Архитектура древний египет кратко. Архитектура Древнего Египта кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура Древнего Египта кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени. Архитектура древний египет кратко


Древнеегипетская архитектура

 

Поиск по сайту:

Главная » Темы » Архитектура » Древнеегипетская архитектура

В истории Древнего Египта принято выделять несколько периодов:

  1. Додинастический период. Искусству в те времена было присуще высочайшее мастерство обработки каменных глыб. Одним из ключевых направлений становится изображение в статуэтках и на рисунках самого человека. В целом, все искусство направлено на отображение военных походов, исторических событий, заупокойных обрядов.

     

  2. Древнее Царство. Характеризуется расцветом искусства в Египте. Египтяне начинают сооружать пирамиды как новый тип ступенчатых гробниц. Впервые такой чести был удостоен фараон Джоссер, зодчим, по историческим данным, являлся Имхотеп. Немногим позже появились пирамиды Хеопса, Хафры, Микерина. Пирамида фараона Хеопса по праву считается наиболее грандиозной. Ее автором был архитектор Хемиун. В высоту строение вздымается аж на 150 метров, а для его возведения было использовано 2 300 000 каменных блоков.
  3. Среднее Царство. Ввиду ведения практически непрекращающихся войн экономическая мощь Египта была основательно подорвана, потому на строительство пирамид попросту уже не осталось средств. Это стало толчком к появлению новых по своему типу усыпальниц и храмов. Древнейшим храмом-усыпальницей является строение, возведенное для Ментухотепа II в 21 веке до н.э. Данная усыпальница положила начало возведению крупнейших храмовых ансамблей, датируемых более поздним временем.

     

  4. Новое Царство. Храмовые постройки этого периода возводились по прямоугольному типу и были разделены на три части: святилище, гипостиль (колонный зал) и перистиль (открытый двор). Сегодня увидеть подобные комплексы можно, посетив Луксор и Карнак. Позже в Египте стали популярны вырубленные в скалах заупокойные храмы – например, Большой храм Рамсеса II, находящийся в Абу-Симбле.
  5. Позднее время. После распада одного из величайших в истории человечества государств прекратилось и строительство усыпальниц. В этот период получает новое развитие скульптурная портретистка, основой которой стали традиции античности и древнеегипетской культуры.

В целом, Древний Египет оставил неизгладимый след в истории архитектуры. Особенности возведения древних построек позволили им сохраниться до наших дней. Сегодня пирамиды-усыпальницы фараонов и храмы считаются историческими памятниками, ежегодно привлекающими к себе внимание миллионов туристов со всего мира.

Пирамиды Гиза

Комментарии

Пока комментариев нет.

Если информация на нашем сайте была вам полезна, мы будем признательны за ссылку на наш сайт в вашем блоге или социальной сети.

Ваш комментарий

– Древнеегипетская архитектура

 

www.letopis.info

Реферат: Архитектура Древнего Египта

Архитектурные направления.

Архитектура Древнего Египта теснейшим образом связано с заупокойным культом.

Классическим образцом архитектурных сооружений являются пирамиды фараонов 4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч. вариант их имен). Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого сечения”, была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке, подобно тому, как вся египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.

Характерной особенностью пирамид как архитектурных соображений было отношение массы и пространства: погребальная камера, где стоял саркофаг с мумией, очень небольшая, а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Пространственный элемент был сведен к минимуму.

Безраздельно господствовала масса всей пирамиды, в то время как сама пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля: на берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик, от которого шел длинный крытый коридор. Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья, он подводил к верхнему заупокойному храму, расположенному у подножия пирамиды. Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса, которого египтяне называли “отцом страха”. Считается, что это было изображение Хефрена в львином образе (голова человека и тело льва).

В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип заупокойного храма. Первое, бросающееся в глаза новшество, изменение местности: не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья. Второе - усложнение композиции заупокойного храма, состоящего из двух террас, расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой. Горизонтальная распластанность террас, подчеркнутая пологим пандусом, как бы притормаживается вертикальными портиками, идущими по фасаду и по бокам храма. За основным ядром комплекса шел небольшой открытый двор, окруженный колоннадой. Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения, вырубленные в скале.

К  этому добавлялся нижний храм и дорога, огражденная с двух сторон стенами и соединяющая храм с главным заупокойным ансамблем.

Дополнительными элементами этого архитектурного комплекса были каменные раскрашенные статуи царя, стоявшие на дороге, и сад с двумя бассейнами.

Самая главная новация - захоронение отдельно от храма. Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах. Ансамбль же состоит в целом из тех же элементов, что и храм “соседа”, но с тенденцией к большей грандиозности: три террасы, возвышающиеся одна над другой, имеют большие масштабы; широкое использование скульптур (свыше 250 статуй), обилие колоннад, деревья и искусственные пруды, размещавшиеся и на террасах.

Идея пространственно развитого храмового комплекса, подчиненного принципу центральной оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора, посвященных богу Амону-Ра (16-15 вв.до н.э.).

Основными элементами сложного и гармонического целого были следующие объемные и пространственные компоненты: молельня, коронный зал, открытый двор. Они выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами длинной аллеей со сфинксами. Основным средством архитектурной выразительности была колонна. Колонны напоминают связки гигантских папирусов и лотоса.

Дворцы и храмы Ахетатона.

Раскопки Ахетатона (город, образованный Аменхотепом IV) дали возможность установить общий характер основных его зданий. Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их территории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако они имели и ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями нового культа, совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения храмов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Ахетатона не имели характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из кирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни художественным качеством. Колоннады были сведены лишь к павильонам перед пилонами. Чередование же пилонов и огромных открытых дворов, лишенных портиков и наполненных рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам сухость и однообразие.

Насколько своеобразны дворцы Ахетатона, судить трудно, так как дворцы предшествующих периодов почти не сохранились. Именно поэтому амарнские дворцы особенно интересны: они дают представление о характере гражданской архитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и только колонны и обрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей – частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для приемов и других церемоний. Обе части соединялись крытым переходим, перекинутым через разделявшую их дорогу. Главный вход в каждую часть дворца был с севера. Оформление входа официальной части не вполне ясно; твердо установлено только, что за ним находился большой двор, вдоль стен которого стояли статуи. Южная стена этого двора и служила фасадом официальной части дворца; посередине фасада находился павильон с колоннами, а боковые стороны фасада были прорезаны пандусами. За павильоном был расположен колонный зал, из которого три пандуса вели во внутренние дворы и расположенные за ними помещения. Колонны дворца отличались большим разнообразием. Здесь были и колонны со стволами в виде связок папирусов с изображениями висящих вниз головами уток под капителями в форме цветов папируса, и колонны с необычными сочетаниями листьев пальм, и, наконец, колонны, пальмовидные капители которых были сплошь покрыты  инкрустациями из блестящих цветных фаянсов с позолоченными перегородками. Несколько комнат в официальной части дворца были отведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных. Эти помещения, так же как комнаты частной половины и комнаты загородных дворцов, группировались вокруг внутренних садов с водоемами и были украшены чудесными росписями, содержавшими изображения растений и сцены из дворцового быта. В некоторых помещениях стены были покрыты фаянсовыми изразцами также с изображениями растений. При загородных дворцах находились большие сады с прудами и озерами, и даже особые помещения для зверинца.

Раскопки Ахетатона познакомили нас и с жилищами знати, которые также строились из кирпича, из камня же делались лишь базы колонн и обрамления дверей. Такой дом обычно стоял посреди обнесенного стеной участка размером около 70X55 м. В стене были два входа – главный и особый для слуг; от главного входа к двери дома вела дорожка. Дом был размером около 22X25 м. Правую его часть составляла центральная комната и две-три другие – приемные. Жилая часть состояла из спальни хозяина с умывальной, женских помещений и кладовых. Все комнаты имели окна под потолком, вследствие чего центральная комната всегда строилась выше других. Стены и полы покрывались росписями. Вокруг дома располагались дворы, колодец, службы, а также сад с прудом и беседками. Дома низшего городского населения значительно отличались от усадеб знати как размерами (10X8 м), так и полным отсутствием служб и садов. Так же малы были и дома строителей гробниц фараона и знати. Эти дома составляли особый поселок за городом по дороге к гробницам. Поселок был обнесен стеной и занимал участок в 69X69,5 м, на котором вплотную друг к другу было расположено семьдесят четыре дома, разделенных пятью улицами. В каждом доме имелся небольшой дворик, общая комната, спальня и кухня.

Храм Амона в Карнаке.

Глаавным объектом строительства в Фивах был храм Амона в Карнаке, расширение которого имело двойное политическое значение: оно должно было показать торжество Амона т тем удовлетворить жречество, а в то же время и прославить мощь новой династии. Таким образом, в строительстве Карнака были заинтересованы и жрецы и фараоны. Отсюда понятны те размеры, которые приняли работы в Карнаке, начавшиеся сразу же в двух напревлениях от главного храма: к югу, где по дороге к храму Мут были выстроены два новых пилона, и к западу, где перед пилоном Аменхотепа  III начали возводить новый гигантский гипостиль.

Уже на примере Карнака видно то стремление к грандиозным масштабам, которое стало определяющей чертой храмовой архитектуры XIX династии и было продиктовано стремлением новых царей затмить все построенное до них. Никогда еще пилоны, колонны и монолитные колоссальные статуи царей не достигали таких размеров, никогда еще убранство храмов не отличалось такой тяжелой пышностью. Так, новый гипостиль Карнака, являющийся величайшим колонным залом мира, имеет 103 м в ширину и 52 м в длину. В нем сто сорок четыре колонны, из которых двенадцать колонн среднего прохода, высотой в 19,25 м (без абак), имеют капители в виде раскрытых цветов папируса, подымающихся на стволах, каждый из которых не могут обхватить пять человек. Воздвигнутый перед гипостилем новый пилон превзошел все прежние: длина его равнялась 156 м, а стоявшие перед ним мачты достигали 40 м в высоту. Строителями этого гипостиля были зодчие Иуна и Хатиаи.

Достаточно велик был и новый пилон с двором, окруженным 74 колоннами, который был выстроен при Рамсесе II зодчим Бекенхонсу перед Луксором, вторым святилищем Амона в Фивах.

Той же монументальностью отличались и заупокойные царские храмы на западном берегу. Из них следует особо упомянуть храм Рамсеса II, так называемый Рамессеум (зодчий Перна), в первом дворе которого стояла колоссальная статуя царя – величайшая монолитная скульптура, весившая около 1000 тонн и имевшая около 20 м в высоту.

Основные принципы оформления храмов были также восприняты зодчими XIX династии от их предшественников, но это наследие было ими переработано. Продолжая развивать роль колонн, они создали ставшее впоследствии образцом обрамление средних, более высоких проходов гипостилей колоннами в виде связок нераспустившихся стеблей. Эти гипостили словно воспроизводили нильские заросли, где расцветшие стебли папирусов возвышаются над еще не успевшими распуститься. Такая трактовка гипостиля хорошо сочеталась с общей древней символикой храма, как дома божества, в данном случае – бога солнца, которое по египетскому преданию рождается из цветка лотоса, растущего в речных зарослях. Солнечный крылатый диск обычно и изображался над дверью пилона.

    Стремление придать зданию как можно большую пышность привело к перегруженности: тяжесть огромных перекрытий вызвала увеличение объема колонн и слишком частое их расположение, рельефы и тексты начали покрывать не только стены, но и стволы колонн.

Храм Рамзеса II.

Следы строительной деятельности Рамсеса II сохранились по всему Египту. Среди его храмов за пределами Фив в первую очередь нужно назвать знаменитый храм, целиком вырубленный в ска лах Абу-Симбела (нижняя Нубия) и являющийся вообще одним из наиболее выдающихся произведений египетского искусства. Следуя примеру своих предков, которые стремились закрепить покорение Нубии сооружением там не только крепостей, но и храмов, Рамсес II также построил в Нубии ряд святилищ. Однако храм в Абу-Симбеле превзошел все, когда-либо построенное здесь фараонами.

Все оформление храма было обусловлено одной идеей – всеми возможными средствами превознести могущество Рамсеса II. Начиная от масштабов святилища и кончая тематикой его декорировки, все было пронизано этой идеей, лучшим воплощением которой явился фасад храма. Он представляет собой как бы переднюю стену огромного пилона, шириной около 40 м и высотой около 30 м, перед которым возвышаются четыре гигантские сидящие фигуры Рамсеса II. Высеченные из скалы и достигающие свыше 20 м в высоту, эти исполины, превосходившие даже колоссы Мнемона, были издалека видны всем плывшим по Нилу и производили незабываемое впечатление всеподавляющей мощи фараона. Образ Рамсеса вообще господствует в храме: над входом высечено скульптурное изображение иероглифов, составляющих его имя, в первом помещении святилища потолок поддерживают колонны с гигантскими статуями царя высотой около 10 м. Стены залов покрыты изображениями его побед, в последнем помещении храма, его культовой молельне, среди четырех статуй богов, которым был посвящен храм, наравне со статуями Амона, Птаха и Хармакиса имеется и статуя самого Рамсеса. Именно в этом месте происходит так называемое “солнечное чудо”.

Два раза в год, 21 марта и 21 сентября, в 5 часов 58 минут луч солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм и освещает левое плечо Амона-Ра и Рамсеса II. Через несколько минут луч перемещается и освещает Хармакиса, а через 20 минут свет исчезает. Примечателен факт, что свет никогда не падает на Птаха – бога тьмы.

Фиванские мастера широко привлекались Рамсесом II, как и его отцом, для работ по всей стране. Фиванский зодчий Маи строил храм в Гелиополе, другой фиванец – Аменеминт – храм Птаха в Мемфисе. Фиванские же скульпторы были создателями и рельефов в храме Сети I в Абидосе. Но и деятельность северных художественных школ, особенно Мемфиса и Таниса, расширилась по сравнению с периодом XVIII династии.

Пирамиды.

Самым большим чудом Египта, поражавшим людей еще в древности, были пирамиды — эти удивительные искусственные горы — гробницы древних египетских царей.

Пирамиды вырастают из песков пустыни — колоссальные, величественные, подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у подножия пирамиды, трудно себе представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. А между тем они были действительно сложены из отдельных каменных глыб, как в наше время дети складывают пирамиды из кубиков. Тысячи рук рабов и подвластных фараону египтян были заняты тяжелым и бесполезным трудом — созданием огромной каменной горы, которая должна была скрыть в своих недрах мертвое тело фараона. Созданием вечной усыпальницы фараон обеспечивал своему бессмертному духу вечное жилище.

2.1. Пирамида Джосера.

Первым из египетских царей, воздвигнувшим над своей гробницей пирамиду, был фараон Джосер. Эта самая древняя пирамида Египта состоит из шести огромных ступеней. До постройки первой пирамиды в Египте воздвигались гробницы с массивной прямоугольной надземной частью, сложенной из камня. По форме они напоминают арабские скамейки — мастабы — и под этим названием и вошли в науку. Пирамида Джосера по существу представляла собой шесть таких мастаб, поставленных одна на другую, уменьшавшихся кверху. Создание первого в мире каменного сооружения таких значительных размеров (высота около 60 м) приписывается Имхотепу — замечательному ученому — медику, математику и архитектору, бывшему визирем царя Джосера. Слава Имхотепа была столь велика, что уже через несколько столетий его имя было окружено легендами. От более позднего времени сохранились статуэтки, изображающие этого замечательного зодчего. По-видимому, сам фараон Джосер был настолько доволен построенной Имхотепом небывалой еще усыпальницей, что разрешил высечь имя архитектора на цоколе своей статуи — честь, совершенно неслыханная в древнем Египте. При раскопках заупокойного храма, находившегося возле пирамиды Джосера, ученые нашли обломки нескольких статуй фараона и среди них пьедестал, на котором было написано имя Имхотепа.

Раскопки возле пирамиды Джосера открыли целый «город мертвых», окружавший усыпальницу фараона. Вокруг были построены мастабы — гробницы членов царской семьи и приближенных к фараону вельмож. Здесь же находился и заупокойный храм, где совершались жертвоприношения в честь умершего фараона. При раскопках храма археологами был открыт зал, украшенный самыми древними в мире колоннами. Правда, это были еще не обычные круглые колонны, они лишь наполовину выступали из стен, но Имхотеп задолго до греческих архитекторов создал прообраз строгой и стройной дорийской колоннады. Заупокойный храм и пирамида были обнесены стеной из белого известняка и, по замыслу архитектора, составляли единый архитектурный ансамбль.

2.2. Пирамида Хеопса.

Египетская пирамида Хеопса в Гизе - древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Свое название она получила по имени ее создателя - фараона Хеопса (около 2551 - 2528 до Р. Хр.).

Из-за своих огромных размеров ее иногда называют Большой пирамидой и помещают первой в списке чудес света. Если не считать Великой Китайской стены, то пирамида Хеопса - самое большое сооружение, когда-либо воздвигнутое человеком.

Ее высота составляет 146,6 м, что примерно соответствует пятидесятиэтажному небоскребу. Площадь основания составляет 230х230 м. На таком пространстве свободно могли бы поместиться одновременно пять крупнейших соборов мира: собор святого Петра в Риме, собор святого Павла и Вестминстерское аббатство в Лондоне, а также флорентийский и миланский соборы. Из строительного камня, пошедшего на возведение пирамиды Хеопса, можно было бы построить все церкви Германии, созданные в нашем тысячелетии.

Ученые подсчитали, что пирамида Хеопса была сложена из 2 300 000 огромных глыб известняка, гладко отшлифованных, причем каждая из этих глыб весила больше двух тонн. Тщательно отесанные и отшлифованные известняковые глыбы были столь мастерски пригнаны одна  к другой, что в щель между двумя камнями невозможно просунуть лезвие ножа.

Камни плотно примыкали один к другому и держались  собственной тяжестью. Точность работы каменотесов и шлифовальщиков достойна удивления, особенно если представить себе, что древние ремесленники, создавшие такие грандиозные памятники человеческого труда, пользовались еще каменными орудиями.

Юный фараон Хеопс отдал приказ о строительстве пирамиды сразу же после смерти своего отца Снофру. Как и все предыдущие фараоны со времен Джосера (примерно 2609 -2590 до н.э.), Хеопс хотел быть погребенным после своей смерти в пирамиде.

Как и его предшественники, он считал, что его пирамида должна превосходить своими размерами, великолепием и роскошью все другие пирамиды. Перед постройкой были проведены сложные подготовительные работы. Сначала нужно было найти подходящую площадку для строительства пирамиды. Вес огромного сооружения составляет 6 400 000 тонн, поэтому грунт должен был быть достаточно прочным, чтобы пирамида не ушла в землю под действием собственного веса. Строительную площадку выбрали южнее современной египетской столицы Каир, на выступе плато в пустыне в семи километрах западнее селения Гиза. Эта прочная скалистая площадка была в состоянии выдержать вес пирамиды.

Сначала выровняли поверхность площадки. Для этого вокруг нее построили водонепроницаемый вал из песка и камней. В образовавшемся квадрате вырубили густую сеть небольших каналов, пересекающихся под прямым углом, так что площадка стала похожа на огромную шахматную доску. Каналы заполнили водой, высоту уровня воды обозначили на боковых стенках, затем воду спустили. Каменотесы вырубили все, что выступало над гладью воды, и каналы вновь заложили камнем. Основание пирамиды было готово.

Свыше 4000 человек - художников, архитекторов, каменотесов и прочих ремесленников - выполняли эти подготовительные работы около десяти лет. Лишь после этого можно было приступать к сооружению самой пирамиды. Строительство продолжалось еще лет двадцать, около 100 000 человек трудилось над сооружением огромной гробницы Хеопса.

По обозначенным на известняковой скале границам каменного блока рабочие выдалбливали в камне глубокие борозды. Эта работа отнимала много  сил и труда. Выдолбив углубления в борозде, рабочие забивали в них клинья из сухого дерева и поливали их водой. Мокрое дерево начинало разбухать, трещина увеличивалась, и глыба откалывалась от скалы. Отколотый камень вытаскивали из шахт каменоломен с помощью толстых канатов, сплетенных из папируса (такие канаты были найдены в древних каменоломнях). Известняковые глыбы затем отесывались специалистами-каменотесами здесь же на вместе. Каменотесы работали с помощью целого набора инструментов, изготовленных из дерева, камня и меди. Этот труд, конечно, был более легким, чем работа по добыванию камня, но и тут приходилось от зари до зари трудиться под палящим солнцем. Блоки белого облицовочного известняка на ладьях перевозили на другой берег Нила. К месту постройки их подвозили, погрузив на специальные деревянные салазки. Древнегреческий историк Геродот, посетивший Египет  в V веке до н. э., был первым ученым, который подробно сообщил собранные им сведения о пирамидах. Труд Геродота представлял собой обширное повествование, состоящее из девяти книг, в одной из которых он описывал свое путешествие в Египет. Геродот добросовестно и обстоятельно записал рассказы египтян о том, как создавались пирамиды. Одна только дорога, по которой доставляли камни из каменоломен к месту, где воздвигалась пирамида, строилась около десяти лет. Сама эта дорога, широкая, выложенная по бокам шлифованным камнем, украшенным различными изображениями, по словам Геродота, была удивительным сооружением.

После каменотесов лицевую сторону облицовочного камня обрабатывали шлифовальщики. Они работали с помощью шлифовального камня, воды и песка. В результате длительной обработки поверхность плиты становилась гладкой и блестящей. После этого камни считались готовыми для постройки.

На известняковой скале, расчищенной от песка, гравия и камня, строители возводили громаду пирамиды, укладывая блоки гигантскими ступенями. Среди этих блоков не было ни одного, который не достигал бы 9 метров.

По рассказу Геродота, для того, чтобы втащить наверх каменные глыбы, строилась наклонная насыпь. Впоследствии ее разравнивали. По ней строители, подгоняемые палками надсмотрщиков, тянули на канатах тяжелые камни, которые с помощью деревянного рычага устанавливали на место. Сколько людей погибало под тяжестью сорвавшейся каменной глыбы, сколько было искалечено при укладке камней, сколько умирало от непосильного труда здесь же, у недостроенных еще стен пирамиды! И это в течение долгих двадцати лет. Когда кладка пирамиды была закончена, ее ступени, закладывались облицовочными блоками. Их привозили из каменоломен, находившихся в Верхнем Египте, возле Асвана. По уступам пирамиды облицовочные блоки поднимали наверх и укладывали их сверху вниз. Затем их полировали. Под лучами южного солнца они сияли ослепительным блеском на фоне безоблачного египетского неба. Через каждые три месяца менялись рабочие, число которых достигало 100 000 человек. Плети надсмотрщиков, изнурительный зной, нечеловеческий труд делали свое дело. Ведь никаких машин для поднятия двухтонных известняковых глыб не было. Все делалось только с помощью живой человеческой силы.

Все погребальное сооружение представляло собою почти сплошную каменную кладку. Вход в пирамиду всегда находился на северной ее грани, на высоте около 14 м от земли. Внутри пирамиды было несколько камер, из которых только две были погребальными. Одна, нижняя, как предполагают ученые, предназначалась для супруги царя. Вторая, несколько  больших  размеров (10.6 Х 5.7 м), находившаяся на высоте 42.5 м от основания пирамиды, служила усыпальницей самого фараона. В ней стоял саркофаг из красного полированного гранита. Над погребальной камерой царя одна над другой расположены пять глухих камер, предназначенных, по-видимому, для распределения давления над камерой. В толще пирамиды проложено несколько узких и длинных ходов, ведущих в камеры, находящиеся внутри пирамиды, и в камеру, вырытую под ее основанием. Учеными были прослежены также и две вентиляционные щели, пронизывавшие толщу каменной кладки и шедшие из камеры самого Хеопса. При расчистке поверхности пирамиды на многих блоках были обнаружены пометки, сделанные красной краской и содержавшие имя фараона Хеопса. Части древней облицовки были открыты археологами при расчистке нижней части пирамиды, занесенной песком. Притеска облицовочных камней была так совершенна, что невозможно было сразу определить места их соединения. А при фотографировании этой облицовки исследователям пришлось специально обвести краской швы, где смыкались блоки. Можно смело сказать, что ни один из царей, правивших после Хеопса, не смог превзойти его гробницу по размерам и величию.

2.3. Пирамида Хефрена.

Второй по величине после гробницы Хеопса считается пирамида фараона Хефрена. Она на 8 м ниже, но зато менее разрушена. Верх пирамиды сохранил часть полированной облицовки. Остальные пирамиды значительно меньше, и многие из них сильно разрушились.

Вблизи от пирамиды Хефрена поднимается из песка пустыни холм. Высота его около 20 м, длина около 60 м. Приблизившись к холму, путешественники видят огромную статую, высеченную почти целиком из скалы. Это знаменитый большой сфинкс — фигура лежащего льва с человеческой головой. Лицо его потрескалось, нос и подбородок отбиты. Так мусульмане арабы покалечили статую, простоявшую тысячелетия. Арабы верили, что в статуях древних египетских богов живут злые духи, и поэтому старались уничтожить как можно больше их изображений. С таким гигантом, как большой сфинкс, справиться им было не под силу, но изуродовали они его основательно.

«Отец ужаса» — так называют большого сфинкса жители пустыни. Наибольший страх он внушает им ночью, освещенный яркой луной, когда глубокие тени придают его чертам особую выразительность.

Кого же изображает эта колоссальная статуя, почему она оказалась в таком близком соседстве с пирамидами? На голове статуи повязка, которую носили только фараоны. Ученые считают, что это статуя фараона Хефрена, которая входила в ряд сооружений, связанных с гробницей фараона.

В древнем Египте не всякий смертный имел право приближаться к пирамиде — этому «вечному горизонту», за который «зашел» фараон (о фараоне не говорили, что он умер, — он «заходил» за горизонт, подобно солнцу; египетские цари называли себя сыновьями солнца). Для того чтобы желающие могли почтить память умершего фараона, не оскорбляя его величия, на некотором  расстоянии от пирамиды воздвигался заупокойный храм — нечто вроде приемной залы умершего царя. Массивные  прямоугольные столбы из полированного гранита поддерживали потолок. Гранитные стены и пол здания были  тщательно отполированы.

Свет падал из небольших отверстий, пробитых в верхней части стен, и создавал торжественный полумрак, в котором особенно величественными казались темные статуи  фараона — владыки, принимающего почтительных гостей. От этого торжественного зала к пирамиде вел длинный  крытый коридор. Его стены и пол также были сделаны  из полированного гранита. По этому коридору в пирамиду везли тело фараона в тяжелом саркофаге из ценного камня.

Родственники фараона и жрецы заботились о том, чтобы умершему не грозила опасность в загробном мире, чтобы он мог свободно передвигаться внутри своей гробницы и чтобы боги приняли его как равного. Поэтому часто стены помещений внутри пирамид испещрены молитвами и заклинаниями. Особенно тщательному заклятию подвергались двери, которые вели из одного помещения  в другое или из коридора в камеру. На стенах, прилегающих к дверям, помещены изображения стражей дверей — павианов, волков, львов, и заклятия против них и злых демонов, угрожающих умершему фараону. Эти тексты, обнаруженные в большом количестве, являются одним из самых древнейших произведений религиозной литературы. Ученые назвали их по месту находки «текстами пирамид».

Заботясь о безопасности духа умершего в загробном мире, его родственники не забывали и о жизненно необходимых вещах. В особых помещениях хранились драгоценности и различные предметы, принадлежавшие фараону. Ведь древние египтяне верили, что умерший продолжает жить и после смерти, что он нуждается во всех  тех вещах, которые были ему необходимы при жизни. И великолепная гробница царя служила ему домом, как при жизни домом был роскошный дворец.

К пирамиде — освященному месту упокоения фараона, ставшего божеством, — простой смертный не смел приближаться. Однако богатства, наполнявшие кладовые царской усыпальницы, были большим соблазном для грабителей. Строители пирамид предусмотрели и это. Вход в склеп закрывался изнутри тяжелым замковым камнем. После окончания погребальных церемоний из-под камня выбивались подпоры, и вход в центральный покой пирамиды, где стоял великолепный гранитный саркофаг с телом фараона, замыкался навсегда. Такой же огромный камень, спущенный вниз по наклонному ходу в склеп, закрывал ход в коридор. Колодец, по которому спускались люди, после того как были замурованы все входы и выходы, засыпался. Царская могила была недоступна для людей и демонов. Фараон мог мирно покоиться под стометровой громадой пирамиды, нависшей над сводчатым склепом. Но все предосторожности оказались напрасными. Царские гробницы были ограблены еще в древности, и до наших дней сохранились лишь пустые залы и сложные переходы внутри пирамид.

3. Разграбление пирамид.

Но хотя тексты пирамид восхваляли божественное могущество фараона, хотя мощные стены пирамиды надежно укрывали погребение царя, огромные гранитные саркофаги в пирамидах царей Хеопса и Хефрена пусты. Еще в древности были разрушены храмы при пирамиде Хефрена. Огромные статуи фараона Хефрена были разбиты и брошены в колодец, откуда их извлекли археологи при раскопках. Было ясно, что не от времени пострадали эти великолепные статуи из темного твердого камня. Они были намеренно испорчены, разбиты на куски, искалечены.

В Египте даже самый знатный человек не смел помышлять о постройке такого погребального сооружения, как пирамида. Только фараон, сын Солнца, мог иметь такую  грандиозную  гробницу.  Усыпальницы  знатных египтян либо вырубались в скале, либо строились из камня или кирпича. Это были невысокие прямоугольные сооружения, построенные над склепом. Гробницы египетской знати обычно теснятся вокруг пирамид, словно вельможи и после смерти хотели быть поближе к фараону.

В этих гробницах-мастабах обычно было несколько помещений. В главном находился саркофаг с телом умершего. В одной из комнат были сложены вещи, принадлежавшие хозяину гробницы. В маленьком помещении обычно стояла статуя умершего. Стены мастаб украшались росписью или раскрашенными рельефами. Краски росписей поражают своей яркостью и свежестью. Живость и тонкость рисунка были удивительны. Здесь можно увидеть сцены повседневной жизни — жатву, посев, ремесленников и земледельцев за работой, охоту, катание по Нилу на лодке, танцы девушек, пляску воинов.

4. Вывод.

Пирамиды — это первое из семи чудес древнего мира — не только память о бессмысленном и жестоком насилии над человеческим трудом и жизнями сотен тысяч людей. Это не только свидетельство полного порабощения народа деспотической властью фараона. Ведь пирамиды — это замечательный памятник архитектуры древнего Египта. Это свидетельство высокого инженерного искусства египтян, пять тысяч лет назад создавших такие грандиозные сооружения на заре человеческой культуры.

И пирамиды сквозь тысячелетия донесли до наших дней память о замечательных строителях древнего Египта, на крови и костях которых были воздвигнуты эти величественные каменные громады, вызывающие удивление и восхищение всех, кто их когда-либо видел. Пирамиды сделали бессмертными не фараонов, а тот народ, чьими искусными и трудолюбивыми руками, камень за камнем, были сложены эти «рукотворные горы».

Египетское искусство 11 – 8 вв. до н. э. представляло собой сложную картину. Во времена длительных распадов государства не велось никакого крупного строительства. Последнее возобновлялось лишь в недолгие периоды укрепления страны при ее объединениях.

Значение искусства Древнего Египта для истории искусства других народов очень велико, как велико значение всего культурного наследия, оставленного египетским народом.

Список литературы

“Архитектура страны фараонов” - Целлар Каталина, стройиздат, научно-популярная библиотека школьника, Москва 1990.

“Семь чудес света” - Ганс Райхардт, 1996.

М. Матье. Искусство Древнего Египта. - М., Издательство “Искусство”, 1970.

Э. Морэ. Цари и боги Египта. - М., Алетейа, 1998.

www.neuch.ru

Архитектура Древнего Египта кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

О архитектуре древнего Египта в кратком содержании

Два мнения по поводу Архитектуры древнего Египта

Величественные пирамиды, таинственный сфинкс – все эти образы возникают, как только слышно слово Египет. Бесспорно, это самые яркие дошедшие до нас образы архитектуры древних египтян. Но, архитектура Египта, это не только пирамиды.Историю архитектуры древнего Египта кратко можно привязать к периодам истории страны, к так называемым периодам царствования, а именно: раннего, древнего, среднего, нового и позднего царства и утверждение что архитектура есть отражение истории страны не будет ложным. Для полного понимания рожденных архитектурных стилей, необходимо понимать значение для египтян загробной жизни.

Развитие архитектуры и строительства в Египет, уникально хотя бы тем, что он практически не обладает древесными ресурсами, пальмы не в счет. Основным строительным материалом стал необожженный кирпич, известняк, песчаник и гранит.

Гранит шел на строительство гробниц, храмов, дворцов, известняк и песчаник шел на строительство храмов, крепостей и рядом стоящих зданий. Жилье простых египтян строилось из глины с берегов Нила. Ее формовали, высушивали на солнце, и получалось некое подобие кирпича.До наших дней не дошел практически ни один город древнего Египта, Нил их размывал, на их месте строились новые. Но, вопреки времени и Нилу, дожила крепость в Бухене, деревня Дейр эль-Медина и некоторые другие.

Время безжалостно. Эти слова можно отнести к памятникам архитектуры Древнего Египта, кратко говоря, от храмов и капитальных построек эпохи Раннего царства мало что осталось. Сохранилось несколько лишь несколько дворцов и храмов. Эта эпоха знаменательна тем, что, именно в ней были определены основные направления архитектурных и строительных решений, которые прошли через всю историю древнего Египта. В период становления архитектуры древнего Египта были отработаны такие приемы как – глубокий уступ в оформлении дверного проема, вогнутые карнизы.Во времена II и III династий, происходит образование единого государства Египет, во главе с фараоном, который считался сыном Бога, это дало мощный толчок архитектурной мысли.

Архитекторы стали разрабатывать и реализовывать грандиозные проекты – гробницы фараонов. Максимальный расцвет строительства гробниц фараонов пришелся на времена III и IV династий. Ярким представителем той эпохи считается комплекс погребальных строений Джосера. Автор этого комплекса зодчий Имхотеп, построил первую пирамиду, квадратное основание и шесть колоссальных ступеней, встроенная гробница, молельня. Под основанием, был вырублены галереи коридоров и шахт и на самой глубине погребальная камера.

Именно в годы сильной единоличной власти фараона были выстроены комплексы пирамид Хефрена, Менкаура, Хеопса. Вокруг каждой пирамиды возвышались храмы и различные ритуальные площадки.Потрясения, через которые прошла страна, ослабление власти фараона и усиления жрецов и придворной аристократии, новое усиление единоличной власти фараона, привели к изменениям в умонастроениях египтян. Уже не только фараон и его приближенные стали заботится о своем положении в загробном мире, простых смертных так же стал заботить этот вопрос. В те далекие времена стала процветать идея всеобщего равенства после смерти.

Для строителей, это выразилось в том, что стали отказываться от строительства традиционных гробниц мастабов. Обеспечение вечной жизни гарантировало наличие надгробной стелы, каменной плиты с магическими текстами.Владыки Египта, продолжали строить себе пирамиды, но по значительно облегченной и удешевленной технологии, вместо каменных глыб, использовался кирпич сырец, а изменение способа кладки, привело к тому, что до наших дней дошли только развалины.К наиболее знаменательным сооружениям той эпохи можно отнести гробницы Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри, Аменемхета III в ХавараВо времена Среднего царства, архитектурой древнего Египта, был создан Лабиринт. Он по праву занимает первое место среди многоколонных храмов древнего Египта. Храм обозначал собой дом Бога – Солнца, и был спроектирован и построен со всеми атрибутами сопровождающие божество. Колонны строились в виде пучков стеблей папируса, они украшались изображениями лотоса или папируса.

Расцвет Фив, пришелся на время Нового царства. В Фивах возводятся дворцы, храмы. Например, храм Амвона – Луксорский. Во времена Фив, в скальных породах был вырублен скальный храм Разеса II в Абу-Симбеле. По сути это храмовый комплекс, состоящий из большого и малого храмов, первый посвящался самому фараону и богам Амону, Ра и Птаху, малый храм посвящался супруге фараона Нефертари.После того, как греки завоевали Египет, произошел необратимый процесс слияния местной и античной культур. Результатом такого процесса стал храм Птолемея III в Карнаке, комплекс Исиды на острове Филэ.Архитектура древнего Египта, кратко говоря, стала основой для многих архитектурных направлений и стилей на долгое время существования человеческой цивилизации.

За довольно длительное существование государства было создано большое количество различных построек, и чтобы рассмотреть кратко архитектуру Древнего Египта, ее развитие можно отследить по временным периодам.В эпоху Раннего царства архитектура представлена могильными сооружениями, а также укрепленными жилыми поселениями. Свои дома египтяне создавали из недолговечных стройматериалов. Возведением храмовых сооружений славится уже Древнее царство, а в эпоху Среднего стали строить пещерные храмы. Период Нового царства в истории древнеегипетской архитектуры ознаменовался проникновением в нее элементов других стран и народов.Основным материалом, используемым для строительства, у египтян был камень, который они добывали в больших количествах и владели мастерством его обработки. При соединении каменных блоков не применялось раствора – соединяли глыбы насухо, плотно подгоняя друг к другу и предварительно отесав до идеально ровного состояния. Для того, чтобы удерживать вес потолков и балок, использовались не только стены, но и колонны и пилоны. Помимо камня, для изготовления жилищ египтяне часто применяли глиняные блоки и стебли тростниковых растений. Такой материал как дерево был в тех краях очень редким, поэтому оно обладало высокой ценностью и применялось только в богатых домах для строительства опорных сооружений и балок.Вся хозяйственная жизнь государства зависела от разливов Нила, поэтому для египетской архитектуры также характерно строительство каналов и водохранилищ. По причине очень жаркого климата, основным назначением построек была возможность укрыться от жары и палящего солнца. В связи с этим поселения образовывали кварталы с тенистыми улицами, а в жилых помещениях практически не было окон – только вентиляционные отверстия.Египтяне свято верили в загробную жизнь, и в связи с этим возводили могильные постройки, чтобы сохранить в них мумию и могильное убранство. Для простых людей это были обычные гробницы, знатных людей хоронили в, так называемых, мастабах, а для фараонов строили огромные пирамиды. Чтобы усопший ни в чем не испытывал нужды на том свете, гробницы расписывали рельефными изображениями и снабжали всем необходимым убранством.Из гробниц знатных вельмож складывались целые кладбища, напоминавшие «города мертвых».Помимо храмовых построек, возводимых на поверхности земли, существовали и такие храмы, которые вырубали в скалах. Эти помещения отличались богатым архитектурным интерьером. Также в скалах размещались и захоронения, при этом помещение, где находилась мумия, мало отличалась от жилища. Вход в такую постройку замаскировывался.Огромной и значимой постройкой культового характера является большой храм Амона, находящийся в Фивах. Он был возведен тогда, когда Фивы были египетской столицей. После Фив столицей стал Мемфис, и там были построены два храма, посвященных богу Амону-Ра: Карнакский и Луксорский. Особой популярностью в наши дни у туристов стал пользоваться храм, высеченный в скале в Абу-Симбеле. Он представляет собой три сооружения, одно из которых посвящено фараону Рамзесу II, а остальные – богам Амону, Птаху и Ра-Хорахте.В целом, архитектура Древнего Египта представлена гораздо большим числом различных построек. Традиции египетских зодчих, во многом основанные на мировоззрении древних египтян, стали примером для подражания во многих других культурах и пользуются популярностью и в наши дни.

Рекомендуем ознакомится: http://antiquehistory.ru

worldunique.ru

Архитектура Древнего Египта кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

О архитектуре древнего Египта в кратком содержании

Величественные пирамиды, таинственный сфинкс – все эти образы возникают, как только слышно слово Египет. Бесспорно, это самые яркие дошедшие до нас образы архитектуры древних египтян. Но, архитектура Египта, это не только пирамиды.Историю архитектуры древнего Египта кратко можно привязать к периодам истории страны, к так называемым периодам царствования, а именно: раннего, древнего, среднего, нового и позднего царства и утверждение что архитектура есть отражение истории страны не будет ложным. Для полного понимания рожденных архитектурных стилей, необходимо понимать значение для египтян загробной жизни.

Развитие архитектуры и строительства в Египет, уникально хотя бы тем, что он практически не обладает древесными ресурсами, пальмы не в счет. Основным строительным материалом стал необожженный кирпич, известняк, песчаник и гранит.

Гранит шел на строительство гробниц, храмов, дворцов, известняк и песчаник шел на строительство храмов, крепостей и рядом стоящих зданий. Жилье простых египтян строилось из глины с берегов Нила. Ее формовали, высушивали на солнце, и получалось некое подобие кирпича.До наших дней не дошел практически ни один город древнего Египта, Нил их размывал, на их месте строились новые. Но, вопреки времени и Нилу, дожила крепость в Бухене, деревня Дейр эль-Медина и некоторые другие.

Время безжалостно. Эти слова можно отнести к памятникам архитектуры Древнего Египта, кратко говоря, от храмов и капитальных построек эпохи Раннего царства мало что осталось. Сохранилось несколько лишь несколько дворцов и храмов. Эта эпоха знаменательна тем, что, именно в ней были определены основные направления архитектурных и строительных решений, которые прошли через всю историю древнего Египта. В период становления архитектуры древнего Египта были отработаны такие приемы как – глубокий уступ в оформлении дверного проема, вогнутые карнизы.Во времена II и III династий, происходит образование единого государства Египет, во главе с фараоном, который считался сыном Бога, это дало мощный толчок архитектурной мысли.

Архитекторы стали разрабатывать и реализовывать грандиозные проекты – гробницы фараонов. Максимальный расцвет строительства гробниц фараонов пришелся на времена III и IV династий. Ярким представителем той эпохи считается комплекс погребальных строений Джосера. Автор этого комплекса зодчий Имхотеп, построил первую пирамиду, квадратное основание и шесть колоссальных ступеней, встроенная гробница, молельня. Под основанием, был вырублены галереи коридоров и шахт и на самой глубине погребальная камера.

Именно в годы сильной единоличной власти фараона были выстроены комплексы пирамид Хефрена, Менкаура, Хеопса. Вокруг каждой пирамиды возвышались храмы и различные ритуальные площадки.Потрясения, через которые прошла страна, ослабление власти фараона и усиления жрецов и придворной аристократии, новое усиление единоличной власти фараона, привели к изменениям в умонастроениях египтян. Уже не только фараон и его приближенные стали заботится о своем положении в загробном мире, простых смертных так же стал заботить этот вопрос. В те далекие времена стала процветать идея всеобщего равенства после смерти.

Для строителей, это выразилось в том, что стали отказываться от строительства традиционных гробниц мастабов. Обеспечение вечной жизни гарантировало наличие надгробной стелы, каменной плиты с магическими текстами.Владыки Египта, продолжали строить себе пирамиды, но по значительно облегченной и удешевленной технологии, вместо каменных глыб, использовался кирпич сырец, а изменение способа кладки, привело к тому, что до наших дней дошли только развалины.К наиболее знаменательным сооружениям той эпохи можно отнести гробницы Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри, Аменемхета III в ХавараВо времена Среднего царства, архитектурой древнего Египта, был создан Лабиринт. Он по праву занимает первое место среди многоколонных храмов древнего Египта. Храм обозначал собой дом Бога – Солнца, и был спроектирован и построен со всеми атрибутами сопровождающие божество. Колонны строились в виде пучков стеблей папируса, они украшались изображениями лотоса или папируса.

Расцвет Фив, пришелся на время Нового царства. В Фивах возводятся дворцы, храмы. Например, храм Амвона – Луксорский. Во времена Фив, в скальных породах был вырублен скальный храм Разеса II в Абу-Симбеле. По сути это храмовый комплекс, состоящий из большого и малого храмов, первый посвящался самому фараону и богам Амону, Ра и Птаху, малый храм посвящался супруге фараона Нефертари.После того, как греки завоевали Египет, произошел необратимый процесс слияния местной и античной культур. Результатом такого процесса стал храм Птолемея III в Карнаке, комплекс Исиды на острове Филэ.Архитектура древнего Египта, кратко говоря, стала основой для многих архитектурных направлений и стилей на долгое время существования человеческой цивилизации.

Рекомендуем ознакомится: http://antiquehistory.ru

fix-builder.ru