Астрономия в древнем китае. Все о космосе
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Все о космосе. Астрономия в древнем китае


Астрономия Древнего Китая: Страница 3

Страница 3 из 3

 

 

 

По поводу этих таинственных "прото­типов" хроники сообщают, что для их изготовления использовался металл, до­бываемый на горе Шоушань. Скорее все­го, это была медь. Относительно смысла и назначения "чудесных треножников" можно сегодня строить множество са­мых различных предположений. По­скольку, скажем, в бочкообразной (так следует согласно древнему описанию) емкости, размещенной на опоре "тре­ножника", объем которой не превышал 100 литров, непонятно каким образом "сотни духов, чудовищ и животных на­полняли его внутри...".

Наконец, как сегодня следует пони­мать такой вот нюанс в характеристике "чудесного треножника": "он был подо­бием Великого Единого"? Специалистам, занимающимся ана­лизом этих древ­нейших китай­ских    хроник, представляется вполне вероят­ным, что эти "чу­десные треножни­ки" были чем-то вроде отставного элемента гипоте­тической системы Сверхдальней Кос­мической Связи!.. Поскольку в опи­сании имеется упо­минание, что их ("треножники") наводили на звезду Сюаю Юань.

Но как же тогда понимать следующие слова хроники: "...Этот треножник знал благоприятные и неблагоприятные признаки, знал ныне существующее и исчезающее..."? А также еще: "тренож­ник мог покоиться и мог идти"; "мог ста­новиться легким и тяжелым".

Вообще согласно хроникам, описыва­ющим события XXVII столетия до нашей эры, "в горах появилась повозка, подоб­ная сосуду". Именно появилась, как буд­то из ничего, сама по себе! Причем, судя по некоторым словесным оборотам, ни­жеприведенное описание принадлежит не очевидцу, наблюдавшему эту загадоч­ную технику непосредственно, а скорее летописцу, жившему несколько позднее:

"Сосуд этот, как говорят, был словно серебряная глазурованная черепица, по­добен киноварно-красной керамике". Уточним также, что такая "повозка" бы­ла в те времена явлением отнюдь не еди­ничным, поскольку многие тысячи по­добных устройств покрыли долины Юж­ного Китая!

На территории Центрального и Юж­ного Китая вот уже несколько тысяч лет пользуется также исключительным по­четом цикл легенд и преданий о "Желез­ном Юй-Чи". Надо заметить, что у иссле­дователей этой проблемы в настоящее время не имеется сколько-нибудь одно­значного представления о том, что же именно мог представлять собой этот очень уж странный персонаж древней­ших легенд Поднебесной. В частности, правильно ли полагать его живым су­ществом, основа которого носила в свое время биологический характер? Или же это, скорее, какое-то подобие того, что в наше время понимается под КИБОР­ГОМ? Тем более что, согласно Преданию, были у него и "братья", число которых превышало восемьдесят!

Ничего определенного о внешнем об­лике "Железного Юй-Чи" сказать также практически невозможно, поскольку сам он состоял как бы из двух тел, кото­рые даже могли в течение какого-то вре­мени существовать раздельно. Еще одна загадка, которую таят в себе легенды-хроники, заключается в том, что даже сам Хуан-Ди именовался "Сыном Неба". А вот "Железный Юй-Чи", единствен­ный из всех — "Древний Сын Неба"!

Заметим еще одно исключительно нетривиальное обстоятельство: все во­семьдесят "братьев" "Железного Юй-Чи" ВООБЩЕ НИКОГДА НЕ ПРИЧИС­ЛЯЛИСЬ К "СЫНАМ НЕБА"! И в то же время, в результате то ли поломки, то ли "смерти", то ли еще по какой-то причи­не, "братьев" Юй-Чи отправили "за во­семь пустот" и за "восемь пределов".

Что касается комментариев по поводу гибели самого "Железного Юй-Чи", то здесь хроники сообщают, что он был по­хоронен на Земле. По совершенно неяс­ной для аналитиков этих преданий при­чине голова Юй-Чи, отделенная после его смерти от туловища (!?), еще в тече­ние многих столетий после этого ПРО­ДОЛЖАЛА ИЗЛУЧАТЬ ТЕПЛО! А из места ее захоронения долгие годы исхо­дило излучение красноватого цвета. И еще: "при жизни" Юй-Чи его пищей слу­жили "железо", песок и камни! Вот и пойми, с чем здесь имеем дело?

Через 3000 лет, в хрониках VI-го века уже нашей эры, содержится такая ин­формация:

"Тот череп, словно созданный из меди и железа, который ныне обнаружили жи­тели области Цзычжоу, копая землю, — это и есть остатки Юй-Чи...".

В настоящее время китайцы полагают, что "Железный Юй-Чи" был в свое время захоронен в уезде Чжоу провинции, ранее именовавшейся Чахар. Впрочем, прове­рить эти предположения, во всяком слу­чае, европейским ученым, весьма затруд­нительно, поскольку сегодня власти Китая отказываются давать любую инфор­мацию касательно дальнейшей судьбы предполагаемых "останков Юй-Чи".

"Отец китайской историографии" Сыма-Цянь (II век до нашей эры), бывший одним из самых доверенных лиц могу­щественного Императора У-Ди, писал в своих исторических записках:

"Я бывал в местах, где почтенные стар­цы как по отдельности, так и вместе посто­янно рассказывали о Хуан-Ди... Хотя пове­рья и поучения, конечно, в чем-то между собой и различались, но вообще-то они не­далеки от древних знаний и близки к исти­не. Я читал... древние легенды. В них ярко раскрыты добродетели пяти древних Вла­дык (самого Хуан-Ди, Юй-Чи и их помощ­ников) и их родословная. И пусть я еще неглубоко изучил их, но все, о чем говорит­ся в этих хрониках, что в них выражено и показано, отнюдь не пустая выдумка...".

Кто знает, возможно, гигантские пи­рамиды древнейшего (центрального) Ки­тая вблизи города Циянь как раз и хра­нят для потомков легендарное наследие "Сына Неба".

 

Автор: Александр Кульский,

кандидат технических наук, зам. зав.

кафедрой Общей и теоретической

физики, ФМФ, НТУУ(КПИ)

astroera.net

Астрономия Древнего Китая: Страница 2

Страница 2 из 3

 

 

 

Заметим, что "по совокупности зас­луг" Хоу-И действительно может быть причислен к наиболее выдающимся фи­гурам древнейшей китайской мифоло­гии. Его отличительной чертой было то, что, согласно одной из ле­генд цикла, он питался только "цветами и летал на "небесной птице" за бесконечный горизонт".

Когда завистливые боги окле­ветали его, "Великий Небесный Император" сослал его на Землю. Вот здесь-то Хоу-И и поступил на службу к Императору Империи Ся, которого звали Яо (около 2333 года до нашей эры). Ну а когда тоска по звездам, охватившая Хоу-И, сделалась невыносимой, он сел в свою "небесную птицу" и стартовал, "на потоке светящего­ся воздуха" в направлении Луяы.

Удивительно точны сохранив­шиеся в многотысячелетней дав­ности преданиях его (Хоу-И) опи­сания естественного спутника Земли. Кстати, путешествовал он не один, а вместе со своей спутни­цей-женой по имени Чанг-Э. Именно она описывала Луну сле­дующим образом:

"Светящийся, мерцающий как стекло шар огромной величины и чрезвычайно холодный".

Различные тексты повествуют, что легендарные супруги немало десятков раз летали по маршруту Земля-Луна. Однако вовсе не на "небесной птице", что еще можно было бы как-то принять современным анали­тикам, а на борту "огромного корабля". Это крайне загадочное транспортное средство, согласно древним хроникам, описывалось следующим образом:

"У этого огромного корабля была так­же способность летать на Луну и звезды. Поэтому его имя было "корабль, который висит среди звезд".

Вышеприведенная легенда была опуб­ликована в китайском журнале "Китай на стройке" в 1961-ом году. Там же, в комментариях к легенде, приводилась следующая деталь: "Этот огромный ле­тающий корабль жители древнейшего Китая наблюдали в течение 12 лет во вре­мя его взлетов и посадок".

Но, оказывается, на этом Легенда не за­канчивается. Далее в ней сообщается, по крайней мере, еще одна исключительно лю­бопытная для исследователя вещь — Хоу-И соорудил на Луне хрустальный "Дворец Ве­ликого Холода". Кстати сказать, имя зага­дочного персонажа Хоу-И связано также с еще одним древнейшим Преданием, из­вестным как "Легенда о десяти Солнцах".

Тогда, почти пять тысяч лет тому на­зад, один из рассветов принес на землю невыносимый жар. Взглянув на небо, ис­пуганные люди увидели кошмарную, никогда прежде не виданную картину... В небесах сияло не одно, а десять Солнц! Кроме обычного, привычного всем Сол­нца, которое дарит свет и жизнь, неведо­мо откуда появились ЕЩЕ ДЕВЯТЬ, ДВИЖУЩИХСЯ ПО НЕБОСВОДУ, зло­вещих солнц!

Их жар становился совершенно непере­носимым — пересыхали поля, стали исче­зать реки, умирали люди. Народы посчи­тали, что пришли "последние времена". И тогда, услышав совет Великого Старца, жители Поднебесной изготовили колос­сальных размеров лук со стрелами. А потом обратились к "небесному охотнику" Хоу-И, чтобы он с помощью этого оружия попытался уничтожить чужие Солнца!..

Хоу-И, выпуская стрелу за стрелой, поразил все девять чужих Солнц, оставив сиять только привычное всем людям, родное Солнце. Про этот великий подвиг Хоу-И узнала богиня Сиванму. Она решила достойно воз­наградить героя и подарила ему ЭЛИКСИР БЕССМЕРТИЯ... Но легенды о Хоу-И в мифологии Поднебесной далеко не единствен­ные и далеко не самые древние!

Цикл легенд о путешествиях легендарного Императора Хуан-Ди   по   Вселенной   с   помощью "Дракона Чен-Хуан" довольно об­ширен. В них упоминается, в час­тности, преемник Импера­тора Хуан-Ди по имени Шао-Хао.       Любопытно описание явления, кото­рое сопровождало его при­ход  на Землю:   "звезда, словно радуга, полетела вниз". Или вот такой ню­анс:    "огромная   звезда, словно ковш, опустилась на Цветущий остров...".

Имелись у "Сына Неба" и очень уж "нестандар­тные" помощники. Такие, например, как Чан-И. Он, в ос­новном, занимался тем, что вел тщательные наблюдения за по­верхностью Луны (пребывая в то же время на Земле).

Еще один соратник "Сына Не­ба", по имени Юй-Оу, "определял пред­знаменования по изменению яркости звезд, по их движению и метеорам...".

Но помощники Хуан-Ди интересны еще и тем, что создавали значительное ко­личество технических средств! И хотя под­робные описания их странной "аппаратуры в древних хрониках отсутствуют, кое-что там все же сообщается. Например, го­ворится о том, что Хуан-Ди, как уже было отмечено, "выплавил двенадцать Великих Зеркал и использовал их...". А также:

"На Озере Зеркала в народе передают, что "Сын Неба" Хуан-Ди отливал свои зеркала именно там. Ныне сохранился камень, которым их шлифовали. Ползу­чие травы на этом камне не растут...".

Запись, без сомнения, любопытна уже сама по себе, поскольку, судя по всему, "этот камень" имел размеры достаточно внушительные. Но тогда каковы же были размеры самих "Великих Зеркал"? И по­том, свойства этих зеркал и их назначе­ние содержат в себе не одну загадку! Тем более что, помимо этих зеркал, "Сыны Неба" были заняты также изготовлением "чудесных треножников".

Кстати сказать, пришедшая на территорию Китая во II тысячелетии до нашей эры удивительная культура Империи Шан (Ин) известна, прежде всего, свои­ми уникальными изделиями из темной бронзы. В том числе и не имеющими, ка­залось бы, никакого практического смысла "бронзовыми треножниками". Сегодня искусствоведы все более склоня­ются к мысли, что эти изделия — ИСТО­РИЧЕСКАЯ ДАНЬ ПАМЯТИ тем самым легендарным "чудесным треножникам" тех самых легендарных времен!..

astroera.net

Астрономия Древнего Китая: Страница 3

Страница 3 из 3

 

 

 

По поводу этих таинственных "прото­типов" хроники сообщают, что для их изготовления использовался металл, до­бываемый на горе Шоушань. Скорее все­го, это была медь. Относительно смысла и назначения "чудесных треножников" можно сегодня строить множество са­мых различных предположений. По­скольку, скажем, в бочкообразной (так следует согласно древнему описанию) емкости, размещенной на опоре "тре­ножника", объем которой не превышал 100 литров, непонятно каким образом "сотни духов, чудовищ и животных на­полняли его внутри...".

Наконец, как сегодня следует пони­мать такой вот нюанс в характеристике "чудесного треножника": "он был подо­бием Великого Единого"? Специалистам, занимающимся ана­лизом этих древ­нейших китай­ских    хроник, представляется вполне вероят­ным, что эти "чу­десные треножни­ки" были чем-то вроде отставного элемента гипоте­тической системы Сверхдальней Кос­мической Связи!.. Поскольку в опи­сании имеется упо­минание, что их ("треножники") наводили на звезду Сюаю Юань.

Но как же тогда понимать следующие слова хроники: "...Этот треножник знал благоприятные и неблагоприятные признаки, знал ныне существующее и исчезающее..."? А также еще: "тренож­ник мог покоиться и мог идти"; "мог ста­новиться легким и тяжелым".

Вообще согласно хроникам, описыва­ющим события XXVII столетия до нашей эры, "в горах появилась повозка, подоб­ная сосуду". Именно появилась, как буд­то из ничего, сама по себе! Причем, судя по некоторым словесным оборотам, ни­жеприведенное описание принадлежит не очевидцу, наблюдавшему эту загадоч­ную технику непосредственно, а скорее летописцу, жившему несколько позднее:

"Сосуд этот, как говорят, был словно серебряная глазурованная черепица, по­добен киноварно-красной керамике". Уточним также, что такая "повозка" бы­ла в те времена явлением отнюдь не еди­ничным, поскольку многие тысячи по­добных устройств покрыли долины Юж­ного Китая!

На территории Центрального и Юж­ного Китая вот уже несколько тысяч лет пользуется также исключительным по­четом цикл легенд и преданий о "Желез­ном Юй-Чи". Надо заметить, что у иссле­дователей этой проблемы в настоящее время не имеется сколько-нибудь одно­значного представления о том, что же именно мог представлять собой этот очень уж странный персонаж древней­ших легенд Поднебесной. В частности, правильно ли полагать его живым су­ществом, основа которого носила в свое время биологический характер? Или же это, скорее, какое-то подобие того, что в наше время понимается под КИБОР­ГОМ? Тем более что, согласно Преданию, были у него и "братья", число которых превышало восемьдесят!

Ничего определенного о внешнем об­лике "Железного Юй-Чи" сказать также практически невозможно, поскольку сам он состоял как бы из двух тел, кото­рые даже могли в течение какого-то вре­мени существовать раздельно. Еще одна загадка, которую таят в себе легенды-хроники, заключается в том, что даже сам Хуан-Ди именовался "Сыном Неба". А вот "Железный Юй-Чи", единствен­ный из всех — "Древний Сын Неба"!

Заметим еще одно исключительно нетривиальное обстоятельство: все во­семьдесят "братьев" "Железного Юй-Чи" ВООБЩЕ НИКОГДА НЕ ПРИЧИС­ЛЯЛИСЬ К "СЫНАМ НЕБА"! И в то же время, в результате то ли поломки, то ли "смерти", то ли еще по какой-то причи­не, "братьев" Юй-Чи отправили "за во­семь пустот" и за "восемь пределов".

Что касается комментариев по поводу гибели самого "Железного Юй-Чи", то здесь хроники сообщают, что он был по­хоронен на Земле. По совершенно неяс­ной для аналитиков этих преданий при­чине голова Юй-Чи, отделенная после его смерти от туловища (!?), еще в тече­ние многих столетий после этого ПРО­ДОЛЖАЛА ИЗЛУЧАТЬ ТЕПЛО! А из места ее захоронения долгие годы исхо­дило излучение красноватого цвета. И еще: "при жизни" Юй-Чи его пищей слу­жили "железо", песок и камни! Вот и пойми, с чем здесь имеем дело?

Через 3000 лет, в хрониках VI-го века уже нашей эры, содержится такая ин­формация:

"Тот череп, словно созданный из меди и железа, который ныне обнаружили жи­тели области Цзычжоу, копая землю, — это и есть остатки Юй-Чи...".

В настоящее время китайцы полагают, что "Железный Юй-Чи" был в свое время захоронен в уезде Чжоу провинции, ранее именовавшейся Чахар. Впрочем, прове­рить эти предположения, во всяком слу­чае, европейским ученым, весьма затруд­нительно, поскольку сегодня власти Китая отказываются давать любую инфор­мацию касательно дальнейшей судьбы предполагаемых "останков Юй-Чи".

"Отец китайской историографии" Сыма-Цянь (II век до нашей эры), бывший одним из самых доверенных лиц могу­щественного Императора У-Ди, писал в своих исторических записках:

"Я бывал в местах, где почтенные стар­цы как по отдельности, так и вместе посто­янно рассказывали о Хуан-Ди... Хотя пове­рья и поучения, конечно, в чем-то между собой и различались, но вообще-то они не­далеки от древних знаний и близки к исти­не. Я читал... древние легенды. В них ярко раскрыты добродетели пяти древних Вла­дык (самого Хуан-Ди, Юй-Чи и их помощ­ников) и их родословная. И пусть я еще неглубоко изучил их, но все, о чем говорит­ся в этих хрониках, что в них выражено и показано, отнюдь не пустая выдумка...".

Кто знает, возможно, гигантские пи­рамиды древнейшего (центрального) Ки­тая вблизи города Циянь как раз и хра­нят для потомков легендарное наследие "Сына Неба".

 

Автор: Александр Кульский,

кандидат технических наук, зам. зав.

кафедрой Общей и теоретической

физики, ФМФ, НТУУ(КПИ)

astroera.net

rulibs.com : Наука, Образование : История : Астрономия в древнем Китае : Михаил Постников : читать онлайн : читать бесплатно

Астрономия в древнем Китае

Летописи сообщают о состоянии астрономии в древнем Китае совершенно невозможные вещи.

Судите сами (помня все сказанное в гл.2 и 3). Книга «Шуцзин» утверждает (см.[124], стр.120), что в XXI веке до нашей эры (4000 лет тому назад) китайские астрономы не только умели предсказывать солнечные (!) затмения, но и обязаны были это делать: когда астрономы Хи и Хо императора Чунг Кинга ошиблись в предсказании затмения 22 октября 2137 г. до н. э., им отрубили головы. Хорошо, что такого обычая не было в Европе, а то бы и Коперник, и Кеплер остались бы без голов.

По другим сведениям (см.[125], стр.58) китайские астрономы всерьез взялись за предсказание затмений только (!) около начала нашей эры. Уже тогда им якобы была известна точная продолжительность драконического месяца (интервала между двумя последовательными пересечениями Луной эклиптики). Это тем более замечательно, что непосредственно из наблюдений (даже с точными часами) этот месяц не определяется (поскольку эклиптика является условной линией). Чтобы его вычислить нужно владеть хотя бы элементами сферической тригонометрии, а ведь по тем же достовернейшим сведениям (см. [ 125], стр.75) отношение окружности к диаметру (величина «пи») в то время полагалось в Китае равным трем!

Естественно, что умея предсказывать затмения, древние китайские астрономы пренебрежительно относились к затмениям, которые уже состоялись. Только этим можно объяснить, почему многие из имеющихся в летописях описаний солнечных затмений либо совсем не удается отождествить с затмениями, вычисляемыми современной астрономической наукой, либо это удается лишь с большим трудом; (см.[125], стр.57—58).

Впрочем, отождествление многих затмений оказалось возможным, по–видимому, тоже лишь из–за того, что китайские документы подобно античным описывали затмения без точных дат и очень неполно. Например, (см.[125], стр.59) «современные китайские историки астрономии отождествили частное лунное (!) затмение 5 сентября 775г. до н. э. с затмением, о котором в «Шицзи» сказано только следующее: «Раньше было затмение Луны, но его считали явлением обычным». (Кстати сказать, указание на «обычность» затмения Луны относит это сообщение даже не в Средневековье, а в Новое время). К сожалению, полного исследования этих отождествлений мы произвести не смогли, из–за недоступности соответствующей литературы.

Еще в марте 28 г. до н. э. (см.[125], стр.50) китайские астрономы наблюдали пятна на Солнце, что, напомним, в Европе удалось сделать только Галилею с помощью подзорной трубы.

Приблизительно в это же время китайские астрономы определили (см.[125], стр.65) периоды обращений планет практически с современной точностью (ошибка меньше одной тысячной), в чем, как мы знаем, они снова существенно превзошли Коперника. Более того, они различали синодический и звездные периоды обращения планет, считая одновременно, что «небо круглое и подвижное, а земля четырехугольная и неподвижная» (см.[125], стр.73). То, что во все это верит китайский астроном Чжан Бао–цун, из книги которого заимствована эта потрясающая информация, быть может, по совокупности обстоятельств и простительно, но то, что все это бездумно повторяет советский астроном Старцев, уже ни в какие ворота не лезет.

Несколько позже (см.[125], стр.92—93) «выдающийся китайский астроном» И Синь (685—727 гг.) с помощью «бронзовой армиллярной сферы» (но, по–видимому, без часов) ухитрился измерять координаты неподвижных звезд настолько точно, что обнаружил их собственные движения (каково! а?), что в Европе сумели сделать только в 1718 г., да и то с некоторой неуверенностью. Он же принимал участие и в измерении дуги меридиана (!), осуществленном в 725 году (см.[125], стр.95—95).

Мы совсем не исчерпали всех «замечательных открытий» китайских ученых, которые они делали, как с удовлетворением отмечают современные китайские ученые, а за ними и наш Старцев, непременно за несколько десятков или сотен лет до ученых западных стран, но, чтобы не утомить читателя, мы ограничимся приведенными примерами.

Нужно, впрочем, отметить, что современные комментаторы древнекитайских астрономических сообщений иногда проявляют и осторожность. Например, в главе книги «Шицзи», повествующей о деяниях императора Шун–ди, говорится (см.[6], стр.58), что он приказал сделать «зрительный инструмент» («цзюань—цю»), чтобы семь движущихся светил «могли быть наблюдаемы ежедневно».

Как будто бы отсюда можно вывести с полной очевидностью, что и зрительная труба Галилея была известна китайским астрономам за 4000 лет до великого ученого… Но нет, современные ученые почему–то останавливаются и толкуют «зрительный инструмент» как «астрономический квадрант»! (см.[125], стр. 134). А ведь информация о телескопах во времена Шун–ди ничуть не хуже информации об определении в VII веке собственных движений звезд или об умении в начале нашей эры вычислять солнечные затмения (с точностью до минут!).

Все сказанное не означает, что мы вообще отрицаем самостоятельную китайскую астрономию. Напротив, мы считаем, что астрономы Китая внесли важный вклад в историю астрономии, но отнюдь не мифическими открытиями непременно раньше столь же Мифических западных открытий. Однако выявить реальное движение китайской астрономии в напущенном тумане очень трудно. Во всяком случае, надо считать, что уже в XIII веке н. э. в Китае существовали астрономические (скорее всего, на самом деле, астрологические) обсерватории, поскольку нет оснований не верить сообщению (см.[125], стр.102), что Пекинская обсерватория была в 1279 г. «построена заново» (а на самом деле, конечно, построена впервые). Точно так же, мы должны считать (см.[125], стр.103), что Нанкинская обсерватория была впервые открыта в 1384 г. (информация о будто бы существовавшей в Нанкине с V века обсерватории, от которой «ничего не сохранилось», является очередным мифом).

К 1584 году историки относят и принятие нового календаря. По–видимому, эта информация соответствует действительности. Только это был не календарь, сменивший многочисленные предыдущие, невероятно точные календари, а первый астрономически обусловленный календарь.

Надо думать, что соответствует действительности и информация (см. [125], стр.107—108) о взаимном сотрудничестве в XIII—XVII веках китайских и арабских (точнее, арабоязычных) астрономов. Таким образом, китайская астрономия не замыкалась в себе, а интенсивно участвовала в общем международном научном сотрудничестве. Это и был ее реальный вклад в развитие астрономической науки.

 

rulibs.com

rulibs.com : Наука, Образование : История : Астрономия в древнем Китае : Михаил Постников : читать онлайн : читать бесплатно

Астрономия в древнем Китае

Летописи сообщают о состоянии астрономии в древнем Китае совершенно невозможные вещи.

Судите сами (помня все сказанное в гл.2 и 3). Книга «Шуцзин» утверждает (см.[124], стр.120), что в XXI веке до нашей эры (4000 лет тому назад) китайские астрономы не только умели предсказывать солнечные (!) затмения, но и обязаны были это делать: когда астрономы Хи и Хо императора Чунг Кинга ошиблись в предсказании затмения 22 октября 2137 г. до н. э., им отрубили головы. Хорошо, что такого обычая не было в Европе, а то бы и Коперник, и Кеплер остались бы без голов.

По другим сведениям (см.[125], стр.58) китайские астрономы всерьез взялись за предсказание затмений только (!) около начала нашей эры. Уже тогда им якобы была известна точная продолжительность драконического месяца (интервала между двумя последовательными пересечениями Луной эклиптики). Это тем более замечательно, что непосредственно из наблюдений (даже с точными часами) этот месяц не определяется (поскольку эклиптика является условной линией). Чтобы его вычислить нужно владеть хотя бы элементами сферической тригонометрии, а ведь по тем же достовернейшим сведениям (см. [ 125], стр.75) отношение окружности к диаметру (величина «пи») в то время полагалось в Китае равным трем!

Естественно, что умея предсказывать затмения, древние китайские астрономы пренебрежительно относились к затмениям, которые уже состоялись. Только этим можно объяснить, почему многие из имеющихся в летописях описаний солнечных затмений либо совсем не удается отождествить с затмениями, вычисляемыми современной астрономической наукой, либо это удается лишь с большим трудом; (см.[125], стр.57—58).

Впрочем, отождествление многих затмений оказалось возможным, по–видимому, тоже лишь из–за того, что китайские документы подобно античным описывали затмения без точных дат и очень неполно. Например, (см.[125], стр.59) «современные китайские историки астрономии отождествили частное лунное (!) затмение 5 сентября 775г. до н. э. с затмением, о котором в «Шицзи» сказано только следующее: «Раньше было затмение Луны, но его считали явлением обычным». (Кстати сказать, указание на «обычность» затмения Луны относит это сообщение даже не в Средневековье, а в Новое время). К сожалению, полного исследования этих отождествлений мы произвести не смогли, из–за недоступности соответствующей литературы.

Еще в марте 28 г. до н. э. (см.[125], стр.50) китайские астрономы наблюдали пятна на Солнце, что, напомним, в Европе удалось сделать только Галилею с помощью подзорной трубы.

Приблизительно в это же время китайские астрономы определили (см.[125], стр.65) периоды обращений планет практически с современной точностью (ошибка меньше одной тысячной), в чем, как мы знаем, они снова существенно превзошли Коперника. Более того, они различали синодический и звездные периоды обращения планет, считая одновременно, что «небо круглое и подвижное, а земля четырехугольная и неподвижная» (см.[125], стр.73). То, что во все это верит китайский астроном Чжан Бао–цун, из книги которого заимствована эта потрясающая информация, быть может, по совокупности обстоятельств и простительно, но то, что все это бездумно повторяет советский астроном Старцев, уже ни в какие ворота не лезет.

Несколько позже (см.[125], стр.92—93) «выдающийся китайский астроном» И Синь (685—727 гг.) с помощью «бронзовой армиллярной сферы» (но, по–видимому, без часов) ухитрился измерять координаты неподвижных звезд настолько точно, что обнаружил их собственные движения (каково! а?), что в Европе сумели сделать только в 1718 г., да и то с некоторой неуверенностью. Он же принимал участие и в измерении дуги меридиана (!), осуществленном в 725 году (см.[125], стр.95—95).

Мы совсем не исчерпали всех «замечательных открытий» китайских ученых, которые они делали, как с удовлетворением отмечают современные китайские ученые, а за ними и наш Старцев, непременно за несколько десятков или сотен лет до ученых западных стран, но, чтобы не утомить читателя, мы ограничимся приведенными примерами.

Нужно, впрочем, отметить, что современные комментаторы древнекитайских астрономических сообщений иногда проявляют и осторожность. Например, в главе книги «Шицзи», повествующей о деяниях императора Шун–ди, говорится (см.[6], стр.58), что он приказал сделать «зрительный инструмент» («цзюань—цю»), чтобы семь движущихся светил «могли быть наблюдаемы ежедневно».

Как будто бы отсюда можно вывести с полной очевидностью, что и зрительная труба Галилея была известна китайским астрономам за 4000 лет до великого ученого… Но нет, современные ученые почему–то останавливаются и толкуют «зрительный инструмент» как «астрономический квадрант»! (см.[125], стр. 134). А ведь информация о телескопах во времена Шун–ди ничуть не хуже информации об определении в VII веке собственных движений звезд или об умении в начале нашей эры вычислять солнечные затмения (с точностью до минут!).

Все сказанное не означает, что мы вообще отрицаем самостоятельную китайскую астрономию. Напротив, мы считаем, что астрономы Китая внесли важный вклад в историю астрономии, но отнюдь не мифическими открытиями непременно раньше столь же Мифических западных открытий. Однако выявить реальное движение китайской астрономии в напущенном тумане очень трудно. Во всяком случае, надо считать, что уже в XIII веке н. э. в Китае существовали астрономические (скорее всего, на самом деле, астрологические) обсерватории, поскольку нет оснований не верить сообщению (см.[125], стр.102), что Пекинская обсерватория была в 1279 г. «построена заново» (а на самом деле, конечно, построена впервые). Точно так же, мы должны считать (см.[125], стр.103), что Нанкинская обсерватория была впервые открыта в 1384 г. (информация о будто бы существовавшей в Нанкине с V века обсерватории, от которой «ничего не сохранилось», является очередным мифом).

К 1584 году историки относят и принятие нового календаря. По–видимому, эта информация соответствует действительности. Только это был не календарь, сменивший многочисленные предыдущие, невероятно точные календари, а первый астрономически обусловленный календарь.

Надо думать, что соответствует действительности и информация (см. [125], стр.107—108) о взаимном сотрудничестве в XIII—XVII веках китайских и арабских (точнее, арабоязычных) астрономов. Таким образом, китайская астрономия не замыкалась в себе, а интенсивно участвовала в общем международном научном сотрудничестве. Это и был ее реальный вклад в развитие астрономической науки.

 

rulibs.com

Астрономия в Древнем Китае - Цивилизации -

В наше время историческая наука полагает, что начало Древнейшей Китайской цивилизации совпадает по времени с воцарением Первой Династии Раннего Царства Древнего Египта, то есть реально датируется концом IV тысячелетия до нашей эры. В историографии Китая, или Срединной (Поднебесной) Империи, этот период принято называть ЛЕГЕНДАРНЫМ. Он на целое тысячелетие древнее, чем наиболее ранняя культура китайской Империи Ся.

Считается, что самым первым китайским Императором был Фу-Си (2953-2698 годы до нашей эры). Он и являлся создателем первых китайских письменных знаков ТРИГРАММ. Его преемником был "божественный земледелец" Шень-Нун, правление которого длилось почти так же долго... 140 лет! Этого древнего Владыку сменил "божественный" Хуан-Ди (2698-2598 годы до нашей эры). Именно этот Император известен, как предводитель "Сыновей Неба". Вообще сказания о "Сыновьях Неба" были очень распространены у древних китайцев. При этом наиболее заметный след в литературно-исторической традиции Поднебесной оставил после себя именно Хуан-Ди.

В древнем литературном источнике, хронике "Юнаэ дадянь, свиток 11956" повествуется о путешествиях Хуан-Ди по Вселенной. Для этой цели, между прочим, он использовал некое транспортное средство (аппарат, корабль, установку?) именуемое "Дракон Чен-Хуан", обладавшее целым рядом уникальных особенностей, в частности:

"...в один день он (Дракон Чен-Хуан) покрывает мириады верст, севший на него человек достигает возраста двух тысяч лет..."

Китайские хроники сообщают, что Хуан-Ди прибыл на Землю со звезды Сюаю-Юань. Есть мнение, что это звезда Альфа Льва, которая удалена от Солнца на расстояние 83,5 светового года. Но "космический гость" Хуан-Ди прибыл на Землю не один! У него были и помощники, которые, если верить хроникам, научили людей не только изготовлять луки, рыть колодцы, наблюдать за звездами и применять игло-укалывание, но также обучили искусству ВОЗВЕДЕНИЯ ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ!

"Жизнеописание Хуан-Ди" вошло в даосский канон, где помещены упоминания о том, что именно он был Императором Поднебесной на протяжении целого века! Но вот в еще более древних источниках, таких, как "Записки о поколениях Владык и царей", а также в труде, озаглавленном "Книга о Горах и Морях." ("Шань-Хай-Цзин") повествуется о Прародителе китайцев, таинственном Пань-Гу.

Именно он совершил немыслимый по длительности и дальности перелет, прежде чем оказался в долине реки Хуанхэ. Причем он СПАЛ во время этого путешествия, пребывая в середине некоторого "Небесного Яйца".

"Прошло 18000 лет, прежде чем он проснулся... Вокруг него был сплошной черный мрак".

Вообще что-то странное и непонятное, как представляется современным исследователям, происходило в начале III-го тысячелетия до нашей эры на территории Срединной Империи (а может, и не только на ее территории). Древнекитайские хроники, следует отметить, упоминают о какой-то крупной катастрофе, которая носила достаточно продолжительный характер. Любопытны также и некоторые удивительные находки, имевшие место на территории Китая в течение нескольких последних десятилетий.

Вот, скажем, китайский археолог Хи-Пу-Тей еще в 1938 году обнаружил в ущелье Байян Кар-Уул некую пещеру. Ее стены в изобилии несли на себе изображения человеческих фигур в одеяниях, напоминающих скорее современные скафандры! Ну и, кроме того, изображения Солнца, Луны и звезд. Но, пожалуй, самым странным являлось то, что изображения двух из этих звезд были соединены между собой ЦЕПОЧКАМИ, состоящими из маленьких точек.

Помимо прочего, именно в этой пещере и были найдены те самые 716 гранитных дисков, о которых еще с 1962 года не затихают жаркие споры. Иезуитский миссионер Мартин в своей книге "История Китая" поведал о древнем сказании, где сообщается о космической катастрофе так:

"Опора неба обрушилась. Земля была потрясена до самого основания. Небо стало падать к северу. Солнце, Луна и звезды изменили пути своего движения. Вся система Вселенной пришла в беспорядок. Солнце оказалось в затемнении, и планеты изменили свои пути...".

Именно в это время, как полагают исследователи, на территории Китая и вели свою загадочную деятельность "Сыны Неба". Об этом, в частности, и сообщают древнекитайские тексты, такие как даосский канон "Дао-Цзы" и уже упоминаемые выше "Записки о поколениях Владык и царей".

Упоминается там и о том, что среди "Сынов Неба" имелась женщина, которая вела наблюдения за Солнцем. Делала она это, основываясь на длине тени! Другая женщина наблюдала "за Луной, нарождающейся на исходе дня, за ее четвертями и полнолуниями. Один "Сын Неба" наблюдал за движением звезд, а другой сводил все это воедино, составляя календарь".

Действительно, в 2698 году до нашей эры в Китае появился загадочный календарь, создание которого древняя китайская Легенда связывает с царствованием Императора ХуанДи и прибытием на Землю "Сынов Неба" на "ОГНЕННОХВОСТОМ КОРАБЛЕДРАКОНЕ".

Древнейшие варианты легенд о Хуан-Ди сообщают, что он был первым "Сыном Неба", который прибыл на Землю, сопровождаемый "сиянием великой молнии, опоясавшей звезду Цзы". Эта звезда находится в созвездии Большой Медведицы. Легенды упоминают и о том, что первый "Сын Неба":

"...выплавил двенадцать Великих Зеркал и использовал их, следя за Луной...".

Свойства этих зеркал были воистину удивительны: "Когда на зеркало попадали лучи Солнца, то все изображения и знаки его обратной стороны отчетливо выступали из тени, отбрасываемой зеркалом...".

Хуан-Ди владел информацией относительно прошлого и будущего, посвящен он был и в секреты того, что сегодня принято именовать ГРАВИТАЦИЕЙ... Один из современных германских историков, непосредственно занимающийся вопросами истории развития науки и техники, причем именно с самых древнейших времен, некоторое время тому назад выступил с неожиданным сообщением, согласно которому первым человеком в истории Земли, который еще в незапамятной древности посетил Луну, был... китаец по имени Хоу-И.

Заметим, что "по совокупности заслуг" Хоу-И действительно может быть причислен к наиболее выдающимся фигурам древнейшей китайской мифологии. Его отличительной чертой было то, что, согласно одной из легенд цикла, он питался только "цветами и летал на "небесной птице" за бесконечный горизонт".

Когда завистливые боги оклеветали его, "Великий Небесный Император" сослал его на Землю. Вот здесь-то Хоу-И и поступил на службу к Императору Империи Ся, которого звали Яо (около 2333 года до нашей эры). Ну а когда тоска по звездам, охватившая Хоу-И, сделалась невыносимой, он сел в свою "небесную птицу" и стартовал, "на потоке светящегося воздуха" в направлении Луны.

Удивительно точны сохранившиеся в многотысячелетней давности преданиях его (Хоу-И) описания естественного спутника Земли. Кстати, путешествовал он не один, а вместе со своей спутницей-женой по имени Чанг-Э. Именно она описывала Луну следующим образом:

"Светящийся, мерцающий как стекло шар огромной величины и чрезвычайно холодный".

Различные тексты повествуют, что легендарные супруги немало десятков раз летали по маршруту Земля-Луна. Однако вовсе не на "небесной птице", что еще можно было бы как-то принять современным аналитикам, а на борту "огромного корабля". Это крайне загадочное транспортное средство, согласно древним хроникам, описывалось следующим образом:

"У этого огромного корабля была также способность летать на Луну и звезды. Поэтому его имя было "корабль, который висит среди звезд".

Вышеприведенная легенда была опубликована в китайском журнале "Китай на стройке" в 1961ом году. Там же, в комментариях к легенде, приводилась следующая деталь: "Этот огромный летающий корабль жители древнейшего Китая наблюдали в течение 12 лет во время его взлетов и посадок".

Но, оказывается, на этом Легенда не заканчивается. Далее в ней сообщается, по крайней мере, еще одна исключительно любопытная для исследователя вещь Хоу-И соорудил на Луне хрустальный "Дворец Великого Холода". Кстати сказать, имя загадочного персонажа Хоу-И связано также с еще одним древнейшим Преданием, известным как "Легенда о десяти Солнцах".

Тогда, почти пять тысяч лет тому назад, один из рассветов принес на землю невыносимый жар. Взглянув на небо, испуганные люди увидели кошмарную, никогда прежде не виданную картину... В небесах сияло не одно, а десять Солнц! Кроме обычного, привычного всем Солнца, которое дарит свет и жизнь, неведомо откуда появились ЕЩЕ ДЕВЯТЬ, ДВИЖУЩИХСЯ ПО НЕБОСВОДУ, зловещих солнц!

Их жар становился совершенно непереносимым пересыхали поля, стали исчезать реки, умирали люди. Народы посчитали, что пришли "последние времена". И тогда, услышав совет Великого Старца, жители Поднебесной изготовили колоссальных размеров лук со стрелами. А потом обратились к "небесному охотнику" Хоу-И, чтобы он с помощью этого оружия попытался уничтожить чужие Солнца!..

Хоу-И, выпуская стрелу за стрелой, поразил все девять чужих Солнц, оставив сиять только привычное всем людям, родное Солнце. Про этот великий подвиг Хоу-И узнала богиня Сиванму. Она решила достойно вознаградить героя и подарила ему ЭЛИКСИР БЕССМЕРТИЯ... Но легенды о Хоу-И в мифологии Поднебесной далеко не единственные и далеко не самые древние!

Цикл легенд о путешествиях легендарного Императора Хуан-Ди по Вселенной с помощью "Дракона Чен-Хуан" довольно обширен. В них упоминается, в частности, преемник Императора Хуан-Ди по имени Шао-Хао. Любопытно описание явления, которое сопровождало его приход на Землю: "звезда, словно радуга, полетела вниз". Или вот такой нюанс: "огромная звезда, словно ковш, опустилась на Цветущий остров...".

Имелись у "Сына Неба" и очень уж "нестандартные" помощники. Такие, например, как Чан-И. Он, в основном, занимался тем, что вел тщательные наблюдения за поверхностью Луны (пребывая в то же время на Земле).

Еще один соратник "Сына Неба", по имени Юй-Оу, "определял предзнаменования по изменению яркости звезд, по их движению и метеорам...".

Но помощники Хуан-Ди интересны еще и тем, что создавали значительное количество технических средств! И хотя подробные описания их странной "аппаратуры в древних хрониках отсутствуют, кое-что там все же сообщается. Например, говорится о том, что Хуан-Ди, как уже было отмечено, "выплавил двенадцать Великих Зеркал и использовал их...". А также:

"На Озере Зеркала в народе передают, что "Сын Неба" Хуан-Ди отливал свои зеркала именно там. Ныне сохранился камень, которым их шлифовали. Ползучие травы на этом камне не растут...".

Запись, без сомнения, любопытна уже сама по себе, поскольку, судя по всему, "этот камень" имел размеры достаточно внушительные. Но тогда каковы же были размеры самих "Великих Зеркал"? И потом, свойства этих зеркал и их назначение содержат в себе не одну загадку! Тем более что, помимо этих зеркал, "Сыны Неба" были заняты также изготовлением "чудесных треножников".

Кстати сказать, пришедшая на территорию Китая во II тысячелетии до нашей эры удивительная культура Империи Шан (Ин) известна, прежде всего, своими уникальными изделиями из темной бронзы. В том числе и не имеющими, казалось бы, никакого практического смысла "бронзовыми треножниками". Сегодня искусствоведы все более склоняются к мысли, что эти изделия ИСТОРИЧЕСКАЯ ДАНЬ ПАМЯТИ тем самым легендарным "чудесным треножникам" тех самых легендарных времен!..

По поводу этих таинственных "прототипов" хроники сообщают, что для их изготовления использовался металл, добываемый на горе Шоушань. Скорее всего, это была медь. Относительно смысла и назначения "чудесных треножников" можно сегодня строить множество самых различных предположений. Поскольку, скажем, в бочко-образной (так следует согласно древнему описанию) емкости, размещенной на опоре "треножника", объем которой не превышал 100 литров, непонятно каким образом "сотни духов, чудовищ и животных наполняли его внутри...".

Наконец, как сегодня следует понимать такой вот нюанс в характеристике "чудесного треножника": "он был подобием Великого Единого"? Специалистам, занимающимся анализом этих древнейших китайских хроник, представляется вполне вероятным, что эти "чудесные треножники" были чем-то вроде отставного элемента гипотетической системы Сверхдальней Космической Связи!.. Поскольку в описании имеется упоминание, что их ("треножники") наводили на звезду Сюаю Юань.

Но как же тогда понимать следующие слова хроники: "...Этот треножник знал благоприятные и неблагоприятные признаки, знал ныне существующее и исчезающее..."? А также еще: "треножник мог покоиться и мог идти"; "мог становиться легким и тяжелым".

Вообще согласно хроникам, описывающим события XXVII столетия до нашей эры, "в горах появилась повозка, подобная сосуду". Именно появилась, как будто из ничего, сама по себе! Причем, судя по некоторым словесным оборотам, нижеприведенное описание принадлежит не очевидцу, наблюдавшему эту загадочную технику непосредственно, а скорее летописцу, жившему несколько позднее:

"Сосуд этот, как говорят, был словно серебряная глазурованная черепица, подобен киноварно-красной керамике". Уточним также, что такая "повозка" была в те времена явлением отнюдь не единичным, поскольку многие тысячи подобных устройств покрыли долины Южного Китая!

На территории Центрального и Южного Китая вот уже несколько тысяч лет пользуется также исключительным почетом цикл легенд и преданий о "Железном Юй-Чи". Надо заметить, что у исследователей этой проблемы в настоящее время не имеется сколько-нибудь однозначного представления о том, что же именно мог представлять собой этот очень уж странный персонаж древнейших легенд Поднебесной. В частности, правильно ли полагать его живым существом, основа которого носила в свое время биологический характер? Или же это, скорее, какое-то подобие того, что в наше время понимается под КИБОРГОМ? Тем более что, согласно Преданию, были у него и "братья", число которых превышало восемьдесят!

Ничего определенного о внешнем облике "Железного Юй-Чи" сказать также практически невозможно, поскольку сам он состоял как бы из двух тел, которые даже могли в течение какого-то времени существовать раздельно. Еще одна загадка, которую таят в себе легенды-хроники, заключается в том, что даже сам Хуан-Ди именовался "Сыном Неба". А вот "Железный Юй-Чи", единственный из всех "Древний Сын Неба"!

Заметим еще одно исключительно нетривиальное обстоятельство: все восемьдесят "братьев" "Железного Юй-Чи" ВООБЩЕ НИКОГДА НЕ ПРИЧИСЛЯЛИСЬ К "СЫНАМ НЕБА"! И в то же время, в результате то ли поломки, то ли "смерти", то ли еще по какой-то причине, "братьев" Юй-Чи отправили "за восемь пустот" и за "восемь пределов".

Что касается комментариев по поводу гибели самого "Железного Юй-Чи", то здесь хроники сообщают, что он был похоронен на Земле. По совершенно неясной для аналитиков этих преданий причине голова Юй-Чи, отделенная после его смерти от туловища (!?), еще в течение многих столетий после этого ПРОДОЛЖАЛА ИЗЛУЧАТЬ ТЕПЛО! А из места ее захоронения долгие годы исходило излучение красноватого цвета. И еще: "при жизни" Юй-Чи его пищей служили "железо", песок и камни! Вот и пойми, с чем здесь имеем дело?

Через 3000 лет, в хрониках VI-го века уже нашей эры, содержится такая информация:

"Тот череп, словно созданный из меди и железа, который ныне обнаружили жители области Цзычжоу, копая землю, это и есть остатки Юй-Чи...".

В настоящее время китайцы полагают, что "Железный Юй-Чи" был в свое время захоронен в уезде Чжоу провинции, ранее именовавшейся Чахар. Впрочем, проверить эти предположения, во всяком случае, европейским ученым, весьма затруднительно, поскольку сегодня власти Китая отказываются давать любую информацию касательно дальнейшей судьбы предполагаемых "останков Юй-Чи".

"Отец китайской историографии" Сыма-Цянь (II век до нашей эры), бывший одним из самых доверенных лиц могущественного Императора У-Ди, писал в своих исторических записках:

"Я бывал в местах, где почтенные старцы как по отдельности, так и вместе постоянно рассказывали о Хуан-Ди... Хотя поверья и поучения, конечно, в чем-то между собой и различались, но вообще-то они недалеки от древних знаний и близки к истине. Я читал... древние легенды. В них ярко раскрыты добродетели пяти древних Владык (самого Хуан-Ди, Юй-Чи и их помощников) и их родословная. И пусть я еще неглубоко изучил их, но все, о чем говорится в этих хрониках, что в них выражено и показано, отнюдь не пустая выдумка...".

Кто знает, возможно, гигантские пирамиды древнейшего (центрального) Китая вблизи города Циянь как раз и хранят для потомков легендарное наследие "Сына Неба".

anubis.ucoz.ua