« Назад

Будущее религий Японии

Так или иначе, новые религии питаются соками традиционной религиозной культуры Японии, которая сформировалась преимущественно на идеях синтоизма и буддизма с добавлением конфуцианских ценностей и идеалов. Гораздо меньшее влияние оказало на нее христианство. Исторические основы моральной базы синтоизма были заимствованы у конфуцианства, подчеркивавшего значение семейного долга и верности и распространившего эти концепции на школу, промышленность и государство. Такие конфуцианские ценности, как преданность и искренность (макото), благодарность, корректность поведения и благожелательность стали основополагающими принципами большинства религиозных организаций Японии.

Нельзя говорить о большом идеологическом влиянии современных христианских миссий, но достоинства их организационной структуры и методов работы были заимствованы некоторыми буддийскими сектами и новыми движениями. В стране возникли буддийские воскресные школы, появилась религиозная литература, оформленная по образцу христианской Библии и молитвенников. Общее количество христиан не превышает одного процента населения, что объясняется существующим предубеждением против его тесной связи с Западом. Связи христианских церквей с религиозной культурой страны можно охарактеризовать только как незначительные.

Светская Япония?

Несмотря на удивительные успехи некоторых новых религиозных движений, было бы неправильным утверждать, что буддизм и синтоизм в последнее время ослабили свои позиции. В некоторых сферах, особенно в политике и образовании, Япония совершила поворот к светскому государству. Характерной чертой стало отсутствие у населения глубоких религиозных знаний. Но в то же время большинство людей вовлечено в те или иные формы религиозного поведения, особенно в определенные времена года и решающие моменты жизни.

Кроме того, в глубине души многие хранят укоренившиеся представления о жизни, основанные на традиционном религиозном мировоззрении. Частично это может быть связано с натуралистическим восприятием ежегодной рутины календаря, объединяющего широкий спектр религиозных событий, следующих одно за другим с неизбежностью смены времен года. Может быть, это объясняется прагматическим восприятием повседневных религиозных обрядов как социальных обязанностей. Такое положение вещей, возможно, будет продолжаться еще очень долго.



« Назад