Архитектура древней греции ордера. Дорический и ионический ордера в архитектуре древней Греции (стр. 1 из 2)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История античной архитектуры. Архитектура древней греции ордера


Постройки ионического ордера в Древней Греции архаической эпохи | Архитектура Древней Греции

Глава «Постройки ионического ордера» подраздела «Архитектура архаической эпохи (750—480 гг. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)

В греческой метрополии, на территории одного из важнейших всеэллинских святилищ в Дельфах сложился, как уже указывалось выше, вариант ионического ордера, совмещавший основные декоративные элементы малоазийской ионики с раздельными конструкциями плоского перекрытия (получившего свое отражение на фасаде в виде сплошной ленты фриза) и двускатной кровли, приведшей к появлению фронтонов.

Этот второй вариант ионического ордера был создан на рубеже последней четверти VI в. до н. э. в сокровищницах, которые малоазийские греческие города, по примеру прочих, возводили в святилище Аполлона. Интересно, однако, отметить, что ни в одной из этих сокровищниц не были применены ионические колонны, несмотря на то, что отдельно стоящая ионическая колонна и была установлена наксосцами в том же святилище в первой половине VI в. до н.э.

Колонна служила постаментом для скульптуры — крылатого сфинкса (рис. 39). Ствол колонны имеет 44 каннелюры с острыми ребрами. Эхин, отделенный от ствола скоцией, сильно развит, поверхность его украшена овами, а верхний край сильно подвернут под подушку волют. Сильно вынесенные спирали волют имеют сложный рисунок, образуемые четырьмя жгутиками. Подушка между волютами заметно вогнута, как в капителях классического времени.

Сокровищница сифносцев в Дельфах, построенная около 525 г. до н.э. целиком из мрамора, с кариатидами вместо колонн и с чрезвычайно богатым декором, единственная сохранилась во всех своих основных частях (рис. 40—42). Ее фасадная часть установлена в музее. По своей композиции — это небольшой храм в антах.

Сокровищница имела 5,09 м в ширину и 8,5 м в длину. Орфостаты стены завершались внизу астрагалом с порезкой бусами. Стены были сложены из квадров с ложковой перевязкой. Анты имели очень простые капители в виде киматия с порезкой листьями, увенчанного простой абакой. Стоявшие между антами кариатиды поддерживали сложные капители. Антаблемент состоял из гладкого архитрава, увенчанного киматием, из украшенного барельефом фриза и из карниза без зубчиков, покрытого резными пальметтами и лотосами. Фронтон был украшен скульптурами, по углам стояли скульптурные акротерии. Дверной проем, обрамленный наличником с фасциями, немного суживался кверху и венчался сандриком на двух консолях в виде волют. Софит сандрика и наличник двери были декорированы орнаментом из лотосов и пальметт.

Сокровищница сифносцев, так же как и сокровищницы других городов, имевших население ионийского происхождения, вероятно, возводились строителями-ионянами. Именно этим, скорее всего, можно объяснить неожиданные сочетания ионических элементов с дорическими в греческой метрополии. Такое предположение подтверждают, например, формы описанного Павсанием трона Аполлона в Амиклах в Пелопоннесе, возведенного греком Бафиклом из Магнесии (рис. 43). Это необычное по форме сооружение, плохо поддающееся реконструкции из-за скудности остатков, имело дорическую капитель с консолью в виде волюты.

Сокровищница массалийцев в Дельфах была сооружена в те же годы (около 525 г. до н. э.). Это тоже мраморная постройка типа храма в антах с колоннами, увенчанными пальмовидными капителями (рис. 44). Они в какой-то мере предшествуют коринфской капители: состоят из двух поясов тесно сомкнутых листьев. Эта круглая в плане капитель, в отличие от обычных ионических капителей архаического времени, выглядит одинаково со всех сторон, подобно четырехсторонним капителям развитой ионики или коринфского ордера. Колонны имеют базы, состоящие из каннелированного полувала и сложной по профилю двухчастной подставки. Стволы покрыты двадцатью двумя каннелюрами с острыми ребрами.

Сокровищница книдян в Дельфах, построенная в начале последней четверти VI в., имела, подобно сокровищнице сифносцев, кариатиды между антами. Ширина ее по фасаду (около 8 м) более глубины (около 6,5 м). Высота стены от фундамента до архитрава 3,71 м.

Сокровищница эта была построена из паросского мрамора. Ширина фундамента под стенами достигала 1,35 м. На фундаменте покоилось основание стены в виде ступени и каннелированного торуса над ней. К торусу примыкал астрагал с жемчужником, высеченный на первом ряду кладки стены. Орфостатов не было, и стена состояла из чередующихся тычковых (низких) и ложковых (высоких) рядов. Высота рядов уменьшалась кверху (соответственно от 53 до 47 см и от 23 до 18 см). Прием уменьшения рядов кладки снизу вверх ука¬зывает на сознательное стремление усилить впечатление перспективного сокращения.

Антаблемент состоял из гладких архитрава и фриза, увенчанных астрагалами с порезкой жемчужником, и карниза без зубчиков. Под карнизом был протянут лишь пояс, состоявший из астрагала с бусами. Входной проем в наос обрамлен наличником, разделенным по ширине на три полосы (фасции) астрагалами, с порезкой бусами.

Стоя афинян в Дельфах — еще один памятник с ионическими колоннами, базы которых предвосхищали аттические. Она была построена сразу же после окончания греко-персидских войн, в 478 или 475 гг. до н. э., т. е. уже в начале следующей эпохи в развитии греческой архитектуры (рис. 45). Однако по стилю ее форм — это сооружение переходного периода. По сути дела — это легкий навес, прислоненный к мощной подпорной стене из полигональной кладки, над которой возвышался храм Аполлона. Навес предназначался для хранения посвященных афинянами богу военных трофеев: отсюда его легкость и изящество. Впервые афиняне, принадлежавшие некогда к ионическим племенам, воспользовались здесь ионическими колоннами. Необычайно широко расставленные (отношение диаметра колонны к интерколумнию составляло 1:8,2), с маленькими капителями и своеобразной, расширявшейся книзу базой, эти колонны, выполненные из мрамора, четко выделялись на фоне грубой серой стены, сплошь испещренной, словно орнаментом, надписями.

Исключительно удачно расположение стой на последнем верхнем изгибе священной дороги, внизу которого стоит другое, дорическое сооружение афинян — их сокровищница.

antique.totalarch.com

Тосканский ордер. Смешанные ордера | Архитектура Древней Греции | Огюст Шуази

Глава «Тосканский ордер. Смешанные ордера» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Архитектура Древней Греции. Тосканский ордер
Рис. 228

 

Тосканский ордер

 

Тосканский ордер, по-видимому, является архаической разновидностью дорийского. Описывая его, Витрувий называет его этрусским. Мы перечислим здесь его главные особенности (рисунок 228).

Колонна имеет базу; капитель, дорийская по форме, дополняется перехватом (шейкой, выемкой). Антаблемент состоит из двух лежащих рядом деревянных балок. Фриза нет, а роль карниза выполняет сильно свешивающаяся в виде навеса крыша. Вообще, по формам, это «архитравный» дорийский ордер с очень легкими пропорциями. Как на признак его дорийского происхождения можно еще указать на сходство между планами храмов тосканского ордера и древнейшими дорийскими планами.

 

Смешанные ордера

 

Архитектура Древней Греции. Смешанные ордера
Рис. 229

Для завершения обзора мы считаем необходимым упомянуть о свободных сочетаниях ордеров, которыми пользовались древние, заимствуя их элементы у канонических типов.

Независимо от капителей смешанных форм, которые можно по желанию назвать ионийскими или коринфскими, в греческой архитектуре встречается ионийский и даже коринфский ордер, увенчанный дорийским фризом с триглифами.

Витрувий допускает применение триглифов в композициях коринфского ордера, и мы встречаемся с ними в азиатских памятниках эпохи упадка, в гробницах Петры. Что же касается применения триглифов в ионийском ордере, то уже в V в. мы находим этому пример в так называемом храме Эмпедокла в Селинунте (рисунок 230).

Такое же смешение мы наблюдаем и в гробнице Ферона в Акраганте, в одном из портиков Пергама и во многих памятниках Помпеи. При отсутствии триглифов в ионийском ордере колонны расставлены на равном расстоянии друг от друга; но с появлением триглифов последний промежуток между колоннами суживается (рисунок 188).

За пределами греческого мира ордера не только смешиваются, но часто являются носителями элементов, чуждых эллинскому искусству. По побережьям Сирии и Африки наряду с греческим влиянием продолжало удерживаться и финикийское, вследствие чего здесь греческие ордера усложняются примесью финикийских, т.е. египетских элементов. Впрочем, смешанные композиции подобного рода не лишены известного стиля изящества. Детали частей на рисунке 229 дают нам представление о некоторых из них.

A - представляет собой композицию, заимствованную из архитектуры африканского побережья – Медрасен, гробницы нумидийских царей. Остальные принадлежат архитектуре эпохи греческого влияния в Палестине; B – колонна в одном из входов в ограду Иерусалимского храма; C – антаблемент так называемой гробницы Авессалома. Фриз, расположенный в самом низу, взят из так называемой «Гробницы царей» в Иерусалиме.

На деталях A и C рисунка 229 отметим замену греческого карниза египетской выкружкой; B – капитель полуегипетской, полукоринфской формы. В «Гробнице царей» мулюры антаблемента ломаются под прямым углом, чтобы в виде наличника обойти вокруг портика.

Эти последние примеры достаточно ясно показывают, во что превращаются греческие ордера в странах, куда влияние Греции проникает лишь косвенными путями.

В греческих же колониях искусство сохранилось в такой же чистоте, как и в метрополии: там никогда не допускали примеси чуждых элементов. Оно видоизменилось лишь впоследствии, чтобы удовлетворить вкусам и потребностям Рима.

antique.totalarch.com

Дорический и ионический ордера в архитектуре древней Греции

Российская академия художествГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образованияСанкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектурыимени И.Е. Репина

Факультет теории и истории искусств

Отделение заочного обучения

Контрольная работа по курсу Античное искусство и архитектура.

Тема: «Дорический и ионический ордера

в архитектуре древней Греции»

(II курс)

Преподаватель: профессор Давыдова Л.И.

Санкт-Петербург

2009

План контрольной работы.

1. Возникновение ордерной системы и её историческое развитие.

2. Причины влияния ордерной системы на последующие эпохи.

3. Основные цели древнегреческого зодчества.

4. Возникновение и развитие дорического и ионийского стиля.

5. Отличительные черты дорического ордера.

6. Отличительные черты ионического ордера.

7. Использование ордерной системы в греческих храмах.

8. Заключение.

Сложение и расцвет древнегреческой архитектуры в её классических формах заключают в себе основу всего последующего развития мирового зодчества и составляют ценный вклад в историю мировой культуры. В VIIвеке до н.э. на основе общей характеристики новых эстетических и этических идеалов древней Греции и изменений, касающихся социальной и эстетической роли архитектуры, сформировалась система конструктивных художественно-пластических решений. Она получила название ордерной, от латинского ordin, означающего строй, порядок, и, в последствии, оказала огромное влияние на последующую эпоху в истории мирового зодчества.

В античную эпоху ордерная система была воспринята эллинизмом и Римом, потом она прошла через европейское средневековье, пронеся свои главные элементы и слегка изменённые детали, возродилась, и благодаря римской архитектуре получила дальнейшее своё развитие в Италии XV – XVIвеков. В эпоху барокко и классицизма ордерная система получила своё отражение в основном в фасадной стороне архитектуры, где по-своему применялся ордер. Последним же периодом наиболее плодотворного использования ордерной системы можно назвать конец XVIII– первую треть XIXвека, - время, связанное в России с творчеством Росси и Воронихина. Однако, «поверхностно-фасадное, во многом уже эклектически-украшательское подражание ордеру доживает вплоть до середины XXвека»[1] .

Основные причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры на всемирное зодчество заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений[2] . Она отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составляющих единое, неразрывное целое. Более того, греческая архитектура выявляла не только скрытые возможности в строительной технике своего времени, - в ней выразилось то «продвижение в овладении миром, в его разумной переделке, приспособлении к нуждам человека, та мера осознания человеческого интереса и достоинства, тот уровень эстетического восприятия мира, которые представлялись в эпоху античности и в периоды расцвета гуманизма последующих эпох объективно ценным человеческим завоеванием»[3] .

В основе древнегреческого искусства лежали «представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженныйсоциальный характер»[4] .

Эллинские зодчие стремились подчеркнуть и развить скрытые в самой конструкции здания художественно выразительные, - образные эстетически моменты. Строго продуманное единство строительно-конструктивной, функционально-утилитарной и собственно образно-эстетической сторон архитектурного сооружения нашло свое воплощение в целостной системе архитектурного языка — ордере.

В храмах греческих городов принципы ордерной архитектуры получили свое наивысшее воплощение. На опыте их строительства была доведена до совершенства художественно-пластическая система, достигающая глубочайшей образности, эстетически подчёркнутой зодчими.

Принципы ордерной архитектуры наглядно воплощаются в порядке и связи основных элементов конструкции: стилобат (основания), вырастающая из него колоннада и лежащий на ней антаблемент (перекрытие). В зрительном образе храма перекрытие над колоннадой было пластически напряжённым за счёт введённого на него скульптурного декора и развёрнутых сюжетных скульптурных групп. «Ощущение твердой устойчивости постамента сменялось упругим напряжением несущего усилия колонн и тяжести горизонтального перекрытия. Некоторое завершающее успокоение создавалось плоскостью треугольников фронтона, а с боковых точек зрения — пологим скатом крыши, жесткий контраст вертикалей колонн и горизонталей перекрытия разрешался чувством их гармоничного слияния»[5] .

Одной из целей полисного строительства в Древней Греции было воплощение идеала гармонии целого, которое достигалось, опираясь на эстетически осознанные элементы конструкции и сообразуясь с идейным значением функции храма. Греческие зодчие стремились приобщить к чистоте прихожан храма, - акцентировали соответствующим образом пропорции, подчёркивали одни, смягчали другие элементы конструкции храма, создавали определённый пластический образ, исполненный глубокого духовного содержания.

Это единство конструктивно-вещественного момента с духовным эстетическим аспектом архитектурного образа, достигнутое, казалось бы, простейшими приемами, составляет особую ценность урока, даваемого нам греческой ордерной архитектурой. Эволюция к все большей гармонии, создание новых образных решений при почти неизменной технике, выражаемых в видоизменениях ордера, были в значительной мере обусловлены именно идейно-образной эволюцией культуры[6] .

В период ранней архаики – VIIв. до н.э. – сложились два основных ордера: дорический и ионический. «Под ордером в архитектуре понимается определенная система сочетания и взаимодействия несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. В античной архитектуре это отдельно стоящие опоры-колонны и лежащее на них перекрытие — антаблемент»[7] .

Единая греческая культура выступает здесь перед нами в двух своих разновидностях. Первый — дорический — развивался преимущественно на западе греческого мира (полуостров Пелопоннес, Сицилия и Великая Греция — южная часть Апеннинского полуострова). Второй ионический — в восточной части Средиземноморья (полуостров Аттика, острова Эгейского моря и в Малоазийской Греции). Различие между двумя древнегреческими ордерами обуславливаются, скорее всего, и влиянием особенностей местной традиции и культуры, и особенностями используемых строительных материалов. Наличие в западных районах деревьев строевых пород, позволявших из стволов большого диаметра целиком высекать необходимые строительные элементы, предопределили наличие в дорическом ордере крупномасштабных элементов. В восточных районах, где произрастают преимущественно деревья с относительно тонкими стволами, возникала необходимость, для обеспечения необходимого сечения, сплачивать ряд мелких брусьев. Очевидно, это повлияло на «сильную расчлененность ордерных элементов ионийского стиля, его своеобразное изящество, зрительную “хрупкость”. Кроме того, этот стиль в некоторых своих проявлениях генетических связан с архитектурой Древнего Востока»[8] .

Оба основных стиля развивались параллельно. «Дорический стиль в большей степени, чем ионийский, разрабатывал строгую гармонию пропорций здания, выявляя архитектоническую структурную основу зодчества. Ему свойственна мужественность, твердость и определенность, что и нашло свое выражение в характерной “железной” логике, рациональности и тектонической ясности. Ионийский стиль отличался большей мягкостью, живописностью, утонченностью пропорций, обилием декоративных деталей, яркой полихромией, особенно в своем восточном, малоазийском варианте»[9] .

В период наивысшего расцвета Древней Греции, так называемую, классическую эпоху, делались попытки слить воедино эти два стиля, образовав тем самым «панэллинский стиль» архитектуры. Это достигалось путём сопоставления двух стилей в одном и том же сооружении и путём «ионизации» дорического стиля, - то есть, приданию дорическому стилю изящности и утончённости. Однако, всё равно единого стиля в древнегреческой архитектуре так и не возникло.

Основные структурные элементы едины как для дорического, так и для ионического ордера. Основа – стилобат – обрабатывается по всему периметру обычно тремя ступенями. По внешнему контуру храма на стилобат устанавливались колонны, состоящие из трёх частей: базы (опорной части), ствола (фуста) и капители, которая являлась завершением колонны и на которую непосредственно опиралось перекрытие-антаблемент. Антаблемент также состоит из трёх частей: балки – архитрава, фриза и карниза, который являлся уже элементом крыши. Крыша имела форму двускатной, вследствие чего передний и задний фасады имели треугольное завершение – фронтон, огибаемый карнизом. Каменные блоки, из которых были выложены стены, колонны и антаблемент, обрабатывались профилями различных типов (так называемыми обломами). Иногда обломы украшались геометрическим и растительным орнаментом. Сочетание обломов разных типов и размеров позволяли создать разнообразные архитектурные профили. Сами по себе архитектурные профили (или обломы) являются архитектурно-пластическими деталями ордера, имеющими в поперечном разрезе прямолинейные или криволинейные очертания.

mirznanii.com