Арифметика древних славян. Естественнонаучные представления Древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Хиневич - х'Арийская Арифметика. Арифметика древних славян


х’Арийская арифметика — Держава Русь

х’Арийская арифметика – это предмет, который учит считать образами, в отличие от современной математики, которая считает абстрактные цифры, т.е. непонятно что. Цифры не несут в […]

Знаки х’Арийского определения (знаки вычисления)

«+» сложение, соединение. «—» вычитание, изъятие. Вычитать – значит что-то убрать, поэтому иногда говорят «вычисление», т.е. вычислить, что убрать. «÷» разделение. Это не деление, а […]

Системы умножения и их структурные проекции

Структура у нас единая, изначальная, т.е. АЗовая, поэтому будем обозначать её |а| — «азъ», она будет передавать любую структуру и отображать любую проекцию. Теперь, представьте: […]

Определение мерности при использовании чётко структурных изображений

Мы уже разобрали гармоничные фигуры (см. структурные проекции), теперь также займёмся проекцией, только в отображении к чёткой структуре, где |а| двухмерное = 3, т.е. три […]

Книга «х’Арийская арифметика» - скачать безплатно

Название: х’Арийская арифметика Серия: Наследие Славян и Ариев Составитель: Дарияр Формат: djvu Размер: 14 Мб Год: 2005 Скачать с Яндекс.Диск — х’Арийская арифметика Издание предназначено […]

Объёмно-временное умножение и сложение

Правило объёмно-временного умножения: при объёмно-временном умножении фигура будет иметь столько опорных точек, сколько изначальных структур повторят опорные точки трёхмерной фигуры. Пример: |а| = 3. То […]

Пядевая система

В основе пядевой системы лежит единица измерения «пядь», также как в футовой системе – основа «фут», в метрической системе – основа французский «метр». 1. Жреческие […]

Тайна египетской пирамиды (календарь)

В египетских пирамидах археологи часто находили маленькие четырёхуровневые пирамидки (4 куба в основании). Они считали, что это модели, прообразы больших пирамид. А на самом деле […]

Славянские меры времени

Лето простое = 365 суток Лето Священное = 369 суток Сутки = 16 часов Час = 144 части Часть = 1296 долей Доля = 72 […]

Славянское время

Славянское время отличается от современного — христианского (ввёл римский папа), где за основу принято время так скажем, жёлтых народов: ислам, Китай, к нам притащили библейцы […]

В Библии говориться, что Бог сотворил мир за 6 дней. Но что это за дни? Древнееврейское слово «йом» может означать как сутки, так и большой […]

Круговая система счисления в строительстве

Прежде чем что-то построить, надо считать (счислить) пространственную характеристику. Вы ведь не воздушный замок строите, а будете строить на земле, значит надо найти точки соприкосновения […]

В градоустроительстве были определённые правила построения, определённые запреты, т.е. где можно, а где нельзя строить. Все измерения в пядевой системе. Расстояние от Капища до жилых […]

Купол-луковица зацикливает энергию

Христиане используют маковки в виде луковицы, т.е. скрывают энергию внутри, не дают энергии подняться в небо, и она зацикливается на землю. Т.е. когда энергопоток идёт […]

Скит (схема)

Скиты имели две основные формы постройки: 1) квадратные, прямоугольные, и 2) округлые в виде круга или яйца. Скиты окружали крепостной стеной, изгородью или валом, а […]

Погост (схема)

Погост – место, куда приходят погостить, навестить Предков (т.е. не «кладбище» — место, где кого-то кладут, а погост — это название наше родное). Погост располагался […]

Круговая система – это и есть система 16-тиричного счисления. Т.е. Круг = 16. 1 круг – 16 2 круга (двукружье) – 32 3 круга (трёхкружье) […]

Дольмены – это здравницы

Дольмены – это система защиты источника положительной, либо противоположной силы. Т.е. там выход Силы, эту энергию преломляли за счёт наклона крыши (угол падения равен углу […]

Построение обережных символов (круговая система)

Славянская круговая система (счислительная система) помогает высчитывать не только всевозможные угловые величины, радиусные, векторные, суммарные и прочие, она ещё и создаёт обережную систему. Т.е. круговая […]

derzhavarus.ru

Х`Арийская математика и другие извращения арийцев

В чистом виде описываемые мной сектанты встречаются редко. Все дело в том, что мои подопечные постоянно обмениваются идеями, взаимопроникают и взаимозомбируют. Только очень жестко тоталитарные секты способны удержать своих адептов в лоне одной и той же идеи. Благодаря пластичности учений неоязычников и тому, что неоязычество предназначено для уже ушибленных другим учением людей, один сектант может быть носителем не менее двух различных мировоззрений.

Две самые аморфные (если смотреть внешними глазами) секты, анастасийцы и долбославы, в этом смысле представляют из себя прекрасный пример взаимопроникновения культур и сектантов: анастасийцы-инглинги, анастасийцы-кришнаиты, анастасийцы-родноверы, анастасийцы-ведуны, анастасийцы-тантристы, анастасийцы-чудиновцы, анастасийцы-веганы и т.д. Ну и наоборот - к примеру, инглинги-анастасийцы. Соответственно, появляются новые группы в интернете, которые рекламируют новые знания с анастасийским уклоном. Помните, я писала про анастасийских докторов - комаров, мух, блох и прочих друзей по разуму? Теперь у инглингов энцефалитный клещ это добрый доктор, несправедливо репрессированный тоталитарной медициной.

Ведическая культура инглингов, предполагает, что сначала были славяно-арийские народы, потом Веды, затем ведические науки, а потом внезапно все это пропало. Ну, почти все, славяно-арийские народы остались, хотя и сильно деградировали. Так как нечто подобное рассказывается в книжках Мегре, то многие инглинги нашли приют и покой в анастасийском движении, а анастасиийцы соответственно - в инглиизме. Ну и как вы уже догадались, некоторые анастасийцы по доброй воле начали сами изучать премудрости инглингов. Первой из которых стоит указать Х`Арийскую арифметику.

Знаете ли Вы, что до поражения Германии во Второй Мировой, было два вида математики, - арийская и еврейская, - названные так по национальности своих сторонников?Арийская Математика брала пример с естественных наук, склонялась к эмпирицизму, конечности и познаваемости мира, и работала исключительно c объектами, которые можно построить физически (например, в памяти ЭВМ или на бумаге).Еврейская Математика же слоняется к религиозной абстракции и казуистике: всеохватывающей бесконечности, множествам, и порождаемым ими апориям. Так Еврейская Математика постулирует, что можно удвоить объект, путём перекладывания его частей, пространство делимо на "бесконечно малые", а для любого числа, Бог может создать большее число (аксиома о бесконечности). После войны, евреи сделали все возможное, чтобы уничтожить Арийскую Математику, удалив ее сторонников и подменив ее Теорией Множеств - центральной опорой Еврейской Математики. Так основатель интуиционизма, Лёйтзен Брауэр, подвергся изоляции, а результаты Русских и Английских финитистов умалчивались и не получили распространения.У славян буквицы несли числовое значение. Не цифровое, числовое. У нас были числа, а цифири были у библейского народа. Поэтому у нас числами управляет Числобог, а у них – Циферблат. У них дерево цифер называется дерево цифирот или сиферот, как многие неправильно. Цифирьециро – одна из книг каббалы. Т.е. видите. Они свое пытаются, или будем говорить принесли в наш язык. У нас есть сове – число. Цифры ввел Петр I.

Дорогой читатель, в этом издании тебе предлагается прикоснуться к древним знаниям далеких Предков. Одним из предметов наук, изучаемых славянами с детских лет (с 12 лет), была х'Арийская арифметика, оставленная древними Ариями своим потомкам.И это была не просто там скучная арифметика нашей начальной школы!

Записывайте. На самом деле умножение как таковое, которое мы изучали, не существует. То есть оно есть, но это не более, чем частный случай арийского умножения. Настоящие правила арийского умножения для взрослых выглядят так:

И это мы еще не смотрели правила умножения на 9...

Умножение Ю всегда применялось только в 3-х случаях:при умножении объемном;при умножении временном;при умножении объемно-временном.При объемном и временном сложении весь левый актив складывался до одного числа. Как бы сложили 2+11+21+3+8 современные арифметики и математики? А сложили бы всё до одной кучи. Правильно? Здесь же нет. 2+11 будет 13, что соответствует 4 (1+3=4, т.е. 13 ≡ 4). 2+21=25 ≡ 7, 7+3=10 ≡ 1, 1+8 ≡ 9. Т.е. все что находится слева при вычислении, у нас идет сложение.У меня муж - математик по сути. После того, как ознакомился с этим пособием, сказал, что до сегодняшнего дня не знал о математике ничего.

Вы записали две системы умножения: гармоничную и трехмерную. И записали триадную систему умножения. А теперь мы пишем тему третьей системы умножения - ровная система умножения.Ровная она называется потому, что там равномерными структурами считается. Т.е. поэтому рисуем:

И вот это называется – малая Ровна.

Еще есть умножение О, но примеров с ним я в открытом доступе не нашла, спасибо наркоконтролю. Хотя смогла найти даже полную версию пирамидального умножения.Не расслабляйтесь, господа, и решайте простенькую задачку:

я вот, допустим, учился считать по харийской арифметике и считаю неплохо.

Инглинутые анастасийцы отличаются особым отношением и к химии.

Причина такого отношения в общем понятна в свете арийской аналитики. Правда, это не инглинги, но похоже.

Если мы берем временные структуры, я имею ввиду летописные, в школе вам сказали: "В 1380 году произошла Куликовская битва". И вас обманули. Не было никакой Куликовской битвы в 1380 году. Почему? Потому что ну не могла быть Куликова битва семь тысяч с лишним лет назад.А когда Петр ввел числовое, тогда можно было сказочку протащить о том, как два добрых олимпийских монаха, братья Кирилл и Мифодий, неграмотные к тому же, просветили всю Русь.

Дорогой читатель, прочитав эту брошюру, ты прикоснешься к древним знаниям наших Предков и поймёшь насколько богаты: Знания, Культура и Традиции народов Белой Расы. Крупицы этих знаний рассыпаны по всему миру, там, где когда-то проживали эти народы. Многое из того, что было известно давно уничтожено недругами. Уничтожено множество великих библиотек, как например, уничтожена Александром Македонским библиотека Персии, насчитывающая 1500 возов воловьих шкур, на которых она была записана. Счастья тебе и здоровья дара-ГОЙ читатель на пути обретения древних знаний!

lena-malaa.livejournal.com

Возвращение богов| Небесные корабли наших богов и предков| картины Виктора Королькова| Рассказ старца Матвея| Коляды Дар. Славянский Ведический календарь| Мировосприятие славян |Глаголица| Х'Арийская Арифметика

Милославская Наталья Владиславовна

Возвращение богов

фантастика

Аннотация:

Корабль направлялся с Арконы – центральной планеты Конфедерации Ари. В миссию экипажа корабля входило – исследовать планету Земля, некогда входившую в состав конфедерации, а также восстановить межпланетный портал, включив галактику Макошь в состав Кольца конфедерации. Тысячи лет назад власти не смогли предотвратить глобальную катастрофу на планете, и Земля вышла из состава конфедерации на период трех кругов времени. Никакой связи с галактикой Макошь и с Землей в течение всего это времени не было, поэтому перед экипажем стояла задача – сделать первый визит на планету и оценить обстановку.

Главы 001-004 > 005-008

источник

сохранить [doc/rar, 37 КБ]

cellpadding="20">
Рукма Вимана
Рукма Вимана
>>Виманика-Шастры
Игорь Глоба

Небесные корабли наших богов и предков

В.Корольков «Видение из будущего»

« Современная цивилизация кичится своими техническими возможностями, в особенности, полётами в космос. Однако, никто из космонавтов дальше Луны, находящейся в границах Навьего тела Земли, не летал. Да и те, что летали, чуть было не сошли с ума при виде космодрома с разнообразными космическими кораблями на невидимой с Земли стороне Луны. »

загрузка архива [doc/rar, 78 КБ]

cellpadding="20">

картины Виктора Королькова

Виктор Корольков

« Картины Виктора Королькова обращены к историческому прошлому Руси Изначальной. Это защитное поле красоты, форма вдохновенного протеста против забвения нашей многотрудной истории. »

>> Смотрите здесь

загрузить архив [jpg/rar 33,8 МБ]

cellpadding="20">
А. А. Корнеев

Рассказ старца Матвея

Был я однажды, в командировке, в отдалённых местностях.Заблудились мы как-то и только через три дня вышли к людям.Почти отчаявшись…И попали в одну глухую деревню, даже не в деревню – хутор,скорее всего, на 5 домов. Где – говорить было нам не велено. И повстречал я там древнего-предревнего старца, с которым был допущен поговорить.

Читать далee >>

cellpadding="20">
книга

Коляды Дар. Славянский Ведический календарь

Коляды Дар

Автор: Дарияр, Яросвет, ВелимудрФормат: DJVUСтраниц: 54Размер: 22,3 MБЖанр: наследие предков, астрологияГод издания: 2006

В данном календаре излагается ведическое летоисчесление, бытовавшее на Руси до принятия христианства. Ныне по этому летоисчеслению живут только староверы -инглинги. Календарь предназначен для широкого круга читателей, интересующихся ведическим наследием Древней Руси, её культурой, традициями и Богами.

страница загрузки

cellpadding="20">

книга

Мировосприятие славян

Мировосприятие славян

Автор: Дарияр, ЯросветФормат: DJVUСтраниц: 50Размер: 18 MБНаследие Славян и АриевГод издания: 2005

Как говорят некоторые славяноведы сейчас наступает особое время, наше, «славянское». Наступает время вернуть потомкам Великих Предков их изначальное Знание, на котором зиждется Мудрость.

Содержание:

ВведениеI. Философия1. Мирооснова2. Человек3. Миры4. Развитие5. Жизнь на Земле6. Воплощение в Яви7. Строение человека8. Управляющие силыII. Мировосприятие1. Образное восприятие2. Каналы восприятия3. Родовая Память4. СказыIII. Слова Мудрости Волхва Велимудра

В настоящее время Вера (ВЕденье РА- т.е.Свет Знания) возрождается на всей территории Руси, и все русские люди должны знать, что у них есть богатейшая культура, богатейшее Наследие Предков (Наследие Предков включает в себя: Историю, Философию, Мировосприятие, х’Арийскую арифметику, Др.Русский и др.языки, Звёзды и Земли, Инглиизм, Веды, летописи и др.).

страница загрузки

cellpadding="20">
книга

Глаголица

Глаголица

Автор: Дарияр, Яросвет, ВелимудрФормат: pdfСтраниц: 42Размер: 10,4 MБСерия или Выпуск: Древняя письменность Славян и АриевГод издания: 2006

Подготовлено по материалам видеолекций Асгардского Духовного училища Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов.Издание предназначено для круга читателей, интересующихся Ведическим наследием Древней Руси, ее культурой, традициями и знаниями. Основой современной русской азбуки являются две разновидности старославянской азбуки: глаголица, или торговое письмо, и святорусские образы, или буквица.

страница загрузки

cellpadding="20">
книга

Х'Арийская Арифметика

Х'Арийская Арифметика

Автор: Дарияр, ЯросветФормат: DJVUСтраниц: 40Размер: 14 MБСерия: Наследие Славян и АриевГод издания: 2005

Наш рассказ о древней х’Арийской арифметике. Оказывается, наши предки считали образами, а не цифрами, просчитывали временные, объемные и пространственные структуры. Подготовлено по материалам видеолекций Асгардского Духовного училища Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов. Издание предназначено для круга читателей, интересующихся Ведическим наследием Древней Руси, ее культурой, традициями и знаниями.

страница загрузки

cellpadding="20">

belvoin.narod.ru

Хиневич - х'Арийская Арифметика - dokumentika.org

Penktadienis, 14 Sausis 2011 05:57

Parašė Administrator

hinevich-akhinАлекса́ндр Ю́рьевич Хине́вич (общинное имя — Коловрат; 19 сентября 1961, Омск) — «Патер Дий» (глава) религиозного объединения «Древнерусской Церкви Православных Староверов-Инглингов».[1]

Отец Александр очень яркая личность, оказывающая влияние на людей. Он лично является носителем колоссального массива знаний, которыми даже современная наука не располагает. Об этом не только говориться на различных сайтах в интернете, об этом снимались фильмы и телепередачи, такие как создаёт Международный клуб ученых "Осознание знания.

Призывы отца Александра, всесторонне изучать и сохранять самобытные традиции народов, родную культуру, древнюю символику и Старую Веру предков, не остались незамеченными… особенно не понравились стоящим у власти, призывы: жить по совести, думать своей головой, трудиться на благо своих Родов и иметь много детей.

 

hinevich-peter-dij-kolovrat

Хиневич Александр Юрьевич, он же Патер Дий (патриарх) Александр, глава Древнерусской церкви Староверов и духовный лидер Староверов не только живущих в России, но и в Белоруссии, Украине, Германии, Словакии, Чехии и др. странах.В России миллионы староверов, живущих так, как им завещали их предки. Они не язычники, как их называют малограмотные люди и СМИ, а глубоко верующие, порядочные, трудящиеся всю жизнь, не употребляющие алкоголь и прочую гадость, миролюбивые люди.

 

х'Арийская Арифметика 1

http://www.youtube.com/watch?v=r8oxUZnesjU

х'Арийская Арифметика 2

http://www.youtube.com/watch?v=bKF3z64c37U

х'Арийская Арифметика 3

http://www.youtube.com/watch?v=UfpqSOAtlkg

х'Арийская Арифметика 4

http://www.youtube.com/watch?v=ptkUBMawwgk

х'Арийская Арифметика 5

http://www.youtube.com/watch?v=AiB4ot2qa5E

х'Арийская Арифметика 6

http://www.youtube.com/watch?v=tiqYL1N3ZAo

х'Арийская Арифметика 7

http://www.youtube.com/watch?v=78Uix4ld5Iw

х'Арийская Арифметика 8

http://www.youtube.com/watch?v=oT8W8y_xUTI

х'Арийская Арифметика 9

http://www.youtube.com/watch?v=lyd5SuUz5Go

х'Арийская Арифметика 10

http://www.youtube.com/watch?v=DGTHPUdDpSA

х'Арийская Арифметика 11

http://www.youtube.com/watch?v=iTahBAd8VDI

х'Арийская Арифметика 12-1

http://www.youtube.com/watch?v=i-sUq_56SaI

х'Арийская Арифметика 12-2

http://www.youtube.com/watch?v=h55MZf6e0xw

х'Арийская Арифметика 13

http://www.youtube.com/watch?v=x-n3lakxawU

х'Арийская Арифметика 14

http://www.youtube.com/watch?v=cIeCdFjYMg8

Помимо староверов множество людей посмотрело огромное количество лекций отца Александра, фильмов и книг, посвященных жизни наших предков. Все их можно скачать в интернете (например, на www.rutube.ru ), либо купить в магазине. Автор этого письма не является старовером, но посмотрел лекции отца Александра и его выступления в разных городах России. Мало кто знает, что 31 августа 2008 года, на первом канале Чешского телевидения, состоялась премьера документального фильма «Родная Вера» снятого документалистами киностудии «Барандов». В этом фильме отец Александр показан, как продолжатель древних традиций, которые хранят староверы.Отец Александр очень яркая личность, оказывающая влияние на людей. Он лично является носителем колоссального массива знаний, которыми даже современная наука не располагает. Об этом не только говориться на различных сайтах в интернете, об этом снимались фильмы и телепередачи, такие как создаёт Международный клуб ученых "Осознание знания. Программа для интеллектуала" № 57, 2003 г. Ведущий программы, профессор – Анатолий Павлович Смирнов. Данная передача показывалась по 22 каналу СПб.Призывы отца Александра, всесторонне изучать и сохранять самобытные традиции народов, родную культуру, древнюю символику и Старую Веру предков, не остались незамеченными… особенно не понравились стоящим у власти, призывы: жить по совести, думать своей головой, трудиться на благо своих Родов и иметь много детей…Эти факты послужили основанием для устранения юридической регистрации всех структур Древнерусской церкви староверов-инглингов как религиозных организаций, и для давления на него лично. 15 сентября 2008 года Центральный Банк РФ внес славянские общественные организации в свой «Черный список» или «Справочник террориста», что обязывает банки останавливать операции по счетам данных организаций.Всё началось с гонений на староверов из-за использования ими древней солярно-свастичной символики, в которой чиновники и политики углядели некоторое сходство с нацистской символикой. Хотя было сделано экспертное заключение главного герольдмейстера при администрации президента РФ Георгия Велинбахова, что культовая и религиозная символика староверов имеет очень древнее происхождение, и никакого отношения к нацизму и фашизму не имеет, чиновники от власти на это не обратили никакого внимания.Сначала, в 2002 году, министерство юстиции отказало в перерегистрации российским староверам. Сославшись на экспертное заключение своих же работников М. П. Мчедлова и А. Г. Залужного, которые понятия не имели о Старой Вере, а посему не могли быть экспертами при проведении религиоведческой экспертизы. Все их выводы в экспертизе были сделаны не на основе анализа Старой Веры, культовой и обрядовой традиции, а на политических аспектах, существующих в то время.Староверы оказались не такими покладистыми и смиренными, как рассчитывали чиновники министерства юстиции, готовыми принимать такие политические решения чиновников, как «божью волю свыше». Староверы решили обжаловать отказ в перерегистрации, и подали иск в московский суд на министерство юстиции, чем вызвали гнев и недовольство министра юстиции Чайки Юрия Яковлевича. Естественно он приложил все усилия, чтобы староверы проиграли это дело в суде. Мало того, летом того же года приняли Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ., использование которого, как раз пригодилось чиновникам из министерства юстиции, чтобы усмирить непокорных староверов, ведь один из пунктов закона гласил, что экстремизмом считается: публичное демонстрирование атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения. Исходя из этого контекста, любая русская девушка, надевшая прабабушкин сарафан конца 19 начала 20 века, на котором вышиты солярно-свастичные символы, тут же попадает под действие данного закона и объявляется экстремисткой. Это и было применено и против староверов, у которых не только на рубахах и на сарафанах вышита такая символика, но она также присутствует на всех культовых и ритуальных принадлежностях.То, что закон противоречит ст. 13, 14, 17, 18, 28 и 29 Конституции РФ и ряду международных актов о правах и свободах человека и гражданина, подготавливающих и принимавших закон не интересовало.По словам доктора юридических наук, правозащитника Михаила Кузнецова, «проблема экстремизма сегодня в России выдумана, и подобные законы направлены не на стабилизацию внутригосударственной ситуации, а на ущемление прав и свобод россиян».По мнению Льва Левинсона, эксперта Института прав человека, в понятии "экстремистской деятельности", приведенной в законе, "дается перечисление разнообразных составов преступлений, закрепленных в Уголовном Кодексе РФ, что само по себе является "бессмысленным дублированием Уголовного кодекса". "Это чисто идеологический закон, – уверен Левинсон. – Аналогичные правонарушения уже описаны в УК и в новом Административном Кодексе". Закон позволяет приостановить деятельность общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации, в случае "осуществления общественным объединением экстремистской деятельности". При желании любую деятельность можно посчитать "экстремистской". Так что существует опасность того, что эта статья будет использована государственными органами власти против какой-либо неугодной организации.Михаил Кузнецов и Лев Левинсон оказались правы в своих выводах. Начиная с 2002 по 2004 год, региональные управления министерства юстиции РФ стали закрывать религиозные организации Древнерусской церкви староверов-инглингов, причём это делалось по надуманным причинам. Староверов старались даже не извещать о таких событиях. Лишь в апреле 2004 года, когда был устроен процесс по трем последним организациям Древнерусской церкви староверов, стало известно, что все остальные организации церкви уже закрыты. Их закрывали по договоренности сторон, на «судах» решение принимал судья и один представитель регионального управления министерства юстиции. Староверов даже не ставили в известность, просто в «деле» делалась пометка, что староверы не являлись в суд по отправленным по почте повесткам.На процессе по трем последним организациям Древнерусской церкви староверов, чиновниками были использованы все силы и средства, чтобы подвести староверов под Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», причём слушания по данному делу проходили в закрытом режиме, любая аудио и видеозапись была запрещена судом. Никакие доводы адвоката, защищающего организации староверов, судьёй Омского областного суда Борисом Фоминых не принимались. Когда адвокат указала, что в данном деле нарушается ряд международных актов о правах и свободах человека и гражданина, которые ратифицировала Россия, судья заявил: «вы мне еще тут Конституцию РФ вспомните, тогда я вас сразу прикажу вывести из зала».Ведь вся вина староверов была лишь в том, что они на протяжении многих веков использовали солярно-свастичную символику, жили своим укладом, проводили свои праздники за городом и воспитывали своих детей и внуков, как учили их предки.Вот из-за использования символики, которая, согласно закону оказалась схожей с нацистской до степени смешения, староверов по суду объявили экстремистами. На последний, показательный, процесс даже пригласили студентов юридического института. На этом процессе всем присутствующим запомнилось выступления юриста от обвиняющей стороны, Андрея Бесштанько, который заявил следующее: "Поскольку истцом в данном деле выступает Министерство Юстиции РФ и Губернаторство Омской области, то они не обязаны доказывать в суде правоту своего иска. А все факты и доказательства, приведённые ответчиком, т.е. Древнерусской церковью староверов, не могут быть приняты как факты и доказательства, т.к. они небыли признаны таковыми судом, и всё это в полном соответствии с законодательством нашего правового государства".Как сказала одна из студентов юридического института, которых привели на процесс 30 апреля 2004 года: "Прокурор Андрей Вышинский, обрадовался бы, что у него есть достойные продолжатели".И неудивительно, что после такого яркого выступления, представитель истца, из губернаторского юриста превратился в министра… Теперь он – Министр труда и социального развития Омской области Бесштанько Андрей Владимирович.После таких речей, руководителям староверческих организаций стало понятно, что решение по данному делу уже давно вынесено и никакие факты и доказательства, в данном процессе уже не помогут. Даже присутствие на данном суде отца Александра, которого пригласили как третье лицо, представляющее вышестоящую церковную структуру, для дачи разъяснений ничего не дало. Оставалась надежда только на обжаловании абсурдного судебного решения в Верховном суде РФ. Однако обжалование решения Омского областного суда в Верховном суде РФ ничего не дало. Там даже для формальности не стали вникать в суть дела, просто подтвердили решение принятое областным судом и оставили его без изменений.На этом можно было бы поставить точку, однако не всё так просто в нашем государстве…Согласно закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» ст.6 п. 2. «Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций». Вот эта статья и помешала чиновникам полностью разделаться со староверами.Ведь статья 7. Религиозная группа, гласит: «п.1. Религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками… п.3. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей».Таким образом, организации Древнерусской церкви Староверов, лишившись прав юридического лица, т.е. статуса религиозных организаций, автоматически перешли в разряд религиозных групп, которые, на основании федерального закона, «осуществляют деятельность без государственной регистрации». Вот это и не устраивало чиновников от власти…Чтобы не дать староверам проводить свои праздники и богослужения, 16 сентября 2004 года был сожжен храм староверов в Омске. Причём в акте о пожаре было написано, что сгорел не храм староверов находящийся в муниципальной собственности, а частный дом отца Александра.Когда отец Александр пришел к пожарникам, чтобы те, переписали акт о пожаре, ведь ему необходимо было предъявить сей документ в департамент недвижимости города Омска, то пожарники отказались это сделать, заявив, что им приказали высокие милицейские чиновники, то они и написали.Даже пожар не заставил староверов отказаться от своей Старой Веры предков. Отец Александр стал проводить праздники и богослужения на улице, во дворе рядом со сгоревшим храмом. Этой «наглости» чиновники стерпеть не смогли, но они не могли найти повода, чтобы сломить главу староверов. Однако в 2006 году Генпрокурором РФ становится уже упоминавшийся Юрий Яковлевич Чайка и гонения на староверов возобновились с новой силой. Сначала это были дела против обычных общинников староверов по 282 статье «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды», а потом чиновники от власти решили окончательно покончить со староверами, решив возбудить дело, против главы Древнерусской церкви староверов-инглингов Патер Дия Александра. Однако привлечь отца Александра по 282 статье не представлялось возможным, т.к. он никогда не призывал к национальной, расовой или религиозной вражде.Он постоянно говорит, что надо уважать национальную культуру и вероисповедание других народов, и при этом надо тщательно сохранять свою самобытную славянскую культуру и свою Старую Веру.Для того, чтобы начать гонения на главу староверов, в уголовный кодекс были добавлены статьи 282.1 и 282.2. Таким образом, желания чиновников начали воплощаться в жизнь. В 2007 году, по указанию Генпрокуратуры РФ Омской городской прокуратурой было заведено уголовное дело против отца Александра по ст. 282.2 УК РФ "Организация деятельности экстремистской организации" в части 1. «Организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности».В сентябре 2007 года дело было возбуждено, проводились обыски, были изъяты компьютеры, литература, церковные документы, предметы культа и многое другое… Однако следователь городской прокуратуры Островская Елена Николаевна, внимательно проведя расследование, изучив все материалы дела, не нашла никакого нарушения законов со стороны отца Александра (Хиневич А.Ю), поэтому она закрыла дело за отсутствием состава преступления. Дело было передано в Омскую областную прокуратуру, а затем в Генпрокуратуру РФ.Такой исход дела не удовлетворил ни Генпрокуратуру РФ ни генерального прокурора РФ Юрия Яковлевича Чайку. В своём интервью телеканалу «Вести» он заявил, что региональные прокуратуры закрывают слишком много дел по 282 статье, поэтому Генпрокуратура РФ будет направлять эти дела на новые рассмотрения…Заявление Юрия Яковлевича было выполнено и дело против отца Александра, вернулось в Омскую городскую прокуратуру. Теперь его передали старшему следователю городской прокуратуры Саблину Дмитрию Сергеевичу, который и возобновил дело. Вновь проводились обыски, допросы… кроме всего прочего, к делу подключили ФСБ, которая проводила оперативные мероприятия согласно директив прокуратуры. Эти мероприятия вылились в прослушивании телефонных разговоров, видеосъемки праздника Купалы с другого берега реки и скрытой видеосъемке людей приходящих к отцу Александру, в «контрольной закупке» церковной литературы, которую покупали у общинников и т.д…Согласно УПК РФ «По уголовным делам, расследование которых представляет особую сложность, продление срока предварительного следствия может быть произведено прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до двенадцати месяцев». Однако максимально допустимые законодательством сроки, уже давно истекли. Дело в производстве против отца Александра уже 14 месяцев. Это означает лишь то, что дело против главы староверов заведено по личному указанию генпрокурора РФ, т.к. согласно того же УПК РФ «Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Российской Федерации».Как было заявлено следователем городской прокуратуры, на передаче дела в суд настаивают Генпрокуратура РФ и ФСБ. Поэтому 1 ноября 2008 года, Омская городская прокуратура предъявит постановление о передаче дела в суд. До этого времени отец Александр будет продолжать находиться под подпиской о невыезде. Следствие, до сих пор не уведомило отца Александра, в чем он обвиняется, назвав лишь статью 282.2 часть 1 УК РФ.Следователи омской прокуратуры относятся к отцу Александру уважительно, но по их словам они безсильны, так как команда об уголовном преследовании/продолжении уголовного преследования (конечно же, устно) поступает из Москвы. Т.е., достаточно могущественные люди руками Генеральной прокуратуры РФ, подавляя лидера староверов, подавляют всех его единоверцев. Такого не происходит ни с одной из современных религиозных течений, и даже с самыми опасными сектами.В настоящее время все ждут назначения даты судебные слушания по данному уголовному делу. Ведь статья в УК РФ есть, а ни одного дела по этой статье еще не было. Этот суд, конечно же, будет похоже на фарс, как это уже было в 2004 году. Но наша судебная система непредсказуема. Часто она бывает, податлива и продажна, особенно низшие ее звенья, которым приказывают принимать угодные властям решения. Не исключено, что судьи, вопреки совести и фактам, вынесут обвинительный приговор отцу Александру, духовному лидеру миллионов людей, отцу многодетного семейства, уже ставшего дедом и прадедом. А человеку, пережившему четыре инфаркта и клинические смерти, пятую, возможно, не пережить. Было на него два покушения на убийство. Через суд закрыли Духовное училище староверов, как не прошедшее лицензирование. В выдаче лицензии образовательному учреждению чиновники отказали по тем основаниям, что в образовательном учреждении должен быть отапливаемый туалет. Но чиновники лицензионного комитета, а также суд, не учли, что образовательное учреждение было совмещено с местом исполнения религиозных обрядов, т.е. находилось в самом храме. А кто ж позволит справлять нужду в святом месте. И подобных фактов преследования множество. Отец Александр самый преследуемый религиозный деятель современной России.Мы имеем дело с чьей-то злой волей, направленной на подавление и подчинение. Попытка осудить отца Александра на самом деле является намерением его физического уничтожения в местах лишения свободы, тем самым обезглавив староверов России.

11 февраля 2009 года началось слушание по делу о. Александра.

Подробности судебного процесса здесь

источник http://old-church.ru/

http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&;;v=IzKtyUC2Huc

< Ankstesnis Sekantis >
 

Интересная статья? Поделись ей с другими:

dokumentika.org

коллектив авторов. Р.А. Симонов. О вычислительной арифметике. Естественнонаучные представления Древней Руси. История России. Библиотека.

Р.А. Симонов. О вычислительной арифметике

В изучении истории математики Древней Руси сделано очень много. Значительная заслуга в этом принадлежит советским ученым Б. В. Гнеденко и особенно А. П. Юшкевичу. В их монографиях по истории русской математики средневековый период справедливо рассматривается как почва и основа для дальнейшего развития отечественной математической мысли1. Неизбежно авторами обращалось внимание на те стороны средневекового математического знания, которые развивались дальше. Однако для воссоздания средневекового облика нужно учитывать и «отмершие» элементы математической культуры2.

Специальное изучение средневекового облика древнерусских математических знаний связано с исследованиями ряда советских историков. Важна работа И. Г. Спасского по истории русских счетов, по характеру используемых источников касающаяся в основном XVI—XVII вв. Академик Б. А. Рыбаков дал интересную интерпретацию сведений о возможном геометрическом средстве древнерусских зодчих; его исследование относится к воссозданию облика средневековой архитектурной математики. М. П. Сотникова открыла неизвестную ранее форму записи чисел на серебряных плательных слитках. Она поставила вопрос о существовании особой «практической арифметики», которую применяли в Древней Руси для расчета сырья при выплавке гривен.

Наименее разработанной областью остаются древнерусские арифметические представления XI—XIII вв. о вычислительных операциях в их средневековом облике. Ценные результаты, полученные учеными, либо относятся к более позднему времени (И. Г. Спасский), либо касаются геометрических знаний (Б. А. Рыбаков), либо относятся к особой категории арифметических представлений (М. П. Сотникова).

Арифметические навыки в вычислениях в той или иной степени могли отразиться в сохранившихся памятниках письменной и материальной культуры. Критерием для отбора может служить наличие определенных числовых характеристик. Числовые записи встречаются в основном тексте рукописей и в различных приписках, в виде единичных цифровых пометок, а также в особых математических текстах. Цифры содержатся в надписях на камнях, стенах сооружений, на ремесленных изделиях и предметах художественного творчества, включая произведения штемпельной техники, например печати. Значительно расширился круг источников об использовании арифметических представлений в быту человека Древней Руси благодаря открытию берестяных грамот. Материальным средством, тесно связанным с арифметическими представлениями, являются деньги.

Анализ особенностей денежной системы может дать интересный материал об употреблявшейся в соответствующее время вычислительной практике. Недаром ведь говорят: «Деньги счет любят».

Древнерусских письменных документов в подлинниках от XI—XIII вв. дошло сравнительно мало. Это осложняет изучение вычислительных навыков на Руси периода, предшествующего татаро-монгольскому нашествию. Однако источники математического характера, восходящие к указанному периоду, сохранились в позднейших списках. Одним из них является хронолого-математическое сочинение новгородца Кирика «Учение им же ведати человеку числа всех лет», написанное в 1136 г., но известное по спискам XVI—XIX вв.

Кроме того, в некоторых текстах (XV и последующих веков) Карамзинской группы списков Пространной редакции «Русской Правды» встречаются в качестве добавления своеобразные задачи с числовыми результатами порядка сотен тысяч. Сведения, которые сопутствуют числам, дают основания для выводов о том, как эти числа могли быть получены в наше время. Вопрос же о том, каким образом они были вычислены древнерусскими математиками, остается открытым. Вот что об этом говорит советский историк В. К. Кузаков: «И хотя авторам «Русской Правды» приходилось умножать только на 2, 6 и 10 и делить лишь на 50, до сих пор не установлено, каким образом проводились эти исчисления»3.

Каким образом можно воссоздать существо древнерусского вычислительного метода в его средневековом облике? Очевидно, соответствующая реконструкция должна учитывать особенности математического просвещения средневековья и основываться на сопоставлении данных древнерусских источников с вычислительными приемами и средствами византийцев и других соседних народов.

С древности в Европе и странах Востока были распространены различные наглядно-механические приспособления для выполнения арифметических подсчетов. Суть их состояла в перекладывании, или механическом перемещении, по особым правилам счетных элементов на вычислительном «поле». В качестве такого «поля» могла использоваться поверхность стола, скамейки, доски, пола или земли. Существовали переносные постоянного назначения вычислительные «поля». Счетными элементами в зависимости от вида наглядно-вычислительного приспособления могли быть камешки, косточки от слив и вишен, бобы и другие мелкие предметы. А также — особые счетные жетоны, с цифровыми обозначениями или без них. Счетные элементы могли использоваться «в россыпи» и нанизанными на прутья или шнуры. Такого рода приспособления, состоящие из вычислительного «поля» и счетных элементов, имеют общее название — абак. Абак существовал в Древнем Египте и античной Греции, возможно, он был у вавилонян. В архаических вариантах абака вычислительное «поле» и счетные элементы не были соединены вместе, как, например, наши так называемые конторские счеты. Древний абак состоял как бы из двух обособленных компонентов: вычислительной доски и счетных элементов «в россыпи». В 1848 г. на острове Саламине была обнаружена такая вычислительная доска, сделанная из мрамора, относящаяся к древнегреческому периоду.

Если на Руси в домонгольское время употреблялся архаический абак, то соответствующий счет мог сохраниться в позднейшее время если не в чистом, то в каком-то преобразованном виде.

Какие есть на этот счет данные?

Известно, что в XVI в. у нас употреблялся так называемый «дощаный счет», превратившийся вскоре в счеты типа конторских. Следует иметь в виду, что «дощаный счет» был оригинальным и отличался от западноевропейского «счета на линиях», сложившегося в XIII в. Последний имел широкую известность в Европе и, по-видимому, применялся в западных русских областях, входивших временно в состав Полыни и Великого княжества Литовского.

И. Г. Спасский обратил внимание на иностранные свидетельства XVI—XVII вв., в которых счетные умения русских характеризуются так, что их нельзя свести ни к «счету на линиях», ни к «дощаному счету». И. Г. Спасский указывает два таких текста. Первый принадлежит немцу Г. Штадену, который был опричником Ивана Грозного. Он имел возможность довольно подробно ознакомиться с русским бытом второй половины XVI в. Другой фрагмент содержится в записях А. Олеария, посетившего Россию в первой половине XVII в. И тому и другому бросилась в глаза одна и та же особенность русского вычислительного способа — применение плодовых косточек. Наблюдения иностранцев содержат интересные подробности: косточки были сливовые и вишневые, их носили в маленьком мешочке.

Отсюда можно заключить, что наблюдаемый иностранцами «счет костьми» отличался от западноевропейского «счета на линиях». Это не был и «дощаный счет», так как иностранцы не упоминают о рамах, в которых закреплялись счетные элементы на прутьях или шнурах. Свидетельство о ношении косточек в мешочках скорее говорит о том, что счетные элементы употреблялись «в россыпи».

Для окончательного решения вопроса нужно опираться непосредственно на древнерусские тексты, отражающие вычислительную практику домонгольской поры. Таким является упомянутый выше дополнительный материал «Русской Правды».

В Карамзинской группе списков «Русской Правды» он занимает место с 49-й по 69-ю статьи. Таких списков, древнейшие из которых относятся к середине XV в., насчитывается более десятка; все они однотипны, без существенных различий в содержании.

Указанные дополнительные статьи представляют собой набор своеобразных арифметических задач с пересчетом натуры на деньги. В них речь идет о приплоде скота, пчел и пр. за определенный период с подсчетами стоимости в древнерусской денежной системе.

Вместе с тем статьи-задачи из «Русской Правды» — важный исторический источник, содержащий данные о древнерусской «кунной» денежной системе, по которым она реконструируется: 1 гривна = 50 резанам = 20 ногатам.

Задачи с пересчетом натуры на деньги из «Русской Правды» в математическом отношении изучались неоднократно. Итог сводился к установлению обилия неточностей и несообразностей в числах. Тем не менее за наслоением кажущихся несообразностей советские математики Б. В. Гнеденко и А. П. Юшкевич разглядели определенное рациональное содержание. Они открыли в задачах интересную черту: в тех случаях, когда числовые данные не были слишком искажены, в основе условия проявлялась геометрическая прогрессия со знаменателем 2.

Бросается в глаза, что наряду с большим количеством неверных числовых данных в задачах содержатся почти безукоризненные результаты, если они касаются сведений о денежной системе.

Обычно ученые сортировали числовой материал дополнительных статей «Русской Правды» по задачам в целом. Задач, числовые данные в которых имели математический смысл, оказалось мало. Подавляющее большинство задач. оказывались забракованными вместе с содержащимся в них числовым материалом. А что, если поступить так: выбрать во всех упражнениях данные о ценах на товары и проанализировать их независимо от условий задач?

Результат исследования оказался следующим. Переводу натуры на деньги посвящены 8 вариантов подсчетов. Выделенные варианты подразделяются на две группы. К первой относятся 4 варианта, для их выполнения достаточно одной математической операции: числовой записи (условно — умножения на 1) , удвоения (умножения на 2), раздвоения (деления пополам) и утроения (умножения на 3). Ко второй группе отнесены варианты подсчетов (их также четыре), которые выполняются посредством последовательности 2—4 современных арифметических операций, из которых по крайней мере одна связана с действием деления. В соответствии с математическим существом первую группу условно можно назвать группой простейших подсчетов, а вторую — группой усложненных подсчетов.

С позиции нашей привычки к вычислениям на бумаге, видимой связи между обеими группами подсчетов не обнаруживается. Однако разделение именно на выделенные группы в средневековом источнике может быть вовсе не случайным.

Поэтому необходимо сделать анализ структуры подсчетов двух групп в соответствии с особенностями средневековых арифметических представлений. Подсчеты, которые кажутся на основе теперешних представлений несовместимыми по сложности арифметических операций, обнаруживают тесную связь между собой с позиции вычислений на абаке.

В этом смысле становится понятно, почему конечные результаты выражены в имевшей распространение в Древней Руси «кунной» денежной системе.

Архаический абак и его различные модификации, включая русские (конторские) счеты, были вычислительными приспособлениями для действий с именованными числами. В конструкции абака «программировалась» определенная денежная система, поэтому числовые значений, полученные на нем, как бы автоматически приобретали «денежную» форму выражения.

Таким образом, если в Древней Руси употреблялось наглядно-вычислительное приспособление (абак), то в нем должна была быть «запрограммирована» функционировавшая денежная система. Тексты, служившие целям овладения счетом с использованием абака, могли характеризоваться двойственным отношением к хозяйственно-финансовой «тематике», которое как раз представлено в статьях-задачах «Русской Правды». Хозяйственный быт в них отображен условно и неточно, а денежная система — правильно и полно. Итак, соображения о характере древнерусской вычислительной техники позволяют более правильно понять существо важнейшего исторического источника о «кунной» денежной системе — дополнительных статей Карамзинской группы списков «Русской Правды».

В памятниках материальной и письменной культуры, а также искусства Руси может еще в каких-то формах отразиться практика использования наглядно-вычислительного приспособления.

абак и пряслицеРис. 1. Схема обозначений чисел на абаке Рис. 2. Древнерусское пряслице XIII в. с записью типа домино (развертка). На абаке такая запись могла выражать число 100

В памятниках материальной культуры счет на абаке мог получить отражение в виде особой системы записи чисел типа домино. В Древней Руси числа выражались в «буквенной» нумерации, а также в виде засечек на серебряных гривнах (рассмотрено М. П. Сотниковой) или посредством групп точек (например, на гирьках, игральных костях и пр.). Среди «точечных» числовых записей можно выделить обозначение чисел в системе абака: при наличии двух частей (возможно, узкой и широкой), причем в одной из них (узкой) должно быть указано не более одной точки, а в другой (широкой) не более пяти. Возможная форма записи чисел от 1 до 10 в системе абака представлена на рис. 1. Такого рода опубликованное Л. А. Голубевой начертание типа домино встречается на пряслице XIII в. из Белоозера4 (рис. 2). Надпись соответствует двум последним уровням рис. 1. Если верно, что эта запись на пряслице дается в системе абака, то нижний ряд точек мог обозначать 10 (одна точка слева — 5, а еще 5 давали пять точек справа), верхний ряд точек мог выражать 90 (одна точка слева — 5 десятков, а еще 4 десятка давали четыре точки справа). Итого: 1 десяток + 9 десятков = 100.

Способы записи чисел (нумерация) были специальным объектом изучения или определенным атрибутом древнерусской математической культуры. Сохранились числовые берестяные грамоты XIII—XIV вв., представляющие собой фрагменты «цифровых алфавитов». Эти источники свидетельствуют о том, что древнерусская «кириллическая» нумерация была предметом школьного изучения в период татаро-монгольского ига.

Подтверждением существования операции раздвоения может служить структура многих древнерусских мер. Так, от названия меры земли «выть» шли ее доли: полвыти, четь (четверть выти), полчети, полполчети, полполполчети и т. д.; от полчети: осьмина, пол-осьмина; от четверика: полчетверик, полполчетверик, малый четверик, полмалый четверик. Древнерусская мера длины «сажень» делилась на доли по принципу 2, 4, 8, 16.

Интерес представляет древнерусское слово «сугубое», выражавшее удвоенное значение числа. Для примера можно указать следующий текст из тайнописи XVII в.: «присовокупляй троесотное сугубое з двоесотным к сим же и единосотное су[гу]бое», что значит: «прибавь 300 удвоенное к 200, к ним —сотню удвоенную», т. е. 300 + 300 + 200 + 100 +100=10005.

Таким образом, средневековые начальные арифметические операции (нумерация, удвоение, раздвоение), очевидно существовавшие в домонгольской Руси, сохранялись и впоследствии. Вероятно, не будет ошибкой считать, что их наличие в период татаро-монгольского ига было обусловлено достаточно развитой вычислительной культурой (с использованием абака), достигнутой Русью в предшествующий период.

Имеются косвенные данные о том, что в XII—XIV вв. счетное приспособление типа архаического абака на Руси употреблялось более широко, чем кажется на первый взгляд. Об этом говорит распространение знака для обозначения десятитысячного разряда. Так, этот символ — символ, представляющий собой букву «а» в кружке («тьма» = 10 тыс.), применялся в обычном тексте (нематематическом) как сокращенное обозначение слова «темнота». Чтобы такое обозначение употреблялось в церковной литературе, к которой обращались достаточно широкие круги грамотных людей, оно должно было быть обычным для древнерусского просвещенного человека.

В текстах - южнославянского происхождения, а также переводных греческих хронографических сочинениях, где встречались числа порядка десятков и сотен тысяч, применялась комбинированная форма записи — архаичная цифра в сопровождении слова «тьма». Особый энак десятитысячного разряда здесь не встречается (до XVI в.).

Факт «обычности» знака десятитысячного, разряда в письменной практике разъясняется на основе особенностей вычислительной «техники» с использованием восковых дощечек (цер), которые на Руси встречаются с конца XI в. Применяя особые обозначения для больших числовых разрядов, можно уместить на сравнительно небольшой восковой поверхности цер числа порядка сотен тысяч и десятков миллионов. Если вычисления производили на абаке, а промежуточные записи делали на вощечке, то с учетом небольших размеров последних и значительной величины чисел, которыми оперировали в Древней Руси уже на стадии обучения, символика десятитысячного разряда должна была иметь почти такую же известность, как 27 основных знаков нумерации.

В приведенной выше работе В. К. Кузаков справедливо отмечал, что привычная нам арифметическая система не зафиксирована ни в одном документе, в то же время источники («Учение» Кирика, «Русская Правда») свидетельствуют об умении выполнять арифметические действия с большими числами порядка сотен тысяч и десятков миллионов. Указанное парадоксальное положение полностью разъясняется, если исходить из представления о том, что в Древней Руси в качестве вычислительного средства использовался абак архаического типа с записью исходных и промежуточных данных на восковой дощечке. В таком случае никаких записей в привычной нам арифметической системе и не должно было быть, результаты вычислений «считывались» с абака (или церы) и записывались в виде окончательных итоговых чисел, независимо от их величины.

Можно представить в следующем виде древнерусского вычислителя за работой. Его «инструментами» были: маленький мешочек с вишневыми и сливовыми косточками, дощечка для писания по воску (цера) и «писало» — металлическая или костяная палочка, имевшая с одной стороны заострение, а с другой — лопаточку. Исходные числа, с которыми нужно было произвести вычисления, он заносил «писалом» на восковую поверхность церы. Отсутствие стола или скамейки его не смущало. В случае нужды древнерусский вычислитель выбирал ровный участок земли и проводил на нем «писалом» несколько вертикальных линий, разбивая счетное «поле» на колонки. В колонках он сперва раскладывал плодовые косточки в соответствии с числовой записью на цере, а затем по определенным правилам перемещал их. Получив искомый числовой результат, он переносил на церу полученное число. Так он поступал до тех пор, пока не исчерпывались исходные данные. Закончив вычисления, счетчик собирал косточки и складывал их в мешочек до следующего раза.

Арифметика Древней Руси сродни не современной арифметике начальной школы, а машинной математике. Если сейчас ее «лицо» определяют ЦЭВМ (цифровые электронные вычислительные машины), то арифметику Древней Руси можно отнести к категории ЦВМ (цифровых вычислительных машин) домеханического типа6.

В свете изложенного по-новому выступает роль арифметического знания в средневековой культуре домонгольской Руси в отношении ее «веса» в комплексе явлений, которые характеризуют особенность облика русского средневековья. Складывается впечатление, что «выход» вычислительной арифметики, в повседневную жизнь средневековой Руси был богаче, чем представлялось до сих пор.

В стране были вычислители, не только умевшие делать элементарные подсчеты, но и математики, хорошо владевшие этим вычислительным средством. В первом случае соответствующие знания (о записи чисел на абаке, о выполнении действий на нем и пр.) приобретались, по видимому, в рамках учебно-математического «фольклора»7. О том, каких успехов добивались на Руси в использовании абака, свидетельствует (сочинение Кирика, написанное 1136 г. Здесь ученый новгородец точно производит вычисления с гигантскими числами порядка десятков миллионов. Для подготовки математиков такого класса, как Кирик, нужны специальные учебные упражнения, содержащие большие числа. Они появились не позже XI—XII в., на что указывают упомянутые выше статьи-задачи, встречающиеся в отдельных списках «Русской Правды».

Таким образом, на Руси с XI—XII вв. вычислительная культура была достаточно высока. Древнерусский инструментальный счет впоследствии совершенствовался и модернизировался; его традиции сохраняются до настоящего времени в практике употребления русских (конторских) счетов.

1 Гнеденко В. В. Очерки по истории математики в России. М.—Л, Гостехтеориздат, 1946; Юшкевич А. П. История математики в России до 1917 г. М., «Наука», 1968. 2 Симонов Р. А. Математическая мысль Древней Руси. М., «Наука», 1977. 3 Кузаков В. К. Естественнонаучные представления на Руси (X— XV вв.). — «Вопросы истории», 1974, № 1, с. 127. 4 Голубева Л. А. Граффити и знаки пряслиц из Белоозера. — В кн.: Культура средневековой Руси. Л, «Наука», 1974, с. 19, рис. 2, пряслице 3. 5 См.: Симонов Р. А, Употребление «юса малого» в значении 1 тысячи в тайнописи XVII в. — «Зап. отд. рукописей Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина», 1974, вып, 35, с. 125. 6 Майстров Л. Е. Основные этапы развития вычислительных машин;—Труды XIII Международного конгресса по истории науки, секция V. М., «Наука», 1974, с. 100. 7 Симонов Р. А. Предыстория рукописной и печатной русской математической книги (древнерусский учебно-математический «фольклор» и «пособия» табличного тип). — Сб.: «Рукописная и печатная книга». М., «Наука», 1975, с. 205—212.

   Вперёд>>  

Просмотров: 1633

statehistory.ru


Смотрите также