Архитектура древней америки кратко. Архитектурная классика История европейской архитектуры XVI - XIX вв. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Неоклассицизм. Эклектика
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура древних цивилизаций америки. Архитектура древней америки кратко


Архитектура древних народов Центральной Америки

Архитектура древних народов Центральной Америки

Контрольная работа

по истории искусств

Архитектура древних народов Центральной Америки

Санкт-Петербург - 2011 год

Содержание

Введение

Архитектура Центральной Америки классического периода (I-IX вв.)

Основные архитектурные принципы

Крупнейшие архитектурные комплексы

Архитектура Центральной Америки последнего периода (IX-XVI вв.)

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Американские континенты были заселены человеком сравнительно поздно. По данным антропологии, археологии и этнографии, первые поселенцы пересекли Берингов пролив и обосновались на территории приарктических областей Северной Америки около 30-20 тысяч лет тому назад. Отправной точкой их странствий была северо-восточная Азия; этим и объясняется антропологическое родство американских индейцев с представителями монгольской расы.

Первобытное население Америки к моменту своего появления на материке жило в условиях древнекаменного века ? палеолита. Кочевая охотничья жизнь привела к образованию малых, изолированных друг от друга племен. Различные географические зоны американских континентов породили у этих племен различные уклады хозяйственной жизни, а, следовательно, и виды культуры. В то время как у индейцев севера и крайнего юга Америки основным занятием так и остались охота и собирание дикорастущих злаков (а для жителей приморских областей ? развитое рыболовство), племена и народности среднего пояса с умеренным и жарким климатом перешли от охоты к земледелию, представлявшему более надежный и постоянный источник питания.

Когда у восточного побережья Нового Света появились испанские корабли, этот огромный континент был населен множеством индейских племен и народностей. Однако, лишь в двух сравнительно небольших областях западного полушария ? Центральной Америке и северной части Южной Америки ? испанцы встретили высокоразвитые индейские цивилизации. На их территории родились наивысшие культурные достижения доколумбовой Америки. К моменту ее «открытия», в 1492 г., там жило до 2/3 всего населения континента, хотя по своим размерам эти области составляли лишь 6,2% общей его площади.

Описываемая местность в научной литературе получила название Срединная Америка или Зона высоких цивилизаций. Именно здесь на рубеже нашей эры возникли самобытные цивилизации предков майя, тольтеков, астеков, ольмеков, тотонаков, сапотеков и др.

Данная работа посвящена архитектуре древних народов Центральной Америки. На основе крупнейших строительных сооружений рассмотрены основные принципы архитектуры древних индейцев классического(I-IX вв.) и последнего (IX-XVI вв.) периодов истории Американских континентов.

Архитектура Центральной Америки классического периода (I-IX вв.)

В Центральной Америке наиболее значительные в культурно-историческом отношении области находились на территории центральной и южной Мексики (племена и народности, тольтеков, миштеков, ацтеков, ольмеков, тотонаков и сапотеков), Юкатана, Гватемалы и Гондураса (майя).

Расцвет зодчества приходится на I-IX вв. н. э. эпоху, получившую в истории древнеамериканской культуры название "классического периода". Она совпала со временем появления и развития раннерабовладельческих государств, в которых особое могущество приобрело жречество. В связи с этим строительство грандиозных культовых центров в городах-государствах стало основным видом крупного монументального строительства.

Основные архитектурные принципы

К рубежу нашей эры здесь образовались четыре направления в искусстве, соответствовавшие сложившимся в то время племенным объединениям: майя, ольмеков, тольтеков и сапотеков. Архитектура этих народов была близка по типу; такая близость обусловливалась прежде всего одинаковыми строительными принципами.

Строительная техника древних американцев основывалась на применении простейших конструкций - массива стены и стоечно-балочных систем. Клинчатые распорные арки и своды не применялись. Все перекрытия помещений осуществлялись с помощью балок и плит или посредством ложных сводов, имевших достаточно широкое распространение и получавших разнообразную форму. Часто употреблялся свод острого профиля со стрелой подъема, равной высоте поддерживающих стен. В стенки свода нередко заделывали деревянные затяжки. Имели место и плоские смешанные конструкции перекрытий из дерева и камня: по деревянным балкам укладывался слой щебня, пропитанного известковым раствором. Перемычки над проемами также делались плоскими - каменными или деревянными.

Древнеамериканским строителям не было известно понятие арки и свода; они перекрывали Здания или бревнами ? стропилами, или при помощи ложного свода. Последний способ обусловливал острый угол свода, большую его высоту и необычайную массивность стен, на которые этот свод опирался. Иногда для увеличения площади опоры помещение перегораживалось посредине продольной стеной, имевшей в центре дверь. В этом случае здание перекрывалось уже двумя ложными сводами, опиравшимися одним концом на срединную, а другим ? на внешнюю стену.

Кладка массивных стен велась из необработанного камня в сочетании с облицовочным слоем. Ядро стен, пирамид, платформ состояло из крупного щебня и земли, залитых с утрамбовкой известковым раствором. Облицовочный слой делался из камня или толстого слоя известковой штукатурки, окрашиваемой затем в белый (иногда красный) цвет. Применялся в строительстве и обожженный кирпич.

Широко распространенная орнаментика и скульптура в монументальном строительстве покрывали часто большие плоскости стен: изображения вырезались в камне, заделанном в массив кладки, или в толще стука. Иногда на оштукатуренную плоскость стены наносились фресковые росписи, а деревянные перемычки проемов часто украшались резьбой.

Для древней архитектуры Центральной Америки были характерны два тина сооружений. Первый из них представляет собой ступенчатую пирамиду с усеченной вершиной, на которой находился небольшой храм с одним или двумя внутренними помещениями. От подножия пирамиды к двери храма обычно шла длинная широкая лестница. У больших пирамид такие лестницы располагались по всем четырем сторонам. Лестницы эти тянулись непрерывно от основания к вершине, либо (если уступы пирамиды были немногочисленными и очень высокими) они велись с уступа на уступ.

Второй тип сооружений представлял собой узкое, вытянутое в длину здание, делившееся внутри на несколько помещений. Постройки этого рода обычно также находились на искусственно поднятых площадках, но высота их по сравнению с высотой пирамид ничтожной. Эти постройки (условно называемые «дворцами») являлись, по всей видимости, жилищами знати и жрецов.

Особняком от этих двух типов зданий возводились сооружения для культовой игры в мяч. Они представляли собой две наклонных массивных стены, идущих параллельно друг другу. Между ними помещалась площадка для игры. Зрители располагались на стенах (ширина последних предусматривала такую возможность).

На протяжении всей многовековой истории народов Центральной Америки описанные выше основные типы сооружений оставались ведущими; изменения в них сводились, в сущности, к изменениям пропорций между отдельными частями постройки или к различиям в орнаменте фасада.

Характерным образцом строений первого типа может служить Храм Солнца в городе майя Паленке, построенный во второй половине 7 в. н.э. Он воздвигнут на невысокой пирамиде, сложенной из пяти уступов-этажей. Сам храм, расположенный на усеченной верхушке пирамиды, представляет собой продолговатое небольших размеров здание со средней продольной стеной. К торцовым стенам примыкают два узких отрезка фасадной стены, а между ними находятся еще два прямоугольных столба. Таким образом, из первого, выходящего на фасад помещения образовано нечто вроде портика. Продольная стена прорезана тремя дверьми, во втором помещении в центре находилось маленькое святилище, перекрытое бревенчатым накатом. На задней стене его помещен барельеф, изображающий маску бога солнца, подвешенную на двух скрещенных копьях, около которой в позе поклонения находятся две человеческие фигуры.

На плоской крыше храма возвышался кровельный гребень, достигавший здесь, как и в других постройках майя, значительной высоты. Он не имел никакого конструктивного значения и служил лишь для увеличения общей высоты здания. Гребень этот, состоящий из двух сходящихся наверху под острым углом стен с многочисленными окноподобными отверстиями, был покрыт богатым геометрическим орнаментом, в центре которого находилось изображение мифологического фантастического существа.

Уравновешенность частей, простота и благородство очертаний, сдержанное употребление орнамента делают Храм Солнца одним из наиболее выразительных и впечатляющих памятников архитектуры майя. Другие храмы Паленке близки по плану Храму Солнца и отличаются от него лишь незначительными деталями и более богатой орнаментацией фасадов.

Образцом сооружений второго типа может служить дворец в том же Паленке. Он представляет собой целую группу зданий, расположенную вокруг двух больших и двух малых дворов. Каждое здание продолговатой формы, со средней сплошной продольной стеной, делящей помещение на две параллельно расположенные узкие комнаты, перекрытые ложными сводами. Наружные стены, прорезанные рядом дверных проемов, образуют систему многоугольных столбов, покрытых, так же как и в храмах, рельефами из стука. Вся группа зданий расположена на громадной платформе. По краю ее находилась стена, прерывавшаяся для двух широких входных лестниц, ведших на большие дворы.

В одном из малых дворов находилась трехэтажная прямоугольная в плане башня ? одно из малочисленных действительно многоэтажных зданий в древней Центральной Америке. Обычно впечатление многоэтажное достигалось путем постройки нескольких одноэтажных зданий, расположенных на склоне естественного или искусственного холма, одно над другим. Так, например, выстроен пятиэтажный дворец в древнейшем городе майя Тикале.

Крупнейшие архитектурные комплексы

Сооружения, здания и архитектурные комплексы, возводимые из камня, отличались своей массивностью и монументальным характером, что было связано, по-видимому, не столько с несовершенством строительной техники, сколько с традиционно сложившимся образным строем ведущих культовых построек и прежде всего грандиозных ступенчатых пирамид, напоминающих своей общей формой месопотамские зиккураты. Так, пирамида Солнца в Теотихуакане (долина Мехико, 1 в. до н. э.) имела в основании 210×220 м и около 65 м высоты, а возведенная значительно позднее тольтеками пирамида в Чолуме с размером около 300×320 м в основании считается крупнейшей пирамидой в мире.

Храмовый комплекс в Теотихуакане (300 г. до н. э. 900 г. н. э.) включает в себя помимо пирамиды Солнца еще две крупные монументальные постройки - пирамиды Луны и Ветра (Кецалькоатля). Все три сооружения объединялись прямой парадной аллеей протяженностью свыше 2 км, ориентированной на пирамиду Луны. По сторонам магистрали тянулись жилища жрецов и рядовых земледельцев, с которыми контрастировали культовые памятники - символы божества и могущества теократии. Вокруг пирамиды Кецалькоатля было создано монументальное окружение из малых пирамид, поставленных на насыпной вал. Уступы большой пирамиды оштукатурены и расписаны. Широко применен и резной каменный декор, символизирующий обожествленные силы ветра, дождя и других природных стихий. америка индейский доколумбовый архитектура

Пирамида Луны (около 300 г.), замыкая ансамбль, приобрела композицию, соответствующую ее положению, Несмотря на меньшую по сравнению с другими пирамидами величину (120×150 м в основании, высота 42 м), она монументальна и сочетает в себе центричность традиционно-ступенчатого сооружения с парадной пространственной осью, отмеченной ритуальной лестницей, продолжающей главную аллею комплекса. Лестница ведет к верхней площадке, где расположено небольшое крытое святилище, в которое был открыт доступ только жрецам. Сама же религиозная церемония отличалась предельной наглядностью, разворачиваясь в основном на широкой лестнице, идущей от уступа к уступу пирамиды. На всю высоту первого уступа лестница обрамлена ступенчатой платформой, имевшей, по-видимому, свое ритуальное значение. С точки зрения формообразования она интересна тем, что примененный здесь профиль из вертикальной полосы и подпирающей плиту наклонной части в дальнейшем повторяют многие сооружения Центральной Америки. Такова форма уступов, например, пирамиды в Шочикалько (VIII-IX вв.), где расчлененность на два элемента делает каждый уступ тектонически более завершенным, чему способствует и обильно здесь примененная, раскрашенная пластика, почти сплошь покрывающая боковые плоскости пирамиды.

Теотиуакан - располагался на центральном плато в 40 км от Мехико. Название города переводится как "родина богов". Считалось, что именно здесь родились Солнце и Луна. До сих пор неизвестно, кто построил этот город, скорее всего, ацтеки. Так же неясно, кем и почему в 7 веке нашей эры Теотиуакан был разрушен и сожжен. Расположенный на площади в 21 кв. км, с населением около 100 000 жителей, город имел очень жесткую регулярную планировку, сориентированную по сторонам света. Улицы в городе были прямые, как стрела, и пересекались под прямым углом, для чего пришлось даже изменить русло реки с помощью обводного канала. Центральной осью города была абсолютно прямая улица шириной 40 метров и длиной более 2 км, которая называлась "Дорога мертвых". По ее сторонам располагались многочисленные храмы и дворцы. Самые главные храмы Теотиуакана - это Пирамида Солнца и Пирамида Луны. Пирамида Солнца когда-то была самым главным храмом города. Ее высота изначально составляла 65 метров. Это - пятиступенчатая пирамида с основанием 667 х 685 метров, общий объем которой составляет около 1 млн. кубометров земли, камней и сырцового кирпича. В отличие от других пирамид Центральной Америки, она была построена очень быстро. На самой вершине пирамиды находился небольшой храм, который, как и у греков, считался жилищем божества. К нему вела крутая лестница, по которой поднимались ритуальные процессии для совершения обряда кровавого человеческого жертвоприношения. А снизу на процессию взирала огромная толпа. На северном конце "Дороги мертвых" находилась шестиступенчатая Пирамида Луны. Она была немного ниже Пирамиды Солнца. Ее высота составляла 46 метров, вершину тоже венчал храм, к которому вели широкие лестницы для процессий. Древние ацтеки придавали большой ритуальный смысл самому процессу восхождения на пирамиду. Ступени к храму считались ступенями к небу. В центре города располагался целый комплекс храмовых построек известной нам уже формы ступенчатой пирамиды со знаменитым храмом - Пирамидой Кецалькоатля. Украшенная многочисленными рельефными изображениями бога - Пернатого Змея со сверкающими глазами из обсидиана, пирамида производит жутковатое впечатление даже на современного человека, несмотря на свою относительно небольшую высоту - всего около 21 метра. Раньше храм, как вероятно и остальные храмы, был оштукатурен и раскрашен яркими красками. Великий город ацтеков погиб в 7 веке под ударами неизвестных захватчиков, был полностью разграблен и сожжен.

Культовый центр Шочикалько, время расцвета которого пришлось на конец "классического периода" и совпало с угасанием Теотихуакана, состоял из сложного комплекса сооружений, объединенных в группы. Западная группа включала помимо других построек специальное сооружение для игры в мяч, которая у древних американцев имела не просто спортивное, но ритуальное культовое значение. Этот тип сооружения, своего рода стадион, имел широкое распространение в градостроительстве Центральной Америки. Стадион в Шочикалько (VIII-IX вв.) - наиболее ранний известный пример подобного сооружения в долине Мехико. Среди построек восточной группы выделяется жилище знати, организованное, как и в Теотихуакане, вокруг внутренних дворов. Горячие купальни, мощеные дороги и другие элементы комфорта свидетельствуют о высоком уровне общего благоустройства центральной части города.

У народов майя, занимавших территорию Центральной Америки к востоку от долины Мехико в районе полуострова Юкатан, наиболее ранние памятники монументальной архитектуры относятся к началу "классического периода". Древнейшим и самым большим городом майя был Тикаль (VI в. до н. э. IV в.). Его центральная часть площадью около 16 км включала девять больших групп зданий, сооруженных на искусственно поднятом и выровненном плато. Группы связаны между собой мощеными дорогами, идущими по насыпям, облицованным камнем. Центральные сооружения групп - пирамидальные храмы - отличались вытянутой вверх формой и большой высотой, порой достигающей около 70 м. Лестница в них имела большую крутизну, а над святилищем устраивался громадный декоративный гребень. Встречались и более приземистые пирамиды, некоторые из них имели лестницы со всех четырех сторон, что делало равноценным для зрителя каждый фасад храма. Однако подобные пирамиды встречались значительно реже, чем пирамиды с одной выделенной осью.

Самым большим городом культуры майя был Тикаль. Там было обнаружено 8 огромных пирамид и около 80 менее значительных памятников: дворцов, общественных и жилых построек. Существует мнение, что "священные города" майя заселялись людьми только на время религиозных праздников, а остальное время они жили в глинобитных и деревянных домах за пределами города. Тикаль занимал площадь около16 кв. км, там было около 3000 построек, а население составляло от 10 до 45 тысяч человек. В центре города, как обычно, располагался большой открытый двор, с каждой стороны которого стояли ступенчатые пирамиды с храмами на вершинах. Высота этих пирамид - около 47 метров. В храмах было 3 помещения, а над перекрытием возвышались так называемые каменные "гребешки" - характерное завершение пирамид майя, имеющее своими истоками деревянную жилую архитектуру. Все постройки майя возводились на высоких глиняных платформах, даже жилые дома. Платформы пирамид делали их зрительно еще выше. Самая большая из пирамид Тикаля достигает 70 метров в высоту и имеет очень крутые лестницы, по которым религиозные процессии поднимались в храм.

Грандиозным архитектурным памятником была пирамида, выстроенная тольтекамив городе Чолула. Она по праву может считаться самым большим архитектурным сооружением древности на американских континентах. Даже после многовековых разрушений чолульская пирамида поражает своими размерами: длина основания ее равна 440 м, а высота 77 м. На этой искусственной горе был некогда воздвигнут целый комплекс святилищ.

Доминирующее значение пирамидальных храмов в ансамбле прослеживается на примере пространственной организации центра города Копан (VIII в.), где главные площади отделены от группы храмов акрополя), поднятых на высоту 40 м, огромной лестницей 90-метровой ширины.В системе ансамбля помимо пирамид важную роль играют другие типы сооружений - стадион, стелы, балюстрады и стенки с различными изображениями и др. Общее построение ансамбля свидетельствует о высоком градостроительном мастерстве майя, умении интересно и рационально организовать большие пространства, предназначенные для многолюдных собраний и ритуальных процессий, с учетом особенностей идейно-художественного воздействия монументальных архитектурных форм.

В конце "классического периода" выделяется значительная группа городов в районе местности Пуук, а среди городов этой группы наиболее выдающимися памятниками отличается Ушмаль. По характеру архитектуры и типологии эти памятники близки не только памятникам в других городах майя, но и зодчеству Древней Мексики. Основное место в ансамбле центра Ушмаля уже занимают не храмы, а здания дворцового типа, точное назначение которых часто не до конца выяснено, в связи с чем они иногда имеют условное название (дом Голубей, дворец Губернатора, Женский монастырь и др.). Поднятые на платформах дворцы.Ушмаля, как правило, состоят из двух рядов помещений, перекрытых ложными сводами. Снаружи богатая орнаментика каменных узоров контрастирует с нижней, обычно гладкой плоскостью стены, прорезанной крупными прямоугольными проемами. Встречаются и арочные проемы, образующие торжественные обрамления проемов.

Дворец Губернатора особенно выделяется среди построек Ушмаля ясностью и монументальной торжественностью композиции. Поднятый на высокой платформе в виде двухступенчатой усеченной пирамиды, дворец состоит из трех блоков, соединенных между собой двумя триумфальными арками. По оси среднего основного блока устроена широкая подводящая к дворцу лестница по типу пирамидальных храмов. Над нижней стеной нависает широкий фриз), сплошь покрытый резными изображениями геометрического и зооморфного характера. Контраст мощного по своей пластической силе фриза, мозаика) которого состоит более чем из 20 тыс. камней, и четко расчлененной уступчатыми проемами глади стены создает образ большой эмоциональной насыщенности и исключительной тектонической выразительности.

Архитектура ольмеков (живших на территории современных мексиканских штатов Вера Крус и Табаско) принципиально мало чем отличалась от архитектуры майя и тольтеков, но уступала ей по размерам и прочности своих сооружений. В этой стране, почти лишенной строительного камня, пирамиды, лестницы и платформы воздвигались из земли и щебня и покрывались толстым слоем стука. Естественно, что пирамиды дошли до нас в разрушенном состоянии.

Очень своеобразный по архитектурному оформлению храм был выстроен народностью тотонаков в Тахине. Составленная из семи крупных уступов пирамида имела на своей вершине небольшое однокомнатное святилище. На лицевой стороне находилась широкая монументальная лестница. Все уступы пирамиды были декорированы квадратными нишами, имитирующими дверные проемы. В этих нишах некогда находились маленькие статуи божеств. Благодаря небольшим размерам этих статуй, увеличивающим относительные масштабы уступа, у зрителя издали создавалось впечатление гигантского семиэтажного здания, хотя в действительности размеры пирамиды невелики.

Архитектура Центральной Америки последнего периода (IX-XVI вв.)

Последний период, охватывающий время с IX в. до завоевания Америки испанцами (с 1519 г.), характеризуется постепенным ослаблением значения жречества и возрастанием в жизни государств роли военно-административной знати. Соответственно уменьшается, а затем почти прекращается сооружение пирамид; предпочтение отдается зданиям административно-дворцового характера.

В 9-10 вв. н.э. в расселении народов Центральной Америки происходит ряд значительных изменений. Причины их еще не вполне ясны. Одни народности, как, например, ольмеки, исчезают почти бесследно. В долине Мехико появляется большая группа племен нахуа, в лингвистическом отношении родственных тольтекам. Под напором этих пришельцев тольтеки оставляют свои поселения в долине и движутся сперва на северо-восток, где основывают свой новый крупный центр ? Тулан, или Толлан, а затем, вытесненные и оттуда, устремляются на юго-восток. После долгих странствований тольтеки осели на территории современных штатов Мексики: Табаско и Кампече, а часть их затем проникла до Юкатана и Гватемалы. Приблизительно к тому же периоду относятся и крупные изменения в расселении племеп майя. Древние города, расположенные на территории Гватемалы и Британского Гондураса ? Паленке, Пьедрас Неграс и др., ? покидаются населением и становятся добычей джунглей. С другой стороны, быстро развиваются и пышно расцветают поселения майя на Юкатане. Проникшие на этот полуостров тольтеки становятся во главе ряда новых государственных объединений майя. Наиболее значительными из них были государства с центрами в Чичен-Пце, Ушмале и Майяпане. В искусстве этих центров, в особенности на памятниках Чичен-Ицы, заметно сильное влияние тольтекской культуры.

Вторгнувшиеся в долину Мехико племена нахуа (астеки и др.) также не избежали влияния тольтекской культуры. Эти первоначально кочевые племена в результате соприкосновения с более высоким по культурному уровню населением долины Мехико перешли постепенно к оседлой жизни и земледелию. В сложении их культур сыграло определенную роль кроме «тольтекского наследства» также и появление в 11 в. в долине Мехико переселенцев миштекского происхождения, принесших с собой элементы старой сапотекской культуры.

Таким образом, второй период в истории народов Центральной Америки с точки зрения культурного развития может быть охарактеризован как период широкого распространения тольтекской культуры, ее ассимиляции другими народностями и конечного синтеза из тольтекских и местных элементов.

Наиболее сильно влияние тольтекской культуры отразилось на памятниках Чичен-Ицы? города, захваченного тольтеками в конце 10 в.

В период своего расцвета (11 ?первая половина 12 в.) Чичен-Ица был одним из наиболее значительных городов Юкатана, территория его охватывала несколько квадратных километров. Из архитектурных памятников Чичен-Ицы наиболее значительными являются обсерватория Караколь, большой стадион для игры в мяч с относящимся к нему Храмом ягуаров, а также весьма интересный Храм воинов и другие.

Отличительной чертой архитектуры этого периода умайя является обширное применение колонн, часто оформленных в виде туловищ пернатых змей. Впервые в искусстве древней Центральной Америки колонны появляются в Теотихуакане, у тольтеков. В постройках Тулы применение колонн становится еще более частым; именно здесь и создается своеобразный вид колонны в виде туловища пернатой змеи, голова которой является ее базой, а хвост ? канителью. Пернатая змея была символом верховного тольтекского бога Кецалькоатля, и поэтому возникновение оформленных таким образом колонн в храмах, посвященных этому божеству, вполне естественно. С конструктивной точки зрения применение колонн позволило расширить внутренний объем помещений. Мотив змеиной головы также широко использовался во всех элементах архитектурного декора храмов. Нередко из открытой пасти змеи выглядывала человеческая голова.

Характерным образцом позднейшей архитектуры майя, впитавшей в себя тольтекские элементы, является главный храм Чичен-Нцы, известный под названием Кастильо. Он представляет собой массивную высокую пирамиду из девяти уступов; на каждой стороне ее расположена широкая лестница, окаймленная балюстрадами. На вершине пирамиды расположен храм, план его почти точно повторяет планы древнейших храмов майя.

Фриз храма распадается на три части, из которых средняя, более широкая, не орнаментирована. Крыша Кастильо, в отличие от храмов древнейшего периода, не имеет кровельного гребня. Весь храм-пирамида в целом поражает зрителя монументальным величием и простотой своих форм. Он является центром всего архитектурного ансамбля Чичен-Пцы, и, в какой бы точке города ни находился путешественник, взор его неизменно попадает на вознесенное над всеми постройками здание храма.

Очень интересно еще одно из зданий Чичен-Ицы ? круглая башня, известная под названием Караколь (Улитка), названная так за извивающуюся, подобно раковине улитки, лестницу. Сама башня, помещенная на двух находящихся одна над другой прямоугольных террасах, достигает в высоту 13 м. Небольшие прямоугольной формы окна, прорезанные в толще ее стен, направлены по астрономически важным координатам. Это обстоятельство позволяет предполагать, что Караколь является зданием, специально выстроенным для астрономических наблюдений.

Здания Чичен-Ицы, как и все постройки других поселений майя этого периода, богато декорированы. В отличие от древнейших зданий декор (главным образом геометрический орнамент и заимствованные из тольтекского искусства фигуры змей) заполняет всю поверхность стены. Часто фасадные стены покрываются своеобразной каменной мозаикой, образованной из небольших тщательно обработанных каменных пластин, покрытых тончайшей резьбой.

Сходные строительные принципы характерны и для архитектуры этого периода других центральноамериканских народов. Правда, большой архитектурный комплекс миштеков в Митле (12?13 вв.) не имеет пирамид и расположен на искусственно выровненном участке. Наибольшее впечатление производит дворец. Бесконечные залы, портики, переходы, подземные и полунодземнме помещения создают впечатление лабиринта. Несохранившиеся, очевидно деревянные, перекрытия потолков поддерживались массивными, монолитными каменными столбами. Этот дворец является самым большим крытым строением в древней Центральной Америке.

В начале 15 в. в долине Мехико после долгой и упорной борьбы между племенами нахуа за главенство создается ацтекское государство. Существование и расцвет его были целиком основаны на военном могуществе ацтеков. Поэтому понятно, что их столица ? Теночтитлан? была выстроена на небольшом искусственно укрепленном островке посреди озера. Для сообщения с материком служили три массивные дамбы, прорезанные в нескольких местах каналами. В случае опасности подъемные мосты, перекинутые через эти каналы, поднимались, и Теночтитлан превращался в неприступную крепость.

К сожалению, мы очень мало знаем об архитектуре ацтеков; при завоевании Теночтитлана испанцами все наиболее выдающиеся архитектурные сооружения были или уничтожены, или полностью перестроены. Те скудные сведения, которыми мы обладаем, основываются лишь на описаниях испанских очевидцев ? участников завоевания, или на схематических рисунках в ацтекских рукописях.

Заключение

Развитие многовековой древнеамериканской цивилизации было прервано в XVI в. европейскими завоевателями. Древние города были разрушены, и в монументальном строительстве наступил новый период архитектуры Латинской Америки, связанный с процессом проникновения в эти страны европейских стилей и их ассимиляции местной традицией.

Список использованной литературы

1.Архитектура Древней Америки

2.Бородатова А.А. Игра в мяч как путь в пещеру предков // История и семиотика индейских культур Америки. М., 2002.

.Всеобщая история искусств. Том 2. Книга вторая. Искусство Древней Америки. #"justify">.ГуляевИ. Цивилизации Древней Америки//Древние цивилизации, под ред. Г.М. Бонгард-Левина, М.,1989.

diplomba.ru

Архитектура древних цивилизаций америки - Документ

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ АМЕРИКИ

Самые интересные и важные памятники старинной американской культуры находятся на плоскогорьях Средней Америки, в Старой Мексике и Юкатане, они свидетельствуют о высокой культуре народов, населявших эту территорию: толтеков, ацтеков, майя и инков. Это произведения строительного искусства и ваяния, стоящие здесь отчасти одиноко, поблизости жилых мест, отчасти встречаются целыми массами в виде развалин больших городов (обыкновенно называемые casas piedras). Хотя вообще они имеют одинаковый характер и представляют картину одного и того же искусства, основанного на самых простых началах, но между ними нельзя, по крайней мере, не отличить двух различных степеней развития. К одной из них, более совершенной и, во всяком случае более ранней, принадлежат памятники в Оахаке, Гватемале и Юкатане, к другой, позднейшей, или ацтекской, памятники, сохранившиеся в Мексике, вообще в пределах прежнего царства ацтеков, но сделать более точное различие между ними по народностям и столетиям невозможно.

Развалины, встречающиеся в Мексике, представляют собою по большей части остатки или храмов, или укреплений. Их постройка отличается массивностью, но вместе с тем благородным вкусом и носит печать искусства, которое уже успело достигнуть известного развития. Часть храмов возведена на верхних площадках огромных ступенчатых пирамид, снаружи облицованных каменными блоками, а внутри заполненных камнями и землей.

Стены, колонны и пилоны очень массивны, обычно так называемые ложные своды. Поверхность стен декорирована горизонтальными поясами с рельефным геометрическим орнаментом. Общая композиция дополняется скульптурными элементами, специфическими, не встречающимися больше нигде орнаментами, иероглифами.

Основным строительным материалом, особенно при возведении значительных сооружений, являлся камень; орудиями — каменные же молоты. С их помощью созданы могучие крепости, дороги, водоводы; ножами из обсидиана срезали стебли, из волокон которых сплетали канаты для висячих мостов.

На территории Мексиканского плоскогорья (средняя высота 2300 м над уровнем моря) на смену друг другу приходили различные культуры, пока она не стала центром Ацтекского царства.

К значительным памятникам того времени относятся сооружения в Теотиуакане, важном религиозном центре, где было сосредоточено много дворцов, ступенчатых храмов и находились грандиозные пирамиды Солнца и Луны. Искусство того периода отличается строгостью и простотой, хотя сооружения и их скульптурное оформление имеет сверхчеловеческий масштаб.

В X в. Теотиуакан был занят толтеками. Их столицей была Тула. Здесь сохранились многочисленные памятники того времени. Для искусства толтеков характерны выдающиеся орнаментальные каменные композиции. Развалины целых городов находятся в Туле (Толлане), древнем городе толтеков, при Папантле и Мапильке в Веракруце, при Паленке в провинции Чиапасе и при Окозинго в провинции того же имени.

В XIV в. в Мексике появляются ацтеки и основывают здесь столицу своего государства Теночтитлан. Архитектура ацтеков, за исключением орнаментальных мотивов, развивает традицию толтеков — и они строили пирамиды с декоративными фризами.

Государство Майя занимало территорию нынешнего Гондураса, Гватемальское плато и полуостров Юкатан (сейчас — Мексика).

Культура до периода Майя достигает своего расцвета (классический период) в VII и VIII вв., когда были созданы выдающиеся архитектурные и скульптурные памятники, памятные стелы, колоннады, алтари, храмы и дворцы. Было основано несколько значительных по своей планировке и архитектуре городов, например Чичен-Итца с несколькими десятками пирамид и храмов — Воинов, Пернатой змеи или Ягуара.

Строители майя чрезвычайно быстро убедились в том, что деревянные балки перекрытий уничтожаются термитами в считанные годы и полностью перешли на сооружение «сложных» сводов из крупных каменных блоков — из-за этого внутренние пространства построек еще более узкие, чем в Месопотамии.

Культура на территории нынешнего Перу прошла несколько этапов развития. От первого периода (с 1200 по 200 г. до н. э.) сохранилось лишь несколько храмов.

Значительным памятником третьего периода (с 900 по 1000 г. н. э.) является большая усеченная пирамида, называвшаяся «солнечной пирамидой» в Моче, на северном побережье. Для ее строительства потребовалось около 130 млн. штук кирпича-сырца.

В период с 1000 г по 1300 г. на юге Перу расцветает город Тиауанако близ озера Титикака, находившийся на высоте 4000 м над уровнем моря. Здесь возведены сооружения из огромных блоков базальта и песчаника с интересными монолитными воротами, украшенными богатым рельефным декором. «Декор» на монолитных воротах Тиуанако, как считает большинство ученых, представляет собой гигантский календарь.

Большой храм в Мексике, стоявший посередине города, был так велик, что, по свидетельству Кортеса, в нем можно было поместить 500 лошадей. Он представлял собою пирамиду в пять этажей, в 38 м вышиною, имел в основании 95 м и был украшен двумя башнями.

В первой половине XIII в. возникает империя инков со столицей Куско. В период с 1300 по 1400 г. основываются тщательно спланированные большие города с широкими улицами, террасами, крепостными стенами, украшенными рельефными пирамидами. Города имели канализацию и устройства для подачи воды.

Символом могущества империи инков был город Куско, один из красивейших городов мира, на территории которого располагались сотни дворцов и храмов. Главной в городе была площадь Уакапата (священная терраса), от которой отходили дороги в четыре главные провинции страны. Там же возвышались дворцы, один из которых имел площадь 30 на 160 метров. О богатстве правителей инков можно судить хотя бы по тому факту, что, когда старый император инков умирал, его тело бальзамировали и помещали во дворец, который отныне становился святилищем. Его же преемник должен был строить для себя новый дворец. Такой роскоши не мог себе позволить ни один европейский владыка. Но больше всего поражал своим великолепием храмовый комплекс Куско Кориканча (золотой двор). Главным его сооружением был храм бога солнца Инти, в котором одного золота насчитывалось огромное количество тонн. Золотые окна, двери, стены, крыши, полы, потолки, культовые предметы изумляли людей. Центром храма был многометровый диск из чистого золота, символизирующий Бога солнца. Возле храма находился двор Интипампа (золотое поле), на котором находились изготовленные из золота деревья, растения и травы, олени, бабочки, пастухи и т. д., причем все это было сделано в натуральную величину и все двигалось (!) при помощи искуснейших механизмов. Это действительно было чудо, не имеющее себе равных в мире.

К важнейшим и древнейшим памятникам страны, принадлежат две пирамиды при Сан-Хуане-де-Теотихуакане, в долине Мексико, стоящие в кругу менее массивных, но высоких пирамид. Другие пирамиды замечательного устройства находятся в Сан-Кристобаль-Теопантепеке, в Санта-Круце-дель-Кихе, при Хочикалко в Гуатуско, при Куернаваке и в других местах.

Вся архитектура Средней Америки и Мексики имеет в основном начале пирамиду. Это заметно преимущественно в религиозных памятниках и в меньшей степени на храмовых и дворцовых постройках. Но фасады и других зданий сходствуют несколько с пирамидальною формою, так как величина отдельных этажей постепенно уменьшается.

В архитектуре мексиканцев строго соблюдается усвоенный ими стиль, хотя она и не свидетельствует о высокой степени развития. Все детали и подразделения исполнены на основании самых простых законов. Для украшения стен употреблялись горизонтальные ряды меандров, кессонов и т. п. В общем своем виде здания, построенные на ровной местности, или на террасах, или на вершине холмов, представлялись простыми четырехугольными массами с крытыми прямолинейно порталами и с простою постановкою четырех столбов, на которых лежала кровля с богатыми украшениями. При недостатке столбов разнообразие внутреннего устройства было невозможно.

В Центральной Америке особенно богаты древностями и развалинами городов Гондурас и Юкатан. В первом из этих государств замечательны Комаягуа, Харумела и Лахамин, вблизи которых найдены обтесанные камни и весьма красиво раскрашенные вазы; далее Темампуа с 250—300 различными зданиями, между которыми одно имеет в длину 95 м и содержит в себе разные пирамиды, особенно же Копан, памятники и орнаменты которого могут поспорить с египетскими. Колоссальные изваяния идолов нередко встречаются на гребнях гор до 700 м вышиною.

В Юкатане открыто уже до двадцати развалин городов, поражающих своим великолепием и своею обширностью. Дворцы нередко состоят из различных, лежащих одни над другими построек, как, напр., в Цаи, Лабне, Кабахе, Уксмале и проч.; колоссальные лестницы ведут от одной террасы к другой и украшены по обеим сторонам скульптурными изображениями змей, головы которых касаются земли, а огромное тело взвивается вверх.

Между тем как новейшие памятники представляют чрезвычайное обилие орнаментов, более древние отличаются простотою, серьезным стилем и прочностью, как, напр., знаменитый пирамидальный храм в Паленке в Гватемале, лицевая сторона которого украшена разными фигурами и надписями, между тем как внутри стены покрыты скульптурными работами и барельефами мифологического содержания.

Источник:

Открытый банк данных для учащейся молодежи, студентов, преподавателей и всех других в 23 разделах: учебные материалы, обучающие и научно-популярные видео материалы, образование и рынок труда, проблемы науки, студенческий досуг, социально-экономические проблемы студентов, музыкальные коллекции, DVD и многое другое.

refdb.ru

Архитектура США колониального периода (XVII в. — 1776 г.)

Поселения первых колонистов — выходцев из Европы — на территории США имели поначалу ряд общих черт: как правило, они представляли собой несколько десятков случайно разбросанных примитивных жилищ и укрепленную территорию — форт.

Так, например, форт Джемс в колонии Виргиния представлял собой территорию, имеющую форму равнобедренного треугольника площадью около 11000 м², огражденную мощными бревнами с блокхаузами по углам, на которой размещались в два ряда три с половиной десятка домов, церковь и амбары.

Схематическая карта США XVII—XVIII вв.

Поселения развивались быстро и по-своему в разных колониях, Так, например, в колониях Новой Англии развивались небольшие компактные поселения. Последнее было связано с тем, что специальным распоряжением пуританских властей было запрещено строить дома дальше, чем на расстоянии 800 м от молитвенного дома, так называемого «митингхауза». Вследствие этого, по мере того как население увеличивалось и возникала потребность в новых домах, часть населения откалывалась и создавала новое поселение вокруг нового митингхауза.

Иными путями шло развитие в голландской колонии Нью-Незерленд. Например, возникший в 20-х годах XVII в. на острове Манхеттен Нью-Амстердам развивался, как миниатюрная копия Амстердама. Здесь было много свободных пространств, которые использовались под сады. Рост поселений не ограничивался. Так, Нью-Амстердам рос в северном направлении от построенного одновременно с ним форта в устье р. Гудзон, вдоль р. Ист-Ривер до деревянной стены, перерезавшей остров поперек в том месте, где впоследствии была проложена Уолл-стрит.

Застройка колоний европейских переселенцев в самый ранний период, т. е. в начале XVII в., состояла из построек временного характера: землянок; хижин из прутьев, обмазанных глиной, с покрытием из дерна; вигвамов, более крупных, чем у индейцев, и не конических, а продолговатых в плане, и, наконец, коттеджей — домов, являвшихся переходной ступенью к фахверковым домам постоянного типа.

Примерно через 10—15 лет после прибытия на американский континент колонисты начали строить постоянные жилища.

Наибольшее количество жилых домов раннего периода сохранилось в колониях Новой Англии. В подавляющем большинстве это фахверковые дома; каменные и кирпичные встречаются редко.

Дома строились там трех типов: с одной комнатой, т. е. состоящие из небольшой прихожей и холла, в котором сочетались столовая и кухня; с двумя комнатами и дополнительным помещением в виде гостиной (parlor), служившей в пуританской Новой Англии местом для молитвы, и наконец, дом с пристройкой, к которому с заднего фасада добавлялось одноэтажное, покрытое односкатной крышей помещение, служившее кухней.

Дома строились обычно из массивных дубовых досок, которые распиливались вручную и обшивались тесом. Для облицовки стен применялся гонт, который был введен впервые в Америке в голландских колониях (в середине XVII в.) и несколько позднее стал применяться в Новой Англии.

Одной из характерных черт домов Новой Англии был нависающий над первым второй этаж, причем нависал он не по всему периметру, а главным образом на переднем фасаде и реже на торцах. Окна в домах XVII в. были невелики и немногочисленны. Как правило, стекло в них заменяла промасленная бумага или раздвижные дощатые ставни. Крыши были щипцовые или четырехскатные, причем угол наклона достигал иногда 65°. Долгое время крыши покрывали соломой, позднее перешли к гонту. Очаг помещался в центре дома, поэтому характерной особенностью домов Новой Англии была массивная центральная труба.

Наиболее характерные черты раннеколониального жилого дома Новой Англии XVII в. представлены в доме приходского священника Кепена в Топсфилде (Массачусетс, 1683, рис. 1).

Нередко к дому пристраивались новые помещения, и таким образом возникали дома с несколькими щипцами, например дом Джона Уорда в Салеме (Массачусетс, 1684, рис. 2).

Наконец, следует упомянуть о домах «Кэйп Код», для которых характерны низко свисающий задний скат крыши, маленькие средневековые окна, большая центральная труба и стены, облицованные гонтом.

Близки по типу к жилым домам Новой Англии оборонительные сооружения, строившиеся в больших количествах в связи с опасностью нападения со стороны индейцев и французов. Это так называемые «блок-хаузы» — квадратные в плане сооружения, сложенные из брусьев квадратного сечения, с нависающим со всех сторон верхним этажом и небольшими окнами с тяжелыми ставнями, и «гаррисоны» — укрепленные дома, отличавшиеся от обычных жилых домов только большей прочностью.

Жилые дома в южных колониях строились обычно из кирпича. Существенным отличием в плане был развитый холл, занимавший в некоторых случаях всю центральную часть дома (от переднего до заднего фасада) и имевший входы с двух противоположных сторон. Очаг помещался не в центре дома, а в торцовых частях. Эта особенность плана предопределяла характерный облик домов с одной или двумя трубами в торцах (рис. 3).

В Новой Англии в XVII в. развивались своеобразные типы общественных зданий, связанные, с одной стороны, с характерным для этих мест развитием торговли и, с другой, с особенностями религии пуритан. Так, важным для дальнейшего развития типом явилась первая ратуша в Бостоне (1657) — двухэтажное здание, в котором первый этаж был занят торговыми рядами, а во втором размещались комнаты для собраний и библиотека (рис. 4).

Строились таверны — «ординери», в которых в нижнем этаже имелась, между прочим, комната для биржевых операций.

Едва ли не самым оригинальным типом зданий XVII в. в Новой Англии были молитвенные дома — «митингхаузы». Как известно, пуритане отрицали готическую культовую архитектуру, которая, как они утверждали, своими скульптурными изображениями и цветными витражами отвлекала от углубленной молитвы. Они считали, что дом для моления должен быть не более чем местом для собраний. Пока пуритане были в Англии, они использовали для этих целей уже имевшиеся залы гильдий, иногда таверны и др. В колонии же таких зданий не было, и пуритане столкнулись с необходимостью строить молитвенные дома заново. Так возник новый тип культового здания.

Первоначально это были примитивные здания размером 6X9 м. Крытые соломой, без всякого завершения (башни, шпиля или креста) они напоминали сарай. Интерьер был также предельно суров: в помещении, условно разделенном горизонтальной доской на две части — мужскую и женскую, по длинной стороне размещались неудобные скамьи с кафедрой посередине. Напротив кафедры по другой длинной стороне был вход. Впоследствии внутри появилась галерея, женскую и мужскую части разделил проход, куда свешивалась веревка колокола, щипцовые крыши сменились вальмовыми или пирамидальными, увенчанными небольшими башенками.

Наиболее старый из дошедших до нас сохранившимся митингхауз Олд Шип (рис. 5) построен в 1681 г. в Хингэме (Массачусетс).

Архитектура США: Хингэм (Массачусетс). Митингхауз Олд Шип, 1681 г. План Архитектура США: Эмсбери (Массачусетс). Митингхауз Роки-Хилл, 1785 г.
Рис. 5. Хингэм (Массачусетс). Митингхауз Олд Шип, 1681 г. План Рис. 6. Эмсбери (Массачусетс). Митингхауз Роки-Хилл, 1785 г.
Архитектура США: Джемстаун (Виргиния). Первая городская застройка, 1635 г. Архитектура США: Нью-Амстердам (Нью-Незерленд). Жилой дом с магазином, XVII в.
Рис. 7. Джемстаун (Виргиния). Первая городская застройка, 1635 г. Рис. 8. Нью-Амстердам (Нью-Незерленд). Жилой дом с магазином, XVII в.

Этот тип культового здания сохранялся в течение всего XVII и даже XVIII в. (митингхауз в Роки-Хилл, Массачусетс, 1785, рис. 6), правда, в это время он уже перестал быть единственным в этих местах.

По своему стилистическому характеру застройка в колониях европейцев в Америке в XVII в. была средневековой и отражала специфические особенности архитектуры метрополии. Так, застройка Джемстауна (Виргиния) напоминает средневековые города Англии (рис. 7), а в голландском Нью-Амстердаме в 40-х годах XVII в. дома в два с половиной — три с половиной этажа, строившиеся из желтого или красного кирпича узорчатой кладки, имели ступенчатые щипцы, которые широко применялись в средние века в Нидерландах (рис. 8).

О нидерландском происхождении этих домов свидетельствует и то, что в одном из верхних этажей делались двери для подъема грузов.

Первым существенным признаком наступления поздней стадии колониального периода архитектуры США было упорядочение строительства городов. Целый ряд городов был создан по заранее разработанному плану в отличие от практиковавшейся ранее стихийной застройки. В 1680 г. был разработан план Чарлстона (рис. 9). Город размещался внутри крепостных стен, окружавших его в форме трапеции. Широкие улицы разделяли город на большие прямоугольные блоки. После того как стены были разрушены (в 1717).город продолжал развиваться, сохраняя эту планировочную схему.

Архитектура США: Чарлстон (Каролина). План города, 1680 г. Архитектура США: Филадельфия (Пенсильвания). План города, 1682 г.
Рис. 9. Чарлстон (Каролина). План города, 1680 г. Рис. 10. Филадельфия (Пенсильвания). План города, 1682 г.
Архитектура США: Аннаполис (Мэриленд). План города, 1694 г. Архитектура США: Бостон (Массачусетс). План центра. 1722 г.
Рис. 11. Аннаполис (Мэриленд). План города, 1694 г. Рис. 12. Бостон (Массачусетс). План центра. 1722 г.

Прямоугольная схема была использована и в проекте планировки столицы Пенсильвании — Филадельфии (1682). Проект не предусматривал крепостных стен. Город занимал территорию между реками Делавар и Скулкилл площадью около шести квадратных километров. Девять широких улиц, идущих в направлении восток — запад, и 21 в направлении север-юг, разделяли город на прямоугольные блоки. Эта схема плана Филадельфии в последующие годы продолжала в основном сохраняться (рис. 10).

Несколько видоизмененная прямоугольная схема была применена в проекте столицы Виргинии — Вильямсбурге.

Прямоугольная схема, более или менее последовательно примененная, характерна для большинства городов, строившихся в XVIII в. по заранее разработанным проектам. Исключением в этом смысле является проект планировки столицы колонии Мэриленд — Аннаполиса, для которого был выбран видоизмененный радиальный план. Он компоновался вокруг двух центров: Капитолия и англиканской церкви, от которых отходят лучеобразно диагональные магистрали, пересекая более традиционную прямоугольную сетку улиц (рис. 11). Подобная схема построения плана была впоследствии предложена Л’Анфаном для Вашингтона.

Однако далеко не все города Америки создавались в это время по планам — целый ряд городов, в том числе и крупнейших, продолжал застраиваться стихийным порядком. К числу таких относятся Бостон и Нью-Йорк. Так, например, Бостон, население которого составляло в середине XVIII в. 16,5 тыс. человек, сохранял средневековое расположение улиц, хотя они расширялись и удлинялись (рис. 12). 

В Нью-Амстердаме, ставшем после 1664 г., когда англичане завладели голландской колонией, Нью-Йорком, случайное расположение улиц сохранялось в течение длительного времени (рис. 13). Прямоугольная сетка, составляющая основу планировки Нью-Йорка последних 150 лет, стала применяться только со 2-го десятилетия XIX в.

Архитектура США: Нью-Амстердам (Нью-Незерленд). План города, середина XVII в.
Рис. 13. Нью-Амстердам (Нью-Незерленд). План города, середина XVII в.

Ведущее значение в развитии архитектуры конца XVII—XVIII в. приобретает архитектура южных колоний, в частности наиболее крупной и богатой колонии Виргинии, где экономика базировалась на эксплуатации труда рабов, составлявших 40% населения и обрабатывавших огромные плантации (площадью до нескольких тысяч гектаров). Здесь развивалась архитектура резких контрастов между лачугами рабов и роскошными домами плантаторов. Архитектура богатых помещичьих домов отражает возросший интерес к художественной стороне сооружений и более высокий, чем в XVII в., уровень строительной культуры.

Обычно поместья Виргинии состояли из нескольких ферм, включающих служебные здания. Главный помещичий дом располагался на центральной ферме, богатой садами и парками. Большинство этих домов было построено из кирпича.

Дома 1-й половины XVIII в. — обычно двухэтажные с вальмовой крышей и трубами с обоих торцов. Служебные здания располагались симметрично по отношению к главному дому. Планы домов не отличались большим разнообразием: вдоль оси здания, от переднего до заднего фасада размещался холл, к которому с двух сторон примыкали комнаты.

Наиболее известное здание этого типа — дом Байрда, так называемый Уэстовер, построенный недалеко от Вильямсбурга (1730, рис. 14). Это двухэтажное строение, с крутой крышей и высокими парными трубами с обоих концов. С садового фасада здание фланкировалось двумя невысокими кирпичными флигелями служебного назначения, стоявшими первоначально особняком от основного объема, но впоследствии объединенными с ним. То же произошло с флигелями здания подобного типа — Картере Гров (1750—1753). Эти меры связаны с характерным для 2-й половины XVIII в. стремлением к развитию пространственности: фланкирующие флигеля соединяются с основным объемом идущими по пологой дуге элементами-пассажами. Благодаря уменьшению крутизны крыши, выносу вперед центральной части, увенчанной классическим фронтоном, меняются пропорции основного объема и подчеркивается горизонтальный характер всей композиции. Характерным произведением этого типа домов 2-й половины XVIII в. является дом Маунт Эри в штате Виргиния (1758—1762), построенный по проекту арх. Эрисса (рис. 15).

Такого рода дома с фасадами из естественного камня выглядят очень богато. Архитектура их близка к современным английским образцам, поскольку архитекторы, в частности Эрисс, пользовались увражами Джиббса и особенно Вильяма Адама.

В других колониях Юга — Мэриленде, Южной Каролине — пространственные композиции менее характерны, так как городские дома, такие, как, например, дом Брютона в Чарлстоне (1765—1769), отличающиеся компактностью решения плана, оказывают влияние на загородные дома (рис. 16).

Ряд особенностей архитектуры колоний Юга связан с климатическими условиями. Так, в архитектуре Южной Каролины есть черты, роднящие ее с архитектурой испанских колоний. Торцы домов здесь обращены к улице, комнаты выходят на обе стороны, обеспечивая сквозное проветривание, по обеим длинным сторонам располагаются так называемые «пьяццы» — одноэтажные деревянные балконы, выступающие далеко вперед.

Этим отличается и архитектура французских колоний XVIII в. (Луизиана, Иллинойс). Для них типичны одноэтажные дома в три большие комнаты, расположенные в ряд, с трубой в центре или в торце и галереей, идущей вокруг всего дома. Крутая крыша, возвышающаяся над основной частью дома, над галереей более полога и опирается на тонкие опоры (дом Кахокии, Иллинойс, около 1787; дом Мадам Джон, Нью-Орлеан, 1726; дом Парланж, Луизиана, 1750).

В Пенсильвании, которая была основана квакерами значительно позднее других английских колоний и почти не знала примитивной стадии строительства, почти сразу стали строить фахверковые дома. Строительство Филадельфии осуществлялось по инструкции, которую основатель колонии Пенн издал в 1648 г. и согласно которой фахверковые дома размером примерно 5,5x9 м, содержащие три комнаты, должны были строиться в течение срока менее 46 дней. Строительство было гораздо более рационализировано, чем в других колониях: там сравнительно рано стали применять механизированную распиловку леса на лесопилках, приводимых в движение ветром и водой; к 1760 г. в Филадельфии было построено 40 таких лесопилок.

Строительная деятельность в Филадельфии была необычайно активна. В начале XVIII в. (1724) мастера-плотники объединились, и образовали первую в Америке строительную гильдию, получившую название «Компания плотников». Это общество издавало небольшие руководства, которые содержали планы и фасады, а также всевозможные детали. Кроме того, оно издало «Книгу расценок». Таким образом, «Компании плотников» удалось установить стандарт качества и стоимости строительства.

Высок был уровень техники: с 1792 г. в Пенсильвании началось производство стекла, в 1787 г. был построен первый в Америке металлический мост через р. Скулкилл.

Во 2-й половине XVIII в. жилые дома Филадельфии становятся все более пышными, превосходя в этом отношении другие колонии. Наиболее выразительным примером такого позднеколониального дома является дом Маунт Плезент в Филадельфии (1761—1762), расположенный на вершине холма, над р. Скулкилл (рис. 17).

Архитектура США: Филадельфия. Жилой дом, Маунт Плезент, 1761—1762 гг.
Рис. 17. Филадельфия. Жилой дом, Маунт Плезент, 1761—1762 гг.

Усиление пышности сопровождалось ослаблением принципа функциональной оправданности. Так, например, фасад дома Маунт Плезент, выходящий на реку, полностью лишен проемов.

В области общественных зданий ведущее место занимает в XVIII в. архитектура Новой Англии. Это сказывается в первую очередь в значительном увеличении размеров и придании этим сооружениям подлинно общественного характера. Так, например, зал построенного в 1729 г. митингхауза Олд Саут в Бостоне вмещал более 1000 человек.

Чрезвычайно интересным и характерным для Бостона зданием этого же типа был Фанейл-Холл (1740—1742). Это двухэтажный продолговатый объем размером 12 Х 30 м с открытыми аркадами в первом этаже, где помещался общественный базар. Во втором этаже находился зал для собраний на 100 человек. Здание было роскошно отделано: оба этажа украшали пилястры дорического ордера; верхний этаж завершался полным римским антаблементом. В этом здании местные строительные приемы сочетаются с элементами классической архитектуры, сохраняя при этом свою самобытность (рис. 18).

Архитектура США: Бостон (Массачусетс). Фанейл-Холл, 1740—1742 гг.
Рис. 18. Бостон (Массачусетс). Фанейл-Холл, 1740—1742 гг.

В противоположность этому зданию архитектура колледжей очень скромна. Характерен в этом отношении один из корпусов Гарвардского университета, возведенный в XVIII в. на месте построек XVII в. Существующий поныне Массачусетс-Холл — четырехэтажное кирпичное здание с широкой крышей, балюстрадой, люкарнами и тремя парами труб, объединенных в торцах парапетами, полностью лишено декора, если не считать пояска между этажами.

Несколько богаче декор построенных позднее Нового Гарвард-Холла и Холлис-Холла. Впоследствии здания колледжей приобретают типовой характер. Все колледжи Новой Англии, построенные после 70-х годов XVIII в. (Иель, Браун, Дэрмаус), представляли собой 3—4-этажные продолговатые объемы с вальмовой крышей, увенчанной башенкой с павильоном, с фронтоном в центре длинной части и тремя входами.

В стилевом отношении архитектура английских колоний XVIII в. в общем следовала за метрополией. Плантаторские дома Виргинии начала и середины XVIII в. строились в духе классицизма Иниго Джонса. В общественных зданиях, таких как Капитолий (1701—1705, 1751—1753, рис. 19) и Дворец губернатора (1706—1720, 1748—1751, рис. 20) в Вильямсбурге, несомненна близость к творчеству Рена.

Архитектура США: Вильямсбург (Виргиния). Капитолий, 1701—1705, 1751—1753 гг. Общий вид Архитектура США: Вильямсбург (Виргиния). Капитолий, 1701—1705, 1751—1753 гг. План
Рис. 19. Вильямсбург (Виргиния). Капитолий, 1701—1705, 1751—1753 гг. Общий вид и план
Архитектура США: Вильямсбург (Виргиния). Дворец губернатора, 1706—1720, 1748—1751 гг. Общий вид Архитектура США: Ньюпорт (Род Айленд). Библиотека Редвуда, 1748 г., П. Гаррисон
Рис. 20. Вильямсбург (Виргиния). Дворец губернатора, 1706—1720, 1748—1751 гг. Общий вид Рис. 21. Ньюпорт (Род Айленд). Библиотека Редвуда, 1748 г., П. Гаррисон

Для 2-й половины XVIII в. характерно распространение отдельных мотивов палладианства, в частности, развернутые в пространстве композиции, двухэтажные ордерные портики и т. д.

Одним из ранних провозвестников будущего развития в направлении к так называемому псевдогреческому стилю (greek Revival) является библиотека Редвуда в Ньюпорте (Род Айленд, 1748, рис. 21). Ее автором является П. Гаррисон, считающийся первым профессиональным архитектором Америки.

Колониальный период в архитектуре США завершается творчеством Т. Джефферсона. Оно является переломным не только потому, что охватывает собой частично колониальную, частично федеральную эпоху, но и потому, что с ним благодаря его огромному влиянию связаны радикальные изменения в архитектуре США.

Глава «Архитектура США XVII — первой половины XIX в.» раздела «Америка» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Б.Б. Келлер. Москва, Стройиздат, 1969

classic.totalarch.com