкирских народов

ТАМЪЯН - КУДЕЙ

По мере укрепления частной собственности и расслоения общества, а также с проникновением ислама тамги теряют первоначальные функции и становятся знаками частной собственности. Появляются личные и семейные тамги. Они сохраняли в своей основе первоначальную родовую тамгу, значение которой многие уже не помнили. Ими клеймили скот, отмечали территорию пастбищ, бортевых угодий и сами борти, тамга заменяла подпись владельца и т.д. Таким образом, тамги в жизни скотоводов в бесписьменный период играли важную роль. Родовые знаки башкир отражали родоплеменную структуру и принадлежность каждого к одному из её звеньев как полноправного члена.

Тамги башкирских народов

ТАНГАУРЦЫ

Ахмед ибн-Фадлан, во время путешествия из Багдада в Волжскую Булгарию побывавший в 922 г. у башкир, писал, что башкиры-тюрки поклоняются различным змеям, птицам и другим тотемным животным, у них развит культ предков. Путешественник отмечал поклонение одной группы башкир (возможно, предков усерган) журавлям, которые якобы в одной из битв своими криками обратили в бегство их врагов.

Тамги башкирских народов

АЙЛИНЦЫ

Тотемистические представления башкир нашли отражение и в сюжете легенды «Журавлиная песнь», записанной в 1910 г. кураистом К. Дияровым в Баймакском районе. По легенде, молодой батыр, услышав однажды прекрасную звенящую мелодию, пошёл на её звуки и увидел на поляне стаю серых журавлей, круживших вокруг журавушки, которая, взмахивая крыльями, задавала ритм их курлыканью. Батыр запомнил мелодию и повторил журавлиную песнь на курае. Аксакалы, узнав историю возникновения мелодии, сказали: «Это песня журавлей, там, где они её играют, быть большому сражению, в котором много людей погибнет. Будет побоище, нагрянет на страну бедствие». Тогда батыр бросил клич, собрал войско. Спустя некоторое время на земли его рода действительно напали чужеземцы, но предупреждённые журавлями башкиры сумели отбить врагов.

Тамги башкирских народов

МИНСКИЕ БАШКИРЫ

Таким образом, родовая символика башкир является не просто пережитком патриархально-родового строя, а отголоском мощного пласта домусульманского мировоззрения, в основе которого лежали анимистические представления, идея одушевлённости всего окружающего мира, живой и неживой природы. Надо полагать, что ибн-Фадлан отразил в своих путевых записках не всех, а только 12 богов башкир, хотя объектов поклонения было во много раз больше. Политеистическое мировоззрение не исключало в то же время существования верховного божества — Тенгри. О развитии в эпоху средневековья тенгрианства у башкир и многих народов Сибири и Алтая свидетельствуют археологические и фольклорные источники. По словам одного из информаторов, 90-летней М. Юмагузиной, у башкир бытовала поговорка, в которой отчётливо выражена идея причастности каждого живого существа к небесному божеству (кук тэнре): «Если у собаки есть хозяин-защитник, то у волка есть тенгри!» («Эттен хужахы булха, буренен тэнрехе бар!»).

Тамги башкирских родов

БУРЗЯНЦЫ

Таким образом, взаимосвязь элементов родовой символики башкир можно представить в виде замкнутой цепи перехода души усопшего в дерево, как временное вместилище, затем в птицу, с помощью которой она достигает верхнего мира, где находятся души сородичей и дух-покровитель рода, и её возрождения в новом поколении. Таковы были представления башкир о вечности духа и рода.

Тамги башкирских народов

КИПЧАКИ

artageless.com

"Башкир негроидного типа можно встретить и в нашем Абзелиловском районе почти в каждой деревне."

Это не шутка..Там все это всерьез...

"Зигат Султанов пишет, что башкир один из других народов называл астеками. Я тоже поддерживаю вышесказанных авторов и утверждаю, что американские индейцы (астек) один из бывших древних башкирских народов. И не только у ацтеков, но и у народов майя философии о Вселенной совпадают с древними мировоззрениями некоторых башкирских народов. Народы майя жили в Перу, Мексике, и небольшая часть в Гватемале, она называется киче Майя (испанский ученый Альберто Рус).

Слово "киче" у нас звучит как "кесе". И сегодня у потомков этих американских индейцев, как и у нас, многие слова сходятся, например: кеше-человек, бакалар-лягушки. О совместной жизни на Урале сегодняшних американских индейцев с башкирами отмечено в научно-исторической статье М. Багумановой в республиканской газете Башкортостана "Яшьлек" на седьмой странице от 16 января 1997 года.

Этого же мнения придерживаются также и московские ученые, такие как составитель первого отечественного "Археологического словаря", известный археолог, доктор исторических наук Геральд Матюшин, где помещено почти семьсот научных статей ученых из разных стран.

... Открытие стоянки раннего палеолита на озере Карабалыкты (территория опять же нашего Абзелиловского района - прим. Аль Фатих.) имеет большое значение для науки. Оно говорит не только о том, что история населения Урала восходит к очень древним временам, но и позволяет по-иному взглянуть на некоторые другие проблемы науки, например, на проблему заселения Сибири и даже Америки, так как до сих пор нигде на территории Сибири не находили такой древней стоянки, как на Урале. Раньше считалось, что Сибирь впервые была заселена откуда-то из глубин Азии, из Китая. А уже потом из Сибири эти люди переселились в Америку. Но известно, что в Китае и в глубинах Азии живут люди монголоидной расы, а Америку заселили индейцы смешанной европеоидно-монголоидной расы. Индейцы с орлиным крупным носом неоднократно воспеты в художественной литературе (особенно в романах Майна Рида и Фенимора Купера). Открытие на озере Карабалыкты раннепалеолитической стоянки позволяет высказать предположение, что заселение Сибири, а потом и Америки шло и со стороны Урала.

Кстати, при раскопках у города Давлеканово в Башкирии нами в 1966 году обнаружено погребение первобытного человека. Реконструкция М. М. Герасимова (известного антрополога и археолога) показала, что этот человек был очень похож на американских индейцев. На озере Сабакты (Абзелиловский район) еще в 1962 году при раскопках поселения позднего каменного века - неолита - мы обнаружили небольшую головку из обожженной глины. У нее, как и у давлеканского человека, был большой, крупный нос, прямые волосы. Таким образом, и позднее население Южного Урала сохранило сходство с населением Америки. ("Памятники каменного века в башкирском Зауралье", Г. Н. Матюшин, городская газета "Магнитогорский рабочий" от 22 февраля 1996 года.

В древности с одним из башкирских народов на Урале кроме американских индейцев жили и греки. Об этом говорит скульптурный портрет кочевника, изъятый археологами из древнего могильника возле деревни Муракаево Абзелиловского района. Скульптура головы греческого человека установлена в музее археологии и этнографии в столице Башкортостана.

Вот почему, оказывается, совпадают орнаменты древнегреческих Афин и римлян с сегодняшними и башкирскими орнаментами. К этому следует добавить также сходство сегодняшних башкирских и греческих орнаментов с клинописными орнаментами и надписями на древних глиняных горшках, найденных археологами на Урале, возраст которых насчитывает более четырех тысяч лет. На дне некоторых этих древних горшков нарисована древняя башкирская свастика в виде креста. А по международным правам ЮНЕСКО, найденные древние вещи, археологами и другими исследователями являются духовным наследием коренного населения, на территории которого они и найдены.

Это относится и к Аркаиму, но в то же время давайте не забудем и об общечеловеческих ценностях. И без этого постоянно приходится слышать или читать, что их народ — уран, гайна или юрматы — самый древний башкирский народ. Бурзянский или усерганский народ — самые чистокровные башкиры. Тамьянцы или катайцы — самые многочисленные из древнейших башкир и т. д. Все это присуще каждому человеку любого народа, даже аборигену из Австралии. Потому что в каждом человеке сидит свое никем непобедимое внутреннее психологическое достоинство — "Я". А у животных этого достоинства нет.

Когда знаешь о том, что первые цивилизованные люди ушли с Уральских гор, не будет сенсаций, если на Урале археологи найдут даже австралийский бумеранг.

О расовом родстве башкир с другими народами свидетельствует также стенд в республиканском музее Башкортостана "Археология и этнография" под названием "Расовые типы башкир". Директором музея работает башкирский ученый, профессор, доктор исторических наук, член Совета Президента Башкортостана Раиль Кузеев.

... Присутствие среди башкир нескольких антропологических типов говорит о сложности этногенеза и формирования антропологического состава народа. Наиболее крупные группы башкирского населения образуют субуральский, светлый европеоидный, южносибирский, понтийский расовые типы. Каждый из них имеет свои исторический возраст и специфическую историю происхождения на Урале.

Древнейшие типы башкир — субуральский, понтийский, светлый европеоидный, а южно-сибирский тип более поздний. Памиро-ферганский, закаспийский расовые типы, также присутствующие в составе башкир, связаны с индоиранскими и тюркскими кочевниками Евразии.

Но башкирские ученые по антропологии почему-то забыли живущих и сегодня о башкирах с признаками негроидной расы (дравидской расы - прим. Aryslan). Башкир негроидного типа можно встретить и в нашем Абзелиловском районе почти в каждой деревне.

На родство башкирских народов с другими народами мира указывает также научная статья "Мы евро-азиато-язычный древний народ" историка, кандидата филологических наук Шамиля Нафикова в республиканском журнале "Ватандаш" № 1 за 1996 г. под редакцией профессора, академика Российской Федерации, доктора филологических наук Гайсы Хусаинова. В этом направлении кроме башкирских филологов удачно работают и преподаватели иностранных языков, открывая сохранившиеся родственные связи башкирских языков с другими народами издревле. Например, у большинства башкирских народов и всех тюркских народов слово "aпa" означает тетя, а у других башкирских народов дядя. И у курдов дядю называют "апо". Как выше писал, мужчина на немецком языке звучит "ман", а на английском "мен". Это звучание имеется и у башкир в виде мужского божества.

Курды, немцы, англичане относятся к одной индоевропейской семье, куда относятся и народы Индии. Ученые всего мира древних башкир ищут еще со средних веков, но их не могли найти, потому что до сегодняшнего дня башкирские ученые не смогли самовыразиться еще со времен ига Золотой Орды.

Читаем семьдесят восьмую страницу книги "Археологический словарь" Г. Н. Матюшина: "... Более четырехсот лет ученые ищут прародину индоевропейцев. Почему их языки так близки, почему культура этих народов имеет много общего? Видимо, они произошли от какого-то древнего народа, считали ученые. Где жил этот народ? Одни думали, что родина индоевропейцев - Индия, другие ученые находили ее в Гималаях, третьи — в Месопотамии. Однако большинство их прародиной считали Европу, точнее - Балканы, хотя каких-то материальных подтверждений не было. Ведь если индоевропейцы откуда-то переселились, то должны остаться материальные следы такого переселения, остатки культур. Однако археологи никаких общих для всех этих народов орудий, жилищ и т. д. не находили.

Единственное, что объединяло всех индоевропейцев в древности, так это микролиты и позднее, в неолите — сельское хозяйство. Только они появились в каменном веке везде, где до сих пор живут индоевропейцы. Они есть и в Иране, и в Индии, и в Средней Азии, и в лесостепи, и степях Восточной Европы, и в Англии, и во Франции. Точнее, они есть везде, где живут индоевропейские народы, но их нет нам, где нет этих народов.

Хотя сегодня некоторые башкирские народы и потеряли свое индоевропейское наречие, они тоже у нас есть везде, даже больше. Это подтверждает эта же книга Матюшина на странице 69, где на фотографии показаны древние каменные серпы с Урала. А первый древний хлеб человека Талкан и сегодня живет у некоторых башкирских народов. Кроме этого бронзовые серпы и пестик можете обнаружить и в музее райцентра Абзелиловского района. По животноводству сельского хозяйства много можно рассказать, также не забывая о том, что первые лошади были одомашнены несколько тысяч лет тому назад именно на Урале. И по количеству найденных археологами микролитов Урал не уступает никому.

Как видите, и археология научно подтверждает, о древних родственных связях индоевропейских народов с башкирскими народами. Агора Балкан находится со своими пещерами на Южном Урале в европейской части Башкортостана на территории Давлеканского района возле озера Асылыкуль. В древности еще на башкирских Балканах микролиты были и дефиците, так как эти Балканские горы находятся вдали от уральского яшмового пояса в километрах триста. Часть людей пришедших в Западную Европу в древности с Урал а назвали безымянные горы Балканами, дублировав по неписанному закону топонимики гору Балкантау, откуда они и ушли.

ДРЕВНИЕ БАШКИРЫ

См. Фазылов Аль-Фатих Сарварович. Древние башкиры. Посвящаю посвящённым. Магнитогорск, МЛ РАН, 1997

источник

altunurda.livejournal.com

Древние мавзолеи Башкирии | Русское географическое общество

Тайна тайн, древность древностей, в которых еще предстоит разобраться… Есть у нас и такое.

Памятников времен Золотой Орды на территории Южного Урала в первозданном виде описано немного. В числе хорошо сохранившихся –  мавзолеи Хусейнбека и Турахана в 50 км от Уфы, избежавшие полного разрушения благодаря реконструкции, произведенной около ста лет назад.

Мавзолей Турахана

Мавзолей Турахана – мавзолей (кэшэнэ) XIV—XV веков в Чишминском районе республики. Находится он в 12 километрах на юго-запад от районного центра рядом с дорогой, ведущей от посёлка Чишмы в деревню Нижние Термы.

Надмогильный памятник построен из грубо обработанных камней. Основу его составляет прямоугольник размером 6,6х6 метров. На высоте 1,8 метра стены переходят в восьмигранную пирамиду и заканчиваются сводчатым куполом. У мавзолея есть небольшой прямоугольный пристрой, служивший входом. Толщина стен  более  метра, а высота до купола — восемь метров.

Предполагается, что некогда рядом стояла каменная мечеть, входившая с мавзолеем в единый ритуально-архитектурный ансамбль. Также по преданию, кэшэнэ служил «домом суда», где проходили судебные процессы.

Мавзолей Турахана — настоящий кладезь тайн и домыслов. Часть историков склоняются к тому, что мавзолей был возведен в 11-12 веках. Об этом  гласит даже табличка на входе в кешенэ, но это еще требует научного подтверждения. Ну, а кем был сам Турахан, остается только догадываться.

Никаких документальных сведений о Турахане (Турухане) история не сохранила. Всё, что о нём рассказывают, не основано на исторических источниках. Некоторые считают, что это был чингизид (прямой потомок Чингисхана), который кочевал по Иртышу. Из-за распрей с родственниками он покинул Западную Сибирь и пришел в башкирские земли. Стоит заметить, что в те далекие времена башкиры селились гораздо шире, и в районе нынешнего Тобольска тоже кочевали представители этого народа.

По другой версии, Турахан был братом могущественного хана Басмана, власть которого распространялась на оба склона Южного Урала. Тура-хан жил  зимой в Чертовом городище (ныне — район санатория «Зеленая роща» в Уфе) на берегу реки Караидель. А летом Турахан перебирался в район деревень Термы, где, собственно, и находится его мавзолей.

В современных публикациях также можно встретить утверждения, что Турахан правил в Башкортостане в начале XVI века. В шежере бурзянских, кыпчакских, усерганских и тамьянских башкир повествуется о том, что на горе Туратау на реке Белой находилась ставка Турахана. «Он был самовластным ханом башкирского народа. Его сыном был Кусемхан. В те времена была битва хана Бурака из Сарайчика, события были из-за земли и воды». Турахан был, якобы, убит вместе со своим братом Басманом, соперником-ногаем Алтакаром.

Мнения сходятся лишь в том, что убит был Турахан во время междоусобных войн, коих в те времена было немало.

Добраться до мавзолея Турахана очень просто: от Чишмов к деревням Верхние и Нижние Термы идет асфальтовая дорога. Мавзолей находится в 100 метрах от дороги, на холме, добраться до него можно зимой и летом.

Мавзолей Хусейнбека

Этот памятник древнейшей истории  расположен в каких-то 50 километрах от Уфы, в Чишминском районе. Он находится недалеко от станции Чишмы на старом мусульманском кладбище Акзират. Квадратное строение из крупных тесаных глыб известняка, увенчанное сферическим куполом, называется мавзолей Хусейнбека и сохранилось со времен средневековья.

Одно из преданий гласит, что камень для надгробия прислал бухарский хан Темир-Ленг на двенадцати волах. Рядом с захоронением Хусейнбека – еще несколько могил.

Традиционно распространение ислама на обширной территории Южного Приуралья, заселенного кыпчакоязычными племенами башкир, связывается с именем хана Золотой орды Узбеком. Он в 1312 году, узурпировав власть в орде, придал исламу, как сейчас бы мы выразились, статус государственной религии. Предположительно, Хусейнбек был посланником этого золотоордынского хана для пропаганды ислама в пределах Волжской Булгарии.

Кого похоронили вместе с миссионером?

Археологические исследования выявили девять погребений. В трех простых могильных ямах были похоронены взрослые люди: сам Хусейнбек, женщина и мужчина. Все остальные погребения детские. .

Погребенные лежали на спине в гробах-табутах головами строго на запад. Лица, по мусульманскому обряду, были повернуты в сторону Мекки. Вокруг могилы Хусейнбека, располагавшейся в центре усыпальницы напротив входа, археологи обнаружили следы оградки овальной формы, сложенной из каменных плиток без раствора.

Над могилой женщины были обнаружены фрагменты ступенчатого гипсового надгробия, уложенного по всей длине могилы. Погребение женщины, отмеченное столь сложным, оригинальным надгробием, свидетельствует, вероятно, о ее высоком социальном статусе.

Неизвестно, почему этих людей похоронили с миссионером. Наверняка их погребли здесь позже. Во всяком случае, мавзолей похож на семейно-родовую усыпальницу. Возможно, они состояли в родственной связи с Хусейнбеком. Но об этом могут сказать только генетики.

Надпись на могильном камне позволяет установить лишь дату смерти Хусейнбека — 1339 год и узнать некоторые обстоятельства его биографии — хаджи, сын Омарбека, родом из Туркестана.

Кто же ты, Хусейнбек? Неужели неумолимый бег времени отнял у нас возможность вглядеться в твое лицо? Нет, мы даже знаем, как он выглядел. Потому что хорошо сохранился череп Хусейнбека, и лицо было восстановлено по методу Герасимова.

Возраст — в пределах 25-30 лет. Высокий лоб. Изящная, средних размеров нижняя челюсть. Обращает на себя внимание среднеазиатский тип лица, характерный для большей части таджиков и узбеков. К сожалению, никаких остатков волос в погребении не сохранилось, что лишает нас возможности воспроизвести прическу мусульманского миссионера. Традиционно мусульмане бреют голову.

Рост средний, в пределах 160 сантиметров. Скелет обычного нормального человека среднего роста, без видимых старческих изменений.

Кстати, это первый восстановленный портрет исторического лица в Башкортостане.

www.rgo.ru

Все относительно...: ДРЕВНИЕ БАШКИРЫ

Урал - прародина многих народов мира.

Башкиры себя называют "башҡорт", а свою страну "Башҡортостан". По происхождению слова "башҡорт" у башкирских и русских ученых есть несколько вариантов объяснения. Вот например: баш — голова, главный корт — человек, то есть мужчина. Потому что слово "кортка" — это женщина. (Словарь башкирского языка "Российская Академия наук, г. Москва, 1993 г., стр. 683).

В подтверждение этой версии нужно добавить также архаическое слово башкир "баба-ҡорт". Баба — праотец, ҡорт — человек. Баба-ҡорт — это бывшие древние учителя-жрецы школы арийцев, борющихся за сохранение человечества. ("Башкиры до ислама" Рашит Кан-баба, журнал "Шонкар" № 4, г. Уфа, 1994 г., стр. 101). В этой статье рассказывается также, с какими народами в древности жили башкиры, в том числе о готах, живущих на Урале. Автор статьи готов арийцами и называет.

Самих башкир не только сегодня, но и в древности называли по-разному: остяк, истяк, иштак, истак, эстак, и эти названия сохранились в письменностях других народов. ("Башкиро-угорские родственные нити, журнал "Шонкар" № 3, Рашит Ахтари, г. Уфа, 1995 г., стр. 36).

Зигат Султанов пишет, что башкир один из других народов называл астеками. Я тоже поддерживаю вышесказанных авторов и утверждаю, что американские индейцы (астек) один из бывших древних башкирских народов. И не только у ацтеков, но и у народов майя философии о Вселенной совпадают с древними мировоззрениями некоторых башкирских народов. Народы майя жили в Перу, Мексике, и небольшая часть в Гватемале, она называется киче Майя (испанский ученый Альберто Рус).

Слово "киче" у нас звучит как "кесе". И сегодня у потомков этих американских индейцев, как и у нас, многие слова сходятся, например: кеше-человек, баҡалар-лягушки. О совместной жизни на Урале сегодняшних американских индейцев с башкирами отмечено в научно-исторической статье М. Багумановой в республиканской газете Башкортостана "Йәшлек" на седьмой странице от 16 января 1997 года.

Этого же мнения придерживаются также и московские ученые, такие как составитель первого отечественного "Археологического словаря", известный археолог, доктор исторических наук Геральд Матюшин, где помещено почти семьсот научных статей ученых из разных стран.

... Открытие стоянки раннего палеолита на озере Карабалыкты (Абзелиловский район РБ - прим. Аль Фатих.) имеет большое значение для науки. Оно говорит не только о том, что история населения Урала восходит к очень древним временам, но и позволяет по-иному взглянуть на некоторые другие проблемы науки, например, на проблему заселения Сибири и даже Америки, так как до сих пор нигде на территории Сибири не находили такой древней стоянки, как на Урале. Раньше считалось, что Сибирь впервые была заселена откуда-то из глубин Азии, из Китая. А уже потом из Сибири эти люди переселились в Америку. Но известно, что в Китае и в глубинах Азии живут люди монголоидной расы, а Америку заселили индейцы смешанной европеоидно-монголоидной расы. Индейцы с орлиным крупным носом неоднократно воспеты в художественной литературе (особенно в романах Майна Рида и Фенимора Купера). Открытие на озере Карабалыкты раннепалеолитической стоянки позволяет высказать предположение, что заселение Сибири, а потом и Америки шло и со стороны Урала.

Кстати, при раскопках у города Давлеканово в РБ в 1966 году обнаружено погребение первобытного человека. Реконструкция М. М. Герасимова (известного антрополога и археолога) показала, что этот человек был очень похож на американских индейцев. На озере Сабакты (Абзелиловский район) еще в 1962 году при раскопках поселения позднего каменного века - неолита - обнаружили небольшую головку из обожженной глины. У нее, как и у давлеканского человека, был большой, крупный нос, прямые волосы. Таким образом, и позднее население Южного Урала сохранило сходство с населением Америки. ("Памятники каменного века в башкирском Зауралье", Г. Н. Матюшин, городская газета "Магнитогорский рабочий" от 22 февраля 1996 года.

В древности с одним из башкирских народов на Урале кроме американских индейцев жили и греки. Об этом говорит скульптурный портрет кочевника, изъятый археологами из древнего могильника возле деревни Муракаево Абзелиловского района. Скульптура головы греческого человека установлена в музее археологии и этнографии в столице Башкортостана.

Вот почему, оказывается, совпадают орнаменты древнегреческих Афин и римлян с сегодняшними и башкирскими орнаментами. К этому следует добавить также сходство сегодняшних башкирских и греческих орнаментов с клинописными орнаментами и надписями на древних глиняных горшках, найденных археологами на Урале, возраст которых насчитывает более четырех тысяч лет. На дне некоторых этих древних горшков нарисована древняя башкирская свастика в виде креста. А по международным правам ЮНЕСКО, найденные древние вещи, археологами и другими исследователями являются духовным наследием коренного населения, на территории которого они и найдены.

Это относится и к Аркаиму, но в то же время давайте не забудем и об общечеловеческих ценностях. И без этого постоянно приходится слышать или читать, что их народ — уран, гайна или юрматы — самый древний башкирский народ. Бурзянский или усерганский народ — самые чистокровные башкиры. Тамьянцы или катайцы — самые многочисленные из древнейших башкир и т. д. Все это присуще каждому человеку любого народа, даже аборигену из Австралии. Потому что в каждом человеке сидит свое никем непобедимое внутреннее психологическое достоинство — "Я". А у животных этого достоинства нет.

О расовом родстве башкир с другими народами свидетельствует также стенд в республиканском музее Башкортостана "Археология и этнография" под названием "Расовые типы башкир". Директором музея работает башкирский ученый, профессор, доктор исторических наук, член Совета Президента Башкортостана Раиль Кузеев.

... Присутствие среди башкир нескольких антропологических типов говорит о сложности этногенеза и формирования антропологического состава народа. Наиболее крупные группы башкирского населения образуют субуральский, светлый европеоидный, южносибирский, понтийский расовые типы. Каждый из них имеет свои исторический возраст и специфическую историю происхождения на Урале.

Древнейшие типы башкир — субуральский, понтийский, светлый европеоидный, а южно-сибирский тип более поздний. Памиро-ферганский, закаспийский расовые типы, также присутствующие в составе башкир, связаны с индоиранскими и тюркскими кочевниками Евразии.

Но башкирские ученые по антропологии почему-то забыли живущих и сегодня о башкирах с признаками негроидной расы (дравидской расы - прим. Aryslan). Башкир негроидного типа можно встретить в Абзелиловском районе почти в каждой деревне.

На родство башкирских народов с другими народами мира указывает также научная статья "Мы евро-азиато-язычный древний народ" историка, кандидата филологических наук Шамиля Нафикова в республиканском журнале "Ватандаш" № 1 за 1996 г. под редакцией профессора, академика Российской Федерации, доктора филологических наук Гайсы Хусаинова. В этом направлении кроме башкирских филологов удачно работают и преподаватели иностранных языков, открывая сохранившиеся родственные связи башкирских языков с другими народами издревле. Например, у большинства башкирских народов и всех тюркских народов слово "aпa" означает тетя, а у других башкирских народов дядя. И у курдов дядю называют "апо". Мужчина на немецком языке звучит "ман", а на английском "мен". Это звучание имеется и у башкир в виде мужского божества.

Курды, немцы, англичане относятся к одной индоевропейской семье, куда относятся и народы Индии. Ученые всего мира древних башкир ищут еще со средних веков, но их не могли найти, потому что до сегодняшнего дня башкирские ученые не смогли самовыразиться еще со времен ига Золотой Орды.

Читаем семьдесят восьмую страницу книги "Археологический словарь" Г. Н. Матюшина: "... Более четырехсот лет ученые ищут прародину индоевропейцев. Почему их языки так близки, почему культура этих народов имеет много общего? Видимо, они произошли от какого-то древнего народа, считали ученые. Где жил этот народ? Одни думали, что родина индоевропейцев - Индия, другие ученые находили ее в Гималаях, третьи — в Месопотамии. Однако большинство их прародиной считали Европу, точнее - Балканы, хотя каких-то материальных подтверждений не было. Ведь если индоевропейцы откуда-то переселились, то должны остаться материальные следы такого переселения, остатки культур. Однако археологи никаких общих для всех этих народов орудий, жилищ и т. д. не находили.

Единственное, что объединяло всех индоевропейцев в древности, так это микролиты и позднее, в неолите — сельское хозяйство. Только они появились в каменном веке везде, где до сих пор живут индоевропейцы. Они есть и в Иране, и в Индии, и в Средней Азии, и в лесостепи, и степях Восточной Европы, и в Англии, и во Франции. Точнее, они есть везде, где живут индоевропейские народы, но их нет нам, где нет этих народов.

Хотя сегодня некоторые башкирские народы и потеряли свое индоевропейское наречие, они тоже у нас есть везде, даже больше. Это подтверждает эта же книга Матюшина на странице 69, где на фотографии показаны древние каменные серпы с Урала. А первый древний хлеб человека Талкан и сегодня живет у некоторых башкирских народов. Кроме этого бронзовые серпы и пестик можете обнаружить и в музее райцентра Абзелиловского района. По животноводству сельского хозяйства много можно рассказать, также не забывая о том, что первые лошади были одомашнены несколько тысяч лет тому назад именно на Урале. И по количеству найденных археологами микролитов Урал не уступает никому.

Как видите, и археология научно подтверждает, о древних родственных связях индоевропейских народов с башкирскими народами. А настоящая гора Балкан находится со своими пещерами на Южном Урале в европейской части Башкортостана на территории Давлеканского района возле озера Асылыкуль. В древности еще на башкирских Балканах микролиты были и дефиците, так как эти Балканские горы находятся вдали от уральского яшмового пояса в километрах триста. Часть людей пришедших в Западную Европу в древности с Урал а назвали безымянные горы Балканами, дублировав по неписанному закону топонимики гору Балкантау, откуда они и ушли. И в народном эпосе «Заятуляк и Хыухылыу» гора Балкан и белый крылатый конь Акбузат (греческий Пегас) в центре внимания: ... Лесов много на горе Балкан. Перепутав гору с горой Железным обручем обхватив, Хоть и перенесли вы ее сюда, Это не моя гора Балкан. (Академия наук СССР, г. Москва, 1977 г., стр. 425 Башкирский народный эпос).

О том, что они когда-то жили на Урале и их народы остались возле Уральских гор, помнят не только индоиранцы и венгры, но и другие народы.

В начале девяностых годов группа японских ученых несколько дней осуществляла видеосъемки в нашем Абзелиловском районе. Японских ученых для встречи с местным населением и сбора фольклора по деревням возили сами представители районных властей. Они считают, что в древности японцы, венгры, монголы и один из башкирских народов жили одним народом. После посещения нашего района они вылетели в Венгрию. Как говорят японские ученые, даже некоторые старинные башкирские песни созвучны с древними японскими песнями.

В душах башкир и сегодня живут некоторые древние мотивы песен других народов. Например, старинная песня "Сыңрау торна" ("Журавлиная песня") созвучна с башкирской народной песней "Урал", но башкирские ученые не знают, от какого народа на Урале эта песня осталась, от финно-угров, тюрков, иранцев или же от индоевропейцев?

Слова этой древней песни, скорее всего, исчезли вместе с последним остатком какого-то народа, "обашкирившись" на Урале — перейдя полностью на тюркское наречие. Думаю, с помощью зарубежных или наших ученых в области музыки эта песня еще найдет свой народ, когда-то ушедший с Урала.

Новые стихи к этой песне написаны только недавно - в советский период, башкирским народным поэтом Рами Гариповым.

Свои корни на Урале с башкирами помнят не только ученые, но и официальные власти.

В 1995 году в городе Уфе прошел организованный первым Президентом Башкортостана первый всемирный съезд башкир. На президиуме заседали президенты республик, главы администраций областей, зарубежные гости. Руководство Российской Федерации представляли Юрий Яров и Владимир Шумейко. На этом съезде первые советники президентов Турции и Венгрии, выступая на трибуне, рассказывали о своих далеких предках на Урале и родстве с башкирами.

Башкиры считают, что Уральские горы являются связующим местом человека со Вселенной и поэтому про Урал говорят - "Ер кендеге". Ер — земля, кендек — пуповина. Во-первых, все мы знаем, что первой сушей и колыбелью человечества на земле являются Уральские горы.

Во-вторых, выход на Вселенную во всех научно-фантастических произведениях осуществляется через спираль. Башкирская народная песня "Урал" гласит: "Ай, Уралым Уралым Уралып ятҡан Уралым..."

Песня, распевая про горы Урала, характеризует заветвление спирали, хотя Уральские горы не являются спиралеподобными, а тянутся только в длину с юга на север. Эти философские спирали археологи находят почти во всех селениях и городищах Южного Урала, и они еще сохранились на национальных костюмах башкир, несмотря, что после того как фашисты в Германии пришли к власти, местные советские активисты в 1935 годах ходили и собирали паласы, ковры, обувь, горшки, национальную одежду и другие бытовые вещи с орнаментами, знаками свастики, спиралей, разноконечных звезд и их уничтожали. А те, которые спрятали свои бытовые вещи с разными символами, в 1942-43 годах из-за ненависти к фашизму, сами начали их сжигать и уничтожать. Но тем не менее некоторые вещи сохранились и сегодня находят свое место в музеях.

Итак, снова возвращаемся во всемирно известную пещеру Шульганташ (Капова) Бурзянского района, к древним философским наскальным знакам, символам в виде свастики — созвездию свастики, треугольников — мужское начало, четырехугольников — женское начало, треугольников в четырехугольниках — соединение мужчин с женщинами. Вроде бы все есть, чтобы понять древнюю связь Урала со Вселенной, но не доставало еще одного звена — знака о самой Вселенной в виде куба, думал я, когда несколько лет тому назад с товарищами посетил эту очень красивую пещеру — каменный дом праотцов человечества, пришедших на Землю из вселенной созвездия свастики. В этом году выяснилось, что хотя мы были на всех этажах пещеры Шульганташ, все-таки просмотрели знак Вселенной в виде куба с несколькими измерениями.

Читаем восемьдесят вторую страницу научно-учебного издания "Археологический словарь" видного ученого Российской Федерации, археолога Геральда Матюшина, выпущенного в Москве в 1996 году, где и его работе отмечены знаки Вселенной в виде кубиков: "... Долгое время пещеры с палеолитическими рисунками находили только в Испании, во Франции и в Италии. В 1959 году зоолог А. В. Рюмин открыл палеолитические рисунки в Каповой пещере на Урале. Рисунки располагались главным образом в глубине пещеры па втором, труднодоступном ярусе. Вначале было обнаружено одиннадцать рисунков: семь мамонтов, две лошади и два носорога. Все они сделаны охрой - минеральной краской, въевшейся в породу так, что когда откололся кусочек камня на рисунке, то оказалось, что он насквозь пропитан краской. Местами рисунки едва различались, поэтому трудно было разобрать, кого они изображают. Здесь были видны какие-то квадраты, кубики, треугольники. Немало пришлось потрудиться археологам, чтобы "прочитать" эти рисунки. (Ученые не смогли прочитать эти рисунки, оставленные представителями Высшего разума, потому что изучением древней философии человеческой цивилизации мировая наука не занимается и для этого практических материалов, как в пещере Шульганташ, очень мало — прим. Аль-Фатих). Было много споров о том, к какому времени они принадлежат. Убедительный довод в пользу их древности - само содержание. Ведь животные, изображенные на стенах пещеры, давно вымерли. Углеродный анализ показал, что самые ранние образцы пещерной живописи, известные на сегодня, насчитывают свыше тридцати тысяч лет, а самые поздние - около двенадцати тысяч лет.

nail-potter.blogspot.com


Смотрите также