Архитектор древнего египта. Великий архитектор Древнего Египта Рамзес II
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура Древнего Египта. Архитектор древнего египта


Архитектура Древнего Египта – кратко самое главное о периоде

Архитектура Древнего Египта и по настоящее время вызывает множество вопросов в плане ее создания и строительства. Так чем же уникальны были архитектурные особенности египтян?

Ранняя египетская архитектура

История развития архитектуры Древнего Египта имеет определенную структуру.Известны следующие периоды архитектуры Древнего Египта:

  • Раннее царство;
  • Древнее царство;
  • Среднее царство;
  • Новое царство;
  • Позднее царство.

Памятников архитектуры раннего царства не дошло до наших дней. В те годы египтяне в строительстве использовали кирпичи, изготавливаемые из глины и речного ила, которые не выдерживают испытания тысячелетиями.

В годы Раннего царства широко развернулось строительство молелен и мастаб.

Мастаба – это гробница знатных людей в виде усеченной пирамиды с внутренними ходами и залами. В молельной камере располагалась статуя, в которую согласно религии вселялась душа усопшего.

Во времена Раннего царства в Египте в архитектуре начинают использоваться вогнутые карнизы и орнаментальные фризы.

Также отметим, что Сфинкс тоже был воздвигнут более 12000 лет назад, о чем говорят последние научные исследования.

Египетский Сфинкс

Рис. 1. Египетский Сфинкс.

Эпоха пирамид

Именно период древнего царства является воплощением египетской мифологии и присущей только ей культуры. Впервые идея возвести вместо мастабы пирамиду возникла во времена правления фараона Джосера. Архитектор Имхотеп построил ступенчатую пирамиду размером 121х109 метров при высоте 62,5 метра.

Ее отличительной особенностью является глубокая вертикальная шахта, сверху накрытая куполом. По одной из версий, эта шахта ведет в город, отстроенный под землей.

Широко известными являются пирамиды Гизы. Самая высокая из них – пирамида Хеопса – высотой 140 метров.

Пирамида Хеопса

Рис. 2. Пирамида Хеопса.

Главная ее загадка заключается в том, что она не упоминается в египетских папирусах, зато есть у Геродота. Пирамиды имеет три усыпальницы и множество камер и коридоров.

Во времена Древнего царства разворачивается строительство солнечных храмов. Каждый из них имел вид постройки на возвышении, окруженную стеной, а в центре храма устанавливался обелиск. Самый известный храм солнца – храм Ниссусера.

Храм Ниссусера

Рис. 3. Храм Ниссусера.

В эпоху Среднего царства наблюдается доминирование индивидуализма. Каждый египтянин заботился о своей загробной жизни, что привело к строительству малых пирамид. При их возведении акцент делался на обустройство внутреннего пространства.

В городах развивается инфраструктура. Например, в основанном городе Кахун были сделаны широкие дороги и проведен водосток.

Стоит отметить уникальность египетской росписи стен иероглифами и различными рисунками.

Архитектура Нового и Позднего царств

В 16 веке до н.э. возрастает культ бога Амона. В честь него строятся прямоугольный Луксорский и Карнакский храм. Оба здания соединяла аллея, что стало визитной карточкой периода.

Важно: Еще одной постройкой стал храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, который был высечен в скале и представлен в виде трех ступеней, соединенных пандусными лестницами. Его привлекательность в использовании множества колонн и рельефов, посвященных жизни царицы.

В Позднем царстве популярность набирают такие элементы как гипостили, пилоны. Упор делался на обработку декора.После вторжения армии Александра Македонского в Египет начинает наблюдаться синтез двух культур.

Что мы узнали?

Если мы говорим кратко об архитектуре Древнего Египта, стоит отметить, что в ней выделяются 4 основные черты – монументальность, ритмика, геометричность и строгая симметрия. Это была величайшая культура античности.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Великий архитектор Древнего Египта Рамзес II

В течение всего времени правления, а находился у власти Рамзес II около 70 лет, он занимался возведением архитектурных памятников в древнем Египте и Нубии. По его указанию были построены великолепные храмы Абу-Симбел, Рамассеум, несколько залов комплекса Карнак в Луксоре.

На стенах построенных его предшественниками святынь он нанес картуш со своим именем, чтобы оставить след в истории древней цивилизации. Они были глубоко вырезаны в камне, чтобы их не смогли уничтожить последующие поколения династии.

Многие из храмов Рамзеса II украшены массивными статуями, в том числе изображавших фараона и его семью. Это помогало ему укрепить власть и мощь как представителя 19 династии древнего Египта.

Следует отметить, что многие храмовые комплексы предыдущих фараонов были полностью разрушены, а ценные материалы использованы при создании скульптур и новых архитектурных ансамблей. Пострадала и великая пирамида Хефрена в Гизе, с которой были сняты несколько блоков, использованных при строительстве храма Птаха в Мемфисе.

Храм Абу-Симбел

Храм Абу-Симбел представляет собой два колоссальных по размеру святилища, вырезанные в скальной породе на юге Египта в Нубии. Сегодня они известны как памятники архитектуры царства Куш. Первоначально они представляли собой гробницы Рамзеса II и его любой супруги Нефертари. На его стенах содержаться надписи о военных победах фараона и битве при Кадеш.

В 1968 году храм Абу-Симбел был полностью перенесен на другое место из-за затопления с озера Насер.

Погребальный комплекс Рамессеум был построен в фиванском некрополе в Верхнем Египте и находится недалеко от современного города Луксор. Целью строительства храма было возвеличивание культа фараона после его смерти.

храм рамзеса ii абу симбелХрам Рамзеса II Абу Симбел

На протяжении периода Старого и Среднего царства в древнем Египте существовала традиция строительства таких святилищ рядом с пирамидами. Но во время Нового царства и с началом строительства гробниц в Долине царей, расположение ритуальных храмов изменилось. Египтяне стали называть их «Домом миллиона лет».

Столица Рамзеса II и храм Рамессеум

Название храма Рамессеум было придумано Жан-Франсуа Шампольоном, посетившим это место в 1829 году с французской миссией. Также Рамзес II основал собственную столицу, которая называлась Пи-Рамзес. Это означало «Дом или домен Рамзеса». Сегодня это место более известно как Кантир (Хатана-Кантир) примерно в 100 км от Каира.

Город был образован в дельте реки Нил на месте летней резиденции его отца, Сети I. Территория столицы была застроена множеством храмов. В ней находился впечатляющий по красоте дворец фараона. Расположение нового центра древнего Египта было выбрано не случайно. Восточная граница постоянно страдала от натиска воинственных соседей. Стратегически верное место помогало контролировать угрозу непрерывных вторжений. Через новую столицу проходили основные торговые пути, соединяющие Древний Египет и азиатский мир. Сельское ходяйство в районе дельты Нила было наиболее развитым. Население было смешанным: племена Амурру, Ханаан, Ливии и Нубии.

Город сохранял статус столицы на протяжении века после смерти великого фараона Рамзеса II. Представители XXI династии фараонов пенесли местонахождение царского дворца в Танис. Пи-Рамзес был разрушен и забыт.

Восстановление образа города фараона

В 1970-х образ города был восстановлен благодаря исследованиям Манфреда Битак, использовавшего при проведении исследований магнитометр. Более 75000 кв.м. были детально изучены к 1999 году.

Дворцово-храмовый комплекс, некрополь, жилые дома и огромная конюшня составляли основную застройку района. На месте, где была расположена резиденция фараона, были обнаружены позолоченные мозаики, обложенные лепниной. Техническое оборудование показало, что рядом с населенным пунктом находилось озеро. Во время этой экспедиции было установлено, что на этом месте существовала столица Пи-Рамзес.

Одним из самых впечатляющих достижений фараона было завершение строительства Большого зала в храме Карнак. Его площадь составила около 60 гектар, включающая 134 каменных колонны в 16 рядов, достигающие высоты в 50-80 м.

Храм царицы Нефертари

По приказу Рамзеса II был возведен великолепный храм Нефертари. Женщины, на которой он женился в юности и которая умерла задолго до кончины фараона. Его помещение содержит тщательно подобранный художественный декор согласно традиций упокоения царственных особ династии. На рисунках храма Нефертари изображена в присутствии Ра, Исиды, Осириса. В то время как такая привилегея была доступна только фараонам древнего Египта. Тем самым Рамзес II показал свою любовь и человеческую уязвимость чувств.

храм рамзеса II нефертариХрам Рамзеса II Нефертари

К удивлению археологов, в 1987 году гробница KV5 Нефертари была обнаружена практически нетронутой. Восемь лет шли раскопки 70-метрового коридора, который вел к усыпальнице царицы. В ней Рамзес II был изображен в виде Осириса. Позже было обнаружено, что в гробнице существует около 130 коридоров, в которых возможно, были похоронены многочисленные сыновья фараона. Исследования в Долине Царей прододолжаются до наших дней. Усыпальница царицы Нефертари открыта для посетителей.

Смотрите также:

Рамзес II и Гелиополис: новые открытия в храме фараона

Храм фараона Рамзеса II — Рамессеум

drevniy-egipet.ru

Архитектура Древнего Египта

Подробности Категория: Курс лекций по предмету:“Архитектура”

Египтяне, независимо от своего социального положения, строили свои дома из непрочных материалов – тростника, дерева, глины или кирпича-сырца и никогда не использовали камень. Среди немногочисленных сохранившихся жилищ большинство составляют деревенские лачуги бедняков, и лишь в столичном городе Ахетатоне обнаружены дома представителей знати. Древнейшие дома додинастического периода зачастую представляли собой просто убежища для защиты от ветра и солнца, вполне пригодные для жизни в условиях сухого и жаркого климата. Усадьбы знати являли собой сложные сооружения с ванными комнатами, канализацией и просторными общими комнатами с высокими потолками и небольшими окнами, тесными спальнями и отдельно стоящими кухнями, скотными дворами и зернохранилищами. Общие комнаты часто украшали настенными росписями. Лестница вела на крышу, где семья проводила значительную часть времени, или на второй этаж. При жилище имелась молельня для поклонения одному или нескольким богам (в Ахетатоне - исключительно Атону), обычно представлявшая собой отдельное сооружение во внутреннем дворе дома. Поскольку большинство египтян, за исключением фараонов, имели по одной жене, в обычном жилище отсутствовали специальные женские помещения. Египтянки участвовали в общественной жизни и обладали многочисленными правами, которых были лишены женщины в других странах Древнего Востока.

Архитектурные сооружения из камня предназначались только для умерших и для поклонения богам. Древнейшие из сохранившихся человеческих захоронений свидетельствуют, что египтяне делали продовольственные запасы для загробной жизни. Усыпальницы времен I и II династий, независимо от того, принадлежали они царям или рядовым общинникам, строили из кирпича-сырца и дерева, хотя некоторые их элементы уже выполнялись в камне. Например, из гробниц фараонов I династии в Хелуанском некрополе известны каменные плиты (стелы), которые вмуровывали лицевой стороной вниз в потолок камеры над погребением. На этих стелах вырезали примитивное выпуклое изображение умершего, его имя и титулы, основные продукты питания, сосуды с напитками и иероглифические подписи к ним. Такой обычай был явно связан с представлением, что весь этот набор сохранится и после того, как истлеют продукты, положенные в могилу, а тело владельца усыпальницы превратится в прах. Увековечивание в нетленном камне рассматривали как магическое средство, обеспечивающее вечное бытие умершему и необходимые ему средства существования. Вскоре каменные стелы стали помещать в стены усыпальниц, они обрели более крупные размеры и более разнообразные формы, постепенно превратившись в ложные двери в западной стене гробницы. Считалось, что усопший, изображенный над притолокой, будет выходить через эту дверь из погребальной камеры, чтобы отведать яства, которые будут регулярно приносить в гробницу его родственники, и потому на панели ложной двери были написаны их имена и изображены их фигуры.

В эпоху III и IV династий строили каменные пирамиды для фараонов. Вокруг них рядами размещались гробницы-мастабы, которые правители дарили своим высшим сановникам и приближенным. Мастабы имели многочисленные помещения, при V династии их насчитывалось до сотни. Они были богато украшены рельефами, воспроизводящими прижизненные деяния владельца усыпальницы, в том числе исполнение должностных обязанностей, а также формы проявления царского благоволения.

Пирамида Хеопса

Пирамида Хеопса

Пирамида Хеопса

Пирамида Хеопса

ХЕОПС (Хуфу), египетский фараон IV династии (27 век до н. э.). Пирамида Хеопса в Гизе - крупнейшая (выс. 146,6 м) в Египте.

Внутри пирамиды Хеопса нет ни надписей, ни украшений. И все же ее посещение оставляет неизгладимое впечатление. Ныне существующий вход в пирамиду ведет в туннель, проделанный грабителями, который находится в 17 м от поверхности земли. Если вы подвержены клаустрофобии, лучше подождите товарищей снаружи: вам придется идти по очень узкому проходу. После развилки такой же коридор ведет в первую погребальную камеру — Большую галерею, находящуюся на глубине 30 м под землей. Другой коридор, идущий горизонтально, приводит во вторую погребальную камеру, названную Комнатой царицы. Большая галерея высотой более 8 м и длиной 47 м принадлежит к истинным шедеврам Египта. Ее стены постепенно сходятся кверху, причем блоки каждого ряда выступают над нижними ровно на 6 см. Протяженность ее кажется бесконечной, поскольку ее отполированные стены и пол отражают свет электрических ламп, установленных в последнее время и освещающих помещение. Благодаря этому эффекту прямоугольник входа совершенно теряется из виду.

Точное назначение этого сооружения окончательно не выяснено. Коридор приводит в царскую погребальную камеру, где и сейчас стоит саркофаг из красного гранита, без крышки. На нем нет ни украшений, ни надписей. Судя по размерам, его поместили в камеру в процессе строительства пирамиды. Его длина 2,24 м, а ширина 0,96 м. От человека, для которого он предназначался, не осталось и следа. Очень эффективная система проветривания, связывающая северную и южную стороны, позволяет освежать воздух внутри комнаты, что очень полезно во время притока туристов. Над потолком, составленным из 9 гранитных блоков, общим весом 400 т, находятся пять промежуточных комнат, предназначенных для облегчения феноменальной нагрузки, которую должна выносить погребальная камера. Не надо забывать, что общая масса пирамиды составляет примерно 7 млн т! В самой верхней из этих камер археологи Визе и Перринг в 1837 г. обнаружили единственное, что относится к атрибутике пирамиды: написанный красной тушью картуш фараона Хуфу. Это единственная надпись, сохранившаяся во всей пирамиде. К востоку от пирамиды Хеопса находятся два углубления в форме лодок, где стояли ладьи фараона и три добавочные пирамиды: южная была местом погребения царицы Хенутсен, дочери Снофру и кровной сестры Хуфу, в средней похоронена Меритетис, а третья построена в честь матери фараона Хетеп-херсес. В связи с тем что эта грабница подверглась разграблению после смерти царицы, Хеопс приказал выстроить для своей матери тайную гробницу, высеченную в скале немного севернее. Фараону настолько хорошо удалось скрыть усыпальницу царицы, что она была обнаружена только в 1925 г. американским археологом Джорджем Райснером. В ней были найдены заупокойные предметы, ныне выставленные в Каирском музее.

Пирамида Хефрена

Пирамида Хефрена

Пирамида Хефрена

Пирамида Хефрена

Пирамида Хафры, четвертого фараона IV династии, известного по греческим источникам под именем Хефрена, вызывает у туристов меньший интерес. Однако стоит заметить, что она ненамного уступает усыпальнице Хеопса по величине и по возрасту. Пирамида Хефрена была построена всего на 40 лет позже своей предшественницы. Первоначальная ее высота 143,5 м, и, следовательно, она была на 3,2 м ниже пирамиды Хеопса. Нынешняя высота 136,4 м, т.е. ей не хватает всего 2 м, чтобы сравняться с пирамидой Хеопса. Сторона ее квадратного основания сразу после постройки составляла 215,25 м. Построенная на более возвышенном месте и имеющая более круто наклоненные стороны, она производит впечатление самой высокой пирамиды Гизы. У вершины сохранилась облицовка из белого известняка. В пирамиде 2 камеры и 2 входа, расположенные на северной стороне. Первый вход сделан на высоте 15 м, а второй — прямо под ним, на уровне основания. В наши дни внутрь строения можно попасть только через верхний вход по коридору, который выравнивается под самым основанием и ведет к погребальной камере. Коридор, идущий от нижнего входа, вначале снижается на глубину 10 м и после небольшого ровного отрезка вновь поднимается, соединяясь с верхним коридором. Сбоку он имеет отвод в небольшое помещение, строительство которого по неизвестным причинам осталось незавершенным. Погребальная камера располагается приблизительно на уровне оси пирамиды. Ее протяженность с востока на запад составляет 14,2 м, а с севера на юг — 5 м. Высота потолка равна 6,8 м. В ней и до сей поры находится пустой саркофаг с разбитой крышкой. Его обнаружил итальянский кладоискатель Дж. Бельцони 2 марта 1818 г., о чем говорит надпись внутри камеры. Саркофаг был сделан из отшлифованного гранита. Помимо перечисленных, в пирамиде Хефрена больше нет никаких помещений, камер или шахт. Даже туннель Бельцони в наши дни уже засыпан песком.

Уникальность данного сооружения состоит в том, что при объеме 16292000 куб. м свободное пространство пирамиды занимает менее 0,01%. На юг от пирамиды, точно по ее центру, стояла небольшая пирамида-спутница. Подземная часть этого сооружения сохранилась полностью. Уцелел даже туннель, расположенный на глубине 12м, прорытый грабителями для того, чтобы проникнуть в погребальную камеру. Очевидно, в этой пирамиде нашла вечный покой супруга Хафры. С полной определенностью ничего утверждать нельзя, поскольку в камере практически ничего не удалось обнаружить (за исключением двух жемчужин, оброненных грабителями, и пробки от одного из сосудов, на которой археологи смогли прочесть имя Хафры}.

Пирамида Микерина (2532 – 2 503 гг. до н.э)

Пирамида Микерина

Пирамида Микерина

Пирамида Менкаура, сына Хафры и его наследника, которого греки называли Микерином, самая маленькая из больших пирамид Гизы. Первоначальная высота 66 м, нынешняя — 55,5 м, длина стороны 103,4 м. Стороны этой пирамиды снизу на одну треть облицованы гранитом и на две трети — известняковыми плитами. Часть гранитной облицовки сохранилась на северной стороне, где находится вход, которым пользуются в настоящее время и поверх которого большая брешь, пробитая при попытках мамлюков пробраться внутрь. В 1837 г. ее исследовали Перринг и Визе. Пирамида Менкаура, последнего фараона, похороненного в некрополе Гизы, отличается от ранее построенных сложностью системы погребальных помещений. От входа коридор длиной 31,75 м вел в вестибюль, за которым начинался почти горизонтальный туннель длиной 12,6 м. За ним находился большой зал, который, возможно, играл роль погребальной камеры. В нем были найдены деревянный саркофаг с надписанным на нем именем фараона и кости более позднего периода. Отсюда к западу вниз шел туннель, который заканчивался в помещении с глубокими нишами для погребальной утвари, и далее находилась настоящая погребальная камера, где Перринг и Визе нашли разукрашенный базальтовый саркофаг с рельефами, изображающими фасад царского дворца. В 1838 г. саркофаг утонул вместе с судном, на котором его перевозили в Англию, где-то за мысом Трафальгар.

У южной стороны находятся три пирамиды-спутника, самая восточная из которых (к тому же она является самой большой и лучше других сохранившейся) принадлежала Хамерернебти II, жене Менкаура. В 1996 г. при проведении широкомасштабных исследований в этой пирамиде нашли статую времен XIX династии, изображающую Рамсеса II, который стоит между богиней Хатхор и божеством, олицетворяющим одну из провинций Египта.

Сфинкс

Большой Сфинкс Гизы, которому арабы придумали название Абу Хол, или “Отец ужаса”, представляет собой всемирно известный памятник, вырубленный из монолитной скалы. Он не только поражал путешественников разных времен, но и производил впечатление на любителей фантастики и археологии, которые считают это сооружение продуктом сверхдревней цивилизации, исчезнувшей за тысячи лет до строительства пирамид и не оставившей других следов. Сфинкс — статуя 57 м длиной и 20 м высотой, ширина лица 4,1 м, высота лица 5 м — изображает фараона, который соединяет в себе могущество человека, бога и льва. В то же время Сфинкса считают начальником стражи некрополя, он отождествлялся с богом Гором. В действительности, хотя этот монумент окружает определенная атмосфера загадочности, Сфинкс не несет в себе тайны или ключа к исчезнувшему знанию погибшей цивилизации. Он вырублен из горного уступа, состоящего из материала трех формаций, одна из которых — мергельный известняк, составляющий основу плато Гизы, подвергся ветровой эрозии и принял приблизительные контуры будущей скульптуры до того, как к нему прикоснулся человек.

Спустя тысячу лет после его создания в 1550-1397 гг. до н.э. Сфинкс был погребен под песками пустыни. На стеле, находящейся между передними лапами Сфинкса, вырезан рассказ. В нем описывалось, как охотившийся здесь юный принц Тутмос заснул в тени каменного туловища. Во сне к нему явился Сфинкс в образе Гора и предсказал принцу будущее восшествие на престол и попросил освободить его от песка. Когда Тутмос через несколько лет оказался на троне под именем фараона Тутмоса IV, он вспомнил свой сон и осуществил первую реставрацию. Не считая естественной эрозии, самый серьезный вред причинили Сфинксу мамлюки, которые отбили ему нос выстрелом из пушки (мусульмане крайне негативно относились к изображению человека). Окончательно статуя была очищена от песка в середине 1920-х гг.

Обелиск

Около 2400 года до н. э. в Египте появились так называемые солнечные храмы, важнейшим элементом которых является колосальный каменный обелиск, верхушка которого обливалась медью и ярко блестела на солнце, он стоял на возвышении, перед которым устраивали огромный жертвенник. Все статуи, дошедщие до наших дней, имеют однообразные неподвижные позы и услловную раскраску. Эти статуи изображают умерших в строго фронтальных позах, либо стоящими, либо сидящими на кубообразных тронах или на земле, поджав скрещенные ноги. У всех статуй одинаково прямо поставлены головы, почти одинаково расположены руки и ноги, одни и те же атрибуты. Тела мужских фигур, когда они сделаны из светлого камня – извястняка – или дерева, окрашенные в красновато-коричневый цвет, женских – в желтый, волосы у всех черные, одежды белые.. все эти скульптуры производят общее впечатление торжественной монументальности и строго спокойствия.

Прямого продолжения Египетская архитектура в зодчестве последующих эпох не имела, если не считать отдельные вспышки моды на элементы преимущественно декоративного характера, такие как сфинксы или обелиски.

cities-blago.ru


Смотрите также