10 класс древний рим. Древний Рим: от республики к империи. Всеобщая история. 10 класс.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Рим: от республики к империи. Всеобщая история. 10 класс. 10 класс древний рим


Древний Рим: от республики к империи. Всеобщая история. 10 класс. - Объяснение материала.

Комментарии преподавателя

Древ­ний Рим: от го­ро­да к рес­пуб­ли­ке.

Ис­то­рию Древ­не­го Рима делят на три пе­ри­о­да:

753–509 гг. до н.э. – Цар­ский пе­ри­од

509–30 гг. до н.э. – Рес­пуб­ли­ка

30 г. до н.э. – 476 г. н.э. – Им­пе­рия

Предыс­то­рия

Ис­то­рия Древ­не­го Рима на­ча­лась с воз­ник­но­ве­ния неболь­шо­го го­ро­да на реке Тибр в Сред­ней Ита­лии. Со вре­ме­нем го­род-го­су­дар­ство Рим под­чи­нил себе почти все Сре­ди­зем­но­мо­рье. Этому спо­соб­ство­ва­ло вы­год­ное рас­по­ло­же­ние го­ро­да на пе­ре­се­че­нии важ­ней­ших су­хо­пут­ных путей, а также вб­ли­зи мор­ских путей из Во­сточ­но­го Сре­ди­зем­но­мо­рья в За­пад­ное, из Аф­ри­ки в Ев­ро­пу. Кроме того, при­род­ные усло­вия Апен­нин­ско­го по­лу­ост­ро­ва были бо­га­че, чем в Гре­ции (в част­но­сти, горы за­ни­ма­ли мень­шую часть тер­ри­то­рии). Это спо­соб­ство­ва­ло успе­хам в раз­ви­тии зем­ле­де­лия и ско­то­вод­ства. Тер­ри­то­рию Ита­лии на­се­ля­ли мно­го­чис­лен­ные пле­ме­на, такие как этрус­ки, ла­ти­ны, сам­ни­ты и др. В на­ча­ле I тыс. до н.э. у этрус­ков сло­жи­лась го­су­дар­ствен­ность – у них стали воз­ни­кать го­ро­да-го­су­дар­ства.

Со­бы­тия

753 г. до н.э. – воз­ник­но­ве­ние го­ро­да Рим на реке Тибр. Со­глас­но пре­да­ни­ям ос­но­ва­те­лем и пер­вым царем Рима был Ромул. После Ро­му­ла в Риме пра­ви­ло еще шесть царей.

509/510 г. до н.э. – свер­же­ние по­след­не­го рим­ско­го царя Тарк­ви­ния Гор­до­го. Власть царей сме­ни­лась ари­сто­кра­ти­че­ской рес­пуб­ли­кой.

494, 449 гг. до н.э. – слу­чаи се­цес­сии (де­мон­стра­тив­но­го вы­хо­да во­и­нов-пле­бе­ев из об­щи­ны и ухода за черту го­ро­да с целью рас­ши­ре­ния своих прав). На­се­ле­ние Рима де­ли­лось на пат­ри­ци­ев – по­том­ков пер­вых жи­те­лей, об­ла­дав­ших при­ви­ле­ги­я­ми, и пле­бе­ев, по­се­лив­ших­ся в го­ро­де позд­нее. Остав­шись без армии, пат­ри­ции были вы­нуж­де­ны усту­пить. Так пле­беи до­би­лись рас­ши­ре­ния своих прав – уве­ли­че­ния зе­мель­ных на­де­лов, права всту­пать в брак с пред­ста­ви­те­ля­ми пат­ри­ци­ан­ских семей.

Кроме того, в Риме по­яви­лась долж­ность на­род­но­го три­бу­на – че­ло­ве­ка, ко­то­рый дол­жен был от­ста­и­вать ин­те­ре­сы пле­бе­ев. Он имел право вето («за­пре­щаю»), то есть от­ме­ны ре­ше­ний пат­ри­ци­ев.

Борь­ба пле­бе­ев за свои права за­вер­ши­лась их окон­ча­тель­ной по­бе­дой к III в. до н.э. С этого вре­ме­ни слово «пле­бей» озна­ча­ет пол­но­прав­ных граж­дан незнат­но­го про­ис­хож­де­ния.

450 г. до н.э. – вы­ра­бо­та­ны За­ко­ны XII Таб­лиц. 

265 г. до н.э. – к этому вре­ме­ни Рим за­во­е­вы­ва­ет и объ­еди­ня­ет под своей вла­стью прак­ти­че­ски всю Ита­лию. Го­ро­да Ита­лии объ­еди­ни­лись в рим­ско-ита­лий­ский союз.

III–II вв. до н.э. – Пу­ни­че­ские войны. Войны Рима с Кар­фа­ге­ном (го­су­дар­ством в Се­вер­ной Аф­ри­ке) (О Пу­ни­че­ских вой­нах).

264–241 гг. до н.э. – Пер­вая Пу­ни­че­ская война. Война Рима с Кар­фа­ге­ном за гос­под­ство в Си­ци­лии. По мир­но­му до­го­во­ру Кар­фа­ген усту­пал Риму Си­ци­лию.

218–201 гг. до н.э. – Вто­рая Пу­ни­че­ская война. Рим по­лу­ча­ет Ис­па­нию и все ост­ров­ные вла­де­ния Кар­фа­ге­на в Сре­ди­зем­ном море и ста­но­вит­ся силь­ней­шим го­су­дар­ством За­пад­но­го Сре­ди­зем­но­мо­рья.

149–146 гг. до н.э. – Тре­тья Пу­ни­че­ская война. В 146 г. до н.э. Кар­фа­ген пол­но­стью раз­ру­шен рим­ля­на­ми. Тер­ри­то­рия Кар­фа­ге­на вошла в со­став Рим­ско­го го­су­дар­ства в ка­че­стве про­вин­ции Аф­ри­ка.

II–I вв. до н.э. – Рим за­во­е­вал эл­ли­ни­сти­че­ские го­су­дар­ства – Ма­ке­до­нию, Сирию, Бос­пор­ское цар­ство, Еги­пет.

III–I вв. до н.э. – раз­ви­тие раб­ства в Рим­ской рес­пуб­ли­ке. Три ис­точ­ни­ка раб­ства: во­ен­но­плен­ные, дол­го­вое раб­ство, дети рабов.

Конец I в. до н.э. – к этому вре­ме­ни под вла­стью Рима ока­за­лись огром­ные тер­ри­то­рии: Бал­кан­ский по­лу­ост­ров, Малая Азия, Сирия, Ис­па­ния, Гал­лия, Се­вер­ная Аф­ри­ка.

107–104 гг. до н.э. – во­ен­ная ре­фор­ма Гая Мария. Со­зда­ние по­сто­ян­ной про­фес­си­о­наль­ной армии. Пре­жде рим­ская армия пред­став­ля­ла собой опол­че­ние.

Участ­ни­ки

Пле­беи – пер­во­на­чаль­но сво­бод­ное, но не об­ла­дав­шее граж­дан­ски­ми пра­ва­ми на­се­ле­ние Рима, на­хо­дя­ще­е­ся вне ро­до­вой об­щи­ны. При­ш­лое и по­ко­рен­ное на­се­ле­ние Рима.

Пат­ри­ции – пер­во­на­чаль­но все ко­рен­ное на­се­ле­ние (по­том­ки ос­но­ва­те­лей Рима), вхо­див­шее в ро­до­вую об­щи­ну и об­ла­дав­шее граж­дан­ски­ми пра­ва­ми. Позд­нее – при­ви­ле­ги­ро­ван­ное знат­ное со­сло­вие, ро­до­вая ари­сто­кра­тия.

Но­би­ли – выс­шее со­сло­вие, об­ла­да­ли боль­ши­ми бо­гат­ства­ми и по­ли­ти­че­ским вли­я­ни­ем.

Всад­ни­ки – сред­нее со­сло­вие, зем­ле­вла­дель­цы, за­ни­ма­лись фи­нан­со­вы­ми и тор­го­вы­ми опе­ра­ци­я­ми (со­сло­вие пред­при­ни­ма­те­лей).

О граж­дан­стве в Риме см.: Ци­ви­тас.

Сер­вий Тул­лий – ше­стой царь Рима. Раз­де­лил на­се­ле­ние Рима на шесть иму­ще­ствен­ных раз­ря­дов.

За­клю­че­ние

В 509 г. до н.э. был сверг­нут по­след­ний царь и в Риме уста­но­ви­лась рес­пуб­ли­ка. Рес­пуб­ли­ка (лат. «общее дело») в Древ­нем Риме– форма прав­ле­ния, при ко­то­рой сво­бод­ные жи­те­ли го­ро­да, со­став­ля­ю­щие граж­дан­скую об­щи­ну, вы­би­ра­ли долж­ност­ных лиц рес­пуб­ли­ки. Выс­шая по­ли­ти­че­ская власть при­над­ле­жит на­род­ным со­бра­ни­ям – ко­ми­ци­ям. На­род­ное со­бра­ние, как и сенат, су­ще­ство­вал еще в эпоху царей, но имел дру­гие пол­но­мо­чия.

Рес­пуб­ли­кан­ские долж­но­сти и ин­сти­ту­ты:

Ко­ми­ции – на­род­ные со­бра­ния

Сенат – совет ста­рей­ших, в ко­то­рый вхо­ди­ли толь­ко пред­ста­ви­те­ли 300 пат­ри­ци­ан­ских родов

Два кон­су­ла – об­ла­да­ли выс­шей во­ен­ной и граж­дан­ской вла­стью, из­би­ра­лись на год

Дик­та­тор из­би­рал­ся в во­ен­ное время (в чрез­вы­чай­ных об­сто­я­тель­ствах) на огра­ни­чен­ный срок, об­ла­дал пол­но­той вла­сти

Два пре­то­ра об­ла­да­ли су­деб­ной вла­стью

На­род­ные три­бу­ны из­би­ра­лись из числа пле­бе­ев, права ко­то­рых они долж­ны были за­щи­щать, ис­поль­зуя право вето (за­пре­та) на ре­ше­ния пат­ри­ци­ев.

К концу I в. до н.э. Рим за­во­е­вал огром­ные тер­ри­то­рии: под его вла­стью ока­за­лись Бал­кан­ский по­лу­ост­ров, Малая Азия, Сирия, Ис­па­ния, Гал­лия, Се­вер­ная Аф­ри­ка. Из за­во­е­ван­ных го­ро­дов в Рим сте­ка­лись огром­ные бо­гат­ства, город бо­га­тел и ста­но­вил­ся круп­ней­шим тор­го­вым цен­тром.

Но уже в конце II в. до н.э. про­ти­во­ре­чия между раз­ны­ми сло­я­ми на­се­ле­ния при­ве­ли к че­ре­де граж­дан­ских войн, борь­бе между сто­рон­ни­ка­ми и про­тив­ни­ка­ми вла­сти ари­сто­кра­ти­че­ских родов в Риме. I в. до н.э. в ис­то­рии Рима в боль­шой сте­пе­ни будет за­пол­нен граж­дан­ски­ми вой­на­ми и борь­бой за власть..

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/10-klass/vseobschaya-istoriya-10-klass-klimov
  • http://www.youtube.com/watch?v=N1djUf89s38

www.kursoteka.ru

Древний Рим: от республики к империи. Всеобщая история. 10 класс. - Объяснение материала.

Комментарии преподавателя

Древ­ний Рим: от го­ро­да к рес­пуб­ли­ке.

Ис­то­рию Древ­не­го Рима делят на три пе­ри­о­да:

753–509 гг. до н.э. – Цар­ский пе­ри­од

509–30 гг. до н.э. – Рес­пуб­ли­ка

30 г. до н.э. – 476 г. н.э. – Им­пе­рия

Предыс­то­рия

Ис­то­рия Древ­не­го Рима на­ча­лась с воз­ник­но­ве­ния неболь­шо­го го­ро­да на реке Тибр в Сред­ней Ита­лии. Со вре­ме­нем го­род-го­су­дар­ство Рим под­чи­нил себе почти все Сре­ди­зем­но­мо­рье. Этому спо­соб­ство­ва­ло вы­год­ное рас­по­ло­же­ние го­ро­да на пе­ре­се­че­нии важ­ней­ших су­хо­пут­ных путей, а также вб­ли­зи мор­ских путей из Во­сточ­но­го Сре­ди­зем­но­мо­рья в За­пад­ное, из Аф­ри­ки в Ев­ро­пу. Кроме того, при­род­ные усло­вия Апен­нин­ско­го по­лу­ост­ро­ва были бо­га­че, чем в Гре­ции (в част­но­сти, горы за­ни­ма­ли мень­шую часть тер­ри­то­рии). Это спо­соб­ство­ва­ло успе­хам в раз­ви­тии зем­ле­де­лия и ско­то­вод­ства. Тер­ри­то­рию Ита­лии на­се­ля­ли мно­го­чис­лен­ные пле­ме­на, такие как этрус­ки, ла­ти­ны, сам­ни­ты и др. В на­ча­ле I тыс. до н.э. у этрус­ков сло­жи­лась го­су­дар­ствен­ность – у них стали воз­ни­кать го­ро­да-го­су­дар­ства.

Со­бы­тия

753 г. до н.э. – воз­ник­но­ве­ние го­ро­да Рим на реке Тибр. Со­глас­но пре­да­ни­ям ос­но­ва­те­лем и пер­вым царем Рима был Ромул. После Ро­му­ла в Риме пра­ви­ло еще шесть царей.

509/510 г. до н.э. – свер­же­ние по­след­не­го рим­ско­го царя Тарк­ви­ния Гор­до­го. Власть царей сме­ни­лась ари­сто­кра­ти­че­ской рес­пуб­ли­кой.

494, 449 гг. до н.э. – слу­чаи се­цес­сии (де­мон­стра­тив­но­го вы­хо­да во­и­нов-пле­бе­ев из об­щи­ны и ухода за черту го­ро­да с целью рас­ши­ре­ния своих прав). На­се­ле­ние Рима де­ли­лось на пат­ри­ци­ев – по­том­ков пер­вых жи­те­лей, об­ла­дав­ших при­ви­ле­ги­я­ми, и пле­бе­ев, по­се­лив­ших­ся в го­ро­де позд­нее. Остав­шись без армии, пат­ри­ции были вы­нуж­де­ны усту­пить. Так пле­беи до­би­лись рас­ши­ре­ния своих прав – уве­ли­че­ния зе­мель­ных на­де­лов, права всту­пать в брак с пред­ста­ви­те­ля­ми пат­ри­ци­ан­ских семей.

Кроме того, в Риме по­яви­лась долж­ность на­род­но­го три­бу­на – че­ло­ве­ка, ко­то­рый дол­жен был от­ста­и­вать ин­те­ре­сы пле­бе­ев. Он имел право вето («за­пре­щаю»), то есть от­ме­ны ре­ше­ний пат­ри­ци­ев.

Борь­ба пле­бе­ев за свои права за­вер­ши­лась их окон­ча­тель­ной по­бе­дой к III в. до н.э. С этого вре­ме­ни слово «пле­бей» озна­ча­ет пол­но­прав­ных граж­дан незнат­но­го про­ис­хож­де­ния.

450 г. до н.э. – вы­ра­бо­та­ны За­ко­ны XII Таб­лиц. 

265 г. до н.э. – к этому вре­ме­ни Рим за­во­е­вы­ва­ет и объ­еди­ня­ет под своей вла­стью прак­ти­че­ски всю Ита­лию. Го­ро­да Ита­лии объ­еди­ни­лись в рим­ско-ита­лий­ский союз.

III–II вв. до н.э. – Пу­ни­че­ские войны. Войны Рима с Кар­фа­ге­ном (го­су­дар­ством в Се­вер­ной Аф­ри­ке) (О Пу­ни­че­ских вой­нах).

264–241 гг. до н.э. – Пер­вая Пу­ни­че­ская война. Война Рима с Кар­фа­ге­ном за гос­под­ство в Си­ци­лии. По мир­но­му до­го­во­ру Кар­фа­ген усту­пал Риму Си­ци­лию.

218–201 гг. до н.э. – Вто­рая Пу­ни­че­ская война. Рим по­лу­ча­ет Ис­па­нию и все ост­ров­ные вла­де­ния Кар­фа­ге­на в Сре­ди­зем­ном море и ста­но­вит­ся силь­ней­шим го­су­дар­ством За­пад­но­го Сре­ди­зем­но­мо­рья.

149–146 гг. до н.э. – Тре­тья Пу­ни­че­ская война. В 146 г. до н.э. Кар­фа­ген пол­но­стью раз­ру­шен рим­ля­на­ми. Тер­ри­то­рия Кар­фа­ге­на вошла в со­став Рим­ско­го го­су­дар­ства в ка­че­стве про­вин­ции Аф­ри­ка.

II–I вв. до н.э. – Рим за­во­е­вал эл­ли­ни­сти­че­ские го­су­дар­ства – Ма­ке­до­нию, Сирию, Бос­пор­ское цар­ство, Еги­пет.

III–I вв. до н.э. – раз­ви­тие раб­ства в Рим­ской рес­пуб­ли­ке. Три ис­точ­ни­ка раб­ства: во­ен­но­плен­ные, дол­го­вое раб­ство, дети рабов.

Конец I в. до н.э. – к этому вре­ме­ни под вла­стью Рима ока­за­лись огром­ные тер­ри­то­рии: Бал­кан­ский по­лу­ост­ров, Малая Азия, Сирия, Ис­па­ния, Гал­лия, Се­вер­ная Аф­ри­ка.

107–104 гг. до н.э. – во­ен­ная ре­фор­ма Гая Мария. Со­зда­ние по­сто­ян­ной про­фес­си­о­наль­ной армии. Пре­жде рим­ская армия пред­став­ля­ла собой опол­че­ние.

Участ­ни­ки

Пле­беи – пер­во­на­чаль­но сво­бод­ное, но не об­ла­дав­шее граж­дан­ски­ми пра­ва­ми на­се­ле­ние Рима, на­хо­дя­ще­е­ся вне ро­до­вой об­щи­ны. При­ш­лое и по­ко­рен­ное на­се­ле­ние Рима.

Пат­ри­ции – пер­во­на­чаль­но все ко­рен­ное на­се­ле­ние (по­том­ки ос­но­ва­те­лей Рима), вхо­див­шее в ро­до­вую об­щи­ну и об­ла­дав­шее граж­дан­ски­ми пра­ва­ми. Позд­нее – при­ви­ле­ги­ро­ван­ное знат­ное со­сло­вие, ро­до­вая ари­сто­кра­тия.

Но­би­ли – выс­шее со­сло­вие, об­ла­да­ли боль­ши­ми бо­гат­ства­ми и по­ли­ти­че­ским вли­я­ни­ем.

Всад­ни­ки – сред­нее со­сло­вие, зем­ле­вла­дель­цы, за­ни­ма­лись фи­нан­со­вы­ми и тор­го­вы­ми опе­ра­ци­я­ми (со­сло­вие пред­при­ни­ма­те­лей).

О граж­дан­стве в Риме см.: Ци­ви­тас.

Сер­вий Тул­лий – ше­стой царь Рима. Раз­де­лил на­се­ле­ние Рима на шесть иму­ще­ствен­ных раз­ря­дов.

За­клю­че­ние

В 509 г. до н.э. был сверг­нут по­след­ний царь и в Риме уста­но­ви­лась рес­пуб­ли­ка. Рес­пуб­ли­ка (лат. «общее дело») в Древ­нем Риме– форма прав­ле­ния, при ко­то­рой сво­бод­ные жи­те­ли го­ро­да, со­став­ля­ю­щие граж­дан­скую об­щи­ну, вы­би­ра­ли долж­ност­ных лиц рес­пуб­ли­ки. Выс­шая по­ли­ти­че­ская власть при­над­ле­жит на­род­ным со­бра­ни­ям – ко­ми­ци­ям. На­род­ное со­бра­ние, как и сенат, су­ще­ство­вал еще в эпоху царей, но имел дру­гие пол­но­мо­чия.

Рес­пуб­ли­кан­ские долж­но­сти и ин­сти­ту­ты:

Ко­ми­ции – на­род­ные со­бра­ния

Сенат – совет ста­рей­ших, в ко­то­рый вхо­ди­ли толь­ко пред­ста­ви­те­ли 300 пат­ри­ци­ан­ских родов

Два кон­су­ла – об­ла­да­ли выс­шей во­ен­ной и граж­дан­ской вла­стью, из­би­ра­лись на год

Дик­та­тор из­би­рал­ся в во­ен­ное время (в чрез­вы­чай­ных об­сто­я­тель­ствах) на огра­ни­чен­ный срок, об­ла­дал пол­но­той вла­сти

Два пре­то­ра об­ла­да­ли су­деб­ной вла­стью

На­род­ные три­бу­ны из­би­ра­лись из числа пле­бе­ев, права ко­то­рых они долж­ны были за­щи­щать, ис­поль­зуя право вето (за­пре­та) на ре­ше­ния пат­ри­ци­ев.

К концу I в. до н.э. Рим за­во­е­вал огром­ные тер­ри­то­рии: под его вла­стью ока­за­лись Бал­кан­ский по­лу­ост­ров, Малая Азия, Сирия, Ис­па­ния, Гал­лия, Се­вер­ная Аф­ри­ка. Из за­во­е­ван­ных го­ро­дов в Рим сте­ка­лись огром­ные бо­гат­ства, город бо­га­тел и ста­но­вил­ся круп­ней­шим тор­го­вым цен­тром.

Но уже в конце II в. до н.э. про­ти­во­ре­чия между раз­ны­ми сло­я­ми на­се­ле­ния при­ве­ли к че­ре­де граж­дан­ских войн, борь­бе между сто­рон­ни­ка­ми и про­тив­ни­ка­ми вла­сти ари­сто­кра­ти­че­ских родов в Риме. I в. до н.э. в ис­то­рии Рима в боль­шой сте­пе­ни будет за­пол­нен граж­дан­ски­ми вой­на­ми и борь­бой за власть..

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/10-klass/vseobschaya-istoriya-10-klass-klimov
  • http://www.youtube.com/watch?v=N1djUf89s38

www.kursoteka.ru

Конспект урока по МХК "Древний Рим" 10 класс

10-й класс.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в строительстве.

2. Продолжать развивать познавательные способности учащихся, умение работать с источниками информации, выделять главное. Расширить кругозор.

3. Воспитывать интерес, чувство уважения и восхищения к древнеримской строительной технике и архитектуре, оказавшей большое влияние на западно-европейскую архитектуру.

Тип урока: урок-лекция.

Оформление: Презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок.

- Ребята, сегодня на уроке я вы узнаете много интересного и нового. С урока уйдете с пополненным багажом знаний.

П. Введение темы урока.

И так ребята, тема нашего урока «Архитектура Древнего Рима» (слайд 1). Подумайте и скажите, что мы должны узнать на уроке, с чем познакомиться?

(ответы учащихся).

Мы на уроке познакомимся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в архитектуре.

III. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Более 12 столетий насчитывает история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатейшее культурное и художественное наследие: грандиозные архитектурные ансамбли, новые типы сооружений, поражающие совершенством инженерной техники, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно-прикладного искусства и многое другое.

Покорение римлянами Греции в 1 в. до н. э. произвело колоссальный переворот в жизни Рима. Гордый и непреклонный Рим признал величие культурных традиций Эллады. Искусство Древнего Рима не только унаследовало, но и творчески развило лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный, оригинальный стиль и неповторимую индивидуальность.

В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода:

1. Искусство этрусков (7-4 вв. до н.э.)

2. Искусство Римской республики (4-1 вв. до н. э.)

3 Искусство Римской империи (1- 4 вв. н. э.)

Ребята, мы с вами познакомимся с архитектурой Древнего Рима каждого периода, подробнее остановимся на великих памятниках римской архитектуры. По ходу всего изучения нового материала каждый из вас будет работать с таблицей, (слайд 2) заполняя ее.

Важную роль в становлении римской государственности, культуры принадлежит этрускам (племенам жившим на территории современной Тосканы). Они были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они строили города, имевшие регулярную планировку, мощеные улицы), хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах и дворцов. Жилые дома и дворцы имели хорошую, удобную планировку: комнаты отдыха, для бесед, развлечений, бытового назначения. Внутри дома были дворики – сады со скамейками и фонтаном, куда хозяин приглашал друзей. Храмы строили в честь богов, для жертвоприношений богам и правителям. Этруски создали свой ордер- величественный и монументальный. С 4 века до н. э. центром деловой и общественной жизни Рима стал Форум, о нем нам подготовил сообщение (Ф.И. учащегося).

(Заслушивание сообщения) (Слайд 3)

К сожалению постройки первого периода не сохранились, они были разрушены или полуразрушены землятрясениями, стихиями природы или просто временем.

От республиканского периода истории Древнего Рима тоже сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве в этот период применяли и архитектурные ордера – тосканский, дорический, ионический и коринфский. В этот период строили храмы прямоугольной формы, использовали портики как и греки, но в отличие от греческих они были грандиознее и воздвигались на высоких подиумах – прямоугольной платформе с лестницей. В строительстве использовали мягкий вулканический туф, позднее обозженный кирпич, мрамор. Во 2-м веке до н. э. римскими строителями изобретен новый материал – бетон, что вызвало повсеместное нововведение арочно-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру. В римском храмовом зодчестве вводится тип круглого храма – ротонды. Таким был один из древнейших римских храмов – храм богини Весты (домашнего очага), находившийся на форуме (слайд 4).

Разнообразные арки и арочные конструкции были характерным элементом римской архитектуры (слайд 5).

- Ребята, вспомните какой был главный элемент в греческой архитектуре? (колоннада). Но римляне не отказывались и от колонн, ими украшали общественные здания.

(Слайд 6) Театр в Помпеях на 1700 мест предназначался для проведения различных представлений. Он был первым театром в Риме, построенном из камня.

Строили римляне новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки) и огромные каменные мосты (виадуки), внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Почти все города Рима получали техническую и питьевую воду, которая шла из горных источников с помощью акведуков (Слайд 7)

Специфическим римским типом сооружения была триумфальная арка? Как вы думаете, каково ее было назначение? (Прославить, увековечить военную и императорскую славу императора) (Слайд 8).

В середине 1 века до н. э. в Риме появляютсяпервые величественные мраморные постройки. Ю. Цезарь приказал построить в Риме новый форум. Там была сооружена базилика Цезаря – трехнефное здание прямоугольной формы, предназначенное для судебных заседаний, торговых операций и народных собраний.

Замечательным достижением римской строительной техники 3-го периода было здание храма всех богов – Пантеон (слайд 9).

(Заслушивание сообщения учащегося).

В период римской империи продолжали строить дворцы и храмы, триумфальные арки в честь императоров и их побед в войне. Императоры, сменявшие друг друга продолжали украшать римский форум. Самым красивым был форум при императоре Трояне. Достопримечательностью форума была колонна Трояна (слайд 10).

(Заслушивание сообщения учащегося).

Еще одним из замечательных римских сооружений этого периода являются термы (бани), необходимые в повседневной жизни (Слайд 11)

(Сообщение учащегося).

Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд людей. До сих пор вызывает восхищение строительство дорог римлянами. Они имели бытовое назначение, т. е. служили средством сообщения и объединения людей, живущих на огромной территории Римской империи. Дороги выполняли стратегическую роль во время многочисленных боевых компаний. Знаменитая Апиева дорога (слайд 12) вымощена щебнем и бетонными плитами с добавлением для прочности вулканического тепла сохранилась до наших дней. Названа по имени строителя- цензора Апия Клавдия Цека.

В 1-м веке пришедший к власти император Веспасиан построил амфитеатр, известный всему миру как Колизей (Слайд 13). Я предлагаю вам просмотреть презентацию дальше, и ответить на вопросы, которые лежат у вас на партах.

(Просмотр презентации слайды 14 – 24). Беседа по вопросам.

1. Как решил Веспостимиан увековечить свое имя?

2. Как он назвал свою постройку?

3. Сколько человек вмещал Колизей и за какое время публика могла заполнить зал?

4. Как действовал в театре принцип разделения людей по сословному признаку?

5. Какое было главное зрелище в Колизее?

6. Каковы размеры Колизея?

IV. Закрепление изученного на уроке.

И так ребята, вы сейчас проверите таблицу, над которой работали в ходе изучения нового материала (Самопроверка по образцу, слайды 25-27).

-У кого есть недочеты, исправьте, Кто не успел записать, допишите.

- Как справились с заданием? Почему?

А сейчас давайте повторим, что вы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось? Что запомнилось? Скажите, что можно увидеть в наши дни из элементов римской архитектуры (арки, своды)

Вывод. Римская архитектура оставила богатое наследие для потомков.

Оценивание учащихся за сообщения, за работу на уроке.

Дом задание: стр. учебника 86-94, прочитать, ответить на вопросы, подготовить сообщения о римском театре.

infourok.ru

Древний Рим (10 класс) - презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

myslide.ru

Тест МХК 10 класс «Архитектура Древнего Рима»

Ответы: 1- б, г, д; 2 – г; 3- а; 4 – а, б, г; 5- б; 6 – б; 7- а; 8 – а.

Тест МХК 10 класс «Архитектура Древнего Рима»

1. Какие периоды выделяют в развитии художественной культуры Древнего Рима?

А) искусство латинов; б) искусство этрусков; в) искусство эпохи демократии;

г) искусство республики; д) искусство империи.

2. Центр общественной и деловой жизни в Риме: а) Акрополь; б) Агора; в) Термы;

г) Форум; д) Колизей.

3. 38 –метровая колонна Траяна расположена на: А) Форуме; б) площади Святого Петра; в) Акрополе; г) Аппиевой дороге.

4. Какие новые по тем временам инженерные сооружения строили римляне: а) дороги; б) виадуки; в) очистные сооружения; г) акведуки; д) палестры;

е) плотины.

5. Одним из самых грандиозных зрелищных сооружений Древнего Рима является:

а) Форум; б) Колизей; в) Пантеон;

г) Триумфальная арка Тита Ливия.

6. Единственное сохранившееся в Риме до наших дней практически неповрежденным, величайшее античное купольное сооружение (43 м – высота):

А) Колизей; б) Пантеон; в) Форум;

г) Акрополь; д) Агора.

7. Архитектурный памятник, состоящий из больших портиков. Как правило, возводился при входе в город, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах, в память о важных событиях: а) виадук; б) акведук; в) арка;

г) термы.

8.Крупнейшие общественные постройки Древнего Рима, служащие местом отдыха и развлечений. Их посещение входило в повседневную жизнь римлян.

А) термы; б) амфитеатры; в) ипподромы;

г) стадионы; д) библиотеки; е) гимнасии;

ж) палестры.

Тест МХК 9 класс «Архитектура Древнего Рима»

1. Какие периоды выделяют в развитии художественной культуры Древнего Рима?

А) искусство латинов; б) искусство этрусков; в) искусство эпохи демократии;

г) искусство республики; д) искусство империи.

2. Центр общественной и деловой жизни в Риме: а) Акрополь; б) Агора; в) Термы;

г) Форум; д) Колизей.

3. 38 –метровая колонна Траяна расположена на: А) Форуме; б) площади Святого Петра; в) Акрополе; г) Аппиевой дороге.

4. Какие новые по тем временам инженерные сооружения строили римляне: а) дороги; б) виадуки; в) очистные сооружения; г) акведуки; д) палестры;

е) плотины.

5. Одним из самых грандиозных зрелищных сооружений Древнего Рима является:

а) Форум; б) Колизей; в) Пантеон;

г) Триумфальная арка Тита Ливия.

6. Единственное сохранившееся в Риме до наших дней практически неповрежденным, величайшее античное купольное сооружение (43 м – высота):

А) Колизей; б) Пантеон; в) Форум;

г) Акрополь; д) Агора.

7. Архитектурный памятник, состоящий из больших портиков. Как правило, возводился при входе в город, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах, в память о важных событиях: а) виадук; б) акведук; в) арка;

г) термы.

8.Крупнейшие общественные постройки Древнего Рима, служащие местом отдыха и развлечений. Их посещение входило в повседневную жизнь римлян.

А) термы; б) амфитеатры; в) ипподромы;

г) стадионы; д) библиотеки; е) гимнасии;

ж) палестры.

doc4web.ru

Древний Рим.МХК.10 класс - мхк, презентации

Более двеннадцати столетий насчитывает история Древнего Мира. Искусство Древнего Рима сумело не только унаследовать, но и творчески развивать лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный оригинальный стиль. На основе греческих образцов был разработан тип храма, стоящего на подиуме, с глубоким передним портиком. Появился тосканский ордер. За несколько столетий мастерами было создано великое множество разнообразных шедевров мирового искусства. Презентация наглядно показывает достижения периода Древнего Рима.

Просмотр содержимого документа «Древний Рим.МХК.10 класс»

Древний Рим Подготовил Ученик 10 «В» класса Акимов Александр Учитель МХК: Терёхина Т.А .

Древний Рим

Подготовил Ученик

10 «В» класса

Акимов Александр

Учитель МХК: Терёхина Т.А .

Быт римлян

Быт римлян

Дом не имел окон. Свет и воздух поступали через широкое отверстие в крыше. Стены из кирпича штукатурились и белились, часто изнутри их покрывали рисунками. В богатых домах пол украшался мозаикой — кусочками разноцветного камня или цветного стекла.    Беднота жила в лачугах или в тесных комнатушках многоквартирных домов. В жилища бедняков не проникали солнечные лучи. Дома для бедняков строились плохо и нередко обрушивались. Случались страшные пожары, уничтожавшие целые районы Рима. За обедом не сидели, а возлежали на широких ложах вокруг низкого стола. Бедняки довольствовались на обед горстью маслин, куском хлеба с чесноком и стаканом кислого вина (пополам с водой). Богатые люди тратили целые состояния на дорогие кушанья, изощрялись в придумывании удивительных блюд вроде жаркого из соловьиных языков.
  • Дом не имел окон. Свет и воздух поступали через широкое отверстие в крыше. Стены из кирпича штукатурились и белились, часто изнутри их покрывали рисунками. В богатых домах пол украшался мозаикой — кусочками разноцветного камня или цветного стекла.   
  • Беднота жила в лачугах или в тесных комнатушках многоквартирных домов. В жилища бедняков не проникали солнечные лучи. Дома для бедняков строились плохо и нередко обрушивались. Случались страшные пожары, уничтожавшие целые районы Рима.
  • За обедом не сидели, а возлежали на широких ложах вокруг низкого стола. Бедняки довольствовались на обед горстью маслин, куском хлеба с чесноком и стаканом кислого вина (пополам с водой). Богатые люди тратили целые состояния на дорогие кушанья, изощрялись в придумывании удивительных блюд вроде жаркого из соловьиных языков.
Нижней одеждой римлян была туника (род рубахи до колен). Поверх туники надевали тогу — плащ из куска белой шерстяной ткани овальной формы. Сенаторы и магистраты имели тогу с широкой пурпурной каймой. Ремесленники носили короткий плащ, оставлявший открытым правое плечо. Так было удобнее работать. Богатые и знатные римляне, не знавшие никакого труда, проводили ежедневно помногу часов в банях (термах). Там были облицованные мрамором бассейны с горячей и холодной водой, парильни, галереи для прогулок, сады и магазины.
  • Нижней одеждой римлян была туника (род рубахи до колен). Поверх туники надевали тогу — плащ из куска белой шерстяной ткани овальной формы. Сенаторы и магистраты имели тогу с широкой пурпурной каймой. Ремесленники носили короткий плащ, оставлявший открытым правое плечо. Так было удобнее работать.
  • Богатые и знатные римляне, не знавшие никакого труда, проводили ежедневно помногу часов в банях (термах). Там были облицованные мрамором бассейны с горячей и холодной водой, парильни, галереи для прогулок, сады и магазины.
Достижения в технике

Достижения в технике

Достижения в технике

Достижения в технике

  • Раньше из размягченной стеклянной массы лепили, как из глины. Римляне стали получать дутое стекло, изготовляли стеклянную посуду, научились отливать стеклянные изделия в форму.
  • Римские строители сооружали дороги, покрывавшиеся плотными каменными плитами. По обочинам дорог имелись обложенные камнем канавы для стока воды. Расстояния отмечались милевыми столбами Многие римские дороги сохранились до наших дней.
  • Римляне изобрели бетон, составными частями которого был известковый раствор, вулканический пепел и щебень. Бетон позволял применять при постройке мостов арки. По арочным мостам с желобом для труб наверху (акведукам) самотеком вода бежала в город. Рим времен империи имел 13 водопроводов.
Скульптура древнего Рима

Скульптура древнего Рима

Когда по греческому обычаю стали высекать статуи из камня, римские скульпторы сохранили обычай точно передавать черты человека, как это делалось на работах из воска. Если статуя изображает старика, то можно видеть морщины, дряблую кожу. Римская скульптура носила реалистический характер. Статуи были настоящими портретами, точно передававшими черты изображаемых лиц.

Когда по греческому обычаю стали высекать статуи из камня, римские скульпторы сохранили обычай точно передавать черты человека, как это делалось на работах из воска.

Если статуя изображает старика, то можно видеть морщины, дряблую кожу. Римская скульптура носила реалистический характер.

Статуи были настоящими портретами, точно передававшими черты изображаемых лиц.

Литература древнего Рима

Литература древнего Рима

Литература древнего Рима Современник Вергилия поэт Гораций писал чудесные стихи о дружбе и благах мирной жизни, воспевал красоту природы Италии и труд земледельца. Август хорошо понимал степень воздействия художественной литературы на массы и поэтому стремился привлечь поэтов и писателей на свою сторону. Друг Августа, богатый рабовладелец Меценат дарил поэтам поместья и делал им другие подарки. Поэты прославляли Августа как спасителя Римского государства, а время его правления называли «золотым веком». 1 Слово меценат стало обозначать знатного покровителя искусств.

Литература древнего Рима

Современник Вергилия поэт Гораций писал чудесные стихи о дружбе и благах мирной жизни, воспевал красоту природы Италии и труд земледельца. Август хорошо понимал степень воздействия художественной литературы на массы и поэтому стремился привлечь поэтов и писателей на свою сторону.

Друг Августа, богатый рабовладелец Меценат дарил поэтам поместья и делал им другие подарки. Поэты прославляли Августа как спасителя Римского государства, а время его правления называли «золотым веком». 1 Слово меценат стало обозначать знатного покровителя искусств.

Значение римской культуры

Значение римской культуры

Значение римской культуры Римляне вносили в культуру и новое, особенно в области строительства и техники. Язык римлян — латынь — стал родоначальником и основой языка многих народов (итальянского, французского, испанского и др.). Латинским алфавитом сейчас пользуются народы Западной и частично Восточной Европы, большей части Африки, Америки, Австралии (см. карту). Римскими цифрами мы обозначаем столетия, используем их на циферблатах часов. Ученые пользуются латинским языком для обозначения растений, минералов, частей человеческого тела.

Значение римской культуры

Римляне вносили в культуру и новое, особенно в области строительства и техники. Язык римлян — латынь — стал родоначальником и основой языка многих народов (итальянского, французского, испанского и др.). Латинским алфавитом сейчас пользуются народы Западной и частично Восточной Европы, большей части Африки, Америки, Австралии (см. карту). Римскими цифрами мы обозначаем столетия, используем их на циферблатах часов. Ученые пользуются латинским языком для обозначения растений, минералов, частей человеческого тела.

Спасибо за просмотр

Спасибо за просмотр

kopilkaurokov.ru