Астрономия древний китай. Книга Пегая орда. История "древнего Китая". Содержание - 1.6. Н.А. Морозов о древнекитайской астрономии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1.5. Когда в Китае впервые появились обсерватории и возникла постоянная астрономическая служба? Астрономия древний китай


Развитие астрономии на Среднем Востоке (Древний Китай) — Студопедия.Нет

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

Большую роль играет происхождение древней китайской астрономии, лежащей в основе астрономических познаний всего Дальнего Востока. В Древнем Китае за 2 тысячи лет до н. э. видимые движения Солнца и Луны были настолько хорошо изучены, что китайские астрономы могли предсказывать наступление солнечных и лунных затмений. В развитии древнекитайской астрономии наблюдается плавный эволюционный ход. Ход этот можно разбить на такие периоды:

1) Введение солнечного календаря во времена легендарного императора Яо, правление которого китайцы относят к XXIV в. до н. э.

2) Введение системы 28 лунных станций (домов), примерно, в начале Чжоуской династии, т. е. в XIII в. до н. э.

3) Введение гномона ту-гуй, около середины периода, охватываемого Весенними и осенними записями для наблюдения точной эпохи солнцестояния.

4) Выработка твердой календарной системы Календаря Чжуаньюй (Чжуань-юй ли) в это время; наблюдение за 5 планетами; основание теории Пяти стихий (У-синшо): дерево (му), огонь (хо), земля (ту), металл (цзинь), вода (шуй), соединение которых обуславливает все в космосе. Начало систематических наблюдений над звездами.

5) Принятие первой официальной системы - Великого первого календаря (Тай-чу ли) в 104 г. до н. э. Это была первая система, официально признанная китайским правительством.

Развитие астрономии в Древней Греции.

В Древней Греции астрономия была уже одной из наиболее развитых наук. Для объяснения видимых движений планет греческие астрономы, крупнейший из них Гиппарх Никейский (II в. до н. э.), создали геометрическую теорию эпициклов, которая легла в основу геоцентрической системы мира Птолемея (II в. н. э. ). Будучи принципиально неверной, система Птолемея тем не менее позволяла предвычислять приближенные положения планет на небе и потому удовлетворяла, до известной степени, практическим запросам в течение нескольких веков. Гиппарх составил первый в Европе звёздный каталог, включивший точные значения координат около тысячи звёзд. Системой мира Птолемея завершается этап развития древнегреческой астрономии. Развитие феодализма и распространение христианской религии повлекли за собой значительный упадок естественных наук, и развитие астрономии в Европе затормозилось на многие столетия. В эпоху мрачного средневековья астрономы занимались лишь наблюдениями видимых движений планет и согласованием этих наблюдений с принятой геоцентрической системой Птолемея.

Рациональное развитие в этот период астрономия получила лишь у арабов и народов Средней Азии и Кавказа, в трудах выдающихся астрономов того времени - Аль-Баттани (850-929 гг. ), Бируни (973-1048 гг. ), Улугбека (1394-1449 гг. ) и др.

В период возникновения и становления капитализма в Европе, который пришел на смену феодальному обществу, началось дальнейшее развитие астрономии. Особенно быстро она развивалась в эпоху великих географических открытий (XV-XVI вв. ). Нарождавшийся новый класс буржуазии был заинтересован в эксплуатации новых земель и снаряжал многочисленные экспедиции для их открытия. Но далекие путешествия через океан требовали более точных и более простых методов ориентировки и исчисления времени, чем те, которые могла обеспечить система Птолемея. Развитие торговли и мореплавания настоятельно требовало совершенствования астрономических знаний и, в частности, теории движения планет. Развитие производительных сил и требования практики, с одной стороны, и накопленный наблюдательный материал, - с другой, подготовили почву для революции в астрономии, которую и произвел великий польский ученый Николай Коперник (1473-1543), разработавший свою гелиоцентрическую систему мира, опубликованную в год его смерти.

Заключение

Познать историю нашей Земли, Вселенной, больше узнать о звездах, затмениях, планетах человечеству хотелось с самого его появления. Еще задолго до возникновения науки астрономии человек замечал различные природные явления, как то: затмение солнца, движение планет, он задумывался, почему наступают разливы рек.

К моменту возникновения науки астрономии древние люди накопили богатый практический опыт в познании мира. Астрономия, как и все другие науки, возникла из практических потребностей человека.

Обычно называют две причины возникновения этой науки: необходимость ориентироваться на местности и регламентация сельскохозяйственных работ. Кроме того, вкладывая большие суммы в построение обсерваторий и точных инструментов, власти ожидали отдачи не только в виде славы покровителей науки, но также в виде астрологических предсказаний.

Первые записи астрономических наблюдений, подлинность которых несомненна, относятся к VIII в. до н. э.

Знаниями в области астрономии активно пользовались жрецы, желая распространять свою власть на верующих.

Древним культовым сооружением древности являлись обсерватории. Люди наблюдали за восходом и закатом солнца, пытались вычислить длину звездного дня и года, составляли календари, вели записи за наступлением затмений.

Все эти знания использовались ими в практических целях вплоть до наступления эпохи Средневековья, когда новые открытия, сделанные астрономами позволили изменить представление человека о положении Земли.

С развитием человеческого общества перед астрономией выдвигались все новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчетов.

 

 

Список использованных источников:

 

1) http://www.bibliotekar.ru/astronomia/3.htm

 

2) https://studopedia.ru/8_106694_osnovnie-etapi-razvitiya-astronomii.html

 

3)http://ru.science.wikia.com/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%B8

Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 25; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

⇐ Предыдущая12

studopedia.net

1.5. Когда в Китае впервые появились обсерватории и возникла постоянная астрономическая служба?

1.5. Когда в Китае впервые появились обсерватории и возникла постоянная астрономическая служба?

Итак, зададимся вопросом: когда в Китае возникли первые астрономические обсерватории и стала развиваться наука астрономия? Оказывается, ответ на этот вопрос далеко не однозначен. В разное время было высказано несколько различных мнений.

Начнем с источников XIX века. Так, например, Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона сообщает по этому поводу следующее.

«Начало метеорологическим и магнитным наблюдениям в Китае положили ИЕЗУИТСКИЕ МИССИОНЕРЫ ЕЩЕ В XVII СТОЛЕТИИ; ОНИ ЖЕ ПОЗНАКОМИЛИ КИТАЙЦЕВ И С ЕВРОПЕЙСКОЙ АСТРОНОМИЕЙ И УСТРОИЛИ ОБСЕРВАТОРИИ В ПЕКИНЕ» [988:00], статья «Китай».

Более того. Оказывается, даже еще в XIX веке все без исключения китайские обсерватории, перечисленные в Словаре Брокгауза и Ефрона, были основаны и поддерживались исключительно иностранцами, см. ниже. Может быть у китайцев были и другие обсерватории, не упомянутые в Словаре? Вряд ли. Трудно поверить, что Словарь полностью умолчал бы о замечательных исконно китайских астрономических учреждениях, основанных, вероятно, еще древними китайскими императорами — если бы таковые действительно существовали. Значит, скорее всего, в XIX веке их в Китае не было. Вероятно, их не было там и в XVII веке. Ведь если бы в Китае в XVII веке уже стояли свои собственные астрономические обсерватории, исправно работающие на протяжении многих лет, то почему об этом ничего не знали иезуиты, строившие в Китае как раз в то время свои собственные обсерватории?

Более того, Словарь прямо пишет: именно иезуиты познакомили китайцев «с европейской астрономией». Причем, произошло это лишь в XVII веке. Запомним эту дату. Нам к ней придется еще не раз возвращаться, когда речь пойдет о «древнейших» — то есть САМЫХ ПЕРВЫХ — китайских астрономических наблюдениях. Относимых сегодня ко временам глубочайшей древности 2–3 тысячелетий до нашей эры. Но, как мы покажем ниже, САМЫЕ ПЕРВЫЕ КИТАЙСКИЕ астрономические наблюдения были сделаны ЛИШЬ В XVII ВЕКЕ. Причем, как мы убедимся — именно с помощью западных европейцев. Это полностью согласуется с тем, что в XVII веке в Китае как раз и появились САМЫЕ ПЕРВЫЕ астрономические обсерватории, ПОСТРОЕННЫЕ ЕВРОПЕЙЦАМИ.

Продолжим прерванную выше цитату из Словаря Брокгауза и Ефрона. «В настоящее время (то есть, в конце XIX века — Авт.) иезуиты же содержат две обсерватории в Китае: одну в провинции Цзян-су, другую в Чжи-ли. Первая… основанная еще в XVII столетии Ее широта 31 ± 12’ 30’’ северной широты и долгота 7 часов 56 минут 24 секунды к востоку от парижского меридиана. Под ведением этой обсерватории находится целая сеть метеорологических станций в прибрежном Китае. Первые метеорологические наблюдения, произведенные в 1873 г., были опубликованы в 1874 г… обсерватория… находится в постоянных сношениях с центральным бюро в Вашингтоне. Вторая (Чжи-лиская) обсерватория расположена в деревушке Чжан-цзя-чжуан на 38 ± 17’ северной широты и 114 ± 50’ восточной долготы. Эта деревушка, в которой имеют свою резиденцию миссионеры, вместе с семинарией, коллегией и проч., находится на императорской дороге к югу от Пекина в 160 км… Наблюдения публикуются с декабря 1876 г. Кроме того, существовала и третья обсерватория в Пекине при нашей (то есть российской — Авт.) духовной миссии, которой заведовали Д.А. Пещуров и затем д-р Фритше. В настоящее время она почти совсем упразднена и только некоторые наблюдения производятся слугой-китайцем, под надзором иеромонаха» [988:00], статья «Китай».

Итак, подытожим. В конце XIX века в Китае существовало три основных обсерватории, не считая подчиненных им метеорологических станций. Одна русская в самом Пекине и две западноевропейские. ВСЕ ОНИ БЫЛИ СОЗДАНЫ НЕ РАНЕЕ XVII ВЕКА. Причем — иностранцами, которые не только создали их, но и обслуживали вплоть до конца XIX века. О собственно китайских обсерваториях в Китае XVII–XIX веков в Словаре не говорится ни слова.

В то же время, широко распространено мнение, что китайская астрономия очень древняя. Н.А. Морозов писал по этому поводу: «Китайское предание внушает нам, будто там велись астрономические наблюдения и записи еще со времени „Духа-земледелия“ (Шень-Нуага по-китайски), преемника „Богатства“ (Фу-Си по-пекински), основавшего Китайскую империю „в 3253 году до Рождества Христова“ т. е. как раз в расцвете деятельности библейского патриарха Еноха» [544], т. 6, с. 42–43.

Однако, как выясняется, о древности китайской астрономии нам известно, по сути дела, лишь из заверений китайских историков. Хотелось бы увидеть еще и ДОКАЗАТЕЛЬСТВА этой чудовищной древности. Попробуем их поискать.

Давайте обратимся к современным нам историческим исследованиям древней китайской астрономии. Любопытно сравнить их показания с тем, что написано в Словаре Брокгауза и Ефрона. Солидная монография «Архео-астрономия Восточной Азии» [1487:1], представляющая совместный труд китайских и европейских ученых, вышла в свет примерно через 100 лет после Словаря. И мы видим в ней уже совершенно иную картину истории китайской астрономии. Сообщается следующее.

«Уже с незапамятных времен китайцы были озабочены познанием воли небес путем изучения небесных знамений и грозных явлений. Со времен династий Цинь (якобы 221–207 гг. до н. э. — Авт.) и Хан (якобы от 207 г. до н. э. до 220 года н. э. — Авт.) астрономические наблюдения, составление календарей, повременная запись деяний правителя, а также астрологические предсказания были обязанностью особой службы Главного Великого Астролога, Тайшилин. Многие из этих профессиональных астрономов и астрологов с большим усердием день и ночь наблюдали за важными небесными явлениями и вели подробные записи своих наблюдений. Упомянутая служба с течением времени преобразовалась в позднейшее Астрономическое Управление. Это учереждение БЕЗ ПЕРЕРЫВОВ ПРОСУЩЕСТВОВАЛО В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ ИСТОРИИ КИТАЯ ВПЛОТЬ ДО УСТАНОВЛЕНИЯ НЫНЕШНЕЙ РЕСПУБЛИКИ В 1912 ГОДУ, НЕСМОТРЯ НА СМЕНУ БОЛЕЕ, ЧЕМ ДВАДЦАТИ ДИНАСТИЙ» [1487:1], с. 4.

Деятельность китайского Астрономического Управления во времена династии Мин, например (то есть в 1368–1644 годах), описывается в следующих словах: «Благодаря работе сотрудников Управления, начальник и заместитель начальника Управления наблюдали или проводили измерения Солнца, Луны, звезд и китайских созвездий („астеризмов“), ветров и облаков, цвета туманов, и если обнаруживали что-либо необычное, ТАЙНО докладывали об этом Императору» [1487:1], с. 4.

Итак, по мнению современных историков, начиная с III века до н. э. и вплоть до 1912 года, НА ПРОТЯЖЕНИИ ЯКОБЫ БОЛЕЕ ДВУХ ТЫСЯЧ ЛЕТ ПОДРЯД в Китае существовало постоянно действующее государственное, исконно китайское Астрономическое управление. Которое неусыпно, день и ночь осуществляло профессиональные астрономические наблюдения за небом. Все эти наблюдения тщательнейшим образом записывались и сохранялись в архивах. Интересно — куда делся этот архив? О его судьбе в [1487:1] ничего не сообщается. А вопрос крайне интересен. Ведь подобный архив — если бы он существовал — был бы поистине бесценным кладезем астрономической и хронологической информации.

Может быть, ответить на этот вопрос поможет совокупный список ВСЕХ китайских, японских и корейских астрономических наблюдений вплоть до XVII века, приведенный в фундаментальном издании [1487:1]? Ведь оно специально посвящено истории астрономии в восточной Азии. Оказывается, содержащийся в нем список наблюдений содержит всего-навсего около полутора тысяч единиц, [1487:1], с. 272–404. Слишком мало для ДВУХТЫСЯЧЕЛЕТНИХ непрерывных астрономических наблюдений. Их мало даже если бы все они были китайскими — а среди них есть японские и корейские. В среднем, меньше, чем одно наблюдение в год! Причем, за редчайшими исключениями, почти все эти наблюдения отрывочны и совершенно бесполезны для датировки. Многие из них просто неправильны, см. ниже.

Что же касается действительно содержательных наблюдений, то они немедленно вызывают трудности у историков, которые никак не могут их датировать. Однако, как мы покажем, датировать их можно. Надо лишь отказаться от предвзятой подгонки дат под скалигеровскую хронологию. Причем, получаемые из этих наблюдений даты чрезвычайно интересны. Они многое могут рассказать о подлинной китайской истории. Мы подробно опишем датировку этих наблюдений ниже.

В заключение этого раздела еще раз повторим вопрос как могли авторы знаменитого Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона XIX века [988:00] СОВЕРШЕННО НИЧЕГО НЕ ЗНАТЬ о замечательной китайской императорской астрономической службе? Которая ЯКОБЫ СУЩЕСТВОВАЛА В ИХ ВРЕМЯ? Имея при этом, более, чем ДВУХТЫСЯЧЕЛЕТНЮЮ ИСТОРИЮ? В подробнейшей статье о Китае, содержащейся в Словаре, о ней нет ни звука, [988:00]. Может быть никакой такой службы никогда и не было? Может быть это слуга-китаец, работавший в XIX веке в русской обсерватории в Пекине под руководством русского иеромонаха — см. выше — под пером позднейших китайских историков и превратился в Главного Императорского Астролога, возглавлявшего якобы древнейшее китайское Императорское Астрономическое Управление с поистине фантастической двухтысячелетней непрерывной историей? Иначе трудно объяснить ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ УПОМИНАНИЙ об этом Управлении в русских и европейских источниках того времени. А также ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ЕГО АРХИВОВ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Астрономические наблюдения в древнем Китае

Позднецинская иллюстрация измерения одним из братьев Си длины тени гномона при летнем солнцестоянии.

 

Солнечные и лунные затмения

Древнекитайские астрономы дали первые в мире описания солнечных затмений. Записи о солнечных затмениях встречаются на иньских гадательных костях и черепашьих панцирях. Два случая регистрации затмений по исследованиям современных ученых относятся к 18 июля 1328 г. до н.э. и к 4 августа 1222 г. до н.э. В “Шуцзине” (“Книга истории”) есть упоминание о солнечном затмении, произошедшем в эпоху полулегендарной династии Ся. Точная дата затмения не указана, но большинство исследователей относит это затмение к 22 октября 2137 г. до н.э. К этому событию приурочивается нравоучительная история о непутевых чиновниках легендарного правителя Яо, братьях Си и Хо, которые не смогли вовремя предсказать солнечное затмение, за что и поплатились головами.

В летописи “Чуньцю”, охватывающей период с 722 по 479 г. до н.э., зарегистрировано 36 солнечных затмений, наблюдавшихся в течение 242 лет. 33 солнечных затмения подтверждены современными китайскими учеными. Самое раннее из них относится к 22 февраля 720 г. до н.э.

Древние китайцы были также знакомы с затмениями Луны, но придавали им гораздо меньшее значение, чем солнечным. Первые записи о затмениях Луны встречаются на костях животных эпохи Шан-Инь.

В эпоху Хань было выяснено, что для одной и той же точки наблюдения затмения Солнца должны повторяться через 135 месяцев. Ян Вэй, составивший в 230 г. календарь “Цзинчули”, указывал на то, что солнечные и лунные затмения могут быть полными и частными. В 6 в. Чжан Цзысинь показал, что солнечное затмение происходит, если в момент новолуния Луна проходит около Солнца на определенном расстоянии. Лунное же затмение произойдет в том случае, если в момент полнолуния Луна будет находиться около точки пересечения ее орбиты с эклиптикой.

Кометы

Кометы в Китае назывались “звездами-мётлами” (хуэй син). С испокон веков они считались предвестниками несчастий. Начиная с эпохи Чуньцю встречаются письменные регистрации появления комет. Позднее появились их подробные описания и зарисовки. Было подмечено, что хвост кометы всегда находится в удалении от Солнца.

Самое раннее упоминание в древнекитайских хрониках кометы Галлея относится к осени 611 г. до н.э., когда комета появилась в созвездии Большой Медведицы. В Европе первые записи о комете Галлея относятся к 66 г. В 1682 г. Галлей открыл, что наблюдаемая им комета, которую затем стали называть его именем, обращается вокруг Солнца с периодом от 75 до 76 лет. Он предсказал появление той же кометы в 1758 г. В Китае же начиная с седьмого года правления императора Цинь (240 г. до н. э.) до конца эпохи Мин (до 1607 г. н.э.) регистрировалось каждое появление этой кометы.

Сверхновые

Начиная с династии Шан-инь в Китае вели наблюдения новых звезд, которые назывались “звезды-гостьи” (син кэ). Самая ранняя китайская запись такого явления относится к 13 в. до н.э. В 1054 г. китайскими астрономами было отмечено появление яркой “звезды-гостьи”. В 1056 г. эта звезда исчезла. Радиосигналы, исходящие от этой звезды, находившейся в Крабовидной туманности, принимаются до сих пор.

Мантическая кость 13 в. до н.э. с самой старой записью появления новой звезды.

Прецессия

Около 330 г. н.э. астроном Юй Си открыл явление прецессии, заметив разницу в положении звезд по отношению ко времени династий Хань. Им была определена величина смещения точки весеннего равноденствия по эклиптике, которая составляла один китайский градус за 50 лет. Данные, указывавшиеся на 450-460 лет раньше Гиппархом, - один градус в 100 лет. В 7 в. Лю Чжо определил величину прецессии в один китайский градус за 75 лет, что очень близко к действительному значению.

Неравномерное движение Луны

Во время правления императора Хэди (89-106 гг.) астроном Цзя Куй установил, что Луна имеет неравномерное движение по орбите. Несколько позже Лю Хун нашел, что Луна, выйдя из точки наибольшего удаления, в которой она имеет самое медленное движение, возвращается в эту точку через 27,55336 суток (по современным данным, величина этого периода, т.н. аномалистического месяца, составляет 27,55455 суток).

Связь между приливами и фазами Луны

Во 2 в. до н.э. было установлено совпадение между временем приливов и фазами Луны. Через три столетия китайцы, исходя из традиционной общемировоззренческой концепции о связи Неба и Земли, сформулировали теорию причинной зависимости между этими феноменами.

Позже, в 11 в., была обнаружена временная задержка между теоретическим высоким приливом и фактическим его началом, что объяснялось влияниями береговой линии и другими местными факторами.

“Драконический” месяц

Астроном Ян Вэй в 230 г. составил календарь “Цзинчули”, в котором учитывалось, что Луна при своем циклическом движении пересекает каждый раз эклиптику не ровно через месяц, а несколько раньше, иначе говоря, ему была известна продолжительность так называемого “драконического” месяца. В 5 в. Цзу Чунчжи (429-500) вычислил, что величина “драконического” месяца равна 27,21223 суток (по современным данным 27,21222 солнечных суток).

Неравномерность видимого движения Солнца

В 6 в. Чжан Цзысинь в течение 30 лет, проживая в уединении на острове, при помощи армиллярной сферы производил наблюдения за Солнцем, Луной и пятью планетами. В результате он обнаружил неравномерность видимого движения Солнца по эклиптике. Им было определено, что Солнце имеет наиболее медленное движение во время летнего солнцестояния, а наиболее быстрое - во время зимнего солнцестояния. В моменты весеннего и осеннего равноденствий Солнце движется со средней скоростью.

Ученый-энциклопедист сунской эпохи Шэнь Ко (1030-1093), сравнивая время, измеренное с помощью клепсидры, с показаниями солнечных часов, установил, что зимой и летом сутки не одинаковы по длительности. Согласно его теории, так как Солнце движется быстрее, находясь ближе к зимнему солнцестоянию, то сутки в это время становятся длиннее, а находясь ближе к летнему солнцестоянию, Солнце движется медленнее, поэтому продолжительность дня короче. Объясняя причины неравномерности видимого годового движения Солнца, Шэнь Ко, в рамках геоцентрической системы предвосхитив на пятьсот лет Кеплера, пришел к выводу, что эклиптика, хотя и близка по форме к окружности, все же является не окружностью, а “овальностью” (то), т.е. эллипсом.

Ученый Шэнь Ко (1030-1093).

 

Солнечные пятна

Первая регистрация солнечных пятен в Европе относится к 807 г., о чем есть упоминание в сочинении Эйнгарда “Жизнь Карла Великого” (“Vita Karoli Magni”), написанном, вероятно, около 830-833 гг. Арабские астрономы наблюдали солнечные пятна в 840 г. В Никоновской летописи за 1365 г. приводится запись, согласно которой на Солнце были замечены “места черны ака гвозди”. Кеплер обнаружил пятно на Солнце в мае 1607 г., но, полагая, что на Солнце не может быть пятен, “ибо ему не приличествует иметь изъяны”, объяснил наблюдаемое явление прохождением Меркурия через солнечный меридиан. Вскоре после этого, в 1610 г., Галилей, наблюдая через телескоп Солнце, зарегистрировал на нем темные пятна.

Солнечные пятна бывают иногда такими большими, что в некоторых случаях могут быть замечены невооруженным глазом. Астрономы в Китае не были обременены идеями о необходимости Солнцу непременно не иметь “изъяны”. Более того, древнекитайское учение о взаимодополнительных силах инь и ян предполагало наличие в каждой из них “зародыша” противоположной силы. Поэтому китайцы и смогли обнаружить солнечные пятна раньше европейцев. Благоприятствовало этим наблюдениям то, что господствующие на территории древнего Китая северо-западные ветры приносили с Монгольского плато и пустыни Гоби песок и пыль. В дни, когда в воздухе было много пыли, на Солнце можно было смотреть словно через закопченное стекло.

Рисунок солнечных пятен из написанной в 1425 г. рукописи минского императора Чжу Гаочжи “Рассуждения о астрономических и метеорологических предзнаменованиях”.

Самая ранняя сохранившаяся до наших дней запись о наблюдении солнечных пятен сделана, по всей видимости, Гань Гуном, жившим в 4 в. до н.э. и создавшим один из первых звездных каталогов. Правда, текст не достаточно ясен. Гань Гун пишет о неких “солнечных затмениях”, которые якобы начинаются от центра Солнца. И хотя его теория затмений не верна, все же ценно то, что отмеченное китайским астрономом затемнение Солнца характеризовалось в качестве феномена на солнечной поверхности.

Следующая фиксация древними китайцами солнечных пятен датируется 165 г. до н.э. В энциклопедии “Океан нефрита” сообщается, что в этом году на Солнце появилось изображение иероглифа ван. Таким образом, это могло быть солнечное пятно некруглой формы.

Первая запись наблюдений солнечного пятна в императорских хрониках относится к 10 мая 28 г. до н.э. Но систематические наблюдения солнечных пятен начались, возможно, в 4 в.

Согласно подсчету Дж. Нидэма, между 28 г. до н.э. и 1638 г. н.э. в официальных хрониках было отмечено 112 наблюдений солнечных пятен. Эти записи - самый старый и самый длинный непрерывный ряд таких наблюдений в мире. Многие из описаний солнечных пятен представляют естественнонаучный интерес. Имеются также сотни записей наблюдений солнечных пятен в других китайских книгах, создававшихся на протяжении столетий, но никто из исследователей китайской науки не взял себе за труд произвести их полную систематизацию.

Звездные каталоги

В Китае имеется длительная традиция тщательного картографирования и каталогизирования звезд. Уже в эпоху “Воюющих царств” были составлены три звездных каталога тремя различными астрономами. В это время Гань Гун из государства Чу написал восьмитомное сочинение “Предсказания по звездам” (“Син чжань”), а Ши Шэнь из государства Вэй создал восьмитомный труд “Небесные письмена” (“Тянь вэнь”). Гань Гун и Ши Шэнь дали наиболее ярким звездам названия, которые затем использовались китайскими астрономами. На основе этих работ был составлен сводный каталог “Звездный канон Ганя и Ши” (“Гань ши син цзин”), куда были внесены 800 звезд, из которых у 120 были отмечены в градусах их расстояния от Северного небесного полюса. Был еще третий астроном, чье имя не известно и чей каталог был приписан У Сяню, легендарному министру династии Шан. Этот каталог содержал 1464 звезды, сгруппированных в 284 созвездия, что существенно больше, чем в западных каталогах более позднего времени. Оригиналы этих каталогов не сохранились, но собранные в них данные оставались в употреблении в течение следующего тысячелетия. Судя по этим данным, наблюдения звезд проводились в середине 4 в. до н.э.

В ханьское время знаменитый китайский ученый-универсал Чжан Хэн (78-139) насчитывал 2500 сильных и 11520 слабых звезд, видимых в широтах Китая:

Звезд постоянного свечения, которые представляют чиновников при дворе и на местах, насчитывается 124, звезд, получивших наименования, насчитывается 320, всего же звезд на небе 2500, причем в это число не включены звезды, по которым мореходы [в дальних местах] гадают и определяются. Число слабых звезд примерно 11520. Вся кишащая на земле масса живых существ связана с волей неба. Если бы не так, разве удалось бы их собрать вместе и упорядочить ? [2]

Первый звездный каталог на Западе был составлен учеными Александрийской школы Аристиллом и Тимохарисом в 280 г. до н.э. На его основе Гиппархом в 129 г. до н.э. был составлен следующий звездный каталог, содержавший описание около 850 звезд.

Не должно удивлять, что китайцы, с их дотошной каталогизацией и составлением карт, первыми осознали, что звезды не фиксированы в космосе и имеют собственные индивидуальные движения. Это было обнаружено в 7 в. - на тысячелетие раньше, чем на Западе.

 

Карты звездного неба

На основе трех первых звездных каталогов в конце 4 в. до н.э. была составлена обобщенная звездная карта. В 5 в. астроном Лу Цзи составил новую карту, отмечая данные первых картографов тремя различными цветами, чтобы можно было наблюдать различия в картографировании.

Из сохранившихся ханьских резьбовых изображений и рельефов известно, что на звездных картах того времени звездные группы были представлены точками или кругами, соединенными линиями, подобно тому как позже делали арабы, а за ними и европейцы.

Сохранилась звездная карта из Дуньхуана (провинция Ганьсу), датируемая 940 г. Эта карта вычерчена в двух вариантах проекции небесной сферы на плоский лист бумаги. Околополюсные звезды показываются на ней в полярной проекции на круговой диаграмме, а остальное изображено методом, который сегодня называется “цилиндрической проекцией”. Линии, обозначающие для отдаленных от полюса областей границы 28 секций “лунных стоянок” (сю), на которые древние китайцы подразделяли звездное небо, представлены на этой карте параллельными, тогда как на самом деле они должны сходиться в точке, совпадающей с Полярной звездой.

Цилиндрическая проекция, применяемая в картографии для изображения на плоскости поверхности эллипсоида Земли или небесной сферы, в Европе была изобретена, как предполагается, в 1568 г. фламандским математиком и географом Герардом Кремером (1512-1594) и называется по его латинизированному имени (Gerardus Mercator) “проекцией Меркатора”. Древняя китайская карта, таким образом, предвосхищает более чем на 6 столетий изобретение Меркатора.

Китайская звездная карта 940 г. из Дуньхуана, нарисованная в проекции Меркатора.

Полтора столетиями позже, в 1094 г., Су Сун в своей книге “Сиисян фаяо” (“Новая конструкция механической армиллярной сферы и небесного глобуса”) опубликовал две звездные карты, составленные в полярной (ортографической) проекции, и две - по методу проекции Меркатора. В последнем случае одна из карт имела проведенную в середине прямую линию, изображающую экватор, и дугу выше нее - эклиптику. Созвездия, вписанные в отчетливо видимые прямоугольные рамки лунных стоянок, изображены более сосредоточенными ближе к экватору и рассредоточенными ближе к полюсу. Карты Су Суна - самые старые из изданных в мире звездных карт.

В храме Конфуция, находящемся в провинции Цзянсу в г. Сучжоу, сохранилась до наших дней карта звездного неба, высеченная на камне в 1247 г. Ван Чжиюнем. В качестве прототипа Ван Чжиюнь использовал карту, составленную в 1193 г. Хуан Шаном. Последний был разносторонним ученым, но не занимался непосредственно наблюдением неба. При составлении карты Хуан Шан опирался на данные, полученные другими исследователями и, в частности, Су Суном. На карте нанесены экватор, эклиптика, точка Северного полюса и 28 зодиакальных созвездий, которые вместе с другими созвездиями, отмеченными вплоть до 30 градуса южнее экватора, охватывают 1440 звезд. В нижней части карты написаны комментарии, представляющие, по сути, небольшой космогонический трактат.

 

Длина земного меридиана

С древности китайских ученых интересовали размеры Земли. Производились попытки определить их астрономическим путем. Известно, например, что этим занимался ханьский ученый Чжан Хэн:

К юго-востоку от хребта Куньлунь лежат области, разделенные на прекрасные уезды: там ветры и дожди бывают всегда вовремя, холод и жара умеренны и по сезонам. А если взять все другие земли, то на юге слишком жарко, на севере слишком холодно, на востоке слишком ветрено, а на западе слишком сумрачно, поэтому мудрые ваны прошлого не селились в этих местах. Центральные области хранят животворный дух - лин, который позволяет вне центра подчинять себе все восемь сторон. Если связать [одной линией] все восемь пределов земли, то получится путь, простирающийся на 232300 ли, с юга на север он короче на тысячу ли, с востока на запад он больше на тысячу ли. От земли до неба это половина расстояния между восемью пределами, а глубина земли хранит другую половину этого расстояния. Постигают и измеряют эти длины с помощью [прибора] хунь [и] - армиллы. Чтобы получить эти цифры, используют разницы двух прямоугольных треугольников. Солнечная тень [от гномона] накладывается на устройство, представляющее сферу земли, разница в длине тени в один цунь дает расстояние [по поверхности земли] в тысячу ли, таким образом и получается результат измерения. Но если выйти за предел [небесной сферы], то, что лежит дальше, узнать уже невозможно. Не познаваемое нами и называется Юй чжоу - вселенная, где юй означает бескрайность мира, а чжоу означает беспредельность вселенной [3].

В царствование Сюаньцзуна (712-755) под руководством ученого Нань Гуншо было проведено вычисление длины земного меридиана. Для этого шнуром измерили расстояние по линии, проложенной, начиная от Хуачжоу, к северу от Желтой реки, до Юйчжоу, южнее Желтой реки. Затем определили широту Хуачжоу, Кайфына, Фугоу и Шанцая, что позволило вычислить, что один градус вдоль меридиана равен 350 ли и 80 шагам. Это был первый в мире случай измерения длины меридиана.

Через 90 лет после опыта, проделанного Нань Гуншо, а точнее, в 814 г., измерения градуса по меридиану были произведены мусульманскими учеными по приказу халифа ал-Мамуна (786-833).

 

antikclub.ru

6.2. Почему древнекитайские наблюдения никак не могут принести пользу астрономии

6.2. Почему древнекитайские наблюдения никак не могут принести пользу астрономии

Предположим на мгновение, что общепринятая хронология древнего Китая действительно верна, как то утверждают историки. Тогда в распоряжении современных ученых имелись бы надежные древнекитайские записи об астрономических наблюдениях. И, понятное дело, всем этим должны были бы с успехом воспользоваться современные астрономы. Ясно, что точные записи о древних затмениях, о пятнах на Солнце, о кометах и т. п. были бы ценнейшим подспорьем, позволяющим уточнить многие, до конца еще не исследованные, параметры астрономических теорий.

Понятно, что если бы древнекитайские астрономические наблюдения и в самом деле могли принести ощутимую пользу астрономии, то это было бы одновременно и сильным доводом за то, что китайская хронология в целом верна. Напротив, если хронология Китая ошибочна, то и древнекитайские астрономические наблюдения неизбежно окажутся датированы НЕВЕРНО. А в таком случае никакой пользы от них для астрономической науки, естественно, не будет.

Поэтому крайне любопытно выяснить — какую все-таки пользу принесли и приносят древнекитайские астрономические наблюдения современной науке?

Вопрос настолько напрашивается сам собой, что авторы монографии «Археоастрономия Восточной Азии» [1487:1] не смогли обойти его молчанием. В самом начале своей книги они делают следующее замечательное высказывание: «многочисленные записи астрономических явлений, сохранившиеся в древних китайских памятниках, ДОЛЖНЫ СТАТЬ (to become) неоценимым источником данных для современных научных исследований в астрономии и астрофизике» [1487:1], с. 4.

«Должны стать» — но почему-то НЕ СТАЛИ. Причем, то, что древнекитайские наблюдения так и не принесли пользы современным ученым-астрономам, отчетливо видно из самой книги [1487:1]. В ней содержится всего лишь два небольших раздела — не более чем на страницу каждый — посвященных попыткам современных ученых-астрономов как-то воспользоваться древнекитайской сокровищницей астрономических знаний.

Во-первых, надо сказать, что такие попытки ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛИ. Во-вторых, они оказались СОВЕРШЕННО БЕСПЛОДНЫ. А потому быстро сошли на нет. Что очень хорошо видно из обоих упомянутых выше разделов книги [1487:1]. Один из которых называется «Важность древних солнечных затмений для современной науки» [1487:1], с. 28–29, второй — «Об изменчивости солнечной активности» [1487:1], с. 150–151.

Оба эти раздела очень интересны и поучительны. Начнем со второго.

В разделе «Об изменчивости солнечной активности» рассказывается о так называемом «маундеровом минимуме» (Maunder Minimum). Минимум этот возник, когда астрономы начали привлекать старинные европейские и китайские астрономические наблюдения для изучения солнечной активности в прошлом. Пока для этой цели использовались лишь надежные телескопические наблюдения за солнечными пятнами, никаких многолетних «солнечных затиший» никто не обнаруживал. Был обнаружен лишь 11-летний цикл солнечной активности, открытый Вольфом (Wolf) в 1848 году на основе исключительно телескопических наблюдений. При этом, Вольф пользовался наблюдениями, выполненными после 1700 года. Более ранними телескопическими наблюдениями за солнечными пятнами он воспользоваться не смог, поскольку они оказались слишком отрывочны, [1487:1], с. 150. Впоследствии, уже в XX веке, некоторые ученые попытались распространить исследования, начатые Вольфом, на античные записи о солнечных пятнах. Причем, в основном — на КИТАЙСКИЕ записи. Поскольку именно китайцы, как нас уверяют историки, с особым рвением занимались наблюдением солнечных пятен в прошлом, см. выше.

И тут же обнаружилась интереснейшая вещь. Оказывается, в старинных наблюдениях за солнечными пятнами наблюдается ЯРКО ВЫРАЖЕННЫЙ ПРОВАЛ с 1645 по 1715 год н. э. [1487:1], с. 150.

Другими словами, картина следующая. Китайцы — говорят нам — наблюдали себе и наблюдали за солнечными пятнами со времен седой древности вплоть до 1645 года. Шли годы, менялись династии, но на китайские наблюдении солнечных пятен все это не сказывалось. И тут наступил 1645 год (заметим в скобках — в 1644 году в Китае воцарились манжуры). И китайцы вдруг перестали наблюдать за солнечными пятнами! Но с 1715 года они снова вернулись к своему древнему занятию Китайские наблюдения за солнечными пятнами возобновились.

Поскольку никаких других причин для перерыва в китайских наблюдениях с 1645 по 1715 год историки увидеть не могут, то они делают следующий вывод: ЗНАЧИТ, С 1645 ПО 1715 ГОД СОЛНЕЧНЫХ ПЯТЕН ПРОСТО НЕ БЫЛО (!?). Прекратились пятна Солнечная активность замерла. Начался «маундеров минимум». Но в 1715 году минимум кончился, Солнце вышло из 70-летней спячки и на нем снова появились пятна. И китайцы тут же продолжили их наблюдать.

Конечно, возможно всякое. В том числе, вероятно, можно порассуждать и о 70-летнем затишье в солнечной активности. Но, как нам кажется, прежде, чем строить гипотезы о загадочных провалах в образовании солнечных пятен на основе китайских данных, следовало бы сначала убедиться в НАДЕЖНОСТИ ЭТИХ ДАННЫХ И В ПРАВИЛЬНОСТИ ИХ ДАТИРОВКИ.

На основе всего того, что мы уже узнали о древней китайской астрономии, мы можем подсказать историкам гораздо более простое и естественное объяснение «маундерова минимума». Дело, по всей видимости, в том, что подлинные древнейшие китайские записи о солнечных пятнах ВПЕРВЫЕ НАЧАЛИСЬ ЛИШЬ В 1715 ГОДУ НАШЕЙ ЭРЫ, в эпоху гороскопа внука Желтого императора, см. выше. Но впоследствии, при изобретении современной версии китайской истории, понадобилось снабдить ее «вещественными доказательствами». Что и было сделано. Появилось (на бумаге) множество китайских наблюдений за солнечными пятнами, совершенных, якобы в очень давние годы. Но, поскольку все это делалось ВО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ МАНЖУРСКОЙ ДИНАСТИИ В КИТАЕ, то летописи самой этой династии не были засорены ложными астрономическими наблюдениями. Все новоиспеченные «вещественные доказательства» отправлялись в до-манжурскую эпоху, поскольку манжурская эпоха в таких доказательствах ПРОСТО НЕ НУЖДАЛАСЬ. Так и получилось, что замечательные древнекитайские наблюдения за пятнами на Солнце вдруг, как по указке, прекратились в 1644 году с приходом к власти манжуров. В 1645 году наблюдений уже не стало. И начался «маундеров минимум».

Этому «минимуму» и посвящен раздел «Об изменчивости солнечной активности» [1487:1], с. 150–151. Больше ничего содержательного в нем нет.

Перейдем теперь к первому из упомянутых выше разделов книги [1487:1]. Он прямо посвящен пользе для современной науки от древнекитайской астрономии.

В разделе «Важность древних солнечных затмений для современной науки» в качестве наиболее основательного современного астрономического исследования, использующего древние солнечные затмения, приводится работа американского астронома Роберта Ньютона. Однако, авторы [1487:1] совершенно умалчивают о том, к каким окончательным ВЫВОДАМ пришел Роберт Ньютон, изучая древние затмения. О работах Р. Ньютона в [1487:1] уклончиво сказано ТОЛЬКО следующее:

«После тщательного изучения проблемы на протяжении многих лет с использованием даже большего (чем его предшественник Fotheringham — Авт.) количества античных солнечных затмений, ВКЛЮЧАЯ КИТАЙСКИЕ ЗАПИСИ, Ньютон (1970) еще раз вернулся к вопросу о нерегулярности движения Земли и Луны и получил на этом пути ХОРОШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ» [1487:1], с 29.

На этом поставлена точка. Какие именно «хорошие результаты» получил Роберт Ньютон, изучая древние затмения, авторы [1487:1] так и не сочли нужным пояснить. Сделаем это за них.

Подробный разбор исключительно интересной и важной для хронологии работы Роберта Ньютона о второй производной лунной элонгации с использованием древних затмений читатель найдет во второй главе книги А.Т. Фоменко «400 лет обмана» (уже вышедшей ранее в данной серии). Здесь мы дадим лишь самые краткие пояснения.

С точки зрения Новой хронологии работа Р. Ньютона по древним затмениям является одним из ярких доказательств ошибочности хронологии Скалигера-Петавиуса. Однако, сам Роберт Ньютон, не осмеливаясь подвергать хронологию Скалигера-Петавиуса сомнению, вынужден был придти к другому выводу. Он заявил, что большинство астрономических наблюдений древности было попросту ВЫЧИСЛЕНО и никогда никем не наблюдалось. Поэтому для современной науки эти наблюдения СОВЕРШЕННО БЕСПОЛЕЗНЫ. А следствия, которые из них вытекают, могу быть просто НЕВЕРНЫ.

Именно такой вывод и был сделан Р. Ньютоном после его многолетних попыток извлечь из древних астрономических наблюдений — в том числе и китайских — пользу для современной науки. В конце концов, Р. Ньютон даже написал целую книгу с красноречивым названием «Преступление Клавдия Птолемея», переведенную на русский язык [614]. В ней он обвиняет Птолемея — самого знаменитого астронома «античности» — в ПОДДЕЛКЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ ДАННЫХ, то есть, в ПРЕСТУПЛЕНИИ перед наукой. Из-за этого преступления — считает Р. Ньютон — ученые теперь ЛИШЕНЫ ВОЗМОЖНОСТИ использовать античные наблюдения для решения тех или иных своих задач.

Итак, вывод Р. Ньютона состоит в том, что древние наблюдения — В ТОМ ЧИСЛЕ И КИТАЙСКИЕ — были на самом деле ВЫЧИСЛЕНЫ, а не наблюдены. Наша точка зрения другая, хотя вывод Р. Ньютона мы считаем все же ЧАСТИЧНО ПРАВИЛЬНЫМ Среди якобы древних наблюдений действительно есть ВЫЧИСЛЕННЫЕ задним числом наблюдения с целью «научно подтвердить» ту или иную «древнюю хронологию». Но существуют и действительно старые наблюдения. Которые никто не вычислял, а смотрели на небо и записывали то, что видели. Однако такие наблюдения НЕВЕРНО ДАТИРОВАНЫ в общепринятой ныне хронологии Скалигера-Петавиуса. На самом деле они были сделаны гораздо позже, чем думают историки.

Именно такую картину мы и наблюдали выше на примере гороскопов-схождений, а также солнечных и лунных затмений в «древне»-китайской астрономии. Они в оказалась в основном состоящими из ВЫЧИСЛЕННЫХ задним числом наблюдений. Но есть и отдельные примеры ПОДЛИННЫХ наблюдений, НЕВЕРНО ДАТИРОВАННЫХ историками. Выше мы рассмотрели два таких примера — древнейший гороскоп внука Желтого императора и древнейшее солнечное затмение Чжон Кана. После исправления датировок оба они оказались в эпохе правления МАНЖУРСКОЙ ДИНАСТИИ в Китае.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

1.6. Н.А. Морозов о древнекитайской астрономии

1.6. Н.А. Морозов о древнекитайской астрономии

Астрономические явления, описанные китайцами в их летописях, были тщательно изучены Н.А. Морозовым в 6-м томе его труда «Христос. История человечества в естественно-научном освещении» [544]. Напомним некоторые из сделанных им ценных наблюдений, дополнив их рядом наших собственных соображений.

Считается, что древние и средневековые китайцы оставили в своих хрониках многочисленные записи о появлениях комет. Эти сведения дошли до нас в двух основных источниках, считаемых сегодня ОЧЕНЬ ДРЕВНИМИ. Морозов пишет: «Большое историческое сочинение „Лето-Запись“… начинает рассказ с минус 2650 года. Она считается основанной неким „шталмейстером“ около минус 97 года и продолженной разными историками до 1644 года нашей эры. В ней несколько частей посвящены исключительно астрономии, где приводятся наблюдения Солнца, Луны и пяти планет, а также покрытия звезд и появления комет. „Лето-Запись“ по англо-шанхайски произносится Ше-Ке, как ее обычно и называют европейцы.

В „Энциклопедии Лесного коня“… находится целый том с описаниями комет. Этот „Лесной конь“ (Ма-Туан-Линь) — говорят нам, — жил около 1232 года нашей эры и довел до своего времени, неизвестно, по каким откровениям, записи комет от минус 611 года. Все остальное в „Энциклопедии“ доведено до 1644 года, то есть как раз до того времени, когда закончены такие же отметки и в „Лето-Записи“ „шталмейстера“, а также и у европейских кометографов. Припомним только, что известная „Кометография“ Любенецкого вышла в 1681 году; ей предшествовали в Европе сборники начала XVII и конца XVI веков. Мы видим, как сразу возникли обширные кометографии и в Западной Европе, и в Китае, в период между XIII и XVII веками, а это едва ли могло произойти независимо друг от друга.

Более короткая „Китайская история“ — только в 100 томах! — от допотопных времен по 1367 год была переведена на французский язык еще католическим миссионером Майлья (Mailla), и в ней есть некоторые кометы, не находимые в двух предшествовавших первоисточниках» [544], т. 6, с. 58–59.

Итак, мы видим, что основные китайские первоисточники, содержащие упоминания о кометах, окончательно составлены ЛИШЬ В XVII ВЕКЕ НАШЕЙ ЭРЫ.

Более того. Оказывается, как отмечает Н.А. Морозов, у китайцев ВООБЩЕ НЕТ РУКОПИСЕЙ, СОЗДАННЫХ В ИХ НЫНЕШНЕМ ВИДЕ РАНЕЕ XVII ВЕКА НАШЕЙ ЭРЫ [544], т. 6, с. 119. Отсутствие более ранних рукописей историки объясняют тем, что китайцы писали ТОЛЬКО НА БУМАГЕ. В то время как европейцы, например, писали в XIV–XV веках НА КОЖЕ (пергаменте). Понятно, что кожа намного прочнее бумаги. Бумага быстро разрушается. Во всяком случае, отметим для себя немаловажное обстоятельство — сегодня не существует китайских рукописей, изготовленных ранее XVII века.

Н.А. Морозов пишет: «Ведь у китайцев, как я уже говорил, НЕТ РУКОПИСЕЙ ДРЕВНЕЕ XVII ВЕКА, когда летописи Ше-Ке и Ма-Туан-Линь компилировались, может быть, при участии КАТОЛИЧЕСКИХ МИССИОНЕРОВ, заведовавших тогдашними китайскими обсерваториями и даже строившими их для китайцев» [544], т. 6, с. 119. О католических обсерваториях, существовавших в Китае с XVII века, мы уже говорили выше.

Как обнаружил Н.А. Морозов, в XVIII–XIX веках якобы древние китайские списки комет были кем-то СУЩЕСТВЕННО ДОПОЛНЕНЫ. Причем, дополнение было сделано В ЕВРОПЕ. Ниже мы увидим — кому и зачем оно понадобилось. А заодно покажем, что «древне»-китайский список комет был ДОПОЛНЕН ПОСЛЕ 1759 ГОДА НАШЕЙ ЭРЫ.

Оказывается далее, что в китайских первоисточниках НЕТ ОПИСАНИЙ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ. Более того, по свидетельству авторов XIX века в Китае НЕ СОХРАНИЛОСЬ СЛЕДОВ ДРЕВНИХ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ОБСЕРВАТОРИЙ [544], т. 6, с. 132. Это очень странно, если поверить, что китайцы действительно на протяжении нескольких тысяч лет с большой аккуратностью вели астрономические наблюдения.

Надо сказать, что следы древнейших астрономических обсерваторий в Китае, отсутствовавшие во времена Морозова, впоследствии «счастливо обнаружились». Причем — не просто следы, а подчас огромные сооружения, прекрасно сохранившиеся и как будто совсем недавно построенные По нашему мнению, это самые настоящие новоделы, не имеющие никакого отношения к астрономии, а сделанные просто для туристов. Чего стоит, например, гигантский гномон размером с крепостную башню, стоящий сегодня в Денфене, в китайской области Хенан (Dengfeng, Henan). Фотография этого «гномона» приведена в [1487:1]. Мы воспроизводим ее на рис. 8.

Рис. 8. Гигантский гномон, якобы воздвигнутый средневековыми китайцами для астрономических наблюдений. Датируется временами династии Юань (якобы 1206–1368 гг. н. э.). Но сооружение это больше похоже на бутафорию для современных туристов. В основе самой идеи этого сооружения лежит скорее современный оружейный прицел, чем древний астрономический инструмент. Взято из [1487:1], цветная вклейка в конце книги, рисунок PL2.

Данный «гномон» является, то словам китайских историков, частью старинной китайской обсерватории. Нас уверяют, что и обсерватория и сам гномон были построены в 1206–1368 годах н. э. во времена династии Юань. Однако здесь возникают большие сомнения.

Дело в том, что сооружения, подобные приведенным на рис. 8, СОВЕРШЕННО БЕСПОЛЕЗНЫ в качестве гномона. Хотя, безусловно, очень привлекательны для туристов. В этой связи напомним читателю, что представляет из себя настоящий гномон. «Гномон самый древний астрономический инструмент, служивший для определения высоты Солнца И НАПРАВЛЕНИЯ ИСТИННОГО МЕРИДИАНА. Состоит из ВЕРТИКАЛЬНОГО ШЕСТА, укрепленного на горизонтальной плоскости. В ясный солнечный день шест отбрасывает тень, длина которой от восхода солнца до полудня непрерывно уменьшается, а от полудня до заката — увеличивается. Направление кратчайшей тени, около истинного полдня, представляет направление истинного меридиана, а длина тени (l), при известной высоте шеста (b), дает возможность вычислить угловую высоту Солнца (h) по формуле tg h = b/l. Полуденная высота Солнца… во время весеннего и осеннего равноденствий равна дополнению географической широты места до 90 ±, а во время зимнего и летнего солнцестояний она меньше или больше равноденственной на угол, равный наклонности эклиптики к экватору. Поэтому из наблюдений гномоном выводили в древности географические широты и определяли наклонность эклиптики к экватору. Так как видимый диаметр Солнца довольно значителен (около 30 угловых минут), то тень, отбрасываемая стержнем гномона, НЕРЕЗКО ОГРАНИЧЕНА и, следовательно, ни длина тени, ни ее положение НЕ МОГУТ БЫТЬ ИЗМЕРЕНЫ С БОЛЬШОЙ ТОЧНОСТЬЮ Воздвигнутые в Египте и других местах обелиски служили гномонами» [988:00], статья «гномон».

Итак, гномон, прежде всего измеряет направление географического меридиана. Ведь именно вдоль меридиана располагается полуденная тень, точное определение которой является главной задачей гномона.

Из приведенного выше описания ясно видно, что настоящий гномон должен иметь вид ВЫСОКОГО ШЕСТА С ЗАОСТРЕННЫМ КОНЦОМ. Поскольку если конец шеста не заострен, то еще более неточно определяется край тени. А чем выше шест, тем быстрее меняется длина тени и тем точнее можно определить тот момент времени, когда тень становится самой короткой (астрономический полдень). Египетские обелиски, например, именно так и устроены. По сути дела, они представляют собой высокие шесты с заостренными концами. Поэтому обелиски действительно могли служить гномонами. Недаром Египет считается колыбелью астрономии. А вот китайское сооружение, представленное на рис. 8, ГНОМОНОМ СЛУЖИТЬ НИКАК НЕ МОГЛО. Хотя бы потому, что для его постройки, надо было уже ЗАРАНЕЕ ВЫЧИСЛИТЬ точное положение географического меридиана. Вдоль которого вытянута гигантская каменная «линейка» китайского гномона и перпендикулярно которому поставлена его каменная башня с прорезью, рис. 8. Но это означает, что еще ДО изготовления «китайского гномона» китайцам надо было УЖЕ ЗНАТЬ ту самую величину, для измерения которой он предназначался! Что, очевидно, бессмысленно с точки зрения астрономии, но совсем не глупо с точки зрения рекламы. Поскольку ничуть не мешает восторженным туристам фотографироваться возле столь впечатляющего памятника древнекитайской астрономической мысли.

Кстати, в Европе, где астрономические наблюдения древности и Средневековья считаются далеко не столь выдающимися, как в Китае, тем не менее сохранились подробные описания НАСТОЯЩИХ астрономических инструментов, способов наблюдения за звездами и т. п. Вспомните хотя бы знаменитый «Альмагест» Птолемея. Что же китайцы, якобы наблюдавшие небо много столетий? Неужели им ни разу не пришло в голову изложить в письменном виде, как именно и при помощи каких инструментов они это делали?

Конечно, историки могут сказать, что древние китайцы, мол, «держали в глубокой тайне» свои замечательные методы и инструменты. И настолько хорошо их скрывали, что со временем сами напрочь забыли о них. Поэтому и пришлось им впоследствии сооружать подделки для туристов вроде упомянутого выше «гномона». Не будем спорить. Вскоре мы столкнемся с гораздо более серьезными доказательствами того, что астрономические наблюдения в Китае начались никак не ранее XVI века нашей эры. А может быть даже, лишь в XVII веке, с приходом манжурской династии Цин.

Отметим, что в китайских летописях упомянуты не только кометы. Там описаны также солнечные и лунные затмения. Кроме того, Н.А. Морозов обнаружил у «древних» китайцев один-единственный гороскоп, пригодный для астрономического датирования. Все эти астрономические сведения из китайских источников мы подробно обсудим ниже.

Китайским кометам — важнейшей опоре китайской хронологии — ниже будут целиком посвящены две главы книги. В них мы проведем подробное исследование китайских кометных списков. Результаты этого исследования оказались настолько неожиданными, что забегая вперед, приведем окончательные выводы прямо сейчас.

— Единственной кометой, по которой можно было бы попытаться подтвердить правильность китайской хронологии (если бы эта хронология была правильной), является комета Галлея. Остальные кометы для целей проверки хронологии Китая — как и любой другой древней хронологии — СОВЕРШЕННО БЕСПОЛЕЗНЫ.

— Однако сведения о появлениях кометы Галлея в китайских летописях ранее XV века н. э. оказались ПОДЛОЖНЫ. Можно показать, что они были сфабрикованы в XVIII–XIX веках. Подчеркнем, что это — не просто наше предположение, а СТРОГОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ, которое мы доказываем в главе 5. Впрочем, мы не утверждаем, что ВСЕ китайские записи, относимые сегодня к комете Галлея, подложны. Для совершения указанного подлога достаточно было определенным образом сфабриковать всего лишь ОДНО или ДВА НАБЛЮДЕНИЯ кометы Галлея. Подлог был совершен, скорее всего, в промежутке от 1759 года до 1835 года.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

rulibs.com : Наука, Образование : История : Астрономия в древнем Китае : Михаил Постников : читать онлайн : читать бесплатно

Астрономия в древнем Китае

Летописи сообщают о состоянии астрономии в древнем Китае совершенно невозможные вещи.

Судите сами (помня все сказанное в гл.2 и 3). Книга «Шуцзин» утверждает (см.[124], стр.120), что в XXI веке до нашей эры (4000 лет тому назад) китайские астрономы не только умели предсказывать солнечные (!) затмения, но и обязаны были это делать: когда астрономы Хи и Хо императора Чунг Кинга ошиблись в предсказании затмения 22 октября 2137 г. до н. э., им отрубили головы. Хорошо, что такого обычая не было в Европе, а то бы и Коперник, и Кеплер остались бы без голов.

По другим сведениям (см.[125], стр.58) китайские астрономы всерьез взялись за предсказание затмений только (!) около начала нашей эры. Уже тогда им якобы была известна точная продолжительность драконического месяца (интервала между двумя последовательными пересечениями Луной эклиптики). Это тем более замечательно, что непосредственно из наблюдений (даже с точными часами) этот месяц не определяется (поскольку эклиптика является условной линией). Чтобы его вычислить нужно владеть хотя бы элементами сферической тригонометрии, а ведь по тем же достовернейшим сведениям (см. [ 125], стр.75) отношение окружности к диаметру (величина «пи») в то время полагалось в Китае равным трем!

Естественно, что умея предсказывать затмения, древние китайские астрономы пренебрежительно относились к затмениям, которые уже состоялись. Только этим можно объяснить, почему многие из имеющихся в летописях описаний солнечных затмений либо совсем не удается отождествить с затмениями, вычисляемыми современной астрономической наукой, либо это удается лишь с большим трудом; (см.[125], стр.57—58).

Впрочем, отождествление многих затмений оказалось возможным, по–видимому, тоже лишь из–за того, что китайские документы подобно античным описывали затмения без точных дат и очень неполно. Например, (см.[125], стр.59) «современные китайские историки астрономии отождествили частное лунное (!) затмение 5 сентября 775г. до н. э. с затмением, о котором в «Шицзи» сказано только следующее: «Раньше было затмение Луны, но его считали явлением обычным». (Кстати сказать, указание на «обычность» затмения Луны относит это сообщение даже не в Средневековье, а в Новое время). К сожалению, полного исследования этих отождествлений мы произвести не смогли, из–за недоступности соответствующей литературы.

Еще в марте 28 г. до н. э. (см.[125], стр.50) китайские астрономы наблюдали пятна на Солнце, что, напомним, в Европе удалось сделать только Галилею с помощью подзорной трубы.

Приблизительно в это же время китайские астрономы определили (см.[125], стр.65) периоды обращений планет практически с современной точностью (ошибка меньше одной тысячной), в чем, как мы знаем, они снова существенно превзошли Коперника. Более того, они различали синодический и звездные периоды обращения планет, считая одновременно, что «небо круглое и подвижное, а земля четырехугольная и неподвижная» (см.[125], стр.73). То, что во все это верит китайский астроном Чжан Бао–цун, из книги которого заимствована эта потрясающая информация, быть может, по совокупности обстоятельств и простительно, но то, что все это бездумно повторяет советский астроном Старцев, уже ни в какие ворота не лезет.

Несколько позже (см.[125], стр.92—93) «выдающийся китайский астроном» И Синь (685—727 гг.) с помощью «бронзовой армиллярной сферы» (но, по–видимому, без часов) ухитрился измерять координаты неподвижных звезд настолько точно, что обнаружил их собственные движения (каково! а?), что в Европе сумели сделать только в 1718 г., да и то с некоторой неуверенностью. Он же принимал участие и в измерении дуги меридиана (!), осуществленном в 725 году (см.[125], стр.95—95).

Мы совсем не исчерпали всех «замечательных открытий» китайских ученых, которые они делали, как с удовлетворением отмечают современные китайские ученые, а за ними и наш Старцев, непременно за несколько десятков или сотен лет до ученых западных стран, но, чтобы не утомить читателя, мы ограничимся приведенными примерами.

Нужно, впрочем, отметить, что современные комментаторы древнекитайских астрономических сообщений иногда проявляют и осторожность. Например, в главе книги «Шицзи», повествующей о деяниях императора Шун–ди, говорится (см.[6], стр.58), что он приказал сделать «зрительный инструмент» («цзюань—цю»), чтобы семь движущихся светил «могли быть наблюдаемы ежедневно».

Как будто бы отсюда можно вывести с полной очевидностью, что и зрительная труба Галилея была известна китайским астрономам за 4000 лет до великого ученого… Но нет, современные ученые почему–то останавливаются и толкуют «зрительный инструмент» как «астрономический квадрант»! (см.[125], стр. 134). А ведь информация о телескопах во времена Шун–ди ничуть не хуже информации об определении в VII веке собственных движений звезд или об умении в начале нашей эры вычислять солнечные затмения (с точностью до минут!).

Все сказанное не означает, что мы вообще отрицаем самостоятельную китайскую астрономию. Напротив, мы считаем, что астрономы Китая внесли важный вклад в историю астрономии, но отнюдь не мифическими открытиями непременно раньше столь же Мифических западных открытий. Однако выявить реальное движение китайской астрономии в напущенном тумане очень трудно. Во всяком случае, надо считать, что уже в XIII веке н. э. в Китае существовали астрономические (скорее всего, на самом деле, астрологические) обсерватории, поскольку нет оснований не верить сообщению (см.[125], стр.102), что Пекинская обсерватория была в 1279 г. «построена заново» (а на самом деле, конечно, построена впервые). Точно так же, мы должны считать (см.[125], стр.103), что Нанкинская обсерватория была впервые открыта в 1384 г. (информация о будто бы существовавшей в Нанкине с V века обсерватории, от которой «ничего не сохранилось», является очередным мифом).

К 1584 году историки относят и принятие нового календаря. По–видимому, эта информация соответствует действительности. Только это был не календарь, сменивший многочисленные предыдущие, невероятно точные календари, а первый астрономически обусловленный календарь.

Надо думать, что соответствует действительности и информация (см. [125], стр.107—108) о взаимном сотрудничестве в XIII—XVII веках китайских и арабских (точнее, арабоязычных) астрономов. Таким образом, китайская астрономия не замыкалась в себе, а интенсивно участвовала в общем международном научном сотрудничестве. Это и был ее реальный вклад в развитие астрономической науки.

 

rulibs.com

Пегая орда. История "древнего Китая". Содержание - 1.6. Н.А. Морозов о древнекитайской астрономии

1.6. Н.А. Морозов о древнекитайской астрономии

Астрономические явления, описанные китайцами в их летописях, были тщательно изучены Н.А. Морозовым в 6-м томе его труда «Христос. История человечества в естественно-научном освещении» [544]. Напомним некоторые из сделанных им ценных наблюдений, дополнив их рядом наших собственных соображений.

Считается, что древние и средневековые китайцы оставили в своих хрониках многочисленные записи о появлениях комет. Эти сведения дошли до нас в двух основных источниках, считаемых сегодня ОЧЕНЬ ДРЕВНИМИ. Морозов пишет: «Большое историческое сочинение «Лето-Запись»… начинает рассказ с минус 2650 года. Она считается основанной неким «шталмейстером» около минус 97 года и продолженной разными историками до 1644 года нашей эры. В ней несколько частей посвящены исключительно астрономии, где приводятся наблюдения Солнца, Луны и пяти планет, а также покрытия звезд и появления комет. «Лето-Запись» по англо-шанхайски произносится Ше-Ке, как ее обычно и называют европейцы.

В "Энциклопедии Лесного коня"… находится целый том с описаниями комет. Этот "Лесной конь" (Ма-Туан-Линь) — говорят нам, — жил около 1232 года нашей эры и довел до своего времени, неизвестно, по каким откровениям, записи комет от минус 611 года. Все остальное в «Энциклопедии» доведено до 1644 года, то есть как раз до того времени, когда закончены такие же отметки и в «Лето-Записи» «шталмейстера», а также и у европейских кометографов. Припомним только, что известная «Кометография» Любенецкого вышла в 1681 году; ей предшествовали в Европе сборники начала XVII и конца XVI веков. Мы видим, как сразу возникли обширные кометографии и в Западной Европе, и в Китае, в период между XIII и XVII веками, а это едва ли могло произойти независимо друг от друга.

Более короткая "Китайская история" — только в 100 томах! — от допотопных времен по 1367 год была переведена на французский язык еще католическим миссионером Майлья (Mailla), и в ней есть некоторые кометы, не находимые в двух предшествовавших первоисточниках» [544], т. 6, с. 58–59.

Итак, мы видим, что основные китайские первоисточники, содержащие упоминания о кометах, окончательно составлены ЛИШЬ В XVII ВЕКЕ НАШЕЙ ЭРЫ.

Более того. Оказывается, как отмечает Н.А. Морозов, у китайцев ВООБЩЕ НЕТ РУКОПИСЕЙ, СОЗДАННЫХ В ИХ НЫНЕШНЕМ ВИДЕ РАНЕЕ XVII ВЕКА НАШЕЙ ЭРЫ [544], т. 6, с. 119. Отсутствие более ранних рукописей историки объясняют тем, что китайцы писали ТОЛЬКО НА БУМАГЕ. В то время как европейцы, например, писали в XIV–XV веках НА КОЖЕ (пергаменте). Понятно, что кожа намного прочнее бумаги. Бумага быстро разрушается. Во всяком случае, отметим для себя немаловажное обстоятельство — сегодня не существует китайских рукописей, изготовленных ранее XVII века.

Н.А. Морозов пишет: «Ведь у китайцев, как я уже говорил, НЕТ РУКОПИСЕЙ ДРЕВНЕЕ XVII ВЕКА, когда летописи Ше-Ке и Ма-Туан-Линь компилировались, может быть, при участии КАТОЛИЧЕСКИХ МИССИОНЕРОВ, заведовавших тогдашними китайскими обсерваториями и даже строившими их для китайцев» [544], т. 6, с. 119. О католических обсерваториях, существовавших в Китае с XVII века, мы уже говорили выше.

Как обнаружил Н.А. Морозов, в XVIII–XIX веках якобы древние китайские списки комет были кем-то СУЩЕСТВЕННО ДОПОЛНЕНЫ. Причем, дополнение было сделано В ЕВРОПЕ. Ниже мы увидим — кому и зачем оно понадобилось. А заодно покажем, что «древне»-китайский список комет был ДОПОЛНЕН ПОСЛЕ 1759 ГОДА НАШЕЙ ЭРЫ.

Оказывается далее, что в китайских первоисточниках НЕТ ОПИСАНИЙ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ. Более того, по свидетельству авторов XIX века в Китае НЕ СОХРАНИЛОСЬ СЛЕДОВ ДРЕВНИХ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ОБСЕРВАТОРИЙ [544], т. 6, с. 132. Это очень странно, если поверить, что китайцы действительно на протяжении нескольких тысяч лет с большой аккуратностью вели астрономические наблюдения.

Надо сказать, что следы древнейших астрономических обсерваторий в Китае, отсутствовавшие во времена Морозова, впоследствии «счастливо обнаружились». Причем — не просто следы, а подчас огромные сооружения, прекрасно сохранившиеся и как будто совсем недавно построенные По нашему мнению, это самые настоящие новоделы, не имеющие никакого отношения к астрономии, а сделанные просто для туристов. Чего стоит, например, гигантский гномон размером с крепостную башню, стоящий сегодня в Денфене, в китайской области Хенан (Dengfeng, Henan). Фотография этого «гномона» приведена в [1487:1]. Мы воспроизводим ее на рис. 8.

Данный «гномон» является, то словам китайских историков, частью старинной китайской обсерватории. Нас уверяют, что и обсерватория и сам гномон были построены в 1206–1368 годах н. э. во времена династии Юань. Однако здесь возникают большие сомнения.

Дело в том, что сооружения, подобные приведенным на рис. 8, СОВЕРШЕННО БЕСПОЛЕЗНЫ в качестве гномона. Хотя, безусловно, очень привлекательны для туристов. В этой связи напомним читателю, что представляет из себя настоящий гномон. «Гномон самый древний астрономический инструмент, служивший для определения высоты Солнца И НАПРАВЛЕНИЯ ИСТИННОГО МЕРИДИАНА. Состоит из ВЕРТИКАЛЬНОГО ШЕСТА, укрепленного на горизонтальной плоскости. В ясный солнечный день шест отбрасывает тень, длина которой от восхода солнца до полудня непрерывно уменьшается, а от полудня до заката — увеличивается. Направление кратчайшей тени, около истинного полдня, представляет направление истинного меридиана, а длина тени (l), при известной высоте шеста (b), дает возможность вычислить угловую высоту Солнца (h) по формуле tg h = b/l. Полуденная высота Солнца… во время весеннего и осеннего равноденствий равна дополнению географической широты места до 90 ±, а во время зимнего и летнего солнцестояний она меньше или больше равноденственной на угол, равный наклонности эклиптики к экватору. Поэтому из наблюдений гномоном выводили в древности географические широты и определяли наклонность эклиптики к экватору. Так как видимый диаметр Солнца довольно значителен (около 30 угловых минут), то тень, отбрасываемая стержнем гномона, НЕРЕЗКО ОГРАНИЧЕНА и, следовательно, ни длина тени, ни ее положение НЕ МОГУТ БЫТЬ ИЗМЕРЕНЫ С БОЛЬШОЙ ТОЧНОСТЬЮ Воздвигнутые в Египте и других местах обелиски служили гномонами» [988:00], статья «гномон».

Итак, гномон, прежде всего измеряет направление географического меридиана. Ведь именно вдоль меридиана располагается полуденная тень, точное определение которой является главной задачей гномона.

Из приведенного выше описания ясно видно, что настоящий гномон должен иметь вид ВЫСОКОГО ШЕСТА С ЗАОСТРЕННЫМ КОНЦОМ. Поскольку если конец шеста не заострен, то еще более неточно определяется край тени. А чем выше шест, тем быстрее меняется длина тени и тем точнее можно определить тот момент времени, когда тень становится самой короткой (астрономический полдень). Египетские обелиски, например, именно так и устроены. По сути дела, они представляют собой высокие шесты с заостренными концами. Поэтому обелиски действительно могли служить гномонами. Недаром Египет считается колыбелью астрономии. А вот китайское сооружение, представленное на рис. 8, ГНОМОНОМ СЛУЖИТЬ НИКАК НЕ МОГЛО. Хотя бы потому, что для его постройки, надо было уже ЗАРАНЕЕ ВЫЧИСЛИТЬ точное положение географического меридиана. Вдоль которого вытянута гигантская каменная «линейка» китайского гномона и перпендикулярно которому поставлена его каменная башня с прорезью, рис. 8. Но это означает, что еще ДО изготовления «китайского гномона» китайцам надо было УЖЕ ЗНАТЬ ту самую величину, для измерения которой он предназначался! Что, очевидно, бессмысленно с точки зрения астрономии, но совсем не глупо с точки зрения рекламы. Поскольку ничуть не мешает восторженным туристам фотографироваться возле столь впечатляющего памятника древнекитайской астрономической мысли.

Пегая орда. История "древнего Китая" - _0008.jpg

www.booklot.ru


Смотрите также