Архитектура древнего египта пирамиды. Культура Древнего Египта Великие пирамиды Архитектура Гробницы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Занимательная история архитектуры. Архитектура древнего египта пирамиды


Архитектура Древнего Египта: гимн пирамиде

Египет славится своими таинственными легендами, могущественными жрецами и гигантскими пирамидами. Поражают взор путешественника суровый страж пирамид — Сфинкс и храмы, высеченные прямо в скалах. До сих пор ученые не могут до конца понять, как были построены эти древние исполины. Но очевидно, что для этого нужно было обладать совершенными знаниями в области архитектуры.

Само время боится пирамид

Геродот

Геродот, «отец истории», причислил египетские пирамиды к чудесам света

Была в Египте особенность, не характерная для других цивилизаций древности. Верховного правителя — фараона — египтяне почитали как бога. У него просили защиты от всех бед, ему поклонялись — и ему же строили гигантскую усыпальницу-пирамиду. Именно эти каменные исполины должны были стать последними пристанищами тела и вечной обителью души правителей. На столетия они превратились в олицетворение египетской архитектуры. 

Гробницу начинали строить еще при жизни фараона. Строительство велось долго — согласно источникам, некоторые из пирамид строились двадцать, а то и больше лет. 

Устройство пирамиды на первый взгляд несложно. В центре находилась погребальная камера с саркофагом и телом усопшего фараона. Но вот найти ее было очень непросто. Внутри гигантских сооружений создавались лабиринты тайных ходов и подземелий. Помещение, где находился саркофаг с мумией фараона, скрывалось от посторонних особенно тщательно. Сами пирамиды были построены из огромного количества каменных блоков, плотно подогнанных друг к другу. 

Чтобы фараон ни в чем не нуждался в загробном мире, внутри пирамиды размещались камеры-сокровищницы. Они заполнялись разными предметами быта, мебели, статуэтками рабов и золотыми украшениями. 

Впервые о пирамидах узнали благодаря древнегреческому историку Геродоту, жившему в V веке до н. э. Путешествуя по Египту, он был поражен знаменитыми пирамидами Гизы и тут же причислил одну из них, посвященную Хеопсу, к Семи чудесам света. До сих пор эти древние сооружения считаются непревзойденными архитектурными шедеврами.

Пирамида Джосера, или по ступеням в вечность

Пирамида Джосера в Саккаре

Пирамида Джосера в Саккаре. Зодчий Имхотеп. III династия. XXVII в. до н. э.

Пирамида фараона Джосера признана самой древней из сохранившихся египетских усыпальниц и первой каменной ступенчатой пирамидой. Когда начались раскопки, она была уже сильно разграблена. Но даже по сохранившимся остаткам археологи поняли, что перед ними архитектурный шедевр — свидетель древней культуры. Сохранилось имя зодчего пирамиды, высеченное на цоколе статуи Джосера, — это архитектор и приближенный фараона Имхотеп. 

Внутри пирамиды было найдено 11 помещений, предназначенных, вероятно, для захоронения семьи верховного владыки. Главная погребальная камера находилась на глубине 27 метров под пирамидой. Впоследствии эти камеры архитекторы стали устраивать в самом центре пирамиды, скрывая их с помощью множества запутанных ходов. 

Ступенчатая форма пирамиды, как предполагают историки, символизировала путь, по которому фараон уходил в загробный мир. Может быть, поэтому со временем каменные гиганты становились все выше и выше? 

Фараон Джосер не оставил в истории Египта почти никакого следа. Но благодаря Имхотепу и его пирамиде имя фараона пережило века, а первого зодчего Египта почитали как архитектора, мудреца, ученого, астронома и врача. 

Кроме пирамид, построенных на равнине, в Египте появлялись храмы, высеченные в скале. Таков храм царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри. Имя архитектора тоже известно — это сановник Сенмут. 

Храм царицы Хатшепсут

Храм царицы Хатшепсут. Дейр эль-Бахри. Зодчий Сенмут. XVIII династия. Нач. XV в. до н. э.

В архитектурном плане этот храм был гораздо сложнее, чем пирамида, но археологам удалось восстановить его облик. К святилищу царицы ведут три ступени, соединенные пологими пандусами — широкими лестницами. Ступени представляют собой террасы, на которых, как предполагают ученые, высаживались растения и даже деревья. По дороге к храму расположены сфинксы с головой Хатшепсут в образе чрезвычайно почитаемого в Египте бога Осириса. Самый верхний ярус храма предназначался для проведения религиозных ритуалов. 

После смерти царицы храм был сильно разрушен, но даже в руинах он поражал своей величественностью.

Жилые дома египтян до наших дней не дошли. Но античные авторы утверждали, что жители Древнего Египта умели возводить четырех-пятиэтажные постройки

Пирамиды Гизы.  Под защитой грозного сфинкса

Большой Сфинкс фараона Хефрена в Гизе

Большой Сфинкс фараона Хефрена в Гизе. Известняк. XXV в. до н. э.

Из всех египетских пирамид, которых насчитывается более семидесяти, наибольшую известность снискали гробницы фараонов, расположенные в Гизе. Это пирамиды Хефрена, Хеопса и Микерина. Именно с ними связано большинство древних преданий и загадочных легенд. 

Пирамиды Гизы представляют собой погребальный комплекс. Вокруг основных усыпальниц находятся маленькие пирамиды и храмы. Они были построены для жен фараонов, а также для жрецов и чиновников. На западном берегу реки Нил в Гизе высится гигантская скульптура, высеченная из монолитной известковой скалы. Даже издалека можно различить очертания Сфинкса — мифического существа с головой человека и телом льва. Может быть, он охраняет покой уснувших навечно фараонов? 

Крупнейшая из пирамид — пирамида Хеопса — является единственным из Семи чудес света, дошедшим до наших дней. Высотой около 140 метров, 3000 лет пирамида Хеопса была самым высоким сооружением на земле. 

Вторая по величине древнеегипетская пирамида возведена на 40 лет позже первым сыном Хеопса — фараоном Хефреном. Она расположена на более высокой точке плато, поэтому ее относительно небольшая высота незаметна. На вершине пирамиды Хефрена частично сохранилась белая базальтовая облицовка. Это позволяет представить, как пирамида выглядела изначально.

Строительные материалы Древнего Египта: кирпич-сырец, известняк, песчаник, гранит.

Комплекс Великих пирамид завершает небольшая по размерам усыпальница, построенная для внука Хеопса — Микерина. Малые размеры этой пирамиды выгодно подчеркивают величие пирамид Хеопса и Хефрена. 

Современные ученые полагают, что между тремя главными пирамидами Гизы есть тесная связь: их места расположения, высоты и углы наклона граней были выбраны с глубоким смыслом. А Сфинкса принято считать хранителем некрополя. Правда, существует предсказание: когда мир будет стоять на краю гибели, Сфинкс оживет и заговорит. Но тогда будет уже слишком поздно. А ведь сколько интересного он мог бы нам рассказать!

Рождение колонны и превращение храма в священную рощу

Как вы думаете, где «родилась» колонна? Очень хочется ответить, что в Древней Греции. Но это не совсем так. В Грецию колонна пришла из Египта! И это изобретение было очень важным. 

Кроме пирамид — жилищ для мертвых — древние египтяне возводили невиданные по красоте и масштабу храмы для живых. Луксорский храм и соединенный с ним аллеей сфинксов храмовый комплекс в Карнаке поражают прежде всего неповторимым изяществом своих колоннад. Что же способствовало появлению великого архитектурного элемента? 

Колонны храма в Луксоре

Колонны храма в Луксоре. Зодчий Аменхотеп Младший. XVIII династия. Кон. XV в. до н. э.

Всему причиной наблюдательность египтян. Колонна напоминает растение: ствол вырастает из листьев и завершается цветком. Растение священно, и египетский храм с его колоннадами символизирует священную рощу. А цветок, завершающий египетскую колонну, позже в Греции превратится в капитель — верхнюю часть колонны. 

Можно встретить египетские колонны двух видов. Первый повторяет в камне стебли тростника, туго связанные в пучок, или стволы пальм. А второй — просто четырехугольные колонны, напоминающие подпорки в каменоломнях и скальных гробницах, возводимые для того, чтобы не обрушился потолок. 

Знаменитые архитекторы Древнего Египта: Имхотеп, Хемиун, Сенмут, Инени.

Хотите знать принципиальную разницу между греческой и египетской колоннами? Все просто! Египетская колонна, похожая на растение, символична: сами египтяне связывали ее с воскресением одного из самых почитаемых в Египте богов — Осириса. А греческая, при всей своей привлекательности и поистине благородной красоте, не несет в себе никакого смысла, а просто поддерживает свод. 

Но прежде чем очутиться в Греции, «присвоившей» многие достижения египтян, стоит побывать в других восточных государствах — Месопотамии и Древнем Вавилоне.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Культура Древнего Египта Великие пирамиды Архитектура Гробницы

Культура Древнего Египта

Великие пирамиды Архитектура Гробницы Древнейшие захоронения Долина Царей Мастабы

Храмы Абу-Симбел. Храм был вырезан в скале по приказу фараона Рамсеса II (1289 -1224 гг. до н. э). Фронтон храма находится во власти четырех гигантских статуй, каждая имеет высоту 20 метров, фасад храма более 35 метров в ширину и 30 метров в высоту. Храм для египтян был домом богов. В храме стояли культовые статуи божества, через которую бог общался с людьми. Внутри храма могли находиться только жрецы, а остальные имели право лишь принести дары и вознести молитвы. Во время праздников статую бога выносили из храма на священной лодке. Храм состоял из: внутреннего двора, зала для религиозных процессий (гипостиля) и святилища. Стены храма украшались надписями и рисунками. Храм бога Амона-Ра в Карнаке.

Сфинкс Популярность культа сфинкса выразилась в широком распространении его скульптурных повторений. В частности, сооружались целые аллеи сфинксов, ведущие к храмам. Обращенный задумчивым лицом к востоку, перед пирамидой Хефрена возлежит на высоком пьедестале каменный Сфинкс охраняя гробницы. Тут, в Египте, на краю пустыни, воздвигнута самая грандиозная скульптура из всех когда-либо сделанных человеком. Естественной скале был придан вид львиной фигуры, имеющей 57 м длины и 20 м высоты, с портретной головой Хефрена в традиционном головном уборе царском платке.

Бронзовые тарелки Музыка и танцы Египтяне очень любили музыку, танцы и песни. До наших дней дошли многочисленные песни, записанные на папирусах, различные музыкальные инструменты. А стены гробниц часто украшались изображениями танцоров, музыкантов и певцов. Нам известно несколько видов древнеегипетских музыкальных инструментов, которые могли бы даже составить небольшой оркестр. Арфа Флейта

АРФА Арфы сильно различались по размеру: среди них встречались и совсем маленькие, и инструменты высотой с человека. Количество струн тоже было разным: от 4 до 20 и более. Сцена пира в одной из гробниц. XV в. до н. э. На стенах египетских гробниц можно найти изображения целых хоров и оркестров, состоящих из групп флейтистов, арфистов и певцов. В обязанности этих музыкантов входило исполнение плачевных песен с инструментальным сопровождением при траурных церемониях, участие в особых храмовых торжествах, и, кроме того, каждое утр о и каждый вечер они должны были радовать сердца богов, воспевая их могущество. Музыкантши. XV в. до н. э. ФЛЕЙТА Флейта или свирель один из древнейших музыкальных инструментов. Обычно она была сделана из тростника или дерева. БРОНЗОВЫЕ ТАРЕЛКИ Бронзовые тарелки подчеркивали ритм музыки резким металлическим звуком Девушка, играющая на двойной флейте. Роспись из Фив.

Из песни, прославляющей Литература История Древнего Египта подарила нам многочисленные литературные памятники различных жанров: поучения и сказки, народные песни и религиозные гимны. Нил Военная песня Книга Мертвых Воины. Роспись гробницы Джануни в Фивах. Песня носильщиков зерна Гимн Атону

КНИГА МЕРТВЫХ ИСПОВЕДЬ ОТРИЦАНИЯ «Книга мертвых» - это сборник погребальных текстов необходимых, по мнению древних египтян, человеку для благополучного путешествия по царству мертвых. В эти погребальные тексты входят молитвы, заклинания, магические формулы и многое другое. Особый интерес представляет 125 глава, так называемая «Исповедь отрицания» , в которой покойный перечисляет разные грехи, повторяя, что он их не совершал. «Книга мертвых» богато иллюстрирована сценами суда Осириса и картинами потустороннего мира. Я не совершал несправедливостей против людей. Я не притеснял ближних. Я не грабил бедных. Я не делал того, что неугодно богам. Я не подстрекал слугу против его хозяина. ……………………. . .

ВОЕННАЯ ПЕСНЯ Рассказ военачальника о походе египетского войска Войско вернулось благополучно, Разорив соседнюю страну, Вырубив ее сады и виноградники, Зажегши огонь во всех ее селениях, Перебив в ней много десятков тысяч людей, Захватив в ней множество пленных. Царь хвалил меня за это чрезвычайно. ПЕСНЯ НОСИЛЬЩИКОВ ЗЕРНА Должны мы день целый Таскать белую пшеницу. Полны ведь уже амбары, Кучи зерна текут выше краев. Полны корабли, И зерно ползет наружу. А нас все заставляют таскать. Воистину из меди наши сердца. ИЗ ПЕСНИ, ПРОСЛАВЛЯЮЩЕЙ НИЛ Слава тебе, Нил, Идущий, чтоб Египет оживить. Если медлит он, жизнь кончена, Если гневен он, гроза по всей стране, Великий и малый беднеют. А восходит он – и ликует земля И все живое от радости. Приносящий хлебе, обильный пищей. Творящий все прекрасное, Ликуют тебе юноши и дети твои И приветствуют тебя, как царя.

3 т. до н. э. Статуэтка писца Каи. При раскопках статуя писца Каи вызвала переполох среди рабочих, помогавших при раскопках: они приняли ее за живого человека, когда в вечную темноту гробницы проник луч света и взгляд Каи блеснул им прямо в глаза. В то время глаза статуй инкрустировались горным хрусталем и блестящим черным деревом. Для египтянина эпохи фараонов статуя была такой же живой, как и сам человек. Сделанная по образцу божества, фараона или простого лица, статуя представляла собой гораздо большее чем просто образ. Она и была для египтян тем существом, образ которого воплощала. Вот почему было важно записать на ней имя и должность или титул изображаемого лица. Безымянная статуя, лишённая надписи, теряла свою силу. Принц Рахотеп с супругой принцессой Неферт. Принцесса носит повязку на голове, ожерелье, льняное платье и парик. На принце - простое ожерелье с амулетом и фартук. Рахотеп вероятно был сыном царя Снефру и занимал высшие должностии. 2700 г. до н. э

Богиня Исида ведет царицу Нефретаре в гробницу. 13 в. до. н. э Росписи имели важное религиозное и магическое значение. Египтяне верили, что боги или умершие могут участвовать во всех сценах изображённых на росписях. Фигуры изображались так, будто на них смотрят одновременно под несколькими углами зрения. Краски изготавливались из мела, охры, и минералов (медь, кобальт). Они растирались в порошок и смешивались с водой. Кисти делали из тростника. Танцовщица. 12 в. до н. э. Египетские художники никогда не занимались рисованием с натуры: при создании росписей они руководились правилами. Однако для успешного исполнения росписи художник должен был знать предметы, которые изображает. Художники тренировались, рисуя по памяти, чаще всего на глиняных черепках остраконах.

В гробницах, храмах, при раскопках древних сооружений найдено множество прекрасных произведений искусства. Художники и скульпторы Египта при создании своих произведений должны были следовать строгим правилам. Нефертити - жена фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) 14 в. до н. э. Это самый известный ее портрет, где она представлена в полном расцвете своей красоты. Статуя фараона Аменемхета III. 15 в. до н. э Гусь. Фрагмент росписи. Первая половина 3 -го тыс. до н. э. Один из наиболее натуралистических примеров древнеегипетской живописи. Гуси на наружной штукатурке были частью разукрашенного храма. Сверкающие краски остались свежими до сих пор.

Египетские обозначения цифр Математика Математический папирус Ринд Практическая необходимость измерения земельных участков после разливов Нила, учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов способствовали успехам математики. Египтяне создали свою систему исчисления, ввели знаки для обозначения цифр. Знали четыре действия арифметики.

О высоком уровне математических знаний можно судить по содержанию двух сохранившихся папирусов: Лондонского математического папируса Ринд, содержащего решение 80 сложных задач, и Московского математического папируса, дающего ответы на 25 задач. Лондонский математический папирус Ринд Московский математический папирус

Медицина По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи. Их высокой квалификации бесспорно способствовал широко распространенный обычай мумификации тел умерших, во время которой врачи могли наблюдать и изучать анатомию человека. Процесс изготовления лекарств Медицинский папирус Смита Показателем больших успехов египетской медицины является тот факт, что до нашего времени сохранилось 10 медицинских папирусов, из которых настоящими энциклопедиями являются большой медицинский папирус Эберса (свиток длиной 20, 5 метров) и хирургический папирус Эдвина Смита (свиток длиной в 5 метров).

Астрономия Египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия и получили имена тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали ( «бык» , «скорпион» , «гиппопотам» , «крокодил» и др. ) Схема для наблюдения за звездами Представление египтян о мироздании было самым фантастическим. В различных областях Египта вселенную представляли по-разному. Одни видели в ней гигантскую корову, живот которой образует небосвод, Для других небо было гигантской фигурой женщины, усеянной звездами Зодиакальный диск

present5.com

Занимательная история архитектуры: Древний Египет. Пирамиды

На территории между Каиром и Файюмским оазисом, в долине Нила и на границе песков Ливийской пустыни на протяжении 70 км разбросаны руины более восьмидесяти древних пирамид. Перед ними лежат плодородные зeмли долины Нила, позади начинаются бесконечные ливийские пески – граница жизни и смерти. «Всё боится времени, а время боится пирамид», – говорили древние.

Пирамиды – это не просто символы деспотизма жестокого рабовладельческого государства, как считают многие, начиная со времён Геродoта – для древних египтян пирамиды были знаками вечности, символами обновления жизни и олицетворением чистоты. Конец погребального пути – пирамида – возвышалась над всеми остальными элементами архитектурного ансамбля и выражала идею абсолютной деспотии, где всё сходится к вершине пирамиды, к одной точке – к фараону. О работе над проектированием пирамид известно очень мало. Можно лишь предположить, что строители работали на основании проектов, чертежей и планов.

Наибольшую сложность при проектировании пирамид представляли две задачи: первая – требовалось идеально выровнять основание, что при длине стороны в 100, 200 м и более весьма сложно; вторая – требовалось идеально высчитать углы наклона граней наружных блоков и угол наклона рёбер угловых камней, так, чтобы эти рёбра сошлись в одну точку на огромной высоте. И то, и другое осуществлялось с очень высокой точностью, что подтверждает факт прекрасного владения древнеегипетскими зодчими прикладной математикой.

Большая часть человечества воспринимает египетские пирамиды как некий заранее данный факт, не задумываясь над вопросом об их происхождении и причинах появления. Исследования храмовых записей и памятников дали археологам возможность конкретного ответа на этот вопрос. Сейчас известно не только имя гения в истории человечества, который первым высказал идею постройки этих исполинских сооружений, но даже его внешний облик – это был советник фараона Джосeра зодчий Имхотeп.

Наиболее ранним крупным монументальным памятником древнего Египта является комплекс пирамиды фараона Джосера в Саккара (около 2780 г. до н.э.) , недалеко от Каира. Каменная пирамида была построена по плану, предложенному зодчим Имхотепом – главным строителем. План этот выглядел довольно просто. На традиционную мастабу невиданных ранее размеров ставилась вторая, несколько меньшая, на неё – следующая и т.д. В пирамиде Джосера, высота которой достигала 60 м, было шесть таких уменьшающихся гробниц. Общая площадь комплекса – около 15 га; строительный материал – белый известняк. Верхняя часть пирамиды разрушена временем. Вокруг пирамиды, в замкнутом прямоугольнике общего плана, размещались различные храмовые постройки.

Форма ступенчатой пирамиды в Саккара, по-видимому, не удовлетворяла строителей пирамид последующего времени. Так, пирамида в Медyме ещё ступенчатая, но с более отвесными гранями и более высоким низом; строитель пирамиды в Дашуре совсем отказался от уступов, но прибег к излому граней, сделав более крутой лишь нижнюю половину пирамиды. В Гизе египетские пирамиды имеют предельно простую форму.

Из египетских пирамид всеобщей известностью пользуются три пирамиды около современной деревни Гизе, в нескольких десятках километров к северу от древней столицы – Мeмфиса. Пирамиды в Гизе служили гробницами трёх фараонов: Хуфy (по-гречески Хеoпса), Хефрeна и Микерина.

Вот уже сорок пять веков они вызывают удивление и восхищение. Пирамиды фараонов Хуфу и Хефрена считались одним из семи чудес света. И сегодня эти огромные, построенные на вечные времена гробницы служат символами египетской культуры. Вид пирамид, стоящих на краю огромной пустыни, производит неизгладимое впечатление и на человека нашего времени Первоначальная высота пирамиды Хуфу была 146.6 м, Хефрена – 143.5 м, Микерина – 66.5 м. Сегодня пирамида Хуфу возвышается над пустыней лишь на 137 м, Хефрена – на 136.6 м.

Самой древней пирамидой архитектурного ансамбля в Гизе является пирамида Хуфу. Предполагают, что главным архитектором пирамиды был вельможа Хемoн, родственник фараона. Площадь её основания составляет 5.4 га. До 1880 г. она была самым высоким сооружением в мире (её высоту на 20 м превысили две надстроенные башни Кёльнского собора, Германия).

Хуфу, чтобы построить свою пирамиду, вверг страну в пучину бедствий. Геродот (древнегреческий историк) в своей «Истории» уверяет, что сто тысяч человек, менявшихся каждые три месяца, вначале десять лет возводили дорогу (пандус), а потом двадцать лет строили саму пирамиду. Сколько из каждой сотни тысяч за эти три месяца оставалось в живых, знали лишь Боги да ещё, пожалуй, писцы фараонов.

До наших дней число жизней, поглощённых пирамидой прежде, чем она стала усыпальницей одного человека, не дошло. Испепеляющая жара, нечеловеческие условия труда и безжалостные удары хлыстов жестоких надсмотрщиков… Можно предполагать, что величественная гробница обошлась Египту в десятки (сотни) тысяч подданных.

Технология постройки пирамид всё ещё вызывает дискуссии. До последнего времени считалось, что пирамиды в Гизе сложены из тщательно обработанных блоков известняка. Предполагалось, что известняковые глыбы вырубались в каменоломнях на другом берегу в верхнем течении Нила с помощью примитивных клиньев и кувалд, затем они пилились верёвкой, натянутой на изогнутую палку, подсыпая под верёвку мокрый песок. После первичной обработки блоки с помощью катков и папирусных канатов, останки которых сохранились и были найдены при раскопках, перетаскивались к воде, переправлялись на другой берег, поднимались на строительную площадку, тщательно шлифовались и по отлогому склону холма, который рос вместе с пирамидой, втаскивались к вершине сооружения. Однако, это не совсем так. А вернее, совсем не так.

«Гипотезой, висящей на волоске» назвали учёные удивительнейшую находку – человеческий волос внутри одного из блоков пирамиды Хеопса; выходит, блоки изготавливались на месте – они были бетонными, а не каменными. Оказывается, древнеегипетские строители знали секрет изготовления бетона. Эти бетонные блоки пирамид были отформованы из смеси мелкой гальки, рубленой соломы и нильского ила. Автоматически отпала версия о загадочной доставке к месту укладки громадного количества многотонных блоков. Затем были обнаружены следы опалубки и определены 13 компонентов бетона.

Пирамиду возводили в несколько приёмов. Для строительства пирамиды Хеопса было изготовлено 2 миллиона 300 тысяч бетонных блоков массой около 2.5 тонн каждый. Если взять за основу данные Геродота, т.е. время строительства пирамиды 20 лет, то получим вполне реальный срок, получается, что ежедневно необходимо было укладывать в среднем 315 таких блоков. О тщательности доводки гигантских блоков свидетельствует точная их разметка перед установкой на место (найдены номера блоков, нанесённые на их поверхность краской) и тот факт, что по сей день толщина шва между блоками не превышает, как правило, всего лишь 0.15 мм. После окончания укладки блоков грани пирамиды облицовывались плитами из белого известняка. Сначала выполняли отделку верхней части пирамиды, после этого приступали к соседней нижней части. Отделку основания и самой нижней части заканчивали в последнюю очередь. В настоящее время эти плиты почти полностью исчезли.

Фундамент пирамиды имеет форму квадрата со сторонами около 230.3-230.3 м, угол наклона граней 51°52'. Грани пирамиды сориентированы по сторонам света с точностью, которая вызывает удивление – ошибка составляет всего лишь несколько минут. Вход в пирамиду находится на северной её стороне, внутрь ведёт низкий коридор. Угол наклона пола коридора равен углу, под которым древние египтяне могли видеть Полярную звезду, куда по их верованиям направлялись души усопших.

После наклонного коридора примерно на уровне земли начинается коридор, ведущий вверх, он выходит в маленькую галерею, а та ведёт в небольшую камеру. Если идти дальше, то мы попадём в великолепную галерею, длина которой 47 м, а высота 8.5 м. Называют её Большой галереей. Это уникальное техническое сооружение. Плиты облицовки ложного свода уложены друг на друга, при этом каждый последующий слой заходит на предыдущий на 5 . 6 см. По сторонам галерею обрамляют каменные блоки, они так тщательно подогнаны друг к другу, что кажутся сплошной стеной. Большая галерея, ведёт в небольшую комнату-шлюз.

Перед погребальной камерой, в месте, где к ней подходит Большая галерея с её великолепным ложным сводом, был устроен «шлюз» – последняя ловушка для грабителей, на которых должен был обрушиться груз песка из тщательно замаскированной «полки» и тяжелая скользящая в пазах решетка в придачу.

За ней находится погребальная камера фараона. Длина камеры 10.5 м, ширина 5.2 м, высота 5.8 м. Она облицована плитами розового гранита. Над потолком погребальной комнаты находятся пять разгрузочных камер, самая верхняя заканчивается двускатной крышей из огромных гранитных блоков – они принимают на себя колоссальную тяжесть давящей на погребальную камеру каменной массы. Погребальная камера фараона сориентирована точно по сторонам света. У западной её стены стоит саркофaг, который выполнен из одной глыбы розового гранита. Крышка саркофага отсутствует, от мумии фараона тоже не осталось никаких следов.

Пирамида таит в себе три погребальные камеры, они соответствуют трём стадиям её строительства, поскольку фараон желал, чтобы его гробница была готова в любой момент.

Вот уже несколько тысячелетий пирамида Хеопса молчаливо хранит в себе числовые тайны, одной из которых является следующая: сумма четырёх сторон основания (периметр) составляет около 921.2 м. Если разделить это число на удвоенную высоту пирамиды (2 . 146.6 = 293.2 м), то в частном получится 3.14 – знаменитое число «пи». Вряд ли это случайное совпадение.

Хефрен построил пирамиду, чуть меньшую по размерам, чем пирамида его отца – фараона Хеопса. Подошва пирамиды имеет размеры 210.5 . 210.5 м. Она сохранилась лучше, чем пирамида Хеопса, так что под вершиной даже уцелели плиты облицовки. Нижняя часть пирамиды была облицована гранитом. Внутренняя планировка пирамиды была проста: облицованный гранитными плитами коридор ведёт в погребальную камеру, потолок которой сделан из известняковых блоков в форме двускатной крыши. Угол наклона плит потолка равен углу наклона граней пирамиды – 52°20'.

Пирамида фараона Микерина значительно меньше двух предыдущих. Её подошва имеет размеры 108.5 . 108.5 м, угол наклона граней пирамиды 51°20' Нижняя треть пирамиды была облицована розовым асуaнским гранитом, 16 рядов этой облицовки хорошо сохранились. От плит известняка, составляющих облицовку верхней части пирамиды, не осталось ничего. Коридоры входа и погребальная камера тоже были облицованы гранитом.

В Гизе есть такое каменное сооружение, подобного которому нет нигде в мире. Это огромный Сфинкс – самая знаменитая скульптура древности. Каменный лев с головой человека высечен из цельной скалы (длина 57 м, высота 20 м) к северо-западу от нижнего храма Хеопса. По всей вероятности, Сфинкс – одно из творений времени фараона Хефрена. В древних текстах о нем нет никаких сведений, не сохранилось ни единой скальной надписи, где он упоминался бы.

Греческое наименование «Сфинкс», как предполагают, происходит от египетского «шeпес анх» – «живой образ». Это сочетание являлось одним из иносказательных определений бога-первотворца Атyма, властелина мироздания, воплощением частицы которого, возможно, считался Сфинкс. Помимо этого, Сфинкс определенно был защитником и хранителем некрополя пирамид. Меж его передних лап стояла статуя фараона, словно говоря о том, что власть царя над Египтом не только дарована богами, но и бережется ими. Лев, чьим телом наделён Сфинкс, уже сам по себе символизирует царя и царскую власть. Лицо его, украшенное царской накладной бородкой, и обрамленное ритуальным головным убором – клaфтом – также есть лицо фараона. Считалось, что этот огромный хищник не только наделён разумом, но и ни на минуту не смыкает глаз. Его бодрствование было залогом постоянства мироздания, сохранения неизменности путей Солнца и Луны. Ему приносили жертвы, ему возносили моления, его уменьшённые копии ставили перед гробницами и дворцами. Сфинкс – единственный в своём роде памятник. Ни под ним, ни поблизости от него не обнаружено святилища.

Расцвет храмового строительства в эпоху Нового царства совпадает со временем, когда значительную роль в политической жизни страны стало играть могущественное фивaнское жрeчество. В это время складывается тип монументального наземного храма и возводятся крупнейшие храмовые комплексы Древнего Египта.

Формирование типа храма шло на основе традиций заупокойных храмов эпохи Древнего и Среднего царств. Композиция эта подчинена принципу фронтально-осевого построения с глубинным развитием открытых, полуоткрытых и замкнутых пространств.

Основными элементами храмового комплекса были:

  • подводящая к храму, обрамлённая с двух сторон статуями сфинксов монументальная аллея;
  • массивная стена с портaлом входа – пилoн, фасад храма;
  • окружённый изнутри колоннами двор – перистиль;
  • закрытое помещение с рядами колонн – гипостильный зал, освещение которого обычно осуществлялось за счёт перепада высот среднего и более низких боковых рядов колонн;
  • сравнительно небольшое затемнённое помещение святилища, вокруг которого располагались помещения для жрецов. Cвятилище пусто, в нём находится только символ и жертвенный стол.

В архитектуре древнеегипетских храмовых сооружений, начиная со святилища, комнаты и залы выполнялись всё более просторными, высота потолков возрастала, увеличивался объём помещений – здание раскрывалось, подобно цветку растения.

Последовательное развитие симметричных пространств по главной оси с возрастанием значения масс и постепенным затенением пространства, подавление человека крупным масштабом форм и усиливающийся эффект таинственности – важнейшие элементы психологического воздействия архитектуры, подготавливающих людей к совершению мистического религиозного ритуала.

Некоторые храмы в начале Нового царства получили общегосударственное династическое значение, в первую очередь столичный фивaнский храмовый ансамбль, известный по названиям двух современных деревень – Карнaка и Луксoра.

Храм Амoна (Бог-покровитель г. Фив) в Карнаке создавался в течение более полутора тысячелетий, примерно с начала II тысячелетия и кончая I столетием до н.э.. К первоначальному ядру, много раз перестраивавшемуся, добавлялись впоследствии всё новые части: пилоны, дворы, гипостильные залы. Один фараон стремился превзойти другого грандиозностью выстроенных им частей храма. О размахе архитектуры храма дают представление масштабы его гипостильного зала с колоннами высотой 20.4 м, диаметром 3.57 м (в средних рядах).

Гипостильный зал Карнака – это целый лес колоссальных колонн, масштабы которых должны были казаться ещё поразительнее благодаря их отдалённому сходству с формами относительно небольших растений.

Сквозь этот лес колонн по средней оси шёл проход, освещённый верхним светом и уходивший через расположенные далее пилоны и дворы в глубину храма, к сокровенному святилищу.

Сила художественного воздействия этой архитектуры на суеверного человека немало повышалась средствами изобразительного искусства: расстановкой скульптуры, рельефами и красочными росписями, которые покрывали таинственными изображениями и надписями все части и детали храма.

В результате своего многовекового роста Карнакский храм не утратил архитектурно-художественной целостности. Каждая его часть по-своему развивала лейтмотив таинственности и грандиозной мощи.

Колоннады Луксoрского храма принадлежат к числу лучших примеров колоннад периода расцвета египетской архитектуры. В особенности замечательна колоннада двора Аменхотeпа III (египетский фараон, около 1455 – 1419 гг. до н.э.). Её папирусообразные колонны (высотой около 20 м) полновесно массивны и в то же время своеобразно стройны, упруги и устремлены ввысь раскрытыми кверху капителями. Благодаря закрытости абака колоколом капители в колоннах этого типа создается видимый интервал между капителью и архитравными балками, и тем самым маскируется опорная роль колонны. Наоборот, в пучкообразных капителях Луксора, подражающих не открытым, а закрытым бутонам папируса, момент упора выражен с огромной силой и лаконичностью, в особенности в месте стыка каменных бутонов и абака. Более поздние, не расчленённые на отдельные «стебли» (так называемые «моностильные») колонны во дворе Рамсеса II (египетский фараон, 1317 – 1251 гг. до н.э) примитивнее по своему художественному облику. Но их обобщённые и грузные формы особенно выразительны в соседстве со статуями, расставленными в интерколумниях.

Карнакский и Луксорский храмы были объединены в единый ансамбль не только друг с другом, но и с цепью заупокойных храмов фараонов на противоположном берегу Нила. Весь ансамбль тянулся по периферии огромного четырехугольника.

Истощённая войнами, разорённая расточительным дворцово-храмовым строительством Нового царства и потрясаемая восстаниями рабов и бедноты, египетская деспотия вступает к началу I тысячелетия до н.э. в длительный период своего упадка. Египет становится ареной бесконечной борьбы за власть, приводящей к подчинению его иноземцам: ливийцам, эфиопам, ассирийцам, персам. С 332 г. до н.э. завоеванный Александром Македонским Египет становится эллинистической державой. В 30 г. до н.э. Египет теряет свою самостоятельность и превращается в одно из римских владений. Римское завоевание, положившее конец самостоятельному существованию эллинистического Египта, ускорило начавшийся уже ранее процесс угасания египетской архитектуры.

Египетская архитектура, с её огромным богатством и своеобразием форм и мотивов, занимает одно из весьма значительных мест в мировом архитектурном наследии.

architecturesss.blogspot.com

Архитектура Древнего Египта | Рефераты KM.RU

Архитектура Древнего Египта

Архитектурные направления.

Архитектура Древнего Египта теснейшим образом связано с заупокойным культом.

Классическим образцом архитектурных сооружений являются пирамиды фараонов 4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч. вариант их имен). Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого сечения”, была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке, подобно тому, как вся египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.

Характерной особенностью пирамид как архитектурных соображений было отношение массы и пространства: погребальная камера, где стоял саркофаг с мумией, очень небольшая, а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Пространственный элемент был сведен к минимуму.

Безраздельно господствовала масса всей пирамиды, в то время как сама пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля: на берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик, от которого шел длинный крытый коридор. Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья, он подводил к верхнему заупокойному храму, расположенному у подножия пирамиды. Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса, которого египтяне называли “отцом страха”. Считается, что это было изображение Хефрена в львином образе (голова человека и тело льва).

В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип заупокойного храма. Первое, бросающееся в глаза новшество, изменение местности: не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья. Второе - усложнение композиции заупокойного храма, состоящего из двух террас, расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой. Горизонтальная распластанность террас, подчеркнутая пологим пандусом, как бы притормаживается вертикальными портиками, идущими по фасаду и по бокам храма. За основным ядром комплекса шел небольшой открытый двор, окруженный колоннадой. Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения, вырубленные в скале.

К  этому добавлялся нижний храм и дорога, огражденная с двух сторон стенами и соединяющая храм с главным заупокойным ансамблем.

Дополнительными элементами этого архитектурного комплекса были каменные раскрашенные статуи царя, стоявшие на дороге, и сад с двумя бассейнами.

Самая главная новация - захоронение отдельно от храма. Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах. Ансамбль же состоит в целом из тех же элементов, что и храм “соседа”, но с тенденцией к большей грандиозности: три террасы, возвышающиеся одна над другой, имеют большие масштабы; широкое использование скульптур (свыше 250 статуй), обилие колоннад, деревья и искусственные пруды, размещавшиеся и на террасах.

Идея пространственно развитого храмового комплекса, подчиненного принципу центральной оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора, посвященных богу Амону-Ра (16-15 вв.до н.э.).

Основными элементами сложного и гармонического целого были следующие объемные и пространственные компоненты: молельня, коронный зал, открытый двор. Они выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами длинной аллеей со сфинксами. Основным средством архитектурной выразительности была колонна. Колонны напоминают связки гигантских папирусов и лотоса.

Дворцы и храмы Ахетатона.

Раскопки Ахетатона (город, образованный Аменхотепом IV) дали возможность установить общий характер основных его зданий. Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их территории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако они имели и ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями нового культа, совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения храмов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Ахетатона не имели характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из кирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни художественным качеством. Колоннады были сведены лишь к павильонам перед пилонами. Чередование же пилонов и огромных открытых дворов, лишенных портиков и наполненных рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам сухость и однообразие.

Насколько своеобразны дворцы Ахетатона, судить трудно, так как дворцы предшествующих периодов почти не сохранились. Именно поэтому амарнские дворцы особенно интересны: они дают представление о характере гражданской архитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и только колонны и обрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей – частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для приемов и других церемоний. Обе части соединялись крытым переходим, перекинутым через разделявшую их дорогу. Главный вход в каждую часть дворца был с севера. Оформление входа официальной части не вполне ясно; твердо установлено только, что за ним находился большой двор, вдоль стен которого стояли статуи. Южная стена этого двора и служила фасадом официальной части дворца; посередине фасада находился павильон с колоннами, а боковые стороны фасада были прорезаны пандусами. За павильоном был расположен колонный зал, из которого три пандуса вели во внутренние дворы и расположенные за ними помещения. Колонны дворца отличались большим разнообразием. Здесь были и колонны со стволами в виде связок папирусов с изображениями висящих вниз головами уток под капителями в форме цветов папируса, и колонны с необычными сочетаниями листьев пальм, и, наконец, колонны, пальмовидные капители которых были сплошь покрыты  инкрустациями из блестящих цветных фаянсов с позолоченными перегородками. Несколько комнат в официальной части дворца были отведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных. Эти помещения, так же как комнаты частной половины и комнаты загородных дворцов, группировались вокруг внутренних садов с водоемами и были украшены чудесными росписями, содержавшими изображения растений и сцены из дворцового быта. В некоторых помещениях стены были покрыты фаянсовыми изразцами также с изображениями растений. При загородных дворцах находились большие сады с прудами и озерами, и даже особые помещения для зверинца.

Раскопки Ахетатона познакомили нас и с жилищами знати, которые также строились из кирпича, из камня же делались лишь базы колонн и обрамления дверей. Такой дом обычно стоял посреди обнесенного стеной участка размером около 70X55 м. В стене были два входа – главный и особый для слуг; от главного входа к двери дома вела дорожка. Дом был размером около 22X25 м. Правую его часть составляла центральная комната и две-три другие – приемные. Жилая часть состояла из спальни хозяина с умывальной, женских помещений и кладовых. Все комнаты имели окна под потолком, вследствие чего центральная комната всегда строилась выше других. Стены и полы покрывались росписями. Вокруг дома располагались дворы, колодец, службы, а также сад с прудом и беседками. Дома низшего городского населения значительно отличались от усадеб знати как размерами (10X8 м), так и полным отсутствием служб и садов. Так же малы были и дома строителей гробниц фараона и знати. Эти дома составляли особый поселок за городом по дороге к гробницам. Поселок был обнесен стеной и занимал участок в 69X69,5 м, на котором вплотную друг к другу было расположено семьдесят четыре дома, разделенных пятью улицами. В каждом доме имелся небольшой дворик, общая комната, спальня и кухня.

Храм Амона в Карнаке.

Глаавным объектом строительства в Фивах был храм Амона в Карнаке, расширение которого имело двойное политическое значение: оно должно было показать торжество Амона т тем удовлетворить жречество, а в то же время и прославить мощь новой династии. Таким образом, в строительстве Карнака были заинтересованы и жрецы и фараоны. Отсюда понятны те размеры, которые приняли работы в Карнаке, начавшиеся сразу же в двух напревлениях от главного храма: к югу, где по дороге к храму Мут были выстроены два новых пилона, и к западу, где перед пилоном Аменхотепа  III начали возводить новый гигантский гипостиль.

Уже на примере Карнака видно то стремление к грандиозным масштабам, которое стало определяющей чертой храмовой архитектуры XIX династии и было продиктовано стремлением новых царей затмить все построенное до них. Никогда еще пилоны, колонны и монолитные колоссальные статуи царей не достигали таких размеров, никогда еще убранство храмов не отличалось такой тяжелой пышностью. Так, новый гипостиль Карнака, являющийся величайшим колонным залом мира, имеет 103 м в ширину и 52 м в длину. В нем сто сорок четыре колонны, из которых двенадцать колонн среднего прохода, высотой в 19,25 м (без абак), имеют капители в виде раскрытых цветов папируса, подымающихся на стволах, каждый из которых не могут обхватить пять человек. Воздвигнутый перед гипостилем новый пилон превзошел все прежние: длина его равнялась 156 м, а стоявшие перед ним мачты достигали 40 м в высоту. Строителями этого гипостиля были зодчие Иуна и Хатиаи.

Достаточно велик был и новый пилон с двором, окруженным 74 колоннами, который был выстроен при Рамсесе II зодчим Бекенхонсу перед Луксором, вторым святилищем Амона в Фивах.

Той же монументальностью отличались и заупокойные царские храмы на западном берегу. Из них следует особо упомянуть храм Рамсеса II, так называемый Рамессеум (зодчий Перна), в первом дворе которого стояла колоссальная статуя царя – величайшая монолитная скульптура, весившая около 1000 тонн и имевшая около 20 м в высоту.

Основные принципы оформления храмов были также восприняты зодчими XIX династии от их предшественников, но это наследие было ими переработано. Продолжая развивать роль колонн, они создали ставшее впоследствии образцом обрамление средних, более высоких проходов гипостилей колоннами в виде связок нераспустившихся стеблей. Эти гипостили словно воспроизводили нильские заросли, где расцветшие стебли папирусов возвышаются над еще не успевшими распуститься. Такая трактовка гипостиля хорошо сочеталась с общей древней символикой храма, как дома божества, в данном случае – бога солнца, которое по египетскому преданию рождается из цветка лотоса, растущего в речных зарослях. Солнечный крылатый диск обычно и изображался над дверью пилона.

    Стремление придать зданию как можно большую пышность привело к перегруженности: тяжесть огромных перекрытий вызвала увеличение объема колонн и слишком частое их расположение, рельефы и тексты начали покрывать не только стены, но и стволы колонн.

Храм Рамзеса II.

Следы строительной деятельности Рамсеса II сохранились по всему Египту. Среди его храмов за пределами Фив в первую очередь нужно назвать знаменитый храм, целиком вырубленный в ска лах Абу-Симбела (нижняя Нубия) и являющийся вообще одним из наиболее выдающихся произведений египетского искусства. Следуя примеру своих предков, которые стремились закрепить покорение Нубии сооружением там не только крепостей, но и храмов, Рамсес II также построил в Нубии ряд святилищ. Однако храм в Абу-Симбеле превзошел все, когда-либо построенное здесь фараонами.

Все оформление храма было обусловлено одной идеей – всеми возможными средствами превознести могущество Рамсеса II. Начиная от масштабов святилища и кончая тематикой его декорировки, все было пронизано этой идеей, лучшим воплощением которой явился фасад храма. Он представляет собой как бы переднюю стену огромного пилона, шириной около 40 м и высотой около 30 м, перед которым возвышаются четыре гигантские сидящие фигуры Рамсеса II. Высеченные из скалы и достигающие свыше 20 м в высоту, эти исполины, превосходившие даже колоссы Мнемона, были издалека видны всем плывшим по Нилу и производили незабываемое впечатление всеподавляющей мощи фараона. Образ Рамсеса вообще господствует в храме: над входом высечено скульптурное изображение иероглифов, составляющих его имя, в первом помещении святилища потолок поддерживают колонны с гигантскими статуями царя высотой около 10 м. Стены залов покрыты изображениями его побед, в последнем помещении храма, его культовой молельне, среди четырех статуй богов, которым был посвящен храм, наравне со статуями Амона, Птаха и Хармакиса имеется и статуя самого Рамсеса. Именно в этом месте происходит так называемое “солнечное чудо”.

Два раза в год, 21 марта и 21 сентября, в 5 часов 58 минут луч солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм и освещает левое плечо Амона-Ра и Рамсеса II. Через несколько минут луч перемещается и освещает Хармакиса, а через 20 минут свет исчезает. Примечателен факт, что свет никогда не падает на Птаха – бога тьмы.

Фиванские мастера широко привлекались Рамсесом II, как и его отцом, для работ по всей стране. Фиванский зодчий Маи строил храм в Гелиополе, другой фиванец – Аменеминт – храм Птаха в Мемфисе. Фиванские же скульпторы были создателями и рельефов в храме Сети I в Абидосе. Но и деятельность северных художественных школ, особенно Мемфиса и Таниса, расширилась по сравнению с периодом XVIII династии.

Пирамиды.

Самым большим чудом Египта, поражавшим людей еще в древности, были пирамиды — эти удивительные искусственные горы — гробницы древних египетских царей.

Пирамиды вырастают из песков пустыни — колоссальные, величественные, подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у подножия пирамиды, трудно себе представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. А между тем они были действительно сложены из отдельных каменных глыб, как в наше время дети складывают пирамиды из кубиков. Тысячи рук рабов и подвластных фараону египтян были заняты тяжелым и бесполезным трудом — созданием огромной каменной горы, которая должна была скрыть в своих недрах мертвое тело фараона. Созданием вечной усыпальницы фараон обеспечивал своему бессмертному духу вечное жилище.

2.1. Пирамида Джосера.

Первым из египетских царей, воздвигнувшим над своей гробницей пирамиду, был фараон Джосер. Эта самая древняя пирамида Египта состоит из шести огромных ступеней. До постройки первой пирамиды в Египте воздвигались гробницы с массивной прямоугольной надземной частью, сложенной из камня. По форме они напоминают арабские скамейки — мастабы — и под этим названием и вошли в науку. Пирамида Джосера по существу представляла собой шесть таких мастаб, поставленных одна на другую, уменьшавшихся кверху. Создание первого в мире каменного сооружения таких значительных размеров (высота около 60 м) приписывается Имхотепу — замечательному ученому — медику, математику и архитектору, бывшему визирем царя Джосера. Слава Имхотепа была столь велика, что уже через несколько столетий его имя было окружено легендами. От более позднего времени сохранились статуэтки, изображающие этого замечательного зодчего. По-видимому, сам фараон Джосер был настолько доволен построенной Имхотепом небывалой еще усыпальницей, что разрешил высечь имя архитектора на цоколе своей статуи — честь, совершенно неслыханная в древнем Египте. При раскопках заупокойного храма, находившегося возле пирамиды Джосера, ученые нашли обломки нескольких статуй фараона и среди них пьедестал, на котором было написано имя Имхотепа.

Раскопки возле пирамиды Джосера открыли целый «город мертвых», окружавший усыпальницу фараона. Вокруг были построены мастабы — гробницы членов царской семьи и приближенных к фараону вельмож. Здесь же находился и заупокойный храм, где совершались жертвоприношения в честь умершего фараона. При раскопках храма археологами был открыт зал, украшенный самыми древними в мире колоннами. Правда, это были еще не обычные круглые колонны, они лишь наполовину выступали из стен, но Имхотеп задолго до греческих архитекторов создал прообраз строгой и стройной дорийской колоннады. Заупокойный храм и пирамида были обнесены стеной из белого известняка и, по замыслу архитектора, составляли единый архитектурный ансамбль.

2.2. Пирамида Хеопса.

Египетская пирамида Хеопса в Гизе - древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Свое название она получила по имени ее создателя - фараона Хеопса (около 2551 - 2528 до Р. Хр.).

Из-за своих огромных размеров ее иногда называют Большой пирамидой и помещают первой в списке чудес света. Если не считать Великой Китайской стены, то пирамида Хеопса - самое большое сооружение, когда-либо воздвигнутое человеком.

Ее высота составляет 146,6 м, что примерно соответствует пятидесятиэтажному небоскребу. Площадь основания составляет 230х230 м. На таком пространстве свободно могли бы поместиться одновременно пять крупнейших соборов мира: собор святого Петра в Риме, собор святого Павла и Вестминстерское аббатство в Лондоне, а также флорентийский и миланский соборы. Из строительного камня, пошедшего на возведение пирамиды Хеопса, можно было бы построить все церкви Германии, созданные в нашем тысячелетии.

Ученые подсчитали, что пирамида Хеопса была сложена из 2 300 000 огромных глыб известняка, гладко отшлифованных, причем каждая из этих глыб весила больше двух тонн. Тщательно отесанные и отшлифованные известняковые глыбы были столь мастерски пригнаны одна  к другой, что в щель между двумя камнями невозможно просунуть лезвие ножа.

Камни плотно примыкали один к другому и держались  собственной тяжестью. Точность работы каменотесов и шлифовальщиков достойна удивления, особенно если представить себе, что древние ремесленники, создавшие такие грандиозные памятники человеческого труда, пользовались еще каменными орудиями.

Юный фараон Хеопс отдал приказ о строительстве пирамиды сразу же после смерти своего отца Снофру. Как и все предыдущие фараоны со времен Джосера (примерно 2609 -2590 до н.э.), Хеопс хотел быть погребенным после своей смерти в пирамиде.

Как и его предшественники, он считал, что его пирамида должна превосходить своими размерами, великолепием и роскошью все другие пирамиды. Перед постройкой были проведены сложные подготовительные работы. Сначала нужно было найти подходящую площадку для строительства пирамиды. Вес огромного сооружения составляет 6 400 000 тонн, поэтому грунт должен был быть достаточно прочным, чтобы пирамида не ушла в землю под действием собственного веса. Строительную площадку выбрали южнее современной египетской столицы Каир, на выступе плато в пустыне в семи километрах западнее селения Гиза. Эта прочная скалистая площадка была в состоянии выдержать вес пирамиды.

Сначала выровняли поверхность площадки. Для этого вокруг нее построили водонепроницаемый вал из песка и камней. В образовавшемся квадрате вырубили густую сеть небольших каналов, пересекающихся под прямым углом, так что площадка стала похожа на огромную шахматную доску. Каналы заполнили водой, высоту уровня воды обозначили на боковых стенках, затем воду спустили. Каменотесы вырубили все, что выступало над гладью воды, и каналы вновь заложили камнем. Основание пирамиды было готово.

Свыше 4000 человек - художников, архитекторов, каменотесов и прочих ремесленников - выполняли эти подготовительные работы около десяти лет. Лишь после этого можно было приступать к сооружению самой пирамиды. Строительство продолжалось еще лет двадцать, около 100 000 человек трудилось над сооружением огромной гробницы Хеопса.

По обозначенным на известняковой скале границам каменного блока рабочие выдалбливали в камне глубокие борозды. Эта работа отнимала много  сил и труда. Выдолбив углубления в борозде, рабочие забивали в них клинья из сухого дерева и поливали их водой. Мокрое дерево начинало разбухать, трещина увеличивалась, и глыба откалывалась от скалы. Отколотый камень вытаскивали из шахт каменоломен с помощью толстых канатов, сплетенных из папируса (такие канаты были найдены в древних каменоломнях). Известняковые глыбы затем отесывались специалистами-каменотесами здесь же на вместе. Каменотесы работали с помощью целого набора инструментов, изготовленных из дерева, камня и меди. Этот труд, конечно, был более легким, чем работа по добыванию камня, но и тут приходилось от зари до зари трудиться под палящим солнцем. Блоки белого облицовочного известняка на ладьях перевозили на другой берег Нила. К месту постройки их подвозили, погрузив на специальные деревянные салазки. Древнегреческий историк Геродот, посетивший Египет  в V веке до н. э., был первым ученым, который подробно сообщил собранные им сведения о пирамидах. Труд Геродота представлял собой обширное повествование, состоящее из девяти книг, в одной из которых он описывал свое путешествие в Египет. Геродот добросовестно и обстоятельно записал рассказы египтян о том, как создавались пирамиды. Одна только дорога, по которой доставляли камни из каменоломен к месту, где воздвигалась пирамида, строилась около десяти лет. Сама эта дорога, широкая, выложенная по бокам шлифованным камнем, украшенным различными изображениями, по словам Геродота, была удивительным сооружением.

После каменотесов лицевую сторону облицовочного камня обрабатывали шлифовальщики. Они работали с помощью шлифовального камня, воды и песка. В результате длительной обработки поверхность плиты становилась гладкой и блестящей. После этого камни считались готовыми для постройки.

На известняковой скале, расчищенной от песка, гравия и камня, строители возводили громаду пирамиды, укладывая блоки гигантскими ступенями. Среди этих блоков не было ни одного, который не достигал бы 9 метров.

По рассказу Геродота, для того, чтобы втащить наверх каменные глыбы, строилась наклонная насыпь. Впоследствии ее разравнивали. По ней строители, подгоняемые палками надсмотрщиков, тянули на канатах тяжелые камни, которые с помощью деревянного рычага устанавливали на место. Сколько людей погибало под тяжестью сорвавшейся каменной глыбы, сколько было искалечено при укладке камней, сколько умирало от непосильного труда здесь же, у недостроенных еще стен пирамиды! И это в течение долгих двадцати лет. Когда кладка пирамиды была закончена, ее ступени, закладывались облицовочными блоками. Их привозили из каменоломен, находившихся в Верхнем Египте, возле Асвана. По уступам пирамиды облицовочные блоки поднимали наверх и укладывали их сверху вниз. Затем их полировали. Под лучами южного солнца они сияли ослепительным блеском на фоне безоблачного египетского неба. Через каждые три месяца менялись рабочие, число которых достигало 100 000 человек. Плети надсмотрщиков, изнурительный зной, нечеловеческий труд делали свое дело. Ведь никаких машин для поднятия двухтонных известняковых глыб не было. Все делалось только с помощью живой человеческой силы.

Все погребальное сооружение представляло собою почти сплошную каменную кладку. Вход в пирамиду всегда находился на северной ее грани, на высоте около 14 м от земли. Внутри пирамиды было несколько камер, из которых только две были погребальными. Одна, нижняя, как предполагают ученые, предназначалась для супруги царя. Вторая, несколько  больших  размеров (10.6 Х 5.7 м), находившаяся на высоте 42.5 м от основания пирамиды, служила усыпальницей самого фараона. В ней стоял саркофаг из красного полированного гранита. Над погребальной камерой царя одна над другой расположены пять глухих камер, предназначенных, по-видимому, для распределения давления над камерой. В толще пирамиды проложено несколько узких и длинных ходов, ведущих в камеры, находящиеся внутри пирамиды, и в камеру, вырытую под ее основанием. Учеными были прослежены также и две вентиляционные щели, пронизывавшие толщу каменной кладки и шедшие из камеры самого Хеопса. При расчистке поверхности пирамиды на многих блоках были обнаружены пометки, сделанные красной краской и содержавшие имя фараона Хеопса. Части древней облицовки были открыты археологами при расчистке нижней части пирамиды, занесенной песком. Притеска облицовочных камней была так совершенна, что невозможно было сразу определить места их соединения. А при фотографировании этой облицовки исследователям пришлось специально обвести краской швы, где смыкались блоки. Можно смело сказать, что ни один из царей, правивших после Хеопса, не смог превзойти его гробницу по размерам и величию.

2.3. Пирамида Хефрена.

Второй по величине после гробницы Хеопса считается пирамида фараона Хефрена. Она на 8 м ниже, но зато менее разрушена. Верх пирамиды сохранил часть полированной облицовки. Остальные пирамиды значительно меньше, и многие из них сильно разрушились.

Вблизи от пирамиды Хефрена поднимается из песка пустыни холм. Высота его около 20 м, длина около 60 м. Приблизившись к холму, путешественники видят огромную статую, высеченную почти целиком из скалы. Это знаменитый большой сфинкс — фигура лежащего льва с человеческой головой. Лицо его потрескалось, нос и подбородок отбиты. Так мусульмане арабы покалечили статую, простоявшую тысячелетия. Арабы верили, что в статуях древних египетских богов живут злые духи, и поэтому старались уничтожить как можно больше их изображений. С таким гигантом, как большой сфинкс, справиться им было не под силу, но изуродовали они его основательно.

«Отец ужаса» — так называют большого сфинкса жители пустыни. Наибольший страх он внушает им ночью, освещенный яркой луной, когда глубокие тени придают его чертам особую выразительность.

Кого же изображает эта колоссальная статуя, почему она оказалась в таком близком соседстве с пирамидами? На голове статуи повязка, которую носили только фараоны. Ученые считают, что это статуя фараона Хефрена, которая входила в ряд сооружений, связанных с гробницей фараона.

В древнем Египте не всякий смертный имел право приближаться к пирамиде — этому «вечному горизонту», за который «зашел» фараон (о фараоне не говорили, что он умер, — он «заходил» за горизонт, подобно солнцу; египетские цари называли себя сыновьями солнца). Для того чтобы желающие могли почтить память умершего фараона, не оскорбляя его величия, на некотором  расстоянии от пирамиды воздвигался заупокойный храм — нечто вроде приемной залы умершего царя. Массивные  прямоугольные столбы из полированного гранита поддерживали потолок. Гранитные стены и пол здания были  тщательно отполированы.

Свет падал из небольших отверстий, пробитых в верхней части стен, и создавал торжественный полумрак, в котором особенно величественными казались темные статуи  фараона — владыки, принимающего почтительных гостей. От этого торжественного зала к пирамиде вел длинный  крытый коридор. Его стены и пол также были сделаны  из полированного гранита. По этому коридору в пирамиду везли тело фараона в тяжелом саркофаге из ценного камня.

Родственники фараона и жрецы заботились о том, чтобы умершему не грозила опасность в загробном мире, чтобы он мог свободно передвигаться внутри своей гробницы и чтобы боги приняли его как равного. Поэтому часто стены помещений внутри пирамид испещрены молитвами и заклинаниями. Особенно тщательному заклятию подвергались двери, которые вели из одного помещения  в другое или из коридора в камеру. На стенах, прилегающих к дверям, помещены изображения стражей дверей — павианов, волков, львов, и заклятия против них и злых демонов, угрожающих умершему фараону. Эти тексты, обнаруженные в большом количестве, являются одним из самых древнейших произведений религиозной литературы. Ученые назвали их по месту находки «текстами пирамид».

Заботясь о безопасности духа умершего в загробном мире, его родственники не забывали и о жизненно необходимых вещах. В особых помещениях хранились драгоценности и различные предметы, принадлежавшие фараону. Ведь древние египтяне верили, что умерший продолжает жить и после смерти, что он нуждается во всех  тех вещах, которые были ему необходимы при жизни. И великолепная гробница царя служила ему домом, как при жизни домом был роскошный дворец.

К пирамиде — освященному месту упокоения фараона, ставшего божеством, — простой смертный не смел приближаться. Однако богатства, наполнявшие кладовые царской усыпальницы, были большим соблазном для грабителей. Строители пирамид предусмотрели и это. Вход в склеп закрывался изнутри тяжелым замковым камнем. После окончания погребальных церемоний из-под камня выбивались подпоры, и вход в центральный покой пирамиды, где стоял великолепный гранитный саркофаг с телом фараона, замыкался навсегда. Такой же огромный камень, спущенный вниз по наклонному ходу в склеп, закрывал ход в коридор. Колодец, по которому спускались люди, после того как были замурованы все входы и выходы, засыпался. Царская могила была недоступна для людей и демонов. Фараон мог мирно покоиться под стометровой громадой пирамиды, нависшей над сводчатым склепом. Но все предосторожности оказались напрасными. Царские гробницы были ограблены еще в древности, и до наших дней сохранились лишь пустые залы и сложные переходы внутри пирамид.

3. Разграбление пирамид.

Но хотя тексты пирамид восхваляли божественное могущество фараона, хотя мощные стены пирамиды надежно укрывали погребение царя, огромные гранитные саркофаги в пирамидах царей Хеопса и Хефрена пусты. Еще в древности были разрушены храмы при пирамиде Хефрена. Огромные статуи фараона Хефрена были разбиты и брошены в колодец, откуда их извлекли археологи при раскопках. Было ясно, что не от времени пострадали эти великолепные статуи из темного твердого камня. Они были намеренно испорчены, разбиты на куски, искалечены.

В Египте даже самый знатный человек не смел помышлять о постройке такого погребального сооружения, как пирамида. Только фараон, сын Солнца, мог иметь такую  грандиозную  гробницу.  Усыпальницы  знатных египтян либо вырубались в скале, либо строились из камня или кирпича. Это были невысокие прямоугольные сооружения, построенные над склепом. Гробницы египетской знати обычно теснятся вокруг пирамид, словно вельможи и после смерти хотели быть поближе к фараону.

В этих гробницах-мастабах обычно было несколько помещений. В главном находился саркофаг с телом умершего. В одной из комнат были сложены вещи, принадлежавшие хозяину гробницы. В маленьком помещении обычно стояла статуя умершего. Стены мастаб украшались росписью или раскрашенными рельефами. Краски росписей поражают своей яркостью и свежестью. Живость и тонкость рисунка были удивительны. Здесь можно увидеть сцены повседневной жизни — жатву, посев, ремесленников и земледельцев за работой, охоту, катание по Нилу на лодке, танцы девушек, пляску воинов.

4. Вывод.

Пирамиды — это первое из семи чудес древнего мира — не только память о бессмысленном и жестоком насилии над человеческим трудом и жизнями сотен тысяч людей. Это не только свидетельство полного порабощения народа деспотической властью фараона. Ведь пирамиды — это замечательный памятник архитектуры древнего Египта. Это свидетельство высокого инженерного искусства египтян, пять тысяч лет назад создавших такие грандиозные сооружения на заре человеческой культуры.

И пирамиды сквозь тысячелетия донесли до наших дней память о замечательных строителях древнего Египта, на крови и костях которых были воздвигнуты эти величественные каменные громады, вызывающие удивление и восхищение всех, кто их когда-либо видел. Пирамиды сделали бессмертными не фараонов, а тот народ, чьими искусными и трудолюбивыми руками, камень за камнем, были сложены эти «рукотворные горы».

Египетское искусство 11 – 8 вв. до н. э. представляло собой сложную картину. Во времена длительных распадов государства не велось никакого крупного строительства. Последнее возобновлялось лишь в недолгие периоды укрепления страны при ее объединениях.

Значение искусства Древнего Египта для истории искусства других народов очень велико, как велико значение всего культурного наследия, оставленного египетским народом.

Список литературы

“Архитектура страны фараонов” - Целлар Каталина, стройиздат, научно-популярная библиотека школьника, Москва 1990.

“Семь чудес света” - Ганс Райхардт, 1996.

М. Матье. Искусство Древнего Египта. - М., Издательство “Искусство”, 1970.

Э. Морэ. Цари и боги Египта. - М., Алетейа, 1998.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.refcentr.ru/

Дата добавления: 18.02.2003

www.km.ru

Пирамида Хеопса - Древняя архитектура

 

Пирамида Хеопса

Крупнейшая из египетских пирамид была названа в честь фараона Хеопса (Хуфу). Она является единственным архитектурным памятником древности из числа «Семи чудес света», сохранившимся до наших дней. На протяжении более чем трех тысяч лет (до возведения кафедрального собора города Линкольн в Англии) она оставалась самым высоким зданием в мире, возвышаясь над окрестностями на 138 метров (изначально на 146 метров). До сих пор остается много вопросов по поводу того, каким образом за две с половиной тысячи лет до начала новой эры было организовано строительство столь грандиозного здания, общая масса которого составляет примерно 6-7 миллионов тонн! На его сооружение ушло больше материала, чем, например, на строительство всех храмов Англии.

Известно, что возведение пирамиды Хеопса, длившееся 20 лет, было закончено примерно в 2560 году до нашей эры. Руководил строительством древнеегипетский архитектор Хемиун, занимавший при дворе фараона должность визиря и приходившийся Хеопсу племянником.

Для закладки основания пирамиды был выбран невысокий естественный холм. При строительстве использовались крупные блоки известняка, гранита и базальта. Для облицовки применялись блоки белого известняка, придающие поверхности гладкий блестящий вид. Самый верхний камень, пирамидион, был покрыт золотом. На солнце пирамида сияла персиковым цветом, а в лунные ночи выглядела как светящийся изнутри загадочный кристалл, производя неизгладимое впечатление на очевидцев.

Особенностью архитектуры пирамиды Хеопса является вогнутость ее сторон, которая является либо изначальной задумкой древнего архитектора, либо действием эрозии. Более трех с половиной тысяч лет никто из людей не мог попасть внутрь этого строения, все входы в него были искусно замурованы. Когда же удалось проникнуть в пирамиду и начать исследование ее внутренних помещений, то появилось много вопросов о ее истинном предназначении. Дело в том, что захоронение фараона в погребальной камере так и не было обнаружено, а саркофаг был очень грубо отесан и не имел крышки.

Таким образом, остается еще очень много нерешенных вопросов, касающихся в основном процесса строительства и назначения пирамиды Хеопса.

ancient-buildings.ru