« Назад

Бунт в храме!

К 600 г. до н. э. доминирующее влияние жрецов в обществе воспринималось на севере Индии как должное. Жреческий ритуал жертвоприношения и соответствующая мантра (словесное выражение), совершаемые по правилам, записанным в жреческих учебниках, преобладали во всей жертвенной системе. Именно в эту пору внутри индуизма возникли движения джайнизма и буддизма (см. соответствующие статьи). Одновременно с этим упанишады изменили значение ведических традиций, которые были признаны "откровением". Они сформировали обязательный компонент нового синтетического учения, которое должно было возникнуть и по- лучить название "индуизм".

Джайны

Как Махавира (?599-527 гг. до н.э.), предполагаемая фигура, с которой связано возникновение джайнизма, так и Будда (примерно 563-483 гг. до н.э.), основатель буддизма, принадлежали к небольшим городам-государствам республиканской системы правления, возникшим среди арийских племенных союзов. Они происходили из благородных семей правящего класса, который в те времена занимал лидирующее положение в обществе.

Джайны верят в то, что Махавира был двадцать четвертым "создателем потока" (пророком) в современную эру космического упадка. (Цикличность истории считалась непреложной истиной.) Он, как и после него Будда, с тридцатилетнего возраста начал путешествовать в поисках "освобождения", или "спасения". Нашел он его в возрасте сорока двух лет, когда его душа обрела совершенство (кевалин), и он получил название победитель (джина). (Название "джайн" является производным от "джина".) Он умер в Паве (возле города Патна, в штате Бихар) после того, как проповедовал свое учение в течение тридцати лет.

Махавира был большим реалистом, чем брахманы. Он отрицал откровение и основывал свою религиозную систему на логике и опыте. Он придерживался несколько пессимистических взглядов на человеческое общество и придавал большое значение освобождению. На его взгляд, человеческая душа была опутана повседневными проблемами и нуждалась в возобновлении своей ритуальной чистоты и достижении таким образом бессмертия. Она могла достичь освобождения только после разрыва с заключенными в ней действиями и их последствиями. Каждая душа рассматривалась как реальная индивидуальная сущность. Таким образом, джайнизм утверждает множественность живых существ и противопоставляет ее единой первичной реальности (монизму).

Несмотря на то, что существование сверхъестественных существ полностью не отрицается, джайнизм в своей основе атеистичен, ибо отрицает как концепцию сотворения мира, так и любую возможность влияния провидения на мир. Важным элементом является путь познания и джайнистский анализ правильности поведения. (См. статью о джайнизме.)

Первой из пяти добродетелей считался отказ от насилия ахимса, который Альберт Швейцер назвал "почтением к жизни". Он был одобрен буддизмом и в настоящее время стал основополагающим элементом индуизма в интерпретации Махатмы Ганди. Остальные добродетели джайнизма включают правдивость, честность, целомудрие и непричастность к мирским событиям.

Будда

Если попытаться отделить исторические события от легенд, то Будда, Сиддхарта (его имя) Гаутама (фамилия) отверг культы жертвоприношений и кастовую систему и стал проповедовать новый путь освобождения и спасения, который он связывал с "погашением" (нирваной). В погашении нуждалось, прежде всего, желание действовать, которое держало человека пленником цепи перерождений. Если желание было причиной мук и страданий, которыми отмечен человеческий удел, то, несомненно, достичь освобождения и нирваны невозможно, не оставив перед этим желания.

Подобно врачу, он не только анализировал симптомы человеческого недуга, но и предписывал лекарство. В качестве последнего он указывал на "средний путь", опробованный им на собственном опыте. Он убедился, что в этом мире ни чувственная жизнь, ни аскетизм отшельников не приносят удовлетворения. Его учение положило основу Восьми Благородных Шагов к нирване (см. далее статью о буддизме).

Послание Будды было сохранено общиной его учеников, и буддизм быстро распространился - сначала по югу Индии, а оттуда на Шри-Ланку и Бирму. Школы буддизма разрастались, и к началу первого столетия до н.э. оформилось течение махаяна (большая колесница).

Буддизм махаяны был отчасти приспособлен к взглядам индуизма и к взаимодействию с ним. Будда стал считаться инкарнацией абсолютного Будды в его возрасте (т.е. историческим воплощением), а дхарма стала буквально отождествляться с брахманами в смысле абсолютного и вечного закона Вселенной. Великий буддийский мыслитель Нагарджуна ввел понятие приспособленного учения, которое допускало существование многочисленных религиозных подходов, так как ни один из них не мог претендовать на полный охват реальности.

Упанишады

Хотя идеи джайнизма и буддизма оказали на индуизм большое влияние, более поздние проповедники индусской веры не считали их ортодоксальными учениями. В отличие от них существовало другое полу секретное учение, которое распространилось среди жрецов, остававшихся верными ведическому наследию, но во многом изменивших индуизм будущего. Это учение получило название Упанишады (упа - рядом, ни - внизу, шад - сидеть), потому что к нему приобщались лишь те, кто сидел рядом с учителями.

Учителя не занимались произнесением молитв или ритуальными приношениями. Их больше заботило постижение сути Вселенной, реальности (брахмана), лежащей в основе всего остального существования. В то же время они занимались исследованием человеческого сознания и пришли к выводу, что основа человеческой индивидуальности (атмана) является не чем иным, как реальностью, опоясывающей весь космос.

Подобно джайнам и буддистам они старались преодолеть ощущение беспокойства и тщетности человеческого существования, скоротечности и непостоянства жизни.

Но суть постоянства они искали не только вне человека, но и внутри его. Их путь к спасению заключался в знании и духовном прозрении.

Подобно жреческим учебникам, каждая из Упанишад связана с одним из четырех ведических сборников. Они представляют собой теоретические трактаты, в которых с помощью иносказаний выражаются взгляды на реальный мир. В каждой книге по религии индусов приводится пример притчи о Светакету, описанной в Упанишадах чандойя. Светакету попросили отделить от дерева плод смоковницы, а затем разрезать его на все более мелкие части, пока он не увидит ничего. Отец напомнил ему, что ничего не происходит из ничего и что даже в бесконечно малом продолжает присутствовать сила, которая проходит через всю Вселенную и является основой всего сущего.

"Верь! - сказали ему.- Это духовное дуновение (брахман), которое является корнем всего сущего, и это то, чем являешься ты, Светакету!" "То, чем являешься ты" выражает единство человеческой индивидуальности (души) с единой реальностью. Кроме того, ему предложили убедиться в невозможности отделить соль от воды в соляном растворе. Соль полностью растворяется в воде. Таким же путем, объяснили ему, реальность внутри человеческого "Я" (атман) сливается с абсолютной реальностью (брахманом).

Радхакришнан подчеркивал различие между субъективными и объективными сторонами Упанишад. Он указывал, что Светашватара (один из пророков) "видел правду благодаря своему дару созерцания и благословению бога". Из этого следует, что правду нужно подтверждать не только логическими построениями, но и собственным опытом.

Несмотря на то, что Упанишады рассматривают всеобъемлющие понятия, они содержат значительное количество конкретного материала, который впоследствии можно перенести в религиозные обряды (бхакти). Нам говорят, что "брахман существует во всем и вне всего - нерожденный, чистый, величайший из величайшего, не имеющий ни дыхания, ни разума", и при этом брахман "всегда присутствует в сердцах всех существ - он убежище для всех и их конечная цель". "В брахмане заключено все, что двигается и дышит". Брахман составляет "объект обожания". "Познать" брахман значит определить свое существование внутри него.

Гопурам
Вид громадных индуистских храмов захватывает дух. Гопурам, башня при входе в храм Минакши в Мадуре. Минакши - супруга бога Шивы.



« Назад