Арт древний рим. Сообщество Империал: Древний Рим. Эпоха Императоров - Сообщество Империал
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome. Арт древний рим


Искусство Римской империи 3 - 4 вв.

В скульптурном рельефе 3 в. резче, чем в портрете, выявляются черты упадка. Рельефы саркофагов заполнены крупными изображениями с четкими контурами, складки одежд подчеркнуты глубокими врезами, производящими, однако, не живописное, а скорее графическое впечатление. Сложные многофигурные композиции занимают почти всю плоскость саркофага и, несмотря на довольно высокий рельеф, не производят впечатления объемности. Композиция теряет четкость, допускаются разномасштабные фигуры. Наиболее часты изображения охоты на львов, мифологические сюжеты, например миф об Ипполите и Федре, сцены войны; нередко на саркофаге дается портрет умершего в медальоне или в раковине, фланкированный фигурами гениев с потухшими факелами (символ угасшей жизни), как, например, саркофаг в палаццо Роспильози. Несмотря на упрощение форм, многие изображения отличаются сильной экспрессией, большим эмоциональным напряжением; такова исполненная трагической патетики сцена битвы на саркофаге Людовизи.

Саркофаг с изображением проповедующего философа из Латеранского музея (Рим) является следующим этапом развития рельефа; композиция приобретает строго симметричный характер: в центре восседает философ в тоге, с развернутым свитком в руках, по сторонам — две женщины в широких одеждах и трое мужчин. Лица индивидуальны и, видимо, портретны, им уделено внимание, но связь между изображенными слабеет; появляется застылость в самих фигурах и в трактовке складок одежды.

Последний этап большого строительства в Риме относится к началу периода домината. Напряженное политическое положение, требования обороны привели к возникновению сооружений крепостного типа. Императором Аврелианом (270 - 275) были воздвигнуты из кирпича и бетона городские оборонительные стены Рима (длина 19 км, высота 10 - 5 м, толщина 1,2 м) с контрфорсами и башнями. К фортификационным сооружениям 3 в. относятся городские ворота в Трире (Порта Нигра). Два сводчатых пролета ворот фланкированы двумя большими, закругленными с фасада башнями в четыре яруса, соединенными двухъярусной галереей, возвышающейся над пролетами. Ворота сложены из крупных блоков плотного серого известняка, положенных насухо. Массивные полуколонны и сильно выступающие карнизы подчеркивают прочность ворот.

Само жилище императора мало-помалу приобретает характер укрепленного замка. Знаменитый дворец Диоклетиана в Сплите в Далмации (305 г.) на берегу Адриатического моря воспринимается как дворец-крепость. Это огромный дворцовый комплекс (215x118 м), в основу которого положен принцип планировки римского военного лагеря. Внешние стены дворца являлись одновременно крепостными стенами с башнями и воротами. Во внутренней части комплекса были распланированы оформленные портиками улицы и располагались различные сооружения — корпуса для гвардии, провиантский склад, четырехколонный храм, мавзолей Диоклетиана, круглый внутри и восьмигранный снаружи. Новым архитектурным мотивом явилось применение во дворце Диоклетиана аркады на колоннах, а не на столбах, как это было раньше. Этот тип аркады был широко использован в архитектуре последующих эпох.

Диоклетианом были выстроены самые большие в Риме термы, вмещавшие 3000 человек.

Последним монументальным произведением римской архитектуры является базилика Максенция (306 - 312 гг.). Базилика делилась на 3 нефа: широкий средний (35 м) и 2 более узких; в длину базилика имела 101м. Средний неф был перекрыт тремя крестовыми сводами, которые поддерживались контрфорсами и опирались на 8 могучих столбов. Средний неф значительно выше боковых; это дало возможность осветить его, поместив окна на продольных стенах, над крышей боковых нефов. При преемнике Максенция, Константине, базилика была переделана: главный вход поместили на продольной стене, а на противоположной была выведена апсида.

Базилика Максенция является прототипом позднейших христианских базилик, в ней уже имеются те решения сводчатых каркасных зданий, которые развиваются в Западной Европе в Средние века.

В начале 4 в., в 315 г., была сооружена арка Константина. Это трехпролетная арка, украшенная по обеим сторонам 4 коринфскими колоннами, несущими раскрепованный антаблемент; над колоннами поставлены статуи пленников. Арка завершается аттиком с надписью и рельефами. Все сооружение почти сплошь покрыто рельефами. Значительная часть их перенесена с более ранних памятников (фигуры пленников и ряд рельефов, вероятно, сняты с арки Траяна). Рельефы 4 в. свидетельствуют о крайнем огрублении техники и композиционного мастерства: в них применено условное разделение на зоны, заполнение всего пространства фигурами, что превращает рельефы в подобие ковра и разрушает тектонику постройки. В новейшей литературе высказано предположение, что арка Константина является переделкой более ранней арки, чем объясняются ее строгие пропорции.

***

Четвертый век — время все усиливавшегося разложения Римской империи. Рабовладельческий способ производства уже изживал себя. Торговля находилась в упадке, и вместе с ней падало экономическое значение городов. Ведущая роль в экономике перешла к крупным земельным поместьям. Колоны прикреплялись к земле и постепенно превращались в крепостных. Зарождались элементы феодального способа производства.

Особое значение в этот период имело для общественной жизни Рима, а также для искусства христианство.

Христианство, возникшее в 1 в. н.э. в результате того кризиса, который переживало античное рабовладельческое общество, первоначально было религией угнетенных — «рабов и вольноотпущенных, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XVI, ч. II, стр. 409.). При своем возникновении христианство впитало отдельные элементы религиозных культов стран Востока — иудаизма, культа Митры, а также идеи различных школ поздней античной философии, главным образом неоплатонизма и стоицизма.

В основе христианства лежит учение о мифическом сыне божьем Иисусе Христе, сошедшем на землю, чтобы принять мученическую смерть во имя искупления «первородного греха». Христианство возвещало также вторичное пришествие Христа и наступление тысячелетнего царства праведников. Обещая бессмертие души, вечное блаженство в загробном мире, равенство людей перед богом, христианство в то же время призывало к смирению, безропотному повиновению. Социальной основой христианства был протест против угнетения, но протест пассивный, ибо выхода из угнетенного состояния искали не в реальном, а в потустороннем мире.

Христианство отрицало все другие религии, отвергало их обряды. Уравнительский характер раннего христианства, его обращение ко всем народам привели к нему приверженцев в различных областях Римской империи. Первоначально христианство подвергалось жестоким гонениям. Постепенно же, с победой в христианских общинах умеренных течений, проповедовавших покорность действительности, примирение с ней, к новому учению начинают примыкать также представители господствующих классов. Вместо разрозненных христианских общин возникают крупные церковные организации во главе с епископами, устанавливается понятие единой христианской церкви, складывается церковная иерархия, высшие круги которой начинают сближаться с правящей верхушкой рабовладельческого государства и поддерживают политику императора. После издания императором Константином эдикта о свободе исповедования христианства (313 г.) христианская церковь из гонимой превратилась в господствующую и освятила своим авторитетом императорскую власть. Христианская религия была признана единственной и обязательной для всего населения Римской империи. Церковь, защищавшая интересы господствующих классов, приобрела огромное политическое могущество.

Социальные изменения нашли свое отражение в культуре и искусстве. Особенно показательны памятники портретного искусства этого периода. Идея неограниченной власти монарха воплощалась в колоссальных статуях и бюстах императоров, подавляющих зрителя своими размерами, преувеличенной монументальностью условно трактованных форм (статуи и бюсты императоров Константина, Валентиниана и др.). Условность и схематизация достигают своего предела в портрете Максимина Дазы, где лицо человека уподобляется орнаментально трактованной маске. Выбор материала (красного порфира) еще более усиливает абстрактность образа. Одухотворенность этих образов — чисто отвлеченная, она проявляется только в огромных широко раскрытых глазах — мотиве, который получит широкое распространение в образах средневекового искусства.

Римское искусство 4 - 5 вв. развивается уже в условиях господства христианской религии.

Первые памятники христианского искусства относятся ко 2 - 3 вв. В этот период христианство было гонимой религией и наиболее характерными памятниками его являются катакомбы — тайные подземные кладбища христиан. В катакомбах на стенах и плафонах отдельных помещений сохранились сюжетные и декоративные живописные изображения.

Самые ранние росписи носят довольно элементарный характер. Христианское искусство, еще не выработавшее в эту пору своего художественного языка, вынуждено новое содержание выражать в старых формах. Об этом свидетельствуют свободно набросанные кистью изображения рыбы, являющейся символом Христа, виноградной лозы с гроздьями — символа христианства; символом Христа является также так называемый «Добрый пастырь» — юноша-пастух с ягненком на плечах. Эти изображения, близкие по стилю и живописным приемам к памятникам римской «языческой» живописи, отличаются от последних только символической идеей, понятной лишь посвященному. Нередко привычный античный мотив получает новое символическое истолкование. Так, например, Эрот превращается в ангела, Психея, собирающая цветы, становится олицетворением души (фреска в катакомбе Домициллы), Орфей — олицетворением Христа (в катакомбе Каликста).

Постепенно образы усложняются, появляются сюжетные повествовательные изображения, связанные с заупокойным культом; они призваны выражать идею спасения души. В соответствии с этим изображается сюжет, например чудесное спасение пророка Ионы, проглоченного морским чудовищем (катакомба Каликста). По живописной манере эта роспись также близка к памятникам поздней античной живописи. 

В дальнейшем в живописи наблюдается нарастание черт схематизма и условности, а также преувеличенной одухотворенности образов. Если в первом из дошедших до нас изображений богоматери с младенцем (росписи катакомбы Присциллы) фигуры еще сохраняют некоторую объемность, а их движения — известную естественность, то в изображении оранты — молящейся женщины с поднятыми руками (катакомба Присциллы) — фигура совершенно бесплотна, жест имеет условно ритуальный характер, особенно же характерно повышенное духовное напряжение образа, передаваемое взглядом огромных обращенных к небу глаз молящейся. Относящиеся к этому же времени изображения эпизодов из Ветхого и Нового завета — Ной в ковчеге, Моисей, источающий воду из скалы, три отрока в пещи огненной, Даниил во рву львином — очень условны и схематичны. Здесь нет рисунка и моделировки, все расплывчато, сама живописная манера очень темпераментная — росписи выполнены смелыми, крупными мазками. Цветовая гамма теплая, построенная чаще всего на красно-коричневых тонах.

Памятники раннехристианской скульптуры используют достижения античной пластики. Черты римской скульптуры 2 в. ясно выражены в статуе «Доброго пастыря» из Лютеранского музея в Риме. Мотив юноши-пастуха с ягненком на плечах встречался и в «языческой» античной скульптуре, здесь в этот мотив вложена христианская символическая идея. Хотя статуя отличается четким композиционным построением, правильными пропорциями, в несколько жесткой и графичной скульптурной моделировке уже заметны черты начинающейся условности. Такой же характер имеет и статуя Христа.

Строительство христианских храмов могло начаться только с первой половины 4 в. н.э., после эдикта Константина о свободном вероисповедании христианства. Тот факт, что уже в правление Константина были выработаны в своих основных чертах типы христианских культовых построек, объясняется тем, что зодчие этого времени в значительной мере использовали многие из принципов римской дохристианской архитектуры.

Основной тип раннехристианского культового здания — продольно вытянутый храм, так называемая базилика, восходит к эллинистическим и римским базиликам, зданиям светского характера. В соответствии с новым культовым назначением постройки тип базилики получает у зодчих 4 - 5 вв. совершенно иное образное истолкование.

Древнегреческий храм — периптер (как и римский псевдопериптер) считался прежде всего жилищем божества, статуя которого помещалась в целле. Торжественные многолюдные церемонии совершались обычно не внутри храма, а перед ним. В соответствии с этим главную роль в архитектурном образе храма играл его внешний облик, получивший особенно торжественное решение. Форма периптерального храма, окруженного со всех сторон колоннами, открывала наилучшие возможности для его целостного восприятия снаружи. Напротив, христианский храм — это прежде всего место собрания христианской общины, которая олицетворяла собой церковь; в образной скульптуре постройки поэтому основное значение приобретает интерьер. В связи с этом раннехристианские зодчие продолжают столь характерные для римской архитектуры искания в области создания развитого, художественно выразительного внутреннего пространства здания.

Раннехристианская базилика состояла из нескольких пространственных частей, расположенных по единой пространственной оси. Храм открывался окруженным колоннадой прямоугольным двором (атрием), в центре которого помещался фонтан для омовения. За атрием следовал вытянутый в ширину притвор (нартекс) — закрытое помещение, своеобразное преддверие храма, предназначенное для готовых к посвящению и для кающихся. Из нартекса входы вели в главное помещение храма — вытянутый по основной оси огромный зал, разделенный в продольном направлении рядами колонн на несколько удлиненных частей — нефов. Средней неф был шире и выше боковых, верхняя часть его стен, возвышавшихся над перекрытиями боковых нефов, прорезалась окнами. Свет, поступавший через них, освещал главным образом средний неф, оставляя боковые в полумраке. В противоположной входу стороне, в полукруглой нише стены (апсиде), перекрытой полукуполом (конхой) были расположены места для священнослужителей и епископское место. Перед апсидой помещался, алтарь — стол для священной жертвы, над которым на четырех колоннах помещался балдахин (киворий). Для расширения алтарного помещения между апсидой и продольными нефами нередко размещался поперечный неф (трансепт). От продольных нефов он отделялся так называемой триумфальной аркой. Христианские храмы всегда ориентировались алтарной частью на восток; лучи восходящего солнца, проникавшие сквозь окна апсиды в алтарное пространство, создавали особый эффект во время утренних богослужений. Базилика перекрывалась плоским кассетированным потолком; нередко также потолок отсутствовал и стропила перекрытий оставались открытыми.

Восприятие зрителем раннехристианского храма основано на резком контрасте его внешнего и внутреннего вида. Снаружи зритель видел только архитектурно необработанные глухие кирпичные стены и двускатную кровлю над приподнятым средним нефом. Тем сильнее оказывался эффект, когда, миновав нартекс, посетитель попадал в богато украшенный цветными мраморами и мозаикой, разделенный убегающими вперед колоннами зал, вся композиция которого была рассчитана на движение зрителя вглубь, к алтарной частя. Этой же цели служил не только характер освещения, в частности свет, проникающий через окна апсиды и привлекавший внимание к алтарю, не только видимый издалека киворий над алтарем, отмечавший как бы фокус этой динамической композиции, но и порядок размещения мозаик. Главные мозаичные композиции, украшавшие конху апсиды и триумфальную арку, сразу притягивали к себе взор вошедшего в храм; фигуры ангелов и святых на стенах среднего нефа своей мерной повторностью, так же как и ритмический бег колонн, содействовали общему движению к алтарю. Так прежнее равновесие внутреннего пространства в храмах и базиликах языческого Рима сменяется в раннехристианских базиликах подчеркнутой динамикой пространственного решения, передающей ощущение сильного душевного порыва.

Интерьеры раннехристианских храмов отличает от памятников римского зодчества также особая легкость, почти бестелесность архитектурных форм. Этому способствуют пропорции колонн, хрупкость которых подчеркивается тем, что на них опирается чаще всего не горизонтальный антаблемент, а легкая арка. Аркада на колоннах, впервые появившаяся во дворце Диоклетиана в Сплите, находит здесь свое более последовательное применение. Прорезанные окнами и украшенные мозаиками стены среднего нефа также кажутся тонкими и невесомыми. Блеск иолированного цветного мрамора — драгоценных колонн (обычно изымавшихся из языческих храмов), облицовки степ, выложенного плитами пола в сочетании с фосфоресцирующим мерцанием мозаик — все это создавало впечатление пышности и богатства и вместе с тем способствовало дематериализации архитектурной массы. Пластическая ощутимость архитектурных форм греческой и римской архитектуры уступила здесь место своеобразному чувству одухотворенности. Преобладающие в архитектурном образе раннехристианского храма черты репрезентативности и динамического порыва призваны выражать могущество новой государственной религии и ее мистический смысл.

К наиболее известным римским раннехристианским храмам принадлежит трехнефная базилика Санта Мария Маджоре (святой Марии Великой) и огромные пятинефные базилики Сан Пьетро (не сохранилась) и Сан Паоло фуори ле мура (святого Павла за городскими стенами). Перестроенные в позднейшие века, эти храмы все же сохранили во многом свой первоначальный облик.

Значение выработанного в позднем римском зодчестве базиликального храма для последующей истории архитектуры было чрезвычайно велико. Распространившаяся но всей Римской империи римская базилика стала исходным пунктом для формирования основного типа христианского храма уже на новом историческом этапе — в эпоху средневековья — на Ближнем Востоке, в Византии, в странах Центральной и Западной Европы.

Другой созданный в раннехристианском зодчестве тип центрических культовых построек, воздвигавшихся обычно над могилами мучеников или членов императорской семьи и потому имевший характер мавзолеев, в большей мере связан с античной традицией, с выработанными в римской архитектуре принципами круглого храма. Уже сам центрический тип постройки означает ее более гармонический характер в сравнении с динамическим решением базиликальных церквей. В мавзолее Констанцы, дочери императора Константина (ныне — церковь Санта Констанца), круглая аркада, опирающаяся на сдвоенные колонны, несет купол, покоящийся на сравнительно высоком барабане. Вокруг аркады идет галерея (обход), свод которой нейтрализует боковой распор купола. Но и в этой постройке заметен контраст между нарочито невыразительной внешней архитектурой здания и изощренным композиционным решением интерьера. Что касается интерьера, то и здесь контраст сильно освещенного через окна барабана подкупольного пространства с остающимся в тени обходом, противопоставление толстых, прорезанных глубокими нишами стен обхода и хрупкой, круглой двойной колоннады, благодаря которой взлет купола кажется особенно легким, снова рождают — хотя и в смягченном виде — тот эффект дематериализации архитектурных форм, ощущение порыва, которые так характерна для базиликальных построек. Техника мозаики в наибольшей мере соответствовала задачам, стоявшим перед украшавшими раннехристианские храмы художниками. Своеобразная лучистость мозаики, светозарный характер ее красок способствовали дематериализации фигур, ослаблению их реальной ощутимости, усиливали одухотворенность образов. С другой стороны, мозаика создавала Эффект ослепительного богатства, придававшего мозаичным изображениям подчеркнуто репрезентативный характер.

Самой ранней из дошедших до нас храмовых мозаик является относящаяся к середине 4 в. мозаика обходной галереи мавзолея Констанцы. Здесь на белом фоне раскинулись виноградные лозы, между которыми расположены сцены сбора винограда; в небольших круглых медальонах — амуры, овны, голуби; имеются также изображения цветов и плодов. Все эти изображения имеют иносказательный, отвечающий христианской символике смысл, но в изобразительном плане они во многом сохраняют близость к античной реалистической традиции.

Иной характер имеет апсидная мозаика в церкви Сайта Пуденциана (4 в.). Христос представлен здесь па троне в окружении апостолов на фоне сказочных строений небесного Иерусалима. В облаках изображены символы четырех евангелистов — крылатые полуфигуры ангела, льва, быка и орла; над головой Христа — огромный крест. В этой мозаике христианская догматика причудливо смешивается с античной традицией: Христос, представленный в качестве вседержителя, напоминает античные изображения Юпитера, образы ангелов индивидуализированы, фигуры их трактованы с большой пластической выразительностью. Колористическое решение мозаики Сайта Пуденциапа богатством и разнообразием сильных цветовых звучаний заставляет вспомнить мозаики эллинистической эпохи.

В мозаичных композициях позднейшего времени, например в церкви Сайта Мария Маджоре, выполненных в 5 в., все более нарастают черты схематизации и отвлеченности образов, все явственнее становятся принципы, характерные ужо для искусства следующего исторического этапа, — эпохи средневековья.

Новые идеи и формы, выработанные в искусстве позднего Рима, после распада Западной римской империи и захвата Рима «варварами», нашли свое продолжение в искусстве Византии.

totalarch.ru

Античный Рим в Риме современном

Post Views: 136

Рим был центром огромной империи на протяжении многих столетий. Сюда стекались богатства с многочисленных территорий, концентрировалась власть. Город развивался вместе с могуществом государства и стал не только точкой сосредоточения немыслимых ресурсов, но и самым большим городом в начале тысячелетия. Все это не могло не отразиться на размахе градостроения и специфике образа жизни. Многие политические, общественные, культурные паттерны легли в основу Западной цивилизации. И именно за этим стоит хотя бы раз приехать в Рим, чтобы увидеть первоисточник многих форм современного мира, почувствовать мощь древних камней и послушать истории, которые за ними скрываются.

Несмотря на тысячелетие после заката Римской империи и яростное растаскивание древних памятников на строительные нужды в период Средневековья и Папского управления, много интересного дошло до наших дней. Имея богатое воображение и немного вспомнив историю и мифологию Древнего Рима, можно на несколько дней с головой погрузиться в увлекательное путешествие во времени.

Где в современном городе можно увидеть Античный Рим?

Для себя я выделила 5 категорий территорий в Риме, которые так или иначе относятся к античному периоду.

1 категория. Наибольшая концентрация памятников архитектуры располагается в окрестностях 2-х холмов: Палантин и Капитолий. Там кипели основные страсти, строились знаковые сооружения. Колизей, Римские и Императорские форумы, Цирк Массимус, Палантинские дворцы, Храмы Форумов, Триумфальные Арки, рынок Траяна  — все в шаговой доступности друг от друга. Поэтому все в первую очередь идут туда.

2 категория. Отдельно стоящие руины в исторической части города. Термы Каракаллы, Торре Арджентина Театр Марселла, Алтарь мира, различные арки и обелиски. Они разбросаны по городу и посмотреть их совершенно спокойно можно во время прогулок к другим достопримечательностям.

3 категория. В исторической части также можно увидеть массу архитектурных памятников, которые были заложены еще в античные времена, но потом счастливо интегрированы в религиозную и общественную ткань города, о чем можно догадаться с помощью путеводителя или гида. Пантеон, Замок Св.Ангела, Термы Диоклетина, Собор и площадь Св.Петра, остров Тиберина и пр.

4 категория. Отельного упоминания заслуживают некогда загородные руины Античного Рима, на которых древностей много, но из-за относительной удаленности от основных туристических троп туда доходят явно не все. Это прежде всего Аппиева дорога и Вилла Адриана.

5 категория. Музеи.  Весь Рим — это один сплошной музей под открытым небом. Но это верно лишь для его архитектурной составляющей  — дома, улицы, кварталы. В закрытых музеях можно увидеть римские статуи и предметы внутреннего убранства домов/ дворцов/храмов. Основные коллекции античных статуй, мозаик и пр. можно посмотреть в Музеях Ватикана, Капитолийских музеях, Национальной галерее Античного Искусства, Музее Императорских Форумов на Трояновских рынках, Палаццо Массимо, Палаццо Альтемпс.

А теперь — погуляем!

Римский Форум

Римский Форум — центр торговой, политической, судебной и религиозной жизни древнего Рима. Изначально заболоченная долина между несколькими холмами,  стала со временем сердцем  городской жизни. Многочисленные храмы, места для проведения собраний, рынки и торговые лавки притягивали сюда множество жителей города. Места эти видели многое и, наверное, каждый камень может быть свидетелем какого-либо исторического события. Форум в наши дни вызывает противоречивые чувства. Для одних это бессмысленная груда камней, для других — точка соприкосновения с историей и источник эстетического удовольствия. Чем станет Римский Форум для вас, предугадать сложно. Пока не вступите на отшлифованные веками теплые камни Священной дороги, не узнаете.

DSC00099_1 Римский форум с руинами храма Сатурна, колонной Фоки. По этой же дороге  можно подняться на Капитолий

DSC00304_2Священная Дорога. Идет от Колизея к Капитолию через Римский форум . По ней проходили  триумфальные шествия, въезжали почётные гости Рима, а императору в колеснице слуга напоминал, что тот всего лишь человек.

DSC00260_2Арка Септимия Севера

DSC00261_1Колонна Фоки и руины Храма Сатурна и Храма Веспасиана

DSC00917_1Базилика Максенция. Последняя и самая большая из римских базилик античности

DSC00257_2Арки дворца Тиберия

Может сложиться впечатление, что камни здесь разбросаны случайным образом и привезены невесть откуда на потеху туристам, но это скорее всего не так. Иначе как объяснить наличие на многих из них инвентаризационного номера?

DSC06361_1

Вход на Римский Форум платный. Пройтись по нему вы сможете только днем. Но посмотреть на него вы можете круглосуточно, если вы подниметесь на Капитолий.  Вечером форум окрашивается в закатные цвета. Незабываемое зрелище.

DSC_0131_1

Капитолий

В стародавние времена Капитолий был одним из важнейших мест в городе, знаковым местом в политической и религиозной жизни Античного Рима со стоящим на его вершине храмом Юпитера, покровителем Рима. От былых времен здесь мало что осталось  — холм активно застраивался и перестраивался начиная с эпохи Возрождения. Тем не менее на капитолии можно посмотреть Табулариум, Тарпейскую скалу, отыскать столб с капитолийской волчицей и зайти в капитолийские музеи. На холм однозначно стоит подняться хотя бы ради открывающихся видов на город, форумы, Палантин и Колизей.

DSC00118_2Вид на Капитолий со стороны улицы Teatro di Marcello

DSC00310_2Тарпейская скала на Капитолии,  с которой сбрасывали предателей родины

DSC06421_1Капитолийская волчица. Оригинал находится в Капитолийских музеях.

DSC00289_1Спуск с Капитолия, позволяющий оценить его крутизну. Если вы не любители карабкаться по сложным лестницам, то на холм лучше зайти со стороны Римского форума или улицы Империале

 

Палантин

В отличие от своего  религиозно-политического соседа Капитолия, холм Палантин был местом жизни царей и императоров Рима, а также некоторых знатных семей города. Сейчас холм ничем не застроен и можно представить себе его былое величие только включив фантазию . Но вот чего точно не отнять у этого места, так это прекрасный вид на Рим.

DSC06316_2Вид на Колизей с Палантина

DSC06311_1Вид на Рим

DSC_0098Еще один захватывающий вид на Рим

Помимо прекрасных видов на холме можно обнаружить массу древних руин от некогда прекрасных дворцов, старую мощеную улицу, милые тропинки среди несколько строений средних веков и сад с кипарисами и апельсиновыми деревьями. Гулять по холму приятно, особенно если у вас развито воображение и в руках хороший путеводитель.

DSC_0087_1Палантинский  стадион

DSC06308_1Руины Дворца Септимия Севера

DSC06323_1Домус Ромула. Остатки древней хижины, где, по легенде, пастух и его жена растили найденных в лесу близнецов Ромула и Рема.  

DSC00915_2Сады Фарнезе, разбитые на руинах Дворца Тиберия. Здесь растут прекрасные апельсиновые деревья и открывается волшебный вид на Рим

DSC00920_2Вид на Римский форум со смотровой площадки садов Фарнезе 

Форум и рынок Траяна

Напротив Римского Форума через дорогу Fori Imperiali можно увидеть руины Императорских Форумов. Дорога была проложена при Муссолини поверх раскопок древних форумов, отчего они потеряли свою целостность даже в качестве руин и гулять по ним не так интересно, как по Римскому форуму. В более-менее визуально понятном состоянии остался форум и рынки Траяна. Здесь же работает музей Императорских форумов. Будет время — загляните. 

DSC00081_1

Большой Цирк

Стадион на этом месте появился еще в период царства этрусков. Именно здесь произошло легендарное похищение сабинянок. Глядя на это пустынное вытянутое вдоль Палантина пространство, сложно представить, что под толщей земли и песка скрыто самое масштабное сооружение для представлений. Вместимость его во времена расцвета доходила до 250 000 зрителей. Археологические раскопки потихоньку идут и можно даже примерно представить себе толщину культурного слоя, из-под которого в данный момент стала появляться одна из башен цирка.

DSC_0438_2

DSC_0437_2

Термы Каракаллы

Еще одно поражающее масштабами заведение Античного Рима. По идее — это общественные бани, а по-сути — масштабный фитнес-центр для жителей города. Вместимость его была от 6000 до 8000 человек в день. В термах Каракаллы стояли когда-то известные Фарнезский бык, статуи Флоры и Геракла, торс Аполлона Бельведерского. Помимо бань и огромного бассейна в нем располагались помещения для ухода за телом, спортивные залы, сауны. В саду, окружающем главный корпус, были 2 библиотеки и залы для собраний и обсуждений. Когда термы открылись, на дворе шел 216 год.

DSC_0434

Даже в наши дни масштабам древних руин можно только поражаться.

DSC_0417_2

DSC_0401_2

Колизей

Один из символов Рима и наиболее сохранившийся архитектурный памятник былых времен обязателен для посещения. Так думает большинство туристов, поэтому очереди в кассы могут испугать даже самых искушенных путешественников. Длинной очереди можно избежать, если покупать билет возле Палантина и Римского форума, где очередей почти нет.

DSC_0382_2Вид на Колизей и Палантин

DSC_0114_1Арена Колизея

DSC06392_2Арена Колизея

DSC06388_1Вид на Колизей с верхних ярусов

Мало кто знает, но к востоку от Колизея располагалась одна из 4-х школ гладиаторов в Античном Риме — Лудус Магнус, где их обучали искусству боя. В школе имелась собственная арена в форме эллипса  и небольшой мраморный амфитеатр. Руины Лудус Магнуса можно спокойно рассмотреть с восточной стороны Колизея.

Торре Арджентина

Еще одно историческое место в Риме, в которое вы буквально вываливаетесь с узких улочек старой застройки. Выросшие перед вашим взглядом развалины некогда были частью театра Помпея, построенным в 55 году до н.э. Именно здесь был убит в 44 году до н.э. Гай Юлий Цезарь. Лишний раз убеждаюсь, что во время прогулок по городу можно в естественных декорациях выучить историю Древнего Рима.

DSC00121_2Площадь Торре Арджентина

Базилика Св.Петра в Ватикане

На том месте, где сейчас находится главный собор всего католического мира, в эпоху древнего мира располагался Цирк Нерона (называвшийся также цирком Калигулы и Ватиканским Цирком). Известен он в истории как место мучения христиан, где при императоре Нероне был казнен Св.Петр.  В 313 году император Константин повелевал поставить здесь базилику, которая в эпоху Возрождения была перестроена в собор Св.Петра. От древних времен под базиликой остались Ватиканские гроты, куда любителям истории будет интересно заглянуть.

DSC00133_1Фасад базилики Св.Петра

DSC_0196_1Площадь Св.Петра занимает часть Цирка Нерона. Посредине площади стоит обелиск, привезенный сюда из Александрии в 37 году

Замок Св. Англела

Замок изначально возник в 130 году как мавзолей императора Адриана и семейной усыпальницы династии Антониев. В последующие века активно перестраивался, превращаясь в укрепленную крепость и темницу.

DSC_0166_2Замок Св.Ангела и мост Св.Ангела

Аппиева дорога

Самая известная Консульская дорога, вдоль которой помимо прекрасных полей и лугов, можно увидеть античные гробницы, христианские храмы и входы в катакомбы. Погулять и подумать о вечном здесь есть где.

DSC06254_2Гробница Цецилии Метеллы (50 год до н.э.)

DSC_0041_1Под этим полем расположены Катакомбы Св.Каллиста

И напоследок предлагаю вам посмотреть фильм про знаковые места Античного Рима. Одно дело рассматривать руины и достраивать в воображении былую картину, и совсем другое — смотреть на их восстановленные модели.  Это, конечно, не заменит реального опыта посещения этих мест, пусть даже и разрушенных временем и людьми, но однозначно обогатит и расширит кругозор.

В следующей записи сделаю небольшой обзор книг и путеводителей, которые помогут вам самостоятельно познакомиться с Римом.

travelandart.ru

Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome :: NoNaMe

Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome

Искусство Древнего Рима I-VI в.в.

----------------------<cut>----------------------

Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome

160 jpg | 1137 ~ 5465 pix | 111,27 Мб

Искусство Древнего Рима | Art of Ancient Rome Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст или скачать файлы

txapela.ru

Древний Рим | АРТ-РЕЛИЗ.РФ

фото Сергей Погорелый (9)

Военно-исторический фестиваль «Времена и эпохи», прошедший 6-7 июня в музее-заповеднике «Коломенское»: Древний Рим.Есть в Москве место где время как бы остановило свой бег, — это территория музея-заповедника «Коломенское».Расположенное на правом берегу Москвы-реки, в старину Коломенское было вотчиной князей, а потом — летней резиденцией царей московских. Это наложило особый отпечаток на историю села и на его внешний облик. Вероятно, это и стало одной из причин того, что с 2011 года, на территории огромного пространства Коломенского начали проводить военно-исторический фестиваль «Времена и эпохи».Первыми были древнерусские воины, за ними стрельцы, следующими средневековые рыцари. В год столетнего начала первой мировой войны, соответственно, была представлена ожившая история начала ХХ века.В минувшие выходные на реконструкторском празднике в Коломенском на два дня появились Древний Рим и эпоха Античности, охватывающая период с V века до нашей эры по V век нашей эры.Если на первый фестиваль я попал случайно, то на следующие стал приезжать для фотографирования артефактов и типажей для возможных новых проектов. Предлагаемый вниманию репортаж может служить прекрасным иллюстративным материалом о моём вчерашнем посте об интеллигентах (кто они такие). На большинстве фотографий присутствуют настоящие итальянцы из столицы этой южной страны. Это будет вероятно заметно по более качественной экипировке и даже по цвету ярко-красных шатров на первой фотографии, запечатлевшей небольшой фрагмент временного лагеря. Именно такими я всегда и представлял легионеров: высокими, красивыми, статными, с чеканными профилями, с обожженными солнцем и обветренными лицами. Кстати «фотоохота» не прошла даром автору этих строк: впервые на этом фестивале, я получил солнечные ожоги рук и лобастого затылка.Последствия поездки в коломенский Рим я в полной мере ощутил только дома.Какими получились фотографии — судить не мне. Причина весьма банальна: с каждым годом народа приходит всё больше и больше. Ограждения вокруг лагерей реконструкторов и необходимая охрана, тоже не способствуют построению хороших кадров.Сергей Погорелый.Музей-заповедник «Коломенское».

фото Сергей Погорелый (11)

Сергей Погорелый (23)

Сергей Погорелый (22)

Сергей Погорелый (18)

Сергей Погорелый (17)

Сергей Погорелый (16)

Сергей Погорелый (13)

фото Сергей Погорелый (21) Коломенское

фото Сергей Погорелый (20) Коломенское

фото Сергей Погорелый (19) Коломенское

фото Сергей Погорелый (15) Коломенское

фото Сергей Погорелый (14) Коломенское

фото Сергей Погорелый (12) Коломенское

фото Сергей Погорелый Коломенское

фото Сергей Погорелый (8)

фото Сергей Погорелый (7)

Сергей Погорелый (10)

Сергей Погорелый (6)

Сергей Погорелый (5)

Сергей Погорелый (4)

Сергей Погорелый (3)

Сергей Погорелый (2)

xn----7sbqier6abq.xn--p1ai

История и культура — Рим Древний

Просмотров: 37807

Рим Древний, древний город в Италии

Рим Древний (лат. Roma), древний город в Италии, возникший (по античному преданию) в 754/753 до н. э. и к середине III в. до н. э. подчинивший себе Апеннинский полуостров; в дальнейшем - крупнейшая рабовладельческая держава в Средиземноморье, включавшая также территорию Западной и Юго-Восточной Европы, Малую Азию, Западное Причерноморье, побережье Северной Африки, Сирию, Палестину и другие. районы. Культура Рима (философия, мифология, естественные, исторические и юридические науки, медицина, литература, театр, архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство), представляющая собой завершающий этап развития античной культуры, сыграла важную роль в сложении европейской цивилизации. В своём развитии она опиралась на богатейшее художественное наследие Греции Древней, а также на местные древнеримские и этрусские (см. Этруски) традиции.

Если для древних греков главное значение имели нравственно-воспитательные задачи искусства, то для римлян на первый план выступали его утилитарные функции. Для римлянина в гораздо большей степени, чем для грека, искусство являлось одним из средств разумной организации жизни. Ведущую роль в Риме играла архитектура со свойственными ей инженерно-конструктивными поисками, основанными на ясных практических и рациональных строительных началах. Важное место занимали скульптурный портрет (бюст, статуя), полный пристального внимания к конкретной человеческой личности, и рельеф, посвященный, реальным историческим событиям, имеющим значение для римского государства. Античная мифология, составлявшая почву древнегреческого искусства, не сыграла такой же плодотворной роли в искусстве Рима. И хотя художественные формы и образы, созданные греками, широко использовались в искусстве Рима, в римской интерпретации они нередко утрачивали свою художественно-поэтическую сущность. Реальный элемент преобладал в древнеримском искусстве над вымыслом, а жизненно-повествовательное начало - над отвлечённо философским. Кроме того, в Риме существовало чёткое разграничение между официальным искусством, служившим общественным задачам, и искусством, рассчитанным на интересы частного потребителя. Официальное искусство играло важную роль в римской политической жизни, будучи активной формой утверждения государственной идеологии. В архитектуре Рима идеологические функции сочетались с задачами организации общественного быта; в строительной практике была разработана гибкая система конструктивных, планировочных и композиционных приёмов, применявшихся для различных по назначению типов построек. Распространяя своё художественное влияние в провинциях империи и зависимых странах, римляне в то же время легко усваивали и претворяли опыт других народов (стран эллинизированного Востока, "варварских" племён и др.). Нередко древнеримское искусство давало новые импульсы местному творчеству, порождая синкретические художественные явления.

В древний период искусство на территории Рима развивалось в рамках средне-италийских археологических культур эпохи железа (культура Вилла-новы, 900-500 до н. э.: колодцеобразные могилы, керамические сосуды в виде усеченных конусов с геометрическим узором). В пору формирования собственно древнеримской художественной культуры (VIII-IV вв. до н. э.) римское зодчество заимствовало у этрусков зачатки регулярной осевой планировки ансамблей, высокую строительную технику (квадровую каменную кладку, ложные своды, терракотовую облицовку сырцового кирпича и др.) и исходные типы оборонных, гидротехнических, культовых и жилых сооружений. Свойственные этрускам особенности храмовых построек (трехчастная целла, подий, акцентировка главного фасада с помощью портика и лестницы) впоследствии стали характерными чертами римской культовой архитектуры (храм Юпитера Капитолийского в Риме, освящён в 509 до н. э.). С искусством этрусков тесно связаны и наиболее ранние произведения древнеримской живописи и декоративно-прикладного искусства. С началом греческой колонизации в VII-IV вв. до н. э. важную роль стали играть и древнегреческие традиции. Римляне восприняли у греков систему ордеров архитектурных, многие формы скульптуры и др. Вместе с тем на сложение специфически римских черт скульптурного портрета оказали влияние существовавшие у древних римлян изображения предков (в виде восковой маски, снятой с умершего и точно воспроизводившей черты и цвет лица).

В период так называемых Пунических войн с Карфагеном (264-146 до н. э.) и поздней республики (III в. - первые 3 четверти I в. до н. э.) специфически римские рациональность и строгость стиля порой сочетались с изысканностью, навеянной искусством Великой Греции (Южная Италия) и захваченных римлянами восточных греческих городов. Для широких градостроительных работ характерно применение прямоугольных, повторяющих план римских военных лагерей, композиционных схем, в основе которых лежат 2 пересекающиеся главные магистрали - "кардо" (с севера на юг) и "декуманус" (с востока на запад). По мере формирования композиции римского форума (в Помпеях, II в. до н. э., и Риме, II-I вв. до н. э.) складывались важнейшие особенности планировки древнеримских архитектурных комплексов: тяготение к симметричности, осевое построение, акцентировка фасада главного здания и устройство подъёма к нему от торжественного входа на участок. В жилой архитектуре был распространён характерный для древнеримской области Лаций (ныне Лацио) тип дома с атрием, центром которого во II в. до н. э. стал сад перистиля, свидетельствующий об усилении тяги к природе в связи с урбанизацией общества. С развитием городов и уплотнением застройки композиция жилища развивалась в глубину, сохраняя осевую симметрию. Тенденции к слиянию архитектурной композиции с природой нашли выражение в загородных виллах, живописно расположенных на склонах холмов. Великолепие аристократических жилищ с многочисленными помещениями, водоёмами, декоративной скульптурой и росписью ("террасные" дома в Геркулануме) контрастировало с рядовой застройкой городских кварталов многоэтажными домами-инсулами. Со II в. до н. э. применение бетона упростило кладку несущих конструкций и создало возможность для возведения обширных крытых помещений. На протяжении II - первой половины I вв. до н. э. складывались и совершенствовались важнейшие типы римских построек; базилики, термы, различные зрелищные сооружения (в том числе обширные амфитеатры, где, в отличие от древнегреческих театров, места для зрителей располагались на вспомогательных конструкциях с галереями и лестницами), акведуки, мосты, склады и др.

В изобразительном искусстве эпохи поздней республики широко распространились портретные статуи (в том числе созданный римлянами тип статуи "тогатус", изображавший оратора в тоге) и бюсты, отличавшиеся чётко выявленной пластической структурой, суровой простотой и отточенной правдивостью образов (голова бронзовой статуи мужчины - так называемый Брут, III в. до н. э.). Наряду с официальной портретной скульптурой, устанавливавшейся в городах, создавались и портреты по частным заказам, предназначавшиеся для домов и гробниц. В период поздней республики появились рельефы с изображением исторических событий, а иногда и сцен гражданской жизни, украшавшие общественные здания, городские ворота, храмы, алтари и др. Жизненная конкретность, а порой и подчёркнутая обыденность обстановки сочетались в них с мифологическими элементами (так называемый Алтарь Домиция Агенобарба, конец II - начало I вв. до н. э.). Развивалось также эллинизирующее направление, приобрело широкий размах копирование греческих статуй. Важное место занимала и монументально- декоративная живопись, доведённая римлянами до высокого совершенства. Если для росписей так называемого первого, или "инкрустационного", стиля (вторая половина II - начало I вв. до н. э.) характерна имитация кладки стены, то в так называемом втором, или "архитектурно- перспективном", стиле (80-30-е гг. до н. э.) в центре стены располагалась эдикула, служившая архитектурным обрамлением пейзажа, жанровой или мифологической сцены. Эволюцию стенных росписей отражают сохранившиеся дома в Помпеях и Геркулануме. Развивалось также искусство мозаики из цветного камня и глиптики (геммы из твёрдых пород полудрагоценных камней). Наивысшие достижения древнеримского зодчества относятся к эпохе расцвета Римской империи (20-е гг. I в. до н. э. - II в. н. э.). Постройки этого времени отличаются монументальной пластичностью архитектурных масс, доминирующей ролью арки и производных от неё форм (свода, купола), обширными, динамически соподчинёнными внутренними пространствами, облицовкой бетонных стен камнем и кирпичом с вкраплениями мрамора, широким применением декоративной живописи и скульптуры. Специфической особенностью зрелой древнеримской архитектуры становится так называемая ордерная аркада (система поярусных ордеров, наложенная на прорезанную арками стену), придававшая сооружениям величавую масштабность и ясно зримую рациональную ритмическую упорядоченность. Наиболее классическое воплощение эта система получила в крупнейшем древнеримском амфитеатре - так называемом Колизее в Риме. В эпоху империи архитектура становится средством прославления личности императора и пропаганды могущества римского государства, что заметно уже в постройках времени Августа в Риме (форум Августа, конец I в. до н. э. - начале I в. н. э.). Главными видами мемориальных сооружений становятся арка триумфальная и триумфальная колонна; надгробия превращаются в крупные, а подчас и грандиозные сооружения. К середине I в. усилилось тяготение к пышной репрезентативности архитектурной композиции (так называемый Золотой дом Нерона, 64-69, не сохранился, дворец Флавиев на Палатине, 92, - оба в Риме). При императоре Траяне строился наиболее развитый и сложный из форумов Рима (111-114, архитектор Аполлодор из Дамаска), при Адриане - исполненное строгой гармонии и величия здание Пантеона, наиболее грандиозное купольное сооружение древнего мира. Начиная с эпохи Адриана в зодчестве наметился перелом к изысканности и живописности, а порой и к усложнённости архитектурного образа, отчасти связанный с воздействием искусства эллинистического Востока (вилла Адриана близ Тиволи, 125-135).

В официальной скульптуре ранней империи нарастали идеализирующие тенденции, индивидуальные особенности портретируемых сглаживались. Вместе с тем в произведение вводились светотеневые контрасты, элементы движения, утончённой пластической разработки форм (например, виртуозная передача причёсок в женских портретах эпохи Флавиев, 60-90-е гг.). Если время Траяна в портретной скульптуре ознаменовалось возвратом к суровому героическому стилю эпохи республики, то в период правления Адриана, когда достигло апогея воздействие греческих традиций, и в эпоху Антонинов усилились поиски эмоциональной утончённости и психологической глубины образов. Но сохранялось и традиционное римское направление в искусстве портрета, лучшим образцам которого наряду с беспристрастной точностью воссоздания облика изображённого свойственна и яркая, проницательная характеристика главных качеств его натуры. Исторические рельефы императорского Рима, первоначально отмеченные размеренностью композиционного ритма и строгостью пластического языка (алтарь Мира в Риме, мрамор, XIII-IX до н. э.), позже, не утрачивая органической связи с архитектурой (триумфальной аркой или колонной), приобрели черты живописности и напряженной динамики, которые усилились в рельефах времени Флавиев (рельефы арки Тита в Риме, мрамор, 81) и особенно Траяна, когда сложился тип многофигурного батального рельефа с последовательно развёртывающимися эпизодами (полоса рельефов, обвивающая колонну Траяна в Риме, мрамор, около 111-114). В монументально-декоративной живописи до 63 преобладал так называемый третий стиль (лёгкие, графичные узоры и небольшие сюжетные картины, располагавшиеся на фоне обширных свободных пространств). Ему на смену пришёл так называемый четвёртый стиль, или "стиль фантастической архитектуры" (сложные, иллюзорно-пространственные архитектурные композиции). Многоплановость композици- онного построения, свободная пластическая лепка фигур, естественно располагающихся в окружающем пространстве или тонко связанных с плоскостью стены (росписи базилики в Геркулануме, вторая половина I в. н. э., так называемой Виллы Мистерий близ Помпеи, середина I в. до н. э.), сложность и пространственность архитектурных и пейзажных фонов, богатство и изысканность красочных сочетаний свойственны как стенным росписям, так и мозаикам Рима, палитра которых обогащалась смальтой многообразных оттенков; со II в. распространилась также чёрно-белая каменная мозаика. В декоративно-прикладном искусстве эпохи империи выделялись произведения торевтики, "краснолаковая" керамика с рельефным фигурным декором, стекло (в том числе расписные и двухслойные вазы с рельефными изображениями и орнаментами), произведения глиптики (где эффектно сочетались чередующиеся слои полудрагоценных камней), медальерное искусство, мебель из бронзы и дерева и др.

Для зодчества эпохи упадка империи (III-IV вв.) характерны необычно крупные, порой чрезмерные масштабы сооружений, пышные декоративные эффекты, подчёркнутая роскошь отделки, беспокойная пластика архитектурных форм. Большой изобретательности достигли древнеримские зодчие в оформлении сложного внутреннего пространства таких выдающихся, исполненных величия и парадного великолепия памятников архитектуры, как термы Каракаллы (206-217) и базилика Максенция (около 315) в Риме. Строительство развернулось главным образом в провинциях, где возводились форумы, театры, гигантские храмовые (в Баальбеке, Пальмире) и дворцовые (дворец Диоклетиана в Сплите) комплексы. В позднеримском скульптурном портрете пластические объёмы и внешние черты трактуются всё более условно и схематично, а в конце III-IV вв. застылость черт лица контрастирует с подчёркнутой духовностью, патетичностью взгляда широко открытых глаз. Элементы условности и стилизации в скульптуре порой свидетельствуют об усилении влияния искусства восточных провинций. Среди художественных изделий III-IV вв. выделяются портретная миниатюра на золотой фольге, помещённая между 2 слоями стекла, мраморные саркофаги с горельефными многофигурными сюжетными изображениями, в которых с III в. получила распространение христианская тематика. С христианским культом связаны и росписи катакомб, стиль которых эволюционировал ко всё большей плоскостности, условности и графичности. Зарождавшиеся в позднеримском искусстве художественные формы, исполненные напряженной духовной экспрессии, предвосхищали европейскую культуру эпохи раннего средневековья.

Лит.: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; ВИА, [2 изд.], т. 2, М., 1973; М. Кобылина, Искусство Древнего Рима, М.-Л., 1939; А. Чубова, Римская живопись. [Альбом, Л., 1966]; Г. Соколов, Искусство Древнего Рима, М., 1971; его же, Римский скульптурный портрет III в. и художественная культура того времени, М., 1983.

Родительская категория: История | Культура Категория: Страны | Города

www.art-drawing.ru

Древний Рим. Эпоха Императоров - Сообщество Империал

Дата: 31 Май 2018, 18:50

Дата: 30 Май 2018, 20:36

Дата: 22 Май 2018, 20:16

Дата: 21 Май 2018, 19:34

Дата: 20 Май 2018, 15:22

Дата: 17 Май 2018, 21:25

Дата: 03 Май 2018, 10:32

Дата: 24 Апрель 2018, 19:45

Дата: 26 Март 2018, 16:29

Дата: 20 Март 2018, 20:31

Дата: 15 Март 2018, 20:21

Дата: 08 Март 2018, 18:24

Дата: 08 Март 2018, 15:24

Дата: 21 Февраль 2018, 20:56

Дата: 20 Февраль 2018, 21:56

Дата: 20 Февраль 2018, 21:34

Дата: 23 Январь 2018, 20:00

Дата: 12 Январь 2018, 16:14

Дата: 11 Январь 2018, 20:38

Дата: 10 Январь 2018, 22:35

Дата: 20 Декабрь 2017, 01:58

Дата: 30 Ноябрь 2017, 20:16

Дата: 28 Ноябрь 2017, 21:49

Дата: 14 Ноябрь 2017, 19:08

Дата: 09 Ноябрь 2017, 10:05

Дата: 26 Октябрь 2017, 20:23

Дата: 12 Октябрь 2017, 15:04

Дата: 10 Октябрь 2017, 04:11

Дата: 04 Октябрь 2017, 16:14

Дата: 28 Сентябрь 2017, 15:04

Дата: 19 Сентябрь 2017, 15:50

Дата: 25 Август 2017, 03:15

Дата: 24 Август 2017, 10:32

Дата: 24 Август 2017, 10:27

Дата: 05 Июль 2017, 23:05

Дата: 24 Май 2017, 06:23

Дата: 19 Май 2017, 22:57

Дата: 08 Апрель 2017, 18:57

Дата: 08 Апрель 2017, 18:38

Дата: 05 Апрель 2017, 22:34

Дата: 31 Март 2017, 19:31

Дата: 26 Март 2017, 15:26

Дата: 23 Март 2017, 22:37

Дата: 20 Март 2017, 00:49

Дата: 05 Март 2017, 03:36

Дата: 03 Март 2017, 00:14

Дата: 01 Март 2017, 22:04

Дата: 01 Март 2017, 22:00

Дата: 28 Февраль 2017, 21:22

Дата: 28 Февраль 2017, 21:19

imtw.ru

Искусство Римской республики - Искусство древнего Рима - Искусство - Статьи

Внешнеполитическая история Римской республики со времени установления республиканского строя в конце 6 в. до н.э. до начала периода империи в конце 1 в. до н.э. разделяется на несколько этапов. Первоначально Рим, являвшийся небольшим городом-государством, вел борьбу со своими ближайшими соседями - племенами латинов, эквов, вольсков - и подчинил их своей власти. Следующим Этапом было покорение Римом всей Италии. К концу республиканского периода завершилось завоевание всех средиземноморских государств и превращение Рима в огромную мировую державу.

История римского общества республиканского периода характеризуется ожесточенной классовой борьбой. Эти столкновения были, с одной стороны, результатом основного противоречия раболадельческого общества - противоречия между рабами и рабовладельцами, с другой стороны - результатом борьбы плебеев с патрициями за свои политические права и за улучшение своего экономического положения. В конце республиканского периода - во 2 - 1 вв. до н.э. - общественные противоречия особенно усилились.

Приток огромных масс рабов вел к увеличению удельного веса рабского труда. Рабовладение вступило в новый фазис: оно приобрело характер организованной по новому эксплуатации рабов в крупных землевладельческих хозяйствах - латифундиях и на рудниках. Восстания рабов время от времени потрясают республику, угрожая порой и самому ее существованию (сицилийские восстания рабов 2 в. до н.э., восстание Спартака в 1 в. до н.э.).

В то же время нарастали противоречия между различными группировками внутри класса рабовладельцев, между правящей верхушкой и массами свободного населения. Эти конфликты нашли свое выражение в долголетних ожесточенных гражданских войнах 1 в. до н.э.

Римская мировая рабовладельческая держава представляла собой более высокую историческую ступень, нежели греческие города-государства, и, естественно, культура Древнего Рима должна была решать новые задачи, поставленные новой исторической эпохой.

Мировосприятие римлян было более трезвым и практическим, нежели поэтическое мировосприятие древних греков, сформировавшееся на менее зрелом этапе античного рабовладельческого общества. В культуре огромной военно-административной римской державы преобладание было на стороне тех видов искусства и наук, которые имели непосредственно практическое значение. Отсюда - ведущая роль официальной гражданской архитектуры в римском искусстве, отсюда - развитие в скульптуре индивидуального портрета и протокольно-повествовательного исторического рельефа, отсюда - исключительное развитие различных областей римского права и т. д. Напротив, в таких видах искусства, как монументальная скульптура и живопись, а также в поэзии римляне были менее оригинальны, и здесь сильнее выражена их зависимость от греческих и эллинистических образцов.

Известно огромное значение мифологии для греческого искусства. Римская религия, не имевшая того поэтического характера, который составлял основу греческой религии, была бедна образами и отличалась сухой прозаичностью. Отношение человека к божеству выражалось в точном исполнении обрядов, которые являлись как бы платой за исполнение просьбы. Все важнейшие явления природы, все события человеческой жизни связывались с определенными божествами, но долгое время римляне вовсе не изображали своих богов, их божества имели отвлеченный характер и, кроме своей узкой функции, не обладали никакими качествами (например, «бог первого крика ребенка», «бог произрастания зерна»). Поэтому мифологическая тематика не имела для римского искусства такого важного значения, как для греческого. Первые культовые статуи римляне заимствовали у этрусков.

Отсутствие развитой мифологии и конкретных образов богов было благоприятным условием для широкого заимствования культов и мифов других народов. Уже в 4 в. до н.э. римляне привели истолкование образов своих богов в соответствие с образами богов Греции.

Как указывалось, архитектура была ведущим искусством Древнего Рима. Если для Греции главным типом архитектурного сооружения был храм, то в римской архитектуре основное место занимали сооружения, воплощавшие идеи могущества римского государства, а позже императора, отвечавшие потребностям рабовладельческой верхушки и направленные на завоевание популярности у свободного населения городов: форумы, триумфальные арки, амфитеатры, термы, базилики, дворцы и виллы, инженерные сооружения, обслуживавшие города римской державы и прежде всего - гигантский центр метрополии, город Рим. Строительная техника поднимается на большую высоту, развивается инженерное искусство, использующее достижения эллинистической науки. Создаются грандиозные акведуки, подающие воду на десятки километров (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н.э.), дороги (Виа Аппиа, 312 г. до н.э.), мосты, сточные каналы (Клоака Максима в Риме).

Аппиева дорога (Виа Аппиа). Начата постройкой в 312 г. до н. э.

На рубеже 3 - 2 вв. до н.э. входит в употребление новый строительный материал - водоупорный и чрезвычайно прочный римский бетон, составными частями которого были известковый раствор, вулканический песок (пуццолана) и щебень. Вначале бетон применялся при строительстве дорог, затем он получил широкое распространение в строительстве зданий и не только удешевил строительство, но и способствовал возникновению новых конструкций - сводчатых перекрытий больших помещений, что, в свою очередь, вызвало новые архитектурные решения.

В 3 - 1 вв. до н.э. от простоты и суровости Древнего Рима не осталось и следа. Приток богатств из завоеванных стран способствовал развитию роскоши в среде господствующих классов.

В Рим широким потоком хлынули произведения греческого искусства. Римляне широко использовали достижения греческой архитектуры, но, обращаясь к тем или иным типам, композиционным приемам, архитектурным формам греческих построек, римляне коренным образом перерабатывали их. Так, например, созданная греками система архитектурных ордеров подучила у римлян в соответствии с новыми задачами, разрешавшимися в римском зодчестве, новое истолкование. В отличие от греческих архитекторов, для которых ордер был логическим выражением конструкции, римские архитекторы понимали ордер в основном как декорацию.

Форум Романум. План 1. Храм Согласия. 2. Храм Веспасиана 3. Храм Сатурна. 4. Форум Романум. 5. Базилика Юлил. 6. Храм Януса. 7. Храм Цезаря. 8. Арка Августа. 9. Храм Кастора и Поллукса. 10. Храм Весты. 11. Храм Антонина Пия и Фаустины. 12. Базилика Максенция. 13. Арка Тита.

Древнейшим местным типом римского храма был, повидимому, круглый в плане храм. Таков круглый храм в Тибуре (Тиволи) 1 в. до н.э. Эта небольшая постройка стоит на высоком подиуме; круглая целла окружена 18 коринфскими колоннами легких, стройных пропорций. Храм чрезвычайно красиво поставлен среди скал и множества каскадов. Элементы архитектурного декора храма в Тибуре (фриз, кассеты плафона) свидетельствуют об изучении памятников эллинистической архитектуры. Расположенный на берегу Тибра храм (ранее считавшийся храмом Весты) на Бычьем рынке в Риме также имеет круглую форму.

Круглый храм на Тибре в Риме. 1 в. до н. э.

Наиболее характерен для римских храмов тип так называемого псевдопериптера, соединяющего в себе элементы греческого периптера с композиционными принципами этрусских храмов. К ранним сооружениям этого рода относится небольшой храм Фортуны Вирилис в Риме (1 в. до н.э.). Храм стоит на высоком подиуме, прямоугольная целла сдвинута вглубь, образуя глубокий портик с двумя рядами колонн перед входом; колонны, окружающие целлу с остальных трех сторон, как бы входят в ее стену, превращаясь в полуколонны. Лестница, расположенная перед портиком, акцентирует фасад здания. Храм выстроен в ионическом ордере.

В период поздней республики в Риме уже сложился тип театрального здания. К сооружениям этого типа относятся Большой театр в Помпеях, театр Помпея на Марсовом поле в Риме (55 - 52 гг. до н. э) и временный театр Марка Скавра, известный по описанию Плиния.

Принципиальным отличием римского театра от греческого было то, что римский театр представлял собой самостоятельное здание, а не вырубался в скале, как греческий; второй особенностью было наличие здания сцены, тогда как в греческом театре классической эпохи за сценической площадкой развертывался реальный ландшафт. Таким образом, внутреннее пространство римского театра было замкнуто, изолировано; греческий театр органически связан с природой, римский театр - в большей мере сооружение городского типа. Субструкции( Субструкции-подпорное сооружение, на котором возводилось здание. Широко применялись в архитектуре стран Передней Азии (в виде высоких платформ из насыпного грунта или из сырцового кирпича) и в римской архитектуре (нередко в виде сводчатых галлерей из камня, кирпича и бетона).),(в данном случае - система сводчатых галлерей) использовались как система фойе и способствовали быстрому заполнению и освобождению театра зрителями.

Амфитеатр, представлявший собой как бы соединение полукружий двух театров и предназначавшийся для различных зрелищ - травли зверей, гладиаторских боев и др., - был всецело римским изобретением и достиг наиболее полного развития в императорскую эпоху в амфитеатре Флавиев - Колизее (80 г.)

Гробница Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге. 1 в. до н. э.

К монументальным сооружениям эпохи республики относятся гробницы римской Знати и римских богачей, располагавшиеся вдоль больших дорог за воротами Рима. Надгробия сооружались в виде саркофагов, столбов и обелисков. Гробница Цецилии Метеллы, стоящая на Аппиевой дороге, относится к середине 1 в. до н.э. . Это монументальное сооружение в виде огромного цилиндра, покоящегося на квадратном основании (сторона которого равна 22,3м). Гробница, вероятно, завершалась венчающей частью в форме конуса. Постройка выполнена из бетонной массы, облицованной камнем, фриз и карниз - мраморные (зубцы, венчающие башню в настоящее время, - не античные, а, вероятно, средневековые). Этот памятник напоминает исконную форму этрусского надгробного памятника - тумулуса (кургана), причем окружавшая тумулус низкая каменная подпорная стена (крепида) в гробнице Цецилии Метеллы преобразована в мощный барабан, завершенный карнизом.

Римский форум (Форум Романум). На первом плане — базилика Юлия, далее в центре — три колонны храма Кастора и Поллукса, вдали арка Тита.

Форум Цезаря в Риме. 1 в. до н. э.

Центром деловой и общественной жизни Древнего Рима был римский форум (Форум Романум). Эта площадь с расположенными на ней храмами и общественными зданиями представляла собой комплекс, созданный по принципу свободной, живописной планировки.

Архитектура жилых домов эпохи республики лучше всего может быть прослежена в Помпеях, так как в Риме большинство домов этого времени было разрушено и на их месте выросли дома последующих эпох.

Местный италийский тип дома с атриумом обогащается перистилем (внутренним двориком, окруженным колоннадой), обычно украшенным фонтаном, статуями, цветниками. Перистильный дом - отличительная особенность восточноэллинской архитектуры - был не просто заимствован, но переработан по-своему. Свободное расположение помещений вокруг перистиля, характерное для Делоса (Греция), сменяется у римлян расположением помещений по единой центральной оси, что, как указывалось, было характерно уже для этрусских жилищ. Из помпейских жилых домов эпохи республики лучше всего сохранились «Дом Пансы», «Дом Фавна» и «Дом серебряной свадьбы».

Появление вилл богачей имело различные причины. Это объясняется и крайним обогащением верхушки римского общества, и ростом индивидуализма, и стремлением к уединению среди природы, и возросшим шумом и теснотой городской жизни. Витрувий различает villa rustiса - сельскую виллу, имеющую хозяйственный или промышленный характер, и villa реurbana - городскую виллу, предназначенную для отдыха и развлечений. Последние в большом количестве размещались на побережье Неаполитанского залива. Лучше других сохранились «Вилла мистерий», «Вилла Диомеда» (обе близ Помпеи), «Вилла папирусов» близ Геркуланума, виллы в Боскореале. Загородная вилла планировалась так же, как и городская, но свободнее; перистиль был больше и превращался в настоящий сад. К главной части дома примыкали служебные и хозяйственные постройки, располагавшиеся по полукругу или по незамкнутому прямоугольнику. Планировка виллы в значительной мере определялась характером местности. Искусно разбитый сад, фонтаны, беседки, гроты, скульптура органически входили в комплекс виллы. Непременной принадлежностью виллы был большой водоем - писцина. Архитектурный тип римской виллы сложился к концу 1 в. до н.э. Виллы Эпохи империи отличаются от этого типа только большими размерами, роскошью убранства, применением более ценных материалов.

Неотъемлемой принадлежностью богатых жилых домов в эпоху республики была стенная живопись. В Помпеях сохранилось много стенных росписей, и поэтому значение этого города для изучения античной живописи исключительно велико. В конце 19 в. установилось деление помпейских стенных росписей на четыре стиля, связанных с определенными историческими периодами. Это деление остается в основном правильным и притом не только для помпейской, но и для всей римской декоративной живописи до третьей четверти 1 в. р. э.

Во 2 и 1 вв. до н.э., в республиканскую эпоху, развиваются первый и второй стили.

Первый, или инкрустационный, стиль представляет собой подражание кладке стены из цветного мрамора. Отдельные квадры, карниз и пилястры выполнены в штукатурке рельефом. Цвета росписи стен первого стиля - тёмнокрасный, желтый,черный и белый - отличаются глубиной и чистотой тона. Штукатурка, на которую накладывалась краска, приготовлялась из нескольких слоев, причем каждый последующий слой был более тонким и мелкозернистым. Первый стиль хорошо представлен в ряде домов, в частности, в знаменитом доме Фавна в Помпеях.

Вилла мистерий. Реконструкция.

В отличие от плоскостного первого стиля второй, так называемый архитектурный стиль, носит более пространственный характер. На стенах изображались колонны, карнизы, пилястры и капители с полной иллюзией реальности, вплоть до обмана зрения. Средняя часть стены покрывалась изображением портиков, эдикул, беседок, представленных в перспективе с применением светотени, так что создавалось иллюзорное пространство - реальные стены как бы раздвигались, помещение казалось больше. Часто в центре стены помещались большие картины с крупными фигурами. Сюжеты этих картин были по преимуществу мифологическими, реже - бытовыми. Лучшими образцами дошедших до нас росписей второго стиля являются фрески из «Виллы мистерий» в Помпеях, из виллы в Боскореале, из дома Ливии на Палатине в Риме и из многих домов в Помпеях. Часто росписи второго стиля представляют собой копии произведений греческих живописцев 4 в. до н.э.

План дома Пансы.

Особенно интересны фрески «Виллы мистерий» в Помпеях. Они занимают значительное место в развитии античной стенной живописи. В одном из помещениий этой обширной виллы стены сплошь покрыты росписями. Архитектурной декорации, исполненной живописью, отведено незначительное место вверху и внизу стены, на всей остальной плоскости развернута многофигурная композиция, представляющая ряд последовательных сцен, содержание которых связано с мистическим культом Диониса (вследствие чего и сама вилла была названа археологами «Виллой мистерий»). На тёмнокрасном фоне глубокого теплого тона размещены крупные фигуры участников действия. Они написаны яркими красками и рисуются четкими силуэтами на стенной плоскости. Художник сумел дать зрителю почувствовать значительность происходящего, воплотить то настроение благоговения и страха, которое испытывали участники мистерии. Особенно поразительна сцена с истязуемой молодой женщиной - ее поза, выражение лица, потухший взгляд, спутанные пряди черных волос передают физическое страдание и душевную муку. В той же группе выделяется прекрасная фигура танцующей молодой вакханки в развевающемся желтом плаще, уже прошедшей положенные испытания. Композиция фрески построена не столько на соотношении объемов в пространстве, сколько на сопоставлении силуэтов на плоскости, хотя в отдельности фигуры объемны и динамичны. Подобный принцип фресковой росписи, когда Элементы пространственности оказываются подчиненными стенной плоскости, знаменует собой определенный период в развитии античной живописи. Примером такого подхода в живописи второго стиля является так называемая «Альдобрандинская свадьба» - фреска в доме Ливии на Палатине в Риме, изображающая сцену приготовления к свадебной церемонии. Форма картины в виде вытянутого прямоугольника хорошо согласуется с композицией, построенной в спокойном, плавном ритме. Фигуры образуют три свободные группы, расположенные на одном уровне на розовато-коричневом фоне стены. Движения фигур свободны и полны сдержанной грации, образ Афродиты, беседующей с закутанной в белые одежды невестой, полон строгого величия. Пластический характер фигур, композиция, напоминающая рельеф, светлая, изысканная гамма красок отвечают нашему представлению о греческой живописи 4 в. до н.э.

Сцена посвящения. Роспись Виллы мистерий близ Помпеи. Вторая половина 1 в. до н. э.

Сцена посвящения. Роспись Виллы мистерий близ Помпеи. Вторая половина 1 в. до н. э.

Голова нимфы Аркадии. Фрагмент фрески «Нахождение Телефа» из так называемой базилики в Геркулануме. Около 70 г. н. э.

Голова Геркулеса. Фрагмент фрески «Нахождение Телефа» из так называемой базилики в Геркулануме. Около 70 г. н. э.

Поэтесса. Фреска из Помпеи. 1 в. н. э. Неаполь. Национальный музей.

Женщина с покрывалом. Фрагмент росписи Виллы мистерий (см. илл. 260-261).

Своеобразной чертой второго стиля являются изображения ландшафтов - гор, моря, равнин, - оживленных несколько гротескно трактованными фигурами людей, выполненными в эскизной манере (например, в серии пейзажей с изображением приключений Одиссея). В этих пейзажах сказывается новое понимание пространства, не замкнутого и ограниченного, как в греческой живописи, а более широкого и свободного. В большинстве случаев в пейзаж входят изображения архитектурных построек.

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников, равных по значению произведениям греческой статуарной пластики. Скульптурные изображения римских божеств исходят из греческих и эллинистических образцов. В римском искусстве нельзя встретить обобщенного образа всесторонне развитого прекрасного человека, нашедшего свое выражение в греческих статуях. Наиболее характерным воплощением римских гражданственных идеалов является распространенный в скульптуре образ облаченного в тогу римлянина, занятого выполнением своих государственных обязанностей (так называемый тогатус).

Доминирующее положение в римской скульптуре занимает портрет. Как и у этрусков, зарождение портрета в римском искусстве было связано с погребальным культом. Обычай снимать с покойника восковую маску и хранить ее вместе с фигурками домашних богов (пенатов и ларов) послужил одним из толчков к созданию портрета и способствовал возникновению устойчивой традиции точной передачи внешнего облика покойного. На этой основе развился чрезвычайно показательный для римского портрета интерес к передаче конкретного облика модели.

Здесь заложено отличие римского портрета от греческого. В Греции достойным увековечивания считался только выдающийся человек, прославившийся своей деятельностью; если греческий мастер выполнял портрет философа, то в его образе он выявлял прежде всего общие типические черты, сближавшие этого философа с другими мыслителями, точно так же как в портретах ораторов, стратегов художник исходил из типических черт, присущих этим представителям греческого общества. Напротив, задача римского мастера - увековечение данного конкретного лица, часто ничем не примечательного, причем от художника требовалось прежде всего бесспорное индивидуальное сходство. Сказанное, разумеется, не означает, что римский портретист ограничивался лишь достижением физиономического сходства, - римские мастера умели создавать яркие типические образы; в данном случае важно подчеркнуть, что римский художник исходил из конкретной индивидуальности. Этим определяется своеобразие римского портретного искусства.

На первом этапе развития римского портрета - в республиканскую эпоху - некоторая его незрелость сказывается в недостаточной художественной обобщенности образов, в слабом раскрытии внутреннего облика модели, в увлечении второстепенными деталями, в чрезмерно дробном, не всегда приведенном к единству пластическом решении, в сухости моделировки. Эти черты особенно заметны в ранних портретах. При первом взгляде на мужской портрет Туринского музея (3 в. до н.э.) кажется, что это посмертная маска: чрезвычайно детально переданы все особенности лица, вплоть до асимметричного расположения рта, приподнятой левой брови, впалых щек. Ни раскрытия характера, ни общего пластического единства здесь нет.

Статуя оратора (так называемый Авл Метелл). Бронза. Около 100 г. до н. э. Флоренция. Археологический музей.

Памятником более развитого портрета этрусско-римского направления является бронзовая статуя так называемого «Оратора» (2 в. до н.э.), изображающая, возможно, Авла Метелла, представителя одной из знатнейших римских фамилий. Оратор представлен в момент произнесения речи, правая рука его протянута к слушателям. Художник не только тщательно передал индивидуальные черты лица Метелла, но и детали одежды и обуви. Статуя выполнена по образцам греческих и эллинистических статуй ораторов, однако в сравнении с последними она производит впечатление большей прозаичности: отсутствие внутреннего порыва, суховатая детализация находятся в противоречии с торжественной постановкой фигуры и ораторским жестом.

Портрет римлянина (так называемый первый консул Брут). Бронза. Вторая половина 4 в. до н. э. Рим. Палаццо Консерватори.

Однако уже в республиканскую эпоху были созданы портреты большой художественной силы. Так, например, бронзовый бюст римлянина - так называемый «Брут» из Палаццо Консерватори в Риме (вторая половина 4 в. до н.э.) дает пример портрета, в котором раскрыт человеческий характер. В этом произведении нашел яркое воплощение образ сурового, непреклонного римлянина эпохи республики. Более обобщенным является пластическое решение портрета.

Статуя римлянина, совершающего возлияние. Мрамор. 1 в. до н. э. Рим. Ватикан.

Портретная статуя римлянина, совершающего возлияние (1 в. до н.э.), представляет собой дальнейшее развитие типа тогатуса. Это впечатляющий портрет сурового, величавого человека, изображенного в живом движении. Длинная широкая тога образует множество глубоких складок, скрывающих фигуру; плащ покрывает голову, закрывает уши, чтобы ничто не отвлекало от произнесения молитвенных формул, не мешало бы точному выполнению традиционного обряда. Черты аскетически сурового бритого лица переданы с очень большой внимательностью и правдивостью.

Портрет Цицерона. Мрамор. 1 в. до н. э. Рим. Капитолийский музей.

К позднему периоду республиканской эпохи относятся превосходные по точности индивидуальной характеристики портреты Цицерона и Помпея, дающие чрезвычайно наглядное представление о личных качествах этих исторических деятелей. Например, громадная слава и авторитет Помпея, прозванного еще при жизни Великим, не заслонили от художника истинных качеств личности Помпея, и мастер создал портрет, в котором с предельной отчетливостью показаны ничтожество и ограниченность незаслуженно прославившегося полководца. Подобные произведения, свидетельствующие о глубокой проницательности художника, являются драгоценными историческими документами.

К области декоративного искусства поздней республики относится большой алтарь Гнея Домиция Агенобарба (36 - 32 гг. до н.э.). На главной продольной стороне его - рельеф с изображением торжественного жертвоприношения, связанного с составлением цензовых книг. Административный акт - запись имущества граждан - освящается жертвоприношением свиньи, овцы и быка. С чисто римской обстоятельностью переданы фигуры чиновника, граждан, стопы цензовых книг, алтарь, украшенные гирляндами цветов жертвенные животные, жрецы, слуги, воины. Здесь же у алтаря вместе с другими персонажами помещен бог войны Марс. Композиция рельефа строится по принципу последовательного размещения фигур, следующих одна за другой. Три другие стороны алтаря покрыты рельефом, сюжет которого взят из греческой мифологии. Это - свадьба морского бога Посейдона и Амфитриты. Торжественная колесница сопровождается трубящими в рог тритонами, нимфами, морскими конями; в воздухе летают эроты. Рельеф, выполненный с большой мягкостью, указывает на глубокое воздействие греческого искусства. Сочетание чисто римской темы жертвоприношения с греческой мифологической темой характерно для того времени.

К середине 1 в. до н.э. римское искусство уже сложилось в своих основных чертах и заняло ведущее место в искусстве античного мира.

 

ancient-art.ucoz.net


Смотрите также