Архитектура древней руси презентация. Презентация на тему Культура древней Руси (Архитектура Древней Руси)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация на тему: Архитектура и искусство Древней Руси. Архитектура древней руси презентация


Презентация - Архитектура Руси

Текст этой презентации

Слайд 1

Архитектура.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Софийский Собор Киева 1037г.

Слайд 6

Собо́р Свято́й Софи́и был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта

Слайд 7

Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на базу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать радостных глав новейшего храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль российского древесного зодчества. Софийский собор, сделанный во время утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что стройка — это тоже политика. И действительно, сиим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне — константинопольскому Софийскому собору. 

Слайд 8

Софийский собор в Киеве

Слайд 9

Фреска  - Живопись водяными красками по свеженанесенной, сырой штукатурке.Мозаика - изображение, составленное из маленьких кусочков мрамора или смальты (цветного стекла).

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

 .Собор Успения Пресвятой Богородицы (в обиходе «Великая церковь») — главный соборный храм Киево-Печерской лавры, «богосозданный» прообраз всех монастырских храмов Древней Руси, усыпальни- ца киевских князей. Заложе- на в 1073 году по инициативе Феодосия Печерского и построен за три года на деньги князя  Святослава Ярославовича.

Слайд 13

Новгородская София.

Слайд 14

Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в  1045-1050 г. В  1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина направились в Новгород к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора, Который был заложен вместо сгоревшего деревянного храма. Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в Плане апсид  и барабановв, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой  мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. На западном портале смонтированы бронзовые Магдебурские врата в романском стиле  с большим количеством горельефов и скульптур.

Слайд 15

Це́рковь Спа́са на Нере́дице  — храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с  Рюриковым Городищем. Возведена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях. Фрески Нередицы — наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века. 

Слайд 16

Успе́нский собо́р во Влади́мире - до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом  Владимиро - Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные  фрески Андрея Рублева. Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 гг.

Слайд 17

Дми́триевский собо́р  города Владимира — придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Д митрия Солунского построен в 1194—1197 гг.

Слайд 18

Це́рковь Покрова́ на Нерли́    белокаменный храм  во  Владимирской области  России, в полутора километрах от Боголюбова 1165г, церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя Изяславе Андреевиче.

Слайд 19

Золотые ворота   выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городеВладимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Во время правления Андрея Боголюбского город опоясывался протяжённым валом и имел семь входных ворот (кроме Золотых, это Медные, Иринины или же Оринины, Серебряные, Ивановские, Торговые и Волжские). До наших дней дошли лишь Золотые ворота.

Слайд 20

Георгиевский собор Юрьева монастыря — православный храм Юрьева монастыря (Великий Новгород). Построен в 1119 году, относится к памятникам древнерусской архитектуры домонгольского периода. Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав Владимирович. Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками. Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников.

topslide.ru

Архитектура Древней Руси - история, презентации

Материал, подобранный в презентации позволяет ярко, красочно,полно раскрыть особенности архитектурных ансамлблей, русского зодчества периода Древней Руси. Подготовлена презентация совместно с ученицей. Фото-материалы на слайдах могут быть использованы как основа для подготовки к ЕГЭ. Также возможно использование и на уроках истории в 6 классе и в рамках МХК.

Просмотр содержимого документа «Архитектура Древней Руси»

Презентация на тему: Архитектура Древней Руси Выполнила: ученица 10 класса Смирнова Валерия Преподаватель: Антонова С.Ю.

Презентация на тему: Архитектура Древней Руси

Выполнила: ученица 10 класса Смирнова Валерия

Преподаватель:

Антонова С.Ю.

Софийский собор в Киеве Собор Святой Софии  ( Софийский собор ) — храм, построенный в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко.

Софийский собор в Киеве

Собор Святой Софии  ( Софийский собор ) — храм, построенный в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко.

София Киевская стала главным храмом страны — здесь Ярослав основал первую на Руси библиотеку, здесь велась летопись, переписывание и перевод книг, проводились церемонии восхождения князей на киевский престол, приемы послов, тут находились усыпальницы великих князей.

София Киевская стала главным храмом страны — здесь Ярослав основал первую на Руси библиотеку, здесь велась летопись, переписывание и перевод книг, проводились церемонии восхождения князей на киевский престол, приемы послов, тут находились усыпальницы великих князей.

Софийский собор в Новгороде Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами.

Софийский собор в Новгороде

Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами.

В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.

В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.

Покрова На Нерли   Покрова на Нерли — храм, построенный в 1165 году в память о погибшем сыне великого князя Андрея Боголюбского — Изяславе Андреевиче.

Покрова На Нерли

  Покрова на Нерли — храм, построенный в 1165 году в память о погибшем сыне великого князя Андрея Боголюбского — Изяславе Андреевиче.

Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на небольшом холме, расположенном на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей.

Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на небольшом холме, расположенном на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей.

Успенский собор в Дмитрове Собор Успения Божией Матери  в Дмитровском кремле был построен между 1507 и 1533гг., в княжение Юрия Ивановича Дмитровского (сына Ивана III), и, по всей вероятности, на его средства. Вероятно, на месте этого собора стоял более древний белокаменный храм XIV века.

Успенский собор в Дмитрове

Собор Успения Божией Матери  в Дмитровском кремле был построен между 1507 и 1533гг., в княжение Юрия Ивановича Дмитровского (сына Ивана III), и, по всей вероятности, на его средства. Вероятно, на месте этого собора стоял более древний белокаменный храм XIV века.

Успенский Собор во Владимире Собор построили в 1158-1160 гг. при великом князе Андрее Боголюбском. Он представляет собой выдающийся памятник белокаменного зодчества Руси до татаро-монгольского нашествия. До возвышения Москвы, это был кафедральный храм.

Успенский Собор во Владимире

Собор построили в 1158-1160 гг. при великом князе Андрее Боголюбском. Он представляет собой выдающийся памятник белокаменного зодчества Руси до татаро-монгольского нашествия. До возвышения Москвы, это был кафедральный храм.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

kopilkaurokov.ru

Культура древней Руси (Архитектура Древней Руси)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

myslide.ru

Презентация "Архитектура Древней Руси" | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Архитектура Древней Руси Презентация выполнена Бекасовой И.А., учителем ИЗО и МХК МБОУ СОШ №1 г. Чехова Московской обл

Слайд 2

Храм Св. Софии в Киеве (XI в.)

Слайд 3

Собор Успения Богородицы ( XII в.) Владимир

Слайд 4

Собор Св. Софии в Новгороде ( Xi в.)

Слайд 5

Дмитриевский собор. (XII в.) Владимир

Слайд 6

ВОПРОС По каким признакам соборы на иллюстрациях можно отнести к образцам византийского. владимиро-суздальского, новгородского зодчества ? Какое архитектурное ядро объединяет эти храмы ?

Слайд 7

МОСКОВСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА В архитектуре Древней Руси конца XIV – начала XV в., так же как и в иконописи, получили отражение идеи объединения мелких княжеств в единое государство под властью Москвы и освобождения от Орды.

Слайд 8

Собор Спаса Нерукотворного. Спасо-Андроников монастырь. 1410-1427. Москва Спасский собор — древнейший столичный храм, который можно найти за пределами Кремля, а также старейшее здание города. Он возвышается над территорией Андроникова монастыря, словно гость из прошлого, веками вдохновляя сменяющиеся поколения жителей столицы своими изящными архитектурными формами.

Слайд 9

РАННЕМОСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО

Слайд 10

РЕНЕССАНСНЫЕ ЧЕРТЫ В АНСАМБЛЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ Во второй половине XV столетия в русской архитектуре стали заметны новые строительные тенденции, получившие в тот же период развитие в Италии под названием ренессансные

Слайд 11

Перестройка Московского Кремля в 1475 году

Слайд 12

В первую очередь известняковые стены были заменены кирпичными и возведены башни Беклемишевска , Водовзводная Тайницкая Спасская

Слайд 13

Успенский собор Московского кремля Аристотель Фиорованти 1475 - 1479

Слайд 14

Архангельский собор Московского Кремля. Алевиз Фрязин Новый 1508г.

Слайд 15

НОВЫЙ ТИП ШАТРОВОГО ХРАМА Церковь Вознесения Господня является первым из сохранившихся до нашего времени и самым совершенным каменным шатровым храмом, положившим начало новому типу, который получил широкое распространение на Руси в XVI-XVII вв. В 1532 году отец Ивана Грозного построил в Коломенском домовую церковь — « Бе же церковь та вельми чудна высотою, красотою и светлостью, яко не бывало прежде сего в Руси». На освящении ее три дня пировали у великого князя в Коломенском митрополит с духовенством, братья князя и бояре.

Слайд 16

Предание связывает строительство церкви с рождением у князя сына, будущего царя Иоанна Грозного. Создателем храма несомненно был выдающийся зодчий, хорошо знакомый с итальянской ренессансной архитектурой. Есть основания полагать, что им был Петрок Малый, приехавший из Италии в 1528 году.

Слайд 17

Церковь Вознесения в Коломенском. 1531г. Москва

Слайд 18

http://strana.ru/places/19087007/photos?photo=19122548 http://www.openarium.ru/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B/

nsportal.ru

Презентация - Архитектура Древней Руси

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Архитектура Древней Руси

Слайд 2

12.02.2016http://aida.ucoz.ru2Киевский собор СвятойСофии, XIв. Украина, КиевНа Руси первые каменные храмы были построены в Киеве, Новгороде и Владимире. В главном соборе Киева Святой Софии, построенном из плинфы, с девятью куполами, чувствуется влияние мастеров из Константинополя.

Слайд 3

12.02.2016http://aida.ucoz.ru3Собор Святой Софии в Новгороде 1045-1052 НовгородНовгородский собор св.Софии. Ярослав Мудрый до конца жизни своей был благодарен новгородцам, посадившим его на киевский престол. Дал он им в князья любимого своего сына — Владимира, а когда тот с новгородской дружиной по отцовскому приказу разбил волжских болгар и захватил богатую добычу, Ярослав не поскупился: все отдал Новгороду. И решили новгородцы возвести у себя Новгородский Софийский собор, увенчанный пятью главами. Софию Новгородскую строили семь лет, и освящение ее состоялось в 1052 году. Святой князь Владимир по освящении собора прожил менее месяца, скончался 4 октября 1052 года и похоронен был в церкви Святой Софии.

Слайд 4

12.02.2016http://aida.ucoz.ru4Собор Покрова на Нерли, 60-e XII века Влад.обл.Церковь Покрова Богородицы на Нерли. Уже более восьмисот лет стоит в суздальской земле, на берегу Нерли, церковь Покрова Богородицы. В ясные летние дни, при безоблачном небе, среди зелени обширного заливного луга ее стройная белизна, отраженная гладью небольшого озерка, дышит поэзией и сказкой. В суровые зимы, когда все вокруг бело, она словно растворяется в бескрайнем снежном море. Храм настолько созвучен настроению окружающего пейзажа, что кажется, будто он родился вместе с ним, а не создан руками человека. Не зря для нее и посвящение выбрано Покрову. Покров есть зашита и покровительство, русским людям надежда и милость, от врагов укрытие и оберег.

Слайд 5

12.02.2016http://aida.ucoz.ru5Золотые ворота, 1164 ВладимирЗолотые ворота — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Строили Золотые ворота княжеские мастера.

Слайд 6

12.02.2016http://aida.ucoz.ru6Успенский собор 1185-1189 ВладимирПросторна и светла Соборная площадь Кремля. Архитектурный ансамбль, возведенный на ней более 500 лет назад, неповторим по своей красоте и великолепию. Здесь и величественные храмы-богатыри, и храмы легкие, причудливые, словно игрушечные в сравнении с ними. Ныне существующие соборы стоят на месте более древних. Первостепенную роль в ансамбле Соборной площади играет Успенский собор. Исследователи считают, что ему предшествовали три храма: деревянная церковь XII века, Дмитровский собор XIII века и белокаменный храм времен Ивана Калиты.

Слайд 7

12.02.2016http://aida.ucoz.ru7Храм Покрова на рву зодчие Барма, Постник 1555-1561 МоскваКогда русские войска взяли Казань и прочно утвердились на волжских берегах, повелел царь Иван Грозный поставить у стен московского Кремля церковь о восьми главах — по числу одержанных побед. Недавно возвратился он из похода, с великим ликованием встречала его Москва: звонили колокола, люди со смехом и рыданиями бросали праздничные одежды под копыта царского коня: у многих родные и близкие томились в ордынском плену. Любимая супруга Анастасия Романовна разрешилась от бремени наследником — это тоже был праздник. Летопись гласит: "...царь и великий князь Иван Васильевич... повеле поставити храм Покрова с пределы о Казанской победе, что бог покорил безсерманский род казанских татар царю...". Увековечить эту победу поручили гениальным зодчим Барме и Постнику. Ходят легенды, что после окончания строительства царь велел выколоть глаза архитекторам, чтобы они больше ничего подобного построить не смогли.

Слайд 8

12.02.2016http://aida.ucoz.ru8Колокольня Ивана Великого, зодчие Фрязин, Бон 1508, достр. в 1600В 1505-1508 годы, другой итальянский архитектор, Бон Фрязин, возвел на месте старой постройки церковь "под колоколы" Иоанна Лествичника. Вначале она была двухъярусной, шатер ее поднимался на 60 метров. Она одновременно служила и колокольней и дозорной вышкой. Своим суровым обликом она походила на донжон западноевропейского замка. В 1600 году царь Борис Годунов велел надстроить колокольню, сделав ее на два яруса выше, и увенчать ее золотой главой, о чем свидетельствует велеречивая надпись, помещенная высоко на барабане купола в трех горизонтальных поясах. В результате надстройки высота колокольни стала 81 метр.

Слайд 9

12.02.2016http://aida.ucoz.ru9Церковь Вознесения в Коломенском 1628-1653 Моск.облРазвитие деревянной архитектуры привело к перенесению формы 8-гранного шатра в каменную архитектуру. Подобный тип храмов получил широкое распространение в 16 веке. Самым ярким образцом каменного шатрового зодчества 16 века является церковь Вознесения в Коломенском, поставленная в честь рождения Ивана IV (Грозного) в 1532 году на высоком берегу Москвы-реки. Ее высота составляет 62 метра, толщина стен - от 2 до 4 метров. Это уже не крестово -купольный храм, унаследованный от Византии. В плане здание представляет собой равноконечный крест.

Слайд 10

12.02.2016http://aida.ucoz.ru10Церковь Покрова в Филях, 1692-1694 МоскваВ архитектуре 17 века ясно прослеживаются два этапа: 1 половина - середина века и вторая половина - конец века. Для первого этапа характерно сложение "классического" типа древнерусского посадского храма - небольшого 5-главого бесстолпного здания с "ложным пятиглавием", ярко расцвеченного, с обилием декоративных деталей, с построением "кораблем" из трех частей: колокольня, трапезная, церковь. Ярким образцом такого типа храма является церковь Троицы в Никитниках в Москве или церковь Рождества в Путинках. Последним ярким этапом развития древнерусской архитектуры было "нарышкинское барокко". Этот стиль не имеет ничего общего с европейским барокко. Здесь в каменной архитектуре используются традиционные формы русского деревянного зодчества: "восьмерик на четверике", соединение церкви с колокольней под одним куполом - "церковь иже под колоколы", любовь к резному узорочью, красивый центрический план. Самым замечательным памятником "нарышкинского барокко" является церковь

Слайд 11

12.02.2016http://aida.ucoz.ru11Кижский погост, Преображенская церковь, зодчий Нестор 1714-1764 КижиПо своему типу Преображенская церковь — это летний (или холодный) храм. В ней служили только в особо торжественных случаях, в дни местных престольных праздников, да и то лишь в течение короткого северного лета. У нее нет зимних рам и двойных дверей, утепленного пола и потолка. В летних церквах меньше сырости, через щели и проемы происходит непрерывная естественная вентиляция и просушка всех помещений, частей и конструкций. В них сильнее тяга воздуха, значит, быстрее просыхает дерево и меньше опасность появления гнили, опасных грибков и насекомых. Спасо-Преображенская церковь стала как бы лебединой песней древнерусского деревянного зодчества. Это не рядовой сельский храм, а мемориальное сооружение, памятник-монумент. После окончания строительства мастер Нестор забросил топор в Онежское озеро, чтобы никто больше не смог построить ничего подобного. Во славу родной земли и стоит в Кижах уже два с половиной столетия Преображенская церковь.

Слайд 12

Интернет ресурсы 12.02.2016http://aida.ucoz.ru12http://smallbay.ruhttp://go.mail.ruhttp://www.russiancity.ruhttp://art-projekt.ruhttp://www.kreml.ruhttps://sites.google.com

lusana.ru

Презентация "Архитектура и искусство Древней Руси"

Презентация на тему: Архитектура и искусство Древней Руси

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

МОУ « Узуновская средняя общеобразовательная школа»Архитектура и искусствоДревней Руси. Творческий проект ученицы X класса Козеевой Валентины.Руководитель Начарова Елена Васильевна.

№ слайда 2 Описание слайда:

1.Введение. Цели и задачи.2. Истоки русского искусства * Преемственность. Творческий порыв. 3. Основная часть. *«Матерь городов русских»* Софийский собор и Михайловские мозаики.* Великий Алимпий.* Собор Софии в Новгороде.*Белокаменное великолепие 4.Заключение. *Немеркнущая красота

№ слайда 3 Описание слайда:

Введение. Цели и задачи. Проследить взаимосвязь древнерусского искусства с искусством Византии.Рассмотреть особенности архитектуры Древней Руси на примерах Софийских соборов Киева и Новгорода.Выявить особые черты фрески и мозаики древнерусских храмов. Показать, на каком фундаменте выросла культура Киевской Руси, что оно в свою очередь послужило фундаментом для великого древнерусского, уже истинно национального искусства.

№ слайда 4 Описание слайда:

Истоки Древнерусского искусства. «Едва ли в какой-либо другой стране средневекового мира можно встретить так много перекрестных культурных влияний, как на Руси. Византия, народы Востока и Кавказа, Западная Европа и Скандинавия кольцом окружали Русь. Персидские ткани, арабское серебро, китайские материи, сирийские изделия, египетская посуда, византийская парча, франкские мечи шли на Русь и, конечно, служили не только предметом потребления богатых классов русского общества, но и образцами для художественного творчества русских мастеров» (Б. Д. Греков).

№ слайда 5 Описание слайда:

«У греков, — писал Пушкин Чаадаеву, — мы взяли евангелие и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева».Византийская традиция была великой и древней, быть может, даже... уже слишком древней. И древность этой традиции все более оборачивалась дряхлостью, выявлявшей ее внутреннюю порчу, разложение, ибо живительный родник народного творчества иссякал на иссушенной византийской почве.Русское народное начало внесло в древнюю традицию добрые, жизнелюбивые устремления. Это относится как к традиции религиозной, так и к традиции художественной.

№ слайда 6 Описание слайда:

«По сравнению с византийским искусством русское искусство несравненно демократичнее. В нем гораздо настойчивее пробивается народная струя, его формы менее отвлеченны и более полнокровны, воплощаемые им идеалы утратили византийскую строгость и суровость. Столь сильно выраженный в восточном христианстве момент пассивной созерцательности уступает место на Руси более эмоциональному и лирическому подходу к религии. Ослабление аскетического начала выразилось в усилении яркости радостных, звонких красок, в смягчении ритма линий, в умиленности добрых ликов, в интимизацйи образа божества. Под личиною византийских форм русские люди сумели прозреть их греческую, эллинистическую сердцевину и сумели блестяще использовать последнюю в создании того нового художественного мира, который, при всей своей преемственности от Византии, является глубоко оригинальным творением русского народа» (В. Н. Лазарев).

№ слайда 7 Описание слайда:

У Киевской державы культурные связи с Византией были самыми близкими и действенными. Византийская художественная система, вызывавшая завистливое восхищение тогдашней феодальной Европы, лучше всякой другой прославляла и утверждала незыблемость светской и церковной иерархии, на которой зиждилась Киевская держава.Маркс пишет о созданиях средневекового зодчества, что они «действуют на душу как нечто материальное. Душа себя чувствует подавленной под тяжестью массы, а чувство подавленности есть начало благоговения»1.Такие храмины, размерами своими и пышностью рождающие у смерда благоговение, и были нужны полновластным правителям империи Рюриковичей. Размах монументального строительства в Киевской Руси — явление логичное, закономерное. Но примечательно, что в этом строительстве Киевская Русь как-то сразу заняла едва ли не первое место в тогдашней Европе. Да и не только в строительстве, а во всем декоруме жизни социальных верхов.

№ слайда 8 Описание слайда:

Зодчество, живопись музыка... Синтез искусств и всяческого благолепия, чувственно воспринимаемый во славу «матери городов русских»!Красотой Киева был поражен внук самого Батыя, когда тот со своими полчищами подошел к стенам города, чтобы разграбить его сокровища.И позднее, в XVI и XVII столетиях, даже после того как этот храм подвергся всяческим перестройкам, он приводил не только русских, но и иностранцев в восхищение. «Весьма многие согласны в том, — писал епископ Верещинский, — что в целой Европе нет храмов, которые по драгоценности и изяществу украшений стояли бы выше константинопольского и киевского», а известный путешественник Павел Алеппский признавал после посещения киевской Софии, что «ум человеческий не в силах ее обнять».

№ слайда 9 Описание слайда:

Киевский собор был построен в первой половине XI в. (1037 — начало 1040-х гг.), при Ярославе Мудром. Этот храм должен был стать для Руси тем, чем была София Константинопольская для Византии. Об этом в первую очередь свидетельствует его посвящение Софии, Премудрости Божией.Киевская София, несомненно, является самым значительным архитектурным памятником XI в. По своей масштабности и великолепному декору этот собор мог смело соперничать с константинопольским, значительно превосходя современные ему византийские церковные постройки.

№ слайда 10 Описание слайда:

С момента строительства константинопольской Софии прошло несколько столетий, поэтому ее киевская наследница принадлежит уже к совершенно другому архитектурному типу, также созданному в Византии. Основу киевской Софии составляет крестово-купольный храм. Центром подобного храма является подкупольный квадрат. Четыре опоры (столба), перекрытые арками, поддерживают барабан купола. Паруса соединяют арки и барабан. К четырем сторонам подкупольного квадрата примыкают прямоугольные ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами.

№ слайда 11 Описание слайда:

Эти ячейки образуют рукава креста — отсюда идет название этой архитектурной системы. С западной стороны к подкупольному квадрату пристроена прямоугольная ячейка, образованная четырьмя столбами — двумя подкупольными и двумя дополнительными. К этой ячейке примыкает специальное пространство — нартекс. Нартекс был предназначен для людей, которым по каким-либо причинам не разрешалось присутствовать на службе в основном пространстве храма. С восточной стороны расположено три полукруглых выступа, перекрытых сомкнутым полусводом, — апсиды. Центральная апсида, большая по размеру, — это алтарь, по сторонам от алтаря расположены апсиды меньших размеров. Они служат для хранения литургической утвари и облачения священников

№ слайда 12 Описание слайда:

Как и константинопольский, киевский собор должен был стать главным государственным храмом. Это значит, что собор должен вмещать в себя великое множество молящихся. Киевская София — это большой пятинефный храм с двумя рядами галерей. Внутренняя галерея была двухъярусной, внешняя — открытой одноярусной. На второй ярус внутренней галереи можно подняться по лестницам, расположенным в башнях. Собор венчают тринадцать куполов. Они символизируют Христа (главный купол) и двенадцать апостолов. Четыре купола, расположенные ближе к главному, — это четыре евангелиста. Форма куполов сильно отличалась от той, что мы видим в настоящее время.

№ слайда 13 Описание слайда:

Несомненно, организации внутреннего пространства собора и его декору придавалось огромнейшее значение. Так же как и в константинопольской Софии, особое внимание уделялось проблеме освещения храма. Центральная часть освещалась окнами, пробитыми в барабанах куполов. Верхний ярус хоров был освещен так же хорошо, как и подкупольное пространство. Нижний ярус галереи был затемнен, что создавало эффектную светотеневую игру.Главная часть храма — алтарь и подкупольное пространство — согласно византийской традиции была украшена великолепными мозаиками. В центральном куполе изображен Христос Пантократор (Вседержитель). По сторонам от Пантократора располагались архангелы (сохранилась только одна фигура). В барабане помещались изображения двенадцати апостолов (до нас дошла только фигура апостола Павла). На парусах традиционно изображались четыре евангелиста (полностью сохранилась фигура Марка). На арках, держащих купол, располагались медальоны с изображением сорока мучеников севастийских. На подкупольных столбах, за которыми расположен алтарь, представлена сцена Благовещения.

№ слайда 14 Описание слайда:

Мозаиками была украшена только центральная часть собора. Галереи и остальные части украшались фресками с изображением различных сцен Ветхого и Нового заветов, различных святых. Но наиболее интересны фрески на стенах верхних галерей. Верхние галереи предназначались для князя, поэтому здесь мы видим изображения членов княжеской семьи. На южной стене — дочери князя Ярослава Мудрого, на северной — его сыновья. На западной стене был представлен и сам князь с княгиней, но эта фреска не дошла до наших дней. Фрески интересны не только с художественной стороны, но и как старейшие исторические портреты.

№ слайда 15 Описание слайда:

Самая знаменитая мозаика киевской Софии — это Богоматерь Оранта, изображенная в конхе (сводчатой части) алтарной апсиды. Огромная фигура (ее высота 4,5 метра) с поднятыми в молитве руками, с одной стороны, символизирует Софию, Премудрость Божию, которой посвящен храм, а с другой — представляет собой Богоматерь-Заступницу, наиважнейший образ русского православия. Мерцающая смальта (камешки, из которых складывается мозаика) создает эффект парения фигуры в воздухе. Это производит грандиозное впечатление и в нынешние времена, и можно представить, каким необыкновенным воздействием обладало это изображение в XI веке!

№ слайда 16 Описание слайда:

Новгородский храм, в свою очередь, не уступал киевскому. Вероятно, в строительстве храма принимали участие те же мастера, что и в Киеве. Первый Софийский собор в Новгороде был деревянным. Так же как и киевскую Софию, его венчали тринадцать глав. Но в 1049 г. собор был разрушен во время пожара. Уже к этому времени началось строительство нового, каменного храма (заложен в 1045 г.).

№ слайда 17 Описание слайда:

Размеры с галереями нового храма соответствуют Киевской Софии без наружных галерей, да и план во многом схож с планом киевского собора. Новгородская София также представляет собой большой пятинефный крестово-купольный храм, но с одним рядом галерей и одной башней-лестницей, которая ведёт на хоры. Галереи двухъярусные, второй ярус, так же как и в Киеве, предназначен для князя и его двора. В отличие от киевского собора и своего деревянного предшественника храм увенчан не тринадцатью, а пятью куполами. Меньший по площади, новгородский собор выглядит не менее величественным благодаря большей высоте.

№ слайда 18 Описание слайда:

Софийский собор в Новгороде воспринимается очень цельно, даже монолитно. Это образ твердыни, характерный для северной архитектуры.Для постройки по новгородской традиции использовались местный известняк, валуны, плинфа. Так, по словам реставратора Г. М. Штендера, «каменные стены представляли гигантскую цветную мозаику из фиолетово-серых, зелёных и жёлтых тончайших оттенков камней, оправленных в розовую основу гладко заполированного раствора, кирпичных орнаментов и цветных покрасок, создававших общий жизнерадостный настрой, свойственный народному искусству». Простые орнаментальные узоры из кирпича имели место в наиболее композиционно важных местах: апсидах, барабанах, частично в лопатках. Кирпичные арки, как и в Киеве, чередовались рядами кирпича «на ребро» в плоскости стены с рядами, утопленными в кладку.

№ слайда 19 Описание слайда:

Интерьер собора тоже значительно отличается от киевского. Софийский собор был полностью расписан. Он решается проще, без эффектных светотеневых контрастов, однако производит сильное впечатление именно благодаря своей цельности, строгому величию. Новгородцы стремились украсить свой главный собор согласно новейшим веяниям архитектуры, ориентируясь на Европу. В XII в. были достроены романские перспективные порталы, причем на западном были помещены великолепные бронзовые врата работы магдебургских мастеров, привезенные в Новгород в качестве военного трофея.Первоначальный вид храм изменён, уже в XII веке была надстроена галерея, в годы Великой Отечественной войны фашистами был разрушен центральный купол, в результате погибли или пострадали уникальные фрески, полностью была утрачена фреска Господа Вседержителя в центральном куполе. К сожалению, фрески, сделанные в XI в., практически не сохранились. «До нас дошли деисус (поклонение, молитва Иисусу: слева от Христа — Богоматерь, архангел Михаил и апостол Петр, справа — Иоанн Креститель, архангел Гавриил, апостол Павел) и знаменитая фреска, изображающая святых Константина и Елену. Фрески расположены в южном притворе собора (Мартирьевская паперть).

№ слайда 20 Описание слайда:

При всех своих отличиях две Софии — киевская и новгородская, безусловно, являются памятниками родственными, памятниками одного ряда: и по основной архитектурной композиции (пятинефный крестово-купольный храм с галереей- обходом), и по своей значимости — оба собора выполняли функции не только главного храма, но и главного общественного здания. Оба храма в какой-то степени являются наследниками константинопольской Софии.

№ слайда 21 Описание слайда:

Искусство Киевской державы — это не только искусство Киева.Великолепен более строгий, более компактный, чем киевская София, но, по-видимому, не уступавший некогда ей по роскоши внутреннего убранства собор Спаса в Чернигове, построенный при князе Мстиславе, брате и сопернике Ярослава.Прекрасен воздвигнутый по повелению сына Ярослава — князя Владимира, пожелавшего повторить у себя в Новгороде блеск и величие отцовского строительства, новгородский Софийский собор, увенчанный пятью шлемовидными главами.И в Полоцке, и в Смоленске, и в других городах Киевской Руси возникали свои архитектурные и живописные школы, оказывавшие влияние и,на искусство самого Киева, который терял свое руководящее значение. Киевское государство, одно из самых могущественных и самых блестящих по своей культуре во всей средневековой Европе, погибло из-за внутренних феодальных усобиц, ослабленное постоянной борьбой со степью.

№ слайда 22 Описание слайда:

Как страж стояла Киевская Русь, сдерживая напор степных кочевников. Сколько чужих стран, чужих культур охранила она в этой борьбе, подточившей ее устои!И имя ее не погибло. Ибо не было дано никому унести это имя «на черном скакуне» забвения и смерти.Имя это выражало величие Киева, как тот светильник, зажженный трудолюбивым киевским летописцем, собравшим воедино всю нашу древнюю быль во вдохновенной «Повести временных лет».Эта быль утверждала национальное самосознание нашего народа, и оно не померкло под самым жестоким монголо-татарским игом.А для последующих поколений само это имя олицетворяло и славу Киева как память единства Русской земли, и великолепие его храмов и теремов, всю красоту, которой русские люди той поры окружили себя на диво соседям.

ppt4web.ru