« Назад

Бхакти и концепция благосклонности

Бхакти, приверженность конкретному богу, ставшая важным элементом народной религии, возникла как реакция на строгость и суровость требований йоги. Цель йоги заключается в подавлении желаний, любви и чувств как таковых. Что же в этом случае могло служить делу удовлетворения эмоциональных потребностей верующих? Сводя вместе понятия бхакти, знания (джнаны) и кармы, Бхагаватгита показывает, что они не являются простым выражением эмоциональности: они всегда связаны с интеллектуальной и практической сторонами человеческой жизни. И все равно, на уровне простого народа интеллектуальный, или рациональный, элемент часто остается в тени, а на авансцену выходят экстаз и восторженность выражения любви.

Между седьмым и десятым веками н.э. ряд тамильских авторов (тамильский - один из четырех языков дравидской группы, распространенных на юге Индии) выразили свои религиозные чувства и опыт с исключительной теплотой и страстью. Источник большинства историй о Кришне, Бхагаватапурана (написанная примерно в 900 г. н.э.), отличается еще большей эмоциональностью. Один писатель так охарактеризовал это произведение: "Его бхакти служит эмоциональным лекарством, которое вызывает спазм в горле, вызывает потоки слез и заставляет волосы на голове шевелиться от сладостного возбуждения и часто приводит к переходам от истерического смеха к слезам и наоборот, к внезапным обморокам и длительным потерям сознания".

В одиннадцатом веке Рамануйя ввел бхакти в число классических понятий индуизма. Он указывал на значение связи концепции аватары с вишнуитской формой бхакти, согласно которой, Бог является людям лишь из сострадания, "чтобы осветить мир своим безупречным и совершенным величием и наполнить его своей любовью". Вишнуит обычно одевается в оранжевые или белые цвета и украшает себя гирляндами. Он наносит на лоб красные или белые вертикальные линии, или красные, черные или белые пятна между бровей. В пятнадцатом веке н.э. в Бенгале на основе движения бхакти Кришны возникла секта Хайтанья.

Эта секта привела к возникновению популярного на Западе движения Харе Кришна, приверженцы которого выражают почтение Кришне музыкой и танцами и достигают единства с божеством путем экстатического транса.

Если долгом человека является посвящение себя любовному почитанию Бога, то отсюда следует, что достижение мокши (освобождения) возможно только с согласия Бога. Следует ли считать это актом "чистой благосклонности" или же человеческие усилия тоже играют какую-то роль в этом процессе? Теологические дискуссии на тему благосклонности, подобные тем, что возникли среди христианских ученых, ведутся сейчас среди индуистов.

Были выдвинуты две теории действия благосклонности: подход "котенка" и подход "обезьяны". Кошка хватает котенка и переносит его куда захочет. Это предполагает полную пассивность со стороны котенка, и на такой же позиции стоят те, кто полагает, что благосклонность Бога действует подобным образом. Все происходит по воле Бога, и человек не может сделать ничего для достижения мокши. Детеныш обезьяны, в свою очередь, цепляется за мать. За сохранность жизни и развитие детеныша отвечает мать, но при этом его позиция не является полностью пассивной. Большинство учителей индуизма в традициях бхакти придерживаются этой точки зрения. Мы приникаем к Богу, и Бог осуществляет наше спасение.

святой человек
Медитирующий индуистский святой человек.

девятидневный праздник
Во время проживания в Уганде индусы проводили девятидневный праздник в честь богини Кали. Для поддержания священного огня использовали гхи, экстракт сливочного масла.

Красная метка
Красная метка на лбу индийской женщины обычно обозначает ее принадлежность к индуистской вере, но в разных районах обычаи могут отличаться.

Путь к спасению

Высшей целью индуистов является мокша. Это слово означает "освобождение" - избавление, эмансипацию и свободу. В отрицательном смысле оно ведет к "избавлению от пут" или "отбрасыванию" чего-то, что может считаться нежелательным - а именно цикла перерождений и привязанности к материальному миру. В положительном смысле это означает расширение кругозора, обретение спокойствия и чувства безопасности, ощущение удовлетворения (от достигнутой цели) и силы существовать и действовать. Чаще цель спасения воспринимается в отрицательном смысле - отрицания зла, горестей и разложения.

садху
Термин садху обозначает любого индуистского "святого человека". К ним относятся и аскеты-отшельники, и популярные чародеи. Приверженцы Вишну наносят золой на лоб три вертикальные полосы. У почитателей Шивы полосы горизонтальные.


« Назад