Архаический период древняя греция. 3. Архаический период (VIII-VI вв. До н.Э.) в истории Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архаическая Греция. Архаический период древняя греция


3. Архаический период (VIII-VI вв. До н.Э.) в истории Древней Греции

Это было время быстрого и интенсивного развития. Нравы дорийцев смягчились, они восприняли достижения крито-микенской цивилизации. Практически во всех областях жизни происходят глубокие изменения. Общество совершает переход от деревни к городу, от родовых и патриархальных отношений к отношениям классического рабства. Город-государство (полис) становится основной формой социально-политической организации общественной жизни. Начинается колонизация ближних и дальних территорий. Греция расширяется до внушительных размеров. Экономический прогресс способствует расширению рынка и торговли, складывается система денежного обращения. Начавшаяся чеканка монет ускоряет эти процессы.

Афинскийполис – самый крупный в Греции – располагался на полуострове Аттика и занимал территорию около 2500 кв. км, где проживало 150 тыс. человек. Афины превратились в лидера греческого мира в экономике, политике и культуре. В этом полисе зародилась модель демократического устройства. На народном собрании выбирались высшие должностные лица –архонты, из них формировался и совет старейшин –ареопаг.АрхонтСолонв594 г. до н.э.провел реформы, заложил основы афинской демократии. Он освободил афинский народ от долгов и запретил для граждан долговое рабство. Изменил систему мер, весов и чеканки монеты, все это содействовало распространению афинской торговли. Упразднил большинство привилегий родовой аристократии. Разделил граждан на четыре разряда, в зависимости от имущественного ценза. Новые законы стимулировали ремесленно-торговую деятельность, что способствовало обогащению простого населения.

Высшим органом, избиравшим должностных лиц и издававшим законы, стало народное собрание – экклесия. Быть избранными на государственные посты могли либо представители первого и второго разрядов, служившие в коннице, либо тяжеловооруженные пехотинцы. Новый государственный орган –гелиэя(суд присяжных, куда избирались все граждане) контролировала должностных лиц и разбирала конфликты среди афинян.

Другим центром греческой цивилизации была Спарта(область Лакония), основанная завоевателями-дорийцами. Центр государства составили 5 объединившихся селений с общими святынями и органами управления. Необходимость сохранения господства 9 тыс. полноправных граждан над покоренным населением соседней области (около 150 тыс. человек) привела к возникновению того строя, благодаря которому государство сохранилось в анналах истории.

Законы, по которым жили спартанцы, установил в VIII в. до н.э.полулегендарный царьЛикург. В их основе лежал принцип сохранения «общины равных» доблестных воинов. Всеми делами в государстве ведалагерусия– совет старейшин, избиравшихся по достижении ими 60 лет пожизненно. В герусию также входили два царя – от дорийского и ахейского родов для командования войском. Герусия определяла политику государства, выполняла судебные функции и готовила законы.

Окончательное решение по каждому вопросу выносило народное собрание – апелла. Последняя могла только принимать или отвергать предложенные герусией законы или должностных лиц. Степень одобрения выражалась силой крика.

Для контроля за соблюдением законов Ликурга была создана коллегия из 5 ежегодно переизбиравшихся эфоров. Они следили за поведением полноправных граждан, включая царя, а также осуществляли надзор за порабощенным населением Спарты.

Ликург, желая уничтожить самую большую опасность для государства – богатство и бедность, объявил государственной всю землю. Каждый из 9 тыс. спартанцев получил в пожизненное владение равный участок земли (около 15 га), который позволял существовать без излишеств, но и без нужды. Было запрещено хождение золотых и серебряных монет, оставлены только железные оболы, для которых в случае небольшой покупки требовалась телега. Благодаря этому запрету исчезла роскошь, а вслед за ней и многие преступления: воровство, взятки. Ликург учредил также совместные трапезы, во время которых спартанцы ели одинаковые кушанья, предписанные законом.

И в мирное и в военное время спартанцы жили единым военным лагерем, опасаясь восстания покоренного населения. С утра до вечера они совершенствовали боевое мастерство. По законам Ликурга, дети принадлежали не родителям, а государству. После рождения ребенка старейшины определяли его судьбу: в живых оставляли только здоровых детей. До семи лет мальчики жили в семье, а затем их воспитанием занималось государство. Мальчики изучали чтение, письмо, а также занимались хоровым пением, необходимым для строевых песен. Ежегодно юношей секли розгами перед алтарем Артемиды в присутствии старейшин и родителей. Кровавым испытанием для юных спартиатов были карательные операции против порабощенного населения. После этого юноши, достигшие 20 лет, становились воинами. Девушки воспитывались подобно юношам, Они должны были бегать, бороться, метать копье, заниматься гимнастикой.

Впечатляющие успехи были в духовной культуре. Исключительную роль сыграло создание в VIII в. до н.э.алфавитногописьма на основе финикийской письменности. Это позволило создать эффективную систему образования, благодаря которой в античной Греции не было неграмотных. Алфавит стал фактором стремительного развития литературы и поэзии.

Формируются основные этические нормы и ценности античного общества, где утверждается чувство коллективизма, права и свободы личности. Особое место занимают патриотизм и гражданственность, а также образ идеального человека, в котором дух и тело находятся в гармонии. Воплощению данного идеала способствовали возникшие в 776 г. до н.э.Олимпийские игры. Они проводились каждые четыре года в городе Олимпии. Победивший на играх пользовался привилегиями (освобождение от налогов, пожизненная пенсия, постоянные места в театре и на праздниках).

Возникают философия и наука. Их родоначальником сталФалес, у которого они еще не отделены строго друг от друга и находятся в рамках единой натурфилософии. Одним из основателей античной философии и науки являетсяПифагор, у которого наука, принимающая форму математики, представляет собой уже самостоятельное явление. Вархитектуре складывается два стиля:дорический– суровый, несколько тяжеловесный, ему соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. Иионический – более пышный, колонна наряду с функциональной несет и декоративную нагрузку, для нее характерны капитель с завитками-волютами. Ведущим типом постройки выступает сакральный храм как обитель бога. Самым известным становитсяхрам Аполлона вДельфах.Утверждается синтез архитектуры и скульптуры – храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи богов. Возникает монументальнаяскульптура– сначала деревянная, а затем каменная. Наибольшее распространение получают два типа: обнаженная мужская и задрапированная женская фигура. Расцвет переживает поэзия. ПоэмыГесиода «Теогония» (родословная богов) и«Каталогженщин»дополняли и завершали созданное Гомером. Античная мифология приобретала классический, совершенный вид.

studfiles.net

Архаическая Греция - это... Что такое Архаическая Греция?

Архаический период в истории Греции (650—480 гг. до н. э.) — термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном декоративного и пластического, промежуточному между периодом геометрического искусства и искусством классической Греции. Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками», наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б).

Относительно недавно Энтони Снодграсс (Anthony Snodgrass) подверг критике термин «архаический», поскольку рассматривает его не как «подготовку» к классической эре, но как самостоятельный эпизод греческой истории с собственной развитой культурой.[1] Майкл Грант (Michael Grant) также подверг критике термин «архаический», поскольку «архаичность» подразумевает некую примитивность, что по отношению к архаической Греции абсолютно неприменимо — это был, по его мнению, один из наиболее плодотворных периодов в мировой истории.[2]

По мнению Снодграсса, началом архаического периода следует считать резкий рост населения и материального благосостояния, пик которого пришёлся на 750 г. до н. э., и «интеллектуальную революцию» греческой культуры.[3] Концом архаического периода считается вторжение Ксеркса в 480 г. до н. э. Тем не менее, отдельные культурные события, связанные с архаическим периодом, могли выходить как за верхнюю, так и за нижнюю условные границы периода. Например, краснофигурная вазопись, характерная для классического периода Греции, возникла в архаический период.

Периодизация

  1. Архаический период — 7 в. до н. э.— нач. 5. в. до н. э.
    1. Ранняя архаика — нач. 7 в. до н. э. — 570-е гг. до н. э.
    2. Зрелая архаика — 570-е гг. до н. э. — 525-е гг. до н. э.
    3. Поздняя архаика — 525-е гг. до н. э. — 490-е гг. до н. э.

Общество

Города

Микенская Греция была разделена на царства, на территории каждого из которых население жило в городах и крупных поместьях, принадлежавших знати. Царствами правили цари, претендовавшие на божественное происхождение и правившие из столиц — «полисов», в которых находились дворцы или цитадели-акрополи («высокие города»), которые для целей эффективной обороны возводились на наиболее высоких в данной местности холмах. В течение тёмных веков дворцы, цари и усадьбы перестали существовать, население уменьшилось, города были покинуты или превратились в деревни среди руин, а на смену царской бюрократии пришли более примитивные формы власти в виде племенной структуры.

Резкий рост населения в начале архаического периода стал причиной возврата к городскому образу жизни, основания новых городов и расширения старых центров.

Маргалит Финкельберг[4] посвятила своё исследование обычаям наследования легендарных и исторических царей в доклассической Греции, где наследование от отца к сыну не было нормой, а существовал иной обычай: новый царь, обычно изгнанный из какого-либо иного царского рода, завоёвывал своё право стать «зятем» прежнего царя, что легимизировалось браком с его «дочерью» (термин, по-видимому, также условный). Такая традиция неоднократно повторяется в греческой мифологии и связана с такими известными именами, как Пелопс, Беллерофонт, Мелампой, Пелей, Теламон, Тевкр, Андраймон, Диомед, Менелай и рядом других. В Греции вплоть до эллинистического периода отсутствует перечень царей, столь характерный для Ближнего Востока и Анатолии. Если царю наследовал его «зять», то, как отмечает Финкельберг (1991:305), это означало, что царице наследовала её дочь, притом, что в остальном культура оставалась патриархальной: «Это означает, что в Спарте, очевидно, и в других местах, где засвидетельствовано царство по праву брака скорее чем по праву наследования, мы наблюдаем линию цариц от матери к дочери».

К концу Архаического периода, цари были смещены тиранами, появился новый вид правительства- город-государство, также называемый полисом. Царства окончательно исчезли, даже несмотря на то, что продолжали существовать царские династии, память о которых хранилась обществом. Взамен возникла новая организация: многие крупные населённые пункты стали автономными, во главе с правительством республиканского типа. Этот процесс обозначает древнегреческий термин синойкизм, который обозначает поглощение деревень и включение племенных структур в состав полисов. Типичным публичным зданием становится акрополь.[5]

Искусство

Надгробный сфинкс, 560—550 гг. до н. э., Археологический музей, Афины

Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными.

Керамика

В вазописи в середине и 3-й четверти 6 в. до н. э. достиг расцвета чернофигурный стиль и около 530 до н. э. — краснофигурный стиль.

В керамике ориентализирующий стиль, в котором заметно влияние искусства Финикии и Сирии, вытесняет прежний геометрический стиль.

С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э., и более поздняя краснофигурная керамика, которую создал вазописец Андокид около 530 г. до н. э.

В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта — такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос — так называемые «волосы-шлем».

Архитектура

Архаика — время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм. В эпоху Архаики сложились дорический и ионический архитектурные ордера.

Согласно наиболее распространенной периодизации историю греческого изобразительного искусства и архитектуры V в. принято делить на два больших периода: искусство ранней классики, или строгого стиля, и искусство высокой, или развитой, классики. Граница между ними проходит примерно в середине века, однако границы в искусстве вообще довольно условны, и переход из одного качества в другое происходит постепенно и в разных сферах искусства с различной скоростью. Это наблюдение верно не только для рубежа между ранней и высокой классикой, но и между архаическим и раннеклассическим искусством.

Искусство Ранней классики.

В эпоху ранней классики полисы Малой Азии теряют ведущее место в развитии искусства, которое они до того занимали. Важнейшими центрами деятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины и греческий Запад. Искусство этой поры освещено идеями освободительной борьбы против персов и торжества полиса. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличает искусство ранней классики. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу этого время интенсивного развития различных школ и направлений, создания разнородных произведений. На смену ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур - куросу и коре - приходит гораздо большее разнообразие типов; скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела. В архитектуре оформляется классический тип периптерального храма и его скульптурного декора. Этапными в развитии раннеклассической архитектуры и скульптуры стали такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина, так называемый храм Е в Селинунте и храм Зевса в Олимпии. По скульптурам и рельефам, украшавшим эти сооружения, можно ясно проследить, как менялись их композиция и стиль в разные периоды - при переходе от архаики к строгому стилю и далее - к высокой классике, что именно характерно для каждого из периодов. Архаическое искусство создало совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства. Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи - передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача - передать движения души.Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть человек.

Вторая четверть V в. - годы деятельности самого выдающегося из художников ранней классики - Полигнота. Судя по свидетельствам древних авторов, Полигнот, стремясь показать людей в пространстве, располагал фигуры заднего плана над передними, частично скрывая их на неровностях почвы. Этот прием засвидетельствован и в вазописи. Однако для вазописи этого времени наиболее характерно уже не следование за живописью в области стилистики, а самостоятельное развитие. В поисках изобразительных средств вазописцы не только шли за монументальным искусством, но, как представители наиболее демократического вида искусства, кое в чем и обгоняли его, изображая сцены из реальной жизни. В эти же десятилетия наблюдается упадок чернофигурного стиля и расцвет краснофигурного, когда для фигур сохраняли естественный цвет глины, пространство же между ними заполняли черным лаком.

Искусство высокой классики, подготовленное творческими исканиями художников предшествующего поколения, имеет одну важную особенность - наиболее значительным центром его развития становятся Афины, и влияние афинской идеологии все более определяет развитие искусства всей Эллады.

Искусство Высокой классики

Искусство высокой классики — явное продолжение того, что возникло ранее, но есть одна область, где в это время рождается принципиально новое, - урбанистика. Хотя накопление опыта и некоторых эмпирически найденных принципов градостроительства было результатом создания новых городов в период Великой колонизации, именно на время высокой классики приходится теоретическое обобщение этого опыта, создание цельной концепции и осуществление ее на практике. Рождение градостроительства как теоретической и практической дисциплины, соединявшей в себе художественные и утилитарные цели, связано с именем Гипподама Милетского. Две основные черты характеризуют его схему: регулярность плана города, в котором улицы пересекаются под прямым углом, создавая систему прямоугольных кварталов, и зонирование, т. е. четкое выделение различных по функциональному назначению районов города.

Ведущим типом зданий по-прежнему оставался храм. Храмы дорического ордера активно строятся на греческом Западе: несколько храмов в Агригенте, среди которых выделяется так называемый храм Конкордии (в действительности - Геры Аргейи), считающийся лучшим из дорийских храмов в Италии. Однако масштабы строительства зданий общественного назначения в Афинах далеко превосходят все то, что мы наблюдаем в других частях Греции. Сознательная и целенаправленная политика афинской демократии, возглавляемой Периклом, - превратить Афины не только в самый могучий, но и самый культурный и прекрасный полис Эллады, сделать родной город средоточием всего лучшего, что есть в мире, - находила практическое воплощение и в широкой строительной программе.

Архитектура высокой классики характеризуется поразительной соразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Продолжая традиции предшествующего времени, архитекторы вместе с тем не следовали рабски канонам, они смело искали новые средства, усиливающие выразительность создаваемых ими сооружений, наиболее полно отражающие заложенные в них идеи. При строительстве Парфенона, в частности, Иктин и Калликрат смело пошли на соединение в одном здании черт дорического и ионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичный дорический периптер, но украшает его характерный для ионийского ордера сплошной скульптурный фриз. Соединение дорики и ионики применено и в Пропилеях. Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон - единственный в греческой архитектуре храм с абсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного из его портиков, где колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид. В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий -Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия - крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его произведения известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.

Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь свое идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия - бесспорной вершине искусства высокой классики.

Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.

Идеальный гражданин полиса - основная тема творчества другого скульптора этого времени - Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя Дорифора (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением. Дорифор Поликлета - воплощение физически и духовно совершенного человека.

В конце V в. в скульптуре начинают проявляться новые черты, получившие развитие в следующем веке. В рельефах балюстрады храма Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза динамизм. Те же черты мы видим и в скульптурном изображении Ники, выполненном Пеонием. Стремлением к передаче динамических композиций не исчерпывались искания скульпторов конца века. В искусстве этих десятилетий большое место занимают рельефы на надгробных памятниках. Обычно они создавались по единому типу: умерший в кругу близких. Основная черта этого круга рельефов (наиболее известный - надгробие Гегесо, дочери Проксена) - изображение естественных чувств простых людей. Тем самым в скульптуре решаются те же задачи, что и в литературе (трагедия Еврипида).

К сожалению, о великих греческих художниках (Аполлодор, Зевксис, Паррасий) мы не знаем почти ничего, кроме описания некоторых их картин и сведений об их мастерстве. Можно полагать, что эволюция живописи в основном шла в том же самом направлении, что и скульптуры. Согласно сообщениям древних авторов, Аполлодор Афинский открыл в конце V в. эффект светотени, т. е. положил начало живописи в современном смысле этого слова. Паррасий стремился к передаче средствами живописи душевных движений. В вазописи второй половины V в. все большее место занимают бытовые сцены.

В сознании последующих поколений V век до н.э. ассоциировался с величайшими победами, одержанными греками при Марафоне и Саламине, он воспринимался как время героических деяний предков, отстоявших независимость Эллады, спасших ее свободу. Это было время, когда единая цель - служить родине вдохновляла бойцов, когда высшей доблестью было погибнуть за отечество, а высшим благом считали благо родного полиса.

Скульптура

В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).

Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

Примеры архаического греческого искусства

История

Конфликты

  • Аркадийские войны
  • Афинские республиканские войны
  • Первая мессенская война (ок. 750—730 гг. до н. э.)
  • Первая священная война (595—585 гг. до н. э.)
  • Лелантинская война (конец VIII века до н. э.)
  • Разрушение Эпидавра Периандром (около 600 г. до н. э.)
  • Вторая мессенская война (640—620 гг. до н. э.)
  • Спартанская экспедиция против Поликрата Самосского (529 г. до н. э.)
  • Тирейская война (середина 6 в. до н. э.)

Смотрите также:

Важные деятели архаического периода

Государственные деятели

Эпические поэты

Философы

Лирические поэты

Логографы

Баснописцы

См. также

Примечания

  1. ↑ Snodgrass, p. 13.
  2. ↑ Grant Michael The Rise of the Greeks. — New York: Charles Scribner's Sons. — P. xii.
  3. ↑ Snodgrass, pp. 13, 23.
  4. ↑ Margalit Finkelberg, «Royal Succession in Heroic Greece» The Classical Quarterly, New Series, 41.2 (1991:303-316)
  5. ↑ Snodgrass, pp. 28-34.

Литература

Ссылки

dik.academic.ru

Культура Греции архаического и классического периодов

98

Лекция 11

Культура Греции архаического и классического периодов

«Классический» означает «образцовый, совершенный». Литература и искусство классической Греции со времен Возрождения стали рассматриваться в Европе как образец для подражания, причем часто недосягаемый. Путь к этому расцвету был удивительно недолог — всего четыре столетия отделяло Парфенон от примитивных построек «темных веков». Чтобы понять феномен литературы греков, нужно обратиться к самым разнообразным сторонам греческой цивилизации.

Невозможно понять греческую культуру без греческой мифологии и греческой религии. У греков не было специального слова для обозначения религии, поскольку религиозная деятельность не была отделена от человеческого опыта и повседневной жизни. Греки думали, что боги — везде и что они могут наблюдать любые человеческие дела и поступки:

С хладной выси эфирной Видят разумного боги,Видят они нечестивца, —

99

так писал поэт Еврипид. Однако есть священные места (гиерон), где следует богов почитать. В таких местах обычно воздвигались храмы. Классический греческий храм строился в форме прямоугольника, окруженного колоннами [периптер). Основа древнегреческой религия — не этика, а ритуал. «Справедливость» и «несправедливость» могли существовать в отношениях между людьми, но не между людьми и богами. «Бессмертным» богам следовало приносить жертвы (сжигать на алтарях куски мяса принесенных в жертву животных, злаки и т.п.), а боги за это должны были обеспечивать покровительство людям. Господствовал классический античный принцип взаимоотношений человека и божества: do ut des («я даю, чтобы ты дал»). Самым значительным жертвоприношением считалась гекатомба — одновременное принесение в жертву шести быков. Жречество было немногочисленным, и религиозные обряды исполняли все греки. Религия греков в значительной степени носила формальный, обрядовый характер, она не затрагивала душу человека, была достаточно рациональной, что, несомненно, сказалось на характере греческой цивилизации.

Верховным богом считался «отец богов и людей» ЗЕВС. Предки греков, которые вторглись в Грецию с Балкан, принесли с собой почитание этого небесного бога, бога-громовержца. По представлениям греков Зевс обитал на небе либо (вместе с другими богами) на горе Олимп в Северной Греции, которая соприкасалась с небом. Величайшим

100

храмом Зевса был храм Зевса в Олимпии (западный Пелопоннес), там же с 776 г. до н.э. проводились Олимпийские игры.

Пантеон двенадцати олимпийских богов окончательно сложился в классический период: они были изображены на фризе афинского Парфенона в

V в. до н. э. и были перечислены Евдоксом в IV в. до н. э. Некоторые из них не были исконно греческими и происходили из Ближнего Востока, Малой Азии или Фракии.

Спутницей и женой Зевса была Гера, по происхождению богиня матери-земли, особо почитавшаяся в Аргосе и Аркадии. Многочисленные мифы повествуют о том, что спутницами Зевса были различные богини (Деметра, Семела, Персефона, Европа) либо смертные женщины. Однако Гера была законной женой Зевса и покровительствовала браку и рождению детей; ее почитали все женщины.

Брат Зевса Посейдон был богом моря, а другой его брат — Аид — богом подземного царства (в олимпийский пантеон он не входил). Эмблемой Посейдона был трезубец; он также вызывал землетрясения и покровительствовал коневодству. Богиней плодородия была Деметра; возвращение ее дочери Персефоны (Коры) из подземного царства знаменовало наступление весны и возрождение природы. Деметре были посвящены Элевсинские мистерии (таинства) в Аттике.

Аполлон (Феб-Аполлон), в образе и культе которого заметно восточное влияние, был богом

101

Солнца; он и покровительствовал искусствам и насылал эпидемии. Наиболее значительные храмы Аполлона были расположены в Дельфах и на острове Делос. Особенно славились Дельфы, где давали прорицания жрицы-пифии. Артемида, сестра Аполлона, повелительница животных и покровительница охоты, особенно почиталась в Малой Азии. Храм Артемиды в Эфесе считался одним из семи чудес света.

Арес, как и Артемида, не являлся греческим по происхождению богом; первоначально он был солнечным богом фракийцев (они обитали на территории современной Болгарии). У греков он стал жестоким божеством войны, который мало почитался. Ближневосточная богиня плодородия Афродита стала в Греции богиней любви. По преданию она родилась из пены морской; ее родиной считался остров Кипр.

Большой популярностью пользовался дружелюбный бог Гермес — покровитель путников и торговцев. Он сопровождал души умерших в подземное царство, охранял границы, был вестником богов. Скульптурные изображения Гермеса (гермы) часто ставились в общественных местах. Афина Паллада, родившаяся из головы Зевса, чьим символом была сова, была богиней мудрости и особо почиталась в Афинах. Гефест, бог огня и покровитель кузнецов, был мужем Афродиты. Богиней домашнего очага была Гестия.

Дионис (Вакх), бог плодородия, вина, покровитель театра, был сыном Зевса и Семелы. Хотя он

102

и не входил в олимпийский пантеон, но пользовался большим влиянием в Греции. Его экстатическое почитание отличалось от почитания других богов. Почитались также менее значительные божества, как, например, Кастор и Полидевк (Диоскуры), помогавшие морякам во время бури, Музы — покровительницы искусств, символ плодородия Приап и другие. Каждый греческий полис имел бога (или богиню), главного покровителя: так, в Афинах это была Афина, в Аргосе — Гера и т. п. Греки почитали также героев — детей богов от смертных женщин; самым знаменитым из них был Геракл.

Греческая космология изложена в мифах. Мы можем судить о мифах по произведениям древнегреческой литературы, которые часто опирались на устную традицию. Поэма Гесиода «Теогония» («Происхождение богов») и «Библиотека» Аполлодора — основные источники наших знаний в этой сфере. Согласно Гесиоду, сначало были Хаос, Земля и Надежда, а затем появились одноглазые киклопы, сторукие чудища и гиганты-титаны. Кронос, сын Неба и Земли, стоял во главе богов. Он пожирал своих детей, пока его жена Рея не спрятала одного из них, Зевса, в пещере на острове Крит. Зевс вырос и смог свергнуть своего отца и заставить его отрыгнуть проглоченных братьев и сестер; олимпийские боги в течение десяти лет боролись за власть с титанами и в конце концов смогли окончательно утвердить свое господство.

Важнейшим условием распространения культу

103

ры является письменность. С падением микенских дворцов слоговое письмо исчезло, и письменность вновь появляется на большей части Греции в VIII в. до н. э. Это было уже алфавитное письмо, в котором знак передавал звук. Саму идею алфавита и написание некоторых букв греки заимствовали у финикийцев, с которыми имели постоянные торговые контакты, но греческий алфавит был совершеннее: в него были включены гласные буквы. Алфавит распространился по всей Греции очень быстро, в течение нескольких десятилетий, и это свидетельствует о том, насколько велика была потребность в письменности. Письменность изначально в Греции не была привилегией жрецов, но использовалась для хозяйственных нужд, для записи законов и литературных произведений. Однако устное творчество еще долго преобладало: поэмы Гомера были записаны только в VI в. до н. э.

С появлением письменности в Греции стали развиваться различные жанры литературы, как поэтические, так и прозаические. В архаический период большое распространение получает лирическая поэзия: в отличие от эпоса она передавала человеческие чувства, индивидуальные стремления. Центром поэтического творчества был остров Лесбос; наибольшую известность приобрели поэт Алкей и поэтесса Сапфо. Первыми прозаиками были логографы, которые записывали мифы, занимательные истории, сведения исторического и географического характера. До нас дошли фрагменты сочинений одного из логографов — Гекатея Милет-

104

ского. В V в. до и. э. возникает история как наука. «Отцом истории» в древности называли Геродота из Галикарнасса, который в своем обширном труде описал историю греко-персидских войн. Первооткрывателем научного метода описания истории по праву считают афинянина Фукидида, сына Олора, который с поразительной объективностью описал события Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. Фукидид использовал собственные наблюдения (он был одно время афинским стратегом), свидетельства очевидцев, надписи и другие источники, которые тщательно сопоставлял друг с другом. Его продолжателем, хотя и во многом уступавшим ему, был афинянин Ксенофонт.

Важнейшее значение в жизни греков имел театр. Основателем театра греки считали афинянина Феспида, который еще в VI в. до н. э. добавил к выступавшему на религиозных празднествах в честь бога Диониса хору актера (сначала одного, впоследствии их число увеличилось). Ставились трагедии на мифологические сюжеты; крупнейшими афинскими драматургами-трагаками V в. до н. э. были Эсхил, Софокл и Еврипид. «Древняя комедия» (V — первая половина IV в. до н. э.) давала образцы политической сатиры: знаменитый комедиограф Аристофан комедиями «Мир» и «Лисистрата» призывал своих сограждан-афинян выступать против продолжения войны со Спартой, в комедии «Облака» был карикатурно выведен знаменитый философ Сократ и т. п. Вместимость греческих театров (они строились под открытым небом) была

105

рассчитана обычно на все гражданское население полиса.

К сожалению, греческая живопись до нас не дошла, о ней мы можем судить только по вазописным копиям знаменитых картин. Больше мы знаем о скульптуре. Скульпторы V в. до н.э. искали в образе человека мужество, героику, доблесть, стремились изваять не реального человека, а идеального гражданина полиса. Замечательны в этом отношении скульптурные группы Парфенона, выполненные под руководством Фидия. В римских копиях дошел до нас знаменитый «Дискобол» Мирона: движение юноши — метателя диска запечатлено в момент броска, и кажется, что через мгновение вся фигура атлета распрямится, как пружина. Скульпторы этого времени могли уже изображать человека в движении, передавать складки развевающихся одежд.

Подобные достижения неудивительны, если учесть, какое внимание греки уделяли искусству. Даже в самый тяжелый для Афин период Пелопоннесской войны не прекращались строительные работы на акрополе, где рядом с Парфеноном был сооружен храм в честь аттического героя Эрехтея — Эрехтейон. Литература и искусство V в. до н. э. имели гражданский характер, психологические проблемы им не были свойственны.

Подготовлено по изданию:

Карпюк С. Г.Лекции по истории древней Греции. — М.: Ладомир, 1997. — 160 с.ISBN 5-86218-205-5© Карпюк С. Г. Лекции, 1996.© Гаврилин Е.В. Оформление, 1996. © Научно-издательский центр «Ладомир», 1996.

www.sno.pro1.ru