Акрополь в древней греции. Акрополь в Афинах - символ современной Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Необыкновенный древнегреческий Акрополь. Акрополь в древней греции


Акрополь в Афинах - символ современной Греции

Акрополь в Афинах начали возводить в середине пятого века до нашей эры. Идея этого масштабного строительства принадлежит древнегреческому правителю Периклу. На начальной стадии были сооружены монументальные ворота и три храма. Немногим позже здесь появились еще и два театра — Герода Аттика и Диониса.

Входные ворота

Крытые мраморные ворота, которые называются Пропилеи, представляют собой вход в Акрополь в Афинах. В центральной части они имеют пять больших проходов, а по бокам — крылья-портики и залы небольшого размера с шестью колоннами. С левой стороны находится Пинакотека. Работы по сооружению ворот были завершены в пятом веке до нашей эры. В разные времена они имели различное предназначение. Когда-то здесь была архиепископская резиденция, потом замок крестоносцев, а еще позже — турецкий оружейный  склад. Следует отметить, что сооружение сильно пострадало из-за попадания в него ядра во время войны Венеции с Турцией в семнадцатом веке. Работы по восстановлению были завершены лишь через два столетия.Акрополь в Афинах

Парфенон

Храм Афины на Акрополе, который еще известен как Парфенон, сейчас считается символом греческой столицы. Его сооружение возглавлялось Фидием, завершилось в ходе Пелопонесской войны и было посвящено одноименной богине. Мраморное здание находится на высокой скале, которая также облицована этим материалом. На фризе сооружения нанесены изображения, отражающие события Троянской войны. Вокруг храма установлены дорические колонны, высота которых составляет десять метров. Отдельных слов заслуживает статуя Афины в Акрополе, которая выполнена из слоновой кости и золота. На ее правой руке находится Ника. Данный монумент ежегодно являлся одной из составляющих частей Панафинейской процессии, которую сопровождали многочисленные состязания и жертвоприношения. Древние греки поклонялись здесь богиням Афине и Нике. Кроме этого, храм исполнял роль наблюдательного пункта. По легенде, именно отсюда бросился в море и разбился царь Эгей, когда увидел ошибочно вывешенный на корабле чёрный флаг, означавший смерть его сына Тесея.Храм Афины на Акрополе

Эрехтейон

Акрополь в Афинах сложно представить без храма Эрехтейон. Существует предание, что он находится в том месте, где в спор за городское покровительство вступили Афина с Посейдоном. Сооружение является асимметричным, а его стены имеют множество окон. Внутри него имеются три помещения. Интересной особенностью является то, что в южной части карниз поддерживается не за счет колонн, а благодаря шести кариатидам (статуям девушек). Сейчас оригиналы этих колонн можно увидеть в местном музее. В храме расположены святилища таких мифических царей, как Кекроп и Эрехтей.Статуя Афины в Акрополе

Музей

Помимо всего прочего, Акрополь в Афинах может похвастаться наличием собственного музея, что был основан в 1878 году. Здесь преимущественно представлены результаты местных раскопок. Нельзя не отметить и фронтон храма богини Афины. На нём присутствуют сцены ее торжества, как победительницы войны. Помимо этого, в музее также сберегаются фронтонные скульптуры и некоторые уцелевшие участки фриза Парфенона.

fb.ru

Афинский Акрополь - это... Что такое Афинский Акрополь?

Афи́нский акро́поль (греч. Ακρόπολη Αθηνών) — акрополь в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).

Первые укрепления на скалистом отроге площадью 300 м на 130 м, поднимающемся на окраине Афин, появились ещё задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные предметы культа. Акрополь также называют «Кекропия» (Cecropia) или «Кекропс» (Kekrops) – в честь Кекропса, который по легенде был первым царем Афин и основателем Акрополя. [1]

В микенский период (XV—XIII вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В VII—VI вв. до н. э. в Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560—527 гг. до н. э.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (то есть храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 году до н. э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.

В 447 год до н. э. по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо и явился автором проекта, лёгшего в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

В V веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в XV веке) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем — в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 году после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины — Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале XIX века английский лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду — из портика Эрехтейона.

В 1827 году во время обороны Акрополя греческими повстанцами от турецкого пушечного ядра сильно пострадал храм Эрехтейон. Предыдущие попытки турков взорвать Акрополь с помощью подкопов сорвал греческий сапёр Хормовитис, Костас, имя которого дано одной из центральных улиц .

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. XIX века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры сейчас заменены копиями.

План местности

  1. Парфенон
  2. Гекатомпедон
  3. Эрехтейон
  4. Статуя Афины Промахос
  5. Пропилеи
  6. Храм Ники Аптерос
  7. Элевсинион
  8. Бравронейон
  9. Халькотека
  10. Пандросейон
  11. Аррефорион
  12. Афинский алтарь
  13. Святилище Зевса Полиея
  14. Святилище Пандиона
  15. Одеон Герода Аттического
  16. Стоа Эвмена
  17. Асклепион
  18. Театр Диониса
  19. Одеон Перикла
  20. Теменос Диониса
  21. Святилище Аглавры

Галерея

Примечания

  1. ↑ Афинский Акрополь, архитектура и ансамбль Афинского Акрополя.

Ссылки

dic.academic.ru

Акрополь древнегреческих городов

Древняя Греция подарила миру великую культуру. Её учёные - Архимед, Евклид, Пифагор, Демокрит, Фалес создали единую математическую науку, объединив все знания об арифметике, геометрии и астрономии. Величайшие философы Аристотель, Сократ, Платон, Солон обессмертили свои имена. Греки изобрели арбалет, катапульту, построили совершенный тип галеры, начертили карту современного им мира. Греческие медики уже в то время делали операции с помощью металлических инструментов и применяли протезы. Всех греческих мальчиков в возрасте семи лет отдавали в школу, где они изучали чтение, письмо, арифметику, музыку, поэзию, танцы, атлетику. Такое обучение называлось гармоническим, греки считали, что оно лучше всего подходит для физического и духовного развития. Богатые греки отдавали сыновей обучаться в Академию и Лицей.

Греческая письменность появилась примерно в 9-8 вв. до н.э.. Возможно, она была создана на основе финикийского алфавита. Древнейшие образцы греческой письменности датируют 8-7 вв. до н.э. Каждый символ греческого алфавита обозначал одну букву, отдельные символы появились и для обозначения гласных. В древнегреческом языке можно выделить восточный и западный разновидности письма. Восточно-греческое письмо стало основой классического древнегреческого письма, а также византийского, коптского, кириллического, армянского письма. Западно-греческое письмо позднее преобразовалось в этрусское, латинское и древнегерманское

Легендарный древнегреческий поэт Гомер воспел Трою и Троянскую войну в поэме «Илиада». Долгое время ученые считали Троянскую войну красивой легендой. Только в 70-х годах 19 в. немецкий археолог Генрих Шлиман доказал существование Трои и даже нашел ее месторасположение. Возможно, Троянская война была вызвана переселением ахейцев, которые стремились захватить новые территории. Возможно, Троянская война была борьбой за экономическое господство на Средиземном море. Как бы то ни было, древнегреческая легенда основана на реальных событиях и в ней участвовали реальные герои.

Всю свою жизнь и деятельность древние греки связывали с богами. Их наделяли большой физической силой. Они могли превращаться в людей и животных, становиться любым предметом, ветром, дождем или быть невидимым, влияли на судьбу человека. Жили боги на горе Олимп и не знали никаких забот. Вместе с тем древнегреческие божества не знали собственной судьбы и также как и люди испытывали любовь, радость, страх, горе, боль, злость и другие человеческие чувства. У богов были свои любимые города, в которых строили соответствующие храмы и святилища. Отовсюду в Афинах, например, был виден Парфенон построенный в честь богини Афины на вершине Акрополя.

Афинский Акрополь

В древнегреческих городах-полисах акрополем называли возвышенную и укрепленную часть. Такие акрополи были во многих из них, но самым знаменитым стал безусловно афинский. Этот стройный ансамбль выдающихся произведений архитектуры и скульптуры считают шедевром не только греческого, но и мирового искусства, своего рода символом величия классической Греции.

Первые укрепления на скалистом отроге площадью 300 на 130 м, поднимающемся на окраине Афин, появились еще задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные другие святыни. Но все они были уничтожены персидским царем Ксерксом, захватившим Афины в 480 - 479 гг. до н.э. Об этом свидетельствует в своих заметках сам «отец истории» Геродот. Так что восстановление и реконструкция Акрополя (а точнее создание здесь совершенно нового архитектурного ансамбля) действительно произошли уже в тот период истории классической Греции, который обычно называют золотым веком Перикла. К этому времени Акрополь уже утратил свое былое значение главного укрепления Афин. Теперь задача состояла в том, чтобы превратить его в религиозно-художественный центр города, увенчать в мраморе великую победу над персами, наивысший взлет афинской демократии.

Архитектурный проект нового Акрополя был разработан по указанию и при прямом участии афинского стратега (главнокомандующего) и вождя демократической группировки Перикла, который после заключения перемирия со Спартой получил возможность заняться обустройством столицы. Само же строительство в течение 18 лет осуществлялось под руководством его друга Фидия - величайшего из греческих скульпторов. В целом же на создание всего этого архитектурного комплекса ушла вторая половина V в. до н.э. При этом замысел Перикла и Фидия полностью оправдался. Из восторженных отзывов об Акрополе представителей многих поколений можно составить целую книгу. Ограничимся цитатой из вышедшей в свет в 1885 г. «Всемирной истории искусств» П.П. Гнедича: «Возник Акрополь в такой небывалой красоте, что двадцать веков, отделяющих нас от него, исчезают бесследно: мы так же ясно, свежо, как и тогдашний эллин, чувствуем его поражающую прелесть».

Ансамбль Акрополя состоял из нескольких органично связанных друг с другом сооружений, которые хорошо видны на его макете-реконструкции.

Сначала афиняне по широкой каменной лестнице поднимались к Пропилеям - парадному входу на Акрополь, представлявшему собой глубокий сквозной портик с колоннадой; при этом боковые проходы предназначались для пеших граждан, а по среднему проезжали всадники и колесницы, проводили жертвенных животных. Слева к Пропилеям примыкало здание пинакотеки - картинной галереи, где демонстрировались портреты героев Аттики. А справа от них (на том самом выступе скалы, с которого, согласно легенде, афинский царь Эгей еще в XIII в. до н.э. бросился вниз, увидев входящий в гавань корабль своего сына Тесея с черными парусами, символизировавшими неудачу его плавания на о. Крит) был сооружен небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике. В переводе его название звучит как «Бескрылая победа». Полагают, что в условиях перемирия в затяжной Пелопоннесской войне афиняне тем самым выражали надежду на то, что победа теперь от них не «улетит». Поскольку в этом храме стояла статуя Афины, его нередко называют также храмом Афины-Ники.

Миновав Пропилеи, посетители оказывались на плоской каменистой вершине скалы. Прямо перед собой они видели изваянную Фидием огромную бронзовую статую Афины Промахос (Воительницы). Считают, что золоченый кончик ее копья в ясные дни служил ориентиром для судов, подплывающих к городу. За этой статуей на открытой площадке находился алтарь, а слева был воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершали обряды поклонения покровительнице города - богине Афине. Существует древний миф о споре Афины с богом Посейдоном за владение крупнейшим из греческих полисов. Победителем должен был стать тот, чей подарок имел бы для города большее значение. Посейдон метнул свой трезубец на Акрополь и в месте его удара стал бить источник морской воды. Он обещал также афинянам успехи в морской торговле. Но победила в этом споре Афина: в том месте, где она ударила копьем, выросло оливковое дерево, ставшее символом Афин. Одна из частей этого храма, посвященная легендарному царю Афин Эрехтею, называлась Эрехтейоном; здесь же находились его могила и святилище. Однако позднее это название перешло на весь храм.

После разрушения и пожара Эрехтейон пришлось восстанавливать, что было сделано при Перикле, в эпоху наивысшего расцвета Афин. Но до наших дней ни интерьер этого храма, ни его мраморные рельефные фризы не дошли. Оказались поврежденными и все четыре оригинальных портика, в том числе и самый знаменитый из них - портик кариатид. Но даже в поврежденном виде он до сих пор остается главной достопримечательностью Эрехтейона.

Главной же достопримечательностью всего ансамбля был и остается Парфенон - самое большое и известное сооружение в этом ансамбле, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты». Этот храм также был посвящен богине Афине. Но на этот раз она выступала в облике Афины-Парфенос или Афины-Девы. Отсюда и название храма. Сооруженный архитекторами Иктином и Калликратом, Парфенон, сочетавший дорический и ионический ордера и прекрасно вписывавшийся в окружающую местность, отличался удивительной гармонией. Это относится к его ступеням, наружной колоннаде, фронтонам, фризам и метопам - квадратным плитам со скульптурами, многие из которых были созданы Фидием. Здание Парфенона было воздвигнуто из местного белого мрамора, но затем раскрашено, внутри располагались еще два портика с колоннами. Здесь же на высоком постаменте стояла 12-метровая статуя Афины-Девы работы того же Фидия. Эта статуя была хризоэлефантинной, то есть выполненной из слоновой кости и золота, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Из чистого золота Фидий выполнил одежду и шлем богини, волосы и щит образовывали золотые пластины, а в глазницы были вставлены драгоценные сапфиры. «Так возник храм, - пишет знаменитый швейцарский ученый-эллинист Андрэ Боннар, - выполненный согласно законам геометрии жизни, и сам он кажется живым, словно дерево, отягченное плодами, вскормленное почвой Акрополя». Ему как бы вторит известный писатель и эссеист Петр Вайль: «От Парфенона глаз не оторвать еще и потому, что он всегда разный. Цвет сильно меняется по времени года и дня, по состоянию погоды - от снежно-белого до темно-бежевого; есть и тот оттенок старого мрамора, который усмотрел Ивлин Во: сыр, облитый портвейном».

Остается представить себе красочное торжественное шествие афинян по дороге, ведущей от города к Акрополю. Это шествие, проводившееся раз в четыре года, было посвящено Афине. Называли его праздником Великих Пана-финей. А Малые Панафинеи проводили ежегодно. Кульминационный момент торжества происходил у алтаря перед восточным фасадом Парфенона, где передавали жрецам новую одежду для статуи Афины.

И в наши дни греки, почитающие древние традиции, устраивают подобные Панафинейские шествия. По священной Панафинейской дороге они поднимаются к Акрополю и заполняют всю его площадь и храмы. Конечно, внутреннее убранство храмов не сохранилось, и лишь немногое можно увидеть в небольшом музее, расположенном за Парфеноном. В той или иной степени пострадали и сами здания храмов. Особенно это относится к длительному периоду турецкого ига. Например, турки разобрали храм Ники Аптерос и сделали из его блоков укрытие для пушек. Однако позднее греки нашли почти все блоки и сложили храм заново. Два тысячелетия простоял почти невредимым и Парфенон, превращенный сначала в христианскую церковь, а затем в мусульманскую мечеть. Но во время одной из войн турок с венецианцами, в 1687 г., венецианское ядро попало в Парфенон, где турки устроили пороховой склад. Произошел сильный взрыв, в результате которого 14 из 46 колонн были разрушены. Колоннаду затем удалось частично восстановить, но здание так и осталось без крыши. В самом начале XIX в. лорд Эльджин, британский посол в Оттоманской империи, под властью которой тогда находилась Греция, купил 17 фигур, украшавших фриз Парфенона. Вскоре он продал их английскому правительству, и они были выставлены в лондонском Британском музее, составив гордость его экспозиции и привлекая многочисленных туристов. С тех пор Греция не раз предъявляла свои права на мрамор Парфенона, однако официальный Лондон отвергает даже такое компромиссное предложение, как создание филиала Британского музея в Афинах. Так что частичную реставрацию Парфенона пришлось производить при помощи не подлинников, а слепков. А в последние десятилетия злейшими врагами Акрополя стали кислотные дожди, ядовитый смог, которые разъедают мрамор, превращая его в гипс. В этих условиях тем более важно включение Акрополя - эталона гармонии, естественности и красоты - в Список объектов Всемирного наследия.

Греки боялись прогневать богов, поэтому по любому поводу им приносили жертвоприношения. Перед началом войны, например, приносили жертвы богу войны Аресу, в честь богини плодородия Деметры и ее дочери Персефоны, каждую осень устраивали костюмированные представления, в честь Аполлона в Дельфах проводили игры, юные девушки приносили жертвы Афродите, прося у нее любви и счастливого брака. В честь своих богов древние греки проводили раз в четыре года Олимпийские игры, которые продолжались пять дней. В месяц, когда проходили спортивные состязания, устанавливали священное перемирие на территории всей Греции. В играх участвовали только эллины. Остальные могли только наблюдать за ними. Женщинам принимать участие и смотреть игры запрещалось. Но они могли стать чемпионами заочно, например, если от их имени в играх участвовали колесницы.

На древнегреческих Олимпийских играх спортсмены состязались в беге на 334 м, беге на 384 м в полном боевом вооружении, рукопашном бое, борьбе, пятиборье бег на 192 м, метание диска и копья, прыжки и борьба, гонки колесниц.

Победителей Олимпийских игр награждали венком из дикой оливы, возводили на бронзовый треножник, давали в руки пальмовую ветвь. Быть победителем Олимпийских игр считалось очень почетным - они пользовались всеобщим уважением, а в родных городах им предоставляли льготы и привилегии, денежные премии.

Олимпийские игры запретил римский император Феодосий в 4 веке н.э. Возрождение их произошло только в 1896 году.



biofile.ru

Необыкновенный древнегреческий Акрополь

В центре самой древней части столицы Греции, Афин, есть скалистая, крутая возвышенность, поднимающаяся над городом на высоту более 130 м. Первые поселения на этой возвышенности относятся к эпохе каменного века, т.е. нескольким тысячелетиям до нашей, нынешней эры. В период, так называемой, микенской культуры, во втором тысячелетии до нынешней эры, здесь была возведена крепость.

По преданию, построил ее, пришедший из Египта, правитель Кекроис. Эта крепость, следы которой сохранились по сегодняшний день, была построена из тщательно подобранных и подогнанных друг к другу, в форме неправильных многоугольников, камней, не скрепленных никаким раствором. На возвышенности сохранились также и остатки крепостных стен X века до нынешней эры. Но лишь в V веке до нынешней эры здесь были воздвигнуты строения, которые прославили на весь мир название этой возвышенности. Особенно одно из них…

Возвышенность, о которой идет речь, называется Акрополь, а по-гречески название ее звучит «Акрополис», что в буквальном переводе значит — укрепленное поселение на возвышенности. Именно так в Древней Греции называли, расположенные на холмах, поселения или части города.

В период микенской культуры акрополи служили как города-крепости и являлись резиденцией правителя. Позднее они преобразовались в центры религиозного культа. Самый известный из всех существовавших акрополей — акрополь афинский, а его название, со временем, превратилось в имя собственное. И сегодня каждый, кто читает написанное с большой буквы название Акрополь, сразу понимает, что речь идет о возвышенности в самой старой части Афин, известной во всем мире остатками великолепного ансамбля нескольких античных строений.

Монументальная застройка афинского акрополя была начата в VI веке до нынешней эры, во времена правления Писистрата. По его приказу построены были пропилеи (в переводе с греческого — преддверия), служившие парадным проходом. Был также построен храм в честь богини Афины, названный, благодаря своим размерам, Гекатомпедоном, то есть — храмом в сто стоп. Оба эти строения были разрушены в следующем столетии, во времена греко-персидских воен.

Восстановление и расширение застройки Акрополя проводилось при Перикле, знаменитом афинском политическом деятеле и военачальнике. Во время его правления (443 — 449 гг.) Афины достигли наибольшего своего могущества и великолепия. Тогда были воздвигнуты сооружения, превратившие Акрополь в один из прекраснейших во всем мире архитектурных ансамблей.

Перикл поручил своему другу и советнику, известнейшему скульптору античного мира, Фидию, руководство архитектурно-строительными и скульптурными работами на Акрополе, особенно при постройке главного сооружения Акрополя — Парфенона — храма, посвященного богине Афине Парфенос.

gid v greeceДля работ над созданием этого прекраснейшего строения Фидий пригласил архитекторов Иктина и Калликрата. К сожалению, подобно, как и о других творцах древности, известно о них очень немногое, но все же, благодаря историкам и летописцам, дошли до нас некоторые сведения о них. Известно, что Иктин — греческий архитектор, работал, в основном, в Аттике и Пелопоннесе. Соотечественники называли Иктина в числе самых известнейших мастеров в области архитектуры. В его творениях соединялись элементы дорического, ионического (0) и коринфского ордеров.

Архитектурный ордер — это система композиции и конструкции строения, части которого связаны друг с другом определенными пропорциями и отличаются монолитностью формы. Самым характерным элементом в каждом архитектурном ордере является колонна и особенно её верхушка — капитель.

 

Дорический ордер — наиболее строгий, массивный и монументальный. Капитель включает в себя три части — верхняя часть — четырехугольная плита. Ионический — легкий с изящными пропорциями; капитель отличается крупными завитками. И наконец, коринфский — самый нарядный, капитель имеет форму чаши из стилизованных листьев и завитков.

Парфенон — классический пример дорического архитектурного ордера.

gid v greeceПомимо Парфенона, Иктином был построен храм Аполлона Эпикурия на территории Басса, в котором он впервые применил коринфскую капитель, а также храм Телестерион в Элефсисе, недалеко от Афин. О прочих творениях этого архитектора, а было их, конечно, гораздо больше, нам не известно.

О другом создателе главного храма Акрополя, Калликрате, мы знаем еще меньше. Известно только, что, кроме Парфенона, созданного вместе с Иктином, он построил, сохранившийся до настоящего времени в руинах, здание храма Ники Аптерос в Пропилеи и принимал участие в строительстве «длинных стен», соединявших Афины с их портом — Пиреем, находившемся в восьми километрах от столицы.

Строительство Парфенона, который обессмертил обоих его создателей, продолжалось шестнадцать лет. Это классическое произведение древнегреческой архитектуры представляет собой типичный, яркий пример конструкции, которая складывалась из, тщательно подобранных друг к другу, больших глыб мрамора, скрепленных без употребления, какого бы то ни было штукатурного раствора.

gid v greece

Эта конструкция типична для древнегреческой архитектуры.

Мрамор — добывали сотни рабов в знаменитых каменоломнях Пантеликона. Они работали день и ночь в неимоверно тяжелых условиях, гибли от голода, истощения и болезней.

Прямоугольное основание храма имеет размеры 69,51 х 30,86 м. Вдоль всех сторон основания вырастает лес колонн — по восемь с короткой и по семнадцать — с длинной стороны. С короткой стороны — двойная колоннада — общее число, окружающих храм колонн — равняется 58.

Интерьер храма представлен двумя залами: больший из них, разделен двухъярусными рядами колонн. Меньший зал имеет перекрытие, опирающееся всего лишь на четыре колонны. В большем зале стояла статуя известной богини Афины — огромное 12-метровое изваяние, выполненное из слоновой кости и золота. Соседний, меньший зал, служил жрицам богини.

 

Прекрасна была декорация Парфенона, созданная Фидием и его учениками. Представлена она была двумя треугольными резными фронтонами над короткими боками строения, а также 92 барельефами на карнизе (они называются метопами). Карниз окружал храм над балочным перекрытием. Внутренние стены храма опоясывал барельефный карниз, длиной 160 м и в высоту 1 м. На фронтонах и метопах изображены были сцены из мифологии, а на внутреннем карнизе — процессия в честь богини Афины.

Интересно, что при постройке Парфенона, Иктин и Калликрат внесли некоторые архитектурные поправки, с целью усилить впечатление монументальности храма при помощи оптического обмана. Например, колонны, окружающие храм, были слегка наклонены к стенам, основание же всей постройки было незначительно приподнято, и соответственно, выгнута линия перекрытия и карниза.

В течение своего многовекового существования Парфенон подвергался многочисленным перестройкам и был использован в разных целях. В эпоху раннего христианства храм был радикально перестроен и превращен в православную церковь. В XIII веке рыцари-крестоносцы переделали античную постройку в костел. Позднее, в 1458 году, турки «переименовали» костел в мечеть.

В XVII веке французский посол при дворе турецкого султана, как бы предвидя будущую катастрофу, велел выполнить рисунки отдельных фрагментов Парфенона.

В 1637 году, действительно, наступила катастрофа. Парфенон, превращенный в пороховой склад турками, взлетел в воздух от венецианского снаряда. Руины были разграблены венецианцами, а мраморные куски турецкие жители использовали для выжига извести.

gid v greece

Часть сохранившихся скульптур удалось англичанам вывезти в середине XIX века. Занимался переправкой сокровищ британский посол в Константинополе лорд Т.Б. Элджин. В 1816 году вывезенные сокровища были помещены в Британском музее, где находятся и сейчас.

К числу ценнейших из них, относятся скульптуры с фронтонов, метопы и плиты с карниза. Не только за пределами страны, но и в самой Великобритании, вывоз ценнейших произведений древнегреческого искусства вызвал протесты. Однако следует отметить, что благодаря этому акту — произведения античного искусства были спасены от грозившего им, со стороны турков, полного уничтожения. Важно и то, что открытие в Британском музее доступа к столь ценным творениям античной архитектуры, в значительной степени повлияло на углубление научных исследований искусства Древней Греции.

В начале XIX века начались работы по восстановлению Парфенона. Спустя сто лет, в 1929-1930 годах греческий архитектор Н. Баланос установил северную колоннаду храма. В наши дни руины Парфенона находятся под постоянной охраной реставраторов.

 

Гордо возвышаясь на Акрополе, руины привлекают внимание туристов со всего мира, восхищающихся остатками великолепного строения, созданного двадцать четыре столетия назад и являющегося свидетельством величия античной архитектуры и замечательного мастерства ее создателей.

old.gidvgreece.com

Древний греческий Акрополь в Афинах: фото, видео, храмы Парфенон и Эрехтейон, архитектура афинского Акрополя.

С древнего Акрополя можно увидеть все современные Афины и даже заглянуть в глубину столетий, запечатленную в архитектурных и археологических достопримечательностях города, значительная часть которых относится к античной эпохе. Немые свидетели былой славы древней Эллады, сохранившие дух величия самого старого города Европы, органично влились в современный облик столицы. Их душой и сердцем является 156 метровый холм-крепость. «Акрополь – это душа Афин! Афины – это душа Акрополя!», — с гордостью говорят столичные жители. Рассматривая архитектурный ансамбль Акрополя как шедевр человеческого гения, невозможно поверить, что возведен он был всего за 15 лет.

 

Реконструкция Акрополя

Реконструкция Акрополя.

В 446 году до нашей эры Перикл решил заново отстроить разрушенные персами святилища Акрополя. Руководство строительными работами было поручено скульптору Фидию, автору известной статуи Афины Промахос. Фидию и его подмастерьям за довольно непродолжительный срок удалось сотворить новое чудо из слоновой кости, мрамора и золота. Венцом творения великого мастера, стала статуя покровительницы города — богини Афины, восхищавшая паломников около тысячи лет. Кстати говоря, сама статуя сыграла роковую роль в жизни скульптора. На одном из фрагментов щита Афины, автор изобразил сцену битвы греков с амазонками. Два персонажа сюжета очень походили на самого Фидия и Перикла. Горожане посчитали такую попытку увековечить свое имя святотатством, мастера обвинили в неуважении к божеству и присвоении драгоценных материалов. По одной из версий, великий скульптор умер в тюрьме, по другой – был изгнан и закончил жизнь вдали от родины. Как бы в назидание за причиненное художнику зло, город навсегда лишился произведения, являвшегося примером совершенства и красоты. Сегодня только две мраморные плиты в центре целлы Парфенона отмечают то место, где когда-то стояла священная статуя. История сохранила несколько уменьшенных копий изваяния, далеких по исполнению от совершенства настоящего шедевра.

Видео про Акрополь в Афинах:

Парфенон в Акрополе.

Парфенон в Акрополе.

В центре Акрополя из белого мрамора был воздвигнут храм богини Афины – Парфенон. Сюда каждые четыре года в день Великих Панафиней все свободнорожденные граждане Афин шли по Священной дороге через Агору и, поднявшись к Пропилеям, входили на Акрополь. Торжественная процессия направлялась к площади перед восточным фасадом, где стояла статуя богини, и где проходило самое главное действие — передача жрецам богатых праздничных одежд – пеплос для священной Афины.

49529373

Руины Акрополя.

05.JPG 1617667788459d6a14cf3481326458823 001Erechtheum porchkkkllll

Эрехтейон.

Поражает красотой и величием колоннада входа на Акрополь – Пропилей, воздвигнутый архитектором Мнесиклом в первой половине IV века до нашей эры. Портик храма Эрехтейон, возведенный в честь героя Афин – Эрехтея, удивлял своими кариатидами, поддерживавшими крышу здания.

Храм богини Ники.

Храм богини Ники.

Легкий и нарядный храм бескрылой богини Ники, также известный красивой легендой. После того как Ника принесла победу грекам над персами, афиняне решили изобразить ее бескрылой, надеясь, что так она никогда не сможет покинуть Афины.

Статуя Афины Промахос (воительницы)

Статуя Афины Промахос (воительницы).

Все постройки Акрополя, четко вырисовывающиеся на фоне яркого южного неба и синих гор, восхищают совершенством пропорций и красотой. Каждый открывает Акрополь по-своему. Но никто не может с уверенностью сказать, что прочел эту страницу афинской истории до конца. Даже местные экскурсоводы предлагают совершить путешествие в неизведанное.

Древний греческий Акрополь в Афинах: фото, видео, храмы Парфенон и Эрехтейон, архитектура афинского Акрополя.

Афинский Акрополь.

webmandry.com