7 царей древнего рима. Семь царей Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

3. СЕМЬ РИМСКИХ ЦАРЕЙ. 7 царей древнего рима


Семь царей Древнего Рима | AudioBaby

Ромул и Тит Таций

Палатинский холм, на котором Ромул основал свой город, имел четырехугольную форму. Соответственно были построены и древние стены, сложенные из каменных глыб, вырубленных на склонах самого холма. Поэтому и сам город назвали «квадратным Римом».

Воцарившись в Риме, Ромул, следуя обычаям, принятым у вождей соседних племен, в особенности богатых этрусских царей, решил окружить свой трон не меньшей пышностью и великолепием. У него была свита особых телохранителей, которые назывались ликторами. Каждый ликтор носил связку прутьев с воткнутойв середину секирой. По приказанию царя ликторы бросались на виновного, секли его прутьями, а за особо тяжкое преступление тут же отсекали голову. Царь появлялся перед народом в пурпурном плаще, с жезлом в руках, окруженный ликторами и приближенными.

Ромул был дальновидным и разумным правителем. Желая укрепить мощь основанного им города, он разделил всех жителей, которые могли носить оружие, на отряды, состоявшие по 3000 пехотинцев и 300 всадников. Каждый такой отряд назывался легионом. Из ста наиболее авторитетных граждан Ромул составил совет старейшин, который был назван сенатом, а члены сената — патрициями, в отличие от простого народа, стекавшегося в новый город из самых различных мест и зачастую совершенно неимущего. Для того, чтобы укрепить связи с соседними племенами, Ромул направлял к ним посольства с предложениями заключить брачные союзы женщин из этих племен с его подданными. Однако соседи, считая римлян неимущими беглецами, отказывались выдавать своих девушек за этот «подозрительный сброд». Но хитроумный Ромул решил настоять на своем и залучить к себе женщин под предлогом празднества, на которое были созваны жители соседних городов и поселений. Ромул велел распустить слух о том, что на его земле найден зарытый алтарь бога Посейдона. Были принесены щедрые жертвы и устроены игры и конные состязания. Самую многочисленную часть гостей составили сабиняне, которые привели на праздник своих жен и дочерей. Сам Ромул, сидевший в пурпурном плаще, должен был подать условный знак воинам, поднявшись на месте, свернув плащ и снова накинув его на плечи. Множество римлян не спускали глаз с царя и по его сигналу с криком бросились на сабинянок, увлекая их за собой. Никто не преследовал обратившихся в бегство сабинян. И хотя сабиняне пытались договориться о возвращении им похищенных дочерей, Ромул отказался это сделать. Он предложил сабинянам переселиться к нему в Рим. Тогда негодующие сабиняне стали готовиться к походу на город.

Они двинулись под предводительством Тита Тация, но путь им преградили укрепления на Капитолийском холме, где размещался караул, выставленный римлянами. Сабинянам удалось взять его лишь путем подкупа дочери начальника караула — Тарпеи. У сабинян был обычай носить на левой руке тяжелые золотые запястья. Тарпея, прельстившись драгоценными украшениями, согласилась открыть ночью ворота, потребовав взамен у Тация то, что его воины носят на левой руке. Та-ций согласился, но, презирая предательство, велел своим воинам последовать его примеру — он бросил в Тарпею не только золотой браслет, но и тяжелый щит, надетый на его левую руку. Таким образом предательницу засыпали золотыми украшениями и задавили тяжелыми щитами. Тарпея была погребена на одной из скал Капитолийского холма, которая получила название Тарпейской и стала потом местом казни — с нее сбрасывали приговоренных к смерти преступников.

После того как сабиняне овладели укреплением, Ромул вне себя от ярости стал вызывать Тита Тация на бой. Закипела ожесточенная битва, схватка непрерывно следовала за схваткой. Ромул был ранен камнем в голову и едва не рухнул на землю, не находя в себе сил продолжать сражение. Римляне дрогнули и бросились бежать к Палатинскому холму. Напрасно Ромул, собрав последние силы, бросился наперерез бегущим воинам, пытаясь обратить их лицом к врагу. В отчаянии он простер руки к небу и громовым голосом стал взывать к Юпитеру, моля его вернуть римлянам мужество и спасти Рим от гибели. Юпитер вселил стыд перед царем и отвагу в сердца отступающих воинов. Они остановились, сомкнули ряды и вновь отбросили сабинян.

В это время произошло нечто неожиданное как для римлян, так и для их врагов. Словно вдохновленные божеством, с мольбами, слезами, воплями, прижимая к груди младенцев, скользя в крови поверженных воинов, с холмов ринулись сабинянки, похищенные римлянами. Они бросились между сражающимися, умоляя их, отцов своих детей, пощадить малолетних младенцев, которые неизбежно осиротеют, если битва, столь жестокая, будет продолжаться. Одна из сабинянок, Герсилия, была особенно красноречива в своих мольбах и упреках. Остальные женщины, взволнованные, плачущие, прекрасные в своем негодовании и отчаянии, смело преграждали путь сражающимся, и им удалось остановить кровопролитие. Римляне и сабиняне заключили мир. Было принято решение о совместном правлении, войсками стали командовать Ромул и Тит Таций. Сабиняне переселились в Рим. Таким образом удвоилось число жителей города, патрициев и воинов в легионах. Женщины стали пользоваться особым уважением — им уступали дорогу, никто не смел в их присутствии говорить непристойности, привлекать их к суду по обвинению в убийстве. Дети их имели право носить на шее украшение-буллу. В честь женщин, столь героически положивших конец войне, был устроен особый праздник — матроналии.

Оба царя, и Ромул и Тит Таций, почитали друг друга и правили в полном согласии. За время их совместного правления Рим значительно разросся, одержав большое количество славных побед над соседними племенами. Ромул, проявивший себя как выдающийся военачальник, занятые им города не разрушал, а превращал их в римские поселения, отправляя туда на жительство своих подданных. После смерти Тита Тация Ромул стал управлять Римом единолично. Однако всевозраставшее могущество Ромула сделало его гордыню непереносимой не только для народа, но и для сенаторов, с мнением которых Ромул перестал считаться.

audiobaby.net

3. СЕМЬ РИМСКИХ ЦАРЕЙ

ратный Рим» (Roma Quadrata) - огороженное место, служившее для защиты от нападений зверей и неспокойных соседей. Это место впослед­ ствии почиталось священным, и там хранились предметы, которые свя­ зывались традицией с основанием Рима. Но, видимо, уже с IX в. соседние холмы Эсквилин, Квиринал и Виминал занимают другие поселенцы, ко­ торые зарывают своих умерших в землю. Этих поселенцев современные ученые считают сабинянами, которые часто упоминаются в рассказах о ранних веках римской истории.По-видимому,вУIII в. до н.Э. происходит объединение деревень, расположенных на различных холмах Палатина и Эсквилина, и этот союз носит название Sерtimопtium (Семихолмье). Впоследствии в объединение входят и поселения на других холмах, в ча­ стности сабинский поселок на Квиринале. На Капитолии же создается цитадель, являющаяся и крепостью и средоточием святынь молодого го­ рода.

Постепенно Рим включает в себя другие холмы, кроме Авентина, присоединенного только в IV в. до н. э. Осушается заболоченный прежде Форум; город окружается стенами. Граница его носила название pomerium. Само слово «Рим» (Roma) этрусского происхождения. Неко­ торые исследователи связывают его с родовым этрусским именем *гиmа. Таким образом, Рим возникает из слияния латинских общин с сабински­ ми. Вместе с тем с ранних пор в жизни города принимают участие и этру­ ски, распространившие на Рим сначала культурное, а потом и политиче­ ское влияние.

Такой представляется история возникновенияРима на основании ар­ хеологических данных и некоторых общих соображений, высказанных на базе критики литературной традиции.

Наши литературные источники содержат довольно подробное, но малодостоверноеизложение римскойистории в первый ее период, кото­ рый называется царским.

Традиция рассказывает о семи римских царях. Первому царю, Рому­ лу, приписывается учреждение исконных римских институтов: он разде­ лил граждан на патрициев и плебеев, создал курии, учредил сенат, орга­ низовал войско.

В рассказах о Ромуле часто упоминаются сабиняне. Вскоре после основания города ;

рассказывает традиция, римляне, у которых не было жен, пригласили на зрелище сосе­

дей-сабинян.Во время празднества они похитили их дочерей. Возмущенные сабиняне по­

шли на римлян войной, но дочери-пленницыпримирили их со своими мужьями. После этого

два государства - римское и сабинское - сливаются в одно, и Ромул правит вместе с са­'

бинским царем Титом Тацием до самой смерти последнего. Ромул ведет удачные войны с со-

седними городами. Относительно смерти его приводятся две версии: по одной, он был взят живым на небо, по другой - убит патрициями.

Преемник Ромула сабинянин Нума Помпилий, по данным традиции, ведет мирную по­ литику. Ему приписывалось учреждение различных культов, создание жреческих коллегий, а также коллегий ремесленников. Третий римский царь, Тулл Гостилий, присоединяет к РимуАльбу-Лонгу;жители этого города получают римское гражданство. С борьбой противАльбы-Лонгисвязана легенда о Горациях и Куриациях. Горации былибратья-близнецыримляне, Куриации - такжебратья-близнецыальбанцы. Альбанский вождь и Тулл Гости­

JIИЙ договорились, что поединок мещду отдельными воинами должен решить исход борьбы. Со стороны римлян вызывались бороться Горации, со стороны альбанцев - Куриации. Два римлянина ранили трех Куриациев, но сами были убиты. Третьему Горацию удалось одолеть всех соперников; торжествующий, он шел впереди войска и нес доспехи убитых противников. Но сестра его, просватанная за одного из Куриациев, в знак печали распусти­ JJa волосы и призывала своего жениха. Разгневанный Гораций убил ее. За это он был при­ влечен к суду, и его ожндала казнь. Тогда отец Горация обратился к народу, и народ освобо­ дил его.

После Тулла Гостилия правил Анк Марций, который нанес поражение латинам, по­ строил мост через реку Тибр и основал в устье Тибра гавань Остию. После него царем сде­ лался переселившийся из Этрурии Тарквиний Древний. Он воздвиг цирк, при нем был за­ ложен Капитолийский храм, проведена клоака. Ему пришлось вести войны с латинами и эт­ русками. Тарквинию Древнему наследовал его воспитанник, сын рабыни Сервий Туллий, с

именем которого связана реформа гражданства, победа над городом Вейями, сооружение храма Дианы. В одном памятнике (речь императора Клавдия) Сервий Туллий отождествля­ ется с этруском МастарноЙ. Сервий Туллий был убит своим зятем Тарквинием Гордым, му­ жем дочери Туллии.

Последним римским царем считается Тарквuнuй Гордый. Традиция рисует его тираном, жестоко расправлявшимся со своими подданными и тем вызывавшим всеобщее недовольство. Сын его обесчестил жену сво­ его родственника Тарквиния Коллатина - Лукрецию. Последняя рас­ сказала об этом своему мужу и покончила самоубийством. Бесчинства Тарквиния и смерть Лукреции вызвали восстание, закончившееся изгна­ нием Тарквиния и падением в Риме царской власти.

Существуют более или менее правдоподобные объяснения различных моментов рим­ ской традиции о царском периоде. Некоторые имена царей носят этиологический харак­ тер. Ромул был эпонимом города Рима (этрусское *гuma, латинское Roma, отсюда Romulus). Первоначальное имя эпонима города было Ром (Rhomos). Потом наряду с ним появляется Ромул (Romulus). Из двух этих имен создается легенда о двух братьях - Рому­ ле и Реме. Имя Нумы Помпилия связывается с терминомnитеn (божество) ис плебей­ ским родом Помпилиев. Имя Тулла Гостилия могло возникнуть как объяснение названия

здания - Гостилиевой курии, и вместе с тем оно связано с плебейским родом Гостилиев,

так же как имя Анка Марция - со знатным плебейским родом Марциев. Имя Сервия Тул­ лия связывается с патрицианским родом Сервилиев. Историческая действительность отра­ жена, несомненно, в рассказах о похищении сабинянок, о Тите Тации. Это были отзвуки си­

нойкизма римлян с сабинянами.

Некоторые легенды, возникшие в патрицианских родах, восходили к отдаленным исто­ рическим событиям. К таким следует отнести предание о Горациях и Куриациях. Титу Ли­ вию было неясно, кто из них были римляне и кто - альбанцы. Оба рода претендовали на право считаться главными участниками важного события - разрушения города Аль-

105

Рис. 31. Остатки стены старинного Каnитолийского храма

в честь Юпитера Величайшего

бы-Лонги.ЭпизодС судом над Горацием объяснял старинное право римских граждан обра­ щaTьcя к народному собранию с апелляцией на решение магистратов (jus ргоvосаtiопis). Легенда была приурочена к роду Горациев потому, что только представители этого рода ежегодно1 октября приносили жертву Янусу и Юноне в особом месте, носившем название Tigillum sororium (сестрино бревно), происхождение которого осталось неясным в истори­ ческую эпоху, причем его пытались связать с убийством Горацием своей сестры.

Некоторые легенды отражали разные политические тенденции римских политических партий IJ - 1 вв. до н. э. (по аристократической версии, Ромул был взят живым на небо, а по демократической - убит партициями).

Нужно заметить, что в последнее время скептицизм в отношении всей традиции цар-'

ской эпохи уступает место признанию некоторых ее моментов достоверными. Так, Лэст ВI «Кэмбриджской древней истории» считает достоверными имена' всех царей, кроме Ромула. По его мнению, царей было больше семи, но до нас дошли лишь имена последних из них.в' нашей литературе историчность всех римских царей, кроме Ромула, признаетс.и. Кова­ лев. Нужно, однако, сказать, что если отдельные рассказы о царях отражают достоверную действительность, то в целом дошедшая до нас история царской эпохи являетсялегендар-,ной.

Рассказы о Тарквиниях следует считать наиболее достоверной частью предания о ца­

рях. С УII в. до н. э. начинается усиление этрусских городов, распространивших свое влия­ ние на долину реки По, Пицен, Лаций и Кампанию. В рассказах о Тарквиниях и был отра­ жен период этрусского господства в Риме.

Самое имя Тарквиниев может быть признано историческим. Существовал этрусскиq город Тарквинии. Известен род Тарквиниев в этрусском городе Цере. В этрусской гробнице

studfiles.net

Семь римских царей

К числу древнейших социальных институтов римской общины при­надлежит институт царской власти. Царская власть в Риме, так же как и в Греции, развилась из родового строя и сохраняла черты патриархаль­ности. Разница состояла в том, что в Риме царская власть держалась доль­ше и была значительно сильнее.

По преданию, первым римским царем был Ромул (Romulus), с кото­рым связаны основание Рима и первые войны с соседними племенами — сабинянами (легенда о похищении сабинянок) — и этрусскими города­ми — Фиденами и Вейями. Ему же приписывают разделение жителей на три трибы (племени) — тициев, рамнов и луцеров. При втором царе, Нуме Помпилии (Numa Pompilius), в Риме появляются ремесленные союзы и жре­ческие коллегии салиев, фециалов и понтификов, при третьем царе, Тулле Гостилии (Tullus Hostilius), Рим ведет успешную войну с городом Альба- Лонгой, при его преемнике Анке Марции (Ancus Martius) на Авентин- ском холме, по преданию, появляются плебеи, начинающие с этого вре­мени играть большую роль в истории римской общины.

В истории Лация и Рима решающую роль сыгра­ло этрусское завоевание, отразившееся также и на царской власти в смысле ее усиления. Согласно пре­данию, в середине VII в. Рим был завоеван царями- лукумонами из города Тарквиний, в течение 150 лет господствовавшими в Риме и Лации. Самый факт ут­верждения Тарквиниев и завоевания надо представ­лять как разбойничий налет вооруженной группы людей, дружины, возглавляемой этрусским кондоть- ери. Для этрусских царей обладание Римом как пе­редаточным пунктом между югом и севером имело большое экономическое и военное значение. Но и для самого Рима включение его в этрусскую федерацию имело не меньшее значение. Собственно, история Римского государства и города Рима в том виде, как ее сохранила литературная традиция, начинается со времени этрусской гегемонии, т. е. со второй поло­вины VII в. При Тарквиниях и произошло превраще­ние римской родовой общины в Римское государ­ство, городского поселка (oppidum) на холмах Па­латине и Квиринале — в город в собственном смыс­ле (urbs).

При этрусской династии Рим ведет энергичную наступательную политику в отношении своих сосе­дей — латинов, сабинян, и этрусков, захватывая одну территорию за другой. При первом Тарквинии (При- ске) Рим, по словам Тита Ливия, распространил свою гегемонию на все города Лация (omne Latium domuit). Часть покоренных латинских городов была разрушена, а их жители проданы в рабство или пе­реселены в Рим.

При Тарквиниях Рим становится одним из глав­ных портов Тирренского моря по сбыту леса, скота, хлеба и рабов, направлявшихся в греческие респуб­лики Южной Италии и Сицилии и в Карфаген. Хо­зяйственная жизнь развивается, увеличивается коли­чество культивируемых хлебных злаков, улучшается сельскохозяйственная техника, растут стада, появля­ются ремесла и расширяется применение рабского труда.

По традиции, уже при Нуме Помпилии в Риме существовали ремесленные союзы (collegia) — кол­легии медников, плотников, сукновалов, литейни- ков, башмачников, горшечников, золотых дел мас­теров, музыкантов и некоторых других видов реме­сел и профессийКаждый девятый день (nundinae) сельские жители приходили в город одновременно на базар, религиозные празднества и общие сходы. Об экономическом развитии Рима и соседних с ним городов Лация в VII—VI вв. свидетельствуют остат­ки оросительных каналов, туннелей (cuniculi), дре­нажей, погребальных склепов, дорог, зданий и пр., высвобожденных из-под земли археологами. Сохра­нившиеся части зданий в Риме, Пренесте, Палест­рин, Серветрии и т. д. говорят о большом количе­стве, величине и художественной ценности постро­ек царского Рима.

К числу монументальных памятников Тарквиние- вой династии принадлежит знаменитая клоака мак­сима (cloaca maxima) (в ее древнейших частях), ог­ромный подземный коридор со сводчатым потолком из трех рядов больших камней, находящийся на глу­бине 47 футов.

При помощи этой клоаки все подпочвенные воды Рима собирались в один канал и отводились в Тибр. Постройка клоаки, стоившая огромных средств, пред­полагает высокий уровень строительной техники, наличие рабского или иной какой-либо формы под­невольного труда. Тому же самому пятому царю Рима, Тарквинию Приску, при котором построена клоака максима, приписывают сооружение форума (Forum), базарной площади (macellum) и цирка (circus maximus), в котором устраивались конные и пешие состязания. Оживление строительной деятельности привлекало в Рим этрусских и греческих мастеров и художников, строивших эти здания. При Тарквинии Гордом на Палатине построен храм Юпитера Ка­питолийского (Jupiter Optimus Maximus).

Найденные при раскопках предметы греческого и восточного производства (вазы, золотые и серебря­ные украшения) указывают на торговые связи Рима с южноиталийской Грецией, Этрурией и Карфагеном. Предметами торговли были хлеб, скот, рыба, пред­меты роскоши и оружие.

К VI в. относится первый торговый договор меж­ду Римом и Карфагеном, текст которого приводит Полибий. Содержание этого первого договора Рима с Карфагеном в передаче Полибия таково: 1) если карфагеняне возьмут какой-либо латинский город, то они могут воспользоваться захваченным добром, но территорию должны отдать римлянам, 2) римляне могут свободно торговать в Сицилии и даже в Афри­ке, но только не в самом Карфагене.

Далее, к концу VI в. римские историки и архео­логи относят появление первого сборника сакраль­ных формул, так называемых «царских законов» (leges regiae), составленного юристом Папирием (ius Papirianum), жившим при Тарквинии Гордом.

Площадь города Рима в конце царского периода равнялась 700 кв. акрам. При Тарквиниях, говорит Цицерон, Рим был не малонаселенным местечком, а местом пребывания наук и искусств (non tennis vivulus, sed abundantissimus omnium doctrinarum atque artium).

Социальное развитие Рима при Тарквиниях совер­шалось в том же направлении, как и в предшествую­щие века, с той только разницей, что социальная дифференциация пошла быстрее и глубже. Расслое­ние римской общины началось еще задолго до Тарк- виниев. По преданию, уже при Ромуле римская об­щина распадалась на три неравные группы — пат­рициев, клиентов и плебеев.

Древнейшая община на Палатине, основавшая «квадратный Рим» (Roma quadrata), из которого впос­ледствии вышел исторический семихолмный Рим, де­лилась на патрициев и клиентов, благородных (patricius — сын знатного отца) и «послушных» (cliens — от глагола cluere — быть послушным, за­висимым). Разделение на патрициев и клиентов про­исходило по мере разложения патриархальной общи­ны, разделения груда, усиления имущественного не­равенства и появления рабов-военнопленных.

Кроме обедневших членов патрицианских родов, клиентами становились вольноотпущенные, т. е. по­лучившие свободу рабы, и целые завоеванные племе­на, отдававшиеся на волю покорившего их рода или государства (clientes — qui sese in fidem patro- ciniumque nostrum dediderunt). Понятие «клиент» близко к понятию бедный, зависимый от своего по­кровителя — патрона (patronus) человек. В таком смысле клиентство сохранялось в течение всей рим­ской истории. Отличие клиентства более позднего времени от клиентства раннего периода заключалось в том, что в царский и в раннереспубликанский пе­риод клиенты принадлежали не отдельному лицу или отдельной семье, а целому роду. Отношения между патроном и клиентом регулировались родовыми обы­чаями, связывавшими как клиента, так и патрона. «Патрон, причинивший обиду клиенту, да будет про­клят» (Patrones, si clienti fraudem fecerit, sacer esto) — гласит одна из XII таблиц. Клиент прожи­вал на территории данного рода, имел земельный участок (pars) и пользовался покровительством рода. Римские археологи пытались даже слово patricii — отцы — связать со словом pars (часть), имея в виду участок, даваемый патроном клиенту. Те назывались «патрициями» потому, что они часть своих земель (agrorum partes) отдавали малоимущим (tenuioribus).

Обязанности клиентов в отношении их патронов вы­ражались общим термином почтение (obsequium), включавшим разные виды помощи и почтения во вре­мя войны и мира. С течением времени богатые патрицианские роды, число которых вообще было невелико, подобно эт­русским лукумонам, обособились в замкнутую во­енно-жреческую аристократию. Патрицианские роды представляли самостоятельные социальные еди­ницы, жившие на территории данного рода (pagus), имевшие родовые святилища и культы (sacra gen- tilicia), родовые кладбища и родовую собственность на землю, орудия труда, рабочую силу и т. д. Обра­ботка земли производилась собственными силами рода с помощью клиентов и рабов.

Положение рабов в царском Риме немногим от­личалось от положения клиентов. Подобно клиенту, раб носил nomen gentilicium, участвовал в домашнем культе (sacrarium), жил под одной крышей со свои­ми господами, членами рода, и вместе с ними погре­бался в одной общей могиле. Число членов родов бывало различно, иногда весьма значительно. Род Фабиев, например, состо­ял из 300 членов, род Потитиев имел 30 семей и т. д. Упомянутый Дионисием Аиний Гердоний, пытав­шийся в 460 г. захватить Капитолий и произвести го­сударственный переворот, имел друзей, рабов и кли­ентов в общей сумме более 4000 человек. Род Клав­диев имел 5000 клиентов. Патрицианские роды делились на патриархальные (большие) семьи (familiae), или дома (domus). Рим­ская фамилия представляла своего рода производст­венный коллектив, в который входили не только чле­ны данной семьи—свободные, но и рабы.

Во главе всего рода стоял родовой старшина — «вождь рода» (princeps или dux generis),—бывший одновременно военным вождем, жрецом и судьей. В важных случаях родовой старшина совещался с со­ветом отцов семей, или с сенатом (senex — старик; senatus—совет старейшин), и собранием всех полно­правных родичей. На крепкой родовой организации, постепенно за­тмившей более старинную организацию по куриям и оттеснившей царскую власть, покоилось могущест­во римского патрициата, в течение нескольких сто­летий стоявшего во главе римской общины.

К двум названным категориям зависимых людей, рабам и клиентам, с течением времени присоедини­лась еще третья категория зависимых людей — пле­беев (plebs, или plebes). Первоначальное ядро плеб­са составляли завоеванные патрициями народности, по преимуществу латины, и добровольные пересе­ленцы (incolae), оседавшие в плодородной долине между холмами Авентином и Велабром. Большая часть плебеев (plebs — масса, народ, от глагола plere—наполнять, заполнять) составляла независи­мую общину, будучи земледельцами, меньшая зани­малась торговлей и ремеслами. Плебеи появились еще в доэтрусский период, но быстрый рост плебса начинается со времени Тарквиниев и находится в свя­зи с осушением болотистых малярийных стран в ок­рестностях Рима, завоеванием новых территорий и переселением жителей завоеванных местностей на территорию Рима.

Согласно преданию, плебейские общины с само­го начала находились в зависимости от патрициан­ской общины, плебеи не имели политических прав и территориально были отделены от патрициев. Пала­тинский и Квиринальский холмы, где жили патриции, возвышаясь, как бы господствовали над равниной, где жили плебеи.

Не имея политических прав в господствующей общине, плебеи в пределах данной общины могли иметь собственность, занимались земледелием, тор­говлей и ремеслами, другими словами, были полно­правны в частно-правовом отношении (ms com- mercii) и неполноправны в государственно-право­вом отношении (ius honorum). Зависимость плебса ~ в отношении патрицианской общины выражалась в несении некоторых обязанностей, самой существен­ной из которых была служба во вспомогательных отрядах. Положение плебеев, относительно снос­ное вначале, ухудшалось по мере расслоения рим­ской общины вследствие недостатка земель и чис­ленного роста населения. Часть плебса утрачивала экономическую самостоятельность, попадая в дол­говую кабалу к богатым патрициям (nexum inibat). И в силу своей экономической маломощности и за­долженности плебеи постепенно опускались до по­ложения клиентов, и слово «плебей» становилось синонимом слову «бедный», «малоимущий» и «бесправный» человек. Римские писатели (Ливии, Дионисий, Цице­рон, Тацит) безоговорочно отождествляют плебеев с клиентами. Самое же разделение римского населения на патрициев и плебе­ев античные историки приписывали мифическому основателю го­рода Рима — Ромулу.

«Ромул, — читаем в «Истории римских древностей» («Архео­логии») Дионисия Галикарнасского, — передал плебеев патрици­ям в качестве заложников (клиентов), предоставив каждому пле­бею право выбирать себе патрона из патрициев. Это дело Ромул украсил благородным названием патроната, что значит заступниче­ство за бедных и простых людей». «Патроцинии появляются с того времени,—говорится в другом источнике,—когда плебс был распределен между патрициями (cum plebs distributa inter patres)». Аналогичные суждения о плебеях и клиентах имеются также и у Цицерона. Вопрос о плебеях принадлежит к числу наиболее сложных и спорных вопросов древнеримской истории. Интересной работой по истории плебса и римского рода является «Происхождение се­мьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса. Работы академика Н. Я. Марра решают вопросы ранней римской исто­рии в свете яфетической теории. Теории по вопросу о происхождении плебса изложены в ра­ботах Виндера, Эдуарда Мейера, Оберцинера и др.

Социальное содержание термина «плебс» не оставалось не­изменным. В царский и раннереспубликанский период под пле­беями понимали пеструю массу людей, не входивших в патрициат и не бывших рабами. Во вторую половину Республики понятие «плебс» равносильно понятию свободных мелких землевладельцев и ремесленников, в Поздней империи плебеев отождествляли с крепостными колонами и вообще с низшими слоями города и де­ревни.

Изменялось также и содержание слова «патриций». Борьба па­трициев с плебеями составляет движущую силу римской истории раннего периода. В центре этого столкновения стояла борьба за землю и неотделимая от нее борьба за политические права, за включение плебеев в патрицианскую общину. Уравнение плебеев с патрициями в государственно-правовом отношении совершалось по мере социально-экономического роста римской общины, уча­щения военных походов, расширения рабства.

magref.ru

rulibs.com : Старинное : Мифы. Легенды. Эпос : СЕМЬ ЦАРЕЙ ДРЕВНЕГО РИМА Ромул и Тит Таций : А Нейхардт : читать онлайн : читать бесплатно

СЕМЬ ЦАРЕЙ ДРЕВНЕГО РИМА

Ромул и Тит Таций

Палатинский холм, на котором Ромул основал свой город, имел четырехугольную форму. Соответственно были построены и древние стены, сложенные из каменных глыб, вырубленных на склонах самого холма. Поэтому и сам город назвали "квадратным Римом".

Воцарившись в Риме, Ромул, следуя обычаям, принятым у вождей соседних племен, в особенности богатых этрусских царей, решил окружить свой трон не меньшей пышностью и великолепием. У него была свита особых телохранителей, которые назывались ликторами. Каждый ликтор носил. связку прутьев с воткнутой в середину секирой. По приказанию царя ликторы бросались на виновного, секли его прутьями, а за особо тяжкое преступление тут же отсекали голову. Царь появлялся перед народом в пурпурном плаще, с жезлом в руках, окруженный ликторами и приближенными.

Ромул был дальновидным и разумным правителем. Желая укрепить мощь основанного им города, он разделил всех жителей, которые могли носить оружие, на отряды, состоявшие по 3000 пехотинцев и 300 всадников. Каждый такой отряд назывался легионом. Из ста наиболее авторитетных граждан Ромул составил совет старейшин, который был назван сенатом, а члены сената патрициями в отличие от простого народа, стекавшегося в новый город из самых различных мест и зачастую совершенно неимущего. Для того, чтобы укрепить связи с соседними племенами, Ромул направлял к ним посольства с предложениями заключить брачные союзы женщин из этих племен с его подданными. Однако соседи, считая римлян неимущими беглецами, отказывались выдавать своих девушек за этот "подозрительный сброд". Но хитроумный Ромул решил поставить на своем и залучить к себе женщин под предлогом празднества, на которое были созваны жители соседних городов и поселений. Ромул велел распустить слух о том, что на его земле найден зарытый алтарь бога Посейдона. Были принесены щедрые жертвы и устроены игры и конные состязания. Самую многочисленную часть гостей составили сабиняне, которые привели на праздник своих жен и дочерей. Сам Ромул, сидевший в пурпурном плаще, дожжен был подать условный знак воинам, поднявшись на месте, свернув плащ и снова накинув его на плечи. Множество римлян не спускали глаз с царя и по его сигналу с криком бросились на сабинянок, увлекая их за собой. Никто не преследовал обратившихся в бегство сабинян. И хотя сабиняне пытались договориться о возвращении им похищенных дочерей, Ромул отказался это сделать. Он предложил сабинянам переселиться к нему в Рим. Тогда негодующие сабиняне стали готовиться к походу на город.

Они двинулись под предводительством Тита Тация. Но путь им преградили укрепления на Капитолийском холме, где размещался караул, выставленный римлянами. Сабинянам удалось взять его лишь путем подкупа дочери начальника караула – Тарпеи. У сабинян был обычай носить на левой руке тяжелые золотые запястья. Тарпея; прельстившись драгоценными украшениями, согласилась открыть ночью ворота, потребовав взамен у Тация то, что его воины носят на левой руке. Таций согласился, но, презирая предательство, велел своим воинам последовать его примеру – он бросил в Тарпею не только золотой браслет, но и тяжелый щит, надетый на его левую руку. Таким образом предательницу засыпали золотыми украшениями и задавили тяжелыми щитами. Тарпея была погребена на одной из скал Капитолийского холма, которая получила название Тарпейской и стала потом местом казни – с нее сбрасывали приговоренных к смерти преступников.

После того как сабиняне овладели укреплением, Ромул вне себя от ярости стал вызывать Тита Тация на бой. Закипела ожесточенная битва, схватка непрерывно следовала за схваткой. Ромул был ранен камнем в голову и едва не рухнул на землю, не находя в себе сил продолжать сражение. Римляне дрогнули и бросились бежать к Палатинскому холму. Напрасно Ромул, собрав последние силы, бросился наперерез бегущим воинам, пытаясь обратить их лицом к врагу. В отчаянии он простер руки к небу и громовым голосом стал взывать к Юпитеру, моля его вернуть римлянам мужество и спасти Рим от гибели. Юпитер вселил стыд перед царем и отвагу в сердца отступающих воинов. Они остановились, сомкнули ряды и вновь отбросили сабинян[*]. В это время произошло нечто неожиданное как для римлян, так и для их врагов. Словно вдохновленные божеством, с мольбами, слезами, воплями, прижимая к груди младенцев, скользя в крови поверженных воинов, с холмов ринулись сабинянки, похищенные римлянами. Они бросились между сражающимися, умоляя их, отцов своих детей, пощадить малолетних младенцев, которые неизбежно осиротеют, если битва, столь жестокая, будет продолжаться. Одна из сабинянок, Герсилия, была особенно красноречива в своих мольбах и упреках. Остальные женщины, взволнованные, плачущие, прекрасные в своем негодовании и отчаянии, смело преграждали путь сражающимся, и им удалось остановить кровопролитие. Римляне и сабиняне заключили мир. Было принято решение о совместном правлении, войсками стали командовать Ромул и Тит Таций. Сабиняне переселились в Рим. Таким образом удвоилось число жителей города, патрициев и воинов в легионах. Женщины стали пользоваться особым уважением – им уступали дорогу, никто не смел в их присутствии говорить непристойности, привлекать их к суду по обвинению в убийстве. Дети их имели право носить на шее украшение-буллу. В честь женщин, столь героически положивших конец войне, был устроен особый праздник матроналии.

[* В память этого события Ромул построил храм Юпитера-Статора (Останавливающего) на том самом месте, где римские воины, остановившись, отбросили сабинян.]

Оба царя, и Ромул и Тит Таций, почитали друг друга и правили в полном согласии. За время их совместного правления Рим значительно разросся, одержав большое количество славных побед над соседними племенами. Ромул, проявивший себя как выдающийся военачальник, занятые им города не разрушал, а превращал их в римские поселения, отправляя туда на жительство своих подданных. После смерти Тита Тация Ромул стал управлять Римом единолично. Однако всевозраставшее могущество Ромула сделало его гордыню непереносимой не только для народа, но и для сенаторов, с мнением которых Ромул перестал считаться. Когда в Альба-Лонге скончался его дед, царь Нумитор, Ромул, который должен был ему наследовать, предоставил ее жителям право самим распоряжаться своими делами и лишь ежегодно назначал им наместника. Тогда сенаторам Рима пришла в голову мысль, что они и сами могут обойтись без единовластия царя. Кроме того, Ромул оскорбил их своим самоуправством, поделив между воинами земли, захваченные в войне с этрусками, не только не посоветовавшись с сенаторами, но и вообще без их ведома. Это вызвало такое возмущение в сенате, что, когда Ромул внезапно и таинственно исчез, народ стал волноваться и обвинять сенаторов в убийстве царя. Поскольку исчезновение Ромула произошло во время бури, налетевшей внезапно, сопровождавшейся затмением солнца, глубокой тьмой и грозовыми раскатами, то один из сенаторов, ближайший друг Ромула, явившись на форум, перед всем народом и клятвенно заявил, что он на дороге встретил Ромула, прекрасного, в блистающем вооружении, который объявил ему, что по воле бессмертных богов, долго прожив на земле и основав великий город, он, Ромул, вновь вернулся на небеса и будет теперь милостивым к римлянам божеством Квирином, под покровительством которого Рим достигнет небывалого могущества[*].

[* С именем Ромула легенды связывали многие достопримечательности Палатинского холма. На одном из его склонов находился грот, осененный смоковницей, где укрывалась волчица, вскормившая своим молоком младенцев Ромула и Рема. Там же росло кизиловое дерево, чудесным образом пустившее корни из древка копья, брошенного могучей рукой Ромула с Авентинского холма на Палатин. На самой вершине Палатина стояла хижина Ромула – одна из самых значительных для римлян реликвий.]

rulibs.com