Архитектура искусство древней греции. Архитектура и искусство Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство древней Греции: Архитектура. Архитектура искусство древней греции


4. Архитектура и искусство. История Древней Греции

4. Архитектура и искусство

V–IV вв. до н. э. были временем расцвета греческой архитектуры и скульптуры, создания шедевров, обогативших сокровищницу мировой культуры. Искусство архитектуры было тесно связано с состоянием теории и практики градостроительства, основанием и благоустройством новых и старых городов. Высшим достижением греческого градостроительства была разработка концепции регулярного города, т. е. строительство городов по предварительно продуманному, основанному на принципах рационального благоустройства плану. Основные принципы регулярного города были разработаны Гипподамом из Милета и получили название гипподамова города. Городская территория делилась пересекающимися под прямым углом улицами на ряд правильных жилых кварталов. Предусматривалось выделение городского центра, застроенного зданиями общественного назначения (храмами, помещениями для должностных лиц, портиками для прогулок), торговой площади — агоры (иногда общественный центр совпадал с агорой, иногда они разделялись). Если город располагался на морском берегу, то прибрежная часть оформлялась в портовый район с верфями, доками, складами. В регулярном городе предусматривались как его обязательные элементы театр, стадион и гимнасии. К городу подводилась вода по специальному водопроводу, далее она поступала по трубам в разные районы города к специальным колодцам, откуда жители брали воду для своих нужд. Нечистоты выводились через канализацию за пределы города.

Парадным и религиозным центром города был акрополь, здесь располагался храм главного божества — покровителя данного города, сюда вела дорога священных процессий во время важнейших праздников, здесь приносились наиболее торжественные жертвоприношения.

Принципы гипподамова города могли быть реализованы лишь в городах, построенных на новом месте, как, например, в Олинфе на Халкидике или в портовом городе Пирее, городе Фурии или в заново отстроенном Милете. В городах, возникших в незапамятные времена, таких, как Коринф, Афины, Эфес, Фивы, положение было иным — вместо регулярных кварталов, сетки прямых улиц, благоустроенных площадей можно было видеть беспорядочно стоящие частные жилища, разбросанные среди них храмы, узкие кривые улочки. Однако элементы регулярности в V–IV вв. до н. э. проявляются и здесь: архитектурно украшаются акрополь, центральная площадь, место для народных собраний. Ремесленные мастерские с вредным производством (керамические, кожевенные) переносятся на окраину города. Здания театров и стадионы устраиваются в наиболее удобных местах. В V–IV вв. до н. э. практически во всех греческих городах возникают мощные оборонительные сооружения, система крепостных стен с башнями, которые вносят элементы организации во всю городскую планировку.

Высоких художественных достижений греки добились в области архитектуры. Греческое зодчество классического времени развивалось на основе так называемой ордерной системы, ставшей великим завоеванием мировой архитектуры. Эта система, зародившаяся в архаический период, достигла наибольшей полноты и законченности именно в V–IV вв. до н. э. Два основных типа ордера — дорический и ионический — сформировались еще в VII–VI вв. до н. э., но в V–IV вв. появился еще более нарядный и изысканный коринфский ордер. В то же время греческие зодчие начинают прибегать к смешению разных ордеров в одном здании, внося элементы легкости и изящества в дорический стиль, и придают большую нарядность и пышность ионическому ордеру. Умелое смешение разных архитектурных стилей расширило возможности греческих строителей, позволило им создать многие шедевры греческой и мировой архитектуры.

Основой греческого зодчества, как и в архаическое время, был храм — самое совершенное в принципе здание, в котором обитает прекрасное божественное существо. Были разработаны различные типы храмовых зданий, от скромных героонов в честь героев до величественных громадных храмов в честь главных богов. Храмовые здания в зависимости от количества колонн делились на несколько типов: храм в антах (две колонны перед главным входом), простиль (четыре колонны перед главным входом), амфипростиль (колонны поддерживали портик перед главным входом и такой же портик с колоннами располагался с противоположной стороны), периптер (когда колонны окружали храмовое помещение с четырех сторон) и самый сложный тип греческого храма — двойной периптер, когда портик с четырех сторон здания поддерживался двойным рядом колонн. В большом храме внутренние апартаменты состояли из зала, где находилась статуя главного божества города (Зевса, Посейдона, Геры, Афины, Аполлона и др.), и второго помещения, где хранилась священная утварь, а также храмовые, а зачастую и городские сокровища. Антаблемент над колоннами, верхние части наружных и внутренних стен здания, фронтоны украшались скульптурными группами и рельефами, что придавало храмовому зданию нарядный и торжественный облик. Греческие зодчие на основе этих общих принципов построили ряд храмов, ставших шедеврами греческой и мировой архитектуры: Афины — Девы, Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат, 448–432 гг. до н. э.), Зевса в Олимпии (архитектор Либон, 465–456 гг. до н. э.), Эрехтейон, интересный своей расчлененной композицией и применением фигурных, в виде несущих корзины девушек, колонн (так называемых кариатид), храмы Аполлона в Дельфах, в Дидимах около Милета и многих других. Показателем большой зрелости греческого зодчества является создание сложных, художественно уравновешенных архитектурных ансамблей, таких, например, как афинский Акрополь, олимпийский спортивно — храмовый округ Альтис и храмовый комплекс в Дельфах. Ансамбль афинского Акрополя включал специально построенный и художественно оформленный проход на Акрополь — Пропилеи, к которым примыкали помещение для картинной галереи (пинакотека) и маленький храм в честь богини победы Ники. Центром ансамбля был величественный Парфенон с примыкающими к нему святилищами некоторых аттических богов. Громада Парфенона несколько уравновешивалась небольшим и архитектурно расчлененным храмом в честь Эрехтея и Посейдона — Эрехтейоном. Вертикальной осью всего ансамбля была статуя стоящей с копьем Афины Воительницы. Крутой склон Акрополя был использован для устройства здесь театра Диониса на 17 тыс. мест и специального помещения для музыкальных состязаний — Одеона. В целом архитектурный ансамбль афинского Акрополя отличался большим художественным вкусом.

Типы Греческих храмов

Прекрасный природно — архитектурный ансамбль был создан в священном округе Олимпия, где проводились Олимпийские игры. Многочисленные здания спортивного назначения: гимнасии и палестры для тренировок и выступлений атлетов, стадион, бассейны для омовений — группировались вокруг величественного храма Зевса и его супруги Геры. Органической частью ансамбля были здания для членов Совета — булевтерия — и почетных гостей — пританея, многочисленные небольшие строения для хранения даров отдельных городов — сокровищницы. Священный округ был расположен у подножия невысокой горы Кронос, с запада и юга его ограждали река Алфей и ее приток Кладей, что вызывало чувство уединения, красоты, покоя и отрешенности от мирских забот и суеты у всякого, кто вступал в пределы Олимпийского округа.

Иным по своему характеру был храмовый ансамбль Дельф — священного города Аполлона. Основой ансамбля была извилистая, поднимающаяся из долины священная дорога (дорога процессий), по сторонам которой находились сокровищницы нескольких десятков греческих городов. Дорога подходила к верхней террасе, на ней возвышался огромный, господствующий на всем склоне горы Парнас храм Аполлона, к нему примыкал театр, где проходили музыкальные состязания в честь Аполлона.

И в других греческих полисах местные зодчие стремились к созданию продуманных и художественно выполненных архитектурных ансамблей.

Велики достижения эллинских мастеров в области скульптуры. Жители греческих городов любили и понимали скульптурные изображения, и их мастера охотно удовлетворяли вкусы современников. Греки охотно украшали здания, особенно храмы, самой разнообразной скульптурой. В главном помещении храма находилась статуя божества — покровителя города, наружные и внутренние стены здания, верхние части антаблемента обычно покрывались рельефными изображениями, фронтоны заставлялись скульптурными группами, отдельные скульптуры украшали даже крыши некоторых храмов. Статуи стояли на городских площадях, ставились на могилах. Назначение скульптур было самым различным: религиозное (разработка образов наиболее чтимых богов и героев), эстетическое (скульптура служила украшением площади, здания, святилища), идеологическое (прославление гражданина и воина, физически крепкого, мужественного, с чувством собственного достоинства, жизнерадостного). Наиболее популярными художественными образами были образы величавого, могущественного и спокойного божества (мужского и женского), обнаженного воина — атлета. В IV в. до н. э. происходит очеловечивание образа божества, смягчение идеальных черт и подчеркивание в них чисто человеческих качеств. Скульптуры богов и богинь в IV в. до н. э. больше напоминают смертных людей, чем могущественных небожителей.

Олимпия. Реконструкция

Греческие мастера создавали скульптуры из самых различных материалов: из известняка, мрамора, дерева и слоновой кости, из обожженной глины. Скульпторы овладели в совершенстве техникой бронзового литья и по восковой модели научились изготовлять превосходные бронзовые статуи.

Огромных успехов греческие скульпторы достигли в трактовке художественного образа, им удалось преодолеть неподвижность и скованность архаических фигур. Греческие мастера классического времени могли передавать в твердом материале многие оттенки человеческих состояний, их статуи полны жизни и движения. Даже спокойно стоящие фигуры наполнены скрытым движением и полнотой жизни. Статуя Мирона «Дискобол», скульптура Зевса, выполненная Фидием для храма Зевса в Олимпии и считающаяся одним из чудес света, его статуи Афины Девы для афинского Парфенона, Афины Воительницы для Акрополя, его 160–метровый панафинейский фриз на внешней стороне стены Парфенона, изображение летящей Ники Пеония — вот некоторые всемирно известные шедевры V в. до н. э. Замечательными творениями греческого гения стали статуи работы Поликлета — Копьеносец — Дорифор, раненая амазонка, статуя Афродиты Книдской и Гермеса с младенцем Дионисом Праксителя; Менада Скопаса, Аполлон Бельведерский Леохара. Одним из лучших портретистов IV в. до н. э. был Лисипп, прославившийся великолепными портретами Александра Македонского и статуей Апоксиомена (атлета, счищающего грязь после тренировки). Статуя Апоксиомена интересна тем, что зритель, обходя ее, видит меняющиеся черты атлета, то возбужденного борьбой, то усталого до изнеможения.

Эллинские скульпторы создавали и прославляли, полисный идеал гражданина, который реалистически отражал политическое и социальное преобладание средних слоев гражданства в большинстве греческих городов-государств.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Искусство древней Греции: Архитектура — МегаЛекции

Древние греки прославились своим искусством во всём мире. Архитектура, скульптура, художественное слово Древней Греции оказали огромное влияние на развитие европейской культуры. Древнегреческое искусство принято называть классическим, то есть совершенным, образцовым. Жилые дома греков были очень скромными. Но храмы, стадионы и другие общественные здания, где свободный грек проводил большую часть своего времени, строились красивыми и величественными, именно религиозные строения являются самым занимательными памятниками искусства древней Греции. К сожалению, время не пощадило архитектурные памятники Древней Греции. Однако и в таком виде они поражают своей красотой и совершенством пропорций.

Греки были хорошими математиками. Сооружая храмы, они придерживались правила «ничего чрезмерного», или правила «золотой середины».

Греческие храмы не высокие и не низкие. Архитекторы выбирали такие пропорции, которые особенно радуют глаз. Храмы строились всегда на каком-нибудь возвышении, на горе или искусственном основании. Прямоугольное строение храма со всех сторон окружали мраморной колоннадой — портиком. Портик делал храм прозрачным и лёгким на вид, а кроме того, защищал людей от солнца.

Греки использовали колонны трех типов (ордеров): дорические, ионические, коринфские. Верхняя часть колонны называется капителью. Раньше всего возникли дорические колонны. На вид они простые и суровые, сверху вниз по ним тянутся желобки.

Ионические колонны появились позже. Они стройней и тоньше дорических. Капитель у них сделана в виде двух завитков. Дорическую колонну принято было сравнивать с суровым и мужественным воином, а ионическую — со стройной и красивой женщиной.

Позже всех возникли коринфские колонны. Их капитель делалась в виде корзины с цветами.

Нередко греки вместо колонн изготовляли специальные каменные статуи, которые своими руками или головами подпирали крышу или карниз. Такие статуи в виде мужских фигур называются атлантами, а в виде женских — кариатидами.

Все три типа колонн — дорические, ионические и коринфские, а также атланты и кариатиды широко используются в архитектуре всего мира. Их можно увидеть на фасадах зданий в Киеве, Львове и других городах. Так что даже жители Украины ощущают на себе влияние Искусства древней Греции.

Скульптура

Скульптура - важная составляющая часть искусства древней Греции. В Греции жили знаменитые скульпторы — Фидий, Мирон, Поликлет и многие другие.

Они воспевали красоту человеческого тела, красота воспевалась почти во всех произведениях искусства древней Греции. Богов и людей изображали одинаково — молодыми, сильными, прекрасными. Греки считали, что человек подобен богам. Статуи отливали из бронзы или высекали из белого мрамора. Мраморные статуи нередко раскрашивали. В храмах, на площадях и улицах греческих городов стояли бронзовые и мраморные статуи богов, спортсменов, философов, трагиков и знаменитых людей.

Греки никогда не изображали уродливых людей; они считали, что воспевать стоит лишь красоту.

Наиболее известны такие статуи: «Дискобол» («Метатель диска») Мирона, «Афродита» (богиня красоты и любви) Прак-сителя, «Афродита Мил осекая» неизвестного скульптора, «Аполлон Бельведерский» Леохара и «Геракл со львом» Лисиппа

Живопись Древней Греции

Век высшего расцвета скульптуры в период классики был и веком расцвета греческой живописи. Именно к этому времени относится замечательное живописное новшество, утраченное впоследствии и как бы заново открытое, возрожденное лишь в эпоху великих итальянских мастеров — эпоху Возрождения: искусство светотени. Первым включил в свою палитру полутона Аполлодор Афинский, за что получил прозвище Тенеписец. Введение светотени имело для развития реалистической живописи огромное значение.

Во времена “Илиады” и “Одиссеи” вазопись примитивна – преобладал геометрический орнамент. В 7-6 вв. до н.э. на вазах пишутся сцены из легенд и мифов, особой популярностью пользовались подвиги Геракла, Троянская война. Появляется техника чернофигурной росписи (закрашенные черным лаком фигуры резко выделялись на красном фоне глины, ил.51).

В 530-525 гг. до н.э. появляется новый способ росписи ваз – краснофигурный (фигуры оставляются в цвете глины, а фон покрывается черным лаком, ил.52). Эта техника раскрыла новые возможности рисунка. Художники стали изображать одежду в мелких складках, узоры каймы, тонкие пряди волос и мелкие локоны.

Кроме Апполодора Тенеписца известны и другие живописцы: Зевкеис, Паррасий, Тиманф. Их творчество отмечено эмоциональностью, реализмом. Однако монументальная живопись не получила такого масштабного развития, как вазопись.

Керамические изделия покрывались орнаментальными и сюжетными росписями. С течением времени менялся и стиль росписей. Ранняя керамика отмечена так называемым черно-фигурным стилем — черные изображения на красном фоне. Позже появился краснофнгурный, или чернолаковый, стиль, когда черным лаком покрывался фон между росписями, которые на этом фоне контурно выступали, сохраняя тон основного материала — обожженной красной глины. Рисунок на вазах носил графический, плоскостной характер.

Наиболее распространенными формами ваз были: амфора (для хранения вина и масла) — изящный сосуд с округлой емкостью, высокой горловиной и двумя ручками; кратер (в нем к столу подавалось вино) — сосуд с емкостью в форме перевернутого колокола и двумя ручками в нижней его части; килик — сосуд для питья вина в виде плоской чаши на высокой ножке; гидрия (для хранения воды) — высокий сосуд с тремя ручками.

В архитектуре и в произведениях прикладного искусства Древней Греции видное место занимает орнамент. Как и все греческое искусство, он эволюционировал. Первоначально в нем преобладали мотивы восточного происхождения (сфинксы, грифоны), но в классический период они вытесняются сюжетами, взятыми из жизни окружающей, природы или геометрическими.

4 в. до н.э. является ярким расцветом живописи. Художники создают станковые картины разных жанров: натюрморты, баталии, портреты, исторические картины.. К сожалению, картины мастеров, творивших в это время не дошли до нас.

В эпоху эллинизма в Александрии и в Пергаме возникает искусство реалистической живописи, которое получило свое развитие в портрете, пейзаже, карикатуре.

Древнегреческая скульптура, воспевающая духовную и физическую красоту человека свободного, стала эталоном для ваятелей и художников эпохи Возрождения и культуры классицизма. Музейные залы с античной скульптурой пользуются неизменным успехом у посетителей, восхищающихся совершенством древнегреческого искусства. Чудесные росписи на керамических сосудах тоже доставляют эстетическое наслаждение зрителям

 

 

megalektsii.ru

Архитектура и искусство Древней Греции

Архитектура и искусство  Древней Греции.

 

Введение.

Античной (от латинского слова antiquus —  древний) назвали итальянские гуманисты  эпохи Возрождения греко-римскую  культуру, как самую раннюю из известных  им. И это название сохранилось  за ней и поныне, хоть открыты  с тех пор и более древние  культуры. Сохранилось как привычный  синоним классической древности, т. е. того мира, в лоне которого возникла наша европейская цивилизация. Сохранилось  как понятие, точно отделяющее греко-римскую  культуру от культурных миров Древнего Востока.

Вот периоды, на которые принято  делить историю и искусство античного  мира:

    • Древнейший период — эгейская культура: III тысячелетие — XI в. до н. э. 
    • Гомеровский и раннеархаический периоды: XI—VIII вв. До н. э. 
    • Архаический период: VII—VI вв. до н. э. 
    • Классический период: V в. до последней трети: IV в. до н. э. 
    • Эллинистический период: последняя треть: IV—1 вв. до н. э. 
    • Период развития племен Италии; этрусская культура: VIII—II вв. до н. э. 
    • Царский период Древнего Рима: VIII—VI вв. до н. э. 
    • Республиканский период Древнего Рима: V—1 вв. до н. э. 
    • Императорский период Древнег о Рима: I—V вв. н. э

В данной работе я постараюсь осветить развитие архитектуры и скульптуры Греции раннеархаического, архаического и классического периода.

Архаика.

Центром античной греческой культуры стал Балканский полуостров. Здесь  в результате вторжений и перемещений  ахейских, дорийских, ионийских и  других племен (получивших общее название эллины) складывается рабовладельческая  форма хозяйства, укрепившая различные  области экономики: ремесло, торговлю, земледелие.

Заселившие Грецию племена, обнаружив  в занятой ими стране неистощимые  запасы известкового камня, который  был очень удобен для обработки  и легко добывался, начали строить  себе каменные жилища. С появлением дорийцев расселением их в южной  части полуострова начинается история  греческого строительства. Наряду с  дорийцами, которым приписывается  изобретение особого способа  постройки - дорического, на арену выходит  ахейско – ионическое племя с  его самостоятельным стилем- ионическим. Ход развития этих разноплеменных стилей, и возникшего рядом с ними, в  Коринфе, коринфского стиля, теряется во тьме веков. Все дошедшие до нас  развалины относятся к более  позднему времени.

Коренное отличие античной культуры от культуры Египта, Месопотамии или  Скифии вытекает из самого характера  греческой мифологии, которую затем, лишь переименовав на свой лад ее богов  и героев, заимствовали римляне.

Греческая мифология знаменует  конец Зверя, грозной и давящей  силы, олицетворяющей злые стихии, беспощадную  власть природы над человеком; Зверя, чей образ так часто служил человеку выражением неотвратимой судьбы. Зверь фигурирует и в древнейшем греческом эпосе, но всего лишь как  составная часть природы, а не как ее олицетворение и властелин. Ярость Зверя, конечно, страшна, как  страшна и разбушевавшаяся стихия, однако человек уже не склонен  испытывать священный ужас ни перед  львиным рыком, ни перед громом или  водопадом.

Главное в жизни — радость. А  радость рождает улыбку. И потому греческое искусство озарено  улыбкой. Величаво покойной улыбкой  радости.

Подготовительной ступенью греческого искусства, утверждающей для него некую  норму и фундамент, являются творения тех периодов, которые историки называют гомеровским (современным созданию гомеровских поэм) и раннеархаическим (от греческого слова «архайос» —  древний). До нас дошла расписная  керамика со строгим геометрическим орнаментом. Вначале это всего  лишь простые линии и концентричные  круги, ритмично опоясывающие тулово вазы, позднее — более разнообразные мотивы с изображениями людей и животных, опять же построенные из простейших геометрических форм.

Вот, например, надгробный кратер из Дипилона ( VIII в. дo н. э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей), на котором изображены похоронное шествие  и конское ристалище. Размеренность  и линеарная схематизация. Стройное чередование увенчанных треугольниками тонких, чуть изогнутых вертикалей, к которым сведены человеческие фигуры. Ясность и простота композиции и в то же время какая законченная, остро-изощренная декоративность!

Древние греки воспринимали природу  не в ее неразгаданных тайнах, а  в ее видимой объективной реальности, поэтому искусство должно было стать  реалистическим.

Человек — венец природы. И потому вслед за мифотворчеством искусство  должно изображать человека, наделенного  той доблестью и той красотой, что надлежит ему в себе выявить.

В конце VII—начале VI в. до н. э. в греческом  искусстве происходит знаменательный сдвиг. В вазовой росписи человеку начинают уделять основное внимание, и его образ приобретает все  более реальные черты. Бессюжетный  орнамент теряет свое былое значение. Одновременно — и это событие  огромной важности — появляется монументальная скульптура, главная тема которой  опять-таки человек.

С этого момента греческое изобразительное  искусство твердо вступает на путь гуманизма, где ему суждено было завоевать немеркнущую в веках  славу.

Без преувеличения можно сказать, что скульптура Эллады родилась на стадионе. Постоянные, часто общегреческие  состязания развивали у юношей силу мускулов, ловкость движений. Художник вдохновлялся красотой хорошо тренированного, упругого тела, а прекрасные статуи воодушевляли юношей на тренировку, давая  им образец вожделенного физического  совершенства. Архаические статуи изображают обнаженных юношей(куросов),атлетов, победителей  в соревнованиях. Греческие женщины  не участвовали тогда в спортивных состязаниях, так что красота  обнаженного женского тела не сразу  засияла в искусстве. Женщины(коры) были изображены в хитонах и плащах.

Улыбка озаряет лица всех этих архаических  куросов и кор: знаменитая «архаическая улыбка», вызывавшая столько догадок  в прошлом веке, когда были открыты  первые скульптуры тех времен.

Статуя Геры с острова Самое, исполненная, вероятно, в самом начале второй четверти VI в. до н. э. (Париж, Лувр). Мы не знаем, наделил ли художник улыбкой эту богиню, так как статуя (подражание в камне более древним деревянным скульптурам) дошла до нас без головы. В этом мраморе нас пленяет величавость фигуры, изваянной снизу до пояса в виде круглого столба. Застывшая, покойная величавость. Жизнь едва угадывается под строго параллельными складками хитона, под декоративно компонованными складками плаща. Творческим объектом художника была лишь монументальная стройность человеческой фигуры.

Упорное совершенствование в реализме —вот что, пожалуй, наиболее характерно для развития всего греческого искусства  этой поры. Его глубокое духовное единство перемалывало стилистические особенности, свойственные различным областям Греции.

Не отражаясь на общей направленности греческого искусства, такие вариации прекрасного качественно обогащали  общегреческий художественный идеал.

Стилистические особенности, выражающие различные оттенки этого идеала, присущи архаической скульптуре, но они более явственны в знаменитых памятниках великой греческой архитектуры, увы, дошедших до нас в полуразрушенном  виде. Стили, родившиеся в Элладе, живы и по сей день.

Греческая архитектура была, в первую очередь, храмовой. Но греческие храмы имели с самого начала совершенно особое назначение. В них не собирались молящиеся, ибо культовые церемонии совершались перед жертвенником под открытым небом. Греческий храм служил исключительно помещением для статуи божества. Не священное «жилище» самого божества, подобно верхней башне вавилонского зиккурата, а его величественного изваяния в образе прекраснейшего мужа или жены. Так что храм являлся как бы вместилищем, архитектурным обрамлением вящей красоты, той, скажем снова, что не сумела создать сама природа, предоставив это дело человеку.

Сколь же прекрасным надлежало быть этому сооружению, в котором пребывало  совершеннейшее творение искусства: образ  бога, воспроизводящий человеческие черты и как бы сливающийся  в сознании с образом обожествленного  человека...

Греческий храм возник из микенского мегарона. Статуя божества помещалась в святилище — целле, архитектурно соответствующей залу царского мегарона, где стоял очаг. Свет проникал в  целлу только через дверь, так  что в ней царил полумрак, создававший  особо торжественное настроение. Но, в общем, мы почти ничего не знаем  о целлах, так как от них сохранились, в лучшем случае, бесформенные руины.

Колоннада, торжественно обрамляющая  целлу, — вот что преобладает  в нашем представлении о греческих  храмах.

Уже в архаическую пору в греческой  архитектуре ясно выявились два  стиля, или, как принято говорить, ордера: дорический и ионический. Ордер (что значит строй, порядок) определяет структуру колонн и покоящейся на них верхней части здания с  покрытием.

Дорический, который можно считать  основным в развитии греческой архитектуры, частично восходит к Микенам, отражает начало, внесенное дорийским завоевательным потоком, и характерен для Пелопоннеса  и Великой Греции (так назывались греческие поселения в Сицилии  и Южной Италии).

Вот перед нами дорическая колонна  с ее увенчанием. Как ясно, как  логично и просто вырисовывается вся композиция ордера! Стройное сочетание  вертикалей и горизонталей, прямых линий и прямоугольных плоскостей, основанное на точном математ! ческом расчете. Не придумаешь более органического  соотношения частей, каждая из которых  — как бы необходимое следствие, дополнение или гармонический корректив  предыдущей.

Массивный ствол с вертикальными  ложбинками — каннелюрами естественно  завершает круглая подушка —  эхин, поддерживающая более широкую  квадратную плиту — абаку. Вот  и вся капитель, геометрически  безупречная в предельной своей  лаконичности, стилистически определяющей строение колонны. На капителях мерно  располагается так называемый антаблемент. Он состоит из балки — архитрава, горизонтальная гладь которого мощно  протягивается непосредственно  над стволами; из фриза, расположенного над архитравом и расчлененного  на прямоугольные триглифы и квадратные плоскости — метопы, на которые  так и просятся рельефные изваяния ; и из карниза. Выше антаблемента —  фронтон, величественный треугольник  которого увенчивает чередование колонн, являя собой идеальное обрамление многофигурной монументальной скульптуры.

Этой строгой геометричности, этой массивной простоте, исполненной  внутренней силы, властному утверждению  мужественного начала в искусстве  ионический ордер противопоставляет  стремление к декоративности, к легкости форм, плавность линий, свое более  женственное вдохновение. Это особенно явственно в ионической .капители, с ее спиралевидными волютами, придающими всей колонне особое изящество и  живописность.

Легко вырастая над базой, ионическая колонна как бы распускается кверху, подобно цветку. Соотношение частей в ней тоже основано на математическом расчете, но этот расчет менее очевиден, не стесняет фантазии.

Ионический ордер возник в ионийских  городах Малой Азии и на островах Эгейского моря, отражая художественные веяния, идущие с Востока.

Греческая архитектура эпохи расцвета сумеет гармонически сочетать в одном  памятнике оба стиля, выражающие два основных начала греческого художественного  гения.

Как человек, высшее разумное существо, сознает себя венцом природы, так, мнится нам, гармоничная и законченная  в своих строгих очертаниях греческая  колонна, уверенно вырастая на фоне моря или холмов, провозглашает торжество  разума над хаосом материи.

Роль колонны в греческом  зодчестве была великой и многообразной. Колонны опоясывали целлу, определяя  весь внешний облик храма. Выстраиваясь вокруг городской площади (агоры), где  происходили народные собрания, или  у театра под открытым небом, колонны  образовывали портики, служившие убежищем от дождя или зноя. В их тени обосновывались лавочники и менялы; портики часто  возвышались и перед частными домами. Так что, согретая южным солнцем, вся жизнь греческих городов, где процветала торговля и бурлили  политические страсти, протекала на фоне или под сенью колонн.

Греческое искусство конца VI и начала V в. до н. э. остается, по существу, архаическим. Даже величественный дорический храм Посейдона в Пестуме, со своей  хорошо сохранившейся колоннадой, построенный  из известняка уже во второй четверти V в., не являет полного раскрепощения  архитектурных форм. Массивность  и приземистость, характерные для  архаической архитектуры, определяют его общий облик.

То же относится и к скульптуре храма Афины на острове Эгина, построенного после 490 г. до н. э. Знаменитые его фронтоны были украшены мраморными изваяниями, часть которых дошла  до нас (Мюнхен, Глиптотека).

В более ранни х фронтонах  ваятели располагали фигуры по треугольнику, соответственно изменяя их масштаб. Фигуры эгинских фронтонов одномасштабны (выше других только сама Афина), что  уже знаменует значительный прогресс: те, кто ближе к центру, стоят  во весь рост, боковые изображены коленопреклоненными  и лежащими. Сюжеты этих стройных композиций заимствованы из «Илиады». Отдельные  фигуры прекрасны, например раненый  воин и лучник, натягивающий тетиву. В раскрепощении движений достигнут  несомненный успех. Но чувствуется, что этот успех дался с трудом, что это еще только проба. На лицах  сражающихся еще странно блуждает архаическая улыбка. Вся композиция еще недостаточно слитна, слишком  подчеркнуто симметрична, не воодушевлена единым вольным дыханием. Подлинной  свободы еще нет. Но нам ясно, что  ее торжество уже близко.

stud24.ru