7 древней греции мудрецов. Мудрецы Древней Греции. Семь мудрецов Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Чем прославились «семь мудрецов» Древней Греции? 7 древней греции мудрецов


Чем прославились «семь мудрецов» Древней Греции?

Семь мудрецовМатериал из Википедии — свободной энциклопедииСемь мудрецов Древней Греции Семь мудрецов — особо чтимые древнегреческие философы, авторы афоризмов и наставлений о мудрой и правильной жизни.

Всего в разных источниках в качестве «семи мудрецов» фигурирует несколько имен в разных комбинациях. Разнообразие списков обусловлено их «привязкой» к определённому месту и времени. Эти списки появились в Греции благодаря практике проведения соревнований между мудрецами. Эти соревнования проходили как во время Олимпиад, так и на других греческих праздниках. В связи с этим появилось несколько списков, и поэтому общее количество мудрецов значительно превышает число семь.

Первый список мудрецов приведен в диалоге Платона «Протагор» (IV в. до н. э.):

Фалес Милетский Питтак Митиленский Биант (мудрец) из Приены Солон из Афин Клеобул Линдийский Мисон Хенейский Хилон из Спарты Также некоторыми античными авторами в этот список включались Акусилай, Анаксагор, Анахарсис, Ариотодем, Лас, Леофант, Лин, Орфей, Памфил, Периандр, Пифагор, Ферекид, Эпименид, Эпихарм, Эфор.

[править]Семь мудрецов индийской мифологии Семь мудрецов (санскр. Саптаршаяс) — в индийской мифологии группа персонажей божественного или полубожественного происхождения. Часто в этой группе объединяются «духорожденные» сыновья Брахмы, именующиеся Праджапати, изначальные творцы, позднее в её состав включают великих мудрецов и другого происхождения. Иногда отождествляются с Ангирасами.

В различных текстах встречаются несколько вариантов имен. Наиболее часто встречается следующий перечень: Атри, Вишвамитра, Бхригу, Гаутама, Джамадагни, Бхарадваджа, Васиштха. Нередко включаются: Ангирас, Дакша, Кашьяпа, Крату, Маричи, Пуластья, Пулаха. В некоторых версиях мифа о потопе Семь мудрецов сопровождают Ману на корабле.

В индийской астрономии Семь мудрецов отождествляются с созвездием Большой Медведицы.

society.ques.ru

СЕМЬ МУДРЕЦОВ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Сообщение выполнил слушатель 841 учебной группы рядовой милиции Шабралиев Ю. М.

СЕМЬ МУДРЕЦОВ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ФАЛЕС

Разносторонние познания Фалеса имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, например, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса

Свои географические, астрономические и физические познания он связал в стройное философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на ясные следы мифологических представлений. Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Он полагал, что существующее возникло из некоего влажного первоначала, или “воды”. Всё постоянно рождается из этого единого источника. Влага и на самом деле вездесущая стихия; все происходит из воды и в воду же обращается. Вода как естественное начало, оказывается и носителем всех изменений и превращений. Это же и в самом деле гениальная идея сохранения.

Позднее предположение Аристотеля в “Метафизике” состоит в том, что наблюдения над влажностью всякой пищи и животного семени заставили Фалеса признать воду, как источник влажности, за первоначало. К сожалению, Фалес не оставил сочинений, а сочинения, упоминаемые позднейшими писателями, как и сообщаемые ими учения Фалеса, считаются подложными. Фалес, по-видимому, не объяснял точнее, каким способом вещи возникают из воды; по всей вероятности, он представлял себе, что с веществом непосредственно связана действующая сила, и саму эту силу мыслил, в духе древней религии природы, как нечто аналогичное человеческой душе.

Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма (-от греч. hyle- вещ-во,  zoe- жизнь) – воззрения по которому жизнь – неотъемлемое свойство материи. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем. Фалес рассматривал душу как нечто спонтанно-активное.

Пример и доказательство всеобщей одушевлённости Фалес видел в свойствах магнита и янтаря; так как магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то, следовательно, они имеют душу.

Земля, с точки зрения философа, держится на воде и окружена со всех сторон океаном. Она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на поверхности водоёма.

Фалесу принадлежит попытка разобраться и в строении окружающей Землю вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звёзды. И в этом вопросе Фалес опирался на результаты вавилонской науки. Но ему представлялся порядок светил обратный тому, что существует в действительности: он полагал, что ближе всего к Земле находится так называемое небо неподвижных звёзд, а дальше всего – Солнце. Эта ошибка была исправлена его продолжателями.

Хотя идея Фалеса о первосущности  представляется нам сейчас наивной, но с исторической точки зрения она чрезвычайно важна: в положении “ все из воды” была дана отставка языческим богам, в конечном счете мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному объяснению природы.

Фалесу  впервые пришла мысль о единстве мироздания. Эта идея, однажды родившись, никогда уже не умирала: она сообщалась его ученикам и ученикам его учеников.

На вопрос, что он видел самого удивительного, Фалес ответил:

"Тирана в старости".

СОЛОН

Воодушевленные афиняне отменили постылый закон, собрали войско и отвоевали желанный остров. Правда, после войны Солону пришлось на третейском суде доказывать справедливость притязаний афинян на Саламин, что он с блеском и проделал.

Потом он убедил афинян воевать в защиту Дельфийского оракула, а позднее захватить Фракийский Херсонес. Эти деяния принесли ему большую славу и дали авторитет в городских делах. Ему даже предлагали стать тиранном и править по своему усмотрению, но Солон отказался от этого предложения.

Наибольшую славу Солон приобрел как законодатель. Его избрали архонтом в 594 г. до Р.Х., когда город был разделен на враждующие группировки и страдал от их столкновений.

Многие слышали о законах Солона и думают, что он полностью перестроил государственную машину. Ничего подобного! Он, конечно, ввел много новых и изменил старых законов. Но там, где дело обстояло благополучно, или где можно было ожидать ожесточенного сопротивления граждан, он ничего не менял.

Первым делом он ввел закон, согласно которому были отменены существовавшие долги и запрещено впредь давать деньги под "залог тела" (т.е. запретил гражданам продавать себя в рабство), это была, так называемая, сисахтия. Были освобождены все закабаленные за долги граждане, а также выкуплены на государственный счет граждане, проданные заграницу. Существовавшие же земельные владения он не тронул. Впрочем, существует версия, что он просто отменил проценты с платежей и уменьшил сумму самих платежей, изменив стоимость денег. Но эта версия менее популярна. Вначале эта мера, сисахтия, не была популярна в городе, а, наоборот, вызвала лишь новое озлобление. Богатые горевали об утраченных долгах, а бедные негодовали из-за того, что он не произвел передела земли. Сам Солон из-за отмены долгов тоже потерял значительную на неприятие тирании, помогал Писистрату советами в управлении государством.

Особое значение имели земельная и политическая реформы.Солон отменил часть долговой кабалы. Все долговые камни с полей убирались,проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы получили название “Сисахфия”. Самозаклад должника запрещался. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личность ответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли. Считают, что Солон установил максимум земельного надела. Однако произвести перераспределение земли он не решился. Ссудные проценты не были уменьшены, что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла сильный удар по интересам крупных землевладельцев из числа знати. Она удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев.

  Впервые была узаконена свобода завещания. Любые виды имущества, в том числе и земельные участки ,можно было продавать, закладывать, делить между наследниками и т.д. Такой свободы обращения с земельным наделом родовое общество не знало. Солон содействовал развитию ремесла, торговли. Он унифицировал систему мер и весов, провел денежную реформу ,создал благоприятные условия для внешней торговли Афин и т.д. Родители в старости не могли по закону получать помощь от сыновей, если не обучили их ремеслу.

  К политической реформе Солона следует отнести деление жителей по имущественному цензу. Все свободные граждане Афин делились на 4 разряда, о чем уже говорилось выше.

Одновременно предусматривалось, что только лица из 1го разряда могли избираться военачальниками и архонтами.Из представителей 2го разряда формировалось конное войско(всадники),из остальных - пешее войско. Ополченцы обязывались иметь свое оружие и находиться в походах на собственном иждивении.

  Солон значительно повысил авторитет и значение народного собрания, которое стало созываться чаще и на нем рассматривались наиболее важные государственные вопросы: принимались законы, избирались должностные лица. В работе собрания участвовали также и неимущие граждане.

  Одновременно был учрежден “Совет четырехсот”- по 100 человек от каждой филы. В его состав могли избираться все свободные, кроме батраков и нищих. Со временем Совет оттеснил ареопаг на второй план.Его роль возросла в связи с тем ,что народное собрание созывалось регулярно. Проекты многих решений готовил Совет, а в необходимых случаях действовал от имени собрания.

  Солон также учредил суд присяжных-“гелиэю”,причем в ее состав избирались граждане всех разрядов. Участие малоимущих граждан в народном собрании, в суде присяжных содействовало развитию афинской рабовладельческой демократии.”Галиэя” была не только главным судебным органом Афин, она также контролировала деятельность должностных лиц.

  Итак, Солон стремился ослабить противоречия между богатыми и бедными гражданами, не допустить социальных потрясений. Ущемив имущественные интересы эвпатридов, он предотвратил возможность массовых выступлений разорившихся общинников. Реформы Солона повлияли на демократизацию Афинского государства,социальной основой которого стали средние и мелкие землевладельцы, верхушка ремесленников и купцов.

Большая часть источников говорит о том, что труп Солона был сожжен на Кипре, а его пепел развеян на Саламине.

Когда Солон оплакивал своего сына, кто-то сказал ему: "Зачем ты это делаешь? Ведь этобесполезно!"

Солон ответил: "Оттого и плачу, что бесполезно".

ПИТТАК

Вступая на поприще политической деятельности, Питтак руководствовался прежде всего интересами высшего слоя демоса, к которому он принадлежал. Интересы же эти заключались, как показывают события в Митилене, в ограничении всевластия старой родовой аристократии, а также в расширении политических прав народа, в первую очередь наиболее зажиточной его части. Конечно, логика событий должна была заставлять Питтака идти на всевозможные компромиссы в целях обретения союзников на том или ином этапе политической борьбы, но в целом, он, по-видимому, достаточно четко и целенаправленно придерживался избранной политической линии, что должно было способствовать росту его популярности и, в результате, наделению его чрезвычайными полномочиями. Период социальных смут, предшествовавших приходу к власти Питтака, продолжался не одно десятилетие (ориентировочно, он охватывал время с 620 по 590 г. до н.э.). Принимая активное участие в названных событиях, Питтак сумел, видимо, заработать определеный политический капитал, который впоследствии, после смерти Мирсила, привел его к власти. Росту популярности Питтака способствовало, несомненно, и его участие в военных действиях, которые приходилось вести Митилене в конце VII в. до н.э. Мы не знаем, участвовал ли Питтак в войне с Эрифрами, о которой упоминает Алкей, но можно с уверенностью говорить о его выдающейся роли в период войны с Афинами за Сигей и Ахиллий. Одним из известных эпизодов этой войны было единоборство Питтака с афинским полководцем Фриноном. Как справедливо отмечает Ф. Шахермейр, победа, одержанная Питтаком в этом бою, содействовала росту его авторитета и явилась важным основанием его дальнейших успехов на политическом поприще. К сожалению, источники очень мало сообщают нам о деятельности Питтака в период его десятилетнего правления. По сообщению Страбона, Питтак использовал данную ему единоличную власть для ослабления влияния знатных родов и установления в городе самоуправления. По-видимому, одним из средств, использованных для достижения этой цели, была законодательная деятельность. Законы Питтака были первыми писаными законами в истории Митилены. Аристотель, сообщая о законодательстве Питтака, подчеркивает, что оно, как впрочем, и некоторые другие ранние законодательства, не затрагивало систему государственного управления.

Немногочисленные упоминания древних авторов о законодательстве Питтака показывают, что оно затрагивало сферу уголовного права, договорных обязательств, а также содержало нормы, регламентирующие отдельные стороны жизни граждан. Даже те скудные остатки этого законодательства, которыми мы располагаем, показывают, что оно имело антиаристократическую направленность. Можно с достаточной мерой уверенности говорить о том, что в законах Питтака предусматривались фиксированные наказания за разные виды правонарушений. Это позволяет отнести законы Питтака к той группе законодательств, которые создавались для практического применения в судебной практике и были направлены на ограничение судебного произвола знати.

К Питтаку за советом обратился один юноша: "Мудрейший! Я меня на примете есть две девушки. Одна из очень богатого и знатного рода. Вторая происходит из моей среды. Какую из них мне выбрать в жены".

Питтак не дал ему прямого ответа. Он указал своим посохом на играющих мальчишек и сказал: "Ты узнаешь лучший совет, если послушаешь, о чем говорят эти мальчишки".

Молодой человек послушался, подошел к мальчишкам и услышал, как один из них говорит своему товарищу: "Не за свое не берись".

Юноша внял предостережению и взял себе жену из незнатного рода.

ПЕРИАНДР

Ремесла и промыслы, которые уже при Кипселе начали бурно развиваться в очень удачно расположенном Коринфе, достигли при Периандре полного расцвета. В керамическом производстве это проявляется и в удивительной обширности района горшечников, и в завершенности художественной отделки сосудов так называемого коринфского стиля, и в их распространении до отдаленных районов, прежде всего Италии и Сицилии.

Тогда как заморский экспорт увеличивал торговый оборот, рос и объем портовых сборов, который прежде всего шел в пользу Бакхиадов, а затем - тиранов. При Периандре он достиг таких размеров, что сын Кипсела мог отказаться от других налогов.

Неоднозначность правления Периандра, который проявил себя, с одной стороны, как эгоистичный, беззастенчиво вмешивающийся в жизнь общины правитель, а с другой - как превосходный, мудрый государственный деятель, очевидно, вызывала уже у современников противоречивые суждения. Периандр имел телохранителей. Бурные проявления враждебности наводили на него ужас; очевидно, оппозиция по отношению к нему была больше, чем к Кипселу.

Периандр был противоречивой и сложной натурой. Древняя традиция включила его в число "Семи мудрецов". Ему приписывают изречение "Управление - это все". В своем споре за Сигей афиняне и митиленцы избрали его третейским судьей. Он находился в дружеских отношениях с Фрасибулом, милетским тираном.

Уже около 650 года Коринф принял евбейскую монетную систему, господствующую на Эгейском море, несмотря на то что во всех прочих государствах Пелопоннеса и в Афинах в это время была в ходу аргосско-эгинская монетная система, введенная аргосским царем Гвидоном. Периандр построил прекрасные гавани и на Коринфском и на Сароническом заливах и создал на обоих морях по флоту.

Строительная деятельность Периандра привлекла в Коринф большое число иностранцев. Его богатство множилось с расширением мореплавания и привлекало странствующих артистов, как, например, поэта Ариона из Метимны, который, находясь при дворе тирана, придал хвалебной песне в честь Диониса художественную форму дифирамба.

Проведенная Периандром реформа государственного управления также была наиболее выгодной городскому классу. В Коринфе аристократия группировалась в особых родовых организациях, считая себя потомками чистокровных дорян, а народные массы - потомками эолийцев. Периандр вместо старых родовых фил вводит новые - территориальные.

Когда Периандр в возрасте 80 лет (около 587 года) умер естественной смертью, никого из его пяти сыновей не было в живых.

Периандр первый завел себе телохранителей и установил в городе тиранническую власть. На вопрос, почему он остается тиранном, Периандр ответил: "Потому что опасно и отречение, опасно и низложение".

ХИЛОН

Для Спарты главным внешнеполитическим событием VI в. было создание Пелопоннесского союза, который она и возглавила. Конечный успех этой длительной военно-дипломатической акции не в последнюю очередь зависел от блестяще проведенной пропагандистской кампании. Идеологи Спарты использовали отличный ход для обоснования своих претензий на господство в Пелопоннесе. Они объявили спартанцев прямыми потомками ахейцев и активно занялись поисками своих ахейских предков.

Славу тираноборцев спартанцы заслужили, в основном изгоняя тиранов из мелких общин, с которыми они могли справиться, не прилагая к тому особых усилий. Заслуга же Хилона скорее лежит в другой плоскости. Он, по-видимому, не только сам участвовал в изгнании тиранов, но и был идеологом нового направления в спартанской политике, цель которого заключалась в усилении влияния Спарты в Греции, в том числе и посредством уничтожения тиранических режимов. Постепенно стал формироваться привлекательный для потенциальных членов Пелопоннесского союза образ Спарты как законной наследницы славы ахейских предков и защитницы дорийской аристократии "на местах" от тирании. Массированная пропаганда, по-видимому, иногда подменяла собою реальные действия Спарты по изгнанию тиранов. Во всяком случае, Хилону удалось на века закрепить за спартанцами имидж принципиальных тираноборцев.

К сожалению, о внутриполитической деятельности Хилона известно еще меньше, чем об его внешнеполитических акциях. Тут мы в большей степени оказываемся в плену умозрительных догадок и предположений. Основная мысль всех тех исследователей, которые видят в Хилоне спартанского законодателя, возможно, равного по своему масштабу Ликургу, заключается в том, что Хилон был инициатором и главной движущей силой всех преобразований, имевших место в Спарте в середине VI в. Так с именем Хилона иногда связывают издание трех так называемых малых ретр.

"Одна из ретр гласила, что писаные законы не нужны. Другая, опять-таки направленная против роскоши, требовала, чтобы в каждом доме кровля была сделана при помощи топора, а двери - одной лишь пилы, без применения хотя бы еще одного инструмента… Третья ретра Ликурга… запрещает вести войну постоянно с одним и тем же противником…" (Plut. Lyc. 13).

Когда Хилона, бывшего эфором в Спарте (560-557 гг. до Р.Х.), приглашали на пир, он долго и подробно расспрашивал обо всех, кто будет на пиру. Он говорил при этом:

"С кем приходится плыть на корабле или служить на войне, тех мы поневоле терпим и на борту, и в шатре. Но в застолье сходиться с кем попало, не позволит себе никакой разумный человек".

БИАНТ

Треножник послали Бианту; но Биант, увидев надпись, сказал, что мудрый – это Аполлон, и не принял треножника; а другие (в том числе и Фанодик) пишут, что он посвятил его Гераклу в Фивах, потому что сам был потомком тех фивян, которые когда-то основали Приену.

Есть рассказ, что когда Алиатт осаждал Приену, то Биант раскормил двух мулов и выгнал их в царский лагерь, – и царь поразился, подумав, что благополучия осаждающих хватает и на их скотину. Он пошел на переговоры и прислал послов – Биант насыпал кучи песка, прикрыл его слоем зерна и показал послу. И узнав об этом, Алиатт заключил наконец с приенянами мир. Вскоре затем он пригласил Бианта к себе. "Пусть Алиатт наестся луку" (то есть пусть он поплачет), – ответил Биант.

Говорят, он неотразимо выступал в суде, но мощью своего слова пользовался лишь с благою целью. На это намекает и Демодик Леросский в словах:

Если надобно судиться – на приенский лад судись!

И Гиппонакт:

Сильнее, чем приенянин Биант в споре.

Умер он вот каким образом. Уже в глубокой старости он выступал перед судом в чью-то защиту; закончив речь, он склонил голову на грудь своего внука; сказали речь от противной стороны, судьи подали голоса в пользу того, за которого говорил Биант; а когда суд распустили, то Биант оказался мертв на груди у внука. Граждане устроили ему великолепные похороны, а на гробнице написали:

В славных полях Приенской земли рожденный, почиет Здесь, под этой плитой, светоч ионян, Биант.

А мы написали так:

Здесь почиет Биант. Сединой убеленного снежной Свел его пастырь Гермес мирно в Аидову сень. Правою речью своей заступившись за доброго друга, Он на груди дорогой к вечному сну отошел.

Он сочинил около 200 стихов про Ионию и про то, как ей лучше достичь благоденствия. А из песен его известна такая:

Будь всем гражданам угоден, где тебе ни случится жить: В этом – благо истинное, дерзкому же норову Злая сверкает судьба.

Сила человеку дается от природы, умение говорить на благо отечества – от души и разумения, а богатство средств – у многих от простого случая. Он говорил, что несчастен тот, кто не в силах снести несчастье; что только больная душа может влечься к невозможному и быть глуха к чужой беде. На вопрос, что трудно, он ответил: "Благородно перенести перемену к худшему".

Однажды он плыл на корабле среди нечестивых людей; разразилась буря, и они стали взывать к богам. "Тише! – крикнул Биант, – чтобы боги не услышали, что вы здесь!" Один нечестивец стал его спрашивать, что такое благочестие, – Биант промолчал. Тот спросил, почему он молчит. "Потому что ты спрашиваешь не о своем деле", – сказал ему Биант.

На вопрос, что человеку сладко, он ответил: "Надежда". Лучше, говорил он, разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, – ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов – твоим другом. На вопрос, какое занятие человеку приятно, он ответил: "Нажива". Жизнь, говорил он, надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много; а друзей любить так, будто они тебе ответят ненавистью, – ибо большинство людей злы. Еще он советовал вот что: не спеши браться за дело, а взявшись, будь тверд. Говори, не торопясь: спешка – знак безумия. Люби разумение. О богах говори, что они есть. Недостойного за богатство не хвали. Не силой бери, а убеждением. Что удастся хорошего, то, считай, от богов. Из молодости в старость бери припасом мудрость, ибо нет достояния надежнее.

О Бианте упоминает и Гиппонакт, как уже сказано: а ничем не довольный Гераклит воздает ему высшую похвалу, написав: "Был в Приене Биант, сын Тевтама, в котором больше толку, чем в других". А в Приене ему посвятили священный участок, получивший название Тевтамий.

Изречение его: "Большинство – зло".

КЛЕОБУЛ

В доказательство они ссылаются на песнопение Симонида, где сказано:

Кто, положась на разум, Похвалит Клеобула Линдского? Вечным струям, Вешним цветам, Пламени солнца и светлой луны, Морскому прибою Противоставил он мощь столпа, – Но ничто не сильней богов, А камень не сильней и смертных дробящих рук; Глуп, кто молвил такое слово!

Не может эта надпись принадлежать и Гомеру, потому что он, говорят, жил задолго до Мидаса.

Из загадок его в "Записках" Памфилы сохранена такая:

Есть на свете отец, двенадцать сынов ему служат; Каждый из них родил дочерей два раза по тридцать: Черные сестры и белые сестры, друг с другом не схожи; Все умирают одна за другой, и все же бессмертны.

Разгадка: год.

Из песен его известна такая:

Малую долю уделяют люди Музам, Многую – празднословью; но всему найдется мера. Помышляй о добре и не будь неблагодарен.

Он говорил, что дочерей надобно выдавать замуж по возрасту девицами, по разуму женщинами; это означает, что воспитание нужно и девицам. Он говорил, что нужно услужать друзьям, чтобы укрепить их дружбу, и врагам, чтобы приобрести их дружбу, – ибо должно остерегаться поношения от друзей и злоумышления от врагов. Кто выходит из дома, спроси сперва зачем; кто возвращается домой, спроси с чем. Далее, он советовал упражнять тело как следует; больше слушать, чем говорить; больше любить знание, чем незнание; язык держать в благоречии; добродетели будь своим, пороку – чужим; неправды убегай; государству советы давай наилучшие; наслаждением властвуй; силой ничего не верши; детей воспитывай; с враждой развязывайся. С женой при чужих не ласкайся и не ссорься: первое – знак глупости, второе – бешенства. Пьяного раба не наказывай: покажешься пьян. Жену бери ровню, а возьмешь выше себя – родня ее будет над тобой хозяйничать. Над осмеиваемыми не тешься – наживешь в них врагов. В счастье не возносись, в несчастье не унижайся. Превратности судьбы умей выносить с благородством.

Скончался он в преклонном возрасте, семидесяти лет. Надпись ему такая:

О мудреце Клеобуле скорбит великою скорбью Линд, отчизна его, в море вознесшийся град .

Изречение его: "Лучшее – мера".

Солону он написал такое письмо:

Клеобул – Солону. "Друзей у тебя много, и дом – повсюду; но истинно говорю: лучше всего Солону приехать в Линд, где правительствует народ. Это остров среди моря, и живущему там не страшен Писистрат. А друзья к тебе будут отовсюду".

freedocs.xyz

Мудрецы Древней Греции. Семь мудрецов Древней Греции

Мудрость и эрудиция всегда высоко ценились практически во всех общественных системах. Причем более приоритетным считалось не просто обладание знаниями, а умение их в нужный момент применить на практике. Именно это и называлось мудростью. Колыбелью европейской культуры принято считать Элладу. В связи с этим совсем не удивительно, что именно мудрецы Древней Греции считаются первыми, кто пролил светоч знаний на темные тогда ещё народы Старого Света. Именно им приписывается систематизация накопленного до тех пор человечеством опыта и реализация его на примере собственной жизни.

С древнейших времен люди пытались выделить наиболее выдающихся представителей человечества. Ещё во времена античности были названы семь мудрецов Древней Греции, личности, которые по представлению эллинов обладали наибольшим запасом знаний. Данное количество было выбрано не случайно. Число «семь» обладало сакральным и религиозным смыслом. Но если количество гениев оставалось неизменным, то их имена менялись в зависимости от времени и места составления списка. До наших дней дошло несколько его вариантов, в которых значатся мудрецы Древней Греции.

Список Платона

Согласно преданию, семь мудрецов из Древней Греции поименно были названы в Афинах во времена архонта Дамасии в 582 году до н. э. Самый первый и наиболее известный список, дошедший до наших дней, был оставлен в IV веке до н. э. великим философом Платоном в его диалоге «Протагор». Кто же был включен в данный перечень, и чем прославились семь мудрецов Древней Греции?

Фалес Милетский (640 – 546 гг. до н.э.)

мудрецы древней греции

Фалес был одним из первых античных философов и основателем так называемой ионийской школы. Родился он в городе Милете, расположенном в Малой Азии, что на территории современной Турции, откуда и получил свое прозвище. Кроме философии, достиг особых познаний в астрономии и геометрии, благодаря изучению наследия египтян и ученых Месопотамии. Именно ему приписывается разделение календарного года на 365 дней. К сожалению, все мысли и изречения Фалеса Милетского дошли до нас только через труды позднейших философов.

Солон Афинский (640 – 559 гг. до н.э.)

семь мудрецов древней греции

Солон – знаменитый афинский философ, поэт и законодатель. По преданию, происходил из царского рода Кодридов, но, несмотря на это, его родители были людьми с небольшим достатком. Затем Солон смог разбогатеть, а после стал самой влиятельной политической фигурой в Афинах. Именно он считается создателем демократических законов, которые практически в неизменном виде продержались в этом городе несколько столетий. К концу жизни добровольно отошел от власти. Также весьма высоко Солон ценился современниками как поэт и мыслитель. На вопрос лидийского царя Креза, знает ли Солон кого-нибудь счастливее его, афинский философ ответил, что об этом можно судить только после смерти человека.

Биант Приенский (590 – 530 гг. до н.э)

7 мудрецов древней греции

Биант, наверное, является более загадочной фигурой, чем остальные мудрецы Древней Греции. О его жизни известно очень мало. Он был судьей в городе Приена, где прославился своими мудрыми решениями, а однажды даже спас родной город от лидийского царя Аллиата. Но когда его родину покорил персидский правитель Кир, Бианту пришлось оставить поселение, ничего с собой при этом не взяв.

Питтак Митиленский (651 – 569 гг. до н.э.)

афоризмы мудрецов древней грецииПиттак был знаменитым мудрецом, полководцем и правителем малоазийского города Митилены. Заслужил славу тираноборца, освободив родной город от деспотии Меланхра. Также известен как выдающийся законодатель. Его изречение о том, что с неизбежностью не спорят даже боги, очень высоко ценилось, как и другие афоризмы мудрецов Древней Греции. Добровольно сложил с себя власть.

Все вышеперечисленные мыслители и философы входили в список 7 мудрецов Древней Греции абсолютно во всех редакциях. Те, о ком будет разговор ниже, были включены в платоновский вариант перечня величайших людей Эллады и некоторых других составителей. Но все-таки они встречаются далеко не во всех списках, в которые внесены семь мудрецов из Древней Греции.

Клеобул из Линда (540 – 460 г. до н.э.)

7 изречений мудрецов древней греции

Клеобул по одной из версий происходил из города Линда, что на Родосе, а по второй – из Карии в Малой Азии. Его отцом был Евагор, который считался потомком самого Геракла. Заслужил славу как мудрый правитель и градостроитель, возвел храм в Линде и соорудил водопровод. Кроме того, Клеобул прославился как автор песен и хитроумных загадок. Его дочь Клеобулина также в свое время считалась одним из наиболее просвещенных философов.

Мисон из Хен (VI в. до н.э.)

Мисон, несмотря на то что его отец был правителем в Хенах или в Итии, для себя избрал тихую и созерцательную жизнь философа, далекую от мирской суеты. Наиболее прославился как автор великих высказываний, некоторые из которых достойны были войти в число 7 изречений мудрецов Древней Греции. Некоторые специалисты считают, что он был включен Платоном в список мудрейших людей по политическим мотивам.

Хилон из Спарты (VI в. до н.э.)

семь мудрецов из древней греции

Хилон – знаменитый спартанский поэт и законодатель. Занимал должность эфора. На своем посту способствовал введению многих прогрессивных законов, которые позже были приписаны Ликургу. Речь Хилона, по свидетельству современников, была полна глубокого смысла, но отличалась лаконичностью, характерной чертой большинства спартанцев. Именно ему приписывается изречение о том, что об умерших людях плохо не говорят.

Список Диогена Лаэртского

Кроме перечня Платона, наиболее известен список, в который включены семь мудрецов Древней Греции, выдающегося историка философии Диогена Лаэртского, жившего предположительно в конце II-начале III в. н.э. Единственное отличие этого перечня от предыдущего в том, что вместо Мисона в него включен коринфский тиран Периандр. Некоторые ученые считают именно этот список изначальным, несмотря на то что Диоген жил намного позже Платона. Данный парадокс объясняется тем, что последний из-за своего неприятия тирании мог исключить из перечня Периандра, а включить менее известного Мисона. Диоген же в своем труде использовал более древний источник.

Имена всех остальных мудрецов в обоих списках полностью совпадают.

Периандр Коринфский (667 – 585 гг. до н.э.)

чем прославились семь мудрецов древней греции

Периандр, правитель Коринфа, наверное, - самая неоднозначная фигура из всех 7 мудрецов Древней Греции. С одной стороны, он отличался удивительным умом, был великим изобретателем и строителем, модернизировавшим волок через перешеек, отделявший Пелопонесский полуостров от материка, а затем начавший строить через него канал. Кроме того, Периандр покровительствовал искусству, а также значительно укрепил армию, что позволило возвыситься Коринфу как никогда прежде. Но с другой стороны, историки характеризуют его как типичного жестокого тирана, особенно во второй половине правления.

По преданию, Периандр умер от того, что не смог перенести смерти своего сына, на которую сам его обрек.

Другие списки

В списках других авторов неизменными остаются только имена Фалеса, Солона, Бианта и Питтака. Личности остальных мудрецов могут варьироваться и значительно отличаться от двух классических версий.

Акусилай (VI в. до н.э.) – эллинский историк, живший ещё до Геродота. По происхождению дориец. Традиция приписывает именно ему первое историческое произведение, написанное в прозе.

Анаксагор (500 – 428 гг. до н. э.) – философ и известный математик из Малой Азии. Также практиковал астрономию. Пытался объяснить строение Вселенной.

Анахарсис (605 – 545 гг. до н.э.) – скифский мудрец. Был лично знаком с Солоном и лидийским царем Крезом. Ему приписывается изобретение якоря, паруса и гончарного круга. Кроме того, Анахарсис известен своими ценными изречениями. Был убит скифами за то, что перенял эллинские обычаи. Реальность его существования ставится многими учеными под сомнение.

Пифагор (570 – 490 гг. до н.э.) – известный древнегреческий философ и геометр. Именно ему приписывается знаменитая теорема о равенстве углов в прямоугольном треугольнике. Кроме того, является основателем философской школы, позже принявшей название пифагореизм. Умер в старости собственной смертью.

Кроме того, среди тех, кого записывали в мудрецы Древней Греции, можно назвать имена Форекида, Аристодема, Лина, Эфора, Ласа, Эпименида, Леофанта, Памфила, Эпихарма, Писистрата и Орфея.

Принципы включения в список

Можно заключить, что в список мудрейших людей эллины включали представителей самых разных родов деятельности, но чаще всего это были философы. Хотя, собственно, этот предмет они могли совмещать и с другим важным занятием – изучением математики, астрономии, естествознания, управлением государством. Впрочем, практически все науки того времени были неразрывно связаны с философией.

Данные списки могли значительно варьироваться и отличаться от двух так называемых классических версий. Во многом конкретные имена, включенные в них, зависели от места жительства и политических взглядов составителя. Так, Платон, судя по всему, именно по этим мотивам исключил из числа великих мудрецов коринфского тирана Периандра.

Не всегда в списках великих мыслителей присутствовали одни греки. Туда иногда включались представители других народов, как, например, эллинизированный скиф Анахарсис.

Важность темы в наши дни

Безусловно, попытка греков выделить из своего числа самых выдающихся представителей и систематизировать их является одной из первых в своем роде в Древнем мире. Изучая данный список, мы можем судить о том, какие личностные качества считались наиболее значимыми в античном мире и ассоциировались с мудростью. Важно ознакомиться с данными представлениями эллинов, чтобы иметь возможность взглянуть глазами современного человека на эволюцию этого понятия на протяжении многих веков.

В России на изучение данного аспекта в школьном курсе выделена отдельная тема - «Мудрецы Древней Греции». 5 класс является оптимальным периодом обучения для восприятия таких основополагающих вопросов.

загрузка...

renbow.ru

Семь Мудрецов - это... Что такое Семь Мудрецов?

 Семь Мудрецов

(греч. hepta sophoi)

   в представлении древних греков, семь наиболее мудрых мыслителей. В число с.м. в разное время включали разные имена. Согласно Платону (Протагор. 343а), это Клеобул из Линда, Питтак из Митилены, Биант из Приены, Фалес из Милета, Хилон из Спарты, Солон из Афин и Мисон из Хены. Разными авторами чаще всего повторяются имена Фалеса, Бианта, Солона, Питтака и Периандра; общее же их количество доходит до 20, и иногда в их число включали кроме греков скифа Анахарсиса. Изречения, приписываемые с.м, у различных античных авторов также варьировались; некоторые из изречений связывались с именами то одного, то другого из мудрецов, а то и вовсе вопрос авторства оставался открытым. На стенах храма Аполлона в Дельфах, где находился самый знаменитый в Греции оракул, было написано 7 кратких изречений, которые приписывали с.м.: «Познай самого себя», «Ничего сверх меры», «Наблюдай конец жизни», «Худших всегда большинство», «Ни за кого не ручайся», «Всему свое время», «Лучше подделывать деньги, чем истину».

   Ярхо В. Семь древнегреческих мудрецов // ВИ. 1966. № 5.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

   * * *

   Обычно к ним причисляют следующих греческих мыслителей и государственных деятелей 7 и 6 вв. до н. э.: Фалеса Милетского, Солона из Афин, Бианта из Приены, Хилона из Спарты, Клеобула с Родоса, Периандра из Коринфа и Питтака из Митилены. Семи мудрецам приписывают максимы, некоторые из которых начертаны у входа в храм Аполлона в Дельфах: "познай самого себя" (Хилон), "ничего слишком" (Солон), "лучше всего - это знать меру" (Клеобул), "соблюдай меру" (Фалес), "нажива ненасытна" (Питтак), "плохие люди составляют большинство" (Биант).    (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

   * * *

   в Др. Греции группа философов и законодателей (VII - VI вв.), к-рых впосл. (вер., с V - IV вв.) признали выдающимися мыслителями и учителями жизни. Обычно к ним относили Фалеса, Солона, правителя из Коринфа Периандра и из Митилены (о-в Лесбос) - Питтака, спартанского законодателя Хилона, Бианта из Приены и Клеобула из Линда (о-в Родос). Взамен нек-рых из этих имен нередко называли другие, так что в общем число С. м. достигало двух десятков. Им приписывали нравоучительные сентенции, приводимые б. ч. у Диогена Лаэртского.

   В.Я.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античный мир. Словарь-справочник. EdwART. 2011.

  • Семонид
  • Семь Холмов

Смотреть что такое "Семь Мудрецов" в других словарях:

  • Семь мудрецов — Семь мудрецов (др. греч. οἱ ἑπτὰ σοφοί)  особо чтимые древнегреческие философы и политики VII VI веков до н. э., авторы сентенций о мудрой и правильной жизни. Содержание 1 В греческой истории …   Википедия

  • СЕМЬ МУДРЕЦОВ — у древних греков семь властителей и государственных деятелей 7 и 6 вв. до Р. X., жизненная мудрость которых, выраженная в кратких афоризмах, стала известна всей Элладе. Согласно Платону («Протагор»), этими мудрецами были Клеобул из Линдоса,… …   Философская энциклопедия

  • СЕМЬ МУДРЕЦОВ — «СЕМЬ МУДРЕЦОВ», древнегреческие авторы кратких сентенций («гном») на темы житейской мудрости (напр., «познай самого себя» Фалеса, «ничего слишком» Солона и т. п.). Состав «Семи мудрецов» в различных источниках варьируется (всего 17 имен в разных …   Энциклопедический словарь

  • Семь мудрецов — VII–VI вв. до н. э., первым о них упоминает Платон, называя Фалеса Милетского, Солона Афинского, Биаса из Приены, Питтака Митиленского (см. Алкей), Клеобула из Линда, Мизона и Хилона Спартанского. Четверо первых выступают и в более поздних… …   Античные писатели

  • СЕМЬ МУДРЕЦОВ — древнегреческие авторы кратких изречений ( гном ) на темы житейской мудрости (например, познай самого себя Фалеса, ничего слишком Солона, что возмущает тебя в ближнем того не делай сам Питтака, наслаждения смертны, добродетели бессмертны Перианд …   Современная энциклопедия

  • СЕМЬ МУДРЕЦОВ — древнегреческие авторы кратких сентенций ( гном ) на темы житейской мудрости (напр., познай самого себя Фалеса, ничего слишком Солона и т. п.). Состав Семи мудрецов в различных источниках варьируется (всего 17 имен в разных комбинациях) …   Большой Энциклопедический словарь

  • СЕМЬ МУДРЕЦОВ —     СЕМЬ МУДРЕЦОВ, др. греч. представители ранней этической рефлексии, выражаемой в близких к пословицам, кратких и, как правило, императивных «сентенциях» («гномах») на темы «житейской мудрости», но отличающихся от фольклорных пословиц: 1)… …   Античная философия

  • “Семь мудрецов” — СЕМЬ МУДРЕЦОВ , древнегреческие авторы кратких изречений ( гном ) на темы житейской мудрости (например, познай самого себя Фалеса, ничего слишком Солона, что возмущает тебя в ближнем того не делай сам Питтака, наслаждения смертны, добродетели… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • СЕМЬ МУДРЕЦОВ — в древнегреческой интеллектуальной традиции группа исторических лиц (главным образом государственных и исторических деятелей 7 6 вв. до н.э.), жизненная мудрость которых, выраженная в императивных кратких сентенциях, стала известна всей Элладе.… …   История Философии: Энциклопедия

  • СЕМЬ МУДРЕЦОВ — в древнегреческой интеллектуальной традиции группа исторических лиц (гл. обр. государственных и исторических деятелей 7 6 вв. до н.э.), жизненная мудрость которых, выраженная в императивных кратких сентенциях, стала известна всей Элладе. Согласно …   Новейший философский словарь

  • «СЕМЬ МУДРЕЦОВ» —         др. греч. представители ранней этич. рефлексии, выражаемой в близких к пословицам, кратких и, как правило, императивных «сентенциях» («гномах») на темы «житейской мудрости», но отличающихся от фольклорных пословиц: 1 (подчёркнутым… …   Философская энциклопедия

antiquites.academic.ru

Семь мудрецов Древней Греции, вып. 8. Эпихарм. Ворчалки от Старого Ворчуна.

Ворчалка № 490 от 19.10.2008 г.

Древнегреческий писатель Гиппобот (III в. до Р.Х.) в своем списке величайших мудрецов Греции приводит такие имена: Орфей, Лин, Солон, Периандр, Анахарсис, Клеобул, Мисон, Фалес, Биант, Питтак, Эпихарм, Пифагор. Мы видим в этом списке 12 имен, и многие из них нам уже хорошо знакомы. Но одним из наиболее загадочных персонажей, которых включали в различные списки "семи мудрецов", является, несомненно, Эпихарм. Загадочность этого человека кроется не только и не столько в его биографии [о многих других знаменитых древних греках мы знаем намного меньше], сколько в характере его трудов и сочинений. Вначале коротко перескажу дошедшие до нас факты биографии Эпихарма, в которых содержится немало противоречий. Считается, что Эпихарм родился на острове Кос в 550-530 году до Р.Х., однако, еще находясь в младенческом возрасте (около 3 месяцев) он вместе со своим отцом Гелофалесом переселился в Сицилийскую Мегару, где и провел всю свою оставшуюся жизнь. При тиране Гелоне Эпихарм переселился в Сиракузы, возможно, после разрушения Мегары Гелоном, но в таком случае, Эпихарм оказался в Сиракузах уже в весьма преклонном возрасте. Эти сведения вызывают некоторое сомнение, так как известно, что прославился Эпихарм именно в Сиракузах, как автор комедий, и многие древние авторы именно Эпихарма называют создателем сицилийской комедии. Возможно, именно поэтому Диоген Лаэрций просто сообщает, что Эпихарм из Мегар переселился в Сиракузы, не уточняя дату этого переселения. Умер Эпихарм глубоким стариком в возрасте 90 или 97 лет. Феокрит сообщает, что на его статуе в сиракузском театре была такая надпись: "Открывший комедию Эпихарм — дорянин по речи и по происхождению.О, Вакх, здесь вместо его самого поставили его медную статую.В Сиракузах, огромном городе, ее поставили сограждане своему мужу;Помня мудрые изречения [его], должно воздавать [ему по заслугам].Дело в том, что он высказал много полезного юношам для жизни.Великая благодарность ему!" Диоген Лаэрций приводит другой вариант надписи на статуе Эпихарма, правда, это могла быть другая статуя и в другом месте: "Настолько великий свет солнца отличается от [света] звезд,И насколько сила моря больше [силы) рек;Насколько, говорю я, превосходил [всех] мудростью Эпихарм,Которого увенчала эта родина сиракузян". До нас также дошли сообщения о том, что Эпихарм родился на Сицилии (в Мегарах или даже в Сиракузах), а на Косе он был в изгнании. Оттуда он якобы возвратился на Сицилию вместе с косским тираном Кадмом, добровольно сложившим свои полномочия, и переселившемся со многими согражданами на Сицилию. Византийский лексикограф Свида (Х в.) сообщает, что Эпихарм был сыном Титира или Химара из Сиракуз или из Краста на Сицилии. Однако, "титир" или "химар" означают на различных диалектах древнегреческого языка "козел", а название "Краст" можно перевести как "Козлоград", так что, возможно, Свида некритично собрал шутливые сведения об Эпихарме или почерпнул их из недошедшего до нас сочинения, направленного против Эпихарма. Свида же сообщает, что Эпихарм поставил в Сиракузах то ли 52, то ли 35 драм. Следует сказать, что драматические сочинения Эпихарма были невелики по объему и редко превышали 400 стихов. Братья Эпихарма также как и их отец Гелофалес были врачами, поэтому нет ничего удивительного в том, что в начале своей деятельности Эпихарм занимался медициной. Есть сообщения о том, что Эпихарм написал несколько медицинских трактатов и работ по ветеринарии. Были у Эпихарма сочинения и по различным проблемам сельского хозяйства, так что можно смело говорить о сугубо практическом характере первых литературных трудов Эпихарма. Есть заслуги Эпихарма и в области греческой грамматики. Вначале в греческом языке было только 17 букв, а Паламед, Симонид и Эпихарм добавили еще 8 букв. Эпихарму приписывают введение двух букв, но древние авторы расходятся во мнениях, какие именно буквы ввел наш герой. Но больше всего прославился Эпихарм как комедиограф и философ. Известный российский ученый А.Ф. Лосев удивляется, как удалось этому философу объединить элементы философии Гераклита со школой пифагорейцев, а также высмеивать их в своих комедиях. Впрочем, оценивать философию Эпихарма следует очень осторожно, во-первых, из-за недостаточности материала, а во-вторых, следует постоянно иметь в виду, что только Эпихарм серьезно и в большом объеме вводил философию в свои драматические произведения. Некоторые ученые, основываясь на свидетельстве Диогена Лаэрция, полагают, что Эпихарм первоначально изложил свои философские взгляды в отдельном философском труде "О природе", или, возможно, что в дидактической поэме, и только в конце жизни стал насыщать свои комедии философским материалом. Для подкрепления этой точки зрения они используют сохранившиеся фрагменты философской поэмы Энния (239-169 гг. до Р.Х.) под названием "Эпихарм". Одни ученые считают, что Энний переложил в стихах философский труд Эпихарма; другие же полагают, что Энний просто говорит в своей поэме от лица Эпихарма, считая его приверженцем учения Пифагора. Никто не отрицает связи философских взглядов Эпихарма с учением пифагорейцев, но большинство ученых все же полагают, что Эпихарм с самого начала рассредоточил свое учение по многочисленным комедиям, опасаясь преследований со стороны тираннов, правивших на Сицилии. Опору для такого взгляда они находят в следующем утверждении неоплатоника Ямвлиха, жившего между 240 и 330 годами от Р.Х.: "И Эпихарм принадлежал к посторонним слушателям [Пифагора], а не к [пифагорейскому] союзу. Прибыв в Сиракузы, он, по причине тирании Гиерона, воздержался от публичного занятия философией, но переложил в стихи мысли мужей [пифагорейских] и, скрывая учения Пифагора под видом шутки, распространял их [таким образом]". Но Ямвлих ничего не говорит об очевидных связях учения Эпихарма с философией Гераклита (550?-475 гг. до Р.Х.), Ксенофана (570-478 гг. до Р.Х.) и, вероятно, Парменида (540-450 гг. до Р.Х.). Поэтому к свидетельсту Ямвлиха следует относиться с осторожностью, хотя в другом месте он говорит: "...те же, которые хотят передать какие-либо наставления, касающиеся практической жизни, [обыкновенно] приводят мысли Энихарма, и почти все философы принимают их [в свои сочинения]". Эпихарма сближает с пифагорейцами не только элементы их учения, проявляющиеся в сохранившихся фрагментах Эпихарма, но и традиция, засвидетельствованная Диогеном Лаэрцием [написал книгу под названием "Гелофалес, отец Эпихарма Косского"], который прямо говорил о дружеских отношениях между Гелофалесом, отцом Эпихарма, и Пифагором. Сохранившиеся фрагменты подтверждают основательное знакомство Эпихарма с учением Пифагора, поэтому многие ученые полагают, что Эпихарм находился под прямым влиянием его учения и был его последователем. Однако считать Эпихарма пифагорейцем было бы слишком смело, так как он был комедиографом, что не очень-то согласуется с учением Пифагора. Кроме того, во-первых, Эпихарм в некоторых фрагментах прямо отрицает некоторые положения учения пифагорейцев, а, во-вторых, часто высказывает свои оригинальные суждения, которые отсутствуют у пифагорейцев. (Продолжение следует)

www.abhoc.com

Семь мудрецов из Древней Греции

Большую роль в подготовке древней философии сыграли " 7 мудрецов ". Слова " 7 мудрецов " устанавливают в кавычки, поэтому что данных мудрецов было более; существовали разные перечни мудрецов, но в каждом перечне их было непременно 7. Это произносит, о том, что тут проявлялась соответствующая для предфилосфского сознания мистика чисел, которую мы обретаем и у Гесиода, потому его книга величалась " Труды и дни ", ибо в конце поэмы Гесиод ведает о том, какие дни месяца удобны или неблагоприятны для тех или других дел.

Разные источники определяют состав " 7 мудрецов " разносторонне. Самый ранешний из дошедших до нас списков принадлежит Платону. Это уже 4 в. до н. э. В разговоре Платона " Протагор " о мудрецах произнесено: " К таковым людям принадлежали и Фалес Милотский. и Питтак Митиленский, и Биант из Приены, и наш Солон, и Клеобул Линдийский, и Мисон Хенейский, а седьмым меж ними числился лаконец Хилон ". Позднее у Диогена Лаэрция пространство малоизвестного Мисона с огромным на то правом занимает Периандр - коринфский безжалостный. Полагают, что Платон вывел Периаидра из состава " 7 " в следствии собственной нелюбви к тирании и мучителям. Были и остальные перечни. Но во всех семерках иеизменно присутствовало 4 имени: Фалес, Солон, Биант и Питтак. Со порой имена мудрецов были окружены легендами. Например, Плутарх и собственном творении " Пир 7 мудрецов " обрисовал очевидно выдуманную их навстречу в Коринфе у Периандра.

Время деятельностп " 7 мудрецов " - конец 7 и правило 6 в. до н. э. Это конец 4-ого( опосля Эгейского неолита, Критской и Микеиской Греции и " гомеровской " Греции) периода в летописи Эгейского решетка - периода устарелой Греции( 8 - 7 вв. до н. э.) и правило 5-ого периода. В 6 в. до н. э. Эллада вступает в век железа. На базе отделения ремесла от земледелия расцветает древний полис - город-государство, в котором входящие в полис сельские местности экономически и политически подчинены городку. Развиваются товарно-денежные, вещные дела меж людьми. Начинается чеканка монеты. Власть евпатридов, " великодушных ", велущих собственный род от родоначальнпков полубогов-героев, а тем самым философски доказывающих родное преимущество на владычество, в ряде более передовых полисов свергается. На ее пространство ставится тирания. Тираническая антиаристократическая выкройка правления устанавливается в Мегаре во 2-ой половине 7 в. до н. э., в Коринфе, Милете и в Эфесе - в конце 7 в. до н. э., в Сикионе и в Афинах - в истоке 6 в. до н. э. В истоке 6 в. до н. э. в Афинах была проведена перестройка Солона. Отныне основой общественной стратияфикации там стало не возникновение, а имущественное состояние.

Обыденное нравственное рассудок. Мудрость " 7 мудрецов " невозможно отнести ни к науке, ни к мифологии. Здесь, по-видимому, проявился 3-ий церковный родник философии, а конкретно - ежедневное рассудок, в индивидуальности то, которое добивается уровня житейской мудрости и которое имеет место быть в поговорках и пословицах, поднимающихся время от времени до большущий обобщенности и глубины в осмысливании человека и его социальности. Этим, как не забываем, в особенности различалась китайская предфилософия и даже философия. Но то, что для Китая было долей, то для Эллалы было только эпизодом. Конечно, вероятна историко-сравнительная содержание " Конфуций и " 7 мудрецов ", но взростить ее разрешено лишь в обшем контексте древнекитайской и древнеиндийской предфилософии и философии. В различие от древнекитайской и древнеиндийской, древнегреческая философия появилась не как этика, а как натурфилософия, а лучше заявить, " фисикофилософия ".

Вместе с падением политичеркой власти аристократии теряет свою гегемонию и мифологическое миропонимание, чья идеологическая функция в критериях сообществ " бронзового века " состоит в обосновании, как мы уже произнесли, права землевладельческой аристократии на владычество над земледельцами. Со порой начинают накладываться 1-ые еще чрезвычайно доверчивые, но все же немифологические системы взоров. Но на первых порах миру богов и героев противопоставляется понимание ежедневного сознания в афоризмах, в которых нет ничто от сверхъестественного решетка. Это кристально житейская практическая мудрость, но достигшая собственного атомарного обобщения в сжатых разумных изречениях.

Такие афоризмы, или гномы, имели форму всеобшности. Аристотель описывает " гному " как " выражение всеобщего нрава ". Гномы воспользовались большущий знаменитостью. Изречения " ничто сверх меры " и " узнай самого себя " были даже высечены над входом в дельфийский церковь Аполлона. Диоген Лаэрций сообшает, что имена " 7 мудрецов " были официально провозглашены в Афинах при архонте Дамасии( 582 г. до н. э.).

Три вида гном. В личике собственных мудрецов древнее мировоззренческое рассудок обращается от мифологических теогоний к человеку. Уже в Гссиодовых " Трудах и днях " зарождается моральная рефлексия, понимание механизма публичных запретов и предписаний, дотоле работавшего подсознательно. Но и в гномах разрешено узреть зарожденпе древнегреческой этики. Конечно, этика - это дисциплина о нравственности, а не хозяйка мораль, но моральное самосознание - это уже правило этики. Античная мифология не различалась ни высоконравственным уровнем, ни морализированием. Выше говорилось, что у Гомера все в высоконравственном отношении равнодушно, не считая мужества - данной ключевой и единой добродетели и трусссти - главенствующего и единого порока. Упреки совести Одиссею неизвестны. Между тем совесть - это переживание расхождения меж подабающим и сущим в поведении человека. Конечно, часто приключается, что подабающее как оказалось мнимым, фруктом быстрее предрассудка, чем интеллекта, потому сами по себе укоры совести еще ничто не молвят о подлиниости или неподлинности подабающего. Но у Одиссея вообщем нет ни малейшего представления о должном.

В базе складывающихся этических норм покоился один важный принцип. Он был верно выражен уже Гесиодом: " Меру во всем соблюдай! " Поэтому зло было понято как чрезмерность, а добро - как умеренность. Нравственную чрезмерность греки именовали " гюбрис " - дерзость, наглость, грубость, дерзость, глумленье. Отсюда такие гномы, как афоризм Солона " Ничего сверх меры! " и афоризм Клеобула " Мера - лучшее ". В этом же роде и наиболее конкретные изречения, к примеру советы Бианта - " Говори к месту ", Хилона - " Не разрешай собственному языку обгонять твой интеллект ", Питтака - " Знай родное время " и т. д. Все эти гномы служили проповеди гармонизации отношений меж людьми методом их самоограничения.

К сиим гномам примыкала гномическая( наставительная) поэзия Фокилида Милетского, Феогнида Мегарского и остальных поэтов-моралистов. Среди них мы опять обретаем неких из " 7 " мудрецов ". Хилону приписано двести стихов, Питтаку - 600 и Клеобулу - три тыщи. Выдающимся стихотворцем был мудрец и постановитель Солон.

Вообще разговаривая, античная предфилософская лирическая поэзия стратегии сыграла свою роль в подготовке философии. В лирике проистекает просыпание собственного самосознания, тогда как в эпосе личность поглощена родом. Мифология - дело родового сознания, а философия - собственного. Предфилософская лирика в Элладе - это в главном лирика ионийских стихотворцев конца 8 - 7 и истока 6 в, до н. э. Она представлена именами Каллина из Эфеса, Тиртея из муза, Архилоха с Пароса, Терпандра с Лесбоса, доричесыим лириком Алкманом Спартанским - лидийцем из Сард, Алкеем и Сапфо с Лесбоса, Стесихором, Симонидом из Аморгоса, Мимнермом из Колофона.

Второй вид гном - это что-то большее, чем высоконравственные указания. Сюда до этого только относится гнома " Познай самого себя! " Она имела не лишь высоконравственный, но и мировоззренческо-философский значение, который, истина, был открыт только Сократом в 5 в. до и. э.

Третий вид гном - это гномы Фалеса. Фалес - 1-ый во всем перечнях " 7 ". Он же 1-ый миксолидийский, древнезападный философ. Фалесу приписаны такие опытные мировоззренческие изречения: " Больше только место, поэтому что оно все в себе охватывает ", " Быстрее только ум, поэтому что он все обегает ", " Сильнее только надобность, ибо она владеет над всем администрация ", " Мудрее только время, поэтому что оно все раскрывает " и некие остальные.

Имея в виду конкретно Фалеса, Маркс заявлял о том, что " греческая философия наступает с " 7 мудрецов " 1/ Маркс К., Энгельс Ф, Из ранешних творений. М., 1956, с. 131./. И менно Фалес распространил ту форму всеобщности, которая была достигнута в гномах, на миропонимание. В этом ему посодействовало и рукоделие науками. Фалес был не лишь главным посреди мудрецов, но и главным древним ученым.

filosofia.my1.ru