Архитектура древней руси храмовая. Региональное искусство Древней Руси Древнерусская храмовая архитектура
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура Древней Руси Храмы соборы и церкви. Архитектура древней руси храмовая


Храм преподобного Андрея Рублева на Верхней Масловке

Храмовая архитектура Древней Руси

 

Текст составлен на основании статей М.Кудрявцева и Т. Кудрявцевой.

Журнал "К свету". №17, 1995

Часть 2. Архитектурные детали и декор

Архитектура, как и каждый вид искусства, имеет присущий ей профессиональный язык - язык архитектурных форм, неразрывно связанный с мировоззрением человека, с его духовным устроением. Именно поэтому смысл и значение архитектурных форм русского православного Храма можно уяснить лишь рассматривая Храм в его идее - как плод Домостроительства Божия - на основании Священного Писания и творений Святых Отцов Церкви.

 

Представление о том, что видимые, вещественные предметы обозначают мир невидимый и таинственно связывают Небо и Землю посредством проявляющейся через видимые символы Силы Божией, ясно изложено в "Книге о Храме" Св. Симеона митрополита Солунского, в трактате Св. Дионисия Ареопагита "О Небесной Иерархии": "Хотя Храм устраивается из вещества, но его осеняет высшая благодать. Он освещается таинственными молитвами Архиерея, помазуется миром Божественным и весь делается селением Верховного Существа" [1,с.383].

 

...Под чувственными образами предначертаны нам пренебесные Умы в священных письменах, дабы мы чрез чувственное восходили к духовному, и чрез символические священные изображения - к простой, горней Небесной Иерархии". [2,Гл.1,§3,с.3-4].

 

Предметные, или вещественные, церковные символы принято делить на знамения (знаки) и образы [3,с.14-15]:Знамения - это такие предметы или изображения, которые передают духовное значение Божественных и небесных истин и явлений, не изображая их непосредственно. Св. Дионисий Ареопагит именует такие символы "несходными подобиями"[2,Гл.II,§4,с.10].

 

Образы - это священные изображения и предметы, овеществляющие не только духовное значение, но и самое внешнее сходство Божественных и небесных лиц и предметов.

 

Символика храма и его различных частей явилась предметом обширной литературы [4, 11, 13, 14, 21, 25].. Более всего разработан вопрос о значении венчающего Храм Креста, особенно подробно - в книге Св. праведного о. Иоанна Кронштадского [12]. Достаточно исчерпывающе раскрыт смысл маковицы храмовой главы и многоглавия [6,13-15,25], столбов и стен, а также кокошников [16] и шатра [25]). Но этим, в основном, и исчерпывается круг архитектурных форм, освященных в достаточной степени в опубликованных исследованиях.

Каноничность всего церковного искусства, в том числе и храмовой архитектуры, а также устойчивость связи некоторых символов и изображений с определенными архитектурными формами, позволяет предполагать, что эти формы сохраняют то же символическое значение и будучи лишенными каких-либо изображений. Наконец, рассматривая изменение тех или иных форм во времени, можно уяснить, какие новые формы продолжают нести прежнее содержание.

 

Своеобразие древнерусского зодчества, его глубокое отличие от архитектуры других народов - в особенном подходе к символике и архитектурному образу храмового верха: - хорошо видный еще издали, он уже говорил православному человеку о главной духовной идее именно этого храма.

 

Верх Храма, как известно, состоит из основания (которое иногда называют "трибун"), шеи* и главы, состоящей из "маковицы" и Креста.

 

В науке "шею" верха принято называть "барабаном", но этот термин не отражает сути данной части Храма и не имеет исторической основы. В дальнейшем изложении будет применяться древнерусское наименование этой части Храма.

 

Часто "маковицу" именуют "луковицей", что в той же мере не соответствует историческим источникам, как и термин "барабан".

 

К тому, что написано уже о храмовом Кресте в различных исследованиях, хотелось бы добавить некоторые соображения, касающиеся символического значения его древнейшей формы, примером которой может служить Крест Дмитровского собора во Владимире.

четрырехконечный Крест с цатой

Это четырехконечный Крест с цатой ("полумесяцем") . В центре перекрестья - образ Спасителя, Нерукотворенный, на концах - расцветшие Кресты в кругах, верхний конец венчает символ Святого Духа - Голубь. На цате ("полумесяце") и стволах Креста помещены в растительном орнаменте 12 птиц - знамение 12 Апостолов, пребывающих в Раю (обозначенном райским цветением) [9,с.106]. Древнее основание Креста было трапециевидным и находилось ниже, чем более позднее "яблоко". Очень интересно геометрическое построение пропорций Креста. Он вмещается в три основных сферы духовного космоса. Их диаметрами служат: горизонтальная перекладина (для внутренней сферы), высота собственно Креста (для средней) и высота его вместе с основанием и фигурой Голубя (для внешней) . Квадрат - символ "твердости веры" - со стороной, равной перекладине Креста, вписывается в среднюю сферу. В наружную сферу вписаны два треугольника, имеющие вершиной верх Креста с Голубем: равносторонний, проходящий через центры Крестов на концах перекладины,- знак Святой Троицы [9,с.43], и сферический, проходящий по касательной к конца перекладины - символ Воли Святой Троицы на Земле* [25,с.196].

Из таких сферических треугольников состоит царская Держава - символ царского служения: управления Государством в согласии с Волей Божией.

 

Следует, видимо, уточнить и символическое значение цаты, ("полумесяца") как части храмового Креста. Существуют версии, что это изображение якоря - распространенного в раннем христианском искусстве символа Спасения [21,с.48; 3,с.58], или знак победы над мусульманством. В конце XII века Русь не могла исповедывать победу над мусульманством, так как основной верой у татарского народа в это время было - несторианство (одна из христианских ересей), а у монгол - язычество. К мусульманству же они пришли позже, в XIII в. А победа над мусульманством, в лице Ордынских завоевателей, совершилась лишь в XIV веке.

 

Символика якоря, очевидно, присутствует в некоторых формах Крестов, однако "полумесяц" на Кресте Дмитровского собора представляет по форме почти полный круг, ничем не напоминая концов якоря. Зато прямые аналоги этой формы можно найти в подвесных цатах, украшающих иконы Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы, святителя Николая, Предтечи Христова Иоанна, "Игумена Земли Русской" преп. Сергия Радонежского. Нагрудные цаты ("пекторали") носили скифские цари. Также, видимо, как символ великокняжеской власти цата изображена у киевского князя Ярослава Изяславича (1172 г.) на миниатюре Царственного летописца XVI в. На мозаиках киевской Софии XI в. также можно увидеть цату, как царский символ, в изображении императорского дворца в Константинополе. Важно в этом отношении и сведение о том, что полумесяц - древний государственный знак Византии, который был взят как официальная эмблема Османской империи после взятия турками Константинополя в 1453 г.[26,с.59].

Крест XII-XIII в. на алтарной мозаике" Древо жизни". Церковь Святого Климента в Риме

Цата, как часть святительского облачения, часто изображается на иконах святителя Николая "Можайского". Эти и другие подобные примеры позволяют считать, что цата на Кресте - символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Наиболее ярко эта мысль выражена иконами Спасителя на Престоле в архиерейском облачении, носящими наименование: "Царь царей" или "Великий Архиерей".

 

Сходную и достаточно ясно раскрытую символику можно увидеть на алтарной мозаике XII - XIII вв., именуемой "Древо Жизни", в церкви Св. Климента в Риме. Мозаика выполнена в раннехристианской традиции. На ней изображен Крест Христов, расцветший райским цветением. На Кресте образ распятого Господа окружен, как и на Кресте Дмитровского собора, изображениями двенадцати птиц. Сверху, из центра сфер космоса, Крест осеняет луч и десница Божия с цатой, как бы благословляющая страдающего Господа символом грядущей славы Его, как Царя и Первосвященника.

 

Часто в науке верх Храма называют главой, но это неточно. Древнерусские письменные источники дают название всех частей верха: "Громъ бысть великъ зело, и стрела громная привде въ верхъ церковный, и падеся глава церковная и шея внутрь церкви"*

* Известие из Ермолаевского летописца за 1477 г.[17,с. 23]. Здесь понятно, что глава мыслится состоящей из маковицы и Креста, так как без него одна маковица рухнуть внутрь церкви не могла. Отдельно маковица часто упоминается в источниках: "Поби владыка Иоаннъ Святую Софию свинцомъ, а маковицу большую златоверху устрой"[18,ст. 6961].

 

Подобных свидетельств можно много найти в документах. Здесь следует подчеркнуть символическую "антропоморфность" устройства Храма, выраженную в названии его частей. Так, часто вместо общего названия "маковица" применялось образное выражение "лоб": "Побиша лобъ у Святыя Троица железомъ"*.

* Псковская летопись (далее Пск. л.) 3, известие 1467 г. [19, с. 163]. В Пск.л. 1 в этом известии применено слово "верх", что возможно, свидетельствует о времени постепенного вычле

www.xn--80acdl3a2av.xn--p1ai

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ | Энциклопедия Всемирная история

Архитектура Древнерусского государства (X - XII века).

До принятия христианства здания на Руси строили в основном из дерева. Оно служило материалом как для строительства жилищ, так и для сооружения крепостных стен. По этой причине древнерусские дома и укрепления, а тем более их декоративные элементы не сохранились.

Следовательно, полноценно изучать историю  русской архитектуры домонгольского времени приходится почти исключительно по каменно-кирпичным зданиям, которые начали возводить на Руси с конца X века с принятием христианства (988). Христианство открывало Руси доступ к источнику наиболее высокой культуры тогдашнего мира, а вместе с тем и к источнику наиболее совершенного зодчества.

Основные памятники

Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятин­ной. Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году. Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви. Были предложены различные варианты реконструкции, однако вопрос этот по-прежнему остается дискуссионным. Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены. Так, несомненно, что Десятинная церковь представляла собой характерный для византийской архитектуры трехнефный храм с тремя апси­дами и тремя парами столбов, т. е. шестистолпный ва­риант крестово-купольного храма. Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом.

Следующий этап монументального строительства на­чался на Руси в 30-х годах XI века. Страна была в это время раз­делена на две части между сыновьями князя Владимира - Мстиславом и Ярославом. В стольном городе Мстислава - Чернигове - был зало­жен Спасо-Преображенский собор (ок. 1036). Спасский собор сохранился до наших дней почти целиком. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры.

Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). Строи­тельная техника и архитектурные формы Софийского собора не оставляют сомнений в том, что строители при­были из Константинополя и отразили здесь традиции столичной византийской архитектуры. Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех - галереи. Всего у собора 13 глав, не считая завер­шений башен. Здание имеет четко выраженную пирамидальную композицию, которая придает памятнику величественность и цельность.

Многоглавие киевского Софийского собора, нехарактерное для византийской традиции, имеет прямой функциональный смысл. Конечно, зодчие использовали многоглавие и как художественный прием, создав благо­даря ему торжественную и пышную композицию, но в основе замысла лежала все-таки функциональная задача - расширение западной части храма, поскольку здесь необходимо было разместить крещальни.

В настоящее время Софийский собор снаружи оформлен в стиле украинского барокко, древнюю поверхность его стен можно видеть только на нескольких участках, где специально снята штукатурка. Интерьер Софийского собора менее подвергся искажениям и сохранил значительную часть своего первоначального убранства. Центральная часть здания - подкупольное пространство и главная апсида - покрыта великолепной мозаичной живописью, тогда как боковые части украшены фресками.

Несомненно, что Софийский собор был создан как центральный памятник зодчества Киевской Руси, как памятник, который должен был укрепить влияние новой религии и государственной власти, отразить мощь и величие молодого государства.

Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Нов­городе и Полоцке. Новгородский собор был начат в 1045 году, закончен в 1050 году; полоцкий возведен, по-видимому, в 50-х годах XI века. О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, си­стема пропорциональных построений и даже многие детали. Опытные строители не повторяли своих старых решений, а многое делали по-новому, исходя из других условий заказа и обстановки. Например, в Новгороде, чтобы ускорить и удешевить строительство, мастера широко использовали местный строительный материал - известняковую плиту.

Новгородский и полоцкий Софийские соборы в общих чертах повторяют плановую схему киевской Софии, но в несколько упрощенном виде. Это пятинефные храмы, но если в Киеве к собору примыкают два ряда галерей, то в Новгороде - только один ряд, а в Полоцке их вообще нет. У киевского собора пять апсид и две лестничные башни, у новгородского и полоцкого - по три апсиды и по одной башне. Киевская София имеет тринадцать глав, Новгородская - только пять, а в полоцкой, судя по упоминанию в летописи, их было семь.

Кроме трех Софийских соборов в 40-50-е годы было осуществлено строительство еще нескольких зданий в Киеве: Золотых ворот, церквей Ирины и Георгия.

Таким образом, в середине XI века на Руси развернулась интен­сивная строительная деятельность. Но уже к 60-м годам строительство во всех русских городах, кроме Киева, прекратилось - вся строительная деятельность сосредоточилась там. За период с 60-х годов XI века по начало XII века в Киеве и его ближайших окрестностях было построено семь крупных храмов и несколько более скромных по размерам.

Особенности архитектуры Древней Руси

Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси? Для историков архитектуры дореволюционного вре­мени такой вопрос даже не возникал. По их мнению, поскольку древнейшие памятники Киева строили грече­ские мастера, то и архитектура Киевской Руси является провинциальным вариантом византийского зодчества. Но так можно было думать лишь до тех пор, пока были плохо изучены памятники русской архитектуры и еще хуже - византийской. Исследование же их привело к выводу, что памятники Киевской Руси вовсе не идентичны византийским, что в Киеве строили храмы, не имеющие аналогов в Византии.

Византийские зодчие имели за своими плечами огром­ный традиционный опыт и в строительном ремесле, и в создании культовых зданий - церквей. Но, приехав на Русь, они столкнулись с необходимостью решать здесь совершенно новые задачи. Прежде всего это было связано с полученным ими заданием. Так, в ряде случаев тре­бовалось возводить храмы с очень обширными хорами, что не было характерно для византийских церквей того времени. В стране, относительно недавно принявшей хри­стианство, значительно большую роль, чем в Византии, должны были играть помещения крещален. Все это застав­ляло византийских зодчих принимать новую, несвойственную Византии плановую схему здания. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами.

Таким образом, своеобразие задания, наличие или от­сутствие определенных строительных материалов, местные условия уже на самых первых порах вызывали иные архитектурные решения, приводили к созданию зданий, непохожих на те, которые зодчие строили у себя на родине. К этому следует добавить, что они должны были считаться со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эсте­тических представлениях деревянного строительства. В дальнейшем именно данные особенности памятников стали отправными пунктами, на которые ориентировались строители следующего поколения.

Так сложилась и развивалась архитектура Древней Руси. И хотя это зодчество возникло на базе византийской архитектуры, оно даже на самой ранней стадии имело очень своеобразный характер и уже во второй половине XI века выработало собственные традиции, получило свой, древнерусский, а не византийский путь развития.

 

w.histrf.ru

Архитектура Древней Руси Храмы соборы и церкви

Архитектура Древней Руси Храмы, соборы и церкви.

Характерные черты фасадов церквей Сохранившиеся памятники древнерусского зодчества и сегодня поражают мастерством и художественным вкусом народных умельцев , высоким уровнем строительной техники. Они вызывают восхищение простотой и благородством форм , оригинальным решением архитектурных задач , богатством отделки. Характерными чертами белокаменных московских церквей стали силуэты ступенчатых , ярусных пирамид шлемовидные купола , один из которых возвышался над остальными , килевидные формы арок(так называемые кокошники), окружающие основание барабана купола. Все это придавало архитектурным сооружением особую динамичность , легкость и стремительность ритмов.

Соборы Собор Святой Софии Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с тринадцатью асимметрично расположенными главами. Снаружи собор окружали открытые одноэтажные галереи, на которых позднее были надстроены галереи второго этажа, завершающиеся полукружиями(так называемые закомары). Стены собора были выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем(т. е. плинфой), чередующимися с розовой цемянкой - раствором извести, песка и толченого кирпича. В главной, алтарной, апсиде под сводами центрального купола происходило богослужение. Боковые нефры и западную часть собора занимали поднятые над полом хоры. Их наличие стало постоянной чертой древнерусских соборов. Обилие пролетов, арок, украшающих пространство собора, создавало впечатление монументальности и пышности его внутреннего убранства. Многочисленные красочные фрески и искрящиеся золотом мозаики, покрывающие сверху донизу подкупольное пространства, стены, своды и столбы, придавали собору особую парадность и торжественность.

Успенский собор(1158 -1160) Как главный собор города он возвышается над всеми остальными постройками. В нем больше движениями, динамики, его фасады расчленены и богато украшены, купола расставлены между собой. Первоначально он был одноглавым, но позднее к главному шлемовидному куполу добавлены еще четыре главы. Собор окружают галереи, соединенные арками. Наружная отделка собора поражает роскошью и изысканностью художественного вкуса. Фасады, разделенные пилястрами, кажутся шире и наряднее. Сравнительно узкие, спрятанными в глубине стены окна подчеркивают стройность и высоту собора. Посередине фасада проходит широкая ажурная лента, состоящая из маленьких колонок, соединенных арочками. Внутри собор был расписан фресками и содержал богатую церковную утварь. Центральное место в соборе занимала икона Владимирской Богоматери-признаный шедевр византийской живописи, привезенный Андреем Боголюбским из Киевской Руси. В 70 -е гг. XV в. на месте старого был возведен новый Успенский собор.

Храмы Храм Покрова Богородицы на реке Нерли(1165) Храм Покрова на Нерли-гордость русского зодчества, одна из его вершин, гимн красоте и гармонии человека с природой. Вглядитесь в благородные пропорции храма, отражающиеся более восьми веков в водах небольшой речки Нерль. В его простых формах зодчим удалось передать впечатление легкости, изящества и стройности. Он построен в традициях четырехстолпного храма с членениями наружных стен на три неравные апсиды. Средняя Апсида шире остальных: она подчеркивает доминирующее значение купольной главы. Фасады богато украшены резьбой, ею также покрыта поверхность барабана, поддерживающего купол. Главный декоративный мотив-арка на двух стройных колоннах. Каменные узоры на поверхности стен придают зданию особую красоту и очарование.

Кижский архитектурный ансамбль Кижи - прекрасное творение рук человеческих. На острове Кижи в Карелии сохранилась легенда , согласно которой Преображенскую церковь построил один человек. Примечательно, что храмы именно рубились, так как дерево, отесанное топором, сохраняется лучше, чем опиленное. При этом на торцах бревен забивались поры, влага не проникала внутрь, и дерево, пропитавшись своей смолой, как бы консервировалось. Кровля покрывалась досками, а купола –дранкой лемехом. Пластичная, легко поддающаяся обработке осина использовалась не случайно. Она плотно облегала округлые поверхности куполов и разбухая во время дождя , уплотнялась и не пропускала воду. При ярком солнце лемех серебриться и сияет, а в пасмурный день имеет матовый оттенок , на закате приобретает розовый отсвет.

Церкви Церковь Вознесенская в Коломенском. Вознесенская церковь была возведена в 16 -ом веке. Она является самым замечательным зданием выполненным в шатровом типе с восьмигранным остроконечным завершением. Величественная, стройная башня-храм и сегодня возвышается на берегу Москвы-реки, откуда открывается широкая панорама города. Главной особенностью коломенского храма стал постепенный рост здания от нижнего яруса к верхнему. Вокруг церкви раскинулись обширные галереи и широкие лестницы. Три ряда кокошников украшают и оживляют гладкие стены храма. Двадцативосьмиметровый шатер, увитый нитями бусин, образующих ромбы, увенчан низкой полусферической главной на восьмигранном барабане. Этот первый каменный шатровый храм был построен из красного кирпича, на фоне которого особенно отчетливо выделялись белокаменные архитектурные детали. О Вознесенской церкви и о зодчих построивших ее до сих пор ходят многочисленные легенды.

Храм Христа Спасителя Лицевая сторона храма делится четырьмя столбами на три части, из которых средняя больше крайних и ведет к трем выходным дверям храма: южной, северной и западной. Всего настенных столбов (колонн) 36. Они поддерживают карниз храма, на котором помещены 20 полуциркулярных заостренных арок (кокошников): по три арки на передних сторонах выступов и по две - на углах здания. Все здание увенчано пятью шлемовидными главами, из которых средняя значительно крупнее других. Это придает всему зданию единство и красоту. Круглая стена средней главы лежит на 8 -гранном основании. Прочие главы находятся на выходящих между выступами углах и имеют форму восьмиугольных башен. Стиль куполов соответствует общему характеру здания: они вверху сужаются, подобно главам всех русских церквей. Четыре колоссальных столба внутри храма поддерживают здание. От расположения этих столбов и выступов образуются две стены - внутренняя и наружная, а между ними коридор, идущий, по обычаю древних христианских церквей, вокруг всего храма. Верхнюю часть этого коридора составляют украшенные живописью хоры с двум устроенными в них придельными храмами: во им Чудотворца Николая и Святого Князя Александра Невского. Главный алтарь посвящен Рождеству Христову, иконостас его выполнен в виде беломраморной часовни с бронзовым позолоченным навершием. Все здание освещается 60 окнами: из них 16 устроено в главном куполе, 36 - над хорами и 8 - в коридоре.

Иоанно-Предтеченская церковь Иоанно-Предтеченская (Ивановская) церковь - одноэтажная каменная, с тремя приделами: срединным - св. Иоанна Предтечи северным - Святителя и Чудотворца Николая и южным - в честь иконы Божией Матери "Утоли мои печали". Церковь была заложена первоначально как однопрестольная на средства екатеринбургского купца Е. А. Телегина 15 сентября 1846 года и освящена епископом Екатеринбургским Варлаамом 12 сентября 1860 года. В 188 году с благословения епископа Екатеринбургского Нафанаила был заложены два пристроя с северной и южной стороны для двух приделов и двух подвальных под ними помещений, из которых одно предполагалось для склада церковного имущества, а другое "для сомнительных умерших". Левый Никольский придел был освящеён 27 декабря 1886 года, а правый, во имя иконы Божией Матери "Утоли моя печали", был освящён 3 июня 1888 года. В 1915 г. с западной стороны к кладбищу была отведена дополнительная площадь длл Братского кладбища (для погибших в войне 1914 и последующих годов).

Храм Всех Святых на Михайловском кладбище Церковь во имя Всех Святых - каменная одноэтажнная церковь с одним приделом, увенчанная одним куполом и одной колокольней, была заложена 8 июня 1886 года и освящена 17 июня 1900 года епископом Екатеринбургским Поликарпом. Была выстроена на средства купца Александра Волкова. С самого начала церковь была кладбищенской церковью на вновь созданном кладбище, которое считалось более удаленным небогатым. Кладбище (и церковь) сохранило в народе до наших дней название "Михайловского" ("Михайловской") по существовавшему ранее на его месте Михайловскому погосту, на котором до существующей каменной церкви была деревянная Михайловская церковь, которая потом была разобрана. Церковь получила интересную стенную роспись, сделанную по картонам, нарисованным под руководством П. М. Васнецова его учеником. В нее был передан сохранившийся резной иконостас Рязановской церкви.

present5.com

Региональное искусство Древней Руси Древнерусская храмовая архитектура

Региональное искусство Древней Руси

Древнерусская храмовая архитектура Древнерусские архитектурные традиции Владимиро. Суздальская Новгородско. Псковская

Зодчество Великого Новгорода Собор Святой Софии в Новгороде. 1045 -1050 гг. Великий Новгород. Россия

Зодчество Великого Новгорода Церковь Спаса Преображения на Нередице. Великий Новгород. 1198 г.

Зодчество Великого Новгорода Храм Рождества Богородицы на Перыни. XIII век

Зодчество Великого Новгорода Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. 1374 г. Великий Новгород. Россия

Наследие Феофана Грека

Зодчество Великого Новгорода Церковь Преображения (Спаса на Ковалеве). Великий Новгород. 1345 г.

Зодчество Великого Новгорода Церковь Петра и Павла в Кожевниках. Великий Новгород. 1406 г.

Зодчество Великого Новгорода Церковь Федора Стратилата на Ручью. Великий Новгород. 1360 -1361 г.

Зодчество Великого Новгорода Церковь Симеона Богоприимца в Зверином монастыре. Великий Новгород. 1467 г.

Зодчество Великого Новгорода Церковь Симеона Богоприимца в Зверином монастыре. Великий Новгород. 1467 г.

Зодчество Владимиро-Суздальского княжества

Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове (конец XII – начало XIII вв)

Зодчество Владимиро-Суздальского княжества Успенский собор. Владимир. 1158 -1160 г.

Зодчество Владимиро-Суздальского княжества Дмитриевский собор. Владимир. 1194 -1197 г.

Зодчество Владимирско-Суздальского княжества Храм Покрова Богородицы на Нерли. 1165. Боголюбово, Суздальский район Владимирской области. Россия.

Зодчество Владимирско-Суздальского княжества Рождественский собор. Суздаль. 1222 -1225 г.

Зодчество Владимирско-Суздальского княжества Рождественский собор. Суздаль. 1222 -1225 г.

Зодчество Владимирско-Суздальского княжества Рождественский собор. Суздаль. 1222 -1225 г.

Зодчество Владимирско-Суздальского княжества Георгиевский собор. Юрьев-Польский. 1230 -1234 г.

Зодчество Владимирско-Суздальского княжества Георгиевский собор. Юрьев-Польский. 1230 -1234 г.

Зодчество Владимирско-Суздальского княжества Георгиевский собор. Юрьев. Польский. 1230 -1234 г.

Домашнее задание Гл. 17 с. 168 -178 Различать постройки Новгородско. Псковской и Владимиро-Суздальской школ Выполнить задание по распечатке (письменно на отдельном листе для обязательной сдачи на проверку)

present5.com