Архитектура в древней греции. Архитектура Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура Древней Греции. Архитектура в древней греции


Культура Древней Греции: архитектура

Культура Древней Греции: архитектура

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология»

по теме: «Культура Древней Греции: архитектура»

Оглавление

Введение

1.Античная архитектура

2.Афинский акрополь

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Античная Греция не была отягощена азиатской традицией, хотя древним грекам и были знакомы достижения культуры народов Востока. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, они определили свой собственный путь социально-политического развития, в философских поисках и в художественно-эстетическом осмыслении мира.

Антропологическое противоречие духа и тела решено было античной культурой в пользу последнего, придав ей «телесный» стиль. Современные исследователи усматривают корни этой «телесности» в античном рабстве. В рабовладельческом обществе ни полноценность человека, ни сам человек не могли быть поняты, а потому человек и его духовная жизнь осмысливались по типу физических тел или вещей. Так конструируется все античное мировоззрение: наука, религия, философия, искусство, общественно-политическая жизнь. Античный гуманизм прославляет лишь физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии было тело человека. Даже греческие боги — прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе воспитания. Однако в античном обществе признавалась биосоциальная природа человека, закрепленная в формуле Аристотеля: «Человек — животное общественное». Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса».

Такая особенность греческой культуры делает особенно интересным ее изучение: ведь современная западная культура воскрешает сейчас телесный культ античности, что вызывает негодование апологетов традиционной культуры.

Целью настоящей работы является исследование греческой архитектуры, как яркого проявления вещной, материальной стороны духовного наследия античности.

В связи с поставленной целью поставлены следующие задачи исследования:

v   рассмотреть особенности античной культуры их отражение в сохранившихся памятниках архитектуры;

v   описать афинский Акрополь как наиболее известный образчик античной архитектуры.

Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором рассматриваются особенности античной культуры и архитектуры, в третьем описываются сохранившиеся памятники греческой архитектуры, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны первоисточники по теме работы.

1.Античная архитектура

Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений. Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция — каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой. Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.

Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер.

Именно это непревзойденное совершенство и органичность сделали памятники древнегреческой архитектуры образцами для последующих эпох.

Древнегреческая архитектура развивалась двумя стилистическими потоками, в двух ордерах (дорическом и ионическом), которые сложились в VII в. до н. э. Под ордером в архитектуре понимается определенная система сочетания и взаимодействия несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. В античной архитектуре это отдельно стоящие опоры-колонны и лежащее на них перекрытие — антаблемент.

Главные структурные элементы двух ордеров один и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями площадка — стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей; базы, ствола и капители.

Дорический стиль наиболее простой, лаконичней по своей форме. Главные отличительные особенности этого ордера — строгость и простота. Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля — легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность. Помимо двух основных стилей древнегреческая архитектура разработала еще третий — коринфский. Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры.

В наиболее четко выраженном виде ордерная система выступает в храмах. Древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. Богослужения происходили вне стен храма, который считался домом богов. В плане храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с двускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм. Композиция греческих храмов различна. Ордерные стилистические элементы используются в каждом из типов сооружений особо.

Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль, или «храм в антах». Состоит он из святилища — целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т. е. «двуколонный»).

Второй, также относительно простой тип храма — простиль. Он сходен с актовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны.

Третий тип — амфипростиль. Это как бы двойной простиль — портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания.

Четвертым типом храмов является периптер. Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн, а количество боковых определялось формулой 2π + 1, где π — количество колонн на переднем фасаде. Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер. Существовал в Гредии еще один вид храма — круглый периптер, где святилище — целла — имело цилиндрическую форму и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн.

Греки применяли в своих сооружениях, в том числе и в храмах, балочные перекрытия. Расстояния между опорами были невелики и не превышали 10 м. Ордерная система греков представляет собой стоечно-балочную конструкцию. Ордера применялись не только при проектировании наружных портиков, но и во внутренних объемах зданий, в интерьерах.

Исключительное значение для последующего развития мировой архитектуры имеют принципы архитектурно-планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно в ансамблях.

Так, в ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочетается с гармоническим равновесием масс, продумано взаимодействие отдельных сооружений между собой и учтена последовательность в восприятии зданий снаружи и внутри комплекса, зодчими продумана тесная связь этого архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом. Афинский акрополь («верхний город») — природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Ее размеры — около 300 м по длине и 130 м по ширине. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки.

Греческие зодчие уделяли исключительное внимание природным условиям и стремились всегда обдуманно и с наибольшим художественным результатом вводить свои сооружения в окружающий пейзаж. "Жемчужиной" акрополя является храм Парфенон, центральное сооружение ансамбля. Это большой периптер (8х17 колонн с высотой 10,5м). Созданию впечатления гармонии и величавой красоты способствует активное применение скульптуры и снаружи, и внутри храма. Именно поэтому Парфенон является одним из ярчайших образцов в мировой архитектуре подлинного и глубокого синтеза искусств.

Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Театры в Греция располагались на склонах холмов. Поперек склона делались подмостки для зрителей, внизу перед ними возводили сценическую площадку для выступлений хора — «орхестру», а актеры находились на эстраде, «скене». Самый большой театр вмещал до 25 тыс. зрителей.

Жилые дома часто имели в центре прямоугольный дворик, куда выходили двери и окна помещений. При наличии двух этажей в верхнем располагался гинекей — женская часть дома. Основное помещение — андрон — предназначалось для пиров и трапез.

В период эллинизма главной темой архитектуры становится градостроительство. Строятся новые города и многочисленные торговые центры, строительство проводится в больших масштабах и быстрыми темпами. Появляется необходимость выработать технические приемы и теоретические основы для возведения бесчисленных зданий различного назначения. Они обобщаются в архитектурных трактатах, авторы которых на основе изначальных принципов древнегреческого искусства стремятся разработать пути рационального строительства и в архитектурно-планировочном, и в техническом отношениях. В это время разрабатывается принципиальная схема планировки города, расчленяемого прямолинейной сеткой улиц на равновеликие кварталы. В центре города располагались общественные сооружения — народное собрание, городской совет, базилика (судебно-административное здание), гимназии, школы, храмы. Центральная городская площадь приобретает характер рыночной (агора). И площадь и улицы окаймлялись портиками, создающими тень. По контуру города опоясывались оборонительными стенами.

Композиция общественных сооружений, многообразных по функциям, также очень различна. Но существует общий пространственный прием, которому отдавалось предпочтение, — использование темы перистильного двора, который в различных комбинациях сохраняет значение композиционного центра здания.

Таким образом, стилистика греческой архитектуры весьма разнообразна и отличается как функциональностью, так и стилистическим единством, своеобразной эстетикой, изяществом форм.

2.Афинский акрополь

В древнегреческих городах-полисах акрополем называли возвышенную и укрепленную часть. Такие акрополи были во многих из них, но самым знаменитым стал безусловно афинский. Этот стройный ансамбль выдающихся произведений архитектуры и скульптуры считают шедевром не только греческого, но и мирового искусства, своего рода символом величия классической Греции.

Первые укрепления на скалистом отроге площадью 300 на 130 м, поднимающемся на окраине Афин, появились еще задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные другие святыни. Но все они были уничтожены персидским царем Ксерксом, захватившим Афины в 480 - 479 гг. до н.э. Об этом свидетельствует в своих заметках сам «отец истории» Геродот. Так что восстановление и реконструкция Акрополя (а точнее создание здесь совершенно нового архитектурного ансамбля) действительно произошли уже в тот период истории классической Греции, который обычно называют золотым веком Перикла. К этому времени Акрополь уже утратил свое былое значение главного укрепления Афин. Теперь задача состояла в том, чтобы превратить его в религиозно-художественный центр города, увенчать в мраморе великую победу над персами, наивысший взлет афинской демократии.

Архитектурный проект нового Акрополя был разработан по указанию и при прямом участии афинского стратега (главнокомандующего) и вождя демократической группировки Перикла, который после заключения перемирия со Спартой получил возможность заняться обустройством столицы. Само же строительство в течение 18 лет осуществлялось под руководством его друга Фидия - величайшего из греческих скульпторов. В целом же на создание всего этого архитектурного комплекса ушла вторая половина V в. до н.э. При этом замысел Перикла и Фидия полностью оправдался. Из восторженных отзывов об Акрополе представителей многих поколений можно составить целую книгу. Ограничимся цитатой из вышедшей в свет в 1885 г. «Всемирной истории искусств» П.П. Гнедича: «Возник Акрополь в такой небывалой красоте, что двадцать веков, отделяющих нас от него, исчезают бесследно: мы так же ясно, свежо, как и тогдашний эллин, чувствуем его поражающую прелесть».

Ансамбль Акрополя состоял из нескольких органично связанных друг с другом сооружений. Сначала афиняне по широкой каменной лестнице поднимались к Пропилеям - парадному входу на Акрополь, представлявшему собой глубокий сквозной портик с колоннадой; при этом боковые проходы предназначались для пеших граждан, а по среднему проезжали всадники и колесницы, проводили жертвенных животных. Слева к Пропилеям примыкало здание пинакотеки - картинной галереи, где демонстрировались портреты героев Аттики. А справа от них (на том самом выступе скалы, с которого, согласно легенде, афинский царь Эгей еще в XIII в. до н.э. бросился вниз, увидев входящий в гавань корабль своего сына Тесея с черными парусами, символизировавшими неудачу его плавания на о. Крит) был сооружен небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике. В переводе его название звучит как «Бескрылая победа». Полагают, что в условиях перемирия в затяжной Пелопоннесской войне афиняне тем самым выражали надежду на то, что победа теперь от них не «улетит». Поскольку в этом храме стояла статуя Афины, его нередко называют также храмом Афины-Ники.

Миновав Пропилеи, посетители оказывались на плоской каменистой вершине скалы. Прямо перед собой они видели изваянную Фидием огромную бронзовую статую Афины Промахос (Воительницы). Считают, что золоченый кончик ее копья в ясные дни служил ориентиром для судов, подплывающих к городу. За этой статуей на открытой площадке находился алтарь, а слева был воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершали обряды поклонения покровительнице города - богине Афине. Существует древний миф о споре Афины с богом Посейдоном за владение крупнейшим из греческих полисов. Победителем должен был стать тот, чей подарок имел бы для города большее значение. Посейдон метнул свой трезубец на Акрополь и в месте его удара стал бить источник морской воды. Он обещал также афинянам успехи в морской торговле. Но победила в этом споре Афина: в том месте, где она ударила копьем, выросло оливковое дерево, ставшее символом Афин. Одна из частей этого храма, посвященная легендарному царю Афин Эрехтею, называлась Эрехтейоном; здесь же находились его могила и святилище. Однако позднее это название перешло на весь храм.

После разрушения и пожара Эрехтейон пришлось восстанавливать, что было сделано при Перикле, в эпоху наивысшего расцвета Афин. Но до наших дней ни интерьер этого храма, ни его мраморные рельефные фризы не дошли. Оказались поврежденными и все четыре оригинальных портика, в том числе и самый знаменитый из них - портик кариатид. Но даже в поврежденном виде он до сих пор остается главной достопримечательностью Эрехтейона.

Главной же достопримечательностью всего ансамбля был и остается Парфенон - самое большое и известное сооружение в этом ансамбле, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты». Этот храм также был посвящен богине Афине. Но на этот раз она выступала в облике Афины-Парфенос или Афины-Девы. Отсюда и название храма. Сооруженный архитекторами Иктином и Калликратом, Парфенон, сочетавший дорический и ионический ордера и прекрасно вписывавшийся в окружающую местность, отличался удивительной гармонией. Это относится к его ступеням, наружной колоннаде, фронтонам, фризам и метопам - квадратным плитам со скульптурами, многие из которых были созданы Фидием. Здание Парфенона было воздвигнуто из местного белого мрамора, но затем раскрашено, внутри располагались еще два портика с колоннами. Здесь же на высоком постаменте стояла 12-метровая статуя Афины-Девы работы того же Фидия. Эта статуя была хризоэлефантинной, то есть выполненной из слоновой кости и золота, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Из чистого золота Фидий выполнил одежду и шлем богини, волосы и щит образовывали золотые пластины, а в глазницы были вставлены драгоценные сапфиры. «Так возник храм, - пишет знаменитый швейцарский ученый-эллинист Андрэ Боннар, - выполненный согласно законам геометрии жизни, и сам он кажется живым, словно дерево, отягченное плодами, вскормленное почвой Акрополя». Ему как бы вторит известный писатель и эссеист Петр Вайль: «От Парфенона глаз не оторвать еще и потому, что он всегда разный. Цвет сильно меняется по времени года и дня, по состоянию погоды - от снежно-белого до темно-бежевого; есть и тот оттенок старого мрамора, который усмотрел Ивлин Во: сыр, облитый портвейном».

Остается представить себе красочное торжественное шествие афинян по дороге, ведущей от города к Акрополю. Это шествие, проводившееся раз в четыре года, было посвящено Афине. Называли его праздником Великих Пана-финей. А Малые Панафинеи проводили ежегодно. Кульминационный момент торжества происходил у алтаря перед восточным фасадом Парфенона, где передавали жрецам новую одежду для статуи Афины.

И в наши дни греки, почитающие древние традиции, устраивают подобные Панафинейские шествия. По священной Панафинейской дороге они поднимаются к Акрополю и заполняют всю его площадь и храмы. Конечно, внутреннее убранство храмов не сохранилось, и лишь немногое можно увидеть в небольшом музее, расположенном за Парфеноном. В той или иной степени пострадали и сами здания храмов. Особенно это относится к длительному периоду турецкого ига. Например, турки разобрали храм Ники Аптерос и сделали из его блоков укрытие для пушек. Однако позднее греки нашли почти все блоки и сложили храм заново. Два тысячелетия простоял почти невредимым и Парфенон, превращенный сначала в христианскую церковь, а затем в мусульманскую мечеть. Но во время одной из войн турок с венецианцами, в 1687 г., венецианское ядро попало в Парфенон, где турки устроили пороховой склад. Произошел сильный взрыв, в результате которого 14 из 46 колонн были разрушены. Колоннаду затем удалось частично восстановить, но здание так и осталось без крыши. В самом начале XIX в. лорд Эльджин, британский посол в Оттоманской империи, под властью которой тогда находилась Греция, купил 17 фигур, украшавших фриз Парфенона. Вскоре он продал их английскому правительству, и они были выставлены в лондонском Британском музее, составив гордость его экспозиции и привлекая многочисленных туристов. С тех пор Греция не раз предъявляла свои права на мрамор Парфенона, однако официальный Лондон отвергает даже такое компромиссное предложение, как создание филиала Британского музея в Афинах. Так что частичную реставрацию Парфенона пришлось производить при помощи не подлинников, а слепков. А в последние десятилетия злейшими врагами Акрополя стали кислотные дожди, ядовитый смог, которые разъедают мрамор, превращая его в гипс. В этих условиях тем более важно включение Акрополя - эталона гармонии, естественности и красоты - в Список объектов Всемирного наследия.

Культурное наследие античных времен необходимо современной культуре, как напоминание о ее истоках, как предупреждение коммерческого варварства и потребительского подхода к культурным памятникам.

Заключение

Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа. Возвеличивая тело, в целом античные искусство и культура, как и на Востоке, решали противоречие между личным и общественным в пользу последнего. Личность считалась полезной обществу лишь благодаря своим гражданским добродетелям. Противоречия объекта н субъекта как сторон человеческой личности можно назвать главным нервом античной культуры. Если во взаимоотношениях с социумом личность находила какой-то выход, то по отношению к судьбе и личность, и общество были лишь объектами, слепыми орудиями Рока. Идея неумолимости Рока тесно связана с античным рабством, ибо в античном мире свободные люди мыслили себя рабами общего мироустройства. Единичные прорывы человеческого духа в античной культуре не стали парадигмой античного мировоззрения, не выразили его сути.

Список использованной литературы

1. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. – М.: Логос, 1995.

2. Завершинский К.Ф. Культура и культурология в жизни общества. Учебное пособие. – Великий Новгород, 2000.

3. Гуревич П. С. Человек и культура М.: «Дрофа», 1998г.

4. Ерасов Б.С.Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 384 с.

5. Культурология. Курс лекций под ред. А.А. Родугина Изд. “Центр” Москва 1998г.

6. Культурология /Под ред. А. Н. Марковой М., 1998г.

7. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарики», 1997.-344 с.

8. Пономарёва Г.М. и др. Основы культурологии. – М.,1998.

diplomba.ru

Архитектура Древней Греции

изображение храма Афины в Дельфах (современное состояние)Архитектура Древней Греции имела куда более существенное значение, чем любая из предшествующих ей относительно красоты построек и удивительной обработки лучших из этих образцов. Архитектура эллинов требует к себе особенно пристального внимания, фактически являясь прародительницей почти всех стилей на территории Западной Европы. Мы не можем остановиться ни на одной из особенностей египетской, ассирийской или персидской архитектуры, значение которой имело бы актуальность и поныне, кроме тех, которые были приняты греками. С другой стороны, среди использовавшихся греческими зодчими характерных особенностей, украшений (декора) или принципов проектирования не находится тех, которые сегодня можно было бы определённо назвать устаревшими.

Мало того, что мы обнаруживаем прямое воспроизводство греческой архитектуры почти в каждой европейской стране, но мы также можем проследить происхождение от греческого искусства многих форм и характерных черт римской, византийской и готической архитектуры, особенно в связи с художественным употреблением колонн.

Греческая архитектура не использовала арку и все формы, связанные с ней, такие как свод и купол, к тому же известно, что греки воздержались от использования башни. Примеры употребления указанных конструкций почти изображение храма Аполлона в Коринфе (современное состояние)наверняка были знакомы древним грекам, как и те приёмы, что применялись египтянами, ассирийцами или персами. Но, по всей видимости, греки обдуманно отказались от подобных решений. Зато в тех пределах, которыми они ограничились в рамках своей архитектурной традиции, греки действовали с поистине великой силой, вкусом и умением, что выражается в их самом грандиозном творении — Парфеноне. Данное сооружение настолько приближено к абсолютному совершенству, насколько это вообще достижимо для созданного человеком произведения искусства.

Греческая архитектура, вероятно, начала становление от уровня архаичной простоты (примитива) где-то в начале VI в. до н.э. (600-й год до н.э. – предполагаемая дата возведения древнего дорического Храма в Коринфе). Все самые прекрасные строения греков по времени их создания находятся в диапазоне между вышеуказанной датой и годом смерти Александра Великого (323 год н. э.). По прошествии данного периода греческое искусство угасло и в конечном счете уступило место римскому.

Как создавались империи — Древняя Греция (часть 1)

Как создавались империи — Древняя Греция (часть 2)

Как создавались империи — Древняя Греция (часть 3)

Дополнительно можно изучить:

archstory.ru

Архитектура Древней Греции

Министерство образования Российской Федерации

Волгоградский государственный технический

 университетКафедра истории, культуры и социологии

по культурологии на тему:

«Архитектура Древней Греции»                                                                      Выполнила:

                                                                     Студентка

Зизе Наталья Вячеславовна

                                                                       Группы – Э155.

                                   

                                                                      Проверил:

Щеглов Владимир Васильевич.г. Волгоград 2001г.П  Л  А  Н:Введение……………………………………………….3

Архитектура (гомеровский период XI – VII вв.)……5

Архитектура (архаика VIII – VI вв.)…………………6

Греческие ордена……..……………………………….8

Архитектура (классическая Греция в V в. до н.э.)…10

Архитектура  (эпоха эллинизма III – I вв.)…………14

Заключение…………………………………………...15

Список используемой литературы:…………………16Введение. Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII-I века до н.э., делится на три периода: архаический, классический и эллинистический. Им предшествовали периоды крито-микенской культуры на территории  южной Греции и островах Эгейского моря. (III тыс. - XII в. до н. э.) и так называемый Гомеровский период (XII – VIII вв. до н. э.) – это время разложения родового строя и возникновения ранних классовых отношений, что привело в VIII – VII вв. до н. э. к формированию античных рабовладельческих государств. Период архаики (VIII – начало V в. до н. э.) совпадает со временем окончательного сложения полиса и формирования основных типов культовых и общественных зданий. Из второго периода, охватывающего время с 480 г. до конца IV в. следует выделить время наивысшего рассвета полисов (480-400 гг.),

к которому применяют название «классического периода». Ведущее место в эту эпоху принадлежит Афинам, где в «золотой век» правления Перикла достигает своей высшей точки развитие рабовладельческой демократии, а в месте с нею – искусство и архитектура.

   Третий период — эпоха эллинизма (320-е годы IV в.— I в. н. э.) — время возникновения греко-восточных монархий и интенсивной экспансии эллинской культуры в новые города Малой Азии и Египта, ставшие крупными центрами торговой и культурной жизни.

   Если говорить о самой архитектура, то в Древней Греции она развивалась быстро и многосторонне. В растущих греческих городах создаются жилые каменные здания, укрепления, портовые сооружения, но самое важное и новое появилось не в жилых и хозяйственных постройках, а в каменных общественных зданиях. Именно здесь, и, прежде всего в архитектуре храмов, сложились классические греческие архитектурные ордера.

   Прямоугольное в плане, строгое и величественное сооружение, возвышающееся на трех ступенях цоколя, обнесенное строгой колоннадой и покрытое двускатной кровлей, — вот что всплывает в памяти, как только мы произносим слова «архитектура Древней Греции». И действительно, построенный по правилам ордера греческий храм был самой значительной постройкой в городе и по своему назначению, и по тому месту, какое занимала его архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм царил над городом; он господствовал над пейзажем в тех случаях, когда храмы сооружались в каких-либо других важных местностях, например, в местах считавшихся у греков священными. Потому что ордерный храм был своего рода вершиной в греческой архитектуре, и потому что он оказал огромнейшее воздействие на последующую историю мировой архитектуры, мы обратились именно к особенностям ордерных построек, пожертвовав многими другими видами и направлениями архитектуры и строительства Древней Греции. Итак, запомним сразу — ордер в Древней Греции, принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной с духовной жизнью общества.

   Как было сказано выше архитектура Древней Греции в основном охватывает VIII – I вв. до н. э. и получает своё наивысшее  развитие в основном в так называемый «классический период» и в архаике, в  принципе об этом периоде и пойдёт речь в данном реферате, но сначала обратимся к более ранним временам и посмотрим как же обстоит дело там. Архитeктура(гомеровский период XI – VIII вв.)   Некоторые представления об архитектуре гомеровской эпохи дают: эпос, немногие остатки древнейших построек, терракотовые модели храмов, найденные при раскопках так называемых священных участков. Скудость археологических данных не позволяет воссоздать архитектурный облик городов того времени. В отдельных местах “Илиады” и “Одиссеи” встречаются описания древних святилищ - священных рощ и пещер с примитивными алтарями, дается характеристика жилой усадьбы, группировавшейся вокруг двора (“ауле”), разделенной на мужскую и женскую половины и включающей специальные помещения для рабов; главным помещением жилого дома был примыкавший ко двору “мегарон”- прямоугольный зал с очагом в центре, отверстием для выхода дыма в потолке и входным портиком, образуемым выступающими концами продольных стен (“антами”) и столбами между ними.

    Мегарон был исходным архитектурным типом в развитие греческого храма. Судя по раскопанным фрагментам зданий, строительная техника гомеровской эпохе заметно уступает микенской и критской. Постройки возводились из глины или сырцового кирпича (редко из плитняка) на фундаментах из бута, скрепленного глиняным раствором; вытянутые в плане, они завершались криволинейной апсидой. В IX – VIII вв. до н. э. Начали применять деревянный каркас, укрепляющий стерцовую постройку (храм Артемиды Орвали в Спарте), что способствовало переходу к прямоугольным планам. Глиняная модель храма VIII в. до н. э.  из Герайона близ Аргоса свидетельствует о развитие двуматной кровли и появлением потолка и фронтонов; столбы образуют самостоятельный портик. Позже возникает портик вокруг всего храма, защищающий сырцовые стены от дождя(1й храм Геры в Герайоне близ Самоса, ныне Тигани, здание в Гермоне).

     Описание в “Одиссее” дворца Алкиноя позволяет угадать эстетические воззрения той эпохи, когда архитектура еще не отделилась от ремесел , a представления о красоте- от восхищения мастерством, по словам Гомера, сияющим, подобно солнечному отсвету, на всех продуктах человеческого труда. Это сияние и делает “лучезарным” сказочный дворец, при виде которого сердце Одиссея забилось сильнее; он чарует не столько специфическими средствами архитектуры, сколько искусными металлическими деталями и обшивками, резьбой по дереву, росписями, декоративными тканями; путника манят богатый дом, искусно орошенный сад, прохлада помещений, продуманная организация всей усадьбы, наполненной творениями человеческих рук.

Архитектура (архаика VIII - VIвв.)    В то время город обычно располагался вокруг укрепленного холма-“акрополя”, на вершине кoторого находилось святилище с храмом, посвященным богу-покровителю  полиса. У подножия акрополя размещались живые кварталы; их планировка складывалась стихийно; ремесленники каждой профессии селились отдельными слободами. Центром нижнего города была торговая площадь “агора” - место политических собраний граждан.

    В связи с возникновением нoвых форм общественной жизни складываются различные темы зданий общественного назначения; среди них ведущее место принадлежало храмам.

    Наряду с храмами сложились другие типы общественных зданий: “булевтерий” – дом для собрания совета общины; “Пританей”- дом со священным очагом общины, предназначенный для официальных приемов и торжественных трапез. Рано появились “ста”- портики, открытые спереди, а часто и с других сторон, служившие местом отдыха и прогулок. К числу общественных зданий относились также “лесхи” (своего рода клубы), фонтаны, театры, стадионы. Целые комплексы сооружений отводились для “палестр” и “гимназий”- школ для физического и общего воспитания молодежи. Большинство общественных сооружений свободно размещалось вокруг агоры.

    Нaчало поисков более долговечных, чем известных прежде, более внушительных и соответствующих требованиям новой эпохи архитектурных форм знаменует храм Аполлона Терепиоса в Гермоне и храм Геры в Олимпии.

    Эти храмы в большей мере свидетельствуют о поисках, чем об успехах зодчества архаики. Его крупнейшие достижения были связаны с созданием и последовательным применением ордерных принципов. Ордер представляет особый тип архитектурной композиции, характерными чертами которого является трехчастность (стереобой, колонны и антаблемент), четкое разделение частей на несомые и несущие, нарастание сложности построения снизу вверх. Ордер возник как важный элемент архитектуры общественного здания.

    Дорический ордер сложился на базе строительного опыта дорийских племен, заселявших греческую метрополию. Он встречается уже в первых сооружениях, построенных из камня, как в метрополии (ст. храм Афины Пронайи и ст. фолос в Дельфах), так и в дорийских колониях (храм Артемиды в Керпире, храм Аполлона в Сиракузах). На первых порах дорические постройки имели много местных особенностей. Со временем стерлись различия в плане. Исчезли и резкие колебания в пропорциях колонн, первоначально весьма значительных. Вышла из употребления керамическая облицовка, бессмысленная в каменных сооружениях, но иногда применявшаяся по традиции (сокровищница илоян в Олимпии).

   Примерами сложившейся архаической дорике служит храм Афины на о-ве Эгида, сокровищница афинян в Дельфах, храм Аполлона в Коринфе, “базилика” и храм Деметры в Пестуме.

   Важным элементом архаической архитектуры был декор: cкульптура, заполнявшая поля метол и фронтонов, и раскраска фасадов (восковыми красками по тончайшей мраморной штукатурке или прямо по камню). В дорических храмах фоны для скульптуры окрашивались в синий или красный цвет. Мутулы, триглифы и регулы – в синий, нижние поверхности карниза, тении, под капителями – в красный. Основные, “работающие” части здания (архитрав, колонна) не окрашивались. Раскраска пoдчеркивала кoнструкцию и  в то же время придавала архитектуре праздничный, мажорный характер.

    Легкий в пропорциях декоративно-изящный ионический ордер сформировался в богатых торговых городах островной и малоазийской Греции, испытавших воздействие культуры Востока. Конструктивным прототипом ионического антаблемента была плоская, совмещенная с потолком глинобитная кровля, уложенная по сплошному накату из мелкого леса. В этой конструкции и находит свой прообраз высокая ионическая сила и зубчики, расположенные поверх архитрава. Ионический ордер встречается впервые в больших малоазийских диптерах середины VI в до н. э., возведенных из известняка  и мрамора. Среди них наиболее прославлен храм Артемиды (архитекторы Херсифон и Метаген) в Эфесе.

   В VI в до н. э. греческие зодчие добились крупных успехов и в создании архитектурных ансамблей. Важнейшим типом ансамбля, наряду с опорой и акрополем, было святилище. В ансамбле святилище в Дельфах, определившиеся в основных чертах в  VI в до н. э., важным элементом архитектурного образа является пейзажное окружение. Композиция святилища была рассчитана на восприятие человека, который в составе торжественной процессии поднимался по зигзагам освещенной дороги, обрамленной сокровищницами и мотивными статуями; на одном из поворотов перед его взором возникали неожиданно крупные и потому особенно впечатляющие массы главного храма, стоявшего на высокой террасе.

       Греческие ордена.   В древнегреческом ордере существует ясный и стройный порядок, согласно которому сочетаются друг с другом три основные части постройки: основание — стереобат, несущие опоры — колонны и несомую конструкцию — антаблемент.                           

Дорический ордер (возник в начале VII в. до н.э.) имел три основные части (см. выше). Ему свойственны колонна, рассеченная желобками-каннелюрами, сходящимися под острым углом, стоящая без базы и завершенная простой капителью, архитрав в виде ровной балки и фриз из чередующихся триглифов и метоп.

       Коринфский ордер похож на ионический, но отличается от него сложной капителью, украшенной растительными узорами (самая древняя коринфская колонна известна в храме Аполлона в Басах, ныне — Вассе в Пелопоннесе, сооруженном около 430 года до

н.э. знаменитым зодчим Иктином).

   Эолийский ордер (известен по нескольким постройкам VII в. до н.э. — в Неандрии в Малой Азии, в Ларисе, на острове Лесбос) имеет тонкую гладкую колонну, стоящую на базе и завершенную капителью, большие волюты и лепестки которой воспроизводят растительные мотивы.

   Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены весьма обстоятельно. Не подлежит сомнению, что его источником являются деревянные, укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную

деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера можно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В более легком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелких бревен. В

капители эолийского ордера проявляется местный строительный прием, согласно которому балки укладывались на развилку ветвей древесного ствола. В Древней Греции быстро сложился и строго упорядоченный план храма, сооружавшегося по правилам ордеров. Это был храм-периптер, то есть храм, обнесенный со всех сторон

колоннадой, внутри которого за стенами находилось святилище (целла). Происхождение периптера можно проследить начиная от построек, близких древнейшим мегаронам. Наиболее близок мегарону храм «в антах», то есть храм, где на торцевой стороне выступают концы стен, между которыми помещаются колонны.    Далее следуют простиль с портиком на фасаде, амфипростиль с двумя портиками на противоположных сторонах и, наконец, периптер. Разумеется, это лишь схема исторического развития: в Греции нередко одновременно сооружались храмы разных

типов. Но так или иначе древнейшим образцом послужила жилая постройка-мегарон, а в VII в. до н.э. появились храмы-периптеры (храм Аполлона Термиоса, иначе Фермосе, храм Геры в Олимпии и др.). В храмах этого времени еще применялись кирпич-сырец и деревянные колонны, которые со временем заменялись каменными.

Вместе с созданием каменных конструкций древние зодчие «из области шатких и неустойчивых глазомерных расчетов доработались до установления прочных законов «симметрии» или соразмерности составных частей здания». Так писал об этом римский архитектор I в. до н.э. Витрувий, автор единственного полностью сохранившегося античного трактата о зодчестве, по которому мы можем достоверно судить о взглядах той эпохи на архитектуру. Разумеется, с учетом того, что ордера сложились за шестьсот лет до появления на свет этого трактата. Все эти «прочные законы» закрепились в каменном зодчестве Древней Греции на века, а если считать те эпохи, когда в архитектуре снова возрождался ордер, — то и на тысячелетия. Архитектура (классическая Греция в V в. до н.э.)   Развитие ордеров в Древней Греции было связанно главным образом с формированием основных типов зданий общественного назначения и прежде всего храмов. В связи с представлениями о храме как о жилище божества его первоначальная композиция формировалась под воздействием жилого древнейшего дома — мегарона с портиком перед ним и статуей внутри помещения. Простейший тип храма — антовый. Он состоял из прямоугольного зала — целлы и входного портика в две колонны, расположенные между выступами продольных стен — антами. Развитием храма в антах служит простиль, у которого четырёхколонный портик выдвинут по отношению к антам, а так же амфипростиль — с двумя торцовыми портиками на противоположных сторонах. Наконец, в период архаики сформировался – периптер, имеющий колоннаду с четырёх сторон.

   Развитие периптера и других типов храмов в архаическую и классическую эпоху даёт наиболее яркое представление об изменениях в ордерной композиции и о сложении характерных черт греческой архитектуры. Вершиной развития стали храмы Афинского акрополя, который создаётся в V - IV вв. до н.э. и господствует над городом и его окрестностями. Разрушенный во времена персидских нашествий, Акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом. В течении третьей четверти V в. до н. э. были возведены сверкающие, беломраморные здания: Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос («Бескрылой Победы»). Завершающее ансамбль здание Эрейхтейона строилось позже.

   Подлинно гармонии удалось достичь строителям Парфенона, Иктику и Калликрату. Колонны храма имеют ту же высоту, что и колонны храма Зевса в Олимпии, но на смену тяжёлым пропорциям «сурового» стиля пришли стройность, изящество. Влияние ионийских традиций сказалось в появлении фриза с внешней стороны западной части сооружения. К соединению обоих стилей стремился и архитектор Мнесиклет, создатель величественных ворот, ведущих на Акрополь, — Пропилеев: ионийские колонны соседствуют здесь с дорическими. Напротив, в архитектуре красивого миниатюрного храма Афины-Победительницы преобладают ионийские черты. Также в духе ионийских традиций сооружён был Эрейхтейон, расположенный весьма живописно.

   Все эти замечательные творения Афинских зодчих расположены на Акрополе.

   На холме Акрополя разместились основные святилища афинян, и прежде всего Парфенон — храм Афины, богини мудрости и покровительницы Афин. Там же хранится казна. В здании Пропилей, служившем входом в Акрополь, в двух их пристройках – крыльях находится библиотека и картинная галерея.  

   Греческие архитекторы умели прекрасно выбирать места для своих построек. Храм возводился там, где ему было словно приготовлено место самой природой, и вместе с тем его спокойные строгие формы, гармонические пропорции, светлый мрамор колонн, яркая раскраска противопоставляли храм природе, утверждали превосходство разумно созданного человеком сооружения над окружающим миром.

   Акрополь    воплощал    представление   о    могуществе   и   величии Афинской  державы  и  в  то  же  время,  впервые  в  истории Греции, выражал   идею    общеэллинского   единства.    Смысл планирования Акрополя можно понять, лишь представляя движение торжественных процессий в дни общественных празднеств. Дорога вела вверх, к торжественным воротам — Пропилеям. Дорическую колоннаду Пропилей два не равных, но взаимоуравновешенных крыла здания, к правому, меньшему крылу прилегает храм Ники Аптерос («Бескрылой победы»), начатый строительством в 449 г. как памятник в честь победы Афин над персами. Это не большой по размера, гармоничный и ясный по форме храм, словно отделившись от общего массива холма, первым встречал процессию. Стройные ионические колонны на каждой из двух коротких сторон храма придают зданию черты изящества.    

От Пропилей главный храм Акрополя Парфенон, возведённый на самой высокой площадке Акрополя, виден с угла. Большое здание Парфенона уравновешенно стоящими по другую сторону площади изящным и сравнительно небольшим храмом Эрехтехоном, оттенявшим свободной асимметрией возвышенную строгость Парфенона.

   Парфенон — совершеннейшее создание греческой классической архитектуры и одно из высочайших достижений зодчества вообще. Это монументальное, величественное здание возвышается над Акрополем, подобно тому как сам Акрополь возвышается над городом и его окрестностями. Парфенон самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой метрополии. Внутри он располагает двумя большими залами — прямоугольным и квадратным, входы в которые располагались с противоположных сторон.   Восточный прямоугольный зал со статуей Афины в глубине был разделён на три части двухъярусными колоннадами дорического ордера. Квадратный зал служил сокровищницей и носил название «Парфенон».

   Тип греческого храма, над созданием которого трудились многие поколения, получил в Парфеноне  наиболее совершенное истолкование. В своих основных формах — это дорический периптер с восемью колоннами на коротких и семнадцатью на длинных сторонах. Но он органически включает элементы и ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегчённый антаблемент, сплошной фриз, опоясывающий здание, сложенное из квадратов пентелийского мрамора. Раскраска подчёркивает конструктивные детали и образовывала фон, на котором выделялись скульптуры фронтонов и метоп.

   Величавой ясности и строгой гармонии Парфенона словно противостоит изящество и свобода композиции Эрехтейона — асимметричного здания, сооружённого на Акрополе неизвестным мастером в 421 – 406 гг. до н. э. Посвящённый Афине и Посейдону, Эрехтейон отличается живописной трактовкой архитектурного целого, контрастным сопоставлением архитектурных и скульптурных форм. Планировка Эрехтейона учитывает неровность почвы. Храм состоит из двух находящихся на разных уровнях помещений. С трёх сторон он имеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на южной стене. 

   Расчленённостью и живописностью форм Эрехтейон прокладывает пути искусству позднее классики, то более трагически взволнованному, то лирически утончённому, но менее ценному и героическому, чем высокая классика.   Помимо Афинского акрополя в архаический и классический периоды сложилось множество других ансамблей, включающих храмы, святилища и общественные здания (святилище Зевса в Олимпии, комплекс храмов в Посейдонии и др.). Но уже с IV века храмы начинают терять ведущее значение и получают всё большее развитие здания и комплексы светского назначения, формирующиеся как элементы общей структуры городов. Особенно стоит выделить торговые и зрелищно – спортивные комплексы, сочетавшиеся с природным ландшафтом. Стадионы устраивались в естественных впадинах, достигая иногда значительных размеров (Афины, Олимпия), театры использовали склоны гор для устройства естественного полукруглого театрона с круглой площадкой — орхестрой, где обычно выступал хор. К орхестре примыкала прямоугольная сцена.Архитектура  (эпоха эллинизма).   Для пластических искусств III – I вв. до н. э. ни в кое мере не были временами упадка. Примером может быть знаменитая скульптурная группа Лаокоона, шедевр эллинистической пластики. Группа была создана в первой половине I в. до н. э., т. е. тогда, когда греческая поэзия была уже охвачена творческим бесплодием.

   В сакральной архитектуре эллинистической эпохи царил ионийский ордер. Немногочисленные дорические постройки отличались стройными колоннами и лёгкими балками перекрытий — это, как и появление некоторых других элементов, указывает на разложение старого дорического стиля, который лишь на греческом Западе ещё сохранял древние традиции. Если в сакральной архитектуре дорический орден был распространён мало, то в светском строительстве к нему прибегали часто, как это видно по колоннадам портиков.

   О торжестве ионийского ордера говорит монументальный храм Дидимайон в Милете: храм был окружён двойной колоннадой, состоящей из 210 ионийских колонн. Ионийский стиль победил не только в жизни, но и в теории архитектуры. Особенно горячо работал за него зодчий и теоретик этого искусства Гермоген, работавший в середине II в. до н. э. и создавший новую архитектурную формулу — псевдодиптер: постройка, обнесённая двойной колоннадой, причём внутренний ряд колонн был до половины скрыт в стене здания. Эта форма — последнее творение ионийского стиля — воплощена была в большом храме Артемиды Левкофриены в Магнесии; позднее псевдодиптер был широко заимствован римлянами и на практике и в теории.   

Помимо прямоугольных в плане построек в эпоху эллинизма всё чаще появлялись памятники круглые, продолжавшие традиции IV в. до н. э. Из сохранившихся памятников этого типа заслуживают внимания, прежде всего Арсиноэйон на острове Самофракия, хореический памятник Фрасилла, постройки в Олимпии и Эретрии. Самым выдающимся было творение Сострата из Книда — вознесённый на 100 м. с лишним в высоту морской маяк на острове Фарос близ Александрии. Александрийский маяк считался одним из семи чудес света, но до нашего времени не сохранился.Заключение.   И так осталось только подвести итоги ко всему выше сказанному. Как следует из самой работы, развитие греческой архитектуры пришлось на время правления Перикла или по-другому на «классический период».

   Здесь мы прослеживаем неоднократное изменение стилей возведения зданий, храмов. Переход от тяжёлого стиля к более лёгкому, изящному, непринуждённому.

   Так же мы можем здесь узнать о том, как в классическом периоде происходит восстановление Акрополя, какие храмы он в себя включал, «пройтись» по нему торжественной процессией «увидев» расположение всех величественных храмов построенных в честь греческих Богов. Узнать о самом величественном и почётном храме того времени Парфеноне.

   В данной работе я попыталась в большей или меньшей степени раскрыть все этапы формирования и преобразования архитектуры в Древней Греции, рассматривая это подробно на некоторых сооружениях и храмах того времени. Список используемой литературы:1.     Казимеж Куманецкий «История культуры Древней Греции и Рима» - М.: «ВЫСШАЯ ШКОЛА», 1990 г.

2.     Н. Ф. Гуляницкий «Архитектура гражданских и промышленных зданий» в 5 томах: том 1 «История архитектуры» - М.: Стройиздат 1984 г.

3.     История зарубежного искусства – М.: Изобраз. искусство, 1984 г.

4.     А. Н. Бадак и др. «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Древняя Греция» – Минск: АСТ, 2000 г.

5.    Л. Любимов  «Искусство Древнего мира» - М.:        

Просвещение, 1980 г.

baza-referat.ru