Башкиры. Древний народ с берегов Дуная. Башкиры древние фото


Самые красивые башкиры (20 фото)

Рейтинг самых красивых из числа известных мужчин-башкир составлен по итогам голосования, проходившего на сайте.

20 место: Ильдар Абдразаков (род. 26 сентября 1976, Уфа) — российский оперный певец (бас), солист Мариинского театра, заслуженный артист Республики Башкортостан.

Ильдар Абдразаков российский оперный певец, солист Мариинского театра. фото

19 место: Айдар Хамзин - певец. Исполняет песни на башкирском, русском и английском языках.

Айдар Хамзин - башкирский певец. фото

18 место: Радиф Зарипов - певец. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/id99795490

Радиф Зарипов - певец. фото

17 место: Денис Шафиков (род. 3 июня 1985, Миасс) — российский боксер легкого и первого полусреднего веса. Чемпион мира 2009 года по версии IBO. Выходит на ринг в башкирской национальной одежде: меховой шапке и елане, за что получил прозвище Чингисхан.

боксер Денис Шафиков (Чингисхан) фото

16 место: Венер Галиев (род. 1 июля 1975, Стерлитамак) — двукратный чемпион мира по боевому самбо.

Венер Галиев чемпион мира по боевому самбо. фото

15 место: Ирек Зарипов(род. 27 марта 1983 года, Стерлитамак) — четырёхкратный чемпион Зимних Паралимпийских игр 2010 года по биатлону и лыжным гонкам. Ирек Зарипов стал инвалидом в возрасте 17 лет после того, как попал под МАЗ на мотоцикле. Страница Ирека "ВКонтакте" - http://vk.com/id6573648

Ирек Зарипов и его жена Елена:

Ирек Зарипов и его жена Елена фото

14 место: Денис Абдрахманов - телеведущий, обладатель Гран-при в республиканском конкурсе "Баик-2011".

Денис Абдрахманов - телеведущий. фото

13 место: Роберт Юлдашев - этнический музыкант, играет на древнем духовом инструменте курай. Курай изготавливается из тростника, растущего на Южном Урале. В июне 2006 года Роберт Юлдашев создает свою группу музыкантов под названием «Курайсы». Основой команды, составляют древние башкирские музыкальные инструменты: дунгур, думбра, курай, кубыз.

самые красивые мужчины-башкиры: Роберт Юлдашев (Курайсы). фото

12 место: Зульфат Ишбаев - телеведущий, преподаватель БГПУ, председатель профкома студентов БГПУ.

Зульфат Ишбаев

11 место: Загит Кунафин (род. 29 марта 1984, село Старый Мунасип, Башкортостан), более известный как МС BASH - рэпер.

Загит Кунафин МС BASH фото

10 место: Искандер Урманцев (род. 14 сентября 1986) - телеведущий. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/id9626528

Искандер Урманцев телеведущий. фото

9 место: Эльмир Абубакиров - певец, солист группы Каравансарай. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/e_l_m_i_r

Эльмир Абубакиров - певец, солист группы Каравансарай. фото

8 место: Гайсар Миндигулов - певец. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/gaisarmg

Гайсар Миндигулов - башкирский певец. фото

7 место: Расуль Карабулатов - певец, актер, народный артист Республики Башкортостан, директор Башкирской государственной филармонии им. Хусаина Ахметова. Расуль Карабулатов был солистом группы Каравансарай. Снимался в фильмах "Седьмое лето Сюмбель" (2002), "Долгое-долгое детство" (2003).

Расуль Карабулатов фото

6 место: Хабир Сулейманов (род. 17 декабря 1980, Аргаяшский район Челябинской области) - боксер, выступающий в США, чемпион Северной Америки по версии NABO. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/id18139076

красивый башкир Хабир Сулейманов - боксер. фото

5 место: Эльбрус Нигматуллин (род. 30 марта 1974, д. Чубары Аргаяшского района Челябинской области) — российский спортсмен, актёр. Профессионально занимается силовыми видами спорта: с 1991 по 2001 годы — тяжелой атлетикой, пауэрлифтингом, армреслингом, с 2001 года — стронгменом. С 2005 года ежегодно участвовал в турнире «Самый сильный человек планеты». Рекордсмен России в тяге транспортных средств: тяге сцепки из двух автобусов — 29,4 тонн на 10 метров, тяге речного сухогруза «Нагатино» весом 760 тонн на 20 метров. Исполнитель роли национального героя Салавата Юлаева в историко-документальном фильме «Я не умер, башкиры!». Также снимался в телесериале «Жёлтый дракон» в роли мастера восточных единоборств. Страница Эльбруса Нигматуллина "ВКонтакте" - http://vk.com/id4229130

Эльбрус Нигматуллин фото

4 место: Ильшат Абдуллин - певец. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/abdullin_ilshat

Ильшат Абдуллин - певец. фото

3 место: Ян Лира (род. 3 апреля 1990, Елабуга, Татарстан) - певец, поет на башкирском и русском языках. Отце Яна - поляк, мать - башкирка. Сам Ян Лира считает себя башкиром. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/yanlira

красивый парень-башкир Ян Лира - певец. фото

2 место: Роберт Елкибаев (род. 14 апреля 1988) - актер. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/id11831875

Роберт Елкибаев актер. фото

1 место: Радик Юльякшин (род. 17 мая 1989) - певец. Сценический псевдони - Элвин Грей (Elvin Grey). Официальный сайт - http://elvin-grey.ru/ Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/elvingrey

певец Радик Юльякшин Элвин Грей (Elvin Grey). фото

 

top-antropos.com

Самые красивые башкиры (20 фото)

Рейтинг самых красивых из числа известных мужчин-башкир составлен по итогам голосования, проходившего на сайте.

20 место: Ильдар Абдразаков (род. 26 сентября 1976, Уфа) — российский оперный певец (бас), солист Мариинского театра, заслуженный артист Республики Башкортостан.

Ильдар Абдразаков российский оперный певец, солист Мариинского театра. фото

19 место: Айдар Хамзин - певец. Исполняет песни на башкирском, русском и английском языках.

Айдар Хамзин - башкирский певец. фото

18 место: Радиф Зарипов - певец. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/id99795490

Радиф Зарипов - певец. фото

17 место: Денис Шафиков (род. 3 июня 1985, Миасс) — российский боксер легкого и первого полусреднего веса. Чемпион мира 2009 года по версии IBO. Выходит на ринг в башкирской национальной одежде: меховой шапке и елане, за что получил прозвище Чингисхан.

боксер Денис Шафиков (Чингисхан) фото

16 место: Венер Галиев (род. 1 июля 1975, Стерлитамак) — двукратный чемпион мира по боевому самбо.

Венер Галиев чемпион мира по боевому самбо. фото

15 место: Ирек Зарипов(род. 27 марта 1983 года, Стерлитамак) — четырёхкратный чемпион Зимних Паралимпийских игр 2010 года по биатлону и лыжным гонкам. Ирек Зарипов стал инвалидом в возрасте 17 лет после того, как попал под МАЗ на мотоцикле. Страница Ирека "ВКонтакте" - http://vk.com/id6573648

Ирек Зарипов и его жена Елена:

Ирек Зарипов и его жена Елена фото

14 место: Денис Абдрахманов - телеведущий, обладатель Гран-при в республиканском конкурсе "Баик-2011".

Денис Абдрахманов - телеведущий. фото

13 место: Роберт Юлдашев - этнический музыкант, играет на древнем духовом инструменте курай. Курай изготавливается из тростника, растущего на Южном Урале. В июне 2006 года Роберт Юлдашев создает свою группу музыкантов под названием «Курайсы». Основой команды, составляют древние башкирские музыкальные инструменты: дунгур, думбра, курай, кубыз.

самые красивые мужчины-башкиры: Роберт Юлдашев (Курайсы). фото

12 место: Зульфат Ишбаев - телеведущий, преподаватель БГПУ, председатель профкома студентов БГПУ.

Зульфат Ишбаев

11 место: Загит Кунафин (род. 29 марта 1984, село Старый Мунасип, Башкортостан), более известный как МС BASH - рэпер.

Загит Кунафин МС BASH фото

10 место: Искандер Урманцев (род. 14 сентября 1986) - телеведущий. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/id9626528

Искандер Урманцев телеведущий. фото

9 место: Эльмир Абубакиров - певец, солист группы Каравансарай. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/e_l_m_i_r

Эльмир Абубакиров - певец, солист группы Каравансарай. фото

8 место: Гайсар Миндигулов - певец. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/gaisarmg

Гайсар Миндигулов - башкирский певец. фото

7 место: Расуль Карабулатов - певец, актер, народный артист Республики Башкортостан, директор Башкирской государственной филармонии им. Хусаина Ахметова. Расуль Карабулатов был солистом группы Каравансарай. Снимался в фильмах "Седьмое лето Сюмбель" (2002), "Долгое-долгое детство" (2003).

Расуль Карабулатов фото

6 место: Хабир Сулейманов (род. 17 декабря 1980, Аргаяшский район Челябинской области) - боксер, выступающий в США, чемпион Северной Америки по версии NABO. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/id18139076

красивый башкир Хабир Сулейманов - боксер. фото

5 место: Эльбрус Нигматуллин (род. 30 марта 1974, д. Чубары Аргаяшского района Челябинской области) — российский спортсмен, актёр. Профессионально занимается силовыми видами спорта: с 1991 по 2001 годы — тяжелой атлетикой, пауэрлифтингом, армреслингом, с 2001 года — стронгменом. С 2005 года ежегодно участвовал в турнире «Самый сильный человек планеты». Рекордсмен России в тяге транспортных средств: тяге сцепки из двух автобусов — 29,4 тонн на 10 метров, тяге речного сухогруза «Нагатино» весом 760 тонн на 20 метров. Исполнитель роли национального героя Салавата Юлаева в историко-документальном фильме «Я не умер, башкиры!». Также снимался в телесериале «Жёлтый дракон» в роли мастера восточных единоборств. Страница Эльбруса Нигматуллина "ВКонтакте" - http://vk.com/id4229130

Эльбрус Нигматуллин фото

4 место: Ильшат Абдуллин - певец. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/abdullin_ilshat

Ильшат Абдуллин - певец. фото

3 место: Ян Лира (род. 3 апреля 1990, Елабуга, Татарстан) - певец, поет на башкирском и русском языках. Отце Яна - поляк, мать - башкирка. Сам Ян Лира считает себя башкиром. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/yanlira

красивый парень-башкир Ян Лира - певец. фото

2 место: Роберт Елкибаев (род. 14 апреля 1988) - актер. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/id11831875

Роберт Елкибаев актер. фото

1 место: Радик Юльякшин (род. 17 мая 1989) - певец. Сценический псевдони - Элвин Грей (Elvin Grey). Официальный сайт - http://elvin-grey.ru/ Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/elvingrey

певец Радик Юльякшин Элвин Грей (Elvin Grey). фото

 

top-antropos.com

Что за народ? Их вера и религия, история, жизнь в России

В Российской Федерации сегодня живут люди самых разных национальностей. У каждой из них имеются свои традиции и обычаи. Один из наиболее многочисленных народов – башкиры. Народ обладает богатой многовековой историей и имеет свои традиции и обычаи. Чтобы поближе познакомиться с национальностью и начать лучше понимать ее представителей, нужно ознакомиться с актуальной информацией по теме.

Немного о Башкортостане

памятник салавату юлаевуПамятник Салавату Юлаеву

Наиболее многочисленные из народов имеют свои субъекты, входящие в состав России. Так, в ПФО расположилась республика Башкортостан. Она относится к Уральскому экономическому району. На границе с субъектом находятся:

  • области: Свердловская, Челябинская и Оренбургская,
  • края: Пермский,
  • республики Удмуртия и Татарстан.

В качестве столицы Башкортостана был выбран город Уфа. Субъект была выделен в составе России по национальному признаку, получив такое право первой среди подобных автономий. Это произошло в 1917 году.

bash

Основное население Башкортостана – башкиры. Для них данная республика – основное место проживания в РФ. Однако представителей национальность можно встретить и в других уголках России и даже за ее пределами.

Кто такие башкиры?

На сегодняшний день в России проживает больше 1,5 млн. этнических башкир. Народ имеет свой язык и письменность, которая до 20 в. базировалась на основе арабских символов. Однако во времена СССР письменность сначала была переведена в латиницу, а затем и в кириллицу.

Башкиры

Фактором, который позволяет представителям национальности сохранить общность, выступает религия. Преобладающее число башкир является мусульманами–суитами.

Окунемся в прошлое

Башкиры – очень древний народ. Современные ученые утверждают, что первых представителей национальности описывали еще Геродот и Птолемей. В исторических записях народ называют аргиппеями. Если верить рукописям, представители национальности одевались, как скифы, однако имели собственное наречие.

Летописцы Китая по-другому интерпретируют башкир. Ученые прошлого причисляли представителей национальности к племени гуннов. В «Книге Суй», которая была создана в 7 столетии, упоминаются 2 народа, которых современные специалисты интерпретируют, как башкир и волжских булгар. Современные Башкиры

Путешественники из арабских государств, перемещавшиеся по свету во времена Средневековья, позволили внести в историю народа больше ясности. Так, примерно в 840 году Саллам ат-Тарджуман приехал на родину представителей национальности и подробно описал их быт и обычаи. Согласно его характеристике, башкиры – это народ, который обитал по обоим склонам Уральских гор. Его представители проживали между 4 разными реками, среди которых присутствовала и Волга.

Представители национальности отличались свободолюбием и независимостью. Они занимались скотоводством, но при этом вели полукочевой образ жизни. Башкирам прошлого была присуща воинственность.

В древности представители национальности исповедовали анимизм. В их религии присутствовало 12 богов, главным из которых являлся Дух Неба. В древних верованиях имелись и элементы тотемизма и шаманизма.

Перемещение к Дунаю

Постепенно хороших пастбищ для скота стало не хватать, и представители разных народов стали покидать привычные места, отправляясь в путь в поисках лучших мест для жизни. Не минула такая участь и башкир. В 9 веке они покинули привычные места. Первоначально народ остановился между Днепром и Дунаем и даже образовал здесь страну, которая получила название Леведия.

Национальная одежда башкирНациональная одежда башкир

Однако много времени башкиры на одном месте не провели. В начале 10 в. народ начал продвижение на запад. Кочевые племена возглавил Арпад. Не обошлось и без завоеваний. Преодолев Карпаты, кочевники сумели захватить Паннонию и основали Венгрию. Однако долго действовать совместно представители разных племен не могли. Они разделились и начали жить по разным берегам Дуная.

В результате исхода изменилась и вера башкир. Народ исламизировался еще в Приуралье. Его вера постепенно окончательно сменилась единобожием. В древних хрониках говорилось, что башкиры-мусульмане разместились на юге королевства Венгрия. Главным городом для представителей национальности в то время был Керат.Однако в Европе всегда преобладало христианство. По этой причине ислам не мог так просуществовать долго. Со временем многие кочевники, прибывшие сюда и проживающие в области, изменили веру и стали христианстианами. В 14 в. в Венгрии представителей мусульманства не осталось.

Вера до исхода с Урала: Тенгрианство

Чтобы лучше понимать представителей национальности, стоит уделить внимание религии. Она носила название Тенги, которое получила в честь Отца всего сущего и верховного бога неба. Согласно представлению предков современных жителей Башкортостана, Вселенная делилась на 3 зоны:

  • земля,
  • все, что находится над землей,
  • все, что находится под землей.
Тенгри-ханТенгри-хан

Каждая из зон имела явную и невидимую части. На высшем небесном ярусе располагался Тенгри-хан. Кочевники в то время не знали об устройстве управления государством. Однако четкое представление о вертикали власти у них уже имелось. Остальным богам представители национальности причисляли власть над природой и ее стихиями. Все боги подчинялись верховному божеству.

Предки башкирского народа верили, что душа способна воскреснуть. Они не сомневались в том, что придет день, когда они вновь возродятся в теле и продолжат свой путь дальше в соответствии с привычными устоями.

Как произошло соединение с мусульманской верой?

МусульманинВ 10 в. на территории, на которых проживал народ, стали приходить миссионеры, проповедовавшие ислам. Кочевники вступили в новую веру без яростных протестов и отторжения у простого народа. Башкиры не противились учению из-за того, что их первоначальная вера совпадает с понятиями о едином Боге. Тенгри стал ассоциироваться у народа с Аллахом.

Однако башкиры еще долгое время продолжали чтить «нижних богов», которые отвечали за природные явления. Прошлое народа оставило след и на современности. Сегодня в пословицах и обычаях можно найти много связей с изначальным верованием.

Особенности принятия башкирским народом ислама

Первые захоронения мусульман, которые были обнаружены на территории современной Башкирии, датируются 8 в. Однако специалисты утверждают, что усопшие не были уроженцами местности. Об этом свидетельствуют предметы, которые был найдены вместе с останками.

В мечети

Обращение башкир в мусульманство начало происходить в 10 в. В этот период большое влияние оказали миссионеры братств, носивших название Накшбандийа и Ясавийа. Они пришли в земли башкир из Средней Азии. Большинство выходцев было из Бухары. Благодаря действиям миссионеров было предопределено то, какую религию представители национальности исповедуют на сегодняшний день.

Большинство башкир приняло ислам в 14 в. Вероисповедание остается основным среди представителей национальности и на сегодняшний день.

Процесс соединения с РФ

Вхождение Башкирии в состав Московского царства произошло, когда Казанское Ханство было повержено. Точный момент датируется 1552 г.. Однако местные старейшины не подчинились окончательно. Они сумели договориться и получили возможность сохранить некую автономию. Ее наличие позволило башкирам продолжить жить по своим укладам. Так, представители национальности сохранили веру и свои земли. Но окончательную самостоятельность сохранить не получилось. Так, башкирская конница принимала участие в сражениях с Ливонским орденом в составе русской армии.

Когда Башкирия официально стала частью России, на территорию автономии начали проникать культы. Государство стремилось взять верующих под свой контроль. По этой причине в 1782 году в нынешней столице республики был утвержден муфриат.Засилье, наступившее в духовной жизни представителей народа, привело к расколу верующих, который произошел в 19 веке. Мусульмане Башкирии разделились на:

  • традиционное крыло,
  • реформаторское крыло,
  • ишанизм.

Единство было утеряно.

Какую веру исповедуют современные башкиры?

мечеть в кантюковкеМечеть в Кантюковке

Башкиры – воинственный народ. Представители национальности никак не могли смириться с захватом. По этой причине с 17 в. в крае начинают проводиться восстания. Больше всего протестов приходится на 18 в. Попытки вернуть прежнюю свободу сурово подавляли.

Однако народ объединяла религия. Он сумел отстоять права и сохранить имевшиеся традиции. Представители национальности и дальше продолжили исповедовать выбранную веру.

Сегодня Башкортостан стал центром для всех людей, исповедующих мусульманскую веру проживающих в России. В субъекте функционируют больше 300 мечетей и присутствуют другие религиозные организации.

Что говорится в культурологи о вероисповедании?

Примечательно, что и верования, которые присутствовали до принятия ислама, до настоящего времени  сохранились у башкир. Если ознакомиться с обрядами представителей национальности, можно явственно проследить проявление синкретизма. Тенгри, в которого когда-то верили древние предки, в сознании народа стал Аллахом. Женщины башкирии

Идолы же превратились в духов

Примером синкретизма в религии башкир могут служить обереги. Их изготавливаются из зубов и когтей животных, однако нередко дополняют изречениями из Корана, написанными на бересте.

Кроме того, народ отмечает граничный праздник Каргатуй. Он сохранил в себе явственные следы культуры предков. Немало традиций, свидетельствующих о том, что в прошлом башкиры исповедовали язычество, соблюдается и во время других событий, происходящих в жизни человека.

Какие еще религии присутствуют в Башкортостане?

мечеть ляля тюльпанМечеть Ляля Тюльпан

Несмотря на то, что республика получила свое название благодаря преобладающему народу, проживающему на ее территории, этнические башкиры составляют только четверть от общего количества населения, живущего на ее территории. По этой причине в субъекте РФ присутствуют и другие верования, которые исповедуют иные народности. На территории республики проживают представители следующих религий:

  • православие, пришедшее в субъект с русскими переселенцами,
  • старообрядчество,
  • католичество,
  • иудаизм,
  • иные религии.

Такому разнообразию способствовало многонациональное население республики. Ее коренные жители очень толерантно относятся к иным вероисповеданиям, при этом продолжая чтить свои традиции. Терпимость позволяет представителям разных национальностей мирно сосуществовать друг с другом, создавая неповторимый колорит Башкирии.

Материал подготовил: обществовед, кандидат исторических наук Мостакович Олег Сергеевич

Похожие записи

dedadi.ru

Самые красивые башкирки (27 фото)

Башкиры - тюркоязычный народ численностью около 2 миллионов человек. В России проживают 1,6 миллиона башкир (это 4-й по численности народ страны), в том числе почти 1,2 миллиона в Башкортостане.Башкиры исповедуют ислам, который они приняли в 10-м веке.

В начале 13-го века башкиры оказали отчаянное сопротивление монгольским войскам. Монголо-башкирская война длилась 14 лет, то есть значительно дольше, чем война с Хорезмом или русскими княжествами. В итоге монголы так и не смогли завоевать башкир и заключили с ними союз.

Антропологический состав башкир еще более сложен, чем у татар. Если у татар четыре антропологических типа, то у башкир их пять: понтийский (тёмный европеоидный), субуральский (сублапоноидный), светлый европеоидный, южносибирский (переходный между монголоидной и европеодидной расами) и памиро-ферганский (тип, который также распространён у узбеков и таджиков).

Далее - самые красивые известные (на региональном и общероссийском уровне) башкирки. Топ составлен по итогам голосования, проходившего на сайте.

27-е место: Разиля Абдулгазина (род. 30 мая 1990, д. Альмухаметово, Башкортостан) - вице-Мисс Азия Альма Матер 2012. Рост 175 см, параметры фигуры 88-60-90. Страница "В Контакте" - http://vk.com/id22406517

Разиля Абдулгазина - вице-Мисс Азия Альма Матер 2012. фото

 

 26-е место: Зульфия Султангулова (род. 6 ноября 1987) - Мисс Башкортостан-2003, обладательница приза зрительских симпатий на конкурсе Мисс Россия 2003. Страничка Зульфиии "В Контакте" - http://vk.com/id678982, страничка Зульфии на Фейсбуке - http://www.facebook.com/zulfiya.sultangulova

Зульфия Султангулова на конкурсе Мисс Башкортостан-2003

 

самая красивая башкирка Зульфия Султангулова, Мисс Башкортостан-2003, приз зрительских симпатий на Мисс Россия. Фото

 

 

Зульфия Султангулова в 2014 году

 

красивая башкирка Зульфия Султангулова, Мисс Башкортостан 2003. фото

 

25-е место: Ильмира Габитова - модель. Представляла Башкортостан на проходившем в Китае конкурсе "Супермодель Азии 2011", где получила приз в номинации "Media Attention Award". Рост 170 см., параметры фигуры 86-67-92. Страничка "В Контакте" - vk.com/id152118672

красивая башкирка Ильмира Габитова. Фото

 

24-е место: Гузель Ильгамова - телеведущая (ГУП ТРК «Башкортостан», Телеканал «Туган тел»). Страничка "В Контакте" - http://vk.com/id81789290

красивая башкирка Гузель Ильгамова - телеведущая. фото

 

 23-е место: Розалия Шарафутдинова (род. 6 мая 1992) - певица, фотограф. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/id10075010

Розалия Шарафутдинова певица, фотограф. фото

 

 

 22-е место: Сара Буранбаева - актриса Башкирского государственного академического театра драмы имени М. Гафури, заслуженная артистка Башкортостана.

Сара Буранбаева - актриса. фото

 

21-е место: Гульсина Мавлюкасова (род. 19 февраля 1981, Уфа) - прима-балерина Башкирского государственного театра оперы и балета, народная артистка Башкортостана, дипломант и призёр международных конкурсов. Страница "В Контакте" - http://vk.com/id5918353

Гульсина Мавлюкасова - прима-балерина. фото

 

20-е место: Карина Магадеева - танцовщица. Страница "В Контакте" - http://vk.com/id15918272

Карина Магадеева - башкирская танцовщица. фото

 

 19-е место: Земфира Байбулдина (род. 1 января 1975, д. Саитбаба, Башкортостан) - тележурналист.

Земфира Байбулдина. фото

 

 18-е место: Рушанна Бабич (род. 17 октября 1975) - актриса театра и кино, Народная артистка Республики Башкортостан. Страница "В Контакте" - http://vk.com/id29746664

башкирская актриса Рушанна Бабич. фото

 

17-е место: Гульнур Карабулатова - певица, победительница конкурса Хылыукай 2008. Страница "В Контакте" - http://vk.com/id84005746

 красивая девушка-башкирка Гульнур Карабулатова, Хылыукай 2008. фото

 

 16-е место: Гульсум Аиткулова - вице-мисс конкурса Хылыукай-2009, победительница Межрегионального конкурса красоты "Дочь Солнца", модель Дома моды Валентина Юдашкина, вместе со своей младшей сестрой Айгуль представляла Башкортостан на проходившем в Китае конкурсе "Супермодель Азии 2011". Рост 174 см., параметры фигуры 79-62-89. Страничка "В Контакте" - http://vk.com/id819758

башкирская фотомодель Гульсум Аиткулова, Дочь Солнца

 

15-е место: Лиана Хабибуллина - певица. Страница "В Контакте" - http://vk.com/lianakhabibullina

Лиана Хабибуллина - башкирская певица. фото

 

 

14-е место: Алия Исмагилова (род. 27 сентября 1990) - вице-мисс конкурса Хылыукай-2012. Страничка "В Контакте" - vk.com/id61660694

красивая башкирка Алия Исмагилова. Фото

 

13-е место: Гузель Мухаметьянова (Шагисултанова) - певица. Страница "В Контакте" - http://vk.com/id42600457

Гузель Мухаметьянова (Шагисултанова) - башкирская певица. фото

 

12-е место: Милена Сираева - актриса театра и кино. Страница "В Контакте" - http://vk.com/id4017751

Милена Сираева - башкирская актриса театра и кино. фото

 

11-е место: Лилия Кинзябаева (род. 3 марта 1988) - телеведущая (Башкирское спутниковое телевидение). Страничка "В Контакте" - vk.com/id13084074

Лилия Кинзябаева - телеведущая (Башкирское спутниковое телевидение)

 

 

10-е место: Тансулпан Сиражетдинова - модель, победительница конкурса Хылыукай-2007, "Мисс Башкортостан-2009", Первая вице-Мисс Евразия 2007. Рост 169 см., параметры фигуры 83-59-87. Страничка "В Контакте" - vk.com/tansulpanochka1

башкирская красавица Тансулпан Сиражетдинова, победительница Хылыукай-2007. Фото

 

9-е место: Алтынай Хамматова-Юнусова - певица. Страничка "В Контакте" - http://vk.com/id19551455

Алтынай Хамматова-Юнусова - башкирская певица. фото

 

8-е место: Анжелика Якусева (род. 22 апреля 1992, Уфа) - певица (поёт на башкирском и английском языках), модель (участница второго сезона шоу "Топ-модель по-русски"), победительница башкирского конкурса красоты "Мисс Молодёжь 2011". Страничка "В Контакте" - vk.com/id6855814

Анжелика Якусева, башкирская певица, модель. Фото

 

7-е место: Азалия Дильмухаметова (Ялмурзина) - вице-Мисс конкурса Хылыукай-2006, певица, актриса. Страница "В Контакте" - http://vk.com/azalia_murmurzina

Азалия Дильмухаметова (Ялмурзина) - вице-Мисс конкурса Хылыукай-2006, певица, актриса. фото

 

 

6-е место: Альбина Усманова-Мухаметзянова - призёр республиканского конкурса башкирских красавиц Хылыукай–2004 (Хылыукай по-башкирски означает "красавица"), вице-мисс Азия–2004, вице-миссис Россия 2011. Страничка "В Контакте" - vk.com/albinamissasia

красивая башкирка Альбина Усманова-Мухаметзянова. Фото

 

 5-е место: Гульназ Галеева - победительница конкурса Хылыукай-2009.

башкирская красавица Гульназ Галеева, победительница Хылыукай-2009. Фото

 

 4-е место: Гузель Сулейманова - прима-балерина Башкирского государственного театра оперы и балета, заслуженная артистка России, народная артистка Башкортостана, лауреат международных конкурсов.

Гузель Сулейманова прима-балерина фото

 

3-е место: Ляйсан Гарифьянова - победительница конкурса Хылыукай-2012. Страничка "В Контакте" - http://vk.com/id45174577

башкирская красавица Ляйсан Гарифьянова, победительница Хылыукай-2012. Фото

 

 2-е место: Диана Нурмухаметова - певица, завоевала золотую медаль Дельфийских игр-2011 в номинации "Академическое пение" (возрастная группа 16-20), лауреат 1-й премии 17-го международного студенческого конкурса вокалистов Лидии Абрамовой "Bella voce". Диана Нурмухаметова "В Контакте" - http://vk.com/id85509926

Диана Нурмухаметова - башкирская певица. фото

1-е место: Ляйсан Утяшева (род. 28 июня 1985, посёлок Раевский, Башкортостан) - российская спортсменка, чемпионка мира и Европы по художественной гимнастике. После завершения спортивной карьеры - телеведущая (НТВ, НТВ +, Россия2). Ляйсан не раз входила в число 100 самых красивых женщин планеты по версии журнала FHM. Официальный сайт - utiasheva.com

 

красивая башкирка Ляйсан Утяшева. Фото 
 см. также:
Самые красивые башкиры. Топ-20
Самые красивые татарки. Топ-40

top-antropos.com

Башкиры: особенности характера и традиций

Башкиры, как и все кочевники, издревле славились свободолюбием и воинственностью. И сейчас они сохранили храбрость, обостренное чувство справедливости, гордость, упрямство в отстаивании своих интересов.

При этом, в Башкирии всегда тепло встречали переселенцев, фактически бесплатно предоставляли им землю, не навязывали своих обычаев и верований. Неудивительно, что современные башкиры – очень дружелюбный и гостеприимный народ. Им полностью чужда нетерпимость к представителям других наций.

Древние законы гостеприимства до сих пор чтут и уважают в Башкортостане. К приходу гостей, даже незваных, накрывают богатый стол, а уезжающих – одаривают подарками. Необычна традиция преподносить богатые дары грудному ребенку гостей – считается, что его необходимо задобрить, ведь малыш, в отличии от своих старших родственников, ничего не может съесть в доме хозяина, а значит, может его проклясть.

Традиции и обычаи

всероссийский сабантуйВ современной Башкирии большое значение уделяется традиционному укладу, все национальные праздники празднуются в масштабе республики. А в древности обрядами сопровождались все самые значимые для человека события – рождение ребенка, свадьба, похороны.

 

Традиционные свадебные обряды башкир - сложные и красивые. За невесту жених выплачивал большой калым. Правда, у экономных всегда был выход: умыкнуть свою ненаглядную.  В старину семьи сговаривались породниться еще до рождения детей. А помолвка между женихом и невестой (сыргатуй) проводилась в нежном возрасте 5-12 лет. Позже поиски невесты стали начинаться только при достижении мальчиком половозрелого возраста.

всероссийский сабантуй

Невесту сыну выбирали родители, а затем отправляли в выбранную семью сватов. Свадьбы устраивали с размахом: организовывали скачки, турниры по борьба и, конечно, пир. Первый год молодая жена не могла разговаривать со свекровью и свекром – это было знаком покорности и уважения. При этом этнографы отмечают очень бережное отношение к женщине в башкирской семье.

Если муж поднимал руку на жену или не обеспечивал ее, то дело могло закончиться разводом.

Развод был возможен и в случае измены женщины – в Башкирии строго относились к женскому целомудрию.

Особое отношение у башкир было к рождению ребенка. Так, беременная женщина на время становилась почти "царицей": по обычаю нужно было исполнять все ее прихоти, чтобы обеспечить появление на свет здорового малыша. Детей в башкирских семьях очень любили и редко наказывали. Подчинение было основано только на непререкаемом авторитете отца семейства. Башкирская семья всегда строилась на традиционных ценностях: почитание старших, любовь к детям, духовное развитие и правильное воспитание детей.

дети россии

В башкирской общине огромным уважением пользовались аксакалы, старейшины, хранители знаний. И сейчас настоящий башкир никогда не скажет грубого слова старику или пожилой женщине.

Культура и праздники

Культурное наследие башкирского народа невероятно богато. Героические эпосы ("Урал-батыр", "Акбузат", "Алпамыша" и другие) заставляют погрузиться в воинственное прошлое этого народа. Фольклор включает многочисленные волшебные сказания о людях, божествах и животных.

башкиры в метро

Башкиры очень любили песню и музыку – в копилке народа есть обрядовые, эпические, сатирические, бытовые песни. Кажется, что ни одна минута жизни древнего башкира не проходила без песни! Любили башкиры и танцевать, при этом многие танцы носят сложный, повествовательный характер, превращаясь то ли в пантомиму, то ли в театральное действо.

всероссийский сабантуйОсновные праздники приходились на весенне-летнюю пору, в период расцвета природы. Наиболее известны каргатуй (грачиный праздник, день прилета грачей), майдан (майский праздник), сабантуй (день плуга, окончание посевных работ), который остался самым значимым праздником башкирского народа и отмечается с большим размахом. Летом проходил джиин – праздник, на котором собирались жители нескольких соседних деревень. У женщин был свой праздничный день – обряд "кукушкин чай", к участию в котором мужчины не допускались. В праздничные дни жители сел собирались и устраивали соревнования в борьбе, беге, стрельбе, скачках, заканчивающиеся общей трапезой.

 всероссийский сабантуйвсероссийский сабантуй

Скачки всегда были важным элементом празднеств. Ведь башкиры – умелые наездники, в деревнях мальчиков учили верховой езде с раннего возраста. Раньше говорили, что башкиры рождались и умирали в седле, и действительно – большая часть их жизни проходила верхом. Женщины не менее хорошо держались на лошади и при необходимости могли проскакать несколько дней. Они не закрывали лицо, в отличие от других исламских женщин, обладали правом голоса. Пожилые башкирки имели такое же влияние в общине, как и старейшины-аксакалы.

В обрядах и празднованиях наблюдается переплетение мусульманской культуры с древними языческими верованиями, прослеживается почитание сил природы.

Интересные факты о башкирах

- Башкиры сначала использовали руническую тюркскую письменность, затем арабскую. В 1920 годах был разработан алфавит на основе латиницы, а в 1940-х годах башкиры перешли на кириллический алфавит. Но, в отличии от русского, в нем 9 дополнительных букв для отображения специфических звуков.

- Башкортостан – единственное место в России, где сохранилось бортничество, то есть форма пчеловодства с собиранием меда диких пчел из дупел деревьев.

- Любимое блюдо башкир – бешбармак (блюдо из мяса и теста), а любимый напиток – кумыс.

- В Башкирии принято рукопожатие двумя руками – оно символизирует особое уважение. По отношению к старым людям такое приветствие обязательно.

- Башкиры ставят интересы общины выше личных. У них принято "башкирское братство" – забота каждого о благоденствии своего рода.

- Еще несколько десятилетий назад, задолго до официального запрета мата в публичном пространстве, в башкирском языке отсутствовала ненормативная лексика. Историки связывают это как с нормами, запрещающими сквернословить в присутствии женщин, детей и старейшин, так и с убеждением, что бранные слова наносят вред говорящему. К сожалению, со временем  под влиянием других культур эту уникальную и похвальную особенность башкиры потеряли.

- Если написать название Уфа на башкирском языке, то оно будет выглядеть, как ӨФӨ. В народе ее называют "три шурупа" или "три таблетки". Эту стилизованную надпись часто можно встретить на улицах города.

- Башкиры участвовали в разгроме наполеоновской армии во время войны 1812 года. Они были вооружены только луками и стрелами. Несмотря на архаичное оружие, башкиры считались опасными противниками, и европейские солдаты прозвали их Северными амурами.

- Женские башкирские имена традиционно содержат частицы, обозначающие небесные светила: ай – луна, кон – солнце и тан – заря. Мужские имена обычно связаны с мужественностью и стойкостью.

- У башкир было два имени – одно давалось сразу после рождения вовремя заворачивания младенца в первые пеленки. Оно так и называлось – пеленочное. А второе малыш получал при обряде наречения от муллы. 

всероссийский сабантуй

nazaccent.ru

БАШКИРЫ — История России до 1917 года

Народы, Российский исторический словник Большая Российская энциклопедия", Большая советская энциклопедия, Википедия, Советская историческая энциклопедия, Энциклопедия "История отечества" (1997), Энциклопедия "Святая Русь"

БАШКИРЫ (самоназвание — башкорт), народ в Российской Федерации (1345,3 тыс. человек). Коренное население Башкирии (863,8 тыс.). Живут также в Казахстане, странах Средней Азии, на Украине и др. Язык башкирский кынчакской группы тюркских языков. Верующие — мусульмане-сунниты.

Дореволюционные фото башкир

Дореволюционные фото башкир

Расселение

Башкиры проживают на территории России, в основном, в Республике Башкортостан: согласно переписи населения 2002 г., из 1 млн 673 тыс. башкир в России — 1 млн 221 тыс. жили вБашкортостане. Значительная часть башкир живет в Пермском крае (40,7 тыс.), Челябинской (166,3 тыс.), Оренбургской (52,7 тыс.), Тюменской (46,5 тыс.), Свердловской (37,2 тыс.) и Курганской (15,3 тыс.) областях1, а также в Казахстане — 23.2 тыс.чел. (1999), Узбекистане — 35 тыс.2 и на Украине — 4,2 тыс. человек (2001 г.)3. По переписи населения 2002, по своей численности башкиры занимают 4-е место в Российской Федерации после русских, татар и украинцев.

Этимология этнонима

Этноним «башкиры» фонетически соответствует сочетанию bašqyrt / bašqurt (в башкирской орфографии) — самоназванию башкорт. Существует, по крайней мере, 7 этимологизаций названия народа. Наиболее распространена народная этимология объяснения самоназвания Bašqurt — от тюрских слов baš («голова, вожак») и qurt («волк»), то есть от baš qurt — «волка-вожака», тотемного животного башкир. Согласно другому евгемиречному объяснению, этноним восходит к имени предводителя Башкорта, который объединил башкир в племенной союз. По объяснению специально исследовавшему проблему Н.А. Баскакову, название связано с этнонимом oγur / oγuz — огуров (в русском произношении — угров) и выделившимся позже из этого племенного союза oγuz (в русской адаптации — узы). Соответственно, этноним «башкиры» означает badža oγur — «свояк огур», «свояк угров» (в данном случае он идентичен названию венгров madžγur → madžγar → madjar) или «свояк 13 огуров» (badžhort / badžqort / bašqort — от badž(a) — «свояк» + название племени hotur oγur — «13 огуров»).

Башкиры, Осинский уезд Пермской губернии, начало XX века.

Башкиры, Осинский уезд Пермской губернии, начало XX века.

Семья

У древних Башкир существовала большесемейная община. В 16-19 веках параллельно существовали и большие и малые семьи, последние постепенно утверждались как преобладающие. В наследовании семейного имущества в основном придерживались миноратного принципа. Среди богатых Башкир бытовало многожёнство. В брачных отношениях сохранялись обычаи левирата, обручения малолетних детей. Браки совершались по сватовству, но имело место и умыкание невест (что освобождало от уплаты калыма), иногда по взаимной договорённости.

Жилище

Башкир у своего дома. [Эхья] 1910

Башкир у своего дома. [Эхья] 1910

Традиционное жилище Башкир — войлочная юрта со сборным решётчатым каркасом, тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа. В степной зоне ставили глинобитные, пластовые, саманные дома, в лесной и лесостепной зоне — срубные избы с сенями, дома со связью (изба — сени — изба) и пятистенки, изредка встречались (у зажиточных) крестовые и двухэтажные дома. Для срубов использовали хвойные породы, осину, липу, дуб. Временными жилищами и летними кухнями служили дощатые балаганы, плетневые избы, шалаши. На строительную технику Башкир большое влияние оказали русские и соседние народы Урало-Поволжья. Современные сельские жилища Башкиры строят из брёвен, применяя срубную технику, из кирпича, шлакобетона, бетонных блоков. В интерьере сохраняют традиционные черты: деление на хозяйственно-будничную и гостевую половины, устройство нар.

Традиционная одежда

Народная одежда Башкир объединяет традиции степных кочевников и местных оседлых племён. Основу женской одежды составляло длинное отрезное в талии платье с оборками, передник, камзол, украшенный позументом и серебряными монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет. Головной убор женщин — чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, с длинной, спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами-каури; девичий — шлемовидная шапочка, также покрытая монетами, носили также колпачки, платочки.Молодые женщины носили яркие головные покрывала. Верхняя одежда — распашные кафтаны и чекмени из цветного сукна, отделанные позументом, вышивкой, монетами. Украшения — различного рода серьги, браслеты, перстни, косники, застёжки — изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, серебряных монет, с применением вставок из бирюзы, сердолика, цветного стекла.Bashkirs (1)

Мужская одежда — рубахи и штаны с широким шагом, лёгкие халаты (прямоспинные и расклешённые), камзолы, тулупы. Головные уборы — тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Шапки из меха зверя носили и женщины. Широкое распространение имели сапоги, кожаные ботинки, ичиги, бахилы, а в Приуралье — и лапти.

Фольклор

Ведущее место в устно-поэтическом творчестве занимает эпос («Урал-батыр», «Акбузат», «Идукай и Мурадым», «Кусяк-би», «Урдас-би с тысячью колчанов», «Алпамыша», «Кузый-курпяс и Маянхылу», «Заятуляк и Хыухылу»). Сказочный фольклор представлен волшебными, героическими, бытовыми сказками, сказками о животных.

Развито песенно-музыкальное творчество: эпические, лирические и бытовые (обрядовые, сатирические, юмористические) песни, частушки (такмак). Разнообразны плясовые мелодии. Танцам свойственна повествовательность, многие («Кукушка», «Вороной иноходец», «Баик», «Перовский») имеют сложную структуру и содержат элементы пантомимы.

Традиционные музыкальные инструменты — курай (род свирели), домра, кумыз (кобыз, варган: деревянный — в виде продолговатой пластины и металлический — в виде дужки с язычком). В прошлом существовал смычковый инструмент кыл кумыз.

Похожие материалы

russiahistory.ru

Лица России. Башкиры - Мы родом ...

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы – на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Башкиры. «Башкирский мед»

Общие сведения

БАШКИРЫ - народ в России, коренное население Башкирии (Башкортостана). По данным переписи 2006 года, в России проживает 1 миллион 584 тысячи башкир, в самой Республике Башкортостан - 863,8 тыс. человек. Живут башкиры также в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Курганской, Тюменской областях и в республиках ближнего зарубежья.

Сами башкиры называют себя башкорт. По наиболее распространенному толкованию, этот этноним образован от двух слов: общетюркского «баш» - голова, главный, и тюрко-огузского «корт» - волк. Для Полярной звезды у башкир тоже есть свое название: Тимер Тсазык (железный кол), а две соседние с ней звезды - это лошади (Бузат, Сарат), привязанные к железному колу.

Говорят башкиры на башкирском языке тюркской группы алтайской семьи диалекты: южный, восточный, выделяется северо-западная группа говоров. Распространены русский, татарский языки. Письменность на основе русского алфавита.

Верующие Башкиры - мусульмане- сунниты.

Башкирский национальный герой Салават Юлаев был предводителем бедных повстанцев в Крестьянской войне 1773-1775 годов.

Очерки

Гору красит камень, человека-голова

Можно ли по нескольким наиболее ярким пословицам определить, какой народ их сочинил? Задача нелегкая, но выполнимая.«Героя рождает битва».«Хороший конь рвется вперед, добрый молодец возвращается со славой».«Слава батыра — в бою».«Заблудишься — вперед смотри».«Если герой и умрет — слава останется».Если принять во внимание, что в этом наборе пословиц фигурируют кони, батыры, горы, а также героические деяния, то сразу же возникает ощущение, что рождены они представителями башкирского народа.

В южной части Урала

В формировании башкир решающую роль сыграли тюркские скотоводческие племена южносибирско-центральноазиатского происхождения. До прихода на Южный Урал башкиры значительное время кочевали в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами. Древние башкиры упоминаются в письменных источниках IX века. Позже они переместились на Южный Урал и прилегающие степные и лесостепные пространства.Расселившись на Южном Урале, башкиры частью вытеснили, частью ассимилировали местное финно-угорское и иранское (сармато-аланское) население. Здесь же они, по-видимому, вступили в контакт с некоторыми древнемадьярскими племенами. Более двух веков (с X до начала XIII) башкиры находились под политическим влиянием Волжско-Камской Болгарии. В 1236 они были покорены монголо-татарами и присоединены к Золотой Орде. В XIV веке башкиры приняли ислам. В период монголо-татарского владычества в состав башкир влились некоторые болгарские, кыпчакские и монгольские племена.После падения Казани (1552) башкиры приняли российское подданство. Они оговорили право владеть на вотчинных началах своими землями, жить по своим обычаям и религии. Царские чиновники подвергали башкир различным формам эксплуатации. В XVII и особенно в XVIII веке неоднократно вспыхивали восстания. В 1773—1775 сопротивление башкир было сломлено, однако были сохранены их вотчинные права на земли. В 1789 в Уфе было учреждено Духовное управление мусульман России. В XIX веке, несмотря на расхищение башкирских земель, постепенно налаживается хозяйство башкир, восстанавливается, а затем заметно увеличивается численность народа, превысив 1 миллион к 1897 году. В конце XIX — начале XX века происходит дальнейшее развитие просвещения и культуры.Теперь уже не секрет, что ХХ век принес башкирам массу испытаний, бед и катастроф, которые привели к резкому сокращению этноса. Дореволюционная численность башкир была достигнута лишь к 1989 году. В последние два десятилетия наблюдается активизация национального самосознания. В октябре 1990 Верховный совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Башкирской АССР. В феврале 1992 года была провозглашена Республика Башкортостан. Она находится в южной части Урала, где горный хребет разделяется на несколько отрогов. Здесь раскинулись плодородные равнины, переходящие в степь. По данным переписи 2002 года, в России проживает 1 миллион 674 тысячи башкир, в самой республике Башкортостан — 863,8 тысячи человек.Сами башкиры называют себя башкорт. По наиболее распространенному толкованию, этот этноним образован от двух слов: общетюркского «баш» — голова, главный и тюрко-огузского «корт» — волк.

Сам земле не поклонишься — она к тебе не придет

О том, каков был мир башкир до научно-технической революции, можно узнать из героического эпоса «Урал-батыр». Долгое время это произведение существовало лишь в устной версии. На бумагу оно было перенесено в 1910 году собирателем башкирского фольклора Мухаметшей Бурангуловым. Услышано и записано от народного сказителя-сэсэна Габита из аула Индрис и в ауле Малый Иткул от сэсэна Хамита. На русском языке «Урал-батыр» в переводе Ивана Кычакова, Адельмы Мирбадалевой и Ахияра Хакимова был опубликован в 1975 году.Мир в эпосе «Урал-батыр» имеет три яруса, три сферы. Он включает в себя небесное, земное, подземное (подводное) пространства. На небе живут небесный царь Самрау, его жены Солнце и Луна, дочери Хумай и Айхылу, принимающие облик то птиц, то прекрасных девушек. На земле живут люди, лучшие из которых (например, Урал-батыр) хотят добыть для народа «живую воду», чтобы сделать его бессмертным. Под землей (под водой) живут плохие дэвы (дивы), змеи и другие темные силы. Через подвиги Урал-батыра фактически раскрываются представления башкир о добре и зле. Этот богатырь преодолевает неимоверные испытания и, в конце концов, находит «живую воду». Есть в башкирском фольклоре космогонические легенды. В них сохранились черты древних мифологических представлений о «связях» звезд и планет с животными и людьми земного происхождения. Например, пятна на Луне — это вечно гоняющиеся друг за другом косуля и волк (в других вариантах — девушка с коромыслом). Созвездие Большая Медведица (Етегэн) — семь волков или же семь девушек-красавиц, которые поднялись на вершину горы и оказались на Небе. Полярную звезду башкиры называли железным колом (Тимер Тсазык), а две соседние с ней звезды — лошадьми (Бузат, Сарат), привязанными к железному колу. Волки из созвездия Большой Медведицы не могут догнать лошадей, так как с рассветом все они исчезают, чтобы ночью вновь появиться на небосклоне.

В одном сердце две любви не уместишь

Загадки — популярный жанр фольклора. В загадках башкирский народ создает поэтический образ того, что его окружает: предметов, явлений, людей, животных. Загадки — одно из самых лучших и самых действенных средств для развития воображения. В этом можно легко убедиться.Помигает, помигает — восвояси убегает. (Молния)Сильнее солнца, слабее ветра. (Облако)Над крышей дома у меня разноцветная лыжня. (Радуга)Огня нет — горит, крыльев нет — летит, ног нет — бежит. (Солнце, туча, река)Мал каравай, а всем хватает. (Луна)Башкиры, хотя и приняли мусульманство, сохранили в своей культуре немало элементов, уходящих корнями в доисламские представления и обряды. Это, например, почитание духов леса, гор, ветра, промыслов. Во врачевании использовались обряды лечебной магии. Болезнь иногда изгонялась с помощью колдовской хитрости. Это выглядело так. Больной шел на то место, где он, как ему казалось, заболел. Тут же рядом ставили чашу с кашей. Считалось, что злой дух непременно выйдет из тела и набросится на кашу. А больной тем временем убежит от этого места другой дорогой и спрячется так, что злой дух его не найдет.Многие башкирские праздники связаны с теми или иными моментами общественной жизни, хозяйственной деятельности и переменами в природе. Наиболее примечательные из них, пожалуй, три праздника: каргатуй, сабантуй и джин.Каргатуй — весенний женский и детский праздник прилета грачей (карга — грач, туй — праздник). Главным угощением на этом празднике была ячменная каша, сваренная из общих продуктов в большом котле. Когда коллективная трапеза завершалась, остатки каши разбрасывали по сторонам, угощая и грачей. Все это сопровождалось играми и плясками.Сабантуй (сабай — плуг) — весенний праздник, который символизировал начало пахоты. Существовал обычай перед началом весенней пахоты бросать в борозду яйца, прося у неба плодородия.На летних праздниках — джинах, общих для нескольких деревень, устраивались не только пиршества, но и состязания в беге, стрельбе из лука, скачки, борьба, массовые игры. В основном к лету приурочивались и свадьбы, включавшие три главных момента: сватовство, обряд бракосочетания и свадебный пир. Среди множества башкирских пословиц и поговорок можно выделить целую группу высказываний, в которых как бы сконцентрирована семейная мудрость и мораль. Многие из этих фраз не устарели и по сей день: «Хорошая жена мужу угодит, хороший муж миру угодит». «Красота нужна на свадьбе, а расторопность — каждый день». «В одном сердце две любви не уместишь».

yarodom.livejournal.com


Смотрите также