Архитектура древняя рима. Лекция. Архитектура древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История античной архитектуры. Архитектура древняя рима


Архитектура Древнего Рима – кратко самое главное про архитектурные сооружения

Одной из самых древних и могущественных цивилизаций по праву считается Римская империя. Она подарила миру уникальную культуру, которая и по сей день не перестает удивлять и восхищать. Особый интерес представляет архитектура Древнего Рима, которая смогла соединить в себе лучшие черты древнегреческого и этрусского наследия.

Особенности архитектуры Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима, как самобытный вид искусства, была сформирована в период IV—I вв. до н. э. Древним сооружениям лишь чудом удалось сохраниться до наших дней, невзирая на многочисленные войны и природные катаклизмы. Памятники архитектуры древнеримского зодчества и сейчас покоряют своей величественностью и монументальностью.

И это неудивительно, ведь именно древние римляне положили начало новой эпохе в мировой архитектуре, начав строительство внушительных общественных сооружений, рассчитанных на большое количество людей. К ним относятся театры и амфитеатры, рынки, библиотеки, термы, базилики, храмы.

Терма в Древнем Риме

Рис. 1. Терма в Древнем Риме.

При строительстве своего государства древние римляне использовали достижения греческих и этрусских мастеров. И если древние греки в архитектуре были тонкими ценителями прекрасного, то римляне показали себя практичными и дальновидными строителями. Позаимствовав полезные идеи, они смогли создать уникальную архитектуру, которая своим поистине колоссальным размахом смогла воплотить в камне всю мощь великой империи, стать ее символом на долгие века.

Самым известным памятником древнеримской архитектуры является Колизей. Это классический амфитеатр впечатляющих размеров, который использовался для проведения увеселительных мероприятий. На его арене устраивались гладиаторские бои, жестокие сражения крупных хищников и прочие развлечения. В III веке н. э. Колизею был нанесен серьезный ущерб во время сильного пожара. Но он был восстановлен и с тех пор привлекает к себе туристов со всего мира.

Колизей

Рис. 2. Колизей.

Достижения архитектуры Древнего Рима

В Древнем мире архитектура Рима не знала себе равных. Огромные масштабы строительства, многообразие типов сооружений и композиционных форм, удивительные инженерные находки смогли возвеличить Древний Рим, укрепить его мощь и славу.

К наиболее значимым достижениям того периода истории следует отнести:

  • Пожалуй, самым важным изобретением древнеримских архитекторов стал бетон. Новый строительный материал состоял из воды, извести и щебня. Поначалу его применяли при строительстве дорог, но благодаря удивительной прочности и огнеупорным качествам бетон занял лидирующее место в возведении архитектурных сооружений.

Заливая бетоном пространство между двумя стенками, выложенными из кирпича, зодчие добивались невероятной устойчивости конструкции, и тем самым могли строить многоэтажные здания. Снаружи их покрывали гранитом или мрамором, богато украшали скульптурным декором.

  • Акведуки – арочные мосты – одно из важных достижений римских архитекторов. Впоследствии их конструкция послужила образцом для строительства железнодорожных и прочих транспортных мостов.

Древнеримские акведуки

Рис. 3. Древнеримские акведуки.

  • Монолитность древнеримской архитектуры стала возможной благодаря использованию в строительстве всевозможных арок, опор и криволинейных перекрытий. Фасады амфитеатров и мосты укреплялись рядами аркад – характерной особенностью архитектуры Древнего Рима.
  • Сводчатые конструкции также стали важнейшим изобретением. Соединив вместе арки, римские зодчие смогли добиться усиления конструкции потолка и получить, таким образом, свод. Выстроив ряд арок в виде замкнутой окружности, они создали купол. В дальнейшем эти новшества послужили базой для развития многих архитектурных направлений.

Что мы узнали?

При изучении доклада на тему «Архитектура Древнего Рима» мы узнали кратко самое главное об архитектуре Древнего Рима, выяснили, что повлияло на ее развитие, какими характерными особенностями она обладала. Также мы узнали, какие были наиболее значимые достижения древнеримских архитекторов, и какое влияние они оказали на развитие архитектурных направлений во всем мире.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Лекция. Архитектура древнего Рима

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Культура древней Италии сложилась на Апеннинском полуострове при слиянии культур древних италиков и этрусков и под влиянием греческой культуры.

Одной из особенностей строительства древней Италии были арочные и

правильные сводчатые конструкции, позволявшие перекрывать большие пролеты. Такие конструкции использовались не только в гражданском строительстве, но и при возведении многочисленных инженерных сооружений: акведуков, виадуков.

История архитектуры античной Италии делится на четыре периода:

  • Этрусско-архаический период 7-5 вв. до н.э.

  • Архитектура Римской республики 4-30 г. до н.э.

  • Архитектура Римской империи 30 г. до н.э. – 476 г. н.э.

  • Архитектура периода распада Римской империи до конца 5 в.н.э.

ЭТРУССКО-АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Древние италики совмещали пользу сооружений с их экономичностью, инженерную мысль с понятиями простоты и красоты конструкции. Они селились в небольших городах, обнесенных земляными валами и рвами. Их жилища в виде круглых хижин с соломенной крышей на жердевом каркасе строились из кирпича-сырца.

Большое значение придавалось строительству оборонительных сооружений, мостов, плотин, дорог, цистерн для запасов воды, обеспечивавших нормальную жизнь городу.

Уже в период архаики начинают строиться города с регулярной планировкой и улицами, ориентированными по сторонам света. В центре находилась площадь с храмом.

 Своей вершины культура этрусков достигает в VI в. до н.э., когда в Риме некоторое время правила династия этрусских царей, позже она сливается с римской.

АРХИТЕКТУРА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 Римское строительное искусство берет свое начало из этруского и греческого.

  Заимствованные у греков архитектурные формы подверглись переосмыслению. Так, например, складывается римская система ордеров. В римской архитектуре ордер, развивавшийся на основе греческих образцов, продолжал оставаться одним из главных средств художественной выразительности. Но в отличие от Греции, здесь нашли применение 5 видов ордеров. Ордер у римлян рассматривается как декоративный элемент, а не как конструктивная часть. Даже колонны высекались из единого куска, как скульптура. Получает распространение полный римский ордер с постановкой колонн на пьедестал. 

Римская система ордеров:

  1. Тосканский ордер - самый простой. С наиболее массивными колоннами и деревянным антаблементом. Если же устраивался каменный, то его формы являлись упрощенным вариантом дорического антаблемента.

  2. Римско-дорический ордер, в отличие от греческого дорического, имел несколько более стройные пропорции колонн и относительно меньшую высоту антаблемента.

  3. Римско-ионический ордер - в наибольшей степени унаследовал формы и пропорции греческих ордеров. Однако с развитием тенденции населения Рима к обогащению несколько усложнились элементы ордера, особенно карниз, в котором поддерживающая часть по высоте приблизилась к венчающей.

  4. Коринфский ордер, не получивший в Греции широкого распространения, в Риме стал одним из господствующих ордеров, особенно в Императорский период. Он отличается стройными пропорциями и декоративным богатством.

  5. Композитный ордер - повторяет формы коринфского, но его капитель сочетает в себе черты капителей коринфского и ионического ордеров.

 Архитектура жилища претерпевает значительные изменения. В оформлении интерьеров применчется искусственный мрамор и штукатурка. Стены украшаются росписями и мозаиками.Планировка богатой усадьбы включают в себя как римско-этрусский атриум так и греческий перистиль.

   Наиболее простой тип дома домус (атриумный дом) включал: вестибул - входной тамбур, лавки - таберны, жилые помещения, группирующиеся вокруг атриума с бассейном, таблинум - главное парадное помещение, выходящее на небольшую усадьбу - огород.

   Римская знать - нобили строили более сложные дома - атриумно-перистильные, где вместо небольшого огорода пристраивался открытый дворик, окруженный колоннадой. многочисленные склоны гор Италии застраивались террасными домами.

   Кроме частных, принадлежащих патрициям жилых домов, которые переняли уэтрусского дома атриум, а у греческого перистиль и изолированность от улицы, в период Римской республики начинается строительство доходных домов - инсул высотой до семи этажей.

 Гробница Цецилии Метеллы в Риме (конец I в. до н.э.) на Аппиевой дороге представляет башню из бетона, облицованную травертином. Сверху был купол, но позже, когда гробницу использовали как крепостную башню, купол разобрали и верх перестроили. Пирамида Цестия в Риме (20-е гг. до н.э.) построена в виде остроконечной пирамиды. Одним из грандиознейших мемориальных сооружений является мавзолей Августа в Риме (28 г. до н.э.).

Особенности архитектуры римской республики

  1. Преимущественно общественный характер сооружений.

  2. Формирование сложной системы общественных сооружений, храмов, площадей, вмещавших большое количество людей.

  3. Военный характер городов.

  4. Возведение сложных по пространственному и конструктивному решению инженерных и гражданских сооружений.

  5. Дальнейшее развитие строительной техники и бетонной кладки: наряду с нерегулярной кладкой инцерт применяется кладка ретикулат - из 4-гранных камней.

  6. Появление новых типов надгробных сооружений с небольшой погребальной камерой и основным памятником сверху.

  7. Использование новых конструктивных схем, сочетающих ордерные формы и сводчатые арочные перекрытия. Формирование римской системы ордеров.

  8. Складываются основные типы храмов и жилищ.

АРХИТЕКТУРА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

После превращения Рима в империю Октавиан Август предпринимает грандиозные строительные работы по застройке Рима и приданию ему столичного блеска. Основным строительным материалом становится кирпич, но для облицовки используются дорогие облицовочные материалы. Для архитектуры Римской империи характерно исключительное разнообразие типов зданий.

Основные типы сооружений в Римской империи:

  1. Дворцы (золотой дом императора Нерона)

  2. Виллы (вилла Адриана в Тиволи)

  3. Инсулы – доходные дома

  4. Триумфальные арки (Тита в Риме)

  5. Термы –бани

  6. Театры, амфитеатры, цирки

  7. Мемориальные сооружения

  8. Храмы

  9. Курии – суды

  10. Здания Сената

  11. Форумы (Императорский Форум в Риме)

Колизей

Амфитеатр Флавиев —амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.

Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Его начали строить в 72 году н. э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н. э. амфитеатр был освящен императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.

Пантеон (Архитектор Апполодор Дамасский)

«Храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Представляет собой большое инженерное достижение античности. По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.

АРХИТЕКТУРА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ПЕРИОДА РАСПАДА

Архитектура этого периода характеризуется невиданной роскошью и богатством украшений, и вместе с тем утратой стилевого единства, огрублением пропорций. Строительством терм римские императоры преследовали ту же цель, что и постройкой амфитеатров - завоевание популярности у населения.

Термы Каракаллы

 Они находились у Аппиевой дороги, за Капенскими воротами, между Авентином и Целием. Строительство началось в 212 году н. э. и было закончено в 217 году уже после смерти императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс — 150 на 200 м.

Дворец Диоклетиана в Сплите

Дворец прямоугольной формы занимает площадь около 3 гектаров. Он был обнесён мощными стенами высотой до 20 метров с пятнадцатью башнями (сейчас сохранились три).  Внутренний двор под прямым углом пересекают две главные улицы. Южный фасад с колоннадой выходил к морскому заливу, к нему примыкали императорские покои. Также дворец включал парадный зал, вестибюль с куполом, императорский мавзолей, храмы Юпитера, Кибелы и Венеры. К настоящему времени сохранились только мавзолей, перестроенный в католический собор, и храм Юпитера, перестроенный в баптистерий.

Дворец в основном построен из кирпича, привезённого с острова Брач известняка и добытого в близлежащих рекахтуфа. Мрамор был доставлен с Мармары, из Египта были привезены гранитные колонны и сфинксы. Для водоснабжения дворца был возведён отдельный акведук.

infourok.ru

Архитектура Древнего Рима (Всеобщая история архитектуры)

Главы раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Авторы: М.Б. Михайлова, Б.П. Михайлов, С.А. Кауфман, П.Б. Розентуллер, Г.А. Кошеленко, И.С. Николаев (Москва, Стройиздат, 1973)

Архитектура Древнего Рима (Всеобщая история архитектуры)История древнего Рима — заключительный этап в развитии рабовладельческой общественной формации. Античный Рим представляет большой интерес как образец классического развития рабовладельческого государства от его зарождения, укрепления и расцвета до постепенного упадка, изживания основ государственности, разложения идеологической системы и возникновения в недрах старого общества новой идеологии и новых форм общественной организации. С течением времени эти новые явления, отчетливо обозначившиеся к концу III в. н.э., привели к образованию иной исторической формации — феодализма.

Столь же четкими, как основные фазы эволюции римского государства, были и соответствующие им стадии развития римской культуры и искусства. Первой стадией художественной культуры Северной и Средней Италии явились зодчество, скульптура, живопись и прикладное искусство этрусского периода, который охватывал VIII—III вв. до н.э. и был одновременен архаическому и отчасти классическому периодам искусства древней Греции. Искусство этрусков ярко выразило особый характер их мироощущения, своеобразно окрасивший произведения этого периода и во многом определивший впоследствии дух римского искусства. В этрусский период были созданы самобытные формы жилища, культового здания, гробниц и инженерных сооружений, которые явились основой дальнейшего развития этих архитектурных типов.

Следующий этап развития культуры древней Италии связан со временем Римской республики (IV в. до н.э. — 27 г. до н.э.). Это был период сложения Римского государства, время последовательного расширения его границ путем завоевания многих народностей, населяющих Апеннинский полуостров. Процесс поглощения Римом италийских племен продолжался до середины III в. до н.э. Он сопровождался ассимиляцией культуры этих племен, элементы которой перерабатывались формирующейся римской культурой, на основе этрусской и греческой традиции. С конца III века до н.э. Римское государство принялось расти уже за счет ряда стран Средиземноморья. В результате этого италийская культура, непосредственно соприкоснувшись с высокими образцами культуры эллинизма, получила новые стимулы для своего развития. К концу периода республики римская архитектура и искусство завершили трудный процесс своего становления.

Период римской империи захватил почти пять столетий (27 г. до н.э. — 475 г. н.э.). В течение I—II вв. н.э. Рим превратился в крупнейшую державу античного мира, объединившую в своих границах страны, чрезвычайно разнообразные по этническому составу, климатическим условиям, экономическому и культурному уровню. Это было время блестящего расцвета всех сторон римской архитектуры и градостроительства и широкого распространения римских сооружений по всей империи. Римская архитектура I—II вв. н.э. в значительной степени определила дальнейший характер зодчества провинций, в свою очередь испытав обратное воздействие местных архитектурных форм и традиций.

С конца II в. Рим склоняется к упадку, вызванному растущим социально-экономическим и политическим кризисом, продолжавшимся почти столетие. За это время были возведены лишь немногие постройки традиционных типов. Изменившиеся условия жизни вызвали видоизменения старых и поиски новых типов зданий, конструкций и архитектурных форм.

С середины 80-х гг. III в. Римское государство вступило в фазу домината. Это означало окончательный разрыв с остатками внешне сохранявшихся республиканских форм правления и сосредоточение всей полноты власти в руках императора, который из первого гражданина империи превратился в наместника бога на земле. В борьбе с разлагавшими государство сепаратизмом провинций, ослаблением центральной власти на местах, инфляцией, хозяйственным упадком и восстаниями рабов и колонов в период домината был предпринят ряд мер. Управление огромной империей было разделено между четырьмя правителями; была проведена нивелировка своеобразия частей империи путем нового административного ее деления; установлены единый бюрократический аппарат, единая натуральная система налогового обложения и натуральная система оплаты чиновников и армии; вскоре была провозглашена и единая для всех религия — христианство. Однако эти меры, а также закрепощение колонов (332 г.) и наследственное закрепление профессий за ремесленниками и чиновниками, отразившие коренные изменения в экономике и структуре рабовладельческого общества, не смогли предотвратить его конца. Переход к натуральному хозяйству, преобладание в период поздней империи деревни над городом, прикрепление различных групп населения к строго определенным занятиям и месту — все это имело следствием упадок торговли и городов и создало предпосылки для феодальной системы организации общества.

Архитектура поздней империи отразила социально-политические изменения, происшедшие в государстве. Над немногочисленными, еще возводившимися постройками традиционных типов (термы, цирки, триумфальные арки) стали преобладать во многом отличные от них по назначению, планировке, объемной композиции и общему характеру монументальные сооружения — императорские резиденции, мавзолеи и храмы, посвященные обожествленным императорам и членам их семей, христианские базилики и монастыри. Эти сооружения отвечали потребностям монарха и христианской церкви — двух главных сил, возобладавших в рабовладельческом обществе накануне его гибели.

М.Б. Михайлова

antique.totalarch.com


Смотрите также